"Старуха Изергиль": анализ рассказа, образы героев. За что был наказан Ларра? Характеристика Ларры в рассказе М

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

Главный герой первой главы рассказа Горького «Старуха Изергиль», сын орла и женщины, которую он похитил из племени. Этот внешне ничем не отличающийся от других людей юноша, показывается автором, как символ, противостоящий самой жизни. Изначально присущие герою качества: красота и гордость полностью обесцениваются в его бездушном следовании инстинкту, стремлению достичь своей цели­ любыми путями, в самом его существовании, которое лишено как прошлого, так и будущего.

Герой легенды Ларра -­ это яркое воплощение бездуховности­ человека. Он мнит себя абсолютно совершенным, пытаясь даже убить всех неугодных ему людей, этими действиями он нарушает все законы человеческого бытия. Ларра, лишённый человеческой судьбы, не может даже умереть. Ему остается только просто существовать отверженным всеми людьми его племени, которые определили его такую судьбу.

По характеру этот юноша очень себялюбивый и эта черта переходит все мыслимые границы, она переходит в индивидуализм и крайней степени эгоизм. Его чувство прихоти раздуто просто до огромнейших размеров. В создании образа этого юноши автором использовалась не прямая авторская характеристика или психологический его портрет. Для этого он использовал описание характеристики своего героя через совершенные им поступки.

В произведении есть символ-деталь, им являются глаза юноши, они очень колкие и холодные, в них мы можем увидеть исполненный­ чувством собственного человеческого достоинства взгляд этого человека. Горький в своей легенде использует прием характеристики,­ так называемый несобственно-прямой. Он предоставлен­ в виде рассказчика и сопоставления с другим персонажем -

ТЕМЫ СОЧИНЕНИЙ:

Идейное и художественное своеобразие ранних про-изведений М. Горького.

Концепция человека в ранней прозе М. Горького. Слово в ранней прозе М. Горького. Нравственный пафос рассказа «Старуха Изер-гиль».

Роль композиции в раскрытии основной идеи рас-сказа «Старуха Изергиль».

В этом произведении в аллегорической форме изображается авторский идеал личности.

В Ларре, одном из героев легенды, которую рас-сказывает старуха Изергиль, себялюбие переходит все границы, перерастает в гипертрофию прихоти, каприза — в крайний эгоизм и индивидуализм. И один из старейшин племени, искавшего меру нака-зания Ларре за его преступление, убийство отверг-нувшей его девушки, подсказал поистине мудрое решение: индивидуализм наказать индивидуализ-мом — обречь преступника-эгоцентриста на вечное одиночество.

Ларра

— Это тень! Почему ты зовешь ее Ларра?

— Потому что это — он. Он уже стал теперь как тень, — пора! Он живет тысячи лет, солнце высушило его тело, кровь и кости, и ветер распы-лил их. Вот что может сделать бог с человеком за гордость!..

И разговаривали с ним, а он отвечал, если хо-тел, или молчал, а когда пришли старейшие пле-мена, он говорил с ними, как с равными себе.

А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хо-чет делать этого.

— Разве вы пользуетесь только своим? Я ви-жу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги... а владеет он животными, женщинами, землей... и многим еще

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Стойте! Наказание есть. Это страшное наказа-ние; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Нака-зание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с не-бес, — хотя на них не было туч. Это силы небес-ные подтверждали речь мудрого.

А этот юноша, который теперь получил имя Ларра, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, сво-бодный, как отец его.

И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они броси-лись на него, не тронулся с места и ничем не по-казал, что будет защищаться. Тогда один из лю-дей догадался и крикнул громко:

— Не троньте его! Он хочет умереть!

Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их по-ступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен че-ловек за гордость!

Образ Данко в легенде о Данко построен на кон-трасте. Волю романтического героя автор противо-поставляет безволию толпы. Своей героической смертью Данко утвердил бессмертие подвига. По-двиг есть следствие огромной любви к людям.

Данко

— Эти искры от горящего сердца Данко. Бы-ло на свете сердце, которое однажды вспыхнуло огнем... И вот от него эти искры. Я расскажу тебе про это...

— Не своротить камня с пути думою. Кто ни-чего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдем в лес и пройдем его сквозь, ведь имеет же он ко-нец — все на свете имеет конец! Идемте! Ну! Гей!..

Это был трудный путь, и люди, утомленные им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бесси-лии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Дан-ко, человека, который шел впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими, — вот как!

— Вы сказали: «Веди!» — и я повел! — крик-нул Данко, становясь против них грудью. — Во мне есть мужество вести, вот потому я повел вас! А вы? Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец!

И вот его сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести на легкиипуть, и тогда в его очах засверкали лучи того могучего огня...

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и ос-вещая им путь людям.

Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.

В рассказе о самой Изергиль более многопланово, чем в рассказах о Ларре и Данко, ставится проблема соотношения свободы и любви. Будучи рожденной прожить жить Данко, она проживет ее, как Ларра.

Изергиль

Я тогда любила одного достойного пана с из рубленным лицом. Все лицо было у него изрубле-но крест-накрест саблями турок, с которыми он незадолго перед тем воевал за греков. Вот чело-век!.. Что ему греки, если он поляк? А он пошел, бился с ними против их врагов.

Что ему греки, если он поляк? А вот что: он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это мож-но. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место по-двигам. И те, которые не находят их для себя, — те просто лентяи или трусы или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не пожирала бы людей бес-следно...

Он был рыбаком с Прута, и потом, когда мать узнала про все и побила меня, уговаривал все ме-ня уйти с ним в Добруджу и дальше, в дунайские гирла. Но мне уж не нравился он тогда — только поет да целуется, ничего больше! Скучно это бы-ло уже.

Она меня познакомила с молодцом. Был хо-рош... Рыжий был, весь рыжий — и усы и кудри! Огненная голова. И был он такой печальный, иногда ласковый, а иногда, как зверь, ревел и дрался. Раз ударил меня в лицо... А я, как кошка, вскочила ему на грудь, да и впилась зубами в ще-ку... С той поры у него на щеке стала ямка, и он любил, когда я целовала ее...

Их обоих и повесили вместе — и рыбака и это-го гуцула. Я ходила смотреть, как их вешали. В Добрудже это было. Рыбак шел на казнь бледный и плакал, а гуцул трубку курил. Идет себе и ку-рит, руки в карманах, один ус на плече лежит, а другой на грудь свесился. Увидал меня, вынул трубку и кричит: «Прощай!..»

— А то еще турка любила я. В гареме у него была, в Скутари. Целую неделю жила, — ниче-го... Но скучно стало... — все женщины, женщи-ны... Восемь было их у него... Целый день едят, спят и болтают глупые речи... Или ругаются, квохчут, как курицы...

Романтические герои в раннем творчестве Горь-кого помещены в необычные, исключительные или условные обстоятельства. Для усиления исключи-тельности обстоятельств используются фантастиче-ские элементы и приемы устного народного творче-ства. Аллегорические способы изображения позво-ляют писателю выразить философскую проблемати-ку, поставить вопросы о правде и смысле жизни, о счастье и подвиге.

Романтизм

Ветер тек широкой, ровной волнЪй, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое и, рож-дая сильный порыв, развевал волосы женщин в фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказоч-ными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазии одевали их все прекраснее.

Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки. И все как бы остановилось в своем росте, умирало, шум голосов гас, удаляясь, пере-рождался в печальные вздохи.

Шли маленькие люди между больших деревь-ев и в грозном шуме молний, шли они, и, кача-ясь, великаны-деревья скрипели и гудели серди-тые песни, а молнии, летая над вершинами леса, освещали его на минутку синим, холодным огнем и исчезали так же быстро, как являлись, пугая людей.

Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое серд-це ногой... И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло...

— Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого.

Когда люди увидали это, они снова принялись судить о том, как наказать его. Но теперь недолго они говорили, — тот, мудрый, не мешавший им судить, заговорил сам:

— Стойте! Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен. Вот его наказание!

И тут произошло великое. Грянул гром с небес, — хотя на них не было туч. Это силы небесные подтверждали речь мудрого. Все поклонились и разошлись. А этот юноша, который теперь получил имя Лappa, что значит: отверженный, выкинутый вон, — юноша громко смеялся вслед людям, которые бросили его, смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком... А этот — был человек. И вот он стал жить, вольный, как птица. Он приходил в племя и похищал скот, девушек — все, что хотел. В него стреляли, но стрелы не могли пронзить его тела, закрытого невидимым покровом высшей кары. Он был ловок, хищен, силен, жесток и не встречался с людьми лицом к лицу. Только издали видели его. И долго он, одинокий, так вился около людей, долго — не один десяток годов. Но вот однажды он подошел близко к людям и, когда они бросились на него, не тронулся с места и ничем не показал, что будет защищаться. Тогда один из людей догадался и крикнул громко:

— Не троньте его. Он хочет умереть!

И все остановились, не желая облегчить участь того, кто делал им зло, не желая убивать его. Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками. И вдруг он бросился на людей, подняв камень. Но они, уклоняясь от его ударов, не нанесли ему ни одного, и когда он, утомленный, с тоскливым криком упал на землю, то отошли в сторону и наблюдали за ним. Вот он встал и, подняв потерянный кем-то в борьбе с ним нож, ударил им себя в грудь. Но сломался нож — точно в камень ударили им. И снова он упал на землю и долго бился головой об нее. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы.

— Он не может умереть! — с радостью сказали люди. И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел — высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду... Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит... 

Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей... Вот как был поражен человек за гордость!"

Старуха вздохнула, замолчала, и ее голова, опустившись на грудь, несколько раз странно качнулась.

М. Горький «Старуха Изергиль»