«Анализ последней сцены повести «Тарас Бульба. Тарас бульба анализ произведения

Гоголя — это историческая повесть, раскрывающая перед читателем быт казаков Запорожской Сечи. Повесть рассказывает о героическом прошлом страны, где рождались настоящие патриоты. Это одна из знаменитых работ Гоголя, которую мы изучили на уроке и теперь сделаем анализ произведения, раскрывая проблематику и главную мысль работы автора.

Краткий анализ произведения

Анализируя произведение Тарас Бульба читатель переносится в 16-18 век, когда украинский народ ведет борьбу с польской шляхтой. В центре произведения главные герои — два сына , а также сам Тарас Бульба, который был не только отцом и патриотом, но и казацким полковником. Повесть переносит нас в Запорожскую Сечь, куда после учения приезжают сыновья Бульбы. Это уже повзрослевшие, сильные парни, настоящие казаки, которые будут воевать рядом со своим отцом. К несчастью Андрий полюбил дочь врага и переступил через все клятвы и законы казаков. Он предатель и единственным исходом могла быть только его смерть. Можно только представить, насколько тяжело далось Тарасу Бульбе убийство своего сына, но иного выход не было. Предательство не прощалось, особенно среди казачества того времени. В отличие от брата, Остап оказался настоящим патриотом, который в плену не проронил ни слова и умер, как герой.

Из анализа произведения Тарас Бульба Гоголя мы видим, насколько мужественным, праведным и справедливым был полковник, который породил сына, и сам же его убил за предательство. Подобное было нормой в военное время, хотя сегодня сложно принять такие обычаи. Но ведь мы и живем в другие времена, поэтому не имеем права осуждать кого-либо из персонажей. Такие уж были законы и правила.

Проблематика повести Тарас Бульба

В своем произведении Тарас Бульба Гоголь раскрывает разную проблематику. Это борьба с врагом, когда приходилось защищать родные границы. Здесь и нравственный выбор, когда приходится выбирать между чувствами и долгом. Показывает автор и важность сплоченности, которая приводит к победе. Здесь же автор раскрывает темы отношения детей и родителей. Раскрыта проблема самопожертвования, любви и верности.

Главная мысль

Познакомившись с этим шедевром мировой литературы, можно выделить и главную мысль повести. Заключается она в непоколебимой любви к Родине, необходимости ее оберегать и защищать. Именно этим занимались казаки, самоотверженно бросаясь на поле боя.

«Мы вспомним Тараса и песню споем…». Читаем отрывок из повести со слов «Тут же стояло нагое дерево…» до слов «…которая бы пересилила русскую силу!» и затем анализируем его. Например, пленение Тараса и приговор ему вызывают тяжелые переживания и автора, и читателя. Нам жаль Тараса, нам трудно примириться с мыслью, что он умрет в страшных муках. Одновременно мы испытываем чувство возмущения и гнева по отношению к врагам. Не о себе думает Тарас перед смертью. Тарас страстно хочет, чтобы его товарищи ушли от преследования, и нас наполняет чувство гордости за человека, любящего Отчизну и товарищей больше, чем себя. Когда в первый раз голос Тараса не был услышан казаками, его охватывает душевная боль. Но боль сменяется радостью, когда Тарасу бросились в глаза «выдвинувшиеся из-за кустарника четыре кормы», появилась надежда, что казаки могут спастись. Радость сменяется глубоким удовлетворением от того, что на этот раз его призыв услышан.

Страшный удар обухом по голове заставил Тараса потерять на какое-то время сознание. Но когда он очнулся и увидел, что его товарищи ушли от погони, радость вновь овладела им. А читатель в этот момент восхищается мужеством Тараса, его отвагой, чувством товарищества и презрением к смерти, проникается его ненавистью к врагам, презрением к ним и верой в торжество правого дела. Рассматривание и сопоставление иллюстраций П. П. Соколова, Е. А. Кибрика и Д. А. Щмаринова, изображающих гибель Тараса, дает учащимся возможность зримо представить себе эту, быть может, самую сильную сцепу повести, соотнести свои зрительные представления с видением художников-иллюстраторов, подумать над тем, кому из художников удалось ярче и вернее передать гоголевский текст, эмоционально убедительнее воссоздать последний подвиг Тараса.

Сопоставляя иллюстрации, все приходят к выводу, что более сильное впечатление производят те рисунки, где все внимание художника сосредоточено на самом Тарасе, его переживаниях, где Тарас дан крупным планом. Художник Соколов слишком многое включает в сферу изображения, тем самым рассеивая внимание зрителя. Он подробно выписывает развалившуюся крепость, поляков, привязывающих Тараса веревками к разбитому молнией дереву, другую группу поляков, замахивающихся на Тараса дубинами. Иллюстрация в целом производит впечатление стилизации, все в ней выписано слишком тщательно, даже несколько декоративно, она мало волнует.

О каких делах и подвигах своего атамана вспоминали казаки, плывя на челнах

по Днестру? И вот пальба ляхов прекратилась, казаки живо поплыли на узких челнах, дружно гребли веслами, осторожно минуя отмели, всполашивая подымавшихся птиц и говоря о подвигах своего атамана. Они вспоминали, как Бульбу выбрали кошевым под Дубно, когда все разделились на две группы, как славно говорил он о русском товариществе. А тем, кто не участвовал битве под Дубно, рассказывали некоторые эпизоды из нее. Один уже немолодой, понюхавший пороху казак, рассказывал двум молодым запорожцам о том, как Тарас, спасая товарища, один бросился на отряд всадников.

Несколько запорожцев вспомнили его речь под Дубно, они понимали тогда, что для многих это будет последний бой, но за святую Русь они готовы были отдать свои жизни. «Да,- говорили казаки,- хороший товарищ был Тарас. Не зря говорил слова о товариществе: он вдохновлял нас на подвиг и сам совершил много подвигов во славу товарищества и родной земли. Ведь как он рубился с ляхами, сколько их в капусту искрошил? И вот не уберегли мы его. Не хотел Тарас люльку оставлять на чужой земле, а пришлось оставаться самому. Но и в последние минуты свои не думал он о смерти, а думал о нас, о своих товарищах: «К берегу, хлопцы, к камышу, там челны, берите все и уходите!» - кричал Тарас. И вот мы на свободе, а он в сырой земле. А когда казнили Остапа,- говорили другие казаки,- хоть и сильно тосковал Тарас, но не пал духом, ие пошел отлеживаться в свой хутор, а стал страшно мстить врагам за Остапа и убитых товарищей».
И еще о многом говорили они. О том, откуда и когда пришел Тарас с сыновьями на Сечь, вспомнили, как ради Отчизны не пожалел Тарас жизни своего младшего сына-предателя. «Не пожалели бы и мы жизни за Тараса. Теперь наша очередь мстить за него врагам и оберегать любимую Отчизну». Жизнь Тараса Бульбы подвиг, а подвиги достойны песни. Кто же такой Тарас Бульба? Это представитель жизни целого парода, целого политического общества в известную эпоху жизни. Он любил свою родную Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал и то и другое в каждой капле крови своей.

Дружно гребут казаки. Они плывут на своих узких челнах, подымая в воздух огромные стаи птиц, и говорят про своего атамана. Живет народ, живет его подвиг. Живут в памяти народном, и песнях и сказаниях его лучшие сыны. Так «бессмертная душа» старого Тараса оживает в творчестве поэтов, писателей и художников, создавших свои произведения во время Великой Отечественной войны. Повесть живет и в сознании наших современников, духовно обогащая каждое новое поколение. Героическое прошлое, открывающееся пытливой и взыскательной юности, не может не окрылять своим примером, прекрасным и суровым, а удивительный талант Гоголя сделал идею служения Родине яркой, волнующей и вечно живой.

В. Г. Белинский называет «Тараса Бульбу» «дивной эпопеей, написанной кистью смелою и широкою», «огромной картиной в тесных рамках, достойною Гомера». Не нужно давать учащимся в связи с этим определение «эпопея», тем более что Белинский употребляет слово «эпопея» не в современном его смысле, а скорее подчеркивая внутреннюю близость повести Гоголя к народно-героическому эпосу.

Чем же напоминает «Тарас Бульба» народно-героический эпос? Выясняем, что герои повести - сильные, могучие люди, устремленные к высокому гражданскому идеалу, совершающие легендарные подвиги во славу Отчизны. Особенно сильно сказались народно-поэтические традиции в описании битвы под Дубно. Гиперболизированный портрет Тараса напоминает портреты былинных богатырей, а изображение Тараса в бою сходно с изображением Ильи Муромца, бившегося с несметной вражьей силой, Бросается в глаза также явное сходство других запорожцев с былинными богатырями.

В заключение еще раз надо подчеркнуть, что замечательная повесть Гоголя, явившаяся столь полным выражением народного духа, на все времена вошла в сокровищницу народной культуры как одно из ценнейших ее достояний.

Повесть «Тарас Бульба» входит в сборник Н. В. Гоголя «Миргород». Это историческое произведение, которое собрало в себе множество действующих лиц, значительно отличается от других повестей сборника. Гоголь всегда умел замечать самые тонкие и мелкие дели и подробности, на которые никто не обращал внимание. Его наблюдательность создает очень точные, живые картины в каждом его произведении, будь то описание природы, села или человека.

Но то, как Гоголь описывал человека, повторить сложно. Наблюдения автора позволяли ему проводить анализ всех свойств человеческого характера и создавать единый, многогранный образ. Но если во многих своих произведениях он говорил о деградации человека, то в произведении «Тарас Бульба», на примере казацкого полковника и его сыновей автор показывает то, каким должен быть человек, что для него должно быть истинно важным, какими чертами обладают русские.

Автор изображает картину сложного для его Родины времени борьбы с польской шляхтой. Гоголь отобразил истинную дружбу единого народа — малороссы, а позднее украинцы и русские — единый народ Киевской Руси. Автор через всю повесть протянул тему братства и товарищества. В то время зарождалось казачество — яркие пример русской силы, ведь именно русские собирались на Хортице. Это были князья и бежавшие крепостные, но на Сечи они становились братьями, товарищами.

В описании Тараса Бульбы вложены не вымышленные черты, а реальная характеристика казака того периода. Лишь иногда, когда наступает кратковременное перемирие, Тарас живет дома и занимается хозяйством. Но прежде всего он казак, он защитник и остальное время воин, которых тогда было очень много он проводит с оружием в руках на полях сражений. Своим долгом, целью жизни казак видит в службе Родине, в ее защите. Тарас грубоват и прямолинеен, что ярко контрастирует с изнеженными польскими воинами.

Самое ценное, самое... дорогое для Тараса Бульбы — Родина. Любовь и верность родной земле для него значительнее, чем личные интересы. Необыкновенным ударом стало для Тараса предательство его младшего сына. Андрей меняет на понравившуюся полячку свою Родину, друзей, семью и идет воевать против своих. Была ли это любовь или мимолетное увлечение — не важно, ведь Андрей без раздумий бросил своих товарищей и вышел против них с мечом. Его не остановило то бесчинство, которое творили ляхи на его родной земле, сжигая села и вырезая людей.

Старший сын Тараса Остап был гордостью своего отца. Он был верен своей земле и вере до последнего. От рук поляков он принял страшную, мучительную смерть, и при этом вел себя героически до последнего вздоха, чтобы криками боли не радовать врага. Он знал, что его жертва не напрасна — он страдал за Святую Русь, за свою веру, за друзей.

Истории двух братьев — это истории двух разных путей, которые человек выбирает самостоятельно, решая стать ли героем или добровольно нанести на себя клеймо предателя. В наше время эти образы не менее актуальны, так как у каждого из нас всегда есть выбор — ценить свое или пресмыкаться ради подачки, отправляясь заграницу в поисках лучшей жизни.

Тарас Бульба принял смерть достойную казака, нанеся крестное знамение. Его вера, отвага преданность олицетворяют дух его народа, дух русских и малороссов, которые до настоящего времени были истинными патриотами. Эта повесть помогает понять свою историю и обратиться к собственным ценностям, к родной земле и православию.

Героические образы повести «Тарас Бульба» создают контраст с остальными героями сборника «Миргород», демонстрируя то, какими люди были, какие качества имеет каждый из нас и чем человек может стать, если будет поощрять в себе пороки.

" - одно из выдающихся произведений отечественной литературы на историческую тематику. Ее можно смело назвать национальным эпосом казачества.

Сразу же после публикации повесть вызвала единодушные восторженные отзывы. Критики сравнивали Гоголя с Гомером. В частности, Белинский считал "Тараса Бульбу" "высочайшим образцом, идеалом и прототипом" современной эпопеи, а Сент-Бев назвал повесть "Запорожской Илиадой".

2. История создания. впервые обратился к теме национально-освободительной борьбы украинского народа против Польши в повести "Страшная месть" и неоконченном романе "Гетьман". Накопленные в ходе этой работы материал и опыт позволили писателю задуматься о более серьезном произведении.

В 1833 г. он начинает писать "Тараса Бульбу". "Тарас Бульба" был впервые опубликован в сборнике "Миргород" (1835 г.). В 1842 г. значительно переработанная повесть вошла в состав второго тома Сочинений Гоголя.

3. Смысл названия . - главный герой повести. Этот литературный образ не имеет реального прототипа. В нем писатель воплотил наиболее характерные качества, присущие предводителю казачества: смелость, бесстрашие, беспощадность к врагам и презрение к смерти.

4. Жанр. Историческая повесть.

5. Основная тема произведения - патриотизм казачества. Гоголь с большим уважением относился к героическому прошлому украинского народа. Сложившееся на окраине России казачество стало уникальным явлением. Казаками становились самые смелые и отчаянные люди, которые стекались в Запорожскую Сечь чаще всего под угрозой неминуемой гибели. В этой среде больше всего ценились воинские качества, а в мирное время казаки полностью отдавались безудержной гульбе.

Несмотря на бесшабашный характер, высшей ценностью для казачества была православная вера. Казаки имели отдаленное понятие о строгом соблюдении религиозных обрядов, но при этом выступали самыми главными защитниками православной церкви. Вера лежала в основе патриотизма казаков. Для них не так важна национальная принадлежность врагов, ведь мир четко делится на православных, бусурман и католиков. Противники придерживаются такой же точки зрения.

Во время войны религиозная вражда становится особенно острой. В повести казаки выступают в поход при известии о надругательстве поляков над православными обычаями. Идея мести моментально объединяет всех. Беспорядочная толпа гуляк становится организованным войском. Гоголь не обвиняет своих героев, устроивших для поляков кровавую резню. Они поступали в полном соответствии с жестокими понятиями своей эпохи.

Важно то, что казаки руководствовались высшей идеей, а не простым желанием грабежа. В разговоре казаки постоянно подчеркивают свою горячую приверженность религии. Очень характерно, что Тарас Бульба под стенами осажденного города провозглашает первый тост "За веру!". Умирающий Мосий Шило произносит: "Пусть же стоит... православная Русская земля". Автор подчеркивает, что одним из главных качеств казачества является умение достойно умирать "за святую веру".

6. Проблематика . Центральной проблемой повести является сохранение национальной независимости украинского народа. Запорожская Сечь была вынуждена постоянно находиться в боевой готовности, ожидая нападения либо со стороны поляков, либо татар. Противники не знали пощады. Поражение казаков могло привести к полному уничтожению их необычного вольного государственного образования. Этим объясняется небывалая стойкость и мужество защитников своей земли. Наряду с этой глобальной проблемой Гоголь детально описывает личную трагедию главного героя, основанную на предательстве родного сына.

Переход на сторону противника ради любви - проблема нравственного выбора. Ради прекрасной полячки отважный казак предал свою землю, веру, товарищей и семью. С точки зрения Тараса он не заслуживает прощения. Убийство родного сына в его глазах - гораздо менее серьезное преступление, чем предательство. В условиях ожесточенной войны поступок главного героя абсолютно оправдан. При этом Тарас - не бесчувственная машина для убийства. С невероятным риском для жизни он едет в Варшаву только лишь для того, чтобы в последний раз взглянуть на Остапа. Одним из самых сильных и трогательных эпизодов в повести является сцена казни и ответ Тараса на предсмертный отчаянный призыв старшего сына.

7. Герои . Тарас Бульба, Андрей, Остап, безымянная панночка.

8. Сюжет и композиция . Повесть не имеет прямого аналога в истории. По некоторым упоминаемым деталям действие должно происходить в середине XVII века. Сам автор относит его к XV-XVI вв. В сюжете воплощена вся многовековая история борьбы казачества против польских панов. Трагическая судьба Тараса Бульбы и его сыновей наглядно демонстрирует, как эта борьба сказывалась на жизни рядовых казаков.

9. Чему учит автор . Гоголь считал, что прошлое может служить не только уроком, но и прямым руководством для современников. Смягчение нравов привело к утрате истинного патриотизма. Как бы ни жестоко выглядело убийство Андрея отцом, только такие суровые меры позволяли предкам выстоять в непрерывных войнах и сохранить свою землю для потомков. Главное достоинство Тараса Бульбы - пренебрежение личными интересами ради общей высшей цели. Даже умирая, он старается помочь своих товарищам. Спасение казаков доставляет ему радость и надежду на конечное торжество православной веры. Такая самоотверженность должна служить примером для каждого человека.

Год написания — 1835

Жанр «Тарас Бульба» — историческая повесть.

В центре повествования — судьба казацкого полковника Тараса Бульбы и двух его сыновей. Завязка — приезд бывших бурсаков в родительский дом. Кульминаций несколько. Развязка — гибель самого Тараса Бульбы.

Тема — изображение исторических событий XVI — XVII века в Украине, быта, обычаев Запорожской Сечи

Идея — Прославление военного общества, возвеличивание подвига, патриотизма, преданности идеи защиты родной земли.

Основная мысль — Любовь к Родине, возвеличивание казачества.

Проблематика «Тарас Бульба»

  • Защита родной земли.
  • Нравственный выбор.
  • Единство, сплоченность — залог победы.
  • Любовь, верность, самопожертвование.
  • Отношения родителей и детей.
  • Честь и предательство

Повесть «Тарас Бульба» рассказывает читателю о борьбе украинского народа с польской шляхтой. Широкое, эпическое изображение этой борьбы определило патриотический пафос повести. Гоголь показал в своем произведении узы дружбы, связывающие два братских народа — русский и украинский — в их общую историческую судьбу.

Главный герой повести Тарас Бульба не условно-богатырский образ - он наделен конкретными историческими чертами. Гоголь правдиво рисует образ казака той суровой эпохи. Лишь в редкие промежутки затишья Тарас возвращается к мирной семейной жиз­ни; остальное время он - воин, отдающий себя служению отчизне.

Тарасу не свойственны колебания, он всегда знает свою цель; свой долг он видит в безупречном служении родине, отсюда исто­ки его бесстрашия и мужества. «Грубая прямота нрава» Тараса Бульбы противопоставлена изнеженности польской шляхты и тем представителям казачества, которые перенимали ее привычки.

Верность родине, любовь к ней для Тараса выше кровного род­ства и личной привязанности. Тем страшнее трагедия, коснувша­яся его семьи. Было у полковника Бульбы два сына, старший - Остап и младший - Андрий. Остапа Гоголь наряду с другими казаками наделяет богатырскими чертами. А вот Андрий - чело­век более тонкий, замечающий и умеющий ценить красоту в окружающей его жизни. Прельстился казак молодой польской панночкой и перешел на сторону врагов, предав и родину, и отца, и товарищей своих. Бульба сам казнил своего сына, изменившего родине и народу.

В Остапе мы видим продолжателя отцовского дела, Тарас им гордится. Для Остапа, как и для других казаков, нет ничего до­роже отчизны, и для нее он готов вместе со всеми перенести самые страшные муки и смерть. В сцене казни Остап, подверга­емый нечеловеческим пыткам, не теряет мужества, зная, что его гибель не напрасна.

Андрий же, став на путь предательства, «пропал для всего казацкого рыцарства», не стал молодой казак защитником род­ной земли, а вместе с врагами стал убивать своих бывших друзей и товарищей.

Образы двух братьев - это два возможных человеческих жиз­ненных пути. Это или бессмертие во имя народного счастья, или бесславная смерть предателя, имя которого потомками если и будет упоминаться, то с ненавистью и позором.