Фома гордеев история написания. Роман «Фома Гордеев

Прежде всего, в знаменитом произведении «Фома Гордеев» известный русский литератор – Горький представляет перед читателем пороки общества. Ведь эта тема очень цепляла писателя. Он был обеспокоен порядком в обществе. Он боялся нарастающего правления «хозяев». Он осознавал, что это разваливает целостность общества изнутри. Эту проблему в произведении «Фома Гордеев» писатель показывает в подробностях на примере семьи Гордеевых.

Один из главных героев произведения – Игнат Гордеев представляет собой основателя дела. Этот человек начинал свою деятельность с водолива, работая на бирже богатого Заева. В сорок лет Гордеев стал владельцем трех пароходов. Игнат представляет собой очень мощную и в то же время противоречивую личность. В этом образе уживался в одно время и неистовый человек, и жадный человек, и безумный гуляка. Этот человек может спокойно смотреть на крах его барж, во время ледохода, Игнат может рискнуть всем, что у него есть из-за ярко выраженного чувства азарта. Ради азарта он не пожалеет ничего. В таких случаях этот лирический образ рассуждал достаточно философски. Оно говорил «Волга дала, она же и забрала».

В повести «Фома Гордеев» Горький продолжил традиционную тему русской классической литературы - разоблачение античеловеческого характера власти денег (А.Н. Островский, М.Е. Салтыков-Щедрин и др.). Работу над повестью он считал «переходом к новой форме литературного бытия». Джек Лондон назвал произведение «большой книгой»: «...в ней не только простор России, но и широта жизни». Это «целительная книга», ибо «она утверждает добро». Повесть была подготовлена развитием русского реализма второй половины XIX века. Её тема - внутреннее разложение буржуазного класса, историческая обречённость миропорядка. Среди «хозяев жизни» особое, возможно, важнейшее место занимают буржуа новой формации, такие, как Яков Маякин - «идеолог» нового купечества. Однако повесть называется «Фома Гордеев». Почему? Горький отвечает: «Эта повесть... должна быть широкой, содержательной картиной современности, и в то же время на фоне её должен бешено биться энергичный здоровый человек, ищущий дела по силам, ищущий простора своей энергии. Ему тесно. Жизнь давит его, он видит, что героям в ней нет места, их сваливают с ног мелочи, как Геркулеса, победившего гидр, свалила бы с ног туча комаров». Фома не совместим с миром собственников и должен «выломиться» из него. Этот образ явно романтизирован писателем.

4. На дне

Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. Драматизм произведения определяется наличием в нем острого конфликта, затрагивающего отношения человека со средой, с обществом.

Среди особенностей пьесы назовем наличие в ней сразу нескольких в разной степени выраженных конфликтов. Так, присутствие среди героев людей разных слоев общества обусловливает развитие социального конфликта. Однако он малодинамичен, так как у хозяев ночлежки Костылевых социальное положение не намного выше, чем у ее обитателей. Но у социального конфликта в пьесе существует еще одна грань: каждый из ночлежников несет в себе массу противоречий, связанных с их местом в обществе, внутри каждого героя есть свой социальный конфликт, выбросивший их на «дно» жизни.

Развитие любовного конфликта связано с отношениями между Васькой Пеплом и Наташей, в которые вмешиваются притязания на любовь Василисы и ее мужа. Васька Пепел без малейших сомнений оставляет изменявшую с ним мужу Василису ради по-настоящему высокого чувства к Наташе. Героиня словно возвращает вора Ваську к истинным жизненным ценностям, отношения с ней, безусловно, обогащают его внутренний мир и пробуждают мечты о честной жизни. Но зависть старшей сестры мешает благополучному исходу этой любовной истории. Кульминацией становится грязная и жестокая месть Василисы, а развязкой – убийство Костылева. Таким образом, любовный конфликт разрешается триумфом отвратительной Василисы и поражением двух влюбленных сердец. Автор показывает, что на «дне» нет места истинным чувствам.

Философский конфликт в драме является основным, он в той или иной мере затрагивает всех героев произведения. Его развитие провоцирует появление в ночлежке странника Луки, который приносит новый взгляд на мир обитателям «дна». В противоречие вступают две жизненные позиции: ложь во спасение и правда без прикрас. Что же оказывается нужнее людям? Лука проповедует жалость и сострадание, он вселяет надежду на возможность иной, лучшей жизни. Те герои, которые ему поверили, опять стали мечтать, строить планы, у них появился стимул жить дальше. Вот только не рассказал им старик о трудностях, которые неизбежны на пути к светлому будущему. Он как бы дает толчок к началу новой жизни, но дальше человек должен идти сам, а вот хватит ли ему для этого сил? Всегда ли иллюзии могут стать поддержкой в трудностях? Герой-антипод Сатин считает, что жалость унижает человека, для жизни человеку нужна правда, какой бы жестокой она ни казалась.

Все философские мысли в пьесе высказываются героями в прямых диалогах и монологах. Горький не дает прямой оценки слов своих героев.

В финале драмы происходит одно убийство и одно самоубийство. Но автор не выносит приговор ни одной из жизненных философий, лежащих в основе пьесы. Скорее, можно почувствовать общее сожаление о пассивности и слабости людей, оказавшихся на «дне», увидеть их собственную вину в случившемся и осознать тщетность помощи тому, кто сам к ней не готов. Неоднозначность и многоплановость пьесы связаны с глубиной поднятых проблем. Нельзя видеть в Луке дурацкого «лукавого» старичка, который все время врет, но нельзя и идеализировать его сострадательную любовь. В то же время, Сатин, на первый взгляд, произносит свой монолог, как в бреду, в его воспаленном мозгу всплывают фразы, которых он понахватался из разных мест. Но своим восторгом он пытается заразить народ, поднять на революцию. Хотя в его словах очевидна подмена ценностей. И может быть, этим образом Горький предупреждал нас об извечно существующей в революции подмене ценностей, в чем и заключается ее трагедия.

Разделы: Литература

Класс: 11

Цель: нравственные поиски смысла жизни главным героем повести Горького «Фома Гордеев»;

Задачи:

  • отражение исторической обстановки в повести Горького; картины купеческой жизни;
  • «лишние» люди, их ограниченность и «туподушие», «они указали, чем я не должен быть…»;
  • развивать интерес к исследовательской работе, уметь самостоятельно делать выводы, обобщения, сравнивать.

Оборудование:

1) М.Горький. «Фома Гордеев».Москва 1977год. (тексты).
2) Презентация к уроку.
3) Проектор.
4) Иллюстрации к произведению.
5) Русская литература 20 века. 11класс.Практикум для общеобразовательных учреждений. Под ред. Ю.И. Лыссого. М. Мнемозина, 1998 год.

Что вы сделали? Нет, не жизнь вы сделали, а тюрьму…
Не порядок вы устроили – цепи на человека выковали.
Душно, тесно, повернуться негде живой душе.
Погибает человек!

Горький М. «Фома Гордеев»

Нет уж, я сам себе место выберу.

Горький М. «Фома Гордеев»

ХОД УРОКА

– Раскрывая тему урока, доказывая правильность выбранных эпиграфов, определите цель урока. (Поиски смысла жизни, своего «я», своего места в ней)

– В повести Горького «Фома Гордеев» (1899) представлена широкая картина русской жизни, современником, которой был сам автор. Писателя всегда волновали человеческие запросы. Самое главное – ему близко стремление к полнокровной счастливой жизни. Большинство героев не осуществляет это стремление. Это воспринимается как драма личности. Стремление героя к полнокровной жизни воплощено Горьким в повести «Фома Гордеев».
Герой протестует против лжи и лицемерия, его давит «тесная» жизнь, он ищет дела по силам, пытается найти в жизни свою дорогу, свое «я». В конце концов, спивается и очень просто может стать обитателем ночлежки, похожей на ту, которую показал Горький в пьесе «На дне».

– Каждая группа провела свои поиски, сделала выводы по повести в рамках темы и теперь вам предоставляется право защитить свои задания.

1 группа – гл. 1, стр.47-49 (ученик Кузнецов)

– Горький начинает свою повесть с рассказа об отце Фомы – Игнате Гордееве.
Почему? Что это дает для понимания образа главного героя?
– Расскажите о нем (об отце) (происхождение, соц.положение, образ жизни, отличительные черты характера) и о матери.
– Что роднит Игната Гордеева с Диким и Кабановой из пьесы Островского «Гроза»? Какую разницу вы увидели?
Мятежный дух родителей в большей степени проявился в Фоме. Родители еще не осознавали того, что их беспокоит. Происходящее вокруг заставляет задуматься Фому над тем, какое же место ему в жизни уготовано, т.е. каково его собственное «я» в жизни. Мучительный вопрос о смысле жизни мог бы встать перед отцом и матерью, если бы жили
они в другое, более позднее время.

Ответ к вопросу 2. Первые уроки жизни Фоме дал отец. Часто он говорил Фоме: «Надо учить тебя жить».
Однажды мечтательный мальчик попал с отцом на пароход, где перед ним развернулась новая жизнь. На все смотрел он широко раскрыв глаза, ему казалось, что он движется по широкой тропе в чудесную страну сказок. Обо всем он спрашивал отца, тот как умел, объяснял ему. Однажды мальчик передал разговор лоцмана с командой об отце. И Игнат тогда решил, что пора
учить сына жизни.

В рассказах отца было что-то ясное, понятное, Фоме нравилось, что отец его сильный, ловкий. Сердце его забилось сильно и горячо. С тех пор он стал более внимательным к окружающему, чувствовал все обостренно, все, волновавшее душу, возбуждало в нем новые смутные ощущения и желания. Ко всему относился Фома серьезно, вдумчиво. Неопределенностью характера, мечтательностью, любопытством, задумчивостью он походил на мать. Он чувствовал в себе что-то особенное, отличавшее его от сверстников, но тоже не мог понять – что это такое? И подозрительно следил за собой. Это повлияло на него, но не определило жизненного пути четко, определенно.

Уже первые уроки жизни заставляют Фому задуматься о собственном назначении, вызывают стремление жить не по указке.
– Кто дает Фоме первые серьезные уроки жизни? (Отец)
– Какой была наука жизни, преподанная Фоме отцом? Смог ли юноша принять ее?

Обобщение. Главное, чему учил отец Фому, – быть хозяином, добиваться своего, невзирая на средства. Мечтательный и вдумчивый Фома, отвергая устоявшиеся жизненные правила, начинает поиски своего места в жизни.

– В каких произведениях мы встречались с уроками отцов? Чему они учили? (Пушкин А.С. «Капитанская дочка» – «Береги честь смолоду», Гоголь Н.В. «Мертвые души» – «копи копейку…».)
– Близка ли мораль Игната Фоме? (Он прислушивался, стал более внимательным. Протестует, хотя протест еще стихийный).

Задание 2-ой группе.

Уроки жизни продолжаются.
– Кто же еще имел сильное влияние на Фому? Кто пытался по-своему повернуть Фому? (Крестный, Яков Маякин) .
– Чему же учил крестника Яков Маякин?

Дополняем схему «Буду я тебя, Фома, учить»
– гл. Ш, 1У, У, Х., гл.4 стр.76,78,80,90,93, гл.5 стр. 93-94,95
– Чем заканчиваются отношения Якова Маякина и Фомы Гордеева и вместе с тем купеческая жизнь, деятельность Фомы? Нарастание неприязни между ними.
– Принимает ли Фома уроки жизни Якова? (Отвергает. Фоме, как он говорил, хотелось быть похожим на человека. Он чувствовал глухую неприязнь к Маякину,т.к. не принимает его жизненных принципов. Никакой радости ни от денег, ни от своей деятельности он не чувствовал. Вначале происходит внутренний разрыв, а после встречи на пароходе – окончательный, открыто. Он чувствует себя сильным, способным на что-то большое.)

4. Какое значение для понимания идейного содержания повести имеет сцена купеческого гуляния на пароходе купца Кононова?

– Каким предстает купечество? Чему они Фому учат?
– Принесло ли это удовлетворение Фоме?

а) Все ярче рисует Горький картины того, как «бешено бьется», как «ищет дела по силам» человек, а его сваливают с ног мелочи». Фома Гордеев – личность, вступившая в борьбу со своей средой. Как в Гоголевском «Ревизоре» на теплоходе – сцене проходят образы всего цвета города. Речь Фомы, как на экране выувечивает сущность каждого.

б) – Зачитывают речь Маякина и Фомы (инсценировка) гл.13 стр.229-233
в) (ответ учащихся)
г) – Речь Фомы обличительная, он каждому говорит правду. А всегда ли правду приятно слушать? (нет)

Фома противопоставлен другим купцам, этим неблагородным собирателям денег. Он выше себе подобных, потому что он «протестует» и «обличает», а
не следует законам, их правде.
– Чему они учат? к вопросу 4

Мы зачитали финал повести – торжественный обед в честь спуска на воду парохода Кононова «Илья Муромец». Перед нами целая галерея образов купцов. Не ограничена власть хозяев города, откровенно говорящих о своей позиции, стремящихся везде быть первыми – Маякин, Кононов, Щуров, Гущин, Бобров и др., а некоторые и вовсе без имени и фамилии. Чувствуется какая-то тревога. И вот перед этими людьми Фома произносит свою обличительную речь. Его наполняют разноречивые чувства (сказать какие) гл.13. Но выплеснутая правда не приносит Фоме облегчения, она «раздавила» обличителя. И вместо моральной победы он казался сам себя теперь чужим и непонимающим того, что он сделал этим людям и зачем. Купцы не могут его понять, т.к. ими владеет только жажда наживы любыми способами, стяжательство, косность. Таким быть они учат Фому. Он оказался один. Купцы не понимают Фому, потому что их мораль Фомы. Он не находит ни одной живой души, способной понять его, дать ему хоть капельку любви.

5. В повести, помимо Фомы, Горький рисует образы еще нескольких молодых людей, выходцев из той же купеческой среды, ровесников Фомы. Зачем автор рассказывает о Любе М., Африкане Смолине, Николае Ежове?
– Пытаются ли они научить Фому чему-то?
– Как проявляется характер Фомы в общении с разными людьми?
(ответ) Фома стремится максимально приблизиться к людям, вызывающим у него острый интерес.

Рассказы о ровесниках Фомы

Все они разные, во всех он разочаровывается, чувствует их опустошенность, а хочет видеть в них правду. Он пугается, что есть эта правда, что есть что-то такое неведомое. Фома пытается понять, зачем живет, но не находит ответа. Горький знал, что есть в человеке ценности, утрата которых есть нравственная гибель человека.
В общении с разными людьми. Характер Фомы проявляется по-разному. Он пренебрежительно относится к бедным, во время воровства яблоко он впервые ощутил власть над людьми и силу денег. Странности характера проявляются во многом, он мечтательный, любит заниматься самокопанием. Ему интересно и любопытно сравнивать встречающихся людей с собой. Все они пытаются чему-то учить Фому, а он стремится жить не по указке, а ищет «себя», свое место в жизни (вспомнить эпизод с собой).
Обобщение. Все эти образы даны для сопоставления с главным героем. Одни из них примирились с окружающей действительностью. Неудовлетворенность их жизнью – явление временное. Они более образованы, но их хищническая натура прикрыта дорогой одеждой, да хорошими внешними манерами. Но жизненные принципы, их философия остались теми же.
Пустозвона и Емелю Ежова Фома быстро понял, тот слишком далеко от народа, о котором он говорит постоянно.
Только Фома до конца пошел против волчьих законов своей среды. Романтические представления о жизни натолкнулись на реальную жизнь, законы которой он не может понять и объяснить, но жить по ним не желает.
Гневно, как умеет, он протестует против лжи и лицемерия, пытается найти свое место в жизни, свое «я», чтобы чувствовать себя человеком. Он пытается найти людей, которые живут и думают по-другому.
Не сумев найти таких, заливает вином страдающую душу, не видит выхода из тупика жизни, разуверился во всех и вся.
Таким образом, Фома пополняет галерею лишних людей.
– Назовите их. Кто они? (Мцыри, Евгений Онегин, Печорин, Базаров и др.)
– Предположите возможное будущее Фомы с учетом исторического процесса этого времени.
– Когда писалась повесть? Что это за время? (1899 г.)

Вывод: На рубеже веков, такой герой, как Фома – не типичен ни как купец, ни как представитель своего класса, он только здоровый человек, который хочет свободной жизни, которому тесно в рамках, современности. Так и не нашел он своей дороги, своего «я». На рубеже веков не нашлось человека, который бы помог Фоме найти свое «я» был единомышленником. Бросая вызов своему классу, обвиняя его в том, что там нет жизни живой душе, выбирая свой путь, Фома так и не нашел его (путь).

– Удалось ли Горькому показать такого человека?
– А почему? (Не учился, не читал, он ничего не делал)
– Знал ли Фома для чего живет? Для чего он создан? (Вот Ежов, Смолин нашли свое «я», у них не было такого восприятия жизни, как у Фомы.)

– Вы тоже сейчас стоите на пороге жизни, вы должны выбрать свой путь, свою дорогу жизни. Мы не должны быть такими, как Фома, нужно сразу ставить большую, яркую цель в жизни.

Рефлексия

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

  • сегодня я узнал…
  • было интересно…
  • было трудно…
  • я выполнял задания…
  • я понял, что…
  • теперь я могу…
  • я почувствовал, что…
  • я приобрел…
  • я научился…
  • у меня получилось …
  • я смог…
  • я попробую…
  • меня удивило…
  • урок дал мне для жизни…
  • мне захотелось…

Домашнее задание:

1. Составить таблицу схему «Образная система героев повести по отношению к главному действующему лицу.
2. Роман «Мать» читать.

Повесть Максима Горького «Фома Гордеев» символизирует начало нового этапа в творческой деятельности автора. В ней нашли отражения важнейшие социальные и политические события в жизни страны того времени. В частности, в повести уделяется внимание такому явлению как рост рабочего движения во второй половине 90-ых годов. Здесь же излагается субъективная точка зрения писателя и его впечатления от происходящих в стране изменений.

Горький ощущает на себе всю силу ударов от столкновений морального, экономичного и социального характера с представителями буржуазии. При этом автору нередко приходилось иметь дело с рабочими людьми, а также завязывать общение непосредственно с самим рабочим движением. Впечатления Горького, которые произвели на него все эти люди и взаимодействие с ними легли в основу данной повести.

Публике свое произведение Горький представил в 1900 году. Читателям была продемонстрирована яркая картина русской жизни, в том числе показана вся подноготная русской буржуазии со всеми ее позитивными и негативными особенностями. Последнее весьма наглядно показано на примере образа Анания Изурова, который достиг материального благополучия за счет своей преступной деятельности. Также далеко не лучшим образом характеризует русское буржуазное общество персонаж Якова Маленина, мечтающего о том, чтобы в руках капиталистов было не только лишь экономическое влияние, но и политическая власть.

Таким образом, особое внимание в романе уделяется яркому представителю класса буржуазии Якову Маленину и непосредственно главному герою Фоме Гордееву, являющему собой образец неприятия и сопротивления всем идеям буржуазного толка. Его не интересует вопросы наживы и накопительства, он стремится к правде и справедливости, не желает притворяться и обманывать. Его идеал – это свободная жизнь вне рамок собственнических отношений, жажды наживы и тому подобных вещей. Фома Гордеев являет собой яркое противопоставление современному миру хозяев, которое характеризует его неустойчивость и возможность изменения ситуации в скором будущем.

Однако сам герой не способен совершить серьезные перемены в сложившемся общественном устройстве или же повлиять на их формирование. Он далек от передовой интеллигенции, при этом тяга к подобному образу жизни и мировосприятию в его душе присутствует. Он достаточно много размышляет о жизни, и все же настоящего стремления к знаниям и, соответственно, к образованию у Фомы нет. В конце романа Гордеев оказывается не в силах противостоять буржуазному укладу, оставаясь поверженным и униженным перед лицом беспощадного мира капиталистов.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ произведения Страдания юного Вертера Гете

    Роман «Страдания юного Вертера» стал одним из самых выдающихся произведений в немецкой литературе. В этом произведении двадцатипятилетний Иоганн Вольфганг фон Гёте описывает несчастную любовь юноши Вертера к девушке Шарлотте.

  • Композиция трагедии Борис Годунов Пушкина

    Произведение «Борис Годунов» посвящено тяжелым взаимоотношениям обычного народа и царя. Именно данная поэма являлась переломным моментов в творчестве Пушкина. Она символизирует, в своем роде, переход от лирик к историческому реализму.

  • Образ и характеристика Пирогова в рассказе Невский проспект Гоголя сочинение

    Одним из основных персонажей произведения является поручик Пирогов, по сюжету повести представляющий приятеля романтика Пискарева.

  • Сочинение Тимур и его команда Гайдара

    Подросткам свойственно увлекаться каким-то видом деятельности, который может иметь общественную пользу. Нет ничего удивительного в том, что группа молодых людей по своей инициативе решила оказывать посильную помощь семьям погибших защитников Родины

  • Николай Николаевич в повести Гранатовый браслет Куприна сочинение

    Николай Николаевич – второстепенный персонаж повести Куприна «Гранатовый браслет». Он является братом Веры и Анны. Его можно охарактеризовать как холостяка, у которого все удачно сложилось с карьерой.

Сочинение

Начало нового этапа в творчестве Горького связано с его романом. «Фома Гордеев» (1899), посвященным изображению «хозяев жизни», представителей русской буржуазии - купечества, с которыми мы уже встречались в некоторых рассказах Горького 90-х годов. Писатель особенно глубоко постиг мир капитала, когда в качестве корреспондента «Нижегородского листка» и «Одесских новостей» несколько месяцев провел на Всероссийской торгово-промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 896 году. Именно в это время были написаны его рассказы о «хозяевах»: «Тоска», «Тронуло», «Колокол» и др.

В «Фоме Гордееве» Горький на первый план выдвигает проблему морали. Он ставит перед собой задачу показать, как подлинно человеческое начало вступает в противоречие с лицемерной, лживой, а часто и откровенно циничной моралью капиталистов. В романе показана группа «хозяев», представляющих разные социально-психологические типы русского купечества. Среди них есть и представители старых, патриархальных первонакопителей и тех, кто, почувствовав свою экономическую силу, рвется к политической власти. К купцам первого типа относится крупный лесоторговец и пароходчик Ананий Шуров, прообразом которого, как свидетельствует автор, был нижегородский купец Гордей Чернов, отличавшийся необузданным самодурством и жестокостью. К богатству Шуров шел через целую цепь преступлений. Он разбогател на том, что с помощью беглого каторжника делал фальшивые деньги, затем убил его и труп сжег вместе с банькой, где каторжник прятался от людей. Через преступления пришли к богатству Луп Резников, Кононов, Зубов, Робустов и другие купцы, изображенные или упомянутые в романе. «Среди этих людей,- пишет Горький,- нет почти ни одного, о котором Фоме не было бы известно чего-нибудь преступного».

Эти люди ради денег готовы пойти на любое преступление - в этом суть капитализма, его «фамильная черта». Так показаны капиталисты не только Горьким. И. Франко еще в 80-е годы в повести нарисовал яркий тип хищника в образе Германа Гольдкремера, в душе которого постепенно «разгоралась страшная лихорадка, слепая жажда денег, она заглушала все остальные чувства, заставляла его не видеть никаких преград и манила его к одной только цели - богатству». Во второй редакции повести (907) Франко еще больше заострил черты хищника в характере Германа, подчеркнув, что для расширения своих богатств он не останавливается перед прямым грабежом, вступив в разбойничью шайку барышников. Не лишена основания мысль о том, что такое заострение образа Франко сделал под влиянием романа Горького, который он высоко ценил.

Иным, хотя не менее жестоким и беспощадным, представлен в романе Яков Маякин. Он не только богатый купец, крупный делец, но и идеолог класса. Если Шуров - враг просвещения и технического прогресса, считающий, что машина развращает людей («машины работают, а люди от этого балуются»), то Маякин готов человека подменить машиной: машину «завел - она и кует тебе рубли… без всяких слов, без хлопот… А человек - он беспокойный». Маякин и за просвещение, но такое, которое помогло бы нивелировать людей, превращать их в «простые кирпичи» «одной меры», чтоб удобно управлять: «как я хочу, так и положу». Маякин любит разглагольствовать о купечестве как носителе культуры. Хорошо понимая экономическую силу буржуазии, он считает, что купечество «по нынешним дням» вправе потребовать и политической силы, «простора» в делах государственных, «свободы действий».

Однако при всей самоуверенности, при всем оптимизме, с которым он смотрит на будущее купечества, Маякин, как человек трезвого и практического ума, не мог не почувствовать, что в мире назревают какие-то перемены, что для России наступают тревожные дни, жизнь становится беспокойной и неустойчивой: «Смутилась Россия, и нет в ней ничего стойкого: все пошатнулось!..»

Россия действительно «смутилась». Даже в купеческой среде появились люди, которые почувствовали фальшь собственнического мира. Именно таков главный герой романа молодой купец Фома Гордеев, «выламывающийся» из своего класса. Впрочем, Горький и Якова Маякина считал центральным персонажем, и для этого есть основания: Маякин и Фома - два полюса в романе, два центра, в них в наибольшей мере воплощена борьба двух тенденций, двух моралей - морали капиталиста и морали человека, стремящегося к здоровому жизненному началу. Маякин даже как бы заслоняет собой Фому. В то же время, как заметил Горький в письме к Чехову (август, 1899), Фома «загородил» Маякина от цензуры.

Не ограничиваясь изображением буржуазного класса и людей, поднимающих бунт внутри этого класса, Горький пытается найти те силы, которые могли бы повести осознанную борьбу за изменение жизни. И хотя писатель и сам еще ясно не представлял эти силы, взоры его все чаще обращались в сторону людей труда, в сторону рабочего класса. Образы рабочих в «Фоме Гордееве» не занимают много места, однако они играют в нем важную роль. Первый протест против хозяев мы слышим из уст матросов на пароходе Игната Гордеева; матрос Ефим, называя хозяина кровососом, гневно говорит: «…драть с меня шкуру, которой я не продал… Это уж без совести! Ишь ты, какой мастер соки-то из людей выжимать».

Образы людей труда, особенно рабочих-наборщиков, наиболее грамотных в среде рабочего класса, с которыми журналист Ежов знакомит Фому во время загородной прогулки, придают роману особое революционное звучание. «Будущее принадлежит людям честного труда… Великая работа предстоит вам!» В этих словах Ежова выражена горьковская вера в силы и возможности народа.

Другие сочинения по этому произведению

«Делу не хозяин, а лютый враг» (по роману «Фома Гордеев») «Купец сила» (по роману «Фома Гордеев») Изображение купечества в повести «Фома Гордеев» Образ Фомы Гордеева в одноименной повести М. Горького.

Анализ эпизода произведения "Фома Гордеев" - "Смерть Игната"

Игнат Гордеев - одаренный и умный человек из народа, жадный до жизни, “охваченный неукротимой страстью к работе”, в прошлом водолив, а теперь богач - владелец трех пароходов и десятка барж. “Жизнь его не текла ровно, по прямому руслу, как у других людей, ему подобных, а то и дело, мятежно вскипая, бросалась вон из колеи, в стороны от наживы, главной цели существования”.

В образе Игната Гордеева очень ярко показан тип купца-грабителя, которого духовный разврат толкает к физическому, а ощущение своей гнусности заставляет надрывно каяться. "В теле Игната жили три души": нажива, разврат, покаяние.

Он принадлежал к людям, которые внутренне протестовали против порядков этого мира, хотя и не могли противиться складывавшимся экономическим отношениям.

Одни из последних слов Игната Гордеева, его последнее напутствие сыну: «На людей не надейся... многого от них не жди... Мы все для того живем, чтобы взять, а не дать...», ясно иллюстрируют отношение его к жизни. Как всю свою жизнь прожил этот персонаж, так он и умер. Все что он делал, он делал для себя и только для себя. Даже сын его, которого он так ждал, был для него лишь чем-то, что он оставил после себя, чтобы не пропало его добро, не ушло от него самого даже после его смерти.

Отец Фомы – Игнат Гордеев, довольно богатый купец. Он создал свое состояние сам. Выйдя из рабочей среды, Игнат сумел сохранить некоторые духовные ценности, давно потерявшие какое-либо значение для других купцов. Однако жажда к накопительству взяла верх, и Игнат стал тратить все свои силы на создание капитала. "Но, отдавая так много силы этой погоне за рублем, он не был жаден в узком смысле понятия и даже, иногда, обнаруживал искреннее равнодушие к своему имуществу". Иногда – "обыкновенно это случалось весной, когда все на земле становится так обаятельно и красиво и чем-то укоризненно ласковым веет на душу с ясного неба, – Игнат Гордеев как бы чувствовал, что он не хозяин своего тела, а низкий раб его". Тогда Игнат устраивал бесшабашные кутежи. В такие дни "казалось, он бешено рвет те цепи, которые сам на себя сковал и носит, рвет их и бессилен разорвать". Этот протест скоро заканчивался, и жажда денег брала верх. Такие порывы не привносили в душу Игната ничего нового, и в его жизни ничего не менялось.

Безусловно, несмотря на краткость эпизода, сцена смерти Игната является крайне важной и яркой частью произведения.

Смерть отца во многом повлияла на жизнь главного героя, Фомы Гордеева, изменила привычное ее течение, и, помимо этого, именно описание смерти еще раз подчеркнуло характер самого Игната Гордеева, а развивающиеся после нее события показали характер его сына.

Свой бунтарский дух Игнат передает сыну, и в нем он развивается гораздо сильнее. В самом детстве, когда еще тетка Анфиса читает ему сказки, любимыми героями Фомы становятся разбойники, даже отца он в детстве причисляет к ним. Став немного взрослее, Фома, естественно, перестает верить в сказки, зато любимыми его занятиями становятся "разбойничьи набеги" в соседские сады за яблоками, в которые "он вкладывает сердца больше, чем во все другие похождения и игры". Но жизнь постепенно берет свое, и реальность врывается в прекрасный мир детства. А врывается она очень грубо: умирает его отец. После этого жизнь начинает "дергать его со всех сторон, не давая ему сосредоточиться на думах". Он остается один: он никому не верил так, как отцу, даже Маякину, хотя на словах не мог с ним не соглашаться, в душе противился почти всему, что тот говорил. И теперь его просто стало некому направить. Его окружают в большинстве своем люди или слабые, сломленные жизнью, или нечестные, или подлые и трусливые. Среди них нет никого, кто бы смог указать Фоме его "путь", хотя среди них есть такие, судьба которых очень похожа на судьбу Фомы. Это и Любовь Маякина, его крестная сестра, и его школьный товарищ Ежов. Любовь пыталась найти смысл жизни в книгах, но читала их беспорядочно и поверхностно, в итоге, ее собственные понятия размылись, а новых, как таковых, у нее не появилось. У Ежова сложилась несколько другая ситуация: он получил хорошее образование, стал писателем-фельетонистом, но жизнь так сильно потрепала его, что у него не хватает сил двигаться дальше, и его уже почти никто не интересует, кроме себя самого. В итоге, он тоже ничем не может помочь Фоме.

Смерть отца Фомы явилась своеобразным переломом в повествовании, переходом для главного героя к новому этапу в его жизни, именно в этом заключается одна из главных причин важности этой сцены.

По-моему Игнат Гордеев является далеко не самым последним из персонажей произведения. Это характерный герой, через описание жизни которого, отчасти ее противопоставление жизням других купцов, Горький сумел показать нравы и привычки современного ему купечества. Кроме того описание жизни Игната Гордеева помогает в дальнейшем понять характер и чувства самого Фомы.