К ак же часто мы обсуждаем актрис, щедро и уверенно развешивая ярлыки «талантливая» или «бездарная»! И нередко мы сами не можем объяснить того, почему эта артистка кажется нам гениальной, а та – совершенной пустышкой. Л егенда гласит, что девочку хотели н

Лет 18 назад, учась в начальных классах, я впервые посмотрел фильм Андрея Тарковского «Сталкер». Честно признаюсь, что из картины тогда практически ничего не понял, но мне запомнились эмоции жены Сталкера, не желающей отпускать его в Зону. Эту роль исполнила Алиса Бруновна Фрейндлих.

Вконтакте

Однокласники


Позже я ближе ознакомился с творчеством этой прекрасной актрисы. Не могу не выделить ее роли в картинах «Соломенная шляпка», «Д’Артаньян и три мушкетера» и, конечно, «Служебный роман».


Не могу поверить, что Алисе Бруновне уже 82 года. Она смогла достойно встретить старость, не пользуясь услугами пластических хирургов. Говоря о таких, как Фрейндлих, вспоминаю слова итальянской актрисы Анны Маньяни: «Не прячьте моих морщин: они мне слишком дорого достались!» И с этим сложно поспорить…


За свою прекрасную карьеру Фрейндлих всем доказала, насколько она красива. И не стоит пытаться обмануть время. В 82 Алиса Бруновна не пытается выглядеть на 30. Да ей этого и не нужно делать!


Творческие успехи актрисы принесли ей, помимо народного признания, множество различных наград. Даже не берусь их все перечислять, иначе на это уйдет уйма времени…


Актриса трижды была замужем. В середине 50-х она вышла за однокурсника Владимира Карасева, но брак быстро распался. От второго мужа Игоря Владимирова у Фрейндлих родилась дочь Варвара. А с третьим супругом Юрием Сольовьем, проживающим сейчас за границей, актриса до сих пор периодически созванивается, сохранив теплые отношения.


Дочь Фрейндлих пошла по стопам матери и работает с ней в одном театре. Варвара была замужем за политиком Сергеем Тарасовым, который погиб во время подрыва поезда «Невский экспресс» в 2009 году. Тогда без отца остались двое детей: Никита и Анна.


Никита, кстати, тоже решил пойти по стопам бабушки. Сейчас он учится в школе-студии МХАТ.

Заслуженная артистка РСФСР (10.07.1965).
Народная артистка РСФСР (8.10.1971).
Народная артистка СССР (25.02.1981).

Ее мама, Ксения Фёдоровна Фёдорова, смолоду жила в Пскове, участвовала в самодеятельных спектаклях. Потом училась на драматических курсах Ленинградского театра рабочей молодежи (ТРАМа), стала женой актера того же театра Бруно Фрейндлиха. Сама Ксения Фёдоровна была актрисой только в юности, недолго; все дальнейшие годы работала бухгалтером, растила Алису. С Бруно Артуровичем они расстались еще перед войной, но в жизни Алисы отец присутствовал всегда. Вместе с мамой Алиса оставалась в блокадном Ленинграде, три года после войны, начиная с середины 1946-го, проживали в Таллине. Потом вернулись домой.
В школе Алиса активно занималась в театральном кружке, который вела Мария Александровна Призван-Соколова. Мария Александровна поверила в звезду Алисы, позвала в свой дом, вместе с мужем Павлом Карловичем Вейсбремом помогли подготовиться к поступлению в 1953 году в Театральный институт.

В 1957 году окончила Ленинградский театральный институт им. А. Н. Островского, курс Б. В. Зона.

В 1957-1961 годах - актриса Ленинградского драматического театра им. В.Ф. Комиссаржевской.
В 1961-1983 годах - актриса академического театра им. Ленсовета.
С 1983 года - в труппе БДТ им. Горького (с 1992 - им. Г.А. Товстоногова).

театральные работы

Театр имени В.Комиссаржевской:
Гога - «Человек с портфелем» А. Файко, 1957
Котька - «Светите, звезды!» И. Микитенко, 1957
Катя Крайнева - «Раскрытое окно» Э. Брагинского, 1958
Поля Вихрова - «Живая вода» по роману Л. Леонова "Русский лес", 1959
Маша - «Время любить» Б. Ласкина, 1960
Вера - «Случайные встречи» Р. Назарова, 1961
Маша - «Рождены в Ленинграде» О. Берггольц, 1961

Театр имени Ленсовета:
Зина Капкова - «Первый встречный» Ю. Принцева, 1961
Элиза Дулиттл - «Пигмалион» Б. Шоу, 1962
Лиза Стратова - «Женский монастырь» В. Дыховичного, 1963
Таня - «Таня» А. Арбузова, 1963
Джульетта - «Ромео и Джульетта» У. Шекспира, 1964
Лика - «Мой бедный Марат» А. Арбузова, 1965
Селия Пичем - «Трехгрошовая опера» Б. Брехта, 1966
Гелена - «Варшавская мелодия» Л. Зорина, 1967
Малыш - «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» А. Линдгрен, 1969
Даша - «Хождение по мукам» по трилогии А. Н. Толстого, 1970
Катарина - «Укрощение строптивой» У. Шекспира, 1970
Катерина Ивановна - «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, 1971
Мадам Алиса - «Двери хлопают» М. Фермо, 1972
Альдонса - «Дульсинея Тобосская» А. Володина, 1973
Ковалёва - «Ковалёва из провинции» И. Дворецкого, 1973
Ведущая, Уриэль Акоста, Елизавета, Мария-Антуанетта, 2-й Певец - «Люди и страсти» (по классикам немецкой драматургии), 1974
Марта, Она - «Интервью в Буэнос-Айресе» Г. Боровика, 1976
Ёлочкина - «Пятый десяток» А. Белинского, 1977
Раневская - «Вишневый сад» А. П. Чехова, 1978
Любовь Георгиевна - «Нечаянный свидетель» А. Арбузова, 1981
Моноспектакль «Оскар и Розовая дама» Э. Шмитта, 2004

БДТ им. Г.Товстоногова:
Ирина - «Киноповесть с одним антрактом» А. Володина, 1984
Глафира - «Волки и овцы» А.Н. Островский
Элейн Наваццо, Бобби Митчел, Дженет Фишер - «Этот пылкий влюбленный» Н. Саймона, 1985
Ванда Кепеци - «Барменша из дискотеки» Ю. Андреева, 1986
Настя - «На дне» М. Горького, 1987
Аманда Уингфилд - «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса, 1988
Леди Мильфорд - «Коварство и любовь» Ф. Шиллера, 1990
Шарлотта - «Вишневый сад» А. П. Чехова, 1993
Леди Макбет - «Макбет» У. Шекспира, 1994
Леди Крум - «Аркадия» Т. Стоппарда, 1998
Ханна Уоррен, Диана Николс, Милли Майклз - «Калифорнийская сюита» Н. Саймона, 1999
Шут Фесте - «Двенадцатая ночь» У. Шекспира, 2003
Джин Хортон - «Квартет» Р. Харвуда, 2005
Москалёва - «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, 2008
Этель Тэйер - «Лето одного года» по пьесе Э. Томпсона «На Золотом озере», 2010
Алиса - «Алиса» А. Могучий, С. Носов, С. Щагина, 2013

Работы вне основных театров:
Раневская - «Вишневый сад» А. Чехова, Театр "Современник"
Лидия Васильевна Жербер - «Старомодная комедия» А. Арбузова, 1992
«Гори, гори, моя звезда» (музыкально-поэтический спектакль по произведениям поэтов Серебряного века - М. Цветаева, А. Ахматова, О. Мандельштам, Н. Гумилев), 1996
Варвара Васильевна - «Осенние скрипки» И. Сургучева, 1997
Мадлен - «Уроки танго и любви» В. Аслановой, 2009

призы и награды

Государственная премия РСФСР им. К. С. Станиславского - за театральную работу (1976).
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 1995 года (1996) - за выдающееся исполнение ролей классического репертуара.
Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства 2000 года (2001) - за спектакль Российского государственного академического Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова «Аркадия» по пьесе Т. Стоппарда.
Государственная премия Российской Федерации 2007 года (2008).
Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (5 февраля 2009).
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (13 февраля 2004).
Орден Трудового Красного Знамени (1986).
Орден Дружбы (17 декабря 1994).
Премия «Ника», за лучшую женскую роль второго плана (фильм «Подмосковные вечера», реж. Валерий Тодоровский, 1994).
Почётный гражданин Санкт-Петербурга (2001).
Премия «Ника», за лучшую женскую роль (фильм «На Верхней Масловке», реж. Константин Худяков, 2005)
Театральная премия «Золотая Маска» в номинации лучшая драматическая актриса («Оскар и Розовая Дама», театр им. Ленсовета, 2006).
Международная общественная премия «За Веру и Верность» фонда Св. Андрея Первозванного - за яркий талант и верность лучшим традициям русского драматического искусства (13 декабря 2008).
Специальный приз "За честь и достоинство" Кинопремии «Ника-2015».

Премия "Золотой орёл" (2017):
Лучшая актриса второго плана ("Карп отмороженный")

8 декабря юбилей у одной из самых любимых российских актрис Алисы Фрейндлих. В этот день на телеканале "Россия К" - премьера документального фильма (21:20) , спектакль (22:00) . 12 декабря в 20:20 - художественный фильм .

В детстве Алиса Фрейндлих мечтала стать балериной, в юности всерьез задумывалась о карьере оперной певицы. После школы выбирала между поступлением в театральный или консерваторию. Все точки над "i" расставил отец - известный актер Бруно Фрейндлих: "Ну что ты будешь делать в опере? Ты такая мелкая. Оперная сцена все-таки требует фактуры, лучше иди в театр, там твои данные могут быть использованы". При этом не приложил никаких усилий к поступлению дочери в театральный институт. "Ему было бы неловко, если бы он попал пальцем в небо", - объясняет Алиса Бруновна. Но как показало время, отцу за дочь краснеть не пришлось.

Роли в фильмах "Служебный роман", принесли Фрейндлих огромную популярность и любовь зрителей. А в театре она давно уже считается феноменом. Трагическая и легкомысленная, чопорная и озорная - и всегда непредсказуемая. Алису Фрейндлих невозможно представить в узких рамках одного амплуа, ее нельзя исследовать, ею можно только восхищаться и удивляться.

Документальный фильм (8 декабря, 21:20) - это попытка разгадать, в чем кроется секрет этой замечательной актрисы. Кто бы ни говорил об Алисе Фрейндлих, все сходятся к одному: она - тайна, есть в ней что-то необъяснимое, магия личности. "Нет объяснения у чуда, и я на это не мастак", как сказал Геннадий Шпаликов. "Алиса - это ощущение музыки и света, - говорит Сергей Соловьев. - Она несет в себе пленительность женского образа совершенно феноменально. Она даже не играет, а существует, снимать ее одно наслаждение". Михаил Боярский утверждает, что "только одна сцена знает, какая она, потому что туда она выносит все самое сокровенное".

Сама же Алиса Бруновна так не считает и высказывается вполне определенно на волнующие ее темы. Хороший режиссер, по мнению Фрейндлих, - архитектор, скульптор спектакля, хозяин сцены, зоркий садовод и зеркало для актера. Особенно ценны те, кто способен не отмести робость актерского поиска, увидеть в нем тенденцию, роль в карандашном наброске. Любимыми ролями считает те, которые рождались в контакте с понимающими партнерами, под руководством талантливых режиссеров: "Каждая роль - ребенок, который зачат, выношен и рожден в муках. Другое дело, каким он вырастет и доставит ли он удовольствие, отреагирует ли на него зритель должным, желанным образом. У меня были роли, которые легко давались, не требовали глубокого погружения, были и откровенные провалы. Роль прорастает из самого себя и должна быть умножена на впечатления, сиюминутные наблюдения, услуги памяти, которую актер обязан в себе воспитывать. Но нельзя сыграть на опыте, это вопрос профессиональной чести. Пока ты молод, у тебя есть непосредственность, но чем больше опыт, непосредственность убывает-убывает-убывает. И опыт начинает мешать. Озарение приходит только в результате труда и накопления".

Принимают участие: Кама Гинкас, Генриетта Яновская, Андрей Хржановский, Евгений Миронов, Михаил Боярский, Григорий Дитятковский, Сергей Соловьев, Андрей Могучий. Включены фрагменты фильмов и сцены из спектаклей с участием Алисы Фрейндлих.

По окончании фильма в 22:00 - спектакль БДТ им. Г.А. Товстоногова по пьесе Нила Саймона с участием Алисы Фрейндлих, Олега Басилашвили, Варвары Владимировой. Три истории из жизни разных супружеских пар, которые в разное время останавливались в одном гостиничном номере...

12 декабря в 20:20 - мелодрама с участием Алисы Фрейндлих, Николая Еременко мл., Вацлава Дворжецкого, Владимира Осипчука, Валентины Паниной. Отец Серафимы всю жизнь собирал музыкальные инструменты, а перед смертью завещал свою коллекцию городу. Теперь его дочь работает в музее музыкальных инструментов экскурсоводом. И хотя ее личная жизнь не сложилась, Серафима всегда в гуще событий. Всем она готова помочь, посочувствовать. Так она неожиданно вмешивается в дела случайного знакомого - известного хоккеиста Алексея Воронина…

Пресс-служба телеканала "Россия К"