Когда был написан роман накануне. «Накануне» И

В один из самых жарких дней 1853 г. на берегу Москвы-реки в тени цветущей липы лежали двое молодых людей. Двадцатитрехлетний Андрей Петрович Берсенев только что вышел третьим кандидатом Московского университета, и впереди его ждала ученая карьера. Павел Яковлевич Шубин был скульптором, подававшим надежды. Спор, вполне мирный, касался природы и нашего места в ней. Берсенева поражает полнота и самодостаточность природы, на фоне которых яснее видится наша неполнота, что порождает тревогу, даже грусть. Шубин же предлагает не рефлектировать, а жить. Запасись подругой сердца, и тоска пройдет. Нами движет жажда любви, счастья – и больше ничего. “Да будто нет ничего выше счастья?” – возражает Берсенев. Не эгоистичное ли, не разъединяющее ли это слово. Соединить может искусство, родина, наука, свобода. И любовь, конечно, но не любовь-наслаждение, а любовь-жертва. Однако Шубин не согласен быть номером вторым. Он хочет любить для себя. Нет, настаивает его друг, поставить себя номером вторым – все назначение нашей жизни.

Молодые люди на этом прекратили пиршество ума и, помолчав, продолжили разговор уже об обыденном. Берсенев недавно видел Инсарова. Надо познакомить его с Шубиным и семейством Стаховых. Инсаров? Это тот серб или болгарин, о котором Андрей Петрович уже рассказывал? Патриот? Уж не он ли внушил ему только что высказанные мысли? Впрочем, пора возвращаться на дачу: опаздывать к обеду не следует. Анна Васильевна Стахова, троюродная тетушка Шубина, будет недовольна, а ведь Павел Васильевич обязан ей самой возможностью заниматься ваянием. Она даже дала деньги на поездку в Италию, да Павел (Поль, как она звала его) потратил их на Малороссию. Вообще семейство презанимательное. И как у подобных родителей могла появиться такая незаурядная дочь, как Елена? Попробуй-ка разгадать эту загадку природы.

Глава семейства, Николай Артемьевич Стахов, сын отставного капитана, смолоду мечтал о выгодной женитьбе. В двадцать пять он осуществил мечту – женился на Анне Васильевне Шубиной, но скоро заскучал, сошелся с вдовой Августиной Христиановной и скучал уже в ее обществе. “Глазеют друг на друга, так глупо…” – рассказывает Шубин. Впрочем, иногда Николай Артемьевич затевает с ней споры: можно ли человеку объездить весь земной шар, или знать, что происходит на дне морском, или предвидеть погоду? И всегда заключал, что нельзя.

Анна Васильевна терпит неверность мужа, и все же больно ей, что он обманом подарил немке пару серых лошадей с ее, Анны Васильевны, завода.

Шубин живет в этом семействе уже лет пять, с момента смерти матери, умной, доброй француженки (отец скончался несколькими годами раньше). Он целиком посвятил себя своему призванию, но трудится хотя и усердно, однако урывками, слышать не хочет об академии и профессорах. В Москве его знают как подающего надежды, но он в свои двадцать шесть лет остается в том же качестве. Ему очень нравится дочь Стаховых Елена Николаевна, но он не упускает случая приволокнуться и за пухленькой семнадцатилетней Зоей, взятой в дом компаньонкой для Елены, которой с ней не о чем говорить. Павел заглазно называет ее сладковатой немочкой. УВЫ, Елена никак не понимает “всей естественности подобных противоречий” артиста. Отсутствие характера в человеке всегда возмущало ее, глупость сердила, ложь она не прощала. Стоило кому-то потерять ее уважение, и тот переставал существовать для нее.

Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем ее облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому.

Ничто никогда не могло удовлетворить ее: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали ее нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом ее забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это ее увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда.

С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Ее никто не стеснял, а она рвалась и томилась: “Как жить без любви, а любить некого!” Шубин быстро был отставлен по причине своего артистического непостоянства. Берсенев же занимает ее как человек умный, образованный, по-своему настоящий, глубокий. Вот только зачем он так настойчив со своими рассказами об Инсарове? Эти рассказы и пробудили живейший интерес Елены к личности болгарина, одержимого идеей освобождения своей родины. Любое упоминание об этом будто зажигает в нем глухой, неугасимый огонь. Чувствуется сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти. А история его такова.

Он был еще ребенком, когда его мать похитил и убил турецкий ага. Отец пытался отомстить, но был расстрелян. Восьми лет, оставшись сиротой, Дмитрий прибыл в Россию, к тетке, а через двенадцать вернулся в Болгарию и за два года исходил ее вдоль и поперек. Его преследовали, он подвергался опасности. Берсенев сам видел рубец – след раны. Нет, Инсаров не мстил aге. Его цель обширнее.

Он по-студенчески беден, но горд, щепетилен и нетребователен, поразительно работоспособен. В первый же день по переезде на дачу к Берсеневу он встал в четыре утра, обегал окрестности Кунцева, искупался и, выпив стакан холодного молока, принялся за работу. Он изучает русскую историю, право, политэкономию, переводит болгарские песни и летописи, составляет русскую грамматику для болгар и болгарскую для русских: русскому стыдно не знать славянские языки.

В первый свой визит Дмитрий Никанорович произвел на Елену меньшее впечатление, чем она ожидала после рассказов Берсенева. Но случай подтвердил верность оценок Берсенева.

Анна Васильевна решила как-то показать дочери и Зое красоты Царицына. Отправились туда большой компанией. Пруды и развалины дворца, парк – все произвело прекрасное впечатление. Зоя недурно пела, когда они плыли на лодке среди пышной зелени живописных берегов. Компания подгулявших немцев прокричала даже бис! На них не обратили внимания, но уже на берегу, после пикника, вновь встретились с ними. От компании отделился мужчина, огромного роста, с бычьей шеей, и стал требовать сатисфакции в виде поцелуя за то, что Зоя не ответила на их бисирование и аплодисменты. Шубин витиевато и с претензией на иронию начал увещевать пьяного нахала, что только раззадорило его. Тут вперед выступил Инсаров и просто потребовал, чтобы тот шел прочь. Быкоподобная туша угрожающе подалась вперед, но в тот же миг покачнулась, оторвалась от земли, поднятая на воздух Инсаровым, и, бухнувшись в пруд, исчезла под водой. “Он утонет!” – закричала Анна Васильевна. – “Выплывет”, – небрежно бросил Инсаров. Что-то недоброе, опасное выступило на его лице.

В дневнике Елены появилась запись: “…Да, с ним шутить нельзя, и заступиться он умеет. Но к чему эта злоба?.. Или нельзя быть мужчиной, бойцом, и остаться кротким и мягким? Жизнь дело грубое, сказал он недавно”. Тут же она призналась себе, что полюбила его.

Тем большим ударом оказывается для Елены новость: Инсаров съезжает с дачи. Пока лишь Берсенев понимает, в чем дело. Друг как-то признался, что если бы влюбился, то непременно уехал бы: для личного чувства он не изменит долгу (“…Мне русской любви не нужно…”). Услышав все это, Елена сама отправляется к Инсарову.

Тот подтвердил: да, он должен уехать. Тогда Елене придется быть храбрее его. Он, видно, хочет заставить ее первой признаться в любви. Что же, вот она и сказала это. Инсаров обнял ее: “Так ты пойдешь за мной повсюду?” Да, пойдет, и ее не остановит ни гнев родителей, ни необходимость оставить родину, ни опасности. Тогда они – муж и жена, заключает болгарин.

Между тем у Стаховых стал появляться некто Курнатовский, обер-секретарь в сенате. Его Стахов прочит в мужья Елене. И это не единственная опасность для любящих. Письма из Болгарии все тревожнее. Надо ехать, пока это еще возможно, и Дмитрий начинает готовиться к отъезду. Раз, прохлопотав весь день, он попал под ливень, вымок до костей. Наутро, несмотря на головную боль, продолжил хлопоты. Но к обеду появился сильный жар, а к вечеру он слег совсем. Восемь дней Инсаров находится между жизнью и смертью. Берсенев все это время ухаживает за больным и сообщает о его состоянии Елене. Наконец кризис миновал. Однако до настоящего выздоровления далеко, и Дмитрий еще долго не покидает своего жилища. Елене не терпится увидеть его, она просит Берсенева в один из дней не приходить к другу и является к Инсарову в легком шелковом платье, свежая, молодая и счастливая. Они долго и с жаром говорят о своих проблемах, о золотом сердце любящего Елену Берсенева, о необходимости торопиться с отъездом. В этот же день они уже не на словах становятся мужем и женой. Свидание их не остается тайной для родителей.

Николай Артемьевич требует дочь к ответу. Да, признается она, Инсаров – ее муж, и на будущей неделе они уезжают в Болгарию. “К туркам!” – Анна Васильевна лишается чувств. Николай Артемьевич хватает дочь за руку, но в это время Шубин кричит: “Николай Артемьевич! Августина Христиановна приехала и зовет вас!”

Через минуту он уже беседует с Уваром Ивановичем, отставным шестидесятилетним корнетом, который живет у Стаховых, ничего не делает, ест часто и много, всегда невозмутим и выражается примерно так: “Надо бы… как-нибудь, того…” При этом отчаянно помогает себе жестами. Шубин называет его представителем хорового начала и черноземной силы.

Ему Павел Яковлевич и высказывает свое восхищение Еленой. Она ничего и никого не боится. Он ее понимает. Кого она здесь оставляет? Курнатовских, да Берсеневых, да вот таких, как он сам. И это еще лучшие. Нет пока у нас людей. Все либо мелюзга, гамлетики, либо темнота и глушь, либо переливатели из пустого в порожнее. Кабы были меж нами путные люди, не ушла бы от нас эта чуткая душа. “Когда у нас народятся люди, Иван Иванович?” – “Дай срок, будут”, – отвечает тот.

И вот молодые в Венеции. Позади трудный переезд и два месяца болезни в Вене. Из Венеции путь в Сербию и потом в Болгарию. Остается дождаться старого морского волка Рендича, который переправит через море.

Венеция как нельзя лучше помогла на время забыть тяготы путешествия и волнения политики. Все, что мог дать этот неповторимый город, любящие взяли сполна. Лишь в театре, слушая “Травиату”, они смущены сценой прощания умирающей от чахотки Виолетты и Альфреда, ее мольбой: “Дай мне жить… умереть такой молодой!” Ощущение счастья оставляет Елену: “Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти Я была счастлива… А с какого права?.. А если это не дается даром?”

На другой день Инсарову становится хуже. Поднялся жар, он впал в забытье. Измученная, Елена засыпает и видит сон: лодку на Царицынском пруду, потом оказавшуюся в беспокойном море, но налетает снежный вихрь, и она уже не в лодке, а в повозке. Рядом Катя. Вдруг повозка летит в снежную пропасть, Катя смеется и зовет ее из бездны: “Елена!” Она поднимает голову и видит бледного Инсарова: “Елена, я умираю!” Рендич уже не застает его в живых. Елена упросила сурового моряка отвезти гроб с телом мужа и ее саму на его родину.

Через три недели Анна Васильевна получила письмо из Венеции. Дочь едет в Болгарию. Для нее нет теперь другой родины. “Я искала счастья – и найду, может быть, смерть. Видно… была вина”.

Достоверно дальнейшая судьба Елены так и осталась невыясненной. Некоторые поговаривали, что видели ее потом в Герцеговине сестрой милосердия при войске в неизменном черном наряде. Дальше след ее терялся.

Шубин, изредка переписываясь с Уваром Ивановичем, напомнил ему давний вопрос: “Так что же, будут ли у нас люди?” Увар Иванович поиграл перстами и устремил вдаль свой загадочный взор.

(No Ratings Yet)

Краткое содержание романа Тургенева “Накануне”

Другие сочинения по теме:

  1. Как известно из воспоминаний писателя, прототипом Инсарова был болгарин Катранов, студент филологического факультета Московского университета. Инсаров по-настоящему героическая натура, он...
  2. “Накануне” (1858). По словам самого автора, в основу его романа “положена мысль о необходимости сознательно-героических натур… для того, чтобы дело...
  3. Образы демократов (по романам “Рудин”, “Накануне”, “Отцы и дети”) Иван Сергеевич Тургенев – наш замечательный классик, создавший правдивую галерею русских...
  4. Школьное сочинение по творчеству Тургенева. Вторым тургеневским романом было “Дворянское гнездо”. Роман написан в 1858 г, и напечатан в январской...
  5. Жизнь Баден-Бадена, модного германского курорта, 10 августа 1862 г. мало чем отличалась от жизни в другие дни сезона. Публика была...
  6. Нежданов получает место домашнего учителя у Сипягиных в момент, когда очень нуждается в деньгах, еще больше в смене обстановки. Теперь...
  7. В деревенском доме Дарьи Михайловны Ласунской, знатной и богатой помещицы, бывшей красавицы и столичной львицы, которая и вдали от цивилизации...

В один из самых жарких дней 1853 г. на берегу Москвы-реки в тени цветущей липы лежали двое молодых людей. Двадцатитрехлетний Андрей Петрович Берсенев только что вышел третьим кандидатом Московского университета, и впереди его ждала ученая карьера. Павел Яковлевич Шубин был скульптором, подававшим надежды. Спор, вполне мирный, касался природы и нашего места в ней. Берсенева поражает полнота и самодостаточность природы, на фоне которых яснее видится наша неполнота, что порождает тревогу, даже грусть. Шубин же предлагает не рефлектировать, а жить. Запасись подругой сердца, и тоска пройдет. Нами движет жажда любви, счастья - и больше ничего. «Да будто нет ничего выше счастья?» - возражает Берсенев. Не эгоистичное ли, не разъединяющее ли это слово. Соединить может искусство, родина, наука, свобода. И любовь, конечно, но не любовь-наслаждение, а любовь-жертва. Однако Шубин не согласен быть номером вторым. Он хочет любить для себя. Нет, настаивает его друг, поставить себя номером вторым - все назначение нашей жизни.

Молодые люди на этом прекратили пиршество ума и, помолчав, продолжили разговор уже об обыденном. Берсенев недавно видел Инсарова. Надо познакомить его с Шубиным и семейством Стаховых. Инсаров? Это тот серб или болгарин, о котором Андрей Петрович уже рассказывал? Патриот? УЖ не он ли внушил ему только что высказанные мысли? Впрочем, пора возвращаться на дачу: опаздывать к обеду не следует. Анна Васильевна Стахова, троюродная тетушка Шубина, будет недовольна, а ведь Павел Васильевич обязан ей самой возможностью заниматься ваянием. Она даже дала деньги на поездку в Италию, да Павел (Поль, как она звала его) потратил их на Малороссию. Вообще семейство презанимательное. И как у подобных родителей могла появиться такая незаурядная дочь, как Елена? Попробуй-ка разгадать эту загадку природы.

Глава семейства, Николай Артемьевич Стахов, сын отставного капитана, смолоду мечтал о выгодной женитьбе. В двадцать пять он осуществил мечту - женился на Анне Васильевне Шубиной, но скоро заскучал, сошелся с вдовой Августиной Христиановной и скучал уже в её обществе. «Глазеют друг на друга, так глупо…» - рассказывает Шубин. Впрочем, иногда Николай Артемьевич затевает с ней споры: можно ли человеку объездить весь земной шар, или знать, что происходит на дне морском, или предвидеть погоду? И всегда заключал, что нельзя.

Анна Васильевна терпит неверность мужа, и все же больно ей, что он обманом подарил немке пару серых лошадей с её, Анны Васильевны, завода.

Шубин живет в этом семействе уже лет пять, с момента смерти матери, умной, доброй француженки (отец скончался несколькими годами раньше). Он целиком посвятил себя своему призванию, но трудится хотя и усердно, однако урывками, слышать не хочет об академии и профессорах. В Москве его знают как подающего надежды, но он в свои двадцать шесть лет остается в том же качестве. Ему очень нравится дочь Стаховых Елена Николаевна, но он не упускает случая приволокнуться и за пухленькой семнадцатилетней Зоей, взятой в дом компаньонкой для Елены, которой с ней не о чем говорить. Павел заглазно называет её сладковатой немочкой. УВЫ, Елена никак не понимает «всей естественности подобных противоречий» артиста. Отсутствие характера в человеке всегда возмущало её, глупость сердила, ложь она не прощала. Стоило кому-то потерять её уважение, и тот переставал существовать для нее.

Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем её облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому.

Ничто никогда не могло удовлетворить её: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали её нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом её забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это её увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда.

С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Её никто не стеснял, а она рвалась и томилась: «Как жить без любви, а любить некого!» Шубин быстро был отставлен по причине своего артистического непостоянства. Берсенев же занимает её как человек умный, образованный, по-своему настоящий, глубокий. Вот только зачем он так настойчив со своими рассказами об Инсарове? Эти рассказы и пробудили живейший интерес Елены к личности болгарина, одержимого идеей освобождения своей родины. Любое упоминание об этом будто зажигает в нем глухой, неугасимый огонь. Чувствуется сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти. А история его такова.

Он был ещё ребенком, когда его мать похитил и убил турецкий ага. Отец пытался отомстить, но был расстрелян. Восьми лет, оставшись сиротой, Дмитрий прибыл в Россию, к тетке, а через двенадцать вернулся в Болгарию и за два года исходил её вдоль и поперек. Его преследовали, он подвергался опасности. Берсенев сам видел рубец - след раны. Нет, Инсаров не мстил aге. Его цель обширнее.

Он по-студенчески беден, но горд, щепетилен и нетребователен, поразительно работоспособен. В первый же день по переезде на дачу к Берсеневу он встал в четыре утра, обегал окрестности Кунцева, искупался и, выпив стакан холодного молока, принялся за работу. Он изучает русскую историю, право, политэкономию, переводит болгарские песни и летописи, составляет русскую грамматику для болгар и болгарскую для русских: русскому стыдно не знать славянские языки.

В первый свой визит Дмитрий Никанорович произвел на Елену меньшее впечатление, чем она ожидала после рассказов Берсенева. Но случай подтвердил верность оценок Берсенева.

Анна Васильевна решила как-то показать дочери и Зое красоты Царицына. Отправились туда большой компанией. Пруды и развалины дворца, парк - все произвело прекрасное впечатление. Зоя недурно пела, когда они плыли на лодке среди пышной зелени живоп-

исных берегов. Компания подгулявших немцев прокричала даже бис! На них не обратили внимания, но уже на берегу, после пикника, вновь встретились с ними. От компании отделился мужчина, огромного роста, с бычьей шеей, и стал требовать сатисфакции в виде поцелуя за то, что Зоя не ответила на их бисирование и аплодисменты. Шубин витиевато и с претензией на иронию начал увещевать пьяного нахала, что только раззадорило его. Тут вперед выступил Инсаров и просто потребовал, чтобы тот шел прочь. Быкоподобная туша угрожающе подалась вперед, но в тот же миг покачнулась, оторвалась от земли, поднятая на воздух Инсаровым, и, бухнувшись в пруд, исчезла под водой. «Он утонет!» - закричала Анна Васильевна. - «Выплывет», - небрежно бросил Инсаров. Что-то недоброе, опасное выступило на его лице.

В дневнике Елены появилась запись: «…Да, с ним шутить нельзя, и заступиться он умеет. Но к чему эта злоба?.. Или <…> нельзя быть мужчиной, бойцом, и остаться кротким и мягким? Жизнь дело грубое, сказал он недавно». Тут же она призналась себе, что полюбила его.

Тем большим ударом оказывается для Елены новость: Инсаров съезжает с дачи. Пока лишь Берсенев понимает, в чем дело. Друг как-то признался, что если бы влюбился, то непременно уехал бы: для личного чувства он не изменит долгу («…Мне русской любви не нужно…»). Услышав все это, Елена сама отправляется к Инсарову.

Тот подтвердил: да, он должен уехать. Тогда Елене придется быть храбрее его. Он, видно, хочет заставить её первой признаться в любви. Что же, вот она и сказала это. Инсаров обнял её: «Так ты пойдешь за мной повсюду?» Да, пойдет, и её не остановит ни гнев родителей, ни необходимость оставить родину, ни опасности. Тогда они - муж и жена, заключает болгарин.

Между тем у Стаховых стал появляться некто Курнатовский, обер-секретарь в сенате. Его Стахов прочит в мужья Елене. И это не единственная опасность для любящих. Письма из Болгарии все тревожнее. Надо ехать, пока это ещё возможно, и Дмитрий начинает готовиться к отъезду. Раз, прохлопотав весь день, он попал под ливень, вымок до костей. Наутро, несмотря на головную боль, продолжил хлопоты. Но к обеду появился сильный жар, а к вечеру он слег совсем. Восемь дней Инсаров находится между жизнью и смертью. Берсенев все это время ухаживает за больным и сообщает о его состоянии Елене. Наконец кризис миновал. Однако до настоящего выздоровления далеко, и Дмитрий ещё долго не покидает своего жилища. Елене не терпится увидеть его, она просит Берсенева в один из дней не приходить к другу и является к Инсарову в легком шелковом платье, свежая, молодая и счастливая. Они долго и с жаром говорят о своих проблемах, о золотом сердце любящего Елену Берсенева, о необходимости торопиться с отъездом. В этот же день они уже не на словах становятся мужем и женой. Свидание их не остается тайной для родителей.

Николай Артемьевич требует дочь к ответу. Да, признается она, Инсаров - её муж, и на будущей неделе они уезжают в Болгарию. «К туркам!» - Анна Васильевна лишается чувств. Николай Артемьевич хватает дочь за руку, но в это время Шубин кричит: «Николай Артемьевич! Августина Христиановна приехала и зовет вас!»

Через минуту он уже беседует с Уваром Ивановичем, отставным шестидесятилетним корнетом, который живет у Стаховых, ничего не делает, ест часто и много, всегда невозмутим и выражается примерно так: «Надо бы... как-нибудь, того…» При этом отчаянно помогает себе жестами. Шубин называет его представителем хорового начала и черноземной силы.

Ему Павел Яковлевич и высказывает свое восхищение Еленой. Она ничего и никого не боится. Он её понимает. Кого она здесь оставляет? Курнатовских, да Берсеневых, да вот таких, как он сам. И это ещё лучшие. Нет пока у нас людей. Все либо мелюзга, гамлетики, либо темнота и глушь, либо переливатели из пустого в порожнее. Кабы были меж нами путные люди, не ушла бы от нас эта чуткая душа. «Когда у нас народятся люди, Иван Иванович?» - «Дай срок, будут», - отвечает тот.

И вот молодые в Венеции. Позади трудный переезд и два месяца болезни в Вене. Из Венеции путь в Сербию и потом в Болгарию. Остается дождаться старого морского волка Рендича, который переправит через море.

Венеция как нельзя лучше помогла на время забыть тяготы путешествия и волнения политики. Все, что мог дать этот неповторимый город, любящие взяли сполна. Лишь в театре, слушая «Травиату», они смущены сценой прощания умирающей от чахотки Виолетты и Альфреда, её мольбой: «Дай мне жить… умереть такой молодой!» Ощущение счастья оставляет Елену: «Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти <…> Я была счастлива… А с какого права?.. А если это не дается даром?»

На другой день Инсарову становится хуже. Поднялся жар, он впал в забытье. Измученная, Елена засыпает и видит сон: лодку на Царицынском пруду, потом оказавшуюся в беспокойном море, но налетает снежный вихрь, и она уже не в лодке, а в повозке. Рядом Катя. Вдруг повозка летит в снежную пропасть, Катя смеется и зовет её из бездны: «Елена!» Она поднимает голову и видит бледного Инсарова: «Елена, я умираю!» Рендич уже не застает его в живых. Елена упросила сурового моряка отвезти гроб с телом мужа и её саму на его родину.

Через три недели Анна Васильевна получила письмо из Венеции. Дочь едет в Болгарию. Для нее нет теперь другой родины. «Я искала счастья - и найду, может быть, смерть. Видно… была вина».

Достоверно дальнейшая судьба Елены так и осталась невыясненной. Некоторые поговаривали, что видели её потом в Герцеговине сестрой милосердия при войске в неизменном черном наряде. Дальше след её терялся.

Шубин, изредка переписываясь с Уваром Ивановичем, напомнил ему давний вопрос: «Так что же, будут ли у нас люди?» Увар Иванович поиграл перстами и устремил вдаль свой загадочный взор.

«Накану́не» - роман Ивана Сергеевича Тургенева, опубликованный в 1860 году.

История написания романа

Во второй половине 1850-х годов Тургенев, по взглядам либерал-демократ, отвергавший идеи революционно настроенных разночинцев, стал задумываться о возможности создания героя, чьи позиции не вступали бы в противоречие с его собственными, более умеренными, чаяниями, но который при этом был бы достаточно революционным, чтобы не вызвать насмешек со стороны более радикальных коллег по «Современнику». Понимание неизбежной смены поколений в прогрессивных российских кругах, отчётливо проступающее в эпилоге «Дворянского гнезда», пришло к Тургеневу ещё в дни работы над «Рудиным»:

В 1855 году сосед Тургенева по Мценскому уезду, помещик Василий Каратеев, отправлявшийся в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобиографической повести, разрешив ею распорядиться по собственному усмотрению. В повести рассказывалось о любви автора к девушке, которая предпочла ему болгарина - студента Московского университета. Позже учёные нескольких стран установили личность прототипа этого персонажа. Этим человеком был Николай Катранов. Он приехал в Россию в 1848 году и поступил в Московский университет. После того, как в 1853 году начинается русско-турецкая война, а среди болгарской молодёжи оживает революционный дух, Катранов с русской женой Ларисой возвращается в родной город Свиштов. Его планам, однако, воспрепятствовала вспышка скоротечной чахотки, и он скончался во время лечения в Венеции в мае того же года.

Каратеев, предчувствовавший свою смерть, когда передавал рукопись Тургеневу, с войны не вернулся, скончавшись от тифа в Крыму. Попытка Тургенева издать слабое в художественном отношении произведение Каратеева не увенчалась успехом, и вплоть до 1859 года рукопись была забыта, хотя, по воспоминаниям самого писателя, впервые ознакомившись с ней, он был впечатлён настолько, что воскликнул: «Вот герой, которого я искал!» Прежде чем Тургенев вернулся к тетради Каратеева, он успел закончить «Рудина» и поработать над «Дворянским гнездом».

Вернувшись домой в Спасское-Лутовиново зимой 1858-1859 года, Тургенев вернулся к идеям, занимавшим его в год знакомства с Каратеевым, и вспомнил о рукописи. Взяв за основу подсказанный покойным соседом сюжет, он взялся за его художественную переработку. Только одна сцена из оригинального произведения, описание поездки в Царицыно, по словам самого Тургенева, была сохранена в общих чертах в окончательном тексте романа. В работе над фактическим материалом ему помогал друг, писатель и путешественник Е. П. Ковалевский, хорошо знакомый с деталями болгарского освободительного движения и сам издавший очерки о своей поездке на Балканы в разгар этого движения в 1853 году. Работа над романом «Накануне» продолжалась и в Спасском-Лутовинове, и за границей, в Лондоне и Виши, до осени 1859 года, когда автор отвёз рукопись в Москву, в редакцию «Русского вестника».

Сюжет

Роман начинается со спора о природе и о месте человека в ней между двумя молодыми людьми учёным Андреем Берсеневым и скульптором Павлом Шубиным. В дальнейшем читатель знакомится с семьёй, в которой живёт Шубин. Супруг его троюродной тётушки Анны Васильевны Стаховой, Николай Артемьевич, некогда женился на ней из-за денег, не любит её и водит знакомство со вдовой-немкой Августиной Христиановной, которая его обирает. Шубин живет в этом семействе лет пять, с момента смерти матери, и занимается своим искусством, однако подвержен приступам лени, работает урывками и не намерен учиться мастерству. Он влюблён в дочь Стаховых Елену, хотя не упускает из виду и её семнадцатилетнюю компаньонку Зою.

В этой статье мы рассмотрим роман Ивана Сергеевича, созданный в 1859 году, изложим его краткое содержание. "Накануне" Тургенев впервые опубликовал в 1860 году, и до сих пор это произведение остается востребованным. Интересен не только сам роман, но и история его создания. Ее, а также краткий анализ произведения мы представим после того как изложим краткое содержание "Накануне". его представлен ниже) создал очень интересный роман, и его сюжет наверняка вам понравится.

Берсенев и Шубин

На берегу Москвы-реки летом 1853 года под липой лежат два молодых человека. Знакомством с ними начинается краткое содержание "Накануне". Тургенев представляет нам первого из них, Берсенева Андрея Петровича. Ему 23 года, он только что закончил Московский университет. Этого юношу ждет ученая карьера. Второй - Шубин Павел Яковлевич, подающий надежды скульптор. Они спорят о природе и о месте человека в ней. Ее самодостаточность и полнота поражают Берсенева. Он считает, что на фоне природы яснее видится неполнота человека. Это рождает тревогу и грусть. Шубин считает, что нужно жить, а не рефлексировать. Он советует своему товарищу завести подругу сердца.

Затем молодые люди переходят к разговору уже об обыденных вещах. Недавно Берсенев видел Инсарова. Необходимо познакомить Шубина с ним, а также с семейством Стаховых. Пора вернуться на дачу, не следует опаздывать к обеду. Стахова Анна Васильевна, троюродная тетушка Павла Яковлевича, будет недовольна. А этой женщине он обязан возможностью заниматься ваянием.

История Стахова Николая Артемьевича

Историей Стахова Николая Артемьевича продолжается роман Тургенева "Накануне" (краткое содержание). Это глава семейства, который с юных лет мечтал выгодно жениться. Он осуществил свою мечту в 25 лет. Супругой его стала Шубина Анна Васильевна. Однако вскоре Стахов сошелся с Августиной Христиановной. Обе эти женщины ему наскучили. Его супруга терпит неверность, но ей все-таки больно, ведь он обманом подарил своей любовнице пару серых лошадей с принадлежащего Анне Васильевне завода.

Жизнь Шубина в семействе Стаховых

Шубин уже около 5 лет живет в этом семействе, после того как умерла его мать, добрая и умная француженка (отец Шубина умер на несколько лет раньше ее). Он трудится усердно, но урывками, ничего не желает слышать о профессорах и академии. В Москве Шубина считают подающим надежды, но он до сих пор не сделал ничего выдающегося. дочь Стаховых, ему очень нравится. Однако герой не упускает возможности пококетничать и с пухленькой 17-летней Зоей, компаньонкой Елены. Увы, Елена не понимает этих противоречий в личности Шубина. Ее всегда возмущало отсутствие в человеке характера, сердила глупость, она не прощает ложь. Если кто-то теряет ее уважение, он тут же перестает для нее существовать.

Личность Елены Николаевны

Нужно сказать, что Елена Николаевна - незаурядная натура. Ей 20 лет, она весьма привлекательная и статная. У нее темно-русая коса и серые глаза. Однако в облике этой девушки есть что-то нервическое, порывистое, что не каждому понравится.

Ничто не может удовлетворить Елену Николаевну, душа которой стремится к деятельному добру. Эту девушку с детства занимали и тревожили голодные, нищие, больные люди и животные. В возрасте 10 лет она познакомилась с нищей девочкой Катей, начала заботиться о ней. Эта девочка стала даже своеобразным предметом ее поклонения. Это увлечение родители Елены не одобряли. Правда, Катя в скором времени умерла. Однако в душе Елены остался след от встречи с ней.

Девушка жила своей жизнью уже с 16 лет, однако она была одинока. Никто не стеснял Елену, а она томилась, говорила, что любить некого. Она не пожелала видеть своим мужем Шубина, поскольку тот отличается непостоянством. А вот Берсенев привлекает Елену как образованный, умный и глубокий человек. Но почему он так настойчиво рассказывает об Инсарове, который одержим идеей освобождения родины? Рассказы Берсенева пробуждают в Елене живой интерес к личности этого болгарина.

История Дмитрия Инсарова

История Инсарова такова. Его мать похитил, а затем и убил некий турецкий ага, когда болгарин был еще ребенком. Отец предпринял попытку отомстить ему, однако был расстрелян. Оставшись сиротой в возрасте восьми лет, Дмитрий прибыл к тете в Россию. Через 12 лет он возвратился в Болгарию, которую за 2 года изучил вдоль и поперек. Инсаров неоднократно подвергался опасности в своих путешествиях, его преследовали. Берсенев лично видел рубец, оставшийся на месте раны. Дмитрий не намерен отомстить аге, он преследует более обширную цель.

Инсаров беден, как и все студенты, однако щепетилен, горд и нетребователен. Он отличается огромной работоспособностью. Этот герой изучает политэкономию, право, русскую историю, переводит болгарские летописи и песни, составляет болгарскую грамматику для русских и русскую для болгар.

Как Елена полюбила Инсарова

Дмитрий Инсаров во время первого визита произвел на Елену не такое большое впечатление, какого она ожидала после восторженных рассказов Берсенева. Однако один случай вскоре подтвердил, что тот не ошибся в болгарине.

Однажды Анна Васильевна собралась показать красоты Царицына своей дочери и Зое. Большая компания отправилась туда. Парк, развалины дворца, пруды - все это произвело впечатление на Елену. Зоя неплохо пела во время плавания на лодке. Ей даже прокричала бис компания, состоявшая из подгулявших немцев. Сначала на них не обратили особого внимания, однако после пикника, уже на берегу, опять встретились с ними. Вдруг один мужчина внушительного роста отделился от компании. Он начал требовать поцелуя в качестве компенсации за то, что Зоя не ответила на аплодисменты немцев. Шубин стал с претензией на иронию, витиевато увещевать этого пьяного нахала, однако это лишь раззадорило его. И вот Инсаров выступил вперед. Он просто потребовал от наглого мужчины, чтобы тот ушел. Мужчина подался было вперед, но Инсаров поднял его на воздух и бросил в пруд.

Вам любопытно узнать, чем продолжается краткое содержание "Накануне"? Сергеевич приготовил нам еще много интересного. После случая, произошедшего на пикнике, Елена призналась себе в том, что полюбила Дмитрия. Поэтому для нее большим ударом стала весть о том, что он съезжает с дачи. Только Берсенев пока понимает, зачем понадобился этот отъезд. Его друг однажды признался, что обязательно уехал бы, если бы влюбился, так как он не может изменить долгу ради личного чувства. Инсаров сказал, что ему не нужно русской любви. Узнав об этом, Елена решает лично отправиться к Дмитрию.

Объяснение в любви

Вот мы и подобрались к сцене объяснения в любви, описывая краткое содержание произведения "Накануне". Наверняка читателям интересно, как оно произошло. Кратко опишем эту сцену. Инсаров подтвердил Елене, которая пришла к нему, что уезжает. Девушка решила, что ей нужно первой признаться в своем чувстве, что она и сделала. Инсаров спросил, готова ли она пойти за ним повсюду. Девушка ответила утвердительно. Тогда болгарин сказал, что возьмет ее в жены.

Трудности, с которыми столкнулись возлюбленные

Тем временем у Стаховых начал появляться Курнатовский, который работал в сенате обер-секретарем. Этого человека Стахов видит в качестве будущего мужа своей дочери. И это лишь одна из опасностей, подстерегающих возлюбленных. Все тревожнее становятся письма из Болгарии. Необходимо ехать, пока можно, и Дмитрий готовится к отъезду. Однако он внезапно простудился и заболел. 8 дней Дмитрий был при смерти.

Все эти дни Берсенев ухаживал за ним, а также рассказывал Елене о его состоянии. Наконец угроза миновала. Но до полного выздоровления еще далеко, и Инсаров вынужден оставаться в своем жилище. Обо всем этом подробно рассказывает Иван Сергеевич, но мы опустим подробности, составляя краткое содержание романа И. С. Тургенева "Накануне".

Однажды Елена навещает Дмитрия. Они долго говорят о том, что нужно торопиться с отъездом, о золотом сердце Берсенева, о своих проблемах. В этот день они становятся мужем и женой уже не на словах. Родители узнают об их свидании.

Отец Елены призывает свою дочь к ответу. Та подтверждает, что Инсаров - ее муж, и что через неделю они отправятся в Болгарию. Анна Васильевна падает в обморок. Отец хватает Елену за руку, однако в этот момент Шубин кричит, что приехала Августина Христиановна и зовет Николая Артемьевича.

Путешествие Елены и Дмитрия

Молодые уже прибыли в Венецию. Позади остался трудный переезд, а также 2 месяца болезни в Вене. После Венеции они отправятся сначала в Сербию, а затем в Болгарию. Нужно лишь дождаться Рендича, старого волка, который должен переправить их через море.

Венеция очень понравилась Елене и Дмитрию. Однако слушая в театре "Травиату", они смущены сценой, в которой Альфред прощается с Виолеттой, умирающей от чахотки. Елену оставляет ощущение счастья. Инсарову на следующий день становится хуже. У него вновь жар, он находится в забытьи. Елена, измучившись, засыпает.

Далее ее сон описывает Тургенев ("Накануне"). Читать краткое содержание, конечно, не так интересно, как оригинал произведения. Надеемся, после знакомства с сюжетом романа у вас появится желание познакомиться с ним поближе.

Сон Елены и смерть Дмитрия

Ей снится лодка, сначала на Царицынском пруду, а затем в беспокойном море. Вдруг начинается снежный вихрь, и вот девушка уже находится не в лодке, а в повозке. Возле нее - Катя. Внезапно повозка мчится в снежную пропасть, а ее спутница смеется и зовет Елену из бездны. Подняв голову, Елена видит Инсарова, который говорит, что умирает.

Дальнейшая судьба Елены

Уже приближается к финалу краткое содержание "Накануне". Тургенев И. С. далее рассказывает нам о судьбе главной героини после смерти ее мужа. Спустя 3 недели после его кончины приходит письмо из Венеции. Елена сообщает родителям, что едет в Болгарию. Она пишет, что для нее отныне нет другой родины. Дальнейшая судьба Елены достоверно так и осталась невыясненной. Ходили слухи, что кто-то видел ее в Герцеговине. Елена якобы была сестрой милосердия при болгарском войске, всегда носила черную одежду. Далее след этой девушки теряется.

На этом заканчивается краткое содержание "Накануне". Тургенев взял за основу этого произведения сюжет из повести его знакомого. Подробнее об этом вы узнаете, познакомившись с историей создания "Накануне".

История создания

Василий Катареев, знакомый Тургенева и его сосед по имению, в 1854 году отправился в Крым. Он предчувствовал свою смерть, поэтому передал Ивану Сергеевичу повесть, написанную им. Произведение называлось "Московское семейство". В повести была представлена история несчастливой любви Василия Катареева. Во время обучения в Московском университете Катареев влюбился в одну девушку. Она бросила его и отправилась с молодым болгарином на его родину. Вскоре этот болгарин умер, однако девушка так и не вернулась к Катарееву.

Автор произведения предложил Ивану Сергеевичу обработать его. Через 5 лет Тургенев начал писать свой роман "Накануне". Повесть Катареева послужила основой для этого произведения. К тому времени Василий уже умер. В 1859 году завершил "Накануне" Тургенев.

Краткий анализ

После создания образов Лаврецкого и Рудина Иван Сергеевич задался вопросом о том, откуда возьмутся "новые люди", из каких слоев они появятся? Он хотел изобразить деятельного, энергичного героя, который готов к упорной борьбе. Именно таких людей требовали "грозовые" 1860-е. Они должны были прийти на смену подобным Рудину, которые не могли перейти от слов к делу. И Тургенев создал нового героя, с которым вы уже познакомились, прочитав краткое содержание романа. Конечно же, это Инсаров. Этот герой - "железный человек", который обладает решительностью, настойчивостью, силой воли, владеет собой. Все это характеризует его как практического деятеля, в отличие от созерцательных натур, подобных скульптору Шубину и философу Берсеневу.

Елена Стахова затрудняется сделать выбор. Она может выйти замуж за Алексея Берсенева, Павла Шубина, Егора Курнатовского или Дмитрия Инсарова. Изложение по главам произведения "Накануне" (Тургенев) позволило вам познакомиться с каждым из них. Елена олицетворяет молодую Россию "накануне" перемен. Иван Сергеевич таким образом решает важный вопрос о том, кто сейчас нужнее всего стране. Люди искусства или ученые, государственные деятели или натуры, которые посвятили жизнь служению патриотической цели? Елена своим выбором отвечает на вопрос, который был очень важен для России 1860 годов. На ком она остановила свой выбор, вы знаете, если прочли краткое содержание романа.

Один из самых известных своих романов Иван Сергеевич Тургенев написал в 1859 году. За короткий период в несколько лет он пишет целый ряд гениальных романов, которые стали реакцией Тургенева на эпоху реформ в России: «Рудин», (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862).

Своим творческим взглядом Тургенев уже заметил рождение новой русской женщины — и, как выражение новой эпохи, сделал ее центром следующего общественного своего романа «Накануне».

Уже в заголовке его было что-то символическое. Вся русское жизнь была тогда накануне коренных социально-государственных перемен, накануне разрыва со старыми формами и традициями.

Героиня романа, Елена — поэтическое олицетворение новой эпохи реформ, неопределенного стремления к хорошему и новому, нечто новое и красивое. Елена не отдает себе вполне ясного отчета в своих стремлениях, но инстинктивно душа ее куда-то рвется: «она ждет» влюбленного в нее художника Шубина, в уста которого автор вложил большую часть своих собственных комментариев к событиям романа.

Как молодая девушка, она ждала, конечно, прежде всего любви. Но в выборе, который она сделала между тремя влюбленными в нее молодыми людьми, ярко сказалась психология новой русской женщины, а символически — новое течение русской общественности.

Как и Лиза Калитина, Елена от природы великодушна и добра, и ее с детства тянет к несчастным людям. Но любовь ее не только сострадательная: она требует деятельной борьбы со злом. Вот почему ее воображение так поражено встречей с болгарином Инсаровым, подготовляющим восстание против турок.

Пусть он во многих отношениях хуже талантливого шалуна Шубина, и другого поклонника Елены — ученого и благородно мыслящего Берсенева, будущего преемника Грановского, пусть он, по определению Шубина — «суша», пусть в нем «талантов никаких, поэзии нет».

Но ошибся бедный Шубин, когда утешал себя тем, «что эти качества, слава Богу, не нравятся женщинам. Очарования нет, шарму». Все это было бы верно для прежней женщины: новая русская женщина — и в лице ее новая русская жизнь — искала прежде морального обаяния и практического осуществления идеалов.

«Освободить свою родину. Эти слова так велики, что даже выговорить страшно», — восклицает Елена в своем дневнике, припоминая сказанное Инсаровым — и выбор ее сделан. Она презирает приличиями, отказывается от обеспеченного положения и идет с Инсаровым на борьбу и может быть на смерть.

Когда Инсаров преждевременно умирает от чахотки, Елена решает «остаться верной его памяти», оставшись верной «делу всей его жизни». Вернуться на родину она не хочет. «Вернуться в Россию», — пишет она родителям, — «зачем? Что делать в России?» Действие происходит в глухую пору реакции конца дореформенной эпохи, — и, действительно, было делать тогда в России человеку с таким порывом к реальному осуществлению общественных идеалов?

Понял, наконец, теперь Шубин стремление Елены согласовать слово и дело и печально размышляет над причинами ухода Елены с Инсаровым. Обвиняет он в этом отсутствие у людей сильной, определенной воли. «Нет еще у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Все — либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо толкачи, из пустого в порожнее переливатели, да палки барабанные! Нет, кабы были между нами путевые люди, не ушла бы от нас эта девушка, эта чуткая душа, не ускользнула бы как рыба в воду! »

Но роман недаром называется «Накануне». Когда Шубин кончает свою элегию возгласом: «Когда же наша придет пора? Когда у нас родятся люди?», Его собеседник дает ему надежду на лучшее будущее, и Шубин — верное эхо авторских дум — ему верит. «Дай срок, ответил Увар Иванович, — будут. — Будут? Грунт! Черноземная сила Ты сказал — будут? Смотрите, я запишу ваше слово». — Всего два года отделяют «Накануне» от последующего и самого знаменитого общественного романа Тургенева, «Отцов и детей»; но огромные изменения произошли за этот короткий срок в общественных течениях.

Над своим произведением Тургенев работал полтора года, большую часть из которых провел в Спасского — Литовино, среди самобытной природы. Реакция на его роман был весьма неоднозначной. Толстой раскритиковал его за «сентиментальность» Вообще после выхода романа проходит разрыв Тургенева с «Современником» и с Некрасовым, который даже открыто высмеивал его роман и концепцию, которая изложена в нем.