Маша Миронова - истинная любовь Петра Гринёва и нравственный идеал писателя. Образ Маши Мироновой в повести А.С


Настроение сейчас - среднее

Я тут наваляла сочинение по Капитанской дочке:) берите кому надо!))

Во имя любви.

Роман "Капитанская дочка" повествует о драматических событиях 70-х годов 18 века, когда недовольство крестьян и жителей окраин России вылилось в войну под предводительством Емельяна Пугачева. Первоначально Пушкин хотел написать роман, посвященный только пугачевскому движению,но цензура навряд ли пропустила бы его. Поэтому основной сюжетной линией становится любовь молодого дворянина Петра Гринева к дочери капитана Белогорской крепости Маше Мироновой.

В "Капитанской дочке" одновременно развивается несколько сюжетных линий. Одна из них-история любви Петра Гринева и Маши Мироновой. Эта любовная линия продолжается на всем протяжении романа. Сначала Петр отнесся к Маше отрицательно из-за того, что Швабрин описал ее "совершенною дурочкою". Но затем Петр знакомится с ней ближе и обнаруживает, что она "благородна и чувствительна". Он влюбляется в нее, и она тоже отвечает ему взаимностью.

Гринев очень сильно любит Машу и ради нее готов на многое. Он доказывает это не один раз. Когда Швабрин унижает Машу, Гринев ссорится с ним и даже стреляется. Когда перед Петром стоит выбор: подчиниться решению генерала и остаться в осажденном городе или откликнуться на отчаянный крик Маши "вы один у меня покровитель,заступитесь за меня,бедную!", Гринев уезжает из Оренбурга, чтобы спасти ее. Во время суда, рискуя жизнью,он не считает возможным назвать имя Маши,боясь,что она будет подвергнута унизительному допросу-"мне пришло в голову,что если я назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную ставку...".

Но и любовь Маши к Гриневу глубока и лишена каких-либо эгоистических побуждений. Она не хочет выходить за него замуж без родительского согласия,думая,что в противном случае у Петра "не будет счастия".Из робкой "трусихи" она,по воле обстоятельств, перерождается в решительную и стойкую героиню,сумевшую добиться торжества справедливости. Она едет ко двору императрицы, чтобы спасти своего возлюбленного, отстоять свое право на счастье. Маша смогла доказать невиновность Гринева,в ерность его данной присяге. Когда Швабрин ранит Гринева Маша выхаживает его-"Марья Ивановна от меня не отходила". Таким образом Маша спасет Гринева от позора,гибели и ссылки так же,как он спас ее от позора и гибели.

Для Петра Гринева и Маши Мироновой все заканчивается благополучно, и мы видим, что никакие превратности судьбы никогда не смогут сломить человека, если он настроен бороться за свои принципы,идеалы,любовь. Беспринципного и бесчестного человека,которому неведома чувство долга, часто ожидает участь остаться наедине со своими гадкими поступками,низостью,подлостью,без друзей,любимых и просто близких людей.

Сюжетная линия любви героев построена по канонам волшебной сказки: двое молодых влюблённых преодолевают все препятствия на пути к счастью. Подобно тому как в сказке добро всегда торжествует над злом, молодые люди в конце романа соединяются для брака и долгой счастливой жизни. Это стало возможным благодаря многим удачным обстоятельствам, введённым автором в повествование, но главная причина их соединения имеет нравственную основу. Дело в том, что Маша Миронова и Пётр Гринёв на всём протяжении романа не совершили ни одного предосудительного поступка, не произнесли ни одного лживого слова. Таков нравственный закон жизни, отражённый и в сюжете народной любви, и в сюжете любви Маши и Гринёва.

Первое испытание Маши произошло ещё до появления Гринёва в крепости: Швабрин сделал предложение девушке и получил отказ. Маша отвергает саму возможность стать женой Швабрина: «...как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!» Швабрин старается не допустить симпатии Гринёва к Маше: после приезда Гринёва в крепость он оклеветал семью Мироновых и выставил Машу перед Гринёвым «совершенною дурочкою».

Когда Швабрин заметил эту симпатию Гринёва к Маше, он попытался уничтожить зарождающееся чувство, оболгав девушку, заявляя, что знает «по опыту её нрав и обычай». Лучшей характеристикой Гринёва становится не только то, что он немедленно называет Швабрина лжецом и мерзавцем, но и то, что он ни на мгновение не усомнился в любимой девушке. Этот эпизод отмечает начало ненависти Швабрина к Гринёву, поэтому на дуэли он пытается заколоть Гринёва насмерть, подло воспользовавшись ситуацией. Однако тяжёлое ранение Гринёва привело к тому, что Пётр и Маша открыли друг другу свои чувства.

Следующий этап развития сюжетной линии любви и испытаний Маши и Гринёва начинается с запрета Андрея Петровича Гринёва сыну на брак с Машей. Особенно недостойным выглядит донос Швабрина отцу Гринёва после того, как Гринёв искренне простил Швабрина за нанесённую рану. Гринёв понимает цель Швабрина: удалить соперника из крепости и оборвать его отношения с Машей. Новое испытание начинается вместе с восстанием: козни Швабрина становятся всё более угрожающими. Принуждая Машу выйти на него замуж, он тем самым хочет приобрести власть над ней. И последняя встреча Гринёва со Швабриным на суде показывает, что тот во что бы то ни стало хочет увлечь за собой к гибели Гринёва: он оговаривает соперника, обвиняя его в предательстве. Швабрин не упомянул на суде имя Маши не из самолюбия или остатков любви к ней, как предполагал благородный Гринёв, а потому, что это могло привести к оправданию Гринёва, а Швабрин такого допустить не мог.

Почему же Швабрин так упорно хочет жениться на Маше, почему он всячески разрушает её союз с Гринёвым? Жизненные, психологические причины такого поведения очевидны. Они убедительно, с реалистической точностью переданы Пушкиным и в изображении ситуаций, в которые попадают герои, и в описании характеров героев.

С одной стороны, Гринёв, Маша и Швабрин являются обычными персонажами романа, такими же, как и остальные. С другой — их образы имеют символическое значение. Маша — образец душевной чистоты и нравственной высоты, в философском плане она воплощает собой добро. Швабрин не совершает ни одного доброго поступка, не произносит ни одного правдивого слова. Душа Швабрина мрачна, ему не ведомо добро, его образ в романе выражает зло. Мысль автора, которую он через сюжет о любви хочет донести до читателя, заключается в том, что стремление Швабрина жениться на Маше означает стремление зла укрепиться в жизни людей. Гринёв же получает в романе высокий статус героя, представляющего всех людей. Именно человек должен сделать выбор между добром и злом, спасти добро, как Гринёв спас Машу. А зло стремится этому воспрепятствовать, поэтому Швабрин всеми силами старается разлучить Гринёва и Машу. Таков смысл нравственно-философской притчи, лежащей в основе любовной линии романа. Таким образом, Пушкин утверждает, что разрешение исторического и личного конфликтов лежит в нравственной сфере, зависит от душевного выбора человека.

« » является величайшим произведением русской литературы. Хотя основная тема повести посвящена кровавому крестьянскому восстанию под предводительством Емельяна Пугачева, история любви и играет в ней не маловажную роль. По моему мнению, именно благодаря Маше Мироновой Гринев вырос из «зеленого» юнца до настоящего офицера.

Первая встреча героев повести произошла в Белогорской крепости. Стоит отметить, что Маша была обычной скромной и тихой девушкой, не производившей особого впечатления. Автор описывает ее так: «…девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели».

Кроме того, из рассказов своего друга , Гринев представлял Машу простой «дурочкой». Мать девушки, говорила, что ее дочь была настоящей «трусихой», ведь испугавшись пушечного залпа, чуть не умерла.

Но с развитием сюжета произведения, мнение Гринева о Маше меняется. Он видит в ней весьма умную и образованную особу. Молодые люди начинают сближаться и между ними возникают нежные чувства.

Нужно отметить, что главные герои вынуждены были бороться за свое счастье. Так, Маша, проявив твердость своего характера, отказывается выйти замуж за Петра без благословения его родителей. Она даже готова уступить место другой, той, которая подойдет родителям Гринева, только ради того, чтобы любимому жилось счастливо.

После захвата мятежниками Белогорской крепости, Маша теряет своих родителей, их публично казнят. Комендантом крепости становится предатель Швабрин, который мечтает реализовать свой план и женить на себе девушку. Он запирает Машу, садит ее на хлеб и воду, заставляет принять его предложение. Но девушка непреклонна. Она остается верна своему любимому. Маша даже готова расстаться с жизнью, чтобы не выходить за Швабрина.

Каким-то дивным образом девушке удается передать Петру весточку о том, что она попала в такую беду. Гринев ни думая не минуты едет в крепость и спасает Машу. После этого молодые люди окончательно понимают, что по-настоящему любят друг друга. Гринев привозит Машу в родительский дом. Теперь ее принимают, как родную дочку.

Позже, судьба вновь испытывает молодых людей. По лживому письму Гринева отправляют под суд. Чтобы помочь своему любимому Маша решает ехать к самой Екатерине II. Императрица прислушивается к словам девушки и милует Петра.

Думаю, что , на примере Маши Мироновой и Петра Гринева, хотел показать нам какими должны быть отношения между мужчиной и женщиной. Отношения, где царит любовь, уважение и самопожертвование.

Повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» раскрывает множество тем. Одной из важнейших считается тема любви. В центре повествования взаимные чувства молодого дворянина Петра Гринева и капитанской дочки Маши Мироновой.

Первая встреча Петра и Маши

Маша Миронова представляет собой идеал А.С. Пушкина, выражающий силу духа, честь и достоинство, умение отстоять свою любовь, пожертвовать ради чувств многим. Именно благодаря ей Петр обретает истинное мужество, закаляется его характер, воспитываются качества настоящего мужчины.

При первой встрече в Белогорской крепости девушка не произвела на Гринева большого впечатления, она показалась молодому человеку простушкой, тем более что его приятель Швабрин отзывался о ней весьма нелестно.

Внутренний мир капитанской дочки

Но очень скоро Петр понимает, что Маша девушка глубокая, начитанная, чувствительная. Между молодыми людьми рождается чувство, которое незаметно перерастает в настоящую, всепобеждающую любовь, способную преодолеть все трудности, встречающиеся на ее пути.

Испытания на пути героев

Впервые стойкость и рассудительность характера Маша выказывает, когда не соглашается венчаться с Петей без благословения родителей возлюбленного, ведь без этого простое человеческое счастье будет невозможным. Ради счастья Гринева она готова даже на отказ от свадьбы.

Второе тяжелое испытание выпадает на долю девушки во время захвата крепости мятежниками Пугачева. Она лишается обоих родителей, остается в окружении врагов одна. В одиночестве она выдерживает шантаж и давление Швабрина, предпочитая хранить верность своему возлюбленному. Ничто – ни голод, ни угрозы, ни тяжелая болезнь – не могут заставить ее выйти замуж за другого, презренного ею человека.

Счастливый финал

Петр Гринев находит возможность спасти девушку. Становится очевидным, что они будут вместе навсегда, что они предназначены друг другу судьбой. Тогда родители юноши принимают ее как родную, распознав глубины ее души, внутреннее достоинство. Ведь именно она спасает его от клеветы и расправы перед судом.

Так они спасают друг друга. На мой взгляд, они выполняют роль ангела-хранителя один для другого. Думаю, для Пушкина отношения Маши и Гринева – идеал взаимоотношений между мужчиной и женщиной, во главе которых стоят любовь, взаимоуважение и абсолютная преданность.

Последним крупным произведением А.С. Пушкина стал его небольшой по объёму, но невероятно глубокий по смыслу роман «Капитанская дочка». Сам классик, посвятивший его написанию не один год, в дневниках признавался, что произведение стало его философским и творческим завещанием, в котором он сумел отразить все мысли, которые его волновали.

Сам роман в первую очередь содержит в себе христианский дидактизм. Он отсылает читателя к Евангелию от Матфея, к Нагорной проповеди Иисуса Христа и к его завету быть истинным праведником, ничего не делать напоказ и нести в своём сердце любовь к ближнему своему, даже с врагом оставаться милосердным, беречь честь и достоинство. Это многократно отмечалось и исследователями-литературоведами.

Историк Г. Федотов, например, называл «Капитанскую дочку» самым христианским произведением за всю историю русской литературы. Он подмечал, что это повесть о «тихой праведности». Не вызывает сомнения и то, что носителем этой праведности становится героиня романа Маша Миронова.

Несмотря на то, что основная смысловая нагрузка приходится на идею христианской любви, не упускает Пушкин из виду и любовь романтическую. Это, пожалуй, наиболее яркая и интересная сюжетная линия в произведении, которая делает «Капитанскую дочку» столь привлекательной даже для современного читателя.

Главный герой повествования Петруша Гринёв рос недорослем: он гонял голубей, слушал рассказы птичницы и грубо ругал своего дядьку Савельича. Утомлённый разгильдяйством сына, Гринёв-старший отправляет того «послужить, пороху понюхать» в провинциальную Белогорскую крепость. Удивительно, но именно там развернутся колоссальные исторические события, которым суждено будет сыграть важную роль в жизни Петруши и других героев. И именно здесь, в Белогорской крепости, избалованному, но честному, благородному юноше посчастливится встретить свою истинную любовь.

Поначалу Марья Ивановна, дочка капитана Миронова, девушка, которая сумеет завоевать сердце Гринёва, не привлечёт его внимания. Она не была хороша собой, отличалась слабым здоровьем и чувствительным сердцем. Мать, Василиса Егоровна, в глаза называла дочь трусихой и предупреждала, что та боится ружейного выстрела.

Интересно, что герои, предстающие изначально не в самом выгодном свете, в конечном итоге объединяются и меняют друг друга в лучшую сторону. Их души отчаянно крепнут, а любовь, зародившаяся между ними, приводит их к истинному счастью и спасению.

Любовная линия в романе «Капитанская дочка» осложнена драматическими перипетиями. Так, впервые Маша проявляет свой характер, оказываясь выйти замуж за возлюбленного без благословения его родителей. Она заявляет Гринёву, что без их одобрения ему, Петруше, не будет счастья. В этом проявляется удивительное благородство героини, готовой пожертвовать собственным счастьем ради счастья любимого человека.

Позже испытания станут гораздо страшнее: родители Маши Мироновой погибают от рук подлых бунтовщиков, а сама девушка чудом спасается у попадьи - в этом эпизоде также проявляются христоцентристские мотивы пушкинских произведений. Гринёв оказывается разлучён с возлюбленной. Вскоре та попадает в плен и оказывается в лапах предателя Швабрина. Тот требует от девушки согласия выйти за него замуж, однако Маша, соблюдая заповедь Христа из Нагорной проповеди «не прелюбодействуй в сердце своём» остаётся верна другому. Благородство её души является в эпизоде, где она в исступлении признаётся, что готова погибнуть, чем продать себя ради спасения тела.

Капитанской дочке приходится искать защиты у самого бунтовщика Пугачёва, несмотря на её прежнюю «трусость». Любовь к Гринёву колоссальным образом изменила характер Маши Мироновой. Против воли ей пришлось стать мужественной, сильной и отважной, преданной своему возлюбленному. Когда ему потребуется помощь, именно она, слабая женщина, отправляется в столицу, чтобы сделать всё от неё зависящее, чтобы спасти Петра Андреича.

Интересно, что любовь в «Капитанской дочке» приобретает оттенок… воинственности! Александр Сергеич проводит своих героев через множество сложнейших испытаний, подвергает их необходимости совершить трудный нравственный выбор. И в условиях исторической драмы, бессмысленного и беспощадного русского бунта Маша и Пётр будто заслуживают духовное очищение. Автор словно устраивает для них круги Ада и Чистилище, чтобы в конечном счёте привести героев через боль и страдания к райской жизни на земле.

Кажется, что в этом романе А.С. Пушкин создаёт несколько гипертрофированный образ идеальных отношений между мужчиной и женщиной - отношений, где царят гармония, взаимоуважение и беззаветная преданность друг другу, готовность пожертвовать всем ради любимого человека. Исторический фон, на котором разворачивается эта любовная история, нужен лишь для того, чтобы разительнее показать контраст между низменными чувствами - жаждой власти, жестокостью и т.д. - и истинной любовью, к которой должен стремиться каждый человек на земле.