Милость хочу а не жертвы что означает. Путеводитель по библии

«Милости хочу, а не жертвы». Иисус цитирует здесь пророка Осию, который так объяснял людям Божий завет: «милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» (Ос 5:6). Жертвоприношения - важнейший религиозный ритуал, но гораздо важнее - глубокая, искренняя вера и не показная праведность, умение сострадать и стремление помогать людям. Бог хочет, чтобы люди не слепо исполняли, а понимали глубинный смысл Его указаний и запретов.

Иегова - «Бог великий и страшный» (Втор 7:21) , но Он, по словам пророка Варуха, будет по-прежнему «с радостью вести Израиля светом славы Своей, с милостью и правдою Своею» (Вар 5:5–9). Славя Господа, Псалмопевец выражает уверенность в том, что «милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются» (Пс 84:11).

Придя на землю в иную историческую эпоху, когда борьба с идолопоклонством во многом утратила остроту, Иисус Христос являет Собой Бога кроткого, смиренного, милостивого. Он не призывает безжалостно истреблять внешних врагов, а акцентирует внимание на борьбе человека с собственным несовершенством. В Его устах слово «милость» означает милосердие, умение понимать, любить и прощать не только ближних, но и дальних, не только праведников, но и грешников.

Христос объясняет:«Не здоровые имеют нужду во враче, а больные» (Мф 9:12). «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9:13) . Он обличает фарисеев и книжников. А на вопрос о том, кого человек должен считать ближним, отвечает: того, кто «сжалился и позаботился о нем» («Притча о милосердном самаритянине»). И подчеркивает в Нагорной проповеди: «Блаженны милостивые» (Мф 5:7).

Милостыня - важнейший акт христианского милосердия, то, что «зачтется» человеку на Страшном суде. «Милостыня человека - как печать у Него, и благодеяния человека сохранит Он, как зеницу ока» (Сирах 17:18). Но творить ее следует от чистого сердца, а не напоказ: «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас; иначе не будет вам награды от Отца Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби пред собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди... У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая. Чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф 6:1–4).

Фраз.: «блаженны милостивые»; «левая рука не знает, что делает правая»; «трубить» (в смысле «хвастаться»); «трубить на всех перекрестках»; «хранить, как зеницу ока».

Лит.: Уильям Хоуэллс, роман «Милосердие».

А. С. Пушкин, «Памятник»:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в наш жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал.

XXVI. "Милости хочу, а не жертвы" Мф.9:13

Т.е. не внешнего соблюдения передо Мной формы Моего закона, а внутреннего исполнения его духа в применении к людям.

Внешняя жертва есть лишь символ внутренней и без последней есть мерзость пред Богом (Ис. Гл.1).

Наружная правда наша должна быть обнаружением внутреннего света, потому что боговедения Бог хочет больше, чем всесожжения (Ос.6:6).

К нам, христианам, это нравственное указание Господа имеет более тонкое применение. Для нас любовь и сострадание к ближнему стали уже законом, очевидным для каждого. Хотя есть еще очень много и таких христиан, которые полагают свою праведность только во внешнем исполнении законов богопочтения; но это лишь недоразумение, и в глубине их же собственной совести они находят смутный укор за лукавство пред Богом. Но есть другой сорт людей среди последователей Христа, которые более тонко и потому более опасно нарушают рассматриваемое нами правило. Это люди, сделавшие для себя из нравственного закона любви к ближнему закон внешний, подобный древнему закону жертв и всесожжении. Исполнение закона любви они полагают во внешних благодеяниях, в материальных жертвах благотворительности, без участия внутреннего огня любви к тем, кому они благотворят, без той милости сердца, без которой жертва наша есть мерзость пред Богом.

К таковым слова Господа: "Милости хочу, а не жертвы" - имеют также свое полное применение. И на них особенно требуется обратить внимание в настоящее время. Бог не может довольствоваться нашим принесением одних только внешних жертв благотворительности. Он не жертвы хочет, а милости, т. е. внутреннего любовного отношения к ближнему, мудрой отзывчивости к скрытым причинам его бедствий и предупреждения их, а не наружного только материального благотворения, не исцеляющего внутренней болезни, а только временно облегчающего ее, и дающего лишний повод нам гордиться своею мнимою праведностью в исполнении Христова закона - любви…

Из книги Книга 16. Каббалистический форум (старое издание) автора Лайтман Михаэль

Из книги КАББАЛИСТИЧЕСКИЙ ФОРУМ. Книга 16(старое издание). автора Лайтман Михаэль

Хочу и сомневаюсь… Сказано «Тысячи входят в учебу, но один выходит к свету», – действительно, приходят и прошли через меня тысячи, но постоянная моя группа – около сотни мужчин, в основном от 25 до 40 лет, прибавляется по 15% в год из тех сотен, которые проходят за год через

Из книги `Мастер и Маргарита`: гимн демонизму? либо Евангелие беззаветной веры автора СССР Внутренний Предиктор

Из книги В начале было Слово… Изложение основных Библейских доктрин автора Автор неизвестен

Бог милости. Ни один грешный человек никогда не видел Бога (см. Исх. 33:20). У нас нет изображения Его лица. Бог показал Свой характер посредством милостивых дел и данного через Моисея описания: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и

Из книги 1000 вопросов и ответов о вере, церкви и христианстве автора Гурьянова Лилия

«Я хочу поставить свечку». «Я хочу подать записку» – А куда свечку поставить, чтобы... ну... понадежнее? – Две записки с обедом. – С чем? – Ну, с булочкой, с просвирой. Записки: «Обыденная»; «О упоминании»; «Ектинидия»; «Послеобеденная»; «О здравоохранении»; «Золотоуст на

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что означают слова: «милости хочу, а не жертвы»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:12–13). Господь наш Иисус Христос приводит эти слова из книги пророка Осии: «Ибо Я милости хочу, а не

Из книги 12 христианских верований, которые могут свести с ума автора Таунсенд Джон

Из книги Сочинения автора Кассиан Иоанн

Из книги Творения автора Кассиан Иоанн

23. собеседование аввы Феоны (третье) о словах апостола: доброе, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю глава 1После рассвета, когда мы с большей настойчивостью стали убеждать старца исследовать глубины апостольского изречения, он начал так говорить:

Из книги Последний экзамен автора

Из книги Реинкарнация. Размышления автора

Я хочу жить Гуляя в лесу, я заметил две большие лужи. Одна была полна воды и в ней кипела жизнь. Множество крохотных резвящихся живых существ наслаждались беззаботной жизнью, которую для них уготовила судьба. Но погода стояла жаркая, и вторая лужа почти совсем уже

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

11. Увидев то, фарисеи сказали ученикам Его: для чего Учитель ваш ест и пьет с мытарями и грешниками? 12. Иисус же, услышав это, сказал им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные, 13. пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не

Из книги Последний экзамен автора Хакимов Александр Геннадьевич

7. если бы вы знали, что значит: милости хочу, а не жертвы, то не осудили бы невиновных, Дальнейшее и самостоятельное доказательство правильности поведения Христа, не запрещавшего ученикам срывать колосья, и ошибочности мнения фарисеев, имеющее близкую связь с предыдущей

Из книги Доказательства существования ада. Свидетельства переживших смерть автора Фомин Алексей В.

13. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? 14. возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; 15. разве я не властен в своем делать, что хочу? или глаз твой завистлив оттого, что я добр? 16. Так будут

Из книги автора

Хочу домой! Шридам прабху, старший пуджари нашего храма, ушел из этой жизни так быстро и неожиданно для всех. Когда я узнала об этом, первая мысль, пришедшая в голову, была: «Как так, он ведь был самый живой?» И вся эта история казалась нелепой выдумкой какого-то злого

Из книги автора

«Я не хочу умирать!!!» Было бы величайшей ошибкой думать, что жизнь человека после его смерти заканчивается. «А как это?» - спросите Вы. Вот, лежит человек, не дышит, сердце не бьется. Умер. Был человек - и нет его. Да и действительно, кто может обнаружить жизнь или признаки

Матфей был сборщиком податей. Из-за этого его занятия люди не любили его, он считался всем известным грешником, врагом на службе у Римской империи. Фарисеи недоумевали: почему Иисус делит трапезу с грешником? Не лучше ли держаться подальше от подобных людей? В ответ на этот вопрос Иисус объяснил, что Он желает встречаться именно с грешниками, как врач - с больными. В заключение Он посоветовал фарисеям внимательно почитать Священное Писание, чтобы понять, что" означают слова Божии, приведённые в книге Пророка Осии: "Милости хочу, а не жертвы" (См. Ос 6, 5).

Почему Бог хочет от нас милосердия? Потому что Ему угодно, чтобы мы походили на Него, как дети на своих отца и мать. Иисус на протяжении всего Евангелия говорит нам о любви Бога Отца к добрым и злым, к праведникам и грешникам: Бог любит каждого человека, не выделяя и не исключая никого. Если Он и отдаёт кому-нибудь предпочтение, то это люди, которые, казалось бы, меньше других заслуживают любви - как в притче о блудном сыне.

"Будьте милосерды, - сказал Иисус, - как и Отец ваш милосерд" (Лк 6, 36). В этом - совершенство (см. Мф 5, 48).

Иисус и сегодня призывает каждого из нас: "Пойдите, научитесь..." Но куда пойти? Кто научит нас понимать, что" значит быть милосердными? Это может сделать только Он, Иисус Христос, Который искал заблудших овец, простил тех, кто предал и распял Его, и умер ради нашего спасения. Для того, чтобы научиться быть милосердными, как Отец Небесный, и совершенными, как Он, нужно смотреть на Иисуса, ибо Иисус есть полное откровение о любви Бога Отца. Он сказал: "Видевший Меня видел Отца" (Ин 14, 9).

"Пойдите, научитесь, что значит: "Милости хочу, а не жертвы"".

Почему милосердие, а не жертва? Потому что любовь - это абсолютная величина, придающая смысл всему остальному, в том числе и религиозному культу, и жертве. Действительно, наиболее угодная Богу жертва - деятельная любовь к ближнему, которая находит своё самое высокое выражение в милосердии .

Милосердие помогает нам всё время видеть новыми глазами людей, с которыми мы вместе живём, учимся или работаем, не помнить об их недостатках и ошибках; не судить, но прощать нанесённые нам обиды. Более того, забывать о них.

Наша жертва состоит скорее не в долгих ночных бдениях и строгих постах, не в том, чтобы спать на земле, но в стремлении принимать в своё сердце всякого ближнего, оказавшегося рядом, будь он хорош или плох.

Так поступил один человек, работавший в приёмном отделении больницы. Его деревню полностью сожгли "враги". Однажды утром в приёмный покой обратился мужчина, который привёз больного родственника. В последнем дежурный сразу узнал по акценту одного из "врагов". Тот боялся, что его не будут лечить, и не хотел называть своего настоящего имени. Сотрудник больницы, преодолев давно таившуюся в сердце ненависть, не стал требовать у него документов и оказал ему необходимую помощь.

В последующие дни он несколько раз находил способ помочь этому больному. В день выписки "враг", расплатившись в кассе, сказал ему:

Я должен тебе кое в чём признаться.

Не нужно. Я с первого дня знаю, кто ты.

Зачем же ты помогал мне, если я твой "враг"?

Так и у нас милосердие рождается благодаря любви, умению жертвовать собой ради любого человека по примеру Иисуса, отдавшего Свою жизнь за всех людей.

Шёл 2003 год, когда по благословению митрополита Владимира после 80-летнего перерыва под сводами больничного храма во имя св.прпмц.Евгении вновь зазвучали слова молитвы, послышался сокровенный шёпот исповедующихся и добрый, ласковый голос отца Валериана ЖИРЯКОВА - настоятеля храма, - произносящий разрешительную молитву. И хоть о встрече мы договорились заранее, мне пришлось подождать, потому что после вечерней службы батюшка внимательно выслушивал своих подопечных - старушек-блокадниц, - вникая во все их нужды и тревоги. А после исповеди, улыбаясь, размашисто крестил склонённую седую голову, отпуская грехи именем Иисуса Христа. Проводив до порога церкви последнюю исповедницу, о.Валериан предупредил: "Времени у меня немного. В девять часов я пойду по палатам исповедовать тех, у кого нет сил дойти до храма". Итак, милости просим в храм св.Евгении.

История этого храма и общины св.Евгении началась с милости. Это был конец XIX века. Разговорился как-то с нищенкой добрый человек и узнал, что она была сестрой милосердия на Русско-турецкой войне. Дрогнуло сердце этого человека, имя которого знает Господь... и в 1882 году в Санкт-Петербурге появился Комитет попечения о сёстрах Красного Креста. А впоследствии из этого комитета выросла известная по всей России своей благотворительной деятельностью и делами милосердия община святой Евгении. Но, как говорится, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Сначала, в 1883 году, было построено общежитие для 12 сестёр милосердия. Через три года при нём открылись двухгодичные подготовительные курсы сестёр милосердия, и лишь спустя ещё два года была открыта небольшая лечебница для приходящих больных. В 1887 году комитет взяла под своё покровительство внучка государя Николая I Евгения Ольденбургская. А 7 января 1893 года общежитие сестёр милосердия было переименовано в общину св.Евгении. Шло время, община разрасталась. Наконец встал вопрос о строительстве собственной больницы, которая и была построена на углу Старорусской и Новгородской улиц. В нижнем этаже разместилось убежище для престарелых сестёр милосердия им.Императора Александра III, на втором - церковь на 4000 человек во имя св.блг.князя Александра Невского и св.прпмц.Евгении и общежитие для сестёр общины.

Начались трудовые героические будни. Сёстры милосердия, окончившие двухлетний курс, работали в госпиталях, лазаретах кадетских корпусов, дежурили в частных домах и различных лечебницах Петербурга и провинции. Что здесь героического, спросите вы. А надобно сказать, что в 1893-1894 годах сёстры работали в Тульской, Тверской и Воронежской губерниях, где свирепствовала тифозная эпидемия... И это ещё не всё. В 1898-1899 годах сёстры общины были призваны оказывать помощь в губерниях, пострадавших от неурожая, - Самарской, Уфимской. Отряд сестёр был отправлен в Манчжурию. Также сёстры милосердия принимали участие в Русско-японской войне, а позже и в Первой мировой.

Но всё это было забыто после 1917 года. Новая власть пыталась изгладить из памяти народной само понятие христианского милосердия. И вот больница св.Евгении превратилась в "свердловку" - медучреждение для лечения высшего городского партактива. В период Великой Отечественной войны в больнице был устроен госпиталь для лечения офицеров Ленинградского и Волховского фронтов. А в 1990-х годах больница стала обычной горбольницей N 46...

Слава Богу, в наше время в больнице св.Евгении возрождаются добрые традиции. В созданном здесь по инициативе главврача О.Семёновой "Центре медицинской помощи жителям блокадного Ленинграда" проходят лечение тысячи людей, пережившие блокаду, много на своём веку перестрадавшие. В больнице ведётся научная работа: учёные изучают воздействие экстремальных факторов - холода, голода - на организм людей во время блокады и в отдалённом периоде, а также их влияние на последующие поколения.

В 2000 году больнице вернули святое наименование, а в главном корпусе устроится часовня св.Евгении. Кстати, символично, что первое освящение больничного храма состоялось в день памяти св.равноап.Нины 27 января 1900 года, в этот же день в 1944 году была снята блокада Ленинграда. Ныне в храме проходят молебны, совершаются Таинства исповеди, крещения, соборования. В 2000 году приход пополнился выпускниками Воскресной школы Александро-Невской лавры. С их приходом в больнице вновь работает Общество милосердия, сёстры и братья которого оказывают посильную помощь болящим.

Свт.Игнатий Брянчанинов писал: "На суде Христовом потребуется в оправдание милость как деятельное выражение любви, и заслуживает помилования одна милость как опытное доказательство любви. "Милости хочу, а не жертвы" (Мф.9.13), - возвестил грядущий страшный и нелицеприятный Судия. Милость доставит оправдание возлюбившим её, а отвергших - предаст осуждению. Всех делателей своих милость приведёт пред Христом и исходатайствует им у Христа помилование и вечное блаженство". Помните об этом и не скупитесь на дела милосердия.

Адрес: 193144 СПб, Старорусская ул., 3. Тел. 274-19-90

Пересказала Ирина НИКОЛАЕВА

Http://pravpiter.ru/pspb/n194/ta005.htm

Итак, жертва Каина не соответствовала его положению пред Богом. Как грешник, и великий грешник, он должен был принести не плоды земли, означавшие жертву благодарности, а жертву повинности. Такой жертвой могла быть только жертва от стад. К тому же, и дела Каина были злы (1 Ин . 3:12). Они потому были «злы», что это были дела фарисейской самоправедности, исключающей спасение верой в жертву Искупителя (Лук. 18:9 - 14). Каин - человек верующий, но не рождённый от Бога; да и вера его только внешняя видимость. И сам его дар - видимость, лишь внешняя форма, скорее обязанность, чем выражение искренней веры и преданности. Его вера ищет спасения своими делами и заслугами. Но Писание говорит очень ясно: «…делами закона не оправдается никакая плоть» (Гал. 2:16; Рим. 3:20)!

Каин - образ людей самоправедных и самонадеянных, людей фарисейской, мёртвой религиозности, которая, принося дары Богу, не приносит себя. Внешне служа Богу, не упражняется в благочестии. Такого рода формальным служением, жертвой без отдачи сердца, почитанием без подчинения, без перемены жизни угодить Богу невозможно!» (приводится по публикации на сайте “Код альфа и омега”, Книги, В.Я.Канатуш “Герои Ветхого завета”, гл. 3 “Верой Авель…”: http://caw.dem.ru/books/heroes/heroes_3.htm).

Ещё одно мнение о практике жертвоприношений, принадлежит выпускнику философского факультета МГУ, ныне диакону РПЦ и профессора Московской духовной академии, старшему научному сотруднику кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ Андрею Кураеву. Он выразил его в контексте статьи “Заповеди Эдема”:

“Возделывание земли” - это её расчленение. Библейское сознание, как и вообще архаическое мышление, чрезвычайно дорожит конкретной оформленностью мира. Многообразию мира постоянно угрожает хтоническая неразличимость всех вещей. В Библии величайшим чудом Творца оказывается то, что Он смог преградить бег морским волнам (и чем - песком! то есть веществом, слабее и податливее которого, казалось бы, ничего и быть не может). Своим трудом человек должен закрепить и подчеркнуть “космичность” (в смысле сложноорганизованность, иерархичность) мира. Грех же есть там, где эти грани стираются. Грех Евы в том, что она отнеслась к древу познания как к любому другому. И первое следствие грехопадения было в том, что мир стал беднее: разрушен Эдем, и пространство Междуречья стало таким же, как и любая иная область Земли. Бог отделил Эдем от остального мира (Быт 2:8) - а человек не смог сохранить эту святыню. И затем дары Каина будут отвергнуты Богом именно потому, что не “возделаны”, не “отделены”. Христианская традиция комментариев Библии полагает, что жертвоприношение Каина оказалось недолжным - и именно потому, что Каин не пожелал взять на себя труд выбора и различения. “Авель принёс жертву по выбору, и Каин без выбора; Авель избрал и принёс первородных и туки, Каин же принёс или колосья, или вместе и колосья и плоды, бывшие в то время", - пишет преп. Ефрем Сирин . То же самое и у свт. Иоанна Златоуста: жертва Каина не принята Богом - потому что первенец Адама “принёс, что, так сказать, попалось, без всякого старания и разбора” .

Из ошибки Каина можно понять и призвание труда Адама. Труд человека должен усугубить специфичность (“космичность”) мира; охранить и изменить мир» (цитировано по публикации в интернете по адресу http://www.pravbeseda.ru/library/?page=book amp;id=786).

Таковы интерпретации неких событий глубокой древности в разных традициях истолкования библейских текстов и жизни на их основе.

Коран излагает версию событий в основном аналогично Библии:

Сура (глава) 5: «27 И прочитай им весть о двух сыновьях Адама с истиной. Вот они оба принесли жертву; и была принята она от одного и не принята от другого. Он сказал: “Я непременно убью тебя!” Тот сказал: “Ведь Бог принимает только от богобоязненных. 28. Если ты прострёшь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Бога, Господа миров. 29. Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей огня. Это - воздаяние неправедным”.

Если коротко передать смысл всех этих интерпретаций, то, несмотря на некоторые их разногласия, они едины в том, что:

Богу, по крайней мере во времена, описываемые в Ветхом завете, было угодно, чтобы, признавая перед Ним свои грехи, люди приносили Ему жертвы, убивая в процессе жертвоприношений как минимум животных, которые в грехах людей не повинны.

В наши дни такое в большинстве своём пишут субъекты, для которых убийство - это всего лишь пустое, абстрактное слово или картинка на экране телевизора, подчас поданная очень зрелищно и увлекательно, а то и в форме эстетически отточенного ритуала, но сами они в большинстве своём убийств ни людей, ни животных не совершали, и потому в их психике нет гнетущих впечатлений от совершённых ими убийств. За их отсутствие как таковое им следует благодарить Бога, но при отупелости их чувств и подавленности интеллекта традициями, отсутствие такого рода впечатлений позволяет им злословить на темы угодности Богу разнородных убийств с целью жертвоприношения. В отличие от такого рода «абстракционистов» те, кто упивается убийствами, в их большинстве знают, что совершают они убийства, в том числе и ритуальные, в угоду не Богу, а дьяволу и бесам.

Те же, кто не отупел чувствами и мыслями от убийств, в которых им довелось соучаствовать или свершению которых довелось сопереживать, те, чья психика не раздавлена интеллектуализмом той или иной традиции жертвоприношений, подобным приведённому выше, - те имеют основания в их психике для того, чтобы усомниться в том, что Богу и людям когда-либо были необходимы кровавые жертвоприношения кого бы то ни было.

Утверждение о необходимости кровавых жертв - один из вопросов, в котором культы жертвоприношений, уничтожают нравственно-этическую разницу между Богом и дьяволом: с их мировоззренческих позиций кровавые жертвы угодны обоим, хотя, как они утверждают, у Бога и дьявола свой вкус в том, кого и как надо приносить в жертву каждому из них.

Причём исторически реально традиции комментирования Библии настолько оторвались от её текста, что в пересказах и толкованиях (включая и те, что мы привели выше) предстают в искажённом до неузнаваемости виде многие описываемые в Библии события. Поэтому для выведения библейских богословов на чистую воду следует обращаться к самим текстам Библии, не забыв при этом активизировать чувства и взаимодействие правого (отвечает за образность мышления) и левого (отвечает за лексику и логику) полушарий головного мозга.

Обратимся к самим текстам Библии, относящимся к жертвоприношениям Каина и Авеля и убийству Каином брата:

Бытие, гл. 1: «26. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. 29. И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу ; 30. а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так. 31. И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой».