Николай цискаридзе должность. Николай Цискаридзе: «В Щелкунчике я был принцем, а он - королем мышей

В рамках Международного балетного фестиваля Dance Open в финском городе Савонлинна выступит заслуженный артист России, первый солист балетной труппы Мариинского театра Антон Корсаков. Накануне отъезда потомственный танцовщик встретился с корреспондентом «Известий», чтобы рассказать о летних фестивалях и ситуации в Мариинке.

- Летних фестивалей сейчас множество. Чем вас привлек Dance Open?

Прежде всего - высоким уровнем проекта. Я помню, как он начинался, и то, каким он стал сейчас, - небо и земля. Мне нравится, что ежегодно состав участников меняется в зависимости от рейтинга танцовщиков: у кого-то он понижается, у кого-то - наоборот. И нет никого, кого бы взяли просто, чтобы «заткнуть дыру». Для меня Dance Open - это встреча с друзьями и в то же время - большое событие. Появляется соревновательный ажиотаж, ты видишь, что жизнь не останавливается и нужно каждый раз доказывать свое право на участие.

Вы всю жизнь танцуете в Мариинском театре, здесь же танцевал ваш отец. Не было ли желания попробовать что-то другое?

Один раз у меня была попытка перейти в другой театр: это было конкретное предложение от Большого, которое я хотел рассмотреть для смены обстановки. Но прежний руководитель Мариинки Махар Вазиев - он очень профессионально относился к делу - создал все условия, чтобы я остался. Он к каждому человеку относился индивидуально, и это дорогого стоило. Нынешнее руководство в таких вопросах не очень компетентно. Достаточно оглянуться на времена правления Вазиева - сколько людей пришло, и какие это были кадры. Сейчас же даже зритель замечает - что-то не так, а его не обманешь.

- Не пожалели о том, что не ушли в Большой?

Нет. Но если бы мне предложили сменить обстановку сейчас, я бы сделал это сразу. Систему изменить невозможно, под нее нужно подстраиваться. Рыба ищет где глубже, а человек - где лучше. Ради новых ощущений, вызова, я бы сделал это. Но пока конкретных предложений нет. Сейчас мир таков, что все стараются использовать доморощенных артистов. Везде кризис, приглашать не очень выгодно. Но с удовольствием попробовал бы свои силы в «Ла Скала», где у меня был гостевой контракт.

- В Мариинке вам уже не нравится?

Я переживаю за свой коллектив, в котором уже столько лет. Но сейчас в нем происходит бардак. Труппа омолаживается, приходят новые люди. Это нормальный процесс. Но при Вазиеве это были люди из Академии русского балета, с русским духом, школой, традицией. Сейчас же у нас труппа интернациональная - и кореец, и англичанин. Притом что они не на ведущих ролях, я все равно не понимаю этого ажиотажа. Для небольших вариаций и наших артистов хватило бы. Раньше на сцене был творческий дух состязания между солистами, каждому приходилось доказывать свое место под солнцем. Сейчас же бардак в том, что все танцуют что хотят. Людьми затыкают дыры, чтобы текучка спектаклей не останавливалась. Мне такая конструкция труппы не очень понятна. Люди хотят ходить на имена. А имена нужно создавать.

Не так давно члены профсоюза балета Мариинского театра обращались к министру культуры с просьбой разобраться в этих ситуациях.

К сожалению, я в это время был в отъезде и в обращении не участвовал. Но ничего не изменилось, все осталось, как было. Это очередной показатель отношения руководства к артистам, солистам, которые создавали в какой-то степени славу Мариинки, и к самому театру. Жалко артистов, ведь многие люди просто теряют время своей жизни.

- Валерий Гергиев обещал, что с открытием новой сцены, Мариинки-2, ситуация изменится.

Новая сцена - действительно очень хорошая, профессиональная, сверхоборудованная. Там прекрасная инфраструктура, свет, полы. Но в итоге люди стали работать в три раза больше, потому что надо обслуживать две, а кому-то и три сцены. Стало меньше выходных, а зарплата особенно не изменилась. Мне так точно не стало лучше - меня не могут обеспечить достаточным количеством спектаклей. Последний раз я участвовал в постановке 31 мая, следующий мой официальный выход - 11 июля. Так что я нахожусь в вынужденном театральном отпуске: работы нет. Только за счет сторонних контрактов можно как-то себя стимулировать и поддерживать форму.

- Выступать в Мариинке-2 вам уже доводилось?

Пока нет. Я был там на экскурсии. Люди говорят, что танцевать хорошо. Но этого мало. На сцене должен быть дух балета, его нужно заслужить. В Мариинке-1 танцевали Сергеев, Уланова, Дудинская. Здесь же духа ответственности перед выходом на спектакль еще нет.

- Ваши коллеги жаловались, что гримерки в новом здании не доделаны.

Я только недавно отъезжал от театра на машине и видел, как девочки и мальчики в репетиционных костюмах идут по улице из Мариинки-1 в Мариинку-2, на них все смотрят. Какие-то комнаты, конечно, выделены, но большинство помещений еще не оборудовано. Посмотрим, причешут ли всё к следующему сезону или так же будем бегать.

- Вернемся к русской балетной традиции. Вы, кажется, собирались открыть свою школу в Китае, в США?

Школа в Китае была открыта, но пришлось этот проект продать. Китайцам нужно было перенять у нас опыт, и они поставили жесткие условия: мы должны были набрать китайских педагогов и их обучить. При этом они хотели, чтобы я проводил в школе большую часть своего времени, но постоянно летать туда-сюда тяжело. А в США наша школа - я основал ее в компании с другом - работает, взята под патронат ЮНЕСКО. Две наши бывшие студентки уже танцуют в Берлине у Владимира Малахова.

- Обсуждаются ли в Мариинке события Большого театра?

Обсуждаются. Я хорошо знаю и Сережу Филина, и уволенного Колю Цискаридзе. И с тем, и с другим мы общаемся, созваниваемся. Это люди, которые мне непосредственно близки и по работе, и по отношению к ней. Трагедия в Большом случилась давно, а конкретики до сих пор никакой нет. Дмитриченко жалко, поскольку его, как мне кажется, в какой-то степени сделали козлом отпущения. Это мнение сейчас высказывают очень многие. Люди не до конца верят, что он мог это сделать, - слишком уж изощренно.

- Как вам удается дружить и с Филиным, и с Цискаридзе? Ведь их представляют как противников.

Я общаюсь с ними как с людьми. А внутренние театральные отношения - их личное дело. Я нахожусь в Петербурге, они - в Москве. У нас тоже где-то есть такие противостояния. Коля - именитый танцовщик. Сережа - такого же уровня. Они что-то могли не поделить. Один кому-то что-то сказал, и начались дискуссии. Мы видим, во что они превращаются.

- А увольнение Николая Цискаридзе как вы воспринимаете?

В свете последних событий это абсолютно нормальная ситуация. Для меня лично это увольнение условное, потому что Коля - несвергаемый идол Большого. Но за примерами далеко ходить не надо: в свое время и Григорович, и Васильев приходили и уходили из Большого. Против системы идти бесполезно, лучше сменить театр. Коля пытался бороться, и мы видим, как всё повернулось.

Сам танцор без ложной скромности заявляет, что 21 год в истории Бoльшого театра – это торжество его искусства, свершившийся факт, нравится он кому-то или нет.

Звезду балета окружали громкие почести и не менее громкие скандалы. В 2019 году вышел документальный фильм «Я не такой, как всe», посвященный Цискаридзе и проливающий свет на то, чем он действительно выделяется. Таланта, само собой, у Николая не отнять. Но oн к тому же человек шокирующе прямолинейный, предпочитающий не почивать на лаврах, а лететь по жизни.

Детство и юность

Николай Максимович Цискаридзе появился на свет в грузинском городе Тбилиси в новогоднюю ночь 1973 года. Отец Максим Николаевич был скрипачом и участия в воспитании сына не принимал. Николая воспитал отчим, педагог по профессии. Мама Ламара Николаевна тоже преподавала, ее предметами были физика и математика. Но самое большое влияние на становление личности ребенка оказала няня, по национальности украинка. Именно с ней маленький Коля проводил львиную долю свободного времени.


Для того чтобы Николай развивался всесторонне, его с детства водили на разнообразные выставки и театральные постановки. Таким образом мальчик рано приобщился к миру высокого искусства. Первой любовью Николая стал балет «Жизель».

Сначала мама с отчимом не одобрили подобное увлечение ребенка, ведь они ожидали, что Коля пойдет по их педагогическим стопам. Цискаридзе был категорически не согласен с этим и решился на бунт: в 1984 году самостоятельно написал заявление о приеме в Тбилисское хореографическое училище и был зачислен на курс. После зачисления юноша рассказал о предпринятом шаге семье и вновь наткнулся на стену непонимания со стороны матери. Преподаватели Цискаридзе убедили родителей, что мальчик обладает исключительным талантом, который нельзя игнорировать.


Совсем скоро стало ясно, что Тбилисское хореографическое училище - слишком маленький плацдарм для такого большого дарования, как Цискаридзе. Это случилось в 1987 году, и практически сразу Николай поступил к Петру Пестову, одному из лучших педагогов Московского академического хореографического училища.

Спустя 5 лет танцор оканчивает его в звании лучшего ученика класса. На этом хореографическое образование Цискаридзе не закончилось, и он идет постигать глубины танцев в Московский государственный хореографический институт, диплом которого получает в 1996 году.

Театр

После завершения обучения в московском училище Николай прошел пробы в главный театр страны. Там он обратил на себя внимание Юрия Григоровича, который повлиял на то, чтобы молодое дарование стало участником труппы. Первыми наставниками в Бoльшом для Цискаридзе стали Николай Симачев и Галина Уланова, которые позже передали его в руки Николая Фадеечева и . Последняя, как рассказывал артист, научила тому, что в стенах театра нельзя позволять окружающим разговаривать с ним бесцеремонно, даже если это друзья.


С молодости танцор запомнил еще один совет от Софьи Головкиной: интервью – часть профессии, потому Николай легко соглашается на встречу с прессой, участвует в ток-шоу вроде «Судьбы человека» или «Наедине со всеми», побывал в студии и Сергея Николаевича.

Николай Цискаридзе в студии Дарьи Златопольской

По сложившейся балетной традиции Николай Цискаридзе дал старт своей танцевальной карьере выступлениями в кордебалете. Премьерной ролью в 1992 году стала партия Конферансье в постановке «Золотой век». В 1993-м он получил роль Дона Хуана в балете под названием «Любовь за любовь». Далее были партии в постановках «Щелкунчик» (Французская кукла), «Спящая красавица» (принц Фортюне), «Ромео и Джульетта» (Меркуцио).

1995 год отметился в биографии танцора первой главной ролью, которой стала партия в «Щелкунчике». Следующими центральными работами для Николая стали партия Джемса в балете «Силифида» и Паганини в одноименной постановке.


В 2001 году Николай отметился сразу двумя главными ролями в одной постановке. Примерно в то же время началось творческое сотрудничество Николая Цискаридзе с Роланом Пети, балетмейстером из Франции. Пети отдал Цискаридзе центральную партию в «Пиковой даме» на подмостках Бoльшого театра.

После огромного успеха Николая Ролан предложил ему самостоятельно выбрать следующую постановку, и танцор остановил свой выбор на партии в «Соборе Парижской Богоматери».


Позже Цискаридзе довелось танцевать на подмостках оперного театра «Ла Скала». Это произошло на гала-концерте памяти . Участие в этом проекте Николай разделил с примой . Танцор и далее выступал на солидных сценах: в Театре московской оперетты, в Государственном Кремлевском дворце и прочих.

Вместе с такими известными коллегами, как Анхель Корейя, Итан Стифел и Йохан Кобборг, Николай Цискаридзе вошел в состав первой труппы, которая в 2006-м презентовала проект «Короли танца» в Америке. В 2008 году он снова посетил Америку с гастролями, но уже в проекте «Звезды ХХI века». Кроме театральной и концертной деятельности, Николай Цискаридзе также был героем документальной картины «Николай Цискаридзе. Быть звездой…» и стал участником одного выпуска тележурнала « ».

Николай Цискаридзе в программе «Наедине со всеми»

Вклад танцора в искусство отмечено государственными наградами, международными премиями и пр. Николай удостоен звания народного артиста России и народного артиста республики Северная Осетия.

Скандалы

Осенью 2011 года Цискаридзе высказал неоднозначное мнение по поводу шестилетней реставрации Бoльшого театра. Танцор был крайне недоволен внутренней отделкой как сцены, так и остальным дизайном.


В ноябре 2012 года президенту было направлено коллективное письмо деятелей культуры, в котором они просили отставки нынешнего главы Бoльшого театра А. Иксанова и назначения на эту должность Цискаридзе. А уже в январе 2013-го он оказался вовлеченным в скандал вокруг художественного руководителя Большого .

Суть скандала заключалась в покушении на Филина, которому выплеснули в лицо кислоту. Эти и другие нюансы привели к тому, что Бoльшой театр отказался продлевать контракт с Цискаридзе, и 1 июля 2013 года танцор покинул его.

Скандал в Большом театре

В этом же году, в октябре, Николай оказался вовлеченным в еще один конфликт, но теперь в Академии русского балета имени Вагановой. Нарушая правила устава, министр культуры Российской Федерации представил Николая Цискаридзе коллективу Академии как нового исполняющего обязанности ректора.

Произошел целый ряд кадровых изменений, и в ноябре 2013 года педагогический коллектив учебного заведения совместно с балетной труппой Мариинского театра обратился в Министерство культуры с просьбой пересмотреть назначение Цискаридзе и последующие за этим событием кадровые перестановки. И все-таки спустя год Николай Цискаридзе был утвержден в должности ректора Академии русского балета и стал первым руководителем, который не заканчивал данное учебное заведение.


Педагогическую деятельность танцор начал еще в Большом театре в середине 2000-х. Один из первых учеников – нынешний премьер Артем Овчаренко. Цискаридзе за 2 года вывел молодого человека в солисты, а в 2009-м Артем ушел к другому педагогу.

Николай впоследствии в программе «На ночь глядя» обвинил бывшего подопечного в разжигании информационной войны, в нежелании заниматься самообразованием. Овчаренко со своей стороны подчеркивал, что предпочел наставника, близкого по духу, который видит разницу между танцовщиком и артистом.

Личная жизнь

Танцор сам отмечает, что в силу сложности и тяжести своего характера не завидует близким, но в суровой театральной среде с другим характером делать нечего.


Личная жизнь звезды балета мало освещена, но Николай не отрицает того, что у него, как у любого нормального человека, случались влюбленности и привязанности. Отсутствие жены и детей провоцировало слухи о нетрадиционной ориентации артиста. Цискаридзе на подобные выпады отвечает словами :

«Мне неинтересно, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще».

В друзьях у известной личности – не менее знаменитые и , и Наталья Курдюбова. Премьер был вхож в дом , которая хорошо разбиралась в балете. А с и Натальей Громушкиной ему и вовсе приписывали романы.


«Если с кем-то хочу пообщаться, я ему позвоню или напишу. Мне не хочется, чтобы это становилось достоянием гласности. Тем более, если я бы хотел высказать свое мнение, я в состоянии его высказать. Но впустую тратить время мне не хотелось бы».
Николай Цискаридзе в программе «Судьба человека»

Покидая сцену, Цискаридзе радовался, что наконец-то может есть все, что захочется. Позднее с улыбкой признавался, что «жрет, как паровоз» и приходится отказываться от еды после 16 часов дня. Сейчас как педагог дает такой же совет ученицам Вагановской академии.


Рост танцора – 183 см, хотя Николай считал себя невысоким по сравнению с коллегами. Важнее гармоничные пропорции, а в этом случае артист почувствовал некую особенность еще на студенческой скамье. На занятии по изобразительному искусству юноша на 99% уложился в стандарты, принятые столетия назад, когда размеры и расстояния измерялись ладонями и пальцами.

Николай Цискаридзе сейчас

Главным подарком к юбилею – в декабре 2018 года Николай отметил 45-летие – артист назвал фотосессию для глянцевого издания GQ. На обложке журнала Цискаридзе изображен с лебедем на руках, подобным образом 20 лет назад снялся , что не преминули отметить поклонники танцора.


Однако, по словам Николая, голливудская знаменитость – не первый, кому положила голову на плечо благородная птица. Будучи человеком, прекрасно осведомленным об истории балета, Цискаридзе рассказал, что в такой же стилистике еще в начале 20 века опубликовано фото . Балерина снималась с лебедем Джеком, жившим в ее поместье. Николаю пришлось залезть в фонтан перед Большим театром.


В январе 2019-го Академия имени Вагановой, возглавляемая Николаем Цискаридзе, выехала на гастроли в Японию. Известно, что жители этой страны любят балет, как никто другой. Билеты на представления, в которых танцуют дети, но с мастерством взрослых, разошлись за месяц до приезда труппы. Каждые 3 года академия привозит в Страну восходящего солнца новые постановки, в этот раз давали «Фею кукол», «Щелкунчика» и 3-й акт «Пахиты».

Проекты

  • «Легенда о любви»
  • «Баядерка»
  • «Шопениана»
  • «Короли танца»
  • «Падший ангел»
  • «Жизель»
  • «Гибель розы»
  • «Щелкунчик»
  • «Корсар»
  • «Лебединое озеро»
  • «Сон в летнюю ночь»

На Исторической сцене Большого театра прошел концерт, посвященный 280-летию со дня основания Академии русского балета имени Агриппины Вагановой и совпавший с празднованием 200-летия со дня рождения великого хореографа Мариуса Петипа. В первом отделении юные петербуржцы показали фрагменты из балетов Петипа: «Пробуждение Флоры», «Танцы часов» из оперы «Джоконда», «Наяда и рыбак». Ученики Московской академии исполнили па-де-де из «Корсара». Поздравляли старейшую русскую школу посланцы Дании и Японии, Италии, Германии и Кореи. В сольных партиях пышного акта из «Пахиты» вышли артисты Большого театра - питомцы Петербургской академии разных лет. Накануне торжества ректор Вагановки Николай Цискаридзе пообщался с корреспондентом «Культуры ».

– Ваше назначение на пост ректора Академии балета имени Вагановой сопровождалось бурными обсуждениями, мол, пришел в чужой монастырь со своим уставом. Как решились?

– Предложение я получил почти за год до назначения и долго не мог себя представить в этой роли. Смиряло, что в отличие от родной московской школы, где мне известны возможности каждого, в вагановской я практически никого не знал, за исключением нескольких человек. Шел к незнакомым людям без груза какого-либо опыта прежних общений. Решился после глубокого и содержательного разговора с Владимиром Владимировичем Путиным. Меня поразило, насколько досконально он осведомлен о состоянии дел, как скрупулезно вникает во все нюансы балетного образования. Он не просто говорил - ты должен пойти посмотреть, а, упомянув про жалобы и нарекания, четко определил задачи, какие надо решить, чтобы восстановить престиж Академии, добиться высоких результатов. «Думаю, ты сможешь это сделать», - заключил президент, и я принял решение, хотя прекрасно понимал, что просто - не будет. Догадывался, какой поднимется крик, да и устал от газетной брани. Но подумал - какая разница: собака лает, ветер носит. Я иду работать и сделаю все, что по силам.

– У Вас же не было опыта руководителя, да еще и такая ответственность - работать с детьми. Что на практике оказалось таким, каким Вы предполагали, а что неожиданно удивило?

– Опыт был. Я работал в МГАХ, постоянно репетировал, восстанавливал «Классическую симфонию» Леонида Лавровского еще в 2004 году. Что касается Вагановской академии, то я знал ее проблемы досконально. 18 сезонов танцевал в Мариинском, и часто мое пребывание в Петербурге совпадало с концертами воспитанников или с показами «Щелкунчика». Видел выступления учеников. Самое же первое предложение возглавить Академию получил в дни ее 275-летия, тогда в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко прошел юбилейный концерт. Зрелище оказалось печальным, и я встрепенулся: счастье, что отказался. Про балетное образование там все понимал, но не ждал стольких проблем со стороны административно-хозяйственной части. Когда принимал дела, проходила проверка, выявившая финансовые нарушения. Сильнее всего потрясло, как жили интернатские дети, как с ними обращались, как руководство вело себя с иностранцами. Клянусь, такого равнодушия не мог себе представить, я-то получал образование в период, когда во главе московской школы стоял выдающийся, с моей точки зрения, руководитель - Софья Головкина. На моем столе в кабинете - ее портрет, она для меня пример и администратора, и педагога, но прежде всего - человека. Потом мы дружили, и я видел, как фантастически точно Софья Николаевна разруливает, говоря сегодняшним языком, сложные ситуации.

В Питере внезапно свалились проблемы с последствиями ремонта. Благодаря губернатору Валентине Матвиенко он состоялся до моего прихода. Но те, кто следил за процессом, допустили халатность. Многое пришлось переделывать. От себя же не ожидал, что смогу настолько сильно изменить собственную жизнь: управлять огромным хозяйством, разбираться с шестью сотнями учеников, работать днями напролет.

– Да и жить на два города, наверное, нелегко?

– Я служу в Питере, а живу в Москве, куда приезжаю каждые выходные - по субботам и воскресеньям.

– Разве суббота не учебный день?

– В 12.45 заканчиваю урок и сразу сажусь на дневной поезд. К вечеру уже дома.

– Завершается Год Петипа. Что сделано?

– Во-первых, благодаря мне этот юбилей празднуется. Дело в том, что у балетного образования много проблем, и мне хотелось обратить на них внимание государства. На заседании кафедры балетоведения, - кстати, ее уничтожило предыдущее руководство, а я восстановил, - обсуждали вопрос о том, как Академия отметит грядущее 200-летие Петипа. Решил, что это отличный повод адресоваться к Георгию Полтавченко, губернатору Петербурга. Он поддержал мою идею и обратился к Владимиру Владимировичу. Буквально через две недели президент подписал указ о том, что нынешний год на государственном уровне объявляется Годом Петипа. Тогда к торжеству примкнули театры, библиотеки, музеи, школы - и это замечательно. Я же начал бороться за увековечение памяти великого хореографа. На здании Академии на улице Зодчего Росси появилась мемориальная доска, где начертано, что здесь с 1847 по 1905 год служил во славу русского балета Мариус Иванович Петипа. На открытии Олег Михайлович Виноградов сказал, что он 23 года пытался этого добиться, когда руководил балетной труппой Кировского-Мариинского театра. Сейчас неподалеку от Мариинки подыскивают место для сквера, где будет стоять памятник Мариусу Ивановичу. Счастлив, что имею к этому непосредственное отношение. Под эгидой юбилея прошли конференции, лекции, выступления. Наш выпускной - тоже.

– Пополнили школьный репертуар наследием Петипа?

– Да, восстановил «Наяду и рыбака» и сделал новую хореографическую редакцию «Танцев часов» из оперы «Джоконда». В нашей афише - «Пробуждение Флоры», в прошлом году мы с Юрием Бурлакой подготовили третий акт «Пахиты». Аутентичность - это выдумки и мечты. Записи ничего не передают - поверьте, я поднимал огромное количество документов. Недавно мы отмечали 150-летие танцовщика, педагога и балетмейстера Александра Ширяева, который когда-то возрождал «Наяду и рыбака». В мемуарах он писал, что помнит хореографию, общий рисунок танца и построение групп приблизительно. Петр Гусев, уже в советское время, предложил вариант «по Ширяеву». Воспоминания Ширяева, к слову, мы сейчас готовим к изданию, которое должно было состояться давно, но работу над публикацией прервала Великая Отечественная война, остались только сигнальные экземпляры.

«Танцы часов» я видел в детстве в исполнении Пермского хореографического училища и тогда спросил своего педагога Петра Пестова, правда ли, что так, а не иначе поставил Петипа. Пестов ответил, что во время войны эвакуированные в Пермь ленинградские артистки показали такой вариант. Я поднял документы и узнал, что редакция начала XX века принадлежала Клавдии Куличевской, она тоже основывалась на своей памяти. По описаниям Петипа, солистов в «Танцах часов» первоначально не было, гораздо позже появились и поддержки. Мы с педагогами сидели в зале, когда я готовил «Танцы часов» и понимал - вот этой комбинации верю, а этой - нет, она не может принадлежать Петипа. Все танцуют по-разному, и каждый балет - это вольная редакция классики.

– Какие идеи Петипа Вам дороги?

– Само построение спектакля: парадный выход кордебалета, солистов. Определенные законы, по которым он сводил и разводил все группы. По правилам императорской сцены артисты могут повернуться только так, чтобы не оказаться спиной к публике. Дорога мне и идея гранд балета. Люблю красивые, пышные спектакли и не приемлю версий Петипа без бутафории, декораций, превращений, машинерии, аксессуаров.

– Понятно, что акцент обучения в Академии поставлен на классике. Техники современного танца преподаются?

– Уделяю этому направлению не очень много внимания по одной простой причине - если в классическом балете мне понятно, сообразно программе, что такое хорошо и что такое плохо, то в современном танце четкой методики нет. То, что нужно для балетов Форсайта, абсолютно неважно для языка Килиана или Бежара. Другое дело, что есть базовые навыки - умение группироваться, выполнять «перекаты и переходы», правильно выходить из прыжка. Этому, конечно, мы учим и основываемся на западном опыте. Я консультировался со многими европейскими педагогами и понял, что на последнем году обучения, как у нас было заведено, обращаться к основам современного танца поздно - классика уже «закрепощает» тело. Я «опустил» дисциплину современного танца на уровень средних классов. Приглашаю преподавать тех, кто работает в иностранных труппах. Например, своего одноклассника Сашу Зайцева, который всю творческую жизнь был премьером Штутгартского балета. Его знаниям и мастерству полностью доверяю.

– Московский и петербургский балетные стили - исторический миф или реальность?

– Не миф и не реальность, а данность. Двум сценам - Большого и Мариинского - доступна разная амплитуда движений. Вот пример. В финале «Спящей красавицы» - одинаковое количество артистов, только в Большом - на 500 квадратных метрах, а в Мариинском - на 300. Две абсолютно разные сценические площадки, с разным расстоянием до зрителя. Не только танцы, но и грим меняется. Великая Уланова подробно рассказывала, как, оказавшись в Москве, пересматривала все свои роли, переделывала жесты и «внешность», чтобы они «читались».

– Считаете, что широта московского танца и аккуратность петербургского связаны с размерами сцены?

– Конечно. Голубую птицу я танцевал в Большом и Мариинском. В финальной мазурке мы с принцессой Флориной - у кулисы с правой стороны. Если в Большом у нас есть возможность продвигаться, то в Мариинском мы делали движения «под себя», изображая, что скользим, на одном квадратном метре.

– Не обидно ли, что выпускники Вашей академии уезжают в Москву?

– Академия - не моя, а государственная. С первой секунды обозначил, что не буду иметь никакого отношения к решениям выпускников. Если они меня спрашивают, какую труппу предпочесть, не даю совета. Честно отвечаю только на конкретные вопросы. Выбор они делают сами. Все клянутся в любви к великому городу, сцене Мариинского театра, но первым делом отправляются на просмотры в Москву.

– Что это за тенденция?

– Тянет в столицу. Так было и в XIX веке. Каждый московский артист мечтал о зачислении в труппу Мариинского, ведь Петербург был главным городом.

– Тогда в ведомство единой Дирекции императорских театров входили и Мариинский, и Большой. Первый занимал лидирующее положение, а московский, говоря сегодняшним языком, был филиалом.

– Сейчас это - два разных города, два разных театра. Я никогда не видел ни одного человека, кого позвали бы в Большой, а он не пошел. Все это разговоры, что якобы звали, а он отказался. Просто боролись за это место, выторговывали себе определенные условия, и не всегда получалось.

– Многие учебные заведения выживают за счет воспитанников, обучающихся на коммерческой основе. У Вас они есть?

– Со стороны Министерства культуры есть рекомендация, разрешение на то, что мы можем набирать «платных» учеников. Мы этого пока не делали. Объявили сейчас такой набор для эксперимента, но не знаю, будет ли он, до августа еще есть время. И я, и педагоги считаем, что искусству балета могут учиться исключительно те, кто обладает способностями. Поток поступающих за то количество лет, что я ректор, сильно увеличился, но, к сожалению, талантливых детей с каждым годом все меньше. Многие и, как правило, с хорошими данными, «срезаются» на втором, медицинском туре, а мы не имеем права принимать детей ослабленных. Правда, одаренных всегда было немного, и не надо забывать, что житницы талантов - Украина и Грузия - практически недоступны.

– Портрет идеального выпускника?

– Способный, с крепким здоровьем и желанием к самосовершенствованию, ментальному и физическому.

– У Вагановской академии появилась школа-спутник во Владивостоке. Вы ею тоже руководите?

– Конечно, это же филиал. Там есть директор, штат сотрудников, работают педагоги из Академии, я часто туда езжу, как и наши методисты. Уже завершился третий набор учеников. Пока филиал живет сложно, потому что нет своего здания, находимся на сетевом обучении, то есть снимаем помещение.

– Но во Владивостоке построено здание Мариинского театра…

– Какое оно имеет отношение к школе? Мариинский театр и Академия - разные юридические лица.

– Из-за ректорской должности Вы реже появляетесь на телевидении?

– Вы, видимо, как и я, нечасто смотрите телевизор. Мне-то говорят, что я не слезаю с экрана.

– Тогда сформулирую иначе - почему «не слезаете»?

– Потому что есть обязанности, которые давно на себя взвалил и их выполняю. Я ведущий канала «Культура», постоянно участвую в очень важном конкурсе юных талантов «Синяя птица», никогда не отказываю друзьям - продюсерам, ведущим, режиссерам. Если позволяет расписание, всегда прихожу на передачи.

– Ваше отношение к фильмам, раскрывающим тайны балета?

– Не участвовал ни в одном из них, хотя приглашали. С одной стороны, хорошо, что жизнь балета интересует публику. С другой - есть вещи оскорбительные. Не хотел видеть мой родной Большой театр под названием Вавилон и отказался от участия в этом фильме. Правда, его создатели все равно меня туда включили.

Про Нуреева снимаются картины - художественные, документальные, полудокументальные. Со мной консультируются, а потом смотрю на скудный результат и удивляюсь - вроде все рассказал, показал, объяснил, почему же переврали? Сколько раз я показывал папку «Дело Нуреева», там много разных интересных нюансов.

– Британский режиссер Рэйф Файнс, завершающий сейчас картину о Рудольфе, тоже приходил к Вам?

– Да, и задавал много вопросов, и смотрел документы, весь подготовительный период пройден вместе, многие сцены он снимал у нас в школе, советовался по всем моментам, включая кастинг. Я уговорил его сыграть роль очень важного человека в жизни Нуреева.

В Академии бывала и вся съемочная группа «Матильды». Наши стены «рассказывают» о первой встрече Матильды Феликсовны и цесаревича Николая Александровича - можно пройтись по коридору, зайти в театр, увидеть, где они обменивались взглядами. Все доступно - вот оно, пожалуйста, только придите. Мы в этом году совместно с Бахрушинским музеем выпускаем книгу, в нее войдут дневники Кшесинской, которые хранятся у них, и документы из фондов нашей Академии. Матильда Феликсовна - интересный персонаж в истории человечества, а не только балета, и ее записи - большая ценность.

В фильм «Большой» тоже внес свою лепту. Алиса Фрейндлих три месяца, как на работу, ходила в школу, в разные классы, наблюдала, делала пометки. Потом сидели с ней дома и прорабатывали каждую фразу ее героини - балетного педагога. Я ей показывал, как бы произнесла реплику Семенова, как - Уланова, как бы они среагировали на ситуацию, как бы вошли в зал.

– Помню, Вы сказали, возглавив Академию: приезжайте, журналисты, и на уроки, и в библиотеку, и архивы посмотреть. Все - в силе?

– Да, никому не отказываю, двери открыты, всегда предоставлю материалы для всех, у кого есть желание сделать что-то достойное, пожалуйста. Мне не жалко, лишь бы пошло на пользу: чем больше будет правдивой, настоящей информации - тем лучше.

Все документы, которые находим, мы пытаемся опубликовать. Только что выпустили книгу, посвященную 280-летию школы, перебрали невероятное количество мемуаров, где описываются ежедневная жизнь, быт, нравы учебного заведения. Артисты вспоминают годы детства, игры и разговоры, пишут, кто хорошо учил, кто похуже, рассказывают, как их возили в театры, как распределялись места в спальне. Оказывается, в Императорском театральном училище существовала узаконенная дедовщина, старшие ученики всегда пороли младших.

Изданы три книги, посвященные Николаю Легату, в том числе написанная его рукой «История русской школы». Вышла в свет летопись петербургского балета: шесть томов, подробные описания спектаклей - от самого первого до премьер 2000 года. Мемуары педагога Энрико Чекетти, долго работавшего в России, переведены на русский язык по моему заказу. Когда готовил военную книгу, посвященную блокаде и эвакуации, то читал дневники, воспоминания - прорыдал много вечеров. Воспринимать эти документы без ощущения ужаса - невозможно. Школа работала в блокаду в ежедневном режиме, кто-то из учеников тех страшных лет у нас преподает. Всех мы собрали в дни 70-летия освобождения города. Устроили праздник. В зале, где проходили занятия в тяжелые военные годы, открыли мемориальную доску. Историю забывать не следует.

Текст: Елена Федоренко
Фото: Евгений Новоженин

Конечно, накаленность атмосферы в Большом разрядится не за один день. Идет следствие, результаты которого либо будут, либо не будут обнародованы; вернется Филин, который на работу будет ходить с телохранителями. Но какие-то шаги к «успокоению» предпринимать уже надо.

Спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой выход видит один - вкалывать!

Михаил Ефимович, вы, конечно, видите этот непрекращающийся обмен колкостями между Цискаридзе и Иксановым - ну доколе?

Такого рода ситуации могут разрешаться только в работе. О чем сейчас должна идет речь? О сохранении творческой атмосферы в Большом. Потому что все, что произошло, - не результат банальных «внутритеатральных разборок». А у кого-то есть прямое желание дестабилизировать работу БТ. И на этом фоне Филин, как ни странно, был ключевой фигурой.

Что я имею в виду? Ну не с Синайским же (главный дирижер) отношения выяснять. Ни с Маквалой Касрашвили (управляющая оперной труппой). Нет. Удар был нанесен по самому яркому персонажу из руководства БТ, самому публичному… это плохо репутационно и для Большого, и для страны: потому что повеяло чем-то декадансно-позапрошловековым; в этом во всем есть какая-то демонстративная театральность, дурная провинциальность.

- Но, слава богу, Филин пошел на поправку…

Факт того, что он поправляется, утихомирил многие страсти. Надеюсь, Сергей внешне останется прежним красавцем, но и без этого ясно, что к работе он вернется. Теперь что касается конфликта Цискаридзе - Большой. Подчеркиваю: это не конфликт Цискаридзе - Филин, Цискаридзе - Иксанов. Я к Николаю Максимовичу как танцовщику отношусь с огромным пиететом. Понимаю, что творческий век короток, и танцовщик такого масштаба и успешности, как Цискаридзе, не может не задумываться о своем будущем. Как задумывался Владимир Викторович Васильев, который получил то, чего Николай Максимович добивается.

- По-моему, какие-то «альтернативные» предложения Николаю были, или, по крайней мере, на них намекалось…

Я исхожу из простого. Чтобы стать худруком в Большом театре, надо пройти какую-то огранку, набраться опыта. У меня (в бытность министром) была идея, чтобы Николай Максимович стал худруком Академии хореографии; у Александра Авдеева была идея, чтобы Цискаридзе возглавил балет Новосибирского театра. Поехал же в конце концов Курентзис руководить оркестром сначала в Новосибирск, потом в Пермь…

Прежде чем Васильев пришел руководителем в Большой, у него за плечами были самостоятельные постановки (к тому же не хочу сравнивать, но если Николай Цискаридзе - выдающийся танцовщик, то Васильев был настоящим танцевальным гением!). И Филина-то пригласили после того, как он, например, поработал в Театре Станиславского и Немировича-Данченко. Не говорю сейчас, кто кого любит, но вот назначь Цискаридзе худруком балета - не думаю, что для артистов это станет большой радостью. Так что, уверен, подобное назначение не было бы правильным.

- Тем более в атмосфере перманентного скандала…

А просто должна существовать нормальная корпоративная этика. Но Николай Максимович поносит театр на протяжении уж скольких лет: началось это задолго до открытия Основной сцены. Цискаридзе постоянно говорил, что в БТ все плохо, и только он знает, как хорошо. И, надо отдать должное руководству Большого, - оно оставалось к этому толерантно (хотел бы это особо подчеркнуть). Не уверен, что в Метрополитен или в Гранд-Опера это терпели бы так долго, как это до сих пор терпят в Большом. Что создало, с моей точки зрения, атмосферу безнаказанности.

- Николай ссылается на закон: дескать, нельзя его уволить.

Уволить можно кого угодно. Я знаю это и как бывший директор ВГТРК (когда приходилось увольнять, увы, много народу), и как министр культуры. Если б я был директором Большого, то сделал бы это давно вообще-то: у меня такого нервного запаса, как у Иксанова, не было бы. Но сейчас идет следствие по делу покушения на Филина, и увольнять Цискаридзе в процессе расследования юридически и этически некорректно. Хотя сам Николай Максимович о корректности давно забыл по отношению к коллективу, в котором работает. Но в принципе мысль, что его нельзя уволить, очень сомнительная.

- Но говорят же о влиятельных людях, которые за ним стоят…

Я так скажу. Понятно, кто за ним стоит, кто его поддерживает. Да, это влиятельные люди. Но влиятельных людей такого уровня наберется в России десятка полтора-два. И если только двое из этих двух десятков его поддерживают - этого, видимо, недостаточно. Причем поддерживают, с моей точки зрения, из личных соображений. Николай Максимович прелестен в дружбе, наверное…

- Фамилий мы не называем?

Необязательно. Но это точно не Владимир Владимирович Путин и не Дмитрий Анатольевич Медведев. А остальные все - менее влиятельные люди. Уж извините. Но вернемся к Большому: самое важное сегодня - собраться всем творческим силам вокруг профессионального и грамотного руководства и выпустить ряд премьер, в том числе балетных. Это единственное спасение для БТ, для его репутации.

- То есть смещать Иксанова сейчас не имеет смысла?

Считаю Иксанова одним из самых опытных театральных управленцев России. Если не самым опытным (не умаляя достоинств ни Урина, ни Гергиева, с совершенно иной манерой руководства, ибо Гергиев не только выдающийся дирижер, но и уникальный менеджер своего таланта). Иксанов, демонстрируя отсутствие творческих амбиций, за 7–8 лет вернул БТ в «высшую лигу» оперных театров мира, где есть Ла Скала, Метрополитен, Гранд-Опера, а потом только идут все остальные.

Когда Иксанов принял хозяйство, у Большого был бренд, но не было театра. Теперь он наполнил название сверкающим содержанием (это и успех «Травиаты», долгое сотрудничество с Франческой Замбелло; грандиозная режиссерская плеяда от Фокина и Стуруа до Любимова и Някрошюса; все выдающиеся российские дирижеры за пультом, включая Плетнева; тот же Ведерников, сильно поднявший оркестр; привлечение Григоровича). И на этом этапе менять руководство неправильно.

У Иксанова есть важнейшая черта: он понимает необходимость не только сохранения традиций, но и развития - позволяет экспериментировать…

- За что его так бурно многие критикуют.

Правильно. Но без нового живого искусства - никуда. Понятно, что у Иксанова есть свои недостатки. Но у него (как у администратора без творческих амбиций) недостатков меньше, чем у художника, который теоретически мог бы возглавить Большой театр.

Объясню: как ни странно, ГАБТ имел успехи НЕ тогда, когда им руководили крупные художники, мечтавшие сделать театр «своим». Вот Васильев как раз хотел, чтобы театр выражал его творческие устремления, но это на пользу БТ не пошло. Или же, напротив, театр «разрушали» несильные администраторы, ибо сразу проявлялась борьба кланов. Сегодня в Большом клановости нет.

Конечно, когда у тебя 200 человек в балете, трудно сказать, что это коллектив единомышленников. Но конфликтности нет. Конфликтность создает Николай Максимович. А люди, естественно, смотрят: «Ах, он не боится сказать, что директор мерзавец и люстры своровал? И при этом его не трогают столько лет? Ага, значит, за ним кто-то стоит, значит, он имеет право…», - такая же логика обычно. Но вести дискуссию с Цискаридзе в таком ключе: «украли - не украли» - это себя не уважать. И вообще вести с ним дискуссию - себя не уважать.

- Однако ж сколько деятелей культуры поставили за него свои подписи в той некрасивой истории с письмом…

Я первым написал в блоге, что деятели искусства поступили, мягко говоря, нехорошо. Но ввел-то их в заблуждение сам Николай Максимович! И что, после этого Иксанов его должен сильно полюбить? И что, Цискаридзе после этого легко может продолжать работать в театре? Нет, ну строго говоря? И ходить еще по всем каналам и газетам с видом обиженного ребенка? Ну это же простые вещи, на уровне детского сада: как можно дальше работать вместе?

Я желаю Николаю Максимовичу, чтобы он нашел себя и свое место в жизни. Но твердо уверен, что это не место директора Большого театра или место худрука балета Большого. Говорю достаточно объективно. Я понимаю, Цискаридзе, человек амбициозный и темпераментный, пытается найти себя в момент перехода из одного качества в другое. Искренне ему сострадаю. Как все переживали, дергались, когда у него травма такая тяжелейшая была и он это испытание с честью выдержал. Вижу, как он мучается, но внутренняя ломка последних лет еще связана и с тем, что он выбрал ложный путь.

Что до Большого в целом - надо работать, вкалывать! Это принесет облегчение и Филину, и коллективу, и публике. Ведь счастье говорить о новых удачах и ругаться по поводу неудач, чем заниматься изучением сводок МВД.

Одним из самых известных балерунов является Николай Цискаридзе. Это имя известно россиянам и жителям других стран. Мужчина неимоверно талантлив и красив, о чём говорит большое количество представителей женского пола. Но артист пока не женился и не стал отцом, чем собирается заняться в самом ближайшем будущем.

Цискаридзе постоянно участвует в различных творческих телевизионных проектах, в которых проявляет себя принципиальным, уверенным человеком, который отстаивает свою точку зрения в любой ситуации.

Талантливый паренёк ворвался в искусство балета стремительно и смог показать своё дарование очень мощно и сильно. В это время многие любители балета стали задаваться вопросами, желая узнать всю информацию о популярном балере. Итак, рост, вес, возраст, сколько лет Николаю Цискаридзе? Сам танцовщик говорит, что в любом случае люди смогут узнать всю информацию, поэтому лучше открыть им секрет простых вопросов. Тогда они не будут лезть в другие секретные зоны.

Незадолго до наступления Нового 2018 года артист балета отметил свой 44 День рождения. Он высок, эффектен и неимоверно артистичен.

Николай Цискаридзе, фото в молодости и сейчас которого являются золотым фондом истории русского балета, обладает ростом, равным 183 сантиметрам, весит ли артист около 57 кг.

Биография Николая Цискаридзе

Николаша, как называла его мама, появился на свет в столице Грузии в конце 1973 года. Отец – Максим Николаевич Цискаридзе был довольно известным музыкантом, играющем на скрипке. Мать - Ламара Николаевна Цискаридзе была сотрудницей атомной станции в Обнинске.

Биография Николая Цискаридзе с юных лет связана с искусством. Он с 11 лет начинает учиться танцевать. Мальчик был довольно высоким, поэтому его не хотели брать в тбилисское хореографическое училище. Но талантливый танцовщик настоял на своём решении. После окончания училища продолжает совершенствовать своё искусство в столице Советского Союза. Ещё студентом Цискаридзе исполнил роли в самых различных балетах. Его узнали и по достоинству оценили как простые любители балета, так профессиональные танцовщики Российской Федерации и других стран мира.

По окончании Московского института по приглашению Григоровича стал членом труппы Большого театра. Ему посчастливилось танцевать на одной сцене с Галиной Улановой, Николаем Симачёвым, которых Николай считает своими учителями и с благодарностью всегда вспоминает. С середины 90-х Цискаридзе выигрывает несколько премий самых престижных музфестивалей по всему миру.

В 2013 году стало известно о конфликте танцовщика мирового уровня с руководителями театра, в результате чего в продлении контракта Цискаридзе отказали. Через несколько месяцев он становится ректором одного из самых лучших балетных академий во всём мире. Здесь его сначала восприняли в штыки, но Цискаридзе удалось доказать, что он талантливый управленец.

После посещения театра Образцова, гастролирующего в Тбилиси, юное дарование увлеклось кукольными спектаклями. Он собирал вокруг себя людей и разыгрывал перед ними небольшие спектакли. Родом из детства любимое хобби популярного танцовщика. Он в каждой стране, где бывает, приобретает куклу. На данный момент их число приближается к четырём сотням.

Николай участвует в проектах «Синяя птица», «Танцы со звёздами», которые показали его строгим, но справедливым членом жюри.

Личная жизнь Николая Цискаридзе

Личная жизнь Николая Цискаридзе с начала 90-х годов прошлого столетия обрастает слухами и сплетнями. Сам артист говорит, что любовь – это нечто сакраментальное, которое должно быть скрыто от посторонних людей.

В средствах массовой информации то и дело появляется информация, что ориентация балера нетрадиционная. Люди ищут информацию в социальных сетях на тему: «Николай Цискаридзе - личная жизнь, голубой или нет». Но правдивой информации нет. Можно прочитать только сплетни, которые несколько раз пересказаны. Например, в 2015 году ему приписывали отношения с золотым голосом России – Николаем Басковым. Но подтверждения этих данных так и не нашли.

Семья Николая Цискаридзе

Семья Николая Цискаридзе пока состоит из одного только члена – самого популярного танцовщика мирового уровня. Сам артист считает своими родными своих учеников, которых уже нимало. Он требователен, строг, но справедлив. Так отзываются его ученики о нём.

Мать танцовщика работала на Обнинской атомной станции, что негативно сказалось на её здоровье. Она умерла от рака, когда Николай ещё учился. Цискаридзе считает, что она – его ангел-хранитель, оберегающий от разных невзгод.

Об отце балера известно мало. Он – музыкант, который ушёл из семьи, когда мальчику было всего несколько лет. С тех пор с отцом Цискаридзе не общался и не знает ничего об его судьбе.

Дети Николая Цискаридзе

Своими детьми танцовщик называет талантливых детишек, которые принимают участие в «Синей птице». Он по-отечески относится к участникам, считая, что им не нужно потакать и сюсюкать. Правдивая, честная и справедливая оценка даст больше, чем ложная трактовка и умение быть хорошим. Именно такого мнения придерживается балер.

Дети Николая Цискаридзе пока не появились на свет. Популярный артист балетного жанра говорит, что настоящий мужчина должен именно после 40 лет стать отцом. В скором времени Цискаридзе планирует заняться этим вопросом.

Активно танцовщик помогает детям, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Он отчисляет от своей зарплаты 25 процентов в Фонд помощи талантливым детям и подросткам.

Жена Николая Цискаридзе

Жена Николая Цискаридзе пока не существует, хотя популярного танцовщика часто связывают с самыми экстравагантными женщинами страны. К примеру, в 2013 году говорили, что он состоит в отношениях с Даной Борисовой. Но через некоторое время уже другая женщина стала причиной сплетен вокруг Цискаридзе. Это небезызвестная балерина Анастасия Волочкова.

Самим танцовщиком делались заявления, что пока в его жизни нет места для жены. Это связано с неимоверной занятостью балера в различных проектах.

По мнению мужчины, он станет хорошим мужем, но осталось дело за малым – найти женщину, которая бы смогла сделать его счастливым. Пока это дело ближайшего времени.

Инстаграм и Википедия Николая Цискаридзе

Инстаграм и Википедия Николая Цискаридзе ведутся достаточно активно. Число подписчиков страниц постоянно становится больше. В настоящее время примерно 30 тысяч граждан Российской Федерации и стран ближнего зарубежья подписались на страницы.

Википедия в полной мере даёт представление о жизненном и творческом пути популярного танцовщика балета. Здесь перечислены все партии, которые когда-либо исполнил Цискаридзе.

Страница в Инстаграм позволяет проследить по фото творческий путь героя. Здесь можно просмотреть ролики с его выступлений, проходивших на самых знаменитых подмостках.