Поклонение животному или растению называется. Тотемизм — определение, история и особенности понятия

Традиционные религии. К африканским традиционным религиям обычно относят фетишизм, анимизм, тотемизм, культ предков и т. п. В отличие от мировых религий, африканские традиционные религии не имеют единых религиозных текстов, их религиозные нормы не фиксируются в писаниях. Численность адептов традиционных религий определить невозможно: к традиционным культам обращаются как христиане, так и мусульмане в определенных жизненных ситуациях, например, при необходимости провести лечение традиционными методами у местных целителей.

Тотемизм

ТОТЕМИЗМ – одна из ранних форм религии, суть которой составляет вера в существование особого рода мистической связи между какой-либо группой людей (род, племя) и определенным видом животных или растений (реже – явлениями природы и неодушевленными предметами). Название этой формы религиозных верований происходит от слова «ототем», которое на языке североамериканских индейцев оджибве означает «род его». В ходе изучения тотемизма было установлено, что его возникновение тесно связано с хозяйственной деятельностью первобытного человека – собирательством и охотой.

Тотем

ТОТЕМ (ototeman – принадлежащий к клану, из языка североамериканских индейцев оджибве) – растение или животное, сверхъестественным образом связанное с жизнью группы или индивида. В Африке и Северной Америке в качестве тотема выступают также природные явления (дождь, гром, молния, ветер и т.д.), которые при этом тоже часто символизируются животными. Тотемы бывают групповыми (клановыми), половыми (принадлежащими мужчинам или женщинам клана) или индивидуальными. В случае кланового тотема тотемное животное считается общим пращуром всех членов рода или группы, которые идентифицируют себя с ним.

Тотемизм (Лопухов, 2013)

ТОТЕМИЗМ - комплекс верований и обрядов первобытных народов, связанный с представлениями о родстве между группами людей (семей, родов, племен) и тотемами. В качестве последних у разных народов в разное время выступали животные, растения, звезды, даже предметы обихода. Тотем рассматривался как могущественный покровитель той или иной первобытной социальной группы и как символ его внутренней спаянности. Тотемизм соответствовал тому уровню развития общества, когда человек еще не осознавал своего отличия от природы, не выделял себя из нее.

Тотемизм (Кириленко)

ТОТЕМИЗМ - вера в сверхъестественное родство между человеческими группами (родами, племенами) и определенными видами животных, реже - растений или даже предметов; ранняя форма религиозных представлений. Непочтение к тотему - мифическому «предку», с которым каждый член рода считает себя связанным, является преступлением, влекущим наказание. Тотемом является и само животное или растение, и его знак.

Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Краткий философский словарь. М. 2010, с. 381.

Тотемизм (Подопригора)

ТОТЕМИЗМ - архаическая форма религии, основанная на вере в тесную родственную связь между определенным видом животного (реже растения) - тотемом и родовой группой. Тотем, который обычно мыслится как общий предок рода, дает название тотемной группе. Тотемизм связан с системой табу - запретом убивать и поедать тотемическое животное, нарушавшимся при его ритуальном убийстве.

Тотемизм (Фролов)

ТОТЕМИЗМ (от слова «ототеман», на языке североамериканских индейцев племени оджибве - род его) - одна из ранних форм религии первобытного общества. Впервые термин употреблен Дж. Лонгом (конец 18 века). Основное в тотемизме - вера в общее происхождение и кровную близость какой-либо группы людей с определенным видом животных, растений, предметом или явлением. Возникновение тотемизма обусловлено примитивным хозяйством (охота, собирательство) и незнанием иных связей в обществе, кроме кровнородственных. Тотемом называется животное-предок, его изображение или символ, а также группа людей.

Тотемистические верования, или тотемизм – вера в то, что определенные виды животных, растений, некоторые материальные предметы, а также явления природы являются предками, родоначальниками, покровителями конкретных родовых коллективов.

Тотемизм («от–отем» на языке североамериканских индейцев означает «его род») - система религиозных представлений о родстве между группой людей (обычно родом) и тотемом - мифическим предком, чаще всего каким–либо животным или растением. К тотему относились как к доброму и заботливому предку и покровителю, который оберегает людей - своих родственников - от голода, холода, болезней и смерти. Первоначально тотемом считались только настоящее животное, птица, насекомое или растение. Затем достаточно было их более или менее реалистического изображения, а позже тотем мог обозначаться любым символом, словом или звуком.

Некоторые проявления тотемизма мы можем встретить у народов Меланезии: родовые группы носят тотемичекие имена, местами сохраняются тотемические запреты, вера в связь тотемов с предками рода и т.д. У племен островов Самоа, у народов Америки – встречается наличие тотемов в гербах, фамильных знаках на одежде, на жилище. В виде второстепенной религии, как видоизменение, сохранилась вера в оборотничество у народов Америки.

Выбор тотемов часто связан с физико–географическим характером местности. Так, например, у многих племён Австралии в качестве тотемов выступают обычные здесь кенгуру, страус эму, опоссум, дикая собака, ящерица, ворон, летучая мышь. В то же время в пустынных или полупустынных областях континента, где природные условия и животный мир скудны, тотемами становятся различные насекомые и растения, которые в этом качестве больше нигде не встречаются.

Тотемизм - это религия ранне–родового общества, где кровнородственные связи являются самыми важными между людьми. Подобные же связи человек усматривает и в окружающем мире, он наделяет всю природу родственными отношениями. Животные и растения, составляющие основу жизни охотника и собирателя, становятся предметом его религиозных чувств.

По мере исторического развития большинство народов утратило тотемические представления. Однако кое-где тотемизм проявил необычайную живучесть, например у австралийских аборигенов. В обрядах австралийских племён огромную роль играют священные предметы - чуринги. Это каменные или деревянные пластины с нанесёнными на них рисунками, обозначающими тот или иной тотем.

Вера в абсолютную связь чуринги с судьбой человека настолько сильна, что в случае её разрушения человек нередко заболевал, а иногда и умирал. Это в свою очередь служило новым подтверждением действия невидимых чар.

Следы и пережитки тотемизма обнаруживаются в разной степени в современных религиях и сохранились как элементы в этнических культурах многих народов.

Анимизм.

Постепенно развивалась новая форма религии – культ природы. Суеверный страх человека перед грозной и могучей природой вызывали желание как-то умилостивить ее. Всю природу человек в своем воображении населил духами. Эта форма религиозных представлений называется анимизмом (от лат. Слова − «анимус» − дух). Согласно анимистическим верованиям, духами населен весь окружающий мир, а каждый человек, животное или растение обладает своей собственной душой, бестелесным двойником.

Такая вера в той или иной форме присуща любой религии, от самой примитивной до наиболее развитой. Правда, степень выраженности анимистических верований неодинакова при разных формах религии, на разных стадиях ее развития.

Термин "анимизм" покрывает весьма разнообразные категории религиозных представлений, разнообразные не только по виду, по идейному содержанию, но и что самое главное – по происхождению. Анимистические образы суть олицетворения, но человеческая фантазия способна олицетворять что угодно.

Слова «дух» или «душа» в представлении первобытных людей связывались с одушевлением всей природы. Постепенно развивались религиозные представления о духах земли, солнца, грома, молнии, растительности. Позже на этой почве возник миф об умирающих и воскресающих богах.

Магические верования, или магия – вера в возможность с помощью определенных приемов, заговоров, обрядов воздействовать на предметы и явления природы, на ход общественной жизни, а позднее и на мир сверхъестественных сил. В пещере Монтеспан, открытой в 1923 г. в Пиренеях, обнаружена вылепленная из глины фигура медведя без головы. Фигура изрешечена круглыми дырками. Вероятно, это следы дротиков. Вокруг него на глиняном полу сохранились отпечатки босых человеческих ног. Подобная находка была сделана и в пещере Тюк д"Одюбер. Древние верили, что околдованное животное само позволит убить себя.

Тотемизм - распространенная социально-религиозная система: так трактует это понятие пресловутая википедия. Первобытная религия основывалась на разных фактах и феноменах, связывая жизнь человека, ее возможности и здоровье, к примеру, с землей, разными животными, а также - с другими объектами и явлениями. Именно таким образом происходило когда-то деление племени.

Люди сравнивались при этом с определенными животными (совами, койотами, воронами), в честь которых создавались тотемы (totem - знак, клановый герб, название животного). Но также свой тотем можно было и заслужить, имея особые навыки: ум, силу, скорость или мудрость. Название тотема могло быть совершенно разным – начиная от живого существа и заканчивая погодным явлением (к примеру, громом).

Если член семьи был тотемно связан с определённым животным, то всему семейству строго запрещалось употреблять это тотемное животное в пищу и оно считалось священным. Верили в тотемизм все, ибо к этому призывала древняя религия.

Что обозначает тотемизм

Слово тотемизм (тотемное животное) в широком смысле обозначает комплекс убеждений о существовании своеобразного родства между человеческой группой или отдельным человеком - с животным или растением, являющимся для такой группы или отдельного человека тотемными. Эта взаимосвязь предполагает ряд ритуалов и табу (особенно пищевого и сексуального характера), которые связывают тех, кто признает себя принадлежащими к одному и тому же тотему.

Само слово totem было введено в активное использование в 1791 году английским путешественником Дж. Лонгом для обозначения связи родства и поклонения растениям и животным индейцами в Восточной Северной Америке.

В антропологии внедрение такого понятия и сбор примеров тотемических мифов было начато в конце девятнадцатого века. В этот период ученые особенно сильно сосредоточили свое внимание на некоторых их аспектах, ставших впоследствии формой религии. Содержание этих мифов считалось одной из самых архаичных форм поклонения в первобытной культуре. Таким образом, идея тотемизма достигла широкой известности и была проанализирована самыми разными дисциплинами. Её введение в антропологическую дискуссию восходит к Джону Мак-Леннану, шотландскому юристу и этнологу, который подчеркнул, что тотемизм характеризуется тремя элементами:

  • фетишизм (культ неодушевленных предметов);
  • экзогамия (запрет на браки между членами рода);
  • матрилинейный спуск (порядок наследования национального статуса по матери).

К этим аспектам Риверс позже добавит еще один элемент, а именно – запрет на употребление в пищу тотемного растения или животного (за исключением некоторых ритуальных событий).

Природа тотемизма

Ученые предполагали некий социальный сценарий, в котором еще не существовало формы экзогамии, а вся группа находилась под деспотическим управлением одного человека. Ослабление повышенного интереса к самому понятию тотема происходило лишь по мере завершения их эволюционного анализа. Во всяком случае, вся эта тема так или иначе была связана с древнейшими религиями человечества.


При этом религии древних людей предполагали, что определённые формы тотемизма могли и не включать в себя какие-либо черты, считавшиеся неотъемлемой частью общей тотемической культуры. На каждом этапе культурной эволюции могли существовать различные их версии и виды. Поэтому этнографические данные были важны не столько для выяснения местной значимости этого культа, сколько для выявления его универсальных сторон и моментов, имеющих силу в жизни древних людей. О такого рода верованиях и разных их аспектах известно сегодня немало.

Так, характерной чертой многих первобытных племен был культ предков, был поэтому тотем того или иного племени передавался из поколения в поколение. Все члены племени уважали его и поклонялись ему. Также среди общины была сильна вера в то, что в амулете или обереге хранится магия первых религий, которая на протяжении жизни будет оберегать и хранить весь род. На таких верованиях выросло не одно поколение древних народов.

Имея столь древние корни, тотемизм и фетишизм, в той или иной степени, представлены и в современном мире. В наше время известны такие формы влияния этого культа, как:

  • ношение амулетов;
  • обереги и символы;
  • идолопоклонение.

Природа в тотемизме

Магия тотемизма формировала веру, которую почитали все без исключения, и это было священным обязательством в любой общине. При этом каждый тотем имел своё значение, которое соотносилось с проявлением возможностей человека (сила, ум, мудрость) и под которое подбиралось определенное животное.

В зависимости от ситуации, амулетами могли выступать даже целые классы животных, покровительствующих племенам. Но также, существовали племена, в которых одновременно могли быть воины под покровительством Медведя, Волка, Койота, Ворона, а также Грома и Ветра. Но, в большинстве случаев, всё же, тотемом являются животные.

Тотемы: что такое тотемное животное?

Как понять, что такое тотемное животное? Считалось, что, главным образом, это защитник, покровительствующий своей энергетикой и дающий силу (особенно в бою).

Абсолютно для каждого мужчины или женщины можно подобрать его тотемное животное, с которым можно взаимодействовать на энергетическом уровне. У каждого человека оно будет индивидуальным. Нанесённый образ такого существа на оберег становится олицетворением сильной связи, которая защищает его владельца от дурного энергетического влияния и даже от негатвного физического воздействия.

Благодаря тому, что с давних времен сохранились разные представления этого культа, можно наблюдать за тем, как люди поклонялись тем или иным «идолам». Яркими примерами являются культуры древнего Египта, североамериканских индейцев, а также некоторые другие культуры, в которых тотемами считались старинный амулет или знак, где присутствует облик священного животного.

Тотемное животное панда или как не растратить энергию впустую


Среди всех зверей особое значение имеет амулет панды. Это действительно довольно-таки удивительное животное, поскольку в разных народах его значение имеет различный смысл. Панды водятся исключительно в Китае, но также есть сведения о том, что встретить такого зверька можно и в Тибете. Оберег с изображением панды может обозначать смелость, отвагу, дружелюбие, терпеливость, гармонию и даже отшельничество. Энергетика этого животного просто невероятная, нужно только уметь правильно ею владеть. Если человек опытен, то для него определить кого-то, принадлежащего к тотему панды, не предоставит труда. Как правило, речь в этом случае будет идти о нежном, симпатичном, а порой даже забавном человеке, который во всем будет искать позитив и никогда не будет лезть на рожон.

Тотем обезьяны или как получить помощь в сложной ситуации

Что касается тотема обезьяны, то он также вызывает у людей разные соображения и эмоции. Кто-то может предположить, что обезьяна глупая и агрессивная, но это далеко не так. Принадлежа к тотему обезьяны, человек по праву считается уравновешенным, очень умным и спокойным. Кроме того, такие люди обладают силой и выносливостью. Именно этот символ олицетворяет тех, кто умеет протянуть руку помощи нуждающемуся человеку в самый трудный момент. Также стоит упомянуть, что в Индии обезьяне поклоняются как божественному животному.

Значение тотемов птиц или про духов покровителей

Тотем птиц символизирует возвышенность и легкость, а порой даже тщеславие. Зачастую он подбирается как сила, которая оберегает людей - своих родственников. При этом каждая птица имеет конкретное обозначение.

Значение тотемов птиц неоднозначное, потому что есть хорошие тотемы, а есть и антитотемы. Людям, которые утратили веру в себя или сбились со своего жизненного пути, на долю выпадает антитотем. Этот оберег создавался в виде вороны, совы и галки, так как их изображение символизирует смерть и колдовство.

В религиозных представлениях информация о тотемах и антитотемах птиц также имеет широкое освещение.

Анимизм, фетишизм и магия

Так как люди верили в магию, колдовскую силу и полностью подчинялись ей, анимизм и фетишизм (магия) всегда пользовались среди них огромной популярностью. Делая для себя амулеты и обереги в виде разных животных и духов, человек с помощью веры в их силу и защиту становился сильнее морально, что также добавляло ему и физической выносливости. Считалось, что обрести тотем должен был каждый, поскольку это маленькое «божество» считалось неоспоримым оберегом и защитником.

Сегодня тотемы также играют весьма важную роль. Ведь выбрать для себя тотемное животное по знаку зодиака тоже возможно. С каждым из зодиакальных знаков соотносится определенное животное, которое и выступает в роли тотема. К примеру, у «Львов» – это лев, у «Водолеев» – это лошадь, а у «Рыб» – улитка.

Амулеты, обереги и тотемы американских индейцев - также широко известная тема. Имея тот или иной тотем, каждый человек был обязан носить амулет, который его олицетворял. Это могла быть небольшая фигурка тотемного животного, вырезанная из дерева или камня.

У американских аборигенов был целый ряд тотемов, которые ими высоко почитались и для которых проводились особые ритуалы поклонения. Изображение их тотемов в той или иной форме могло иметь огромные размеры, так как призвано было защищать практически все племя.

Как объясняются явления тотемизма

Первое важное сравнительное изложение известных этнографических данных связано с тотемизмом теории Фрейзера и Экзогамии (1910), где предлагается три разные гипотезы его происхождения:

  • Первая гипотеза гласит, что форма тотемизма является индивидуальной. Она поддерживает предположение народов о том, что существует внешняя душа, обитающая в животных и растениях.
  • Вторая гипотеза подчеркивает магический аспект тотемизма. Особенно ярко это выражено в культе у народов Австралии.
  • Третья гипотеза построена на представлении первобытных людей о зависимости сексуальности от животного или растительного духа.

В монументальной работе Фрейзера об исследовании собранных этнографических данных о тотемизме подчеркивалось, в частности, рациональность западных этносов и её отличие от более примитивного мышления восточных народностей. Одним из результатов этого подхода было выявление большого разнообразия видов и форм подобных подходов в собранных этнографических свидетельствах.


Углубленное изучение этих различий позволило установить, что разнообразие тотемических явлений было, действительно, слишком велико: оно не укладывалось даже в единую типологию.

Исследования, выдвинутые различными учеными, позволили выявить широкий спектр разнящихся культовых явлений, поэтому зачастую было непросто строить и формулировать универсальные гипотезы. Идеи стали предлагаться всё с большей осторожностью, а также с учетом исторической преемственности и некоторых географических аспектов.

Однозначно можно сказать только одно: тотемизм относится к определенной форме религии первобытной культуры.

В работе «Тотем и Табу» (1912) можно ознакомиться и с теорией Фрейда, в которой была предпринята попытка установить параллели между двумя основными запретами в тотемизме: алиментарном и сексуальном. Этнографические данные относительно доисторического существования так называемой примитивной орды были им, впрочем, недооценены в пользу известной дарвиновской гипотезы.

Американский писатель Стэнли Элкин был одним из последних авторов, который предположил, что этнографический анализ все еще может быть развит в направлении более обобщенной интерпретации тотемизма. В то время как известный французский фольклорист и этнограф Ван Геннеп был одним из первых авторов, признавших, что тотемизм нельзя рассматривать как универсальное культурное явление.

Это отсутствие универсальности было подтверждено и некоторыми другими американскими антропологами. По теории Спенсера тотемизм произошел от поклонения животным.

Тотемизм в современном мире

также занимает особое место. Многие люди до сих пор верят в магию, чудо и колдовство. Не редкость сегодня всевозможные амулеты и обереги. Их носит с собой практически каждый третей житель планеты. Благодаря наработкам («Тотемизм сегодня»), подобрать энергетического защитника можно по знаку зодиака, дате рождения и другим параметрам. Ориентируясь на его работы, можно выбрать себе оберег в виде определенного животного или растения.


Выбор своего тотема – это личное дело каждого. Однако сегодня можно рассматривать и такую тему, как тотемизм и социальные нормы. Существуют целые социальные группы, которые выбирают для себя определенный тотем. Обычно такие общины создаются под предводительством сильного лидера, умеющего сплотить и воодушевить людей на следование определённым ритуалам. В таких группах принимается свод внутренних законов и правил, соблюдение которых становится нормой для всех их участников.

Этот религиозный термин обозначает систему верований и обрядов, принятых племенами, ведущими первобытнообщинный образ жизни.

Слово «тотем» заимствовано из языка племени индейцев Северной Америки, которые так называли символ рода, обычно связанный с каким-то животным или растением, а иногда даже явлением природы.

Виды тотемов

Тотемы использовались в культурных традициях народов разных континентов . У некоторых племен тотемами были стихийные явления: гроза, ветер, молния, или неодушевленные объекты природы: солнце, луна, гора, река, железо.

Но наиболее часто в качестве тотема, играющего роль защитника рода, выступает растение, рыба или животное, распространенное в местности проживания племени. Кенгуру, аллигатор, кукуруза, медведь, змея – символика тотемов может быть очень разнообразной.

Даже отдельные части животных, например, хвост бобра или крыло птицы, могут выступать в качестве объектов поклонения и религиозных символов.

География тотемизма

Мировоззрение первобытного человека, постоянно сталкивающегося в своей жизни с непреодолимыми силами природы, опасностями животной агрессии, отмечено ощущением родства с биологическими и природными объектами.

Символ рода – тотем – считался одновременно объектом поклонения, защитным знаком и родственником по крови.

Например, члены клана кенгуру считали свой тотем предком, основателем клана.

Тотемы в Африке

Тотемные животные для африканских племен считались старшими родственниками, уважаемыми членами семьи.

Маленьких детей подвергали своеобразным испытаниям – знакомили с ядовитыми змеями, крокодилами, другими хищниками. Если животное не трогало ребенка – он получал право на жизнь.

По общепринятым представлениям, кровное родство связывало мир животных и людей. Даже смерть была не в силах разорвать эти родственные связи.

Каждый член клана после смерти перерождался в животное своего тотема, чтобы вновь возродиться в человеческом образе. Поэтому убийство своего тотемного животного считалось величайшим грехом и приравнивалось к отцеубийству.

Символическая связь с тотемом выражалась в изготовлении особых масок и нарядов, ритуальных танцах, копирующих движения своего родича в животном мире.

Тотемы в Америке

Племена индейцев Северной Америки проявляли свое уважение к тотемным животным и растениям, объявляя их неприкосновенность . Нельзя было не только причинять им вред, но и просто прикасаться к ним, надевать шкуру тотемного животного, есть плоды священных растений или даже садиться в их тени.

Поклонение тотемическим символам требовало приношений в виде ценных вещей, а за причинение им вреда грозила неминуемая расплата, равная кровной мести за убийство родственника.

Часто члены племени изменяли свой облик, стремясь достичь сходства со своим тотемом: выбивая «лишние» зубы или делая специфическую прическу.

Тотемы в Австралии

Удивительный факт – племена австралийских аборигенов, культура которых формировалась без влияния Европы и Америки, сохранили сходные обычаи в отношении тотемных животных.

Они также воспринимают кровную связь с определенными животными и растениями, необходимость выполнения ритуалов для ее закрепления и страшатся возмездия духов предков за неуважительное отношение к тотемам.

В благодарность за подобную преданность духи оказывают покровительство членам своего рода: подают им знаки, указывающие на места удачной охоты, предупреждают о грозящей опасности, строят козни против враждебных племен и родов.

Тотемы и жертвоприношения

Полное слияние с духом – покровителем рода у некоторых племен вылилось в потребность всегда быть рядом с ним. Первобытные люди возвели в обычай ловить тотемных животных и держать их в неволе, воздавая им почести и принося подношения. Содержание в клетках удавов или леопардов стало залогом удачи и процветания племени.

Другой атавистический способ общения с духом животного – поедание его тела. «Почему аборигены съели Кука?» – вполне правомерный вопрос с точки зрения примитивных религий. Съесть свое божество – означает помочь ему перейти в лучший мир и унаследовать его наилучшие качества.

Историческое развитие тотемизма

Многие обряды, использующиеся в современных религиях, носят на себе отпечатки тотемизма.

Запрет на употребление определенных видов пищи, приоритет религии над отношениями в обществе, угроза страшными карами и посмертными муками за святотатство (порчу церковных символов, употребление нехороших слов),- все эти ограничения унаследованы цивилизованными народами от их первобытных предков.

Теории о происхождении тотемизма

Философы еще не пришли к единому мнению о том, к какому классу общественных явлений следует отнести тотемизм и каково его происхождение.

  1. Тотемизм по Фрейзеру. Социолог Фрейзер рассматривал тотемизм как разновидность социальной магии. По его мнению, представители отдельных племен пытались воздействовать на природу, применяя определенные ритуалы, чтобы достичь благополучия в делах.
  2. Теория Пиклера и Сомло. Эти ученые связывали тотемы со знаками, которые служили для изображения различных животных.
  3. Гипотеза Тейлора. Тейлор предполагал, что полная опасностей жизнь первобытных людей побуждала их искать опору вне реальности. Гибель члена семейства они связывали с переходом в другое состояние – он становился тотемом, защитником и покровителем всех своих потомков.

Тотемизм - примитивная, некогда почти универсальная и еще ныне весьма распространенная религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употребленный Лонгом в конце XVIII в., заимствован у североамериканского племени Ojibway, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая первобытная социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) - оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом. В качестве тотема встречаем ветер, солнце, дождь, гром, воду, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, напр., голову черепахи, желудок поросенка, концы листьев и т. п., но чаще всего - классы животных и растений. Так, напр., сев.-американское племя Ojibway состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобер, карп, осетр, утка, змея и т. д.); на Золотом берегу в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где Тотемизм особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у негров из Mount Gambier к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи - рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племен в Port Mackay солнце относится к тотему кенгуру, луна - к тотему аллигатора. Это показывает, как глубоко тотемистические представления отражаются на всем мировоззрении первобытного анимиста. - Основной признак Тотемизм заключается в том, что тотем считается родоначальником данной социальной группы и каждый индивид тотемного класса - кровным родственником, сородичем каждого члена группы его поклонников. Если тотемом, например, служит ворона, то она считается действительным прародителем данного рода и каждая ворона - сородичем. В стадии теротеистического культа, предшествовавшего Т., все объекты и явления природы человеку представлялись антропоморфными существами в образе животных (см. Теротеизм), и потому-то чаще всего тотемами являются животные. Эта вера в родство с тотемом не символична, а в высшей степени реальна. В Африке, например, у родов тотема змея новорожденных подвергают особому испытанию змеей: если змея не тронет ребенка, он считается законным, в противном случае он убивается, как чужеродный. Австралийские мури называют тотемное животное "своей плотью". Племена залива Карпентария, при виде убийства своего тотема, говорят: "Почему убили этого человека: это мой отец, мой брат и т. д.?" В Австралии, где существуют половые тотемы, женщины считают представителей своего тотема своими сестрами, мужчины - братьями, а тех и других - своими общими родоначальниками. Многие тотемные племена верят, что после смерти каждый человек обращается в животное своего тотема и, следовательно, каждое животное - умериший родственник. У рода буйвол племени Omahas (Сев. Америка) умирающего заворачивают в шкуру буйвола, лицо выкрашивают в знак тотема и обращаются к нему так: "Ты идешь к буйволам! Ты идешь к своим предкам! Будь крепок!" У индейского племени Zu ñ i, когда приносят в дом тотемное животное - черепаху, ее приветствуют со слезами на глазах: "О бедный погибший сын, отец, сестра, брат, дед! Кто знает, кто ты?" - Поклонение тотему прежде всего выражается в том, что он является строжайшим табу (см.); иногда избегают даже прикасаться к нему, смотреть на него (бечуаны в Африке). Если это животное, то обыкновенно избегают убивать его, употреблять в пищу, одеваться в его шкуру; если это дерево или другое растение - избегают рубить его, употреблять на топливо, есть плоды его и даже иногда садиться в тени его. У многих племен убийство тотема чужеродцем требует такой же мести, или виры, как убийство сородича. В Британской Колумбии очевидцы такого убийства прячут лицо от стыда и потом требуют виры. В древнем Египте непрестанные кровавые распри между номами возникали по поводу убийства тотемов. При встрече с тотемом, а в некоторых местах - даже при выставлении напоказ знака тотема, его приветствуют, отвешивают ему поклоны, бросают перед ним ценные вещи. При нахождении трупа тотемного животного выражают соболезнование и устраивают ему торжественные похороны. Даже племена, допускающие употребление в пищу тотема, стараются употреблять его в умеренном количестве (центр. Австралия), избегают убивать его во сне и обязательно дают животному возможность спастись. Австралийцы из Mount Gambier убивают тотемное животное только в случае голода и при этом выражают сожаление, что убили "своего друга, свою плоть". Тотемы, в свою очередь, как верные сородичи, к тому же обладающие сверхъестественными силами, оказывают родственным по крови поклонникам покровительство, содействуя материальному их благосостоянию, зашитая от козней земных и сверхъестественных врагов, предупреждая об опасности (сова на Самоа), подавая сигналы к походу (кенгуру в Австралии), предводительствуя на войне и т. д. Если тотем - даже опасный хищник, он обязательно должен щадить единокровный род. В Сенегамбии туземцы убеждены, что скорпионы не трогают своих поклонников. У бечуанов, тотемом которых служит крокодил, так велико убеждение в его благосклонности, что если человека укусил крокодил, если даже на него брызнула вода от удара хвостом крокодила по воде, он изгоняется из рода, как явно незаконный член его. - Для снискания полной благосклонности своего тотема, первобытный человек употребляет самые разнообразные средства. Прежде всего он старается приблизиться к нему внешним уподоблением. Так, у племени Omahas (С. Америка) мальчики рода буйвол завивают на голове 2 локона волос, наподобие рогов тотема, а род черепаха оставляет 6 локонов, в уподобление ногам, голове и хвосту этого животного. Botoka (Африка) выбивают верхние передние зубы, чтобы уподобиться быку, своему тотему и т. д. Торжественные пляски часто имеют целью подражание движениям и звукам тотемного животного. В Африке иногда вместо вопроса, к какому роду или тотему принадлежит человек, спрашивают его, какой танец он танцует. Часто с той же целью уподобления во время религиозных церемоний надевают на лицо маски с изображениями тотема, одеваются в шкуры тотемных животных, украшают себя их перьями и т. д. Пережитки этого рода встречаем даже в современной Европе. У южных славян при рождении ребенка старуха выбегает с криком: "Волчица родила волчонка!", после чего ребенка продевают через волчью шкуру, а кусок волчьего глаза и сердца зашивается в рубашку или вешается на шее. Для полного закрепления родового союза с тотемом, первобытный человек прибегает к тому же средству, как и при принятии постороннего в члены рода и при заключении междуродовых союзов и мирных договоров, т. е. к договору крови (см. Татуирование, Теория родового быта). Натирание тела кровью тотема обратилось со временем в раскрашивание и аналогичные симулирующие обычаи. Важным средством для использования сверхъестественного покровительства тотема считается постоянное близкое присутствие его. Поэтому часто тотемные животные откармливаются в пленении, напр., у горцев Формозы, которые содержат в клетках змею и леопарда, или на о-ве Самоа, где держат при домах угрей. Отсюда выработался впоследствии обычай содержать животных в храмах и воздавать им божеские почести, как напр. в Египте. Самым главным средством для общения с тотемом считается вкушение тела его. Периодически раз в год, а в экстренных случаях и чаще, члены рода убивают тотемное животное и торжественно, при соблюдении целого ряда обрядов и церемоний, съедают его, чаще всего без остатка, с костями и внутренностями. Подобный же обряд имеет место и в том случае, когда тотемом является растение. Пережитки этого родового вкушения яств находим в малороссийской рождественской куте, литовской Samboros, греческой πάνσπερμα и т. д. Обычай этот, по воззрениям тотемиста, нисколько не является обидным для тотема, а, наоборот, весьма угодным ему. Иногда процедура носит такой характер, как будто убиваемое животное совершает акт самопожертвования и жаждет быть съеденным своими поклонниками. Гиляки, хотя и вышедшие из тотемного быта, но ежегодно торжественно убивающие медведя во время так наз. медвежьего праздника, убежденно говорят, что медведь сам дает хорошее место для смертельного удара (Штернберг). Робертсон Смит и Джевонс считают обычай периодического вкушения тотема прототипом позднейших жертвоприношений антропоморфным богам, сопровождавшихся съедением жертв самими приносившими ее. Иногда обряд религиозного убиения имеет целью или терроризирование тотема примером убиения некоторых представителей его класса, или же освобождение души тотема для следования в лучший мир. Так, у рода червей племени Omahas (Сев. Америка), если черви наводняют ниву, их ловят несколько штук, толкут вместе с зерном и затем едят, веря, что это предохраняет ниву на один год. У племени Zu ñ i раз в год отправляют процессию за тотемными черепахами, которых, после самых горячих приветствий, убивают и хоронят мясо и кости, не вкушая, в реке, чтобы они могли вернуться к вечной жизни. Недавно двумя исследователями Австралии, Б. Спенсером и Гилленом, открыты новые факты Тотемизм - церемонии inticiuma. Все эти церемонии совершаются в начале весеннего сезона, периода цветения растений и размножения животных, и имеют целью вызвать изобилие тотемных видов. Обряды исполняются всегда на одном и том же месте, обиталище духов рода и тотема, адресуются определенному представителю тотема, которым служит либо камень, либо искусственное изображение его на земле (переход к индивидуальным божествам и изображениям), почти всегда сопровождаются жертвой крови тотемистов и заканчиваются торжественным вкушением запретного тотема; после чего обыкновенно разрешается и вообще умеренное употребление его в пищу. В Т., как в зародыше, заключаются уже все главнейшие элементы дальнейших стадий религиозного развития: родство божества с человеком (божество - отец своих поклонников), табу, запретные и не запретные животные (позднейшие чистые и нечистые), жертвоприношение животного и обязательное вкушение тела его, выделение из тотемного класса избранного индивида для поклонения и содержание его при жилищах (будущее животное - божество в храме Египта), отожествление человека с божеством-тотемом (обратный антропоморфизм), власть религии над социальными отношениями, санкция общественной и личной морали (см. ниже), наконец, ревнивое и мстительное заступничество за оскорбленное тотемное божество. В настоящее время Тотемизм является единственной формой религии во всей Австралии. Он господствует в Сев. Америке и найден в широких размерах в Южн. Америке, в Африке, среди неарийских народностей Индии, а пережитки его существуют в религиях и поверьях более цивилизованных народов. В Египте Тотемизм процветал еще в историческое время. В Греции и Риме, несмотря на антропоморфный культ, встречаются достаточные следы Т. Многие роды имели героев-эпонимов, носивших имена животных, напр., Сriо (баран), Kinos (собака) и, т. д. Мирмидоны древние фессалийцы, считали себя потомками муравьев. В Афинах воздавали культ герою в форме волка, и всякий, убивший волка, обязан был устроить ему похороны. В Риме поклонялись дятлу, который был посвящен Марсу, и не употребляли его в пищу. Черты тотемистических церемоний заметны в тесмофориях, имевших целью гарантировать плодородие земли и людей. В древней Индии черты Тотемизм достаточно явственны в культе животных и деревьев и запретах на употребление их в пищу (см. Теротеизм). Тотемизм - не только религиозный, но и социально-культурный институт. Он давал высшую религиозную санкцию родовым учреждениям. Главнейшие устои рода - неприкосновенность жизни сородича и вытекающая из нее обязанность мести, недоступность тотемного культа для лиц чуждой крови, обязательная наследственность тотема в мужской или женской линии, устанавливавшая раз навсегда контингент лиц, принадлежащих к роду, наконец, даже правила половой регламентации - все это самым тесным образом связано с культом родового тотема. Только этим можно объяснить крепость тотемных уз, ради которых люди часто жертвовали самыми интимными кровными узами: во время войн сыновья шли против отцов, жены против мужей и т. д. Фразер и Джевонс считают Тотемизм главным, если не единственным виновником одомашнивания животных и культивирования растений. Запрет на употребление в пищу тотемного животного крайне благоприятствовал этому, потому что удерживал жадного к пище дикаря от легкомысленного истребления ценных животных в период приручения. Еще до настоящего времени пастушеские народы избегают убивать своих домашних животных не по хозяйственным соображениям, а в силу религиозного переживания. В Индии убиение коровы считалось величайшим религиозным преступлением. Точно так же обычай хранить из года в год колосья, зерна и плоды тотемных деревьев и растений и периодическое вкушение их для религиозных целей должны были привести к попыткам насаждения и культивирования. Часто это являлось даже религиозной необходимостью, напр., при переселениях на новые места, где не было тотемных растений и приходилось их искусственно разводить. - Хотя Т., как факт, известен еще с конца XVIII в., но учение о нем, как о стадии примитивной религии, еще очень молодо. Впервые его выдвинул в 1869 г. Мак-Леннан, который проследил его от дикарей до народов классической древности. Дальнейшим своим развитием оно обязано английским ученым Робертсону Смиту, Фразеру, Джевонсу и целому ряду местных исследователей, особенно австралийских, из которых наибольшие услуги оказали Говит и Файзон и в самое последнее время Б. Спенсер и Гиллен. Основной вопрос о генезисе Тотемизм еще не вышел из области споров. Спенсер и Леббок склонны считать происхождение Тотемизм результатом какого-то недоразумения (misinterpretation of nicknames), вызванного обычаем давать людям, вследствие бедности языка, имена по объектам природы, чаще всего имена животных. С течением времени дикарь, смешивающий название объекта с самым объектом, стал верить, что отдаленный его предок, прозванный по имени животного, в действительности был таковым. Но это объяснение падает уже потому, что каждый дикарь имеет полную возможности проверить значение прозвища на самом себе или его окружающих, которые часто тоже называются по именам животных и тем не менее ничего общего не имеют с эпонимным животным. Очень стройную и остроумную теорию Тотемизм выдвинул в 1896 г. Ф. Джевонс, видящий генезис Тотемизм в психологии родового быта. Дикарь-анимист, нивелирующий всю природу по человеческому шаблону, естественно представляет себе, что и вся внешняя природа живет такой же родовой жизнью, как и он сам. Каждый отдельный вид растений или животных, каждый класс однородных явлений представляет собой в его глазах сознательный родовой союз, признающей институты мести, кровных договоров, ведущий кровавые распри с чужими родами и т. д. Животное, след., для человека - чужеродец, которому можно мстить и с которым можно вступать в договоры. Слабый и беспомощный в борьбе с природой, первобытный человек, видящий в животных и в остальной природе таинственные существа, более сильные, чем он сам, естественно ищет союза с ними, - а единственный прочный союз, известный ему, есть союз крови, единородности, скрепляемый договором крови, притом союз не с индивидом, а с классом, целым родом. Такой кровный союз, заключенный между родом и тотемным классом, превращал и тот, и другой в единый класс сородичей. Привычка считать тотем сородичем создала представление о действительном происхождении от тотема, а это в свою очередь укрепляло культ и союз с тотемом. Постепенно из культа тотемного класса вырабатывается культ индивида, который превращается в антропоморфное существо; прежнее вкушение тотема превращается в жертвоприношение индивидуальному божеству; разрастание родов в фратрии и племена, с общими тотемами для входящих в их состав субтотемов, расширяет тотемный культ в политотемный, и таким образом из элементов Тотемизм постепенно вырабатываются основы дальнейших стадий религии. Эта теория, удовлетворительно объясняющая отдельные стороны Т., не решает коренного вопроса о генезисе его: остается непонятным, почему, при однородности психологии первобытного человека и однородных условиях окружающей природы, соседние роды выбирают каждый не один тотем, самый могущественный из окружающих объектов природы, а каждый свой особый, часто объект вовсе ничем не выдающийся, напр., червя, муравья, мышь? В 1899 г. проф. Фразер, на основании новооткрытых Спенсером и Гилленом церемоний inticium"a, построил новую теорию Т. По Фразеру, Тотемизм - не религия, т. е. не вера в сознательное воздействие сверхъестественных существ, а вид магии, т. е. вера в возможность разными волшебными средствами воздействовать на внешнюю природу, независимо от ее сознательности или бессознательности. Тотемизм - социальная магия, имеющая целью вызвать изобилие тех или других видов растений и животных, служащих естественными продуктами потребления. Чтобы достигнуть этого, группы живущих на одной территории родов в свое время составили кооперативный договор, по которому каждый отдельный род воздерживается от употребления в пищу того или другого вида растений и животных и совершает ежегодно известную магическую церемонию, в результат которой получается изобилие всех продуктов потребления. Помимо трудности допустить образование такой мистической кооперации у первобытных людей, приходится сказать, что церемонии inticiuma могут быть истолкованы, как искупительные процедуры за употребление в пищу запретного тотема. Во всяком случае, эта теория не разрешает коренного вопроса о вере в происхождение от тотемного объекта. Наконец, в 1900 г. два ученых юриста, проф. Пиклер и Сомло, выступили с новой теорией, находя что генезис тотемизма кроется в пиктографии, зачатки которой действительно встречаются у многих первобытных племен. Так как самыми удобоизображаемыми объектами внешнего мира являлись животные или растения, то для обозначения известной социальной группы, в отличие от всяких других, избиралось изображение того или другого растения или животного. Отсюда по имени этого последнего получали свои названия и роды, а впоследствии, в силу своеобразной первобытной психологии, выработалось представление, что объект, послуживший моделью тотемного знака, был истинным родоначальником рода. В подтверждение этого взгляда, авторы ссылаются на тот факт, что племена, незнакомые с пиктографией, не знают и Т. Более правдоподобно, однако, другое объяснение этого факта: пиктография могла получить развитие скорее у тотемных племен, привыкших изображать свой тотем, чем у нетотемных, и, следовательно, пиктографии является скорее следствием Т., чем его причиной. В сущности, вся эта теории - повторение старой мысли Плутарха, выводившего поклонение животным в Египте из обычая изображать животных на знаменах. Ближе других к выяснению вопроса подошел Тайлор, который, вслед за Вилькеном, принимает одним из исходных пунктов Тотемизм культ предков и веру в переселение душ; но он не дал своей точке зрения ясного фактического обоснования. Для правильного понимания генезиса Тотемизм необходимо иметь в виду следующее. 1) Родовая организация, теротеизм и культ природы, равно как и специальный родовой культ, существовали раньше Тотемизм 2) Вера в происхождение от какого-либо объекта или явления природы вовсе не является позднейшим умозрительным заключением от других первичных фактов, как договор крови (Джевонс), пиктография и т. п., а наоборот, понимается первобытным человеком совершенно реально, в физиологическом смысле этого слова, на что у него имеется достаточно причин, логически вытекающих из всей его анимистической психологии. 3) Генезис Тотемизм кроется не в одной какой-либо причине, а в целом ряде причин, вытекающих из одного общего источника - своеобразного мировоззрения первобытного человека. Вот главнейшие из них: 1) Родовой культ. У многих первобытных племен с теротеистическим культом существует вера в то, что все случаи неестественной смерти, например, в борьбе со зверями, гибель на воде и т. п., а также многие случаи естественной смерти являются результатом особого расположения божеств-животных, которые принимают погибших в свой род, обращая их в себе подобных. Эти-то сородичи, превратившиеся в божества, становятся покровителями своего рода и, следовательно, объектом родового культа. Типичный культ этого рода констатирован Штернбергом у многих инородцев Приамурского края - гиляков, орочей, ольчей и т. д. Род животного, усыновившего избранника, становится родственным всему роду последнего; в каждом индивиде данного класса животных сородич избранника склонен видеть потомка его и, следовательно, своего близкого родственника. Отсюда уже недалеко до идеи воздержания от употребления в пищу того или другого класса животных и до создания типичного тотема. Есть и другие формы, когда отдельные личности-избранники являются виновниками создания тотемов. Религиозные экстазы (у шаманов, у юношей во время обязательных постов перед инициациями) вызывают галлюцинации и сновидения, во время которых избраннику является то или другое животное и предлагает ему свое покровительство, обращая его самого в себе подобное. После этого избранник начинает всячески уподоблять себя покровительствующему животному и с полной верой чувствует себя таковым. Шаманы обыкновенно считают себя под специальным покровительством того или другого животного, превращают себя в таковое во время камлания и передают своего покровителя по наследству своим преемникам. В Сев. Америке особенно распространены подобные индивидуальные тотемы. 2) Другая коренная причина Тотемизм - партеногенезис. Вера в возможность зачатия от животного, растения, камня, солнца и вообще всякого объекта или явления природы - весьма обыкновенное явление не у одних только первобытных народов. Объясняется оно антропоморфированием природы, верой в реальность сновидений, в частности эротических, с действующими лицами в виде растений и животных, и, наконец, крайне смутным представлением о процессе зарождения (во всей центральной Австралии, например, существует убеждение, что зачатие происходит от вселения в тело женщины духа предка). Некоторые реальные факты, как рождение уродов (субъектов с козьей ножкой, искривленной внутрь стопой, особой волосатостью и т. д.) в глазах первобытного человека служат достаточным доказательством зачатия от нечеловеческого существа. Еще в XVII в. подобные случаи описывались некоторыми писателями под именем adulterium naturae. Рассказы в роде истории про жену Хлодвига, родившую Меровея от морского демона, весьма обычны даже у народов исторических, а вера в инкубусов и эльфов, участвующих в рождении, до сих пор жива в Европе. Неудивительно, что какое-нибудь эротическое сновидение или рождение урода среди первобытного племени подавало повод к верованию в зачатие от того или другого объекта природы и, следовательно, к созданию тотема. История Тотемизм полна фактами вроде того, что женщина того или другого тотема родила змею, теленка, крокодила, обезьяну и т. д. Л. Штернберг наблюдал самый генезис такого тотемного рода у племени орочей, у которых нет ни тотемной организации, ни тотемного культа, ни названий родов; один только род из всего племени называет себя тигром, на том основании, что к одной из женщин этого рода во сне явился тигр и имел с ней conjugio. Этим же исследователем отмечены подобные явления у нетотемных гиляков. При благоприятных условиях отсюда возникает тотем и тотемный культ. В основе Тотемизм лежит, таким образом, реальная вера в действительное происхождение от тотемного объекта, настоящего или превращенного в таковой из человеческого состояния - вера, вполне объясняемая всем умственным складом первобытного человека.

Литература. J. F. M"Lennan, "The worship of Animals and Plants" ("Fortnightly Review", okt. и нояб. 1869 г. и февр. 1870 г.), также в "Studies in Ancient history" (1896); W. Robertson Smith, "Religion of the Semites" (нов. изд. Лонд., 1894); J. G. Frazer, "Totemism" (1887); его же, "The golden hough"; его же, "The origin of Totemism" ("Fortnightly Review", апрель и май, 1899); его же, "Observations on Central Australi a n Totemism" ("Journal of the Anthropological Institute for (Great Britain etc.", февраль и май, 1899); В. Spencer, "Remarks on Totemism etc."; E. Tylor, "Remarks on Totemism" (там же 1898 г., август и ноябрь); A. Lang, "Mythes, Ritual and Religion" (2 изд., 1899); его же, "М. Frazer"s theory of totemism" ("Fort. Review" LXV); F. B. Jevons, "Introduction to the history of Religion"; его же, "The place of Totemism in the evolution of Religion" ("Folk-Lore", 1900, X); В. Spencer и Gillen, "The native tribes o f Central Australia" (1899); J. Pikler u. F. Somlo, "Der Ursprung des Totemismus" (Берл., 1900); Kohler, "Zur Urgeschichte der Ehe, Totemismus еtс."; Гёффлер-Гёльц, "Der medizinische D ämonismus" ("Centralblatt fü r Anthropologie etc.", 1900, вып. I), G. Wilken, "Het Animisme bijde Volken wan den indischen Archipel" (1884); E. S. Hartland, "The legend of Perseus"; Staneley, "Totemism", "Science", 1900, IX); Л. Штернберг, сообщения в географ. обществе (краткие отчеты в "Живой Старине", 1901).

Л. Штернберг.

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб. Брокгауз-Ефрон.