Послание якова черноризца к князю дмитрию борисовичу. Послание черноризца иакова к великому князю изяславу

ПОСЛАНЬЕ ИЯКОВА ЧЕРНОРИЗЬЦА КО КНЯЗЮ ДМИТРЕЮ БОРИСОВИЧУ

ПОСЛАНИЕ ЯКОВА-ЧЕРНОРИЗЦА К КНЯЗЮ ДМИТРИЮ БОРИСОВИЧУ

Добро бо от Бога къ Божию слуз? начати, великому князю Дмитрею отъ многогр?шнаго черноризьца Якова.

Ведь хорошо от Бога к Божьему слуге начать — великому князю Дмитрию от многогрешного монаха Якова.

Написалъ еси покаянье свое велми смирено, и жалостно слышати, понеже много с подъпаденьемъ. Да в?сть умъ твой, иже тя разумомъ кормить, рече Господь о покаяньи единого челов?ка «Вси ангели радуются на небесехъ», и самъ хощеть обращенья, а не смерти, и на землю сниде не праведныхъ д?ля, но гр?шныхъ. Жертва бо Богу духъ скрушенъ, сердца смирена николи же не уничижить, жертва бо Его подъ языкомъ ти, и законъ Его посред? чр?ва ти. И что ся съд?яло про мене, того всего простить тя Господь Исусъ, всего мира гр?хи вземъ, отъ тайныхъ твоих очистить тя.

Прислал ты свое покаянье, такое смиренное — жалостно слышать, так много в нем уничиженья. Пусть знает твой ум, который разумом тебя насыщает, что сказал Господь о покаянье одного человека: «Все ангелы радуются на небесах», и сам он хочет спасенья — не смерти, и на землю сошел не праведных ради, но грешных. Жертва же Богу дух сокрушенный, смиренное сердце он никогда не презрит, жертва его на твоем языке, и закон его в сердце твоем. И все, что случилось со мною, за все то простит тебя Господь Иисус, принявший грехи всего мира, от скрытых грехов очистит тебя.

Молюся Ему отъ сердца, что ли же уже минуло, то и мы слаб?ише будемъ, но буди всегда бъдръ и стражь т?лу своему, блюдися запойства, того бо Духъ Святый б?гает, и гордости, сему Господь противится, и безаконьнаго см?са: всякъ бо гр?хъ кром? насъ есть, а блудяи свое т?ло оскверняеть. Ни мужь честенъ не внидеть в калню храмину, а ли Богъ.

Сердцем молюсь ему, чтобы это минуло уже, нас не ослабив, всегда же будь бодр, храни свое тело, запойства блюдись, его избегает и Дух Святой, и гордыни, которой Господь противится, и беззаконных связей: ибо всякий грех вне нас, а блудливый тело свое оскверняет. И честный муж не войдет в оскверенный храм, а то ли Бог.

Соломонъ бо, се искусомъ приимъ, вс?мъ запов?да, глаголя: «Не внимай бо любод?ици, медъ бо каплеть отъ устъ ея, а посл?же горчае золчи и чемери», «не стр?тай жены сничавы, отврати очи от жены красны», любод?янья бо жены во высот? очью. Да не удол?еть ти похоть чюжея доброты, и во сл?дъ очью не идеть сердце ти; видъ бо любод?йци — стр?ла есть чемерита: уязви лицемъ и ядъ въ сердце вложи, и мысли аки мухи вязнуть в поставъ паучий, аки искра медливши в половахъ, пламеньмъ воспалится; неводъ бо сердце ея, и с?ти уды ея, и узы в руку ея, и ловление бес?ды ея, осилы устенъными заведеть во блудъ,— акы волъ поверъстъ посл?дуеть ей на заколенье, аки песъ жажелемъ, а не в?сть, яко о души течеть. В доброт? бо женьст? мнози заблудишася и пополъзнушася в пагубу, смертию въ адъ, жены бо честныхъ мужь душа уловляют.

Соломон же, искушенья все испытав, всем заповедал, так говоря: «Любодейки не слушай: каплет мед с ее уст, а потом горче желчи и яда», «не встречайся с женщиной распутной, отврати очи от женщины красивой», потому что любодеянье женщин в глубине глаз. Пусть не прельстит тебя похоть к чужой красоте, и вслед оку пусть сердце твое не идет; взор любодейки, как стрела, ядовит: поранит наружи и яд впустит в сердце, и мысли завязнут, как мухи в тканине паучьей, как искра, в соломе затлевши, огнем возгорится; и невод — сердце ее, и сети — члены ее, и узы — в ее руках, и приманка — речи ее, силками губ своих увлечет на блуд — и вот, как связанный вол, пойдет вслед за ней на закланье, как пес на цепи, и не ведает он, что душу теряет. В красоте ведь женской запутались многие и попали в беду, а по смерти — в ад, ибо уловляют женщины души честных мужей.

Егуптянини не взору ли Иосифову восхот?, скорбь и до смерти въведе, и про сестру его Дину, сикимляне погибоша и Самсонъ, с ним же Духъ Господень хожаше, и Давидъ, его же Богъ обр?те по сердцу си, и бысть рабъ очному взору и двое зло створи, и Амомонъ сестры ради Фамары зл? убьенъ, и Соломонъ паче вс?хъ челов?къ им?я премудрость, женами погибе, и старци, судьи Вавилону, похот?ста Сусан?, побьена от людей. И Господь, пров?дый душетл?нный вредъ, рече: «Всь возр?вый на жену въ похоти ея, уже прелюбод?вьствовавъ во сердци». Гнушаеть бо ся Господь нечестивыхъ мысли, паче же ражающаго ярь сердца и мудрующаго со сластохот?ньемъ, акы Евга съ бесловеснымъ гадом бес?дуя, съ змиемъ: поползни бо суть змиевы мысли, въ дрязгахъ темных вредъ почивая , гн?здятся и св?та не любять, но, акы нетопыреве, во тму пруть: во тм? бо есть учитель их.

Египтянка не обратила ли взор на Иосифа, а скорбь довела до смерти, также сестра его Дина, и сихемляне погибли, и Самсон, с которым ходил Дух Господень, и Давид, которому Бог благоволил, стал рабом одного только взгляда и двойное зло совершил, и Амнон, из-за Фамары-сестры злобно убитый, и Соломон, наимудрейший среди всех людей, из-за женщин погиб, и старцы, вавилонские судьи, пожелавшие Сусанну, побиты людьми. И Господь, осознав душетленный вред, сказал: «Всякий, взглянувший на женщину с тайным желаньем, уже прелюбодействовал в сердце своем». Потому что гнушается Бог нечестивых помыслов, особенно тех, что рождают жар в сердце и сластолюбие в мысли, как Ева в беседе с гадом безмолвным, со змием, ибо змииные мысли ползучи: в темных чащах, вред сотворяя, гнездятся и света не любят, но, будто нетопыри, в мраке ныряют, ибо во мраке учитель их.

Мужества бо не дошедль и ни разума еще им?я, что соблазнихомся? Абы не попустил и нын? уносит играти собою, варуйся чресъестественыхъ, сверепа бо есть похоть, акы дикая быль, о себ? возникъши, на нед?лан? нив?. Имаши силу и удол?ти сеи страхом Божиимъ, аки тяжарь оттребляти садъ жел?зомъ чюжа прилогы, акы кормьчии волны минуя, направляемъ благодатью, и не съступи праваго пути. Имаши жену, матерь похотемъ, ея же ради остави отца и матерь и, по апостолу, не токмо не скверно ложе, ино честно. Не сравнаеть бо ся смрадъ с вонею, ни зла воня со смрадом, ни безаконие со закономъ.

До зрелости еще не дойдя и разума мало имея, на что соблазняемся мы? Чтобы не дать и теперь юности шутить над собою, остерегайся разврата, ибо похоть свирепа, как дикое зелье, само по себе возникает на непаханой ниве. Имеешь ты силу ее одолеть страхом Божьим и, как земледелец, железом очистить от дикой поросли сад, как кормчий, волны минуя, благодатию правит и не собьется с верной дороги. Есть и жена у тебя, источник желаний, ради которой оставил мать и отца и, по слову апостола, имеешь ложе не только не порочное, но честное. Ведь не сравняется смрад с благовоньем, ни зловонье со смрадом, ни беззаконье с законом.

Живый въ чистот?, акы въ церкви свят?и потыкаемъ св?стью в горнии Еросалимъ, и тамо в перв?ньц?хъ же вписанъ имаши быти, помня оного, иже по возлежании чертожн?мь изгонима; гн?въ и ярость на согр?шившая удержи и умалиши гр?хы.

Живя в чистоте, как в церкви святой, устремленный совестью к горнему Иерусалиму, и там среди первых ты будешь записан, помня тех, кто после ложа в чертоге попадает в изгнанье; гнев и ярость на согрешивших сдержи и грехи тем уменьшишь.

Яко молишися Бога — остави ми, якоже оставихъ, благорасуденъ буди, да ни единого вреда на многи? възидеть; ни мьщай врагу, пожди Господа, дати поможеть: терп?нье бо не на лици обр?таеться, но въ сердци, не р?чью издаеться, но д?лом.

Когда ты молишься Богу — прости меня, как и тебя я простил, и будь благоразумен, пусть никакого вреда не будет другим; не мсти врагу, дождись Господа, пусть он поможет: ибо терпенье находится не на виду, но в сердце, не словом оно познается, но делом.

И бысть неприпорно ти слышати, чюдно указанье: с?дяи на х?рувим?хъ, Вседержьць воины водимъ связанъ, с?дяи одесную Отца, на суд? архиер?ю Пилату стоить, воспросим; и, слышавъ отъ него истину, гн?ваются; лице просв?тивше си паче солкца, безаконьникы ударяемъ, плеваху, храчюще на лице его; плюновеньемъ отъ рода сл?паго исц?ливъ, а прочая в?дома ти. Аще бо божий Сыкъ и мышца господня се подъятъ от челов?къ без гр?ха сы за насъ, да мы, челов?ци, от челов?къ тоже стража, не благодать воздаемъ, но искупаемся долгу.

И было приятно слышать тебе объяснение чуда: сидящий на херувимах Вседержец — в путах влеком был охраной, сидящий одесную с Богом — на судилище пред архиереем Пилатом стоит на допросе, и, услышав от него истину, впадает Пилат в гнев; лицо, просветленное ярче солнца, ненавистники били, плевали, харкнув в лицо того, кто плевком исцелил от рожденья слепого; и прочее все известно тебе. Но если сын Божий и мышца Господня принял это от людей, безгрешный — за нас, то мы, человеки, от таких же людей пострадав, не благодать воздаем, но искупаем свой долг.

Да не в годы мирныя Исусъ другъ буди, а в годъ ратенъ врагь. Малъ квасъ око смутить, мало слово ярость родить и малыми бол?зньми большихъ изъбыти. Мужь бо терп?ливъ по терп?нью знаеться, Соломонъ рече: «Терп?ливый лучши кр?пкаго обладый душею своею». Мука есть в мысли тайна, симь и безъ жел?за можемъ быти мученици, аще бо бы молился за пакостьникы, того и б?си бояться.

Да не будет Иисус нам другом только в мирные годы, а в ратные годы — врагом. Чуть кислоты око сожжет, малое слово ярость родит, малым страданьем — больших избыть. Муж терпеливый в терпенье познается, Соломон ведь сказал: «Терпеливый лучше сильного». Хранящий душу свою страдает тайною мыслью об этом.И без мучений можем стать мучениками, ибо если молишься за творящих злое — того и бесы боятся.

Полюби Христа, послушай глаголюща ко апостоломъ : «Отъ сего вы разум?ють вси, яко мои ученици есте, аще любите друг друга, а не аще чюдеса творите», и Павелъ рече : «И аще им?ю в?ру, яко и горы преставляти, и раздаю все им?нье, любьве же не им?ю — ничтоже усп?ю». Богословець рече : «Любяй Господа преже и братью возлюби»: указъ бо первому второе. Любы и Богъ есть сынотворенье челов?комъ досяжено, море смиренью, бездна — долготерп?нью, источьникъ и огньнъ, елико въскипить, толико жажущего душю запалить. Аще и чюдесы подражати апостолы хощеши, и се ти мощно: они хромым ходити створиша и рукы сухымъ исц?лиша, а ты храмлющая о в?р? научи, и нози текущихъ на игры къ церкви обрати, и руц? исъсохши от скупости к нищимъ на подание простерти створи. И, страстемъ ихъ подражатель хотя быти, аще борения таковаго н?сть, но в?нцемъ такимъ не отступило время — и не отстала бо рать дьяволя, не гонять бо челов?ци, но б?си, не мучитель, но дьяволъ. Они терп?ша огнь, зв?ри и мечи остры, а ты похоть възгарающюся и мысли зв?рины изутрь востаюша и языкы злыхъ челов?къ, по реченному, обостриша, яко копья, языки своя. Сего ради Павелъ велить присно вооруженым быти: милостивии помиловани будуть, милость бо на суд? при вс?мь лишше хвалима есть и смерти избавляеть. «С?яи щадя, щадя и пожнеть», рече Павелъ. «Все вашею любовью да бываеть». И се ти будеть указъ: Ефъфая князя единородная дщи и убогия вдовы дв? м?дниц?, не в?д?, сровналъ ли будеть? Кому то принесени быша правила, своего не остави противу сил?, се же бы добро в тайн?: д?вица бо хранима и любима вн?шними, аще ли исходить, то вс?мъ год? есть, от ин?хъ прокудима.

Возлюби Христа, послушай, что говорит он апостолам: «Потому признают вас все моими учениками, что любите вы друг друга, а не за то, что творите чудеса», и Павел сказал: «Если есть во мне вера — и горы могу своротить, и раздам все именье мое, но не имею любви — ничего не сумею». Богослов же сказал: «Любящий Господа, ближних сперва полюби: ибо символ первого — второе». Любовь — это Бог, достигнутое человеком благосыновство, море смиренья, бездна долготерпенья, огоненный источник, что, вспыхнув, жаждущего душу зажжет. Коль чудесами подражать апостолам хочешь — и это возможно для тебя: те дали хромым ходить и руки сухоруким исцелили, а ты охромевших в вере наставь и ноги бегущим на игры к церкви своей обрати, и руки усохших от скупости к нищим на подаянье направь. Ты и мучениям их подражать бы хотел, но если нет от стремленья такого, время венцу не прошло,— еще не отстали приспешники дьявола: не люди преследуют ведь, но бесы, не палач, но дьявол. Те претерпели огонь, и зверей, и острые мечи, ты — воспламененье похоти и мысли звериные, изнутри восстающие, и языки злых людей, о которых сказано: «Заострили, как копья, языки свои». Поэтому Павел велит всегда вооруженным быть; милосердные будут помилованы, ибо жалость на последнем суде будет славиться и от смерти избавит. «Сеющий скупо, скупо пожнет»,— сказал Павел.— «Будьте богаты на всякую щедрость». И вот тебе будет пример: Еффая-князя единственная дочь и убогой вдовы две жалкие монеты — не знаю, можно ли их сравнить? И кому даны были наставления к службе, своего не оставь и насильно, ибо в сокровении благо: как дева любимая, от чужих взглядов укрытая, но если выходит — не всем это нравится, иные и осуждают.

Буди, аки пчела, извону нося цв?ты, а внутрь сты д?лая, да не дымъ въ солнца м?сто примеши. И не рцы, что зло творя: «Аще бы се не годно Богу, не попустилъ бы самъ». Власть далъ есть челов?ку нераскаяненъ даръ его: не терпить идолослужащимъ и отм?тающимся его, и еретиком, и дьяволу. Или, готову им?я ц?лбу покаяньи, и будеши часто огражаяся, еже не любо Богу?

Будь как пчела, извне нектар приносящая, внутри же соты творящая, чтобы дым не принять за солнце. И, делая зло, не говори: «Если бы то не угодно Богу, не допустил бы сам». Власть он дал человеку, дар непримиримости: не терпит язычников, и его отрицающих, и еретиков, и дьявола. Или, имея целебное покаяние, будешь часто защищаться, творя неугодное Богу?

А без в?сти и утрений день, а, рку, и днешний, и н?см? тому властели, и никтоже в?сть о себ? в тайных божиихъ суд?хъ, да вси трепещемъ о своемъ д?л?. Позорище бо есмы ангеломъ и челов?комъ, и ангелы знаменаются на всяк день, кто что предложить, и ты вникъ во сердци си и мыслью проиди всю тварь и расмотри и: торгъ житья челов?ча как ся расходить, по писаному, все ст?ня и немощн?е. И зри Господа с небесъ уже грядуща на судъ челов?ческымъ тайнамъ и вс?мъ воздати по д?ломъ его. В?домо ти буди: огнь нас ждеть и огньмь питану быти, и огньмь открывается житье же челов?ч?, и огньмь искушена будуть д?ла наша. Буди, акы в геон? уже врящи! Се жестоко глаголю, да жестока не искусишь и преже времене сготовимъ ищемаго въ время. По пяти д?виць мудрыхъ — се есть ц?ла ума д?ло и свершеныхъ свершеное св?ршеньство. Аще знаема ти будуть Божия, то во св?те еси Божий св?тъ мирови, и възлюбить доброту сердца ти, и благословить мощь твою, и д?ла руку твою прииметь.

Неизвестен и завтрашний день и, добавлю, сегодняшний, и над ними не властны мы, и никто не знает сам о себе в тайных Божьих сужденьях; так вострепещем же каждый о своих делах. Ведь все мы открыты взорам ангелов и людей, а всякий день означен ангелом, что тебе предстоит, и ты, вникнув в сердце свое, мысленно вспомни творенье и рассмотри торжище жизни людской, как, согласно завету, все проходит как тень, исчезая. И на Бога смотри, с небес грядущего на суд человеческих тайн, всем воздать по делам их. Знай же: ждет нас огонь, огнем нам насытиться, огнем открывается жизнь человека, огнем проверены будут дела наши. Будь как в геенне, уже кипящей. Говорю так сурово, чтоб не узнал ты суровее слов, раньше срока изготовимся к неизбежному сроку. Пять мудрых дев — это образ чистых умов и совершенных совершенное совершенство. Если известны тебе будут Божьи слова, тогда ты — в сиянье Божьего света для мира, и возлюбит доброту твоего сердца, и благословит силу твою, и деянья рук твоих примет.

Се не ласкаясь теб? или явити хотя, что в?дая, или самъ что добро творя, сердовидець есть Богъ, но от любви и от печали и о души твоей, абы ты усп?лъ на добрая. Моего ума, и самъ в?си, разумъ несвершенъ и всякого невид?нья исполнь, крыти немощно. Паулъ кореньф?емь рече : «Аще изум?хомъся — то Богови, аще умудрихомся — то вамъ». Не уничижаю силы Божья всемощныя, ни отмещю дара, туне данаго ми: от скверна т?ла и от скаредна сердца, от нечистыи души и груба ума и нестроины мысли, от безърасудна языка, и отъ нищю устну слово богато силою и разумомъ Святыя Троица умножено, ни на небеси гор?, ни на земли дол?. И ничтоже боле сего, еже знати Господа и повиноватися десници Его, и шюйци Его, и твори-ти волю Его, и блюсти запов?ди Его. Имя бо велико не введеть во царство небесное, ни слово безд?лно пользуеть слышащимъ, слово бо, д?лы утворено, в?ры достойно ся творить. Ему же слава в в?кы в?ком. Аминь.

Говорю так, не льстя тебе или показывая, что все знаю и творю добро, видит Бог, но от любви и в печали о душе твоей, чтобы успел ты добро совершить. Разум ума моего, и сам ты знаешь, нетверд, всякого незнанья исполнен, это и скрыть невозможно. Павел коринфянам сказал: «Если обезумеем — то Богу, если умудримся — то вам». Не принижаю силы Божьей всемощной, не отметаю дара, напрасно мне данного: из нечистого тела, из скупого сердца, из бесчестной души и грубого разума, в беспорядочной мысли с безрассудного языка и с нищих уст слово, силой богатое, приумножено смыслом Святой Троицы ни на небе вверху, ни на земле внизу. Нет ничего важнее, чем сознавать Господа, и повиноваться деснице его и шуйце его, и творить волю его, и соблюдать заповеди его. Потому что знатное имя не введет в царство небесное, и слово без смысла не на пользу слышащим, лишь слово, подтвержденное делом, веры достойным становится. Ему же слава во веки веков. Аминь.

Добро бо от Бога къ Божию слуз? начати... — Искаженная цитата из «Лествицы» (которая, наряду с «Пандектами» Антиоха, является основным литературным источником послания), в которой находим: «Благаго и преблагаго и всеблагаго нашего Бога и царя добро бо отъ Бога къ Божиимъ угодникомъ начати» — зачин, отмечаемый и в древних хронографах (с общим смыслом: все начинается с Бога и в Боге кончается). Заимствованные в литературе образы и выражения Яков сокращает и переделывает, создавая соответствующую цели своего изложения поэтическую форму, приближается к разговорному языку XIII в.; многие цитаты в его тексте приведены неточно, по памяти.

«Вси ангели радуются на небесехъ»... — Ср. Лк. 15, 7 и 10.

«Николи же не уничижить...» — Ср. Пс. 1, 19.

«...свое т?ло оскверняеть». — Ср. 1 Кор. 6, 18.

«Соломонъ бо... глагола...» — Следует выборка из различных книг Писания, в последовательности цитат это Притч. 5. 3—4; Сир. 9, 3 и 8; а также 26, 11; Притч. 6, 25; 7, 21—24; 6, 27.

Егуптянини не взору ли Иосифову восхот?… — Сюжет мировой литературы, изложенный и в Библии; египтянка, жена царедворца Потифара, соблазняла раба Иосифа, но когда замысел ее не удался, она обвинила Иосифа в том, что он пытался овладеть ею (Быт. 39, 7—20).

...и про сестру его Дину... — Сводная сестра Иосифа; ею насильно овладел человек из соседнего племени; родственники Дины хитростью напали на племя обидчика и истребили всех мужчин, несмотря на желание обидчика жениться на Дине (Быт. 34, 1—27).

...сикимляне погибоша... — В Книге Судей рассказывается о сыне наложницы Авимелехе, убившем всех своих сводных братьев и три года правившем городом Сихемом; восставших против него жителей города он уничтожил, сам город разрушил и засеял его солью. Одна из защитниц города бросила в голову царя обломок жернова и проломила ему череп; тогда Авимелех попросил оруженосца прикончить его, чтобы никто не смог сказать; «Женщина убила его» (Суд. 13. 25 и след.).

...И Амомонъ сестры ради Фамары зл? убьенъ... — Сын царя Давида Амнон обесчестил родственницу свою Фамарь, за что и был убит рабами ее брата Авессалома (2 Цар. 13, 1—29).

...и Соломонъ паче вс?хъ челов?къ... — Во многих местах Библии рассказывается о женолюбии мудрого царя Соломона и его особом пристрастии к чужестранкам; умер же Соломон своей смертью, процарствовав сорок лет (3 Цар. 11, 1—12).

...и старци, судьи Вавилону... — Старцы, подглядевшие однажды за обнаженной Сусанной, обвинили ее в прелюбодействе, когда она отказалась им отдаться; пророк Даниил, выступивший в качестве судьи, нашел виновными старцев, которые и были наказаны. Этот сюжет не вошел в канонический текст Библии, но был очень популярен в средневековой и в древнерусской литературе (ср. Дан. 13).

«...уже прелюбод?вьствовавъ во сердци...» — Ср. Мф. 5, 28.

«…не скверно ложе, ино честно...» — Ср. Евр. 13. 4.

«...остави ми, якоже оставихъ...» — Ср, Мф. 6, 12 и Лк. 11,4.

...ни мьщай врагу, пожди Господа... — Речь идет о брате Дмитрия Борисовича Константине, с которым князь в это время находился в конфликте.

...Да не в годы мирныя Исусъ другъ буди, а в годъ ратенъ врагъ. — В 1281 г. князь Дмитрий жестоко повздорил с братом Константином, который обратился за помощью к владимирскому князю Дмитрию Александровичу. Непосредственным поводом к написанию послания Якова и стало это событие, в момент, когда результат столкновения еще не был ясен; впоследствии конфликт был улажен духовенством Ростова и Владимира, может быть не без участия Якова, к которому Дмитрий Борисович обратился с покаянным письмом, упоминаемым в начале послания.

«Терп?ливый лучши кр?пкаго обладый душею своею». — Парафраз из Притч. 15, 18.

«...глаголюща ко апостоломъ...» — Ср. Ин. 13, 35.

...и Павелъ рече... — Ср. 1 Кор. 13, 2—3.

Богословець рече... — Ср. 1 Ин. 4, 21.

...а ты храмлющая о в?р? научи, и нози текущихъ на игры къ церкви обрати... — В конце ХIII в. в Ростовском крае еще процветало двоеверие, и Яков призывает князя использовать государственную власть для искоренения язычества.

...обостриша, яко копья, языки своя. — В Псалтыри (Пс. 63, 4) сказано: «...Укрой меня от замысла коварных, от мятежа злодеев, которые изострили язык свой, как меч; напрягли лук свой — язвительное слово, чтобы втайне стрелять в непорочного; они внезапно стреляют в него и не боятся». Как и в других местах послания, последовательное развитие мысли, отталкиваясь от отдельных слов или выражений (языкы злыхъ челов?къ... обостриша... ...языки своя), наводит на хорошо известные цитаты из Библии; Яков использует ходовые примеры и дает их в свободном изложении только как напоминание, как отсылку к авторитетному изречению.

«С?яи щадя, щадя и пожнеть...» — Здесь несколько цитат из Писания — посланий апостола Павла: Еф. 6, 10—17; 2 Кор. 9, 6; 1 Кор. 16, 14.

...Ефъфая князя единородная дщи и убогия вдовы дв? м?дниц?... — Иеффай за успешные действия против врагов обещал в жертву Богу первого, кого он встретит по возвращении домой,— это была его единственная любимая дочь. Жертву Иеффая Яков сравнивает с жертвой бедной вдовы, положившей два медяка — все, что у нее было (Евангелие).

...д?вица бо хранима и любима вн?шними... — Первое упоминание о том, что в Древней Руси девушки жили в затворничестве.

...как ся расходитъ, по писаному... — Реминисценция из «Слова святого Василия»: «Челов?че, на торгу еще еси житиисц?мь; да иже торгъ не разыдется, купи си милостыню нищихъ помилованье отъ Бога». Высказывание Якова, как и в прочих случаях намекающей цитаты, не ясно без знания источника. Речь идет о том, что, еще находясь на земле, на «житейском торжище», человек должен путем милостыни и доброты приготовить себя к вечной жизни.

По пяти д?виць мудрых... — Ср. Мф. 25. 1 —13, где рассказывается притча о десяти девах, ожидающих «жениха своего». Неразумные пять дев забыли захватить масла в светильники свои, и когда жених явился, не смогли его встретить, в отличие от дев мудрых, ждавших его в готовности: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий».

Паулъ коренъф?емъ рече... — ср. 2 Кор. 5, 13.

Общая тема и введение

Brémond Henri. Histoire littéraire du sentiment religieux en France, II t . Paris, 1916-1933 (3 т . в английском переводе ).

Fedotov G. P. Treasury of Russian Spirituality (Сокровищница рус-ской духовности). Sheed and Ward, в печати.

Frere W. H. Some Links in the Chain of Russian Church History. Lon-don, 1918.

Graham Stephen. The Way of Martha and the Way of Mary. New York, 1915.

Kliuchevsky V. O. A History of Russia, 5 v. London, 1911-1931.

Lapchine I.I. La Phénomenologie de la conscience religieuse russe dans la littéraire russe / / Записки научно - исследовательского объе - динения , т . V-VI, №№ 28, 35. Prague, 1937.

Leger L. La littérature russe: notice et extraits. Paris, 1892.

Leroy-Beaulieu Anatole. The Empire of the Tsars and the Russians, 3 v. New York, 1893-1896.

Lo Gatto Ettore. Storia delia litteratura russa. Roma, 1928-1939.

Luther Arthur. Geschichte der russischen Litteratur. Leipzig, 1924.

Masaryk T. G. The Spirit of Russia, 2 v. London, New York, 1919.

Miliukov P. N. Outlines of Russian Culture, ed. by M. Karpovich, 3 v. Philadelphia, 1942.

Miliukov P.N., Seignobos Ch., Eisenmann L. Histoire de la Russie, 3 v. Paris, 1932-1933.

Mirski D. S. A History of Russian Literature from the Earliest Times. London, 1927.

Palmieri Aurelio. La Chiesa russa. Firenze, 1908.

Pares, Sir Bernard. A History of Russia. London, 1937.

The Russian Church: Lectures on Its History, Constitution, Doctrine and Ceremonial. London, 1911.

Staehlin Karl. Geschichte Russlands, 5 v. Stuttgart, 1923-1939.

Sumner В. Н. Survey of Russian History. London, 1944.

Vernadsky G. A. History of Russia, revised. New Haven, 1930.

Vernadsky G. A. History of Russia: Ancient Russia. New Haven, 1943.

Zernov Nicolas. The Church of the Eastern Christians. London, 1942.

Академия Наук СССР. История русской литературы, т. 1, Москва; Ленинград, 1941.

Аничков Е. В., Бороздин А. К., Овсянико-Куликовский Д. Н. История русской литературы, т. 1-2. Москва, 1908.

Федотов Т.П. Святые Древней Руси (X-XVII ст.). Париж, 1931.

Флоровский Г. В. Пути русского богословия. Париж, 1937.

Голубинский Е.Е. История русской церкви, 4 т. Москва, 1901-1917.

Греков В. Д. Киевская Русь, 4-ое изд. Москва; Ленинград, 1944.

Гудзий Н. К. История древнерусской литературы. Москва, 1941.

Иконников B. C. Опыт русской историографии, 2 т. Киев, 1891- 1908.

Истрин В. М. Очерк истории древнерусской литературы. Петро-град, 1922.

Калдубовский А. П. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых // Русский филологический вестник. Варшава, 1902.

Макарий (Булгаков), История русской церкви, 12 т., 2-ое и 3-е изд. Москва, 1886-1910.

Никольский Н. К . Материалы для повременного списка русских писателей и их сочинений X-XI вв. С.-Петербург, 1906.

Никольский Н. К. О древнерусском христианстве // Русская Мысль, № 6,1913.

Орлов A. C. Древняя русская литература, XI-XVI вв. Москва, 1937.

Петухов Е. В. Русская литература, т. 1. Юрьев, 1911. (Древний пе-риод).

Приселков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Ки-евской Руси, X-XII в. С.-Петербург, 1913.

Пресняков А.Е. Лекции по русской истории, 2 т. Москва, 1938- 1939.

Шевырев С. П. История русской словесности, 2 т., 3-е изд. С.-Петербург, 1887.

Сперанский М. Н. История древней русской литературы, 3-изд. Москва, 1921.

Вернадский Г. В. Звенья русской культуры, ч. 1, № 1. Древняя Русь. Брюссель, 1938.

Владимиров ИВ. Древняя русская литература киевского периода X-XIII веков. Киев, 1901.

Brückner A. Mitologia slava. Bologna, 1923.

Cross S. H. Primitive Civilization of the Eastern Slavs // Slavic and East European Review, v. V, pt. 1-2, 1946.

Jagich V. Mythologische skizzen // Archiv für slavische Philologie, v. IV.

Krek G. Einleitung in die slavische Literaturgeschichte, 2- е изд . Graz, 1887.

Leger L. La Mythologie slave. Paris, 1901.

Machal J. Slavic Mythology // Mythology of all races, v. 3. Boston, 1918.

Mansikka V. J. Die Religion der Ostslaven, v. 1, Quellen, FF Communications edited for the Folklore Fellows, v. X, № 43, Helsinki, 1922.

Niederle L. Manuel de l"antiquité slave, v. II, Paris, 1926.

Niederle L. Zivot starych slovanu, II, 1, Prague, 1924.

Rostovtseff M.I. La Culte de la Grande Déesse dars la Russie méridion-ale // Revue des Études Grècques, 32, 1919.

Sakhanev Vsev. Études sur l"origine de l"art populaire russe // Eurasia Septentrionalis Antiqua, v. IV, Helsinki, 1929.

Zelenin D. Russische (ostslavische) Volkskunde. Berlin , 1927.

Афанасьев A.H. Поэтические воззрения славян на природу, 3 т. С.-Петербург, 1865-1869.

Динцес Л. А. Русская глиняная игрушка. Академия Наук СССР. Труды Института антропологии, этнографии и археологии. Ар-хеологическая серия 3. Москва; Ленинград, 1936.

Городцов В. А. Дако-сарматские религиозные элементы в русском народном искусстве. Труды государственного исторического му-зея, I, Москва, 1926.

Кагаров Е. Г. Религия древних славян. Москва, 1918.

Потебня A. A. О мифическом значении некоторых обрядов и по-верий // Чтения в Обществе истории и древностей российских, №№ 2, 3, 4, Москва, 1865.

Потебня A. A. О некоторых символах в славянской народной по-эзии. Харьков, 1914.

Соколов И.М. Русский фольклор. Москва, 1938.

Тревер К.В . Собака-птица: Сенмурв и Паскудь // Известия Госу-дарственной Академии Истории материальной культуры, т. 100. Ленинград, 1933.

История

См. работы Макария, Голубинского и Приселкова из раздела «Общие труды».

Fedotov G. P. St. Vladimir et la conversion de la Russie // Irenicon, 1938.

Laekr G. Die Anfange des russischen Reiches. Berlin, 1930.

Макарий (Булгаков). История христианства на Руси до равноапо-стольного князя Владимира, 2-е изд. С.-Петербург, 1868.

Пархоменко В А. Начало христианства на Руси. Полтава, 1913.

Полонская Н. К вопросу о христианстве на Руси до Владимира // Журнал министерства Народного Просвещения, сентябрь, 1917.

Vernadsky G. The Status of the Russian Church During the First Half- Century Following Vladimir"s Conversion // The Slavonic Year-Book, Menasha, Viskonsin, 1941.

Формула византинизма

Baines N. H. Byzantine Empire. New York, 1926.

Buckler G.G. Anna Comnena. London, 1929.

Byron Robert. The Byzantine Achievement. London, 1929.

Diehl Charles. Byzance: grandeur et décadence. Paris, 1929.

Diehl Charles. Byzantine Portraits. New York, 1905.

Diehl Charles. É tudes byzantines. Paris, 1905.

Dieterich Karl Geschichte der byzantinischen und neugriechischen Literatur. Leipzig, 1902.

Fuchs F. Die höheren Schulen von Konstantinopel im Mittelalter. Leipzig, 1902.

Hesseling D.C. Essai sur la civilisation byzantine. Paris, 1907.

HusseyJ.M. Church and Learning in the Byzantine Empire, 867-1185. London, 1937.

Krumbacher Karl. Geschichte der byzantinischen Literatur. 2 ed. Mün-chen, 1897.

Ostrogorsky Georg. Geschichte des buzantinischen Staates. Munich, 1940.

Rambaud A.N. Etudes sur l"histoire byzantine. Paris, 1912.

Runciman S. Byzantine Civilisation. London, 1933.

Soyter G. B: Byzantinische Dichtung. Athens, 1938.

Strzygowski J. Orient oder Rome. Leipzig, 1900.

Vasiliev A. A. History of the Byzantine Empire, 2 v., Madison, 1928- 1929.

Успенский Ф. И. Очерки по истории византийской образованно-сти. С.-Петербург, 1891.

Василевский В. Г. Труды, 4 т., С.-Петербург, 1908-1930.

Религиозная мысль Византии

Bardenhewer Otto. Geschichte der altchristlichen Literatur. Freiburg im Br., 5 v., 1902-1932.

Dvornik Fr. Les Légendes de Constantin et de Méthode vues de Byzance. Prague, 1933.

Fliehe Augustin, Martin V. Histoire de l"Eglise depuis les origines jusqu"à nos jours. Paris, 1934.

Fortescue A. The Orthodox Eastern Church. London, 1907.

Gardner Alice. Theodore of Studium. London, 1905.

Gass W. Symbolik der griechichen Kirche. Berlin, 1872.

Harnack Adolf. History of Dogma, 7 т. London, 1894-1899.

Heiler Fr. Urkirche und Ostkirche. München, 1937.

Hergenroether J. A. G. Photius, Patriarch von Constantinopel, З т . Re-gensburg, 1867-1869.

Holl Karl Enthusiasmus und Bussgewelt beim griechischen Mönchtum. Leipzig, 1898.

Holl Karl. Gesammelte Anfsätze sur Kirchengeschichte, v. 2, Der Os-ten. Tübingen, 1928.

Kidd B. J. The Churches of Eastern Christendom from A. D. 451 to the Present Time. London, 1927.

Mercier E. La spiritualité byzantine. Paris, 1933.

Neale J. M. Introduction to the History of the Holy Eastern Church, 2 v. London, 1933.

Oeconomos J. La Vie religieuse dans l"empire Byzantin au temps des Comnènes et des Anges. Paris, 1918.

PargoireJ. L"Eglise Byzantine de 527 à 847. Paris, 1905.

Rehrmann A. Die Christologie des Heiligen Cyrillus von Alexandria. Hildesheim, 1902.

Seeberg Reinch. Lehrbuch der Dogmengeschichte, 5 v., 3 ed. Leipzig, 1913-1923.

Доброклонский А . П . Преподобный Феод op, исповедник и игумен Студийский . Одесса, 1914.

Флоровский Г. В. Византийские отцы V-VIII вв., Париж, 1933.

Скабаланович М. Н. Византийская Церковь и государство в XI в. С.-Петербург, 1884.

Вернадский Г. В. «Византийские учения о власти царя и патриарха». Памяти Н. П. Кондакова, Прага, 1926.

Славянский византинизм

Dvornik Fr. Les Slaves, Byzance et Rome au IX s. Paris, 1926.

Leib J. Rome, Kiev et Byzance à la fin du X siecle. Paris, 1924.

MurhoM. Geschichte der ältern süd-slavischen Literatur. Leipzig, 1908.

Палаузов C.H. Век болгарского царя Симеона, С.-Петербург, 1852.

Златарский В. Н. История на българската държава през средните векове, 1, 2. София, 1927.

Славянские переводы

Архангельский A. C. Творения отцов церкви в древнерусской письменности, 4 т. Казань, 1889-1891.

Будилович A. C. XIII слов Григория Богослова в древнеславянском переводе. С.-Петербург, 1875.

Евсеев И. В. Очерки истории славянского перевода Библии // Христианское Чтение, № 2,1912.

Евсеев И. В. Геннадиевская Библия 1409 // Труды XV Археологи-ческого съезда в Новгороде 1911, т. II. Москва. 1916.

Калайдович К. Ф. Иоанн экзарх Болгарский. Москва, 1824.

Малинин В. Н. Златоструй. Десять слов Златоструя XII в. С.-Пе-тербург, 1910.

Райнов Т. Наука в России XI-XVII веков. Академия Наук СССР. Москва; Ленинград, 1940.

Шахматов М. В., Чижевский Д. Платон в Древней Руси // Запис-ки русского исторического общества в Праге, т. 2, Прага, 1930.

Соболевский А. И. Особенности русских переводов домонгольско-го периода // Труды IX Археологического съезда, т. И, Москва, 1895-1897.

Сперанский М.Н. Переводные сборники изречений в славяно-русской письменности // Чтения в Обществе Истории и Древно-стей. Москва, 1900-1905.

Тихонравов Н. С. Отреченныя книги Древней Руси // Сочине-ния, т. 1. Москва, 1898.

Воскресенский Г. А. Характеристические черты редакций славян-ского перевода Евангелия от Марка // Чтения в Обществе Исто-рии. Москва, 1896.

Греческая литургия

Arsen "eu N.S. We Beheld His Glory. New York, 1936.

Baumstark A. Die Messe im Morgenland. Kempten; München, 1906.

Bjerring Nicolas. The Offices of the Oriental Church. New York, 1884.

Bouvy Е . Poètes et mélodes. Nîmes, 1886.

Brightman F. E. Liturgies, Eastern and Western, v. 1, Oxford, 1896.

Cabrol F. Hymnographie de l"Eglise grècque. Anger, 1893.

Christ W., Paranicas. Anthologia graeca carminum christianorum. Leipzig, 1871.

Hapgood Isabel, Service Book of the Holy Orthodox Church. Boston; New York, 1906.

Maltzew A.P. Andachtsbuch der orthodox-katholischen Kirche des Morgenlandes. Berlin, 1898.

Pitra J. B . Hymnologie de l"Eglise grècque. Rome, 1887.

Salaville S. An Introduction to the Study of Eastern Liturgies. Lon-don, 1938.

Tarchnisvili M. Die byzantinische Liturgie als Verwirchlichung der Einheit und Gemeinschaft in Dogma. Würzburg, 1939.

Греческий язык на Руси

Wanczura Alojzy. Skolnictwo v starej Rusi. Lwow, 1923.

Иконников В . С. Опыт исследования о культурном значении Ви-зантии в Русской истории. Киев, 1869.

Лавровский Н. А. О древнерусских училищах. Харьков, 1854. ,

Глава III. Русские византинисты

Климент Смолятич

Лопарев X. Послание митрополита Климента к смоленскому пре-свитеру Фоме. С.-Петербург, 1892.

Никольский Н. К. О литературных трудах митр. Климента Смолятича. С.-Петербург, 1892.

Кирилл Туровский

Антоний (Вадковский). Из истории христианской проповеди, 2-е изд. С.-Петербург, 1895.

Евгений. Творения св. отца нашего Кирилла еп. Туровского. Ки-ев, 1880.

Калайдович К. Памятники российской словесности XII века. Мо-сква, 1321.

Сухомлинов M. Рукописи графа А. С. Уварова, т. 2. С.-Петербург, 1858.

Виноградов В. П. «О характере проповеднического творчества Кирилла, епископа Туровского», В память столетия Импер. Мос-

Ковской Духовной Академии. Сборник статей, ч. 2. Сергиев Посад, 1915 (Эта книга оказалась для меня недоступной).

Илларион Киевский

Горский A. B. Памятники духовной литературы времен великого князя Ярослава I // Прибавления к творениям святых отцов, ч. И. Москва, 1844.

Жданов И. Н. Слово о законе и благодати и Похвала кагана Вла-димира // Сочинения, т. I, С.-Петербург, 1904.

Vais Josef, ed. Sbornik staroslovenskich literarnich pamatek о sv. Vaclavu a sv. Lidmile. Prague, 1929.

Абрамович Д. И., изд. Жития святых мучеников Бориса и Глеба. С.-Петербург, 1916.

Бельченко. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и со-чинения // Записки историко-филологического Общества при Новороссийском университете, X. Одесса, 1902.

Бугославский A. C. К вопросу о характере и объеме литературной деятельности преп. Нестора // Известия Отделения русского языка и литературы Академии Наук, № 1 ч. 3. С.-Петербург, 1914.

Чаговец В. А. Преподобный Феодосий Печерский, его жизнь и сочинения. Киев, 1901.

Нестор. Житие преподобного Феодосия // Чтения в Обществе Истории. Москва, № 3, 1858; № 1, 1879; № 2, 1899.

Глава V. Аскетические идеалы

Goetz L. K. Das Kieven Höhlenkloster als Kulturzentrum des vormon-golischen Russlands. Passau, 1904.

Smolitsch Igor. Das altrusslische Mönchtum (11-16 Jahr.). Würzburg, 1940.

Smolitsch Igor. Leben und Lehre der Starzen. Vienna, 1936.

Абрамович Д. И., Исследование о Киево-Печерском Патерике. С.-Петербург, 1902.

Абрамович Д. И., изд. Патерик Киево-Печерского монастыря, С.-Петербург, 1911.

Казанский П. И., История православного русского монашества. Москва, 1855.

Кубарев. О Киево-Печерском Патерике // Чтения в Обществе Истории, 1847.

Сычев H. На заре бытия Киево-Печерской обители // Сборник в честь Соболевского. Ленинград, 1928.

Глава VI. Русская эсхатология

Преподобный Авраамий Смоленский

Федотов Г. П. Житие и терпение преподобного Авраамия Смо-ленского // Православная Мысль, т. 2, Париж, 1930.

Редкое Н. Преподобный Авраамий Смоленский и его житие // Смоленская Старина, т. I, 1909.

Розанов С. П., изд. Жития преподобного Авраамия Смоленского и службы ему. С.-Петербург, 1912.

Слово о небесных силах

Сахаров В. А. Эсхатологические сочинения и сказания в древне-русской письменности. Тула, 1879.

Слово о небесных силах. Издано среди трудов Кирилла Туров-ского (см. главу III).

Глава VII. Ритуализм духовенства

Goetz L. K. Kirchengeschichtliche und Kulturgeschichtliche Denkmä-ler Altrusslands. Stuttgart, 1905.

Алмазов А. И. Тайная исповедь в православной церкви. Записки Новороссийского университета, т. 63-65. Одесса, 1894-1895.

Павлов A. C., изд. Памятники Древнерусского канонического пра-ва». Русская Историческая Библиотека, т. VI. С.-Петербург, 1908.

Смирнов С. И. Древнерусский духовник. Сергиев Посад, 1899.

Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины // Чтения в Обществе Истории. Москва, т. 3, 1912.

Глава VIII. Религия мирян: переводные сборники

Popov N . P . LTsbornik de 1076, dit de Syjatoslav, comme monument littéraire // Revue des Etudes Slaves, v . XIV, Paris, 1934.

Яковлев В. А. К литературной истории древнерусских «Сборни-ков», опыт исследования «Измарагда» // Записки Новороссий-ского Университета, т. 60. Одесса, 1893.

Никольский H. К. Материалы для истории древнерусской духов-ности письменности // Сборник отделения русского языка Ака-демии Наук, т. 82. С.-Петербург, 1907.

Петухов Д. В . Древние поучения на воскресные дни великого по-ста // Сборник Отделения русского языка Академии Наук, т. 40. С.-Петербург, 1886.

Пономарев А. И. Памятники древнерусской учительной литерату-ры, т. 1 и 3. С.-Петербург, 1894-1897.

Шимановский В., изд. Изборник Святослава 1076. Варшава, 1894.

Глава IX. Религия мирян: русская учительная литература

Слово к Новгородской пастве архиепископа Луки Жидяты

Пономарев А. И., изд.

Бугославский A. C., изд. Известия Отделения русского языка Ака-демии Наук, т. 18, № 2. С.-Петербург, 1913.

Послание Якова Черноризца к своему духовному сыну Димитрию

Пономарев А. И., изд. Памятники, I, 3. С.-Петербург, 1894.

Поучение Георгия-черноризца из Зарубской пещеры

Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неиз-вестных памятниках. С.-Петербург, 1881 (Из Сборника Отд. рус. языка).

Русские покаянные каноны

Павлов A. C., изд. Памятники. С.-Петербург, 1908.

Поучение князя Владимира Мономаха

Лаврентьевская летопись // Полное собрание летописей. Ле-нинград, 1926-1927.

Ивакин И. М. Князь Владимир Мономах и его Поучение. Москва, 1901.

Протопопов С. Поучение Владимира Мономаха как памятник религиозно-нравственных воззрений и жизни на Руси в до татарскую эпоху // Журнал Министерства Народного Просвещения, т. 171. С.-Петербург, 1874.

Шляков H. H. О поучении Владимира Мономаха // Журнал Ми-нистерства Народного Просвещения. С.-Петербург, 1900.

Моление Даниила Заточника

Гудзий Н. К., К какой социальной среде принадлежал Даниил За-точник? // Сборник А. С. Орлову. Ленинград, 1934.

Гуссов В. М . К вопросу о редакциях «Моления Даниила Заточни-ка» / / Летопись занятий Ист.-филол. Общества при Новороссий-ском Университете, т. 1. Одесса, 1899.

Миндалев П. Моление Даниила Заточника и связанные с ним па-мятники. Казань, 1914.

Шляпкин И. Слово Даниила Заточника. С.-Петербург, 1889.

Зарубин H. H., изд. Слово Даниила Заточника. Ленинград, 1932.

Глава X. Древние летописцы

Cross S. H. The Russian Primary Chronicle // Harvard Studies and Notes in Philology and Literature, v. XII. Cambridge, 1930.

Аристов H. Первые времена христианства в России по церковно- историческому содержанию русских летописей. С.-Петербург, 1888.

Никольский Н. К. Повесть временных лет источник для истории начального периода русской письменности // Академия Наук СССР. Сборник по русскому языку и словесности, т. 11, № 1. Ле-нинград, 1930.

Полное Собрание Русских Летописей, изд. Археографической Комиссией, т. I. Лаврентьевская летопись. Ленинград, 1926-1927, т. II. Ипатьевская летопись, второе изд., С.-Петербург, 1908.

Приселков М. Д. История русского летописания XI-XVb . Ленин-град, 1940.

Шахматов A. A. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. С.-Петербург, 1908.

Сухомлинов М. О древней русской летописи как памятнике лите-ратурном // Ученые Записки Второго Отделения Академии Наук, № III. С.-Петербург, 1856.

Глава XI. «Слово о полку Игореве»

«Geste de la Guerre d"Igor». Symposium in: Annuaire de l"Institut de Philologie et d"Histoire Orientales et Slaves, v. VIII, New York.

Konlmann N. «Le Dit de la campagne d"Igor» //Le Monde Slave, v. VII, Paris, 1937 (перевод ).

Magnus Leonard A. The Armament of Igor (edited and translated). London, 1915.

Барсов E. Слово о полку Игореве, 3 т. Москва, 1887-1889.

Гудзий Н. К., Новиков И.

Орлов А. И., Слово о полку Игореве. Москва, 1938.

Перец В . Слово о полку Игореве. Киев, 1926. (Комментарии на укр. языке).

Потебня А. Слово о полку Игореве, текст и примечания. Воро-неж, 1878.

Ржига В. Слово о полку Игореве и русское язычество // Slavia, v. XII, 1933-1934.

Шамбинаго С., Ржига В. Слово о полку Игореве. Москва; Ленин-град, 1934.

Глава XII. Язычество и христианство

Krappe A. N. La chute du paganisme a Kiev // Revue des Etudes Slaves, v. XVIII. Paris, 1937.

Аничков Е. В. Язычество и древняя Русь. С.-Петербург, 1914.

Азбукин П. Очерк литературной борьбы представителей христи-анства с остатками язычества в русском народе XI-XII // Русский Филологический Вестник, № 28, 35, 37-39, Варшава, 1882-1898.

Галковский Н., Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков, 1916; документы в: Записки Московского археологического Общества. Москва, 1913.

Срезневский И., Рожаницы // Архив исторических и юридиче-ских сведений (Калачова), т. II. С.-Петербург, 1855.

Тихонравов Н. С., Слова и поучения, направленные против языче-ских верований и обрядов // Летописи русской литературы и древностей, т. IV. С.-Петербург, 1862.

Глава XIII. Заключение. Русская религиозность

Alpotov M, Brunov N. Geschichte der altrussischen Kunst. Augsburg, 1932.

Anisimov A. I. Our Lady of Vladimir. Prague, 1928.

Muratov P. P. Les Icônes russes. Paris, 1929.

Vasiliev A. A. Was Old Russia a Vassal State of Byzantium? // Specu-lum, VII, 1932.

Анисимов А. И. Домонгольский период русской живописи // Во-просы Реставрации, т. И. Москва, 1928.

Дьяконов М. А. Власть московских государей. С.-Петербург, 1889.

Истрин В. М. Книги временные и образные Георгия Мниха, 3 т. Петроград, 1920-1930.

Истрин В. М. О составе Толковой Палеи // Известия Отделений русского языка Академии Наук, т. II-III. С.-Петербург, 1897-1898.

Кондаков Н. П., Иконография Иисуса Христа. С.-Петербург, 1905.

Кондаков Н. П., Иконография Богоматери, 2 т. С.-Петербург, 1914- 1915.

Никольская A. B., К вопросу о пейзаже в древнерусской литературе // Сборник статей в честь А. И. Соболевского. Ленинград, 1928.

Вальденберг В. Е. , Древнерусские учения о пределах царской вла-сти. С.-Петербург, 1916.


Страница сгенерирована за 0.02 секунд!

Ведь хорошо от бога к божьему слуге начать - великому князю Дмитрию от многогрешного монаха Якова.

Прислал ты свое покаянье, такое смиренное - жалостно слышать, так много в нем уничиженья. Пусть знает твой ум, который разумом тебя насыщает, что сказал господь о покаянье одного человека: «Все ангелы радуются на небесах», и сам он хочет спасенья - не смерти, и на землю сошел не праведных ради, но грешных. Жертва же богу дух сокрушенный, смиренное сердце никогда он не презрит, жертва его на твоем языке, и закон его в душе твоей, и все, что случилось со мною, за все то простит тебя господь Иисус, принявший грехи всего мира, от скрытых грехов очистит тебя.

Сердцем молюсь ему, чтоб это минуло уже, нас не ослабив, всегда же будь бодр, храни свое тело, запойства блюдись, его избегает и дух святой, и гордости, которой господь противится, и беззаконных связей: ибо всякий грех вне нас, а блудливый тело свое оскверняет. И честный муж не войдет в оскверненный храм, а то ли бог.

Соломон же, искушенья все испытав, всем заповедал, так говоря: «Любодейки не слушай: каплет мед с ее уст, а потом горче желчи и яда», не встречайся с женщиной распутной, отврати очи от женщины красивой, потому что любодеянье женщин в глубине глаз. Пусть не прельстит тебя охота к чужой красоте, и вслед оку пусть сердце твое не идет; взор любодейки, как стрела, ядовит: поранит наружи и яд впустит в сердце, и мысли, как мухи, завязнут в тканине паучьей, как искра, в соломе затлевши, огнем возгорится; и невод - сердце ее, и сети - члены ее, и узы в ее руках, и приманка - речи ее, силками губ своих увлечет на блуд - и вот, как связанный вол, пойдет вслед за ней на закланье, как пес на цепи, и не ведает он, что душу теряет. В красоте ведь женской запутались многие и попали в беду, по смерти - в ад, ибо уловляют женщины души честных мужей.

Египтянка не обратила ли взор на Иосифа, а скорбь довела до смерти, также сестра его Дина, и сихемляне погибли, и Самсон, с которым ходил дух господень, и Давид, которому бог благоволил, стал рабом одного только взгляда и двойное зло совершил, и Амнон, из-за Фамары-сестры злобно убитый, и Соломон, наимудрейший среди всех людей, из-за женщин погиб, и старцы, вавилонские судьи, пожелавшие Сусанну, побиты людьми. И господь, осознав душетленный вред, сказал: «Всякий, взглянувший на женщину с тайным желаньем, уже прелюбодействовал в сердце своем». Потому что гнушается бог нечестивых помыслов, особенно тех, что рождают жар в сердце и сластолюбие в мысли, как Ева в беседе с гадом безмолвным, со змием: ибо змииные мысли ползучи: в темных чащах, вред сотворяя, гнездятся и света не любят, но, будто нетопыри, в мраке ныряют, ибо во мраке учитель их.

До зрелости еще не дойдя и разума мало имея, на что соблазняемся мы? Чтобы не дать и теперь юности шутить над собою, остерегайся разврата, ибо похоть свирепа, как дикое зелье, само по себе возникает на непаханой ниве. Имеешь ты силу ее одолеть страхом божьим и, как земледелец, железом очистить от дикой поросли сад, как кормчий, волны минуя, благодатию правит и не собьется с верной дороги. Есть и жена у тебя, источник желаний, ради которой оставил мать и отца и, по слову апостола, имеешь не только порочное ложе, но честное также. Ведь не сравняется смрад с благовоньем, ни зловонье со смрадом, ни беззаконье с законом.

Живя в чистоте, как в церкви святой, устремленный совестью к горнему Иерусалиму, и там среди первых ты будешь записан, помня тех, кто после ложа в чертоге попадает в изгнанье, гнев и ярость на согрешивших сдержи и грехи тем уменьшишь.

Когда ты молишься богу - прости меня, как и тебя я простил, и будь благоразумен, пусть никакого вреда не будет другим; не мсти врагу, дождись господа, пусть он поможет: ибо терпенье находится не на виду, но в сердце, не словом оно познается, но делом.

И было приятно слышать тебе объяснение чуда: сидящий на херувимах вседержец - в путах влеком был охраной, сидящий об руку с богом - на судилище пред архиереем Пилатом стоит на допросе, и, услышав от него истину, впадает Пилат в гнев; лицо, просветленное ярче солнца, ненавистники били, плевали, харкнув в лицо того, кто плевком исцелил от рожденья слепого; и прочее известно тебе.

Но если сын божий и мышца господня это принял от людей, безгрешный - за нас, то мы, человеки, от таких же людей пострадав, не благодать воздаем, но искупаем свой долг.

Пусть не будет Иисус нам в мирные годы другом, а в ратные годы - врагом. Чуть кислоты око сожжет, малое слово ярость родит, малым страданьем-больших избыть. Муж терпеливый в терпенье познается, Соломон ведь сказал: «Терпеливый лучше сильного». Сберегающий душу свою мучится тайною мыслью об этом. И без казни можем стать мучениками, ибо если молишься за творящих злое - того и бесы боятся.

Возлюби Христа, послушай, что говорит он апостолам: «Потому признают вас все моими учениками, что любите вы друг друга, а не за то, что творите чудеса», и Павел сказал: «Если есть во мне вера - и горы могу своротить, и раздам все именье мое, но не имею любви - ничего не сумею». Богослов же сказал: «Любящий господа, ближних сперва полюби: ибо символ первого - второе». Любовь и бог - мечта человека, доступное море смиренья, бездна - источник долготерпенья, и огонь, что, вспыхнув, только жаждущего душу зажжет. Коль чудесами подражать апостолам хочешь - и это возможно для тебя: те дали хромым ходить и руки высохшим исцелили, а ты охромевших в вере наставь и ноги бегущим на игры к церкви своей обрати, и руки усохших от скупости к нищим на подаянье направь. Ты и мученьям их хотел бы подражать, но если от страданья нету такого, время венцу не прошло, - еще не отстали приспешники дьявола: не люди преследуют ведь, но бесы, не палач, но дьявол. Те претерпели огонь, и зверей, и острые мечи, а ты воспламененье похоти и мысли звериные, изнутри восстающие, и языки злых людей, о которых сказано: «Заострили, как копья, языки свои». Поэтому Павел велит всегда вооруженным быть; милосердные будут помилованы, ибо жалость на последнем суде будет славиться и от смерти избавит. «Сеющий скупо, скупо пожнет», - сказал Павел,- «Будьте богаты на всякую щедрость». И вот тебе будет пример: Еффая-князя единственная дочь и убогой вдовы две бедных монеты - не знаю, можно ли их сравнить? И кому даны были наставления к службе, своего не оставь и насильно, ибо в сокровении благо: как дева любимая, от чужих взглядов укрытая, но если выходит - не всем это нравится, а иные и осуждают.

Будь как пчела, извне нектар приносящая, внутри же соты творящая, да дым не примешь за солнце. И, делая зло, не говори: «Если бы то не угодно богу, не допустил бы сам». Власть он дал человеку, дар непримиримости: не терпит язычников и его отрицающих, и еретиков, и дьявола. Или, имея целебное средство, сможешь часто ты защищаться, коль не угодно то богу?

Неизвестен и завтрашний день и, добавлю, сегодняшний, и над ними не властны мы, и никто не знает сам о себе в тайных божьих сужденьях; так вострепещем же каждый о своем деянье. Ведь все мы открыты взорам ангелов и людей, а всякий день означен своим ангелом, что ему предстоит, и ты, вникнув в сердце свое, мысленно вспомни творенье и рассмотри торжище жизни людской, как, по завету, все проходит как тень, исчезая. И на бога смотри, с небес грядущего на суд человеческих тайн, всем воздать по делам его. Знай же: ждет нас огонь, огнем нам насытиться, огнем открывается жизнь человека, огнем проверены будут дела наши. Будь как в геенне, уже кипящей. Говорю так сурово, чтоб не знал ты суровее слов, раньше срока изготовимся к неизбежному времени. Пять мудрых дев - это образ чистых умов и совершенных совершенное совершенство. Если известны тебе будут божьи слова, тогда ты - в сиянье божьего света для мира, и возлюбит красоту твоего сердца, и благословит силу твою, и деянья рук твоих примет.

Говорю так, не льстя тебе или показывая, что все знаю и творю добро, видит бог, но от любви и в печали о душе твоей, чтобы успел ты добро совершить. Ума моего, и сам ты знаешь, разум нетверд, всякого незнанья исполнен, это и скрыть невозможно. Павел коринфянам сказал: «Если обезумеем - то богу, если умудримся - то вам». Не принижаю силы божьей всемощной, не отметаю дара, напрасно мне данного: из нечистого тела, из жалкого сердца, из бесчестной души и грубого разума, в беспорядочной мысли с безрассудного языка и с нищих уст слово, силой богатое, приумножено смыслом святой троицы ни на небе вверху, ни на земле внизу. Нет ничего важнее, как сознавать господа, и повиноваться деснице его и шуйце его, и творить волю его, и соблюдать заповеди его. Потому что знатное имя не введет в царство небесное, и слово без смысла не на пользу слышащим, лишь слово, подтвержденное делом, веры достойным становится. Ему же слава во веки веков. Аминь.

Статьи в разделе

  • ↓ СЛОВО О НОВОСВЯТЫХ МУЧЕНИКАХ, МИХАИЛЕ, КНЯЗЕ РУССКОМ, И ФЕОДОРЕ, ПЕРВОМ ВОЕВОДЕ В КНЯЖЕСТВЕ ЕГО. СЛОЖЕНО ВКРАТЦЕ НА ПОХВАЛУ ЭТИМ СВЯТЫМ ОТЦОМ АНДРЕЕМ
  • Книга 2, с. 552-554.

    (К прим.254)

    Некоего отца ко духовному сыну

    Въсеблагаго и преблагаго Бога нашего и Царя, добро бо от Бога, и к Божию слузе Дъмитрию от многогрешнаго чрьнца Иакова. Написал еси послание свое велми смиренно и жалостьно слышати, понеже много с попадением, да весть ум твой, иже тя разумом кръмит. Рече Господь: О покаании единого человека вьси радуются ангелы на небеси, и Сам хощет обращение, а не смерти, и на земля сниде не праведных деля, но грешных. Жрьтва Богу дух сокрушен, и сердца смиренна николиже не уничижить, жрьтва бо есть Его под языком ти, и закон есть посреде чрева ти. А что ся деяло про мене, того вьсего простит тя Бог, вьсего мира грехы въземый, и от тайных твоих очистит тя. Молися Ему от сердца. Что ли уж минуло, то мы слабее будем? Ну буди всегда бодр страж телу своему. Блюдися убо запойства - того бо Духь Святый бегает, и гръдости - сему убо Господь противляется, и безаконнаго смеса, всяк бо грех кроме нас есть, а блудяй свое тело скврьнит; ни муж честен не вниидет

    в калную храмину, нежли Бог. Соломон бо искусом приим вьсем заповеда, глаголя: Не вънимай любодеици, мед бо каплет от уст ея, а послежде желчи и чемери горче; ни сречай жены соничавы и отврати очи от жены красны; любодеяние бо жены красны да не удолеет ти похоть чужой доброты, и в след ока да не идет ти сердце; вид бо любодеици стрела есть чемери: та уязви лицем и яд в сердце вложи, и мысли, акы мухи, вязнут у постав паучиих; и, акы искра медливши в половах, пламень вспалится. Невод бо есть сердце ея, и сети уды ея, и узы в руку ея, и давление беседы ея; и силы успенными заведет в блуд, акы во поврьсть последует ей на заколение, и акы пес жежелем, а не весть, як о души течет. В доброте бо женстей мноэи заблудиша и попльзнушася в пагубу съмертию в ад; жены бо честных муж душа уловляют. Египтяныни не възору ли Иосуфову въсхоте скреб и до смерти въведе; и про сестру его Дину сикимляне погибоша; и Самсон, с нимже Дух Снятый хождаше; и Давид, егоже Бог обрете по сердцу Си: и бысть рабочному взору, и двое зло сътвори; и Амон сестры ради, Фамары, зле убиен, и Съломон, паче въсех имея мудрость, женами погибе; и старцю суди Вавилону похотеста Сусане, побиена от людий. И Господь, проведый душетленный вред, и рече: Весь възревый на жену. яко похотети ея, уже прелюбодействова в сердци. Гнушает бо ся Господь нечистых помысл, паче же раждающаго я сердца и мудряющаго с сластохотием, акы Евва с безсловесным гадом беседуя змие; поплъзни бо суть змиевы мысли, и в дрязгах темных вредов почивая гнездятся, и света не видят, ну, акы нептыреве, в тму нырют, в тме бо есть учитель. Мужества бо не дошедль, ни разума еще имея, что съблазнихомся; а бы не попустили ныне юностии грабити с собою; варуйся чрез естестевных. Сверепа бо есть похоть, акы дикая быль, особе възникши на неделанней земли. Имаши силу удолети ей страхом Божиим, акы тяжар отребляти сад железом, чюжа прилогы, и акы кръмчий, волны минующа, правим благодатию не съступити праваго пути. Имаши жену, матерь похотем, еяже ради остави отца и матерь, и, по апостолу, не токмо не скверьно ложе, но и честно; не съравнит бо ея смрад с вонею, ни зла воня с смрадом, ни безаконие с законом. Живи в чистоте, акы в церкви святей, потыканием съвестию в горний Иерусалим и тамо в пръведницих уписан быта; помня оного и по възлежении чрьтожнем изгонима, гнев и ярость на съгрешившую удрьжи похоть, умалиши грех, яко молишися Богу: остави ми, яко же оставих. Благоразсужден буди, да не от единаго вреда на многи възыидет; ни мещаи врагу, пожди Господа, да ти поможет. Трьпение бо не на лици обретается, но в сердци, ни речию издается, но языком. А бы не припорно ти слышати чюдно указание: ездя на херувимех, Въседрьжець воины водим, связан; седя одесную Отца, на суде архиерею, Пилатю предстоит въпросим, и слышав от Него истинну, и гневаются: лице просветивша Си паче солнца, безаконникы ударяем, плевахю, храчюще на лице Его, плюновением от рода слепаго исцелив, а прочая ведома ти. Аще Бог, Божий Сын и мышьца Господня, подят от человек, без греха сый, за нас, да мы человеци от человек стража не благодать въздаемь, иже искупаемся длъгу. Да не в годы мирныя Иисусу друг буди, а в год ратем върог. Мал квас око смутит, мало слово ярость родит, и малыми болезньми блыпих избыта. Муж убо ученый трьпению знает. Соломон рече: Трьпелив лучше крепкого, обладый душею своею. Мюка есть в мысли тайна; сим и без железа можем быти мученици. Аще бо молился за пакостьникы, того и беси боятся. А о любви Христа послушай глаголюща к апостолом: От сего вы разумеют въси. яко Мои есте учиници - аще любите, друг друга, а не аще

    чюдеса творите. И Павел рече: Аще имею веру, яко горы преставляти, и раздаю въсе имение мое, ти любви не имею, ничтоже успею. Богословець рече: Любяй Бога преж братию възлюбит: указ бо пръваго второе. Любы Бог, и сынотворение человеком досижено море смирению; бездна бо блъготворению; источник огнен елико въскипит, толико жаждущаго душа запалит. Аще и чюдеса подражати апостолы хощете - и се мощно: они хромыи ходити сътвориша и рюки сухи исцелиша, а ты храмлящая о вере научи и ноги текущих на игры к церкви обрати, рюце исохшии от скупости к нищим на дание прострети сътвори. И святыих подражатель хотя быта, аще борениа такого несть, ню венцем таким не отступило время; не стала бо рать диаволя: не гонят бо человеци, но беси, не мучитель, но диавол. Они трьпеша огнь, звери, мечи острый - ты и похоть възгарающуюся, и мысли зверинныи изнутрь устающа, языкы злых человек по реченному: Объостриша, яко копке, языки своя. Сего деля Павел велить присно въоруженым быти. Милостивии бо помиловани будут; милость на суде при всем лише хвалима и съмерти избавляет. И сеяй и щадя, щадя и пожнет,- рече Павел. Все ваше любовию да бывает. И се ти буди указ: Еффая князя единородная дщи убогаго, и вдовы две медници, не видя сровнал ли будет, кому то принесени быша правила своего противу силы. Се же бы добро в тайне девица богохранима, люба есть внешним; аще ли исходит, не в сем годе есть, от инех нудима. Буди, акы бчела, из воня носящи цветы, а внутрь стовие делая, да не дым в солнца место приимет. Не рци, что зло творя; аще бы се неугодно Богу, не попустил бы самовластие. Да и есть человеку нераскаянен дар; ню тръпит идолом служащим, и отметающимся его еретиком и диаволу, или готову целбу имея покаяние; и будеши часто ображаася, еже не любо Богу. А без вести утрьний день, а реку и днешний, и несмы властели тому. Никтоже весть в тайных о себе о Божиих судех, да въси трепещем о своем деле. И ангели знаменаются на всяк день, кто что предложит. И ты въник в сердце си, и проди мыслию всю тварь, и расмотри торг человеча житиа, како ся расходит по писанному: въсе стени немощнее, и зри Господа с небес уже на суд грядущаго человечам тайнам и въздати въсем по делом. Ведомо ти буди, яко огнь нас ждет, и огнем питану быти, и огнем крыется житие наше, и огнем искушена будут дела наша; буди акы в геене уже врящи. Се жестоко глаголя, да жестоко не искусишь, и преже времене зготовим ищемаго в время; но 5 девиць мудрых - се есть цела ума дело и съвершеных совершеное совершенство. Аще знаема ти будут Божиа, то в свете еси Божий и свет мирови, и възлюбит доброту сердца ти, и благословит мощь твою, и дела руку ти приимет. Се не ласкаяся тебе явити хотя, что ведая, или сам что добро творя, Сердцевидец есть Бог, но от любви и от печали о души твоей, абы ты на добро успел. И моего ума сам веси разум не съврьшен и всякого невидениа исполнь - крыти не мощно. Павел к коринфеем рече: Аще изумехомся, то Богови; аще ли умудрихомся, то вам. Не уничижаю силы Божиа въсемощьныя, ни отмещу дара, туне даннаго ми. От скврьнаго дела, и от скареда сердца, и от нечисты души и груба ума, нестройны мысли, от бестудна языка, и от вищу усту слово богатое силою разумом Святыя Троица умножение. Ни на небеси горе, ни на земли доле, ничтоже боле сего, еже знати Господа, повиноватися десници Его, и творити волю Его, и блюсти заповеди Его; имя бо велико не въведет в Царство Небесное, ни слово безделно плъзу слышащим - слово бо делы утворено веры достойно ся творит.

    Иаков Черноризец. - На основании изысканий митроп. Макария и Погодина, монаху XI в. И. Черноризцу приписываются: «Сказание о свв. страстотерпцах Борисе и Глебе»; «Житие блаж. кн. Владимира»; «Память и похвала русскому кн. Владимиру, како крестися Владимер и дети своя крести и всю землю Русскую от конца и до конца, и како крестися бабка Владимера Ольга, преже Владимера» и «Послание к Божию слузе Дмитрию» (вел. кн. Изяславу). Этому же И. Черноризцу некоторые исследователи приписывают славянский перевод написанного к Черноризцу И. «Правила м. Иоанна». Наиболее ранним сочинением И. Черноризца, по-видимому, было «Сказание о Борисе и Глебе»; «Житие Владимира» написано позднее, а еще позже - «Память и похвала в. кн. Владимиру». «Сказание о Борисе и Глебе», обнаруживающее в авторе очень близкого современника, полно морально-лирических отступлений; этому оно, вероятно, и обязано своею большей распространенностью, сравнительно с подобным же произведением Нестора. Автор как бы старается противопоставить идеал христианской добродетели мучеников-князей пороку и преступности Святополка. Впрочем, автор винит не столько злую волю последнего, сколько исконного врага рода человеческого, дьявола. В уста мучеников автор влагает частые и длинные речи, обращения, сетования. Труд И. Черноризца в значительной доле послужил источником для Нестора. «Житие Владимира», рассказывающее о совещаниях Владимира касательно перемены веры, о походе на Корсунь, о крещении князя и бракосочетании, о крещении киевлян, о нравственной перемене, совершившейся в князе, наконец о его кончине, - своим содержанием и порядком изложения почти сходно с летописным рассказом, и видимо послужило источником для последнего. На древность памятника указывает язык «Жития», равно как и то, что Владимир святой представляется здесь еще непрославленным, а русский народ называется «новым» по отношению к вере. В большинстве списков «Жития» к нему присоединяется третье соч. И. Черноризца - «Память и похвала кн. русскому Владимиру», столь же древнее по языку. Оно написано, по-видимому, на основании устных, еще свежих, преданий и рассказов о равноапостольном кн. Владимире и св. Ольге. Как и на «Житии», на «Похвале» еще не заметно влияния каких-либо письменных памятников XI в. Помимо стороны литературной, произведения И. Черноризца имеют весьма важное значение и как памятники исторические; они нередко дополняют летописи новыми указаниями и представляют некоторые новые данные для начальной истории нашей церкви. Так, автор сообщает, что Владимир ходил на Корсунь не перед крещением и не для него, а спустя четыре года после крещения; ни словом не упоминается о приходе к Владимиру послов с предложением вер и т. д. Дошедшие до нас списки «Жития» и «Похвалы» - довольно поздние (с XVI в.) и представляют между собою значительные отличия. «Послание к вел. кн. Изяславу» написано в ответ на послание князя, до нас не дошедшее; оно любопытно по высоте взгляда на христианские обязанности. Только любовью к ближним можно исполнить заповедь Христа… «Если хочешь, - пишет Черноризец князю, - и чудеса творить, по примеру апостолов, - и это возможно: они врачевали хромых, исцеляли сухоруких, - ты научи хромых в вере, ноги текущих на игрища обрати к церкви, руки иссохшие от скупости сделай простертыми на подаяние нищим». Отличительная черта послания - преобладание афоризмов и изречении из св. Писания. Есть в послании и бытовые черты. «Церковное правило» м. Иоанна, обращенное к И. Черноризцу, вместе с «Уставом» кн. Владимира было первым опытом у нас местного церковного законодательства. Язык славянского перевода «Правила» весьма неясен. Сохранился и греческий его подлинник. Биографических известий о И. Черноризце почти не сохранилось. Преп. Феодосий Печерский, перед смертью († 1074), предлагал своей братии на место себя в игумены пресвитера И., который не был постриженником Печерского м-ря; а пришел туда с р. Альты (вероятно, из Переяславского м-ря, построенного во имя Бориса и Глеба, на месте их убиения). Предполагают, что этот пресвитер И. - одно лицо с И.-писателем.

    Ср. Калайдович, в I ч. «Русск. достопамятностей» (М., 1815); Востоков, в «Описании Рум. музея»; Макарий, в «Хр. Чтении» (1849 г. кн. 2); Погодин, в «Известиях II отд. Акад. Н.» (I, СПб., 1852); Бутков, «Разбор трех древних памятников духовной литературы» («Современник», 1852, ч. II); A. Ф. Тюрин, «Мнение о И. мнихе академика П. Г. Буткова» (в «Известиях II отд. А. Н.», II, 1853); Неволин, «О м-те Иакове II, как сочинителе послания к архиепископу римскому Клименту» (там же, II); Срезневский, «Древние жизнеописания русских князей Х - XI в.» (там же, II); Макарий, «Еще об И. мнихе» (там же, II); позднее в «Истории русской церкви», II, 1868, стр. 141-158); Шевырев, «Истории русской словесности» (II, 1860); И. И. Хрущов, «О древнерусских исторических повестях и сказаниях». В приложениях к «Истории русской црк.» Макария переизданы (по списку XVI в.) «Житие Владимира» и «Память и Похвала» и напечатано, по списку XVI в.: «Послание к Изяславу». «Сказание о св. Борисе и Глебе», по древнейшему списку (Сильвестровскому сборнику XIV в.), изд. Срезневским, в СПб., в 1860 г., вместе с подобным же сочинением пр. Нестора. Лучшее издание «Правила м. Иоанна» принадлежит проф. Павлову («Русская историческая библиотека», VI, СПб., 1880).