Проблема героизма по тексту Катаева. Сочинение ЕГЭ

*О героизме солдат мы узнаём из книги А.Фёдорова «Соловьи».

*Жестокая правда войны показана в повести Б.Васильева «А зори здесь тихие».

*Оглядываясь назад, мы не имеем права забывать бесчисленные жертвы. Прав Е. Евтушенко, который писал в повести «Фуку»:

Тот, кто вчерашние жертвы забудет,

Может быть, завтрашней жертвой будет.

Проблема героизма людей мирных профессий в годы Великой Отечественной войны

  • Селекционеры блокадного Ленинграда в условиях дикого голода сумели сохранить бесценные сорта селекционной пшеницы для будущей мирной жизни.
  • Е. Кригер, известный современный писатель-прозаик, в рассказе «Свет» повествует о том, как во время боевых действий работники электростанции приняли решение не эвакуироваться с жителями посёлка, а работать. «Излучающая свет электростанция», как назвал её автор, не только вырабатывала электроэнергию, но и воодушевляла солдат, помогала им помнить о том, за что они сражаются.
  • В цикле рассказов А. Крутецкого «В степях Башкирии» показан нелёгкий труд колхозников, живущих с лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!»
  • В романе Ф. Абрамова «Братья и сёстры» рассказывается о подвиге русских женщин, потративших лучшие годы своей жизни на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны.
  • Учитель Алесь Мороз, герой повести В. Быкова «Обелиск», в оккупированной Белоруссии, рискуя жизнью, воспитывал в учениках ненависть к захватчикам. Когда ребят арестовывают, он сдаётся фашистам, чтобы поддержать их в трагическую минуту.

Проблема национального единства в годы Великой Отечественной войны

  • В стихотворении «Украина» М. Рыльский писал:

Видишь: русский с тобою, башкир и таджик,

Братья все и друзья – грозной рати лавина.

Свят союз наш, народ беспредельно велик,

Беспредельно силён в своей ярости львиной.

Проблема военнопленных

  • В повести В. Быкова «Альпийская баллада» показана трагедия людей, попавших в плен.
  • В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» показана трагическая судьба Андрея Соколова. Главный герой прошёл испытания фашистского плена, потерял семью, но сумел отстоять своё человеческое достоинство, не утратил воли к жизни чувство сострадания к людям.

Проблема патриотизма

  • Рассказывая об Отечественной войне 1812 года в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой с любовью и уважением рисует разных по своему социальному сословию людей, которых объединяла единая любовь к России.

Проблема истинного и ложного патриотизма

  • В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рисует картины военных действий и разнообразные типы их участников. Мы видим и верных сынов Отечества (Денис Давыдов, старостиха Василиса и др.), и лжепатриотов, думающих только о своих корыстных интересах.

Проблема трагического положения человека в тоталитарном государстве

  • Главный герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - человек необыкновенный. Шухов выживает в гнуснейшем лагерном быту благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, «шестёрок» и «блатарей», которые исповедуют лагерный закон «подохни ты сегодня, а я – завтра», нелегко сохранить душу и человеческое тепло. Но у Ивана Денисовича было своё верное средствовернуть доброе расположение духа – работа.

· О бесчеловечности, ужасе ситуации, сложившейся в стране в эпоху правления Сталина, рассказывал Ю. Бондарев в своём произведении «Букет». Судьба героини была типична для того времени. Вина героини состояла лишь в том, что она была молода, хороша собой, наивно верила в порядочность тех, кто стоял у власти.

Роль личности в истории

  • Подлинным выразителем народного духа являлся М.И. Кутузов. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» исторически точно нарисовал образ великого полководца.
  • А.Н. Толстой в романе «Пётр Первый» рассказывает о жизни царя-реформатора. С одной стороны, Пётр Первый вроде бы любит свой народ и верит в его созидательные силы, с другой, жестоко расправляется с участниками стрелецкого бунта, а позже строит прекрасный город на костях каторжан и крепостных. Основная трагедия, по мнению автора, в том, что для Петра народ лишь средство, орудие для воплощения его замыслов.
  • Ю. Овсянников в книге «Пётр Великий. Первый русский император» рассказывает о том, как своей деятельностью Пётр определил характер новой России. Под перестук топоров и гром пушек средневековое государство вошло в союз европейских стран как равноправный партнёр. С которым надо считаться.

Подвиг человека на войне (по повести В. Быкова «Сотников»)

Василь Быков является представителем той литературы о Великой Отечественной войне, которая получила впоследствии определение «литература лейтенантов», то есть литературы, представитель которой сам воевал, сидел в окопах, видел подвиг в будничной работе солдата. Вот почему в быковской прозе четко просматриваются толстовские традиции изображения войны как противоестественного человеческой природе события. Кроме того, В. Быков всегда был уверен, что именно война помогает раскрыть сущность каждого человека, так как основной проблемой становится самосознание человека перед лицом смерти. В повести «Сотников» В. Быков противопоставил двух обычных советских людей: Сотникова и Рыбака. Не немца и русского, а именно двух русских солдат. И если Сотников с честью проходит через тяжелые испытании и принимает смерть, не отрекаясь от своих убеждений, то Рыбак, оказавшись перед лицом смерти, в страхе меняет свои убеждения, предает Родину, спасает свою жизнь, которая после предательства теряет всякий смысл. Он практически становится врагом. Он уходит в мир полицаев, в котором личное благополучие становится превыше всего, а страх за свою жизнь заставляет убивать и предавать.

Возможно, подспудно в Рыбаке и было заложено нечто подлое, но скрытое, а вот перед лицом смерти человек и стал таким, каков он на самом деле. Какое удивительное перевоплощение происходит с этим человеком. Поначалу сильный и сообразительный Рыбак казался более подготовленным к выполнению задания, чем хилый, больной Сотников. Однако если Рыбак, который всю жизнь «ухитрялся найти какой-нибудь выход», внутренне готов к тому, чтобы совершить преступление, то Сотников до последнего дыхания остается верным человеческому долгу.

В повести Б. Быкова каждый занял в ряду жертв и палачей свое место. И все, кроме Рыбака, прошли свой смертельный путь до конца. Слабость Рыбака, его неуемную жажду продолжения жизни почувствовал такой же предатель - полицай и, почти не раздумывал, в упор ошеломил Рыбака: «Сохраним жизнь. Будешь служить Великой Германии». Рыбак еще не согласился идти в полицаи, а его уже избавили от пыток. Рыбак не хотел умирать и кое-что выболтал следователю. Сотников же во время пытки терял сознание, но не сказал ничего.

Именно в этот момент обычные действия начинают переходить в разряд подвига. И хотя истинное толкование слова «подвиг» -- героический, самоотверженный поступок, Сотников совершает именно подвиг, выбирая смерть и отрицая предательство. Сотников словно примирился со смертью. Безусловно, он хотел бы умереть в бою, но теперь, когда это стало для него невозможным, единственное, что ему оставалось, - это определиться в своем отношении к людям, оказавшимся рядом. Вот почему перед казнью Сотников заявляет следователю: «Я - партизан, остальные тут ни при чем». В последние минуты жизни Сотников неожиданно теряет былую уверенность в праве требовать от других определенных норм поведения. Внутренне он готов простить даже Рыбака. Не стал искать сочувствия Сотников и у толпы, окружавшей место казни.

Можно ли считать Сотникова героем, если он не успел сделать ни одного выстрела? В. Быков сумел по-новому показать и, главное, доказать, что человек может совершить подвиг не только физически, но и духовно. Именно сфера духовности преобладает у Сотникова, увидевшего перед смертью сон про себя, ребенка и отца, который говорил ему: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете». Справедливость не на земле, а на небе. И тогда Сотников понял, что в его власти уйти из мира по совести, и в этом высшая награда, которую давала ему жизнь. Именно в этом эпизоде В. Быкову удалось по-новому осветить понятие подвига, напоминая, что главное в том, сохранил ли человек в себе человека.

Повесть В. Быкова «Сотников» стала одним из первых произведений о войне, в котором рассматривалась тема предательства, возведенного в абсолютно новую нравственную категорию. Дело в том, что писатель дает возможность трактовать проступок Рыбака как поступок солдата, идущего на все, чтобы сохранить свою жизнь и продолжить борьбу с врагами. Ведь автор сам неоднократно подчеркивал: «... Чаще всего я говорю не о героях и не о возможном с их стороны героизме. Мне кажется, я смотрю шире. Я говорю просто о человеке. О возможности для него и в самой страшной ситуации - сохранить свое достоинство. Если есть шанс - выиграть. Если нет - выстоять. И победить, пусть не физически, но духовно».

Многие писатели в своих произведениях обращались к теме войны и проблеме проявления на ней различных человеческих качеств. Одним из таких является Сергей Алексеев с его рассказом «Зоя». Главная героиня - девушка, состоящая в партизанском отряде. Попав в плен к фашистам, она не выдаёт им информацию, даже несмотря на угрозу собственной жизни. Ни жестокие пытки, ни петля, повисшая на шее, не сломили сильную духом девушку. На собственном примере она показала на что готов человек ради освобождения родной земли.

Ярким примером может служить личность Алексея Мересьева, главного героя произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», которое повествует действительно произошедшую историю с советским лётчиком. Герой повести, благодаря своей воле, сильному характеру и мужеству смог выйти к партизанам, когда его сбили над оккупированной территорией.


Алексей получил тяжелые ранения, ему ампутировали обе ноги, но он продолжил летать и бороться с врагом.

Данную проблему не раз освещали в своих произведениях многие авторы. Например, Сергей Баруздин в повести «Её зовут Ёлкой». Автор повествует о героизме, мужестве и упорстве двух друзей, Ёлки и Лёньки. Ещё совсем юная девочка была связной между берегом с советскими войсками и партизанским отрядом, а её друг - танкистом. Они погибли, исполняя свой долг перед Родиной и делая все возможное для приближения Победы.

Не оставил без внимания данную проблему и М. А. Шолохов. В рассказе «Судьба человека», он раскрывает проблему нравственного подвига. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.


Андрей Соколов, главный герой рассказа, вернувшись с войны, унёсшую жизни его жены, сына и дочерей, усыновляет осиротевшего мальчика, который также остался без родных. Несмотря на потерю своей семьи, Андрей Соколов не сломался и остался человеком, что уже можно назвать подвигом, ведь не каждый на это способен.

Данную проблему осветил Борис Васильев в произведении «А зори здесь тихие». Главные героини повести, девушки - зенитчицы, проявляют героизм и мужество в борьбе с отрядом диверсантов. Даже численное превосходство врага не испугало девушек, они стояли до последнего вздоха. Благодаря таким людям, воевавшим не щадя своей жизни, мы смогли победить фашизм.

Полезный материал

· Селекционеры блокадного Ленинграда в условиях дикого голода сумели сохранить бесценные сорта селекционной пшеницы для будущей мирной жизни.

· Е. Кригер, известный современный писатель-прозаик, в рассказе «Свет» повествует о том, как во время боевых действий работники электростанции приняли решение не эвакуироваться с жителями посёлка, а работать. «Излучающая свет электростанция», как назвал её автор, не только вырабатывала электроэнергию, но и воодушевляла солдат, помогала им помнить о том, за что они сражаются.

· В цикле рассказов А. Крутецкого «В степях Башкирии» показан нелёгкий труд колхозников, живущих с лозунгом «Всё для фронта, всё для победы!»

· В романе Ф. Абрамова «Братья и сёстры» рассказывается о подвиге русских женщин, потративших лучшие годы своей жизни на трудовом фронте в годы Великой Отечественной войны.

· Учитель Алесь Мороз, герой повести В. Быкова «Обелиск», в оккупированной Белоруссии, рискуя жизнью, воспитывал в учениках ненависть к захватчикам. Когда ребят арестовывают, он сдаётся фашистам, чтобы поддержать их в трагическую минуту.

Проблема национального единства в годы Великой Отечественной войны

· В стихотворении «Украина» М. Рыльский писал:

Видишь: русский с тобою, башкир и таджик,

Братья все и друзья – грозной рати лавина.

Свят союз наш, народ беспредельно велик,

Беспредельно силён в своей ярости львиной.

Проблема военнопленных

· В повести В. Быкова «Альпийская баллада» показана трагедия людей, попавших в плен.

· В рассказе М. Шолохова «Судьба человека» показана трагическая судьба Андрея Соколова. Главный герой прошёл испытания фашистского плена, потерял семью, но сумел отстоять своё человеческое достоинство, не утратил воли к жизни чувство сострадания к людям.

Проблема патриотизма

· Рассказывая об Отечественной войне 1812 года в романе «Война и мир», Л.Н. Толстой с любовью и уважением рисует разных по своему социальному сословию людей, которых объединяла единая любовь к России.

Проблема истинного и ложного патриотизма

· В романе «Война и мир» Л.Н. Толстой рисует картины военных действий и разнообразные типы их участников. Мы видим и верных сынов Отечества (Денис Давыдов, старостиха Василиса и др.), и лжепатриотов, думающих только о своих корыстных интересах.

Проблема трагического положения человека в тоталитарном государстве

· Главный герой рассказа А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича» - человек необыкновенный. Шухов выживает в гнуснейшем лагерном быту благодаря своему чрезвычайному трудолюбию и долготерпению. В мире зла и насилия, бесправия и порабощения, «шестёрок» и «блатарей», которые исповедуют лагерный закон «подохни ты сегодня, а я – завтра», нелегко сохранить душу и человеческое тепло. Но у Ивана Денисовича было своё верное средствовернуть доброе расположение духа – работа.

· О бесчеловечности, ужасе ситуации, сложившейся в стране в эпоху правления Сталина, рассказывал Ю. Бондарев в своём произведении «Букет». Судьба героини была типична для того времени. Вина героини состояла лишь в том, что она была молода, хороша собой, наивно верила в порядочность тех, кто стоял у власти.

Роль личности в истории

· Подлинным выразителем народного духа являлся М.И. Кутузов. Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» исторически точно нарисовал образ великого полководца.

· А.Н. Толстой в романе «Пётр Первый» рассказывает о жизни царя-реформатора. С одной стороны, Пётр Первый вроде бы любит свой народ и верит в его созидательные силы, с другой, жестоко расправляется с участниками стрелецкого бунта, а позже строит прекрасный город на костях каторжан и крепостных. Основная трагедия, по мнению автора, в том, что для Петра народ лишь средство, орудие для воплощения его замыслов.

· Ю. Овсянников в книге «Пётр Великий. Первый русский император» рассказывает о том, как своей деятельностью Пётр определил характер новой России. Под перестук топоров и гром пушек средневековое государство вошло в союз европейских стран как равноправный партнёр. С которым надо считаться.

Проблема сохранения исторической памяти, своих корней

* К.Бальмонт писал:

Можно всё заветное покинуть,

Можно всё бесследно разлюбить,

Но нельзя к минувшему остынуть,

Но нельзя о прошлом позабыть.

· Известный публицист Д.С..Лихачёв писал, что «память-одно из важнейших свойств бытия: материального, духовного, просто человеческого».

· В повести «Прощание с Матёрой» В. Распутин рассказывает о маленькой деревушке, стоящей посреди могучей сибирской реки Ангары. По плану остров должен быть затоплен. Местным жителям кажется, что «свет пополам переломился». Автор с болью показывает, что с утратой корней, традиций может произойти непоправимое – разлив бездуховности, обмеление нравственности и потеря человечности.

Проблема нравственных уроков истории

· В романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита» воскрешена история Палестины, Иерусалима. Автор пророчески показал неизбежный трагизм иудейской религиозной власти, претендующей на монополию в духовной и правовой сфере.

· Д. Лысков в книге «Сталинские репрессии. Великая ложь XX века» пытается разобраться в проблеме террора объективно и беспристрастно, избегая идеологических штампов, опираясь не на эмоции, а факты.

· В повести А. Приставкина «Ночевала тучка золотая» рассказывается о трагической судьбе братьев Кузьмёнышей, ставших невольными участниками межнационального конфликта. Маленькие дети, чей детдом уничтожен чеченцами, стали жертвами борьбы государственной машины с малыми народами.

· Один из основоположников исторической романистики А. Чапыгин в романе «Степан Разин» описывает эпоху великой крестьянской войны, возглавленной С. Разиным.

Проблема предательства в годы войны

· В повести В. Распутина «Живи и помни» представлена история дезертира Андрея Гуськова.

· В. Быков в повести «Сотников» Рыбак становится предателем, а позже палачом своего бывшего товарища.

Проблема материнства

· Тема материнства затрагивается Н.А. Некрасовым в стихотворении «Соловьи». Мать учит своих детей ценить прекрасное, любить природу. Ей очень хочется, чтобы её дети были счастливы. Выражая мечту всех матерей, она говорит, что если бы были для людей земли, где они жили бы свободно, то «все на руках своих детей туда бы отнесли крестьянки».

· Своим личным примером воспитывает детей Матрёна Тимофеевна, одна из героинь поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Она принимает на себя унизительное наказание, предназначенное сыну, ограждает его чистую душу от потрясений.

· Известный писатель А.Фадеев в «Слове о матери» призывал читателей оглянуться на свою жизнь и ответить на вопрос: «Не от наших ли неудач и не от нашего ли горя седеют наши матери?» Он с огорчением отмечал, что «придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы».

· В рассказе В.Астафьева повествуется о кошке Белогрудке, у которой ребята из деревни унесли котят. Автор с болью пишет о боли матери, ищущей своих детей.

· Известный писатель А. Фадеев в «Слове о матери» писал: «Не от наших ли неудач, ошибок, и не от нашего ли горя седеют наши матери? А ведь придёт час, когда мучительным упрёком сердцу обернётся всё это у материнской могилы».

Проблема преобразующей силы родительской любви

· В небольшом рассказе «Счастье» известный писатель Ю. Бондарев повествует об истории, произошедшей в одной обычной семье. Главная героиня размышляла о безысходности, о несчастиях, которые преследуют людей на протяжении всей их жизни. Её поразило то, что отец считал себя счастливым человеком, потому что все живы, нет войны, вся семья в сборе. На душе у женщины потеплело, она поняла, что счастье – ощущать себя любимым близкими людьми и дарить им свою любовь.

Проблема родительского подвига

· В рассказе «Белый гусь» известный детский писатель Е. Носов повествует о красавце-гусе, который во время сильного града закрыл собой своих малышей. Выжили все двенадцать пушистых «одуванчиков». Сам же погиб.

Известной американской поэтессе и писательнице Элеонор Мэрри Сартон, известной миллионам читателей как Мэй Сартон, принадлежат часто цитируемые слова: «Мысли как герой - и ты будешь вести себя как порядочный человек».

Много написано о роли героизма в жизни людей. Эта добродетель, имеющая ряд синонимов: мужество, доблесть, отвага, проявляется в нравственной силе ее носителя. Моральная сила позволяет ему следовать действительному, реальному служению родине, людям, человечеству. В чем заключается проблема истинного героизма? Аргументы можно употребить разные. Но главное в них: подлинный героизм не слеп. Различные примеры героизма являются не просто преодолением неких обстоятельств. Все они имеют одну общую черту - привносят в жизнь людей чувство перспективы.

Многие яркие классики литературы, как русские так и зарубежные, искали и находили для освещения темы появления феномена доблести свои яркие и неповторимые аргументы. Проблема героизма, к счастью для нас, читателей, освещается мастерами пера ярко, нетривиально. Ценно в их произведениях то, что классики погружают читателя в душевный мир героя, высокими поступками которого восхищаются миллионы людей. Темой данной статьи является обзор некоторых произведений классиков, в которых прослеживается особый подход к вопросу героизма и мужества.

Герои - вокруг нас

Сегодня в обывательской психике, к сожалению, преобладает искаженное понятие о героизме. с головой погружены в свои проблемы, в свой маленький эгоистичный мирок. Поэтому для их сознания принципиально важны свежие и нетривиальные аргументы по проблеме героизма. Поверьте, нас окружают герои. Мы просто их не замечаем из-за того, что наши души близоруки. Не только мужчины совершают подвиги. Присмотритесь - женщина, по приговору медиков, неспособная родить в принципе - рожает. Героизм может проявиться и проявляется нашими современниками у постели больного, за столом переговоров, на рабочем месте и даже у кухонной плиты. Нужно просто научиться это видеть.

Литературный образ Бога как камертон. Пастернак и Булгаков

Жертвенность отличает настоящий героизм. Многие гениальные литературные классики пытаются повлиять на убеждения своих читателей, поднимая планку для осознания сути героизма максимально высоко. Они находят творческие силы, чтобы уникально донести до читателей самые высокие идеалы, по-своему рассказывая о подвиге Бога, сына человеческого.

Борис Леонидович Пастернак в «Докторе Живаго», предельно честном произведении о своем поколении, пишет о доблести как о высшей эмблеме человечества. По мнению писателя, не в насилии, а в добродетели раскрывается проблема истинного героизма. Аргументы свои он высказывает устами дяди главного героя, Н. Н. Веденяпина. Тот считает, что зверя, дремлющего в каждом из нас, не в состоянии остановить укротитель с хлыстом. Но это по силам проповеднику, жертвующему собой.

Классик русской литературы, сын профессора богословия, Михаил Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» преподносит нам свою оригинальную литературную интерпретацию образа Мессии - Иешуа Га-Ноцри. Проповедь Добра, с которой Иисус пришел к людям - дело опасное. Слова правды, совести, идущие вразрез с устоями общества, чреваты гибелью для произнесшего их. Даже прокуратор Иудеи который, не колеблясь, может прийти на помощь Марку Крысобою, окруженному германцами, боится сказать истину (при этом он тайно согласен со взглядами Га-Ноцри.) Мирный мессия мужественно следует своей судьбе, а закаленный в боях римский военачальник трусит. Убедительны булгаковские аргументы. Проблема героизма у него тесно связана с органичным единством мировоззрения, мировосприятия, слова и дела.

Аргументы Генрика Сенкевича

Образ Иисуса в ореоле мужества возникает и в романе Генрика Сенкевича «Камо Грядеши». Яркие находит польский литературный классик оттенки для создания неповторимой сюжетной ситуации в своем известном романе.

Уже после того, как Иисус был распят и воскрес, пришел в Рим, следуя своей миссии: обратить Вечный Город в христианство. Однако он, незаметный путник, едва прибыв, становится свидетелем торжественного въезда императора Нерона. Петр потрясен поклонением римлян императору. Он не знает, какие найти данному явлению аргументы. Проблема героизма, мужества человека, идейно противостоящего диктатору, освещается, начиная с опасения Петра, что миссию выполнить не удастся. Он, разуверившись в себе, удирает из Вечного Города. Однако, оставив позади городские стены, апостол увидел Иисуса в человеческом обличье, идущего навстречу. Пораженный увиденным, Петр спросил Мессию, куда тот следует: «Камо грядеши?» Иисус ответил, что, поскольку Петр оставил его народ, то ему остается одно - пойти на распятие вторично. Настоящее служение безусловно предполагает мужество. Потрясенный Петр возвращается в Рим…

Тема мужества в «Войне и мире»

Богата рассуждениями о сущности героизма русская классическая литература. Лев Николаевич Толстой в своем романе-эпопее «Война и мир» поднял целый ряд философских вопросов. В образ князя Андрея, идущего по пути воина, писатель вложил свои особые аргументы. Проблема героизма и мужества мучительно переосмысливается и эволюционирует в сознании молодого князя Болконского. Его юношеская мечта - совершить подвиг - уступает пониманию и осознанию сути войны. Быть героем, а не казаться, - так изменяются жизненные приоритеты князя Андрея после битвы под Шенграбеном.

Штабной офицер Болконский понимает, что настоящим героем этого сражения является командир батареи Скромный, теряющийся в присутствии начальства. Объект насмешек адъютантов. Батарея маленького и щуплого невзрачного капитана не дрогнула перед непобедимыми французами, нанесла им урон и дала возможность основным силам организовано отступить. Тушин действовал по наитию, приказа - прикрывать тыл армии - он не получал. Понимание сути войны - таковы были его аргументы. Проблема героизма переосмысливается князем Болконским, он круто меняет свою карьеру и при содействии М. И. Кутузова становится командиром полка. В битве под Бородино он, поднявший полк в атаку, получает тяжелое ранение. Тело русского офицера со знаменем в руках видит объезжающий Наполеон Бонапарт. Реакция французского императора - уважение: «Какая прекрасная смерть!» Впрочем, для Болконского акт героизма совпадает с осознанием целостности мира, важности сострадания.

Харпер Ли «Убить пересмешника»

Осмысление сущности подвига присутствует и в ряде произведений американских классиков. Роман «Убить пересмешника» изучают в школах все маленькие американцы. Он содержит оригинальное рассуждение о сущности мужества. Звучит эта мысль из уст адвоката Аттикуса, человека чести, берущегося за справедливое, однако отнюдь не прибыльное дело. Его аргументы к проблеме героизма звучат следующим образом: мужество - это когда берешься за дело, при этом заранее зная, что проиграешь. Но все-таки берешься и идешь до конца. И иногда все-таки удается выиграть.

Образ Мелани от Маргарет Митчелл

В романе об американском Юге XIX века создает неповторимый образ хрупкой и изысканной, но вместе с тем мужественной и храброй леди Мелани.

Та уверена, что во всех людях есть что-то хорошее, и готова им помогать. Ее небогатый аккуратный дом становится известным в Атланте благодаря душевности хозяев. В самые опасные периоды своей жизни Скарлетт получает от Мелани такую помощь, которую оценить невозможно.

Хемингуэй о героизме

И конечно же, нельзя обойти классический рассказ Хемингуэя «Старик и море», повествующий о природе мужества и героизма. Бой пожилого кубинца Сантьяго с огромной рыбой напоминает притчу. Символичны аргументы на проблему героизма, изложенные Хемингуэем. Море похоже на жизнь, а старик Сантьяго - на человеческий опыт. Писатель произносит слова, ставшие лейтмотивом подлинного героизма: «Человек создан не для того, чтобы претерпевать поражения. Уничтожить его можно, но победить - нет!»

Братья Стругацкие «Пикник у дороги»

Повесть вводит своих читателей в фантасмагорическую ситуацию. Очевидно, после прилета инопланетян на Земле образовалась аномальная зона. Сталкеры находят «сердце» этой зоны, обладающее уникальным свойством. Человек, попавший на эту территорию, получает жесткую альтернативу: либо погибает, либо зона выполняет любое его желание. Стругацкие мастерски показывают душевную эволюцию героя, решившегося на этот подвиг. Убедительно показан его катарсис. У сталкера не остается ничего эгоистичного меркантильного, он мыслит категориями человечества и, соответственно, просит зону о «счастье для всех», да таком, чтоб не было им обделенных. В чем заключается, по мнению Стругацких, проблема героизма? Аргументы из литературы свидетельствуют - она пуста без сострадания и гуманизма.

Борис Полевой «Повесть о настоящем человеке»

В истории российского народа был период, когда героизм стал воистину массовым. Тысячи воинов обессмертили свои имена. Высокое звание Героя Советского Союза было присвоено одиннадцати тысячам бойцов. При этом 104 человека награждены им были дважды. А три человека - трижды. Первым человеком, получившим это высокое звание стал, летчик-ас Александр Иванович Покрышкин. Только в один день - 12.04.1943 г - он сбил семь самолетов фашистских оккупантов!

Конечно же, забыть и не донести новым поколениям такие образцы героизма - преступлению подобно. Это следует делать на примере советской «военной» литературы, - таковы аргументы ЕГЭ. Проблема героизма освещается школьникам на примерах из произведений Бориса Полевого, Михаила Шолохова, Бориса Васильева.

Фронтового корреспондента газеты «Правда» Бориса Полевого потрясла история летчика 580-го полка истребителей Маресьева Алексея. Зимой 1942 года над небом Новгородской области он был сбит. Раненный в ноги пилот 18 суток ползком добирался до своих. Он выжил, добрался, однако ноги его "съела" гангрена. Последовала ампутация. В госпитале, где лежал Алексей после операции, также находился политрук Ему удалось зажечь Маресьева мечтой - вернуться в небо как летчик-истребитель. Превозмогая боль, Алексей учился не просто ходить на протезах, но и танцевать. Апофеозом повести является первый воздушный бой, проведенный летчиком после ранения.

Медкомиссия «капитулировала». За войну реальный Алексей Маресьев сбил 11 вражеских самолетов, причем большую их часть - семь - после ранения.

Советскими писателями убедительно раскрыта проблема героизма. Аргументы из литературы свидетельствуют - подвиги совершали не только мужчины, но и женщины, призванные служить. Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» поражает своим драматизмом. В советском тылу высадилась крупная диверсионная группа фашистов, насчитывающая 16 человек.

Героически гибнут молодые девушки (Рита Осянина, Женя Комелькова, Соня Гуревич, Галя Четвертак), служащие на 171 железнодорожном разъезде под командованием старшины Федота Васкова. Однако они уничтожают 11 фашистов. Оставшихся пятерых старшина обнаруживает в избушке. Одного убивает, а четверых пленит. Далее сдает пленных своим, теряя сознание от усталости.

«Судьба человека»

Этот рассказ Михаила Александровича Шолохова знакомит нас с бывшим красноармейцем - водителем Андреем Соколовым. Просто и убедительно раскрывается писателем и героизма. Аргументы, трогающие за душу читателя, искать долго не приходилось. Практически в каждую семью война принесла горе. У Андрея Соколова его было в избытке: в 1942 году погибли жена Ирина и две дочери (бомба попала в жилой дом). Сын чудом остался жив и после этой трагедии добровольцем ушел на фронт. Сам Андрей воевал, попал в плен к фашистам, бежал из него. Однако его ожидала новая трагедия: в 1945 году, 9 мая, снайпер убил сына.

Сам Андрей, потеряв всю свою семью, нашел в себе силы начать жизнь «с чистого листа». Он усыновил беспризорного мальчишку Ваню, став для него приемным отцом. Этот нравственный подвиг опять наполняет его жизнь смыслом.

Вывод

Таковы аргументы к проблеме героизма в классической литературе. Последняя действительно способна поддержать человека, пробудить в нем мужество. Хотя она не в состоянии помочь ему материально, зато возводит в его душе границу, через которое Зло переступить не может. Так писал о книгах Ремарк в «Триумфальной арке». Аргументация героизма в классической литературе занимает достойное место.

Героизм можно также представить как общественный феномен своеобразного «инстинкта самосохранения», только не индивидуальной жизни, а всего социума. Часть общества, отдельная «клеточка» - человек (подвиги совершают наидостойнейшие), сознательно, движимый альтруизмом и духовностью, жертвует собой, сохраняя нечто большее. Классическая литература - один из инструментов, который помогает людям понять и постигнуть нелинейную природу мужества.