Проблемы управления многоквартирными домами в формате pdf. Практика, проблемы и перспективы управления многоквартирными домами

Эффективное управление жилым домом. Субботин В.Н.

М.: Эксмо, 2008 . - 224 с. (Новейший юридический справочник)

Книга посвящена очень актуальной теме - управлению многоквартирным домом. Издание подготовлено с учетом практического опыта, накопленного специалистами из разных городов Российской Федерации.

В данном практическом пособии изложен порядок управления жилым многоквартирным домом товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом, жилищно-строительным кооперативом, управляющей компанией и непосредственно собственниками помещений дома. Также даны методология и механизм применения каждого способа управления, показана организация процесса управления многоквартирным домом, рассмотрены принципы составления годового плана управления.

Книга будет полезна руководителям и юристам управляющих организаций, специалистам органов управления жилищно-коммунального хозяйства, инициативным собственникам помещений, иным лицам, занимающимся управлением многоквартирными домами, студентам экономических и юридических вузов.

Формат: pdf / zip

Размер: 6,3 Мб

Скачать:

RGhost


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 5
К читателям 7
Введение 9
Глава 1. Управление многоквартирным домом: общие понятия 12
1.1. Понятие многоквартирного дома 12
1.2. Общее имущество в многоквартирном доме 18
1.3. Право общей долевой собственности на общее имущество 27
1.4. Понятие управления. Цели и задачи 34
Глава 2. Организация выбора способа управления многоквартирными домами 39
2.1. Общие положения 39
2.2. Выбор способа управления многоквартирным домом собственниками помещений 40
2.3. Выбор способа управления органом местного самоуправления 49
2.4. Передача домов в управление собственникам или уполномоченным ими лицам 62
Глава 3. Способы управления многоквартирным домом. 71
3.1. Непосредственное управление 71
3.1.1. Общая характеристика непосредственного управления 71
3.1.2. Подготовка к непосредственному управлению 73
3.1.3. Реализация непосредственного управления 74
3.1.4. Процесс управления 74
3.1.5. Предоставление жилищных услуг 74
3.1.6. Предоставление коммунальных услуг 80
3.2. Управление жилыми домами товариществом собственников жилья, ЖК, ЖСК 82
3.2.1. Общая характеристика способа 82
3.2.2. Подготовка к управлению многоквартирным домом посредством создания ТСЖ 86
3.2.3. Процесс осуществления управления 89
3.2.4. Предоставление жилищно-коммунальных услуг. . 94
3.3. Управление многоквартирными домами управляющей организацией 97
3.3.1. Общая характеристика способа управления домом 97
3.3.2. Выбор управляющей организации 98
3.3.3. Договор управления 101
3.3.4. Деятельность управляющей организации по управлению многоквартирным домом 103
3.4. Сравнительная характеристика способов управления многоквартирным домом 106
Глава 4. Организация процесса управления многоквартирным домом 110
4.1. Годовой план управления многоквартирным домом. ... 110
4.2. Предоставление жилищных услуг 130
4.3. Финансирование органами местного самоуправления капитального ремонта многоквартирного дома 143
4.4. Предоставление коммунальных услуг 157
4.5. Контроль качества жилищно-коммунальных услуг 165
4.6. Организация информационной работы при управлении многоквартирным домом 170
4.7. Работа с неплательщиками 188

. C 2004 года законодательство в жилищно-коммунальной сфере, претерпело много изменений. После выхода нового Жилищного кодекса и других нормативных актов вместе с положительным эффектом появились и определенные проблемы. Если внимательно проанализировать ситуацию по дальнейшему развитию жилищной реформы и разобраться, как работают нормы нового жилищного законодательства, то становится очевидным, что все имеющиеся проблемы требуют как понимания, так и их решения. Постараемся разобраться в самом основном вопросе в вопросе обеспечения управляющими компаниями полного объема выполнения норм статьи 161 ЖК РФ об обеспечении благоприятных и безопасных условий проживания граждан, а также надлежащем содержании общего имущества многоквартирных домов.

Проблемы управления.

Сфера ЖКХ, пожалуй, единственная отрасль экономики России, которая находится вне рыночных отношений. На протяжении последних 10 лет на различных уровнях государственного управления говорили о реформе ЖКХ, однако практическое движение к рынку жилищно-коммунальной отрасли осуществлялось крайне низкими темпами.

С введением нового Жилищного кодекса РФ еще в 2005 году планировалось изменить отношение, как собственников многоквартирных домов, так и организаций занимающихся обслуживанием жилищного фонда в сторону повышения качества обслуживания с одновременным адекватным восприятием населения ответственности за сохранность этого фонда. Однако стереотипы по работе системы жилищно-коммунального хозяйства сложившиеся у населения за все годы довольно сильно затрудняют работу в этом направлении.

Ведь что изменилось с введением нового закона? Да в принципе и ничего только то, что на рынке начали появляться новые формы управления многоквартирными домами. А что же с самим жилищным фондом? А вот в этом и есть главная проблема. Взять, к примеру, жилищный фонд центральных - самых старых районов нашего города. Да жители многих домов в соответствии с законодательством реализовали свое право выбора и начали активно заниматься созданием ТСЖ, выбором новых управляющих компаний. Но в основном это происходило на благополучных домах. А что же оставалось жителям изношенного жилищного фонда? Ведь все прекрасно понимают, что создать ТСЖ на доме, к примеру, 1890 года постройки со степенью износа более 70% просто нереально и экономически невыгодно. Поэтому в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 75 администрациями районов были проведены конкурсы и дома переданы в управление управляющим компаниям. Другого варианта просто не было. Кто-то должен управлять домом, заниматься его обслуживанием, готовить инженерные коммуникации к зимней эксплуатации и много другое.

Обшарпанные фасады домов, не убирающиеся годами подъезды, разбитый асфальт, постоянные аварийные ситуации на коммуникациях вот то, что передано в управление. И никто, почему-то не задумался каким образом можно управлять домом в 15-30 квартир за средства, вносимые его жителями на содержание общего имущества дома в таком техническом состоянии. Ведь в соответствии все с тем же Жилищным кодексом управляющая компания обязана использовать средства жителей только на конкретный дом. И зря думают, многие жители, что при передаче дома в управление управляющие компании получили дополнительные средства из городского бюджета. Нет, получили то, что получили. Сам дом с его проблемами, недоремонтом и многими другими недостатками. Вот и получается что спасение утопающих дело рук самих утопающих.

Жилой дом, давший трещину и требующий срочных работ по укреплению фундамента, не имеет на счету средств на проведение дорогостоящих работ, но вина по решению данного вопроса почему-то ложится на управляющую компанию, принявшую данный дом в управление в таком плачевном техническом состоянии. А где же ответственность государства?

К сожалению сегодня, у проверяющих организаций подход к выявлению и устранению фактов нарушения технического содержание домов несколько односторонний. Ведь при проведении проверок технического состояния многоквартирных домов никто, почему то никто не интересуется, а если ли средства собственников конкретного дома на устранение тех или иных недостатков. Ведь как можно что-то делать, не имея на это средств, а как уже упоминалось выше, управляющая компания не имеет право использовать денежные средства других домов. В чем же причина столь горестного и совершенно отчаянного положения?

Еще в 1992 году при либерализации цен было решено, не трогать тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ), и квартплата оказалась на уровне 1928 г . До 2000 г . власти придерживали тарифы ЖКУ на фоне роста всех остальных цен, а затем начался их ускоренный рост, хотя госрегулирование неизменно сохранялось. Стоимость газа и электроэнергии, тепловой энергии составляет львиную долю стоимости ЖКУ, а они поставляются монополистами, значит, необходимость регулирования цен и регламентация этих рынков неизбежны.

К 2004 г ., получая жилищно-коммунальные услуги по субсидированным ценам, граждане тратили на них в среднем 10,8% своего бюджета. Однако, с учетом реальных расходов, отражающим различия в жилищной обеспеченности, качестве жилья, доля расходов на ЖКУ в семейном бюджете россиян все равно заметно ниже. В 1997 г . Б.Ельцин подписал указ «О реформе ЖКХ», согласно которому предполагалось поднять долю населения в оплате жилья и ЖКУ с 35% в 1997 г . до 100% в 2003 г . Впоследствии 100%-я оплата была отложена Госдумой до 2008 г .

Новая редакция закона «Об основах федеральной жилищной политики» 2003 года вообще исключила упоминание о сроке перехода на 100%-ю оплату услуг ЖКХ населением. В 2001 г . был принят документ, до сих пор определяющий государственную политику в отрасли - подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса РФ» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 гг., а в конце 2004 г . был утвержден новый Жилищный кодекс, который ввел новую форму гражданско-правового договора - договор об управлении многоквартирным домом.

Проблемы капитального ремонта.

Если прочитать нормы Жилищного кодекса в части капитального ремонта, то можно четко увидеть что бремя расходов по его проведению лежит 100% на собственниках многоквартирных домов. А это значит, что собственники должны самостоятельно провести общее собрание, определить виды работ, утвердить стоимость данных работ, выбрать организацию для выполнения работ и в итоге 100% произвести их оплату. Конечно учитывая все факторы, затрудняющие данную процедуру и понимая ответственность за содержание жилищного фонда Правительством Российской Федерации в

2007 г . была создана государственная корпорация «Фонд содействия реформированию ЖКХ» для финансирования ремонта и расселения ветхого и аварийного жилья. Получателями средств этого фонда являются регионы и муниципалитеты, при условии, что они будут передавать в частные руки функции управления и обслуживания жилыми домами, и стимулировать создание ТСЖ. Для того, чтобы получить эти средства регионы должны выполнить требование закона о том, чтобы не менее 50% домов управлялись частными управляющими компаниями, при этом доля муниципалитета в их акционерном капитале составляла бы не более 25%. Поэтому одним из основных направлений в деятельности управляющих организаций в сфере ЖКХ должно стать их участие в работе по привлечению средств федерального Фонда и определению тех домов, которые остро нуждаются в капитальном ремонте.

Нужно отметить, что работа, в этом направлении в такие сжатые сроки установленные законодательством довольна не простая. Для того чтобы выполнить все условия необходимо:

Провести детальный анализ технического состояния многоквартирных домов;

Добиться от собственников проведения общего собрания;

Собрать пакет документов (реестры голосования собственников, протоколы общих собраний);

Составить сметы и подготовить проектную документацию;

Добиться включения конкретных домов в адресную программу капитального ремонта.

Те управляющие компании, которые занимались данной работой, прекрасно знают, сколько проблем стоит на этом пути. Подготовить детальный анализ технического состояния многоквартирных домов это еще не самая сложная проблема для специалистов управляющих компаний. Тем более если учесть, то, что в городе действует программа мониторинга технического состояния жилищного фонда и управляющими компаниями заключены договора со специализированной организацией осуществляющей эту работу.

Проблема начинается именно на стадии организации общего собрания собственников. Ведь по жилищному законодательству управляющая компания не имеет права быть инициатором его проведения, она лишь в рамках договора управления может оказать помощь собственникам. Но, к сожалению особой инициативы, среди собственников то и нет. Вот и получается что управляющая компания, понимая важность данной работы, в нарушении закона сам вынуждена проводить такие собрания. И как результат жалобы жителей, письма во все инстанции о каких-то нарушениях и многом другом. Вероятно, проблема отношения собственников к капитальному ремонту возникла из-за противоречий в самом жилищном законодательстве. Ведь если Жилищным кодексом предусмотрено 100% бремя расходов собственников в его проведении, то Федеральный закон № 185 установил эту планку на уровне 5%, тем самым поддерживая иждивенческое отношение собственников к своему жилищу.

Проблемы взаимоотношений с монополистами - поставщиками услуг.

По действующему законодательству в настоящее время управляющие компании несут убытки и при предоставлении в дома коммунальных ресурсов. Приобретая коммунальные ресурсы, управляющие компании должны расплачиваться за них вовремя и в срок, в противном случае грозит отключение. Однако в сфере ЖКХ практически невозможно добиться 100%-й своевременной собираемости платежей, какими бы идеальными не были жильцы и это всем известно. В средствах массовой информации проходила информация о том, чтобы с монополистов управляющие компании брали комиссионные за работу по сбору платежей с населения. Это далеко не новое предложение, но вполне справедливое. Ведь когда договора с поставщиками услуг были заключены напрямую с жителями, проблемы долгов были за самими поставщиками услуг. Естественно это не устраивало монополистов ведь легче работать с одним абонентом, чем с сотнями жильцов. Однако до 2002 года такая практика существовала и, например Водоканал возвращал 5% процентов от сбора средств ТСЖ нашего города, Донэнерго возмещало 12%. Некоторые управляющие компании да председатели ТСЖ пытались вернуть данный способ расчетов, к сожалению, однако безрезультатно.

В заключение.

Решая сегодня тактические задачи управления многоквартирными домами, необходимо разрабатывать стратегию развития на несколько лет вперед, которая позволила бы не только эффективно управлять средствами населения, но и серьезно закрепиться на рынке, улучшая качество обслуживания, снижая издержки и работая по экономически обоснованным и прозрачным тарифам. Конечными целями любой управляющей компании, помимо получения прибыли, является расширение бизнеса, увеличение объема жилищного фонда в управлении, удержание лидерства в этой сфере.

Горобец С.Л

{social} .

НП «Национальный центр общественного контроля в сфере ЖКХ «ЖКХ Контроль» сформировал рейтинг проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства за I квартал 2016 года. Рейтинг сформирован по итогам обращений граждан в общественные приемные, работающие в 72 субъектах РФ. Всего в эти приемные за I квартал обратились 8644 человека.

Исполнительный директор НП «ЖКХ Контроль» Светлана Разворотнева:
— За год в сфере ЖКХ произошли определенные изменения. Самое главное – снижается накал страстей вокруг темы капитального ремонта. Процент обратившихся по этой теме за год упал более чем на 5 %, а сама тема в рейтинге переместилась со 2-го места в I квартале 2015 года на 5 место в 2016 году. Также существенно снизилось количество обращений по теме «начисление платы за ЖКУ» (на 8,5 %), хотя сама эта тема и в 2015 и в начале 2016 года неизменно занимала I место в рейтинге. Серьезно вырос процент обращений по теме «качество коммунальный ресурсов», хотя, на наш взгляд, этот факт обусловлен сезонными факторами и связан, главным образом, с проблемами прохождения отопительного сезона 2015-2016 года (в IY квартале 2015 года тема качества коммунальных ресурсов оказалась на первом месте). Незначительно выросло количество обращений по вопросам управления МКД. При этом тема «управление МКД» и в 2015 и в 2016 году неизменно занимала 3 место, а «неудовлетворительное состояние МКД» переместилось с 5 на 4 место. Все это, на мой взгляд, говорит о том, что институт лицензирования, заработавший с 1 мая 2015 года, пока не принес ожидаемых результатов».

Что больше всего беспокоит граждан России в жилищно-коммунальной сфере по итогам I квартала 2016 года?

Позиция в рейтинге Количество обращений % от количества обращений
1 Начисление платы за ЖКУ 1602 18,5
2 Качество коммунальных услуг 1508 17,4
3 Управление МКД 1479 17,1
4 1155 13,4
5 Капитальный ремонт 841 9,8
6 465 5,4
7 Проблемы с приборами учета 231 2,7
8 Аварийное и ветхое жилье 133 1,5
9 123 1,4
10 Иные 1107 12,8
ИТОГО: 8644

I. Начисление платы за ЖКУ включает следующие проблемы:
проблемы с начислением платы за жилищно-коммунальные услуги;
перерасчеты;
формирование платежных документов;
дополнительные платежи;
в том числе проблемы с начислением платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды – 662 обращения (7,7 % от всего объема).
II. Неудовлетворительное качество предоставляемых коммунальных услуг
III. Управление МКД включает следующие проблемы:
управление многоквартирными домами (проблема двойных платежных документов);
законность действий ТСЖ, ЖСК, управляющих организаций (в том числе вопросы, касающиеся финансово-хозяйственной деятельности);
раскрытие информации управляющими организациями;
лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами – 129 обращений (1,5 % от всего объема)
проведение общих собраний собственников – 236 обращений (2,7 % от всего объема):
— проблемы при проведении;
— проблемы исполнения принятых решений
— и другие.
IV. Неудовлетворительное состояние МКД включает следующие проблемы:
ненадлежащее оказание услуг по содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов.
V. Капитальный ремонт включает следующие проблемы:
сроки проведения капитального ремонта;
качество проведения капитального ремонта;
размер взноса на проведение капитального ремонта;
отсутствие информации о региональных программах проведения капитального ремонта.
VI. Неудовлетворительное благоустройство придомовой территории
VII. Проблемы, связанные с индивидуальными и общедомовыми приборами учета, включают вопросы:
приобретения;
установки;
эксплуатации.
VIII. Аварийное и ветхое жилье включает следующие проблемы:
с признанием многоквартирных домов аварийными;
со сроками переселения;
с качеством вновь возводимых многоквартирных домов.
IX. Жалобы на действия и бездействия уполномоченных органов государственной власти и органов местного самоуправления, влияющих на соблюдение прав и законных интересов граждан в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
X. Иные темы включают следующие проблемы:
использование общего имущества многоквартирного дома;
социальный найм;
коррупционная составляющая;
другие.

Тематика проблем, волнующих граждан % от количества обращений в I квартале 2016 года % от количества обращений в I квартале 2015 года
Начисление платы за ЖКУ 18,5 27,04 %
Качество коммунальных услуг 17,4 13,72 %
Управление МКД 17,1 14,07 %
Неудовлетворительное состояние МКД 13,4 9,64 %
Капитальный ремонт 9,8 15,2 %
Неудовлетворительное придомовое благоустройство 5,4 3,24
Проблемы с приборами учета 2,7 2,3 %
Аварийное и ветхое жилье 1,5 1,3 %
Жалобы на бездействие уполномоченных органов власти 1,4 0,8 %
Иные 12,8 12,69 %

Ключевыми направлениями Стратегии определены:

  • совершенствование деятельности по управлению многоквартирными домами;
  • оптимизация затрат на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме;
  • переселение граждан из аварийного жилья;
  • оказание качественных коммунальных услуг для населения;
  • общественный контроль.

Процесс управления МКД

Под этим термином понимается государственный механизм регулирования предпринимательской деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а именно лицензирование деятельности по управлению многоквартирным домом.

Федеральным законом №255-ФЗ от 21.07.2014 г. в Жилищный кодекс РФ введены поправки, обязывающие получать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, занимающимся деятельностью по управлению и содержанию многоквартирных домов лицензии в организациях государственного жилищного надзора субъекта РФ. Руководители управляющих компаний обязаны сдать квалификационный экзамен и получить свидетельство о повышении квалификации, в последующем подтверждая его, каждые пять лет.

В 2015 году в районе получили лицензии следующие организации: ООО «ПРИОРИТЕТ» (руководитель Александр Нефедов), ООО «Управляющая компания» (руководитель Андрей Абрамов), ООО «ЖилСервис» (руководитель Ольга Юшина), ООО «Управдом Плюс».

По состоянию на 1 января на территории района находится 287 многоквартирных домов (без учета домов блокированной застройки). В настоящее время в управлении находится 181 многоквартирный дом (63% из числа многоквартирных домов, в которых собственники выбрали способ управления).

Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме

Федеральным законом от 29.06.2015 года №176-ФЗ внесены большие изменения в Жилищный кодекс:

  • изменен порядок формирования и оптимизации региональных программ капитального ремонта вместе со сроком его проведения;
  • определен правовой механизм функционирования специальных счетов;
  • закреплен правовой статус владельца этого счета;
  • разграничена деятельность региональных операторов.

По состоянию на 5.03.2016 года общая собираемость взносов на капитальный ремонт общего имущества многоквартирных домов составляет 83,6% (выше среднего показателя по области - 78,6%), в том числе собираемость взносов в жилых помещениях муниципальной собственности 88,95 (выше среднего показателя по области - 82,1%).

В 2016 году в соответствии с краткосрочным планом капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов планируется провести ремонт в 8 домах. Кроме этого в 2015 году по одному дому по адресу: г.Харовск, ул.Кирова, 10 ремонт не был осуществлен по причине отсутствия заявок от подрядных организаций при проведении конкурсных процедур. Данный дом также планируется отремонтировать в 2016 году.

Специализированной проектной организацией разработана сметная документация. Основные виды планируемых работ: ремонт кровель, инженерных систем, ремонт фасада. В настоящее время собственниками жилых помещений проводятся собрания по согласованию видов работ и сметной стоимости. Протоколы решений собственников должны быть направлены в НО ВО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Вологодской области» в срок до 1 апреля 2016 года. Далее Региональный оператор проводит конкурсные процедуры на выбор подрядной организации.

Согласно сметным расчетам общая потребность в финансовых средствах на ремонтные работы в 2016 году составляет 26 млн руб. Собираемость по району составляет 14,1 млн руб. В связи с этим возможна корректировка плана в сторону уменьшения видов ремонтных работ. Задолженность собственников жилых помещений по оплате взносов на капитальный ремонт составляет 3,6 млн руб.

Переселение граждан из аварийного жилья

Необходимо в срок до 1 сентября 2017 года расселить граждан, проживающих в аварийном жилье, признанным таковым до 1 января 2012 года.

В 2015 году поданы заявки на участие в областной адресной программе №7 «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в муниципальных образованиях Вологодской области» администрацией района и администрацией города Харовска.

Планируется переселить жильцов из 128 квартир, общей площадью 4470,3 кв.м. Подлежат сносу 65 домов.

До начала строительства жилых домов необходимо провести аукционы на аренду земельных участков, аукционы на долевое строительство или приобретение жилых помещений.

Общий объем финансирования с учетом средств Фонда содействия реформирования ЖКХ составит 153,8 млн руб., в т.ч. 7,7 млн руб. (5%) - средства местного бюджета.

Оказание качественных коммунальных услуг для населения

На территории района в сфере жилищно-коммунального хозяйства осуществляют деятельность 14 организаций, трудятся 383 человека.

Основная цель реформирования жилищно-коммунального хозяйства состоит в повышении эффективности, устойчивости и надежности функционирования жилищно-коммунальных систем жизнеобеспечения населения, улучшении качества жилищно-коммунальных услуг с одновременным снижением нерациональных затрат.

Достижение данных целей невозможно без тесных взаимодействий населения, представителей бизнеса и органов власти.

В 2015 году на уровне района рассмотрено 53 обращения граждан по вопросам жилищно-коммунальной сферы (25% от всех заявлений).

Благодаря тесному сотрудничеству с руководителями и специалистами отделения город Харовск ООО ММП «Межрайонные ЭТС» (руководитель Любовь Светикова) в администрации района за прошедший отопительный период рассмотрены обращения и приняты решения по обеспечению устойчивого теплоснабжения многоквартирных домов восточной части города, отапливаемых от котельной №18, регулировке приборов учета тепловой энергии на многоквартирных домах, отапливаемых от котельной №10, предоставлению некачественной услуги по горячему водоснабжению в жилых домах, отапливаемых от котельной ООО «Харовсклеспром».

С 2016 года в отношении предприятий, осуществляющих теплоснабжение, будут применяться долгосрочные тарифы сроком на 3 года.

Снизилось количество обращений граждан по вопросу аварийных ситуаций на системах водоснабжения, эксплуатируемых ООО «ПРИОРИТЕТ» (руководитель Александр Нефедов).

Обеспечение водоснабжения и водоотведения в сельских населенных пунктах нерентабельно и требует установления тарифов, недоступных для населения. Стратегией определено: организациям, осуществляющим водоснабжение и водоотведение в малых населенных пунктах, будет оказана государственная поддержка.

Общественный контроль

Эффективно решать проблемы в сфере жилищно-коммунального хозяйства и создать комфортные условия проживания людей в многоквартирных домах - общая цель участников общественного контроля.

В части 8 статьи 20 Жилищного кодекса РФ определены субъекты общественного контроля: объединения, иные некоммерческие организации, советы многоквартирных домов, другие заинтересованные лица в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В рамках Стратегии будет производиться контроль над реализацией программ капитального ремонта, который поможет получать своевременную информацию по его проведению по каждому многоквартирному дому, отследить этапы, качество, проконтролировать стоимость работ. Запущена автоматизированная система мониторинга реализации региональных программ. На сайте «Реформа ЖКХ» в разделе «Капитальный ремонт» будет показана степень реализации программы капитального ремонта.

На основании жалоб граждан Центрами общественного контроля составляется рейтинг наиболее актуальных проблем в жилищно-коммунальной сфере и формируются региональные рейтинги управляющих организаций.

За последнее десятилетие было принято огромное количество законов и программ на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Большинство граждан относится к реформированию жилищно-коммунального комплекса негативно. Причина в том, что рост тарифов на жилищно-коммунальные услуги опережает темпы роста доходов граждан.

Несмотря на трудности, организации и предприятия, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги, находят пути решения и ставят задачи минимизации издержек. В отопительном периоде 2015/2016г. руководством ООО ММП «Межрайонные электротеплосети» приобретено топливо - каменный уголь по цене ниже прошлогодней на 30%, увеличена доля использования в котельных местных видов топлива (дров).

Значительным потенциалом развития жилищно-коммунального хозяйства является ресурсосбережение. Проведены мероприятия по оснащению 118 многоквартирных домов общедомовыми приборами учета электроэнергии (44%), все многоквартирные дома-потребители тепловой энергии до 0,2 Гкал оснащены приборами учета тепловой энергии, 84 дома (65%) имеют приборы учета холодного водопотребления.

Валентина МАКСИМОВА, заведующий отделом строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации района