Тициан аллегория благоразумия описание картины. Удивительные аллегории тициановской живописи: Кто послужил прообразами для «странной картины» гениального итальянца

Меня давно привлекала эта философская картина Тициана,написанная уже взрелые годы.Предлагаю вам познакомиться с ней и обсудить.

АЛЛЕГОРИЯ ВРЕМЕНИ,КОТОРЫМ УПРАВЛЯЕТ БЛАГОРАЗУМИЕ.1565-1570

Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» —

«ОПИРАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ ПОСТУПАЕТ БЛАГОРАЗУМНО, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ БУДУЩЕМУ.».

Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и племянника Марко соединены с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»).

В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа.

Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром,

а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу,

старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

Тициан.Автопортрет

Ястребиный профиль старика, олицетворяющего прошлое, это профиль самого Тициана.(Слева) Это то же лицо, которое мы видим на незабываемом автопортрете в Прадо,который датируется тем же самым периодом,что и "Аллегория",когда Тициану было уже за 90 .

В центре преданный сын Орацио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни.

Таким образом Орацио Вечелли, которому тогда было около сорока пяти, в 1569 официально был провозглашен «преемником»: в его лице «настоящее» наследовало тициановскому «прошлому».

Это, в свою очередь, подводит нас к предположению, что именно его лицо появляется в центре картины — это «воплощение силы и пыла», как, сравнивая настоящее с прошлым и будущим.

Если лицо самого Тициана обозначает прошлое, а лицо Орацио — настоящее, то вполне вероятно, что третье, молодое, обозначающее будущее, принадлежит племяннику художника.

Тициан взял в дом и заботливо наставлял в своем искусстве дальнего родственника, которого «особенно любил»: Марко Вечелли. родившегося в 1545, которому, следовательно, к тому времени, когда была создана «Аллегория Благоразумия»,исполнилось двадцать с небольшим.Он,как бы замыкает три поколения семьи Вечелли.

Как бы там ни было, внешность юноши, так же как и лицо старика, менее плотское, чем лицо зрелого мужчины в центре. Будущее, как и прошлое, менее «реальны», чем настоящее. Но в отличие от погруженного тень прошлого оно сияет избытком света.

Это официальные предположения и размышления искусствоведов.

Принимая во внимание тогдашние настроения Тициана, попробуем выразить основную мысль, заложенную в этой удивительной аллегории, прибегнув к наиболее распространенной в тициановские времена поэтической форме.

Три возраста, и в каждом есть услада.
Весной избыток сил и чувств броженье,
А ближе к осени успокоенье,
И даже в старости своя отрада.


У молодости смелость и бравада –
Ей часто так недостает терпенья.
С годами осеняет нас прозренье,
И старец обретает мудрость взгляда.

Без прошлого бы не было сегодня,
А с ним не за горами и грядущее.
Законы временные непреложны -
В них воля проявляется Господня,
И лишь Ему подвластно все живущее.
Потуги наши жизнь продлить ничтожны.

Софонисба Агнисола.Портрет Тициана с женой Чечилией.

Как вы относитесь к фразе Тициана:

«Из прошлого настоящим руководит Благоразумие, дабы не навредить деяниям будущего».?

Что можете сказать о самой картине и её содержании?

Понравилось ли вам стихотворение?Согласны ли вы с его автором?

«Аллегория Времени, которым управляет Благоразумие».Ок. 1565 ,Тициан (1490 - 1576)
Меня давно привлекала эта философская картина Тициана,написанная уже в зрелые годы. Три возраста человека (Юность, Зрелость, Старость) .
Ключ к расшифровке аллегории картины заключается в надписи в верхней ее части: «Ex praeterito praesens predenter agit, ni futurum actione deturpet» -
«ОПИРАЯСЬ НА ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ ПОСТУПАЕТ БЛАГОРАЗУМНО, ЧТОБЫ НЕ НАВРЕДИТЬ БУДУЩЕМУ.».

Здесь портреты самого Тициана, его сына Орацио и племянника Марко соединены с головами волка, льва и собаки, что олицетворяет собой прошлое, настоящее и будущее. В христианской символике трехглавый волк-лев-собака служит символом Благоразумия и трех его частей: memoria («память»), intelligentia («знание»), prudentia («опыт»).

В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа.
Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром,
а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу,
старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

Ястребиный профиль старика, олицетворяющего прошлое, это профиль самого Тициана.(Слева) Это то же лицо, которое мы видим на незабываемом автопортрете в Прадо,который датируется тем же самым периодом,что и "Аллегория",когда Тициану было уже за 90.
В центре преданный сын Орацио, который, будучи прямой противоположностью своему порочному брату Помпонио, был верным помощником отца на протяжении всей его жизни.

Таким образом Орацио Вечелли, которому тогда было около сорока пяти, в 1569 официально был провозглашен «преемником»: в его лице «настоящее» наследовало тициановскому «прошлому».
Это, в свою очередь, подводит нас к предположению, что именно его лицо появляется в центре картины - это «воплощение силы и пыла», как, сравнивая настоящее с прошлым и будущим.
Если лицо самого Тициана обозначает прошлое, а лицо Орацио - настоящее, то вполне вероятно, что третье, молодое, обозначающее будущее, принадлежит племяннику художника.

Тициан взял в дом и заботливо наставлял в своем искусстве дальнего родственника, которого «особенно любил»: Марко Вечелли. родившегося в 1545, которому, следовательно, к тому времени, когда была создана «Аллегория Благоразумия»,исполнилось двадцать с небольшим.Он,как бы замыкает три поколения семьи Вечелли.
Как бы там ни было, внешность юноши, так же как и лицо старика, менее плотское, чем лицо зрелого мужчины в центре. Будущее, как и прошлое, менее «реальны», чем настоящее. Но в отличие от погруженного тень прошлого оно сияет избытком света.

Это официальные предположения и размышления искусствоведов.
Принимая во внимание тогдашние настроения Тициана, попробуем выразить основную мысль, заложенную в этой удивительной аллегории, прибегнув к наиболее распространенной в тициановские времена поэтической форме.

Три возраста, и в каждом есть услада.
Весной избыток сил и чувств броженье,
А ближе к осени успокоенье,
И даже в старости своя отрада.

У молодости смелость и бравада –
Ей часто так недостает терпенья.
С годами осеняет нас прозренье,
И старец обретает мудрость взгляда.

Без прошлого бы не было сегодня,
А с ним не за горами и грядущее.
Законы временные непреложны -
В них воля проявляется Господня,
И лишь Ему подвластно все живущее.
Потуги наши жизнь продлить ничтожны.

Как вы относитесь к фразе Тициана:

«Из прошлого настоящим руководит Благоразумие, дабы не навредить деяниям будущего».?

Http://maxpark.com/community/5917/content/2259301

Год: 1565–1570.
Тип: Холст, масло.
Размеры: 76,2*68,6 см.

Аллегория благоразумия

«Аллегория благоразумия» была написана маслом в 1565–1570 года. Авторство приписывается итальянскому живописцу Тициану (возможно, ему помогали).

На работе изображены три головы животных, смотрящих в разные стороны (слева направо: волк, лев, собака), под тремя человеческими головами. При анализе картину интерпретируют на нескольких «уровнях».

Аллегория благоразумия

Три возраста человека

На этом уровне представлены человеческая юность, зрелость и старость. Возможно, головы символизируют более широкое понятие самого времени, изображают прошлое, настоящее и будущее. Эта тема повторяется и в головах зверей, которые, согласно некоторым традициям, связанны с соответствующими временными периодами.

Святой Себастьян. Тициан.

Опыт прошлого

Еще один уровень, благодаря которому картина приобрела свое нынешнее название, основана на едва заметной подписи (вверху картины), гласящий: «EX PRAETERITO | PRAESENS PRUDENTER AGIT | NE FUTURA ACTIONE DETURPET» («Из опыта прошлого, настоящие действия предусмотрительны, чтобы не испортить будущее»). Предполагает, что картина определенным образом связана с похождением молодости Тициана, и моменте, когда художник задумался о плате за необдуманные поступки.

Таким образом, картина действует как визуальный советник от трех поколений, призывающий действовать благоразумно и осмотрительно, передавая этот опыт своим потомкам.

О грехе и покаянии

Однако, совсем недавно, картину объяснили совершенно по-другому. Вместо «аллегории благоразумия» тематику работы определили как «грех и покаяние». С этой точки зрения Тициан показывает неспособность действовать в юности и зрелом возрасте предусмотрительно и благоразумно, что в старости приводит к сожалению и грусти.

В этой плоскости картина интерпретировалась как утверждение о благоразумии, которое приходит в старости, с опытом. Такая трактовка опровергает мнение о том, что пожилые люди представляют опасность для изобразительного искусства.

Существует версия, что на картине изображен Тициан и два его помощника (Орацио и Марко). Она не противоречит указанным выше интерпретациям.

Картина «Аллегория благоразумия» обновлено: Октябрь 25, 2017 автором: Глеб

Двойственность-8. Аллегория благоразумия.


Руководствуясь логикой и взяв в помощь здравый смысл, пунктуально подбирая камешки в определенном порядке, чтобы собрать мозаику, которую можно распознать умом и отойдя чуть подальше охватить ее взором целиком - видим, что картинка-то получается не та, что представлялась ранее, когда мы к ней приближали глаза. Мало того, она изменяется в зависимости от угла под каким мы на нее смотрим. Разве что не подмигивает, как девушка с японской вариооткрытки конца прошлого века. А может быть и впрямь подмигивает, только этого мы не замечаем? Камешки в мозаику попадаются разные, есть многослойные с оптическим эффектом. Похожи на луковицу, где под одним слоем лежат десятки других.

Точка в конце папируса.

Всё собрали: все виды европейских, малоазиатских и египетских камней, включая алмазы, сапфиры, гематиты, изумруды и топазы, золото, серебро, свинец, медь и олово; - и все это было замешано на веществе, оставшемся от похорон Осириса и Аписа.

Если вы подумали, что эту цветистую фразу я сочинил, оттого что в повествовании маловато воды, этой животворной поэтической влаги, питающей искусствоведов - ошиблись: никакой поэзии в ней нет. Все вышеперечисленные компоненты входили в состав, из которого изваяли статую Верховного Бога Посвященных, имя которого еще не упоминалось в WW. И даже это, бальзамирующее плоть, вещество было реально взято из саркофага Аписа.

Статуя, по описаниям Клемента Александрийского, одного из наиболее ранних христианских авторитетов, была редкостного синего цвета и очень крепкая, твёрдая. Во всяком случае, когда уже христианские солдаты по приказу Феодосия пытались разрушить ее топорами, у них долго ничего не получалось - только искры высекали. Но, ломать не строить…

Пожалуй, ни одному богу не ставили подобных статуй. Материалы из которых их изготавливали были редкостные и дорогостоящие: есть описание статуи сделанной из одного куска изумруда. Высота ее была около 4-х метров и помещалась она в лабиринте, посвященном богу. Это еще в те, античные, времена вызывало сомнения, но, как утверждают египтяне, тот факт, что это был цельный минерал, неоднократно проверялся в древности. Упоминают также вызывавшую общее изумление гигантскую скульптуру, которая была сделана из металлических плит, тщательно подогнанных друг к другу, вроде известного вам монумента Мухиной: рабочего с колхозницей. Выполнено всё это было с запасом прочности и надежностью, рассчитанной на тысячелетия.


Имя этого бога было Серапис.

Откуда он взялся в позднеантичном мире, где умами людей после смерти Пана владели Изида, Янус, Анубис, Гермес и Митра - неизвестно. Серапис считался повелителем стихий и явлений природы, ему были приданы функции водного божества, владыки наводнений и бога солнца. Отождествляли Сераписа и с Зевсом. Серапис почитался как спаситель от несчастий, предсказатель будущего, целитель. Иконография Сераписа напоминает образы Плутона и Зевса.

Есть множество версий, по одной из которых фараон Птоломей I замыслил полностью объединить единобожием Египет и Грецию, скрестив религии, и изобрел синкретическое божество. Эта версия наиболее распространена среди историков, поскольку не нужно долго напрягать извилины расследованиями, сличая тексты и выуживая из них факты - кое-что осталось на поверхности: есть статуи, есть документы того времени и место действия - Египет. Птоломеи действительно сделали Сераписа верховным божеством Египта и покровителем фараонов. Был выстроен огромный храм в Александрии, ему поклонялись в Мемфисе. Культ Сераписа также распространился по всей Римской империи при Флавиях, после того, как этот бог предсказал Веспасиану его грядущее императорское величие. Сам Каракалла, служил Серапису в качестве жреца. Святилища Сераписа были и у греков — в Дельфах и Афинах.

Римский историк Аммиан Марцеллин упоминал храм Сераписа в Александрии так: «Его великолепие таково, что простыми словами это описывая, вы поступите несправедливо - его огромные залы с колоннами, богатством реалистичных статуй и другие произведения искусства ставят его рядом с Капитолием, который является символом вечности с незапамятных времен в Риме, делают самым величественным зданием в мире. В нем содержатся две бесценные библиотеки».

Это - Африка. Где сейчас это величественное здание, которое простояло шесть веков? Что мы знаем о книгах тех библиотек? Говорит ли вам что-нибудь вообще имя Серапис? Ах да, осталось православное имя Серапион, которым наши предки иногда называли детишек. Но сейчас это имя большая редкость. Немодно.

Всё было разрушено, буквально стёрто с лица земли, книги сожжены, а статуи разбиты, за исключением немногих образцов, отошедших в запасники музеев Церкви, с назидательной целью показать кому поклонялись язычники.

Когда вы смотрите на великолепные образцы фаюмской живописи двухтысячелетней давности, выполненной в сложной технике энкаустики, не нужно забывать, что это часть культа Сераписа, распространенного в фаюмском оазисе. Искусствоведы всегда забывают сказать восторженным зрителям в музеях, что эти натуралистические портреты размещались на лицах мумий, завернутых саваны. Давайте посмотрим на один из таковых портретов:

Это изображение жреца Сераписа, которого можно узнать по характерной семиконечной звезде на его диадеме, а также трем прядям волос под ней. Семиконечная звезда - один из символов Сераписа. Сераписа называли Теон Гептааграммотон - бог с именем из семи букв. Портрет этот сейчас висит на стене Британского Музея.


Чтобы вы лучше представили ту эпоху, время перемен, момент перезагрузки матрицы, я не удержусь от того чтобы дать еще один портрет:

Красивая женщина. И необычайного яркого ума. Последний библиотекарь храма Серапеум. Философ, математик, астроном. Схоларх Александрийской школы неоплатонизма. Изобретатель астролябии, при помощи которой моряки находили дорогу в море, и планисферы, которой пользовались тысячу с лишним лет спустя Коперник и Тихо Браге. Что, не слишком это вяжется с нашими представлениями о язычестве и ученых?

Это - Гипатия, одно из возможных ее изображений. Её зверски убили, после того как сожгли библиотеку и разгромили университет, не оставив камня на камне.

Произошло это, по описанию христианского историка Сократа Схоластика, так: «Оттого, что она очень часто беседовала с Орестом (префектом, городской главой), то её общение с ним подало повод к клевете в церковном народе, будто бы она не дозволяла Оресту войти в дружбу с Кириллом (епископом). Посему люди с горячими головами, под начальством некоего Петра, однажды сговорились и подстерегли эту женщину. Когда она возвращалась откуда-то домой, они стащили её с носилок и увлекли в церковь, называемую Кесарион, там, обнажив её, умертвили черепками (устричными раковинами), разорвали на части, а куски тела снесли на место, называемое Кинарон, и там сожгли. Это причинило немало позора и Кириллу, и александрийской церкви, ибо убийства, распри и все тому подобное совершенно чуждо мыслящим по духу Христову. Упомянутое событие произошло в четвёртый год епископства Кирилла, в десятый консульства Гонория и шестой Феодосия, в месяце марте, во время поста».

Во время поста (!), в церкви (!), обнажили (!), содрали с живой кожу (по другим свидетельствам), разрезали на куски и сожгли. Христиане? Что это было? Древний теракт?

Понёс ли кто какую-либо ответственность за это - история умалчивает. Скорее нет. Но вот Кирилл был канонизирован Церковью как святитель. Кто-то винит его в подстрекательстве, но официальная позиция Церкви в том, что он не был виновен в смерти Гипатии.

Я тоже склоняюсь к этому мнению. Кирилл, как пишут, сам с удовольствием посещал ее лекции по философии и риторике. Но факт остается фактом.

Профессор П.Ф.Преображенский, русский историк и этнограф (во время отбытия наказания в Ухтижемлаге расстрелянный «чекистами»), писал по этому поводу во вступлении к книге «Гипатия»: «…Христианская церковь чувствовала некоторую неловкость за кровавую расправу с Ипатией. Приходилось тщательно выгораживать Кирилла Александрийского, чтобы снять с этого признанного авторитета клеймо погромщика… По странной иронии судьбы Кирилл, этот ревностный и неутомимый борец за достоинство христианской богоматери, как девы и матери не человека, а именно Бога, оказался идеологическим вдохновителем гнусного растерзания девушки…»

С.С. Аверинцев, пытаясь оправдать действия «суеверных современников », писал, что, мол, александрийские ученые таковыми не могут считаться в глазах христиан, поскольку с глубоким внутренним убеждением сами выдавали себя за магов. «Чем они не были, так это мучениками науки. В лучшем случае они были мучениками языческой религии».

Можно с этим согласиться. С другой стороны - а слабо изобрести что-нибудь простенькое, астролябию там… или ареометр какой. Как Гипатия это сделала. И что это будет в итоге, магия или наука? Вот вам флейта - сыграйте что-нибудь…«Любая по настоящему продвинутая технология или наука мало отличима от магии». Фразу приписывают А.Кларку, но автор ее С.Лем. В общем, авторство здесь не так важно. Важно, что это утверждение верно.

Как бы то ни было… этой мученической смертью, как красной точкой, был обозначен конец университетской Александрии, как научного центра. Если где-то пишут, что храмы эти «сгорели при пожаре» или «разрушились от землятресений» - лукавят. Штурм александрийского Серапеума вооруженной толпой был воспринят как символ окончательной победы христианства (а если быть последовательными, приняв во внимание и ислам - авраамических религий) над язычеством. В один момент было закрыто два проекта: «Египет» и «Античность». А вы говорите, что нельзя убить сразу двух зайцев одновременно.

Сразу после того пришло время так называемых «Тёмных веков».

Повелитель глубин.

Представления о том, что поклонение Серапису носило искусственный характер, связанный с политическими амбициями египетских фараонов, включая Александра Македонского, тоже достаточно искусственны, поскольку нет единого мнения о его происхождении. Остановимся на нескольких.

Египетская, точнее мемфисская, версия объясняет его имя как синтез Осириса и Аписа, священного быка. Хотя точная природа признаков, которые взяты от Осириса и Аписа, не ясна, но представляют так, что Серапис это форма, которую Апис принял после смерти. Апис - это «Ка» и в прямом смысле и переносном.

Сераписа считали одной из ипостасей Митры и возводят его имя к иранскому эпитету хшатрапати — «Господин Царства». Не знаю как вам, а мне кажется что Серапис и хшатрапати слишком разные по звучанию слова. Смысл может быть верен.

Тацит писал в «Истории», что в деревне Ракотис, на месте будущей Александрии, издавна существовал храм Сераписа и Изиды и тогда естественно предположить, что бог гораздо древнее, чем считается. Оттуда дошли интересные изображения Сераписа и Изиды.

Да, - именно так изображали в отдельных случаях Сераписа. В виде Змея. Его называли «Дракон Мудрости» или «Священная Змея». Египетская секретная школа философии делилась на Малые и Великие мистерии. Малые посвящались Изиде, Великие - Серапису. В Великих Мистериях разрешалось участвовать только жрецам. Как утверждал один из первых египтологов Д.Г. Уилкинсон в книге «Поведение и привычки египтян», - даже наследнику трона не делалось исключения; только по достижении им положения фараона, когда он автоматически становился жрецом и временным главой государственной религии, он допускался на них. Секреты мистерий охранялись строго - чужие на них не присутствовали.

Змея на его изображениях присутствует всегда. Иногда Серапис держит змею, иногда она обвивает его полностью или присутствует на левой ноге, как на изображениях Пацуцу. Иногда Серапис стоит на змее, драконе или другой рептилии, вроде крокодила, используя его как постамент, основание. Отличительная особенность изображений бога - корона-цилиндр, похожая на монашеский клобук, в виде «модиуса» - меры зерновых. По крайней мере (прошу прощения за тавтологию), так считают - что на голове бога ведёрко с зерном. Дескать, это символ плодородия. Так и пишут в энциклопедиях - Серапис древнеегипетский бог плодородия.

Хлеб может быть связан с плодородием, а как с ним связана змея?


Версия Плутарха, изложенная в «Об Изиде и Озирисе»:

«Птолемей Сотер увидел во сне колоссальную статую Плутона в Синопе, не зная, как она выглядит и никогда ее не видев в натуре, во сне же статуя просила его как можно скорее перенести ее в Александрию. У него не было ни информации, ни возможности узнать о том, где эта статуя находится, но, рассказав о своем видении друзьям, он узнал от много путешествовавшего Сосибия, что тот видел в Синопе точно такую же статую, как ту, что царь, по его мнению, видел во сне. Поэтому, Птолемей послал в Синоп Сотела и Дионисия, которым после долгого времени, с большими трудностями и не без божественной помощи, удалось украсть статую и увести ее. Когда они привезли ее в Египет и показали, Тимофей, интерпретатор священных законов, Манефон сибеннит и их сотрудники предположили, что это статуя Плутона, основывая свое мнение на Цербере и змее, связанных с ней, и убедили Птолемея, что эта статуя никого иного из богов, нежели Сераписа. Он определенно не носил этого имени, когда он прибыл из Синопа, но после его появления в Александрии, он принял то имя, которое Плутон носит среди египтян, а именно - Серапис»

Таким образом выходит, по Плутарху, Серапис - это Плутон, бог подземного мира. Аид, говоря по-гречески, с его мрачным царством и властью над тенями умерших.

Что-то с «плодородием» не совсем вяжется, не кажется ли вам? Тогда что у него на голове? Ведерко это, или корзинка - штука загадочная. Судя по всему, по количеству разнообразных форм, не всегда понимали ее утилитарное значение и сами ваятели. Возможно жрецы не считали нужным снисходить до объяснений мастерам, а просто говорили - «сделай так». На полном серьезе некоторыми исследователями утверждается, что предмет этот закрывает рога. Мол, у хеттов был ритуальный текст, известный как «хроника Пухану» в котором была упомянута корзинка на голове человека, который превратился в огромного быка и, подвигая гору, сломал рог. Это увечье и было прикрыто корзинкой. Корзинка и бык - как предполагают, явная связь с мемфисским мифом об Аписе. А значит, и Серапис имеет хеттское происхождение.

И еще одна версия, хронологически самая ранняя в источниках, и наиболее похожая на правду. Во всяком случае, с точностью объясняющая происхождение имени бога.

Согласно Арриану, когда Александр Македонский был уже смертельно болен, его друзья решили переночевать в храме Сераписа, чтобы получить во сне предсказание оракула о возможности спасения царя. Действие происходило в Вавилоне, и было зафиксировано в «Эфемеридах», официальном дневнике, который велся при дворе Александра. Некоторые исследователи указывают на то, что «храм Сераписа», названый так Аррианом мог быть на самом деле храмом бога Эа (Энки), эпитетом которого было Sarapsi - "Царь Глубин". «Царь Бездны». Или «Царь Океана», «Владыка пресных вод» - это смотря как понимать слово «апсу». Этимологию слов SAR-SER мы уже разбирали. И SAR здесь может быть истолковано как «царь», «повелитель», и слово «Змей» тоже уместно.

Серапис - Энки? Если так, то ему в этот раз не удалось отыграть реванш у Энлиля.

Все концы сошлись, кроме корзинки на голове. Мы вернемся к ней (корзинке) позже, потому как не станем слишком удаляться от конкретной темы.

Вы помните чем закончилась предыдущая глава? Посмотрите еще раз на схему. Представленная в аркане №10 модель мироустройства, синтеза Мира Бытия, выражена взаимодействием двух противоположных сил: Сетом-Тифоном, который представлен как существо рептилоидное и Гермесом-Анубисом, в виде киноцефала. Удерживает систему в равновесии Лев-Керуб - Сфинкс, вооруженный мечом. Весь этот агрегат представляет собой механизм, который объединяется (или запитывается?) двумя переплетенными змеями. Иначе эта идея выражена символом Сераписа, который помещают возле его ног. А иногда и прямо ассоциируют с ним.

Волк, лев и пёс переплетены двумя змеями, как кадуций и представляет единое целое.

Трактовать символ можно всяко, что и делали бесчисленное количество раз, пытаясь разрешить эту загадку при помощи универсальной ярлыковой системы распознания, когда отношение к происходящим событиям или предмету изучения, вырабатывается путем сравнения их с внутренними убеждениями, основанными на субъективном опыте. Это когда словечко «олицетворяет» связывает несколько понятий вроде «плодородие», «мудрость», «стороны света» и вызывает другие поэтические ассоциации, вроде «мудрость змеи». Разберем это на одном из примеров.

Тициан, судя по этой работе, где-то в Ватикане явно видел статую Сераписа, или посещал развалины его храма, которые, к слову, итальянцами сохранены и доcтояли до нашего времени. Их можно посмотреть. Но вот что пишут по поводу картины искусствоведы.

«Имеет глубокий философский смысл картина «Аллегория времени». В античной мифологии языком символов пользовались, чтоб точнее обозначить те или иные понятия, усилить выразительность образа. Возраст зрелого мужчины Тициан сравнивает со львом - все в его власти, он правит миром, а возраст молодого человека с доверчивой готовностью молодой собаки нести службу, старости достается мудрость, глубокое знание жизни, одиночество и физическая немощь».

Ну а чего… - поэтично. Хотя и очень спорно - очень часто именно немощные старцы правят миром. На самом деле картина называется «Аллегория благоразумия» и снабжена в верхней части буковками, из которых складываются слова «EX PRAETERITO/PRAESENS PRUDENTER AGIT/NE FUTURA ACTIONẼ DETURPET». Что означает подстрочно - прошлое/настоящее действует осмотрительно, чтобы не испортить будущие действия. Иными словами: Благоразумие - память о прошлом, организованном в настоящем, для того чтобы созерцать будущее.

Не правда ли, несколько иной смысл получается? Если еще учесть, что моделью художника послужил объединенный символ Осириса, Сета, Анубиса, Сераписа, Плутона и Энки. Богами, так или иначе, представляющими мир подземный.