Конспект НОД "Подвижные игры как средство развития социального интеллекта".

Небылицы – упражнения, развивающие мышление ребенка.

Небылицы, нелепицы - стишки, наполненные различной несуразицей. Зачем ребенку рассказывать абсурдные и очевидно нелогичные истории? Однако почему-то небылицы многие века не исчезают за ненадобностью. Что же такое небылицы и зачем они нужны нашим детям?

В первые годы жизни ребенок усваивает колоссальный объем информации: язык, правила поведения, взаимоотношения с окружающими, с миром. Развитие ребенка во многом зависит от того, насколько взрослые готовы помочь ему в освоении мира и поспособствуют в том, чтобы ребенок научился доверять или не доверять окружающим, насколько будет готов отделять правду ото лжи, вымысел от реальности.

В этот период освоения жизненных правил и понятий на помощь детям приходят небылицы. На примерах откровенно нелепых, невозможных ситуаций, ребенок познает действительность и учится различать правду и вымысел, отделять присущие и неприсущие предметам и явлениям свойства и характеристики.

Многие небылицы пришли к нам из давних времен, многие написаны современными авторами. Знакомясь с народным творчеством, ребенка обогащает словарный запас, знакомится с новыми понятиями.

Еще К.И. Чуковский, написавший не один стих-небылицу, отмечал, что развивающийся ребенок со временем начинает экспериментировать не только с предметами, но и со словом и мыслью. Небылицы по своей сути представляют собой интеллектуальные детские игры, которые способствуют гармоничному развитию ребенка. Умение дифференцировать предметы или объекта, сопоставлять с их функциями, приписывать предмету новые, неприсущие ему признаки, по сути, есть тренировкой формирования логического мышления. «Жонглируя» словами, признаками, характеристиками ребенок учится оперировать понятиями, познает норму, оценивает адекватность мира. Потешные забавные стишки вызывают у ребенка смех, развивают чувство юмора, которое поможет во взрослой жизни относиться с иронией ко многим жизненным ситуациям. Положительные эмоции, которые доминируют в отношениях взрослых и детей укрепляют их отношения, вызывают чувство доверия. Яркие фантастические образы, отраженные в перевертышах, способствуют развитию творческого воображения ребенка. Знакомство с небылицами и дальнейшее их творческое домысливание, собственное сочинение дает благоприятную почву для формирования нестандартного словесного творчества.

Сочинение и чтение небылиц далеко не бесполезное занятие, а определенная ступень становления ребенка, важный этап в развитии мышления.

В старшей группе детского сада Программой предусмотрено знакомство с небылицами как одним из жанров фольклор.

Предлагаю конспект НОД по теме «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц», проведенной с детьми старшей группы.

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА»

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе.

Тема «Дидактические игры со словами. Чтение небылиц».

Воспитатель:

Ланская Г.А.

2015г.

Тема. Дидактические игры со словами. Чтение небылиц.

Задачи.

Материал к НОД.

Оборудование.

Проектор, ноутбук, презентация Power Point .

Ход НОД

Воспитатель:

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро.

Длится до вечера.

Воспитатель:

Открываю страницу, читаю.

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Вопросы:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Вопросы:

Неохото, надоело.

Вопросы:

Что ела Жучка?

Почему будку нельзя есть?

А что же она ела? (Булку).

На него я очень зол.

Вопросы:

Воспитатель:

Обращаюсь к Незнайке:

Слайд

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.

Вопросы.

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Показываю новый слайд:

Ехал фикус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.

А такое бывает в жизни?
Что получилось? (Небылица).

Физкультминутка.

А лиса сгребает (сгребает).

А комар кидает (кидает).

На чердак я не пойду,

Буду я хромая (хромает).

Ребята садятся.

Воспитатель (к детям):

5.На сосне растет картошка.

Детям даю задание:

На заборе чепуха
Кушала варенье.
Куры съели петуха
В это воскресенье.

Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!

Наш козел-стрекозел
То-то умный был.
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,

Воспитатель:

Дети:

Воспитатель:

Воспитатель:

Дети:

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять!

Фамилия Ланская

Имя Галина

Отчество Александровна

Место работы МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 7 «СКАЗОЧНАЯ ПОЛЯНКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА ГОРОДА ЗАРИНСКА.

Конспект НОД в старшей группе на тему

« Дидактические игры со словами. Чтение небылиц».

Цель. Развивать связную речь, память, внимание, мышление, воображение.

Задачи.

Учить детей самостоятельно составлять небылицы, активизировать речь детей.

Развивать воображение и фантазию.

Воспитывать интерес к художественному жанру «Небылицы».

Предшествующая работа: чтение сказок К.И.Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; «Краденое солнце», «Мойдодыр», «Тараканище», «Айболит», Б.Заходера «Кит и кот».

Разучивание небылиц, инсценирование небылиц.

Материал к НОД.

Иллюстрации произведений К.И.Чуковского «Федорино горе», «Путаница»; Б.Заходера «Кит и кот»; «Небылицы в лицах».

Для детей: полотно с набором картинок для составления небылиц;

колпаки скоморохов (2), платья (2), крынка с венчиком, чашка круглая, ложка деревянная, шапочки медведя (2), куклы Незнайка, Скоморох.

Оборудование.

Проектор, ноутбук, презентация Power Point .

Ход НОД

Воспитатель:

(Коммуникативная игра «Доброе утро! ».

Дети встают в две шеренги лицом друг к другу).

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро (выставляют руки вперед и прислоняют ладошки).

Доброе утро солнцу и птицам (поднимают руки вверх, тянутся).

Доброе утро улыбчивым лицам (машут правой рукой и улыбаются друг другу).

И каждый становится

Добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро.

Длится до вечера.

- Ребята, поздоровайтесь с нашими гостями и подарите им ваши улыбки. А теперь посмотрите на меня и подарите улыбку мне. Вы заметили самого маленького, тихого, скромного гостя в группе? Кто это? (Незнайка).

Воспитатель:

Правильно, это Незнайка. Пришла я утром на работу и вижу: Незнайка, печальный, в дверях стоит, а в руках книгу теребит. Он стихи сочинил и стал читать у себя в Солнечном городе ребятам, поэту Цветику. Но ребятам стихи не понравились, сказали, что таких стихов не бывает, и запретили Незнайке их кому-либо показывать.

Обиделся Незнайка на друзей и просит книгу со стихами в детский сад ребятам в подарок передать: «Почитайте мои стихи, пусть ваши ребята скажут: правда ли стихи мои плохие». Прочитаем, ребята, стихи Незнайки? (Да). Сейчас, Незнайка, мы с ребятами прочитаем твои стихи. Ты садись здесь повыше и слушай нас внимательно. Вы, ребята, тоже будьте внимательны, объясним Незнайке, в чем причина его неудачи.

Открываю страницу, читаю.

Дидактическая гра «Слово заблудилось».

Цель игры – формировать умение подбирать точные по смыслу слова.

Правила игры. Взрослый читает стихотворение, а ребенок должен заметить смысловые несообразности и подобрать нужные слова.

1.Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:

Там ползет зеленый лук (жук) с длинными усами.

Вопросы:

Кто ползет? Как вы думаете, куда лук ползет? (Он растет, тянется вверх). Лук может ползти? (Нет) Тогда кто же ползет? (Жук). Что перепутал Незнайка? (Слово перепутал). Незнайка, ползет жук, а не лук!

2.Врач напомнил дяде Мите: «Не забудьте об одном:

Обязательно примите десять цапель (капель) перед сном».

Вопросы:

Что врач назначает больному? (Цапли).

Может быть такое лекарство? (Нет).

Что тогда назначил врач? (Врач назначил капли).

Что снова перепутал Незнайка? (Слово перепутал Незнайка).

3.Жучка будку (булку) не доела.

Неохото, надоело.

Вопросы:

Что ела Жучка?

Почему будку нельзя есть?

А что же она ела? (Булку).

4.Забодал меня котел (козел),

На него я очень зол.

Вопросы:

Что такое котел? (Он не может бодать). А кто бодал? (Козел, потому что у него есть рога).

И снова, в чем ошибка? (Слово перепутал Незнайка).

Ребята приходят к выводу, что Незнайка перепутал слова.

Воспитатель:

О чем получились у Незнайки стихи? (О том, чего в жизни не бывает). А если в жизни не бывает того, о чем пишем, как мы называем такие стихи? (Небылицы).

Молодцы, правильно. Это небылицы. Интересные небылицы написал Незнайка? (Интересные, смешные).

Обращаюсь к Незнайке:

Хорошие у тебя стихи, Незнайка, и ребятам нравятся, только они называются небылицы. Поэтому твои небылицы не понятны ребятам из Солнечного города, потому что в них они увидели неправду. Ты им скажи, что кроме стихов бывают небылицы, пусть они знают об этом.

- Ребята, Незнайка еще и на слайде нам прислал стихотворение. Прочитаем, что же в нем не так.

Слайд . Дидактическая игра «Что не так?».

Читаю стихотворение, анализируем, уточняем, что может быть «не так».

Ехал Ваня на коне,
Вел собачку на ремне,
А старушка в это время
Мыла фикус на окне.

Вопросы.

Какие действующие лица в стихотворении?

Кто ехал на коне?

Кого вел Ваня? Как вел?

Что делала старушка?

Где стоял фикус? Что такое фикус? Что в стихотворении не так? (Все правильно, здесь нет вымысла).

Я хочу вам предложить это стихотворение перестроить в небылицу. Как? (Мы так переставим слова, так запутаем, чтобы получилось смешно). Как же здесь можно перепутать героев и их действия? (Пробуют переставить местами героев, рассказывают получившуюся небылицу).

Показываю новый слайд:

Ехал фикус на коне,
Вел старушку на ремне,
А собачка в это время
Мыла Ваню на окне.

Дети рассматривают картинку на слайде, рассказывают новую небылицу.

А такое бывает в жизни?
Что получилось? (Небылица).

Интересно придумывать из стихов запутанные истории? А хотите сами сочинить небылицу? Для этого я дам вам наборы картинок.

Ребята, кажется, Незнайка мне хочет что-то сказать… (подхожу к кукле, наклоняюсь и «слушаю»). Незнайка говорит, что он устал, хочет сделать зарядку и приглашает вас. Выходите, ребята, на середину группы, вам тоже отдохнуть самое время.

Физкультминутка.

Старый заяц сено косит (косят сено),

А лиса сгребает (сгребает).

Муха сено к возу носит (несет, делает шаги),

А комар кидает (кидает).

Довезли до сеновала (руками крутят колеса).

С воза муха закричала (головой крутит):

На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду (шагает на месте),

Ноженьку сломаю (прыгают 4 раза),

Буду я хромая (хромает).

Ребята садятся.

Раздаю детям полотно с набором картинок.

Воспитатель (к детям):

Вы запомнили, как составить небылицу? Как? Сейчас вы в парах составите по одной небылице (составляют, рассказывают).

Небылицы могут получиться разные. Например, такие:

1 Собака садится играть на гармошке.

2.Ныряют в аквариум рыжие кошки.

3.Внучкина бабушка в куклы играет.

4.Цветы малышей поливают из лейки.

5.На сосне растет картошка.

Интересно составлять небылицы? Чем они интересны? (Смешные).Зачем составляли небылицы? (Веселиться).

А вы знаете, что небылицы люди придумывали на Руси уже давно. Раньше не было ни телевизоров, ни компьютеров, а после тяжелой полевой работы людям хотелось отдыхать, веселиться. Они сочиняли разные смешные истории. Потом, позже, их рассказывали уже скоморохи на ярмарках. Вы знаете, кто такие скоморохи?

Они выглядели так (слайд). Скоморохи играли на музыкальных инструментах (балалайка, бубен), водили с собой медведя. Так они веселили народ. К нам сегодня в гости нагрянули скоморохи. Смотрите, какие они яркие, нарядные, шумные и медведей с собой привели. Выходите, скоморохи, повеселите нас. (Переодетые в скоморохов дети читают небылицы).

Детям даю задание:

Постарайтесь запомнить небылицы, а потом назовете, какие удалось запомнить.

Выступление скоморохов. (Двое детей в шапочках медведей, у одного ребенка крынка с венчиком – взбивает сметану, у другого – чашка с деревянной ложкой, в чашке мука).

На заборе чепуха
Кушала варенье.
Куры съели петуха
В это воскресенье.

Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один сбивал сметану,
Другой молол муку.

Раз ку-ку, два ку-ку –
Оба шлепнулись в муку!
Нос в муке, рот в муке,
Ухо в кислом молоке!

(Показывают касанием руки «нос в муке, рот в муке, ухо в кислом молоке»).

Наш козел-стрекозел
То-то умный был.
Он и тесто месил,
Он и печку топил,
Творогом лепешки смазывал,
Песни пел и сказки сказывал,

Песни-сказки небылицы, небывальщины,
Небывальщины да неслыхальщины. (Последние две строки говорят все вместе).

Воспитатель:

Понравилось слушать? Что вы слушали сегодня? (Небылицы).

Какие вам запомнились небылицы?

А еще что вы делали? (Составляли небылицы). Скажите, как нужно составлять небылицы? (Неправильно говорили предложение, чтобы получилось то, чего на свете быть не может). Помогли Незнайке разобраться в его творчестве.

Что Незнайка сочинил? (Небылицы). Только друзья Незнайки не знают, что, кроме стихов, бывают небылицы, смешные, веселые, но Незнайка им обязательно об этом расскажет. А книгу свою он оставляет в детском саду - это подарок его нам.

Нужно поблагодарить Незнайку.

Дети:

Хорошие, Незнайка, получились у тебя небылицы. Спасибо тебе. Сочиняй и приноси нам, мы с удовольствием будем читать.

Воспитатель:

Сегодня активны были: (даю оценку активности детей).

Сейчас вы покажете, какое настроение у вас после чтения книги Незнайки. Ответьте на мои вопросы движениями:

Если весело тебе – ты три раза топни;

Если весело тебе – ты три раза хлопни;

Если весело тебе – ты к солнцу потянись!

Если весело тебе – ты всем улыбнись!

Воспитатель:

Я рада, что наша встреча вам принесла большое удовольствие.

А теперь пора прощаться с гостями.

Дети:

Мы хотим вам на прощанье

Всем здоровья пожелать.

До свиданья, до свиданья,

Приходите к нам опять!

И ты, Незнайка, не стесняйся к нам обращаться за помощью. Мы теперь твои друзья! Будем снова ждать тебя в гости. Слайд 8

Ехал Ваня на коне, А старушка в это время Вел собачку на ремне, Мыла фикус на окне.

Ехал фикус на коне, А собачка в это время Вел старушку на ремне, Мыла Ваню на окне.


Министерство образования и науки Самарской области
государственное бюджетное общеобразовательное учреждения
Самарской области средняя общеобразовательная школа
с. Красный Яр муниципального района Красноярский Самарской области
Структурное подразделение «Детский сад №1 «Ромашка»»

Конспект
Непосредственной образовательной деятельности
с детьми среднего дошкольного возраста
«Познание» Игры с песком

Воспитатель: Т.Н. Медведева

с. Красный Яр
2013 г.
Интеграция образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура», «Художественное творчество»
Виды детской деятельности: познавательно–исследовательская двигательная, коммуникативная, игровая, художественная.
Цель: Вовлечение детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств песка, развитие познавательного интереса.
Задачи:
Образовательные: Формировать представления о характерных свойствах песка: сыпучий, сухой, сырой; лепится, когда влажный; изменение цвета песка под воздействием воды.
Развивающие:
1. Развивать умения выдвигать гипотезу, сравнивать, делать выводы.
Совершенствовать связную речь, обогатить словарный запас детей словами: влажный, сыпучий, сухой, сырой.
2. Развивать мелкую моторику, память, внимание, мышление, коммуникативные умения.
Воспитательные:
1. Воспитывать умение слушать взрослого, понимать и выполнять поставленную задачу,
2. Воспитывать интерес к совместным занятиям, аккуратность в работе с песком.
Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:
Умеет понимать и выполнять поставленную задачу, аккуратно работать с песком,
Имеет представление о свойствах песка.
Способен выдвигать гипотезы.
Умеет делать выводы.
Оборудование: Емкость с песком, лейка с водой, магнитофон, диск с аудио записью. Формочки, совочки, емкости с клейстерам, кисточки, заготовки с изображением Мишек, баночки с сухим песком, влажные салфетки, разносы – по количеству детей.

Ход непосредственной образовательной деятельности.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята, давайте с вами познакомимся. Меня зовут Татьяна Николаевна, а вас
Дети: называют свои имена.
Воспитатель: А какое сейчас время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: правильно сейчас зима. Ребята, а когда ярко светит солнышко, много цветов, люди купаются, как называется это время года?
Дети: Лето.
Воспитатель: правильно лето. А вам нравится лето?
Дети: ответы детей
Воспитатель: Давайте закроем глазки и представим, что начинается лето.
(Дети закрывают глазки, звучит музыка)
Воспитатель: откройте глазки, вот мы и попали в лето.
Воспитатель: Ой, а вы слышите кто-то плачет мне кажется, что это плачет вот этот медведь. (подходит к игрушке-мишке).
Воспитатель: Что случилось Мишутка?
Медведь: Меня мама попросила отнести игрушки для песка зверятам в лес, а я стал сними играть и в песке потерял все игрушки
Воспитатель: Не плачь Мишка, мы тебе сейчас поможем, правда ребята?
Дети: - Да.
Воспитатель: Ребята как мы с вами можем помочь Мишке?
Дети: - Можем, отправится в лес и поискать их там.
- Купить в магазине,
- Нарисовать игрушки.
- Поискать игрушки в песочнице
Воспитатель: Правильно. Посмотрите, а вот и песочница. Где скорей всего Мишка потерял свои игрушки.
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой сухой песок, вот он и засыпал все Мишкины игрушки.
Воспитатель: А что мы должны сделать, чтобы найти игрушки в песке?
Дети: Дети выдвигают предложения.
Можно раскопать песок.
Высыпать песок из песочнице.
Воспитатель: Давайте мы с вами возьмем лопатки и попробуем откапать Мишкины игрушки.
·
(дети откапывают игрушки из песка)
Воспитатель: Вот Мишка мы и нашли все твои игрушки.
Мишка: Ой, спасибо! А я люблю делать фигурки из песка. А у меня они сегодня почему-то не получаются.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы попробуем сделать фигурки из песка. Возьмите песок лопаткой, насыпьте его в формочку и прихлопните. Теперь попробуем сделать фигурки на дощечках.
Дети: (пробуют сделать фигурки)
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете почему у Мишки и у нас не получаются фигурки?
Дети: Фигурки не получаются потому что песок сухой. (ответы детей)
Воспитатель: Ребята, а что еще можно сказать про песок какой он?
Дети: рассыпчатый, сыпучий
Воспитатель: Правильно песок сухой, рассыпчатый, сыпучий. Давайте повторим слово «сыпучий» все вместе.
Дети: сыпучий
Воспитатель: А что нужно сделать, чтобы из песка получились фигурки?
Дети: Нужно песок намочить.
Воспитатель:
Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Если ты его намочишь,
То построишь всё что хочешь.
Воспитатель: Правильно ведь мокрый песок может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, мокрый песок слипается. А мы сейчас польем его водой (поливаем песок водой из леек)
Воспитатель: Посмотрите, что произошло с песком?
Дети: Песок намок и стал темный.
Воспитатель: Правильно от воды песок потемнел и стал мокрым или можно сказать влажным, сырым. Потрогайте песок, каким он стал?
Дети: Песок стал влажным и сырым. (ответы детей)
Воспитатель: А теперь давайте попробуем сделать фигурки из мокрого песка.
(воспитатель делает с детьми фигурки из песка)
Воспитатель: Получились фигурки?
Дети: Да фигурки получились. (ответы детей)
Воспитатель: Давайте все лопаточки и формочки сложим в ведерко и отдадим Мишутке.
Мишка: Спасибо, вам ребята теперь я знаю, что фигурки делают не из сухого песка, а из мокрого, сырого.
Воспитатель: Ребята я сейчас полью из леечки водичку, вы по очереди помойте ручки и протрите их салфеткой.
Воспитатель: Ребята, а из песка можно сделать не только фигурки, но и картины. Давайте сделаем портрет Мишутки.
Дети: Давайте.
Воспитатель: Я приглашаю вас подойти к столам, где расположено все не обходимое для того, чтобы сделать портрет.
(Дети подходят к столам)
Воспитатель: Ребята, посмотрите какой у вас в стаканчиках песок?
Дети: В стаканчиках песок сухой.
Воспитатель: Правильно сухой, а сухой песок какой?
Дети: сыпучий.
Воспитатель: Правильно сыпучий, мокрый песок не может сыпаться. А сейчас с помощью кисточки нанесите клей на ушки, лапки, животик (воспитатель помогает детям)
Воспитатель: Теперь берите песок щепоткой и сыпьте на те части туловища, где нанесен клей. (дети «рисуют» сухим песком)
Воспитатель: Молодцы, у вас хорошо получается. Протрите ручки влажной салфеткой. Пока клей высыхает, давайте поиграем в игру «Солнышко и дождик».
Воспитатель: Молодцы. Подойдем к столам, отряхнём листок от лишнего песка, посмотрите какие красивые портреты получились.
Воспитатель: Каждый из вас может взять себе портрет Мишкин на память о нашей с вами встрече. Мне очень понравилось с вами вы все любознательные, активные и интересные собеседники. Я надеюсь, вам тоже понравилось, и вы много узнали нового и интересного. А сейчас давайте, по прощаемся с нашими гостями и пройдем в группу.

Рисунок 10ђЗаголовок 115

Ирина Бундеева
Конспект НОД «Народные игры»

«НАРОДНЫЕ ИГРЫ »

Цель : целостное духовно-нравственное развитие детей, в процессе освоения культуры своего народа .

Задачи :

1. Воспитывать интерес к национальной культуре, народному творчеству , обычаям, традициям, обрядам, народному календарю , к народным играм .

2. Расширение кругозора, познавательной деятельности. Развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей.

3. Способствовать развитию всех компонентов детской игры : обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог.

Материалы и оборудование : четыре шкатулки, тюбетейка, чувашское вышитое полотенце, мордовский головной убор и пояс, балалайка, три конверта с разрезными картинками «Угадай праздник» , голубая лента, музыкальное сопровождение, ноутбук, экран, слайды

На святой Руси Необычный день начинается.

Фестиваль игры приближается .

Собрались мы здесь Со своей игрой – необычною, народною .

На фестиваль, посвящённый народным играм , прибыли представители народов , живущих в нашем селе. Встречайте!

Гостеприимные русские. (входят дети в русских костюмах, под музыку)

Мы живем в России,

У нас леса густые,

У нас березы белые.

И небо наше чистое,

И реки наши быстрые.

Дружные чуваши. (входят дети в чувашских костюмах, под музыку)

Мы всегда тобой гордились Милый край, наш общий дом. Здесь родились и сроднились, Дружно вместе мы живём! Весёлые татары. (входят дети татарских костюмах, под музыку) Мы несём с большой любовью Дружбу наций, веру, быт. Этим я горжусь – не скрою, Дух единства – крепкий щит! Добрые мордва. (входят дети в мордовских костюмах, под музыку) Край наш Челно-Вершинский, как сказочный дом. Всем нам уютно и радостно в нём. Всё в нашем доме мы делаем вместе - Сказки читаем, песни поем, Любим лепить, рисовать и играть, Музыку слушать и танцевать. Всех я вас приветствую! Ведущая : Не хотите ль поиграть? Свою удаль показать? Дети : Отчего ж не поиграть? Играм всегда рады! А будут ли награды? Ведущая : А наградой будет смех, дружный и весёлый. Что же привезли наши гости, давайте посмотрим. Открывает первую шкатулку. Ведущая : Что это? Дети : Тюбетейка – головной убор для мужчин. Тюбетейку принято украшать бисером, вышивать красивыми узорами, разноцветными нитками. Ведущая : Ребята, вспомните и назовите татарский национальный праздник, который очень любят и взрослые, и дети. Дети : Сабантуй, это песни, это пляски, это веселье и смех, это народные игры . Ведущая : Молодцы, правильно. Сабантуй – сельский праздник и отмечается он в честь окончания весенних полевых работ. Сабантуй в переводе означает «праздник плуга» . Ребята, глядя на экран, назовите традиционные национальные игры на Сабантуе . Дети : 1 слайд – Бой мешками 2 слайд - Татарская борьба на поясах 3 слайд - Конные скачки. Ведущая : Ребята, какую игру вы привезли на фестиваль? Дети : Татарскую народную игру «Тимербай» Ведущая : Спасибо! Открывает вторую шкатулку. Ведущая : Дети, что это? Дети : Это мордовский головной убор женщин – Пончо Ведущая : А это что? Дети : Пулай – пояс, он сделан из монет, и колокольчиков? Ведущая : Мордовский народ очень любят играть в свои народные игры . В мордовских играх изображается труд взрослых : сев, уборка урожая, охота, защита от коварных зверей. Ребята, в какие мордовские народные игры вы уже играли ? Дети : «Круговой» , «Котел» Ведущая : А в какую игру вы хотите поиграть. Дети : Игра «Раю-раю» Игра «Раю-раю» Ведущая : Спасибо вам. Открывает третью шкатулку. Ведущая : Что это? Дети : Вышитое полотенце. Ведущая : Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. 1 слайд. Чувашский народ – с давних времен славится своими вышивальщицами. 2 слайд. Обратите внимание на красоту и своеобразие орнамента. 3 слайд. Вышивка не только украшает одежду, но и служит оберегом, защитой от плохого. Узоры на одежде оберегают руки, ноги, грудь – сохраняя здоровье, силу, ловкость. Дети : Об этом говорит наша игра «Иголка, нитка, узелок» . Ведущая : Спасибо! Открывает последнюю шкатулку. Ведущая : Русский народ всегда любил повеселиться. Балалайка является символом веселья. А веселятся люди на праздниках. Но здесь есть еще конверты, что это? Дети : А это наши загадки «Угадай праздник» Ведущая : Ребята, чтобы отгадать необходимо, собрать картинку из частей. Ребята, договоритесь с кем вы будете собирать пазлы и выбирайте себе конверт. Дети за столами собирают из частей картинку (Рождество, Масленица, Троица (праздник русской березки) Ведущая : Хорошо, молодцы! Загадки отгадали. А теперь поиграем. Ведущая : А вы в какую игру хотели б поиграть? Дети : «Заря – заряница» Ведущая : Спасибо! Ребенок читает стихотворение : Челно-Вершинский край, моя земля Родимые просторы! У нас и реки и поля Холмы, леса и горы Народы , как одна семья Хотя язык их разный, Но дружбой мы своей сильны И мы живём прекрасно. Песня – танец «С нами друг» Ведущая : На этом наш фестиваль завершается. Мы рады были всех видеть сегодня, благодарим всех гостей и ждем вас в гости еще раз. До новых встреч.

Подвижные игры как средство развития социального интеллекта

Цели: формировать потребность в физической активности; способствовать развитию ловкости, выносливости, настойчивости; воспитывать уважительное отношение к друг другу, стремление к победе, уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи, ответственности за командные результаты: создать положительный эмоциональный настрой.

Образовательные области : физическая культура; социально- коммуникативное развитие

Материалы и оборудование : карточки с цифрами 2-5; 10-12 ; 2 стойки; обручи 3 синих и 3 жёлтых; 2 одинаковые пирамидки, аудиозаписи с современной музыкой.

Ход

Дети под марш заходят в зал

Воспитатель: Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Ребята, на всероссийском сайте объявлен конкурс « Займись спортом» К нам в садик пришло видеописьмо - вызов. Давайте посмотрим его. (включается видеоролик, где дети играют. В конце ролика говорят: а вам слабо так дружно играть?. Ну что ребята принимаем вызов?

Все собрались? Все здоровы?

Бегать и играть готовы?

    Вот вам первая игра

На карточках здесь цифры у меня,

Какую цифру покажу.

Встать в кружочки попрошу.

Под музыку вы танцуете, как музыка закончится нужно быстро встать в круг. Если я покажу цифру «2», то как встаем? (парами) ,если «3» ,то тройками, если «4», то четверками…..(последний раз дети встают по 12 человек, чтобы получились две команды).(если нет пары, можно пригласить гостей)

Замечательная игра! На две команды поделила нас она.

Одна команда встаёт слева от меня, а другая - справа.

Отгадайте загадку: Нитку за собой ведёт,

Вышивает, платья шьёт,

Очень остренька и колка

Угадали что? …….(иголка).

2 . Предлагаю вам игру » Нитка с иголкой». Вам нужно договориться кто в вашей команде будет иглой, тот встает первым. Игла бежит, обегает стойку, берёт с собой двух игроков, обегает, затем забирает троих и в последний раз - всех остальных. Договоритесь также, кто будут эти следующие двое, трое и остальные. Команды готовы.? Внимание: 1-2-3- начни.

Оценка: Молодцы! Игла в этой команде постоянно следила,чтоб верёвка не порвалась. Она правильно оценила силы команды и поэтому они и пришли первыми.

3 .Итак, следующая игра

«Доберись до берега « называется она

Вот вам «островки» . Нужно добраться до противоположного берега. Кто «намочит ноги»

(дотронется до пола за обручем), выходит из игры. Посмотрим, в чьей команде больше игроков доберётся до другого берега. Итак, 5-4-3-2-1-марш.

Оценка: Молодцы! Эта команда в полном составе добралась до берега, а здесь одному игроку вы позволили утонуть, не поддержали его всей командой.

Оценка: Команды молодцы. Ваша дружба помогла быстро передать обруч и не отступиться другу.

А сейчас под музыку мы опять танцуем, а на её окончание строимся в одну колонну парами.

Ещё одна замечательная игра.

Перемешать команды она нам помогла. Сейчас команды 4 приставных шага влево, вправо шагом марш. 1-2-3-4.

4 .Вот вам новая игра

«Собери пирамидку» называется она

Нужно кольца быстро брать,

И друзьям передавать.

Если вы хотите выиграть,то передавать колечки нужно в той последовательности, в которой они должны быть в пирамидке. Только сначала договоритесь, кто из вас возьмёт на себя ответственность выбирать нужные кольца, а кто будет собирать пирамидку. Договаривайтесь. Внимание:1-2-3- башладык.

Оценка: Молодцы! Вы играли дружно, смогли договориться, учитывали мнения других,

5. Следующее задание « Составь фигуру» У меня на карточках написаны слова. Сейчас вы их прочитаете и каждая команда постарается изобразить то, что там написано. Вы работаете на этом ковре, а вы здесь.

Договоритесь, как вы будете это делать. Внимание. Начали.

Оценка. Молодцы! Оригинально получилось. А гостей мы попросим угадать на что это похоже?(звездочка, снежинка) Дети встают, поворачиваются к гостям и говорят: А вам слабо?

Чтобы конкурс продолжался, мы отправим этот ролик нашим соседям в другие детские сады.

Ребята, вам понравились игры? . А чем они понравились? (мы дружно играли, учились договариваться, помогали друг другу, вместе делали одно общее дело.)

Воспитатель:

Все сегодня удальцы!

Все сегодня молодцы!

Состязались вы с задором

Пусть никто не стал призером,

Вы везде сражались дружно,

Победила все же дружба.

Один за всех и все за одного.

Федосова Ольга Алексеевна – воспитатель МДОУ центра развития ребенка – детского сада №45 «Колосок» Московская область г.о. Подольск

Цель: продолжать знакомить с историей русского народа.

Задачи:

  • привлечь родителей к воспитанию детей совместно с детским садом;
  • формировать коммуникативные отношения;
  • привить любовь к Родине, к традициям русского народа;
  • продолжать знакомить детей с культурой и традициями русского народа, устным народным творчеством и прикладным народным творчеством;
  • создавать определённый настрой, интерес к народному творчеству, формировать чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными праздниками и традициями.

Предварительная работа: беседа с детьми о многообразии русских народных игр, о традициях русского народа; проведение спортивных мероприятий, посвященных русским народным подвижным играм; подведение итогов мероприятий – рисование понравившейся игры.

Оборудование: группа украшена ветками березы; в вазах стоят полевые цветы; на стенах висят картины русской природы; на магнитной доске представлены картинки глиняной расписной посуды, изображения старой избы, печки, одежды русского народа; в группе представлены несколько русских народных костюмов.

Ход занятия

Играет музыка, дети и родители рассаживаются на места. Воспитатель входит в группу в русском национальном костюме.

Воспитатель: Дорогие гости, сегодня необычный день. Мы с вами, как будто отправимся в путешествие в прошлое к русскому народу. Посмотрим, в какие игры играли наши предки даже поиграем в некоторые из них сами, вспомним, какую одежду носили, какую музыку слушали. А я в этом красивом национальном костюме буду вашим сопровождающим.

Я более чем убеждена, что русские народные игры, помогут нам и нашим детям, не потерять своеобразную невидимую связь с предками, и с нашей историей. Что касается детей, то предлагаю вам, хотя бы на минуточку, вернутся в свое детство. Вспомните, те прекрасные годы, когда вы были счастливы и беззаботны. Когда ничего вам не мешало наслаждаться прекрасными мгновениями.

Сегодня, я предлагаю вам, вспомнить о тех чудесных временах. Мы поговорим о самых популярных играх русского народа. Я уверена, что они смогут доставить удовольствие не только вам, но и вашим детишкам.

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания дошкольников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулирует переход детского организма к более высокой ступени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка-дошкольника.

В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьёвками, потешками. Они сохраняют свою художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший, неоспоримый игровой фольклор.

Народные подвижные игры часто сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей.

Наличие правил и требование их исполнения, частая сменяемость водящих ставят участников игры в положение равноправных партнёров, что способствует укреплению эмоциональных контактов между родителями и детьми.

Дорогие родители, наши дети уже знают, кто придумал эти игры и почему они называются народными. А что вы скажете по этому поводу?

Родители: Эти игры придумал простой народ для развлечения в редкую свободную минуту, такие игры передавались из поколения в поколение и таким образом дошли и до наших времен.

Родители: Ведь игры и не только для развлечения придумывались, а еще и для случайного знакомства молодых людей. Ведь на Руси не знакомились на улицах или в автобусе, тогда все было строго и принято было сначала свататься, а потом общаться, а игры давали возможность сначала присмотреться и пообщаться молодым.

Родители: Да и не только поэтому, еще игры давали возможность помериться силами или выяснить без драки, кто прав, а кто виноват. Ведь были и такие игры, где, например, мерились силами.

Воспитатель: Дорогие родители, я очень рада, что наша беседа проходит в таком оживлении. А я еще могу добавить, что народ придумывал игры еще и для того, чтобы передать образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представление о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.

С помощью игр мы можем познакомиться с особенностями жизни народов России, потому что они сохраняют свой народный колорит и неповторимый игровой фольклор. В народных играх много юмора, шуток, соревновательного задора, движения часто сопровождаются потешками, считалками, жеребьевками. В русских народных играх отражается исконная любовь народа к веселью, движениям.

Более того, если говорить об играх семейных, то я могу сказать, что народные игры являются одним из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в семье, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми. В них много юмора, шуток, соревновательного задора. Своеобразие игровых действий сохраняет этот настрой до конца игры, вызывает у детей гамму чувств и переживаний.

Играя с детьми, родителям надо помнить, что впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

Дорогие родители, а в какие игры вы сами играли в детстве?

Родители: «Ручеек» , «Колечко-колечко» , «Ударь по веревочке» , «Золотые ворота» , «Совушка» .

Воспитатель: Да, это только малая часть игр нашего народа. Все игры и не вспомнишь. А вот мы с детьми подготовились к этому занятию и можем показать вам, как мы играем на занятиях физкультурой и на прогулках.

Ребята, давайте начнем с игры «У медведя во бору» . Эта игра доступна и для детей младшего возраста, правила очень просты: Определяется берлога медведя – обруч в углу группы и дом детей на другой стороне группы. Дети идут в лес гулять и выполняют движения соответственно стиху, который произносят хором:

У медведя во бору,
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит.

Русская народная подвижная игра «У медведя во бору» .

После того, как дети произносят эти слова, "медведь" просыпается и старается поймать кого-либо из деток. Если кто-то не успевает убежать и "медведь" ловит его, то уже сам становится "медведем" и игра начинается снова. В такой игре веселый настрой и крики радости обеспечены.

Воспитатель: Ребята, нравится вам играть?

Воспитатель: Тогда, давайте ещё покажем нашим родителям игру «Алёнушка и Иванушка» .

Выбирают Алёнушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Алёнушка!» . Алёнушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!» , но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Иногда Иванушка принимает за Алёнушку кого-то из стоящих рядом детей и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

Эта игра особенно нравится детям потому, что здесь дети наблюдают за собой как бы со стороны, поскольку глаза водящих завязаны и они только могут угадать, кого они поймали.

Русская народная игра «Аленушка и Иванушка» .

Мороз - Красный нос.

По краям комнаты определяются границы двух «домов» . В одном из них собираются игроки.

Водящий, т.е. Мороз - Красный нос, встает посреди площадки и говорит:

Я Мороз - Красный нос,
Всех морожу без разбора.
Разберусь со всеми скоро,
Кто сейчас решится

В дальний путь пуститься!
Играющие в ответ говорят:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз!

И тут же бегут в противоположный «дом» . Мороз пытается их догнать и

«заморозить» : те, кого он успевает коснуться рукой, замирают на месте.

По окончании перебежки они либо выбывают из игры, либо остаются в

«замороженном» положении на последующие туры. В этом случае выигрывает тот, кто останется последним, избежавшим прикосновения Мороза.

Народная русская игра «Горелки»

Для этой игры необходим водящий, его и выбирают до начала игры. Все остальные образуют пары, преимущественно мальчик – девочка. Пары встают друг за другом, а водящий спиной к первой паре на определенном расстоянии и ему строго воспрещается оглядываться назад.

После кто-то один или все вместе начинают приговаривать: "Гори, гори ясно! Чтобы не погасло. Глянь на небо, там птички летят!" После чего водящий смотрит в небо.

После чего задняя пара бежит через стороны вперед, один человек через правую сторону, другой через левую сторону.

Задача задней пары постараться встать перед водящим, взявшись за руки. Водящий старается поймать или хотя бы осалить одного из передвигающейся пары. Если это происходит, тот, кого осалили, становится водящим, а "старый" водящий занимает его место в паре.

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы вспомнили с вами некоторые игры детства наших бабушек и мам. Но таких игр очень много и мы с вами обязательно еще поиграем в них. А сейчас давайте попробуем нарисовать то, что вам больше всего запомнилось на нашем сегодняшнем занятии.

Дети рисовали некоторые эпизоды понравившихся игр, атрибуты к играм, костюмы русского народа, головные уборы.

Воспитатель: А теперь, дорогие родители, мы просим и вас принять участие в народных играх.

Предлагаю начать наши забавы с игры малой подвижности «Дружба» .

Дети вместе с берутся за руки, начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

Мы идем по кругу
Найдем себе друга
Найдем себе друга
Найдем себе дружка

По окончании текста, все останавливаются.

Воспитатель: Раз, два, три, друга себе найди!

После этих слов дети находят себе друга, разделившись на пары. Игрок, которому пары не хватило, встаёт в центр круга. Включается музыка. Звучит русская народная песня «Ах вы сени мои сени» , под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные хлопают в ладоши.

При последнем повторении игры педагог может произнести: Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать. В этом случае танцевальные движения выполняют дети всей группы.

Воспитатель: Хорошо поиграли, все подружились, а теперь, дорогие наши гости, мы с ребятами проверим вашу внимательность!

Игра «Пол, нос, потолок» . Эта игра очень проста, ее правила легко объяснить.

Правой рукой я показываю вниз и говорю: «Пол» . Затем дотрагиваюсь до носа и говорю: «Нос» , а потом поднимаю руку вверх и говорю: «Потолок» .

Попробуйте повторить за мной: Пол, нос, потолок. (Родители повторяют и сопровождают слова движениями) . А теперь самое интересное! Повторяйте за мной. «Нос» (показываю на потолок) . Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Игра продолжается несколько раз с путающими движениями или словами. Темп игры увеличивается, все сопровождается смехом замечаниями детей.

Игра на внимательность «Пол, нос, потолок» . А теперь снова поиграем вместе с нашими детьми.

Игра «Льдинки, ветер и мороз» .

Дети вместе с родителями встают парами лицом друг к другу, хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь!

По сигналу «Ветер» дети – льдинки разбегаются в разные стороны и медленно под музыку «Вальс снежинок» бегают кружатся на носках.

На сигнал «Мороз!» выстраиваются в круг и берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер» или «Мороз» . Игра повторяется 2 раза.

Воспитатель: Спасибо вам, дорогие наши родители, за прекрасный вечер воспоминаний о временах наших бабушек. Надеюсь, эта встреча вам понравилась и мы ее когда-нибудь еще повторим. Есть еще множество игр для совместного время провождения. А теперь пройдемте на нашу выставку рисунков понравившейся игры ваших детей.

Играет музыка, родители рассматривают и комментируют рисунки, хвалят детей за старания.

Список литературы.

  1. Багуславская, З. М. Смирнов В. О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] . - М.: Просвещение 2012. - 140 с.
  2. Бондаренко, А. К. Дидактические игры в детском саду [Текст] . - М.: Просвещение, 1988. –98с.
  3. История дошкольной педагогике в России // Хрестоматия для пед. Институтов. – М.: Просвещение, 2000. –С. 122
  4. Кручинский, В. В. Лето в разгаре // Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. – С. 45-48.
  5. Лесгафт, П. Ф. Руководство по физическому образованию [Текст] . – М., 2000. -67с.
  6. Литвинова, М. Ф. Русские народные подвижные игры [Текст] . - М.: Просвещение, 2010. -52с.
  7. Литвинова, И. Н. Детские народные подвижные игры [Текст] . - М.: 2010. - 34с.
  8. Лихачёв, Д. С. Письма о добром и прекрасном [Текст] . – М.: Детская литература, 1999. –111с.
  9. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] . – М.: Просвещение, 2009. –170с.
  10. Покровский, Е. А. Детские игры преимущественно русские [Текст] . – М., 1887. – 64 с.
  11. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические произведения [Текст] . – М.: Просвещение, 2005. –119с.
  12. Ряховская, К. Н. Народные подвижные игры // Дошкольное воспитание. – 1990. -№6. –С. 43-50.