Михаил аникушин. Выдающийся скульптор хх века михаил аникушин Аникушин работы

Михаил Константинович Аникушин (1917-1997) - советский и российский скульптор.

Академик АХ СССР (1962; член-корреспондент 1958). Народный художник СССР (1963). Герой Социалистического Труда (1977). Лауреат Ленинской премии (1958) и Государственной премии РСФСР имени И. Е. Репина (1986). Член ВКП(б) с 1944 года.

Биография

Учился в ЛИНЖАС имени И. Е. Репина с 1937 по 1947 год с перерывом на военные годы (1941-1945):

  • 1935-1936 - у В. С. Богатырёва в подготовительных классах при Всероссийской Академии художеств.
  • 1936-1937 - учился в СХШ при В. А. Х., у Г. А. Шульца.
  • 1937-1941 и 1945-1947 - у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева в Институте живописи, скульптуры и архитектуры.

С самого начала Великой Отечественной войны ушёл в ополчение, с ноября 1941 года воевал в рядах РККА.

Одна из наиболее известных работ скульптора - памятник А. С. Пушкину, установленный в 1957 году в Ленинграде.

Аникушин - представитель классической, традиционалистской школы, автор ряда известных изображений А. С. Пушкина.

Действительный член АХ СССР (1962). Член Центральной ревизионной комиссии КПСС (1966-1976).

М. К. Аникушин умер 18 мая 1997 года в Санкт-Петербурге. Похоронен в некрополе «Литераторские мостки» Волковского кладбища.

Награды и звания

  • Герой Социалистического Труда (1977).
  • два ордена Ленина (1967, 30.9.1977)
  • орден Октябрьской Революции
  • орден Отечественной войны II степени (11.3.1985)
  • орден Трудового Красного Знамени (1.10.1987)
  • орден Дружбы народов (28.9.1992)
  • медали
  • Ленинская премия (1958) - за памятник А. С. Пушкину в Ленинграде на площади Искусств
  • Государственная премия РСФСР имени И. Е. Репина (1986) - за серию скульптурных портретов «Наш современник»: «Ткачиха В. Н. Голубева», «Рабочий В. С. Чичеров», «Балерина Г. С. Уланова», «Композитор Г. В. Свиридов»
  • народный художник СССР (1963)
  • Почётный гражданин Санкт-Петербурга
  • Почетный доктор СПбГУП с 1994 года

Семья

  • Жена - Мария Тимофеевна Литовченко (1917-2003) - скульптор, член-корреспондент Российской академии художеств, народный художник Российской Федерации.

Память

  • 2 октября 2007 года на доме, где жил Аникушин (Песочная набережная, дом 16), установлена мемориальная доска.
  • Именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте - в этом сквере установлена его скульптурная композиция «Дружба» («Танцующие девочки») - и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где он работал.
  • Имя скульптора также носит художественная школа города Кронштадт.
  • Именем скульптора названа малая планета № 3358.
  • В Вяземском переулке перед зданием мастерской 12 сентября 2013 года установлен памятник работы Николая Краюхина.

Основные работы

  • «Воин-победитель» (дипломная работа, 1947)
  • Памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954)
  • Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Ленинграде (бронза, гранит, 1949-1957; арх. Петров В. А.; открыт в 1957 г.)
  • Памятник А. С. Пушкину в Ташкенте (1974)
  • Портрет В. М. Бехтерева (1960)
  • Портрет артиста Ю. М. Юрьева, бронза, гранит, 1961; некрополь Александро-Невской лавры
  • Портрет космонавта Г. С. Титова (1961)
  • Памятник В. И. Ленину на Московской площади в Ленинграде (1970, арх. В. А. Каменский)
  • Памятник В. И. Ленину в г. Турку, Финляндия (1977)
  • Портрет генерального авиаконструктора А. С. Яковлева (1975)
  • Мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» (открыт в 1975, архитекторы В. А. Каменский и С. Б. Сперанский)
  • Портрет композитора Г. В. Свиридова (1980)
  • Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры
  • Памятник на могиле Р. М. Глиэра на Новодевичьем кладбище в Москве
  • Бюст конструктора Н. Д. Кузнецова, установлен 19 августа 1986 года в Сквере имени Кузнецова в Самаре.
  • Памятник А. С. Пушкину (станция метро «Черная речка» (Санкт-Петербург) 1982)
  • Композиция «Мир» в парке Мира Нагасаки.
  • Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).
  • Памятник В. И. Ленину на центральной площади г. Находка (12 июля 1984 года).
  • Памятники А. С. Пушкину (1993 год) и М. И. Кутузову (1995 год) в Калининграде.
  • Памятник А. П. Чехову в Камергерском переулке в Москве (1997).
  • Памятник А. П. Чехову в городе Чехов. Трёхметровая бронзовая фигура писателя, это первая работа скульптора, посвященная Чехову.

    Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств

    Статуя А. С. Пушкина в вестибюле станции метро «Пушкинская»

    Памятник Ленину на Московской площади

Аникушин Михаил Константинович - русский скульптор. Если долго смотреть на памятник Александру Сергеевичу Пушкину, который стоит на площади Искусств в Санкт-Петербурге на фоне Государственного Русского музея, в какое-то мгновение начинает казаться, что Поэт будто растворяется в ритме, музыке рождающихся стихов. Жестом, взглядом, еле уловимым движением губ он доносит до нас тайный, сокровенный смысл своих строк. Скульптор, который жил на более чем столетие позже, смог передать живую, пульсирующую пушкинскую мысль, окрыляющее его чувство, саму душу великого русского поэта. Как вспоминал сам Аникушин, во время работы над образом Пушкина он часто перечитывал воспоминания И. А. Гончарова и, в частности, вот эти строки: "С первого взгляда наружность его (Пушкина) казалась невзрачною. Среднего роста, худощавый, с мелкими чертами смуглого лица. Только когда вглядишься пристально в глаза, увидишь задумчивую глубину и какое-то благородство в глазах, которые потом не забудешь".

"Я хотел бы, чтобы от памятника, от фигуры Пушкина веяло какой-то радостью и солнцем",- говорил Аникушин.

И эти радость и солнце действительно есть в большинстве созданных замечательным русским художником скульптурных портретов Пушкина. И в памятнике, что стоит у Русского музея в Санкт-Петербурге, и в тех, которые он готовил для Москвы, Ташкента, Гурзуфа. Пушкин то задумчив, то серьезен, то будто весь превращается в слух... Но его задумчивость и даже его серьезность светлы и вдохновенны.

Работая над памятником Пушкину у Русского музея, Аникушин перечитывал произведения великого поэта, изучал автопортреты, не раз ездил по пушкинским местам, пристально всматривался в картину П. Кончаловского "Пушкин за работой", где как раз и запечатлен момент поэтического озарения. Кстати, Кончаловский делал наброски лица с внучки Пушкина Анны Александровны, которая была, как многие утверждали, очень похожа на своего деда. Аникушин стремился найти такое пластическое решение образа, которое передавало бы максимальную гамму чувств.

В мастерской у Аникушина, когда он работал над двухметровой статуей Пушкина, находилась маленькая пластилиновая статуэтка и огромная гипсовая статуя натурщика, который стоял в позе памятника. Именно обнаженная натура помогала скульптору, говоря словами великого Родена, "передать внутреннее чувство игрою мускулов". Аникушин одновременно работал над двумя проектами памятников, сделал несколько вариантов гипсовых и пластилиновых голов..

Памятник должен был иметь высоту пять метров. Работая над ним, Аникушин одновременно сделал еще мраморную статую для Московского государственного университета и другие скульптуры, совершил путешествие в Италию, где тщательно изучал гениальные творения Донателло, Микеланджело и других. Он начал работать над памятником Пушкину в начале 50-х годов, и только 18 июня 1957 года памятник был открыт. "Монументальность - не в гигантских размерах,- говорил Аникушин,- а в четкости и глубине мысли, точности формы, точности соотношений". Эти слова стали для Аникушина творческим кредо.

Родился Михаил Константинович Аникушин 2 октября 1917 года в Москве. Его отец был рабочим-паркетчиком, воевал. Детство будущего скульптора прошло в селе Яковлево под Серпуховом. В 1926 году Михаил переехал в Москву и начал заниматься в студии скульптуры, которой руководил Григорий Козлов.

После окончания школы Аникушин послал документы во Всероссийскую академию художеств. Но когда приехал в Ленинград, выяснилось, что документы пропали, и его не допустили к экзаменам. Тогда Григорий Козлов написал письмо директору академии Бродскому и послал в приемную комиссию телеграмму: "Необходимо предупредить величайшую ошибку... Калечить жизнь из-за утраты документов недопустимо... Лишить возможности Аникушина держать экзамен в Академию - не только удар для него. Это значит потерять ему год учебы, а может, и вообще потерять Аникушина..."

Именно заступничество учителя, который пять лет растил своего ученика в кружке лепки при Доме пионеров, сыграло огромную роль в жизни будущего скульптора, который в конце концов был зачислен в подготовительные классы Академии.

В 1937 году Аникушин поступил на скульптурный факультет Всероссийской академии художеств в класс А. Матвеева и В. Синайского.

Матвеев научил Аникушина глубоко понимать и интерпретировать натуру. Во время практики сначала на Ленинградском фарфором заводе имени М. В. Ломоносова, а потом на Каслинском чугунолитейном Аникушин создал целую серию очень интересных фигурок детей. Кстати, впервые над образом Пушкина Аникушин начал работать еще в 1937 году.

Как только началась Великая Отечественная война, Аникушин вступил в народное ополчение, а потом был направлен в противотанковый полк.

А свою дипломную работу он начал делать только в 1946 году. Композиция "Воин-победитель", можно считать, положила начало целой серии произведений на военную тему, среди которых и проекты памятников, и отдельные скульптурные портреты. В конце 1949-х - начале 1950-х годов Аникушин приступил к работе над памятником Пушкину для Ленинграда.

Много работал Аникушин и над образом еще одного любимого своего писателя - А. Чехова, в произведениях которого его всегда привлекала объемность выраженных в них переживаний. Интересен двойной скульптурный портрет А. Чехова и его друга художника И. Левитана, который, по воспоминаниям современников, всегда восторгался живописностью прозы Чехова. Работая над проектами памятников Чехову для Москвы, Аникушин искал в образе великого русского писателя не только волю и целеустремленность, но и деликатность, сердечность, одухотворенность. Одухотворены и созданные Аникушиным скульптурные образы композитора-романтика В. Глиэра, актера Ю. Юрьева, академика В. Бехтерева и других выдающихся людей земли русской.

В 50-е годы Аникушин создал серию портретов рабочих, в 1967-м - портрет известного белорусского поэта В. Дубовки, а затем долгое время работал над памятниками Ленину в Ленинграде и других городах. В 70-е годы он сделал проект монумента героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны, который увиделся ему состоящим из отдельных групп-новелл - "Летчики и моряки", "На окопах", "Блокада", "Снайперы" и других. Все обобщенные монументальные формы здесь динамичны и выразительны. И потому памятник производит очень сильное впечатление.

Михаил Аникушин был очень талантливым педагогом, он преподавал в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Репина и руководил творческой скульптурной мастерской Академии художеств СССР.

Еще в самом начале своего творческого пути, задавшись целью передать в скульптурном образе великого русского поэта Пушкина самое неуловимое из переживаемых человеком чувств - вдохновение, Аникушин искал и воплощал это вдохновение практически во всех своих работах.

Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.

Я очень люблю бывать в Санкт-Петербурге, посещать музеи, исторические места, дворцы, особняки. Любоваться видами этого прекрасного города, а так же скульптурами и памятниками его украшающими. Особое место среди них занимает, наверняка всем знакомый, памятник Александру Сергеевичу Пушкину на площади Искусств перед зданием Русского музея. Но все ли мы знаем его историю?

Вы, возможно, думаете, что памятник был установлен еще в царское время? А вот и нет, его открыли 19 июня 1957 года, а автором является скульптор Михаил Константинович Аникушин. Вот об этом советском скульпторе я вам и хочу сегодня поведать.

Самые знаменитые его творения в Петербурге - памятники Пушкину (на площади Искусств и на станциях метро «Пушкинская» и «Черная речка»), Ленину на Московской площади. Кроме них скульптор создал памятники Чехову в Камергерском переулке в Москве и в городе Чехове, Кутузову, Ленину (один из них - в Турку), балерине Улановой, мемориал «Героическим защитникам Ленинграда» и другие.





Но примечательно то, что работы Аникушина есть не только в нашей стране, а и в Японии. В городе Осака в парке Нагаи есть скульптура под названием «Дружба», изображающая двух танцующих девочек. Скульптура была установлена там в 1987 году. Это был подарок от города Санкт-Петербург. Кстати, в Петербурге есть такая же скульптура. Это копия, которую сделали ученики Аникушина. Она была установлена в сквере им. Аникушина в 2000 году на Каменноостровском проспекте, 56. В Парке Мира города Нагасаки находятся скульптурные композиции, подаренные разными странами. Среди них также есть произведение Аникушина под названием «Мир» .
А родился Михаил Константинович Аникушин в Москве в 1917 году, в многодетной семье московского рабочего-паркетчика. Поэтому с нуждой и лишениями маленький Миша столкнулся с детства. Еще в детские годы будущий скульптор любил наблюдать за окружающим миром, и хотел изображать всё что видит, он лепил, выстругивал, выпиливал людей и животных.

Родители заметили его рвение к лепке и отдали мальчика в скульптурную студию. Уже ранняя работа московского школьника Миши Аникушина привлекла к нему внимание, а скульптура «Задумался» была экспонирована на большой выставке и отмечена в печати.

В 1935 году после окончания средней школы Аникушин поступает Академию художеств. Стремясь постичь секреты творчества творений Микеланджело и Торвальдсена, Пименова и Антокольского, он часами простаивал в залах Эрмитажа и Русского музея.
Когда Аникушин должен был закончить институт, началась Великая Отечественная война, мирная жизнь закончилась. Боец Советской Армии Михаил Аникушин сменил резец скульптора на винтовку солдата. Будучи санинструктором, он вынес с поля боя из-под пуль десятки раненых бойцов. Много горя и крови увидел за годы войны Аникушин, но не сломался, а еще более созрел духовно и закалился.

Закончилась война, и Аникушин снова в Ленинграде, в стенах родного института. Огромное желание работать, выразить в пластике все накопившееся в душе молодого скульптора переполняет его. Аникушин творит много и плодотворно. Его дипломная работа «Воин-победитель» получила высокую оценку Государственной комиссии. Он сказал об этой скульптуре: «Казалось, что чувство победы лучше всего выразить в покое, тишине после только что закончившегося сражения. Композиция скульптуры должна передавать то удивительное состояние тишины, которое испытывает победивший воин». Аникушин был оставлен в институте преподавателем на скульптурном факультете.

В последующие годы Михаил Константинович создал много прекрасных скульптурных работ. Это портреты матери и отца, выполненная в гипсе фигура знаменитого хирурга П. А. Куприянова и другие. Аникушин пробует свои силы в разнообразном материале - в бетоне и глине, бронзе и граните, мраморе и гипсе. Его работы 40-50-х годов запечатлели образы замечательных деятелей советской культуры, ученых Воейкова и Бехтерева, артистов Юрьева и Корчагиной-Александровской.

В скульптуре «Героическим защитникам Ленинграда», установленной на площади Победы (1975) Аникушин создал многофигурные композиции, изображающие солдат, матросов, мирных жителей: вот девочка подбежала к снайперу, а там юноша с ружьем, а тут интеллигент таскает железо… Скульптура поставлена на низкий постамент, ближе к глазу человека.
Но какой бы работой ни занимался скульптор, одна мечта давно не покидала его, один образ властно владел всеми его помыслами - это образ великого русского поэта А. С. Пушкина.

Когда в конце 1946 года был объявлен конкурс на памятник Пушкину в Ленинграде, многие выдающиеся скульпторы страны решили принять в нем участие. С необыкновенным увлечением стал работать над проектом памятника и Аникушин.

Стремясь точнее выразить в монументе образ поэта, скульптор едет в Михайловское, бродит по аллеям парка, делает зарисовки, снова и снова перечитывает стихи и письма Пушкина. Аникушин так познал Пушкина, так проникся его образом, что потом ему казалось, что он видит перед собой живого поэта.

Один за другим появляются скульптурные портреты Пушкина: статуя для Московского университета (1952) - поэт мечтателен и спокоен, в его руках книга, которую он только что читал, а теперь остановился, опершись на колонну, и задумался, погрузившись в мир своих чувств и образов, - статуя для станции метро в Ленинграде (1955) - здесь другой Пушкин: на фоне панно, изображающего Царское Село, где протекли его лучшие лицейские годы, сидит уже немолодой поэт, предающийся тихой грусти о безвозвратно ушедших днях своей мятежной юности.

Летом 1956 года Аникушин прервав работу над памятником, совершает путешествие по Италии, знакомится с выдающимися архитектурными памятниками эпохи Возрождения, с произведениями Бернини, Микеланджело, Донателло, Леонардо да Винчи, возвращается с большим багажом впечатлений, и с новым подъемом продолжает прерванную работу над памятником Пушкину. Наконец в марте 1957 года памятник закончен, передан для отливки в бронзе на завод и летом этого же года в знаменательный день юбилея Ленинграда открыт для всеобщего обозрения. Это был прекрасный подарок ленинградцам в день рождения их города и расположился он в центре Ленинграда, недалеко от Невского проспекта, на площади Искусств, где по соседству разместились Филармония, Оперный театр, Русский музей.

Каждый, кто приближается к этой площади со стороны Невского проспекта, еще издалека видит стоящую на постаменте фигуру поэта и сразу узнает ее. Это Пушкин - великий и бессмертный поэт, национальная гордость нашего народа.

Силуэт его фигуры четко вырисовывается на фоне зеленых деревьев, величественных колонн и чугунной ограды Русского музея. Пушкин стоит в непринужденной и естественной позе, слегка отставив левую ногу, одна его рука свободно опущена, другая - легким движением направлена в сторону. Порыв свежего ветра распахнул полы его сюртука, заиграл концами небрежно повязанного галстука, слегка разметал курчавые волосы поэта. Замечательно лицо Пушкина. Вдохновенное и прекрасное, оно исполнено мысли и чувства. Поэт, конечно, читает стихи. Какие? Скорее всего, эти:

...Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Памятник полюбился не только ленинградцам, он и гостям города, которые, вдохновленные стихами поэта, посещают памятник и приносят цветы к его подножию.

За памятник А.С. Пушкину Аникушину была присуждена Ленинская премия.

Позже Аникушин так объяснял свой замысел памятника: «Пушкин очень яркий человек по характеру, прост в своих действиях и ясен в мыслях, поэтому я старался отбросить все детали, которые заслонили бы это живое изображение нашего великого поэта…Я хотел, чтобы от памятника, работа над которым продолжалась более семи лет, от фигуры Пушкина веяло радостью и солнцем…»



Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - велась работа над памятниками поэту для Гурзуфа (1960), Ташкента (1974), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982), Калининграда (1993), а также фигурными композициями для Московского университета (1953) и др.
Есть в Санкт-Петербурге и подземные памятники великому поэту. Первый из них был установлен в 1955 году на станции метро «Пушкинская» на глубине 57 метров. В торце центрального подземного зала находится статуя А.С. Пушкина работы Михаила Аникушина. За ней располагается панно художницы Марии Энгельке, изображающее уголок Царскосельского парка. Еще один подземный памятник расположен в торце подземного зала станции метро «Черная речка» на глубине 67 метров. Эта станция находится недалеко от места, где Пушкин стрелялся на дуэли. Бронзовая скульптура работы Михаила Аникушина была установлена в год 145-летия со дня гибели поэта в 1982 году. Стены вокруг скульптуры облицованы белым мрамором, пол выложен темно-серым гранитом.

Аникушин был немыслимо трудолюбив, честен в своем труде и творчестве. В нем была невероятная любовь ко всем людям! Он считал, что в каждом человеке можно найти прекрасное. И это прекрасное он искал в каждом портрете, который лепил. Он вылепил бюст Улановой для размещения в парке Победы. Она приехала к нему довольно пожилой женщиной, и дважды позировала ему в мастерской. А скульптор увидел и изобразил её молодой, грациозной, тонкой девушкой. «У него был великий талант - передавать красоту человеческой души», - вспоминает дочь Нина Аникушина .
Умер скульптор в 1997 году.

Как-то Аникушин сказал: «Знать искусство, уметь рисовать должны все дети - станут ли они инженерами, рабочими, космонавтами. Тот, кто познает изобразительное искусство в детстве, обретает объемное видение, пространственное воображение, а это так нужно во всех областях человеческой деятельности... Работа художника, особенно скульптора, связана с уважительным отношением к наследию...». Михаил Константинович Аникушин – скульптор разноплановый и самобытный. В своем творчестве он не ограничивался единственной выбранной тематикой, никому не подражал и не копировал чужой стиль.

Именем скульптора в 1999 году названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, ведущая от сквера к Вяземскому переулку, где размещается его мастерская-музей все в том же городеСанкт-Петербург.

Когда я в очередной раз поеду в Питер, то обязательно побываю в мастерской-музее скульптора Михаила Константиновича Аникушина.

Творчество М. К. Аникушина, мастера станковой и монументальной скульптуры, явилось одной из вершин отечественного искусства второй половины XX в. Его художническая натура отличалась противоречивостью: отмеченный высокими званиями и наградами государства, он выделялся среди своих коллег подлинной демократичностью; тяготея к монументальному искусству, он вместе с- тем проявлял острый интерес к тонкостям человеческого характера и психологии. Сложность личности художника отразилась равно и на его творчестве и на его напряженной общественной работе и имела своим следствием полярную противоположность в оценках его произведений.

Аникушин родился в многодетной семье рабочего-паркетчика. Подростком, в 1931 г., он начал заниматься в скульптурной студии в Москве под руководством Г. А. Козлова, который познакомил будущего скульптора с традициями русской реалистической школы XIX в. В 1935 г. Аникушин едет в Ленинград и поступает на подготовительные курсы ИЖСА к В. С. Богатыреву. В 1937 г. он уже студент первого курса скульптурного факультета, где учится у В. А. Синайского и А. Т. Матвеева. Матвеев стремился научить своих студентов творчески интерпретировать натуру, ставил задачу живого пластического поиска. Стиль выдающегося мастера наложил отпечаток па раннее творчество Аникушина, однако не стал определяющим:

В своем искусстве молодой скульптор не порывал связи с материальной видимостью внешнего мира, в то время как представители так называемой матвеевской школы стремились к предельному пластическому обобщению, преобразующему натуру в отвлеченную художественную форму. Но Аникушин перенял у учителя главное: уже в его студенческих работах "Девочка с козленком", "Пионерка с венком" (обе 1937) сказывается умение цельно видеть натуру и воплощать свое видение в ярком пластическом образе. Учебу в институте прервала война. С первых ее дней художник уходит в ополчение, а с ноября 1941 г. становится в ряды Красной Армии.

Только после победы Аникушин возвращается в Ленинград. Отныне вся жизнь и творчество его будут неразрывно связаны с городом на Неве. В 1947 г. Аникушин защищает дипломную работу "Воин-Победитель". Лишенная внешней экспрессии, скульптура выполнена в лаконичной манере, определяющей творчество художника 1940-60-х гг. Внутренняя энергия потенциального движения скрывается за внешней статичностью, отсутствие детализации компенсируется философским обобщением и глубоким психологизмом. Эти черты проявились и в портретной скульптуре Аникушина: "Портрет матери", "Портрет П. А. Куприянова" (обе 1948), "Египтянин", "Юноша из Судана" (обе 1957), "Портрет О. Е. Усовой" (1961), "Портрет академика А. Ф. Иоффе" (1964) и др. Напряженно-сдержанный почерк мастера узнается в его монументальной скульптуре этого времени: памятники А. И. .Воейкову (1957), В. М. Бехтереву (1960), Ю. М. Юрьеву (1961), П. А. Куприянову (1968). Следует отметить и работы в области мемориальной пластики - надгробия Е. П. Корчагиной-Александровской (1958) и Р. М. Глиэру (1960).

Поисками нового, нетрадиционного решения отмечена работа Аникушина над образом В. И. Ленина (портреты, эскизы памятников). Уходя от привычных стандартов, скульптор старается показать вождя в действии, в активном движении. Завершением этой темы стал памятник на Московской площади в Ленинграде (1970).

Стремление художника к динамической выразительности проявилось в работе над одним из главных творений его жизни - памятником А. С. Пушкину на площади Ис кусств в Ленинграде (1957). К пушкинской теме Аникушин обратился в 1940-е гг., после того как состоялись первые, не увенчавшиеся успехом туры всесоюзного конкурса на лучший проект памятника поэту. В 1949 г. скульптор представил свой эскиз на IV открытом туре конкурса, в котором стал победителем. Во время работы над окончательным проектом памятника он создал большое число скульптурных и графических портретов Пушкина, а также фигурные композиции для Московского университета (1953) и для станции Ленинградского метрополитена "Пушкинская" (1955). В итоге скульптор остановился на варианте, наиболее точно передающем состояние творческого порыва и вдохновения. Аникушину блестяще удалось воплотить образ Пушкина-пола, творца. Памятник удивительно гармонично вписался в архитектурный ансамбль старинной площади.

Мастер непрерывно развивает пушкинскую тему и в дальнейшем - ведется работа над памятником поэту для Гурзуфа (эскизы, 1960, 1972, памятник не установлен), Ташкента (1974), над статуей для станции метро "Черная речка" в Ленинграде (1982), бюстами для Кишинева (1970), Пятигорска (1982) и др.

В творчестве Аникушина 1970-80-х гг. доминирует экспрессивная манера: художник теперь предпочитает изображать не сложное состояние перехода от углубленного самосозерцания к действию, а само движение, страстный порыв. В портретах наблюдается подчеркнутая индивидуализация характера. Эта тенденция отчетливо выразилась в монументальном барельефе "Победа" для Большого концертного зала "Октябрьский" в Ленинграде (1967), в надгробии Н. К. Черкасову (1974), в "Портрете Г. С. Улановой" (1981) и особенно остро - в работе над памятником "Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", установленным на площади Победы (1975). Еще в начале 1960-х гг. мастер приступил к работе над сложной композицией, состоявшей из нескольких скульптурных групп. Экспрессивный характер пластики Аникушина виден уже в многочисленных эскизах к памятнику, в котором проявилась главная направленность творчества художника-выражение типических черт эпохи через раскрытие характеров отдельных персонажей. В этом цикле во всю мощь прозвучал гуманистический пафос искусства Аникушина.

Иное воплощение нашли эти устремления художника в работе над образом А. П. Чехова для памятника в Москве. Итогом многолетних поисков стала галерея рисунков, портретов А. П. Чехова и И. И. Левитана, - первоначально мастер задумывал памятник как парную композицию (эскиз "А. П. Чехов и И. И. Левитан", 1961). Сдержанный, но выразительный по пластике образ Чехова отличается внутренним трагизмом. Работа над памятником Чехову явилась своеобразным продолжением пушкинского цикла, его драматическим развитием. Оба великих русских писателя волновали творческое воображение мастера до последних дней его жизни.

Памятник А. С. Пушкину на площади Искусств в Санкт-Петербурге. 1957. Бронза, гранит


Памятник В. М. Бехтереву на улице Бехтерева в Санкт-Петербурге. 1960. Бронза, гранит


Группа «Солдаты». Монумент «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». 1975. Бронза, гранит


Группа «Победители». Монумент «Героическим защитникам Ленинграда в годы Великой Отечественной войны». 1975. Бронза, гранит

Скульптор Михаил Константинович Аникушин (1917 – 1997) родился в семье рабочего-паркетчика в год знаменитого Октябрьского переворота. В скульптурной студии в Москве Г.А.Козлов познакомил юношу с традициями русской реалистической школы предыдущего века. Вдохновленный, Аникушин едет в Ленинград в и середине 1930-х и поступает в ИЖСА на скульптурный факультет. Учился у мастера А.Т.Матвеева, и его влияние на Аникушина будет определяющим долгие годы.

Но молодой скульптор не хотел порывать с материальным воплощением мира в скульптуре, не хотел видеть, как «матвеевцы», лишь отвлеченную художественную форму в результате. Грянула война, и начинающий скульптор ушел на фронт.

После войны все его творчество связано крепкими нитями только с городом на Неве. Памятник А.С. Пушкину на площади Искусств был открыт в 1957 году. Это венец творения художника, скульптура органичнейшим образом (допустим такое словосочетание) вписалась в не терпящий малейшего дурновкусия ансамбль площади. Этот факт с удивлением отмечали современники Аникушина, отмечают и теперь практически все туристы. Складывается впечатление, что памятник здесь стоит со дня основания Петербурга. Пушкинская тема была очень важна для Михаила Константиновича: он работает над образом Пушкина для Пятигорска, Кишинева, Ташкента, станции метро «Черная речка»…

Другая значимая персона - вождь революции В.И. Ленин «в динамике» зафиксирован Аникушиным на Московской площади (1970 год). Вообще, его работам присуща индивидуализация, психологизм, чувства, переживаемые под «статическим» образом, а впоследствии - и откровенный страстный порыв. Таковы барельеф "Победа" для Большого концертного зала "Октябрьский" (1967), Ленинграда в годы Великой Отечественной войны", установленным на площади Победы (1975).

Волновал мастера и другой русский классик – А.П. Чехов. Он долго работал над монументом (это одна из основных подмеченных его черт - никуда не торопиться, если можешь сделать лучше - сделай), в итоге памятник появился в Москве.

Среди других его работ в городе на Неве - всем хорошо знакомые памятник А. С. Пушкину (сидящая фигура на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде, 1954), Портрет артиста Н. К. Черкасова (1975) некрополь Александро-Невской лавры, Памятник Г. С. Улановой в Московском парке Победы (открыт 30 мая 1984 года).

После смерти мастера не забыли: на доме 16 на Песочной набережной установлена мемориальная доска; именем скульптора названы Аникушинский сквер на Каменноостровском проспекте и Аникушинская аллея, пролегающая от этого сквера к Вяземскому переулку, где была его мастерская.

Фото: vk.com, 2do2go.ru/uploads, sutochno.ru/images, e-cis.info/pobeda, i.t30p.ru/1xZ