Обрубовка, как основа для понимания сложных объемных форм. Построение головы человека

Когда я учился в художественном колледже, нас учили видеть и понимать форму от общих объемов постепенно сужая внимание к более мелким деталям. Научиться такому подходу к рисунку и понимания формы окружающих предметов поможет

Обрубовка головы как метод построения рисунка

В основе метода лежит идея о упрощении любой сложной формы до уровня примитивных геометрических форм, и последующему тональному разбору данных форм в пространстве.

Данный метод учит художника смотреть на форму любого предмета более осознанно, постоянно анализируя пространственные характеристики, такие как глубина, резкость, насыщенность.

А если есть основа понимания того как строится тот или иной предмет окружения (реальный или вымышленный) который мы хотим нарисовать, то в своих иллюстрациях мы осознанно можем манипулировать этими показателями создавая более объемные и интересные картинки.

как это сделать я сегодня вам расскажу, по крайней мере постараюсь натолкнуть всех самоучек в нужном направлении на пути художественного самообразования.

“Взгляд художника”

прежде чем перейти к теории я хочу акцентировать ваше внимание вот на чем. Как художник смотрит на окружающие нас предметы. Художник анализирцет любой предмет как 3D сканер. Он смотрит как-бы сквозь предмет и видит его «прозрачным». Не в буквальном смысле конечно. Просто если изучаемый предмет прозрачный, то сразу приходит понимание того как данный предмет выглядит в пространстве со всех сторон.

понимая общую форму предмета и зная такой закон воздушной перспективы как «ближе насыщеннее, дальше более приглушенно» можно любой предмет изображать правильно с точки зрения объемов формы.

Обрубовка. Начинаем с простых форм

для примера рассмотрим простой куб. То что у куба есть грани, я думаю всем понятно и не требуют дополнительных комментариев.

Представим изображение куба в виде каркасной формы (прозрачным) где видны все его грани. изобразим все линии одной толщины. Получился плоский рисунок.

теперь вспомним понятия о воздушной перспективе «ближе насыщеннее, дальше более приглушенно» и применим это правило к рисунку нашего куба. Линии которые ближе к глазу зрителя, мы сделаем толще, а линии которые дальше, будут тоньше.

на схеме (рис.2) красным кругом я выделил наиболее близкую точку, она у нас и будет наиболее насыщенной. далее по нисходящей, взгляд постепенно скользит по граням куба, толщина которых должна уменьшаться. Красными линиями я показываю движение глаз.

Переходим к построению более сложных предметов. Обрубовка головы

когда стоит задача «построить» в рисунке сложный предмет крайне важно определить точку которая по замыслу художника должна быть расположена ближе всего к зрителю. - это будет отправной точкой, которая будет в нашем рисунке самой контрастной и насыщенной. Дальше при построении формы мы никогда не должны забывать об этой точке и все последующие линии должны по тональности быть более приглушенными и не такими насыщенными.

не зная этих основ можно наблюдать рисунки, где художник изображает в портрете ухо, например, более контрастным чем нос. Но мы то уже знаем, что этого не может быть по законам воздушной перспективы, поскольку ухо дальше от зрителя чем нос

в художественных школах, чтобы натаскать будущих художников и научить их чувствовать, как меняется насыщенность того или иного «узла» в рисунке, используют гипсовую модель - обрубовка головы, упрощенную до плоскостных форм, отсюда и название «обрубовка» По такой модели, как не крути, проще понять и отследить как расположена та или иная точка по отношению к линии взгляда художника.

понимание этих основ является базовым и открывает художнику безграничные возможности для экспериментов в рисунке с формой и пространством.

Если же эти основы опустить и не пытаться разбирать форму, то рисунок будет «плоским» и не выразительным.

Учимся «правильно» смотреть на предметы окружения

для закрепления данного навыка пространственного видения формы предметов, я рекомендую регулярно практиковаться в создании простых набросков окружающих вас предметов людей

основной целью быстрых скетчей, будет создание линейного рисунка, в котором четко должна прослеживаться форма предмета в пространстве. Всегда в памяти держите правило воздушной перспективы «ближе - насыщеннее, дальше - мягче»

на примере данных набросков четко видно что художник подчеркнул область расположенную ближе всего, наиболее контрастно. Особенно это показательно на крайнем правом наброске. Обратите внимание колено по тональности насыщеннее чем голова. Но никак не на оборот.

У профессиональных художников пространственное восприятие формы уже вшито на подсознательном уровне, и процесс работы выглядит легким и естественным. Но за этой «легкостью» стоят годы практики «осознанного» рисунка и постоянного детального анализа формы.

Когда я был студентом художественного колледжа, мой преподаватель рисунка постоянно требовал «изучать» и «строить» любую форму которую мы рисуем. Понимать как она выглядит со всех сторон, а не только с той стороны куда падает взгляд зрителя

Как знание о пространственном построении формы, помогает в создании мультяшных картинок.

Чем поможет обрубовка?

В основе мультяшной иллюстрации все равно лежит линейный рисунок. По линейному рисунку, рекомендую отдельно изучить урок « » я там подробно обьяснял методы создания линейного рисунка в контексте работы над мультяшным персонажем.

Так вот, без тех основ которые изложены выше крайне сложно будет создать выразительный линейный рисунок. В работе над линией мы все сводим к нашей формуле «ближе - насыщеннее, дальше - мягче» или если говорить о линии то можно правило сформулировать следующим образом «в предметах которые мы хотим выделить и подчеркнуть линия должна быть толще, все что мы считаем незначительным для восприятия, там делаем линию тоньше»

Как правило построение головы начинается с более обобщенных форм, такой метод построения называется ОБРУБОВОЧНЫЙ. Многие известные мастера начинали свои шедевры именно с этого метода построения. Думаю вам будет интересно знать как это делается. Итак приступим.
Изображаемая голова » обрубовка».

1) Сперва нам нужно определить, где будет находиться наша голова в листе бумаги (формат А3 или А2) . Для этого наметим габаритные размеры, вымеряв соотношения ширины и высоты изображаемого объекта. Лучше всего оставить больше места со стороны лицевой части.

2) Дальше наметим общий объём головы, определим ракурс, нахождение лицевой части в вашем ракурсе.
3) поделим лицо на пропорциональные части лица (в данном ракурсе средняя линия глаз расположена по середине) наметим кончик носа, переносицу, надбровные дуги, среднюю линию рта, подбородок.

4) Найдём наклон самой головы, и линии лицевых частей в перспективе (происходит сокращение)
Что ближе к нам, кажется больше, что дальше — меньше, то есть сокращается.

5)Найдём под каким углом нос, построем осевую для лицевой части. Начинаем с построения носа.

Всё зависит от нашего ракурса, если мы находимся ниже изображаемого обьекта, мы видим нижнюю грань носа, если справа от объекта — правую грань носа, и фронтальную, в перспективе.(как в нашем случаи. Вот примеры построения носа обрубовкой.

6) таким же образом построим и другие части лица:
Глаза

Губы и подбородок

Следует строить по граням всё лицо и голову. И в результате мы получим это:

РАБОТА НАД ШТРИХОВКОЙ
1) Определим с какой стороны падает свет.

В нашем случае Сверху справа.
В таком случае грани на которые попадает прямой свет самые светлые, на которые скользящий свет — чуть темнее, самые тёмные грани отвёрнуты от света. следует не забывать о рефлексах, но они не светлее чем свет. Если вы рисуете гибсовую голову (как в моём случае) не забывайте об материальности гибса. Следует усилить пограничные контрасты, и сделать ярче рефлексы и свет.
В итоге вот что получится:

P.S. Спасибо всем кому понравился мой урок, я старалась. Буду рада видеть ваши роботы. И удачи вам в ваших начинаниях и талантах. Если есть вопросы по уроку. выслушаю, и чем смогу помогу. Извените за качество изображений (сделано на мобильный телефон). Автор первой обрубовки я Art_Yana. Источник

В этом уроке рисунка я подготовил материал так, чтобы были видны ключевые принципы рисования головы человека. Чтобы научиться рисовать портрет, нужно понять форму головы, а это возможно при помощи упрощения и обобщения излишних подробностей. Для этой цели я использовал схематичное изображение головы с названием «обрубовка», академический рисунок черепа, поэтапный рисунок головы человека и дополнительные схематичные рисунки, позволяющие понять особенности анатомического строения.

1. Объемность формы. Упрощение и обобщение.

На начальном этапе обучения рисованию люди чаще всего видят контуры объекта вместо его объема. Именно так начинающие и рисуют портрет: срисовывают контуры глаз, носа… А ведь голова человека, глаза, нос, губы — все они имеют объем, это не просто контуры. Кроме того, у них достаточно сложная форма. Поэтому в начале обучения нужно уметь обобщать второстепенное и осознавать объем каждой формы.

Вначале, попробуем нарисовать лицо человека с выступающими вперед носом и лбом, представленными в виде прямоугольных геометрических фигур.

2. Череп — основа формы головы.

Далее нужно усвоить один важный урок. Все основные изгибы и контуры лица образуются от выпуклостей и изгибов черепа. Ведь именно череп является той основой, на которой строится форма головы в портрете. Попробуйте проследить эту взаимосвязь, сопоставляя форму черепа с рисунком головы. Это очень важный момент в обучении.

Поскольку череп имеет сложную форму, то понять сразу эту взаимосвязь будет непросто. Поэтому сначала мы нарисуем череп обобщенно.

Череп состоит из двух основных отделов: мозгового и лицевого.

К тому же форму черепа можно условно представить в виде куба. Череп имеет фронтальную сторону, две боковые, затылочную и, так называемый, свод черепа или крышу.

После условных, обобщенных рисунков привожу в качестве примера учебный академический рисунок черепа. При множестве деталей, в нем можно увидеть фронтальную, затылочную, боковые стороны и свод. Также видно как детали группируются в два основных отдела — мозговой и лицевой.

Еще следует отметить, что самая широкая часть черепа находится ближе к затылку. Ее хорошо видно на рисунке ниже.

Для тех, кто учится рисовать портрет, могут пригодиться следующие анатомические названия различных частей черепа:

  • надбровные дуги;
  • лобная кость;
  • теменная кость;
  • затылочная кость;
  • височная кость;
  • скуловой отросток;
  • скуловая кость;
  • верхнечелюстная кость;
  • нижнечелюстная кость;
  • носовая кость;
  • глазница или глазная впадина.

3. «Орубовка» — ключ к пониманию формы головы человека.

Кроме черепа, на форму головы и лица влияют мышцы, хрящи, жировые отложения и т. п. Чтобы не запутаться в деталях, разобраться в анатомическом строении поможет обрубовка. Обрубовка представляет собой условное изображение головы человека, состоящее из граней. При помощи таких плоскостей формируется объем всей головы. Благодаря этим граням хорошо видны основные изгибы черепа и основные мышечные группы лица. В любом портрете, у любого человека форма головы строится на основе этих граней обрубовки. Конечно у каждого человека свои особенности лица, свои пропорции, но ключевые точки в построении головы соответствуют обрубовке. Поэтому в рисовании портрета художник всегда держит в памяти эти ключевые грани.

Попробуйте проследить основные плоскости обрубовки в рисунке черепа и в тональном рисунке головы, выполненном карандашом.

4. Формирование объема посредством светотени на фронтальной, боковой и верхней сторонах головы.

Чтобы рисунок головы был объемным, его нужно проработать штриховкой. Штриховка создает нужный тон. Посредством изменения тона (светлее-темнее) мы видим объем и форму. По закону светотени свет распределяется на поверхности формы в следующей последовательности: блик, свет, полутень, тень, рефлекс, падющая тень. Если рисовать шар или подобные простые геометрические фигуры, то все намного проще. Но как показать светотень в тональном рисунке головы человека? В портрете светотень также прокладывается штриховкой как и в рисунке шара. Но с той разницей, что художник должен проследить свет и тень на каждом отдельном фрагменте лица в частности и на всей голове в целом. Т. е. нужно показать свет, полутень, тень — на носу, на лбу, на глазных впадинах, на губах, подбородке и т. д. Но кроме этого, свет и тень нужно показать на всей голове в целом, то есть на ее основных крупных гранях или сторонах. Например, одна сторона головы может быть темнее другой. Это важный момент при создании объема головы в портрете.

Для лучшего понимания данной темы я привожу в качестве примера наглядные схемы и рисунки гипсовой обрубовки, черепа и головы человека. В них вы можете отчетливо увидеть фронтальную, боковую и верхнюю грани головы. Схемы и рисунки карандашом составлены таким образом, что с помощью них можно поэтапно проследить основные грани головы, что поможет начинающим художникам увидеть светотень на поверхности головы в целом.

5. Мозговой и лицевой отделы головы.

Выше я уже приводил схематичный рисунок в котором были видны мозговой и лицевой отделы черепа. Но, как на практике увидеть эти области в рисовании портрета? В этом может помочь ряд рисунков и схем ниже. Здесь вы можете проследить границу между лицевой и мозговой частями головы в привычном рисунке карандашом, гипсовой обрубовке и учебном рисунке черепа.

6. Поэтапный тональный рисунок карандашом.

После изучения основных анатомических особенностей строения головы, можно приступить к поэтапному рисунку карандашом. Здесь нужно усвоить такую последовательность. Сначала мы рисуем обобщенно. Потом усложняем рисунок, добавляя подробности.

а) Поскольку форма головы напоминает форму яйца, то в начале рисуем линией соответствующую фигуру.

б) После этого выполняем построение рисунка головы. Рисуем ось симметрии, которая будет проходить по середине головы. Это очень важно так как ось позволит сравнивать левую и правую стороны, что поможет избежать ошибок и неровностей. Далее, намечаем уровни на которых располагаются брови, глаза, нос, губы. Намечаем их с помощью легких линий. О том, как определить эти уровни я писал в уроке

в) На следующем этапе можно наметить глазные впадины, глаза, нос, губы, а также скуловую кость, лобные доли, основные мышечные группы и складки на лице.


Месяц назад я набрала небольшую группу учеников, которым доверила сложное, но благодарное дело - подготовку к портрету.
Как вам известно, мы придерживаемся классической школы рисования, поэтому первой серьезной работой стал у нас рисунок обрубовки. Обрубовка- это гипсовая голова, как бы "вырубленная", то есть не слепленная в полном соответствии с анатомией человека, а сделанная из плоскостей, что добавляет ей определенную сложность, но в то же время, как говорится? "Тяжело в учении, легко в бою!"
Задач, которые решает качественный рисунок этого учебного пособия много, а главное, решать их нужно со всей серьезностью, тут вранье на уровне "я так вижу" совершенно не пройдет, потому как любой зритель заметит любую из ошибок, от портретного НЕсходства, что называется у художников "не попал в характер", до нарушений перспективы.
Я специально зашла сейчас в поисковик, чтобы найти примеры рисунков разных людей. Посмотрите сами: на них изображены совершенно разные люди! Причина проста. Ученики считаются физически готовыми к рисованию человека, если они прошли последовательно курс академического рисунка, начиная с простых натюрмортов и постановок геометрических тел, до гипсовых розеток и капители. Все это было и у нас.

И все-таки мы тоже, несмотря даже на многолетнюю подготовку некоторых учащихся, столкнулись с той же проблемой. Чутье мне подсказывало - еще до задания по компоновке головы в листе, предложить нарисовать эскиз. Иными словами, впервые познакомиться и "пощупать" карандашом. Результат меня огорчил: никто не "нашел" характер обрубовки. Это значило, что можно дать им закомпоновать, и они справятся, они грамотные, дать им знания пропорций по античному канону, и они также положат их на лист, можно рассказать о формообразующих плоскостях, и они, да, они способны выстроить, этому есть подтверждение - рисунки Художки. Но самое главное, что необходимо в портрете, характер, останется "за кадром". А это было бы непозволительным пробелом в учебной программе, поэтому мы договорились еще одно занятие посвятить "прощупыванию", и результаты меня удовлетворили в бОльшей степени, хотя и не вполне. Голова узнавалась, но была у всех разной. Способ изучения мы выбрали стандартный для нашей школы - короткие наброски по моему методу.
Тут я отвлекусь и сделаю небольшое отступление от темы, потому что этот вопрос мне задают, этим интересуются, и отвечать когда-то и где-то нужно. Итак, какую цель ставить перед собой, рисуя наброски. Я, Ольга Рубцова, отвечу, не задумываясь: важнее всего схватить характер. Тут важна ловкость рук, необходимая художнику. Потом анатомия, потом грамотность, и даже конструкция потом, если вы хотите стать художником... Не архитектором, не дизайнером, а рисовальщиком, воплотителем образа, мысли, фантазии... Вам необходимо научиться извлекать из собственного внутреннего мира то самое главное, что вас тревожит, чем хочется делиться. И вот для этого нужны художники. Правда, Мой муж, преподаватель скетчинга, считает иначе. Он ведет наброски с упором на динамику, учит распознавать потоки, пятна, одним словом, работа эта более интеллектуальная, нежели предлагаю я, и она направлена скорее на развитие логики и пропорционального глазомера. Конечно, можно сочетать два вида набросков, и даже можно найти для себя собственные задачи и делать наброски по-своему, для своей цели, но важно одно - количество переходит в качество, иначе мы рисуем уже не набросок. Тут пахнет уже зарисовкой, эскизом, чем угодно, но не мимолетно схваченным дуновением ветерка...
Итак, мы начали работу с головой именно с набросков. Для нашей Художки это были средние по количеству минут наброски, по 5 минут. Четыре года назад мы начали сокращать время и результат не заставил себя ждать: от одной до трех минут выходят такие вот картинки .
И вот, вчера был третий день с обрубовкой. Я попросила принести натянутые планшеты и была морально готова еще раз подробно рассказать о канонах построения, об особенностях модели, об опорных точках и... отпустить в плаванье... Но ребята мои попросили дать им еще один день на изучение головы.
Знаете, за что я люблю взрослого ученика? За то, что он умеет быть ответственным. Не нужна палка, не нужно уговаривать и искать подход. Строгость также необходима, но она уходит в критику и в желание не отойти от принципа. А принцип у меня один- пусть учеников будет мало, потому что я много требую, потому что сложно, но они будут иметь максимальный шанс на успех, иными словами - они смогут научиться самостоятельно рисовать...
А вот вам картинки с места событий.

Начало. Психологическая подготовка уже в заточке карандаша. Он должен быть острым, послушным, гибким:). Узнаете ящичек в кадре?:)) Там уже половина наполнена стружкой! Это хороший показатель, это же индикатор труда !

Голова ждет. Как и любую натуру, с которой вам предстоит работать, ее надо внимательно продумать, промыслить, прощупать, про... Про нее вам предстоит догадываться:), ведь всем известно, что мы можем видеть только одну сторону луны, а значит, если натура не ребенок, не животное, не вольная птица - пользуйтесь, рисуйте, рисуйте мысленно и по-настоящему, много-много!

В этот раз Саша сел, было рядом с дверью, но скоро перешел на любимое свое место- рядом с учебным шкафом)). Видите, как любопытны акварельные баночки, и наверняка образцы рисунков из книг хотят выпрыгнуть и поглядеть поближе на Сашино творчество... Саша, покажешь?

Не правда ли, уже похож?! Через неделю начнем построение на большом листе. Главная цель достгнута- с головой мы познакомились, хотя, конечно, на "ты" переходить пока рано:)). Учебная обстановка... Все серьезны... На первом рисунке, слева- Елена Николаевна. Она новичок и пока рисует цилиндр. В наших группах возможно решать разные задачи на одном и том же уроке, поскольку подход индивидуальный. Это значит, что мы ждем учеников любого уровня, и они смогут работать на своей стадии обучения рабом с теми, кто немного впереди, в этом я вижу даже како-то стимул расти, развиваться, догонять...

Кстати, сзади учениц два шкафа, наполненные реквизитом:). О! Это особая моя гордость! Наверное, надо как-нибудь написать историю о том, как я его собирала, как он интересен по тематикам... А вообще, вот на сайте три фотографии с маааленькой частицей нашей коллекции кувшинов и старинной кухонной утвари:).

Так... Ага, Саша снова перешел к двери и сел рядом с Алсу. Это правильно. Нужно посмотреть с разных сторон на натуру, нужно ее зарисовать по-разному, возможно, так и выйдет сродниться...

И вот что у нас вышло к концу занятия:


По-моему, уже вполне узнаваемый товарищ!

Репортаж с места событий будет продолжен со следующей стадией рисования и со следующими успехами, будьте на связи, пишите, приходите знакомиться и учиться:). И, кстати, присоединиться к группе рисующих голову тоже пока еще не поздно!

P.S. Приношу извинения тем, кто не попал в кадр. Впрочем, вы и не рвались особенно:))

В идеале, конечно же, стоит рисовать с натуры. Но, к сожалению, дома мало у кого есть гипсовые головы, руки, ноги и черепа. А когда рисуешь за компьютером, то рисовать с натуры ещё сложнее, так как компьютер с собой не утащишь в нужную комнату, где светло и натюрмортик стоит.)

Поэтому нередко приходится набивать руку, рисуя с фотографий. Чтобы рисование не превратилось в процесс бездумного копирования, рисовать нужно с анализом.

Вот исходная фотография (взято с просторов интернета):

Перед началом работы необходимо изучить и проанализировать исходник.

"Программа минимум":

1. Анализируется форма и освещение. Обращаем внимание на то, какие грани смотрят на свет, а какие повёрнуты от света.

Освещение идёт сверху. Поэтому верхняя часть и выступающие части - самые светлые. Затем идёт градация от света к полутени, потом тень и на нижней части челюсти рефлекс - снова лёгкая градация к более светлому. Так идут общие формы. При этом есть части, которые сильнее повёрнуты от света, и, следовательно темнее. (глазницы, скулы, подбородок)

Сама черепная коробка, не смотря на то, что это обрубовка, похожа по форме на шар. Грани головы скруглённые, что влияет на неоднородное освещение как верхних граней, так и боковых.

На фотографии эта градация не столь видна, т.к. фотография "съедает" как минимум половину тонов по сравнению с натурой, но, тем не менее, она присутствует. В рисунке эту градацию можно и даже нужно сделать более явной.

Может показаться, что боковые стороны (голова+скула) - это литая форма. На самом деле, это не так. Грани скул и грани самого черепа обрубовки - на самом деле разные грани. Я прикрепляю файл в боковом ракурсе, чтобы можно было посмотреть, как это выглядит.


2. Анализируются пропорции.

Основная часть черепа условно вписывается в квадрат. При этом весь череп делится на три примерно равные части. Третью часть у него занимает челюсть.

После того, как мы проанализировали общую форму, освещение и пропорции, начинаем компоновку и построения.

Предварительная компоновка и первичные построения.

Последующие построения, которые отталкиваются от первичных.

Во время построений важно не забывать проверять левую и правую стороны на симметричность.

После построений идёт проработка объёма.

Сначала я намечаю общий объём и освещение, по принципу похожие на шар.

Потом обращаю внимание на выступающие части и на части, которые повёрнуты от света.

Двигаюсь от общего к частному. Блики оставляю на потом.

Линии построения можно перенести в верхний слой, чтобы не потерять пропорции во время проработки. При этом слои с построениями стоит сделать полупрозрачными, чтобы они не сильно мешали набору тона. А можно и вовсе их убрать, если они мешают (мне они часто мешают, поэтому я их редко использую).

Каждый новый этап начинайте на новом слое, чтобы, в случае неудачи, этот слой можно было удалить без сожалений. =)

Затем идут финальные этапы, на которых я уточняю детали освещения и добавляю контраст. Линии построения уже не нужны, их можно сделать невидимыми, удалить или оставить слой с построениями с плотностью около 5 процентов, чтобы они слегка разграничили грани друг от друга, и далее дорисовывать работу поверх них.

Последний этап и идёт в финал.

Надеюсь, это было интересно.

Спасибо за внимание. =)