Особенности сюжета и композиции романа обломов. В помощь школьнику

Роман И.А. Гончарова "Обломов" всколыхнул российское общество 50-60-х гг. XIX в., его без сомнения можно назвать одним из крупнейших событий литературной жизни страны. Внимание читателей прежде всего привлекла острая проблематика романа, литературная элита раскололась на две части, кто-то считал Обломова положительным героем, кто-то проводил сравнение в пользу Штольца. Но в одном сходились все именитые писатели и критики: Гончарову удалось найти новое удачное решение темы "лишнего человека". Вновь появившийся роман был так же признан "энциклопедией русской жизни" и поставлен в один ряд с бессмертными произведениями Пушкина и Лермонтова, а образ Обломова вошел в галерею классических героев русской литературы наряду с Евгением Онегиным и Григорием Печориным.

Одной из отличительных особенностей романа является своеобразие развития конфликта. Все произведение делится на четыре логические части.

В первой части автор представляет нам Илью Ильича Обломова. Первые страницы целиком посвящены описанию героя. С самого начала Гончаров формирует образ такого добряка, душевного человека. Он с иронией описывает образ жизни Обломова, но тут же сам удивляется, как замечательно подходит леность к этому человеку. Вообще, центральным героем первой части является Илья Ильич, его общей характеристике посвящена довольно значительная часть произведения. Характер героя раскрывается и посредством описания быта, и с помощью образа Захара, но, в основном, конечно, через общение Обломова со своими гостями. Таким образом, зарождается общественный конфликт, автор описывает отношение героя к окружающему его миру как отношение человека к большому муравейнику, где все спешат по своим делам, а ему неинтересны их проблемы. Окончательно формируется общественный конфликт, когда автор вводит образ Штольца. Он впервые появляется сразу после сна Обломова, таким образом характер Ильи Ильича уже четко противопоставлен характеру его друга, а так как это не просто характеры, а целые типы, общественный конфликт принимает вид противопоставления Обломова и Штольца.

С приездом Штольца действие как будто получает мощный импульс. Андрей вырывает своего друга из изоляции, и это способствует гораздо более глубокому развитию образа героя. Вторая часть больше насыщена событиями, чем первая. Обломов начинает появляться в обществе, общаться с другими людьми и, самое главное, знакомится с Ильинскими. Ольга поражает сердце Обломова, с него окончательно слетает леность. Это завязка любовного конфликта.

Третья часть – это всецело описание любви Обломова и Ольги. Напряжение общественного конфликта ослабевает, так как Штольц уехал за границу, а Обломов с виду окончательно "перевоспитался". Его деятельность достигает апогея, полностью раскрывается доселе неведомый богатый внутренний мир Обломова. В этой части, фактически, происходят кульминация и развязка любовного конфликта. Илья Ильич не смог даже ради Ольги окончательно порвать с прошлым. Он понимает это и не собирается дальше бороться. Это говорит о том, что одновременно с любовным конфликтом развивался и внутренний конфликт в самом Обломове.

Кульминация внутреннего конфликта – нелегкий выбор между движением и застоем, Ольгой и Пшеницыной. Выбор сделан, происходит окончательный разрыв с Ольгой и Штольцем.

Четвертая, заключительная, часть – это возвращение Обломова в привычную обломовщину. Подводится итог главной проблеме романа: когда же избавится русский человек от обломовщины, проснется от духовного сна и пойдет вперед, навстречу солнцу. Стало быть, никогда. Внутренний мир Ильи Ильича успокоился, теперь уже до конца. Наносятся завершающие штрихи на портрет Обломова, он показан постаревшим человеком в кругу семьи, где он уже окончательно погрузился в духовную спячку. А со смертью Обломова происходит и видимое окончание сюжетообразующего общественного конфликта. Казалось бы, что идеал человека – Штольц, однако его нельзя считать победителем. Финал романа остается открытым, конфликт двух типов личности продолжается.

Особое внимание привлекает динамика действия в этих частях.

Первая часть – это даже не столько завязка сюжетообразующего конфликта, сколько экспозиция, представление главного героя. Неторопливый ход повествования, отсутствие смены места действия – все это характеризует Илью Ильича и его размеренно текущую жизнь. Однако действие развивается с приездом Штольца, динамика становится более интенсивной, Обломов "просыпается" и перестает быть развалиной, тюфяком. Он знакомится с Ольгой, это завязка еще одного сюжетообразующего конфликта. И в третьей части происходит его кульминация, кульминация жизни Обломова. С момента выбора Обломова начинается замедление действия, спад напряжения. Илья Ильич возвращается в свой халат, и уже ничто не может вытащить его обратно.

Вообще, динамика основных событий романа связана со сменой времен года. Здесь особую сюжетно-композиционную роль играет пейзаж.

Итак, развитие действия – это весна любви Обломова, весна его будущей жизни, лето – счастливая пора беззаветной любви к Ольге, желание навсегда связать с ней свою судьбу, и осень, осень души Ильи Ильича, его любовь "отцветает", жизнь теряет свой смысл. Конечно, в первую очередь внимание привлекает описание лета. Гончаров мастерски умел показать кульминацию, пик лета – июльский зной, размеренное дыхание природы, жар поля и прохладу леса. Описания полны красками, они полностью отвечают настроению главных героев.

Конечно, роль пейзажа в раскрытии характеров велика. Летний пейзаж характеризует Ильинскую, осенний – Пшеницыну. Несомненно, в чем-то Ольга уступает Пшеницыной, но скупые и серые описания Выборгской стороны, самого быта хозяйки не говорят в ее пользу.

Интересен пейзаж и в плане понимания особой сюжетно-композиционной роли "Сна Обломова". Пейзаж в сне – это, конечно, идиллическая картина Обломовки. Сквозь сон, неясно, как в полдневном мареве, Обломов видит милые картины: леса, поля, луга, речку, редкие деревеньки. Все дышит покоем. На глаза Ильи Ильича наворачиваются слезы. Этот момент вообще очень важен для понимания характера главного героя, и одновременно Гончаров пытается показать, что же такое обломовщина.

В "Сне" очень важна деталь как средство описания Обломова и обломовщины. Это прежде всего четкое, размеренное течение жизни: ритуалы одевания, чаепития, послеобеденного сна. То состояние, подобное смерти, царящее в Обломовке во время сна, разрушающиеся галерея и крыльцо – все это и есть обломовщина, люди предпочитают поминать старое, боясь строить новое, и эта боязнь изображена в гротескном виде: что мешает снести галерею и построить новую? Ничего, однако вместо этого делается строгий наказ не ходит в опасное место. С другой стороны, все это служит для характеристики маленького Илюши, пока он был не такой, как все: он сбегал из дома во время всеобщего сна, ел выкопанные корешки, наблюдал за природой и обожал посещать запрещенную галерею. То есть пока обломовщина не распространила на него свою власть.

Вообще, детали хорошо характеризуют Обломова. Это и халат – символ обломовщины, и книга, много лет заложенная на одной странице, что свидетельствует о том, что время остановилось для Ильи Ильича. Его неторопливая речь, привычка во всем полагаться на Захара как нельзя лучше подходит к образу "барина", живущего просто потому, что он барин. В описаниях проскальзывает и ирония: на креслах Обломова столько пыли, что один из гостей боится испортить новый фрак.

Но деталь в "Обломове" характеризует не только самого Илью Ильича. Ветка сирени – тоже один из знаменитых символов романа. Это любовь Ольги и Обломова, так быстро увядшая. Складка над бровью Ольги и ямочки на полных руках Пшеницыной тоже намекают на особенности характеров этих персонажей.

Не менее значительна и сюжетно-композиционная роль второстепенных персонажей. Гости Обломова, с одной стороны, подчеркивают его лень, но с другой – демонстрируют его отношение к жизни суетной и мелочной. Захар же вообще копия барина. Ироничное подтрунивание Гончарова над ним распространяется и на Илью Ильича.

Противопоставление отцов Обломова и Штольца рождает основной конфликт произведения, конфликт двух ярких типажей. Таким образом, антитеза в романе – главный художественный прием.

Другой яркий пример антитезы – противопоставление Ольги и Пшеницыной. Автор так и не ответил на вопрос, кто из них лучше. Но с помощью антитезы ему удалось полнее и ярче отобразить достоинства обеих.

Итак, сюжет и композиция романа "Обломов" очень интересны, действие сложное и насыщенное. Гончаров использовал множество приемов, чтобы разнообразить повествование. Все это делает роман чрезвычайно любопытным как с художественной, так и с философской точки зрения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Цель урока: Показать условия, порождающие лень и апатию человека на примере главного героя, проследить, как постепенно гаснет человек, превращаясь в мёртвую душу; развитие аналитических способностей учащихся, нравственное воспитание учащихся

3 слайд

Описание слайда:

Замысел романа возник в 1847 году. Роман был напечатан в 1859 году. Главная тема- судьба поколения, ищущего место в обществе, истории, но не сумевшего найти правильный путь. В первой части романа мало действия. Начинается с описания главного героя, который лежит в постели в своей квартире. Проживает по улице Гороховой на одной из центральных улиц. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Восьмой уровень структуры Девятый уровень структурыОбразец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

4 слайд

Описание слайда:

Образ Обломова Главному герою 32 года, среднего роста приятной наружности с тёмно-серыми глазами. Его любимая вещь – халат, который имел несколько достоинств: мягок; тело не чувствовало его на себе. В комнате стояло бюро красного дерева, 2 дивана, обитые шёлковой материей, красивые ширмы с вышитыми небывшими в природе птицами и плодами.

5 слайд

Описание слайда:

На что обращает внимание писатель при описании комнаты Ильи Ильича Обломова? Ковры, но в пятнах, на диване лежит забытое полотенце. На столе стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка с солянкой и обглоданной косточкой. Зеркала покрыты пылью и вместо того чтобы отражать предметы, они могли служить для записывания каких-то заметок.

6 слайд

Описание слайда:

Сон Обломова Во сне перед нами предстаёт Обломовка и её жители. Семья Обломовых любила собираться на кухне, после обеда спали. Отец читал изредка, считал это роскошью. Писателей считал гуляками, пьяницами. Всем семейством решали, что будут готовить на обед или ужин, какой соус будут подавать. Они думали лишь о том, чем накормить, напоить ребёнка. Насчёт денег были скаредными, рано ложились, чтобы не тратить свечей. Илью не заставляли трудиться, жизнь их текла вяло.

7 слайд

Описание слайда:

Привлекательные черты Обломова: мягкость, простота, великодушие, доброта. Слабости: апатия, лень, отсутствие цели жизни и интереса к жизни, равнодушие к себе, дорожит только спокойствием, не подготовлен и не приспособлен к жизни. Символы: большой диван, удобный халат, мягкие туфли.

8 слайд

Описание слайда:

Обломов вошёл в галерею лучших образов мировой литературы, и его имя стало нарицательным. Гончаровский Обломов не похож на помещиков, изображённых Гоголем. В нём нет деспотизма, наоборот, он кроток и благодарен. Писатель с симпатией относится к герою, но в то же время осуждает, разоблачает его, выносит приговор обломовщине.

9 слайд

Описание слайда:

Захар, его слуга, под стать своему хозяину. Лежит в другой комнате и ничего не делает. Если от него требовали сметания пыли и мытья полов, он начинал доказывать о необходимости громадной возни в доме, тогда всё это приводило в ужас самого барина. Вставка рисунка

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Обломов и Ольга Штольц Андрей был репетитором в пансионе. Окончив университет, едет в Петербург делать карьеру. Ему за 30, служил, вышел в отставку, занялся своими делами, нажил денег и дом. Настойчив в достижении цели. Штольц знакомит Илью с Ольгой Сергеевной Ильинской. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Восьмой уровень структуры Девятый уровень структурыОбразец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

12 слайд

Описание слайда:

В 3 и 5 гл. второй части завязывается узел события- знакомство Обломова с Ольгой. Чувство Ильи к Ольге крепнет, но он сомневается, сможет ли отрешиться от лени, о чём мы узнаём из его письма к Ольге. Но он не может пожертвовать своим покоем, что приводит к быстрому разрыву. Этому посвящены 11-12 главы 3 части, которые составляют развязку. В них показана несостоятельность и банкротство Обломова. Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвёртый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Восьмой уровень структуры Девятый уровень структурыОбразец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень

13 слайд

Описание слайда:

В 4 части – дальнейшее угасание героя. Он находит идеальные условия в доме Пшеницыной. Он снова в халате целыми днями лежит на диване. Герой терпит окончательное крушение. Женившись на Пшеницыной, опускается ещё больше, погружается в спячку, а затем гибнет физически. Как жил он незаметно, так и умер.

Сюжет и композиция. Сам автор охарактеризовал особенность построения «Обломова». 1 часть он называет «увертюрой всего рома­на», своеобразным «прологом» к основной части, где разворачивается сюжетное движение: это «поэма любви», составляющая 2 и 3 части произведения. Только с признанием Обломова в любви к Ольге воз­никает романное действие. Именно здесь выявляется авторская по­зиция по отношению к герою и уточняется смысл понятия «обломов­щина». Итог «поэмы любви», а вместе с ней и итог жизни главного героя, подводится в заключительной 4 части романа.

Таким образом, сюжетную основу произведения составляет исто­рия любви дворянского интеллигента, помещика Обломова к де­вушке цельного и одухотворенного характера Ольге Ильинской. Именно в любовной интриге сходятся все идейные линии романа, она составляет его идейно-композиционный центр. В драматиче­ском действии показан подлинный характер главного героя, кото­рый разительно отличается от того, который мы видим в 1 части.

Такое значение любовной интриги в романе определяется писа­тельской концепцией, согласно которой «любовь, с силою архимедо­ва рычага, движет миром». Писатель считал, что это главное нача­ло бытия. Человек, по мнению Гончарова, может раскрываться, показывать свою сущность только пройдя «школу любви». Все герои романа проходят эту школу. Даже Штольц, натура непоэтическая, приземленная, получив согласие Ольги, восклицает: «Вот оно, по­следнее счастье человека!»

Можно сказать, что «Обломов» — роман не просто с любовным сю­жетом. Это — роман о разных формах любви, проявляющихся в судь­бах людей, во многом противоположных друг другу. Они отражаются в разных семейных укладах: семьях Обломова и Пшеницыной, Штоль­ца и Ольги. Как и сами герои, жизнь этих семей изображается в соот­ветствии с принципом антитезы, играющим важнейшую идейно­композиционную роль в романе. Во внешне счастливой, гармоничной семье Штольца и Ольги, основанной на любви и взаимоуважении, от­сутствует главное — в ней нет устремленности к идеалу, общезначи­мой цели, эта семья как бы замкнута в самой себе. Вот почему Ольга в своей семейной жизни повторяет путь духовной неудовлетворенно­сти Обломова, которой нет у Штольца. Антиподом семьи Штольца и Ольги является другой семейный союз — Обломова и Пшеницыной. Но и здесь автор не находит ту «норму», которую мечтает видеть. Умозрительности семьи Штольца противопоставляется нарочитая приземленность семьи Обломова и Агафьи Матвеевны, а потому и здесь нет искомой гармонии ума и сердца.

Смерть Обломова — это приговор тому, что связано в его характе­ре с «обломовщиной», зато светлые стороны его натуры продолжают­ся в судьбах любивших его. Оказывается, что он не только губит себя своей апатией, бездеятельностью, но и внушает редкую любовь, ко­торая меняет человека. Рядом с ним расцвела Ольга, и даже в счаст­ливой семье со Штольцем она все чаще вспоминает Обломова. Обло­мов открыл человеческий смысл и свет, вдохнул душу в ранее почти автоматическое существование Агафьи Матвеевны. Недаром после смерти Обломова возникает неожиданное сближение этих двух столь несхожих героинь. Так оказывается, что слабый, пассивный Обломов обладал талантом доброты, который превращал его в натуру, ак­тивно воздействующую на других, пробуждающую в них все луч­шее, доброе, высокое. Но такой человек обречен в современном ми­ре. «Между идеалом и действительностью лежит … бездна, через которую еще не найден мост, да едва и построится когда», — кон­статировал Гончаров, и это противоречие выводит главную пробле­му романа далеко за пределы изображенной в нем эпохи.

Роман Гончарова "Обломов" строго и отчетливо подчинен делению русского календаря на четыре времени года. Об этом говорит композиция гончаровского шедевра. Начинаются происходящие в нем события весной 1 мая. На лето приходится самое бурное действие - любовь Обломова и Ольги. А заканчивается зимой - первым снегом.

Такая композиция романа, вошедшая в годовой цикл, подводит все сюжетные линии к плавной завершенности. Создается такое впечатление, что построение романа заимствовано самим Гончаровым прямо из родной природы.

Жизнь Обломова - от его любви до меню его обеда - включена в этот органический порядок и отражена в естественном годовом круговороте, находя в календаре масштаб для сравнения.

Изощренная, своеобразная структура романа Гончарова характерна для отечественной поэтики своей необычностью. Русская классика, не обремененная ветхими традициями, часто игнорировала готовые жанровые формы, предпочитая создавать их каждый раз заново, для своих специальных целей. И романы в стихах, и поэмы в прозе появлялись от переизбытка содержания, требующего оригинальной системы изложения.

"Обломов"- не исключение. Его можно было бы назвать особой прозаической драмой. Театральная условность (к лежебоке Обломову за один день приходят семь гостей) у Гончарова соединяется с развернутым бытописательством, риторический очерк нравов сочетается со сценически стремительной, часто абсурдной разговорной стихией. Кстати, говоря о языке, можно предположить, что образ Обломова родился из русского пристрастия к неопределенным частицам. Он - живое воплощение всех этих "кое, бы, ли, нибудь".

Фронтальное, сконденсированное, убыстренное изображение Обломова в первой части романа, по сути, исчерпывает тему "обломовщины". Вся жизнь героя - и внешняя и внутренняя, его прошлое ("Сон Обломова") и будущее - как будто уже раскрывается в этой части. Однако сам факт существования трех других частей подсказывает, что поверхностное чтение книги позволяет лишь обнаружить в ней обломовщину, но не Обломова - тип, а не образ.

Провокационно подсказывая нам выводы об Обломове в начале книги, автор на самом деле маскирует свою несравненно более сложную точку зрения на героя. Глубоко в ткань романа Гончаров вживил противоречивый голос рассказчика, который уничтожает однозначное толкование романа.

На последней странице книги мы узнаем, что всю историю Обломова рассказывает Штольц: "И он (Штольц - Авт.) рассказал ему (рассказчику - Авт.), что здесь написано". Записана эта история слушателем Штольца, в котором легко признать самого Гончарова: "Литератор, полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами".

Эти два голоса - резонерский, педантичный тон Штольца и насмешливый, но сочувственный самого автора - сопровождают Обломова на всем его пути, не давая роману стать плоской зарисовкой нравов. Сложно переплетенные интонации не контрастируют, а дополняют друг друга: первая не отрицает вторую. Из-за такого построения авторской речи возникает многослойность книги. Как это обычно бывает в русском романе, за социальным планом проступает метафизическая тема.

В "Обломове" все слова, не принадлежащие героям, следует читать не напрямую, как предварительную критику романа, а как художественно изображенное слово. Только тогда обнаружится феноменальная двойственность Обломова, героя, далеко выступающего за контуры сюжета.

Смешным Обломов кажется только в движении, например, в компании Штольца. Зато в глазах влюбленной в него вдовы Пшеницыной Обломов опять обращается в статую: "Сядет он, положит ногу на ногу, подопрет голову рукой - все это делает так вольно, покойно и красиво… весь он так хорош, так чист, может ничего не делать и не делает".

И в глазах самого Обломова его тогда еще возлюбленная Ольга застывает в прекрасной неподвижности: "Если бы ее обратить в статую, она была бы статуя грации и гармонии".

Первая часть романа "Обломов" по сути дела представляет собой разросшуюся на четверть книги экспозицию, где "автор устраивает парад второстепенных персонажей, каждый из которых описан по рецептам модной тогда натуральной школы. Эта популярная в середине прошлого века галерея типов нужна постольку, поскольку ему надо показать, что ради их смехотворных занятий Обломову не стоит вставать с дивана. Все эти малозначительные фигуры своей суетой компрометируют в глазах Обломова окружающую жизнь. Он - неподвижный центр сюжета - сразу выделяется загадочной значительностью среди этих - не характеров - типов".

Объяснение автора эпически обстоятельно и глубоко убедительно: "обломовщина" как строй - в нравах и понятиях жизни, которая основана на неоплачиваемом труде крепостных и проникнута идеалами праздности, вечного покоя и беззаботности. "Ищущие проявления силы никли и увядали" среди них роковым образом. Таким образом, в новом произведении "обломовщина" приобрела четкую социологическую конкретность. А классово-сословная определенность (особенно в главе "Сон Обломова") позволила прямо сопоставить гибель владельца трехсот крепостных, с существующими крепостническими порядками, извращающими человека и парализующими его волю. Добролюбов в знаменитой статье "Что такое обломовщина?" называл Обломова "коренным, народным нашим типом, от которого не мог отделаться ни один из наших серьезных художников". Критик видел в нем современного дворянского либерала, завершающего литературный образ "лишнего человека" с полной несостоятельностью перед "настоящим делом" - решительной борьбой с самодержавно-крепостническим строем - укладом жизни в России.


Замысел романа «Обломов» возник в 1847 году, но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 году. Замысел романа «Обломов» возник в 1847 году, но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в журнале «Современник» в 1849 году. …..роман, родившийся из сна


Деревня Обломовка Каков быт и образ жизни в Обломовке? Каков быт и образ жизни в Обломовке? Какие отношения царят между людьми? Какие отношения царят между людьми? Каковы главные заботы жителей? Каковы главные заботы жителей? Как вы думаете, могла ли такая деревня быть в России? Как вы думаете, могла ли такая деревня быть в России? Можно ли сказать, что в вещем «Сне Обломова» отразилась вся Россия с ее историей, национальным характером, нравами старины, верой в тихое и светлое будущее? Можно ли сказать, что в вещем «Сне Обломова» отразилась вся Россия с ее историей, национальным характером, нравами старины, верой в тихое и светлое будущее?




Какова главная тема романа? «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в…кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства». «Я старался показать в «Обломове», как и от чего у нас люди превращаются прежде времени в…кисель – климат, среда захолустья, дремотная жизнь и еще частные, индивидуальные у каждого обстоятельства».И.А.Гончаров Главная тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, в истории, но не сумевшего найти правильный путь. Главная тема – судьба поколения, ищущего свое место в обществе, в истории, но не сумевшего найти правильный путь.




Композиция романа: Экспозиция (ч.I,ч.II, гл.1,2) Экспозиция (ч.I,ч.II, гл.1,2) Завязка действия (ч.II, гл.3,5) – знакомство с Ольгой Завязка действия (ч.II, гл.3,5) – знакомство с Ольгой Развитие действия (ч.II, гл. 6-11) – чувства Обломова к Ольге Развитие действия (ч.II, гл. 6-11) – чувства Обломова к Ольге Кульминация (ч.III, гл.12) – объяснение в любви Кульминация (ч.III, гл.12) – объяснение в любви Постпозиция (ч. IV) – угасание героя Постпозиция (ч. IV) – угасание героя Эпилог (ч. IV, гл.11) – судьба героев романа Эпилог (ч. IV, гл.11) – судьба героев романа
Показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», автор показал главного героя в минуты взлетов и падения, раскрыв его борьбу с самим собой. Показывая последовательное увядание Обломова, превращение его в «мертвую душу», автор показал главного героя в минуты взлетов и падения, раскрыв его борьбу с самим собой. «Пока остается хоть один русский, - и до тех пор будут помнить Обломова. И.С.Тургенев