Парциальные программы по программе детство. Макет парциальной программы дошкольного образования

ПРИНЯТА УТВЕРЖАЮ

на Педагогическом совете Заведующий МБДОУ «Детский сад

протокол №1 от 27.08.2014 г. общеразвивающего вида с

приоритетным осуществлением

деятельности по физическому

развитию детей №50»

_______________

(подпись) (Ф.И.О.)

27.08.2015 г.

Парциальная образовательная программа по формированию у детей начальных представлений о здоровом образе жизни

дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Физическое развитие» ОП ДО, разработанной учреждением самостоятельно.

муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50»

г. Оренбурга

Программа выполнена на основе

федеральных государственных

образовательных стандартов

дошкольного образования

требований к структуре основной

общеобразовательной программы

дошкольного образования (Приказ

Министерства образования и науки

РФ от 17.10.2013 № 1155).

Оренбург, 2015

Паспорт парциальной образовательной программы

Наименование учреждения

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеобразовательного вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №50» г. Оренбурга

Режим работы ДОУ

12 часовой

Контингент детей

От 4 до 5 лет.

Наименование Парциальной программы

«ЧТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ».

Основные разработчики Парциальной программы:

Краснова Ирина Ивановна

воспитатель первой квалификационной категории

СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

« Ч ТОБЫ БЫТЬ ЗДОРОВЫМ».

    Целевой раздел:

    1. Пояснительная записка

      Цели и задачи реализации программы.

1.4. Содержание психолого – педагогической работы.

    1. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

      Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

1.7 Планируемые результаты освоения Программы.

    Содержательный раздел.

    1. Учебный план реализации ОПП ДО.

      Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности во второй младшей группе.

      Формы, способы, методы и средства реализации программы во второй младшей группе.

      Взаимодействие с семьёй, социумом.

2.7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с

воспитанниками.

2.8. Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).

    Организационный раздел.

3.1. Оформление предметно – пространственной среды.

3.2. Режим дня, структура ОДД.

3.3. Перечень методических пособий (для реализации основной части и части Доу»).

1.Целевой раздел Программы.

1.1. Пояснительная записка.

Фундамент здоровья необходимо закладывать в дошкольном детстве. Ведь здоровье позволяет маленькому человеку быть активным в своей жизни, добивается успехов в различной деятельности и с удовольствием принимать участие в жизни группы и семьи. В настоящее время в нашей группе № 10 «Солнышко» 31 ребёнок. Более половины из них, ещё совсем недавно переступили порог детского сада впервые.

(Приложение №1 «Лист здоровья»).

Многие дети не достаточно владеют элементарными КГН: навыками самообслуживания, не умеют, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться туалетом - что и помогло в выборе направления Парциальной программы.

Парциальная программа ориентирована на детей младшего возраста 4 - 5 лет.

Парциальная программа выполнена на основе в федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10. 2013г. № 1155).

Данная программа дополняет и расширяет задачи, поставленные в образовательной области «Физическое развитие». Программа учитывает возрастные особенности усвоения программного материала у детей группы общей направленности 4-5лет. Особая роль в программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

1.2 Основные цели и задачи основной образовательной программы

Цель:

    гармоничное физическое развитие;

    формирование основ здорового образа жизни.

Задачи:

    Оздоровительные:

    охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального функционирования всех органов и систем организм;

    повышение работоспособности и закаливание.

    Образовательные:

    формирование двигательных умений и навыков;

    развитие физических качеств;

    овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья.

    Воспитательные:

    формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями;

    разностороннее гармоничное развитие ребенка (не только физическое, но и умственное, нравственное, эстетическое, трудовое).

Направления физического развития:

    Способствовать становлению более устойчивого интереса к ценностям здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

Принципы физического развития:

    Дидактические:

    систематичность и последовательность;

    развивающее обучение;

    доступность;

    воспитывающее обучение;

    учет индивидуальных и возрастных особенностей;

    сознательность и активность ребенка;

    наглядность.

    Специальные:

    непрерывность;

    последовательность наращивания тренирующих воздействий;

    цикличность.

    Гигиенические:

    сбалансированность нагрузок;

    рациональность чередования деятельности и отдыха;

    возрастная адекватность;

    оздоровительная направленность всего образовательного процесса;

    осуществление личностно - ориентированного обучения и воспитания.

Методы физического развития:

    Наглядные:

    наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);

    наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);

    тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя).

    Словесные:

    объяснения, пояснения, указания;

    подача команд, распоряжений, сигналов;

    вопросы к детям;

    образный сюжетный рассказ, беседа;

    словесная инструкция.

    Практические:

    Повторение упражнений без изменения и с изменениями;

    Проведение упражнений в игровой форме;

    Проведение упражнений в соревновательной форме.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

Цель Парциальной программы:

Задачи:

    создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, стремящимися к самостоятельности;

1.3. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.

В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование основ здорового образа жизни.

При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание. Особая роль в Программе уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

При разработке Парциальной программы «Чтобы быть здоровым» мы опирались на следующие принципы:

    принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

    принцип научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики);

    принцип критериев полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);

    принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

    принцип, предусматривающий решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников;

Парциальная программа построена на адекватных возрасту формах работы с детьми.

1.4. Содержание психолого-педагогической работы.

В группе мы стараемся создать атмосферу комфорта, внимания к детям, условия для активного накопления представлений детьми о здоровьесберегающем и безопасном поведении.

Организуем наблюдения за тем, как надо умываться и мыть руки, вытирать их насухо полотенцем, как пользоваться столовыми приборами, платком и т.п. как вести себя на улице и в помещении, чтобы не нанести вреда своему здоровью; организуем деятельность репродуктивного характера (показ – повтор за взрослым, пример сверстников, обсуждение, поощрение). Проводим беседы с привлечением наглядности, рассматриваем с детьми алгоритмы процессов личной гигиены (мытьё рук и др.), последовательность режимных моментов. Читаем детям потешки и стихотворения о гигиенических процессах, режиме дня, опасных для здоровья и жизни ситуациях и правильном поведении в случае их возникновения. («Нос умойся») и др. организуем на их основе несложные игры, которые помогут ребёнку умываться следить за чистотой рук и лица, внешней опрятностью и аккуратностью. Используем разнообразные и увлекательные игровые приёмы, такие как научи куклу, или «Как мама учила Зайку правильно кушать», «Покажем Мишке, где лежат наши вещи», эмоциональность игрового приёма помогает ребёнку лучше освоить и запомнить образовательное содержание. Вовлекает детей в простейшую поисковую деятельность, например, задание типа «Найди предметы необходимые для умывания», или, помоги игровому персонажу разобраться. Игры - эксперименты, игры – путешествия таки как «Водичка, водичка», «Я одеваюсь сам», «Так привыкли мы к порядку» проводятся для того чтобы заинтересовать и в процессе экспериментирования или путешествия закреплять КГН и навыки ЗОЖ.

Вовлекаем детей совместно с родителями в простейшую проектную деятельность (например: вместе с мамами и папами принести полезные для здоровья предметы).

1.5. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Приоритет Программы – забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитание полезных привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности. Воспитание свободного, здорового, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией с учетом индивидуальных особенностей ребенка.

Программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в детском саду; понимание того, что всем необходимо выполнять правила здорового образа жизни.

Программа направлена на обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, что достигается за счет учета индивидуальных особенностей детей как в вопросах организации жизнедеятельности (приближение режима дня к индивидуальным особенностям ребенка и пр.), так и в формах и способах взаимодействия с ребенком (проявление уважения к его индивидуальности, чуткости к его эмоциональным состояниям, поддержка его чувства собственного достоинства и т.д.).

Учитывая специфику нашего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения: «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществление деятельности по физическому развитию детей №50» г. Оренбурга,

    его географическое положение и благоприятные экологические условия (рядом лес, река),

    удалённость от центральной дороги и промышленных объектов,

    вокруг детского сада насаждения хвойных и лиственных деревьев, декоративного кустарника, цветов и огородных культур,

    недалеко от территории детского сада находится стадион,

    на участке территории детского сада есть специально оборудованная спортивная площадка,

    тропа здоровья (для хождения босиком)

    эстафетная дорожка,

    специально оборудованный спортивный зал, бассейн

есть все условия для реализации Парциальной программы.

1.6. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей.

Отношение ребёнка пятого года жизни к здоровью характеризуются тем, что он проявляет интерес к правилам здоровьесберегающего и безопасного поведения. С удовольствием пользуется простейшими умениями и навыками гигиенической культуры, с интересом изучают себя, своё тело, свои возможности, положительно настроен на выполнение элементарных трудовых процессов и самообслуживание, радуется самостоятельным и совместным действиям, и их результату (чистые руки, хорошее настроение красивая походка, убранные игрушки, аккуратно сложенная одежда и т.д.) К трём годам ребёнок уже готов самостоятельно принимать пищу, одеваться, раздеваться, умываться, пользоваться туалетом, пользоваться носовым платком, расчёской и полотенцем. К концу четвёртого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания в туалетной комнате.

1.7. Планируемые результаты освоения Программы.

Ребенок проявляет:

    интерес к правилам здоровье сберегающего и безопасного поведения,

    желание к выполнению элементарных культурно-гигиенических навыков,

    знания о здоровом образе жизни.

Ребенок имеет представления о доступном предметном мире, назначении предметов, о правилах безопасного поведения.

2.Содержательный раздел.

2.1. Учебный план реализации ОПП ДО в младшей группе.

15 мин

2,5%

20 мин

55 мин

8,5%

600 мин

100%

2.2. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в средней группе.

Оформлены альбомы:

    «ЗОЖ»,

    «Наши будни»;

Картотеки:

«Пальчиковые игры»

«Гимнастики»

Наглядно дидактические пособия:

    «Здоровей-ка»

    «Предметы личной гигиены».

    Схемы «КГН»

    «Стихи о здоровом питании»;

Игры – эксперименты.

Игры – путешествия.

Предметно пространственная среда оказывает большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка; развивают любознательность,

воспитывают чувство прекрасного, способствует формированию начальных представлений о здоровье, ЗОЖ.

2.3. Формы, способы, методы и средства реализации программы во второй младшей группе.

Формы организации деятельности

Организованная образовательная деятельность

Игровые упражнения

Подвижные игры

Хороводные игры

Пальчиковые игры

Спортивные упражнения

Физкультминутки в процессе других видов ООД

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов

Утренние и корригирующие гимнастики

Подвижные игры

Пальчиковые игры

Игровые упражнения

Спортивные упражнения

Динамические паузы

Физкультурные праздники и развлечения

Дни здоровья

Самостоятельная деятельность детей

Подвижные, хороводные, пальчиковые игры

Игровые упражнения

Спортивные упражнения.

2.4. Взаимодействие с семьёй, социумом.

1. «Путешествие в страну знаний продолжается»

Информирование родителей о ходе образовательно процесса:

* родительское собрание на тему: «Чтобы дети росли здоровыми». (Сентябрь).

* индивидуальные и групповые консультации на темы: «Как правильно прививать детям КГН» (Октябрь)

«Навыки самообслуживания» (Ноябрь);

«О детях с ослабленным здоровьем». (Март).

* памятки для родителей по ЗОЖ (Декабрь).

2. Совместная деятельность

* участие в проектной деятельности - сбор коллекции полезных для здоровья вещей (Февраль).

* книги серии «Школа семи гномов» - М: Мозаика – Синтез.2012:

«Быстрее, выше, сильнее», «Я расту здоровым».

* Просмотр мультфильмов из серии «Смешарики».

2.5. Планирование работы с детьми в группе.

Реализация программы осуществляется в образовательной деятельности:

    в ходе режимных моментов;

    самостоятельной деятельности детей;

    совместной деятельности с семьёй.

В работе с детьми используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности:

    инсценировка реальных и сказочных ситуаций с помощью игрушек;

    чтение потешек, заигрышей, закличек, попевок, стихов;

    показ иллюстраций по теме;

    встречи с куклой марионеткой, игрушкой забавой;

    разыгрывание с помощью фланелеграфа сказок, игр – экспериментов;

    организация сюжетных игр с помощью потешек и стихов;

    показ сюжетных иллюстраций по сказкам;

    организация игр путешествий предметного характера;

    подражание сказочным персонажам;

    тематические беседы;

    использование серии сюжетных картин по здоровому образу жизни;

    показ ряда последовательных действий с предметами;

    самостоятельные игры с предметами;

    работа с альбомом сюжетных фотографий (фото детей группы);

2.6. Календарно – тематическое планирование.

1. Игры для детей по воспитанию культурно – гигиенических навыков делятся на три тематических цикла. В них входят игры - экспериментирование и игр путешествия.

1 – й цикл – «Водичка, водичка…».

* «Чистящая вода». Стр.36 (2).

* «Мокрые рукава и полотенце» стр. 36(2).

* «Грязные и чистые руки» стр.36. (2).

* «Мыло. Пускаем мыльные пузыри» стр.37(2).

* Игра «Путешествие в город Предметов личной гигиены» стр.39(2).

2 – цикл – «Я одеваться сам могу».

* «Что отражается в зеркале?» стр.41(2).

* «А варежки последние» стр.41 (2).

3 – цикл – «Так привыкли мы к порядку».

* «Путаница, или Что для чего» стр.42(2).

* «Путешествие в страну Чистоты».

2. В мире опасных предметов.

1.Игра экспериментирование:

«Прозрачная вода» с использованием потешки «Хлюп – хлюп».

2.Чтение стихотворения: «Микроб» (ОБЖ) Игровая ситуация с игрушкой забавой «Серый зайка умывается».

3.Игра «Путешествие в город предметов личной гигиены»

Личная гигиена.

4.Игра – экспериментирование, «Грязные и чистые руки»

Свойства воды, умение и навыки по использованию воды

(стр. 35 В.А.Дергунская)

Что будет если их не мыть?

«Хлюп-хлюп» (Приложение №2)

Приложение№2

Имитация движений.

Обратить внимание, что вокруг нас много вещей, среди них – предметы личной гигиены, которые помогают нам соблюдать чистоту и опрят-ность. (стр 39 В.А. Деркунская)

(стр. 36 В.А.Дергунская)

Октябрь

1.Чтение стихотворения Т. Собакина «О пользе овсяной каши».

2. Игровая ситуация: «Как мама учила зайку правильно кушать»

3. Рассматривание иллюстраций с предметами посуды.

Культура питания.

4.Игра – этюд «Вкусная каша»

(Приложение № 2 )

Ложку нужно держать в правой руке, брать пищу губами, откусывать пищу небольшими кусочками.

Закреплять правильное название и назначение.

Чтение и инсценировка стихотворения.

(стр.49 В.А. Деркунская.)

Ноябрь

1.Игра – этюд «Мальчик Петя».

2.Игра – инсценировка «Покажем Мишке, где лежат наши вещи».

3.Д/и «Оденем куклу Катю на прогулку».

Самообслуживание.

4.Игра – этюд «Я сама».

Дети высказываются: с помощюю движений и мимики изображают Петю (стр. 51.В.А. Деркунская).

Что где лежит.

Доставать из шкафа уличную обувь, одежду последовательно.

Начинаем надевать носки и гольфы с носка. Начинаем застёгивать пуговицы - с верхней. Вставляем пуговицу в петлю, проталкиваем пальчиком. При необходимости вежливо выражаем свою просьбу

Назначение одежды, правила ухода за ней.

Имитация движений по тексту (стр.48 В.А. Деркунская.)

Декабрь

1. .Водичка – водичка

«Игра – экспериментирование – чистящая вода».

Гигиена.

2.Рассматривание иллюстрации «Дети моют руки».

Личная гигиена.

3.Художественное творчество: «Предметы личной гигиены».

4.Игра «Путешествие в страну одежды».

Самообслуживание

Расширять представлене детей о воде. (Смачивает и ояищает)с рукавами (стр..36.В.А. Деркунская.)

(Приложение №4)

Вопросы к детям.

Что делают дети?

Зачем они хотят помыть руки?

Зачем намыливать руки мылом?

Зачем вытирать руки?

Развивать художественно творчески способности.

Имитация мытья и вытирания рук.

Назначение одежды и правила ухода за ней. (Приложение№ 3)

Январь

1.Разыгрывание сюжета на фланелеграфе: «Накроем стол для гостей».

2.Расскажем Мишке как надо правильно кушать или игра – эксперимент. Культура питания.

3. Чтение С.Капутикян «Маша обедает».

Культура питания.

Сервируем стол. (Называя предмет и уточняя его назначение).

Есть самостоятельно, прожёвывать тщательно, доедать пищу до конца. Проглатывая пищу, не оставляя за щекой. (Что случится, если кушать не аккуратно? (испачкаешься и др.))

Навыки гостеприимства за столом (как можно пригласить друзей?) Инсценировка фрагментов.

Февраль

1Я одеваться сам могу. Игра – экспериментирование «Что отражается в зеркале». (Свет мой зеркальце скажи…).

2.Игра – этюд «Митя и рубашка».

3.Заучивание стихотворения И.Токмаковой «Тихо – тихо».

4.Д/и «Укладываем Машу спать».

Самообслуживание.

Знакомимся с понятием отражение, используем зеркало для того, чтобы видеть недостатки внешнего вида (Приложение №3).

Дети как вы думаете, чья это рубашка? (Приложение №2).

Почему рубашка стала такой? Послушайте стихотворение Э.Мошковской «Митя и рубашка».

Заучивание

( Приложение №2).

Снимаем сначала одежду, затем обувь колготки, аккуратно вешаем и складываем на стульчик. Укладывая приговариваем потешку.

(Приложение №2).

Март

1.Чистящая вода. Игра – эксперимент «Как моем ладошки»

Личная гигиена.

2.Дидактиеское упражнение «Покажем Винни – Пуху, как вытирать руки и лицо полотенцем».

3.Игра-эксперим. «Делаем мыльные пузыри».

4.Художественное творчество «Помощники Чистоты»

В процессе эксперимента дети узнают, что вода очищает, закрепляют навык - мыть руки через экспериментирование с водой

(Приложение №3)

Имитация движений.

Вопросы к детям: вы вытираетесь все одним полотенцем, или у вас есть личное полотенце?

Можно ли вытираться одним полотенцем?

Поддерживать интерес к здоровьесберегающим предметам (Стр.37 В.А. Деркунская).

Рисуем мыльные пузыри - пальчиками. (Используя искусство эмоции с помощью худ слова) «Мыльные пузыри» Э.Фарджен (Приложение №2)

Апрель

1.ОБЖ «Зачем беречь наших помощников» игра - эксперимент.

2..Игра – этюд «Уши»

ОБЖ - Посторонним предметам не место в ушах!

3.Так привыкли мы к порядку. Игра «Путешествие в страну игруше к».

4.Игра «Путешествие в страну Чистоты»

Закрыли глазки – можете ходить? Нужны нам глазки. Как можно им навредить? Нужно их беречь? (то же с ушками, ножками, ручками). Почему мы называем их нашими помощниками?

(Стр. 51 В.А. Деркунская)

Выявляем путём исправления ошибок, что каждая вещь нужна для определённых действий и должна находиться на своём месте.

(Стр.43 В.А.Деркунская.)

Необходимость соблюдения чистоты и порядка. Знакомые способы создания чистоты.

(Приложение№3)

Май

1.Так привыкли мы к порядку. Игра – путешествие в страну Игрушек»

2.Игра имитация «Что для чего»

3. В мире опасных предметов. Д/и «Найди опасные предметы» «Отгадай загадку по картинке».

Проанализировать, что дети знают о необходимости соблюдения порядка в помещении, необходимости убирать игрушки на место быть бережным в обращении с ними (Стр.43 В.А. Деркунская.)

Для чего нам нужен носовой платок? Имитация. (Прочистим носик, пользуемся своим платком, прикрываем нос, рот при чихании, кашле и др.).

Помочь детям запомнить группу опасных предметов с помощью загадок. (Приложение № 5)

2.7. Модель организации совместной деятельности воспитателя с воспитанниками.

2.8. Часть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).

Образовательная область «Физическое развитие».

Цель Парциальной программы:

    Создание условий для сохранения и укрепления жизни и здоровья детей.

Задачи:

    забота о здоровье, эмоциональном благополучии каждого ребенка;

    создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, стремящимся к самостоятельности;

    максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

    вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать познавательные интересы в соответствии с индивидуальными возможностями воспитанников;

    единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Приобщение к ЗОЖ: проведение игр путешествий, игр – имитаций, игр путешествий, игр – экспериментов, встреч с куклами персонажами стало традицией нашей группы. В работе с детьми используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности, что способствует развитию интереса детей, их познавательных и творческих способностей

3. Организационный раздел.

3.1 Оформление предметно – пространственной среды

Развивающая предметно – пространственная среда группы: содержательно – насыщенна, развивающая; трансформируемая; полифункциональная; вариативная; доступная; безопасная; здоровье сберегающая; эстетически-привлекательная.

1.Набор мячей: резиновые большие и маленькие, пластиковые, кожаные.

2. Наборы: кеглей, серо, скакалки, гантели, гиря, мешочки с песком, «следы» дорожки, обручи, дартс, палки гимнастические, ребристые доски, флажки, мишень.

Карточки подвижных игр, народных, физминуток, релаксации, корригирующей гимнастики, дыхательной гимнастики, серия картинок по ЗОЖ, картотека игр - экспериментов, набор полезных для здоровья предметов.

Дидактические игры: «Я человек», «Витаминка» игры по валеологии и ОБЖ

«Волшебные бутылочки для дыхательных упражнений.

Предметы психологического комфорта: коврик радости, кубик – мирилка.


Мебель соответствует росту и возрасту детей, пространство группы разделено на «центры» развития, оснащённые достаточным количеством развивающих материалов. Все предметы доступны детям, что позволяет им выбирать интересные для себя занятия.

В групповой комнате есть условия для самостоятельной двигательной активности детей небольшая площадь свободная от мебели и игрушек.

Территория участка для прогулок оборудована: беседкой для отдыха и игр по интересам, песочницей, качелями, дорожкой здоровья, игровой площадкой, имеется выносной материал для прогулок в тёплое и холодное время года; все выше перечисленные условия способствуют внедрению в образовательную деятельность здоровьесберегательных технологий.

Воспитатель

    Краснова Ирина Ивановна, первая квалификационная категория, прошла курсы повышения квалификации в объёме 72 академических часа в июле 2013 года.

3.2. Режим дня.

Режим дня в составлен в соответствии СанПиН. Последовательность и длительность проведения режимных процессов в течение дня представлена в двух вариантах для каждого возраста (в теплый, холодный период года) (приложение № 2) .

3.4.3. Перечень программ и технологий.

1. Примерная Общеобразовательная Программа «ОТ РОЖДЕНИЫЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М: Мозаика - Синтез 2014 г.

2. Образовательная область «Здоровье». / Под. Ред. В.А. Деркунской. 2013г.

3. Расту здоровым./ Под ред. В.Д Зимониной – М, СТЕФА 2013.

4. Приложение.

    Лист здоровья.

    Режим дня.

    Стихи о здоровом питании. Гигиене.

    Игры – эксперименты.

    5 Игры – путешествия.

    Серия сюжетных картинок по ЗОЖ.

    Альбом сюжетных фото детей группы.

5. Глоссарий.

Амплификация развития - максимальное обогащение личностного развития детей на основе широкого развертывания разнообразных видов деятельности, а также общения детей со сверстниками и взрослыми.

Взрослые - родители (законные представители), педагогические и иные работники образовательной организации.

Единство образовательного пространства обеспечение единых условий и качества образования независимо от места обучения, исключающих возможность дискриминации в сфере образования.

Зона ближайшего развития уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности.

Индивидуализация образования - построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.

Образовательная область - структурная единица содержания образования, представляющая определенное направление развития и образования детей.

Образовательная среда - совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Парциальная образовательная программа, программа, направленная на развитие детей дошкольного возраста в одной или нескольких образовательных областях, видах и/или культурных практиках

Социальная ситуация развития - сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным миром, представленным, в первую очередь, взрослыми и другими детьми.

Федеральный государственный образовательный стандарт совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ №1155 от 17 октября 2013 года) - совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Федеральные государственные требования (Приказ №655 от 23 ноября 2009 года) - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

О РОССИЙСКИХ ПРОГРАММАХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Среди факторов, влияющих на эффективность и качество образования детей в ДОУ, важная роль принадлежит образовательной программе. Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов ДОУ предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5ст.14 закона РФ " Об образовании" , каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы ДОУ. В условиях новой образовательной политики вариативности образования, разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации педагогического процесса в детском саду.

Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные (или общеразвивающие)- включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные (специализированные, локальные) - включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

Комплексные программы дошкольного образования

Программа " Истоки !

Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются оснновы всего будущего развития человека.

В программе " Истоки" ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.

Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.

Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:

Раннее детство (2 стадии)

Младенческий возраст (от рождения до 1 года)

Ранний возраст (от 1 года до 3 лет).

Дошкольное детство (2 стадии)

Младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)

Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.

Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.

В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в программе предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.

Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.

Программа воспитания и обучения в детском саду

Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов.

Цель: охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.

Программа " Радуга"

Цели:

1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.

2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.

3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.

Программа " Детство "

Цель: обеспечение развития ребенка в период дошкольного детства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.

Программа " Развитие"

Цель: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.

Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.

Программа " Кроха "

Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до 3 лет.

Парциальные программы дошкольного образования

Программа здоровьесберегающего направления " Основы безопасности детей дошкольного возраста" (Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева)

Программы экологического воспитания

Программа " Юный эколог" (

Программа " Паутинка" (

Программа " Наш дом — природа" (

Программы художественно-эстетического цикла

Программа " Природа и художник" (Автор Т. А. Копцева)

Программа " Интеграция" (Автор Т. Г. Казакова)

Программа " Семицветик" (Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова)

Программа " Конструирование и ручной труд в детском саду " (Автор Л.В.Куцакова)

Программа " Умка" — ТРИЗ (Авторы: Л.М. Курбатова и др.)

Программа " Гармония " (Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан)

Программа " Малыш" (Автор В. А. Петрова)

Программа " Музыкальные шедевры" (Автор О. П. Радынова)

Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программа " Я, ты, мы" (Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина)

Программа " Я — человек" (Автор С. А. Козлова)

Программа " Приобщение детей к истокам русской народной культуры " (Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева)

Программа " Развитие у детей представлений об истории и культуре" (Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова)

Программа " Наследие" (Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева)

Программы физического развития и здоровья дошкольников

Программа " Играйте на здоровье" и технология её применения в ДОУ (Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В)

Программа " Искорка" (Автор Л. Е. Симошина)

Программа " Здравствуй! " (Автор М. Л. Лазарев)

Технология " Старт " (Автор Л. В. Яковлева)

Программа " Здоровье " (Автор В. Г. Алямовская)

Программа " Дошкольник и... экономика " (Автор А. Д. Шатова)

Подробнее про программы российского дошкольного образования можно прочитать

СОВРЕМЕННЫЕ ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ

ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Парциальные программы развития (специализированные, локальные) - включают одно или несколько направлений развития ребёнка - читать

Качество и эффективность дошкольного образования опосредованы многими факторами, среди которых далеко не последнее место занимает образовательная программа. Так как современные ДОУ представлены многообразием, и родители получают возможность сделать выбор среди детских садов различных специализаций и направленностей, основные программы дошкольного образования также достаточно разнообразны.

В законе «Об образовании» Российской Федерации значится, что коллектив ДОУ имеет право самостоятельно разрабатывать или выбирать из уже имеющихся программ такие, которые наиболее полно соответствуют условиям и принципам работы данного дошкольного учреждения. Нельзя сказать, что та или иная программа лучше или хуже – все они разработаны с учётом необходимых требований, и каждая из них имеет свои достоинства.

Вкратце рассмотрим основные программы дошкольного образования , распространённые в детских садах РФ.

Какими бывают основные программы дошкольного образования?

Все основные программы дошкольного образования можно разделить на два типа – комплексные (или общеобразовательные) и так называемые парциальные (специализированные, основные программы дошкольного образования с более узкой и ярко выраженной направленностью).

Основные программы дошкольного образования комплексного типа учитывают целостный подход к гармоничному и всестороннему развитию ребёнка. Согласно таким программам, воспитание, обучение и развитие происходят во всех направлениях в соответствии с существующими психолого-педагогическим нормами.

Предполагают основной упор на какое-либо одно направление в развитии и воспитании ребёнка. В этом случае всесторонний подход к реализации дошкольного обучения обеспечивается грамотным подбором нескольких парциальных программ.

Комплексные основные программы дошкольного образования

«От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа дошкольного образованияпод редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой является инновационным общеобразовательным программным документом для дошкольных учреждений.В Программе на первый план выдвигается развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современным научным концепциям дошкольного воспитания о признании самоценности дошкольного периода детства.

«Истоки» – программа, в которой должное внимание уделяется развитию личности ребёнка в соответствии с его возрастом. Авторы предлагают 7 базовых личностных характеристик, которые обязательно должны быть развиты у дошкольника. Образовательная программа «Истоки», как и другие основные программы дошкольного образования, учитывает всестороннее и гармоничное развитие дошкольника и ставит его своим приоритетом.

«Радуга» - в этой программе вы обнаружите 7 основных видов деятельности, характерных для дошкольника. Они включают в себя игру, конструирование, математику, физическую культуру, изобразительное искусство и ручной труд, музыкальное и пластическое искусство, развитие речи и знакомство с окружающим миром. Развитие по программе происходит по всем вышеперечисленным направлениям.

«Детство» - программа разделена на 4 основных блока, каждый из которых является центрообразующим элементом в построении дошкольного обучения. Здесь есть разделы «Познание», «Здоровый образ жизни», «Созидание», «Гуманное отношение».

«Развитие» - это особенная программа дошкольного обучения, которая основана на принципе постепенного усложнения учебных, образовательных и воспитательных задач. Программа обеспечивает планомерный, последовательный подход в дошкольном обучении и развитии ребёнка.

Парциальные основные программы дошкольного образования

«Паутинка», «Юный эколог», «Наш дом – природа» - данные программы разработаны в целях экологического воспитания дошкольников. Соответственно, они прививают детям любовь и бережное отношение к природе и окружающему нас миру, формируют экологическое сознание, что очень важно для детей дошкольного возраста.

«Природа и художник», «Семицветик», «Интеграция», «Умка – ТРИЗ», «Малыш», «Гармония», «Музыкальные шедевры», «Конструирование и ручной труд» - все эти программы дошкольного образования объединяет одно: они имеют ярко выраженную направленность на творческое развитие ребёнка и на художественно-эстетическое восприятие мира.

«Я, ты, мы», «Развитие у детей представлений об истории и культуре», «Я – человек», «Наследие», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» - перечисленные основные программы дошкольного образования имеют направленность социально-культурного характера. Они призваны стимулировать развитие духовности, нравственности, представлений о культуре и важных социальных навыков. Кроме того, некоторые программы ставят высшей целью воспитание патриотизма как ценной характеристики личности.

«Искорка», «Играйте на здоровье», «Старт», «Здравствуй!», «Здоровье» - в данных программах упор идёт на оздоровление, физическое развитие дошкольника и его двигательную активность. Приоритетами является привитие любви к спорту, активному и здоровому образу жизни.

Существуют ещё более специализированные основные программы дошкольного образования. К примеру, программа «Основы безопасности» предполагает подготовку дошкольников к возможным ситуациям опасности, стихийным бедствиям и чрезвычайным происшествиям. «Дошкольник и экономика» - программа, рассчитанная на экономическое воспитание и формирование начальных финансовых и хозяйственных представлений.

Некоторые основные программы дошкольного образования вобрали в себя определённые достижения педагогики и психологии.

К примеру, программа «ТРИЗ» основывается на постулатах Теории Решения Изобретательских Задач, разработанной Г. Т. Альтшуллером в 1945 году. Она представляет собой оригинальный подход к развитию воображения, фантазии, творчества и смекалки.

Программа «Педагогика Марии Монтессори» имеет оригинальную позицию относительно воспитания, обучения и образования ребёнка, основанную на твёрдой научной и философской базе. Кроме того, эта программа предполагает отступление от некоторых общепринятых педагогических стандартов, к примеру, отказ от привычной классно-урочной системы.

ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Когда мы отправляем ребенка в детский сад, будь он муниципальным, ведомственным, частным или домашним, нас интересует «А чем же будет заниматься в детском саду мой малыш?» К сожалению, очень немногие родители располагают информацией о том, по какой программе должен заниматься ребенок в процессе посещения детского сада. И желательно получать эту информацию не из уст самого малыша, а от компетентного источника.

Итак, на ваше обозрение, дорогие посетители, представляем ряд образовательных программ дошкольного образования.

Согласно действующему законодательству сегодня детские сады России работают по программам, созданным научными коллективами и педагогами-исследователями.

Согласно пунктам 21 и 22 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 12.09.2008 г. № 666, содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Теперь о каждой программе отдельно и поподробнее


Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные и парциальные.

Комплексные программы развития (или общеразвивающие) - включают все основные направления развития ребёнка: физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое; содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).

Парциальные программы развития (специализированные, локальные) - включают одно или несколько направлений развития ребёнка.

Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.

КОМПЛЕКСНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


- (М.А.Васильева)
-
-
-
-
-

Программа «Воспитание и обучение в детском саду»
Авторский коллектив - М. А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С.Комарова.
Созданная на основе Типовой программы воспитания и обучения в детском саду, она является адаптированным вариантом для российских детских садов.
Цель программы : охрана жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее воспитание, обучение и подготовка к школе.
В 2004г.вышла новая Программа обучения и воспитания в детском саду . Новая Программа - то чего давно ждали практические работники дошкольных учреждений России.
Одно из её преимуществ состоит в том, что во всех видах детской деятельности на каждом возрастном этапе первостепенное внимание уделяется развитию творческих способностей детей, их индивидуальности.
Идеологической основой программы стали важнейшие этические принципы Конвенции «О правах ребёнка», что соответствует современным нормам воспитания и развития ребёнка.
Авторы сохранили лучшие традиции прежней программы: всестороннее, гармоничное развитие ребёнка, чёткое определение задач воспитания и обучения, преемственность всех возрастных периодов раннего и дошкольного детства, ориентация на региональный компонент, а также на подготовку детей к школе. Вместе с тем авторы обновили общее содержание дошкольного образования, основные направления воспитания, обучения и развития ребёнка, представили их с учетом психофизиологических особенностей дошкольников.
Программа предлагает вариативные формы обучения - каждый воспитатель может творчески использовать в работе предлагаемое авторами содержание. Новая Программа сохранила преемственность с программой 1985г, но одновременно уточнена её структура, появились новые разделы. Впервые подробно описана эстетическая развивающая среда, даны рекомендации по её созданию, включая деятельность самих детей, их творчество и освоение окружающей микро- и макросреды. Новая Программа восполняет недостатки в области духовного воспитания детей и их приобщение к общечеловеческим ценностям.
Большое место в программе отводиться здоровью детей, их эмоциональному благополучию, использованию физических упражнений и подвижных игр, развитию двигательного творчества.
Художественная литература выделена в отдельный раздел как вид искусства и как один из способов интеллекта и творчества детей.
Новая Программа обогатила методику работу с детьми, что обеспечено рядом уже опубликованных пособий для педагогов дошкольных учреждений.

Программа «Радуга»
Авторы: Т. Н. Доронова, В. В. Гербова, Т. И. Гризик, Е. В. Солошева и др.
Цели программы
:
1.Сохранять здоровье детей и формировать привычку здорового образа жизни.
2.Обеспечить своевременное и полноценное физическое и психическое развитие детей.
3.Обеспечить каждому ребенку радостное и содержательное проживание периода дошкольного детства.
В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребёнка является решающим для становления определённых психических новообразований. Педагогическая работа, строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, стимулирует постановку новых целей, позволяет искать свои пути решения.
Существенным моментом в педагогической работе является также создание у детей мотивации, которые можно использовать и с их помощью побуждать детей охотно усваивать то новое, что им будут передавать взрослые.
На этой основе предлагаются 3 типа мотивации:
. игровая мотивация,
. мотивация общения
. мотивация личной заинтересованности.
Авторы программы назвали её «Радуга» по аналогии с семицветной радугой, т.к. она включает 7 важных видов деятельности детей и занятий, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка: изобразительная деятельность, математика; развитие речи, конструирование, музыка, движение, окружающий мир.
Программа имеет полный комплект методического обеспечения и представляет собой целостную систему воспитания, развития и обучения детей в условиях детского сада. .
Авторы преследуют цель на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения и другие, которые позволяют ребенку, не потеряв интереса к учению, полноценно овладевать знаниями не только в школе, а постоянно. В связи с этим решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом формирование знаний, умений и навыков рассматривается не как самоцель, а как одно из средств развития ребенка.
«Радуга» - это семь важнейших видов деятельности, в процессе которых происходит воспитание и развитие ребенка.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Детство»
Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др.
Цель программы: обеспечение развития ребенка в период дошкольного дет¬ства: интеллектуального, физического, эмоционального, нравственного, волевого, социально-личностного.
Введение, ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия (миром людей, природы и др.) и культуры (изобразительным искусством, музыкой, детской литературой и родным языком, математикой и др.). В программе Представлены произведения устного народного творчества, народные игры, музыка и танцы, декоративно-прикладное искусство России. Педагогу предоставляется право самостоятельно определять сетку занятий, содержание, способ организации и место в режиме дня. В программе
выделен новый важный раздел: «Отношение ребенка к самому себе» (самопознание).
«Детство» — комплексная образовательная программа, разработанная авторами с позиций гуманистической педагогики, личностно -деятельностного подхода к развитию и воспитанию ребенка-дошкольника. Она включает три части в соответствии с тремя ступенями дошкольного периода (младший, средний, старший дошкольный возраст).
. В основу каждой части положены общие идеи, отражающие взгляды авторов на дошкольное детство, его значение в жизни человека, условия эффективного развития в дошкольные годы.
В наиболее близких и естественных для ребенка видах деятельности происходит интеллектуальное, физическое, эмоционально-нравственное, волевое, социально-личностное развитие дошкольника.
Все содержание программы условно объединяется вокруг четырех основных блоков:
«Познание», «Гуманное отношение», «Созидание», «Здоровый образ жизни».
Например, блок «Гуманное отношение»-ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру; назначение блока «Познание» — помочь дошкольникам освоить разнообразные доступные способы познания окружающего мира (сравнение, элементарный анализ, обобщение и др.).
Особый акцент в программе сделан на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Программа имеет полный комплект методического обеспечения.

Программа «Истоки»
Авторы: Л. А. Парамонова, Т. И. Алиева, А.Н. Давидчук и др.
Название программы отражает непреходящее значение дошкольного детства как уникального возраста, в котором закладываются основы всего будущего развития человека.
В программе «Истоки» ребенок является центральной фигурой воспитательного процесса.
Цель программы: разностороннее развитие ребенка; формирование у него универсальных, в том числе творческих, способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества; обеспечение для всех детей равного старта развития; сохранение и укрепление их здоровья.
Гуманистическая по направленности программа позволит педагогу, опираясь на возрастные критерии, учесть разный темп развития детей и реализовать индивидуальный подход к ним. Психологический возраст не совпадает с хронологическим, и один психологический возраст по своей продолжительности не равен другому. В связи с этим подходом в программе выделены психологические возрасты:
Раннее детство (2 стадии)
. младенческий возраст (от рождения до 1 года)
. ранний возраст (от 1 года до 3 лет).
Дошкольное детство (2 стадии)дж
. младший дошкольный возраст (от 3-5 лет)
. старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет)
Такое деление определяется тем, что на границах обозначенных возрастов происходят существенные качественные изменения в развитии ребенка, выявленные во многих психологических исследованиях и эмпирическом опыте воспитания.
Программа направлена на обогащение — амплификацию; а не на искусственное ускорение - акселерацию развития. Амплификация психического развития ребенка предполагает максимальную реализацию его возможностей, которые формируются и проявляются специфически детских видах деятельности. В отличие от акселерации она дает возможность сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье ребенка.
В программе учтена специфика дошкольного обучения, принципиально отличного от школьного. Для достижения единства целей и задач воспитания ребенка в про¬грамме предусмотрено содержательное взаимодействие детского сада и семьи.
Базисная программа, задающая общие ориентиры в воспитании, обучении и развитии детей, может стать основой будущих вариативных и специальных программ.
Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие»
Авторы: Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.
Цель программы: развитие умственных и художественных способностей детей 3—7 лет.
Программа акцентирована на развивающее обучение с опорой на психологическую теорию Л. А. Венгера о развитии способностей детей.
В основе программы, как указывают авторы, лежат два теоретических положения. Первое - это теория А. В.Запорожца о самоценности дошкольного периода развития. Второе — концепция Л. А. Венгера о развитии способностей.
Программа направлена на развитие у детей умственных способностей. При разработке программного материала в первую очередь учитывалось, какие средства решения познавательных и творческих задач должны быть усвоены детьми и на каком содержании эти средства могут быть усвоены наиболее эффективно.
Программа составлена для каждого возраста.
Особое внимание уделено формированию у дошкольников способов решения познавательных и творческих задач.
Организация работы во всех возрастных группах предполагает про¬ведение занятий в подгруппах численностью 8-10 человек. В то время как одна подгруппа выполняет задание воспитателя, остальные дети под наблюдением помощника воспитателя заняты играми или самостоятельной деятельностью.
Помимо традиционных программа включает в себя следующие разделы: «Выразительное движение», «Художественное конструирование» , «Режиссерская игра». Программа обеспечена развернутыми планами к каждому занятию и педагогической диагностикой, имеет полный комплект пособий в помощь педагогам.
Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Кроха»
Авторы: Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.
Цель: комплексное развитие, воспитание и обучение детей в возрасте до 3 лет.
Разработана в духе идей гуманизации семейного и общественного воспитания маленьких детей.
Своеобразие программы - в широком диапазоне охвата периода развития ребенка, начиная с внутриутробного (включая подготовку матери к появлению ребенка на свет) до его адаптации к поступлению в дошкольное образовательное учреждение.
Программа адресована в первую очередь семье и воспитателям ДОУ.
Программа содержит информационные материалы по всем направлениям развития личности ребёнка до 3 лет, а также методические рекомендации.
Рекомендована Министерством образования РФ.


ПАРЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
-

Программа здоровьесберегающего направления «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Авторы: Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева.
Цель программы : воспитание у ребенка навыков адекватного поведения в раз¬личных неожиданных ситуациях, самостоятельности и ответственности за свое поведение.
В XXI веке перед человечеством встает одна из главных проблем — всестороннее обеспечение безопасности жизнедеятельности человека.
В содержание программы включено шесть разделов: «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка», «Ребенок на улицах города».
При реализации этой программы каждое дошкольное учреждение организует обучение с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий городской и сельской местности.
В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных её принципов
Программа имеет учебно-методический комплект: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста и четыре красочно иллюстрированных раздаточных альбома для детей.
Рекомендована Министерством образования РФ.

Программы экологического воспитания

Программа «Юный эколог»
Автор: С. Н. Николаева.
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников.
Программа может быть использована любым дошкольным учреждением, которое от традиционного ознакомления с природой переходит к решению вопросов экологического воспитания дошкольников. В программе представлено пять разделов:
. первые два посвящены раскрытию взаимосвязи растений и животных со средой обитания;
. третий прослеживает их роль в процессе онтогенеза — роста и развития отдельных видов растений и высших животных;
. в четвертом раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать;
. пятый раздел показывает разные формы взаимодействия человека с природой.
В программу «Юный эколог» входит подпрограмма — она предназначена для повышения квалификации педагогов и переориентации их мышления с «ознакомления с природой» на «экологическое воспитание».
К программе разработаны методические материалы «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», в которых раскрыта конкретная технология экологического воспитания старших дошкольников в условиях детского сада, представлено планирование работы с детьми на протяжении учебного года по месяцам и неделям.
Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Паутинка»
Автор: Ж. Л. Васякина-Новикова.
Цель: формирование целостной системы знаний и умений, развивающих у детей планетарное мышление на основе формирования социально-экологического идеала; экологическое воспитание.
Программа применима для различных видов ДОУ, но особенно она может заинтересовать педагогов тех учреждений, для которых экологическое воспитание является приоритетным.
Система знаний, заложенная в программу, представляет собой четыре больших блока ответов на основные вопросы, возникающие у детей этого возраста: - «Как я живу?», «Где я живу?», «Когда я живу?», «С кем я живу?» — и составлена по возрастным группам.
К программе «Паутинка» выпущены рекомендации, разработана конкретная технология решения задач экологического воспитания младших дошкольников, представлено примерное распределение учебного материала на год.
Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Наш дом — природа»
Автор: Н. А. Рыжова.
Программа для старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Основная цель программы — воспитание с первых лет жизни гуманной, социально активной, творческой личности, способной пони¬мать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней, экологической грамотности и безопасного поведения человека.
Данная программа обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир» и «Природоведение».
К программе выпущены методические разработки, представленные в серии книг Н. А. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др.
Рекомендована Министерством образования РФ.


Программы художественно-эстетического цикла

Программа «Природа и художник»
Автор Т. А. Копцева.
Цель: приобщение детей к мировой художественной культуре как части духовной культуры и формирование представлений о природе как живом организме. Мир природы выступает как предмет пристального изучения и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность детей.
Предлагаемая система художественно-творческих заданий основана на целевых установках программы «Изобразительное искусство и художественный труд», разработанной под руководством Б.М. Неменского.
Программа имеет блочно-тематическое планирование. Основные блоки: «Мир природы», «Мир животных», «Мир человека», «Мир искусства».

Программа «Интеграция»
Автор Т. Г. Казакова.
Цель: формирование навыков изобразительного творчества у детей дошкольного возраста; восприятие изобразительного искусства; формирование художественных образов, формирование художественных способностей у детей.
Автор умело выстроила линию интеграции всех видов изобразительного искусства.
К программе разработаны схемы ознакомления детей с изобразительным искусством (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, дизайн); типы занятий с детьми (одновидовые, интегрированные, комплексные по видам искусства); интеграция видов изодеятельности.
Автор предлагает технологию развития изобразительных способностей у детей раннего возраста, в которой предусматривается целенаправленное развитие начала творческих проявлений в изодеятельности. Главный акцент сделан на формирование эмоционально-образного восприятия, художественно-образного начала в рисовании, лепке, аппликации.
Основное внимание автор уделяет рисованию красками - гуашью, что способствует возникновению у детей раннего воз¬раста ассоциативных образов. В помощь воспитателям и родителям разработана система занятий, раскрыты особенности педагогического руководства изодеятельностью детей раннего возраста. В книге Т. Г. Казаковой «Занятия с дошкольниками по изобразительной деятельности» кроме конспектов подобраны иллюстративные материалы, подготовлены специальные тетради.

Программа «Семицветик»
Авторы: В. И. Ашиков, С. Г. Ашикова.
Цель: культурно-экологическое образование детей дошкольного возраста, становление начального этапа духовно богатой, творческой, саморазвивающейся личности, воспитание нравственности, широко¬го кругозора, развитие творчества через восприятие красоты.
Выделе¬ны блоки: «Планета Земля», «Небо», «Искусство», «Светочи»; предла¬гаются тематическое планирование работы на год и примерные конс¬пекты занятий.
Девиз программы «Семицветик» - воспитание через Культуру и Красоту.
Большое внимание уделено совместной творческой деятельности детей и взрослых. Программа рассчитана на использование ее в детском саду, в художественных и творческих детских студиях, а также в домашнем воспитании.
К программе прилагается хрестоматия «Про Небо и Землю: Сказочная хрестоматия», в которую вошли народные сказки и легенды разных стран по тематике первых двух блоков. Авторами созданы пособия: «Солнечный круг», «Сто занятий с Детьми дошкольного возраста, по программе «Семицветик», «Азбука мира», «Уроки мира».
Рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Конструирование и ручной труд в детском саду»
Автор Л.В.Куцакова.
Цель: развитие конструкторских умений и художественно-творческих способностей детей, ознакомление их с различными приемами моделирования и конструирования.
Программа содержит технологии, строящиеся на использовании нетрадиционных методов и приемов обучения, позволяющих педагогу развить у детей ассоциативное мышление, воображение, творческие умения, практические навыки, художественный вкус.
В авторском пособии «Занятия с дошкольниками по конструированию и художественному труду» дана развернутая технология обучения детей конструированию с помощью конструкторов, бумаги, картона, строительного, природного, бросового и других материалов. Подбор учебного материала для творчества отвечает принципам дидактики и возрастным возможностям детей.

Программа «Умка» — ТРИЗ
Авторы: Л.М. Курбатова и др.
Цель: развитие у дошкольника активных форм мышления в единстве с творческим воображением, развитие фантазии через обогащение предметно-пространственной среды детского сада (сказочного, игрового, эстетического, экологического, технического характера).
Программа создает предпосылки для системного видения мира и его творческого преобразования.
Состоит из трех относительно самостоятельных частей:
. программа развития мышления и творческих способностей детей дошкольного возраста — «Умка» — ТРИЗ;
. вариант программы, включающей образовательное содержание для организации работы с детьми в студиях интеллектуально-эстетического развития;
. подпрограмма-, готовящая педагогов дошкольных образовательных учреждений к реализации программы развития мышления и творческих способностей дошкольного возраста «Умка» — ТРИЗ.
ТРИЗ — это технология, с помощью которой педагог формирует у дошкольников качества творческой личности. Основными средства¬ми работы с детьми является педагогический поиск. Обучая ребенка, воспитатель идет от его природы, т.е. использует принцип природосообразности. Кредо тризовцев: каждый ребенок талантлив, нужно его только научить ориентироваться в современном мире, чтобы при ми¬нимуме затрат достигнуть максимального эффекта.

Программа «Гармония»
Авторы: К. В. Тарасова, ТВ. Нестеренко, Т.Г. Рубан.
Цель: общее музыкальное развитие детей, формирование у них музыкальных способностей в процессе основных видов музыкальной деятельности: слушание музыки, музыкальное движение, пение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальные игры-драматизации.
Особенность программы заключается в том, что она основана на результатах многолетних научных исследований развития музыкальных способностей.
В программе реализуется всесторонний целостный подход к музыкальному развитию дошкольника. Предлагаемый авторами импровизированный характер некоторых занятий особенно важен для формирования музыкального творчества. Программа методически обеспечена хрестоматиями, аудиокассетами, рекомендациями по организации работы с детьми всех возрастов с учетом их психологических особенностей.

Программа «Малыш»
Автор В. А. Петрова.
Цель: развитие музыкальных способностей детей третьего года жизни во всех доступных им видах музыкальной деятельности, приобщение на раннем этапе дошкольного детства к миру музыкальной культуры, высоким духовным ценностям.
Это новая программа по музыкальному воспитанию детей раннего возраста (3-й год жизни). Она разработана автором на основе многолетнего опыта практической работы с детьми.
Программа «Малыш» рассчитана на реальные возможности музыкального развития детей раннего возраста и вариативность задач музыкального репертуара в зависимости от особенностей конкретной группы.
В программе предусмотрена работа с воспитателями и родителями. В пакет материалов входят:
1. Программа.
2. Хрестоматия музыкального репертуара.
3. Методические рекомендации по всем видам музыкального воспитания, а также к праздничным утренникам и досугам.
4. Аудиокассета c записью инструментальной музыки для слушания в исполнении симфонического и струнного оркестров.

Программа «Музыкальные шедевры»
Автор О. П. Радынова.
Цель: формирование основ музыкальной культуры у детей дошкольного возраста, развитие творческих способностей в разных видах музыкальной деятельности.
Автор предлагает четкую систему работы на основе использования произведений искусства, подлинных образцов мировой музыкальной классики.
В центре программы - развитие творческого слышания музыки детьми, которое предполагает побуждение детей к проявлениям различных форм творческой активности - музыкальной, музыкально-двигательной, художественной.
Основной принцип построения программы- тематический (наличие 6 тем, которые изучаются в течение одного - двух месяцев и повторяются на новом материале в каждой возрастной группе.
К программе разработаны методические рекомендации для педагога, система занятий для всех возрастных групп детского сада, беседы-концерты, развлечения.
В программе осуществляется взаимосвязь познавательной, ценностно-ориентированной и творческой деятельности детей в процессе формирования у них основ музыкальной культуры.
Программа рекомендована Министерством общего и профессионального образования РФ


Программы социально-нравственного развития дошкольников

Программа «Я, ты, мы»
Авторы: О. М. Князева, Р. Б. Стеркина.
Цель: социально-эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста, формирование его эмоциональной сферы и социальной ком¬петентности.
Программа помогает решать комплекс задач, связанных воспитанием нравственных норм поведения, умением строить свои взаимоотношения с детьми и взрослыми, достойно выходить из конфликтных ситуаций, адекватно оценивать собственные возможности.
В программу входят следующие разделы:
. «Уверенность в себе»;
. «Чувства, желания, взгляды»;
. «Социальные навыки».
Содержание программы реализуется на основе нетрадиционных вариативных сценариев занятий с использованием комплекта учебно - наглядных пособий для самостоятельной деятельности детей.
Даны методические рекомендации педагогу и родителям. В комплект входят учебно-наглядные пособия: «Какой ты?», «Что тебе нравится?», «Веселые, грустные...», «Мы все разные», «Как вести себя?», «С кем ты дружишь?»
Рекомендована Министерством образования РФ

Программа «Я — человек»
Автор С. А. Козлова.
Цель: помочь педагогу раскрыть ребенку окружающий мир, сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях, разнообразной деятельности; на основе познания развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
Программа направлена на формирование у ребёнка мировоззрения - своего видения мира, своей «картины мира», созвучной возможному уровню развития его чувств.
Программа включает четыре больших раздела: «Что я знаю о себе», «Кто такие взрослые люди», «Человек - творец», «Земля — наш общий дом». Каждый раздел имеет несколько подразделов, которые конкретизируют его содержание. Все разделы программы взаимосвязаны, они дополняют друг друга, хотя каждый имеет свою специфику, свою воспитательно-образовательную цель.
В программе представлены требования к уровню усвоения всех разделов, также предлагаются рекомендации родителям, воспитателям и учителям начальных классов. Программа имеет методические комплекты состоящие из рабочих тетрадей, наборов дидактических карточек и методических пособий для взрослых.
Автором написано учебное пособие «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью», которое может служить технологией реализации программы «Я — человек».
Программа допущена Департаментом общего среднего образования Министерства образования РФ.

Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
Авторы: О. Л. Князева, М. Д. Маханева.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста (3-7 лет) базиса культуры на основе ознакомления с бытом и жизнью родного на¬рода, его характером, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры.
Образовательная цель программы состоит в приобщении детей ко всем видам национального искусства -от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Программа состоит из трех частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В
третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.
Программа рекомендована Министерством образования РФ.

Программа «Развитие у детей представлений об истории и культуре» .
Авторы: Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста основ духовной культуры, гуманного отношения к человеку и его труду, уважения к культурным ценностям разных народов; развитие познавательной активности, творческих способностей. Программа состоит из четырех разделов:
. первобытные люди;
. чудеса древнего мира;
. путешествие со сказкой;
. прежде и теперь.
Содержание занятий по каждому из перечисленных разделов из¬ложено в отдельно изданном пособии, которое содержит иллюстрации, игры и несложные задания.
Программа на доступном уровне обеспечивает знакомство детей с жизнью людей в разные исторические эпохи, дает элементарные представления о техническом прогрессе.

Программа «Наследие»
Авторы: М. М. Новицкая, Е. В. Соловьева.
Цель: введение ребенка в русскую культуру, приобщение к таким духовным ценностям, которые являются связующим звеном между людьми.
Программа состоит из блоков, имеющих относительно самостоятельное значение и определенные задачи:
. круг событий;
. семейный круг;
. круг чтения.
Авторами разработаны содержательные материалы к этим блокам, сценарии праздников, народные игры, список литературы. Авторы используют традиционный для русской культуры земледельческий календарь, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Календарь памятных дат напоминает о различных явлениях и событиях русской классической культуры.


Программы физического развития и здоровья дошкольников

Программа «Играйте на здоровье» и технология её применения в ДОУ.
Авторы: Волошина Л.Н, Курилова Т.В.
Авторская программа «Играйте на здоровье», она базируется на использовании игр с элементами спорта. Программа создана на основе содержательной экспериментальной работы в ДОУ
№ 69 г.Белгорода. Она адресована воспитателям детского сада, инструкторам по физической культуре, тренерам детских спортивных школ, центров, оздоровительных лагерей.
Игры и игровые моменты включают самые разнообразные двигательные действия, создают целостную систему обучения, доступную для взрослых и детей.
Использование предложенных в программе игр с элементами спорта, обогащает двигательную активность детей, делает её разносторонней, отвечающей индивидуальному опыту и их интересу. Дети освоившие программу становятся инициаторами в организации подвижных игр во дворе, охотно предлагают свой опыт малышам, включают в игры взрослых.
Практическая значимость пособия определяется представленными конспектами физкультурных занятий.

Программа «Искорка»
Автор Л. Е. Симошина.
В основе ее лежат положения программы «Детство». Содержание учебного материала представлено в двух разделах: теоретическом и практическом.
Теоретические задания в форме вопросов и ответов даются на каждом занятии. В практической части занятий рекомендуется использовать комплексно шесть вариантов моторно-сенсорной организации занятий:
. движения и дыхание;
. движения и визуализация «картины мира природы»;
. движения и музыкальное сопровождение;
. движения и визуализация спортивного облика воспитателя;
. движения и температурные контрасты окружающей среды;
. движения и положительное эмоциональное состояние, а также упражнения разных видов: оздоравливающих, закаливающих, краси¬вых, веселых, торжественных и соревновательных.
Автор утверждает и доказывает, что одним из условий улучшения физического состояния дошкольника является не объем физической нагрузки, а качество двигательных действий и последовательное взаимодействие с дозированным воздействием холода — закаливанием.
Технология реализации программы сводится к общей и специальной подготовке индивидуального пластического образа ребенка в условиях сюжетно-ролевой среды и на воздухе.

Программа «Здравствуй!»
Автор М. Л. Лазарев.
Цель: помочь педагогам и родителям организовать с детьми дошкольного возраста оздоровительную работу, направленную на формирование у них навыков здорового образа жизни. Программа и методическое руководство разработаны на основе современных подходов к воспитанию детей дошкольного возраста.
Материал программы включает в себя не только оздоровительные, но и познавательные элементы, способствующие воспитанию личности ребенка. Важную роль в программе играет музыка, которая впервые в педагогической литературе о формировании здоровья является не дополнительным материалом, а интегральной основой всего курса.

Технология «Старт»
Автор Л. В. Яковлева.
В разработке программы автору оказали помощь член Федерального экспертного совета по общему образованию Министерства образования РФ Р. А. Юдина и врач-ортопед, заведующая детской поликлиникой Центрального научно-исследовательского института травматологии и ортопедии доктор медицинских наук Л.К. Михайлова.
В содержании программы отражен многолетний опыт практической работы с детьми-дошкольниками (начиная с ясельного возраста) по обучению здоровому образу жизни.
Автор отказалась от распределения материала по возрастным группам, обосновывая это тем, что такой подход искусственно тормозит развитие ребенка. В технологии имеется материал об использовании акробатических упражнений, упражнений на нестандартном для дошкольников оборудовании, упражнений на растяжку.
В программе последовательно раскрываются вопросы:
. как использовать стандартное и нестандартное оборудование в работе с дошкольниками;
. методика диагностики двигательной деятельности детей для определения их спортивных интересов и способностей;
. рекомендации по составлению системы работы, учитывая условия дошкольного учреждения;
. особенности взаимодействия воспитателя по физической куль¬туре и воспитателя группы;
. конспекты физкультурных занятий на воздухе и в зале;
. примерные комплексы оздоровительной гимнастики, упражнений на развитие дыхания.

Программа «Здоровье»
Автор В. Г. Алямовская.
Цель: воспитание дошкольника физически здорового, разносторонне развитого, инициативного и раскрепощенного, с чувством собственного достоинства.
Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами:
1. Обеспечение психологического благополучия («Комфорт»).
2. Охрана и укрепление здоровья детей («Труппы здоровья»).
3. Духовное здоровье («Город мастеров», «Школа маленького предпринимателя»).
4. Нравственное здоровье, приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям («Этикет», «Личность»). Программы познавательного развития дошкольников

Программа «Дошкольник и... экономика»
Автор А. Д. Шатова.
Программа рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного i возраста и направлена на то, чтобы ребенок мог: .
научиться понимать и ценить окружающий предметный мир (мир вещей как результат труда людей); .
  1. Программа дошкольного образования муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида №44

    Программа

    Образования РФ по разделу «Дошкольное образование». Использование парциальных программ позволяет более полноценно... дошкольного учреждения путем ознакомления родителей с самим дошкольным учреждением , особенностями его работы и педагогами. К ним можно ...

  2. Пояснительная записка стр. 3 Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении стр. 6

    Пояснительная записка

    ... дошкольном учреждении Прием детей, осмотр, игры, утр. гимнастика (на ... можно ... на слух и в произношении все ... Раздел 4. Планируемые результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы дошкольного ... комплексной и парциальных программ дошкольного ...

  3. Образовательная программа дошкольного образования от рождения до школы

    Образовательная программа

    ... программы можно использовать «Программу воспитания... разделов образовательной программы дошкольного учреждения ... и парциальными нарушениями... все достижения ребенка в овладении родным языком. Взаимосвязь разных речевых задач на основе комплексного ...

  4. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Зато северск 2010 г

    Образовательная программа

    И запретами («можно », «нужно», ... основывается на комплексно -тематическом... М.А. Васильевой) и парциальными образовательными программами «Наш дом – ... направления работы дошкольного учреждения , разделы программы воспитания... ответить на все вопросы, ...

  5. Программа обновление гуманитарного образования в россии с. А. Беличева

    Программа

    Также можно разделить на осоз... дошкольном возрасте (стадия ранней социализации) все исследователи указывают на ... детских учреждений , рассчитанных на ... программ . 5. Указывая на комплексный характер воспитательно-профилактических мер, на ... в парциальной задержке...