Суть конфликта между обломовым и штольцем. Взаимоотношения обломова и штольца - ведущая сюжетная линия в романе гончарова

Обломов и Штольц: сходство и различия

Вступление

И.А. Гончаров в романе «Обломов» хотел противопоставить две культуры: русскую и западную. Всё произведение основано на приёме антитезы. В качестве этой антитезы автор представляет два персонажа: Обломова и Штольца. В русской литературе есть много произведений, построенных таким образом, например «Евгений Онегин», «Герой нашего времени» и другие. В зарубежной литературе тоже есть подобные примеры.

Больше всех перекликается с «Обломовым» роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». В нём описывается такой же случай противоречия между реальностью и представлением человека об идеальной жизни, которое распространяется им на внешний мир. Идальго, как и Илья Ильич, весь погружён в грёзы. Обломова окружают антиподы, не понимающие его, с материальными представлениями о мире. Правда, исход у двух этих историй диаметрально противоположный: к Алонсо перед смертью приходит озарение, он понимает, что заблуждался в своих мечтаниях, а Обломов так и остаётся Обломовым. В этом исходе, очевидно, и заключено различие между русским и западным менталитетом.

Благодаря приему антитезы можно глубже разобраться в личностях героев: ведь всё познаётся в сравнении. Убрав из романа Штольца, мы не сможем понять Илью Ильича. Гончаров показывает недостатки и достоинства персонажей. При этом читатель может взглянуть на себя самого со стороны (на свой внутренний мир), чтобы не допускать ошибок героев.

Обломов - образ человека с русской душой. Штольц же – образ человека новой эпохи. Всегда в России есть и те, и другие. Откуда они берутся, мне не понять… Видимо в таком постоянном противостоянии и заключается то, что делает нашу страну отличной от других в её общественном устройстве. Я пока не могу определиться, кому я больше симпатизирую - Обломову или Штольцу.

Основная часть

Обломов и Штольц являются главными и практически единственными героями романа. Основные мысли автор доносит до читателя через их взаимодействие или взаимодействия их с другими персонажами. Подобным связующим звеном между ними в романе служит Ольга Ильинская (она как бы не является самостоятельным персонажем, а существует лишь в их системе).

В жизни каждого человека детство имеет огромное значение. В этот период личность человека ещё не сформирована. Он готов впитывать окружающий мир, словно «губка». В детстве происходит воспитание. От того, как воспитан человек, зависит, каким он будет во взрослой жизни. Так и в романе Гончарова центральную роль играет описание детства и того, как воспитывались будущие антиподы Обломов и Штольц. Ведь не зная, откуда произрастают корни этих личностей, нельзя было бы понять, и откуда появляются различия в их жизни. Описание детства автор приводит в главе «Сон Обломова», где Илья вспоминает свою родную деревню Обломовку. Прочитав эту главу, можно понять, откуда появились леность и неподвижность у Обломова.

Обломов и Штольц воспитывались совершенно по-разному. Воспитание Илюши было барским. В доме его родителей проживало много родственников и гостей. Все они ласкали и хвалили маленького Илюшу («Весь этот штат и свита дома Обломовых подхватили Илью Ильича и начали осыпать его ласками и похвалами»). Его кормили много и изысканно («После того начиналось кормление его булочками, сухариками, сливочками»). Вообще главной заботой в Обломовке была еда. У Штольца - всё наоборот. С малых лет отец Андрея (немец) воспитывал в нём самостоятельность. Он был сух по отношению к сыну. Строгость и целенаправленность – вот главные черты, которые родители вложили в воспитание Штольца.

Стоит взглянуть на сцены покидания Обломовым и Штольцем их родных деревень. Обломова все провожают со слезами, не хотят отпускать - чувствуется атмосфера любви к малышу. А когда уезжает Штольц, отец даёт лишь пару наставлений по поводу денежных средств. Им даже нечего сказать друг другу в момент прощания… «Ну? – сказал отец. Ну! – сказал сын. Всё? – спросил отец. Всё! – отвечал сын».

У Обломова и Штольца были общие черты характера, потому что Илюша с Андреем познакомились в детстве и, общаясь, влияли друг на друга.

Верхлево и Обломовка – это две совершенно разные среды. Обломовка - островок рая на Земле, где ничего не происходит, всё течёт тихо и спокойно. В Верхлево у власти стоит немец – отец Андрея. Он устраивает немецкий порядок. Друзьям не хватает общения, чтобы они могли как-то влиять друг на друга. Взрослея, они начинают отдаляться. Проявляется тот факт, что имущественное положение Обломова и Штольца различно. Обломов – самый настоящий барин дворянских кровей, обладатель трёхсот душ. Илья мог вообще ничего не делать, при этом его бы обеспечивали его вассалы. У Штольца - по-иному: он был русским дворянином только по матери, поэтому материальное благосостояние ему приходилось поддерживать самому.

В зрелые годы Обломов и Штольц стали совсем разными. Общаться им уже было трудно. Штольц стал где-то подшучивать и ехидничать над отстранёнными от реальности рассуждениями Ильи. Судя по этому, афоризм «плюс с минусом притягиваются» - неверен. В конце концов различия во взгляде на жизнь и характерах Ильи и Андрея стали разрывать их дружбу.

Поскольку Обломова и Штольца связывают дружеские отношения, возникает вопрос: кто из них больше заинтересован в этих отношениях? На мой взгляд, больше заинтересован Штольц в Обломове, потому что Илье ничего не нужно из того, что есть в характере Андрея. Он совершенно спокойно проживёт и так. Штольц же тянется к Обломову, потому что чувствует в нём душу, которой сам всю жизнь мечтает обладать. Получается, что Илья более искренен в своей дружбе.

Заключение

По роману красной нитью проходит мысль о дружбе, о её роли в жизни человека. В дружбе человек может проявить свою истинную сущность. Дружба имеет много форм: воспеваемое Пушкиным «братство», дружба корыстная, дружба по какой-либо причине. В сущности, кроме искренней дружбы, всё остальное является некими формами эгоизма. У Обломова и Штольца была самая крепкая дружба – дружба детства. Поговорка «старый друг лучше новых двух» здесь отлично подойдёт. Они познакомились в далёком детстве, живя в разных деревнях, и, несмотря на все различия, которые появились в ходе их дальнейшей жизни, не смогли расстаться.

Роман Гончарова «Обломов» помогает нам разобраться в том, какую роль в жизни человека играет дружба, благодаря тому, что предоставляет богатый пример её перипетий. Обломову от Штольца ничего не нужно, просто Штольц – его единственный друг. С кем же ещё ему обсудить свои мысли и чувства? Благодаря описанной дружбе Обломова и Штольца мне в полной мере раскрылась суть этих героев, мысль Гончарова о детстве, о том, что в детстве закладывается фундамент всей жизни.

Роман Гончарова «Обломов» относится к роду таких произведений, которые не теряют своей актуальности со временем и отражают в действительности сущность жизни людей не только на момент своего написания, но и через сотни лет (потому и считается классическим). Антитеза, предложенная автором романа, превосходно изображает сущность рока всей истории России, эту критичность её бытия: либо полностью одно, либо без преуменьшений другое. Но никогда мы не можем найти золотой середины, смешать вместе активность и стремление к благополучию, трудолюбие Штольца и широкую, полную света и мудрости, душу Обломова. Мне кажется, и в каждом русском человеке, и в самой России живут эти две крайности: Обломов и Штольц. От того, кто из них возьмёт верх, зависит наше будущее.

Рецензии

Я все таки думаю, что тебе ближе именно Обломов из них двоих, и именно на его стороне твои симпатии. Потому что в характере Обломова главное - это свет души, и потому к нему тянется Штольц. И не случайно Обломову от Штольца ничего не надо - не надо его трудолюбия, активности и целеустремленности, а Штольцу надо. Потому что душа может обходиться и без благополучного быта, который обустраивает для себя трудолюбивый и практичный Штольц, а Штольцу нужно подтверждение правильности его жизни от кого-то непрактичного, как ему кажется, кого он спасает, а на самом деле он сомневается все время, правильно ли он живет. Подспудно. И даже может быть, я начинаю склоняться к мысли, что если бы Обломова не сбивал с его вертикального пути Штольц (именно вертикального, потому что любая душа растет вверх) на свой путь - горизонтально ориентированный, то у Обломова, возможно, была бы другая судьба. Он бы не чувствовал себя отверженным от "правильного" мира и не имел бы потребности от него все больше и больше отгораживаться, уходя в свои грезы.. Возможно...

Спор друзей разразился в тот момент, когда Штольц в очередной раз зовёт Обломова куда-то ехать, что-то делать, и они целую неделю разъезжают по всяким делам. «Обломов протестовал, жаловался, спорил, но был увлекаем и сопутствовал другу своему всюду», - пишет автор. Но в очередной вечер, «возвратясь откуда-то поздно», Обломов взорвался: «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» После вопроса Штольца: «Какая же тебе нравится?» - Обломов разразился резким, едким и длинным монологом о бессмысленной суете, в которой нет «целости» и нет человека, который «разменялся на всякую мелочь». Длинные сатирические речи Обломова изобличают и свет, и общество, и картёжные игры без «задачи жизни», и занятия молодёжи, и отсутствие «ясного, покойного взгляда», и «непробудный сон», в который погружено на самом деле суетливое и деятельное, на первый взгляд, общество. В этом монологе, лишь изредка прерываемом Андреем короткими, острыми возражениями или вопросами, обнаруживается недюжинный ум и сатирический талант Обломова.

Монолог Ильи Ильича заканчивается ключевой фразой: «Нет, это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала природа целью человеку…» На вопрос Андрея, в чём же этот идеал, Обломов нашёлся ответить не сразу, а лишь после долгого диалога с короткими репликами обоих. Штольц в этом диалоге иронично подтрунивает над неловкими попытками Обломова хоть что-то объяснить другу, но затем, видимо, раззадоренный этой иронией, Илья Ильич начинает подробно описывать то, как бы он «проводил дни свои». Это описание длинное, доброе и поэтичное, даже суховатый Штольц замечает: «Да ты поэт, Илья!» Воодушевлённый, захвативший в это время беседы инициативу Обломов восклицает: «Да, поэт в жизни, потому что жизнь есть поэзия. Вольно людям искажать её». Идеал Обломова не в неподвижности, в которую он, кажется, окунулся сейчас, Илья в этом рассказе наоборот очень подвижен и поэтичен, идеал этот заключается в том, чтобы всё было «по душе», искренне, честно, свободно, размеренно, «что в глазах, в словах, то и на сердце». И он, Обломов, участвует в этой жизни деятельно: составляет и дарит жене букет, ведёт разговор с искренними друзьями, удит рыбу, берёт ружьё, хотя, конечно, и в этом рассказе часто проскальзывают обломовские неподвижность и чревоугодие. «Это жизнь!» - подытоживает Обломов и тут же натыкается на альтернативный ответ: «Это не жизнь!» И именно в этот момент на сцену романа является впервые слово «обломовщина», которое произносит Штольц. Затем он при каждом новом возражении Обломова повторяет это слово в различных интерпретациях, не находя при этом более убедительных доводов против обломовской логики о том, что вся штольцевская «беготня взапуски» есть та же «выделка покоя», имеет ту же самую цель: «Все ищут отдыха и покоя».


Здесь Штольцу всё же удаётся перехватить инициативу напоминанием о совместных мечтах молодости, после чего уверенность Обломова исчезает, он начинает говорить неубедительно, с многочисленными паузами (автор использует многоточия), запинками. Он ещё вяло сопротивляется: «Так когда же жить?.. Для чего же мучиться весь век?» Штольц сухо и бессодержательно отвечает: «Для самого труда». Здесь так же автор не на стороне Штольца, ведь труд как самоцель действительно бессмысленен. По сути дела, герои в этот момент так и остаются при своих позициях. И здесь Штольц вновь применяет единственный выигрышный приём – ещё раз напоминает Илье о детстве, мечтах, надеждах, завершая эти напоминания опорной фразой: «Теперь или никогда!» Приём срабатывает безотказно. Обломов растроган и начинает свою искреннюю и чистую исповедь об отсутствии высокой цели, об угасании жизни, о пропаже самолюбия. «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится, а лучшего я ничего не знал…» Искренность Обломова разбередила душу Андрея, он словно клянётся другу «Я не оставлю тебя…» В конце 4-й главы кажется, что победа в поединке осталась за Штольцем, но в начале 5-й происходит комическое снижение и по сути дела уничтожение этой «победы».

Альтернатива Штольца «Теперь или никогда!» переходит для Обломова в гамлетовский вопрос «Быть или не быть?», но вначале Обломов хочет что-то написать (начать действовать), взял перо, но в чернильнице не оказалось чернил, а в столе – бумаги, а затем, когда уже, казалось, решил ответить на гамлетовский вопрос утвердительно, «приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю, и сел опять». Отсутствие чернил и бумаги и непопадание в туфлю возвращают Обломова в прежнюю жизнь.

Впереди ещё будет вся история с Ольгой, внутренняя борьба в душе Обломова ещё далеко не закончена, но в истории взаимоотношений Обломова и Штольца, да и в возможной судьбе Обломова после этой сцены акценты уже расставлены. Даже сам И.Гончаров, веривший в возможность соединения в русском человеке обломовской душевности со штольцевской деловитостью и практичностью, похоже, понимает в этот момент своего повествования, что герои так и останутся при своём: ни из Обломова, ни из Штольца, как первоначально хотел автор, подобного идеала не получится. Одному помешают лень, созерцательность и поэзия, которые не совместимы с современной героям повседневностью, другому – бескрылость и отказ от всяких размышлений о смысле жизни. Автор и читатель мучительно сознаёт после этого спора, что подлинный идеал, который бы совместил в себе чистоту и деловитость, недостижим. Вот почему, несмотря на то что героев ждёт ещё немало испытаний, этот спор об идеале можно считать ключевым эпизодом романа. Так и произойдёт впоследствии, когда каждый из героев найдёт свой «покой»: Обломов – сначала уютный и сытный, но лишённый поэзии дом Агафьи Матвеевны Пшеницыной, а затем – смерть, а Штольц – тихую гавань с мучающейся от потери смысла жизни Ольгой, не узнавшей вовремя своего возможного счастья с Обломовым.

В эпизоде спора друзей главным оказывается вопрос о цели и смысле жизни человека, и именно этот вопрос является решающим для всего романа. Как истинный большой художник, И.Гончаров ставит этот вечный вопрос, а ответ оставляет открытым. Потому стоит признать, что никто не победил в споре друзей в рассмотренном эпизоде большого романа.

Композиция «Обломова» выстроена писателем по строгой логике отображения национального характера, выраженного в образе главного персонажа.

Логика деления на части:

  • 1 часть — день Обломова, его характер, история детства. Персонажи, оттеняющие характер героя.
  • 2 часть — история любви Обломова и Ольги Ильинской. Противопоставление главного героя и Штольца.
  • 3 часть — Конец любви, отношения героя с Агафьей Тихоновной.
  • 4 часть — конец Обломова.

Первая часть романа — отображение характер героя

По замыслу Гончарова сюжет произведения разделен на 4 основные части. Цель первой части — показать характер Обломова от жизни в деревне и проблемах по службе.

  • 1 глава — портрет героя, обстановка, характеризующая его. Захар как альтер эго своего барина;
  • 2-4 главы — характеристика жизни, от которой отказывается Обломов

(Волков — воплощение светской жизни, Судьбинский — карьеры, службы, Пенкин — литературных занятий, публицистики, Волков и Тарантьев как приживалы при барине) ; подготовка появления Штольца;

  • 5-6 главы — рассказ о службе, причины отвращения к жизни у героя, рассказ о его учении. Внутренняя жизнь Обломова

(» Так пускал он вход свои нравственные силы, так волновался часто по целым дням, и только тогда разве очнется с глубоким вздохом от обаятельной мечты или от мучительной заботы, когда день склонится к вечеру… Тогда он опять проводит его мучительным взглядом и печальной улыбкой и мирно опочиет от волнений»);

  • Характеристика Захара и его отношений с барином

(» Он принадлежал двум эпохам, и обе наложили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность к дому Обломовых, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов» ,»старинная связь была неистребима между ними»);

  • главы 2-8 — невозможность для Обломова действовать и решать практические дела: чтение письма из имения, обращение героя ко всем, даже доктору, за советом и помощью — неспособность к деятельности.
  • 9 глава — — центральное место романа, объясняющее суть обломовщины как явления.
  • 10-11 главы — проясняют характер слуг, в частности показывают преданность Захара барину, подготавливают приезд Штольца, который и появляется в конце 10 главы.

Вторая часть романа «Обломова» — любовная линия сюжета

2 часть романа в общей композиции посвящена истории любви героя и Ольги Ильинской, а также отображению испытания героя любовью, попытке вырвать его из обломовщины. Девиз этой части — «теперь или никогда».

  • 1-2 главы — о Штольце как альтернативе Обломову, соединение немецкого (отец) и русского (мать) —

» Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей…», «…сам он шел к своей цели, отважно шагая через все преграды…», у Обломова «всегда испытывал то успокоительное чувство, какое испытывает человек, приходя из великолепных зал под собственный скромный кров…»

  • 3-4 главы — диалоги главного героя и Штольца. Обломовская критика современной жизни

(«это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, который указала человеку природа», обломовская идиллия — покойная жизнь, без суеты, без войн, карьеры).

Программа Штольца

(» Труд — образ, содержание, стихия и цель жизни»). Обломовщина — диагноз Штольца.

  • 5 глава — Знакомство Обломова и Ольги Ильинской. Цель Штольца и Ольги -спасти Илью Ильича от обломовщины. Пение Ольги

(» Давно не чувствовал он такой бодрости и такой силы, которая, казалось, поднялась со дна души, готовая на подвиг».)

  • Отношение Ольги к Обломову. Сначала только цель пробудить его к жизни

(«Он будет жить, действовать, благословлять жизнь и ее»).

Ветка сирени (6 глава) как символ искренней любви не только героя, но и Ольги.

  • 7 глава — Преображение жизни Захара как отголосок жизни барина.
  • 8-12 главы — развитие любви: встречи. Сомнения, объяснение, письмо Ильи Ильича, упоение счастьем. Ольга

«А теперь она поняла, что только что начала жить».

Обломов —

«Засыпал он с мыслью о ней, шел гулять, читал — она тут». «Для меня любовь эта — все равно что…жизнь… Жизнь — долг, обязанность, следовательно, любовь — тоже долг; мне как будто бог послал ее — и велел любить».

Преображение героя

(«Обломов сиял, идучи домой. У него кипела кровь, глаза блистали».)

Третья часть композиции «Обломова» — крах героя

В 3 части Гончаров показывает крушение своего главного героя. Илья Ильич не выдерживает испытания любовью. Появление другой героини — Агафьи Тихоновны.

  • 1-4 главы — вмешательство жизни, требующей от него действия: ситуация с квартирой не разрешена, Обломов остается. Внимание Обломова к Агафье Тихоновне

(«Деревню напоминают, Обломовку»).

Начало интриги Ивана Матвеевича и Тарантьева против Обломова. Отсутствие у героя знаний о жизни. Разговоры о свадьбе и реакция на них Обломова

(«Он хотел испугать Захара и испугался сам больше его, когда вникнул в практическую сторону вопроса о свадьбе…»)

  • 5-6 глава -начало конца любви (в ответ на предложение Ольги покататься по Неве —

«Что ты? Бог с тобой! Этакой холод…»),

на разговоры о свадьбе —

» Погоди, Ольга: к чему так торопиться?»

Нежелание ехать к Ольге. Постепенное возвращение к прежнему образу жизни — мысли поселиться рядом с Ольгой-

«…но, подумав немного, с заботливым лицом и со вздохом, медленно опять улегся на своем месте».

  • 7 глава — объяснение с Ольгой, последний взлет

(«Вы увидите, ты и Андрей, до какой высоты подниает человека любовь такой женщины, как ты!»)

  • 8-10 главы — столкновение Обломова с жизнью (письмо из имения, разговор с Иваном Матвеевичем, наивность в практических делах, стремление избавиться от них с чужой помощью)
  • 11 глава — последнее объяснение с Ольгой- конец отношений

(«Ты кроток, честен, Илья; ты нежен… как голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего больше не хочешь… да я не такая»)

Четвертая часть — общий итог «Обломова»

В 4 части писатель показывает постепенное приближение к концу. Временные рамки: прошел год, полтора, пять лет.

  • 1 глава — любовь Агафьи Тихоновны

(«… полюбила Обломова просто, как будто простудилась и схватила неизлечимую лихорадку»). «Его отношения к ней были гораздо проще:… воплощался идеал того необозримого, как океан, и ненарушимого покоя жизни, картина которого неизгладимо легла на его душу в детстве, под отеческой кровлей».

  • 2 глава — объяснение со Штольцем. Штольц:

» Началось с неуменья надевать чулки и кончилось неуменьем жить».

  • 4 глава — Штольц и Ольга

(«Дружба утонула в любви»).

  • 5-7 главы — Штольц утраивает дела Обломова (раскрывает интригу Тарантьева и Ивана Матвеевича). Решительный поступок героя — пощечина Тарантьеву — ответ на оскробления Штольца.
  • 8 глава — жизнь Штольца и Ольги. Духовный рост Ольги. Женщина в русской литературе — духовно выше героя. Ольга об Обломове —

«никогда Обломов не поклонится идолу лжи, в душе его будет всегда чисто, светло, честно…»

  • 9 глава — Последняя встреча Штольца и Обломова.

» Обломов был полным и естественным отражением и выражением того покоя, довольства и безмятежной тишины». Последний поступок героя. На слова Штольца об Агафье Тихоновне Обломов с достоинством говорит, что это его жена.

  • 10-11 главы — своеобразный эпилог — жизнь после смерти героя. Достоинство Агафьи Тихоновны

(» Она на все отвечает достоинством своей скорби и гордым молчанием»).

Деятельность Штольца. Воспитание сына Обломова, Андрея, в семье Штольца и Ольги. Судьба Захара как отражение судьбы барина. То же нежелание и неумение жить. Обломовщина — как приговор.

Композиция романа Гончарова — искусное переплетение глав, которые помогают автору воссоздать тип русского национального характера, показать его принципы, характерные черты, предначертанность судьбы.

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость - поделитесь

В романе "Обломов" хотел противопоставить западную и русскую культуру Иван Александрович Гончаров. Обломов и Штольц - два ключевых образа произведения. Роман построен на приеме антитезы. Она реализуется через противопоставление двух этих персонажей произведения. Во многом противоположны Штольц и Обломов. В русской классической литературе есть множество произведений, построенных подобным образом. Это, например, "Герой нашего времени" и "Евгений Онегин". В зарубежной литературе также можно найти такие примеры.

"Обломов" и "Дон Кихот"

С "Обломовым" больше всего перекликается роман "Дон Кихот" Мигеля де Сервантеса. В этом произведении описываются противоречия между действительностью и представлением человека о том, какой должна быть идеальная жизнь. Это противоречие распространяется, как и в "Обломове", на внешний мир. Как и Илья Ильич, Идальго погружен в грезы. Обломова в произведении окружают люди, которые не понимают его, ведь представления их о мире ограничиваются материальной его стороной. Правда, у этих двух историй диаметрально противоположный исход: перед смертью к Алонсо приходит озарение. Этот персонаж понимает, что в своих мечтаниях заблуждался. А вот Обломов не меняется. Очевидно, в этом исходе и заключается различие между западным и русским менталитетом.

Антитеза - основной прием в произведении

С помощью антитезы можно более объемно нарисовать личности героев, поскольку все познается в сравнении. Нельзя понять Илью Ильича, убрав Штольца из романа. Гончаров показывает достоинства и недостатки своих персонажей. Читатель при этом может взглянуть со стороны на самого себя и свой внутренний мир. Это поможет не допустить ошибок, которые сделали герои Обломов и Штольц в романе Гончарова "Обломов".

Илья Ильич - это человек с исконно русской душой, а Андрей Штольц - представитель новой эпохи. В России всегда были и будут и те и другие. Штольц и Обломов - это персонажи, через взаимодействие которых, а также через их взаимодействие с другими героями произведения автор доносит основные мысли. Ольга Ильинская является связующим звеном между ними.

Значение детства в формировании характеров героев

Детство в жизни каждого человека имеет большое значение. Личность в этот период еще не сформирована. Человек, словно губка, впитывает все, что предлагает окружающий мир. Именно в детстве происходит воспитание, от которого зависит, каким человек станет во взрослой жизни. Поэтому важную роль в романе Гончарова играет описание детства и воспитания будущих антиподов, которыми являются Илья Обломов и Андрей Штольц. В главе "Сон Обломова" автор приводит описание детства Ильи Ильича. Он вспоминает Обломовку, свою родную деревню. Прочитав данную главу, мы понимаем, откуда в характере этого героя появились неподвижность и леность.

Детство Ильи Обломова

Штольц и Обломов воспитывались по-разному. Илюша - как будущий барин. Много гостей и родственников проживало в доме его родителей. Все они хвалили и ласкали маленького Илюшу. Его изысканно и много кормили "сливочками", "сухариками", "булочками". Еда, следует отметить, была основной заботой в Обломовке. Ей уделялось очень много времени. Всей семьей решался вопрос о том, какие блюда будут на ужин или на обед. После обеда все погружались в продолжительный сон. Так проходили дни: еда и сон. Когда Илья подрос, его отправили учиться в гимназию. Знания Илюши родителей не интересовали. Им была важна лишь справка о том, что он прошел различные науки и искусства. Поэтому Илья Обломов вырос необразованным, забитым мальчиком, однако добрым в душе.

Детство Андрея Штольца

У Штольца же все как раз наоборот. Отец Андрея, по национальности немец, с малых лет воспитывал в своем сыне самостоятельность. По отношению к своему ребенку он был сух. Целенаправленность и строгость - основные черты, которые вложили в воспитание Андрея его родители. В работе проходили все дни семьи. Когда мальчик подрос, отец начал брать его на базар, в поле, заставлял работать. Вместе с тем, он обучал своего сына наукам, немецкому языку. Затем Штольц начал посылать ребенка в город с поручениями. Гончаров отмечает, что никогда не случалось так, чтобы Андрей что-нибудь забыл, недоглядел, переиначил, дал промах. Русская дворянка, мать мальчика, обучала его литературе, дала духовное воспитание своему сыну. В итоге Штольц стал умным сильным юношей.

Прощание с родным домом

Обратимся к сценам, в которых описывается то, как Штольц и Обломов покидали родные деревни. Обломова провожают со слезами на глазах, не хотят отпускать дорогого дитя - ощущается атмосфера любви к мальчику. А когда родной дом покидает Штольц, отец лишь дает ему несколько наставлений, касающихся траты денежных средств. В момент прощания им даже нечего друг другу сказать.

Две среды, два характера и их влияние друг на друга

Двумя совершенно разными средами являются деревни Обломовка и Верхлево. Обломовка - это своеобразный рай на Земле. Здесь ничего не происходит, все спокойно и тихо. У власти в Верхлево стоит отец Андрея, немец, который устраивает здесь немецкий порядок.

Общие черты характера имеют Обломов и Штольц. Дружба их, существовавшая еще с детских лет, привела к тому, что, общаясь, они повлияли в некоторой степени друг на друга. Оба героя какое-то время воспитывались вместе. Они ходили в школу, содержал которую отец Андрея. Однако они пришли сюда, можно сказать, из совершенно разных миров: раз и навсегда заведенный, ничем не нарушаемый порядок жизни в деревне Обломовка; и активный труд немецкого бюргера, который перемежался с уроками матери, старавшейся привить Андрею интерес и любовь к искусству.

Для дальнейшего развития отношений, однако, Андрею и Илье не хватает общения. Постепенно отдаляются друг от друга, взрослея, Обломов и Штольц. Дружба их, между тем, не прекращается. Однако ей препятствует и то, что имущественное положение этих двух героев различно. Настоящим барином, дворянином является Обломов. Это обладатель 300 душ. Илье можно было вообще ничего не делать, находясь на обеспечении своих крепостных. Все иначе у Штольца, который русским дворянином был лишь по матери. Ему самостоятельно приходилось поддерживать свое материальное благосостояние.

Обломов и Штольц в романе "Обломов" в зрелые годы стали совершенно разными. Им было уже трудно общаться. Штольц начал ехидничать и подшучивать над рассуждениями Ильи, столь далекими от реальности. Различия в характерах и взглядах на жизнь в конце концов привели к постепенному ослаблению их дружбы.

Значение дружбы у Гончарова

Красной нитью по этому роману проходит мысль о дружбе, о том, какую роль она играет в жизни человека. Человек во взаимодействии с другими может проявить свою подлинную сущность. Множество форм имеет дружба: "братство", воспеваемое Пушкиным, корыстная, дружба по той или иной причине. Кроме искренней, в сущности, все остальные - это всего лишь формы эгоизма. У Андрея и Ильи дружба была крепкая. Она связывала их, как мы уже отметили, еще с детства. Роман Гончарова помогает читателям разобраться в том, почему дружат Обломов и Штольц, какую роль дружба играет в жизни человека, благодаря тому, что в нем описано множество ее перипетий.

Значение и актуальность романа "Обломов"

Роман "Обломов" является произведением, не теряющим и по сей день своей актуальности, поскольку он отражает сущность жизни людей, которая является вечной. Предложенная автором (портрет его представлен ниже) антитеза превосходно передает суть рока истории нашей страны, которая отмечена этими двумя крайностями.

Русскому человеку тяжело отыскать золотую середину, смешать стремление к благополучию, активность и трудолюбие Андрея Штольца и полную мудрости и света, широкую душу Обломова. Наверное, в каждом нашем соотечественнике, как и в самой нашей стране, живут эти крайности: Штольц и Обломов. Характеристика будущего России зависит от того, кто из них возьмет верх.

Известный русский писатель И. А. Гончаров в 1859 году публикует свой очередной роман «Обломов». Это был невероятно тяжелый период для российского общества, которое словно разделилось на две части. Меньшинство понимало необходимость и ратовало за улучшение жизни простых людей. В большинстве же оказались помещики, барины и зажиточные дворяне, находившиеся в прямой зависимости от кормивших их крестьян. В романе Гончаров предлагает читателю сравнить образ Обломова и Штольца - двух друзей, абсолютно разных по темпераменту и силе духа. Это история о людях, которые, несмотря на внутренние противоречия и конфликты, остались верными своим идеалам, ценностям, своему образу жизни. Однако порой бывает трудно понять истинные причины такой доверительной близости между главными героями. Оттого-то и кажутся читателям и критикам столь интересными взаимоотношения Обломова и Штольца. Далее и мы познакомимся с ними поближе.

Штольц и Обломов: Общая характеристика

Обломов - несомненно, главная фигура, однако больше внимания писатель уделяет и его приятелю Штольцу. Главные герои - современники, тем не менее оказываются совсем не похожими друг на друга. Обломов - человек в возрасте чуть более 30 лет. Гончаров описывает его приятную наружность, но подчеркивает отсутствие определенной идеи. Андрей Штольц - ровесник Ильи Ильича, он гораздо худощавее, с ровным смуглым цветом лица, практически без румянца. Зеленые выразительные глаза Штольца также противопоставлены серому и мутноватому взору главного героя. Сам Обломов вырос в семье русских дворян, владевших не одной сотней крепостных душ. Андрей же был воспитан в русско-немецкой семье. Все же он отождествлял себя с русской культурой, исповедовал православие.

Взаимоотношения Обломова и Штольца

Так или иначе линии, связующие судьбы персонажей романа "Обломов", присутствуют. Автору было необходимо показать, как возникает дружба между людьми полярных взглядов и типов темперамента.

Взаимоотношения Обломова и Штольца во многом предопределены теми условиями, в которых они воспитывались и жили в юные годы. Оба мужчины росли вместе, в пансионе неподалеку от Обломовки. Отец Штольца служил там на должности управляющего. В том селе Верхлеве все было пропитано атмосферой «обломовщины», неспешности, пассивности, лени, простоты нравов. Но Андрей Иванович Штольц был хорошо образован, читал Виланда, учил стихи из Библии, пересчитывал неграмотные сводки крестьян и фабричных людей. Кроме того, он зачитывался баснями Крылова, а с матерью разбирал священную историю. Мальчик Илья сидел дома под мягким крылом родительской опеки, Штольц же проводил много времени на улице, в общении с соседскими ребятами. Их личности формировались по-разному. Обломов был подопечным нянечек и заботливых родных, тогда как Андрей не переставал заниматься физическим и умственным трудом.

Секрет дружбы

Взаимоотношения Обломова и Штольца удивительны и даже парадоксальны. Различий между двумя персонажами можно отыскать огромное количество, однако, несомненно, существуют черты, которые их объединяют. Прежде всего Обломов и Штольц связаны крепкой и искренней дружбой, но они схожи в своем так называемом «жизненном сне». Только Илья Ильич дремлет у себя дома, на диване, а Штольц точно так же засыпает в своей насыщенной событиями и впечатлениями жизни. Оба они не видят истины. Оба не способны отказаться от собственного образа жизни. Каждый из них необычайно привязан к своим привычкам, считая, что именно такое поведение является единственно правильным и разумным.

Остается ответить на главный вопрос: "В каком герое нуждается Россия: в Обломове или Штольце?" Разумеется, такие деятельные и прогрессивные личности, как последний, останутся в нашей стране навеки, будут ее движущей силой, будут питать ее своей интеллектуальной и духовной энергетикой. Но нужно признать, что и без Обломовых Россия перестанет быть такой, какой ее знали наши соотечественники на протяжении многих столетий. Обломова нужно воспитывать, терпеливо и ненавязчиво пробуждать, чтобы и он приносил пользу родине.