В италии мраморная статуя мадонны ожила перед прихожанами. Божественный Микеланджело

Микеланджело Буонарроти. Биография. “Снятие с креста”. “Мадонна Брюгге”. “Мадонна с Младенцем”. Тондо “Мадонна Дони”. Гробница папы Юлия II.

В истории искусства много загадок. Одной из них была незаконченная картина Микеланджело Буонарроти «Снятие c креста», которая долгое время вызывала ожесточённые споры. Специалисты сходились во мнении, что она соответствует ранней манере Микеланджело, но оставалось сомнение, принадлежит ли она кисти самого мастера или всё-таки является талантливой подделкой.

В 1981 году всем спорам был положен конец благодаря найденным документам, доказывающим, что в 1500 году Микеланджело принял заказ на выполнение алтарного образа для римской церкви Сан-Агостино. В 1501 году, не завершив работы, он уехал во Флоренцию и впоследствии вернул полученные за картину деньги.

на фото: Микеланджело Буонарроти. Тондо «Мадонна Питти »

Жизнь в родном городе к тому времени стабилизировалась. В 1498 году в результате интриг флорентийских деятелей и папского престола бурная жизнь Саванаролы и его двух последователей завершилась страшной смертью (они были сожжены на площади Синьории). Прошли века, унося прежние страсти и вражду. Осталась только память. Сегодня во Флоренции улицы Микеланджело и Торриджано, его изуродовавшего и после изгнания ставшего знаменитым скульптором, пролегают совсем рядом, а место гибели Саванаролы флорентийцы ежегодно посыпают даже не розами, а лепестками роз.

Конец XV века знаменателен для мирового искусства и Микеланджело созданием легендарного «Давида».
Подробнее о шедевре мировой скульптуры, статуе «Давид», читайте на портале 2 queens . ru .

После «Давида» Микеланджело создал небольшую (высотой 1,27 метра) скульптурную группу Мадонны с Младенцем, которую закончил в 1504 году. Это одна из самых правдоподобных, нежных и одухотворённых Мадонн Микеланджело. «Мадонна Брюгге» названа по имени нидерландского города Брюгге, бывшего центром Северного Возрождения, где она до сих пор украшает собор Нотр-Дам.

«Тондо» - так называют круглые по форме картину или рельеф. Знаменитое тондо «Мадонна Дони» не совсем тондо, в высоту это произведение Микеланджело чуть больше, чем в ширину. Своё название оно получило в честь Аньоло Дони, процветающего флорентийского ткача, заказавшего картину к своей свадьбе. Оригинальную рамку разработал, вероятно, сам Микеланджело. Тондо Дони - единственная из завершённых и дошедших до нас картин художника на дереве.

Микеланджело Буонарроти. Тондо «Мадонна Дони»

С «Мадонны Дони» начинается интерес Микеланджело к живописи, но нужно отметить, что, выполняя живописные работы, он мыслит как скульптор: картину он создал в полном согласии со своими ранними рельефами «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти».

К Микеланджело приходит осознание возможностей живописи, которая может не только повторять скульптуру, но и передать такие сложные положения тел, которые недоступны в скульптуре. Это было начало пути к росписи потолка Сикстинской капеллы.

Микеланджело Буонарроти. Тондо «Мадонна Тадеи»

В 1505 году Микеланджело срочно уезжает из Флоренции в Рим. Причины такой срочности крылись в очередных изменениях в политической жизни в Италии: на папский престол взошёл кардинал Джулиано дела Ровере, представитель обедневшего аристократического рода. Он начал своё восхождение в католической иерархии в 1471 году, когда его дядю избрали папой римским под именем Сикста IV . Джулиано выбрал себе папское имя Юлий, потому что всю жизнь старался подражать полководческому гению Юлия Цезаря. Как и другие понтифики того времени, папа Юлий был не только религиозным деятелем, но и полководцем. За время своего понтификата воинственный Юлий II лично возглавлял папские войска в ряде военных кампаний и сумел присоединить к папскому государству большую территорию на севере Италии. Прославился этот папа и своим меценатством.

Слава Микеланджело докатилась до Рима. В это время должность главного архитектора Ватикана занимал флорентиец Джулиано да Сангалло, друг Микеланджело, который активно привлекал своих земляков на службу к папе. Микеланджело также получил приглашение от имени папы прибыть в Рим. Папа решил обеспечить себе бессмертие с помощью гениального скульптора - он заказал Микеланджело сооружение усыпальницы. О таком заказе можно было только мечтать: не считаясь с возможностями истощённой казны, папа предоставлял Микеланджело неограниченные средства и материалы и обещал не стеснять его творческую фантазию.


Микеланджело Буонарроти. Гробница папы Юлия II

Микеланджело энергично принялся за работу, он отправился в каменоломни Каррары, где c двумя помощниками больше восьми месяцев отбирал мрамор для усыпальницы. Количество добытого мрамора, из которого Микеланджело собирался изваять 40 скульптур, изумило весь Рим: для его перевозки потребовалось (!) 70 повозок. Но в Риме Микеланджело ожидала неприятная новость - за время отсутствия скульптора папа Юлий охладел к этому проекту и прекратил финансирование работ. Оскорблённый Микеланджело сразу же уехал из Рима во Флоренцию, даже не попрощавшись с папой Юлием. Папа послал за ним погоню с требованием вернуться. Но (неслыханная дерзость в те времена!), Микеланджело отказался. Папа Юлий II хотел вернуть Микеланджело в Рим любой ценой, грозил, настаивал. И после долгих переговоров в Болонье состоялось их примирение.

В знак примирения Микеланджело принял заказ на изготовление статуи папы для церкви Сан Петронио. Статуя папы была поставлена на фасад церкви в Болонье, которую папа присоединил к своим владениям. Но когда Болонья снова обрела самостоятельность, статую постигла печальная участь: её расплавили, а «бронзу продали герцогу Альфонсо Феррарскому, который вылил из неё пушку и назвал её Юлией.» (Вазари)

Микеланджело Буонарроти. «Снятие с креста»

Крушение планов, связанных с усыпальницей папы Юлия II , повергло Микеланджело в глубокую депрессию. «В этой усыпальнице я похоронил свою юность», - с печалью писал он в 1542 году. В 1513 году папа умер, и началась многолетняя тяжба между художником и родственником усопшего. Контракт на гробницу заключался 6 раз в течение 37 лет, пока, наконец, памятник не был установлен в церкви Сан Пьетро ин Винколи. В 1545 году Микеланджело всё же закончил работу над гробницей, но это была лишь бледная тень первоначального замысла.

Подробнее о работах Микеланджело читайте в наших следующих материалах.

фото с сайтов : newliturgicalmovement.org, princeamsterdam.blogspot.com, flickriver.com, myartprints.com, artmight.com, italian-renaissance-art.com

Также вы можете инициировать обсуждение интересных вам тем на нашего портала.

, скромно называвший себя «скульптором из Флоренции», был и художником, и архитектором, и поэтом, и мыслителем. Каждое его произведение - синтез всех его талантов, идеальное по форме и философское по содержанию.

Тондо Дони из галереи Уффици - тот самый шедевр Микеланджело, где живопись становится почти скульптурой, наполненной глубочайшим смыслом.

Тондо Дони (или Мадонна Дони) - единственное немонументальное живописное произведение Микеланджело, которое считается законченным, и авторство которого не подлежит сомнениям.

Тондо - произведение живописи или скульптуры круглого формата, диаметром около метра. Картины и рельефы в форме круга были чрезвычайно распространены во Флоренции во времена раннего Возрождения. На протяжении всего XV века самые заметные и яркие художники работали с тондо, традиционно изображая на них религиозные сюжеты. Богатые флорентийцы заказывали тондо и для своих палаццо, и в качестве дорогих подарков на свадьбы и праздники.

В 1504 году во Флоренции живет и работает Микеланджело Буонарроти. Его только что был установлен на площади Синьории, в самом сердце молодой республики. Весть о гигантской статуе идеально прекрасного обнаженного мужчины облетела всю Европу. И не было звезды ярче Микеланджело!

Молодой скульптор, родом из Флоренции, прославивший свой город… он стал настоящей знаменитостью и самым востребованным мастером. Скоро слухи о его гениальности дойдут до самого Папы Юлия II, который с большим почтением пригласит его в Рим. Но пока Микеланджело завален заказами от богатых флорентийцев: каждому хотелось заполучить его работы.

Не мог остаться в стороне и Аньоло Дони. Купец, богатейший торговец тканями, меценат, коллекционер античного и «современного» искусства, он был одним из самых просвещенных, известных и уважаемых людей в городе.

В 1504 году во Флоренции проходит пышная свадьба: Аньоло Дони женится на Маддалене Строцци, представительнице богатого рода флорентийских банкиров.

Вполне возможно, что именно в честь этого торжества, Дони обращается к Микеланджело и заказывает у него образ Богородицы в формате тондо, с созданием которого связана увлекательная история, дошедшая до нас в «Жизнеописаниях…» Джорджо Вазари.

Когда Микеланджело закончил тондо, то отослал его с посыльным в дом к Аньоло с сообщением получить за нее 70 дукатов. Дони, меценат и ценитель искусств, сразу понял, что произведение Микеланджело столь хорошо, что стоит намного дороже. Но, будучи расчетливым купцом, решил что довольно с художника будет и 40 дукатов, которые он и вручил посыльному. Аньоло был в полной уверенности, что спорить и торговаться с таким властным и уважаемым человеком художник не посмеет. Но Микеланджело, известный своим тяжелым характером, пришел в настоящую ярость, отослал 40 дукатов обратно, приказав посыльному возвращаться назад или с картиной, или с двойной ценой. Аньоло, уже готовый на 70, словно в поговорке про скупого, был вынужден отправить Микеланджело 140 дукатов.

Спустя год Аньоло Дони обратится к и закажет у него двойной портрет с молодой женой. И согласитесь, Рафаэль прекрасно передал характер Аньоло Дони, этого умного, но расчетливого флорентийца.

Что же так поразило Аньоло Дони, готового даже на двойную цену?

В центр композиции Микеланджело помещает интимную семейную сцену: дева Мария передает своего сына, младенца Иисуса Христа, Иосифу.

Сохранилось описание Джорджо Вазари: «Здесь Микеланджело выражает в повороте головы матери Христовой и в глазах ее, устремленных на высшую красу сына, свое чудесное удовлетворение и волнение <…> Но так как этого Микеланджело было недостаточно, чтобы показать в еще большей степени величие своего искусства, он на фоне этого произведения написал много обнаженных тел - опирающихся, стоящих прямо и сидящих, и всю эту вещь он отделал так тщательно и так чисто, что из всех его живописных работ на дереве, а их немного, она справедливо считается самой законченной и самой прекрасной».

Святое семейство отделено небольшой стеной, на заднем плане изображены обнаженные юноши, напоминающие античные статуи, столь любимые Микеланджело. А фигурка младенца Иоанна Крестителя, размещена так, что, кажется, соединяет эти сцены.

Существует несколько способов прочтения этого произведения.

Согласно одной, Тондо Дони - противопоставление старого, языческого мира, новому времени христианства и пришествия Спасителя. Возможно, эта группа обнаженных, собранная в полукруг на манер античности, - язычники в ожидании крещения, с таинством которого традиционно связана фигура Иоанна Крестителя.

А согласно еще одной версии, обнаженные мужчины символизируют гомосексуальные связи, которые нередко приписывали Микеланджело, и которые осуждала христианская церковь.

Техника, с которой Микеланджело выполнил работу, поразила и поражает всех без исключения. Необычайно цельная композиция и насыщенная цветовая гамма делают тондо выразительным, ярким и незабываемым. Невозможно поверить, что его создатель вовсе не считал себя художником. Напротив, Микеланджело не любил живопись, полагая резец и молот своими инструментами.

При этом ему удивительным образом удавалось работать этими самыми инструментами, словно кистью (достаточно лишь вспомнить Пьету). А писать картины так, как если бы он высекал их из мрамора: ведь обнаженные руки Богородицы кажутся совершенно живыми!

Живая пластика фигур - еще одно безусловное достоинство Тондо Дони. Микеланджело был тем художником и скульптором, которого необычайно влекло человеческое тело. Ему было совсем не интересно изображать бесплотные образы. Конечно, обнаженное мужское тело в движении - главное в искусстве Микеланджело. Но даже изображая одетых персонажей, Марию и Иосифа, Микеланджело добивается максимальной достоверности движений и поз. Ведь ему, увлеченному анатомией, как никакому другому художнику известны все тайны и положения человеческого тела.

Дева Мария, передающая младенца Иисуса Христа Иосифу, изображена в необычном движении. Этот поворот словно закручивает всю композицию по спирали, делая её цельной и выразительной.

Поза Богородицы, найдена Микеланджело, безусловно, во время подготовительной работы. Ведь для каждого своего проекта Микеланджело выполнял десятки рисунков с натуры. Именно это положение необычайно вдохновило и Рафаэля Санти, молодого и порывистого художника, как раз в это время приехавшего во Флоренцию, желающего учиться у Микеланджело и Леонардо.

Тондо Дони станет неисчерпаемым источником вдохновения для Рафаэля. Это закручивающее движение он использует в картине «Положение во гроб»: девушка в этой позе поддерживает Деву Марию, лишившуюся чувств от горя.

И спустя годы, в Риме, где Рафаэль достигнет необычайной славы, станет ведущим художником, главным архитектором собора Святого Петра и хранителем древностей, он не забудет Тондо Дони. В 1512 году он создаст алтарный образ «Мадонна ди Фолиньо», и его Иисус Христос будет так похож на младенца с Тондо Дони. Именно так, вдохновляясь и вступая в диалог, выразил Рафаэль свое глубокое восхищение гением Микеланджело Буонарроти, «простого скульптора из Флоренции».

Мадонна с Младенцем (Мадонна Брюгге) (1504)

«А кроме того, он сделал бронзовое тондо с Богоматерью, отлитое им по заказу фламандских купцов Москерони, особ очень знатных в своих краях, с тем чтобы они, уплатив ему за него сто скудо, могли отослать это тондо во Фландрию» Вазари.

Вернувшись в Флоренцию, после «Давида», Микеланджело создал так называемую «Мадонну Брюгге» небольшую (высотой 1,27 м) скульптурную группу Мадонны с Младенцем, закончив ее в 1504 г. Впоследствии статуя попала в церковь Нотр-Дам нидерландского города Брюгге.

По типу эта юная, нежная, задумчивая мадонна напоминает Мадонну «Оплакивания» из собора Св. Петра. В этом скромном произведении, открывающем собой в творчестве Микеланджело линию образов, отмеченных чертами своеобразного лиризма, особенно привлекательна сама Мадонна, в которой классическая красота и внутренняя сила личности сочетаются с мягкой поэтичностью и благородством. В ней ощущается рука мастера, изваявшего римскую «Пьету».

Мадонна с Младенцем из Брюгге - одна из наиболее прекрасных и одухотворенных Мадонн Микеланджело. Печальная женщина, избранная и обрченная, она предвидит крестные муки сына. «Вот почему она противилась, не хотела отпустить от себя этого прекрасного, сильного и проворного мальчика, ухватившегося своей ручонкой за ее ограждающую руку. И вот почему она прикрывала сына краем своего плаща. У мальчика, чувствующего настроение матери, тоже таилась в глазах печаль. Он был полон сил и отваги, скоро он соскочит с материнских колен и покинет это надежное убежище, но вот теперь, в эту минуту, он вцепился в руку матери одной своей рукой, а другую прижал к ее бедру. Быть может, он думает сейчас о ней, о своей матери, опечаленной неизбежной разлукой: ее сын, так доверчиво прильнувший к коленям, скоро будет странствовать в мире один» Стоун Ирвинг.

Богородица получилась живой и правдоподобной, нежной и чистой. Мнится, еще миг - и дрогнут веки, рука подхватит ребенка, грудь вдохнет. Она жива, она чувствует. Мастер не идеализировал теперь лицо Марии, как в ранних работах. Создав римскую «Пьету» и «Давида», он ищет чувство, правдоподобность: скромные одежды текучими складками очерчивают крепкое тело молодой матери, лицо с тяжелыми веками от непролитых слез, длинный нос, густые волосы в простой прическе покрыты тяжелым капюшоном, как напоминает это произведение «Пьету». Тело младенца, хотя детское, но производит ощущение скрытой мощи, но по-детски миловидно - пухлые щеки и подбородок, кудрявая голова. У колен матери, держась за ее руку, он чувствует себя защищенным и готов познавать мир. Положение тел скульптурной группы очень естественно - что может быть правдоподобнее Матери и Ребенка из Брюгге?

Скульптурные образы Мадонны «Тондо Тадеи» и «Тондо Питти» (1503-1505)

«Тогда же начал он, но не закончил, два мраморных тондо, одно для Таддео Таддеи, то, что и ныне находится в его доме, а другое было начато им для Бартоломео Питти, то, которое фра Миньято Питти из Монте Оливето, человек понимающий и на редкость разбирающийся в космографии и многих других науках и в особенности в живописи, подарил Луиджи Гвиччардини, с которым был в большой дружбе; работы эти были признаны превосходными и дивными. В это же время начал он мраморную статую св. Матфея для попечительства Санта Мариа дель Фьоре; незаконченная эта статуя свидетельствует о совершенном его мастерстве и поучает других скульпторов, как надлежит высекать статуи из мрамора, не уродуя их, чтобы всегда, снимая мрамор, можно было что-либо выгадать и чтобы можно было в случае надобности, как это бывает, то или другое убрать или изменить» Вазари.

После «Мадонны Брюгге», тема мадонны с младенцем занимает Микеланджело и в дальнейшем. Между 1503--1508 гг. он исполнил два мраморных барельефа с изображением мадонны, младенца Христа и маленького Иоанна Крестителя. Обе композиции этих рельефов вписаны в круг (по итальянски «тондо»), но по настроению и характерам они совершенно различны. - «Мадонна Тадеи» (1503-1505, Королевская академия искусств, Лондон) - «Мадонна Питти» (1504-1505, Барджелло, Флоренция).

Два тондо, изображающие Богоматерь и Младенца, выходят из плоскости рельефа, при взгляде на них создается впечатление полнообъемных скульптур. В них ясно проявляется характерная для него особенность работы с мрамором. Микеланджело не стремится придать равную завершенность всем частям рельефа, всем его деталям. Он оставляет мраморного блока почти не обработанными, как бы не законченными. Он сохраняет в отдельных местах фактуру камня, получая дополнительный эффект от различной обработки поверхности мрамора.

«Мадонна Бартоломео Питти» выполнена в виде тондо, вогнутого блюдца, в отличие от нежной и лиричной «Мадонны Таддео Таддеи» заключает образ, исполненный величия и монументальности. «Мадонна Питти» перекликается с одной из мадонн Рафаэля зрелого римского периода -- «Мадонной в кресле». Как и у Рафаэля, главенствующее место в композиции Микеланджело занимает мадонна. Ей словно тесно в отведенном пространстве, голова ее выступает за пределы круга. Оторвавшись от чтения, она смотрит в сторону, погруженная в свой внутренний мир. Фигурка Иоанна Крестителя едва выступает из фона, уравновешивая эту прекрасную в своей сложной гармонии и завершенности композицию. В центральная фигура композиции - Мария, сидящая на камне - выполнена наиболее выпуклой. Опираясь на раскрытую книгу на ее коленях, Младенец Иисус, склонив кудрявую голову, внимательно заглядывает в книгу. Иоанн Креститель, выглядывающий из-за плеча Богоматери, расположен на краю тондо, наименее объемный, едва видим на фоне неотшлифованного мрамора.

В лицах и фигурах Марии и Младенца явственно просматриваются черты «Мадонны Брюгге» - та же зрелость, одухотворенность, печаль и… обреченность.

В противоположность, другое тондо, «Мадонна Таддеи», излучает жизнерадостность. Это тондо - одно из редких для Микеланджело лирических жанровых решений. Молодая мать задумчиво улыбаясь, смотрит на игру детей. Иоанн Креститель протягивает щегла Младенцу Иисусу, а тот, в испуге ищет защиты у матери, уворачивается, вытянувшись на коленях Марии по диагонали, через всю плоскость тондо. Младенец занимает центральное место, Мария же задвинута в глубину вогнутого тондо. Три фигуры расположены на фоне грубо обработанного мрамора, еще более крупнозернистом, чем у «Мадонны Питти», будто Микеланджело стремился передать ощущение пустыни.

По мотиву этот барельеф перекликается с картиной Рафаэля «Мадонна со щегленком» и даже близок ему по настроению. Но вместо устойчивой пирамидальной композиции Рафаэля Микеланджело дает динамичное, сложное по ритму построение, вписывая фигуры в круг. Большей проработанностью и центральным положением он выделяет фигурку младенца Христа. Мягко моделированные Мадонна и Креститель слегка затенены, их фигуры едва выступают на фоне, обработанном шпунтом.

Чьи работы бесспорно оставили след в истории и повлияли на развитие и становление Западного искусства. На западе он считается величайшим скульптором, и хотя о живописи отзывался не лестно, его фрески в Сикстинской капелле, «Страшный суд» и другие труды помогли обрести ему место среди величайших художников. Помимо этого, Микеланджело был одним из лучших архитекторов своего времени. В этот список работ вошли как скульптуры и архитектурные проекты, так и живописные труды.

10 знаковых работ Микеланджело

10. Мадонна Дони.

Тип: Тондо.
Год написания: 1507.

Мадонна Дони

Анджело Дони в начале 1500-х годов дает мастеру заказ для того, чтобы тот изобразил «Семейство святых», чтобы в дальнейшем подарить его своей жене. Мастер использовал для картины круглую рамку (тондо).

Мадонна Дони включает в себя деву Марию, святого Иосифа, младенца Христа и Иоанна Крестителя. Позади изображены пять обнаженных мужских фигур.

9. Вакх.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1497.

Эта статуя была завершена скульптором в возрасте 22 лет. Знаменитая работа изображает римского бога вина Вакха, держащего в правой руке бокал вина, а в левой шкуру тигра. За ним сидит фавн, который ест гроздь винограда. «Вакх» является одной из двух сохранившихся скульптур раннего периода творчества Микеланджело в Риме.

8. Мадонна Брюгге.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.

Мадонна Брюгге

«Мадонна Брюгге» изображает Марию с младенцем Иисусом. В этой скульптуре Микеланджело не придерживается традиций изображения этой композиции. Лицо девы отстранено, она не смотрит на Христа, будто знает его будущее. В это время младенец без материнской поддержки отходит в мир.

7. Лаврентьевская библиотека.

Тип: Архитектура.
Год создания: 1559.

Лаврентьевская библиотека

Лаврентьевская библиотека спроектирована Микеланджело в 1524 году для церкви Сан-Лоренцо во Флоренции (Италия). Вся конструкция, включая интерьер помещений, была разработана мастером в новаторском, на тот момент, стиле маньеризма.

Эта работа является одним из самых важных архитектурных достижений Микеланджело. Она отличается инновационностью и революционными способами использования пространства.

6. Моисей.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1515.

В 1505 году папа Юлий второй поручает Микеланджело работу над своей могилой. Статуя находится в Риме (церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи). Ходит легенда о том, что когда труд был закончен, Микеланджело ударил правое колено скульптуры молотком, так как та начала говорить, настолько он был реалистичен.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1499.

Пьета изображает Деву Марию, скорбящую над телом Иисуса после распятия, который лежит на её коленях. Статуя не основана на реальных библейских сюжетах, но все равно приобрела популярность в Северной Европе в средние века.

Буонарроти было всего 24 года на момент завершения работы, которая ныне считается одним из величайший мировых шедевров скульптуры.

4. Страшный суд.

Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1541.

Страшный суд

В искусстве запада «Страшный суд» входит в число самых значимых работ. Окрашенная на алтарной стене капеллы, она демонстрирует второе пришествие Христа на землю. Иисус показан в центре и окружен выдающимися святыми, воскресшими из мертвых.

Тип: Архитектура.
Год выпуска: 1626.

Расположенная в Ватикане, Базилика Святого Петра - самое известное произведение архитектуры эпохи Возрождения. Над созданием работали множество известных мастеров (в том числа Антонио да Сангалло). Хотя Микеланджело не создал его с нуля, собор дошел до нашего времени в том виде, в котором был задуман именно Буонарроти.

2. Сотворение Адама.

Тип: фресковая живопись.
Год создания: 1512.

Краеугольный камень живописи эпохи Возрождения - Сотворение Адама, расположен на потолке Сикстинской капеллы, породивший ряд последователей и большое число пародий.

1. Давид.

Тип: Мраморная статуя.
Год создания: 1504.

Вероятно самой известной работой Микеланджело является шедевральная скульптура библейского персонажа Давида, который готов к борьбе с Голиафом. Тема Давида и Голиафа являлась достаточно популярной в искусстве того времени. У Караваджо , например, есть три работы посвященные этому сюжету.

Колоссальная статуя, высотой 5,17 метров демонстрирует исключительные технические навыки Микеланджело, а также силу символического воображения.

10 знаковых работ Микеланджело обновлено: Октябрь 2, 2017 автором: Глеб

В столь древних, нетронутых временем городах, как Брюгге, жизнь похожа на сон. Поэтому быть в Брюгге и мечтать о нем, почти одно и тоже. Однако, только познакомившись с этим изумительным городом лично, начинаешь понимать, почему великие эстеты начала ХХ века были способны переносить жизнь исключительно в Брюгге. Одной из главных достопримечательностей города, который сам по себе – одна большая достопримечательность, является соборная церковь Богоматери. Массивное сооружение, вонзающееся длинным шпилем в открыточное фламандское небо, поражает пестротой архитектурных стилей, которые оно вобрало в себя за 200-летную историю строительства.

История церкви Богоматери начинается ни много ни мало в IX веке, когда за пределами городского вала была построена небольшая часовня. Затем её заменили романской базиликой, а строительство современной готической церкви Богоматери началось в 1220 году. Однако её 122-метровая башня по сей день остается самой высокой постройка из кирпича в Бельгии. Эклектичное смешение стилей характерно для всех фламандских церквей, которые были построены до второй половины XVI века. Парящая готика экстерьера собора гармонично сочетается с интерьером, выполненным в стиле барокко с вкраплениями рококо или романского стиля. Причины этого стоит искать в истории иконоборчества, в результате которого было уничтожено внутреннее убранство почти всех церквей в тех местах. Восстанавливались же они значительно позднее, когда миром правило барокко.

За мощными стенами церкви Богоматери хранится одна из самых красивых скульптур на земле – знаменитая «Мадонна с младенцем», которая была создана великим Микеланджело в 1505 году и стала единственной работой автора, покинувшей Италию при жизни творца.

1501-1503. Галерея Вроувекерк, Брюгге. Микеланджело Буонарроти

Высота скульптуры 128 см, мрамор. Микеланджело Буонарроти изобразил классический вариант Богоматери с младецем Христом. Идеализацию подобного рода использовали многие другие художники. Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. В начале молитвы святого Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына». Скульптор нашел идеальный путь для выражения в камне этой средневековой богословской мысли.

Необыкновенно красивая женщина, на лице которой читается боль матери. Матери, знающей о том, что её любимому сыну через несколько лет предстоит в страшных муках искупить грехи человечества. Воистину, только гений способен создать столько эмоций на глыбе ледяного мрамора. Одна только скульптура Микеланджело заслуживает того, чтобы назвать церковь Богоматери в Брюгге основной бельгийской достопримечательностью. Но богатство фламандских купцов не знало границ, поэтому здесь же можно увидеть великолепные полотна Питера Пауля Рубенса, украшающие клирос. Кроме того, в церкви Богоматери находятся два самых роскошных в Европе саркофага в стиле пламенеющей готики, которые принадлежат последним бургундским правителям из рода Валуа – Карлу Смелому и его дочери Марии, в правлении которой Брюгге достиг пика своего величия.