Исследовательский проект по музыке. « Балалайка - народный инструмент» - презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Проект по музыке "Русский народный инструмент балалайка» Выполнила: Глазовская Анастасия ученица 3 класса МБОУ «СОШ №1» п.Ханымей Руководитель: учитель музыки Герман Галина Александровна

2 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: расширить знания о музыкальном инструменте балалайка Задачи: поиск информации и ее обработка; изучение методической литературы об истории возникновения и использовании в жизни русского народа балалайки; получение индивидуальных консультаций у руководителя проекта; поиск информации о музыкантах – балалаечниках; выполнение заданий, данных руководителем проекта; составление кроссворда «Русские народные инструменты»; создание презентации «Русский народный инструмент балалайка; защита проекта

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что современным детям всё меньше интересны обычаи и традиции русского народа, что люди забывают о своём культурном наследии, о своей музыке и о музыкальных инструментах, без которых когда-то невозможно было представить жизнь русских людей. Считаю нужным познакомить ребят своего класса и школы с историей появления балалайки с помощью своего исследования. Гипотеза имеет свои особенности. Я сделала предположение, что если я узнаю и расскажу о балалайке и истории её развития, то ученики моего класса узнают больше о русском музыкальном инструменте, у них расширится кругозор в области музыкального искусства, повысится интерес к предмету «музыка» в школе, а может даже у них появится желание научиться игре на балалайке. Проблемы. Я нашла много интересной информации по теме проекта. А вот обрабатывать и выделять главное я еще не умею. Мне не хватало необходимых знаний и навыков работы на компьютере для работы над презентацией, и поэтому приходилось обращаться за помощью к руководителю проекта и к родителям. Мой интерес к русским народным инструментам возник, когда во время проведения праздничных концертов в нашей школе, я обратила внимание на то, что почти все ребята интересуются современной музыкой и хореографией. И мало кто интересуется музыкальным народным творчеством.

4 слайд

Описание слайда:

Исторические сведения Когда и кем изобретена балалайка точных сведений нет. Существуют разные версии о появлении балалайки. Балалайка, как гудок, волынка, гусли и др. почитается одним из древнейших музыкальных инструментов, что свидетельствует и арабский историк Ибн-Фацлан, посетивший, в качестве посла, в 921 г. волжскую Болгарию и видевший как заезжие “руссы” хоронили своего князя. По языческому обычаю в могилу покойнику, между прочим, положили: “крепкий напиток, плоды и музыкальный инструмент” - “eine Laute”, в переводе Фрэна, по мнению А. Котляревского - “балалайку”, чтобы, по языческому верованию в загробную жизнь, он мог и на том свете услаждать себя игрой на любимом при жизни инструменте. Существуют и такие сведения о происхождении балалайки, что в 17 веке, во время выступлений скоморох, у них появился необычный инструмент. Были они сделаны из высушенной тыквы, к которой привязывалась палка, а вместо двух струн был натянут конский волос. На палке, выполнявшей роль грифа, были сделаны порожки из жил животных. Позже балалайка представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

5 слайд

Описание слайда:

Картина П. Е. Заболотского «Мальчик с балалайкой» (1835). Форма корпуса балалайки была изначально округлой

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

К концу XVIII века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. По-видимому, у составителей музыкального словаря «Карманной книге на 1795 год» были достаточные основания утверждать, что «сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом». На популярность балалайки во второй половине XVIII века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». Все это способствовало выдвижению из среды русских музыкантов подлинных мастеров балалаечного исполнительства. К числу таких мастеров в первую очередь следует отнести Ивана Евстафьевича Хандошкина (1747-1804). В его лице балалайка нашла совершенного исполнителя, непревзойденного виртуоза. Новую жизнь балалайке дал русский музыкант, организатор и руководитель первого в истории России оркестра народных инструментов (1888), композитор, балалаечник-виртуоз Василий Васильевич Андреев.

8 слайд

Описание слайда:

Известный музыкант-балалаечник В.В.Андреев В.В.Андреев задумал простонародному инструменту дать новую жизнь: привести её в концертные залы. Он решил вначале балалайку усовершенствовать. По его указаниям мастера произвели изменения в её конструкции, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили название пикколо, прима, секунда, альт, бас и контрабас. На балалайке такой конструкции Андреев играл, выступал с сольными концертами. В 1887 году он организовал в Петербурге «Кружок любителей игры на балалайках», а через 9 лет этот кружок был преобразован в Великорусский оркестр.

9 слайд

Описание слайда:

Откуда же такое название – балалайка? Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит разговаривать о чём-нибудь ничтожном, болтать, раздобаривать, пустозвонить, калякать… Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного.

10 слайд

Описание слайда:

Балалайка - русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент Балалайка имеет корпус треугольной формы, струн - три. Характерным приёмом звукоизвлечения на балалайке является бряцание - удары пальцем по всем струнам одновременно. Балалайка - один из инструментов, ставший, наряду с гармонью, символом русского народа. Самый известный русский инструмент. На ней прекрасно звучат не только народные песни, но и произведения русской и западной классики. Многие композиторы создают для неё свои произведения. Для балалайки созданы более ста сюит, сонат, концертов и других произведений. Игре на балалайке учат в музыкальных школах, училищах и консерваториях.

11 слайд

Описание слайда:

Заполни кроссворд, отгадав загадки о народных музыкальных инструментах (по горизонтали сверху -вниз) 1 2 3 4 5 6 7 8 9

12 слайд

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов пгт Демьяново Подосиновского района Кировской области

2 слайд

Описание слайда:

Балалайка - русский народный трехструнный щипковый музыкальный инструмент, с треугольным слегка изогнутым (в 18-19 веках также овальным) деревянным корпусом. Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.

3 слайд

Описание слайда:

Заглянем в словари и книги… «...Когда и кем изобретена балалайка – неизвестно…» (Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона 1891 г.) «Балалайка - мусикийское орудие с ладами, но большей части о двух струнах». (Словарь Академии Российской по азбучному порядку расположений, ч. I . - СПб, 1806г.) «Сей инструмент в великом употреблении в России... между простым народом». (Карманная книга для любителей музыки на 1795 год.)

4 слайд

Описание слайда:

Когда и откуда пришла к нам балалайка? Историки и музыковеды до сих пор спорят о происхождении балалайки. Есть ряд предположений: родоначальницей русской балалайки является казахская домбра или русская домра; балалайка – исконно русский инструмент; балалайка-инструмент татарского происхождения.

5 слайд

Описание слайда:

Учёные считают, что своим появлением балалайка обязана владычеству Золотой Орды и представляет собой видоизмененную казахскую домбру (двухструнный щипковый музыкальный инструмент). Заболотский П.Е. Мальчик с балалайкой 1 предположение: домбра и домра – родоначальницы балалайки. Домбра

6 слайд

Описание слайда:

Домра и домбра До́мра - украинский народный трёхструнный или четырёхструнный музыкальный инструмент. Домбра Домра Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков (под названием домр), и у татар и киргизов (под названием домра́, домбра, дунбура, думбра), занесена в Россию во время монгольского ига.

7 слайд

Описание слайда:

В период своего младенчества балалайка имела форму домры, т.е. овальный кузов и длинную шейку. Русское происхождение может быть приписано лишь треугольному очертанию кузова балалайки, заместившего круглую форму домры. Народ дал другое очертание кузову инструмента не в видах акустических целей, а для меньших трудностей при «самодельном сооружении». Народный исполнитель с балалайкой, имеющей круглый кузов. Начало 19 в.

8 слайд

Описание слайда:

2 предположение: балалайка – исконно русский инструмент Учёные полагают, что балалайку придумали еще в конце 17 века народные умельцы. Изобретение первой балалайки приписывается крепостным крестьянам, которым якобы захотелось как-то скрасить свое бесправное, безрадостное существование в подчинении у помещика. Сцены из русского народного быта начала 19 века

9 слайд

Описание слайда:

Название «балалайка», иногда встречающееся в форме «балабайка»- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, «балаканью» струн во время игры. Корень слова «балалайка» давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами «балакать», «балагурить», «балабонить», что значит на народном наречии болтать, пустозвонить. Народная балалайка конца 19 века Литография 1820

10 слайд

Описание слайда:

Некоторые учёные приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. Они считают, что слова «балакать», «балагурить», «балабонить», очевидно, произошли от татарских слов бала - ребёнок, балалар - дети. Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. 3 предположение: балалайка – инструмент татарского происхождения.

11 слайд

Описание слайда:

Первые упоминания о балалайке Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках времён правления Петра I. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ», в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены «посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге, пели песни и в тое балалайку играли…». Следующий письменный источник, в котором упоминается балалайка, - подписанный Петром I «Реестр», относящийся к 1715 году: в Санкт-Петербурге, во время празднования устроенной по приказу царя шуточной свадьбы, кроме прочих инструментов, которые несли ряженые, были названы четыре балалайки.

12 слайд

Описание слайда:

«Сей инструмент в великом употреблении в России… между простым народом». К концу 18 века балалайка прочно завоевывает широкое общественное признание и становится одним из самых популярных инструментов русского народа. Балалаечка играет, слышу – милый мой идёт, А моё сердце замирает - про меня песни поёт.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

К середине 19 века балалайка стала очень популярной во многих местах России. Балалаечка стала главной гостьей народных праздников и гуляний, под нее исполнялись задорные скоморошные песни и народные частушки. Крестьяне аккомпанировали на ней народным плясовым песням. А скоморохи, играя на балалайке, веселили народ на ярмарках и в кабаках. Соколов П.П. У ворот.

15 слайд

Описание слайда:

Народная любимица На популярность балалайки во второй половине 18 века указывает также то, что среди ее любителей было немало представителей «высшего сословия». На балалайке играли не только деревенские парни, но и серьезные придворные музыканты. Хандошкин Иван Евстафьевич (1747-1804) – русский скрипач, композитор, дирижёр, педагог, собиратель народных песен. С начала 60-х гг. камер-музыкант при дворе в Петербурге. Основоположник русской скрипичной школы, крупнейший виртуоз 2-й половины 18 в. Хандошкин славился как импровизатор и исполнитель русских народных песен. В его лице не только скрипка, но и балалайка нашли совершенного исполнителя, непревзойденного виртуоза.

16 слайд

Описание слайда:

«Голосистые соперницы» В начале 19 века по популярности балалайки был нанесен удар. В России распространилась семиструнная гитара и гармошка, которые постепенно её вытеснили. Тульская гармонь В.И.Суриков. С гитарой

17 слайд

Описание слайда:

Второе рождение балалайки Русский дворянин Василий Андреев, знаток народных инструментов, путешествуя в 1883 году, услышал у своего дворового балалайку, звучание которой его поразило. Андреев не только научился играть на ней, но и стал виртуозом-балалаечником. Василий Васильевич Андреев 1861-1918

18 слайд

Описание слайда:

На балалайке Андреев научился играть у сельского виртуоза крепостного крестьянина Антипа Васильева в 1883 году. Вот что рассказывал В.В.Андреев, вспоминая об этом. «Был тихий июньский вечер. Я сидел на террасе и наслаждался тишиной деревенского вечера. Вдруг совершенно неожиданно услыхал дотоле еще неведомые для меня звуки. Я сорвался с места и подбежал к флигелю, откуда неслись звуки. Передо мной на ступеньках крыльца сидел крестьянин и играл на...балалайке!... Я уже видел раньше этот инструмент в маленьких лавках на окнах, но никогда еще не слыхал игры на нем. Я был поражен ритмичностью и оригинальностью приема игры и никак не мог постичь, как такой убогий с виду, несовершенный инструмент только с тремя струнами, может давать столько звуков». Антип Васильев

19 слайд

Описание слайда:

Изучение балалайки Молодой музыкант-энтузиаст знакомится с законами акустики, штудирует русские и иностранные исследования по истории изготовления музыкальных инструментов, собирает и изучает образцы кустарных балалаек из различных губерний России. Его поражает многообразие форм народных балалаек. В особенности заинтересовали Андреева балалайки Вятской губернии. Там, в глуши Вятских лесов, сохранились еще традиции, восходящие чуть ли не к концу 18 века. Вятские балалайки своим круглым, вернее, полушаровидным кузовом очень напоминали Андрееву мандолины. Однако играли на них обычным народным балалаечным приемом - бряцанием.

20 слайд

Описание слайда:

Усовершенствованный инструмент Андреев решил усовершенствовать этот инструмент и вернуть его в народ. Это ему удалось. В 1880-х годах Андреев вместе с мастерами Францем Станиславовичем Пасербским (инструментальный мастер) и Семеном Ивановичем Налимовым (столяр) усовершенствовали балалайку: Изменили форму Одно круглое резонаторное отверстие заменило несколько, расположенных звездообразно. Улучшили резонансные свойства. Струны у балалайки заменили на скрипичные и гитарные. Добавили третью струну. Балалайка вновь распространилась в России и завоевала любовь.

21 слайд

Описание слайда:

Кружок любителей игры на балалайке 1886 год, когда состоялось первое публичное выступление Андреева, можно смело назвать годом второго рождения балалайки, а период активной творческой деятельности Андреева - началом расцвета национальной инструментальной музыки. Звучание одной балалайки уже не удовлетворяет Андреева. Он, стремясь возродить фольклорные традиции коллективного исполнения на народных инструментах, создает "Кружок любителей игры на балалайке", первое выступление, которого состоялось 20 марта 1888 года. Именно для этого ансамбля в 1887 г. Ф.С.Пасербский изготовил разновидности балалайки: пикколо, альт, бас, контрабас, а в 1888 г. - дискант и тенор.

Cлайд 1

Балалайка. Презентацию выполнила Ученица 6 «А» класса Телегина Дарья ГОУ CОШ № 627 Руководитель проекта: Белоногова Г.М.

Cлайд 2

Что это такое? Балалайка - русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка субконтрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Cлайд 3

История музыкального инструмента. Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Условно считается, что балалайка получает распространение с начала XVIII века; в 1880-х годах усовершенствуется В. В. Андреевым совместно с мастерами Пасербским и Налимовым. Создано семейство модернизованных балалаек - прима, секунда, альт, бас, контрабас. Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Cлайд 4

Этимология Любопытно уже само название инструмента, типично народное, звучанием слогосочетаний передающее характер игры на нём. Корень слов «балалайка», или, как её ещё называли, «балабайка», давно привлекал внимание исследователей родством с такими русскими словами, как балакать, балабонить, балаболить, балагурить, что значит болтать, пустозвонить (восходят к общеславянскому *bolbol того же значения). Все эти понятия, дополняя друг друга, передают суть балалайки - инструмента лёгкого, забавного, «бренчливого», не очень серьёзного. Впервые слово «балалайка» встречается в письменных памятниках относящихся ко времени правления Петра I. Первое письменное упоминание о балалайке содержится в документе от 13 июня 1688 года - «Память из Стрелецкого приказа в Малороссийский приказ» (РГАДА), в котором, среди прочего, сообщается, что в Москве, в Стрелецкий приказ были приведены « посадский человек Савка Федоров да крестьянин Ивашко Дмитриев, а с ними принесена балалайка для того, что они ехали на извозничьей лошади в телеге в Яуские ворота, пели песни и в тое балалайку играли и караульных стрельцов, которые стояли у Яуских ворот на карауле, бранили ».

Cлайд 5

Строй До превращение балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым, она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям. Введённый Андреевым строй (две струны в унисон - нота «ми», одна - на кварту выше - нота «ля») получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться "академическим". Существует также «народный» строй - первая струна «ля», вторая - «ми», третья - «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затрудненность игры по открытым струнам

Cлайд 6

Cлайд 7

То, что балалайка в том виде, в котором она сейчас всем знакома, – русский народный инструмент, не совсем верно. А версия о том, что в XVII веке балалайку завезли в Россию с востока, и вовсе неправдоподобна: похожих инструментов у азиатских народов никогда не было. История, впрочем, запутанная. В летописях до XVII века нет слова "балалайка", есть – "домра". На домрах играли скоморохи. В 1648 и 1657 годах указами о запрещении скоморошества их "бесовские, гудебные сосуды" велено было по всей Москве собрать и сжечь. А переписывая летописи, даже слово "домра" вымарали и заменили его невесть откуда взявшейся "балалайкой".

Cлайд 8

Толковый словарь русского языка. Балалайка – трехструнный щипковый музыкальный инструмент с треугольной декой.

Cлайд 9

Cлайд 10

Почему она так называется? Название "балалайка", иногда встречающееся в форме "балабайка"- народное, вероятно данное инструменту в подражание бренчанию, "балаканью" струн во время игры. "Балакать", "балагурить" на народном наречии значит болтать, пустозвонить. Некоторые приписывают слову "балалайка" татарское происхождение. У татар есть слово "бала" означающие "дитя". Оно быть может и послужило источником происхождения слов "балакать", "балаболить" и т.д. заключая в себе понятие о неразумной, как бы детской болтовне.

Cлайд 11

Синонимы. Болтливый, говорливый, многоречивый, многоглаголивый, неугомонный, разговорчивый, словообильный, словоохотливый, экспансивный; болтун, балагур, говорун, диалектик, краснобай, мельница, пустомеля, пустослов, сорока, водолей, трещотка, фразер; Емеля. Да это балалайка бесструнная.

Cлайд 12

Песни. Балалайка-блюз. А. Озоль. Звуки разлетались, отлетая от стен, На концерт рассылая приглашения всем. Здесь был и крестьянин, и музыкант. На печи сидел огромный русский талант И пел свою песню: А удачу себе положу я в карман. Ой, ты боль моя, ты свали в туман. Да я тебя все равно не боюсь. Ты играй, Избушка-Ванька-Печка-Балалайка-Блюз, Балалайка-блюз. Музыканты говорили: «Из парня выйдет толк». Прибегал его послушать из леса серый волк, И заяц прибегал, не боясь волков, Послушать ненародных мелодий и слов. И Ваня пел свою песню: «Ой, пришла весна, да заболело сердечко. Говорит мне доктор - от сиденья на печке, Ой, болезнь в тридцать букв, но я ее не боюсь. Ты играй, Избушка-Ванька-Печка-Балалайка-Блюз, е, Балалайка-блюз». Приходили послушать Чудо и Юдо…

Cлайд 13

Ты играешь со мною опять, Эту песню нельзя записать Между нами и только она, Так волнует меня. Ноты назову, Что звучат во мне. Я отдать смогу Всё, что есть, тебе. Это бала - бала - бала - балалайка Где - то бала - бала - бала - балалайка Разбивает сердце вновь И не нужно слов Только бала - бала - бала - балалайка И как клен я дрожу на ветру, Захватила ты душу мою. Сердца чувствуя каждый удар, Я с тобой навсегда …



БАЛАЛАЙКА

Балала́йка - русский трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600-700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII-XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка - один из инструментов, ставших наряду с гармонью, символом русского народа.


П. Е. Заболотский. Мальчик с балалайкой (1835).

Форма корпуса балалайки была изначально округлой.






Одно из первых упоминаний о балалайке относится к октябрю 1700 г. в связи с произошедшей в Верхотурском уезде дракой. По свидетельству ямщиков Проньки и Алексея Баяновых, дворовый человек стольника воеводы К.П. Козлова И. Пашков гонялся за ними и "бил их балалайкой".









  • мелкий торговец-разносчик, продававший галантерею, ткани, книги и т. п.
  • уличный торговец, занимающийся мелкой торговлей
  • мастер, изготовлявший короба





(1861 - 1918) - русский музыкант, композитор, виртуоз-балалаечник.

Организатор и руководитель первого оркестра русских народных инструментов (1888, с 1896 - Великорусский оркестр).


Однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразило особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть, потом заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности, и задумал усовершенствовать балалайку. Андреев поехал в Петербург к скрипичному мастеру Иванову, за советом и попросил подумать, как улучшить звучание инструмента. Иванов же воспротивился и сказал, что балалайку делать не будет, категорически. Андреев задумался, потом достал старую балалайку, купленную им на ярмарке за тридцать копеек, и виртуозно исполнил одну из народных песен, коих в России огромное количество. Иванов не устоял перед таким натиском и согласился. Работа была долгой и тяжелой, но все-таки новая балалайка была изготовлена. Но Василий Андреев задумывал нечто большее, чем создание усовершенствованной балалайки. Взяв ее из народа он хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой.












Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Балалайка Составила: музыкальный руководитель МБДОУ детского сада №20 г. Павлово Егорова Е.Б., 1 квалификационная категория

История происхождения балалайки уходит своими корнями в глубину веков. Существует большое количество документов и сведений о возникновении инструмента. Многие считают, что балалайка была придумана на Руси, другие думают, что произошла от народного инструмента киргиз–кайсаков – домбры. Есть еще одна версия: возможно балалайка была придумана во время татарского владычества, или, по крайней мере заимствована от татар. Татарское слово «балалар» в переводе на русский язык означает «дети». Впервые название "балалайка" встречается в письменных памятниках времён Петра Великого. В 1715 г. при праздновании устроенной по приказу царя шуточной свадьбы в числе инструментов, фигурировавших в руках ряженных участников церемонии, упоминаются балалайки. Причём инструменты эти даны были в руки группе наряженных калмыками.

Наверное, балалайку придумали крепостные крестьяне, чтобы скрасить свое существование в подчинении у жестокого помещика. Постепенно балалайка распространилась среди крестьян и скоморохов, разъезжающих по всей огромной нашей стране. Скоморохи выступали на ярмарках, веселили народ, зарабатывали на пропитание и даже не подозревали, на каком чудо-инструменте они играют. Веселье продолжалось не долго, царь и великий князь всея Руси Алексей Михайлович издал указ, в котором велел все инструменты (домры, балалайки, рожки, гусли и др.) собрать и сжечь, а тех людей, которые не будут подчиняться и отдавать балалайки, пороть и отправлять в ссылку. Но время шло, царь умер и балалайка снова зазвучала по всей стране, но опять ненадолго. Время популярности вновь сменилось почти полным забвением до середины XIX века.

Так и потерялась балалайка, только не совсем. Некоторые крестьяне по-прежнему музицировали на трехструнке. И, однажды, путешествуя по своему имению молодой дворянин Василий Васильевич Андреев услышал балалайку у своего дворового Антипа. Андреева поразила особенность звучания этого инструмента, а ведь он считал себя знатоком русских народных инструментов. И решил Василий Васильевич сделать из балалайки наипопулярнейший инструмент. Для начала сам потихоньку научился играть и заметил, что инструмент таит в себе огромные возможности.

Взяв балалайку из народа Василий Васильевич хотел вернуть ее в народ и распространить. Теперь всем солдатам, проходящим службу выдавалась балалайка, и, уходя из армии военные забирали инструмент с собой. Таким образом, балалайка вновь распространилась по России и стала одним из самых популярных инструментов.

В истории балалайки были взлеты и были падения, но она продолжает жить и не зря у всех иностранцев является олицетворением русской культуры.

Презентацию «Балалайка» составила Егорова Елена Борисовна. Муз. рук. МБДОУ д/с № 20 «Дюймовочка»г. Павлово /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация поможет сделать занятие более увлекательным....