Иван фирсов юный художник. Картина «Юный живописец» И

Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери.

Лить слёзы о лете ушедшем не надо,
Оно непременно вернётся в наш город -
В осенней поре тоже много отрады.
Сентябрь шагает, прекрасен и молод.

Все знают, что он настоящий художник,
Умеет пейзажи писать и портреты.
В друзьях у него: тёплый ласковый дождик,
Рассветы, закаты, певцы и поэты.

Он юн и беспечен, в природу влюблён он,
Немного наивен, как многие дети.
Раскрасить мечтает понурые кроны
В багрянец и золото в память о лете...

Долгое время числящаяся как "картина неизвестного художника", только в двадцатом веке картина получила имя настоящего своего создателя.
Им оказался Фирсов И.И.
В восемнадцатом веке., когда была создана эта картина Академия художеств не признавала жанровой живописи. Только изображения богов и героев древностей могло быть выставлено как "достойное полотно".
А Фирсов И.И. рисовал декорации к первым операм, оформлял пышные праздники.
Сюжет картины прост и незамысловат. Юный художник рисует девочку, в своей мастерской, которая вся занята предметами искусства. Окно, занавешенное богатой зеленой бархатной шторой, показывает нам, что действие происходит в богатом поместье. В углу стоит мраморный бюст прелестной девушки, на стене, за ним висит портрет, но это не парадный портрет, видно., что это портрет женщины с гитарой, может быть,даже работы самого юного дарования. Иначе бы он висел в парадных комнатах вельможи. Еще одна картина висит рядом, но что изображено на ней разобрать невозможно. Рядом стоит манекен для того, чтобы одевать на него пышные платья дам того времени, чтобы художник мог без помех нарисовать все его складки, рюши и банты.
На переднем плане сам живописец. Он сидит за мольбертом, на котором укреплена картина, над которой он трудится. На картине изображена девочка, которая сидит тут же.
Золотоволосая шалунья уже устала сидеть неподвижно и оперлась о маму. Розовое платьице девочки и желтой шалью прекрасно гармонирует с одеждой матери. Молодая женщина, в платке на голове, одета в красно-полосатое платье с белой юбкой. Женщина в положении, ей тоже тяжело стоять, но, она понимает важность момента и успокаивает дочку.
Прелестная жанровая картина показывает нам мастерскую художника в давно прошедшие времена и мы хотели бы, чтобы юноша получил признание, равное его таланту.


Картина «Юный живописец» была написана в восемнадцатом веке, когда жанровая живопись не пользовалась популярностью и не признавалась Академией художеств. Долгие годы не было установлено авторство полотна. И лишь в двадцатом веке доподлинно стало известно, что это творение русского художника И.И. Фирсова, который занимался оформлением спектаклей, в том числе первой русской оперы «Мельник-колдун, обманщик и сват», пышных празднеств, устраиваемых вельможами.


Картина проста и незамысловата. Картина проста и незамысловата. Юное дарование, художник, рисует портрет. Натурщицей ему служит такая же юная особа. Девочке трудно усидеть на месте. Ее глаза горят озорством и лукавинкой. Ей хочется соскочить и посмотреть, что же делает мальчик за мольбертом. Но строгая мама грозит ей пальцем, призывая к терпению и усидчивости. И девочка, сдерживая свой порыв, прижалась к матери. А юный художник так увлечен своим творчеством, что не замечает ничего, кроме своего творения.


На полу рядом с ним стоит ящик с красками. Слева от него скульптура и бюст, на стене размещены картины. Комната ярко освещена солнечным светом, падающим из окна. Яркая зеленая штора завершает убранство комнаты. На полу рядом с ним стоит ящик с красками. Слева от него скульптура и бюст, на стене размещены картины. Комната ярко освещена солнечным светом, падающим из окна. Яркая зеленая штора завершает убранство комнаты.


Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней. Фирсов пиш_т свободно и мягко… Розовые, бруснично(красные), белые и бледновато(жёлтые) цвета, преобладающие в первой части п_лотна, мягко соч_тают(ть)ся с зелено_ватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок наход_т себе отзвук в более глухом зелёном тоне зан_веса в глубине. Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма с_действует с(з)держанной поэзии картины и атмосфере моральной ч_стоты, разлитой в ней.


И.И. Фирсов с удивительным мастерством «загромождает» свое творение. На картине практически нет свободного пространства. Но это не делает картину хуже. Наоборот, на ней проступает быт людей того времени, их частная жизнь. Яркие краски придают картине непередаваемую выразительность и поэтичность. И.И. Фирсов с удивительным мастерством «загромождает» свое творение. На картине практически нет свободного пространства. Но это не делает картину хуже. Наоборот, на ней проступает быт людей того времени, их частная жизнь. Яркие краски придают картине непередаваемую выразительность и поэтичность.


1. Картина И.И. Фирсова – один из лучших образцов бытового жанра. 1. Картина И.И. Фирсова – один из лучших образцов бытового жанра. 2. Описание картины. А) сюжет картины Б) описание персонажей В) изображение художественной мастерской Г) цветовая гамма 3. Мастерство художника.


Интерьер – внутреннее пространство помещения Интерьер – внутреннее пространство помещения Манекен – деревянная кукла для изображения человеческих поз художником Мольберт – подставка для холста на подрамнике Палитра – тонкая дощечка для смешивания красок Цветовая гамма – подбор красок для картины


Изобразил, запечатлел, показал, описал, создал; Изобразил, запечатлел, показал, описал, создал; Картина, художественное полотно, произведение искусства, бытовая зарисовка; Художник, живописец, Иван Фирсов; Юный художник, молодой живописец; Девочка, натурщица, маленькая озорница.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Литература"

Готовые презентации по литературе обладают красочными слайдами с изображениями поэтов и их героев, а также иллюстрациями к романам, стихотворениям и другим литературным произведениям.Перед учителем литературы стоит задача проникнуть в душу ребенка, научить его нравственности, и развить в нем творческую личность, поэтому, презентации по литературе должны быть интересными и запоминающимися. В этом разделе нашего сайта Вы можете скачать готовые презентации на уроки литературы для 5,6,7,8,9,10,11 класса абсолютно и без регистрации.

Интересная работа И. Фирсова «Юный живописец» не сразу получила признание зрителей, ведь была представлена аудитории только через два столетия после ее написания. А все потому, что художник создал свою творческую работу в то время, когда живопись была еще не известна, не популярна.

Только современное поколение любителей живописи обратило пристальное внимание на картину Фирсова. Из-за ее малой популярности, полотно оказалось практически не тронутым и прекрасно сохранилось.

Впервые обращая свой взор на картину, она кажется мне простой и наивной. Но, это только первое впечатление. Затем, когда я всматриваюсь в детали полотна, то вижу перед собой не обычного художника, а совсем юного парня, который так старательно пытается вывести каждый штрих кисти, каждую особенность на своем холсте.

Далее, мое внимание привлекает натурщица, которая просто не может усидеть на месте. Ей так интересно, что же получается, она готова сию минуту вскочить со стула и подбежать к художнику. Но, ее энергетику и жизнерадостность удерживает рядом стоящая мать, которая покачивает пальцем и просит девчонку немного успокоиться.

На полу, возле юного художника расположена его палитра с красками. На заднем плане полотна И. Фирсова «Юный живописец» нарисована гипсовая скульптура и бюст, на стене висит картина с изображением знатной дамы. На первый взгляд, кажется, что все эти предметы совершенно не совместимы между собой. Но, благодаря мастерству художника, они умело сочетаются с помощью правильно подобранной цветовой гаммы и обустроенной композиции.

Комната, в которой происходит написание полотна, достаточно уютная и теплая, располагающая к истинному творчеству. Именно в такой комнате «простые люди» живут полной и счастливой жизнью.

Юный живописец - это первая русская картина про жизнь обыкновенных людей. У картины занятная история. Перед нами на холсте - мастерская художника. Мягкий свет льется в окно. На стене - картины, одна - портрет, другая изображает уголок леса. На столе белая гипсовая скульптура-бюст и кукла с подвижными руками и ногами - манекен. Такая кукла помогает художнику правильно передавать разные положения человеческого тела. На деревянной треногой подставке - мольберте - укреплен холст, натянутый на подрамник.

А вот и сам художник. Он еще совсем мальчик. Иму лет четырнадцать. Или того меньше. Как он увлечен работой! И как уверенно, смело работает! В руках у него кисти и палитра - дощечка, чтобы смешивать краски. Перед ним непоседливая девочка. Он пишет на холсте ее портрет. Мать уговаривает девочку сидеть тихо.

Художник захватил на кисть нужную краску, решительно и точно кладет мазок на холст. Чувствуется, что этот мальчик - умелый мастер. Картина называется- "Юный живописец".

На картинах И. Фирсова изображены герои далекого прошлого. Художник узнал об их подвигах из старинных книг и сказаний. На картине "Юный живописец" представлены люди, которые жили в одно время с художником и, наверно, были ему хорошо знакомы. И заняты они самым обыкновенным делом. Хотя на холсте не происходит никаких важных происшествий, он очень привлекает зрителей. Картина написана с большим чувством. Она не заставляет думать о серьезных вещах, но зрителям передается сердечность, с которой она написана. Художник любит людей, которых написал, их ничем не примечательную жизнь. Ему дорог этот мальчик-живописец, приятна его уютная, скромная мастерская, близко его занятие.

Когда один знаток искусства увидел "Юного живописца" рядом с торжественными полотнами про чудесные подвиги богов и древних героев, он хорошо сказал, что эта картина - словно маленькая запущенная лужайка, поросшая ромашкой и одуванчиками, в парадном, празднично ухоженном парке.

Имя автора "Юного живописца" долго оставалось загадкой. Правда, в нижней части картины, на крышке ящика с красками, стояла подпись - "Лосенко", но ученые сомневались в том, что подпись правильная. Не сходились кое-какие даты. Автор "Юного живописца" отличался от Лосенко некоторыми приемами работы. И, конечно, трудно было предположить, что торжественные, немного театральные исторические полотна и эта простая сценка - создания одного мастера.

Уже в нынешнем столетии ученые решились смыть подпись "Лосенко". И вот радость! Под ней оказалась другая, латинскими буквами: "I. Firsove" - "И. Фирсов". Наверно, кто-то из первых владельцев картины хотел прибавить ей цену:

Ученым удалось кое-что узнать о жизни Ивана Фирсова. Он служил в Петербурге, при дворе. Потом был отправлен в Париж "для лучшего живописной и театральной науке обучения". Вернулся на родину и стал подмастерьем-декоратором в императорских театрах.

Сочинение (в том числе миниатюра) оценивается двумя отметками: первая отметка выставляется за умение в рамках продуманной композиции раскрыть тему и выразить главную мысль (реализовать свой замысел), а также за умение правильно и уместно использовать с этой целью соответствующие языковые средства; вторая – за соблюдение языковых норм.

Схема оценивания может быть следующей: Л – Ф – Р, где Л – логические ошибки, Ф – фактические, Р – речевые ошибки и недочёты; І – ν – Г, где І – количество орфографических ошибок, ν – количество ошибок пунктуационных, Г – грамматические ошибки. При проверке учитель также обращает внимание на нарушения последовательности в изложении содержания, на соответствие всех частей сочинения теме и задаче выражения главной мысли и на полноту раскрытия темы. При анализе речевого оформления работы учитываем разнообразие и выразительность использованных языковых средств и грамматического строя речи, стилевое единство сочинения.

Тема. Подготовка к сочинению по картине Ивана Ивановича Фирсова «Юный живописец».

Цели урока: 1)развивать умение описывать произведение живописи;

2) формировать умение использовать в письменной речи различные конструкции словосочетаний, разных по своему значению;

3) добиваться осознания роли словосочетаний в художественной речи.

I . Подготовка к сочинению (рассмотрение картины, составление плана).

Картина «Юный живописец» И. И. Фирсова – один из загадочных памятников русской жанровой живописи. Это один из самых ранних и вместе с тем самых совершенных образцов бытового жанра.

О художнике известно немного: Иван Фирсов обучался живописи в Москве за свой счет и занимался главным образом театральными декорациями и украшением дворцовых интерьеров в Москве и в Петербурге. Будучи уже одним из самых известных русских художников, он отправился в Париж для обучения в Академии художеств. Картина «Юный живописец», как полагают, была написана Фирсовым во времяего пребывания в Париже.

Попросим пятиклассников вспомнить, с какими произведениями живописи они уже познакомились на уроках русского языка, и попытаться назвать жанры этих произведений. Пятиклассники могут назвать пейзажи А. А. Рылова («Полевая рябинка»), В. Д. Поленова («Осень в Абрамцево»), портреты М. А. Врубеля («Царевна-Лебедь»), В. Л. Боровиковского («Портрет Е. Н. Арсеньевой») и др.

Обратим внимание учащихся на то, что сейчас перед ними картина, которая относится к жанру, с которым ученики ещё незнакомы, -- к жанру бытовому. Расшифруем для пятиклассников это понятие. Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, посвящённый отражению событий и сценок из повседневной жизни. Предложим ребятам рассмотреть и описать бытовую зарисовку И. И. Фирсова.

Прежде всего попросим пятиклассников изложить сюжет художественного полотна и постараемся добиться чёткого его определения. Ответ может быть примерно следующим.

И. И. Фирсов изобразил юного художника, который создаёт портрет маленькой девочки. Маленькая натурщица шаловлива и непоседлива, она не может долго сидеть на одном месте, и мать прижимает её к себе рукой, чтобы девочка успокоилась.

После этого вырабатываем умение более подробно описывать расположение фигур в художественном пространстве, а также выражение лица каждого из персонажей картины.

Художник свободно расположился за высоким мольбертом и водит кистью по полотну, выписывая детали. В левой руке он держит палитру и кисти, ящик с красками стоит на полу. Взгляд его сосредоточен на полотне, из причёски выбились пряди волос, но молодой человек этого не замечает. Юный художник охвачен вдохновением, он творит самозабвенно, увлечённо.

Натурщица ещё мала, поэтому сама она сидит на стуле, а ножки её стоят на скамеечке. Ей трудно так долго сидеть без движения, она послушно сложила ручки, но на личике её играет лукавая улыбка. Девочка прижалась головкой к матери, которая обнимает малышку и уговаривает её посидеть спокойно. Художнику удалось искусно передать спокойную и ласковую строгость молодой женщины, терпеливо объясняющей дочке необходимость сохранять нужную позу.

Мастерская живописца залита ровным светом, который льётся из окна, расположенного слева от художника. Художник установил мольберт так, чтобы свет падал прямо на полотно, и сам немного развернулся к окну и откинул голову, чтобы игра света и тени не мешала созданию портрета.

На заднем плане картины – обычные атрибуты художественной мастерской: мраморный бюст, манекен, несколько книг, на стене – две картины.

В картине «Юный живописец» художник одновременно сумел передать прелесть обыденной, повседневной жизни и поэтическое очарование процесса свободного творчества.

Молодой художник, изображённый за созданием портрета, и женщина с девочкой по-настоящему просты. Позы персонажей картины непринуждённы, выражения лиц естественны и сообразны с тем моментом, в который они запечатлены. Вместе с тем основной темой картины можно считать творческий процесс, и создателю полотна «Юный живописец» удалось передать поэтическую атмосферу, царящую в мастерской художника-главного персонажа картины.

Серо-розовая гамма соответствует общему характеру картины. И. Э. Грабарь так писал о мастерстве художника: « Фирсов пишет свободно и мягко... Розовые, бруснично-красные, белые и бледновато-желтые цвета, преобладающие в первой части полотна, мягко сочетаются с зеленоватым оттенком камзола мальчика слева. Этот оттенок находит себе отзвук в более глухом зеленом тоне занавеса в глубине.
Такая скромная, тщательно продуманная, красочная гамма содействует сдержанной поэзии картины и атмосфере моральной чистоты, разлитой в ней».

II . Составление плана.

План полезно будет составить совместно. Он может быть примерно следующим.

I . Картина И. И. Фирсова «Юный живописец» – один из лучших образцов бытового жанра.

II . Описание картины.

1. Сюжет картины.

2. Персонажи произведения живописи.

3. Изображение художественной мастерской.

4. Цветовая гамма.

III . Мастерство художника.

III . Словарная работа.

1. Определение лексических значений малознакомых слов.

Интерьер – внутреннее пространство какого-либо помещения.

Манекен – деревянная кукла с подвижными руками и ногами, которую художники применяют как натуру для изображения человеческих поз.

Мольберт – подставка, на которой помещается холст на подрамнике, или доска для работы художника.

Палитра – тонкая дощечка с отверстием для надевания на большой палец левой руки, которая служит художникам для смешивания красок.

Цветовая гамма – подбор красок для картины.

2. Лексический анализ данных в упр. 336 словосочетаний.

Читаем словосочетания и определяем возможность их использования в сочинении.

3. Запись словосочетаний, использованных в ходе устного описания картины для характеристики её персонажей и интерьера изображённой художественной мастерской.

Памятник русской жанровой живописи, шаловливая и непоседливая натурщица, ящик с красками, сосредоточенный взгляд, охвачен вдохновением, самозабвенно и увлечённо творит, лукавая улыбка, искусно передать, спокойная и ласковая строгость, терпеливо объяснять, залита ровным светом, льётся из окна, развернуться к окну, откинуть голову, игра света и тени, атрибуты художественной мастерской, мраморный бюст, манекен, прелесть обыденной, повседневной жизни, поэтическое очарование, процесс свободного творчества, непринуждённые позы, поэтическая атмосфера, серо-розовая гамма.

4. В сильном классе можно предложить учащимся изложение или свободный диктант по высказыванию И. Э. Грабаря и обсуждение этого высказывания.

Д. з.: сочинение по картине И. И. Фирсова «Юный живописец» (упр. 336).