Какие рисунки можно нарисовать на тему психология. Что означают каракули, которые мы неосознанно рисуем? Интерпретация по типу изображения

Раскрывать значения цветов в рисунках бывает достаточно непросто, потому как на сегодняшний день существует множество теорий, подходов к толкованию цветового символизма, объясняющих выбор и использование того или иного цвета в рисунке. Несмотря на имеющиеся различия в толковании цветов, практически все авторы и исследователи признают, что цвета отражают эмоциональное состояние человека, его чувства, настроение, отношения. Цвет в рисунке может указать на наличие равновесия жизненных сфер или же рассказать о том, что подобное равновесие отсутствует. Кроме того, цвета могут отражать некоторые соматические процессы, происходящие в организме (например, наличие болезненного состояния и др.).

При интерпретации значения цвета в рисунке, необходимо опираться на несколько основных критериев: как интерпретируемый цвет используется в рисунке, является ли это использование необычным, нетрадиционным, какой объем он занимает, какой объект им закрашен, какова интенсивность данного цвета. Важно также отмечать, какие цвета пропущены в рисунке, а также прослеживать динамику использования цветов в серии рисунков, выполненных человеком в ходе психотерапии. Все это, в совокупности с символическим значением цветов, дает обширнейшую дополнительную информацию о состоянии человека.

Красный цвет в рисунке может означать эмоциональное напряжение, опасность, гнев, желание мести, а также связываться со стремлением отстаивать свои интересы и границы, разрушительными тенденциями. В физиологическом смысле красный цвет неразрывно ассоциируется с кровью, может означать наличие острого заболевания. Оранжевый цвет в рисунке может означать наличие неопределенной ситуации в жизни, борьбы с еще неизвестным исходом. Оранжевый цвет - это смесь красного и желтого, может указывать на наличие сильной эмоциональной зависимости от мужчины, амбициозность, желание самоутверждения в противовес значимой мужской фигуре (как правило, отцу). Желтый цвет в рисунке ассоциируется с солнцем, благодатным животворящим теплом, радостью, позитивными эмоциями, а также с фигурой отца (когда к этой фигуре не примешиваются дополнительные противоречивые чувства). Люди, выбирающие этот цвет, отличаются «здоровым» утверждением себя, высоким интеллектом, сильным характером.

Зеленый цвет в рисунке ассоциируется с природным значением зеленого, символизирующим мощные тенденции к росту, развитию, жизни. Сочетание синего (материнского цвета) и желтого (цвета отцовской фигуры) порождают зеленый, а потому еще одно значение зеленого - гармония мужского и женского начал, и, как следствие, зрелость, способность самому стать родителем. Однако слишком много зеленого может свидетельствовать о склонности к чрезмерной опеке.

Голубой цвет в рисунке может означать здоровье, а также наличие дистанции, отчужденности, размышлений. Этот цвет ассоциируется и с женским началом, чистотой, позитивным отношением к женственности. Синий цвет в рисунке может указывать на фигуру матери, значимость отношений с ней, наличие конфликтов в этой сфере. Черный цвет в рисунке используется человеком, как правило, чтобы обозначить что-то неизвестное, пугающее. Этот цвет означает разрушение, противостояние жизни - смерть, но и смерть старого для зарождения чего-то нового, а потому он не всегда негативен. Отсутствие черного можно отчасти трактовать как избегание определенной части жизни.

Трактовка цветов в рисунке - очень интересное, увлекательное и глубокое занятие. При интерпретации значения цвета в выполненном изображении важно помнить о возможных собственных проекциях, а также учитывать особенности личности рисовавшего, а потому создание рисунка лучше всего сочетать с его последующим обсуждением.

Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей Шевченко Маргарита Александровна

Интерпретация и психологическое значение цвета

Понимание важности выбора цвета в рисунке и его психологического значения дает много дополнительной информации при интерпретации работ клиентов. Однако одной лишь опоры на цветовое решение при интерпретации явно недостаточно. При определении психологического значения цвета можно использовать следующие положения. Цвета делятся на основные: красный, синий и желтый, – и дополнительные: зеленый, оранжевый, фиолетовый. Красный – цвет жизни, солнца, огня, цвет сердца, легких, мускулов. Он вызывает противоположные чувства: любовь и ненависть, радость и гнев. Он делает человека разговорчивым, возбуждает и усиливает эмоции. Он делает ленивых более активными и подвижными. Это цвет лидера и людей с твердым характером, высокой самооценкой. Этот цвет имеет большое витальное, жизненное значение. «Горение», чувство опасности, выраженный гнев, неистовые реакции, сильное эмоциональное реагирование, чрезмерная чувствительность, потребность в тепле и аффектации – все это присуще красному цвету. В рисунке использование красного цвета при изображении кирпича или печки дает меньше информации, чем использование, например, красного цвета при изображении ствола дерева. Аналогично и в отношении других цветов.

Оранжевый цвет олицетворяет радость и счастье, связан с экстраверсией, аффективным выплескиванием, эмоциональным отреагированием. Иногда оранжевый указывает на наличие беспокоящей неизвестной ситуации, связанной с «борьбой жизни и смерти», наличие амбивалентных импульсов. Он благотворно влияет на человека, который страдает от депрессии или склонен к излишнему пессимизму, помогая избавиться от проблемной ситуации. Оранжевый цвет олицетворяет дружеские отношения, общительность. Он способствует развитию интеллектуальных возможностей, самопознания, активного творчества. Этот цвет связан с эмоциональным здоровьем, является важным источником для восприятия новых идей и одновременно дает импульс для их реализации.

Желтый цвет может выражать бодрость, веселье, беспокойство, символизирует полуденное солнце и оказывает стимулирующее действие, продвижение вперед, очищает и обновляет живительные силы организма. Характеризует поиск внутреннего освобождения – несущего счастья, переход от бессознательного к сознательному компромиссному решению. В большей степени он воспринимается левым полушарием мозга, «интеллектуальной» половиной, и может оказывать положительное влияние на учебу и приобретение профессиональных навыков. Желтый цвет меняет настроение чем-то недовольных людей.

Зеленый цвет приводит в равновесие нашу энергию, действует успокаивающе, несет вдохновение. Зеленый – цвет здорового Эго, роста, новизны жизни, умиротворенности, чувства безопасности. Он указывает на наличие желания настоять на своем, самоутверждение. Голубой и синий привносят ощущение мира и бесконечности, тишины, расслабляют человека, указывают на дистанцированностъ, отражают хорошо контролируемые эмоции, стремление к выходу из ситуации. Эти холодные цвета влияют на эндокринную систему, реакции на стресс, релаксацию, сексуальность, а также на систему защиты организма от аллергии и инфекций. Чересчур активные дети лучше учатся при синем цвете.

Фиолетовый, сиреневый, лиловый цвета отражают внутреннюю, эмоциональную привязанность человека. Можно наблюдать идентификацию испытуемого с фигурой, нарисованной этим цветом. Значением фиолетового является также стремление к духовному контакту, единению, он действует на подсознание и помогает человеку познавать себя, усиливая эффект от медитации. Сочетание желтого и фиолетового цвета рекомендуется применять в коллаже, который можно повесить над столом, где готовят уроки, – это повысит восприятие учебной информации.

Коричневый цвет указывает на потребность в безопасности, контакт с витальным, природным, на стремление к преодолению деструктивных сил, чтобы вернуться к здоровому состоянию.

Юнг отмечал, что коричневый в работах его клиентов может быть связан с функцией ощущений.

Белый цвет содержит все цвета спектра поровну при их смешивании. Все цвета в нем равны. Белый цвет является первым шагом к гармонии. Он вдохновляет, помогает преодолевать трудности.

Серый цвет – нейтральный, отражает подавленность, отверженность, эмоциональную отгороженность.

Черный цвет – это цвет бессознательного, тьмы. Он выражает депрессивное состояние, подавленность, заторможенность, а иногда чувство неадекватности. Если черный используется для прорисовки тени в рисунке, то в некоторых случаях это может являться проекцией темных мыслей или страхов.

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ И ПАМЯТЬ Остается вопросом, когда первичный стереотип, не разделяющий выражения, начинает связываться с психологическим значением. Как уже упоминалось, ранняя экспрессия младенца показывает, что эти удовольствия и неудовольствия содержат

Из книги Мистицизм звука автора Хан Хазрат Инайят

Глава 11 ДУХОВНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ЗВУКА И ЦВЕТА Кажется, что то, к чему наука приходит в конце, мистицизм понимает с самого начала, согласно высказыванию Христа: «Сначала ищите Царство Божие и все приложится». Когда слышат о современных открытиях относительно звука и цвета, то

Из книги Как поиметь мир [Настоящие техники подчинения, влияния, манипулирования] автора Шлахтер Вадим Вадимович

Влияние цвета Один из первых факторов, на которые люди обращают внимание – это цвет одежды.Выбранный нами цвет не только отражает наше психоэмоциональное состояние, но он, в свою очередь, сам начинает влиять на нас. То есть, если мы приучаем себя к какому-то цвету, мы

Из книги Концепция коллективного бессознательного автора Юнг Карл Густав

2. Психологическое значение коллективного бессознательного Медицинская психология, выросшая из профессиональной врачебной практики, настаивает на личностном характере психики. Здесь я имею в виду воззрения Фрейда и Адлера. Это психология личности и ее этиологические

Из книги Элементы практической психологии автора Грановская Рада Михайловна

Биологическое и психологическое значение эмоций Под эмоциями, или эмоциональными переживаниями, обычно подразумевают самые разнообразные реакции человека - от бурных взрывов страсти до тонких оттенков настроения. В психологии эмоциями называют процессы, отражающие в

Из книги Имидж – путь к успеху автора Вемъ Александр

Из книги Тяжелые личностные расстройства [Стратегии психотерапии] автора Кернберг Отто Ф.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ Интерпретация является фундаментальным техническим средством при психоаналитической психотерапии пограничных пациентов. Как я уже упоминал, чтобы по возможности сохранить позицию нейтральности, нельзя применять в работе суггестивные техники и

Из книги Цвет в природе, бизнесе, моде, живописи, воспитании и психотерапии автора Белая Анна

Об издании Анна БелаяЦвет в природе, бизнесе, моде, живописи, воспитании и психотерапии Цвет как универсальный ключ Цвет является ключом ко многому в нашей жизни. Он позволяет понять события и оттенки эмоций, смысл определенного жизненного периода. Универсальные

Из книги Отцы + дети [Сборник статей] автора Коллектив авторов

Цвета-помощники Розовый – цвет любви, нежности и привязанности. Он снимает возбужденность и очень подходит новорожденным малышам. Золотистый, цвет слоновой кости и бежевый поднимают настроение. Нежные оттенки зеленого стабилизируют пульс, дыхание, тонизируют,

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Ощущение цвета Все воспринимаемые глазом цвета могут быть подразделены на две группы: ахроматическиеи хроматические. Ахроматическими цветами называется белый, черный и все располагающиеся между ними оттенки серого цвета; они отличаются друг от друга только светлотой.

Из книги Большая книга о счастье автора Борманс Лео

Восприятие цвета Ощущение цвета нельзя оторвать от восприятия цвета. Обычно нами воспринимается не цвет "вообще", но цвет определенных предметов. Предметы эти находятся от нас на определенном расстоянии, в определенной воздушной среде и бывают освещены прямыми или

Из книги Интегральные отношения автора Учик Мартин

Позитивные цвета Я надеюсь, что осознание того, что это стихотворение было написано умственно отсталым человеком, заставит вас пересмотреть предубеждения, которые у вас имеются о способностях людей с таким состоянием здоровья. Что мы знаем об уровне жизни людей с

Из книги Психологические цветовые и рисуночные тесты для взрослых и детей автора Шевченко Маргарита Александровна

Интерпретация Страх по отношению к незнакомцам и подозрительность ко всему, что кажется неизвестным, вкупе с почтением к сплочённым, клановым семейным отношениям, набожной верой в духов, а также подчинённость сугубо низшим инстинктам указывают на пурпурный уровень.Если

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

Энергетика цвета Цвет обладает мощными энергетическими свойствами. Согласно теософическому учению, конституция человека включает в себя семь тел (оболочек), которые обозначаются как:1. Физическое тело – известно нам из курса анатомии. Это тело, которое мы видим и

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Глава восьмая Психологическое значение света Свет – это удовольствие, выражающееся как цель, любознательность, игра, радость, победа. С состраданием над башней задержалась Луна, излучая свой свет на зеркало женщины. Женщина закрывает занавес своей комнаты, но не в

Из книги автора

Интерпретация Голые факты редко используются в качестве обратной связи. Сначала они «интерпретируются» или фильтруются на основе уже имеющегося опыта, системы ценностей коммуникатора, его предположений и предрассудков. Поэтому ваш начальник вместо того, чтобы сказать

Неосознанные каракули могут многое рассказать о психологическом состоянии человека

Разберем те рисунки , которые мы изображаем автоматически на совещаниях или за деловыми разговорами по телефону.

На работе мы совершаем множество звонков. Перед нами, как правило, лежит блокнот, в котором мы во время разговора автоматически рисуем различные фигуры, линии и даже целые картины. Да и на совещаниях часто рука выводит на листах бумаги узоры. Оказывается, каждый такой знак может обозначать скрытые переживания, радости, а некоторые - даже предрасположенность к тому или иному виду деятельности.

Изображения, которые мы выводим на бумаге, отражают внутреннее состояние человека, - говорит практикующий психолог Вера Бекреева. - В жизни каждого случаются события, а также определенные эмоциональные реакции на эти события. Потребность в рисовании - это потребность эти эмоции перенести наружу. Рисунки мы делаем бессознательно, когда заняты каким-либо делом. Вот когда мы от этого дела автоматически отвлекаемся, тогда мы проявляем то, что на самом деле у нас внутри.

Рассмотрим группы рисунков, которые могут рассказать о вашем эмоциональном состоянии.

Геометрические фигуры - фигуры наших эмоциональных реакций. Есть даже такой психогеометрический тест, по которому определяется тип человека по эмоциональному состоянию: человек-треугольник, круг, квадрат и т. д. Также можно определить эмоции человека по рисункам на автомате .


Кругляшки или обведенная в круг информация - такому человеку свойственно сглаживать углы, уходить от конфликтов и сложностей, они за то, чтобы не провоцировать какой-либо конфликт, сложную ситуацию. Но у любого рисунка есть две полярности. Вторая интерпретация изображения кругов - это то, что человек не может справиться со сложившейся ситуацией, задачей, старается обвести ее в круг, чтобы придать целостность. Негативные ощущения, переживания, связанные с надписью, он как бы обводит в круг.

Квадрат - исполнительность, системность, целенаправленность, четкость, последовательность. Люди, которые изображают подобные рисунки, привыкли жить по плану, им не свойственна спонтанная эмоциональность и непредсказуемые реакции на события. Такие люди в большей степени предсказуемы сами и того же хотят от других. Любое событие, которое выходит за рамки системы, вызывает у них внутренний дискомфорт. Обычно они выбирают профессии, в которых ставятся конкретные решаемые проблемы. Причем когда таким людям вместо конкретных ставят задачи на эмоциях, они теряются. Например, к этому типу относятся системные администраторы. Им лучше давать четкие задания: не работает клавиатура, мышка и т. д. В этом случае специалист быстро все решит. Если же звонят и говорят: «У меня здесь что-то сломалось, не могу понять что, на экране какая-то ерунда» - в общем, дают эмоции, - то сисадмин не поймет, что от него хотят.

Треугольники - люди, которые знают, чего хотят и как этого добиться. Они устремлены к достижению цели. Если треугольники на автомате рисует руководитель, то он двигается к поставленной цели, у подчиненных в данном случае проявляется невыраженная способность показать свои возможности. Это люди, которые много чего могут, но не знают, как об этом сказать. Боясь себя вообще никак не проявить, они хватаются за многие дела. Таким людям необходимо четко определять вектор своего движения и направить все силы туда, где им легко можно сделать успешную карьеру.

Прямые линии - человеку хочется спокойствия и уравновешенных мыслей. У таких людей очень много переживаний в голове, они много на себя берут. Рисование линий успокаивает их, тем самым они уравновешивают себя, ставят все на свои места, в свои рамки.


Картины природы (цветы, растения, солнце) - люди с положительной эмоциональностью, энергетически сильные, внутренне настроены на постоянный позитив, нацелены идти вперед. У таких людей всегда есть потребность в красоте, радости, они стремятся внести в свою жизнь положительные эмоции. Если на совещании человек начинает рисовать цветы или солнце, это говорит о том, что ему поскорее хочется завершить это дело, он хочет, чтобы все благополучно закончилось. Такому работнику не свойственно зависать в одном состоянии, он не любит долгих переговоров или совещаний, ему требуется смена деятельности.

Если на рисунке часто вместе встречаются солнце и цветы, то таких людей обычно называют «спасителями человечества». Они готовы отдать всю свою энергию другим, сделать их счастливыми. Иногда эта потребность сделать счастливыми всех переходит в понятие самоотверженности и жертвенности. Но не следует забывать, что, если вы хотите сделать счастливыми других, вы, в первую очередь, должны быть счастливы сами. Отдавая энергию людям, в конечном итоге вы сами будете нуждаться в подпитке, а другие к этому уже не готовы: вы ведь даете им энергию, они видят в вас исключительно дающего. Необходимо любить себя, и тогда другим вы будете непроизвольно дарить радость, думайте о себе.


Абстракции рисуют обычно творческие люди, которые в обычных вещах могут найти необычное. Такие люди могут смотреть на вещи под другим углом. Работать в системе крайне сложно, потому что они могут добиться результата в работе разными способами. Например, начальник дает задание, а люди, рисующие абстракцию, могут добиться цели, используя разные пути решения. Они не привыкли работать по заданному графику, они смогут быть успешными в такой работе, где важен результат. Творческие сотрудники будут находить свои пути достижения цели. Поэтому для начальника важно видеть таких людей и позволять им творить.


Образы, лица, смайлики - человек-наблюдатель. Для него важно внутреннее состояние, эмоции, он больше находится внутри себя, создает защитную оболочку - свои переживания и впечатления не выносит наружу, не готов ими делиться с окружающими. Рисунки лиц - это поиск себя, новых граней своей души. Смайлик - фиксированные эмоции, чаще всего люди рисуют улыбающиеся смайлики, когда им хорошо и спокойно.

Обведенные даты, числа, имена - потребность к акцентированию внимания на этом, «я хочу это запомнить». Написание и обведение собственного имени говорит о недостаточном внимании к себе, человек сам себя не ценит. Поэтому необходимо уважать свои поступки, хвалить себя за них, больше внимания обращать на себя, чем на других людей.

Не рисуют на автомате вообще - люди максимально скрытны, все держат в себе, все контролируют. Такие люди боятся, что их действия могут оценить и применить против них. Поэтому они не рисуют, не показывают своих чувств и эмоций, чтобы, не дай бог, кто-нибудь не рассекретил их. Они также скрытны и в жизни, живут так, чтобы соответствовать общим требованиям и нормам, особо не выделяясь, быть хорошими и правильными.

Кстати

Человек может выявить закономерность в своих рисунках, - подводит итог Вера Бекреева. - Если на протяжении нескольких лет он рисует одни и те же образы, значит, привык к такому состоянию и в нем пребывает, ему нужно пересмотреть отношение к своей жизни. Также одни и те же рисунки, долгое время сопровождающие вашу жизнь, могут говорить о том, что вы не хотите ничего в ней менять, что у вас нет потребности выделиться и вы не знаете, как вести себя, если проявите инициативу.

Цветовая гамма рисунка

Первые домашние тестирования по цветовому решению рисунков можно провести ближе к 3 годам, когда ребенок начинает старательно выбирать цвета для своих рисунков. С помощью цвета можно охарактеризовать эмоциональное состояние ребенка. Предложите ребенку нарисовать любую красивую картинку и дайте максимально большое количество карандашей или красок, чтобы ребенку было из чего выбирать.

Теплые тона: желтый, оранжевый, розовый, и спокойные холодные цвета: зеленый, синий и голубой, считаются цветами положительного эмоционального настроения и часто преобладают в детских рисунках. Если ребенок часто рисует красным цветом и закрашивает им большие участки рисунка - это может свидетельствовать об эмоциональном перенапряжении и даже рассматриваться как символ агрессии. Но руководствоваться этим одним признаком не стоит. У каждого ребенка свои любимые цвета. Подвижные и эмоциональные дети любят яркие краски, например ярко-малиновый.

Часто присутствие на рисунках насыщенного фиолетового цвета в большом количестве свидетельствует о каком-то напряжении, которое испытывает автор, и должно насторожить родителей.

Темные и бледные цвета, а также серый и черный часто выбирают скромные, тихие «серьезные» дети, поэтому не стоит сразу пугаться такого цветового выбора ребенка. Однако если черный цвет значительно преобладает в рисунках, ребенок рисует жирными линиями в сочетании с сильным нажимом, на рисунках присутствуют элементы, часто заштрихованные черным цветом, то нужно обратиться к детскому психологу. Эти признаки свидетельствуют о подавленности и тревоге, которые испытывает ребенок.

В возрасте 3-4х лет яркие цвета дети используют для всего «красивого» - разукрашивают им любимых людей. Темные наоборот используются для рисования того, что меньше всего заслуживает внимание ребенка.

Анализируем детали: расположение предметов и силуэтов на листе, их размер и другие элементы.

Лист бумаги сравнивается с миром ребенка. Большинство детей старается рисунком занять как можно больше места на листе - это хорошо и нормально, так как ребенок чувствует себя «центром» своего мира. Если ребенок изображает мелкие рисунки, оставляя значительную часть листа пустой - это свидетельствует о заниженной самооценке. Такой ребенок может ощущать себя очень слабым, например, из-за того, что кто-то из взрослых очень строг с ним.

Солнце, цветы, птицы - светлые положительные элементы рисунка, свидетельствующие о душевном покое и позитивном эмоциональном настрое.

Большое количество мелких деталей на рисунке может свидетельствовать о том, что ребенок скрывает свои эмоции и многое держит в себе, о важности для ребенка соблюдать установленные правила и порядок.



Закрытые шкафы, закрытые замки и другие закрытые элементы рисунка рассматриваются психологами, как секреты и запреты к которым ребенок не допускается.

Фигуры и предметы, которые нарисованы крупнее других - это наиболее значимые в понимании ребенка люди и предметы, но не обязательно любимые. Так, на рисунки семьи мама, папа или бабушка может быть значительно больше других членов семьи, а также на рисунке может присутствовать большой автомобиль или телевизор.

Существует также закономерность восприятия важности человека и предмета и расположениях их на рисунке в вертикальной плоскости. Так, если ребенок рисует себя ниже всех членов семьи, значит он считает, что его мнение никому не важно. Например, мама и телевизор, нарисованные выше других элементов рисунка говорит об их авторитете.

Самых близких и дорогих для себя людей ребенок рисует рядом с собой, хорошо, если руки людей протянуты друг другу и соприкасаются - это означает сплоченность и дружбу.

Ребенок рисует людей так, как воспринимает их, если он считает людей близкими друг другу, он располагает их на рисунке рядом. Например, мальчик может нарисовать сестер рядом друг с другом, а себя на другой стороне листа. Удаленность фигур свидетельствует о разобщенности, отсутствии психологического контакта.

Любимых людей ребенок часто рисует таким же цветом, как и себя, их одежда может выделяться наличием мелких деталей - украшений, то есть быть красивее, чем у других.

Если на рисунке изображены вымышленные персонажи, нужно расспросить ребенка о них подробнее - ребенок в чем-то чувствует себя обделенным. С помощью них можно узнать чего ребенку не хватает в реальной жизни.

Анализируя детский рисунок нужно внимательно рассмотреть части тела рисованных персонажей.

Глаза - очень важный элемент фигур. Глаза выражают печаль, с помощью глаз люди плачут. Поэтому, если малыш постоянно рисует людей с большим глазами, то это, скорее всего, свидетельствует о внутренних тревогах и страхах. Взрослые как бы должны заметить эти большие глаза и защитить ребенка. Когда ребенок рисует с большими глазами только определенного человека - это означает, что, по мнению ребенка, он нуждается в помощи.

Губы выражают настроение персонажей: улыбку, грусть. Если герои рисунков: сам ребенок, родители, друзья - улыбаются, это показатель гармонии и позитивного настроя у ребенка. Если у нарисованного персонажа сильно выделен рот или вокруг рта нарисованы множественные линии - признак того, что этого человека ребенок воспринимает как словесного агрессора, такой человек не обязательно много говорит, он может, например, делать колкие замечания.

А если взрослый часто ругает ребенка, он может оказаться на рисунке вообще безо рта. Отсутствие любой части тела, если она есть у других персонажей, должна насторожить.

Голова для детей это символ ума, самые умные герои рисунков изображаются с большой головой.

Уши не всегда рисуется дошкольниками, поэтому отсутствие ушей у всех персонажей ни стоит никак рассматривать. Ушами люди слушают мнение других людей о себе. Поэтому, если у всех фигур есть уши, а у одного персонажа нет - он может не слушать критику о себе. Персонажи с очень большими ушами - должны больше слушать мнение окружающих.

Руки - это символ общения, ими люди держаться, и взаимодействуют с окружающими. Хороший признак, когда нарисованные фигуры протягивают друг другу руки и соприкасаются. Это означает, что ребенок воспринимает отношения дружественными. Иные изображение указывают на отсутствие сплоченности и взаимодействия.

Маленькие, короткие, спрятанные ручки - символ слабости - «ничего не могу сделать, ничего не могу изменить в этом мире». Замкнутые необщительные дети могут нарисовать себе такие руки.

Большие руки и множество пальцев - символизируют силу изображаемого персонажа.

Многие психологи считают поднятые вверх руки нехорошим признаком. Так может изображаться ссора. Ребенок изображающий себя в такой позе хочет, чтобы его боялись.

Ноги нужны людям для ходьбы, насколько хорошо человек передвигается, зависит от опоры. Если рисованные фигуры полностью опираются на твердую поверхность - это хороший признак, ребенок который себя изображает твердо стоящим - уверен в своих силах.

Хорошо прорисованные острые элементы - могут быть символами агрессии. Это зубы и ногти, шипы и острые углы на заборе. На агрессивность указывают устрашающие позы фигур, враждебное выражение лиц, кулаки и оружие в руках. Однако, для того, чтобы сделать вывод, ребенка обязательно нужно подробно расспросить, для чего он это нарисовал, может быть, он так защищается от чего-то, например, от своих страхов.

Некрасивые, страшноватые фигуры символизируют, что ребенок себя чувствует неуютно в мире и нуждается в поддержке взрослых.

Характер нажима, штрихи, контуры.

Четкие контуры, относительно правильные пропорции, при разукрашивании штрихи немного заезжают за контур - такие рисунки не вызывают вопросов у психологов.

Слабые нечеткие прерывистые линии, штрихи при закрашивании не доходят до контура - признак нерешительности, заниженной самооценки и повышенной тревожности у ребенка.

Люди, которых ребенок рисуют сильным нажимом на карандаш или обводя несколько раз по контуру, или сильно заштриховывая, вызывают у него тревожность в реальном мире. Частые исправления во время рисования, неаккуратный контур и штриховка говорят о каких-то беспокойствах малыша.

На предметы и фигуры, которые ребенок рисует очень слабыми, тоненькими линиями, как бы боясь изобразить, следует обратить внимание.

С 3,5-4-х лет помимо свободного рисунка, который помогает увидеть предпочтительную цветовую гамму, соответствие определенной возрастной стадии и общее развитие моторики, ребенку можно предложить нарисовать:

Человека или себя;

Свою семью;

Себя в детском саду

Дошкольникам 5-6 лет можно предложить нарисовать семью животных и несуществующее животное. Рисуя животное ребенок отображает свой образ.

Направленность рисунка семьи животных не явна для ребенка, поэтому рисунок может быть информативнее. Если ребенок по какой-то причине не хочет рисовать свою семью, можно предложить ему нарисовать животных. Такой тест можно провести и в 4-х летнем возрасте, но с фигурами людей родителям чаще легче. У животных могут быть дополнительные элементы, с которыми будет сложно разобраться, а в 4 года ребенок рисует еще не очень понятно.

Когда ребенок рисует себя следует особо обратить внимание, насколько хорошо прорисованы черты лица: глаза, нос, рот. Лицо рассматривает как символ социальной сферы, показатель самоуважения и адаптации в обществе. Я не раз обращала внимание на то, что когда совсем маленьким деткам даешь в руку карандаш и рисуешь перед ними человечка, они тут же стараются закрасить его лицо. Возможно главная причина таких действий - отсутствие осознания своего собственного «я», себя как отдельной личности.

Тест-рисунок «Моя семья»

На таких рисунках важна последовательность - в каком порядке ребенок рисует членов семьи. Как правило, дети сначала рисуют себя - это хороший признак, т. к. ребенок рисует, прежде всего, себя в своем мире. Иногда ребенок рисует первым самого авторитетного в семье человека, потом себя, а последним наименее важного члена семьи. Плохо, если ребенок последним нарисует себя, т. к. это признак заниженной самооценки.

Считается, что эгоист, рисуя свою семью, нарисует только себя, но не знаю, бывают ли такие детские рисунки, сложно представить.

Если ребенок не нарисовал себя среди членов семьи - это следствие трудностей в отношениях с близкими, ребенок чувствует себя всеми отвергнутым.

На рисунках семьи также особое внимание следует уделить расположению фигур в вертикальной плоскости. Все дети считают себя уже почти большими, поэтому вполне нормально, когда все члены семьи нарисованы почти на одной линии. Если ребенок нарисовал себя значительно ниже других, скорее всего у него не получается проявлять свою индивидуальность и он чувствует себя излишне зависимым от взрослых.

Тест-рисунок «В детском саду»

На таких рисунках в первую очередь нужно разобрать, что нарисовал ребенок.

Если на таком рисунке присутствует сам автор, другие дети, воспитатель, игровая площадка и игрушки - это хорошие знаки. Скорее всего, ребенку хорошо в детском саду, он дружит с детьми, для него важны отношения с воспитателем, ему интересно и для него значимо происходящее там.

Но конечно, надо провести общий анализ, рассмотреть: цветовую гамму, проанализировать мимику и руки фигур, их расположение и прочее.

Предполагаемые рисунки детей можно условно разделить на три группы.

1. Ребенок рисует только здание.

2. Ребенок рисует здание с элементами игровой площадки.

3. Ребенок изображает на рисунке самого себя в комнате или на улице.

Первая группа рисунков - самая тревожная. Если на рисунке нет ничего, кроме здания, значит, малыш воспринимает детский сад как нечто отчужденное, безликое. Значит, жизнь в детском саду не вызывает в нем положительных эмоций и он не отождествляется с происходящими там событиями.

Больше всего оптимизма внушает ситуация, когда ребенок изображает на рисунке самого себя. В этом случае можно поставить напротив фамилии малыша жирный крестик: события, происходящие в детском саду, являются для него личностно значимыми. Но этим анализ ситуации не ограничивается. Нужно обратить внимание на другие элементы картинки. Присутствуют ли на рисунке дети? Воспитатель? Игровое поле? Игрушки?

Их наличие позволяет педагогу поставить еще один крестик: ребенок отразил в своей работе множество разнообразных связей и отношений. Игровое поле, например, очень важный элемент. Если ребенок изображает себя стоящим на ковре, на полу, на земле, это хороший показатель. Значит, он «крепко стоит на ногах», чувствует себя уверенно. Хорошо, если на рисунке изображены цветочки, солнышко, птички - все это детали, свидетельствующие о «мире» в душе.

Нужно попытаться понять, что выражает ребенок, рисуя воспитательницу. С одной стороны, ее появление на рисунке - положительный момент. Значит, педагог для ребенка - значимый персонаж, с присутствием которого он должен считаться. Но важно, как воспитательница развернута к ребенку - спиной или лицом, сколько места она занимает на рисунке, как изображены ее руки и рот.

Подчеркнутое выделение рта, множество линий вокруг него могут свидетельствовать о том, что ребенок воспринимает педагога как носителя словесной агрессии.

Немаловажное значение имеет и цветовое решение картинки.

О положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование ребенком теплых тонов и спокойных холодных.

Насыщенный фиолетовый цвет, которым закрашены довольно большие участки рисунка, может свидетельствовать о напряжении, которое испытывает ребенок, а изобилие красного - о переизбытке эмоциональных стимулов.

Злоупотребление черным цветом, жирная, продавливающая бумагу штриховка, похожая на зачеркивание, сигналят о повышенной тревожности ребенка, о его эмоциональном дискомфорте.

Не может считаться диагностическим шаблонный рисунок, когда ребенок изображает привычные и знакомые элементы, которые рисовал множество раз, и рисунок по образцу, выполненный на занятии по рисованию или в художественной студии.

Во время тестирующего рисования педагог не должен комментировать действия детей и подсказывать им прямо или косвенно, какие элементы можно внести в рисунок.

Оценивать работы детей в этом случае тоже нельзя. Лучше, если воспитатель просто попросит малышей подарить ему рисунки на память.

Несмотря на то, что рисуночный тест «Я в своей группе детского сада» является информативной и удобной экспресс-диагностикой, легкость его оценивания - кажущаяся.

Возможно, какие-то элементы рисунка окажутся для педагога непонятными, а какие-то приведут к ложным выводам.

Рисунок, например, может отражать лишь ситуативную тревожность и психический дискомфорт ребенка, связанные с семейными конфликтами, свидетелем которых он мог стать утром, с плохим самочувствием, с предстоящим визитом к врачу и т.п.

Поэтому, чтобы иметь подлинную картину психологического состояния ребенка в группе, по прошествии двух недель тест надо повторить.

Самые незамысловатые изображения отражают наш характер, темперамент, настроение. Неспроста в психологии и психиатрии издавна используют карандаш с листком бумаги, чтобы многое узнать о человеке, его проблемах, правильно выбрать стратегию лечения.

Психология рисунка взрослого человека

Изображения, сделанные взрослым, могут указывать на неурядицы в личной жизни, работе, радостном или печальном настроении. Особенно ценны наброски, которые особа выводит на листке бумаги автоматически, не задумываясь о том, что она конкретно рисует (например, когда сидит на утомительном совещании). Психология рисунка такова:

  • преобладают волнистые линии, предметы - признак кризиса, серьезных проблем, тяжелого запутанного положения, из которого трудно выбраться. О том же говорит сетка или шахматная доска (квадратики). Но ситуация некритична, выход есть (правда, малоприятный);
  • пчелиные соты - это умиротворенность духа, спокойствие;
  • нарисованные человечки указывают на то, что личности очень нужна поддержка других, что собственными силами побороть неприятности получается плохо;
  • скуку изображают повторяющимся орнаментом;
  • наличие «веселых» рисунков в психологии необязательно намекает на отличное настроение, отсутствие неприятностей. Солнце - признак грусти, ностальгии, отсутствия человеческого тепла, радости, недостатка общения;
  • сердечка указывают на радостное настроение;
  • квадраты любят рисовать последовательные, целеустремленные неэмоциональные личности, трудно переносящие спонтанность, живущие по четкому плану;
  • треугольники создают преисполненные амбиций. Такие особы готовы многим рисковать ради достижения поставленной цели;
  • округлые предметы любят рисовать те, кто всегда уступает, опасается конфликтов;
  • переплетенные круги изображают те, кому недостает движения, активности.

Если человек рисует цельные геометрические фигуры, психология утверждает, что он относится к индивидуумам, которые твердо решили поступить определенным образом. Такие люди отличаются внутренней уверенностью, непоколебимостью.

Расшифровка детских рисунков - трактование в психологии

Самые простые рисунки малыша - «окно» в мироощущение, внутреннее состояние ребенка:

  • когда изображает «пустынные» пейзажи - деревья, лужайку, поле, значит, испытывает одиночество. Крохе недостает общения с родными, у малыша неприятности со сверстниками;
  • нарисованный дом - признак усталости. Малышу недостает тепла родного жилища;
  • добрые мирные животные (кошечки, белочки, утята) кроха рисует, когда отличное настроение, нет проблем;
  • близкие, с которыми у ребенка конфликты, имеют темный, коричневый цвет. Любимых родных малютка создает яркими цветами. Чем фигура близкого крупнее, тем значительнее место, по мнению малыша, она ;
  • если ребенок изобразил крупные темные человеческие фигуры, возможно, малыш испытывает недоверие к окружающим (особенно незнакомым);
  • «автопортрет» с гигантскими ушами свидетельствует о некоторой самовлюбленности, желании быть впереди других. А собственное изображение с длинными руками указывает на открытость, незашоренность мышления, безбоязненное желание изведывать новое;
  • у малыша заниженная самооценка, если себя он изображает коротконогим.

Отдельные фигуры людей, изображенные заштрихованными, закрашенными, означают, что ребенок относится к этим особам негативно, боится.

Расшифровка рисунков в психологии

Немало поведают цвет, расположение объектов, размер, форма линий.

  1. Цвет рисунков
    Цвет объектов может сказать о многом:
  • красный намекает на неразрешенную конфликтную ситуацию, напряженное нервное состояние, недовольство и пассивную агрессивность;
  • - отражение прекрасного оптимистичного настроения, готовности действовать;
  • синий. Психологические рисунки подобного оттенка свидетельствует о внутренней умиротворенности, отсутствии сомнений, позитивном отношении. Школа, изображенная синим цветом, явный намек, что у ребенка нет никаких проблем со сверстниками, учителями, ему неплохо дается учебный материал. Синий также может быть признаком отрешенности от происходящего, нежелания покидать свой маленький мирок;
  • преобладающие серые тона свидетельствуют о том, что недостает позитива, все слишком буднично, прозаично;
  • много зеленого - особа преисполнена надежд, оптимистично смотрит вперед. Также этот цвет предпочитают независимые натуры;
  • розового оттенка много в рисунках влюбленных, счастливых, чувствительных персон;
  • преобладание серого, черного - признак тревоги, угнетенного депрессивного настроения.

Запомните! Индивидуум, любящий заштриховывать нарисованное, трудно воспринимает новое, придерживается устаревших воззрений. Если же особа ничего никогда не заштриховывает, то она открыта к переменам, готова их принимать.

  1. Расположение

Психологию по рисункам человека читают по их расположению. Если индивидуум предпочел поместить изображение ближе к верхней части листа, то он преисполнен амбиций, желания добиться многого. Эта личность стремится стать профессионалом своего дела, высоко подняться по карьерной лестнице.

Рисунок ближе к нижней части листа указывает на комплекс неполноценности. Особа боится конкуренции, недооценивает собственные возможности.

Если рисунок ближе к левому краю, то личность одолевает тоска за прошлым. Ему кажется: лучшее осталось позади.

Изображение справа означает, что О настоящем же предпочитает забыть, так как сегодняшний день индивидуума мало устраивает.

Запомните! Лучше всего, когда объекты ближе к центру. Тогда личность довольна настоящим.

  1. Размер

Психология по рисункам учитывает размер картинки. Объем изображения указывает на самооценку. Если рисунок немаленький, то с нею все нормально.

Огромное изображение - признак высокомерия, порожденного внутренней неудовлетворенностью жизнью, желанием большего. Маленькое - признак стеснительности, тревожности, страха проявить себя.

Формы линий психологических рисунков и их значение

Линии - еще один критерий, по которому можно судить о личности:

  • если линии прерывисты, человек сомневается в принятых решениях, прочности своего положения, в жизни индивидуума недостает стабильности;
  • сплошные намекают на сильную личность, уверенную в себе, не сомневающуюся в принятых решениях;
  • тоненькие линии - это желание уйти в тень, сделать так, чтобы оставили в покое, перестали замечать. Так рисуют те, кому за собственные поступки стыдно перед другими;
  • жирные делает тот, кто хочет внимания, позитивной оценки своих действий, тот, кому недостает уверенности в себе.

Если линии прямые, без острых углов и изгибов, то личность плохо адаптируется к новому, мыслит слишком прямолинейно, привыкла следовать негибким схемам.

Острые углы выдает враждебность, активное нежелание мириться с тем, что мало устраивает. Округлость, наоборот, говорит о мягком, покладистом характере, готовым идти на компромиссы.

Значение рисунков в психологии воспринимается как символика подсознания. Через форму изображений, их цвет, размеры наружу выступает то, что человек запрятал глубоко и надежно. Задача специалистов - помочь индивидууму разобраться в истоках проблем, а затем найти пути их решения. Таким специалистом является психолог-гипнолог Батурин Никита Валерьевич. Также, вы можете посмотреть полезные видео на различные психологические темы на