Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения. Фгос: федеральные государственные образовательные стандарты

Вероятно, каждый человек хочет дать своему ребенку качественное образование. Но как определить уровень обучения, если ты не имеешь отношения к педагогике? Конечно, с помощью ФГОС.

Что такое ФГОС

Для каждой системы образования и образовательного учреждения утвержден перечень обязательных требований, направленных на определение каждого уровня обучения профессии, специальности. Эти требования объединяются в рамках который утверждается органами власти, уполномоченными регулировать политику в сфере образования.

Реализация и результаты освоения программ в государственных образовательных учреждениях не могут быть ниже указанных в ФГОС.

Кроме того, российское образование предполагает, что без освоения стандартов невозможно будет получить документ государственного образца. ФГОС - это некая основа, благодаря которой учащийся имеет возможность переходить от одного уровня образования к другому, как по лестнице.

Цели

Федеральные государственные образовательные стандарты призваны обеспечивать цельность образовательного пространства России; преемственность основных программ дошкольного, начального, среднего, профессионального и высшего образования.

Помимо этого, ФГОС отвечает за аспекты духовно-нравственного развития и воспитания.

Требования образовательного стандарта включают в себя строгие установленные сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом всевозможных форм обучения и образовательных технологий.

Основой для разработки ориентировочных образовательных программ; программ учебных предметов, курсов, литературы, контрольных материалов; нормативов финансового снабжения образовательной деятельности специализированных учреждений, реализующих образовательную программу, является ФГОС.

Что такое стандарт для государственного образования? В первую очередь, это принципы организации образовательного процесса в учреждениях (детских садах, школах, колледжах, ВУЗах и т.д.). Без ФГОСа невозможно осуществить контроль за соблюдением законодательства РФ в образовательной области, а также провести итоговую и промежуточную аттестацию учащихся.

Стоит отметить, что одной из целей ФГОС является внутренний мониторинг С помощью стандартов происходит организация деятельности методических специалистов, а также аттестация педагогических работников и другого персонала образовательных учреждений.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации тружеников образования также находятся в сфере влияния государственных стандартов.

Структура и реализация

Федеральный закон постановил, что каждый стандарт в обязательном порядке должен включать в себя три вида требований.

Во-первых, требования к (соотношение частей основной программы и их объёма, соотношение обязательной части и той доли, которая формируется участниками образовательного процесса).

Во-вторых, условия реализации также подвергаются жестким требованиям (в том числе кадровые, финансовые, технические).

В-третьих, результат. Вся образовательная программа должна формировать у учащихся определенные (в том числе и профессиональные) компетенции. Занятие по ФГОС призвано обучить применять все полученные навыки и знания, и действовать успешно на их основе.

Разумеется, не является конституцией всех образовательных учреждений. Это лишь начало вертикали, с главными рекомендательными позициями. На федеральном уровне на основе ФГОСа разрабатывается приблизительная образовательная программа, ориентирующаяся на местную специфику. А далее учебные заведения доводят эту программу до совершенства (в последнем процессе могут поучаствовать даже заинтересованные родители, что урегулировано законом). Таким образом, российское образование с методической точки зрения можно представить в виде схемы:

Стандарт - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.

Последний пункт включает в себя такие аспекты, как:

  • учебный план;
  • календарный график;
  • рабочие программы;
  • оценочные материалы;
  • методические рекомендации для предметов.

Поколения и различия ФГОС

Что такое государственный стандарт, знали еще в советское время, поскольку жесткий регламент существовал и тогда. Но данный конкретный документ появился и вступил в силу лишь в 2000-е годы.

ФГОС именовался ранее просто образовательным стандартом. Так называемое первое поколение вступило в силу в 2004 году. Второе поколение было разработано в 2009 (для начального образования), в 2010 (для основного общего), в 2012 годах (для среднего полного).

Для высшего образования ГОСТы были разработаны в 2000 году. Второе поколение, вступившее в силу в 2005 году, было ориентировано на получение ЗУМов студентами. С 2009 года разрабатывались новые стандарты, направленные на выработку общекультурных и профессиональных компетенций.

До 2000 года для каждой специальности был определен минимум знаний и умений, которыми должен обладать человек, выпустившийся из ВУЗа. Позднее эти требования ужесточились.

Модернизация проходит и по сей день. В 2013 году был издан закон "Об образовании", согласно которому, разрабатываются новые программы для высшего профессионального и дошкольного образования. Помимо всего прочего, туда прочно вошел пункт о подготовке научно-педагогического состава.

Чем же отличаются старые стандарты от ФГОС? Что такое стандарты нового поколения?

Главным отличительным признаком является то, что в современном образовании на передовую позицию ставится развитие личности учеников (студентов). Исчезли из текста документа обобщающие понятия (Умения, навыки, знания), на их место пришли более четкие требование, например, были сформулированы реальные виды деятельности, которыми должен овладеть каждый учащийся. Огромное внимание уделяется предметным, межпредметным и личностным результатам.

Для достижения этих целей были пересмотрены существующие ранее формы и типы обучения, приведено в действие инновационное образовательное пространство занятия (урока, курса).

Благодаря введенным изменениям, ученик нового поколения - это свободно мыслящая личность, способная ставить перед собой задачи, решать важные проблемы, творчески развитая и способная адекватно относиться к действительности.

Кто занимается разработкой стандартов

Стандарты заменяются на новые не реже одного раза в десять лет.

ФГОС общего образования разрабатываются по уровням образования, ФГОС профессионального образования могут разрабатываться также по специальностям, профессиям и направлениям подготовки.

Разработка ФГОС производится с учетом:

  • острых и перспективных потребностей личности;
  • развития государства и общества;
  • образования;
  • культуры;
  • науки;
  • техники;
  • экономики и социальной сферы.

Учебно-методическое объединение ВУЗов разрабатывает ФГОС для высшего образование. Их проект направляется в Министерство образования, где происходит обсуждение, вносятся правки и коррективы, а затем отдается на независимую экспертизу на срок не более двух недель.

Экспертное заключение возвращается в Министерство. И вновь запускается волна обсуждений советом по ФГОС, который принимает решение утвердить ли проект, отправить на доработку или отклонить.

Если в документ будет необходимо внести изменения, он проходит тот же путь с самого начала.

Начальное образование

ФГОС представляет собой совокупность требований, необходимых для реализации начального образования. Три основных - это результаты, структура и условия реализации. Все они обусловлены возрастными и индивидуальными характеристиками, и рассматриваются с точки зрения заложения фундамента для всего образования.

В первой части стандарта указан срок освоения базовой начальной программы. Он составляет четыре года.

С его помощью обеспечиваются:

  • равные для всех возможности получения образования;
  • духовно-нравственное воспитание школьников;
  • преемственность всех программ дошкольного и школьного образования;
  • сохранение, развитие и овладение культурой многонациональной страны;
  • демократизация образования;
  • формирование критериев оценки деятельности учащихся и педработников4
  • условия развития индивидуальной личности и создание специальных условий обучения (для одаренных детей, ребят с ограниченными возможностями).

В основе стоит системно-деятельностный подход. Но сама программа начального образования разрабатывается методическим советом учебного заведения.

Во второй части ФГОСа расписаны четкие требования к результату образовательного процесса. В том числе, личностным, метапредметным и предметным итогам обучения.

  1. Формирование представлений о многообразии языкового пространства страны.
  2. Понимание, что язык - это неотъемлемая часть национальной культуры.
  3. Формирование положительного отношения к правильной речи (и письму), как части общей культуры.
  4. Овладение первостепенными нормами языка.

Третья часть определяет структуру начального образования внеурочная деятельность, программы отдельных предметов, что включает тематическое планирование по ФГОС).

В четвертой части содержатся требования к условиям реализации образовательного процесса (кадры, финансы, материально-техническая сторона).

Среднее (полное) образование

Первая часть стандарта о требованиях частично повторяется и перекликается с ФГОС о начальном образовании. Существенные различия появляются во втором разделе, где речь идет о результатах обучения. Также указываются необходимые нормы освоения определенных предметов, в том числе по русскому языку, литературе, иностранному языку, истории, обществознанию, географии и другим.

Делается акцент на учащихся, выделяя такие главные моменты, как:

  • воспитание патриотизма, усвоение ценностей многонациональной страны;
  • формирование мировоззрения, соответствующего уровню действительности;
  • освоение норм социальной жизни;
  • развитие эстетического понимания мира и прочее.

Требования к структуре образовательной деятельности также видоизменены. Но разделы остались теми же: целевой, содержательный и организационный.

Высшие ступени

ФГОС для и высшего образования выстроен по тем же принципам. Различия их очевидны, требования к структуре, результату и условиям реализации не могут быть одинаковыми для разных образовательных уровней.

В основе среднего профессионального образования лежит компетентностный подход, т.е. людям даются не просто знания, а умения этими знаниями управлять. На выходе из учебного заведения выпускник должен говорить не "знаю, что", а "знаю, как".

На основе общепринятого ФГОС каждое учебное заведение разрабатывает свою программу, ориентируясь на профильную направленность колледжа или ВУЗа, на наличие тех или иных материально-технических возможностей и т.д.

Методический совет принимает во внимание все рекомендации Министерства образования и действует строго под его руководством. Однако принятие программ конкретных учебных заведений находится в ведении местных органов власти и управления образования области (республики, края).

Учебные заведения должны учитывать и выполнять рекомендации относительно обучающих материалов (например, учебники ФГОС заняли свое законное место в библиотеках), тематического планирования и т.д.

Критика

На пути к утверждению ФГОС пережил множество правок, но даже в своем сегодняшнем виде реформа образования получает в свой адрес огромное количество критики, а получала еще больше.

По сути, в умах разработчиков стандарта, он должен был привести к единению всего российского образования. А получилось все наоборот. Кто-то нашел в этом документе плюсы, кто-то минусы. Многие учителя, привыкшие к традиционному обучению, тяжело переходили на новые стандарты. Учебники ФГОС вызывали вопросы. Однако во всем можно найти положительные моменты. Современное общество не стоит на месте, образование должно меняться и меняется в зависимости от его потребностей.

Одной из главных претензий к ФГОСу были его пространные формулировки, отсутствие четких поставленных задач и реальных требований, которые предъявлялись бы ученикам. Появлялись целые противоборствующие группы. По ФГОС обязаны были учиться все, но разъяснений, как это делать, никто не давал. И с этим учителям и методическим специалистам пришлось справляться на местах, включая в программу своего учебного заведения все необходимое.

Темы по ФГОС поднимались и будут подниматься, поскольку старые устои, при которых главным в образовании были знания, очень прочно вошли в жизнь каждого. Новые же стандарты, в которых главенствуют профессиональные и социальные компетенции, еще долго будут находить своих противников.

Итог

Развитие ФГОС оказалось неизбежным. Как и все новое, этот стандарт вызвал массу споров. Однако реформа состоялась. Чтобы понять, успешна она или нет, как минимум, необходимо дождаться первого выпуска учеников. Промежуточные результаты являются малоинформативными в этом плане.

На данный момент безусловно только одно - работы учителям прибавилось.

Определенного уровня либо к направлению подготовки, специальности и профессии. Он утверждается уполномоченным исполнительным органом. Стандарты, принятые до 2009 г., мы знали как ГОСы. До 2000 г. применялись нормативы и минимумы уровня подготовки выпускников по каждой ступени и специальности. Рассмотрим далее, что сегодня собой представляет Федеральный образовательный стандарт.

История разработки

В 1992 г. впервые появилось такое понятие, как образовательный стандарт. было зафиксировано в отраслевом ФЗ. Ст. 7 была целиком посвящена ГОСам. В первоначальной редакции закона стандарты принимались Верховным советом страны. Однако в 1993 г. была принята Конституция, в связи с чем действие данного положения было прекращено. Функции по принятию ГОСов были возложены на исполнительные органы в порядке, предусмотренном правительством. При этом стоит сказать, что Верховный совет за все время наличия у него права на утверждение стандарта им так и не воспользовался.

Структура

Образовательный процесс с введением новых нормативов и минимумов первоначально было предложено строить на 5 компонентах. Это:

  1. Цели педагогической деятельности на каждой ступени.
  2. Нормативы базового содержания основных программ.
  3. Максимально допустимый объем учебной аудиторной нагрузки.
  4. Нормативы подготовки учащихся на разных школьных ступенях.
  5. Требования к условиям обучения.

Однако сторонники предметно-методического подхода настояли на изменении этой структуры. В результате федеральный компонент стандарта был сокращен до трехсоставной формы:

  1. Минимум содержания ООП.
  2. Максимальный объем учебной нагрузки.
  3. Нормативы по уровню подготовки выпускников.

При этом к числу последних относили и детей, оканчивающих начальную школу. Таким образом, из упомянутой ст. 7 исчезло несколько элементов, а ряд других был заменен:

  1. Ликвидирован целевой блок.
  2. Требования к основному содержанию ООП были заменены "обязательными минимумами", то есть фактически все тем же стандартным перечнем тем. В результате образовательный стандарт - это был, по сути, обычный набор предметных планов.
  3. Исчезло понятие о предельно допустимой нагрузке, что неравнозначно понятию максимальной нагрузки.
  4. Были убраны требования к условиям обучения.

Критика и изменения

Бывший министр образования Э. Д. Днепров высказался о том, что "трехмерный" государственный стандарт - это недостаточная, неадекватная схема. Она не удовлетворяла потребностей педагогической практики. Кроме этого, такая система не соответствовала запросам развития непосредственно самого законодательства. В связи с этим уже в 1996 г. после принятия ФЗ "О высшем и послевузовском профобразовании" произошел частичный возврат к первоначальному замыслу. В п. 2 ст. 5 указанного закона появились нормативы по минимуму содержания ООП, а также по условиям их реализации. Нормативный акт, таким образом, обращал внимание на порядок, при котором протекает образовательный процесс.

Этапы

В период с 1993 по 1999 гг. разрабатывались и применялись временные стандарты и федеральные компоненты ГОСов. В 2000 г. были утверждены нормативы первого - для ООП, первого и второго поколения - для ВОП. В целом разработка прошла 4 этапа: с 1993 по 1996 гг., с 1997 по 1998 гг., с 2002 по 2003 гг. и с 2010 по 2011 гг. На каждой из стадий мотивы утверждения и цели самих нормативов, а также направленность работы педагогов при их внедрении изменялись. Корректировки на первых двух этапах были незначительными и находились в пределах общеобразовательной политики. На третьей и четвертой стадиях изменения были кардинальными. Они внедрялись в русле деятельностно-развивающей и личностно-ориентированной педагогики. Новый образовательный стандарт стал разрабатываться в 2009 г.

Формирование системы нормативов

Требования ФГОС могут разрабатываться по:

  1. Уровням.
  2. Ступеням.
  3. Направлениям.
  4. Специальностям.

Замена (пересмотр) нормативов должна осуществляться не реже 1 раза в течение 10 лет. Государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням. Нормативы профобучения устанавливаются также по специальностям, направлениям, профессиям в соответствии со ступенью, на которой находится студент. Требования ФГОС определяются в соответствии с текущими и перспективными потребностями личности, развитием государства и общества, обороны и безопасности страны, техники и технологии, науки и культуры, социальной и экономической сферы. Разработка нормативов осуществляется в порядке, установленном в законодательстве, регламентирующем размещение заказов на выполнение работ, поставки товаров, оказание услуг для муниципальных и госнужд. Образовательные стандарты высшего образования определяются учебно-методическими подразделениями вузов по соответствующим специальностям (направлениям подготовки).

Согласование и экспертиза

Основной образовательный стандарт утверждается после направления проекта в Минобрнауки. Министерство размещает на собственном официальном сайте полученные материалы для обсуждения. В нем участвуют представители заинтересованных исполнительных структур, общественных и государственных объединений, работающие в сфере образования, передовых научных и педагогических учреждений, сообществ, ассоциаций и прочих организаций. После обсуждения проект отправляется на независимую экспертизу.

Заинтересованные субъекты

Независимую экспертизу проводят в течение 14 дней с даты получения материалов из Минобрнауки. В качестве заинтересованных субъектов, выполняющих проверку, выступают:

  1. Институты участия граждан в управлении образованием, исполнительные структуры власти регионов - по проектам нормативов ООП.
  2. Минобороны и прочие органы, в которых по закону предусматривается военная служба, - по стандартам полного профобразования в части, касающейся подготовки учащихся к пребыванию в рядах ВС.
  3. Объединения работодателей, юрлица, осуществляющие деятельность в соответствующих экономических отраслях - по проектам нормативов среднего и начального профессионального обучения и в/о.

Принятие

По итогам независимой проверки в Минобрнауки направляется заключение. Оно подписывается руководителем органа или организации, проводившей проверку, либо иным уполномоченным лицом. Экспертные заключения, замечания, проекты ФГОС обсуждаются в совете министерства. Он принимает решение о рекомендации проекта к утверждению, доработке или отклонению. Постановление направляется в Минобрнауки. Министерство принимает собственное окончательное решение по ФГОС. Внесение поправок, дополнений, изменений в утвержденные нормативы осуществляется в том же порядке, что и их принятие.

Цели

Ключевая задача, которую выполняет образовательный стандарт, - это формирование единого педагогического пространства на территории страны. Нормативы также преследуют следующие цели:

  1. Духовное и нравственное воспитание и развитие.
  2. Преемственность ООП дошкольного, начального, основного, полного школьного, а также начального, среднего и вузовского профобразования.

В нормативах устанавливаются сроки обучения с учетом различных его форм, педагогических технологий, особенностей определенных категорий учащихся.

Применение

Федеральный образовательный стандарт выступает в качестве основы для:

  1. Организации педагогической деятельности в учебных заведениях, реализующих ООП в соответствии с утвержденным нормативом, вне зависимости от организационно-правовой формы и подчиненности.
  2. Разработки примерных программ по предметам и курсам, контрольно-измерительных материалов, учебных изданий.
  3. Проведения контрольно-надзорных мероприятий, направленных на проверку соблюдения законодательства в сфере педагогической деятельности.
  4. Разработки нормативов по финансовому обеспечению образовательной деятельности учреждений, реализующих ООП.
  5. Формирования муниципального или госзадания для учебных заведений.
  6. Аттестации педагогов и сотрудников административно-управленческого аппарата муниципальных и госструктур.
  7. Организации внутреннего мониторинга качества педагогической деятельности.
  8. Проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся.
  9. Организации подготовки, повышения квалификации, профессиональной переподготовки педагогических работников.

Внедрение в педагогическую деятельность

Как на практике реализуются ФГОС? Программы, которые действуют в учебных заведениях, должны составляться в соответствии с утвержденными нормативами. Их разработка осуществляется непосредственно учреждениями. Сформированные по ФГОС программы включают в себя:

  1. Учебный план.
  2. Календарный график.
  3. Рабочие предметные программы.
  4. Планы по курсам, модулям (дисциплинам), другим компонентам.
  5. Методические и оценочные материалы.

Поколения

Первые общеобразовательные стандарты были введены в 2004 г. Второе поколение нормативов было принято:

  1. Для 1-4 кл. - в 2009 г.
  2. Для 5-9 кл. - в 2010 г.
  3. Для 10-11 кл. - в 2012 г.

Они были направлены на результат, формирование и развитие УУД у учащихся. Первое поколение стандартов высшего профобразования было утверждены в 2003 г. Следующие нормативы вводились в 2005 г. Они были ориентированы на приобретение студентами знаний, навыков и умений. Третье поколение стандартов утверждается с 2009 г. В соответствии с ними в/о должно вырабатывать у обучающихся профессиональные и общекультурные компетенции.

ЕГС ВПО

До 2000 г. действовал единый госстандарт высшего профобразования. Он был утвержден правительственным Постановлением. Данный стандарт определял:

  1. Структуру вузовского профобучения.
  2. Документы о в/о.
  3. Общие требования к базовым профобразовательным направлениям и условиям их реализации.
  4. Объем и нормативы нагрузки студента.
  5. Академические свободы вуза в определении содержания ВПО.
  6. Общие требования к списку специальностей (направлений) профобучения.
  7. Порядок, в соответствии с которым осуществляются разработка и утверждение нормативов по минимуму содержания и уровню подготовки студентов по конкретным профессиям.
  8. Правила госконтроля соблюдения требований госстандарта высшего профобразования.

С 2013 г. в соответствии с ФЗ №273 должны устанавливаться более прогрессивные нормативы. Новые стандарты внедряются, кроме прочего, для направлений вузовского обучения, касающихся подготовки научно-педагогических работников. Нормативы также разрабатываются для дошкольного воспитания и развития. Для них ранее действовали государственные федеральные образовательные минимумы. Нормативы распространялись непосредственно на структуру программы дошкольного обучения.

Понятие образовательного стандарта

Среди прогрессивных направлений развития современного образования явно выделяется его стандартизация, вызванная определенными жизненными обстоятельствами и, прежде всего, необходимостью создания в стране единого педагогического документа, благодаря которому будет обеспечен целостный уровень общего образования, получаемого детьми в различных типах образовательных учреждений.

Само понятие «стандарт» в переводе с британского означает норму, эталон, общее мерило. Главное назначение стандартов состоит в такой организации и регулировке взаимоотношений и работы людей, которая ориентирована на создание продуктивных результатов, удовлетворяющих потребности общества.

Стандарт образования включает систему базовых характеристик, принимаемых в роли государственной нормы образованности, отражающей общественный эталон и учитывающей индивидуальные способности личности и системы образования для достижения этого идеала.

Стандартизация образования в развитых государствах мира осуществляется уже давно посредством разработки учебных планов и программ, установления особого уровня образования. Однако сам термин «стандарт» в отношении образования стал употребляться сравнительно недавно. Его появление связано не только с созданием единого государственного образовательного эталона, но и с обеспечиванием необходимого качества и уровня образования в различных учебных учреждениях.

В России федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) считается главным нормативным документом, отражающим смысл конкретной части Закона РФ «Об образовании ». Он развивает и конкретизирует такие понятия, как содержание, уровень и форма образования, обозначает средства обучения, показывает пути и методы измерения, анализа и оценки результатов обучения. Кроме того, ФГОС предъявляет минимальный перечень требований к подготовке выпускников.

Значимым критерием системы образования считается степень демократичности его стандарта, которая, прежде всего, характеризуется соответствием части образования, составленной уполномоченными на это государственными органами, с частью образования, самостоятельно определяемой учебными заведениями. Однако несмотря на это, в каждом отдельном учебном заведении содержание образования может варьироваться, то есть иметь небольшие отступления от установленной нормы.

Уровни образовательного стандарта

Закон РФ «Об образовании» гласит, что государство определяет только минимально требуемый уровень образования. Дополнение содержания образования сверх данной нормы относится к сфере ответственности непосредственно самих образовательных учреждений. В связи с этим в государственном стандарте общего среднего образования выделяются 3 уровня, отличающихся своей структурой и содержанием:

  • федеральный уровень,
  • национально-региональный уровень,
  • школьный уровень.

Федеральный уровень описывает те нормативы, соблюдение которых обеспечивает определение педагогической позиции России, ее места в образовательной области, а также включение каждой личности в систему мировой культуры.

Национально-региональный уровень имеет нормативы в сфере родного языка, литературы, искусства, географии, трудовой подготовки и т. д. Они определяются и находятся в зоне ответственности региональных органов власти.

Федеральный и национально-региональный уровни стандарта образования включают в себя такие важные нормативные аспекты, как:

  • описание содержания образования на всех этапах обучения, которые государство предоставляет учащимся в размере необходимой общеобразовательной подготовки;
  • минимальные требования к подготовке учащихся в масштабах указанного размера содержания образования;
  • наиболее оптимальный объем учебной нагрузки детей в зависимости от года обучения.

Школьный уровень описывает функционирование самого образовательного учреждения, его базовые образовательные характеристики. Кроме того, в стандарте указан тот объем содержания образования, который в полной мере и отражает специфику и тенденцию конкретного образовательного учреждения.

Значение образовательного стандарта

Четкое нормирование минимальных требований к общеобразовательной подготовке учащихся раскрывает возможности для дифференциации преподавания. Так возникают существенные предпосылки для разрешения противоречий между правами и обязанностями ученика: он должен выполнять государственные требования к уровню общего образования и при этом имеет право при наличии соответствующего стремления продвигаться в овладении содержанием образования дальше, достигать высоких результатов.

Школьник может ограничиться при изучении сложного либо нелюбимого предмета минимальными требованиями, а это, в свою очередь, освобождает его от дополнительной трудоемкой учебной нагрузки и дает возможность воплотить собственные интересы и способности. Поскольку информация о стандартах предоставляется в открытом доступе, это позволяет учащимся сознательно избирать персональную линию собственного развития.

Данный подход к содержанию общего образования в большей степени снимает неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение учащихся, дает возможность каждому учиться на наиболее посильном ему уровне, сформировывает позитивные мотивы учения и позволяет создать условия для настоящего полноценного развития ребенка.

Реализация главных функций федерального государственного образовательного стандарта поистине содействует:

  • обеспечиванию единства образовательной позиции в условиях существования самых разных типов образовательных учреждений;
  • формированию у учащихся положительной мотивации учения;
  • переходу к оценке результатов труда учителя на базе соответствия учебных достижений учащихся стандарту образования;
  • принятию обоснованных управленческих решений;
  • выделению в учебном процессе времени для занятий по выбору учащихся с учетом их возможностей, в соответствии с личными интересами и склонностями.

Государственный образовательный стандарт (назначение, структура)

Федеральные государственные образовательные стандарты - один из основных инструментов реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование. С принятием стандарта не только государство может требовать от ученика соответствующего образовательного результата. Ученик и его родители также вправе требовать от школы и государства выполнения взятых ими на себя обязательств. Относительно европейских и мировых стандартов образования, следует заметить, что «стирание границ» ведет к определенным обязательствам со стороны учебного заведения, которое гарантирует не просто успешное завершение обучения, но и получение высокооплачиваемой работы. С другой стороны, у обучающегося есть определенные гарантии, но и необходимость постоянно и качественно пополнять свои знания, проявляя себя, что очень важно - постоянно, как квалифицированный работник. Это предполагает постоянное повышение квалификации студента, стремление постоянно быть востребованным. В этом контексте стандарт - это средство обеспечения планируемого уровня качества образования. Будучи стабильным, в течение определенного диапазона времени, стандарт образования динамичен и открыт для изменений, отражающих меняющиеся общественные потребности и возможности системы образования по их удовлетворению.

Очевидно, что в настоящее время деятельность человека все больше становится принципиально инновационной. Растет активность человека во всех областях его деятельности. Процессы постоянного роста в образовательной сфере могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования - системы, ориентированной на новые образовательные результаты. В этой связи переход к ЕГЭ является определенным значимым этапом на пути совершенствования государственных образовательных стандартов Российской Федерации.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1. единство образовательного пространства Российской Федерации;

2. преемственность образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают требования к:

1. структуре основных образовательных программ;

2. условиям реализации основных образовательных программ;

3. результатам освоения основных образовательных программ.

Назначение и функции государственных образовательных стандартов нового поколения

Сегодня все более значимым становится развивающий потенциал образовательных стандартов, обеспечивающий развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования.

1. инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;

2. средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;

3. фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения), с одной стороны, и государства и общества - с другой;

4. одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Вместе с тем новая версия стандарта должна создать условия для более эффективной реализации традиционных функций стандартов как средства нормативно-правового регулирования деятельности системы образования.

1. обеспечение права на полноценное образование, которое заключается в обеспечении посредством стандарта гарантированных Конституцией РФ «равных возможностей» для каждого гражданина «получения качественного образования», т. е. уровня образования, представляющего необходимую основу для полноценного развития личности и возможности продолжения образования;

2. обеспечение единства образовательного пространства страны, которое представляет собой переход к многообразию образовательных систем и типов учреждений образования, требует наличия механизма регулирования, призванного стабилизировать систему образования в стране. Эту стабилизирующую и регламентирующую роль должны выполнять стандарты образования. Не ограничивая развития специфических региональных подходов, наличия различных видов школ, вариативных программ, образовательные стандарты фиксируют требования к результатам освоения основных общеобразовательных программ. Реальные образовательные программы конкретного образовательного учреждения по своему содержанию могут существенно различаться и по объему, и по глубине предлагаемой ими подготовки учащихся, но все они обязаны обеспечить реализацию и достижение требований стандартов. Это позволит обеспечить внутри страны гарантированное качество подготовки выпускников школы, на которое можно опереться при организации последующего обучения. Стандарт является важнейшим фактором решения многих демографических и социальных проблем в условиях возможной миграции населения, станет основой признания эквивалентности документов об образовании, полученных в различных регионах, и т. п.;

3. обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования;

4. критериально-оценочную, которая проистекает из сущности стандарта как ориентира, равняясь на который развивается система образования. Отдельные компоненты системы документов, обеспечивающих функционирование стандарта, несут в себе требования к содержанию образования, объему учебной нагрузки, процедурам оценки образовательных результатов выпускников, являются составной частью оценки образовательной деятельности педагогов, образовательных учреждений, системы образования в целом;

5. повышение объективности оценивания, реализация которой связана с возможностью коренной перестройки существующей системы контроля и оценки качества образовательных результатов на основе критериально-ориентированного подхода к оцениванию и использования системы объективных измерителей качества подготовки выпускников и эффективности деятельности образовательных учреждений, системы образования в целом, определяемых стандартом.

Получение достоверной информации о реальном состоянии дел в системе образования создаст условия для принятия обоснованных управленческих решений на всех уровнях - от учителя (выбор оптимальных методик, своевременная коррекция, дифференциация и индивидуализация обучения и др.) до руководителей народным образованием (разработка и принятие мер по улучшению состояния образования на региональном и федеральном уровнях, внесение изменений в программы и учебники, совершенствование организации и управления образованием).

Вместе с этим проводится разработка Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008., стр. 19:

1. примерных (базисных) образовательных планов и программ;

2. системы оценки соответствия содержания и качества подготовки обучающихся федеральным государственным образовательным стандартам в процессе аттестации выпускников в различных формах;

4. экспертизы учебников, учебного оборудования и средств обучения для общеобразовательной школы;

5. системы аттестации педагогических работников;

6. контрольных измерительных материалов для объективной оценки и мониторинга образовательных достижений обучающихся в рамках общероссийской системы оценки качества образования;

7. подходов и методики расчета механизмов бюджетного финансирования системы образования, тарификации педагогических кадров.

Таким образом, Государственные образовательные Стандарты в системе существующего законодательного поля системы образования становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования Сенашенко В. С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В. С. Сенашенко / / Alma mater. - 2008. - N 9. , стр. 14.

Введение государственных образовательных стандартов в систему обеспечения развития образования предусмотрено Законом РФ «Об образовании». В соответствии с законодательством Российской Федерации государственные образовательные стандарты выступают как важнейший нормативный правовой акт России, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы.

Существующие государственные образовательные стандарты на федеральном, региональном уровне и на уровне образовательного учреждения в соответствии с документом заменяются на федеральный государственный образовательный стандарт, который будет включать в себя требования к результатам освоения основных образовательных программ, осуществляемых учебным заведением.

При этом реализация программ высшего профобразования может осуществляться на основе образовательных стандартов и требований, самостоятельно устанавливаемых вузами федерального уровня, перечень которых утверждается Президентом РФ. Вместе с тем сохраняются право образовательного учреждения на формирование учебной программы, а также возможность органов управления образованием влиять на ее содержание с учетом региональных и национальных особенностей.

Новая структура стандарта включает в себя:

1. требования к результатам освоения основных образовательных программ (к общим, социальным, профессиональным компетенциям, а также знаниям, умениям и развитию личностных качеств обучающихся, обеспечивающим реализацию соответствующих компетенций);

2. требования к структуре основных образовательных программ, включающие требования к соотношению (объемам) составляющих основной образовательной программы (гуманитарная, естественнонаучная, математическая и др.), а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;

3. требования к условиям реализации основных образовательных программ (т. е. требования к обеспечению реализации основной образовательной программы).

Принципиальным отличием образовательных стандартов второго и третьего поколения должна стать их ориентация на результат образования. Образовательные результаты, выражающие собой, по существу, цели образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования.

Также в законе прописаны государственные требованиях к условиям реализации образовательного процесса

1. кадровое обеспечение - характеристика необходимой квалификации педагогических кадров;

2. финансово-экономическое обеспечение - параметры соответствующих нормативов и механизмы их исполнения;

3. материально-техническое обеспечение - общие характеристики инфраструктуры общего образования (включая параметры информационно-образовательной среды);

4. информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу общего образования и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.

Таким образом, введение федерального государственного образовательного стандарта позволит Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования:

1. обеспечить единство федеральных требований к образовательным программам и условиям их реализации на всей территории Российской Федерации, преемственность образовательных программ различных уровней образования и преемственность в исторически сложившейся культуре формирования образовательных программ;

2. повысить требовательность к разработке содержания образования образовательными учреждениями всех уровней, а также создать предпосылки для более объективного контроля за их деятельностью;

3. способствовать развитию академических свобод образовательных учреждений и учитывать особенности формирования образовательных программ подготовки научных и научно-педагогических кадров.

Все вышеотмеченное будет в конечном итоге способствовать повышению качества образования, конкурентоспособности российского образования на международном уровне и как следствие - качества жизни и благосостояния россиян.

Важной чертой развития образования в наше время является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.

Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем.

Для перехода на Европейский уровень образования, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения. Образовательные результаты, являющиеся также целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:

1. личностное развитие;

2. социальное развитие;

3. общекультурное развитие;

4. интеллектуальное развитие;

5. коммуникативное развитие.

Таким образом, Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.

И федеральные государственные требования обеспечивают:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ;

3) вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможность формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

4) государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2. Федеральные государственные образовательные стандарты, за исключением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения.

3. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к:

1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;

2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) результатам освоения основных образовательных программ.

4. Федеральными государственными образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования разрабатываются по уровням образования, федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования могут разрабатываться также по профессиям, специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования.

5.1. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного, начального общего и основного общего образования обеспечивают возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка.

6. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования.

7. Формирование требований федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ профессионального образования в части профессиональной компетенции осуществляется на основе соответствующих профессиональных стандартов (при наличии).

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Перечни профессий, специальностей и направлений подготовки с указанием квалификации, присваиваемой по соответствующим профессиям, специальностям и направлениям подготовки, порядок формирования этих перечней утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. При утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, может устанавливаться соответствие указанных в этих перечнях отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

9. Порядок разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений устанавливается Правительством Российской Федерации.

10. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования. Требования к условиям реализации и результатам освоения образовательных программ высшего образования, включенные в такие образовательные стандарты, не могут быть ниже соответствующих требований федеральных государственных образовательных стандартов.