Постоянство памяти описание картины. Тайный смысл картины "постоянство памяти" сальвадора дали


В начале августа 1929 года молодой Дали познакомился со своей будущей женой и музой Галой. Их союз стал залогом невероятного успеха художника, оказав влияние на все его последующее творчество, включая картину «Постоянство памяти».



Сальвадор Дали и Гала в Кадакесе. 1930 год. Фото: предоставлено ГМИИ им. А.С. Пушкина

История создания

Говорят, что Дали был слегка не в себе. Да, он страдал паранойяльным синдромом. Но без этого не было бы и Дали как художника. У него случался легкий бред, выражавшийся в появлении в сознании сновидных образовозарений, которые художник мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы (недаром он увлекался психоанализом), и яркий тому пример - история появления одной из самых знаменитых его работ «Постоянство памяти» (Нью-Йорк, Музей современного искусства).

Дело было летом 1931 года в Париже, когда Дали готовился к персональной выставке. Проводив гражданскую жену Галу с друзьями в кино, «я, - пишет Дали в воспоминаниях, - вернулся к столу (ужин мы завершили отменным камамбером) и погрузился в раздумья о растекающейся мякоти. Перед моим мысленным взором возник сыр. Я встал и, как обычно, направился в мастерскую - взглянуть перед сном на картину, которую писал. То был пейзаж Порт-Льигата в прозрачно-печальном закатном свете. На первом плане - голый остов оливы с обломанной веткой.

Я ощущал, что в этой картине мне удалось создать атмосферу, созвучную какому-то важному образу - но какому? Не имею ни малейшего понятия. Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально увидел решение: две пары мягких часов, они жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, к возвращению Галы, самая знаменитая из моих картин была закончена».

(1) Мягкие часы - символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине - это прошлое, настоящее и будущее. «Вы спросили меня, - писал Дали физику Илье Пригожину, - думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности. - Прим. ред. ). Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли. - Прим. ред. ). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».

(2) Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине - это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, - писал художник в автобиографии. - Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, - это свидетельство его беззащитности. Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

(3) Твердые часы - лежат слева циферблатом вниз - символ объективного времени.

(4) Муравьи - символ гниения и разложения. По словам Нины Геташвили, профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества, «детское впечатление от летучей мыши подранка, кишащей муравьями, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи. («Я любил ностальгически вспоминать это действо, которого на самом деле не было», - напишет художник в «Тайной жизни Сальвадора Дали, рассказанной им самим». - Прим. ред. ). На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же - признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.

(5) Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

(6) Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету (поэтому дерево изображено сухим).

(7) Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, - писал он, - в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой. - Прим. ред. )... Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых - стоит лишь чуть изменить угол зрения».

(8) Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

(9) Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков - древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

(10) Зеркало , лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

Художник

Сальвадор Дали

Великий испанский художник Сальвадор Филипе Хасинто Дали и Доменеч родился весной 1904 года, 11-го мая в 08 часов 45 минут...

Краткая биографическая справка

1904 11-го мая в Фигуэресе, Каталония, Испания родился Сальвадор Дали (Salvador Dali Domanech).
1910 Дали начинает посещать начальную школу "Непорочного Зачатия" Христианских Братьев.
1916 Летний отпуск с семейством Пичот. Дали впервые сталкивается с современной живописью.
1917 Испанский художник Нуньес обучает Дали методам оригинальной гравюры.
1919 Первая выставка в групповом показе в муниципальном театре в Фигуэресе. Дали - 15 лет.
1921 Смерть матери.
1922 Дали сдает приемный экзамен в Академию де Сан Фернандо в Мадриде.
1923 Временное исключение из Академии.
1925 Первая профессиональная сольная выставка в галерее Dalmau в Барселоне.
1926 Первая поездка в Париж и Брюссель. Встреча с Пикассо. Окончательное исключение из Академии.



Leda Atomica 1949

Сон, навеянный полетом пчелы 1943

Тайная вечеря 1955

Искушение святого Антония 1946


1929 Сотрудничество с Луи Бунюэлем в постановке фильма "Андалузский пес". Встреча с Гала Элюар. Первая выставка в Париже.
1930 Дали проживает с Гала в Порт - Лигат, Испания.
1931 Картина "Постоянство Памяти".
1934 Картина "Загадка Вильгельма Телля" ссорит Дали с группой сюрреалистов. Гражданский брак с Гала. Поездка в Нью-Йорк. Альберт Скира публикует 42 оригинальные гравюры Дали.
1936 Выставка в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Картины "Осень каннибализма", "Мягкие часы", "Предостережение гражданской войны".
1938 Беседа с больным Зигмундом Фрейдом в Лондоне. Дали принимает участие в международной выставке сюрреалистов в Париже.
1939 Окончательное исключенное из группы сюрреалистов в связи с нежеланием Дали поддерживать их политические мотивы.
1940 Дали и Гала эмигрируют в Америку где проживают в течение восьми лет, сначала в Вирджинии, затем в Калифорнии и Нью -Йорке.
1941 Ретроспективная выставка совместно с Миро в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
1942 Публикация автобиографии "Тайная Жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим".
1946 Участие в проекте фильма "Destino" Уолта Диснея. Участие в проекте фильмов Альфреда Хичкока. Картина "Искушение святого Антония".
1949 Картины "Leda Atomica" и Мадонна Порт - Лигат" (версия 1). Возвращение в Европу.
1957 Публикация двенадцати оригинальных литографий Дали, названных, "Страницы исканий Дон-Кихота из Ламанчи".
1958 Венчание Гала и Дали в Жироне, Испании.
1959 Картина "Открытие Америки Колумбом".
1962 Дали заключает десятилетнее соглашение с издателем Пьером Аргилле о публикации иллюстраций./>
1965 Дали заключает контракт с издательством Сиднея Лукаса (Sidney Lucas), Нью - Йорк.
1967 Приобретение замка Пубол(Pubol) в Жироне и его перестройка.
1969 Торжественное вселение в замок Pubol.
1971 Открытие Музея Сальвадора Дали в Кливленде, Огайо.
1974 Дали начинают беспокоить проблемы с здоровьем.
1982 Открытие Музея Дали в Санкт-Петербурге, Флорида. Смерть Гала в замке Pubol.
1983 Грандиозное экспонирование работ Дали в Испании, в Мадриде и Барселоне. Завершение занятий живописью. Последняя картина "Хвост Ласточки".
1989 23 января Дали скончался от паралича сердца. Он похоронен в склепе Музея Татро, в Фигуэресе, Испании.

Сальвадора Дали можно по праву назвать величайшим сюрреалистом. Потоки сознания, сновидений и реальности находили отображение во всех его работах. «Постоянство памяти» - одна из самых маленьких (24х33 см), но самых обсуждаемых картин. Это полотно выделяется глубоким подтекстом и множеством зашифрованных символов. А еще оно является самой копируемой работой художника.


Сам Сальвадор Дали рассказывал, что циферблаты на картине он создал за два часа. Его супруга Гала ушла в кино с друзьями, а художник остался дома, ссылаясь на головную боль. Находясь в одиночество, он рассматривал комнату. Тут внимание Дали привлек сыр камамбер, который они с Галой недавно ели. Он медленно таял на солнце.

Внезапно мастеру пришла в голову мысль, и он отправился в свою мастерскую, где на холсте уже был написан пейзаж окрестностей Порт-Лигата. Сальвадор Дали развел палитру и принялся творить. К моменту прихода супруги домой картина была готова.


На маленьком полотне скрыто немало аллюзий и метафор. Искусствоведы с удовольствием расшифровывают все загадки «Постоянства памяти».

Трое часов олицетворяют собой настоящее, прошлое и будущее. Их «тающая» форма – символ субъективного времени, неравномерно заполняющего пространство. Еще одни часы с копошащимися на них муравьями – это время линейное, которое поглощает само себя. Сальвадор Дали не раз признавался, что в детстве на него произвело сильное впечатление зрелище муравьев, кишащих на умершей летучей мыши.


Некий растекшийся объект с ресницами – это автопортрет Дали. Пустынный берег ассоциировался у художника с одиночеством, а высохшее дерево – с античной мудростью. Слева на картине можно рассмотреть зеркальную поверхность. Она может отражать как реальность, так и мир сновидений.


Через 20 лет взгляд на мир Дали изменился. Он создал картину под названием «Дезинтеграция постоянства памяти». По концепции она перекликалась с «Постоянством памяти», однако новая эпоха технического прогресса наложила отпечаток на мироощущение автора. Циферблаты постепенно распадаются, а пространство разбито на упорядоченные блоки и затоплено водой.

Сюжет

Дали как настоящий сюрреалист своей картиной погружает нас в мир снов. Суетливых, беспорядочных, мистических и в то же время кажущихся понятными и реальными.

С одной стороны, знакомые часы, море, скалистый пейзаж, высохшее дерево. С другой, их вид и соседство с другими, слабо идентифицируемыми предметами, оставляет в недоумении.

На картине трое часов: прошлое, настоящее и будущее. Художник следовал идеям Гераклита, который полагал, что время измеряется течением мысли. Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство.

Расплавленные часы Дали придумал, размышляя о камамбере

Твердые часы, кишащие муравьями, — это линейное время, которое само себя пожирает. Образ насекомых как символ гниения и разложения преследовал Дали с детства, когда он увидел, как насекомые копошились на тушке летучей мыши.

А вот мух Дали называл феями Средиземноморья: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

Художник изобразил себя спящего в виде расплывшегося объекта с ресницами. «Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта».

Сальвадор Дали

Дерево изображено сухим, потому что, как считал Дали, античная мудрость (символом которой это дерево и является) канула в Лету.

Пустынный берег — это крик души художника, который через этот образ говорит о своей опустошенности, одиночестве и тоске. «Здесь (на мысе Креус в Каталонии — прим. ред.), — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз… Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

При этом море — символ бессмертия и вечности. По мысли Дали, море идеально для путешествий, там время течет в соответствии с внутренними ритмами сознания.

Образ яйца как символа жизни Дали взял у древних мистиков. Последние считали, что из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

Слева горизонтально лежит зеркало. Оно отражает все, что пожелаешь: и мир реальный, и сновидения. Для Дали зеркало — символ непостоянства.

Контекст

По легенде, придуманной самим Дали, он создал образ текучих часов буквально за два часа: «Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленый сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена».

Гала: никто не сможет забыть эти мягкие часы, увидев их хотя бы раз

Через 20 лет картина была встроена в новую концепцию — «Дезинтеграция постоянства памяти». Культовый образ окружен ядерным мистицизмом. Мягкие циферблаты тихо распадаются, мир расчленен на четкие блоки, пространство находится под водой. 1950-е с послевоенной рефлексией и техническим прогрессом, очевидно, перепахали Дали.


«Дезинтеграция постоянства памяти»

Дали похоронен так, что по его могиле может пройтись любой желающий

Создавая все это разнообразие, Дали придумал и себя — от усов до истеричного поведения. Он видел, как много талантливых людей, которых не заметили. Поэтому о себе художник напоминал регулярно в самой эксцентричной из возможных манер.


Дали на крыше своего дома в Испании

Даже смерть Дали превратил в перфоманс: по завещанию, его должны были похоронить так, чтобы по могиле могли ходить люди. Что и было исполнено после его кончины в 1989 году. Сегодня тело Дали замуровано в пол в одной из комнат его дома в Фигерасе.

Тайный смысл картины "Постоянство памяти" Сальвадора Дали

Дали страдал паранойяльным синдромом, но без него не было бы и Дали как художника. У Дали случались приступы легкого бреда, который он мог переносить на холст. Мысли, посещавшие Дали во время создания картин, всегда были причудливы. История появления одной из самых знаменитых его работ «Постоянство памяти» является ярким тому примером.

(1)Мягкие часы — символ нелинейного, субъективного времени, произвольно текущего и неравномерно заполняющего пространство. Трое часов на картине — это прошлое, настоящее и будущее. «Вы спросили меня, — писал Дали физику Илье Пригожину, — думал ли я об Эйнштейне, когда рисовал мягкие часы (имеется в виду теория относительности). Я отвечаю вам отрицательно, дело в том, что связь пространства и времени давно была для меня абсолютно очевидной, поэтому ничего особенного в этой картине для меня не было, она была такой же, как любая другая… К этому я могу добавить, что я много думал о Гераклите (древнегреческий философ, который полагал, что время измеряется течением мысли). Именно поэтому моя картина носит название «Постоянство памяти». Памяти о взаимосвязи пространства и времени».

(2) Расплывшийся объект с ресницами. Это автопортрет спящего Дали. Мир на картине — это его сон, смерть объективного мира, торжество бессознательного. «Взаимосвязь между сном, любовью и смертью очевидна, — писал художник в автобиографии. — Сон это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта». По мнению Дали, сон освобождает подсознательное, поэтому голова художника расплывается, как моллюск, — это свидетельство его беззащитности. Только Гала, скажет он после смерти супруги, «зная мою беззащитность, упрятала мою отшельничью устричную мякоть в крепость-раковину, и тем уберегла».

(3) Твердые часы лежат слева циферблатом вниз — это символ объективного времени.

(4) Муравьи — символ гниения и разложения. По словам профессора Российской академии живописи, ваяния и зодчества Нины Геташвили, «детское впечатление от кишащей муравьями летучей мыши подранка, а также придуманное самим художником воспоминание о купаемом младенце с муравьями в заднем проходе на всю жизнь наделили художника навязчивым присутствием этого насекомого в его живописи.

На часах слева, единственных сохранивших твердость, муравьи также создают четкую циклическую структуру, повинуясь делениям хронометра. Однако это не заслоняет того смысла, что присутствие муравьев все же — признак разложения». По словам Дали, линейное время само себя пожирает.

(5) Муха. По словам Нины Геташвили, «художник именовал их феями Средиземноморья. В «Дневнике одного гения» Дали писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами».

(6) Олива. Для художника это символ античной мудрости, которая, к сожалению, уже канула в Лету и поэтому дерево изображено сухим.

(7) Мыс Креус. Этот мыс на каталонском побережье Средиземного моря, недалеко от города Фигераса, где родился Дали. Художник часто изображал его на картинах. «Здесь, — писал он, — в скальном граните воплощен наиважнейший принцип моей теории параноидальных метаморфоз (перетекания одного бредового образа в другой). Это застывшие, вздыбленные взрывом облака во всех своих бесчисленных ипостасях, все новых и новых — стоит лишь чуть изменить угол зрения».

(8) Море для Дали символизировало бессмертие и вечность. Художник считал его идеальным пространством для путешествий, где время течет не с объективной скоростью, а в соответствии с внутренними ритмами сознания путешественника.

(9) Яйцо. Как считает Нина Геташвили, Мировое Яйцо в творчестве Дали символизирует жизнь. Его образ художник позаимствовал у орфиков — древнегреческих мистиков. Согласно орфической мифологии из Мирового Яйца родилось первое двуполое божество Фанес, создавшее людей, а из двух половинок его скорлупы образовались небо и земля.

(10) Зеркало , лежащее горизонтально слева. Это символ переменчивости и непостоянства, послушно отражающий как субъективный, так и объективный мир.

Даже если вы не знаете, кто написал картину «Постоянство памяти», вы точно ее видели. Мягкие часы, сухое дерево, песочная коричневая цветовая гамма - узнаваемые атрибуты полотна сюрреалиста Сальвадора Дали. Дата создания - 1931 год, написана маслом на холсте ручной работы. Размер небольшой - 24х33 см. Место хранения - Музей современного искусства, Нью-Йорк.

Творчество Дали пропитано вызовом привычной логике, естественному природному порядку вещей. Художник страдал нарушением психики пограничного характера, приступами параноидального бреда, что отражалось на всех его работах. «Постоянство памяти» - не исключение. Картина стала символом переменчивости, зыбкости времени, содержит себе скрытый смысл, трактовать который помогают письма, записки, автобиография сюрреалиста .

Дали относился к полотну с особым трепетом, вкладывал личное значение. Такое отношение к миниатюрной работе, завершенной буквально за два часа - важный фактор, способствовавший ее по пулярности. Немногословный Дали после создания своих «Мягких часов» достаточно часто говорил о них, вспоминал историю создания в автобиографии, пояснял значение элементов в переписках, записях. Искусствоведы, собиравшие упоминания, благодаря этому полотну смогли проводить более глубокий анализ остальных работ известного сюрреалиста.

Описание картины

Образ плавящихся циферблатов знаком каждому, но детальное описание картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» вспомнят не все, а к некоторым важным элементам даже не станут присматриваться. В этой композиции имеют значение каждый элемент, цветовая гамма, общая атмосфера.

Написана картина коричневыми красками с добавлением голубых. Переносит на жаркое побережье - твердый скалистый мыс расположен на заднем плане, у моря. Около мыса можно рассмотреть яйцо. Ближе к среднему плану находится зеркало, перевернутое гладкой поверхностью вверх.


На среднем плане иссушенное дерево оливы, с обломанной ветки которого свисает гибкий циферблат часов. Рядом запечатлен образ автора - расплывшееся, словно моллюск, создание с закрытым глазом и ресницами. Поверх элемента расположились еще одни гибкие часы.

Третий мягкий циферблат свисает с угла поверхности, на которой произрастает сухое дерево. Перед ним - единственные твердые часы всей композиции. Они перевернуты циферблатом вниз, на поверхности задней части - многочисленные муравьи, образующие форму хронометра. Картина оставляет много пустых пространств, не требующих заполнения дополнительными художественными деталями.

То же изображение было взято за основу картины «Распад постоянства памяти», написанной в 1952-54 годах. Сюрреалист дополнил его другими элементами - еще одним гибким циферблатом, рыбой, ветками, большим количеством воды. Эта картина и продолжает, и дополняет, и противопоставляется первой.

История создания

История создания картины Сальвадора Дали «Постоянство памяти» такая же нетривиальная, как вся биография сюрреалиста. Летом 1931 года Дали находился в Париже, готовился открыть персональную выставку работ. Дожидаясь возвращения из кино Галы, своей гражданской жены, оказавшей огромное влияние на его творчество, художник за столом раздумывал о тающем сыре. Тем вечером частью их ужина стал сыр-камамбер, плавившийся под влиянием жары. Сюрреалист, мучаясь головной болью, посетил перед сном мастерскую, где работал над пляжным пейзажем, залитым закатным светом. На переднем плане полотна уже был изображен остов сухого оливкового дерева.

Атмосфера картины в сознании Дали оказалась созвучна другим важным образам. Тем вечером он представил, что с обломанной ветки дерева свисают мягкие часы. Работа над картиной была продолжена сразу же, несмотря на вечернюю мигрень. Заняла два часа. Когда Гала вернулась, самая знаменитая работа испанского художника была полностью завершена.

Супруга художника утверждала, что стоит один раз увидеть полотно, как забыть изображение не получится. Его созданию поспособствовали изменчивая форма сыра и теория создания параноидальных символов, ассоциирующаяся у Дали с видом на мыс Креус. Этот мыс кочевал от одного произведения сюрреалиста к другому, символизируя незыблемость личной теории.

Позднее художник переработал идею в новое полотно, получившее название «Дезинтеграция постоянства памяти». На ветке здесь висит вода, а элементы распадаются. Даже постоянные в своей гибкости циферблаты медленно плавятся, а окружающий мир делится на математически четкие точные блоки.

Тайный смысл

Для понимания тайного смысла полотна «Постоянство памяти», потребуется присмотреться к каждому атрибуту изображения по отдельности.

Символизируют нелинейное время, заполняющее пространство противоречивым течением. Для Дали была очевидной связь времени с пространством, он не считал эту идею революционной. Мягкие циферблаты связаны также с идеями философа античности Гераклита об измерении времени течением мысли. О греческом мыслителе и его идеях Дали думал, создавая картину, в чем признавался в письме физику Илье Пригожину.

Текучих циферблатов изображено три штуки. Это символ прошлого, настоящего и будущего, смешанных в единое пространство, говорящих об очевидной взаимосвязи.

Твердые часы

Символ постоянства течения времени, противопоставляемый мягким часам. Покрыты муравьями, ассоциирующимися у художника с тленом, смертью, разложением. Муравьи создают форму хронометра, повинуются структуре, не переставая символизировать тлен. Художника муравьи преследовали с детских воспоминаний и бредовых фантазий, навязчиво присутствовали повсюду. Дали утверждал, что линейное время пожирает себя самостоятельно, без муравьев в этой концепции обойтись он не мог.

Расплывшееся лицо с ресницами

Сюрреалистический автопортрет автора, погруженного в вязкий мир сновидений и человеческого бессознательного. Расплывающийся глаз с ресницами закрыт - художник спит. Он беззащитен, в бессознательном его ничто не сковывает. Формой напоминает моллюска, лишенного твердого скелета. Сальвадор говорил, что беззащитен, словно устрица без раковины, сам. Его защитной раковиной была Гала, умершая раньше. Сон назывался художником смертью реальности, поэтому мир картины становится от этого более пессимистичным.

Дерево оливы

Сухое дерево с обломанной веткой - оливковое. Символ античности, также снова напоминающий об идеях Гераклита. Сухость дерева, отсутствие листвы и оливок, говорит о том, что век античной мудрости прошел и забылся, канул в Лету.

Другие элементы

На картине также присутствует Мировое яйцо, символизирующее жизнь. Образ заимствован у древнегреческих мистиков, орфической мифологии. Море - бессмертие, вечность, лучшее пространство для любых путешествий в реальном и воображаемом мирах. Мыс Креус на каталонском побережье, неподалеку от родного дома автора - воплощение теории Дали о перетекании бредовых образов в другие бредовые образы. Муха на ближайшем циферблате - средиземноморская фея, вдохновлявшая античных философов. Горизонтальное зеркало позади - непостоянство субъективного и объективного миров.

Цветовая гамма

Превалируют коричневые песочные тона, создающие жаркую атмосферу. Им противопоставлены холодные голубые оттенки, смягчающие пессимистическое настроение композиции. Цветовая гамма настраивает на меланхоличный лад, становится основой ощущения печали, остающегося после просмотра картины.

Общая композиция

Анализ картины «Постоянство памяти» стоит закончить, рассмотрев общую композицию. Дали точен в деталях, оставляет достаточное количество пустого пространства, не заполненного объектами. Это позволяет концентрироваться на настроении полотна, находить собственный смысл, трактовать персонально, не «препарируя» каждый мельчайший элемент.

Размер холста небольшой, что говорит о личном значении композиции для художника. Вся композиция позволяет погрузиться во внутренний мир автора, лучше понять его переживания. «Постоянство памяти», также известное как «Мягкие часы» не требует логического разбора. Анализируя этот шедевр мирового искусства в жанре сюрреализма, требуется включать ассоциативное мышление, поток сознания.

Категория