Административно-правовое регулирование в социально-культурной сфере управления. Организация государственного управления в культурной сфере Вопросы управления в социально культурной сфере

управление социальный культурный общество

Понятие социально-культурной сферы

Под социально-культурной сферой понимается система разносторонних отношений между людьми, принимающими участие в социально-духовной жизни, широкий круг общественных (национальных, межнациональных, религиозных, творческих и т.д.) отношений, при которых удовлетворяются интересы людей и решаются их проблемы в области образования, науки, культуры и искусства, здравоохранения, социальной защищенности, проведения досуга, творческой деятельности и др.

Социально-культурная сфера, это и совокупность предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих производство, распределение, сохранение и организацию потребления товаров и услуг социально-культурного назначения, обеспечивая тем самым удовлетворение культурных потребностей населения.

Для понимания специфики управления социально-культурной сферой важно учитывать сложившуюся совокупность механизмов, посредством которых культурные факторы связываются с различными системами социальной действительности. В рамках объекта управления социально-культурной сферой особое значение приобретает характеристика двойственной природы ее потенциала, который представлен в виде двух взаимодействующих компонентов: социально-экономического и культурно-художественного.

Первый - социально-экономический потенциал - включает средства осуществления социально-культурной политики: материально-вещественную составляющую (сеть учреждений, их оборудование и оснащение, материально-техническое обеспечение), кадровые ресурсы и систему их поддержки, финансы и органы администрирования и управления. Экономической потенциал характеризуется также наличием потребительского рынка и конкуренцией, платежеспособностью и запросами населения, наличия у него свободного времени.

Культурно-художественный потенциал общества представляет собой накопленное им богатство культурных ценностей, определяющих духовное развитие населения, которое может быть представлено как материализованными предметами (картинами, памятниками истории и культуры, книгами, антиквариатом и т.д.), так и культурными традициями, устным народным творчеством, нравственными и эстетическими установками людей. Необходимым отметить, что условием формирования культурно-художественного потенциала является экономический потенциал.

По отношению к каждому из них существуют различные пределы управления. Взаимопроникновение этих двух систем, а также наличие между ними отношений контроля и обусловленности составляют основу для системы действий, активирующих управленческие решения.

Особенности государственного управления социально-культурной сферой в Российской Федерации

Согласно ст. 7 Конституции РФ, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство охраняет труд и здоровье людей, обеспечивает поддержку нетрудоспособных и пожилых граждан, развивает систему социальных служб, оказывающих медицинские, образовательные, культурные и другие услуги населению.

Государственное управление социально-культурной сферой представляет собой механизм реализации целей социальной и культурной политики, основанной на законодательно установленных императивах, определяющих реальный уровень жизни, социального благополучия, занятости населения, их социальной поддержки. Социальная политика государства - это целенаправленная деятельность государственных органов по управлению социально-культурной сферой общества, направленная на все более полное удовлетворение его нужд, повышение благосостояния населения и соблюдение основополагающих принципов социальной справедливости. Оно опирается на принципы: целеполагания; уменьшения рассогласования между заданным и фактическим значением управляемого параметра (отрицательная обратная связь); непрерывной циркуляции текущей информации о состоянии объекта управления, а также управляющей информации со стороны субъекта управления и замкнутости контура управления.

Характерные особенности организации управления СКС:

Направленность управления на реализацию конституционных прав граждан;

Децентрализация для более эффективного управления (стратегическое - на федеральном уровне, тактическое - на уровне субъектов РФ и непосредственное предоставление услуг гражданам на местном уровне);

Демократизация управления через вовлечение в него всех субъектов социально-культурных отношении.

Таким образом, управление в социально-культурной сфере основано на конституционном принципе приоритета прав и законных интересов человека.

Государственное управление в этой сфере общественной жизнедеятель-ности направлено на утверждение такого образа жизни граждан, который способствует полноценному развитию личности, на поддержание на должном уровне общественно-полезной активности и мотивации населения, на создание равных условий для удовлетворения интересов и потребностей разных групп населения и конкретно каждого человека, на формирование морально и психологически устойчивой, социально дееспособной и ответственной личности как основы здорового и благополучного общества.

К основным функциям государственного управления социально-культурной сферой относятся:

Создание благоприятных условий для воспроизводства населения страны, сохранения здоровья и работоспособности населения;

Организация профессиональной подготовки кадров для народного хозяйства;

Укрепление семьи и забота о подрастающем поколении;

Сохранение и приумножение культурного достояния;

Организация отдыха и досуга населения;

Создание благоприятных условий для занятий наукой, туризмом, спортом и т.д.

Значительное место в управлении социальной сферой принадлежит Правительству РФ, которое согласно ст. 16-17 ФКЗ «О Правительстве РФ», в сфере науки, культуры, образования:

Обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

Принимает меры по реализации трудовых прав граждан, разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

Обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики, принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

Содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства;

Принимает меры по реализации молодежной политики;

Разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы;

Обеспечивает проведение единой государственной политики в сфере образования и науки, определяет основные направления развития общего и профессионального образования, развитие системы бесплатного образования, разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

Обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение культурного наследия.

Каждое направление в социально-культурной сфере подведомственно конкретным государственным структурам и министерствам, которые в свою очередь организовывают и контролируют работу в своей сфере. В настоящее время государственное управление в социально-культурной сфере осуществляют министерства:

Министерство здравоохранения РФ;

Министерство труда и социальной защиты РФ;

Министерство образования и науки РФ;

Министерство культуры РФ.

В ведении каждого из них имеются федеральные службы и агентства.

Так, управление охраной труда и социальным обеспечением тех групп населения, которые нуждаются в защите со стороны государства осуществляет Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 №610, осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере демографии, труда, уровня жизни и доходов, оплаты труда, пенсионного обеспечения, включая негосударственное пенсионное обеспечение, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (кроме вопросов оплаты труда), социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей, опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, оказания протезно-ортопедической помощи, реабилитации инвалидов и проведения медико-социальной экспертизы, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Министерство осуществляет также координацию и контроль деятельности находящейся в его ведении Федеральной службы по труду и занятости, подведомственных федеральных государственных учреждений, в т.ч. медико-социальной экспертизы, унитарных предприятий, а также координацию деятельности Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ.

Одним из механизмов гармонизации отношений и сочетания общественных интересов является социальная защита - комплекс мер, осуществляемых государством в различных сферах деятельности, обеспечивающих доступ каждого члена общества к минимально необходимому комплексу социальных благ, способствующих преодолению социального неравенства и поддержке наиболее уязвимых слоев населения, семей, граждан.

В своей деятельности государственные органы в области социальной защиты руководствуются законами, устанавливающими государственные стандарты обслуживания населения, нуждающегося в социальной поддержке. На поддержку социально уязвимых групп населения - престарелых, инвалидов, безработных - выделяется средства через социальные внебюджетные фонды: фонд социального страхования, фонд медицинского страхования, пенсионный фонд, фонд занятости. В приоритетном порядке выделяются средства на реализацию федеральных программ: по социальной поддержке инвалидов, развитию социального обслуживания семьи и детей и т.д.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину право на охрану здоровья и медицинскую помощь, социальную защищенность в случае утраты здоровья. Органом государственного управления в области охраны здоровья граждан выступает Министерство здравоохранения Российской Федерации .

Охрана здоровья граждан - это совокупность мер экономического, правового, медицинского, противоэпидемического и санитарно-гигиенического характера, направленных на сохранение и укрепление здоровья человека, поддержание его долголетней активной жизни. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 №608 Минздрав РФ осуществляет функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемио-логического благополучия населения, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего, высшего, послевузовского и дополнительного медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.

Минздрав РФ осуществляет также координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения, Федерального медико-биологического агентства, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, согласно Конституции РФ, оказывается бесплатно за счет средств бюджета, страховых взносов и других поступлений.

Конституция РФ провозглашает также право каждого гражданина на образование, причем государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. При этом общее образование является обязательным. Право на получение бесплатного высшего образования осуществляется на конкурсной основе в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Конституция РФ провозглашает установление федеральных государственных образовательных стандартов и поддержку различных форм образования и самообразования, в т.ч. в негосударственных образовательных учреждениях. Реализация конституционного права на образование предусмотрена правовым актом - ФЗ «Об образовании» от 29.12.2012 №273-ФЗ.

Государственное управление в сфере образования осуществляет Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России), которое в соответствии с Постановлением, осуществляет функции по выработке о выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также по оказанию государственных услуг в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов, установок, центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности.

Цели деятельности Минобрнауки России:

1. Обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения как основы социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации в обществе.

2. Обеспечение текущих и перспективных потребностей экономики и социальной сферы в профессиональных кадрах необходимой квалификации, создание условий для развития непрерывного образования.

3. Создание условий для активного включения детей, обучающихся образовательных учреждений в экономическую, социально-политическую и культурную жизнь общества.

4. Создание условий для развития и эффективного использования научно-технического потенциала.

5. Создание условий для активизации инновационной деятельности.

Общие вопросы управления образованием отнесены к совместному ведению РФ и ее субъектов. Образование осуществляется в учреждениях различных типов: дошкольных; общеобразовательных; начального, среднего и высшего профессиональных; других учреждениях, осуществляющих образовательный процесс. Деятельность образовательных учреждений регулируется типовыми положениями и разработанными на их основе уставами, а также положениями о лицензировании, аккредитации и аттестации.

Конституция РФ предоставляет каждому гражданину право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры и доступ к культурным ценностям; гарантирует свободу литературного, художественного и других видов творчества и преподавания; обеспечивает охрану законом интеллектуальной собственности.

Государственное управление в области культуры осуществляет Министерство культуры РФ , которое в указанной сфере ведет выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование. Приоритетные направления государственного управления в сфере культуры определены «Основами законодательства Российской Федерации о культуре». К главным целям относятся: предоставление для всех без исключения граждан возможностей творческого развития и доступа к культурным ценностям, создание условий для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих в Российской Федерации, развитие творческого потенциала российского общества и охрана историко-культурного наследия.

Государственное управление культурой осуществляется на основе взаимодействия органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Исполнительные органы субъектов РФ участвуют в реализации федеральных и региональных программ с учетом местных и национальных особенностей; содействуют развитию культуры в муниципальных образования; формируют территориальные органы государственного регулирования в области культуры; создают организации культуры соответствующего подчинения и т.д.

Кроме того, министерство культуры взаимодействует с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, творческими союзами, другими общественными организациями, деятелями культуры, как самостоятельно, так и через органы управления культурой, созданных в субъектах РФ, в чьем непосредственном ведении находятся большинство объектов культуры.

Таким образом, социально-культурная сфера рассматривается как подсистема общества, выполняющая функцию воспроизводства социальных субъектов путем их включения в целенаправленный процесс социально-культурной деятельности.

Это комплекс отраслей народного хозяйства страны, сектор реальной экономики, производящий блага и услуги, предназначенные для жизнеобеспечения населения как народа с собственной культурой, трудовой, семейно-бытовой и досуговой жизнедеятельности, социальное предназначение которых предопределяет социальную заданность профиля его отраслей.

К данной сфере относятся: просвещение, образование, культура, здравоохранение, физкультура и спорт, социальная работа и др. Каждая из отраслей структурно образуется из низовых звеньев (предприятий, учреждений, организаций и т.п.), ресурсы которых организованы в соответствии с социально-заданным профилем отрасли, а в совокупности представляют собою целостную систему ресурсов социально-культурной сферы.

Под управлением понимается система деятельности, обеспечивающей успешное функционирование самых различных социальных институтов - организаций, призванных осуществлять некоторую социально-значимую деятельность.

Деятельность в социально-культурной сфере осуществляется организациями, учреждениями, предприятиями различной ведомственной принадлежности (государственными, муниципальными, частными, общественными организациями) и формы собственности, а также частными лицами. Далее, фирма - любое учреждение социально-культурной сферы.

Управление в социально-культурной сфере представляет для нас особый интерес.

Во-первых, потому что в его технологическом содержании раскрывается все богатство менеджмента вообще - как уже говорилось, в сфере культуры действуют самые различные фирмы.

Во-вторых, перспективы такого рассмотрения важны для уяснения возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности. Главная особенность управления в социально-культурной сфере заключается в том, что деньги в этой сфере зарабатываются преимущественно не на основе простой коммерции, а на основе привлечения средств заинтересованных доноров: спонсорства, патронажа, благотворительности.

В-третьих, еще более очевидно другое обстоятельство - нарастание требований компетентности специалистов и работников социально-культурной сферы.

Обычно специфику управления в сфере культуры связывают с особенностями "духовного производства". "Продукты" такой деятельности носят не столько вещественный характер, сколько связаны с феноменами сознания (восприятия, понимания, и т.д.), не поддаются непосредственному прямому счету, складированию.

Их производство зачастую совпадает с их потреблением (просмотр спектакля, кинофильма, прослушивание концерта, чтение книги и т.д. Книга, которую не читают, картина, которую не смотрят и т.п., не являются художественными ценностями).

Более того, в отличие от продуктов материального производства, уничтожаемых в процессе потребления (сапоги снашиваются, яблоки съедаются), культурные ценности в процессе потребления наращивают свою ценность (чем больше людей прочитало книгу, видело картину, слышало концерт и т.п., - тем выше их социальная значимость).

Однако под услугами в сфере культуры теперь уже можно и нужно понимать не только услуги непосредственно посетителям, но и донорам, готовым выделять средства и поддерживать эту деятельность. Сфера культуры - сфера преимущественно некоммерческой деятельности. Главная особенность менеджмента в сфере культуры заключается в том, что деньги в этой сфере появляются преимущественно не на основе коммерции, а на основе привлечения средств, вовлечения интересов самых различных сил и инстанций: органов власти, ведающих бюджетными средствами, спонсоров, благотворительных организаций и прочих доходов. Некоммерческая деятельность не означает "непривлекательная" для бизнеса. Во всем мире некоммерческий сектор - один из наиболее интенсивно развивающихся секторов экономики.

Более того, некоммерческая деятельность имеет более общий характер, она может включать в себя коммерческую как свою часть. Например, музей может заниматься предпринимательской деятельностью, открывать производство сувениров, типографию, ремонтные мастерские и т.п.


Культурно-воспитательная функция относится к числу важнейших внутренних функций государства.
Ее реализация включает создание и поддержание благоприятных условий и возможностей для получения каждым гражданином образования, соответствующего принятым в государстве стандартом.
Важность данной функции обусловливается тем, что в настоящее время без образования немыслимо активное участие граждан в общественной жизни, в производстве, во всех сферах государственной деятельности.
Образование представляет собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства.
Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня (образовательного ценза), который удостоверяется соответствующим документом.
Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством в качестве общедоступных и бесплатных им гарантируются следующие виды образования: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее и начальное профессиональное, а на конкурсной основе - среднее профессиональное, высшее профессиональное и послевузовское профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Основное общее образование является обязательным.
Управление образованием представляет собой исполнительную и распорядительную деятельность компетентных органов, направленную на непосредственное осуществление государственной политики в области образования.
Правовую основу управления в области образования составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. "Об образовании" (в ред. Федерального закона от 13 января 1996 г.), Федеральный закон Российской Федерации от 22 августа 1996 г. "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", принимаемые в соответствии с ними другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области образования, положения об органах управления образованием, уставы образовательных учреждений и другие акты местного, локального значения. Образование в Российской Федерации осуществляется также в соответствии с нормами международ-ного права.
Общие вопросы образования отнесены Конституцией Российской Федерации к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Определенной компетенцией в этой области наделены и органы местного самоуправления.
В соответствии с этим строится и система органов управления образованием, которая включает:
1. Государственные органы, которые в свою очередь подразделяются
на:
а) федеральные органы управления образованием;
б) ведомственные органы управления образованием Российской Фе-дерации и ее субъектов;
в) органы управления образованием субъектов Российской Федерации.
2. Муниципальные органы.
Государственные органы управления образованием создаются решением соответствующего органа исполнительной власти по согласованию с соответствующим законодательным (представительным) органом государ-ственной власти. Муниципальные органы управления образованием могут создаваться по решению соответствующих органов местного самоуправле-ния.
Главной задачей всех органов управления образованием является обеспечение Федеральной программы развития образования, государственных образовательных стандартов и функционирования системы образования на уровне государственных нормативов.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации - федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием в масштабе страны. В качестве главной задачи оно призвано обеспечивать осуществление государствен-ной политики в этой области.
Основными задачами и функциями данного министерства являются: формирование стратегии всех видов образования, определение его содержания; разработка и контроль исполнения компонентов государственных образовательных стандартов в сфере образования, содействие развитию национально-региональных компонентов государственных стандартов; согласование нормативных актов министерств и ведомств в области образования; подготовка специалистов педагогического среднего, высшего и послевузовского образования в соответствующих образовательных учреждениях; разработка перечней профессий, направлений и специальностей, по которым осуществляется профессиональное обучение и подготовка; создание единой системы оценки и государственная оценка качества учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях; установление порядка лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений; развитие материально-технической и экспериментально- производственной базы учебного процесса и научных исследований; орга-низация и развитие международного сотрудничества в области образова-ния и др.
Органы управления образованием субъектов Российской Федерации весьма многочисленны и существенно отличаются по своему статусу и организационным формам управления. В республиках, входящих в состав Российской Федерации, таковыми являются министерства или комитеты, в других субъектах - департаменты, главные управления, управления или отделы образования.
Характерная особенность правового положения этих органов заключается в том, что на соответствующей территории они являются единственными специализированными органами, комплексно реализующими государственную политику в области образования.
Муниципальные органы управления образованием реализуют государственную политику данной области на территориях, где осуществляется местное самоуправление. Компетенция этих органов производна от компетенции органов самоуправления в области образования.
В соответствии с действующим законодательством к исключительной компетенции органов местного самоуправления в области образования относится:
планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, образо-вательных учреждений;
формирование местных бюджетов в части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования;
обеспечение гражданам, проживающим на соответствующих территориях, возможности выбора общеобразовательного учреждения;
создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений;
создание и ликвидация муниципальных органов управления образованием и самоуправляемых школьных округов, определение их структуры и полномочий;
назначение и увольнение по согласованию с государственными органами управления образованием руководителей местных органов управления образованием;
назначение руководителей муниципальных образовательных учреждений (если иное не предусмотрено типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов или решением органа местного самоуправления);
использование государственных и муниципальных образовательных учреждений, объектов культуры и спорта в интересах образования:
установление дополнительных налогов и льгот, стимулирующих развитие образования и др.
Образовательная деятельность осуществляется в образовательных учреждениях, которыми в соответствии с Законом об образовании явля-ются учреждения, осуществляющие образовательный процесс, т.е. реали-зующие одну пли несколько образовательных программ и (пли) обеспечи-вающие содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
Образовательные учреждения являются юридическими лицами.
По своим организационно-правовым формам они могут быть госу-дарственными, муниципальными и негосударственными (частными, учре-ждениями общественных и религиозных организаций, объединений).
Действие законодательства Российской Федерации в области образо-вания распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Законом об образовании предусмотрены следующие типы образовательных учреждений: дошкольные; общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования; дополнительного образования взрослых; специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; дополнительного образования; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей); дополнительного образования детей.
Соответственно перечисленным типам выделяются виды образовательных учреждений:
общеобразовательные - начальные, основные, средние школы, в том числе с углубленным изучением предметов, лицеи гимназии;
начального профессионального образования - профессиональные учи-лища; профессиональные лицеи - центры непрерывного профессионально-го образования; учебно-курсовые комбинаты (пункты); учебно- производственные центры, технические школы, вечерние (сменные) и дру-гие образовательные учреждения данного уровня;
среднего специального образования - техникумы (училища, школы); колледжи; техникумы-предприятия (учреждения);
высшего профессионального образования - университеты, академии, институты, колледжи.
Административно-правовое положение государственных и муници-пальных образовательных учреждений определяется типовыми положе-ниями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, и разрабатывае-мыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.
Особая роль при этом принадлежит таким важнейшим элементам системы образования, как государственные образовательные стандарты и преемственные образовательные программы различного уровня и направ-ленности.
Государственные образовательные стандарты включают федеральный и национально-региональный компоненты.
Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов определяют: а) обязательный минимум содержания основных обязательных программ; б) максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; в) требования к уровню подготовки выпускников. Федеральные компоненты государственных образовательных стандартов могут дополняться национально-региональными.
Образовательные стандарты устанавливаются уполномоченными органами исполнительной власти применительно к типам образовательных учреждений и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности).
Они служат основой для объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.
Образовательные программы, реализуемые в Российской Федерации, определяют содержание образования определенного уровня и направленности.
Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, каждые из которых в свою очередь делятся на основные и дополнительные.
Важную роль в реализации единой государственной политики играют лицензирование, аккредитация и аттестация образовательных учреждений.
Лицензирование представляет собой выдачу документа (лицензии), подтверждающего право на осуществление образовательной деятельности.
Лицензия выдается государственным органом управления образованием или по его поручению органом местной самоуправления по месту нахождения образовательного учреждения на основании заключения экспертной комиссии. Она может быть выдана только при соответствии условии.осуществления образовательного процесса (состояния материально- технической базы соблюдения санитарно-гигиенических норм, укомплектованности необходимыми кадрами и т.п.), предъявляемым к образовательным учреждениям и установленным государственным и местным требованиям. В лицензии фиксируются соответствующие контрольные нормативы, предельная численность контингента обучающихся либо воспитанников, а также срок ее действия.
Аккредитация - это процедура признания государственного статута (типа и вида) образовательного учреждения, осуществляемая на основе обследования его характеристик согласно классификационным признакам, установленным соответствующими типовыми положениями об образовательных учреждениях.
Государственная аккредитация проводится уполномоченными органами управления образованием (при участии заинтересованных министерств и ведомств) на основании заявления образовательного учреждения и заключения по его аттестации.
По ее положительным итогам выдается свидетельство о государственной аккредитации, подтверждающее право и способность данного образовательного учреждения осуществлять свою деятельность на официально признанном уровне.
С момента получения такого свидетельства образовательное учреждение приобретает ряд прав, в том числе на выдачу своим выпускникам документа об образовании государственного образца, на пользование печатью с изображением государственного герба Российской Федерации, на включение в схему централизованного государственного финансирования.
Аттестация позволяет установить соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений требованиям государственных образовательных стандартов.
Условием аттестации образовательного учреждения являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трех последних лет.
Аттестация образовательного учреждения, как правило, проводится один раз в пять лет государственной аттестационной службой или по ее поручению другими органами. Особый порядок предусмотрен для аттестации образовательных учреждений некоторых типов: дошкольных; специальных (коррекционных) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии; детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей).
Важность аттестации состоит также и в том, что по результатам образовательное учреждение может быть лишено государственной аккредитации.
Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.
Так, Типовое положение о государственном высшем учебном заведении устанавливает, что общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет, возглавляемый ректором.
Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза.
Порядок выбора первого состава ученого совета определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся.
В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вузов, общественных организаций.
Непосредственное управление деятельностью государственного вуза осуществляет ректор, занимающий эту должность в порядке, определяемом уставом вуза в соответствии с Законом об образовании.
Ректор в пределах своих полномочий издает приказы и распоряжения, обязательные для всех работников и обучающихся в вузе.
Масштаб деятельности вуза обусловливает его структуру, основными элементами которой являются факультеты, кафедры, иные подразделения и службы (учебная часть, секретариат, отдел кадров и др.). В зависимости от структуры вуза и в соответствии с уставом в отдельных его подразделениях (факультетах, отделениях и др.) также могут создаваться ученые советы.
Деятельностью факультета руководит декан факультета, который избирается ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание, в порядке, определяемом уставом вуза.
Кафедра является основным звеном вуза, непосредственно осуществляющим учебную, учебно-методическую и научно-исследовательскую работу. Она возглавляется заведующим кафедрой.
Кафедры играют ведущую роль в проведении воспитательной работы с обучаемыми.
Наука как элемент общественного сознания и специфический вид творческой общественной деятельности, познавая многообразие окружающей действительности, генерирует не только новые концепции, идеи, но и формирует теоретико-методологическую основу преобразования социальной практики.
Усложнение проблем социального развития, усиливающиеся взаимо-связи и взаимозависимости общественных явлений вызвали кардинальные изменения в характере познавательной деятельности: получили развитие процессы дифференциации и интеграции наук, сближения естественных, технических наук с науками гуманитарными, а в итоге взаимопроникнове-ния, взаимодополнения различных отраслей научного знания стало воз-можным решать проблемы комплексно, получать качественно новые ре-зультаты.
Согласно п. "е" ст. 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы науки находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, но Федерация проводит единую государственную политику в области НТП, использования на практике достижений науки и техники, управляет государственными научными учреждениями федерального значения.
Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст.94 Конституции Российской Федерации) определяет экономическую основу единой государственной политики в области развития науки и в обязательном порядке рассматривает законодательные акты, касающиеся федерального бюджета, федеральных налогов, финансового регулирования (ст. 106 Конституции Российской Федерации).
Непосредственное проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области науки обеспечивает Правительство Российской Федерации (п. "в" ст. 114 Конституции Российской Федерации), которое как орган общей компетенции осуществляет исполнение соответствующих статей федерального бюджета, контролирует реализацию государственных программ поддержки науки, координирует работу отраслевых федеральных органов исполнительной власти в сфере науки, утверждает Положения об этих органах, определяет их обязанности и права.
Межотраслевые органы управления наукой в своей деятельности ру-ководствуются Конституцией Российской Федерации, Законом Россий-ской Федерации "Об образовании" в редакции Федерального закона Рос-сийской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об образовании" от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ. Федеральными законами "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" от 22 августа 1996 г. № 124-ФЗ, "О науке и государственной научно-технической политике" от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ и иными за-конодательными актами Российской Федерации, указами и постановле-ниями Президента Российской Федерации, а также утверждаемыми Прави-тельством Российской Федерации Положениями об органах управления наукой.
Межотраслевое управление наукой возложено на Государственный комитет Российской Федерации по науке и технологиям, который как федеральный орган исполнительной власти обеспечивает формирование и практическую реализацию государственной научно-технической политики, осуществление мер по сохранению и развитию научно-технического потенциала России.
Основными задачами Государственного комитета Российской Федерации по науке и технологиям являются:
анализ развития науки и техники;
организация научно-технического прогнозирования, выбор и оценка приоритетных направлений развития науки и техники. разработка и применение организационно-экономических механизмов реализации вы-бранных приоритетов;
разработка государственных научно-технических программ и проектов, методическое руководство подготовкой региональных и межотраслевых научно-технических программ, а также предложений по правовому обеспечению развития науки и техники, государственной политики в области научной и инновационной деятельности, социальной защиты научных работников:
формирование информационной структуры в области науки и техники, обеспечивающей сбор, систематизацию, обработку научно- технической информации и передачу ее заинтересованным учреждениям, организациям и специалистам на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст.ст.7, 39, 41) государство охраняет труд и здоровье людей; обеспечивает поддержку семьи, материнства, отцовства и детства инвалидов и пожилых граждан; развивает систему социальных служб, устанавливает государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; поощряет дея-тельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию фи-зической культуры и спорта, экологическому и санитарно- эпидемиологическому благополучию.
Здравоохранение, физическая культура и спорт, туризм и социальная защита граждан являются важнейшими отраслями государственного управления в социально-культурной сфере.
Охрана здоровья людей (в широком, общесоциальном смысле) представляет собой совокупность мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, санитарно- гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.
При этом государство гарантирует охрану здоровья каждого гражданина в соответствии с внутренним законодательством, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Охрана здоровья граждан в узком смысле заключается в принятии медицинских мер профилактики заболеваний, оказании медицинской помощи, поддержании оптимального состояния общественной гигиены и са-нитарии.
Реализация этих мер осуществляется самостоятельной системой специализированных учреждений и органов, для которых охрана здоровья граждан является их основным назначением и основным видом деятельности.
Управление деятельностью этих учреждений и органов образует самостоятельную отрасль государственного управления в социально- культурной сфере - здравоохранение.
Координация вопросов здравоохранения относится к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Детальное распределение компетенции по этим вопросам между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Социальная защита граждан - одна из важнейших функций госу-дарства.
Именно поэтому Конституция Российской Федерации (ст. 7) провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Деятельность государства по практической реализации этой политики протекает в рамках самостоятельной отрасли управления социально-культурной сферой, именуемой "социальная защита граждан ".
Основными формами и одновременно конституционными гарантиями социальной защиты граждан являются: охрана труда и здоровья людей; гарантированный минимальный размер оплаты труда; государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; развитие и функционирование системы социальных служб; установление и выплата государственных пенсий и различных со-циальных пособий.
Эти формы, а также деятельность государства по их осуществлению и составляют содержание управления социальной защитой граждан.
Общее руководство рассмотренными отраслями социально- культурной сферы осуществляют Президент и Правительство Российской Федерации.
Так, Президент Российской Федерации, определяя в соответствии с Конституцией Российской Федерации основные направления внутренней политики государства, издает соответствующие указы, которыми регулируются общественные отношения в области здравоохранения, физической культуры и спорта, туризма и социальной защиты граждан. Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой государственной политики в социально-культурной сфере; разрабатывает и утверждает федеральные программы развития здравоохранения, физической культуры, спорта, туризма и социального обеспечения; принимает меры по их практической реализации; осуществляет правовое регулирование связанных с этим вопросов и многое другое.
Конституция Российской Федерации и Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан закрепляют сложную и неоднородную, с организационно-правовой точки зрения, систему здравоохранения, в которой в свою очередь в качестве самостоятельных элементов выделяются государственная, муниципальная и частная системы (вернее - подсистемы) здравоохранения.
Государственная, система здравоохранения охватывает органы управления здравоохранением Российской Федерации и ее субъектов, а также находящихся в государственной собственности лечебно- профилактические учреждения, фармацевтические предприятия, аптечные и иные учреждения, осуществляющие соответствующую деятельность в рассматриваемой отрасли.
Муниципальную систему здравоохранения составляют муниципальные органы управления охраной здоровья граждан и находящиеся в муниципальной собственности учреждения и предприятия, в основном аналогичные тем, которые входят в государственную систему здравоохранения.
Частная система здравоохранения включает лечебно- профилактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лиц, занимающихся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.
Непосредственное государственное руководство здравоохранением возложено на систему специализированных органов исполнительной власти, которую образуют: Министерство здравоохранения Российской Федерации; соответствующие министерства республик, входящих в состав Российской Федерации; органы управления здравоохранением иных субъектов Федерации - департаменты, комитеты, главные управления, управления, отделы и т.п.
Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) - федеральный орган исполнительной власти, призванный обеспечивать в масштабе страны проведение государственной политики в области здравоохранения.
Основными задачами Минздрава России являются: разработка основ государственной политики, целевых и государственных научно- технических программ по развитию здравоохранения, профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, обеспечению населения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; контроль за качеством предоставляемой населению медицинской помощи, медицинской и фармацевтической продукции; организация лицензирования и сертификации медицинской и фармацевтической деятельности; разработка нормативов и стандартов в области здравоохранения и контроль за их соблюдением; обеспечение санитарно-гигиенического и эпидемиологического благополучия населения и др.
Основными задачами данного министерства являются: разработка и реализация федеральных и отраслевых программ по вопросам труда, занятости и социальной защиты населения; разработка в пределах своей компетенции социальных норм, нормативов и стандартов; организация государственного пенсионного обеспечения; создание и развитие государственной системы социального обслуживания населения, содействие созданию и развитию муниципальных, частных и иных служб, осуществляющих социальное обслуживание населения; организация социальной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и ветеранов; участие в урегулировании вопросов, связанных с лицензионной деятельностью в сфере социального обслуживания населения; обеспечение контроля за правильным и единообразным применением законодательства Российской Федерации в области труда и социальной защиты и др.
Федеральная миграционная служба России играет важную роль в осуществлении государственной политики по социальной защите граждан.
В ее компетенцию входит: разработка проектов федеральных и миграционных программ и обеспечение их реализации; распределение средств, выделяемых из федерального бюджета на решение проблем миграции; организация приема и временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории Российской Федерации; оказание им содействия в обустройстве на основном месте жительства, защита прав мигрантов; подготовка предложении по совершенствованию законодательства в области миграции, контроль за его соблюдением и др.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 декабря 1995 г. "Об основах социального обслуживания населения в Рос- сийской Федерации" социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму играет важную роль в реализации государственной политики в охране здоровья населения. В соответствии с Основами зако-нодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте, дру-гими законодательными и подзаконными нормативными актами компе-тенция этого федерального органа исполнительной власти охватывает: разработку и реализацию целевых федеральных государственных про-грамм развития физической культуры, спорта и туризма; разработку госу-дарственных нормативов финансирования физической культуры, спорта и туризма; прямое финансирование деятельности подведомственных пред-приятий, учреждений и организаций физической культуры, спорта и ту-ризма федерального значения;
Большую роль в обеспечении санитарно-эпидемиологического благополучия населения играет государственный санитарно- эпидемиологический надзор, который представляет собой деятельность органов и санитарно-профилактических учреждении, направленную на профилактику заболеваний людей путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений санитарного законодательства Российской Федерации.
Содержание санитарно-эпидемиологического надзора включает: наблюдение, оценку и прогнозирование здоровья населения в связи с состоянием среды обитания; выявление причин и условий инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний; разработку обязательных для исполнения предложений по проведению мероприятий, обеспечивающих санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; контроль за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением санитарного законодательства организациями и гражданами; пресечение санитарных правонарушений и привлечение к ответственности лиц, их со-вершивших; ведение государственного учета инфекционных, профессио-нальных и массовых инфекционных заболеваний и отравлений населения в связи с неблагоприятным влиянием на здоровье человека факторов среды его обитания, а также санитарной статистики.
Данный вид государственного надзора осуществляется системой подведомственных Минздраву России органов и учреждений санитарно- эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, горо-дах, районах, а также на водном и воздушном транспорте.
Разновидностью данного государственного надзора является ведом-ственный санитарно-эпидемиологический надзор, который осуществля-ется отдельными министерствами и ведомствами а отношении подведом-ственных им объектов.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на участие в культурной жизни и пользования учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.
Под культурой в широком смысле слова принято понимать социально-культурный облик общества - состояние в нем науки, искусства, образования, просветительский работы и т.д. Содержание культуры составляют культурные ценности: нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения; языки, диалекты и говоры; национальные традиции и обычаи; фольклор, художественные промыслы и ремесла; произведения культуры и искусства; имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии; уникальные в историко-культурном отношении территории, объекты и др.
Вместе с тем эта единая по содержанию отрасль делится на подот-расли культуры: искусство (художественная литература, кинематография, сценическое, пластическое, музыкальное, архитектура и другие его виды и жанры); художественные народные промыслы и ремесла, фольклор, обы-чаи и обряды; самодеятельное художественное творчество; музейное дело и коллекционирование; книгоиздание и библиотечное дело; телевидение и радиовещание; эстетическое воспитание, художественное образование, пе-дагогическая деятельность в этой области.
Федеральные органы исполнительной власти осуществляют прямое финансирование организаций культуры, находящихся в федеральном ведении, создают и ведут Свод памятников истории н культуры Российской Федерации, координируют внешнюю политику в области культурного сотрудничества, регулируют вывоз и ввоз культурных ценностей и т.д. Так, Правительство Российской Федерации разрабатывает федеральные госу-дарственные программы сохранения и развития культуры, осуществляет контроль за реализацией федеральными органами исполнительной власти государственной политики в области культурного развития, обеспечивает поддержку развития культуры и сохранение особо ценных объектов куль-турного наследия общегосударственного значения, организует выявление, учет и охрану памятников культуры, обеспечивает доступность для граж-дан культурной деятельности и культурных ценностей и т.д.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации участвуют в определении республиканской и территориальной культурной политики, формируют территориальные и иные органы государственного регулирования культурной деятельности и организации культуры соответ-ствующего подчинения, создают фонды развития культуры, устанавливают местные налоги и сборы на цели культурного развития, осуществляют ме-ждународные культурные связи и т.д.
Действующее законодательство обязывает органы государственной власти и управления Российской Федерации и ее субъектов учитывать культурные аспекты во всех государственных программах экономического, экологического, социального и национального развития.
Таким образом, управление культурой - это исполнительная и распорядительная деятельность компетентных государственных органов в целях реализации политики государства в области культурного развития, практического осуществления культурно-воспитательной функции государства.
Правовые основы управления данной отраслью составляют: Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре", законодательные акты Российской Федерации и ее субъектов, иные правовые акты государственных органов, принятые по вопросам управления культурой.
Органы управления культурой образуют единую систему, которая включает: Министерство культуры Российской Федерации, министерства культуры республик, входящих в состав Российской Федерации, и соответствующие им органы управления культурой иных субъектов федерации; Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии, Государственный комитет Российской Федерации по печати, Федеральную службу России по телевидению и радиовещанию и соответствующие им органы управления субъектов федерации.
Министерство культуры Российской Федерации (Минкулътуры России) - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную политику в области культуры. Его главными задачами являются: создание условий для сохранения и развития культуры всех народов, проживающих на территории Российской Федерации; реализация государственной политики в области охраны и популяризации историко- культурного наследия Российский Федерации; координация международных культурных связей: обеспечение государственной поддержки профес-сионального искусства и др.
Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии (Госкино) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим регулирование и межотраслевую координацию деятельности по вопросам разработки и осуществления государственной политики в области кинематографии.
Кинематография - это область культуры и искусства, включающая в себя совокупность профессиональной, творческой, производственной, на-учной, технической и образовательной деятельности, направленной на соз-дание и использование произведений кинематографии (фильмов, киноле-тописей).
В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 28 августа 1996 г. "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" кинематография является неотъемлемой частью культуры и искусства, которая должна сохраняться и развиваться при поддержке государства.
Государственный комитет Российской Федерации по кинематографии действует на основе Положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 6 января 1993 г. в соответствии с которым на него возложены следующие основные задачи: разработка и реализация федеральных программ в области кинематографии, в том числе и по совершенствованию кинообслуживания населения; содействие развитию международных связей в этой области. Вместе с тем, Госкино должен способствовать созданию и координации деятельности ассоциаций, советов, других организаций и объединений, призванных содействовать развитию россий-ской кинематографии.
Государственный комитет Российской Федерации по печати (Госкомпечать) - важнейшее звено системы органов государственного управления культурой, реализующее государственную политику в ее подотрасли, охватывающей периодическую печать, книгоиздание, полиграфию и книгораспространение.
Основными задачами Госкомпечати являются: разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в подведомственной подотрасли; обеспечение защиты свободы слова и независимости прессы; разработка и участие в реализации федеральных издательских программ выпуска литературы; создание условий для организаций и функционирования федеральных, межрегиональных, региональных, местных издательств, газет и журналов; организация международного сотрудничества в области периодической печати, книгоиздания, полиграфии и книжной торговли.
В ведении Госкомпечати находятся государственные издательства, полиграфические предприятия, предприятия оптовой книжной торговли. В структуре данного комитета функционирует Управление средств массовой информации.
Федеральная служба России по телевидению и радиовещанию
(ФСТР) призвана обеспечивать реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания и осуществлять контроль за техническим качеством вещания.
Она действует на основе положения, утвержденного Правительством Российской Федерации 7 мая 1994 г. .
В соответствии с ним основными задачами и функциями ФСТР являются: разработка долгосрочных программ и планов развития телевидения и радиовещания в Российской Федерации; содействие предпринимательской деятельности в сфере телерадиовещания; разработка мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области телевидения и радиовещания, а также осуществление мер по развитию, эксплуатации, стандартизации и сертификации технической базы телевидения и радиовещания; регистрация и лицензирование государственных и негосударственных телерадиовещательных организаций; координация дея-тельности общероссийских и региональных телерадиоорганизаций; руко-водство подведомственными организациями, предприятиями и учрежде-ния-ми; осуществление контроля за выполнением теле- и радиоорганиза-циями обязательств по лицензиям и др.
Лицензии на вещание выдаются Федеральной комиссией по телерадиовещанию и ее территориальными комиссиями. Эта комиссия вырабатывает государственную политику в области лицензирования радио- и теле-вещания и проводит ее как непосредственно. так и через территориальные комиссии по телерадиовещанию. Тренировочные задания Ответ/Решение В одной из автономий РФ возникли массовые беспорядки, вызванные конфликтом между коренным населением и беженцами, в т.ч. с Кавказа.
К сожалению, действия коренных жителей получили фактическую поддержку местной администрации, принявший несколько решений, усугубляющих конфликт. Указом Президента РФ в области введен режим ЧП, с созда нием временной администра-ции. Глава этой администрации, с учетом обстановки и полномочий, издал постановление о временном приостановлении деятельности областной администрации, непосредственном подчинении главе временной администрации всех исполнительных органов и городской, и районной администрации.
Отдельным распоряжением был отстранен от должности мэр города, руководителем государственных предприятий и организаций запрещалось на весь период ЧП увольнять работников по собственному желанию.
Дайте юридический анализ дела.
В аэропорту произошел захват самолета с пассажирами.
Сотрудники УВД Михайлов и Стожаров остановили водителя "Жигулей" Сеньки- на, от которого потребовали доставить их на службу.
Водитель отказался, объяснив отказ необходимостью поездки на личном транс-порте к теще и в другом направлении.
Тогда Михайлов, имеющий водительские права, отстранил Сенькина от управления и они втроем отправились в аэропорт,
Дайте оценку действий участников ситуации. Есть ли основания подачи жалобы Сенькиным в суд?
Миловидная особа по телефону вызвала наряд милиции с целью помещения мужа в медицинский вытрезвитель, поскольку он устраивал "пьяный дебош" в квартире.
Наряд просьбу выполнил, но муж подал жалобу и на жену и на милиционеров.
Дайте юридический анализ ситуации.
  • 6. Право на подачу жалобы на действия государственных органов и их должностных лиц.
  • § 3. Характеристика административно- правового статуса иностранцев и лиц без гражданства на территории Российской Федерации
  • § 4. Понятие и виды коллективных субъектов административного права, основы их административно-правового статуса
  • § 5. Характеристика административно- правового статуса коммерческих юридических лиц
  • § 6. Характеристика административно- правового статуса некоммерческих организаций, зарегистрированных в качестве юридических лиц (в том числе общественных объединений и благотворительных организаций)
  • Тема 3. Правовой статус органов исполнительной власти
  • § 1. Понятие и признаки органа исполнительной власти
  • § 2. Классификация органов исполнительной власти. Виды органов исполнительной власти
  • § 3. Система органов исполнительной власти
  • § 4. Полномочия Президента Российской Федерации в отношении системы органов исполнительной власти
  • § 5. Правовой статус Правительства Российской Федерации
  • § 6. Система органов исполнительной власти Красноярского края
  • § 7. Вопросы делегирования властных полномочий
  • § 8. Регламенты деятельности федеральных органов исполнительной власти
  • § 9. Взаимодействие между органами исполнительной власти, между органами исполнительной власти и органами иных ветвей власти
  • § 10. Структура и штаты органа
  • § 11. Административная реформа в Российской Федерации
  • Тема 4. Государственная служба и статус государственных служащих
  • § 1. Понятие, правовое регулирование, виды и система государственной службы
  • § 2. Государственная должность: понятие, виды
  • § 3. Понятие государственных служащих, определение их правового статуса, их основные права и обязанности
  • § 4. Ограничения и запреты, связанные с прохождением государственной службы
  • § 5. Требования к служебному поведению государственных служащих. Конфликт интересов на государственной службе
  • § 6. Прохождение государственной службы
  • Тема 5. Формы и методы деятельности органов исполнительной власти
  • § 1. Понятие форм деятельности органов исполнительной власти
  • § 2. Нормативные акты
  • § 3. Индивидуальные акты
  • § 4. Административные договоры
  • § 5. Понятие методов административного управления
  • § 6. Лицензирование в Российской Федерации
  • § 7. Контроль и надзор в деятельности органов исполнительной власти
  • § 8. Административное принуждение
  • Тема 6. Административная ответственность: понятие, характеристика, основания, меры, общие правила назначения
  • § 1. Понятие, признаки административной ответственности
  • § 2. Законодательство об административной ответственности
  • § 3. Субъекты административной ответственности
  • § 4. Понятие, признаки административного правонарушения
  • § 5. Состав административного правонарушения
  • § 6. Понятие и виды административных наказаний
  • § 7. Общие принципы и правила назначения административных наказаний
  • Тема 7. Производство по делам об административных правонарушениях
  • § 1. Производство по делам об административных правонарушениях: общая характеристика
  • § 2. Лица, участвующие в производстве по делам об административных правонарушениях
  • § 3. Доказательства, используемые в производстве по делам об административных правонарушениях
  • § 4. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях: общая характеристика
  • § 5. Лица, рассматривающие дела об административных правонарушениях
  • § 6. Стадии и этапы производства по делам об административных правонарушениях
  • Тема 8. Административный процесс
  • § 1. Понятие административного процесса
  • § 2. Принципы административного процесса
  • § 3. Понятие административного производства, их виды
  • § 4. Административно-процессуальное законодательство
  • § 5. Разрешение на покупку и ношение огнестрельного оружия
  • § 6. Разрешение на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну
  • Тема 9. Законность в деятельности органов исполнительной власти и способы её обеспечения
  • § 1. Понятие, сущность, условия и способы обеспечения законности в деятельности органов исполнительной власти
  • § 2. Президентский контроль
  • § 3. Парламентский контроль
  • § 4. Контроль органов исполнительной власти
  • § 5. Прокурорский надзор
  • § 6. Судебный контроль
  • § 7. Административная юстиция
  • § 8. Рассмотрение арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
  • Тема 10. Основы отраслевого государственного управления (особенная часть административного права)
  • § 1. Виды управления. Отраслевое управление
  • § 2. Понятие и содержание Особенной части административного права
  • § 3. Государственное управление в области экономики
  • § 4. Государственное управление в социально-культурной сфере
  • § 5. Государственное управление в сфере административной деятельности
  • Тема 11. Административное право зарубежных стран
  • § 1. Обзорная характеристика административного права в сша и Франции
  • § 2. Особенности организации органов исполнительной власти в сша и Франции
  • § 3. Особенности государственной службы во Франции
  • § 4. Особенности форм и методов деятельности органов исполнительной власти в сша и Франции
  • § 6. Особенности административной юстиции в зарубежных странах
  • Список рекомендованной литературы (нормативные акты указаны по состоянию на 06.05.2008) Основная литература ко всем темам курса:
  • Дополнительная литература к теме 1:
  • Дополнительная литература к теме 2:
  • Дополнительная литература к теме 3:
  • Дополнительная литература к теме 4:
  • Дополнительная литература к теме 5:
  • Дополнительная литература к теме 6:
  • Морозова, н. А. Понятие и критерии малозначительности административных правонарушений [Текст]/ н.А. Морозова // Арбитражная практика. –2003. –№ 12.
  • Дополнительная литература к теме 7:
  • Дополнительная литература к теме 8
  • Дополнительная литература к теме 9:
  • Дополнительная литература к теме 10:
  • Дополнительная литература к теме 11:
  • Федеральные органы исполнительной власти
  • Судебная власть
  • Морозова Наталья Александровна Административное право. Курс лекций
  • § 4. Государственное управление в социально-культурной сфере

    Конституция Российской Федерации закрепляет, что Российская Федерация является социальным государством. То есть его политика направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. (ст. 7).

    Основной задачей социального государства, находящегося в центре гражданского общества, является служение личности и обществу. Социальным является такое государство, которое поддерживает социальный мир в обществе, обеспечивая баланс интересов различных социальных слоев и групп. При этом нарушение или преимущественная защита интересов какой-либо социальной группы может привести к дестабилизации или социальному конфликту. Для гармонизации отношений в обществе социальное государство должно обеспечивать равные условия и возможности для самореализации каждого члена общества 186 .

    Самореализация каждого члена общества подразумевает не только возможность трудится для получения дохода, но и возможность заниматься наукой, искусством, то есть реализовывать свои способности в области культуры. Именно культура является самым ценным в любой цивилизации. Поэтому сохранение, приумножение культурного наследия, поощрение создания новых культурных ценностей является одной из важнейших задач государства.

    В сфере социальной защиты граждан основными задачами государственного управления является создание системы гарантий закрепленных в Конституции положений, их законодательное и экономической подкрепление.

    Многие социальные функции реализуются государственными органами, в этой области государство оказывает государственные услуги. Как правило, их оказывают агентства, а агентства подчиняются министерствам. Важен в этой области и контроль, осуществляемый службами. С учетом этого можно назвать следующие органы исполнительной власти , которые осуществляют управление в социальной сфере:

    1) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека , которая, как сказано в посвященном ей Постановлении Правительства РФ от 30.06.2004 № 322 187 осуществляет функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

    2) Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития . В положении о ней, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 323 188 , надзор в сфере здравоохранения и социального развития раскрывается как осуществление:

    Надзора за фармацевтической деятельностью; соблюдением государственных стандартов, технических условий на продукцию медицинского назначения;

    Контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания;

    Контроль за порядком производства медицинской экспертизы; порядком установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; осуществлением судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз; производством, изготовлением, качеством, эффективностью, безопасностью, оборотом и порядком использования лекарственных средств; соблюдением стандартов качества медицинской помощи;

    Организации проведения экспертизы качества, эффективности и безопасности лекарственных средств;

    Осуществления в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензирования отдельных видов деятельности,

    а так же выдачи разрешений (например, на применение новых медицинских технологий), выдачи заключений о соответствии организации производства лекарственных средств требованиям законодательства Российской Федерации при лицензировании производства лекарственных средств; выдачи сертификатов на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; регистрации предельных отпускных цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства в установленном законодательством Российской Федерации порядке и на лекарственные средства и изделия медицинского назначения. А так же осуществляет в установленном порядке проверку деятельности организаций здравоохранения, аптечных учреждений, организаций оптовой торговли лекарственными средствами, организаций, осуществляющих социальную защиту населения, других организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения и социальной защиты населения;

    и иные функции.

    3) Федеральная служба по труду и занятости . Положение о ней утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 324 189 , где сказано, что названная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров.

    4) Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию , являющееся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи (за исключением высокотехнологичной медицинской помощи), предоставление услуг в области курортного дела, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, реабилитацию инвалидов, организацию предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан, социальное обслуживание населения, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 325 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию» 190).

    5) Федеральное медико-биологическое агентство . Постановлением Правительства РФ от 11.04.2005 № 206 «О федеральном медико-биологическом агентстве» 191 закреплено, что Федеральное медико-биологическое агентство (ФМБА России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия работников организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда (в том числе при подготовке и выполнении космических полетов по пилотируемым программам, проведении водолазных и кессонных работ) и населения отдельных территорий по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации (далее - обслуживаемые организации и обслуживаемые территории), и функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая медико-санитарное обеспечение работников обслуживаемых организаций и населения обслуживаемых территорий, оказание медицинской и медико-социальной помощи, предоставление услуг в области санаторно-курортного лечения, организацию проведения судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз, донорство крови, трансплантацию органов и тканей человека.

    6) Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи . Постановление о нем (№ 635) было утверждено Правительством РФ 30.10.2006 192 . В Постановлении сказано, что Федеральное агентство по высокотехнологичной медицинской помощи является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения в части разработки и реализации современных медицинских технологий, новых методов диагностики и организации оказания высокотехнологичной медицинской помощи (включая трансплантацию органов и тканей человека).

    Все перечисленные органы подчиняются Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации . Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, включая вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия, уровня жизни и доходов населения, демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, оплаты труда, пенсионного обеспечения, в том числе негосударственного пенсионного обеспечения, социального страхования, условий и охраны труда, социального партнерства и трудовых отношений, занятости населения и безработицы, трудовой миграции, альтернативной гражданской службы, государственной гражданской службы (за исключением вопросов оплаты труда), социальной защиты населения, в том числе социальной защиты семьи, женщин и детей (Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» 193).

    Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральной службы по труду и занятости, Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию, а также координацию деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования.

    Указанное Министерство, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации , которое обладает следующими полномочиями в социальной сфере:

    Обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;

    Принимает меры по реализации трудовых прав граждан;

    Разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;

    Обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;

    Принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;

    Содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;

    Взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;

    Разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы (ст. 16 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»).

    Примерами наиболее важных законов , действующих в данной области, являются:

    Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»,

    Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»,

    Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»,

    Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»,

    Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»,

    Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утв. ВС РФ 22.07.1993 № 5487-1,

    Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»,

    Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»,

    Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»,

    Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,

    Закон Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»,

    Федеральный закон от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации»,

    и многие иные. В рассматриваемой области действует так же огромное число подзаконных актов.

    Административная реформа в сфере социальной политики направлена на повышение качества предоставляемых государственных услуг, на передачу части функций от государственных структур негосударственным, на передачу части функций от государственных органов государственным учреждениям, на закрепление и гарантирование стандартов государственных услуг 194 .

    В сфере культуры и науки важнейшими задачами государства являются:

    обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на культурную деятельность;

    создание правовых гарантий для свободной культурной деятельности объединений граждан, народов и иных этнических общностей Российской Федерации;

    определение принципов и правовых норм отношений субъектов культурной деятельности;

    определение принципов государственной культурной политики, правовых норм государственной поддержки культуры и гарантий невмешательства государства в творческие процессы 195 .

    Основными законами в данной области являются:

    Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1,

    Федеральный закон от 23.08.1996 № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»,

    Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»,

    Федеральный закон от 29.04.1999 № 80-ФЗ «О физической культуре с спорте в Российской Федерации»,

    Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей»,

    Закон РСФСР от 15.12.1978 «Об охране и использовании памятников истории и культуры»,

    Федеральный закон от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»,

    Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»,

    и многие иные. В данной отрасли регулирование происходит так же и подзаконными актами.

    Управление в области культуры и науки осуществляется следующими органами исполнительной власти :

    1) Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации (ему подчиняютсяФедеральное архивное агентство, Федеральное агентство по культуре и кинематографии, Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям ). В Постановлении Правительства РФ от 17.06.2004 № 289 196 , посвященном этому министерству, сказано, что оно является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия, кинематографии, средств массовой информации и массовых коммуникаций, архивного дела, авторского права и смежных прав, а также по нормативно-правовому регулированию в сфере культуры, искусства, историко-культурного наследия (за исключением сферы охраны культурного наследия), кинематографии, архивного дела, авторского права и смежных прав (за исключением нормативно-правового регулирования осуществления контроля и надзора в сфере авторского права и смежных прав).

    2) Министерство образования и науки Российской Федерации (ему подчиняютсяФедеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию ). 15.06.2004 Правительством Российской Федерации утверждено Постановление № 280 197 об указанном Министерстве, где сказано, что Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

    3) Правительством Российской Федерации . Полномочиям Правительства Российской Федерации в сфере науки, культуры, образования посвящена статья 17 уже названного закона, где сказано, что Правительство Российской Федерации:

    Разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки;

    Обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки;

    Обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования;

    Обеспечивает государственную поддержку культуры и сохранение как культурного наследия общегосударственного значения, так и культурного наследия народов Российской Федерации.

    Непосредственно Правительству подчиняются ряд органов, осуществляющих управление в области науки и искусства. Это:

    4) Федеральное космическое агентство . В Постановлении Правительства РФ от 26.06.2004 № 314 198 «Об утверждении Положения о Федеральном космическом агентстве» сказано, что Федеральное космическое агентство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере космической деятельности, международного сотрудничества при реализации совместных проектов и программ в области космической деятельности, проведения организациями ракетно-космической промышленности работ по ракетно-космической технике военного назначения, боевой ракетной технике стратегического назначения, а также функции по общей координации работ, проводимых на космодроме Байконур.

    5) Федеральное агентство по туризму . Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 901 199 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по туризму» на него возложены функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере туризма.

    6) Федеральное агентство по физической культуре и спорту . Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 № 904 «О Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» 200 данный орган исполнительной власти уполномочен осуществлять функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта.

    7) Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций ,связи и охраны культурного наследия . Положение о ней утверждено Правительством РФ от 06.06.2007 (№ 354) 201 . В нем сказано, что Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, информационных технологий, связи (в том числе почтовой), охраны культурного наследия, авторского права и смежных прав, функции по контролю и надзору за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных, функции по нормативно-правовому регулированию осуществления контроля и надзора в указанной сфере ведения, нормативно-правовому регулированию в сфере средств массовой информации (в том числе электронных) и массовых коммуникаций, охраны культурного наследия, а также функции по организации деятельности радиочастотной службы.

    Основными методами, которыми пользуется государство, осуществляя управление в социально-культурной области, являются методы, направленные, прежде всего, на поддержку и развитие культуры и социального обеспечения населения: финансирование, поощрения, награждения; а так же на сохранение имеющегося наследия и уровня предоставляемых услуг: метод контроля и надзора, применения государственного принуждения. В данной области государство широко предоставляет государственные услуги.