Билетная касса в учреждении культуры. Каков порядок бухгалтерского учета входных билетов и документальное оформление их реализации юридическим лицам, осуществившим оплату в безналичном порядке? Контроль за сохранностью билетов в организациях

Положение о правилах продаж театрального билета, ведению билетного хозяйства посещения государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина»

1. Общие положения

1.1 . Настоящее Положение о правилах продажи театрального билета, ведению билетного хозяйства и посещения Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Московский театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина» (далее – Положение) разработано в соответствии с:

— Гражданским кодексом РФ;

— Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 № 257 «Об утверждении бланков строгой отчетности;

— Положение «о Министерстве культуры Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.07.2011 № 590 (в ред. от 08.05.2015 № 453);

1.2. Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы «Московский театр музыки и драмы под руководством Стаса Намина» (далее – Театр) осуществляет расчеты с населением при условии выдачи соответствующих бланков строгой отчетности.

При приобретении билета в кассе театра и на сайте театра кассовый чек Заявителю не выдается, т.к. билет является бланком строгой отчетности.

Бланк строгой отчетности изготавливается типографским способом, содержит следующие обязательные реквизиты:

а) наименование документа, шестизначный номер и серию. Серия билета обозначается двумя буквами (например – АБ, АВ и т.д.). Серия и тираж устанавливаются Театром при сдаче заказа типографии.

б) местонахождение Театра;

в) идентификационный номер Театра;

г) вид услуги;

д) стоимость услуги в денежном выражении;

е) иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги.

Художественное оформление билетов, внесение дополнительной информации на них, техническое редактирование производится Театром самостоятельно.

1.3. Бланк билета должен содержать отрывные части (корешок, контроль, штрих код). На корешке дублируется серия и номер бланка.

1.4. Приобретая билет Театра, Зритель принимает на себя обязательства по соблюдению установленных правил продажи билетов, ведению билетного хозяйства и посещения Театра, изложенных в настоящем документе далее по тексту – Правила).

1.5. Билет Театра является договором возмездного оказания услуг в сфере культуры.

1.6. Театральный билет Театра не дублируется для финансовой и налоговой отчетности.

1.7. Театральный билет Театра с исправлениями, наклейками и существенными ля идентификации повреждениями является недействительным и освобождает Театр от каких-либо обязательств по нему.

1.8. Зритель несет всю полноту ответственности за подлинность театрального билета в случае приобретения его не в кассе Театра, не на официальном сайте Театра, не у официальных распространителей.

1.9. Театральный билет действителен только на одно лицо. дети в возрасте до 3-х лет на спектакли (мероприятия) театра проходят без билета и без предоставления отдельного места. От 3-х лет в обязательном порядке приобретается отдельный билет.

1.10. В соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», приобретая театральный билет следует обращать внимание на возрастные ограничения при посещен спектаклей (мероприятий) Театра (информация указывается на афишах, билетах, на официальном сайте Театра), ответственность за несоблюдение данного условия лежит на родителях (или их законных представителях).

1.11. Билет (или приглашение) необходимо сохранять о конца спектакля и предъявлять его по первому требованию представителям администрации Театра.

1.12 . при выявлении факта незаконного приобретения или использования театрального билета, администрация Театра может принять решение о запрете посещения зрителем спектакля (мероприятия) Театра.

2. Общие Правила продажи билетов в Театре

2.1. Предварительная продажа театральных билетов производится в кассе, расположенной в здании театра(служебный вход), на сайте Театра и у официальных распространителей театральных билетов.

3. Продажа билетов в кассе театра

3.1. Местонахождение Театра: 119049, г.Москва, ул.Крымский вал, д.9, стр.33

Режим работы театральной кассы Театра: с 11.00-18.00 по будням, с 11-00-19-00 — по выходным. Летний режим и изменения в работе режима кассы объявляются дополнительно на официальном сайте Театра.

3.2. Продажа билетов в кассе Театра производится за наличный расчет в российских рублях по указанным на билетах ценам.

3.3. Продажа билетов с использованием банковских карт возможна на сайте Театра. Перед проведением операции с использованием банковской карты, театр с участием уполномоченного Театром банка, осуществляет проверку подлинности банковской карты, срока ее действия, убеждается в правомочности ее использовании лицом, имеющим намерение приобрести театральный билет.

4. Скидки и акции

4.1. Театр предоставляет скидку на билеты, согласно утвержденного списка льготных билетов.

4.2. При покупке театральных билетов по льготной стоимости производится только в кассе Театра при предъявлении соответствующих документов. Продажа льготных билетов через сайт театра не осуществляется.

4.3. При выявлении факта передачи льготных театральных билетов, приобретенных в соответствии с данными Правилами, другим лицам, администрация Театра вправе отказать этим лицам в посещении спектакля.

5. Возврат денежных средств

5.1. В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом «О защите прав потребителей» покупатель билета вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг и вернуть билет в любое время при условии оплаты Театру фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.

5.2. В случае возврата билета менее чем за один календарный день до проведения мероприятия, касса Театра не возмещает покупателю стоимость билета, т.к. Театр понес фактические расходы, связанные с исполнением обязательств по данному договору.

5.3. В случае опоздания на мероприятие, на посещения мероприятия по какой-либо причине, касса театра не возмещает покупателю стоимость билета.

5.4. Сданные покупателем билеты могут продаваться кассой Театра повторно.

5.5. Администрация театра не несет ответственности за поддельные билеты и билеты, приобретенные у лиц, не являющихся официальными представителями Театра.

5.6. Неиспользованный театральный билет не дает права входа на другие спектакли.

5.7. Возврат стоимости билетов, проданных со скидкой, по отмененным, перенесенным или замененным мероприятиям осуществляется с учетом полученных скидок.

5.8. При отмене, замене или переносе мероприятия (спектакля) Зритель вправе возвратить Театру приобретенные билеты и потребовать возврата уплаченных денежных средств.

5.9 . Билеты, приобретенные на перенесенный или замененный спектакль (мероприятие) действительны на вновь объявленный спектакль (мероприятие), но по желанию Зрителя могут быть возвращены в кассу Театра.

5.10. Возврат билетов в случаях замены или переноса спектакля производится до назначенного времени начала спектакля в день проведения.

5.11. При отмене спектакля возврат билетов производится со дня распоряжения об отмене до даты, когда спектакль должно было состояться, плюс десять календарных дней.

5.12. Денежные средства за возвращенные билеты выплачиваются согласно ценам, указанным на билете.

5.13. Возврат денежных средств за билеты, приобретенные по банковским картам, производится на ту же карту, с которой они были оплачены, по заявлению покупателя в течение десяти рабочих дней.

5.14. Информация о замене или отмене мероприятия (спектакля) и сроках возврата билетов вывешивается в доступном для Зрителя месте в кассе и на сайте Театра.

5.15. Администрация Театра оставляет за собой право вносить изменения в актерский состав спектаклей Театра без предварительного уведомления. Изменения в актерском составе не являются основанием для возврата билета.

5.16. В случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, в том числе, в случае болезни артиста, Администрация Театра оставляет за собой право на отмену, перенос и замену спектакля.

5.17. Во всех случаях билеты принимаются на основании заявления покупателя и при наличии паспорта.

5.18. Стоимость сервисного сбора и доставки не возвращается.

6. Правила посещения Театра

6.1. Приобретая театральный билет на спектакль (мероприятие) Театра, Зритель обязуется соблюдать общественный порядок в здании Театра.

6.2. Материальный ущерб, причиненный Театру по вине Зрителя, должен быть возмещен в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.

6.3. Верхняя одежда должна быть сдана в гардероб. Театр не несет какой-либо ответственности за утрату денег, иных ценностей, ценных бумаг и других драгоценных вещей, оставленных Зрителем без присмотра или сданных в гардероб вместе с верхней одеждой.

6.4. В случае утери номерка из гардероба, Зритель возмещает Театру его стоимость в размере 200 (двести) рублей. Одежда Зрителю, потерявшему номерок, выдается в последнюю очередь.

6.5. Вход Зрителя в Театр и работа обслуживающего персонала начинается не ранее чем за 1 (один) час до начала спектакля. Вход в зрительный зал осуществляется после первого звонка, прекращается после третьего звонка, прозвучавшего в Театре.

6.6. Во время проведения спектакля все средств мобильной связи должны быть отключения или переведены в бесшумный режим.

6.7. Во избежание скопления очередей при входе в Театр, связанных с контролем билетов и проверкой металлодетекторами на наличие запрещенных предметов, приходить на спектакль (мероприятие) необходимо заблаговременно.

6.8. Вход в зрительный зал возможен с первым звонком (не ранее чем за 15 минут до начала спектакля).

6.9. Зрители обязаны занимать места согласно номера ряда и места, указанных в билете.

6.10. Запрещается занимать без согласования с администрацией места, отличные от указанных в билетах.

6.11. Опоздавшие Зрители могут посмотреть первый акт спектакля н имеющихся свободных местах (при наличии таковых) на балконе, при этом занимая места, предложенные контролером, а в антракте пересесть на места, указанные в билетах. В соответствии с правилами пожарной безопасности запрещается стоять между рядами, в проходах и у дверей во время спектакля. Зрители, опоздавшие более чем на 45 минут, в Театр не допускаются. Зрители должны самостоятельно обеспечить своевременный приход к началу спектакля.

6.12. Во время спектакля запрещены любые передвижения по зрительному залу, шум, разговоры, прием пищи и напитков, разговоры по телефону, использование мобильной техники. родители или педагоги должны обеспечить условия, чтобы их дети не мешали просмотру спектакля другим зрителям. За нарушение порядка в зрительном зале администрация театра имеет право потребовать от нарушителя выйти из зрительного зала и в случае невыполнения требования вывести его из зрительного зала, при этом стоимость услуг (билетов) не возвращается.

6.13. В целях обеспечения охраны авторских и иных смежных прав фото,-кино-,видео-, телесъемка, любые виды аудиозаписи спектаклей или их фрагментов без специального разрешения администрации Театра запрещается.

6.14. Запрещен вход в зрительный зал в верхней одежде, с напитками, с едой и в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

6.15 . В соответствии с Федеральным законом от 23.02.2013 № 15-ФЗ «О охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», курение в помещениях Театра запрещено.

7. Порядок утверждения цен на театральные билеты

7.1. Цены на театральные билеты утверждаются Художественным руководителем Театра на основании Приказа. Одновременно утверждается распоясовка мест зала, которая должна учитывать сложность и особенность каждой конкретной постановки (спектакля).

7.2. Цены театральных билетов должны учитывать затраты Театра на создание постановки (спектакля), ее эксплуатацию, а также иные особенности спектакля.

8. Права и обязанности Театра

8.1 . Театр обязуется использовать информацию, полученную от Зрителя, только для организации работы сайта Театра.

8.2. Ответственность Театра перед Зрителем ограничена стоимостью приобретаемых билетов, спорные вопросы между Театром и Зрителем разрешаются путем переговоров, а при невозможности регулируются действующим законодательством Российской Федерации.

8.3. Театр не несет какой-либо ответственности за билеты, купленные у лиц, н уполномоченных осуществлять реализацию театральных билетов Театра.

Уставом учреждений культуры предусмотрено проведение ими театральных представлений, зрелищ, культурно-просветительских, развлекательных мероприятий. Среди основных видов деятельности можно выделить экскурсии, аттракционы в парках культуры и отдыха, посещение зоопарков, проводящиеся за оплату. Бухгалтерский учет входных билетов, костюмов в театрах, музейных экспонатов, расходов и доходов бюджетных организаций культуры, налогообложение имеет определенные особенности. В статье расскажем про учет в учреждениях культуры, дадим примеры расчета.

Требования к форме билетов в организациях культуры

К формам билетов, продаваемых театрами, музеями, зоопарками и другими подобными организациями, предъявляются определенные требования. Согласно законодательству бланк билета должен содержать такие обязательные реквизиты, как:

  • наименование документа, номер и серию;
  • данные об утверждении формы билета;
  • ИНН, наименование, код учреждения, которое выпустило билет;
  • вид, единица измерения и стоимость услуги;
  • дату продажи билета;
  • данные кассира, реализовавшего билет;
  • сведения об изготовителе и тираже бланков.

Бланки билетов печатают в типографии либо самостоятельно на компьютере. Каждый билет должен иметь свой уникальный номер. Если бланки печатаются организацией самостоятельно, то важно не допускать повторения номеров. Организации культуры самостоятельно разрабатывают внешний вид билета.

Контроль за сохранностью билетов в организациях

Важной задачей бухгалтерского учета билетов в учреждениях культуры является обеспечение их сохранности в местах хранения и соблюдение правил их учета. Билеты необходимо хранить либо в специальных кладовых, либо в сейфе. Ответственность за их сохранность несет руководитель организации и лица, на которых возложена такая обязанность в соответствии с приказом директора.

Одновременно с ревизией кассовых операций проводят проверку билетов, представляющих собой бланки строгой отчетности.

Проверки билетов могут быть как плановыми, так и внезапными. Если в ходе таких ревизий установлены расхождения количества билетов, указанного в документах, и фактического наличия их, главный бухгалтер обязан поставить в известность руководителя организации культуры в письменной форме.

Бухгалтерский учет билетов

Поступление и выдача билетов со склада

Основанием для оприходования билетов, полученных от изготовителя, является накладная. Бланки получают по доверенности, оформленной по установленным правилам. Принимая бланки билетов необходимо сверить их фактическое количество с указанным в документах изготовителя. Кроме того, сличаются номера, серии билетов, их соответствие сведениям, отраженным в сопроводительных документах.

Поступление билетов:

  • Дт 210506340 «Увеличение стоимости прочих МЗ»
  • Кт 230222730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению МЗ».

Выданы со склада билеты:

  • Дт 240101272 «Расходование МЗ»
  • Кт 210506440 «Уменьшение стоимости прочих МЗ».

Одновременно с этой проводкой выполняют списание бланков билетов со счета 03/1 «Билеты на складе» на счет 03/2 «Билеты у подотчетных лиц».

Аналитический учет билетов

Основным регистром аналитического учета билетов является книга учета бланков строгой отчетности. Книга оформляется в соответствии с правилами бухгалтерского учета: листы нумеруются, прошнуровываются, на последней странице делается надпись о количестве листов в этой книге, заверенная печатью и подписью руководителя.

Продажа билетов: документальное оформление и отражение на счетах

Зарегистрированные билеты передают в кассы для их последующей реализации. Передачу их оформляют накладной, а с уполномоченным по продаже заключают договор о полной материальной ответственности. Продажную стоимость билета на бланке заранее указывать не нужно. Она может различаться по видам и времени представлений и прочим критериям. Поэтому достаточно проставить на бланке штамп театра, а стоимость указать при реализации.

Периодически в установленные на предприятии сроки ответственные лица составляют отчет о полученных и проданных бланках, а также возвращают в кассу организации полученные при продаже билетов деньги. К отчетам прилагают подтверждающие документы: копии ведомостей, корешки квитанций и т.д.

По каждому представлению, мероприятию составляют сводный отчет о реализованных билетах. Его предоставляют в бухгалтерию на следующий день после проведения мероприятия.

Пример отражения операций по движению бланков билетов

Театром заказано и выкуплено в типографии 500 билетов стоимостью 7500 рублей. 150 бланков передали в кассу для продажи. Цена билета 200 рублей. Продано 120 билетов, остальные билеты вернули в бухгалтерию.

Корреспонденция счетов Содержание операции Сумма
Дебет Кредит
210506340 23022 730 Получены билеты от типографии 7500,00
03/1 5000
240101272 210506440 Переданы билеты для штамповки 225
03/2 03/1 Выбыли со склада билеты 150
220503560 240104130 Переданы билеты на реализацию 3000
03/3 03/2 150
240104130 240101130 Реализованы билеты 2400
03/3 Проданы билеты 120
220503560 240104130 На стоимость возвращенных билетов методов красным сторно (600)
03/4 03/3 Возврат билетов 30
03/4 Уничтожение актов согласно акту 30

Учет театральных костюмов

Согласно действующему законодательству театральные костюмы являются сценическо-постановочными средствами. Если срок их полезного использования превышает 1 год, то, независимо от стоимости, такие объекты следует учитывать в составе основных фондов на счете 010109000. Если же костюмы служат меньше 12 месяцев, то их учитывают как материальные запасы на счете 010506000.

Учет костюмов в составе основных фондов имеет некоторые особенности, которые зависят от их стоимости . Предметы, стоимостью до 1000 рублей списываются на амортизацию сразу при передаче их в эксплуатацию:

  • Дт 040101271 «Расходы на амортизацию основных средств и НМА»
  • Кт 010109410 «Уменьшение стоимости основных средств».

Если стоимость костюма находится в пределах от 1000 до 10000 рублей, то при передаче их в эксплуатацию по ним начисляется стопроцентный износ. Костюмы, как объекты основных фондов, принимаются по первоначальной стоимости. Если они стоят больше 10000 рублей, то износ начисляется ежемесячно линейным способом.

Если костюмы приобретались из средств бюджета, то начисление износа отражается так:

  • Дт 140101271 «Расходы на амортизацию ОС и НМА»
  • Кт 110400000 «Амортизация».

Учет музейных ценностей

Музейные ценности учитывают в соответствии с ФЗ «О музейном фонде РФ» №54-ФЗ от 6.12.1996 г. Если они включаются в состав музейного фонда, то их не отражают на балансе организации и не относят к основным фондам. Предметы, включаемые в состав музейного фонда, напротив, относят к основным средствам и отражают на балансе учреждения.

Средства, не включаемые в музейные фонды Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
Приобретение за счет бюджета
1 401 01 226 1 302 09 730 на сумму расходов по приобретению
130209830 130405226 Оплачено приобретение музейных ценностей
Приобретение за счет коммерческой деятельности
210604340 230209730 Оприходование ценностей
230209830 220101610 Оплата музейных ценностей

По музейным ценностям, стоящим на балансе организации, начисляется износ. При этом применяется линейный способ. Срок полезного использования этих объектов составляет от 15 до 20 лет. Для начисления амортизации по ним применяется счет 10407 000 «Амортизация прочих основных средств».

Как учитывать различные издержки

В себестоимость услуг, предоставляемых учреждениями культуры, включаются затраты по зарплате, на покупку необходимых материалов, на коммунальные услуги и связь транспортные, командировочные и прочие расходы. Когда организация оказывает только один вид услуг, затраты прямо списываются в себестоимость. Когда же услуг несколько, то по завершении месяца следует распределить между ними накладные расходы.

Как и на других предприятиях, в качестве базы распределения можно избрать расходы:

  • на зарплату;
  • на материалы;
  • прямые затраты.

За основу можно принять и доход от той или иной услуги. Порядок отнесения на себестоимость накладных и общехозяйственных расходов организация культуры выбирает на свое усмотрение и в обязательном порядке отражает его в своей учетной политике.

В аналогичной последовательности организация разрабатывает форму калькуляции, которую необходимо составить до начала оказания платной услуги. Синтетический учет расходов в организации культуры ведется на следующих группах счетов:

  • 0 109 60 000 «Себестоимость готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 70 000 «Накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг»;
  • 0 109 80 000 «Общехозяйственные расходы»;
  • 0 109 90 000 «Издержки обращения».

Налоговый учет в учреждениях культуры

При определении оптимальной системы налогообложения у учреждения культуры есть выбор. Законодательством предусмотрено применение ими как ОСНО, так и «упрощенки». Плательщики, избравшие ОСНО, обязаны начислять и перечислять в бюджет налог на прибыль. Порядок его расчета, ставки платежа, доходы, попадающие под налогообложение, регулируются НК РФ.

Не облагаются налогом на прибыль поступления денежных и иных средств в рамках целевого финансирования. Такое правило касается не только бюджетных организаций, но и учреждений культуры любой организационно-правовой формы. Главное условие – раздельный учет доходов от приносящей доход деятельности и поступлений по целевому финансированию. Если это правило у налогоплательщика не соблюдено, то под налогообложение попадают все поступления.

Деятельность учреждений культуры освобождается от НДС. Такие организации могут применять УСНО при соблюдении условий, установленных законодательством.

Ответы на актуальные вопросы

Вопрос №1. В каких случаях организации культуры могут перейти на УСНО?

Вопрос №2. Необходимо ли проставлять инвентарный номер на костюмах для постановок?

Согласно правил ведения бухгалтерского учета любому объекту основных фондов присваивается инвентарный номер. При этом не важно, к какой группе относится имущество, находится ли оно в запасе, эксплуатируется либо переведено на консервацию. Под этим номером имущество числится в учете весь срок пребывания его в учреждении.

Поэтому присваивание инвентарного номера сценическо-постановочным средствам, относящимся к основным фондам, обязательно. Если это касается театральных костюмов, то номер можно вышить нитками, либо написать на жетоне, прикрепляемом к нему.

Вопрос №3. Нуждаются ли театральные костюмы, не используемые в постановках длительный период, в каком-либо обособленном учете?

Согласно законодательству бухучет костюмов должен вестись так, чтобы был обеспечен контроль за их сохранностью, отражение на счетах и в первичных документах поступления, внутреннего перемещения и выбытия. Это обуславливает необходимость организации аналитического учета имущества, не используемого на сегодняшний день.

Учет костюмов, не участвующих в постановках длительное время, нужно вести на обособленных субсчетах. Отсутствие аналитического учета таких средств в учреждениях культуры является распространенной ситуацией, вызывающей нарекания со стороны контролирующих органов при проверке.

Вопрос №4. Относятся ли театральные билеты к денежным документам?

В театре билеты относятся их к бланкам строгой отчетности по причине отсутствия у них признаков денежных документов. В отношении организаций, покупающих билеты для того, чтобы раздать их своим работникам либо реализовать их в дальнейшем, действует обратное правило. В таком случае они однозначно относятся к денежным документам.

Вопрос №5. В конце марта театр продал 60 билетов на спектакль, который состоится в апреле. В каком месяце следует признать выручку от их продажи для целей налогообложения?

В марте. Выручка для целей налогообложения должна определяться по факту продажи билета, а не по дате предстоящего спектакля.

Организация, применяющая УСН, занимается предоставлением услуг по организации торжеств и различных мероприятий. Была организованна выставка. В типографии изготовлены входные билеты. Билет лишь удостоверяет право на посещение выставки. Часть билетов была реализована через кассу за наличный расчет, а часть - юридическим лицам, которые осуществили оплату в безналичном порядке. Каков порядок бухгалтерского учета входных билетов и документальное оформление их реализации юридическим лицам, осуществившим оплату в безналичном порядке?

По нашему мнению, для целей бухгалтерского учета входные билеты на выставку можно рассматривать как бланки строгой отчетности. Дело в том, что сами по себе они не могут принести организации экономические выгоды и поэтому не могут быть признаны товарно-материальными ценностями (товаром, материалом); они лишь служат удостоверением права их покупателя на получение услуги, оказываемой организацией. В рассматриваемом случае - билет удостоверяет право на посещение выставки.

С правовой точки зрения приобретение билета означает заключение договора на оказание организацией услуг. Ведь договор может быть заключен и посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 ГК РФ). Приобретая входной билет на выставку, покупатель соглашается на приобретение услуг, оказываемых организацией в виде проведения выставки.

Отметим, что нормативными актами не раскрывается понятие "бланк строгой отчетности". Однако исходя из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утверждено Минфином СССР 29.07.1983 N 105 по согласованию с ЦСУ СССР) можно прийти к выводу, что бланками строгой отчетности являются документы:

Имеющие уникальный номер;

Подлежащие особому хранению (в сейфах, металлических шкафах или специальных помещениях, позволяющих обеспечить их сохранность).

Учет билетов

В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденной приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, для обобщения информации о наличии и движении находящихся на хранении и выдаваемых под отчет бланков строгой отчетности предназначен счет 006 "Бланки строгой отчетности" . Бланки строгой отчетности учитываются на счете в условной оценке, например, в оценке - 1 руб.

Отметим, что существует и другая позиция, в соответствии с которой бланки строгой отчетности учета учитываются не на забалансовом счете, а принимаются к учету по дебету счета 10 "Материалы" по фактически затратам на приобретение с последующим списанием на счет или %%%_16_%% . Однако, как мы указали выше, сами по себе бланки билетов не обладают способностью приносить организации экономические выгоды в будущем, а потому не должны учитываться на балансе организации в качестве актива.

Затраты на типографские услуги по изготовлению билетов следует рассматривать как расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг, на основании п. 5 ПБУ 10/99 "Расходы организации".

Поступившие в организацию билеты принимаются к учету по дебету счета в условной оценке. Затраты на покупку бланков отражают по дебету счетов учета производственных затрат. Так, затраты на приобретение билетов могут отражаться либо по дебету счета 20 "Основное производство" , либо по дебету счета 26 "Общехозяйственные расходы" в зависимости от порядка, предусмотренного учетной политикой организации.

Выручка от продажи билетов является доходом от обычных видов деятельности организации исходя п. 5 ПБУ 9/99 "Доходы организации".

Операции по оплате типографских услуг по изготовлению билетов оформляются следующими проводками:

Учтены билеты;

Признаны в расходах затраты на типографские услуги (на основании акта об оказанных услугах).

Реализация билетов отражается в следующем порядке:

Отражена оплата билетов;

Отражена выручка от реализации билетов;

Списаны реализованные билеты.

Оформление документов

Что касается документального оформления реализации билетов юридическим лицам, осуществившим оплату на организации, отметим следующее.

Действительно, поскольку, как Вы правильно заметили, билеты не являются товарно-материальными ценностями, при их реализации (форма N ТОРГ-12, утвержденная постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций") не должна оформляться.

Отметим, что, поскольку билеты сами по себе являются бланками строгой отчетности, при их реализации оформление каких-либо документов действующим законодательством не предусмотрено.

В рассматриваемой ситуации организация может составить акт передачи входных билетов, форма которого может быть разработана и утверждена организацией самостоятельно с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ - с указанием следующих обязательных реквизитов:

Наименование документа;

Дата, когда он был составлен;

Наименование организации, составившей документ;

Единицы измерения и стоимость;

Должности лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

Личные подписи указанных лиц.

В данном документе могут быть также отражены серии и номера билетов, дата их передачи и иные существенные данные.

Кроме того, организация может выдавать покупателям (юридическим лицам) также и другие документы, например:

Программу выставки;

Приглашения;

Иные документы, которые могут помочь вашим контрагентам доказать, что расходы на посещение в выставке соответствуют критериям признания расходов, установленными п. 1 ст. 252 НК РФ.

К сведению:

Отметим, что одной из разновидностей бланков строгой отчетности является бланк строгой отчетности, приравненный к кассовому чеку (далее - БСО), порядок применения которого установлен Порядком осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Порядок).

Применение таких БСО связано с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт", позволяющим организациям и индивидуальным предпринимателям осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО.

То есть организация может воспользоваться указанным правом и не применять кассовый аппарат при осуществлении наличных расчетов с населением за предоставление им услуг в виде посещения выставки. Но для этого форма входного билета, выдаваемого покупателям - физическим лицам, и их учет должны соответствовать требованиям Порядка.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

Одним из основных направлений осуществления уставной деятельности учреждениями культуры и искусства в России является проведение театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий, аттракционов в зоопарках и парках культуры и отдыха, а также экскурсий.

Перечисленные мероприятия осуществляются учреждениями культуры, как правило, на платной основе, что предопределяет необходимость изготовления и реализации ими входных билетов на посещение соответствующих культурных мероприятий.

Совокупность мероприятий и обязательств по изготовлению и реализации билетов на посещение организуемых учреждениями культуры мероприятий составляет понятие «билетное хозяйство».

В процессе организации и функционирования билетного хозяйства учреждений культуры у бухгалтеров учреждений культуры постоянно возникают различные вопросы как организационно-правового характера, так и связанные с отражением осуществляемых учреждениями операций в бухгалтерском учете, а также с их налогообложением.

На примере театрально-зрелищного учреждения будут проанализированы проблемы и вопросы, связанные с функционированием билетного хозяйства.

Являются ли театральные билеты денежными документами

Решение данного вопроса только на первый взгляд носит общеправовой теоретический характер и не затрагивает материальных интересов театра.

Так, в процессе проведения ревизии финансово-хозяйственной деятельности одного из бюджетных учреждений культуры представитель контролирующего органа выставил претензию по поводу неотражения в бухгалтерском учете операций по реализации театральных билетов на счете 2 201 05 000 «Денежные документы». Свою позицию указанный работник обосновал тем, что театральные билеты имеют все признаки, позволяющие отнести их к денежным документам (утвержденную форму, зафиксированную номинальную стоимость, средства защиты от фальсификации, возможность служить средством расчетов за услуги и т.п.). Более того, ссылаясь на отсутствие в бухгалтерском учете операций с денежными документами (в данном случае - с театральными билетами) была поставлена под сомнение правомерность применения льготы по НДС, регламентированной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ (ведь факт осуществления операций по реализации театральных билетов, являющийся определяющим при применении данной налоговой льготы, не подтвержден данными бухгалтерского учета).

Описанные требования контрольно-ревизионного органа неправомерны, поскольку реализуемые учреждением культуры театральные билеты по своему экономическому содержанию не являются денежными документами.

Кроме того, поскольку облагаемая база по НДС формируется на основании данных специализированного учета (книг продаж и покупок, счетов-фактур и т.п.), а не на основании показателей бухгалтерского учета, неотражение в бухгалтерском учете операций по собственно реализации театральных билетов не является основанием для неприменения в отношении оказываемых услуг в области культуры и искусства налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

Причиной возникновения описанных претензий контрольно-ревизионного органа является отсутствие в действующих нормативных документах достаточно четкого и точного определения понятия «денежные документы». Приводимые в различных экономических словарях определения данного термина содержат лишь перечисление (причем неполное) возможных форм денежных документов (почтовые марки, марки государственной пошлины, вексельные марки, оплаченные авиабилеты, оплаченные санаторно-курортные путевки и др.). Перечисленные представителем контрольного органа обязательные признаки денежных документов также не регламентированы никакими нормативными актами, а приведенный перечень не является исчерпывающим.

По результатам анализа экономической сущности документов, однозначно причисленных к денежным документам (согласно имеющимся определениям данного термина), можно отметить следующие признаки денежного документа:

  • зафиксированная номинальная стоимость;
  • подтверждаемое им право на получение конкретных товаров (работ, услуг);
  • возможность использования их в качестве средства расчетов за указанные товары (работы, услуги). Такой признак денежного документа, как наличие средств защиты его от фальсификации, был отвергнут, поскольку он не является обязательным для всех денежных документов, признаваемых в качестве таковых. Например, используемый организацией в расчетах за товары (работы, услуги) собственный простой вексель, хотя, несомненно, и является денежным документом, может не иметь каких-либо специализированных средств защиты (водяных знаков, микротекста и т.п.).
На основе перечисленных критериев было сформулировано следующее определение, с одной стороны, полностью соответствующее экономической сути фактически применяемых денежных документов, а с другой - максимально уточняющее данный термин в соответствии с текущей хозяйственной практикой.

Денежные документы - это документы с зафиксированной на них номинальной стоимостью товаров (работ, услуг), дающие право их владельцу получать данные товары (работы, услуги) в объеме данной номинальной стоимости.

В соответствии с данным определением реализуемые учреждением театральные билеты (являющиеся при этом бланками строгой отчетности) не могут быть классифицированы в бухгалтерском учете учреждения культуры как денежные документы, в связи с тем что они фактически не подтверждают право учреждения на получение соответствующих услуг в форме театрального представления (это право принадлежит учреждению как исполнителю данных услуг).

В то же время для организаций, централизованно приобретающих театральные билеты для выдачи их своим работникам или дальнейшей реализации сторонним лицам, данные билеты, несомненно, будут признаны денежными документами, поскольку полностью соответствуют как опубликованным в специализированных экономических изданиях, так и сформулированному определению данного термина.

Признание выручки от реализации театральных билетов для целей налогового и бухгалтерского учета

Для целей налогообложения выручка от реализации театральных билетов признается не в момент фактического проведения соответствующего спектакля, а в момент реализации билетов на него, что обусловлено следующими обстоятельствами.

Согласно п. 1 ст. 38 НК РФ под объектом налогообложения понимаются «реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога». При этом каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ и с учетом положений указанной статьи НК РФ.

Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем согласно п. 1 ст. 39 НК РФ признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных НК РФ, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе. Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй НК РФ (п. 1 ст. 39 НК РФ).

В соответствии с требованиями п.п. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ (часть вторая НК РФ) доходами от реализации для целей формирования облагаемой базы по налогу на прибыль организаций признаются доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав.

Понятие «имущественные права» действующими нормативными документами не определено. Однако согласно сложившейся в финансово-хозяйственной деятельности терминологии «права имущественные - это юридически закрепленные права юридических и физических лиц владеть, распоряжаться и пользоваться определенными имущественными ценностями, правовая фиксация принадлежности имущественной ценности конкретному лицу. Учитывая же тот факт, что под имущественными ценностями (имуществом) понимаются и имущественные права (ст. 128 ГК РФ), право посетителя театра на просмотр организуемого последним спектакля, удостоверенное проданным ему театральным билетом установленной действующим законодательством формы (форма билета на театрально-зрелищные мероприятия утверждена приказом Минкультуры России от 17.12.2008 № 257), признается имущественным правом и в соответствие с п.п. 1 п. 1 ст. 248 НК РФ подлежит обложению налогом на прибыль.

В соответствие с п. 3 ст. 271 НК РФ для доходов от реализации датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату (при реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком-комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента).

Учитывая изложенное, доход от реализации посетителям театра театральных билетов на спектакли для целей налогового учета формируется как доход от передачи им имущественных прав на просмотр соответствующего спектакля в указанное в билете время в момент его предоставления посетителям театра этих имущественных прав (т.е. в момент реализации им театральных билетов).

Данный вывод подтверждается и требованиями п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласно которому освобождению от обложения НДС, в отличие от иных услуг театров, подлежат не собственно услуги по организации и представлению «театрально-зрелищных, культурно-просветительских и зрелищно-развлекательных мероприятий», а именно «реализация входных билетов и абонементов…, форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности» на их посещение (т.е. для признания операций по продаже театральных билетов реализацией театром имущественных прав на просмотр своих спектаклей необходимо, чтобы данные права были удостоверены театральными билетами установленного действующим законодательством образца с указанием в нем стоимости данного права, а также времени (время показа спектакля) и условий (место в зрительном зале) его реализации).

Если по каким-либо причинам спектакль, на который были проданы театральные билеты, не состоялся, данное обстоятельство следует классифицировать как невыполнение поставщиком имущественных прав (т.е. театром) своих обязанностей по их реализации. Возврат же зрителям (или организациям, их представляющим) стоимости ранее проданных им театральных билетов следует рассматривать не как возврат полученных театром авансов под оказание театрально-зрелищных услуг (ведь, как уже было указано, реализация театральных билетов классифицируется как отдельная услуга по реализации соответствующих имущественных прав на просмотр соответствующего спектакля), а исключительно как возмещение им убытков, вызванных нереализацией ранее переданных им имущественных прав. Расходы театра по возмещению ущерба, нанесенного зрителям (или организациям, их представляющим), согласно п.п. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ признаются для целей налогообложения прибыли внереализационными расходами.

Следует иметь ввиду, что в случае если в рамках оказания услуг по организации и показу спектаклей театральные билеты установленного образца зрителям по каким-либо причинам не реализуются (действующее законодательство РФ не содержит требований об обязательном оказании театрально-зрелищных и других подобных им услуг населению исключительно на основании проданных гражданам билетов), то документами, удостоверяющими факт передачи соответствующих имущественных прав, могут быть признаны, например, оформляемые после фактического оказания театрально-зрелищных услуг акты приема-сдачи этих услуг оплатившим их зрителям (или организациям, их представляющим). В этом случае доход театра для целей налогообложения будет сформирован на дату оформления таких актов, а полученные театром до момента оказания театрально-зрелищных услуг денежные средства в их оплату будут признаны лишь авансовыми платежами.

Однако при этом в связи с неоформлением соответствующих хозяйственных операций театральными билетами установленного образца театр теряет право на применение налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

В бухгалтерском учете театра определение момента отражения результатов хозяйственной операции по реализации театральных билетов в качестве дохода театра обусловлено следующими факторами.

Согласно п. 301 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), для отражения в бухгалтерском учете указанных учреждений «сумм доходов, начисленных (полученных) в отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам» в Едином плане счетов с 1.01.2011 предусмотрен (как и для коммерческих организаций) счет 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов».

Условия применения указанного счета бухгалтерского учета полностью соответствуют условиям реализации имущественных прав на просмотр театрально-зрелищных и иных подобных мероприятий путем реализации театральных билетов установленного законодательством образца, удостоверяющих факт передачи гражданам (а при централизованной реализации - и организациям) соответствующих имущественных прав.

Таким образом, при реализации театром билетов установленного образца на театрально-зрелищные мероприятия, планируемые к показу в будущих отчетных периодах, до момента реализации удостоверяемого указанными билетами фактов передачи имущественных прав зрителям (или организациям, их представляющим) стоимость реализованных театральных билетов подлежит отражению в бухгалтерском учете театра на субсчете 2 401 40 130 «Доходы будущих периодов от реализации платных работ, услуг» с последующим списанием их на счета доходов текущего периода (т.е. на субсчет 2 401 10 130) в момент фактической реализации указанных имущественных прав (т.е. после фактического показа соответствующих спектаклей).

В случае если по каким-либо причинам театрально-зрелищное мероприятие, на которое были реализованы билеты, не состоялось, то следует признать, что переданное зрителям (или организациям, их представляющим) в момент продажи театральных билетов имущественное право на просмотр данного спектакля оказалось нереализованным, что влечет за собой возврат им стоимости ранее реализованных билетов со списанием этой стоимости в бухгалтерском учете театра на убытки.

В заключение следует обратить внимание на тот факт, что действующие в настоящее время в Российской Федерации стандарты организации и ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской отчетности (далее - РСБУ) не в полной мере соответствуют МСФО. Вместе с тем в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 МСФО признаны в Российской Федерации и согласно приказу Минфина России от 25.11.2011 № 160н (далее - приказ № 160н) введены в действие.

Согласно МСФО (IAS) 18 «Выручка» (приложение № 10 к приказу № 160н) под выручкой для целей МСФО понимается «валовое поступление экономических выгод за определенный период в ходе обычной деятельности предприятия, приводящее к увеличению капитала, не связанного с взносами участников капитала». Применяемые в РСБУ понятия «доходы будущих периодов» и «расходы будущих периодов» в МСФО отсутствуют, а отражаемые в российском бухгалтерском учете на соответствующих счетах суммы доходов признаются текущими доходами и расходами. Регламентируемые МСФО (IAS) 18 формулировки понятия «выручка» в рамках проводимых в РФ мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствии с МСФО нашли отражение в п. 2 применяемого коммерческими организациями положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.05 1999 № 32н (с изменениями и дополнениями). Однако действие данного ПБУ на государственные (муниципальные) учреждения не распространяется (п. 1 ПБУ 9/99), а аналогичного указанному в ПБУ 9/99 определения понятия дохода (выручки) в приказе № 157н, регламентирующем порядок организации и ведения бухгалтерского учета в таких учреждениях, не содержится.

Таким образом, после внесения в рамках мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствие с МСФО изменений в приказ № 157н и иные приказы Минфина России, регламентирующие особенности организации и ведения бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях различных организационно-правовых форм, порядок отражения в бухгалтерском учете этих учреждений доходов от реализации театральных билетов на спектакли, планируемые к показу в следующих отчетных периодах, будет соответствовать уже действующему в настоящее время порядку их налогового учета. В настоящее время в связи с недостаточной регламентацией действующими нормативными документами порядка применения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) учреждений субсчета бухгалтерского учета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» отдельные учредители государственных (муниципальных) учреждений требуют от них не применять в бухгалтерском учете счета 0 401 40 000 «Доходы будущих периодов» и 0 401 50 000 «Расходы будущих периодов». Хотя данные требования и не в полной мере соответствуют положениям действующего в этой сфере законодательства РФ, однако, они находятся в рамках общих мероприятий по реформированию российской системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО. Поэтому при наличии указанных письменных требований учредителей соответствующих государственных (муниципальных) учреждений, по нашему мнению, допустимо относить выручку, полученную от продажи театральных билетов на спектакли, планируемые к показу в следующих отчетных периодах, аналогично порядку, установленному для организации налогового учета таких доходов (т.е. на счетах учета доходов текущего отчетного периода).

Рассмотрим правомерность применения театром скидок к установленной стоимости театральных билетов, а также установления пониженной относительно билетов приведенной стоимости театральных абонементов.

В соответствии с требованиями ст. 52 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных ВС РФ 9.10.1992 № 3612-1, п. 34 Положения об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 № 609, а также письма Минэкономики РФ от 11.06.1999 № 7-625, цены (тарифы) на платные услуги и продукцию, включая цены на билеты, организации культуры устанавливают самостоятельно.

Указанные требования ограничиваются, когда законодательством Российской Федерации предусматривается государственное регулирование цен (тарифов) на отдельные виды продукции, товаров и услуг. Разновидностью такого государственного регулирования цен на платные театрально-зрелищные услуги государственных (муниципальных) учреждений можно считать установление для таких учреждений согласно п. 1 ст. 69. 2 БК РФ в рамках доводимого им государственного задания предельных цен (тарифов) на оплату соответствующих платных услуг физическими или юридическими лицами либо порядка установления указанных цен (тарифов). Однако данное требование относится только к театрально-зрелищным услугам, оказываемым в рамках выполнения учреждением полученного им государственного (муниципального) задания. Несмотря на то что в государственные (муниципальные) задания, как правило, включаются большинство проводимых бюджетным учреждением театрально-зрелищных мероприятий (что является основанием для погашения затрат на их проведение (полностью или частично) за счет средств выделяемых учреждению бюджетных субсидий), цены на посещение мероприятий, не включенных в государственные (муниципальные) задания, затраты на проведение которых погашаются исключительно за счет поступлений от приносящей доход деятельности учреждения или целевых внебюджетных поступлений (грантов, пожертвований и т.п.), могут устанавливаться учреждениями также самостоятельно, если данное право не ограничено решениями их учредителя.

До 1.01.2011 г. порядок формирования цен (тарифов) на платные услуги государственных (муниципальных) учреждений регламентировался специальными положениями об оказании ими платных услуг, которые разрабатывались соответствующими министерствами и ведомствами для подведомственных им учреждений и организаций. В настоящее время, учитывая более высокий уровень самостоятельности бюджетных учреждений в области осуществления ими приносящей доход деятельности, такие Положения разрабатываются самими учреждениями. В соответствии с существующей практикой формирования данного внутреннего нормативного документа в его структуру должны быть включены следующие положения:

  • о структуре оказываемых учреждением платных услуг;
  • о производстве (приобретении) и реализации в рамках осуществления приносящей доход деятельности различных видов готовой продукции, а также товаров для перепродажи (сувениров, театральных программок, декораций и т.п.);
  • о детализации услуг учреждения по источникам его финансового обеспечения;
  • о порядке ценообразования на платные услуги, в том числе и с учетом применения скидок различным категориям граждан и организаций;
  • о порядке использования учреждением выручки от оказания платных услуг;
  • об особенностях организации аналитического бухгалтерского и оперативно-управленческого учета, а также внутренней управленческой отчетности по хозяйственным операциям, осуществляемым в рамках оказания учреждением платных услуг и т.п.
Разработанное учреждением внутреннее Положение о платных услугах утверждается руководителем учреждения и при наличии такого требования согласуется с его учредителем.

Учитывая тесную связь требований данного Положения с вопросами организации бухгалтерского учета и налогообложения учреждения, по нашему мнению, целесообразно сформировать его в виде приложения к учетной политике учреждения.

Согласно положениям указанных нормативных актов, при организации платных мероприятий организации культуры могут устанавливать льготы для детей дошкольного возраста, учащихся, инвалидов и военнослужащих, проходящих службу по призыву. Установление скидок к стоимости театрально-зрелищных услуг иным категориям граждан действующим законодательством формально не регламентировано. Однако такие скидки могут быть установлены бюджетными и автономными учреждениями в рамках осуществления ими приносящей доход деятельности, не связанной с выполнением полученных государственных (муниципальных) заданий.

Более того, установление льгот перечисленным категориям граждан было рекомендовано постановлением Правительства РФ от 1.12.2004 № 712, содержащим требования по оформлению и подтверждению таких льгот, а также по организации контроля за их применением.

Учитывая изложенное, учреждение вправе определить в разработанном им внутреннем Положении о платных услугах структуру и порядок предоставления и документального оформления и подтверждения скидок к стоимости соответствующих театрально-зрелищных мероприятий учреждения соответствующим категориям зрителей.

При формировании размеров указанных скидок необходимо иметь в виду следующие факторы.

Применение скидок к стоимости оказываемых учреждением платных услуг не должно влиять на соблюдение принципа самоокупаемости приносящей доход деятельности. То есть совокупный размер применяемых скидок должен обеспечивать возмещение за счет получаемой коммерческой выручки планируемых к погашению за ее счет расходов учреждения.

Применяемые скидки не должны иметь индивидуальный характер, т.е. право на них должно предоставляться всем покупателям, удовлетворяющим условиям получения соответствующих скидок и подтвердившим свое право на них установленным порядком.

Учитывая, что в соответствии с требованиями ст. 40 НК РФ налоговые органы при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов вправе проверять правильность применения цен по сделкам при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени, скидки к стоимости театрально-зрелищных услуг целесообразно устанавливать в размерах, не превышающих указанный норматив.

Относительно установления пониженной относительно билетов стоимости реализации театральных абонементов необходимо обратить внимание на следующие обстоятельства.

Как и театральные билеты, театральные абонементы удостоверяют передаваемое зрителям в момент их продажи имущественное право на просмотр соответствующих театрально-зрелищных мероприятий в указанное время. Однако в отличие от театрального билета удостоверяемое театральным абонементом имущественное право распространяется не на одно, а на несколько таких мероприятий.

Итак, театральный билет и театральный абонемент удостоверяют разные имущественные права, поэтому их стоимость не может быть одинаковой. И дело здесь не только в количестве театрально-зрелищных мероприятий, право на просмотр которых они удостоверяют. При формировании стоимости театрального абонемента следует также учитывать, что, несмотря на увеличение объема удостоверяемых им имущественных прав (количество спектаклей), реализация этих прав разнесена во времени при единовременном получении платы за нее, что, несомненно, должно привести к уменьшению приведенной стоимости права на просмотр одного спектакля из числа включенных в абонемент. По нашему мнению, приведенная стоимость одного спектакля из числа включенных в театральный абонемент в соответствии с требованиями п. 1 ст. 395 ГК РФ должна быть ниже стоимости соответствующего спектакля в случае его просмотра на основании театрального билета минимум на сумму, рассчитанную исходя из размеров учетной ставки ЦБ РФ на день выпуска абонемента и срока его действия (т.е. Сабонемента = Сбилета х 8% / 365 х Табонемента х Котрывных купонов).

С учетом рыночной стоимости (т.е. уровня спроса) включенных в театральный абонемент спектаклей размер уменьшения стоимости театрального абонемента относительно стоимости включенных в него спектаклей (в случае просмотра их по театральным билетам) стоимость соответствующих театральных абонементов может быть еще скорректирована.

Унифицированная форма театрального абонемента (как и театрального билета) утверждена приказом Минкульта РФ от 17.1.2008 № 257 и является обязательной не только для документального обоснования операций по передаче зрителям (или организациям, их представляющим) соответствующих имущественных прав на просмотр театрально-зрелищных мероприятий, но и для подтверждения права учреждения культуры на применение налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ.

При формировании структуры театрального абонемента следует учитывать, что удостоверяемые им имущественные права планируются к реализации в течение определенного срока. Поэтому данный срок целесообразно указать в реквизите «Вид услуги (наименование мероприятия)» (если по условиям реализации абонемента зритель имеет право выбора любого спектакля в течение срока действия абонемента), а также в корешках абонемента (если абонемент дает право зрителю на просмотр определенного перечня спектаклей). В противном случае согласно требованиям п. 2 ст. 314 ГК РФ право на показ учреждением соответствующих театрально-зрелищных мероприятий должно быть реализовано в семидневный срок со дня предъявления зрителем требований о его выполнении.

Следует иметь в виду, что при оказании услуг по организации и показу спектаклей театральные билеты или абонементы могут и не использоваться. Действующее законодательство РФ не содержит требований об обязательном оказании театрально-зрелищных и других подобных им услуг населению исключительно на основании проданных гражданам билетов или абонементов.

К таким случаям, в частности, можно отнести показ спектакля по договору с конкретной организацией для неопределенного количества ее сотрудников (либо привлеченных ей иных физических лиц). При этом документами, удостоверяющими факт передачи соответствующих имущественных прав, могут быть признаны оформляемые после фактического оказания театрально-зрелищных услуг акты приема-сдачи этих услуг оплатившим их зрителям (или организациям, их представляющим), а доход театрального учреждения для целей бухгалтерского учета и налогообложения будет сформирован на дату оформления таких актов. При этом полученные учреждением до момента оказания театрально-зрелищных услуг денежные средства в их оплату будут признаны лишь авансовыми платежами.

При общей допустимости применения указанного порядка оказания театрально-зрелищных услуг следует иметь в виду определенные особенности его применения, а именно: поскольку спектакль в данном случае планируется к показу неопределенному числу зрителей, но в помещении учреждения, то договором с организацией-заказчиком таких услуг должны быть предусмотрены обязательства заказчика по обеспечению идентификации зрителей и пропускного режима на проводимое театрально-зрелищное мероприятие. В общем случае такие мероприятия организуются на основе предъявления зрителями театральных билетов и абонементов. Поэтому условия договора со сторонней организацией, не предполагающие продажу билетов или абонементов, но возлагающие обязанность идентификации зрителей и пропускной режим на театральное учреждение, могут быть восприняты контролирующими органами, как попытка необоснованного уменьшения планируемой в общем порядке выручки от показа спектакля.

В связи с неоформлением соответствующих хозяйственных операций театральными билетами или абонементами установленного образца театр теряет право на применение налоговой льготы по НДС, установленной п.п. 20 п. 2 ст. 149 НК РФ, что должно быть учтено при формировании стоимости соответствующих театрально-зрелищных услуг.

В связи с тем, что театрально-зрелищные мероприятия, как правило, организуются учреждениями культуры в рамках выполнения полученных ими государственных (муниципальных) заданий, в которых определена себестоимость проведения того или иного мероприятия, подлежащая погашению за счет средств полученных учреждением бюджетных субсидий, стоимость договора на проведение театрально-зрелищных мероприятий в интересах сторонней организации (даже при отсутствии условия реализации билетов или абонементов на них) не должна быть ниже установленной учредителем себестоимости одного или, исходя из условий договора нескольких спектаклей.

Таким образом, несмотря на общий принцип единства стоимости однородных театрально-зрелищных мероприятий, учреждение культуры, по нашему мнению, все-таки имеет определенные возможности корректировки цен на свои платные услуги в зависимости от обстоятельств организации и документального оформления соответствующих мероприятий, а также контингента зрителей, привлекаемых к их просмотру.

В каком порядке подлежит возмещению стоимость ранее проданных билетов гражданам и организациям в случае отмены театрально-зрелищных мероприятий, на которые эти билеты были проданы? Размер возмещения стоимости ранее проданных зрителям театральных билетов (или театральных абонементов) зависит от того, по чьей инициативе удостоверенное указанными документами имущественное право на просмотр театрально-зрелищных представлений не было реализовано в указанные сроки и в указанных размерах.

В соответствии с общими требованиями действующего законодательства односторонний отказ от выполнения своих обязательств по сделкам гражданско-правового характера недопустим (ст. 310 ГК РФ), за исключением предусмотренных законодательством случаев (ст. 328, 405, 450 ГК РФ). Однако прекращение сделок может быть обусловлено невозможностью по каким-либо причинам их выполнения одной из сторон (например, отмена ранее анонсированного спектакля по уважительным причинам).

В соответствии с п. 2 ст. 782 ГК РФ исполнитель вправе отказаться от исполнения обязательств по договору возмездного оказания услуг лишь при условии полного возмещения убытков заказчику. Поэтому, если отмена спектакля произошла по инициативе театрального учреждения (независимо от причин такой отмены), то зрители вправе требовать, как минимум, полного возмещения им стоимости ранее приобретенных ими театральных билетов, так как данные затраты классифицируются как их убытки, связанные с реализацией их права по просмотру соответствующего театрально-зрелищного мероприятия. При этом размер возмещения убытков зрителям может не ограничиться только стоимостью проданных им билетов на отмененный спектакль. Данный размер может быть увеличен в судебном порядке (например, на сумму полученного зрителями, обратившимися в судебные органы, морального ущерба).

Если же отказ от оказания театрально-зрелищной услуги произошел по инициативе зрителя (т.е. заказчика), то такое его право закреплено в п. 1 ст. 782 ГК РФ, но при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Данное требование подтверждено и ст. 32 Закона от 7.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон № 2300-1).

При этом исполнитель (т.е. театр) должен доказать, что расходы были понесены до отказа от договора и вызваны исполнением или подготовкой к его исполнению. К таким расходам не относятся обычные внутренние затраты (например, по заработной плате).

По нашему мнению, размер компенсации стоимости театральных билетов в случае отказа зрителя от приобретенного им имущественного права на просмотр спектакля целесообразно предусмотреть (в долевом исчислении) в разработанном учреждением внутреннем Положении о платных услугах с расшифровкой в приложенном расчете размера уменьшения суммы возмещения относительно полной стоимости проданного билета. Такой расчет можно сформировать, детализировав в долевом представлении стоимость билета на калькуляционные статьи и определив, какие из указанных калькуляционных статей подлежат, а какие не подлежат возмещению в случае одностороннего отказа зрителя от просмотра спектакля, на который ему были проданы билеты. В случае одностороннего отказа зрителя от реализации им своего права на просмотр спектаклей по театральному абонементу стоимость возмещения его затрат на приобретение такого абонемента должна быть возмещена по только в части еще не просмотренных им спектаклей. При этом в целях соблюдения требований действующего законодательства, предъявляемых к публичной сделке (оферте), текст Положения о платных услугах театра должен быть вывешен в публичном месте реализации билетов для ознакомления потенциальных покупателей с соответствующими требованиями, в том числе по формированию суммы причитающегося им возмещения стоимости проданных билетов при одностороннем их отказе от просмотра соответствующего спектакля.

Ведение и составление отчетности в соответствие с МСФО. Очно, дистанционно.

Защита и экономия в бизнесе с учетом решений Верховного суда. Все изменения в вопросах налоговой оптимизации 2019 г. (г. Сочи)