Лев николаевич толстой - биография, информация, личная жизнь. Лев Толстой: биография и писательская деятельность писателя, личная жизнь и творческое наследие Достижения льва николаевича толстого

Родился в дворянской семье Марии Николаевны, урожденной княжны Волконской, и графа Николая Ильича Толстого в усадьбе Ясная Поляна в Крапивенском уезде Тульской губернии четвертым ребенком. Счастливый брак его родителей стал прототипом героев в романе «Война и мир» - княжны Марьи и Николая Ростова. Родители рано умерли. Воспитанием будущего писателя занималась Татьяна Александровна Ергольская, дальняя родственница, образованием - гувернеры: немец Ресельман и француз Сен-Тома, ставшие героями повестей и романов писателя. В 13 лет будущий писатель и его семья переехали в хлебосольный дом сестры отца П.И. Юшковой в Казани.

В 1844 году Лев Толстой поступил в Императорский Казанский университет на отделение восточной словесности Философского факультета. После первого курса не сдал переходный экзамен и перевелся на юридический факультет, где проучился два года, окунувшись в светские развлечения. Лев Толстой, от природы застенчивый и некрасивый, приобрел в светском обществе репутацию «умствующего» о счастье смерти, вечности, любви, хотя сам желал блистать. И в 1847 году он ушел из университета и уехал в Ясную Поляну с намерением заниматься наукой и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1849 году в его имении была открыта первая школа для крестьянских детей, где преподавал Фока Демидович, его крепостной, бывший музыкант. Учившийся там Ермил Базыкин рассказывал: «Нас, мальчиков, было человек 20, учителем был Фока Демидович, дворовый человек. При отце Л.Н. Толстого он исполнял должность музыканта. Старик хороший был. Учил нас азбуке, счету, священной истории. Заходил к нам и Лев Николаевич, тоже с нами занимался, показывал грамоту. Ходил через день, через два, а то и каждый день. Учителю он завсегда приказывал нас не обижать...».

1851 году под влиянием старшего брата Николая Лев уезжает на Кавказ, уже начав писать «Детство», и осенью становится юнкером в 4-й батарее 20-й артиллерийской бригады, расквартированной в казачьей станице Старогладовской на реке Терек. Там он закончил первую часть «Детства» и отослал в журнал «Современник» его редактору Н.А.Некрасову. 18 сентября 1852 года рукопись была напечатана с огромным успехом.

Лев Толстой прослужил три года на Кавказе и, имея право на почетнейший Георгиевский крест за храбрость, «уступил» его сослуживцу-солдату, как дающий пожизненную пенсию. В начале Крымской войны 1853-1856 гг. перевелся в Дунайскую армию, участвовал в сражениях при Ольтенице, осаде Силистрии, обороне Севастополя. Тогда написанный рассказ «Севастополь в декабре 1854 г.» был прочитан императором Александром II, повелевшим беречь талантливого офицера.

В ноябре 1856 года уже признанный и известный писатель оставляет военную службу и уезжает путешествовать по Европе.

В 1862 году Лев Толстой женится на семнадцатилетней Софье Андреевне Берс. В их браке родилось 13 детей, пятеро умерли в раннем детстве, были написаны романы «Война и мир» (1863-1869) и «Анна Каренина» (1873-1877), признанные великими произведениями.

В 1880-е гг. Лев Толстой пережил мощный кризис, приведший к отрицанию официальной государственной власти и ее институтов, осознанию неизбежности смерти, вере в Бога и созданию своего учения – толстовства. Он утратил интерес к привычной барской жизни, у него начали возникать мысли о самоубийстве и необходимости жить правильно, вегетарианствовать, заниматься просвещением и физическим трудом – он пахал, шил сапоги, учил детей в школе. В 1891 году публично отказался от авторских прав на свои литературные произведения, написанные после 1880 г.

В течение 1889-1899 гг. Лев Толстой писал роман «Воскресение», чей сюжет основан на реальном судебном деле, и хлесткие статьи о системе государственного управления – на этом основании Святейший Синод отлучил графа Льва Толстого от православной церкви и предал анафеме в 1901 году.

28 октября (10 ноября) 1910 года Лев Толстой тайно покинул Ясную Поляну, отправившись в путешествие без конкретного плана ради своих нравственно-религиозных идей последних лет в сопровождении врача Д.П. Маковицкого. В дороге простудился, заболел крупозным воспалением легких и был вынужден сойти с поезда на станции Астапово (сейчас станция Лев Толстой Липецкой области). Лев Толстой скончался 7 (20) ноября 1910 года в доме начальника станции И.И. Озолина и похоронен в Ясной Поляне.

Имя писателя, просветителя, графа Льва Николаевича Толстого известно каждому русскому человеку. При его жизни было напечатано 78 художественных произведений, еще 96 сохранились в архивах. А в первой половине XX века вышло полное собрание сочинений, насчитывавшее 90 томов и включавшее помимо романов, повестей, рассказов, очерков и т. п. многочисленные письма и дневниковые записи этого великого человека, отличавшегося огромным талантом и незаурядными личными качествами. В данной статье вспомним наиболее интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого.

Продажа дома в Ясной Поляне

В молодости граф слыл азартным человеком и любил, к сожалению, не очень успешно, играть карты. Случилось так, что часть дома в Ясной Поляне, где прошло детство писателя, была отдана за долги. Впоследствии на пустующем месте Толстой насадил деревья. Илья Львович, его сын, вспоминал, как однажды попросил отца показать в доме комнату, где он родился. И Лев Николаевич указал на вершину одной из лиственниц, добавив: «Там». А кожаный диван, на котором это произошло, он описал в романе «Война и мир». Таковы интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого, связанные с родовым имением.

Что касалось самого дома, то два его двухэтажных флигеля сохранились и со временем разрослись. После женитьбы и рождения детей семья Толстых все увеличивалась, и параллельно с этим пристраивались новые помещения.

В семье Толстых родилось тринадцать детей, пятеро из которых умерли еще в младенчестве. Граф никогда не жалел для них времени, а до кризиса 80-х годов любил устраивать шалости. Например, если во время обеда подавали кисель, отец замечал, что им хорошо склеивать коробочки. Дети тут же приносили в столовую бумагу, и начинался процесс творчества.

Другой пример. Кто-то в семье загрустил или даже расплакался. Заметивший это граф вмиг организовывал «Нумидийскую конницу». Он вскакивал с места, поднимал вверх руку и мчался вокруг стола, а за ним устремлялись дети.

Толстого Льва Николаевича всегда отличала любовь к литературе. Он регулярно устраивал в своем доме вечерние чтения. Как-то взялся за книгу Жюль Верна без картинок. Тогда он начал иллюстрировать ее сам. И хотя художник из него получился не очень хороший, семья была в восторге от увиденного.

Помнили дети и шуточные стихи Толстого Льва Николаевича. Он читал их на неправильном немецком языке с той же целью: домашним. Кстати, мало кто знает, что в творческом наследии писателя есть несколько поэтических произведений. Например, «Дурень», «Вольга-богатырь». В основном они писались для детей и вошли в известную «Азбуку».

Мысли о самоубийстве

Произведения Льва Николаевича Толстого стали для писателя способом изучения человеческих характеров в их развитии. Психологизм в изображении часто требовал от автора большого душевного напряжения. Так, во время работы над «Анной Карениной» с писателем едва не приключилась беда. Он пребывал в таком тяжелом душевном состоянии, что боялся повторить судьбу своего героя Левина и совершить самоубийство. Позже в «Исповеди» Лев Николаевич Толстой отмечал, что мысль об этом была такой настойчивой, что он даже вынес из комнаты, где переодевался в одиночестве, шнурок, и отказался от охоты с ружьем.

Разочарование в церкви

Николаевича хорошо изучена и содержит немало рассказов о том, как его отлучили от церкви. Между тем писатель всегда считал себя верующим человеком, а с 77-го года в течение нескольких лет строго соблюдал все посты и посещал каждую церковную службу. Однако после посещения Оптиной пустыни в 81-м году все изменилось. Лев Николаевич отправился туда со своим лакеем и школьным учителем. Шли, как и положено, с котомкой, в лаптях. Оказавшись, наконец, в монастыре, обнаружили страшную грязь и жесткую дисциплину.

Пришедших паломников поселили на общих основаниях, что возмутило лакея, всегда относившегося к хозяину как к барину. Он обратился к одному из монахов и сообщил, что старик - это Лев Николаевич Толстой. Творчество писателя было хорошо известно, и его тут же перевели в лучший номер гостиницы. После возвращения из Оптиной пустыни граф высказал свое недовольство подобным чинопочитанием, и с той поры переменил свое отношение к церковным условностям и ее служащим. Закончился все тем, что в один из постов он взял себе на обед котлетку.

Кстати, в последние годы жизни писатель стал вегетарианцем, полностью отказавшись от мяса. Но при этом ежедневно ел яичницу в разных видах.

Физический труд

В начале 80-х - об этом сообщает биография Толстого Льва Николаевича - писатель окончательно пришел к убеждению, что праздная жизнь и роскошь не красят человека. Он долго мучился вопросом о том, как ему поступить: распродать все свое имущество и оставить любимую жену и неприученных к тяжелому труду детей без средств? Или переписать все состояние на Софью Андреевну? Позже Толстой поделит все между членами семьи. В это сложное для него время - семья уже переехала в Москву - Лев Николаевич любил ходить на Воробьевы горы, где помогал мужикам пилить дрова. Затем научился сапожному ремеслу и даже сам проектировал ботинки и летние башмаки из брезента и кожи, в которых ходил все лето. А еще всякий год помогал крестьянским семьям, в которых некому было пахать, сеять и убирать хлеб. Не все одобряли такую жизнь Льва Николаевича. Толстого не понимали даже в собственной семье. Но он оставался непреклонен. И как-то летом вся Ясная Поляна разбилась на артели и вышла на покос. Среди работавших была даже Софья Андреевна, сгребавшая граблями траву.

Помощь голодающим

Отмечая интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого, можно вспомнить и о событиях 1898 года. В Мценском и Черненом уездах в очередной раз разразился голод. Писатель, одетый в старую свиту и опорки, с котомкой за плечами вместе с сыном, вызвавшимся ему помогать, лично объехал все деревни и выяснил, где положение действительно было нищенским. За неделю составили списки и создали приблизительно по двенадцать столовых в каждом уезде, где кормили, в первую очередь, детей, стариков и больных. Продукты привозили из Ясной Поляны, готовили по два горячих блюда в день. Инициатива Толстого вызвала негатив со стороны властей, которые установили за ним постоянный контроль, и местных помещиков. Последние посчитали, что подобные действия графа могут привести к тому, что им вскоре самим придется и поле пахать, и коров доить.

Как-то в одну из столовых вошел становой и завел разговор с графом. Он пожаловался, что хотя и одобряет поступок писателя, но является человеком подневольным, потому не знает, как быть - речь шла о разрешении на подобную деятельность губернатора. Ответ писателя оказался прост: «Не служить там, где заставляют поступать против совести». И такой была вся жизнь Льва Николаевича Толстого.

Тяжелая болезнь

В 1901 году писатель заболел тяжелой лихорадкой и по совету врачей отправился в Крым. Там вместо излечения подхватил еще воспаление и Надежды на то, что он выживет, практически не оставалось. Лев Николаевич Толстой, творчество которого содержит немало произведений с описанием смерти, морально к ней подготовился. Он нисколько не боялся расстаться с жизнью. Писатель даже попрощался с близкими. И хотя говорить мог только полушепотом, каждому из своих детей дал ценный совет на будущее, как оказалось, еще за девять лет до смерти. Это было весьма кстати, так как спустя девять лет никого из членов семьи - а они практически все собрались на станции Астапово - к больному не пустили.

Похороны писателя

Еще в 90-е годы Лев Николаевич в своем дневнике высказался относительно того, какими хотел бы видеть свои похороны. Спустя десять лет в «Воспоминаниях» он рассказывает историю известной «зеленой палочки», зарытой у оврага рядом с дубами. И уже в 1908-м диктует стенографисту пожелание: похоронить его в деревянном гробу на том месте, где искали в детстве источник вечного добра братья.

Толстого Льва Николаевича, согласно его воле, погребли в парке Ясной Поляны. На похоронах присутствовали нескольких тысяч человек, среди которых были не только друзья, поклонники творчества, писатели, но и местные крестьяне, к которым он всю жизнь относился с заботой и пониманием.

История с завещанием

Интересные факты из жизни Льва Николаевича Толстого касаются и его волеизъявления относительно творческого наследия. Писателем было составлено шесть завещаний: в 1895-м (дневниковые записи), 1904-м (письмо к Черткову), 1908-м (продиктовано Гусеву), дважды в 1909-м и в 1010-м. По одним из них все его записи и произведения поступали в общее пользование. По другим право на них передавалось Черткову. В конечном счете, Лев Николаевич Толстой творчество и все свои записи завещал дочери Александре, с шестнадцати лет ставшей помощницей отца.

Число 28

По свидетельству родных, писатель всегда иронично относился к предрассудкам. Но цифру двадцать восемь считал для себя особой и любил. Что это было - простое совпадение или рок судьбы? Неизвестно, но многие важнейшие события жизни и первые произведения Льва Николаевича Толстого связаны именно с ней. Вот их перечень:

  • 28 августа 1828 года - дата рождения самого писателя.
  • 28 мая 1856-го цензура дала разрешение на издание первой книги с повестями «Детство и отрочество».
  • 28 июня родился первенец, Сергей.
  • 28 февраля состоялась свадьба сына Ильи.
  • 28 октября писатель навсегда ушел из Ясной Поляны.
Лев Николаевич Толстой – классик мировой литературы, мыслитель, просветитель, основоположник религиозно-этического учения, граф, член-корреспондент и почетный академик ИАН, четырежды номинант на премию Альфреда Нобеля.

Среди его популярных, не теряющих актуальности произведений – «Война и мир», «Смерть Ивана Ильича», «Анна Каренина», «Крейцерова соната», «Живой труп», «Воскресенье».

Детство и юность

Будущий литературный гений родился 9 сентября 1828 года в поместье Ясная Поляна в семье аристократов. Отец, Николай Ильич, полковник в отставке, происходил из знатного старинного графского рода Толстых. Впоследствии он послужил прототипом Николая Ростова, персонажа из «Войны и мира», брата Наташи. Мать, Мария Николаевна, была дочерью князя, генерала Николая Волконского, славилась незаурядным даром рассказчицы поучительных историй. Она изображена в романе-эпопее в лице княжны Марьи.


У мальчика было три старших брата – Николай, Дмитрий и Сергей, и младшая на два года сестра Маша. Они рано осиротели: мать умерла через полгода после рождения дочери, отец – когда Льву исполнилось 9 лет. До смерти отца воспитанием детей занималась его троюродная сестра Татьяна Ергольская, а после их опекуном была назначена родная тетя, графиня Александра Остен-Сакен. Два старших брата переехали к ней в Белокаменную столицу, двое младших и сестричка остались в поместье.

Спустя 3 года тетушка скончалась. Дети перебрались в Казань ко второй сестре отца Пелагее. В 1844 Лев, воспитанный домашними учителями, вслед за старшими братьями стал студентом местного университета. Он выбрал отделение восточной словесности, но учеба (в отличие от светских развлечений) его не особенно привлекала. Он был недоверчив ко всякому авторитету, экзаменационные испытания полагал досадной формальностью.


В 1847 молодой человек бросил университет и уехал управлять имением по-новому и самостоятельно изучать интересующие науки. Но его ждала неудача в налаживании быта в качестве управляющего, описанная позже в рассказе «Утро помещика».

Несколько лет он вел светскую жизнь в столице и в Москве, отмечая в дневнике свое недовольство собой. Периоды аскетизма, попыток подготовиться к экзаменам на ученую степень и угрызений совести сменяло великосветское безделье и кутежи.

Творческий путь

В 1851 в усадьбу приехал погостить самый старший из братьев, Николай. Он проходил службу на Кавказе, где не первый год шла война, и предложил брату также пойти в армию. Лев согласился, понимая, что ему следует изменить образ жизни, а также из-за большого проигрыша в карты и растущих долгов. Вместе с братом он отправился на окраину империи, получил армейскую должность и служил в казацкой станице под Кизляром, участвуя в боевых операциях.


Одновременно Лев занялся литературной деятельностью и через год завершил повесть «Детство», опубликовав ее в «Современнике». Произведение понравилось читателям и, воодушевленный успешным началом автор в 1854 представил на суд публики вторую часть трилогии, «Отрочество», а со временем и третью, «Юность».

В конце того же 1854 года он перевелся на Дунайский фронт, где ему пришлось пережить осаду Севастополя и все ужасы, выпавшие на долю его защитников. Этот опыт побудил его к созданию правдивых и глубоко патриотичных «Севастопольских рассказов», поразивших современников реалистичным изображением бесчеловечности войны. За оборону города он был удостоен ряда наград, включая Императорский орден Св. Анны «За храбрость».


После окончания военных действий, поручик Толстой оставил службу и отправился в Петербург, где имел большой успех в писательской среде и в светских салонах. Талантом 28-летнего сочинителя восхищались, уже тогда его называли «надеждой отечественной литературы». У него сложились дружеские отношения с Николаем Некрасовым, Иваном Тургеневым, Дмитрием Григоровичем, Александром Дружининым и другими мастерами пера.

Он стал членом кружка журнала «Современник», бывшего идейным центром демократической общественной мысли, издал «Два гусара», «Метель». Но со временем Толстой стал тяготиться пребыванием в кружке с его бесконечными дискуссиями и конфликтами, и в 1857 отправился в путешествие за рубеж.


Во время поездки молодой писатель побывал в столице Франции, где его неприятно удивило «обоготворение злодея» Наполеона и потрясла публичная казнь. Затем он путешествовал по Италии, Германии, Швейцарии – знакомился с памятниками архитектуры, встречался с художниками, от беспорядочных связей заработал венерическое заболевание, проигрался в пух и прах в Баден-Бадене в рулетку. Свою разочарованность в иностранном образе жизни он высказал в знаменитом произведении «Люцерн».

Документальный фильм о Льве Толстом («Гении и злодеи»)

Вернувшись летом того же года в свое имение, классик написал роман «Семейное счастье», рассказ «Три смерти», продолжил написание «Казаков». Затем он отложил писательский труд и занялся проблемами народного образования.


В 1860 он вновь съездил за рубеж с целью изучения западноевропейской системы образования. Спустя 9 месяцев в Ясной Поляне он стал издавать педагогический журнал, где пропагандировал собственную образовательную методику. Позже он составил несколько учебников для начального обучения с авторскими рассказами и изложениями сказок и басен.


В период с 1863 по 1869 гг. классик русской литературы написал свой знаменитый масштабный эпос «Война и мир», где выразил яростный протест против войн. Книга, ставшая вершиной реалистичного изображения в мировой литературе, имела огромный успех и принесла автору всеобщее признание.


В 1871 из-за проблем со здоровьем он отправился в одно из башкирских кочевьев под Самарой, чтобы по настоянию докторов пролечиться кумысом. Вдохновленный степной природой, в 1873 он взялся за роман «Анна Каренина», создав к 1877 году величайшее произведение о семье, смысле бытия, любви и страсти, и раскрыв тончайшие движения человеческой души.


В 1880-х, на пике литературной славы, для писателя-мыслителя настало время нравственных терзаний, которые едва не довели его до самоубийства. Он создал ряд публицистических трактатов, включая «Исповедь», «О жизни», «Царство божие внутри вас», где изложил тезис ненасильственного сопротивления.

На основе его доктрин возникло движение «толстовство», сторонником которого были такие известные деятели, как Мартин Лютер Кинг и Махатма Ганди. Колонии последователей позже появились в Харьковской, Тверской губернии, в Западной Европе, в Японии, Индии, Южной Африке.


Параллельно с трудами философского толка граф создавал и художественные – «Смерть Ивана Ильича» о поиске смысла бытия, «Крейцерова соната» о гневе ревности, «Отец Сергий» о христианском подвижнике, «Живой труп» об обреченности. В 1899 вышел его роман «Воскресенье», критиковавший армию, систему судопроизводства, институт церкви. Спустя два года Святейший Синод обнародовал решение об отлучении автора от церкви.

Личная жизнь Льва Толстого

Глава русской литературы очень любил женщин. В его большом сердце находилось место горничным, крестьянкам, юным аристократкам и замужним дамам. Его основным настроением в молодости критики называли чувственное влечение к представительницам слабого пола вместе с жаждой семейной жизни.

В 28 лет он задумал жениться на 20-летней дочери дворянина Арсеньева Валерии. Их роман длился около полугода. Но оказалось, что у них было слишком разное представление о семейном счастье. Он мечтал, что его жена в простом платье будет посещать крестьянские избы и подавать помощь, а она – как в роскошных нарядах станет разъезжать по Невскому в собственной коляске.


В 1857 году Лев Николаевич был увлечен дочерью поэта Тютчева Екатериной, но отношения их не сложились. Затем у него была связь с замужней крестьянкой Аксиньей, родившей от него в 1860 сына Тимофея.

В 1862 году он женился на 18-летней Софье Берс. Они прожили вместе 48 лет. За время брака супруга подарила ему 13 детей – 9 сыновей и 4 дочери (пятеро из них умерли в детстве, самым большим ударом стала смерть младшего сына Вани в 1895 году), стала его секретарем, помощницей в делах, переводчицей и неофициальным редактором.


«Левочка мне дал почувствовать, что нельзя удовольствоваться одною жизнью семейною и женою или мужем, а надо что-нибудь еще, постороннее дело», – писала она в дневнике.


Их отношения иногда омрачались размолвками, к примеру, когда писатель хотел раздать все имущество крестьянам и, став вегетарианцем, требовал от близких отказаться от мяса.

Любимым стихотворением сочинителя было знаменитое «Воспоминание» Пушкина , любимыми композиторами – Шопен, Бах и Гендель.

Смерть

В начале ноября 1910 в стремлении привести жизнь в соответствие со своими новыми воззрениями 82-летний дворянин-пацифист тайно покинул родовую усадьбу в сопровождении семейного врача Душана Маковицкого.

По пути в Новочеркасск, где они намеревались получить загранпаспорта для поездки в Болгарию, а в случае отказа ехать на юг, пожилой литератор тяжело заболел крупозной пневмонией. На станции Астапово его сняли с поезда и разместили в доме смотрителя.


Там его пытались спасти шесть докторов, но безуспешно – 20 ноября великий писатель скончался. Похоронили классика в Ясной Поляне.

Один из самых знаменитых писателей и философов Российской империи, считается влиятельным мыслителем в мировой истории.

Детство и юность

Лев Николаевич Толстой родился 9 сентября 1828 года в Тульской губернии в семье дворян. В раннем детстве Лев потерял свою мать и воспитанием всех детей занимался отец и нянечки. Но через семь лет после потери матери все дети стали круглыми сиротами потеряв и отца. Их опекуном стала самая близкая родственница, их тётя. Дворянское происхождение обязывало Льва изучать различные языки и науку, образование он получал от частных преподавателей. В 1843 году юноша поступил в Императорский Казанский университет на факультет восточной филологии. Однако успеха в изучении другой культуры у Льва не появилось, он был вынужден перейти на юридическое направление. Однако несмотря на смену факультета, трудности в изучении материала, который предоставляло учебное заведение никуда не делись. В конечном итоге Лев Толстой покинул университет в 1847 году так и не получив диплом.

Увлечение азартными играми

Первым опытом как писателя можно считать дневник молодого человека, который он тщательно заполнял до последних дней своей жизни. После ухода из университета писатель отправился в Москву, где планировал подтянуть свои знания о юриспруденции и повторно испытать свои силы в получении диплома. Однако ввязавшись в азартные игры, он отвлекся от первостепенной задачи и долгие часы проводил за карточным столом. Решив сменить обстановку, молодой человек отправился в Петербург, где ситуация не изменилась, а только усугубилась. Окончательно взяв себя в руки, Толстой сдает экзамены на различные виды права и сдает их удачно, однако забросив все, возвращается в отчий дом. В 1849 году Толстой открыл школу для бедных детей где он по собственно созданному букварю обучал учеников грамоте.

Смена обстановки, военная служба

До 1851 года писатель проводил время за азартными играми, обучением в своей школе и небольшим наработкам по роману «Детство». В этом же году с военной службы вернулся его брат, который увидев не самый достойный образ жизни своего родственника предложил ему стать военным. Поспешно собрав вещи Лев Николаевич отправился на Кавказ. Сдав экзамены, он поступил на службу и много времени проводил с местными жителями. Некоторые из особо близких ему по духу людей в будущем стали прототипами для героев повествования «Казаки». Приняв решение поставить на кон все, Толстой отправил еще не завершенную рукопись «Детство» в редакцию одного из самых популярных журналов того времени «Современник». Главный редактор был до глубины души поражен, талантом молодого писателя. Полученный материал был отправлен в печать сразу же после корректировки и в скором времени красовался на прилавках многих книжных магазинов. Примечательно то, что «Детство» было автобиографической работой литератора и несмотря на всю трагичность его ранних потерь он описывал свои ранние годы жизни как солнечные и полные радости мгновенья.

Служба в Крыму. Завершение военной карьеры

Все это время Лев служил на Кавказе и работал над новыми шедеврами литературы. После того как в Крыму началась война, молодой человек отправился на передовую и полностью отдавал себя службе своему отечеству. За период, проведенный в гуще военных действий писатель создал такие произведения как «Рубка леса» и «Севастополь в декабре 1854 г.». Большие успехи в военном деле и талант в написании хороших военных рассказов создавали идеальную комбинацию для продвижения по военной лестнице. Несмотря на это характер писателя и его особый юмор сыграли с ним плохую шутку, и он после написания нескольких неудачных сатирических поэм оставил службу. Хоть с военной карьерой и было все покончено Лев Николаевич не печалился и полностью посвятил себя литературному делу. Литературное сообщество с радостью принимало новое поколение писателей, и Толстой не стал исключением. Им были написаны «Два гусара» и «Юность», которые вызвали у публики и критиков восторженную реакцию.

Начало черной полосы в жизни

Чрезмерное внимание, а порой откровенное нахальство надоели писателю, и он решив взять перерыв отправился в странствие. Первым городом, который посетил литератор, стал Париж. Наполненный свободой и необыкновенной творческой атмосферой этот город помог Льву Николаевичу раскрыться и вновь полюбить литературу. Однако его пребывание в этом городе омрачала политическая ситуация, Толстой не воспринимал слепое поклонение Наполеону и вскоре покинул Париж. Его странствия растянулись на всю Европу: Германия, Италия, Франция вдохновляли творца на новые подвиги. Зимой 1858 года писатель удивил всех новым блистательным рассказом «Три смерти». В скором времени жизнь писателя омрачилась горечью утраты, его любимый брат умер от туберкулеза. Эта утрата привела к глубокой и затяжной депрессии и вследствие этого Толстой отправился в санаторий поправить свое здоровье. Отдалённость от светской жизни, вкусная еда и приветливые местные жители, способствовали восстановлению здоровья литератора.

Создание мировых шедевров

В 1863 году создается одно из самых известных произведений писателя «Война и мир». Читатели с радостью принимают неповторимый шедевр, а сообщество писателей восторженно называет Толстого предвестником новой эпохи. Удивительно огромный интерес публики, был не только в пределах Российской империи, но и за ее пределами, многие общественные деятели лестно отзывались о творчестве Льва. На успех писателя сильно повлияла его женитьба на Софье Андреевне. Практичная и часто более зрело мыслящая супруга не раз предотвращала принятие глупых и безрассудных решений. Следующим потрясающим и трагическим романом стал «Анна Каренина». В этом произведении чувствовались изменения, которые проходили в самых отдаленных уголках подсознания литератора. Смелость и необычное восприятие окружающего мира позволили Толстому стать первым представителем мира литературы, который критиковал Шекспира.

Отречение от православия

Ближе к концу 70-тых годов у писателя начался творческий кризис. Все что он делал не приносило ему никакого морального удовлетворения. Воспитание детей и написание новых романов отошли на второй план. Даже жена, которая всегда была для него отдушиной, стала раздражать его и вызывать приступы злости. В поиске правды и решения его внутренних тяготений Толстой приходит к религии. Он глубоко увлекается изучением Библии и пишет «Исследование догматического богословия». Плавно его интерес переходит с изучения религии к изучению религиозного искусства. Рафаэль, Микеланджело, а также Данте и Бетховен попадают под волну критики и непонимания со стороны литератора. Такое глубокое проникновение в религию привело к полному отрицанию суждений, которые несла Библия. Церковные деятели осуждали резко негативное поведение со стороны Толстого, и в конечном итоге он отлучился от церкви. В попытке объяснить свое решение окружающим писатель создал «Ответ синоду» в котором описывает свои мысли насчет церковных убеждений. Публика, будучи глубоко верующей, очень негативно отнеслась к такому роду деятельности и множество оскорблений были отправлены в адрес писателя.


Последние годы жизни

Не желая оставаться больше на родине, Толстой отправился в путешествие. Конечной точки у него не было, он просто решил сесть на поезд и ехать, по пути заглянув на Кавказ и в Болгарию. Однако его планы прервала болезнь, которая обострилась из-за стресса, вызванного долгими часами проведенными в дороге. Когда о болезни Льва Николаевича узнали высшие круги общества и его родные, в стране начался переполох. В попытке вернуть писателя к православию был отправлен священник, которого не пустили к умирающему. Семья так же не была допущена до Толстого из-за их религиозных взглядов. До конца писатель был верен себе и продолжал строить планы. Множество идей для творчества были им задуманы, о некоторых, еще будучи в состоянии писать он упомянул в своем дневнике. В 1910 году 20 ноября Лев Николаевич скончался от недостатка поступающего к сердцу воздуха. Мир погрузился в траур, тысячи людей оплакивали великого человека, не только на родине, но и за границей. Многие почитатели его творчества устраивали демонстрации и марши в память о великом писателе.

  • В детстве Толстой услышал от своего брата Николая легенду о «зеленой палочке» - стоило ее найти на краю оврага в Ясной Поляне, и не стало бы на земле войн и смертей. Эта детская игра сильно повлияла на личность Толстого. Идея о всеобщем счастье и любви прослеживается во всем творчестве писателя, философских работах и публикациях. На склоне лет Лев Николаевич просил похоронить его безо всяких почестей на краю оврага - там, где еще ребенком они с братом искали «зеленую палочку».
  • Интересен тот факт, что Софья Андреевна (жена Толстого), переписывала практически все труды своего мужа для того, чтобы отправлять рукописи в издательство. Это было необходимо потому, что ни один редактор не разобрал бы почерка великого писателя.
  • Великолепно владел английским, французским и немецким языками. Читал на итальянском, польском, сербском и чешском. Изучал греческий и церковно-славянский, латынь, украинский и татарский, древнееврейский и турецкий, голландский и болгарский языки.
  • Интересный факт про Толстого заключается еще и в том, что граф, к концу жизни, выработал несколько серьезных принципов своего миропонимания. Главные из них сводятся к непротивлению злу насилием, отрицанию частной собственности и полному игнорированию любых авторитетов, будь то церковный, государственный или какой другой.

Награды:

  • Орден Святой Анны
  • Медаль «За защиту Севастополя»
  • Медаль «В память войны 1853-1856»
  • Медаль «В память 50-летия защиты Севастополя»

Лев Николаевич Толстой является одним из самых известных и великих писателей в мире. Еще при жизни его признали классиком русской литературы, его творчество проложило мост между течения двух столетий.

Толстой проявил себя не просто как писатель, он был просветителем и гуманистом, размышлял о религии, принимал непосредственное участие в обороне Севастополя. Наследие писателя столь велико, а сама его жизнь столь неоднозначна, что его продолжают изучать и пытаются понять.

Сам Толстой был сложным человеком, чему доказательства хотя бы его семейные отношения. Вот и появляются многочисленные мифы, как о личных качествах Толстого, его действиях, так и о творчестве и вложенных в него идеях. О писателе написано немало книг, мы же попытаемся развенчать хотя бы самые популярные мифы о нем.

Бегство Толстого. Общеизвестный факт - за 10 дней до своей смерти Толстой убежал из своего дома, что был в Ясной Поляне. Существует несколько версий о том, из-за чего же писатель сделал это. Сразу же стали говорить, что так пожилой уже мужчина пытался покончить с собой. Коммунисты развили теорию о том, что Толстой так высказал свой протест против царского режима. На самом деле причины бегства писателя из родного и любимого дома были вполне бытовыми. За три месяца до этого он написал тайное завещание, по которому все авторские права на свои работы передавал не жене, Софье Андреевне, а своей дочке Александре и своему другу Черткову. Но тайное стало явным - жена узнала обо всем из украденного дневника. Тут же разразился скандал, а жизнь самого Толстого стала настоящим адом. Истерики жены подвигли писателя на поступок, который он задумал еще 25 лет назад - на побег. В эти тяжелые дни Толстой писал в дневнике, что не может больше терпеть этого и ненавидит супругу. Сама же Софья Андреевна, узнав о бегстве Льва Николаевича, взбесилась еще больше - она бегала топиться на пруд, била себя в грудь толстыми предметами, порывалась куда-то бежать и угрожала впредь уж точно никогда и никуда не выпускать Толстого.

У Толстого была очень злая жена. Из предыдущего мифа многим становится ясно, что в смерти гения виновата только лишь его злая и взбалмошная жена. На самом деле семейная жизнь Толстого была столь сложной, что в ней пытаются и сегодня разобраться многочисленные исследования. И несчастной себя в ней чувствовала и сама супруга. Одна из глав ее автобиографии так и зовется - «Мученик и мученица». О талантах Софьи Андреевны вообще мало было известно, она всецело оказалась в тени своего мощного мужа. Но недавняя публикация ее повестей позволила понять всю глубину ее жертвы. А Наташа Ростова из «Войны и мира» пришла к Толстому прямиком из юношеской рукописи его жены. К тому же Софья Андреевна получила отличное образование, она знала пару иностранных языков и даже сама переводила сложные работы своего мужа. Энергичная женщина успевала еще вести все хозяйство, бухгалтерию поместья, а также обшивать и обвязывать все немалое семейство. Несмотря на все тяготы, жена Толстого понимала, что живет вместе с гением. После его смерти она отметила, что почти за полвека совместной жизни она так и не смогла понять, что же он был за человек.

Толстой был отлучен от церкви и предан анафеме. Действительно, в 1910 году Толстой был похоронен без отпевания, что породило миф об отлучении. Но в памятном акте Синода от 1901 года слова «отлучение» нет в принципе. Чиновники от церкви написали, что своими взглядами и лживыми учениями писатель давно поставил себя вне церкви и не воспринимается ею больше, как член. Но сложный бюрократический документ с витиеватым языком общество поняло по своему - все решили, что это церковь отказалась от Толстого. А история эта с определением Синода на самом деле была политическим заказом. Так отомстил писателю обер-прокурор Победоносцев за свой образ человека-машины в «Воскресении».

Лев Толстой основал движение толстовцев. Сам писатель очень осторожно, а порой даже и с брезгливостью относился к тем многочисленным объединениям его последователей и поклонников. Даже после побега из Ясной поляны, толстовская община оказалась не тем местом, где Толстой хотел найти приют.

Толстой был трезвенником. Как известно, в зрелом возрасте писатель отказался от спиртного. Но создания по всей стране обществ трезвости он не понимал. Зачем люди собираются, если они не собираются пить? Ведь большие компании и подразумевают выпивку.

Толстой фанатично придерживался собственных принципов. Иван Бунин в своей книге о Толстом писал, что сам гений порой относился весьма прохладно к положениям своего же учения. Однажды писатель со своей семьей и близким другом семьи Владимиром Чертковым (он был и главный последователь идей Толстого) ели на террасе. Было жаркое лето, всюду летали комары. Один особо надоедливый сел на лысину Черткову, где его и убил ладонью писатель. Все рассмеялись, и только обиженный пострадавший отметил, что Лев Николаевич лишил жизни живое существо, пристыдив его.

Толстой был большим бабником. О сексуальных похождениях писателя известно из его же записей. Толстой рассказал, что в молодости вел очень дурную жизнь. Но больше всего его смущают два события с той поры. Первая - связь с крестьянкой еще до женитьбы, а второе - преступление с горничной своей тетки. Толстой соблазнил невинную девушку, которую затем прогнали со двора. Той самой крестьянкой была Аксинья Базыкина. Толстой писал, что любил ее, как никогда в жизни. За два года до своего брака у писателя появился сын Тимофей, который с годами стал огромным мужиком, похожим на отца. В Ясной Поляне все знали про незаконнорожденного сына барина, про то, что он пьяница, и про его мать. Софья Андреевна даже ходила смотреть на бывшую пассию мужа, не найдя в ней ничего интересного. А интимные сюжеты Толстого - часть его дневников молодых лет. Он писал о мучающем его сладострастии, о желании женщин. Но что-то подобное было обычным делом для русских дворян того времени. И раскаяние за былые связи их никогда не мучило. Для Софьи Андреевны же физический аспект любви был вовсе не важен, в отличие от ее мужа. Но она сумела родить Толстому 13 детей, потеряв пятерых. Лев Николаевич был ее первым и единственным мужчиной. И он был верен ей на протяжении всех 48 лет их брака.

Толстой проповедовал аскетизм. Этот миф появился благодаря тезису писателя, что человек для жизни надо немного. Но сам Толстой аскетом не был - он просто приветствовал чувство меры. Сам Лев Николаевич всецело наслаждался жизнью, просто видел радость и свет в простых и доступных всем вещах.

Толстой был противником медицины и науки. Писатель вовсе не был мракобесом. Он, наоборот, говорил о том, что нельзя возвращаться к сохе, о неизбежности прогресса. Дома у Толстого был дин их первых фонографом Эдисона, электрический карандаш. И писатель радовался, как ребенок, таким достижениям науки. Толстой был очень цивилизованным человеком, понимая, что за прогресс человечество расплачивается сотнями тысяч жизней. И вот такое развитие, связанное с насилием и кровью, писатель уже принципиально не принимал. Толстой не был жестоким к человеческим слабостям, его возмущало, что пороки оправдывались самими врачами.

Толстой ненавидел искусство. Толстой в искусстве разбирался, просто для оценки его использовал свои критерии. И разве он не имел на это права? Трудно не согласиться с писателем, что простой мужик вряд ли поймет симфонии Бетховена. Для неподготовленных слушателей многое из классической музыки звучит, как пытка. А ведь есть и такое искусство, которое отличное воспринимается и простыми сельскими жителями, и утонченными гурманами.

Толстым двигала гордыня. Говорят, что именно это внутреннее качество проявлялось и в философии автора, и даже в быту. Но стоит ли считать гордыней безостановочный поиск истины? Многие люди считают, что куда проще примкнуть к какому-то учению и служить уже ему. Но Толстой не мог изменить себе. А в повседневной жизни писатель был очень внимательным - он обучал своих детей математике, астрономии, проводил занятия по физкультуре. Маленькими Толстой брал детей в Самарскую губернию, что те лучше узнали и полюбили природу. Просто во второй половине жизни гений был озабочен массой дел. Это и творчество, философия, работы с письмами. Вот и не мог Толстой отдавать себя, как раньше, своей семье. Но это был конфликт творчества и семьи, а не проявление гордыни.

Из-за Толстого в России произошла революция. Это утверждение появилось благодаря статье Ленина «Лев Толстой, как зеркало русской революции». На самом деле виноватым в революции один человек, будь то Толстой или Ленин, просто не может быть. Поводов было немало - поведение интеллигенции, церкви, царя и двора, дворянства. Именно все они и отдали старую Россию большевикам, в том числе и Толстой. К его мнению, как мыслителя, прислушивались. А ведь он отрицал и государство, и армию. Правда, против революции он как раз и выступал. Писатель вообще сделал немало для смягчения нравов, призывая людей быть добрее, служить христианским ценностям.

Толстой был неверующим, отрицал веру и учил этому других. Заявления о том, что Толстой отвращает людей от веры, очень его раздражали и обижали. Наоборот, он заявлял, что главное в его работах понимание, что не жизни без веры в Бога. Толстой не принимал ту форму веры, которую навязывала церковь. И есть немало людей, которые верят в Бога, но не воспринимают современные религиозные институты. Для них искания Толстого поняты и вовсе не страшны. Многие люди вообще приходят к церкви после того, как погружаются в размышления писателя. Особенно часто это наблюдалось в советские времена. Да и раньше толстовцы поворачивались в сторону церкви.

Толстой постоянно всех поучал. Благодаря этому закоренелому мифу Толстой предстает, как самоуверенный проповедник, рассказывающий кому и как жить. Но при изучении дневников писателя станет ясно, что он всю жизнь разбирался с самим собой. Так куда же ему было поучать других? Толстой высказывал свои мысли, но никогда и никому их не навязывал. Другое дело, что вокруг писателя сложилось сообщество последователей, толстовцев, которые пытались сделать взгляды своего вождя абсолютными. А ведь для самого гения его идеи не были фиксированными. Он считал абсолютным присутствие Бога, а все остальное являлось результатом проб, мучений, поисков.

Толстой был фанатичным вегетарианцем. В определенный момент своей жизни писатель полностью отказался от мяса и рыбы, не желая употреблять в пищу обезображенные трупы живых существ. Но его жена, заботясь о нем, подливала ему в грибной бульон мясной. Видя это, Толстой не злился, а только шутил, что готов каждый день пить мясной бульон, только бы его жена ему не лгала. Чужие убеждения, в том числе в выборе еды, были для писателя превыше всего. У них дома всегда были те, кто ел мясо, та же Софья Андреевна. Но страшных ссор из-за этого не происходило.

Для понимания Толстого достаточно читать его произведения и не изучать его личность. Этот миф мешает настоящему прочтению работ Толстого. Не понимая, чем он жил, не понять и его творчества. Есть такие писатели, которые все говорят своими текстами. А Толстого понять можно только, если знать его мировоззрение, его личные черты, отношения с государством, церковью, близкими. Жизнь Толстого - сам по себе захватывающий роман, который порой перетекал и в бумажную форму. Примером тому - «Война и мир», «Анна Каренина». С другой стороны и творчество писателя влияло на его жизнь, в том числе и семейную. Так что никуда не деться от изучения личности Толстого и интересных аспектов его биографии.

Романы Толстого в школе изучать нельзя - они попросту непонятны старшеклассникам. Современным школьникам вообще трудно читать длинные произведения, а «Война и мир» к тому же наполнена историческими отступлениями. Нашим старшеклассникам подавай сокращенные версии романов, адаптированные под их интеллект. Сложно сказать, плохо это или хорошо, но так во всяком случае они хотя бы получат представление о творчестве Толстого. Думать же, что лучше читать Толстого после школы - опасно. Ведь если не начать его читать в таком возрасте, то потом уже дети и не захотят погружаться в творчество писателя. Так что школа работает на упреждение, заведомо давая более сложные и умные вещи, чем может воспринять интеллект ребенка. Быть может, потом появится желание вернуться к этому и понять до конца. А без изучения в школе такого «соблазна» не появится точно.

Педагогика Толстого потеряла свою актуальность. К Толстому-педагогу относятся неоднозначно. Его идеи обучения воспринимались, как забава барина, который решил обучать детей по своей оригинальной методике. На самом деле духовное развитие ребенка прямо влияет на его интеллект. Душа развивает разум, а не наоборот. И педагогика Толстого работает и в современных условиях. Об этом говорят результаты эксперимента, в ходе которого 90% детей добились отличных результатов. Дети учатся читать по «Азбуке Толстого», которая построена на множестве притч со своими тайнами и архетипами поведения, раскрывающими природу человека. Постепенно программа усложняется. Из стен школы выходит гармоничный человек, с сильным нравственным началом. И по такой методике и сегодня в России занимается около ста школ.