Методы определения размера средств на оплату труда. Определение размера средств на оплату труда в договорных ценах

В пункте 3.12. «Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций» указано, что за разъездной характер работы выплачивается надбавка в размере 20 % или 15 % (в зависимости от времени проезда в нерабочее время до места работы) месячной тарифной ставки (должностного оклада) без учета коэффициентов и доплат.

Какие коэффициенты и доплаты имеются в виду в этом пункте МДС? Заказчик утверждает, что это коэффициенты на стесненность, на работы в охранной зоне ЛЭП и т.д. и эти 20 % (15 %) не входят в ФОТ, от которого идет расчет накладных расходов и сметной прибыли? Как в таком случае учитывать затраты на разъездной характер работ для ИТР, зарплата которых закладывается в накладные расходы?

Ответ: Журнал №2 (46), 2007 г. «Консультации и разъяснения по вопросам ценообразования и сметного нормирования в строительстве»

В пункте 3.12. «Методических рекомендаций по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций» () указано, что за разъездной характер работы выплачивается надбавка в размере 20 % или 15 % (в зависимости от времени проезда в нерабочее время до места работы) месячной тарифной ставки (должностного оклада) без учета только районных коэффициентов и доплат за выслугу лет при работе в районах Крайнего Севера или местностях, приравненной к ним.

Все повышающие коэффициенты к затратам труда и заработной плате рабочих и механизаторов, установленные в Технических частях соответствующих Сборников, а также повышающие коэффициенты, учитывающие условия производства работ (стесненность, работу в охранной зоне ЛЭП, вблизи объектов, находящихся под напряжением, в помещениях с вредными условиями труда и т.д.) должны быть учтены в фонде оплаты труда рабочих и механизаторов, от которого следует исчислять соответствующие надбавки в связи с передвижным или разъездным характером работ.

Надбавки за передвижной или разъездной характер работ и за производство работ вахтовым методом, по мнению Координационного центра по ценообразованию и сметному нормированию в строительстве, в ФОТ, от которого будут исчисляться накладные расходы, включаться не должны. Эти надбавки должны определяться по расчету и включаться в 9 (7) главу Сводного сметного расчета стоимости строительства (капитального ремонта).

При определении размера доплат за передвижной или разъездной характер работ или за производство работ вахтовым методом следует учитывать и заработную плату ИТР, занятых на строительстве объекта.

включаемых в главу «Прочие работы и затраты»

В главе 9 «Прочие работы и затраты» ССР включаются средства на те работы и затраты, которые не нашли отражения в рекомендуемой системе сметных нормативов. Для специфических условий строительства по согласованию с заказчиком и при соответствующем обосновании в этой главе могут учитываться другие виды прочих затрат.

К работам и затратам, которые не нашли отражения в рекомендуемой системе сметных нормативов относятся удорожание работ в зимнее время; дополнительные затраты на перевозку материалов и конструкций сверх учтенных в единой для региона транспортной схеме; разница между фактической стоимостью электроэнергии и учтенной в сборнике ТСЦ эм и т.д. К затратам, учитывающим специфические условия строительства относятся затраты на подвижной и разъездной характер работы, затраты, связанные с осуществлением работ вахтовым методом, затраты, связанные с перебазированием строительно-монтажных организаций с одной стройки на другую, затраты на перевозку крупногабаритных и тяжеловесных грузов и т.п. Всего насчитывается свыше 35 видов таких видов прочих работ и затрат, учитываемых в главе 9.

Например, как ранее отмечалось, рекомендуемые сметные нормативы разработаны для летних условий производства работ (точнее при положительной температуре воздуха). Поэтому дополнительные затраты при производстве строительных и монтажных работ в зимний период (зимние удорожания) для нового строитель­ства, реконструкции и технического перевооружения определяются в главе 9 по нормативам Сборника сметных норм дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (ГСН 81-05-02-2000)/14/.

Сметные нормативы дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время (НДЗ) определены в процентах от сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР) и приведены в двух разделах:

раздел I - «Сметные нормы по видам строительства»;

раздел II - «Сметные нормы дополнительных затрат по конструкциям и видам работ».

Нормативы раздела I используются при составлении сметной документации и определении сметного лимита на дополнительные затраты, связанные с производством работ в зимнее время, а также могут применяться для расчетов за выполненные работы между заказчиком и исполнителем.

Нормативы раздела II применяются при осуществлении расчетов за выполненные строительные и монтажные работы между генподрядными и субподрядными организациями независимо от ведомственной принадлежности.

При использовании НДЗ необходимо учитывать, что данные нормативы являются среднегодовыми. НДЗ установлены по температурным зонам в зависимости от температурных условий зимнего периода (всего восемь зон) и по средним значениям удельного веса продолжительности зимнего времени в году. Республика Башкортостан относится к IV температурной зоне (средняя доля зимнего периода – 0,45). Например, для жилых кирпичных зданий в РБ норматив дополнительных затрат составляет 1,7% от сметной стоимости СМР по 1-8 главам ССР.



В НДЗ не учитываются затраты по очистке от снега подъездных дорог и первоначальной очистке площади застройки. Лимит на снегоборьбу в IV температурной зоне может быть принят равным до 0,6% от сметной стоимости СМР по 1-8 главам ССР.

Расчет дополнительных затрат, связанных с зимним удорожанием может быть проведен по формуле

где k w – коэффициент, учитывающий величину норматива дополнительных затрат при производстве строительно-монтажных работ в зимнее время.

В сборниках средних сметных цен на материалы, изделия и конструкции (ТСЦ мк 81-01-2001) величина транспортных расходов принимается по единой транспортной схеме, утвержденной для данного региона. Для каждой конкретной стройки транспортная схема доставки учтенных в ТЕР материалов может отличаться от единой, принятой при разработке ТСЦ мк. При отличии фактических затрат на доставку грузов более чем на 10% от учтенной в ТЕР необходимо в главе 9 определять дополнительные расходы на перевозку материалов и изделий к месту работ. Аналогично дополнительные затраты на доставку грузов необходимо учитывать в тех случаях, когда создается временная перевалочная база для перегрузки материалов с одного вида транспорта на другой, а в единой транспортной схеме эта транспортная схема не учитывалась/2/.

Величина дополнительных транспортных расходов (A tr ) может быть определена по формуле (без учета накладных расходов и сметной прибыли)

, (14)

где t fi , t ci – соответственно транспортные расходы по фактической и единой расчетной транспортной схемам, принятой при разработке ТЕР для рассматриваемого вида материала (i – вид работ, k –вид материала);

M ik – масса материалов, изделий и конструкций, учтенных при определении сметной стоимости отдельных работ.

Для предварительных расчетов дополнительных затрат при перевозке учтенных в ТЕР материалов и изделий может быть применена формула

, (15)

где k t – поправочный коэффициент к сметной стоимости строительных и монтажных работ для учета дополнительных затрат на перевозку материалов, изделий и конструкций на расстояние свыше 30 км/2/ (см. табл. 5).

Таблица 5

Поправочные коэффициенты к сметной стоимости

строительных и монтажных работ для учета

дополнительных затрат на перевозку материалов и изделий

В Общих указаниях по применению ТЕР приводится стоимость электроэнергии, учтенная при определении сметных цен на эксплуатацию строительных машин (ТСЦ эм). В случаях получения электроэнергии от передвижных электростанций в главе 9 учитывается разница в стоимости электроэнергии. Определение этой разницы производится исходя из норматива расхода электроэнергии на 1 млн руб. строительных и монтажных работ по данной отрасли строительства (Н э ):

где Ц ф и Ц у – соответственно ожидаемая и учтенная в ТЕР цена 1 кВтч электроэнергии;

b e и p e – накладные расходы и сметная прибыль, рассчитываемые по сумме заработной платы машинистов передвижных электростанций и обслуживающих рабочих в составе ожидаемой цены электроэнергии.

Норматив расхода электроэнергии 1 млн. руб. строительных и монтажных работ для промышленного строительства может быть принят в размере 10,9 тыс. кВтч/2/.

Перечень работ и затрат, включаемых в главу 9, в настоящее время является далеко не исчерпывающим и может быть дополнен для стройки, исходя из конкретных условий и особенностей. Кроме того, работы и затраты, включаемые в главы 1, 8, и 9 ССР, могут составлять значительную долю в общей сметной стоимости строительства и, как видно из приведенных выше работ и затрат, очень многие из них обосновываются и включаются в сметную документацию на основании данных ПОС. В связи с этим следует подчеркнуть особую роль ПОС в формировании сметной стоимости строительства.

Перед направлением электронного обращения в Минстрой России, пожалуйста, ознакомьтесь с изложенными ниже правилами работы данного интерактивного сервиса.

1. К рассмотрению принимаются электронные обращения в сфере компетенции Минстроя России, заполненные в соответствии с прилагаемой формой.

2. В электронном обращении может содержаться заявление, жалоба, предложение или запрос.

3. Электронные обращения, направленные через официальный Интернет-портал Минстроя России, поступают на рассмотрение в отдел по работе с обращениями граждан. Министерство обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений. Рассмотрение электронных обращений осуществляется бесплатно.

4. В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" электронные обращения регистрируются в течение трёх дней и направляются в зависимости от содержания в структурные подразделения Министерства. Обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации. Электронное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию Минстроя России, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

5. Электронное обращение не рассматривается при:
- отсутствии фамилии и имени заявителя;
- указании неполного или недостоверного почтового адреса;
- наличии в тексте нецензурных или оскорбительных выражений;
- наличии в тексте угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
- использовании при наборе текста некириллической раскладки клавиатуры или только заглавных букв;
- отсутствии в тексте знаков препинания, наличии непонятных сокращений;
- наличии в тексте вопроса, на который заявителю уже давался письменный ответ по существу в связи с ранее направленными обращениями.

6. Ответ заявителю обращения направляется по почтовому адресу, указанному при заполнении формы.

7. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Информация о персональных данных заявителей хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о персональных данных.

8. Обращения, поступившие через сайт, обобщаются и представляются руководству Министерства для информации. На наиболее часто задаваемые вопросы периодически публикуются ответы в разделах «для жителей» и «для специалистов»