Неизвестная Третьяковка: истории и тайны шедевров галереи. Тайны шедевров третьяковской галереи Интересные истории о картинах третьяковской галереи

Третьяковская галерея - один из самых известных художественных музеев России. Он был основан исключительно по частной инициативе и начинался с небольшой коллекции, которая за полторы сотни лет существования выросла в тысячи раз. Какие интересные факты об истории и современной жизни Третьяковской галереи нам известны?

  1. Третьяковская галерея названа в честь ее основателя - купца Павла Михайловича Третьякова (1832-1898 гг.).
  2. Годом рождения галереи считают 1856 год, когда Третьяковым были приобретены первые работы русских художников, ставшие началом коллекции.
  3. Есть даже точная дата - 22 мая 1856 года, когда была написана расписка о приобретении Третьяковым картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853 г.).
  4. В 1867 году это был уже настоящий музей, открытый публике для посещения.
  5. Все коллекции и экспонаты Третьяковской галереи посвящены русскому искусству и тем художникам, которые внесли в него большой вклад. Эта идея принадлежала основателю музея и поддерживается до сих пор.
  6. Брат Павла Михайловича, Сергей, тоже собирал картины, но отдавал предпочтение западноевропейским художникам. Его коллекция, подаренная городу после смерти, в итоге оказалась разделенной между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени Пушкина.
  7. Сначала все экспонаты купец хранил в своем доме в Лаврушинском переулке, а когда они перестали там помещаться, в 1872 году начал строить отдельное здание, но примыкающее к особняку.
  8. В музей можно было попасть из дома или с отдельного входа для посетителей, совершенно бесплатно.
  9. Самая первая кража произошла в 1891 году, когда из музея вынесла 4 картины. Две из них впоследствии нашли, а Павел Третьяков даже временно закрыл галерею из-за этого случая.

10. После передачи галереи городу в 1892 г., Третьяков все равно оставался его попечителем и сам выбирал картины для пополнения фондов вплоть до своей смерти в 1898 году.

11. Опустевший после смерти хозяина дом в течение ближайших двух лет также превратили в залы музея.

12. Знаменитый фасад в русском стиле был создан в 1902-1904 гг. архитектором Башкировым по рисункам художника Васнецова.

Третьяковская галерея - интересные факты

Из-за того, что коллекция музея постоянно росла, уже в середине XX века встал вопрос о переносе ее в новое здание, делать пристройки к старому было, казалось, уже некуда.

14. В качестве вариантов предлагалось перенести всю коллекцию в новое здание на Крымском валу или снести все существующие постройки и воздвигнуть на этом же месте что-то более вместительное.

15. В итоге историческое здание все-таки решили сохранить, проведя масштабную реконструкцию, которая началась в 80-х гг. и заняла 15 лет.

16. Историческое событие - открытие обновленной галереи для посетителей после 9-летнего перерыва состоялось 5 апреля 1995 года.

17. Но вопрос расширения музейной площади по-прежнему открыт, в 2014 году неподалеку, на Кадашевской набережной, все-таки началось строительство нового корпуса, которое должно быть закончено в 2018 году.

18. Летом 1941 года началась эвакуация Третьяковской галереи - все экспонаты были вывезены в Новосибирск и Пермь, а в Москву вернулись только в мае 1945 года.

19. Количество экспонатов, принадлежащих музею уже перевалило за 180 000, часть из них, относящаяся к послереволюционному периоду, выставляется на Крымском валу.

20. В Третьяковской галерее находится одна из богатейших искусствоведческих библиотек России, помимо культурного - это еще и научный центр.

Кто знает, смогли бы наши современники увидеть знаменитые: «Утро в сосновом лесу», «Богатыри», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Девочка с персиками», «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» и другие шедевры, ставшие не просто классикой, а легендами, если бы не начинание Павла Михайловича Третьякова? Помимо своей основной работы - производства и торговли, он решил посвятить свою жизнь созданию «хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Так начинание одного человека стало важнейшей вехой в истории русской культуры.

Главная / Музеи / Картины в музеях мира

Картины Малевича в музеях мира

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Лондон. Британская галерея Тейт (Tate Britain)

В галерее Тейт собрана широкая экспозиция образцов современного искусства. Творчество К. Малевича в ней представлено всего одной картиной - «Динамичный супрематизм».

Тайны Третьяковской галереи

Полотно написано маслом на холсте.

Абстрактные работы Малевича относятся к периоду интенсивных художественных экспериментов. Он отказался от создания конкретных образов в пользу того, что он назвал супрематизмом в 1915 году.

Галерея Тейт приобрела полотно «Динамичный супрематизм» в 1978 году.

Лондонскую галерею Тейт вы можете посетить по адресу: Millbank, London SW1P 4RG0. Принимает посетителей ежедневно с 10 до 18 часов.

Вход в галерею бесплатный (исключение - специальные экспозиции).

Сайт: tate.org.uk

США

Нью-хейвен. Галерея искусств Йельского университета

В галерее искусств Йельского университета представлена всего одна работа Малевича - «Точильщик». Написана картина маслом на холсте в 1912 году. «Точильщик» - завершенное произведение автора, результат длительной работы.

Галерея искусств Йельского университета находится по адресу: 1111 Chapel Street (at York Street), New Haven, Connecticut.

Сайт: artgallery.yale.edu

Нью-Йорк. Музей современного искусства

В Нью-Йоркском музее современного искусства творчество Малевича представлено пятью работами. Посетители музея могут увидеть такие картины мастера: «Черный квадрат и красный квадрат», «Голубой космос», «Жница», «Спортсмен», «Черт».


«Черный квадрат и красный квадрат», 1915 год

Музей современного искусства расположен по адресу ул. Западная 53-я, 11.

Рабочие часы: по пятницам с 10:30 до 20:00, в остальные дни - с 10:30 до 17:30.

Вход в музей стоит $20, для пенсионеров - $16, для учащихся и студентов - $12. По пятницам с 16:00 до 20:00 вход свободный для всех желающих.

Сайт: moma.org

ФРАНЦИЯ

Париж. Национальный музей современного искусства

Творчество Малевича в парижском Национальном музее современного искусства представлено тремя картинами: «Четыре фигуры с серпом и молотом», «Бегущий человек», «Этюд портрета крестьянина».


«Бегущий человек», 1934 год

Национальный музей современного искусства расположен по адресу: Centre Pompidou (Beaubourg), place Georges Pompidou, 75004 Paris.

Часы работы музея: с 11:00 до 22:00, по четвергам - до 23:00.

Сайт Центра Жоржа Помпиду, в котором расположен музей: centrepompidou.fr

ГОЛЛАНДИЯ

Амстердам. Государственный музей

В Государственном музее Амстердама собрана самая большая коллекция работ Малевича за пределами бывшего СССР. Среди них: «Музыкальный инструмент (Лампа)», «Крестьянка с ведрами и ребенком», «Крестьянки в церкви», «Мозольный оператор в бане», «Полотеры», «Мужчина с мешком», «Уборка ржи», «Супрематизм (с восемью прямоугольниками)», «Супрематизм с синим треугольником и черным треугольником», «Супрематизм (18-я конструкция)», «Супрематизм», «Живописный реализм футболиста», «Красочные массы в четвертом измерении», «Англичанин в Москве», «Супрематизм (Белый крест)», «Стоящая фигура», «Супрематическая живопись», «Купальщик», «На бульваре», «Супрематизм: автопортрет в двух измерениях», «Гвардеец», «Дама у афишного столба», «Супрематизм (Черный крест на красном овале)», «Дама на остановке трамвая», «Лесоруб».


«Голова крестьянской девушки», 1913 год

Адрес музея: Paulus Potterstraat 13, 1071 CX Amsterdam.

Часы работы музея: вторник, среда - 11:00–17:00; четверг - 11:00–23:00; пятница–воскресенье - 10:00–18:00.

Сайт: stedelijk.nl/en

ГЕРМАНИЯ

Кёльн. Музей Людвига

Посетители музея Людвига в Кёльне могут увидеть такие картины: «Динамический супрематизм № 57», «Мужчина. Алогичные фигуры мужчины и женщины», «Прачка», «Зимний пейзаж», «Квадрат, круги и стрела».


«Квадрат, круги и стрела», 1915 год

Музей Людвига находится по адресу: Museum Ludwig Bischofsgartenstr. 1 Koln.

Часы работы музея: вторник–воскресенье - с 10:00 до 18:00, каждую первую пятницу месяца - с 10:00 до 22:00.

Входной билет - до €7,5.

Полезная информация: первый четверг каждого месяца с 17:00 до 22:00 вы можете посетить музей со скидкой 50%.

Страница на сайте музеев Кёльна: museenkoeln.de/museum-ludwig/

РОССИЯ

Москва. Третьяковская галерея - Музей современного искусства

В Третьяковской галерее представлено 11 работ Малевича. Среди них есть автопортрет, написанный в 1910 году. Эта работа очень ценна прежде всего тем, что автор редко обращался к такому жанру. Картина «Сестры», написанная в 1930 году, - подарок автора Третьяковской галереи. В музее также представлена, наверное, самая известная работа мастера - «Черный квадрат», написанная в 1915 году.

Галерея находится по адресу: г. Москва, Лаврушинский переулок, 10.

Режим работы: с 10.00 до 19.30, выходной день - понедельник.

Сайт: tretyakovgallery.ru

Санкт-Петербург. Государственный Русский музей

В Государственном Русском музее представлено 140 работ Малевича - 40 графических и 100 живописных.

Собрание музея охватывает огромную часть творчества мастера. В коллекции представлены работы мастера разных лет - от самых ранних до поздних.

В 2000 году гости Государственного Русского музея ознакомились с выставкой «Казимир Малевич в Русском музее». К этой выставке музей подготовил каталог со статьями о жизни и творчестве Малевича, альбомом иллюстраций, приложениями, в которых напечатаны воспоминания учеников художника и его переписка.


«Пейзаж», 1906 год


«Пейзаж с желтым домом (Зимний пейзаж)», 1906 год

Посетить Государственный Русский музей вы можете по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 5/1.

Часы работы музея: с 10:00 до 18:00, в понедельник - с 10:00 до 17:00. Выходной день - вторник.

Саратов. Государственный музей искусств

В Саратовском государственном музее искусств выставлены две картины: «Городок» и «Четыре квадрата».

«Четыре квадрата», 1915 год

Находится музей искусств по адресу: г. Саратов, ул. Радищева, 39; ул. Первомайская, 75.

Режим работы музея: с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и последнего рабочего дня каждого месяца. По четвергам - с 12:00 до 20:00.

Десять неизвестных фактов о Третьяковской галерее

Букник-младший уже не раз писал, как говорить с детьми об искусстве. Но если ваш ребёнок ещё слишком мал, чтобы стоять перед картиной больше двух минут, если это его первое знакомство с живописью, лучше всего отправиться на обзорную экскурсию в Третьяковскую Галерею. Ту, что в Лаврушинском переулке.


Портрет П.М.Третьякова работы художника И.Н.КрамскогоЗатейливый дом в неорусском стиле понравится, безусловно, любому малышу. И неплохо бы уже на подходе к зданию рассказать, что всю коллекцию музея собрал Павел Михайлович Третьяков. Что многие художники, работы которых попали в музей, были его друзьями.

Собственно, с картин друзей и нужно начать знакомство с Третьяковкой. Бесценные, но несколько однообразные древнерусские иконы или галерея жеманных дам в напудренных париках XVIII века едва ли понравятся малышам.

Для первой встречи с картинами лучше всего подходят полотна русских художников второй половины XIX столетия. Их плюс — предельно понятный сюжет, большой формат, очевидные «плохие» и «хорошие» герои. Недаром Иван Николаевич Крамской как-то сознался: мол, как художник я, может, и не очень, зато сколько хороших и поучительных идей в моих полотнах!

Однако имейте в виду: добраться до вожделенных шедевров будет не так-то просто. Третьяковская Галерея - это анфилады залов, сквозь которые придётся пробежать в поисках нужной экспозиции. Существуют, правда, какие-то переходы и лестницы, позволяющие срезать путь. Но так как это музей, а не ИКЕА, подробных указателей и бумажных планов вы не найдете (как, впрочем, во многих московских музеях). Спрашивайте дорогу у смотрителей!

Хорошо, если вам сразу удастся протащить ребёнка за руку в нужную часть здания. А если он упрётся или кинется к «незапланированной» работе? На этот случай перед походом в Третьяковку неплохо бы освежить в памяти основные библейские сюжеты - ведь именно их чаще всего рисовали русские живописцы-академики. На моих глазах малыш, не обращая внимания на огромные эффектные полотна, завис у картинки размером с ладонь - на ней была изображена встреча Иосифа с братьями. Что ж, ничего не поделаешь, каждый вправе восхищаться тем, что нравится именно ему.

Но вот, наконец, преодолев трудный путь, вы оказались в нужных залах. Что же здесь смотреть?


Прежде всего - работы Виктора Васнецова. «Три богатыря», «Алёнушка», «Три царевны подземного царства» и другие известные полотна висят в отдельном зале. В центре, конечно, знаменитые «Богатыри». Вглядитесь внимательно в их лица - некоторые считают, что Добрыня Никитич подозрительно похож на самого Васнецова. Правда, искусствоведы утверждают, что обычно мастер предпочитал писать простых крестьян. Например, для Ильи Муромца позировал владимирский крестьянин, а свою Алёнушку, по воспоминаниям самого художника, он встретил в Ахтырке.

По соседству висят картины Василия Верещагина: «Апофеоз войны», «Двери Тимура». Подумайте заранее, нужно ли около них останавливаться, не испугают ли они ребёнка. Сам художник остроумно называл гору человеческих черепов натюрмортом: «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского - мёртвая природа…»

Теперь, когда малыш погрузился в привычный мир сказки, сто ит вернуться на пару залов назад и полюбоваться реальностью. Пейзажи Саврасова, Левитана, Васильева и Куинджи можно рассматривать бесконечно: вспомнить про время года и суток, поговорить о том, как выглядят похожие ландшафты у вас на даче. Обязательно обратите внимание ребёнка на богатую палитру: когда рисуют золотую осень, берут множество оттенков жёлтой краски, когда лето - несколько тонов зелёного и т.д.

Здесь же вы найдёте любимую «конфетную» картинку «Утро в сосновом лесу», которая числится за Иваном Ивановичем Шишкиным. Собственно, сюжет картины придумал другой художник, Константин Савицкий, да и забавных косолапых малышей нарисовал тоже он. А Шишкин написал только ёлки. Однако, если верить легенде, Третьяков стёр на картине подпись Савицкого, так что все лавры достались Ивану Ивановичу.


Не забудьте и про жанровые работы.

Шесть тайн Третьяковской галереи

Обсудите, почему мечется невеста в «Сватовстве майора» Федотова, обратите внимание на кошку, которая умывается прямо на переднем плане. Разглядите, что пытается спрятать герой произведения «Завтрак аристократа» под книгой, и посмейтесь над засаленным халатом «Свежего кавалера».

Разбитные «Охотники на привале» и душещипательные полотна «Тройка», «Чаепитие в Мытищах», «Приезд гувернантки в купеческий дом» Василия Петрова, возможно, покажутся вам чрезмерно наивными, но ребенок всё это воспринимает несколько по-другому.

Скорее всего, к этому моменту ваше чадо уже совсем устанет. Таскать его дальше по музею не имеет смысла - увиденное просто не дойдёт до детского сознания. И всё же загляните напоследок в зал с работами Врубеля: переливающиеся красками «Царевна-лебедь», «Демон» и «Пан» вернут ребёнка в атмосферу сказки и оставят самые нежные воспоминания о музее.

В художественном киоске можно купить игру-memory, в которой на парных картинках изображены самые известные полотна Третьяковской Галереи. Раскладывая их дома с ребёнком, вы будете вспоминать увиденное и готовиться к следующим походам в музей.

19.02.2018

Третьяковская галерея - один из самых известных художественных музеев России. Он был основан исключительно по частной инициативе и начинался с небольшой коллекции, которая за полторы сотни лет существования выросла в тысячи раз. Какие интересные факты об истории и современной жизни Третьяковской галереи нам известны?

  1. Третьяковская галерея названа в честь ее основателя - купца Павла Михайловича Третьякова (1832-1898 гг.).
  2. Годом рождения галереи считают 1856 год, когда Третьяковым были приобретены первые работы русских художников, ставшие началом коллекции.
  3. Есть даже точная дата - 22 мая 1856 года, когда была написана расписка о приобретении Третьяковым картины Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами» (1853 г.).
  4. В 1867 году это был уже настоящий музей, открытый публике для посещения.
  5. Все коллекции и экспонаты Третьяковской галереи посвящены русскому искусству и тем художникам, которые внесли в него большой вклад. Эта идея принадлежала основателю музея и поддерживается до сих пор.
  6. Брат Павла Михайловича, Сергей, тоже собирал картины, но отдавал предпочтение западноевропейским художникам. Его коллекция, подаренная городу после смерти, в итоге оказалась разделенной между Эрмитажем и Музеем изобразительных искусств имени Пушкина.
  7. Сначала все экспонаты купец хранил в своем доме в Лаврушинском переулке, а когда они перестали там помещаться, в 1872 году начал строить отдельное здание, но примыкающее к особняку.
  8. В музей можно было попасть из дома или с отдельного входа для посетителей, совершенно бесплатно.
  9. Самая первая кража произошла в 1891 году, когда из музея вынесла 4 картины. Две из них впоследствии нашли, а Павел Третьяков даже временно закрыл галерею из-за этого случая.

10. После передачи галереи городу в 1892 г., Третьяков все равно оставался его попечителем и сам выбирал картины для пополнения фондов вплоть до своей смерти в 1898 году.

11. Опустевший после смерти хозяина дом в течение ближайших двух лет также превратили в залы музея.

12. Знаменитый фасад в русском стиле был создан в 1902-1904 гг. архитектором Башкировым по рисункам художника Васнецова.

13. Из-за того, что коллекция музея постоянно росла, уже в середине XX века встал вопрос о переносе ее в новое здание, делать пристройки к старому было, казалось, уже некуда.

14. В качестве вариантов предлагалось перенести всю коллекцию в новое здание на Крымском валу или снести все существующие постройки и воздвигнуть на этом же месте что-то более вместительное.

15. В итоге историческое здание все-таки решили сохранить, проведя масштабную реконструкцию, которая началась в 80-х гг. и заняла 15 лет.

16. Историческое событие - открытие обновленной галереи для посетителей после 9-летнего перерыва состоялось 5 апреля 1995 года.

17. Но вопрос расширения музейной площади по-прежнему открыт, в 2014 году неподалеку, на Кадашевской набережной, все-таки началось строительство нового корпуса, которое должно быть закончено в 2018 году.

18. Летом 1941 года началась эвакуация Третьяковской галереи - все экспонаты были вывезены в Новосибирск и Пермь, а в Москву вернулись только в мае 1945 года.

19. Количество экспонатов, принадлежащих музею уже перевалило за 180 000, часть из них, относящаяся к послереволюционному периоду, выставляется на Крымском валу.

20. В Третьяковской галерее находится одна из богатейших искусствоведческих библиотек России, помимо культурного - это еще и научный центр.

Кто знает, смогли бы наши современники увидеть знаменитые: «Утро в сосновом лесу», «Богатыри», «Грачи прилетели», «Явление Христа народу», «Девочка с персиками», «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года» и другие шедевры, ставшие не просто классикой, а легендами, если бы не начинание Павла Михайловича Третьякова? Помимо своей основной работы - производства и торговли, он решил посвятить свою жизнь созданию «хранилища изящных искусств, принесущего многим пользу, всем удовольствие». Так начинание одного человека стало важнейшей вехой в истории русской культуры.

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.
Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное - это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича. Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин - Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.
Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.


«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий - за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.
Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой - сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни - эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой - он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.
Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно - были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.
Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра - бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.

Третьяковская галерея отмечает 160-летие. Крупнейшее в мире собрание русской живописи началось с частной коллекции московского купца Павла Третьякова.

Датой основания Третьяковской галереи принято считать 22 мая 1856 года, когда Павел Михайлович Третьяков приобрел две первые картины русских художников "Искушение" Шильдера и "Стычка с финляндскими контрабандистами" Худякова.

Молодой да ранний

На тот момент коллекционеру было всего 24 года, но он уже точно знал, что страсть к искусству — это на всю жизнь.

Будучи старшим сыном Михаила Захаровича Третьякова, владельца льнопрядильной и льноткацкой фабрики в Костроме и пяти лавок в Старых торговых рядах на Ильинке, Павел, как и его брат Сергей, получил прекрасное домашнее образование.

В 20 лет он поехал в Санкт-Петербург, где познакомился с коллекцией Эрмитажа. В свой следующий приезд Павел Михайлович встретился с видным общественным деятелем и благотворителем Федором Прянишниковым, который на тот момент уже владел внушительным собранием русской живописи. После осмотра этой коллекции Третьяков активно занялся самообразованием, собирал литературу по искусству, следил за выставками, читал рецензии.

В 27 лет, отправляясь в заграничное путешествие и находясь в полном здравии, он составил своё первое завещание: "Сто пятьдесят тысяч рублей серебром я завещаю на устройство в Москве художественного музеума или общественной картинной галереи…". Ключевое слово — "общественной": Третьяков считал своей миссией сделать искусство общедоступным и для дворянина, и для простого служащего.

Эстет и аскет

Изначально Павел Михайлович хотел выкупить собрание Прянишникова и дополнить его, но из-за высокой цены Третьякову пришлось создавать свою галерею с нуля, опираясь только на свой художественный вкус, а также на помощь жены и брата Сергея.

День рождения Третьяковки: создай и подари галерее виртуальный шедевр 160 лет назад была основана Третьяковская галерея. В настоящее время ее уникальная коллекция насчитывает более 100 тысяч произведений искусства..

Коллекционер шел к своей цели упорно и методично. Несмотря на то что торговые дела Третьяковых шли в гору, собирательство требовало больших трат, поэтому Павел Михайлович до конца дней вел очень скромный по меркам его сословия образ жизни — даже поездки по Европе из экономии совершал в ночных поездах и сидячих вагонах. К такому же аскетизму коллекционер приучил и свою семью.

В письме дочери Александре он объяснял: "Нехорошая вещь деньги, вызывающая ненормальные отношения. Для родителей обязательно дать детям воспитание и образование и вовсе не обязательно обеспечение… Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня всю жизнь…".

Единственной праздной бытовой привычкой, которой обладал сам Третьяков, была послеобеденная сигара.

Выше излишеств, как в материальном, так и в художественном плане, Третьяков ценил правду. Заказывая Горавскому пейзаж, меценат писал живописцу: "Мне не нужно ни богатой природы, ни великолепной композиции, ни эффектного освещения, никаких чудес, дайте мне хоть лужу грязную, но чтобы в ней правда была, поэзия, а поэзия во всем может быть, это дело художника".

Меценат и друг

Уже через 11 лет после приобретения первых полотен в галерее Третьякова было более тысячи картин, почти пять сотен рисунков и десять скульптур. Начинающие художники ходили туда набираться опыта, а состоявшиеся мастера искали дружбы и покровительства Третьякова.

Некоторые из тех, кому коллекционер заказывал работы, стали настоящими друзьями его семьи. Во многом благодаря этой дружбе Третьяковка сегодня располагает великолепной портретной галереей выдающихся деятелей русской культуры конца XIX века.

Сблизившись с художником Василием Перовым, Третьяков заказал ему целую серию портретов, которые сегодня знает каждый школьник: Островского, Достоевского, Майкова, Погодина, Даля и Тургенева. Другой вхожий в дом Третьякова живописец, Иван Крамской, исполнил портреты Толстого, Салтыкова-Щедрина, Аксакова и Некрасова.

Визионер и строитель

Несмотря на большое влияние друзей-художников на формирование его коллекции, к концу жизни Третьяков полностью полагался на свой вкус, часто покупая картины, неоднозначно встреченные критиками и публикой.

По мере того как коллекция разрасталась, всё острее вставал вопрос о том, где её разместить. Приобретаемые картины Павел Михайлович вешал в своем доме в Лаврушинском переулке, но места там катастрофически не хватало.

В 1872 году Третьяков начал строительство двух первых сугубо музейных залов, которые, однако, сообщались с жилыми помещениями. Через два года они были готовы. Но этого вскоре оказалось недостаточно. Туркестанская серия Верещагина заставила задуматься об очередной перестройке.

В 1882 году, после того как Третьяков разместил в галерее туркестанскую серию работ Верещагина, было пристроено еще 6 новых залов.

В следующее пятилетие Павел Михайлович приобрел, пожалуй, самые известные сегодня полотна Третьяковки: "Утро стрелецкой казни" и "Боярыня Морозова" Сурикова, "Не ждали" и "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года" Репина, "Утро в сосновом лесу" Шишкина и "Неутешное горе" Крамского.

Также в галерее появились работы Поленова, Левитана, Остроухова. К дому в Лаврушинском срочно пристроили еще 7 залов. В конце 80-х Третьяков скупил неоцененные знатоками картины молодого Нестерова, а также работу Серова "Девушка, освещенная солнцем" и "После дождя. Плёс" Левитана.

Гендиректор Третьяковки рассказала о сотрудничестве с европейскими музеями Третьяковская галерея поддерживает тесные контакты с галереей Тейт Модерн и Национальной портретной галереей в Лондоне, а также с центром Помпиду в Париже, рассказала гендиректор галереи Зельфира Трегулова.

"Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых" была официально открыта для посетителей 15 августа 1893 года. Павла Михайловича назначили попечителем галереи, однако скромный меценат не хотел участвовать в торжествах и отправился за границу.

Тем не менее, благодарность москвичей настигла его и там. Критик Стасов писал о Третьякове: "С гидом и картой в руках, ревностно и тщательно, пересмотрел он почти все европейские музеи, переезжая из одной большой столицы в другую, из одного маленького итальянского, голландского и немецкого городка в другой. И он сделался настоящим, глубоким и тонким знатоком живописи. И все-таки он не терял главную цель из виду, он не переставал заботиться всего более о русской школе. От этого его картинная галерея так мало похожа на другие русские наши галереи. Она не есть случайное собрание картин, она есть результат знания, соображений, строгого взвешивания и всего более глубокой любви к своему дорогому делу".

Павел Михайлович не перестал заботиться о своем детище и после передачи его городу. Третьяков продолжал покупать картины и дарить их галерее. Он также ежегодно издавал каталоги собрания, переписывался с художниками, их родственниками, коллекционерами, добывая ценные сведения, и сам предлагал названия для картин.

В 1897-98 годах здание галереи было вновь расширено за счет внутреннего сада, где любил гулять Третьяков.

Даже после смерти меценат не переставал заботиться о деле своей жизни. В своем завещании он выделил значительные средства на ремонт и содержание галереи, хотя и возражал против того, чтобы коллекция пополнялась, опасаясь, что без его присмотра собрание изменит свой характер.

Этот пункт, к счастью для нас с вами, не был выполнен, и сегодня Третьяковская галерея располагает семью зданиями и более чем 170 тысячами произведений.

Понять искусство не так сложно, как кажется. Для этого не обязательно учиться несколько лет на искусствоведа. Достаточно пообщаться со знатоками, которые расскажут о знаменитых полотнах так, что потом в музее их можно будет увидеть с неожиданной стороны.

Лектор образовательного проекта Level One, дипломированный историк искусства Наталья Игнатова раскрыла тайны пяти самых загадочных картин Третьяковской галереи.

Новости и факты публикует этот потрясающий материал для своего читателя.

«Богатыри», Виктор Васнецов, 1898 год

Картине с тремя героями былин и сказок Виктор Васнецов посвятил значительную часть своей жизни. Полотно является одним из рекордсменов Третьяковки по количеству лет, потраченных на его создание. Первый набросок художник сделал в 1871 году, а закончил свой шедевр только в 1898-м.

Вопреки расхожему мнению о том, что богатыри выехали в поле просто прогуляться и обозреть окрестности, они готовы вот-вот ринуться в бой. Враг стоит вдалеке как бы за спиной зрителя, о его присутствии свидетельствуют сгущающиеся тучи, ястребы, которые предвкушают добычу, но главное - это выдвинутый меч Добрыни Никитича и готовый к выстрелу лук в руках Алеши Поповича.

Прообразом Ильи Муромца стал император Александр III, Добрыню Никитича художник писал с самого себя, а вот прототип Алеши Поповича достоверно неизвестен, им мог быть простолюдин - Васнецов в процессе работы над картиной рисовал много портретов крестьян, извозчиков и кузнецов, которые, как ему казалось, были чем-то похожи на знаменитых сказочных персонажей.

«Неравный брак», Василий Пукирев, 1862 год

Сюжет для картины подсказал Василию Пукиреву его друг, художник Петр Шмельков. Тот хорошо знал нравы состоятельных и влиятельных людей, для которых браки по расчету были обыденностью. Пукирев отблагодарил приятеля за идею, изобразив его справа за спиной невесты. Присутствует на картине и сам живописец: он написал себя в профиль в образе шафера невесты со скрещенными руками. Изначально художник не планировал помещать себя на полотно: на его месте был приятель, чью возлюбленную выдали замуж за пожилого. Причем друг Пукирева в силу семейных обстоятельств вынужден был присутствовать на том неприятном для себя венчании именно в качестве шафера.

Впоследствии приятель попросил художника убрать его с полотна, чтобы общие знакомые и родственники не вспоминали лишний раз эту историю. Тогда Пукирев и написал себя вместо него. Если визуально разделить полотно по диагонали от верхнего правого угла к нижнему левому, то в правой части окажутся невеста и два ее друга. В то время как слева расположились родственники и друзья жениха, нарочито изображенные неприятными людьми. Таким образом, полотно делится на две смысловые части, как бы олицетворяющие добро и зло. Причем священник оказывается на стороне зла. Этот прием свидетельствует о приверженности художника принципам реализма, тем самым он ставит вопрос о роли церкви в обществе.

«Утро в сосновом лесу», Иван Шишкин, Константин Савицкий, 1889 год

Не все любители сладостей знают, что над знаменитым полотном, которое было затем растиражировано на фантиках шоколадных конфет, работали два художника. Шишкин отвечал за лес, а Савицкий - за медведей. Более того, сюжет картины придумал именно Савицкий. Медведей изначально было двое, но потом их число выросло. Коллекционер Павел Третьяков приобрел картину за 4 тысячи рублей.

Однако считается, что коллекционеру не понравилась работа Савицкого. По легенде, Третьяков сказал: «Что за медведи страшные!» И фамилия Савицкого на полотне была замазана: по одной из версий, это сделал Третьяков, а по другой - сам художник, который обиделся, не стерпев критики со стороны галериста. Мастерство Шишкина выражено в освещении леса: на верхушках сосен мастерски выписаны первые лучи солнца, которые зрители обычно не замечают, отвлекшись на фигуры медведей.

«Явление Христа народу», Александр Иванов, 1857 год

Первую значимую картину на библейский сюжет Александр Иванов написал в 1834 году. Это было «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине». И уже через три года, в 1837-м, он приступил к созданию главного произведения своей жизни - эпохального полотна «Явление Христа народу». Художник работал над картиной в течение 20 лет в Италии. В процессе создания полотна он сделал более 500 этюдов и эскизов. О том, что Иванов работает над монументальным полотном, знали все ценители живописи в России. В мае 1858 года живописец решился отправить картину в Санкт-Петербург. По легенде, во время путешествия корабль настиг сильный шторм. Художник свернул холст в трубу и поднял над головой - он предпочел не видеть гибель своего творения, а утонуть самому, если корабль пойдет под воду.

Однако полотно все же прибыло в Санкт-Петербург, где было выставлено в одном из залов Академии художеств. Публика картину приняла холодно - были претензии и к слишком маленькой фигуре Христа, и к воде, изображенной не в академической манере, а свободными мазками. Любопытно, что Иванов в этом смысле опередил время, потому что позже в похожей манере будут работать импрессионисты. Кроме того, полотно оказалось незаконченным. В левой части виден старец в белой набедренной повязке, которая отражается в воде красным пятном. На эскизах повязка действительно была красной, и художник, судя по всему, просто забыл ее перекрасить. Спустя месяц после презентации работы Иванов скончался, а через несколько часов после его смерти император Александр II приобрел картину за 15 000 рублей. Несмотря на то, что сумма была солидная, изначально художник, посвятивший этой работе половину жизни, рассчитывал на гораздо больший гонорар, но, к сожалению, не успел получить даже эти деньги.

«Московский дворик», Василий Поленов, 1878 год

Картина передвижника Василия Поленова тесно связана с другой его работой под названием «Бабушкин сад». На обоих полотнах изображен один и тот же дом в районе Арбата, только с разных сторон. Поленов написал свое самое знаменитое произведение, переехав в Москву из Петербурга и поселившись в одной из квартир дома на пересечении Дурновского и Трубниковского переулков близ церкви Спаса на Песках.

Изображенный на картине вид открывался из его окна. Причем на создание шедевра Поленову потребовалось совсем немного времени: по сути, это этюд, написанный с натуры. Впервые в истории русской живописи художник объединил два жанра - бытовой и пейзаж. Публика, уставшая от мрачных и депрессивных полотен передвижников, приняла жизнерадостную солнечную картину с восторгом. Никого не смутила даже помойка, изображенная в левом нижнем углу, которую большинство зрителей принимают за колодец.