Показательный матч 1933 на сцене большого театра. Развитие волейбола в россии

Танец Софьи Головкиной как ничей другой отражал эпоху.
Фото Андрея Никольского (НГ-фото)

Софья Николаевна Головкина была одной из балерин «сталинского призыва». На сцене Большого театра она выступала с 1933 года, танцевала главные партии во многих классических спектаклях и «реалистических» драмбалетах, сделала отличную карьеру на сцене и вне ее.

Пожалуй, не было у нас балетной актрисы, чей танец столь буквально отражал эпоху. Вклад Головкиной в исполнительское искусство – галерея уверенных в себе женщин с железными нервами и крепкими ногами. Ее героини – слепок со среднестатистической девушки из «передовой молодежи» того времени. Сценические персонажи Головкиной, воздушные или сказочно-условные по обстоятельствам сюжета, но всегда земные по облику и манере танца, тесно связывали элитарное искусство классического балета с советской повседневностью. Заколдованная Одетта, куртуазная Раймонда или деловитая Сванильда в исполнении Головкиной неуловимо напоминали энергичных рабфаковок и физкультурниц, а ее же «роковая» Одиллия – женщину-комиссара из «Оптимистической трагедии».

Комиссарской хваткой Головкина с 1960 года сорок лет управляла московской балетной школой. При ней хореографическое училище получило новое, специально построенное здание, было преобразовано в Академию хореографии, ученики академии стали получать высшее образование. В легенду вошли способности директрисы выбивать блага для училища за счет умения ладить с партийно-государственными начальниками всех времен, учить их дочек и внучек престижному классическому танцу. В последние годы ее управления Московская балетная академия максимально отошла от прежнего статуса школы при Большом театре, потому что Софья Николаевна, хорошо ладившая с Юрием Григоровичем, не ладила с его преемниками на посту руководителя балета Большого театра.

В перестройку неприкасаемость Головкиной пошатнулась, и в последние годы директорской карьеры ее сильно критиковали, обвиняли в снижении уровня подготовки танцовщиков в Московской академии. Но критика никак не сказалась на положении всесильной директрисы. В момент окончания долгого царствования Софьи Николаевны (она дала уговорить себя – и в 85 лет согласилась на должность почетного ректора) Головкина столь же твердо держала бразды правления, как и в молодости.

Железное единовластие – залог ее достижений и ее неудач. При Головкиной время в балетной школе словно застыло. Но в ее эпоху школу окончили многие даровитые классические танцовщики, они работают и сегодня во многих труппах России и за границей. А рассуждая о марке «московский балет» (в танце главное – не техника, а душа нараспашку), историки балета всегда будут упоминать имя профессора Головкиной.

Театральное здание построено в 1783-87 годах (фасад завершён в 1802) в Петербурге (архитектор Дж. Кваренги) в традициях античной архитектуры.
Эрмитажный театр сыграл значительную роль в развитии русской театрально-музыкальной культуры конца 18 века. Здесь устраивались балы, маскарады, разыгрывались (придворной знатью) любительские спектакли, ставились итальянские, французские (преимущественно комические) и русские оперы, драматические представления, выступали русские, французские, немецкие, итальянские оперные и балетные труппы.
Открылся 22 ноября 1785 года (до завершения постройки) комической оперой M. M. Соколовского «Мельник — колдун, обманщик и сват». На сцене театра шли оперы «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность» Паизиелло, «Ричард Львиное сердце» Гретри и др. (композиторы Д. Чимароза, В. Мартин-и-Солера, Дж. Сарти, В. А. Пашкевич создали ряд опер специально для Эрмитажного театра). Ставились драматические спектакли — «Нанина» и «Аделаида де Теклен» Вольтера, «Лжец» Корнеля, «Мещанин во дворянстве» и «Тартюф» Мольера, «Школа злословия» Шеридана, «Недоросль» Фонвизина и др.
Выступали широко известные драматические актёры — И. А. Дмитревский, Ж. Офрен, П. А. Плавильщиков, С. Н. Сандунов, Т. М. Троепольская, Я. Д. Шумский, А. С. Яковлев, певцы — К. Габриелли, А. М. Крутицкий, В. М. Самойлов, Е. С. Сандунова, Л. Р. Тоди и танцовщики — Л. А. Дюпор, Ш. Ле Пик, Г. Росси и др. Декорации для т-ра писал П. Гонзага.
В 19 веке Эрмитажный театр постепенно приходил в упадок, спектакли ставились нерегулярно. Здание неоднократно реставрировалось (архитекторы Л. И. Шарлемань, Д. И. Висконти, К. И. Росси, А. И. Штакеншнейдер).
После капитального ремонта, начавшегося в 1895 под руководством придворного архитектора А. Ф. Красовского (стремившегося вернуть театру «кваренгиевский вид»), Эрмитажный театр открылся 16 января 1898 водевилем «Дипломат» Скриба и Делавиня и балетной сюитой на музыку Л. Делиба.

В 1898-1909 в театре ставились пьесы А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского, И. С. Тургенева и др., оперы «Месть Амура» А. С. Танеева, «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова, отрывки из опер «Борис Годунов»; «Юдифь» Серова, «Лоэнгрин», «Ромео и Джульетта», «Фауст»; «Мефистофель» Бойто, «Сказки Гофмана» Оффенбаха, «Троянцы в Карфагене» Берлиоза, балеты «Фея кукол» Байера, «Времена года» Глазунова и др.
В спектаклях участвовали многие крупнейшие исполнители: драматические актёры — К. А. Варламов, В. Н. Давыдов, А. П. Ленский, Е. К. Лешковская, М. Г. Савина, H. P. Сазонов, Г. Н. Федотова, А. И. Южин, Ю. М. Юрьев; певцы — И. А. Алчевский, А. Ю. Больска, А. М. Давыдов, М. И. Долина, И. В. Ершов, М. Д. Каменская, А. М. Лабинский, Ф. В. Литвин, К. Т. Серебряков, М. А. Славина, Л. В. Собинов, И. В. Тартаков, Н. Н. и М. И. Фигнеры, Ф. И. Шаляпин; артисты балета — М. Ф. Кшесинская, С. Г. и Н. Г. Легат, А. П. Павлова, О. И. Преображенская, В. А. Трефилова и др. Декорации оформляли Л. С. Бакст, А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.
После Oктябрьской революции 1917 в Эрмитажном театре открылся первый в стране Рабочий университет. Здесь с 1920-х годов читались лекции по истории культуры и искусства. В 1932-35 в помещении Эрмитажного театра работал музыкальный музей, в котором проводились тематические концерты-выставки; в них принимали участие артисты Ленинградских театров и педагоги консерватории. К концертам издавались пояснительные программы, брошюры. В 1933 на сцене Эрмитажного театра были поставлены отрывки из тетралогии «Кольцо нибелунга» Вагнера и полностью «Служанка-госпожа» Перголези. Представления сопровождались лекциями.
В Эрмитажном театре работает филиал Центрального лектория. Периодически здесь ставятся музыкальные спектакли (так, в 1967 силами студентов консерватории и музыкальных театров была поставлена в концертном исполнении «Коронация Поппеи» Монтеверди), устраиваются камерные концерты для сотрудников Эрмитажа, проводятся научные конференции, сессии, симпозиумы; в 1977 здесь состоялся конгресс Международного совета музеев.
А. П. Григорьева
Музыкальная энциклопедия под ред. Ю. В. Келдыша, 1973—1982

Владимир Урин стал новым руководящим импульсом Большого театра Гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов отправлен в отставку, этот пост займет Владимир Урин, руководивший Московским музыкальным театром имени Станиславского и Немировича-Данченко. Об этом во вторник объявил Владимир Мединский на встрече руководителей творческих коллективов ГАБТ.

Владимир Урин (1947) — генеральный директор Большого театра с июля 2013 года. С 1995 года по 2013 год был генеральным директором Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича Данченко. За этот период, по мнению многих экспертов, многократно с четкой репертуарной политикой и собственными яркими звездами — как в опере, так и в балете.

Анатолий Иксанов (1952) — генеральный директор Большого театра в 2000-2013 годах. В 1978-1998 годах работал главным администратором, заместителем директора, директором ленинградского Большого драматического театра имени М. Горького (ныне Большой драматический театр им. Г.А. Товстоногова, БДТ), телеканала "Культура".

При Иксанове была открыта Новая сцена, завершена реконструкция театра. Этот период также был отмечен большим количеством скандалов и происшествий.

Владимир Васильев (1940) — художественный руководитель — директор Большого театра в 1995 2000 годах. Артист балета, хореограф, педагог, народный артист СССР. В балетной труппе Большого театра - с 1958 года, в 1958-1988 годах — .

При нем в театре была утверждена современная контрактная система; возродились традиции бенефисов: кордебалета, хора и оркестра; были организованы собственная видеостудия театра и выпуск постоянного цикла передач на телеканале "Культура"; создана пресс-служба и открыта официальная страница Большого театра в Интернете; расширена издательская деятельность .

Скандалы и чрезвычайные происшествия с сотрудниками Большого театра Вечером 17 января было совершено нападение на худрука балета Большого театра Сергея Филина. Неизвестный плеснул ему в лицо, предположительно, кислотой. Следствием рассматривается в качестве основной версия, связанная с профессиональной деятельностью потерпевшего. Это далеко не первый громкий скандал, связанный с сотрудниками Большого.

Владимир Коконин (1938) — генеральный директор Большого театра в 1991-1995 годах, с 1995 по 2000 год — исполнительный директор. Заслуженный деятель искусств РФ. Работу в Большом театре начал в 1967 году артистом оркестра. Работал в министерстве культуры СССР, был заместителем директора Всесоюзного гастрольно концертного объединения "Госконцерт СССР". С 1981 по 1986 год был заместителем директора по репертуару, членом художественного совета Большого театра.

При Коконине был утвержден статус театра как особо ценного государственного объекта культуры с непосредственным подчинением правительству РФ.

Художественные руководители оперы

Маквала Касрашвили (1942) — управляющая творческими коллективами оперной труппы Большого театра с 2000 года. Народная артистка СССР, лауреат Государственной премии России. В 1966 году окончила Тбилисскую государственную консерваторию (класс Веры Давыдовой). В том же году дебютировала в Большом театре.

Владимир Андропов (1946) — художественный руководитель оперной труппы Большого театра с 2000 по 2002 годы. Народный артист России. В 1978 году был принят в Большой театр на должность дирижера и художественного руководителя сценического оркестра. В Большом театре поставил оперу "Прекрасная мельничиха" и балеты "Бессонница", "Пиковая дама" и "Пассакалья". С 2009 года руководит Национальным академическим оркестром народных инструментов России имени Н. П. Осипова.

Юрий Григорьев (1939) — художественный руководитель оперы Большого театра с 1999 года по 2000 год. Народный артист России. В 1968-1990 годах солист Большого театра СССР и Кремлевского Дворца Съездов. С 1990 года пел на сценах оперных театров России и за рубежом. С 1979 года преподает на кафедре сольного пения Московской консерватории, с 1996 года — профессор.

Бэла Руденко (1933) — художественный руководитель оперной труппы Большого театра с 1995 по 1998 годы. В 1973 году стала солисткой Большого театра. Исполняла партии Людмилы в опере Михаила Глинки "Руслан и Людмила", Наташи Ростовой ("Война и мир"), Йолана ("Милана"), Розины "Севильский цирюльник"), Виолетты "Травиата"), Лючии "Лючия де Ламмермур") и многие другие. На сцене Большого театра выступала до 1988 года.

Александр Лазарев (1945) — художественный руководитель оперы и главный дирижёр Большого театра с 1987 года по 1995 год. Оперно симфонический дирижёр, педагог, народный артист России. Преподавал на кафедре оперно-симфонического дирижирования оркестрового факультета Московской консерватории. Выступает в качестве приглашённого дирижёра с ведущими симфоническими оркестрами и оперными коллективами мира.

Художественные руководители балетной труппы

Галина Степаненко (1966) - временно исполняющая обязанности художественного руководителя балетной труппой с января 2013 года. В балетной труппе Большого театра с 1990 года. С декабря 2012 года - педагог-репетитор

Сергей Филин (1970) - художественный руководитель балетной труппы Большого театра с 2011 года. Народный артист России. В 1988-2008 годах работал солистом балета в труппе Большого театра. В 2008 2011 годах был руководителем балетной труппы Московского академического музыкального театра им. К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича Данченко.

Юрий Бурлака (1968) - художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2009 2011 годах. . Сотрудничал с ГАБТ с 2008 года. В 1986 2006 годах был ведущим солистом Московского государственного областного театра "Русский балет" под руководством Вячеслава Гордеева. С 2006 года - педагог репетитор, с апреля 2007 года работал художественным руководителем театра "Русский балет".

Алексей Ратманский - художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2004-2009 годах. Заслуженный артист Украины. В 1986-1992 годах и в 1995-1997 годах был солистом балетной труппы Киевского театра оперы и балета (Национальной оперы Украины) имени Т. Г. Шевченко. В 1992 1995 годах работал в Королевском Виннипегском балете в Канаде. В 1997 году был принят в Королевский Датский балет, где исполнял ведущие партии. С 2009 года - (American Ballet Theatre).

Борис Акимов (1946) - художественный руководитель балетной труппы Большого театра в 2000 2003 годах. Народный артист СССР. В балетной труппе Большого театра - с 1965 года. С 1989 года - педагог балетмейстер Большого театра. В 2001 2005 годах был профессором Московской государственной академии хореографии. С 2013 года является председателем художественного совета балетной труппы Большого театра.

Алексей Фадеечев (1960) - художественный руководитель балета Государственного академического Большого театра в 1998 2000 годах. Народный артист России. С 1978 года был солистом балета Большого театра. В 2001 году организовал антрепризный Театр танца Алексея Фадеечева.

Александр Богатырев (1949 1998) - исполняющий обязанности художественного руководителя балетной труппы в 1997-1998 годах. Народный артист РСФСР. С 1969 года был солистом балетной труппы Большого театра. В 1995-1997 годах занимал должность управляющего балетной труппой Большого театра.

Вячеслав Гордеев (1948) - руководил балетной труппой Большого театра в 1995-1997 годах. Народный артист СССР. В 1968-1989 годах танцевал в составе труппы Большого театра. С 1998 года - профессор Российской академии славянской культуры. Художественный руководитель Московского областного государственного театра "Русский балет".

Юрий Григорович (1927) - художественный руководитель балетной труппы в 1988 1995 годах. Балетмейстер и хореограф, педагог, народный артист СССР. С 1964 года занимал должность главного балетмейстера Большого театра. С 2008 года — хореограф балетной труппы Большого театра. С 1988 года заведует кафедрой хореографии в Московской государственной академии хореографии.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Парижские, московские и нью-йоркские «Драгоценности» Баланчина

Зеленое! Красное! Белое! Поистине захватывающим зрелищем стали «Драгоценности» Баланчина с интернациональным составом (постановка Фестиваля Линкольн-центра, первый показ которой прошел во вторник вечером). На сцене театра им. Дэвида Коха, где пятьдесят лет назад «Драгоценности» впервые увидели свет рампы (тогда этот театр назывался Театром штата Нью-Йорк), в трех блестящих частях балета выступил ансамбль танцовщиков из Парижской оперы («Изумруды»), Нью-Йорк сити балета («Рубины») и Большого балета («Бриллианты»).

Обособленные цвета драгоценностей встретились друг с другом на сцене, чтобы превратить ее в своего рода флаг-триколор. Имеющие наибольшее отношение к Баланчину (1904 - 1983), эти три труппы представляют три страны, наиболее значимые в его карьере. Он учился танцевать и ставить балеты в России, где жил до 1924 г.; ранней творческой зрелости достиг во Франции, в частности работая под эгидой Русского балета Дягилева; а в Нью-Йорке, вместе с Линкольном Керстайном, основал Школу американского балета - в 1933 г. и Сити балет – в 1948-м.

«Изумруды» на музыку Форе всегда считались «французскими». «Рубины» на музыку Стравинского есть квинтэссенция Нью-Йорка – их скорость, «плотность» и джазовое современное начало характеризуют скорее этот город, чем саму нацию. А «Бриллианты» на музыку Чайковского сначала вызывают в воображении российские бескрайние сельские ландшафты, а под конец – величественные имперские города. Вообще-то привычнее и предпочтительнее смотреть, как одна труппа демонстрирует разнообразие тех возможностей, что требуются для того, чтобы станцевать все три части. Что и делают в настоящее время все труппы от русского Санкт-Петербурга до Сиэтла. Но торжественные праздники в честь юбилеев заслуживают того, чтобы подавалось особое «угощение».

Размышлять о том, насколько ярко проявляются в «Драгоценностях» индивидуальные достоинства каждой труппы, можно будет по воскресенье включительно, причем Большой и Нью-Йорк сити балет меняются местами в «Рубинах» и «Бриллиантах», а парижане и Большой вдобавок к этому еще и меняют свои составы. Во вторник эффектным выступлением в партии прима-балерины в «Бриллиантах» солистка Большого Ольга Смирнова показала именно тот уровень, какой и должен быть на фестивалях, в то время как три ведущих солиста в «Рубинах», выставленных Сити балетом, – Меган Фэрчайлд, Хоакин де Люс, Тереза Райхлен – продемонстрировали пример образцового исполнения того, что лучше всего делает именно «домашняя» команда.

Легко увидеть, как перекликаются стиль Большого и стиль Сити балета: протяженность «фраз», роскошная фактура, потрясающая мощь, хладнокровная расстановка акцентов при смещенном равновесии. Парижский стиль, на редкость элегантный, оказался не очень баланчинским, что прежде всего ощущается у женщин с их резкой манерой «произнесения» текста и антимузыкальной динамикой движений (игривые замирания в переходные моменты, «промахивания» через важные линейные построения). «Изумруды», хоть и галльские, совсем не ассоциируются с Парижем, кажется, что они родом с Фонтенбло-подобных лесных опушек, несмотря на то, что исполнители и демонстрируют лоск, присущий большому городу.

Г-жа Смирнова, все еще юная, впервые танцевала «Бриллианты» в 2012 г., в самом начале своей карьеры. Изысканные арки, которые образуют ее поднятые вверх руки, изящество, с которым она держит и поворачивает голову, смелые, четко акцентированные движения ее аркоподобных стоп – все это производит потрясающее впечатление. Она изумительно проводит свою роль – от рыцарственного, пронизанного тайной романтизма до ослепительного торжества классики. Ее партнер, Семен Чудин, обрел куда большую уверенность по сравнению со своими выступлениями трехгодичной давности, во время последних нью-йоркских гастролей Большого.

Блестящее, озорное, мастерское исполнение г-жой Райхлен партии солистки в «Рубинах» уже давно представляется окончательно устоявшимся. Очень действенна восхитительно самоуверенная манера танца г-на де Люса. Сюрпризом стала г-жа Фэрчайлд. Как это бывало и на других недавних выступлениях, внезапно во всей полноте и свободе раскрылась и расцвела ее индивидуальность: она показала себя зрелой, решительной, притягательно сильной, неподдельно остроумной танцовщицей.

Никто больше, чем Баланчин, не трудился для того, чтобы превратить бессюжетный, «чистый» танец в захватывающее театральное представление. Он был, что отчетливо видно в некоторых его работах, еще и величайшим балетным драматургом: тут нет никакого противоречия, ибо драма пронизывает и его бессюжетные опусы. «Драгоценности», которые часто называют первым полнометражным абстрактным балетом, одаривают куда больше, когда в них видят совокупность разнообразных историй, ситуаций, миров. Три части этого балета, пусть и непохожие друг на друга, связаны между собой. В каждой танцовщики постоянно переходят из положения «наклон вперед» – с руками, сложенными вместе и выступающими вперед, наподобие рога у единорога, – к широким, «распахнутым», с изгибом назад, движениям. И в каждой есть па де де, в котором балерина напоминает некоего магического необузданного «зверя», которого партнер держит на почтительном расстоянии от себя.

Европейские труппы, хотя и соблюдают первоначальную цветовую схему и «ювелирный» акцент, привезли свои костюмы – Кристиана Лакруа (к «Изумрудам») и Елены Зайцевой (к «Бриллиантам»). Коль скоро Сити балет сохраняет оригинальные костюмы, созданные Каринской, местная публика, вероятно, отнесется с предубеждением к альтернативным вариантам. (Голубой циан высокой моды Лакруа выглядит особенно неподходящим).

Впрочем, гости, вероятно, с подобной неприязнью взирают на три декорации Сити балета (созданные Питером Харви в 2004 г., они грубее акцентированы, нежели его оригинальные, 1967 года, что так прекрасно смотрятся у петербургского Мариинского театра). Подозреваю, что при более детальном изучении обнаружится, что Парижская опера и Большой балет исполняют «Изумруды» и «Бриллианты» с некоторыми расхождениями с тем текстом, что ныне принят в Сити балете.

«Драгоценности» давно уже стали прекрасным «введением» в поэзию балета, однако только в нашем столетии они вошли – и очень стремительно – в международный балетный репертуар. Во вторник, когда финальные поклоны достигли кульминации, к артистам трех трупп присоединились на сцене их артистистические директора – Орели Дюпон (Парижская опера), Питер Мартинс (Сити балет) и Махар Вазиев (Большой): настоящее «Сердечное согласие», заключенное прямо на наших глазах.

Аластер Маколей
«Нью-Йорк таймс», 21.07.2017

Перевод Натальи Шадриной

Современное состояние

С 2006 года FIVB объединяет 220 национальных федераций волейбола, волейбол является одним из самых популярных видов спорта на Земле. В августе 2008 года новым президентом FIVB был избран китаец Вэй Цзичжун.

Наиболее развит волейбол как вид спорта в таких странах как Россия, Бразилия, Китай, Италия, США, Япония, Польша. Действующим чемпионом мира среди мужчин является сборная Бразилии (2006), среди женщин -- сборная России (2006).

Развитие волейбола в России

Как отмечает издание «Всё о спорте» (1978), волейбол родился за океаном, но первое время был пасынком на американском континенте. «Подлинной его родиной стала наша страна. Именно в Советском Союзе волейбол приобрёл свои замечательные качества. Стал атлетичным, быстрым, манёвренным, каким мы его знаем сегодня».

Довоенный волейбол в СССР в шутку называли «игрой актёров». Ведь в Москве первые волейбольные площадки появились во дворах театров -- Мейерхольда, Камерного, Революции, Вахтангова. 28 июля 1923 года на Мясницкой улице состоялся первый официальный матч, в котором встретились команды Высших художественных театральных мастерских (ВХУТЕМАС) и Государственной школы кинематографии (ГШК). С этой встречи ведётся летоисчисление нашего волейбола. Первопроходцами нового вида спорта стали мастера искусств, будущие народные артисты СССР Николай Боголюбов, Борис Щукин, Анатолий Кторов и Рина Зелёная, будущие знаменитые художники Георгий Нисский и Яков Ромас. Уровень мастерства актёров в то время не уступал спортивному -- клуб «Рабис» (профсоюза работников искусств) обыгрывал команду спортивного общества «Динамо» (Москва).

В январе 1925 года Московский Совет физкультуры разработал и утвердил первые официальные правила соревнований по волейболу. По этим правилам с 1927 года регулярно проводятся первенства Москвы. Важным событием в развитии волейбола в нашей стране явился чемпионат, разыгранный во время первой Всесоюзной Спартакиады 1928 года в Москве. В нём участвовали мужские и женские команды Москвы, Украины, Северного Кавказа, Закавказья, Дальнего Востока. В том же году в Москве была создана постоянная судейская коллегия.

Для развития волейбола большое значение имели массовые соревнования, проводившиеся на площадках парков культуры и отдыха во многих городах СССР. Эти игры стали хорошей школой и для зарубежных гостей -- в начале 30-х годов в Германии были изданы правила соревнований под названием «Волейбол -- народная русская игра».

Весной 1932 года при Всесоюзном совете физической культуры СССР была создана секция волейбола. В 1933-м во время сессии ЦИК на сцене Большого театра перед руководителями правящей партии и правительства СССР был сыгран показательный матч между сборными Москвы и Днепропетровска. А уже через год регулярно проводятся первенства Советского Союза, официально называвшегося «Всесоюзным волейбольным праздником». Став лидерами отечественного волейбола, спортсмены Москвы удостоились чести представлять его на международной арене, когда гостями и соперниками в 1935 году были афганские спортсмены. Несмотря на то, что игры проводились по азиатским правилам, советские волейболисты одержали убедительную победу -- 2:0 (22:1, 22:2).

В годы Великой Отечественной войны волейбол продолжали культивировать в воинских частях. Уже в 1943 начинают оживать волейбольные площадки в тылу. С 1945 возобновляются первенства СССР, волейбол в нашей стране становится одним из самых массовых видов спорта. Количество людей, занимающихся волейболом, оценивалось в 5--6 миллионов (а по некоторым источникам и в несколько раз больше). Как отмечает в своей книге «Уравнение с шестью известными» легендарный тренер Вячеслав Платонов, «те дни, те годы не представимы без волейбола. Мяч, летевший через сетку, натянутую меж двух столбов (деревьев, стоек), имел колдовское влияние на подростков, на юношей и девушек, на храбрых воинов, вернувшихся с полей сражений, на тех, кого тянуло друг к другу. А тогда тянуло друг к другу всех». В волейбол играли во дворах, парках, на стадионах, на пляжах… Вместе с любителями не гнушались выходить к сетке и признанные мастера -- Анатолий Чинилин, Анатолий Эйнгорн, Владимир Ульянов. Благодаря такой массовости школьники, впервые бравшие в руки мяч, быстро вырастали в настоящих звёзд советского и мирового волейбола.

Соревнования на первенство СССР проводились исключительно на открытых площадках чаще всего после футбольных матчей по соседству со стадионами, а крупнейшие соревнования, такие как чемпионат мира 1952 года -- на тех же стадионах при переполненных трибунах.

В 1947 году советские волейболисты вышли на международную арену. На первом Всемирном фестивале молодёжи в Праге был проведён турнир по волейболу, в котором участвовала сборная Ленинграда, усиленная, как тогда это было принято, москвичами. Руководили сборной легендарные тренеры Алексей Барышников и Анатолий Чинилин. Наши спортсмены выиграли 5 матчей со счётом 2:0, и лишь последний 2:1 (13:15, 15:10, 15:7) у хозяев, сборной Чехословакии. Первый «женский» выезд состоялся в 1948 году -- в Польшу поехала столичная команда «Локомотив», дополненная коллегами из московских «Динамо» и «Спартака» и ленинградскими спартаковками. В том же 1948-м Всесоюзная секция волейбола вступила в члены Международной федерации волейбола (и не американские, а наши правила игры легли в основу международных), а в 1949-м наши игроки впервые приняли участие в официальных международных соревнованиях. Дебют оказался «золотым» -- женская сборная СССР завоевала титул чемпионок Европы, а мужская выиграла чемпионат мира. В 1959 году образована Федерация волейбола СССР.

Первым олимпийским чемпионом в Токио-1964 также стала наша мужская сборная. Побеждала она и на Олимпиадах в Мехико (1968) и в Москве (1980). А женская сборная четырежды (1968, 1972, 1980 и 1988) завоёвывала титул олимпийских чемпионов.

Советские волейболисты -- 6-кратные чемпионы мира, 12-кратные Европы, 4-кратные победители Кубка мира. Женская команда СССР 5 раз побеждала на чемпионатах мира, 13 -- Европы, 1 -- на Кубке мира.

Всероссийская федерация волейбола (ВФВ) образована в 1991 году. Президент федерации -- Николай Патрушев. Мужская сборная России -- победитель Кубка мира-1999 и Мировой лиги-2002. Женская команда побеждала на чемпионате мира-2006, чемпионатах Европы (1993, 1997, 1999, 2001), Гран-при (1997, 1999, 2002), Всемирном Кубке чемпионов-1997.

Под эгидой FIVB

Олимпийские игры проводятся раз в 4 года. Чемпионат мира проводится так же раз в 4 года. Всемирный Кубок чемпионовпроводится раз в 4 года. Мировая лига проводится раз в год. Гран-припроводится раз в год. Под эгидой CEV чемпионат Европы проводится раз в 2 года.