Презентация по истории на тему: "Русская культура XVI-XVIII вв". Презентация по истории на тему " Русская культура XVI в." Презентация на тему культура 16 века

Культура Руси XVI века

Развитие русской культуры

Культура этого времени тесно связана с историческими событиями в стране. XVI век для Руси стал временем образования и централизации власти в Московском княжестве. В основном, именно там начинает бурно развиваться архитектура.

Архитектура

В основе архитектуры Руси лежит шатровый стиль. О происхождении шатров точной информации нет. Они пришли на смену крестово-купольным постройкам и церквям.

Крупнейшие здания в шатровом стиле, построенные в XVI в.:

Храм Вознесения в Коломенском. Он характеризуется удивительным архитектурным декором и узорами.

Собор Василия Блаженного. Его построил зодчий Бармой.

Другие известные постройки на Руси этого времени:

Кремль в Москве. Конечно, Кремль был построен еще до XVI в., однако в это время его начали перестраивать. Архитекторы Кремля были иностранцами, поэтому в стиле смешаны западноевропейский и русский стили.

Новый Успенский собор, построенный итальянцем Фиораванти. За основу архитектор брал Владимирский Успенский собор.

Архангельский собор Кремля. В этой постройке соединились традиционные формы и венецианский стиль.

Благовещенский собор Московского Кремля. Этот собор - истинно русская постройка, с традиционными особенностями и чертами.

Живопись.

Как таковой живописи в современном понимании этого слова не существовала. Под живописью в то время понималось иконописание. XVI в ознаменован распространением ереси и гонением иконописцев. Из-за этого, художники начали изображать лики святых на иконах с оттенением.

Помимо иконописания, художники могли писать на своих полотнах изображения храмов, соборов и церквей. Наиболее известные картины этого времени:

«Рождественский собор Ферапонтова монастыря».

«Собор Богородицы»,

«Покров Богородицы».

Литература

Вся литература, которая была в то время, в большинстве своем, писалась от руки. Однако именно в это время литература преобразовывается. В XVI веке появляются новые жанры:

Повести (« Повесть о Дракуле»)

Беллетристика (« Александрия» об Александре Македонском)

Рассказы.

Также, в XVI в. на Руси зарождается книгопечатание.

Книгопечатание.

XVI в. Характеризуется появлением книгопечатания на Руси. Первой напечатанной книгой является « Апостол». Ее напечатал дьяк Иван Федорович. В основном все напечатанные книги носили богослужебный характер. О художественной литературе в XVI в речь еще не шла.

Известные труды, напечатанные в XVI в.:

« Апостол»

«Букварь с грамматикой»

Челобитные Ивану грозному от Ивана Пересветова.

Домострой и др.

В XVI веке создается новая технология пения- троестрочное пение. Развитие в музыкальном и певческом направлении произошло благодаря созданию певческого хора дьяков в Московском княжестве.

Слайд 1

КУЛЬТУРА РОССИИ В XVI ВЕКЕ
МБОУ «Лицей №12» г. Новосибирск учитель ВКК Стадничук Т.М.

Слайд 2


Создание единого государства привело к огромным изменениям во всех сферах жизни общества, в том числе и в
П. Коровин «Взятие Казани Иоанном Грозным»
развитии культуры. В XVI в. Россия переживала культурный подъём, начинается формирование единой русской культуры, которая складывалась на основе культурных достижений всех русских земель и народов, с которыми эти земли имели тесные связи.

Слайд 3

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
В XVI в. в произведениях культуры отражались исторические события, а также проблемы, стоявшие перед Россией. В них преобладала героическая тематика, выражались идеипатриотизма, крепкой государственной власти. Значительно меняется сам характер культуры - она становится более светской, всё больший интерес проявлялся к человеку, его внутреннему миру. В 40-70-х годах XVI в. определяющую роль стали играть светские публицисты, такие, как видный дипломат Ф. И. Карпов и дворянин И.С. Пересветов.
Покровская башня Псковского кремля

Слайд 4

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Освобождение от ордынского владычества и создание единого государства способствовали развитию культурных контактов России с другими странами. Особенно успешно они развивались с Италией. В Россию приезжали работать выдающиеся итальянские зодчие и другие мастера, оставившие след в развитии русской культуры.
Успенский собор Московского Кремля арх. Ар. Фиораванти

Слайд 5

Особенности развития культурЫ РОССИИ В XVI ВЕКЕ
Духовная и культурная жизнь российского общества по-прежнему находилась под сильным влиянием православной церкви. Стоглавый собор в 1551 г. утвердил образцы, которым надлежало следовать в искусстве. В живописи – творчество выдающегося русского иконописца Андрея Рублёва. В зодчестве за образец выдвигался Успенский собор Московского Кремля, в литературе - сочинения митрополита Макария и его кружка.

Слайд 6

ПРОСВЕЩЕНИЕ
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. На Стоглавом соборе было принято решение открыть при церквях и монастырях училища в Москве и других городах. Обучением грамоте стали заниматься и специальные «мастера» недуховного звания, которые учили детей в течение двух лет. Детей обучали началам богословия, чтению, письму, иногда арифметике. В качестве учебных пособий обычно использовали богослужебные книги, учебники грамматики и арифметики.

Слайд 7

ПРОСВЕЩЕНИЕ
С укреплением международного положения Русского государства, развитием дипломатических, экономических и культурных связей с европейскими и восточными странами возрастала потребность в людях, знающих иностранные языки. Во второй половине XVI в. несколько человек, готовясь к дипломатической карьере, обучались в Константинополе, в Германии, на рубеже XVI и XVII вв. - в Лондоне, Любеке и во Франции. Как высокообразованный человек, был известен крупный политический деятель первой половины XVI в. Фёдор Карпов.

Слайд 8

ПРОСВЕЩЕНИЕ
В крупных монастырях (например, Троице-Сергиевом, Иосифо-Волоколамском и др.) и соборах (Святой Софии в Новгороде) имелись обширные библиотеки - «книгохранительные палаты». Некоторые знатные люди стали формировать домашние библиотеки. Большое собрание книг имел царь Иван IV.
Троице-Сергиев монастырь

Слайд 9

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ
Крупнейшим культурным событием середины XVI в. стало возникновение российского книгопечатания. Оно началось по инициативе Ивана IV и при поддержке церкви. В 1564 г. в Москве на Печатном дворе (казённой типографии) Иван Фёдоров и его
помощник Пётр Мстиславец напечатали первую русскую датированную книгу «Апостол». В 1565 г. был издан «Часословец» - книга для обучения грамоте

Слайд 10


В XVI в. продолжало развиваться русское летописание. Летописное дело находилось под строгим контролем власти. Помимо записи событий по годам, на летописи возлагались задачи доказательства избранности правителей России, общерусского характера московской власти и др. Лицевой свод (60-70-е гг. XVI в.) – описываются события всемирной и российской истории от Сотворения мира до середины XVI в. Лицевым он назван потому, что оформлен роскошными миниатюрами - лицами.

Слайд 11

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Степенная книга (1562-1563 гг.) – первая попытка изложения событий российской истории для широкого круга читателей. Российская история в «Степенной книге» представлена как процесс восхождения русского народа по ступеням («степеням») исторической лестницы к Богу. Русские князья предстают перед читателями в образе идеальных и мудрых правителей, отважных воинов и примерных христиан. Казанская история (60-е гг. XVI в.) – большая часть посвящена истории Казанского ханства и завоеванию в 1552 г.

Слайд 12

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Больших успехов в XVI в. достигла татарская литература. Одним из самых известных татарских поэтов того времени является Мухаммедьяр. Свои произведения он создавал в форме восточной нравоучительной притчи, широко используя приёмы татарской устной поэзии. Книга «Светоч сердец», созданная Аднашем Хафизом, автор размышляет о событиях взятия Казани русскими войсками и даёт советы, как сохранить самобытность в условиях военного поражения.

Слайд 13

ЛЕТОПИСАНИЕ. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
В XVI в. многие народы Поволжья, Кавказа и Сибири ещё не имели письменности. Свои исторические и общественные знания они передавали в виде преданий. Одним из выдающихся памятников народного творчества кавказских народов является Нартский эпос. Его герои -суровые богатыри - нарты обрабатывают землю, борются с тёмными силами. Калмыки ещё в XIV в. создали свой героический эпос Джангар, в котором описаны приключения сказочных героев-богатырей Джангара, Савары, Хонгоры в сказочной стране Бумба.

Слайд 14


Литература XVI в. всё больше внимания уделяла проблеме крепнувшей великокняжеской (а позже - царской) власти. «Сказании о князьях владимирских» - обоснование права московских великих князей как наследников киевских князей на самодержавную власть. В начале XVI веке старцем Филофеем была выдвинута теория «Москва - третий Рим»
Монах Фелофей

Слайд 15

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
Расцвет публицистики: челобитные Ивану IV Грозному Ивана Пересветова И.П. – защищал интересы дворянства, выступая за укрепление самодержавной власти, переписка Ивана Грозного со сбежавшим в Литву князем Андреем Курбским – считал наилучшим формой государственной власти, когда монарх правит вместе с выборным органом
Князь Андрей Курбский

Слайд 16

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XVI в. значительно расширился круг литературных произведений различных жанров. Особое место занимал «Хронограф» - сборник занимательных и нравоучительных сочинений. Автор рассматривает российскую историю как часть всемирной истории. В первой половине XVI в. круг людей, близких к митрополиту Макарию, создал знаменитые Четьи минеи («чтения ежемесячные»). Четьи минеи стали своего рода церковно- литературной энциклопедией русского средневекового общества.

Слайд 17

ПУБЛИЦИСТИКА СВЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
В XVI в. был написан знаменитый Домострой. Очевидно, составил или, во всяком случае, отредактировал его Сильвестр. Домострой содержал наставления по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей, исполнению в семье религиозных норм и обрядов. Одной из главных идей была идея подчинения в государстве царской власти, а в семье её главе

Слайд 18

АРХИТЕКТУРА
В XVI в. рост городов, который шёл прежде всего на вновь присоединённых территориях, привёл к повышенному вниманию к вопросам архитектуры и градостроительства. Москва становится центром русского зодчества. Изменяется внешний облик Московского Кремля. В 1508 г. Алевиз Фрязин завершил строительство царской усыпальницы - Архангельского собора и церкви Рождества Иоанна Предтечи у Боровицких ворот.

Слайд 19

АРХИТЕКТУРА
Колокольня Ивана Великого Величайший памятник русской архитектуры Московского Кремля XVI века. Построена в память об умершем царе Иване III итальянским мастером Боном Фрязиным в 1508 году. Высота 81 метр. После надстройки до высоты 81 м в 1600 г. (при Борисе Годунове) колокольня являлась самым высоким зданием России до начала XVIII века. Всего на колокольне находятся 34 колокола

Слайд 20

АРХИТЕКТУРА
С территории Кремля выводятся почти все боярские усадьбы, выселяются ремесленники и торговцы. Здесь появляются торговые и дипломатические представительства иностранных государств, а также официальные государственные учреждения - Печатный и Посольские дворы, строятся здания приказов.

Слайд 21

АРХИТЕКТУРА
Но особенно ярко художественные достоинства архитектуры проявились в церковных постройках. Каменное столичное зодчество впитывает в себя традиции русского народного деревянного зодчества. Итогом этого процесса стало появление шатрового стиля в русской архитектуре. Выдающимся памятником стал храм Вознесения в селе Коломенском, воздвигнутый в 1532 г. в честь рождения у Василия III долгожданного наследника - будущего Ивана IV.

Слайд 22

АРХИТЕКТУРА
Вершиной русского зодчества по праву считается возведённый в 1555-1561 гг. в непосредственной близости от Кремля Покровский собор. (Его называют также храмом Василия Блаженного по имени знаменитого юродивого, погребённого у его стен.) Он был построен в честь взятия Казани русскими мастерами Бармой и Постником

Слайд 23

АРХИТЕКТУРА
Широко развернулось крепостное строительство. Крепости возводились и на западе (Смоленск), и на востоке (Самара, Саратов, Тобольск, Тюмень), на юге (Воронеж, Курск, Белгород, Астрахань, Царицын), и на севере (Архангельск). Особенно впечатляющими были укрепления Смоленска (38 башен), возведённые под руководством Фёдора Коня.

Слайд 24

АРХИТЕКТУРА
После завоевания Казани по царскому указу в город были отправлены псковские мастера во главе с зодчими Бармой и Ширяем. Они создали в Казани ряд выдающихся архитектурных сооружений. Прежде всего зодчие начали строительство нового Казанского кремля, двумя круглыми башнями по бокам фасада и стенами между ними.

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
В середине XVI в. в Москве была написана огромная, четыре метра длиной, икона-картина «Церковь воинствующая», посвященная взятию Казани. Икона «Церковь воинствующая». На ней изображено торжественное шествие победоносного русского войска во главе с Иваном IV. Среди воинов князь Владимир Святославич с сыновьями Борисом и Глебом, Александр Невский, Дмитрий Донской и другие прославленные князья-воители.

Слайд 28

ИСКУССТВО ЛИТЬЯ
В XVI в. в России развивалось и литейное дело. Подлинного мастерства в нём достиг выдающийся пушечный и колокольный мастер Андрей Чохов. Самым большим и искусно оформленным из них является Царь-пушка.

Слайд 29

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Основным жанром музыкальной культуры в России XVI в. было церковное пение, развитию которого способствовал сам Иван IV. В Александровой слободе существовала музыкальная школа, в которой обучали церковному пению. Иван IV создавал стихиры - тексты для церковных песнопений.

Слайд 30

МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Богатой и разнообразной была в то время песенная культура народов России. Тематика песен была у всех народов примерно одинакова: обрядовые, героические, лирические, шуточные. Но музыкальные инструменты у народов различались. Русские чаще использовали гусли, карелы - разновидность гуслей кантеле, башкиры и татары - курай (флейту), варган, смычковый кубыз.

Слайд 31


Народный быт в XVI в. в основном сохранял черты прежних времён. Русские люди исповедовали христианство и обязательно отмечали православные религиозные праздники. Одним из самых почитаемых из них была Пасха – праздник, посвященный Воскресению Иисуса Христа, праздновался весной. Начинался он крестным ходом. Символами праздника Пасхи были крашеные яйца, куличи, пасха.

Слайд 32

РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ПОВСЕДНЕВНЫЙ БЫТ
Однако, помимо церковных праздников, в народной среде сохранялись языческие традиции. Таковыми были святочные увеселения. Святками назывались 12 дней между Рождеством и Крещением. И, не смотря на призывы церкви, по языческим традициям, они сопровождались своеобразными обрядами и игрищами - колядками.

Презентация по истории России для 6 класса "Русская культура в конце XV - XVI вв"

На рубеже 15-16 вв. завершился процесс образования единого русского государства, страна окончательно освободилась от монголо-татарского ига. Это оказало существенное влияние на формирование культурных процессов. Общерусская культура этого периода была поностью подчинена служению "государеву делу". Заботами о Российском государстве проникнуты литература и общественная жизнь, зодчество и даже живопись.

После долгих лет упадка начался подъем материальной культуры русского народа. Высокого развития достигло ремесленное производство. Выделялись отливка пушек (Слайд 19) и колоколов, ткачество и др. В 16 веке мастера стали бурить скважины свыше 100м, использовать силу воды в механике, попытались наладить производство бумаги.

Выдающимся событием русской культуры 16 века является книгопечатание, начало которому было положено в 1553 году. Спустя 10 лет в Москве была открыта типография, возглавили которую Иван Федоров (1510-1583) и Петр Мстиславец. В 1564 г. была напечатана первая книга"Апостол". (слайд 3,4)

Архитектура конца XV-XVI вв. отразила возрастание международной роли русского государства. Наступает новый этап как в храмовом, так и в гражданском зодчестве. В строительстве наряду с русскими мастерами участвуют мастера из Италии.

Создание русского централизованного государства со столицей в Москве было ознаменовано строительством на месте старого нового Кремля, ансамбль которого окончательно сложился в конце XV - начале XVI в. В это время в строительстве стали использовать кирпич и терракоту.

По образцу Успенского собора во Владимире итальянским зодчим Аристотелем Фиораванти был сооружен новый Успенский собор. Храм поражает красотой пропорций, лаконизмом художественных средств. Русские летописи писали об Успенском соборе, что он "чуден величеством и высотою, и светлостию, и звонностию, и пространством". Успенский собор стал классическим образцом монументального храмового зодчества XVI в.(Слайд 14)

Итальянским архитектором Алевизом Новым в 1505-1508 гг. был возведен Архангельский собор. В его внешнем виде уже ярко выразился светский стиль архитектуры. Основная конструкция - традиционная: крестово-купольный пятиглавный храм с шестью столбами, поддерживающими своды. Однако в наружном оформлении архитектор отошел от древнерусской традиции и использовал богатые архитектурные украшения (декор) итальянского Ренессанса. (Слайд 10)

В Московском Кремле возводились также и светские постройки, в том числе и Княжеский дворец, состоящий из отдельных построек, связанных между собой переходами, крыльцами, сенями. От этого дворца сохранилась Грановитая палата, построенная итальянскими архитекторами Антонио Солари и Марко Руффо в 1487-1491 гг. Грановитая палата (названная так потому, что снаружи выложена большими гранеными камнями) предназначалась для торжественных дворцовых церемоний и приемов иноземных послов, служила в качестве тронного зала. Это просторное квадратное помещение с мощным столбом посредине, на который опираются четыре крестовых свода. (Слайд 12)

Архитектурным центром Московского Кремля стал "Иван Великий" - столпообразная церковь-колокольня. (Слайд 15, 16)

Живопись конца XV-XVI вв. представлена произведениями талантливого русского мастера Дионисия. Он обладал огромной силой художника и неистощимой творческой фантазией. В 70-е гг. XV в. Дионисий создал росписи и иконы в соборе Пафнутьево-Боровского монастыря под Москвой. Совместно с группой мастеров он расписывал Успенский собор в Московском Кремле (росписи сохранились фрагментарно). Их сюжеты - образы мучеников, погибших за веру, отражают идею защиты Отечества. (Слайд 7,8,9)

Культура Московской Руси XIV-XVI вв. переживала подъем, связанный с разгромом Золотой Орды и созданием единого Русского государства с центром в Москве. Это нашло свое отражение в развитии всех направлений культуры - в литературе, зодчестве, живописи, декоративно-прикладном искусстве, а также в росте грамотности и просвещении, чему способствовало появление книгопечатания.

Книгопечатание в Москве. Жесткая регламентация. Живопись. Средние века. Различия в книгах. Направление иконописи. Беглая манера письма. Мотив Страшного Суда. Церковь Вознесения. Прикладное искусство. Особенности иконы. Повести о прихождении Стефана Батория. Федор Конь. Воинская повесть. Деревянно-земляная крепость. Макарий. Архитектура. Средства казны. Традиционные пятиглавые храмы. Успенский собор Троице-Сергиева монастыря.

«Культура русского Средневековья» - Основные этапы развития средневековой русской культуры. Мифологическая школа. Восточнославянское язычество. Самобытность культурно-исторического пути России. Христианство. Леший. Рационально-критическое направление. Культурная динамика. Миф в архаические времена. Очерки по истории русской культуры. Святилища. Древнерусский пантеон. Единое общественно-политическое и культурное пространство. Русская культура.

«Русская культура 14-16 веков» - Особенности развития русской культуры. Полуустав. Особенности развития русской культуры в ХIV-ХVI веках. Идеи единства Русской земли и борьбы с ордынским владычеством. Создание единого государства вызвала новый культурный взлёт России. Центрами книжности были монастыри. Просвещение. Русская культура приобретает самобытные национальные черты. Постепенное преодоление культурной разобщённости. Возникновение российского книгопечатания.

«Культура Руси 14-16 века» - Спасо-Преображенский собор. Быт. Одежда. Зодчество. Стена и башня Московского Кремля. Успенский собор. Собор Василия Блаженного. Героическая и «житийная» темы. Феофан Грек. Жилища. Церковь Вознесения в Селе Коломенском. Летописание XVв. Житие Александра Невского. Культура и быт Московского государства в XIV-XVIвв. Посуда. Основные направления. Живопись. Благовещенский собор. Софийский собор в Новгороде.

«Письменность и книгопечатание» - Книгопечатание в Европе. Пальмовые листья. Изобретатель бумаги. Берёза. Рукописные книги. Папирус. Книгопечатание. Печатные книги. Древнерусский учебник математики. Иоганн Гутенберг. Иван Фёдоров. Человек пошел на охоту. Первые печатные книги. Древние новгородцы. Клинопись. Глиняные таблички. Букварь Кариона Истомина. Дерево. Древние люди. Теперь буду много читать. Возникновение письменности. Изобретение книгопечатания.

«Культура России 16 века» - Цель. Отражение политики Ивана IV в культуре. Собор Покрова Пресвятой Богородицы. Иван Грозный. Внешняя политика Ивана IV. Вокруг главной, Покровской церкви, были построены церкви. Внутреннее убранство собора. Внутреннее убранство. Культура России XVI века. Рака с мощами святого Василия Блаженного. Походы на Казань. Убранство собора. Смысловая нагрузка Собора Василия Блаженного.

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Архитектура работы архитекторов – представителей итальянского Ренессанса фактически, вся архитектура XVI века проходит под знаком все большего усвоения черт итальянской архитектуры ш атровый стиль – вместо купольного барабана высокая башня в виде шатра, на самом верху небольшой купол

Архангельский собор М осковского К ремля архитектор Алевиз Новый

Колокольня Ивана Великого архитектор Бон Фрязин

собор Покрова на Рву (храм Василия Блаженного)

Декоративная отделка церкви – узорочье

церковь Вознесения в Коломенском

архитектор Федор Конь стены Белого города в Москве крепостные стены в Смоленске

Иконописание изображение богословских понятий в зримых образах; сложный сюжет; усложнение понятийного аппарата иконописного искусства; стремление к отражению в одном произведении множества конкретных событий и идей

фрески мозаика

Четырехчастная икона, 1547 г.

Андрей Рублев Троица

Дионисий Богоматерь Одигитрия Фрески из Ферапонтова монастыря

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентацию подготовила учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 3 г. Комсомольска-на-Амуре Сафонова Ольга Вячеславовна Культура России XVI века

Миниатюра

Книгопечатание около 1553 год - начальный этап развития русского книгопечатания; в 1563 была открыта типография Ивана Федорова

Литература Записей устно-поэтического народного творчества этого времени не сохранилось. Но о народных песнях, игрищах упоминают некоторые литературные сочинения, документы, например Стоглав, соборные послания и т. д. События той эпохи получили отражение в сказках Расцветает жанр исторической песни

Фольклор. Сказки В “Сказке о Борме-Ярыжке ” ее герой, простой русский человек, добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства в Вавилоне-граде. Сходный сюжет развивался в “Повести о Вавилонском царстве” , но в ней речь идет о регалиях для византийского императора.

Фольклор. Пословицы В пословицах и песнях, поговорках и загадках, словах и поучениях отразилась живая народная речь, меткая и острая. Таковы, к примеру, пословицы, которые вписал царь Грозный в свое послание старцам Кирилло-Белозерского монастыря: “Жалует царь, да не жалует псарь”, “ дати волю царю, ино и псарю”.

«Лицевой летописный свод» – рассказ о русской истории со времен первых князей и до царствования Ивана Грозного

«Домострой» - домоводство (размышления о воспитании детей и семейной жизни, бытовые советы)

Переписка Ивана Грозного и князя А.М. Курбского А. М. Курбский о бвинял царя в жестокости и деспотизме; о б ответственности государя перед народом Иван Грозный о тстаивал свои самодержавные права; н е царь должен служить народу, а народ – царю. «Жаловать своих холопей волен, а и казнить волен же»

Великие Четьи-Минеи, митрополит Макарий ч етьи – книги для чтения м инеи – сборники, где произведения расположены по дням, когда их рекомендуется читать Великие Четьи-Минеи – сборник, где жития святых располагались по порядку дней, когда отмечалась их память

Наука и техника Расцвет литейного дела - школа литейного мастерства Андрея Чохова Царь - пушка

Изобретения - боярский холоп Никита смастерил большие деревянные крылья

Медицина – лечцы (лекари), первая аптека для царской семьи, аптекарский приказ

Использованы материалы Интернет-ресурсов http:// www.russianculture.ru/fulle.asp?id=9 http://ru.wikipedia.org 5af8fc56bb0d.jpg Mitr_Makarij.jpg http://libhistory.ru/img/248527__29.jpg http://historydoc.edu.ru/attach.asp%3Fa_no%3D2123 http://bibliotekar.ru/rus/97.files/image003.jpg http://days.pravoslavie.ru/Images/ib3080.jpg http://i046.radikal.ru/0810/05/b5dcca7bf669.jpg Смоленская крепостная стена | Свод петровских памятников http://www.moscowvision.ru/img/sk91.jpg http://www.moscowvision.ru/img/sk321.jpg http://www.avialine.com/img/repphotos/repphoto_8267_1577.jpg moskov-tsarstvo.livejournal.com