Пушкин "Дубровский": описание, герои, анализ произведения. А.С

Замысел романа "Дубровский" возник в конце сентября 1832 года. Пушкин в сентябре 1832 года встретился в Москве с П.В.Нащокиным и услышал от него рассказ о прототипе Дубровского – белорусском дворянине Островском. В это время Пушкин работал над повестью дворянине-пугачевце, которого перипетии его личной судьбы делают соучастником крестьянского бунта, и поэтому история Островского произвела на Пушкина большое впечатление, она легла на почву, подготовленную предшествующими его размышлениями и художественной работой.

Истинное происшествие, случившееся в начале 1830-х годов с небогатым дворянином, "который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, сначала подьячих, потом и других", становится основой романа "Дубровский".

Название было дано роману издателями при первой публикации в 1842 году. В пушкинской рукописи вместо названия стоит дата начала работы над произведением: "21 октября 1832 года". Последняя глава датирована 6 февраля 1833 года.

Основой романа "Дубровский" является трагическая мысль о социально-моральном расслоении людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа. Она и порождает внутренний драматизм, который выражается в контрастах композиции романа :
дружба противостоит сцене суда,
встреча Владимира Дубровского с родным домом сопровождается смертью отца, сраженного несчастьями и смертельной болезнью,
тишина похорон нарушается грозным заревом пожара,
праздник в Покровском завершается ограблением,
любовь – бегством,
венчание – сражением.
Вот такие непохожие события соседствуют в романе. Действие романа развивается сначала последовательно, далее автор использует ретроспективу, т.е. прием возвращения в прошлое. Важную роль играет в романе конфликт.


" Фабула пушкинского романа предельно проста. После тщательно разработанной экспозиции действие концентрируется вокруг одного героя и его судьбы. И тем не менее основная линия повествования складывается в "Дубровском" как бы из нескольких готовых повествовательных блоков, каждый из которых связан с особой литературной традицией. За рассказом о распре отцов следует другой – о превращении гвардейского офицера в разбойника. Далее идет история любви Дубровского к Марье Кириловне, сменяющаяся повестью о вынужденном замужестве дочери Троекурова…"

Владимир Дубровский, как и его отец, наделен смелостью, благородством, чувством человеческого достоинства, добротой. Но он не добивается успеха, он неумолимо теряет все: в первом томе мы узнаем, что у него отнята вотчина, он лишен родительского дома и привычного общества, того социально-культурного окружения, в котором он жил раньше. Во втором томе мы видим, как Верейский отнимает у него любовь, а государство – разбойничью волю. В романе человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами и нравами.

Герои Пушкина стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удается. Владимир Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный разбойник. Но изменить судьбу ему не удается, так как место героя в обществе закреплено навсегда. Он сын старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у его отца, – бедность и честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить честность при бедности – слишком большая роскошь, бедность обязывает быть покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Поэтому все попытки Владимира Дубровского отстоять свое право быть бедным и честным заканчиваются катастрофой: душевные качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

Дубровский Пушкин начинает писать в 1832г.В романе среди других проблем с боьшой остротой ставится вопрос о взаимоотношении крестьян и дворян. Исследователи спорят о главной теме «Дубровского». Для одних это внутрисословный дворянский конфликт, а для других- крестьянское восстание. Но эти темы осуществляются в произведении в тесном единстве: служебной является тема внутрисословного конфликта, а основной - крестьянское восстание.В основу сюжета «Д» лег рассказ П.В. Нащокина. Он рассказывал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить.Время действия романа относится к 10-м годам 19 в.Д.замечателен прежде всего широкой картиной помещичьего провинциального быта и нравов того времени.Белинский:старинный быт рус.дворянства,в лице Троекурова,изображен с ужасающей верностью.Противопоставляя богатому Троекурову бедного,но гордого старика Дубровского.П раскрывает в романе судьбу родовитого.но обедневшего дворянства,к которому по рождению принадлежал он сам.Новое поколение провинц.поместной аристократии представлено образом «европейца»Верейского,у которого внешняя культурность,лоск сочетаются с феодаьными нравами:он добивается брака с девушкой,которая любит другого.Пушкин критикует нравственный облик дворянского аристократического общества.Сатирическими красками в романе обрисовано «чернильное племя»продажных чиновников-крючкотворов,ненавистных крепостным крестьянам. Реальные факты соответствовали намерению Пушкина поставить во главе взбунтовавшихся крестьян обедневшего и лишенного земли дворянина. Однолинейность первоначального плана была преодолена в ходе работы над романом. Первоначально намечена история исключительной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком, судом и мстящей за себя. В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность и обыкновенность Дубровского, с которым случилось событие, характерное для эпохи. Судьба героя определяется социальным бытом, эпохой, которая дана разветвленно и многопланово. Д. и его крестьяне, как и в жизни Островский, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа, ведь в Екатерининское время выигрыш в социальном положении и материальном плане оплачивался изменой и моральным падением человека, а проигрыш - верностью долгу и нравственной незапятнанностью. Дубровский-бунтарь. Пушкин связывает его с бунтарски настроенными крепостными крестьянами.Однако поэт не делает Д вождём крестьян как их единомышленника и подчеркивает личные мотивы бунтарства.Когда борьба с Троекуровым закончилась и Маша оказалась замужем за Верейским,Д покидает своих товарищей,заявляя им: вы все мошенники.Крепостной массе он остаётся чужим.Союз дворянства и крестьянства был возможен лишь на короткий срок и отразил несостоятельность надежд на совместную оппозицию правительству.

Пушкин рисует народ трудолюбивым, мирным, великодушным. Но слишком сурова власть помещиков, и непосильно велики их тяготы. По словам Кистеневского Антона, у Троекурова «часом и своим плохо приходится, а достанутся чужие, так он с них не только шкуру, да и мясо-то отдерет». Пушкин подчеркивает, что кисте-невские крестьяне с самого начала активно непримиримы в своем неприятии власти Троекурова, злодейски отнявшего у Дубровского имение. Сохраняя объективность, писатель выдвигает крестьян в качестве зачинщиков бунта. Владимир Дубровский вначале старается успокоить своих крепостных, потушить их гнев против исправника и приказных, приехавших вводить Троекурова во владение Кистеневкой.

«Капитанская дочка» бала впервые напечатана в Современнике ещё при жизни поэта.Осталась неопубликованной по цензурным причинам одна глава,которую Пушкин назвал «Пропущенная глава»В КД Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстании.Напоминая в начале романа о крестьянских волнениях,предшествовавших Пугачевскому восстанию,Пушкин стремился раскрыть ход народного движения на протяжении нескольких десятилетий,которое и привело к массовому крест.восстанию в 1774-1775г.В образах белогородских казаков,изувеченного башкирца,татарина,чуваша,крестьянина с уральских заводов,поволжских крестьян Пушкин создает представление о широкой социаьной базе движения.Народ в КД не безликая масса.Пушкин стремится изобразить крепостное крестьянство,участников всстания в различных проявлениях их сознания.Крестьяне показаны как люди.хорошо понимавшие антикрепостнический,антипомещичий смысл и направленность Пугачевсого восстания.Пушкин в своем романе изображает Пугачева как талантливого,смелогоруководителя крест.восстания,отмечает его ум,сметливость,храбрость,героизм,гуманность,связь с народом.Все это создает облик подлинного Пугачева.Для Пушкина он выражал ациональный характер русского народа.Пушкин глубоко раскрыл личность Пугачева.Так же как и рядовому крестьянину,Пугачеву свойственны недоверие и недоброжелательство ко всякому барину.Добродушие и простосердечие П-так же свойства характера народного.Для Пушкина Пугачев-не только вождь крестьянского восстания,потрясшего дворянское государство,но и простой казак Емелька ПугачевОднако существенное,ведущее в его образе-величие,героизм.Это выражено символическим образом орла,о котором говорит пугачевская сказка.Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.Сущ.дополнением к широко нарисованному образу крепостного крестьянства явл. Савельич. браз Савельича,преданного своим господам,был так же необходим дя реалистического изображения исторической действительности того времени,как и образы ревлюционно настроенных крестьян. Пушкин показал крепостное крестьянство таким,каким оно было в его многостороннем отношении к помещику.Белинский:КД-нечто вроде Онегина в прозе.Поэт изображает в ней нравы русского общества в царствование Екатерины.Многие картины по верности,истине содержания и мастерству изложения-чудо совершенства.В КД Пушкин углубляет реалистический метод художественного изображения исторического прошлого народа.Жизнь народа освещается П в её национально-историч.своеобразии,в её соц-сословных противоречиях.Рисуя деятельность выдающихся историч.ичностей,П показывает в ней отражение духа времени.КД положила начало рус.историч.роману.Бесспорно,что опыт историч.романа Вальтера Скотта облегчил Пушкину создание реалистич.историч.романа на русскую тему. В этом романе Пушкин осущ.давний замысел:пересказать «преданья русской старины», жизнь простого русского семейства.И история как бы сама врывается в частную,мирную жизнь.создавая драматические коллизии в судьбах отдельных людей.История раскрывается «домашним бразм», и в центре её оказываются обыкновенные,ничем не выдающиеся люди.Повседневная жизнь обыкновенных людей и составляет у Пушкина основу исторического процесса.Пушкин вслед за Радищевым положил начало тому вниманию к крепостному вопросу,которое с 40-х годов прошлого века становится ведущим в русской общественной мысли и в передовой русской литературе.

Образ главного героя в романе А. С. Пушкина «Дубровский»

Роман А. С. Пушкина «Дубровский» был написан нaоснове реальных событий - восстания крестьян, недо­вольных своей тяжёлой жизнью после войны 1812 года. Автор с большой точностью изображает не только быт и нравы русской деревни, но и уклад помещичьей жиз­ни со своими забавами и излишествами.

Главный герой произведения - Владимир Дубров­ский. Об этом говорит и название романа. Все описыва­емые события связаны с его личностью, его судьбой. По ходу повествования характер, мировоззрение, внутренний мир Дубровского претерпевают изменения.

В начале романа это молодой дворянин, избалованный единственный сын помещика, будущий хозяин имения, барин. Он воспитан гувернёрами, обучался в кадетском корпусе, служил в гвардейском пехотном полку в Петербурге и не имел представления о жизни крепостных крестьян. Дубровский вёл праздную жизнь типичного молодого дворянина, играл в кар­ты, тратил отцовские деньги, которые высылались ему в нужном количестве, не задумывался о будущем.

Письмо с известием о болезни отца взволновало героя. Дубровский, несомненно, любил своего отца, хотя и не знал его по-настоящему. Последовавшие

затем несчастья (гибель отца и потеря имения) меняют молодого человека. После похорон он понимает, что остался один на свете. Дубровский задумывается о том, что ждёт его дальше. Это уже не беззаботный юноша, а человек, ответственный за судьбы подвластных ему людей - крестьян.

Герой хочет мстить, но не только за себя, а и за всех несправедливо обиженных. Однако он не жесток: грабит только богатых, словно благородный разбой­ник, и никого не убивает. Образ Дубровского приоб­ретает романтические черты.

Для осуществления своей мести герой проникает в дом Троекурова под видом учителя-француза Дефоржа. Но вспыхнувшая любовь к Марье Кириловне Трое­куровой мепяет его планы. Он отказывается от мести. Любовь к Маше преображает героя.

Читая эпизоды о жизни Дубровского в доме Трое­курова, мы впервые узнаём о его внешности. Автор даёт скупые портретные черты: двадцать три года, роста среднего, глаза карие, волосы русые, нос прямой. Но больше внимания уделено его храбрости и хладнокровию. Эпизод с медведем является ярким тому подтверждением. Герой не оробел, не испугался голодного зверя, чем заслужил уважение даже Кирилы Петровича.

Не меньшее восхищение вызывают у читателя честность и благородство Дубровского. Он признаётся Maше в своей любви, рассказывает, кто он такой, и, ни на что не надеясь, обещает ей помощь.

В заключении романа, когда, казалось бы, близок счастливый конец, Дубровский терпит неудачу. Ом оказывается одиноким, никому не нужным и не ви­дит смысла в дальнейшем существовании. Читатель узнаёт скупые факты из его последующей биографии. Но мы понимаем, что дальнейшая жизнь героя будет наполнена печалью и безысходностью.

Здесь искали:

  • сочинение дубровский
  • образ дубровского в романе дубровский
  • образ дубровского

Характеристики героев и краткое содержание разберем особенной тщательно. Также представим небольшой обзор критических отзывов на произведение современников автора.

История создания

В основу была положена история, которую Пушкину рассказал его приятель П. В. Нащокин. Таким образом, имеет реалистические корни роман «Дубровский». Анализ произведения поэтому необходимо начинать именно с этого.

Итак, Нащокин встретил в остроге белорусского дворянина, который долго судился с соседом из-за земли, был выгнан из имения и затем, оставшись с несколькими крестьянами, начал заниматься грабежом. Фамилия того преступника была Островский, Пушкин заменил ее на Дубровский, а действие произведения перенес в 20-е годы 19 века.

Изначально Пушкин озаглавил роман датой - «21 октября 1832 года», которая обозначала начало работы над романом. А известное всем название произведению дал уже редактор перед публикацией в 1841 году.

Еще в школе дети изучают роман «Дубровский». Анализ произведения (6 класс - время, когда ученики знакомятся с ним впервые) обычно производится по схеме. И если первым пунктом является описание истории создания, то далее должно идти краткое содержание романа.

Помещик Кирилла Петрович Троекуров, отставной генерал-аншеф, классический своенравный и богатый барин, его прихотям угождают все соседи, а губернские чиновники при виде него трепещут. Он дружит со своим соседом и бывшим товарищем по армейской службе Андреем Гавриловичем Дубровским, небогатым и независимым дворянином, бывшим поручиком.

Троекуров всегда отличался скверным и жестоким характером. Не раз он издевался над своими гостями. Излюбленной его выходкой было запереть одного из приехавших к нему в комнате с медведем.

Развитие действия

Как-то приезжает к Троекурову Дубровский, и помещики ссорятся из-за дерзости слуги гостя. Постепенно ссора превращается в настоящую войну. Троекуров решает отомстить, подкупает судью и, благодаря своей безнаказанности, отсуживает у Дубровского Кистеневку, его имение. Узнав вердикт, помещик сходит с ума прямо в зале суда. Его сын, гвардейский корнет Владимир, вынужден оставить службу и приехать из Петербурга к больному отцу. Вскорости старший Дубровский умирает.

Приезжают судебные чиновники, чтобы оформить передачу собственности, они напиваются и остаются ночевать в имении. Ночью Владимир поджигает дом вместе с ними. Дубровский вместе с верными крестьянами становится разбойником. Постепенно он наводит ужас на всех окрестных помещиков. Нетронутым остаются только владения Троекурова.

В семью Троекурова приезжает учитель, чтобы поступить на службу. Дубровский перехватывает его на полдороге и подкупает. Теперь он сам под видом Дефоржа отправляется в имение врага. Постепенно между ним и Машей Троекуровой, дочерью помещика, возникает любовь.

Развязка

Лучше всего рассматривать роман целиком. А анализ произведения «Дубровский» по главам будет провести довольно проблематично, так как они являются элементом одного целого и вне контекста теряют большую часть смысла.

Итак, Троекуров решает выдать дочь замуж за князя Верейского. Девушка против и не желает выходить за старика. Дубровский предпринимает неудачную попытку предотвратить их брак. Маша посылает ему условный знак, он приезжает спасти ее, но оказывается поздно.

Когда свадебный кортеж следует из церкви в имение князя, люди Дубровского окружают его. Владимир предлагает Маше свободу, она может бросить старого мужа и уйти с ним. Но девушка отказывается - она уже дала клятву и не может ее нарушить.

Вскоре губернским властям едва не удается поймать банду Дубровского. После этого он распускает своих людей, а сам отправляется за границу.

Анализ произведения Пушкина «Дубровский»: тема и идея

Это произведение является одним из самых значимых в творчестве писателя. В нем Пушкин отразил очень многие проблемы своего времени. Например, самодурство помещиков, произвол чиновников и судий, бесправие крепостных и разбойничество как реакция на все это непокорных и отважных людей.

Тема разбойничества ради благих целей не нова в мировой и русской литературе. Образ благородного и свободолюбивого разбойника не оставил равнодушными многих писателей романтического направления. Однако не только этим объявляется интерес Пушкина к данной теме. Долгие годы в России был распространен разбой. Грабителями становились бывшие солдаты, обнищавшие дворяне, убежавшие крепостные. Однако народ винил в грабежах не их, а власть, которая довела их до этого. И Пушкин решил в своем произведении показать, почему честным людям приходится выходить на большую дорогу.

Своеобразие конфликта

Продолжаем описывать анализ произведения Пушкина «Дубровский». 6 класс, а именно в нем изучают роман, уже знаком с таким понятием, как «конфликт», поэтому его обязательно нужно будет рассмотреть.

Итак, в романе всего 2 конфликта, которые разительно отличаются как по своей природе, так и по социальной значимости. Первый имеет яркую общественную окраску и связан с сословным неравенством. В нем сталкиваются Андрей Дубровский и Кирила Троекуров. И в результате он приводит к бунту Владимира, который не может смириться с произволом. Это основной конфликт романа.

Однако существует и второй, связанный с темой любви и семейно-бытовых отношений. Проявляется он в носильной выдаче замуж Маши за старого князя. Пушкин поднимает тему женского бесправия, говорит о невозможности влюблённых быть счастливыми из-за прихоти родителей.

Оба этих конфликта объединяет фигура Кирилы Троекурова, который и стал причиной бед как Дубровских, так и родной дочери.

Образ Владимира Дубровского

Главный герой романа - Владимир Андреевич Дубровский. Анализ произведения позволяет дать ему весьма лестную характеристику. Он бедный дворянин, ему 23 года, у него величественный вид и зычный голос. Несмотря на свое положение, он не утратил чести и гордости. Он, как и его отец, всегда хорошо относился к крепостным и заслужил их любовь. Именно поэтому они вступили с ним в сговор, когда он задумал сжечь имение, а затем начал разбойничать.

Мать его умерла, когда ему был только год. Однако он знал, что родители его женились по любви. Такого будущего он хотел и для себя. Маша Троекурова стала для него той самой единственной любовью. Однако в дело вмешался ее отец. Владимир предпринял отчаянную попытку спасти любимую, но не смог. Благородство его проявилось и в том, что он покорно ушел, когда Маша отказалась убежать с ним. Можно сказать, что это герой воплощает в себе понятие дворянской чести.

Образ Троекурова

Чтобы обличить таких, как Троекуров, писался роман «Дубровский». Анализ произведения дает нам понять всю низость и беспринципность этого человека. Для него нет ничего святого. Он с одинаковой легкостью сживает со свету своих слуг и друзей. Даже смерть товарища и хорошего приятеля не остановила его алчности. Не пожалел он и свою дочь. Ради выгоды Троекуров обрек Машу на несчастливую жизнь в браке и лишил ее настоящей любви. При этом он уверен в своей правоте и даже не допускает мысли о том, что может быть наказан.

Роман в оценке критиков

Что же думали критики о романе «Дубровский»? Анализ произведения помог нам понять, что Пушкин написал довольно злободневную книгу. Однако Белинский, например, назвал ее мелодраматичною, а Дубровского героем, который не вызывает сочувствия. С другой стороны, критик высоко оценил достоверность, с какой Пушкин изобразил Троекурова и помещичий быт своего времени.

П. Анненков отмечал, что роман имеет романтический конец, несообразный с его содержанием, но описанные характеры отличаются особой психологичностью и достоверностью. также подчеркивал жизненность описанной ситуации и реалистичность персонажей.

«Дубровский»: анализ произведения кратко

Если необходимо сделать краткий анализ. То можно написать следующее. Главная тема произведение - разбойничество в России. Идея - показать, как люди становятся на этот путь, и кто тому виной. Пушкин старался обличить власть и показать социальную несправедливость, царящую вокруг. В произведении два конфликта - социальный и любовный. Первый связан с неограниченной властью имущих, а второй с полной родительской властью над своими детьми. Главным виновником выступает Троекуров, воплощающий классический тип русского барина.

Урок литературы в 6-м классе "Отношение автора к героям романа «Дубровский»"

«…он рожден был для иного назначения…»

Цели:

    продолжать обучению анализу художественного произведения , самостоятельной работе с текстом, обобщению анализируемого материала, выявлению авторской оценки героев, выразительному чтению.

    развивать читательские качества ученика: воображение, эмоциональную чуткость, эстетический вкус.

    продолжать воспитание у учащихся нравственной чистоты, творческого осознания жизни, интереса к классическим произведениям.

Оборудование : презентация.

Ход урока

Слово учителя: Сегодня мы продолжим изучение романа А.С. Пушкина «Дубровский».

Великий поэт в свой «жестокий век» восславивший свободу, протестовавший против гнета самодержавия, в своих произведениях размышлял о судьбе народа и его роли в прошлом и будущем страны.

В романе «Дубровский» А.С.Пушкин с беспощадной силой обнажил произвол, самодурство дворян в лице Троекурова и князя Верейского, подлость и низость их прихлебателей Шабашкина и Спицына, готовых совершить любое клятвопреступление. Резко противостоит этому миру всевластия, жестокости, духовного оскудения иной мир- это люди из народа, дворяне Дубровские (отец и сын). Они описаны в романе с глубоким авторским сочувствием.

Мы уже отмечали, что одним из средств создания образа в романе является прямая авторская оценка. Это мы видели на образах Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского.

Учитель объявляет тему и цели урока. (Рисунок 1)

Давайте найдем в тексте, что рассказывает о молодом Дубровском А.С. Пушкин.

Обратимся к 3 главе романа. («Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе…)

Что мы узнали о нем? Какие черты характера проявились в Дубровском в Петербурге?

Запишем в тетрадь вывод: (Рисунок 2)

Владимир Дубровский с одной стороны расточительный и честолюбивый офицер , позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем. Владимир рано лишился матери и почти не знал отца. Со всем тем он романтически был к нему привязан и любил семейственную жизнь, которой не успел насладиться. Поэтому мысль потерять отца терзала его сердце. Автор говорит, что Владимир с волнением перечитал строки письма, которое он получил от няни. Тем самым автор подчеркивает, что его герой был нежный и любящий сын. А няню звали так же, как и няню самого автора, Орина. В этом тоже видно отношение автора к своему герою.

Отправимся вместе с молодым Дубровским в Кистеневку.

Какие чувства испытывает он? Подтвердите текстом.

Кто встретил в Кистеневке Владимира Дубровского?

Почему дворня высыпала, когда он приехал?

Запишем вывод, который вы сделали. (Рисунок 3)

Приехав в Кистеневку, Владимир Дубровский испытал сильное волнение. «Сердце в нем забилось», - пишет автор. Дворня встретила молодого барина с радостью. А.С.Пушкин тем самым подчеркивает, что крестьяне любят своего барина, искренне рады ему.

Где мы видим Владимира Дубровского после похорон отца?

Какие чувства его волновали?

Каково его душевное состояние?

Что помогает более точно понять это?

Заметили ли вы какую-нибудь связь между тем, что переживает Владимир, и окружающей его природой?

Какие чувства он вызывает у вас?

Запишем выводы в тетрадь. (Рисунок 4)

Изображая Дубровского в Кистеневской роще, автор дает почувствовать, что осенний пейзаж - условное отражение внутреннего мира героя. То, что происходит в душе Дубровского, подобно тому, что происходит в природе.

Учитель: А.С.Пушкин обычно рисует на фоне природы только любимых своих героев, так как для него это знак богатства души , глубокой внутренней красоты. Что еще раз подтверждает, что автор любит своего героя, сочувствует ему.

Добавим в свои записи:

Рисуя своего героя на фоне природы, А.С.Пушкин тем самым подчеркивает его богатый внутренний мир, выражает свое отношение.

Что еще можно дописать к характеристике Владимира Дубровского?

Какие же обстоятельства заставили В.Дубровского стать разбойником?

(По вине Троекурова умер отец, его лишили дома).

Мы выяснили, что Дубровский думает о мести, а в доме Троекурова появляется учитель Дефорж.

Какой эпизод характеризует Дефоржа?

Как повел себя Дефорж в испытании на храбрость?

Сопоставьте Дефоржа и Дубровского.

Запишите составленный вывод в тетради: (Рисунок 5)

В доме Троекурова Дубровский вел себя смело , он не испугался медведя и застрелил его. Дубровский объясняет, почему при нем пистолет: «..потому что не намерен терпеть обиду, за которую, по моему званию, не могу потребовать удовлетворения». Таким образом, мы понимаем, что Дефорж был обязан терпеть прихоти хозяина, но дворянин Дубровский не мог допустить и мысли о безропотном подчинении. По всему видно, что автор любуется своим героем , гордится его поступком.

Что заставило Владимира Дубровского проникнуть в дом Троекурова?

Почему он не стал мстить Троекурову?

(Зачитайте текст. Глава 12).

Какая история случилась с Анной Савишной Глобовой?

Как эта история помогает понять отношение автора к разбойнику Дубровскому?

Владимир Дубровский гордый, независимый, дороживший своей дворянской честью, из-за любви отказался от мести и вошел в дом Троекурова в роли слуги, где не мог рассчитывать на уважение и благосклонность хозяина. Автор рисует своего героя благородным защитником идеи чести, защиты прав человеческой личности. Даже сделавшись разбойником, он остается служителем справедливости. Таким и предстает в рассказе Глобовой. Месть за отца не осуществляется, он становится заступником обиженных, отказывается от мести ради любви. Человечность в Дубровском победила враждебность. Автор полностью на стороне главного героя романа.

Обратите внимание на эпиграф к уроку «…он рожден был для иного назначения…».

Как вы думаете, о каком назначении идет речь? (семья, покой)

А если бы он мстил Троекурову, что бы изменилось?

Каким бы он стал?

Почему А.С.Пушкин не требует от Дубровского прямой мести Троекурову?

Только ли в злой воле Троекурова причина несчастий Дубровского? Почему чиновники на стороне Троекурова?

Сформулируйте и запишите вывод. (Рисунок 7)

Дубровский был рожден для иной жизни. Он мечтал о женитьбе, семье, был ласковым и нежным. Если бы стал мстить Троекурову, то уподобился бы ему. Поэтому Пушкин и не требует от Дубровского прямой мести своему обидчику. Ведь причина несчастий Владимира Дубровского не в злой воле одного Троекурова: закон был на стороне богатого помещика.

Охарактеризуйте Дубровского. Запишем в тетрадь. (Рисунок 8)

Для Дубровского воля любимой девушки священна. Он никогда не совершит злодейство во имя ее. Готов на любое самопожертвование. Любовь возвышает Владимира. Наделяя своего героя способностью любить, жертвовать собой во имя любви, Пушкин подчеркивает свое расположение к нему.

В последней главе мы видим раненого Дубровского.

Чем снискал он такое отношение?

Идеализирует ли А.С. Пушкин своего героя?

Как характеризует Дубровского его последняя речь перед разбойниками? (Зачитать).

Каким рисует А.С.Пушкин предводителя разбойников в сравнении с теми, кто управляет губернией и имеет вес в обществе?

Запишите вывод. (Рисунок 9, 10)

Разбойники любят своего предводителя, доверяют ему, слушаются его, заботятся о нем, потому что он справедлив , храбр. Нет, Пушкин не идеализирует своего героя, но предводитель разбойников в романе гораздо благороднее тех, кто управляет губернией, кто должен заботиться о своем народе. Мы вместе с автором жалеем Владимира, сочувствуем его горю, его неразделенной любви. Конец романа подчеркивает мысль автора, что Владимир Дубровский не разбойник, не мститель, а просто несчастный , одинокий человек, который не может противостоять существующим законам.

Итог урока.

Слово учителя: Проанализировав роман А.С.Пушкина «Дубровский», мы выявили авторскую оценку главного героя. Думаю, что эта оценка совпала с вашей.

Синквейн «Дубровский»

Домашнее задание . Письменная работа. «Как вы думаете, что ценит в людях автор романа «Дубровский»?»