Роза сальваторекартины и биография. Постеры, pепродукции картин известных художников в высоком разрешении хорошем качестве, клипарт и фотографии большого размера для скачивания Сальватор роза произведения

К. Лоррен. «Утро» (копия), ГМИИ, Москва

Интересна и серия «Гавани», включающая несколько композиций. Две из них – «Утро в гавани» (1640‑е) и «Вечер в гавани» (1640‑е) – выставлены в Эрмитаже в Санкт‑Петербурге. Картина «Утро в гавани» вышла настолько удачной, что художник два раза повторил ее. Одна копия хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене, другая, с несколько измененным передним планом, – в ГМИИ в Москве. Человеческие фигуры были выполнены, по предположениям исследователей, фламандским художником Я. Милем.

Среди прочих работ можно упомянуть полотна «Храм в Дельфах» (Галерея Дориа‑Памфили, Рим), «Очарованный замок» (1664, Национальная галерея, Лондон), «Прибытие Улисса ко двору Ликомеда» (ок. 1670, Эрмитаж, Санкт‑Петербург), «Христос на пути в Эммаус» (Эрмитаж, Санкт‑Петербург) и др.

Клод Лоррен умер в Риме в возрасте восьмидесяти двух лет. Его выдающиеся пейзажи стали образцом для подражания для многих европейских художников XVII–XIX веков.

(1615–1673)

Своими многочисленными талантами Сальватор Роза вызывал восхищение у современников и потомков. Он был не только выдающимся живописцем, но и прекрасным музыкантом, поэтом, актером. Знаменитый немецкий писатель Э. Т. А. Гофман в XIX веке посвятил итальянскому художнику свой рассказ «Синьор Формика». Творчество Розы оказало влияние не только на мировую живопись (особенно на ее романтическое направление), но и на литературу (его пейзажами восторгались В. Скотт, У. Водсворт, П. Шелли).

Итальянский художник Сальватор Роза появился на свет в маленьком городке Аренелла недалеко от Неаполя. Его отец, провинциальный архитектор, владел небольшой усадьбой.

Маленький Сальватор, совершавший прогулки в окрестностях города, мог любоваться восхитительным пейзажем. Вдали он видел прекрасные здания Неаполя, остров Капри, грозный Везувий, скалу Сан‑Эльмо с крепостью Борго ди Аренелла, которую спустя много лет запечатлел в ряде своих работ. Все то, что с детства окружало художника, позднее нашло отражение в его пейзажах.

Маленький Сальватор не просто любовался красотой мира, он старался перенести увиденное на бумагу (карандаш был верным спутником мальчика во время его прогулок).

Первым учителем Розы стал муж его сестры, художник Франческо Фраканцано, прошедший выучку у знаменитого Хусепе де Риберы. Именно Фраканцано первым заметил дарование Сальватора и предрек ему великое будущее.

В поисках впечатлений Роза отправился в путешествие по Абруццким горам. Его привлекали старинные развалины, дикие скалы, безлюдные долины, таинственные гроты и пещеры. Нередко в зарисовках, выполненных в этих глухих местах, появляются человеческие фигуры. Это разбойники, бродяги, отверженные, селившиеся в старых заброшенных городах, очень давно оставленных жителями из‑за угрозы извержения вулканов. Рисунки, созданные во время путешествий, легли в основу эмоциональных и романтически взволнованных пейзажей, которые Роза написал, вернувшись домой.



Первое время молодому художнику приходилось нелегко. Порой у него не было денег на покупку холстов, и он писал маслом на обыкновенной бумаге.

Однажды работы Розы заметил известный итальянский художник‑монументалист Джованни Ланфранко.

Он ободрил начинающего живописца и приобрел несколько его работ. Похвала воодушевила Сальватора и придала ему сил.

В середине 1630‑х годов, оставив Неаполь, Роза отправился в Рим, являвшийся в то время центром культурной жизни Италии. Здесь художник впервые познакомился с творчеством великих мастеров – Рафаэля, Микеланджело, Тициана. Его восхищение вызвали картины Клода Лоррена, изображавшие морские гавани. Под влиянием искусства Лоррена и появились полотна Розы, показывающие порты с лодками и фигурами итальянских рыбаков.

С. Роза. «Морской пейзаж», Музей Сан‑Марино, Неаполь

Первое пребывание художника в Риме продолжалось недолго. Вскоре он заболел и вернулся домой, в Неаполь. Но уже через несколько лет, в 1639 году, Роза вновь оказался в Великом городе. Но теперь это уже был не безвестный молодой художник, а знаменитый живописец, музыкант и актер. Биографы Розы рассказывают такую историю. На ежегодном римском карнавале Сальватор нарядился простым неаполитанским крестьянином, выбрав имя Формика (муравей). Он развлекал публику прекрасным пением, аккомпанируя себе на гитаре.

Когда художник снял маску, зрители изумленно ахнули. Никто не ожидал, что под маской простого крестьянина скрывается известный живописец из Неаполя. Этот эпизод прибавил Розе поклонников.

Вскоре мастер открыл на вилле недалеко от Порта дель Пополо театр, в котором ставил спектакли. Во время одного из таких представлений он позволил себе покритиковать действовавший на территории Ватикана театр знаменитого архитектора и скульптора Лоренцо Бернини, чем нажил влиятельных врагов, нанявших убийц, чтобы уничтожить дерзкого художника. Розе пришлось оставить Рим. Он отправился во Флоренцию, куда его пригласил кардинал Джованни Карло Медичи. Во Флоренции художник прожил девять лет. В его доме собирались известные итальянские писатели, ученые, философы, музыканты. К флорентийскому периоду относится литературный опыт художника, написавшего несколько больших стихотворных сатир, которые вскоре были проиллюстрированы живописными полотнами («Поэзия», Национальная галерея, Рим; «Ложь», Галерея Питти, Флоренция; «Музыка», Национальная галерея, Рим).

Имя Розы окружено легендами. Это был страстный и многосторонне одаренный человек, увлекавшийся не только живописью и гравюрой, но и поэзией, музыкой, пением, драматическими искусством. В своих поэтических произведениях он выразил размышления о жизни, обостренное отношение к успеху и признанию, к взаимоотношениям со знатными заказчиками, к творческой независимости, которую ценил превыше всего. О смелости взглядов Розы свидетельствует то, что позже его сатиры были запрещены цензурой Ватикана. Столь же яркой и смелой для эпохи была живопись Розы, в которой он выразил философские, морализаторские идеи. Слова из его сатиры "Живопись": «Князья, я чувствую, что меня подмывает кричать, хотя… с вами нужно молчать и притворяться», - звучат вызывающе в адрес представителей высших кругов, по отношению к которым всегда защищавший свое достоинство художник вел себя достаточно бесцеремонно: назначал высокие цены, отказывался отдавать работы или, напротив, щедро дарил их. Из-за своих насмешливых сатир и острых аллегорических живописных произведений Роза имел много недоброжелателей.

На отказ в принятии его в члены римской Академии Святого Луки он ответил сатирой «Зависть», а в полотне «Фортуна» (1658-1659, Лондон, Галерея Мальборо) изобразил сыплющиеся из рога изобилия дары судьбы, которые достаются совсем не тем, кто их достоин, а животным, в образах которых многие влиятельные лица узнали себя. Постоянная резкая критика и даже внимание инквизиции сопровождали его всю жизнь.

В живописи Розы проявилось его требовательное отношение к жизни, огромный темперамент и жизнелюбие. Он родился в маленьком селении Аренелла около Неаполя. В иезуитской коллегии изучал латынь, историю, античную и итальянскую литературу. Живописи обучался у своего дяди А.Д. Греко и некоторое время в мастерской Риберы. От испанского последователя Караваджо он унаследовал широкую манеру письма с сильными контрастами света и тени, пристрастие к грубоватому простонародному типажу в полотнах на религиозные, мифологические и исторические сюжеты, в сценах «колдовства» и изображениях образов разбойников и бродяг, которые звучали как вызов высокому официальному искусству.

Сохранились сведения, что самостоятельную работу Роза начал с исполнения маленьких пейзажей, которые писал, бродя по горам или плавая в рыбачьих лодках вдоль берегов Неаполитанского залива. Эти мотивы он постоянно включал в свои работы. Пейзажи и марины Розы передают характерные особенности неаполитанской природы: горы, скалистые берега, бескрайное морское пространство с парусниками, силуэтами башен и маяков, фигурками моряков и рыбаков. Художник придает ей романтизированный облик, вводя образы закутанных в плащи таинственных путников, бродяг, солдат, изображая старые постройки, горные потоки, сухие деревья, острые уступы скал, пещеры.

Порой, словно стремясь соотнести свое искусство с «высоким» классицистическим стилем, он вводит в картины облагороженный мифологический стаффаж, пишет в спокойной живописной манере с постепенными переходами света и тени ("Пейзаж с Аполлоном и Сивиллой Кумской", Лондон, Коллекция Уоллес). Выражая свои философские размышления, Роза часто вводит в пейзажи фигуры античных мудрецов: в картине «Роща философов» (Флоренция, Галерея Питти) его любимый персонаж Диоген указывает на пьющего из ручья воду мальчика, призывая к свободе, к единению с природой.

В Риме, куда стремившийся к известности художник приехал около 1630 года, он получил заказ от кардинала Бранкаччи, но выполненные работы не принесли успеха. Зато его имя стало известно из-за сатиры, написанной на прославленного римского скульптора и архитектора Л. Бернини. В ответ друзья Бернини поставили пьесу, где Роза был выведен выскочкой и бродягой. Художника спасло от скандала приглашение на службу во Флоренцию к будущему кардиналу Дж.К. Медичи.

С 1640 года Роза около десяти лет провел в Тоскане. Здесь он приобрел влиятельных друзей и покровителей. Кружок посещавших его дом образованных людей художник шутливо назвал «Академия ушибленных». Он был душой бесед и пьес, которые сочинялись и разыгрывались, выступая под маской Паскарьелло. В полотне «Мужской портрет» (1640-е, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) Роза, возможно, изобразил себя в образе Паскарьелло. Это образ живого, ироничного, умного человека, каким и был художник. К периоду пребывания во Флоренции относится и «Автопортрет» (ок. 1645, Лондон, Национальная галерея). Роза написал себя в накинутом на плече плаще, с лицом, полным горечи и гнева. Латинская надпись гласит: «Или молчи, или говори то, что лучше молчания». По-видимому, она выражает настроение тех лет, которое передают и сатиры.

Во флорентийский период исполнены и сцены «битв» (Битва христиан с турками, ок. 1640, Флоренция, Галерея Питти), к написанию которых часто обращался художник. Эти барочные композиции передают не конкретное событие, а динамику и пафос борьбы. В большие подвижные массы слиты фигуры воинов и коней. Яростная схватка происходит на фоне пейзажа воображаемых городов с крепостными башнями. С великолепным мастерством написана световоздушная атмосфера, придающая слитность планам и мягкость переходам света и тени, которыми подчеркнута четкость пластических форм. Выразительность этим большим полотнам придают и тональные разработки немногих, но насыщенных цветов. В «битвах» изображены не реальные события истории, но они несут в себе отзвук эпохи, полной насилия, кровопролития, жестокостей. «Необходимо запастись сапогами, потому что все затопляет зло, повсюду кровь…» - писал художник в сатире Война.

Заговоры, восстания бедняков в Неаполе во времена Розы были живой историей. Горы были наводнены беглыми повстанцами, разбойниками, готовыми поддержать мятеж против испанцев, господствовавших в Неаполитанском королевстве. Роза ввел в свое искусство образы этих людей; тот же типаж встречается и в серии офортов художника Каприччи. Возможно, в юности, путешествуя в горах, он встречал этих людей. В полотне «Солдаты, играющие в кости» (1650-е, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина) фигуры вписаны в пейзаж, с горами или клубящимися облаками, жесты загадочны и театрализованны, и сцены выглядят одновременно очень жизненными и фантастическими, полными романтической приподнятости.

Еще в юности художник привлекало изображение сцен колдовства, истоки которых следует искать не столько в распространенных еще со Средневековья уличных мистериях, карнавальных гаданиях, сколько в интересе к народному типажу, связанному с этими явлениями. Подобные колоритные типы привлекали многих мастеров, унаследовавших эту традицию от Караваджо. Мотив прежних сцен колдовства Роза использовал в полотнах «высокого» исторического жанра. В картине «Саул у Аэндорской волшебницы» (Лувр) изображен напуганный царь Саул, припавший к ногам грозно вещающего, закутанного в саван пророка Самуила, вызванного из гроба волшебницей. В жутком хохоте зловеще застыл скелет - образ неминуемой пугающей смерти. Библейский сюжет Роза трактует с гротеском, лишая историческое полотно пафоса «высокого стиля». В нем звучит издевка над суевериями и предрассудками своего времени, смелый вызов официальным кругам.

Влияние Сальватора Розы на современное итальянское искусство было очень значительным. Он имел многих последователей, подражавших его манере. Своего предшественника увидели в Розе и многие европейские мастера романтизма.

Елена Федотова

РОЗА, САЛЬВАТОР (Rosa, Salvator) (1615–1673), итальянский художник, актер, литератор

Автопортрет(Аллегория Молчание)
Национальная галерея, Лондон
Словно предостерегая, художник смотрит на нас через плечо с печальным и презрительным выражением лица. В самом деле, надпись на табличке, которую он держит в руках, гласит: «Молчи, если то, что ты хочешь сказать, не лучше молчания». Суровый смысл этого мрачного автопортрета еще больше усиливается благодаря темному плащу художника и черной шляпе, придающей ему почти зловещий облик. Он грозно вырисовывается перед нами на фоне странного, лишенного горизонта неба. Роза испытал сильное влияние жесткого реализма Хусепе Риберы, который с 1616 года работал в Неаполе. Сальватор Роза (20.6.1615–15.3.1673) родился в окрестностях Неаполя, в селении Аренелла. Отец Розы Вито Антонио был строителем или землемером, мать – Джулия Греко – дочерью художника Вито Греко и сестрой живописца Доменико Антонио Греко. Роза был отдан в иезуитскую коллегию конгрегации Сомаска в Неаполе, где получил хорошее гуманитарное образование, изучая классическую литературу, логику, риторику, историю. Он с юности увлекался музыкой, играя на арфе, флейте, гитаре, сочинял серенады. Сальватор был фактически самоучкой, сформировавшимся в кругу мастеров неаполитанской школы. Сначала он копировал работы Франческо Фраканцано, произведения которого пользовались успехом у заказчиков и даже отсылались к испанскому двору. Затем занимался в мастерской Аньелло Фальконе, прекрасного рисовальщика, баталиста.
Сальватор Роза сформировался в неаполитанской среде не только как художник, но и как «вольнодумец». Юг Италии был родиной таких выдающихся личностей в истории страны, как Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Чезаре Ванини. Эти смельчаки защищали свой народ, терпящий гнет иноземцев, восставали против террора инквизиции во время усилившейся со второй половины XVI века Контрреформации, мечтали о социальном равенстве народа. Учителя Розы – Аньелло Фальконе и Франческо Фраканцано были из среды последователей этих «вольнодумцев», оба они оказались в рядах защитников Томмазо Аньелло, возглавившего восстание народных низов против нобилей (торгово-финансовой верхушки города) и баронов (крупных землевладельцев). Героями полотен Розы будут бедняки – рыбаки, грузчики, бродяги-лаццарони, которых он видел скрывающимися от преследований войск вице-короля, а порой вступающими с ними в схватку и нагоняющими страх на нобилей своими неожиданными вылазками и ограблениями.


Лесной пейзаж
Однажды выставленные картины Розы заметил Джованни Ланфранко, известный мастер монументальной барочной живописи, работавший в Неаполе. Он даже купил несколько его произведений. В 1635 году Сальватор Роза покинул родной город и переехал в Рим, где и началась его богатая событиями жизнь. С 1640 по 1649 год он жил во Флоренции, а затем все последующее время (1649–1673) – в Риме.
В Риме Роза обрел богатого покровителя в лице некоего Джироламо Меркури, неаполитанца, мажордома кардинала Бранкаччи из Витербо. Кардинал, заметив талант художника, взял его из дома Меркури. Для резиденции архиепископа Витербо Роза исполнил алтарь в церкви Святого Систо.



На некоторое время покинув Рим, Сальватор Роза тем не менее продолжал выставлять свои работы на римской выставке членов конгрегации «Виртуозы Пантеона» (создана в 1543), устраивавшейся ежегодно 29 августа, в честь Дня святого Иоанна Крестителя (Сан Джованни Деколато) во дворике церкви Сан Бартоломео деи Падри Бергамаски. В 1639 году полотно Розы «Титий» снискало большой успех на этой выставке. Значительно позже, в 1650-е годы, Сальватор Роза еще раз поразит римскую публику в День Сан Джованни Деколато. Скандальной сенсацией станет его полотно Фортуна (1658–1659), за которое художника будут пытаться привлечь к суду инквизиции.

«Аллегория удачи»ок. 1658-59
Музей Гетти. Лос-Анджелес Спасет его от тюрьмы лишь вмешательство кардинала Киджи. Роза изобразил богиню Судьбы раздающей из рога изобилия монеты, драгоценные камни, книги, которые достаются свиньям, быку, ослу, овцам, барану (у ее ног лежит палитра, следовательно, это аллегория плохого живописца), а отнюдь не достойным людям. Фортуна своим ликом напоминала публичную женщину, к которой испытывало влечение одно знатное духовное лицо. Это был смелый намек на несправедливость в раздаче почестей людям недостойным, но зарабатывающим успех лестью, коварством, низкопоклонством.

Пейзажи и стихотворения Розы несут в себе отзвук неаполитанской поэтической традиции, они кажутся чуть грубоватыми по сравнению с мелодичным и сладостным слогом неаполитанского поэта, современника Розы Дж.Б. Марино, снискавшего славу при европейских дворах, или пейзажами Николы Пуссена с их облагороженной и идеально спокойной природой. Образность поэзии Розы далека от описаний «садов блаженства» в лирике Марино. Также и пейзажная живопись художника, в которой его богатое воображение тонко соединяется с натурными наблюдениями, рождает совсем иное эмоциональное чувство, чем ландшафты Римской Кампаньи Пуссена. Это особое эмоциональное чувство в XIX столетии назовут «романтическим» восприятием природы.




Фигурки странников или воинов среди горных ущелий, путников на дороге, рыбаков, грузчиков, игроков в карты на побережье моря вызывают на полотнах Сальватора Розы ассоциации не с литературными образами, как на картинах Клода Лоррена, любившего помещать как на сцене, среди кулис в виде дерев или архитектурных построек, фигуры персонажей из произведений Вергилия, Овидия, из Ветхого Завета. В пейзажах Розы всегда доминирует природа – неординарная и загадочная.

An Angel appears to Hagar and Ishmael in the Desert.
Успех пейзажей у заказчиков, по-видимому, отчасти тяготил Сальватора Розу. В сатире «Живопись» он с сарказмом писал: «С тяжким изумлением… размышляю я о том, что почти каждый художник теряет талант, когда начинает приобретать успех, ибо видит, как ему оказывают честь и вещи, им написанные, легко находят себе место… Поэтому он больше не утруждает себя чрезмерной работой и, совсем разленившись, с удовольствием превращается в осла». Однако художник стал создателем подлинных шедевров пейзажной живописи XVII столетия. Один из наиболее поэтичных ранних его пейзажей – полотно «Старый мост» (ок. 1640).


«Пейзаж с разрушенным мостом» ок. 1640.
Холст, масло 106Х127 см.
Палаццо Питти, Флоренция.
В Риме Сальватор Роза обратился к написанию сцен битв.


Битва христиан с турками. 1650-е В своих больших панорамных композициях он размещал сцену неистовой схватки воинов на первом плане, а фон составляли горы, руины храмов, башен, дворцов. В сатире «Война» (1647) художник высказал свое отношение к восстанию: «Взгляни на высокую отвагу, с которой рыбак, презренный, босой, червь, в один день получил столько прав! Взгляни на столь высокую душу в низком, который, чтобы спасти свою родину… самые высокие головы поверг в ничто… Не обновились ли древние ценности, если сегодня презренный рыбак дает образец царям…» Сохранились рисунки Сальватора Розы с изображением фигур всадников, фрагментов батальных сцен. Корпус его рисунков в целом не очень велик, хотя он считается плодовитым рисовальщиком среди мастеров барокко.

Фрагмент гравюры из собрания Роза
Выделяются такие его рисунки как «Всадник на упавшем коне», «Святой Георгий, убивающий дракона», гравюра «Ясон и дракон» (выполненная для полотна того же названия на сюжет из «Метаморфоз» Овидия). А порой образы его рисунков полны лиризма («Аполлон и Дафна»), острой наблюдательности («Игрок на лютне под деревом», «Две фигуры в пейзаже», «Рыбак»).

Аллегория лжи
Во Флоренции были созданы две выдающиеся работы Сальватора Розы – уже упоминавшийся «Автопортрет» (около 1648) и Аллегория Лжи (1640-е). Они позволяют судить о его мироощущении в период 1640–1649 годов, непростых отношениях с миром, полным театральной бутафории, а не искренности. Роза часто писал свое отражение в зеркале. На полотне «Аллегория Лжи» художник выглядит старше, чем на лондонском «Автопортрете».

«Автопортрет»Холст, масло, 99 x 79 см.
Метрополитен-музей. Нью-Йорк. Во Флоренции был написан «Мужской портрет» (1640-е). По-видимому, это тоже автопортрет, на котором Роза запечатлел себя в костюме Паскарьелло, одного из своих любимых персонажей комедии дель арте. Сходство с художником исследователи его творчества усматривают и в образе античного математика, конструктора и философа Аркиты, который изображен держащим сконструированную им механическую голубку («Аркита, философ из Тарента»).
Среди портретов Сальватора Розы следует отметить «Мужской портрет» (1640-е), на котором изображен человек низкого сословия, бродяга или крестьянин.

«Мужской портрет» 1640-е
Холст, масло, 78 x 65 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург. Своими лохмотьями и повязкой на голове он напоминает разбойников, фигуры которых любил вводить в свои пейзажи художник («Разбойники в пещере»). Убедительно передан женский характер и в «Портрете Лукреции», возлюбленной художника. С флорентийкой Лукрецией Роза был близок до конца своих дней, называя ее в письмах очень уважительно «синьора Лукреция».

Lukreciya .
Во время пребывания во Флоренции, а затем и в Риме Роза создавал работы в жанре так называемых «дьяблерий» или «стрегонерий» (от итал. – stregonerie),то есть сцен колдовства, дьявольщины.

"Демоны и отшельник."


Witches at their Incantations("Шабаш ведьм") Обращение к подобным сюжетам с изображением колдуний, орудий колдовства (старых книг, астрономических приборов, предметов-символов) было распространено в европейской живописи XVII века («Человеческая бренность», 1657; «Автопортрет с черепом, 1656–1675). В первом полотне сидящая женщина с ребенком на коленях – аллегория материнства. Дитя пишет на свитке, но его ручкой водит рука смерти, которую олицетворяет крылатый, жуткий скелет.

«Хрупкость человека» Холст, масло, 199 x 134 см.
Музей Фицуильяма, Кембридж. Герма, увенчанная венком из ветвей кипариса (дерево кладбищ и печали), обелиск (символ памяти), хрустальная сфера, на которой сидит женщина (символ рока жизни), сова (птица ночи), стоящий в люльке другой младенец, зажигающий конец пряжи на кончике прялки (символ бренности жизни, предопределенной уже младенцу в колыбели), два ножа (эмблема насильственной разлуки), надпись на свитке („зачатие – грех, рождение – мука, жизнь – утомительный труд, смерть – фатальная неизбежность“) из известной поэмы, строки которой в канцоне прислал художнику Дж.Б. Риччарди; подпись Розы на лезвии ножа (аллегория разлуки с рано умершим сыном) – весь этот сложный набор символов раскрывает глубокий трагизм его переживаний.

«Демокрит в медитации» ок. 1650
Холст, масло, 344 x 214 см.
Государственный музей искусств. Копенгаген

«Морской пейзаж с башнями»после 1645
Холст, масло, 102 x 127 см.
Палатинская галерея (Палаццо Питти), Флоренция.
Во Флоренции Сальватор Роза продолжает создавать сцены битв, пишет пейзажи (Пейзаж с Меркурием и дровосеком, ок. 1650; „Пейзаж с Аполлоном и сивиллой Кумской“ (1650-е), „Пейзаж с проповедью Иоанна Крестителя“, 1660-е).

John the baptist preaching in the wilderness.
В конце 1640-х и в 1650-е годы в творчестве Сальватора Розы усиливаются классицистические тенденции. Он пытается освоить приемы живописи „высокого стиля“, обращаясь к сюжетам из античной истории и мифологии, к библейской тематике. Однако отказ от жанровой трактовки стаффажа с трудом достигается художником, поэтому дидактика, с которой преподносится моральный смысл сюжетов, выглядит порой грубоватой. Это относится к таким картинам, как „Призвание Цинцинната“, „Роща философов“ (Пейзаж с тремя философами),


The philosophers wood „Агарь и Измаил в пустыне“, написанным до переезда в Рим. Обращение к историческому жанру, к стилистике „высокого стиля“ противоречило дарованию художника, поэтому не всегда на этом пути ему удавалось достигать желаемых успеха и признания.
В 1660 году Сальватор Роза переехал в Рим.
Все чаще Сальватор Роза обращается к сюжетам из древней истории и мифологии, несущим в себе этико-моральный смысл («Блудный сын» и «Астрея покидает землю», 1660-е). Идеи стоицизма особенно наглядно выражены в последней. Героями произведений Розы становятся Диоген, греческий философ-киник; святой Павел-эремитянин, отшельник, христианский святой, первый из пустынников Египта избравший уединенную жизнь ради размышлений; Демокрит, величайший античный логик, предшественник Аристотеля.

Одиссей и Навзикая

Демокрит и Протагор Роза пытается философски осмысливать историю в полотнах «Смерть Атилия Регула» и «Заговор Катилины», гравюрах «Велизарий» и «Лаомидонт». Он обращается к образам легендарной истории («Саул у Аэндорской волшебницы»), создает свою серию офортов «Каприччи» (1656) и, наконец, пишет свое знаменитое полотно «Прометей», полное глубоких раздумий о расплате за добродетель и о несправедливости мира.

Прометей С римской тематикой тесно связано полотно «Сновидение Энея».

«Сон Энея» Нью Йорк. Метрополитен. Философский морализаторский смысл вкладывает Роза в полотно исторического жанра «Александр Македонский и Диоген». Нищий философ-стоик, осмелившийся сказать величайшему из полководцев: «Отойди и не заслоняй мне солнце!», выглядит чудаковатым старцем, вступившим в беседу с могущественным воином.

«Блудный сын» 1651-55
Холст, масло, 254 x 201 см.
Государственный Эрмитаж. Санкт-Петербург.
Полотно Блудный сын – один из шедевров художника. В этой работе Сальватор Роза предстает как один из самых явных и своеобразных наследников караваджизма, которые в этот период уже постепенно утрачивали свои позиции.
В поздние годы жизни Сальватор Роза создал много рисунков. Среди них карикатурные изображения людей, бывавших в его доме, романтизированные собственные изображения, наплывы фантазии – воспроизведение фигур из серии «Каприччи», часто переносимые в живописные работы. После 1664 года Роза больше не обращался к занятиям гравюрой из-за резко ухудшившегося зрения.
В 1668 году на очередной выставке в день Сан Джованни Деколато Сальватор Роза выставил полотно Дух Самуила, призванный к Саулу у Аэндорской волшебницы. Драматический сюжет в полотне «высокого» жанра обрел сатирическую, почти фарсовую трактовку в интерпретации художника.

«Явление тени пророка Самуила царю Саулу» 1668
Холст, масло, 275 x 191 см.
Лувр. Париж. Умер Сальваторе Роза 15 марта 1673 года в Риме от водянки. Перед смертью художник обвенчался со своей любовницей Лукрецией, вместе с которой он прожил многие годы и вырастил двоих сыновей.

«Лукреция, как поэзия» 1640-1641
Холст, масло 1,040 x 910 см.
Художественный музей Уодсворт Атенеум. ХартфордКрупный мастер итальянского барокко Сальватор Роза оказал значительное влияние на развитие итальянской живописи. Под воздействием его искусства формировался талант Маньяско, Риччи и ряда других мастеров. Искусство Сальваторе Роза вдохновляло и живописцев романтической эпохи.


«Пифагор и рыбак»1662
Холст, масло, 132 x 188 см.
Национальный музей. Берлин


«Скалистый пейзаж с охотником и воином» ок. 1670
Холст, масло, 142 x 192 см.
Лувр. Париж



Landscape with Mercury and the Dishonest Woodman



86.

«Героическая битва»1652-64
Холст, масло, 214 x 351 см.
Лувр. Париж


Ангел выводит св.Петра

Diogenes throwing away his drinking cup.1651

«Ясон околдовывает дракона» 2 вариант


«Вечерний пейзаж»1640-43
Холст, масло, 99 x 151 см.
Частная коллекция


«Речной пейзаж с Аполлоном и Сивиллой» ок. 1655
Холст, масло, 174 x 259 см.
Королевская коллекция. Виндзор





«Ясон околдовывает дракона»ок. 1665-1670
Музей изящных искусств. Монреаль

«Воин»Холст, масло
Галерея Университета, Сиена


«Портрет философа» Холст, масло, 119 x 93 см.
Частная коллекция


«Пифагор выходит из подземного мира» 1662
Художественный музей Кимбела, Техас Форт-Уэрт

«Diogenes Casting away his Cup» 1650-е
Холст, масло, 219 x 148 см.
Частная коллекция


Гераклит и Демокрит

Self-portrait of Salvator Rosa

«Ясон околдовывает дракона»

Демокрит



Будучи мастером XVII столетия, Сальватор Роза в своем творчестве сумел глубоко раскрыть одну из главных особенностей эстетики барокко – синтез трагического и комического. В сатирах и на полотнах он рассказал о картине подлинного «театра жизни» своей эпохи, заставил читателей и зрителей ощутить глубину своего драматического дара и присущую ему тонкую иронию в оценке несовершенств жизни.
По книге Е.Д. Федотовой «Сальватор Роза» (серия «Мастера живописи. Зарубежные художники») http://www.art-catalog.ru/article.php?id_article=568

Сальватор Роза (1615-1673)- итальянский живописец, гравёр и поэт, предшественник романтической живописи. Работал в Неаполе, Флоренции и Риме.

Творчество Розы, проникнутое элементами своеобразного романтического протеста против существующих социальных норм, противостояло академическому направлению в итальянском барокко. Картины и офорты Сальваторе Розы - религиозной и мифологической композиции («Астрея прощается с крестьянами», Художественно-исторический музей, Вена), а также прославившие его сцены кавалерийских схваток и виды диких приморских местностей - отличаются резкими светотеневыми контрастами; для живописи Розы характерна свободная манера письма, мрачный, буровато-свинцовый колорит.
Родился в Ренелле, неподалеку от Неаполя, 20 июня 1615, был воспитан в монастыре и готовился принять духовный сан, но вскоре почувствовал непреодолимое влечение к искусству и стал учиться сначала музыке, а потом живописи. Наставниками его в последней были сперва его шурин, Фр. Франканцоне, ученик X. Риберы, затем сам Рибера и, наконец, баталический живописец Аньелло Фальконе. Кроме этих художников, развитию таланта Р. в значительной степени способствовало писание им этюдов с натуры без чьей-либо помощи. Восемнадцати лет от роду он пустился странствовать по Апулии и Калабрии, попал в руки тамошних разбойников и прожил некоторое время среди них, изучая их типы и нравы, после чего работал в Неаполе.

В 1634 г. переехал в Рим, где не замедлил приобрести себе известность изображениями характеристичных, полных жизни сцен из быта пастухов, солдат и бандитов, но, благодаря своим сатирам и в особенности двум картинам: «Скоротечность человеческой жизни» и «Богиня счастья, расточающая свои дары недостойным», до такой степени восстановил против себя римское общество, что должен был удалиться в Неаполь. Когда там вспыхнула революция Мазаниелло, он участвовал в ней. С 1650 по 1660 гг. работал во Флоренции, при дворе великого герцога Дж.-К. Медичи, по временам посещая Рим. Наконец, снова поселился в этом городе, где и умер 15 марта 1673.
Влияние Сальватора Розы на современное ему итальянское искусство очень значительно. У него было много последователей. Традиция романтического пейзажа Сальватора Розы была продолжена в творчестве М. Риччи и А. Маньяско. Затем, в 18 и в начале 19 века, влияние С. Розы выходит за пределы Италии. Художники романтической эпохи увидели в нем своего предшественника, с восторгом воспринимая не только живопись, но и личность Розы. В 20 веке искусство С. Розы было понято во всей его сложности и противоречивости, составляющей своеобразие творческого пути этого незаурядного мастера.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. - М.: Терра, 2001. - 40 726 стр., «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. - М: Изобразительное искусство 1987. - Т. 3.

В соответствии со ст.1282 ГК РФ произведения данного автора перешли в общественное достояние

Роза Сальватор


    При интерпретации гороскопа рождения, лучший метод состоит в том, чтобы начинать анализ с его общих особенностей, переходя на их основе к подробностям. Это обычный план следования - от общего анализа гороскопа и его структуры, к описанию различных черт характера.

    Двенадцать знаков зодиака группируются на основании общих характеристик. Первый способ - это объединение по их природе, основанию. Такое объединение называется группированием по стихиям. Имеется четыре стихии - Огонь, Земля, Воздух, Вода.

    Распределение планет в гороскопе по стихиям задаёт основу личности его владельца и в данном случае оно таково...

Стихии

    Выражена стихия Земли . Подобно большинству Земных знаков вы эффективны, конкретны и не слишком эмоциональны. Вы судите дерево по его плодам. Ваши идеи могут изменяться, слова исчезать, но действия и их последствия видимы и остаются. Старайтесь выразить вашу чувствительность, даже если это показывает вашу уязвимость. Эмоциями, энергией и общением нельзя пренебрегать; конкретное действие бессмысленно, если это не согласовано с вашим сердцем, вашим интеллектом или вашим воодушевлением.

    Присутствие Водной стихии указывает на высокую чувствительность и возвышение через чувства. Сердце и эмоции - ваши движущие силы, вы не можете сделать ничего, если не чувствуете эмоционального импульса (фактически, слово "чувство" является основным в вашем характере). Вы должны любить, чтобы понять, и чувствовать, чтобы совершать действия. Это может быть вредно из-за вашей уязвимости, и необходимо учиться бороться за свою эмоциональную устойчивость.

    Двенадцать знаков зодиака делятся также на три группы качеств из четырёх знаков. В каждой группе находятся знаки, обладающие определёнными общими качествами Каждая группа имеет свой собственный способ выражения в жизни. Кардинальные знаки осуществляют переход от одного к иному, с ними связано преодоление, завоевание, устранение. Фиксированные знаки осуществляют воплощение, концентрацию, присвоение. Мутабельные знаки готовят переход к иному и осуществляют приспособление, изменение, предположение.

    Распределение планет в гороскопе по качествам задаёт способ выражения личности его владельца, и в данном случае оно таково...

Качества

    Кардинальное качество является доминирующим и указывает на предрасположенность к действию, импульсу, способность предпринять: Вы энергичны в осуществлении планов, которые имеете в виду, получая движение вещей и создавая их. Это - самый важный аспект, который вселяет в вас энтузиазм и адреналин, без которых вы можете быстро утомляться. Вы утвердительны и индивидуалистичны (возможно слишком много?). Вы позволяете другим усиливать и улучшать конструкции, которые вы с усердием строили.

    Мутабельное (изменчивое) качество наиболее подчеркнуто в вашей натальной диаграмме, указывая на становящийся символ, склонным быть любопытным и измученным жаждой новых опытов и развития. Вы являетесь живым и гибким человеком, предпочитающим быстро реагировать на обстоятельства. Но не путайте подвижность с распылением и волнением, в этом - опасность такой конфигурации. Личная защита не имеет значения, пока вам не надоедают. Вы оптимизируете и изменяете свои планы, вещи и окружение быстрым способом.

Ваш общепланетарный (синтетический) знак - знаков три или более

Сальватор Роза. Структура (составляющие) энергии

Основные характеристики

Мотивация: самооснование, волеизъявление, источник побуждений, центр

Сальватор Роза

Солнце в Близнецах
Вы чувствительны, разговорчивы и любознательны. Склонность к переменам и внутреннее беспокойство могут препятствовать достижению целей. Многообразие - самое лучшее для вас в жизни. Вы любите дружить, красноречивы, любите читать и имеете множество увлечений. Изобретательность и стремление к новому – Ваша сильная сторона, но следует правильно использовать свои способности и коммуникабельность, чтобы не растратить их зря.

Эмоции: чувствительность, восприимчивость, впечатлительность

Сальватор Роза

Луна в Овене
Вы легко принимаете новые идеи, переживая опыт как способ самореализации. Вы часто меняете настроение, легко и быстро воспламеняетесь, а затем также быстро забываете причину злости. Порой выражаете тенденцию - я на первом месте. Вы также подвержены приступам раздражительности и головной боли. Людям кажется, что вы выдерживаете какую-то эмоциональную дистанцию, общаясь с ними. У вас хорошо развиты органы чувств, и вы часто пользуетесь этим сознательно, ради собственной выгоды. Если вы заинтересованы в чем-либо, можете быть очень добрым и отзывчивым, но, если не чувствуете внутреннего вдохновения, становитесь равнодушным и безликим. Вашими чувствами управляет эго. У вас быстрая реакция. Вы доверяете своим органам чувств и реагируете мгновенно, не размышляя. Это подчеркивает вашу импульсивность и склонность доверять чувствам, а не разуму. Вы презираете авторитеты и не любите, когда вам дают советы. Вы блистаете во всех ситуациях, когда требуется способность быстро принимать решения. Вы оригинальны, изобретательны, обладаете беспокойным умом, но не слишком выносливы. Во многих ситуациях берете инициативу на себя и демонстрируете самоуверенность. Пытаетесь доминировать над другими в эмоциональном плане и пользуетесь авторитетом, потому что как руководитель вы проявляете себя гораздо лучше, чем как подчиненный. Вы амбициозный и общительный человек, обладающий пионерским духом.

Интеллект: разум, рассудок, ум, речь, коммуникация

Сальватор Роза

Меркурий в Близнецах
Вы многолики, полностью лишены предрассудков и неутомимы в своих поисках познания истины. У вас удивительно большой запас слов, вы очень любите учиться и легко и умело находите с людьми общий язык. Очень чувствительная нервная система составляет основу вашего активного ума. Вы духовны, разговорчивы, обладаете шармом и интересуетесь текущими событиями. Вы думаете молниеносно и часто жестикулируете. Старайтесь контролировать свою потребность в переменах и новостях, потому что это может привести к поверхностности и снизить фундаментальность.

Гармония: мера, сопряжение, симпатия, слаженность, ценности

Сальватор Роза

Венера в Раке
Вы идеалист и поэт по природе, наслаждаетесь красотой жизни. Можете проявлять склонность к чрезмерным наслаждениям, но редко тратите понапрасну силы. Вы ранимы, но стараетесь прикрыть это постоянной занятостью или же притворяетесь, что вам до этого нет дела. Вы любите дом и много заботитесь о нем. Финансовая и семейная надёжность имеют для вас большое значение. Вы нежны, сострадательны, любите служить людям и обладаете обаянием. Ваши реакции инстинктивны и эмоциональны. Отношения с партнёром у вас скорее материнские, нежели любовные. Хотите, чтобы ваш партнер открыто выражал свои чувства.