"трагедия народов". Олег давыдов

Город с неимоверно интересной историей, древними памятниками архитектуры, современными торговыми центрами и бурной жизнью, о которой мечтают многие провинциальные обитатели. Москву по праву можно назвать одной большой достопримечательностью. Тут куда ни посмотри - везде есть место, представляющее огромный интерес для туристов: Кремль, Красная площадь, Арбат, Третьяковская галерея и много-много других объектов. Одним из таких является «Трагедия народов» - памятник, который находится на Поклонной горе. Именно сюда мы и совершим наше сегодняшнее путешествие.

Поклонная гора

Есть в Москве место, посвященное победе над немецкими фашистами. Имя ему - Поклонная гора. Она являет собой пологий холм, который находится в западной части столицы, между двумя реками - Сетунью и Филькой. Уже в XVI столетии впервые упоминается о существовании Поклонной горы. Но в те далекие времена располагалась она не в самой Москве, а далеко за ее пределами.

Сегодня ученые продолжают биться над разгадкой происхождения названия достопримечательности. С именем «гора» все более или менее ясно: в среднерусской полосе так называли всякое место, которое хоть немного возвышалось над землей. А насчет слова «Поклонная» выдвигаются различные теории: одной из самых распространенных версий является суждение о том, что название «поклонная» появилось от слова «поклон». Именно поклоном в те века было принято выражать свое почтение и уважение. Путешественники, прибывая или уезжая из Москвы, кланялись городу в том месте, где находится памятник.

Поклонная гора многое пережила на своем веку: и встречу послов крымского хана Менгли-Гирея 1508 года, и лагерь польских войск в 1612 году, когда они собирались штурмовать Москву. А в 1812 году здесь Наполеон дожидался ключей от столицы России.

Сегодня это в котором находится много монументов, посвященных победе в Великой Отечественной войне. «Трагедия народов» - памятник, расположившийся на Поклонной горе и заслуживающий наибольшего уважения.

Церетели и его детище

Прежде чем описание памятника «Трагедия народов» появится в нашей статье, хотелось бы несколько слов сказать о его создателе Зурабе Церетели. Монумент посвящен миллионам тех людей, которых смерть настигла в газовых камерах, концлагерях и рвах. Церетели решил увековечить память жертв холокоста. Скульптор создал свой шедевр исключительно из собственных побуждений. Ни государство, ни муниципалитет Москвы не делали ваятелю заказ на создание такой статуи. Церетели вылил эту композицию из бронзы исключительно за свои деньги и по заказу собственной души и памяти. Зураб пережил войну, будучи ребенком, он видел и помнил тех солдат, которым не суждено было вернуться домой.

Создать памятник на Поклонной горе Церетели решил во время своей работы в Бразилии.

Описание памятника

Скульптурная композиция достигает в высоту почти восемь метров. Она была установлена в 1997 году. «Трагедия народов» - памятник, изображающий собой бесконечную череду людей, приговоренных к смерти. Серая очередь состоит из голых и истощенных женщин и мужчин, стариков и детей. Эти люди отличаются между собой ростом, а похожими их делают налысо обритые головы, застывшие лица, невидящие и опущенные руки. Все они обречены и молчаливо стоят в очереди за погибелью.

Памятник на Поклонной горе начинается с трех фигур. Это мужчина, женщина и их подросток-сын. Семья должна первой принять смерть. Муж и жена пытаются хоть как-то защитить своего ребенка: мама прикрыла ладонью ему глаза, папа также сделал попытку уберечь его. Но все напрасно: выжить не удастся никому. Все остальная очередь идет следом, не замечает друг друга. Все думают о своем - это их последние секунды на Земле.

Последние фигуры притягивает земля, они становятся условными и напоминают камни и сливаются с гранитными стелами. На этих 15-ти плитах разными языками республик, входивших в высечены слова «Да будет память о них священна, да сохранится она в веках!» А на последней, 16-й стеле, эти слова написаны на иврите.

Скандал вокруг композиции

«Трагедия народов» - памятник, вызвавший неоднозначные мнения у населения Москвы. Оно даже писало обращение к тогдашнему меру города Лужкову с просьбой перенести монумент в другое место. Свое желание граждане мотивировали тем, что скульптура вызывает тоску, нагоняет скорбные ощущения, и вообще, провоцирует удручающие чувства.

Народ просто требовал того, чтобы сооружение убрали подальше от людских глаз, если его нельзя уничтожить вовсе. В качестве нового пристанища для монумента они называли задний двор музея. По их мнению, там ему самое место, так как не все гости будут посещать эту территорию.

Он будет жить вечно

Поклонная гора (памятник «Трагедия народов»), несмотря на недовольство москвичей, продолжает поражать разум гостей столицы своей монументальностью и величием. Мощное произведение Церетели призвано жить вечно. Сильная композиция выдержала нелегкие испытания, как и народ, которому она посвящена, и продолжает существовать, невзирая на все притеснения и намерения уничтожить ее и сломать.

ГЛАВА ДЕСЯТАЯ, также краткая, о трудной судьбе монумента, который профессиональная критика назвала самым лучшим произведением из всех, что создал Церетели на Поклонной горе


Спустя два года после 50-летия Победы на Поклонной горе снова состоялся праздник. На этот раз по случаю открытия композиции "Трагедия народов". Церемония прошла под звуки военного оркестра и речей по случаю 22 июня, начала Великой Отечественной войны. В тот день монумент был официально представлен народу, собравшемуся посмотреть то, о чем так неистово писала и говорила разгоряченная общественность.

В отличие от других монументов на Поклонной горе, Мамаевом кургане и им подобных комплексов, этот посвящался тем, кто нашел смерть во рвах, концлагерях, газовых камерах. Таких людей - миллионы.

В истории монументального искусства хорошо известна скульптурная композиция Огюста Родена, выполненная по заказу муниципалитета города Кале. Она посвящена шести героям - гражданам города. В дни Столетней войны эти люди вышли из крепостных стен навстречу врагу, чтобы принести себя в жертву и спасти всех осажденных.

Церетели заказа от муниципалитета города Москвы не получал, от государства тем более. Он выполнил эту большую многофигурную композицию, отлил ее за свой счет в бронзе по заказу своей души и собственной памяти. Войну он пережил ребенком, слушал рассказы фронтовиков, помнил тех, кто не вернулся домой. Он видел лагеря смерти, ставшие страшными музеями.

Мысль о композиции, как мы знаем, пришла давно, когда он работал в Бразилии. Там он узнал о трагедии одной семьи. Эта история дала импульс создать "Трагедию народов". Это реквием в честь убитых без оружия. Сколько их, замученных, сожженных заживо, удушенных, повешенных, расстрелянных во рвах и оврагах?! Счет невинным жертвам утрачен, их миллионы.

Поэтому так много фигур в его "Трагедии народов". Это сгустки страданий, отлитые в бронзе. Люди стоят, застигнутые бедой врасплох, они попали в западню, их ждет могила… Скорбный ряд начинает семья: отец, мать и мальчик. Родители прикрывают ребенку глаза перед гибелью. Это все, что они в силах сделать для него. За ними люди словно притягиваются землей и превращаются в надгробные камни.

На пятнадцати плитах значится одна и та же надпись на языках бывших республик Советского Союза: "Да будет память о них священна, да сохранится она в веках!" На шестнадцатой плите та же надпись сделана на иврите, в память народа, подвергнувшегося геноциду, катастрофе, тотальному уничтожению на захваченных землях разных стран Европы. Тогда погибло шесть миллионов евреев.

"Композиция талантливая", - говорил о ней мэр Москвы, принимая в дар городу работу главного художника на Поклонной горе.

В отличие от всех других изваяний Церетели она вдохновлялась не радостью, праздником жизни, красотой, как все прежние. Впервые он исполнил трагедию. Для профессионалов такая метаморфоза явилась полной неожиданностью, они привыкли к другим образам автора. "Трагедию народов" критики назвали самым сильным его произведением.

Первой высказалась в прессе тогда неизвестный автору кандидат искусствоведения Мария Чегодаева:

""Трагедия народов" лучшее из всего, что в завидном изобилии изваял Церетели для мемориала на Поклонной горе".

Доктор искусствоведения Никита Воронов сделал более решительное обобщение:

"Среди десятков других произведений, это, пожалуй, самое лучшее, самое сильное создание зрелого мужественного таланта. Здесь художник преодолел свою привязанность к яркой декоративности. В композиции он сумел соединить близкую ему трагедийность грузинских храмов с чертами мирового общечеловеческого искусства".

При всем при том судьба композиции, никого не оставлявшей равнодушным, сложилась трагически. Все началось весной, когда сошел снег. В начале марта 1996 года на Поклонной горе появилась первая мужская фигура композиции отца. В приподнятом настроении Церетели сфотографировался рядом с фигурой. Ни от кого секретов он не делал, строительную площадку не ограждал забор, фигуры не покрывал «тепляк». А надо бы было это сделать.

Каждый, останавливаясь из любопытства, видел группу обнаженных и безволосых людей, словно побритых пред казнью. Реальные образы упрощались и превращались в геометрическую форму, плоскость могильного камня. Пресса могла бы тогда многое сказать людям, разъяснить особенности композиции. Лица ее героев не напоминали лица прохожих. Нельзя было сказать, какой они национальности. В классическом искусстве этот прием используется, чтобы достичь "имперсональность образов". Таким способом монументалисты сознательно стирают различия между людьми и народами, достигая предельной обобщенности. Нагота, обнаженность в скульптуре допускается не только для того, чтобы показать красоту человеческого тела, но и для выражения мученичества во имя веры.

Месяц спустя, когда композиция еще далеко не была завершена, префект Западного административного округа, где расположена Поклонная гора, на первом попавшемся листке бумаги, очевидно во время заседания правительства, написал на имя мэра Москву записку:

Юрий Михайлович!

Может быть, пока окончательно не завершены работы, перенести скульптуры З. Церетели на аллею (любую уместную) Поклонной горы. Причины:

1. Население ворчит.

2. Площадка для гуляний округа в этом месте уже неуместна.

3. Со стороны Рублевского шоссе все будет заставлено торговыми точками.

С Уважением

А. Брячихин.

На том месте, где появилась "Трагедия народов", стояли киоски, торговавшие всякой всячиной. Зимой возле них устраивались проводы зимы с блинами и музыкой.

С этого письма началась трагедия монумента.

Кроме записки на имя мэра префект предпринял другие акции, использовал так называемый административный ресурс. Чиновники префектуры подняли на ноги общественность округа, жилых домов, организации ветеранов войны, расположенные на их территории. Они дружно по команде сверху запротестовали, подписали составленные письма для редакций газет. Таким образом префект устроил "информационную поддержку" своей инициативе. Пресса начала охотно озвучивать "ворчание народа", публиковать негативные высказывания прохожих еще до того, как скульптурная группа приобрела завершенность.

Солдаты в увольнительной:

Так себе памятник. Вот сфотографироваться хотели, но решили, уж лучше на другом фоне.

Кочетова, Татьяна Васильевна, ветеран:

Не нравится. Больно уныло. В общем, не в нашем это стиле (смеется).

Московский школьник:

Ничего памятник. Мрачный только. Серый. Надо покрасить.

Среди страдавших от безработицы московских скульпторов газеты быстро находили недовольных и давали им трибуну:

Какая-то страшная скульптура, мрачная, и, главное, несовременная. Художников много ведь в Москве. И есть талантливые. Это не зависть, но я не понимаю, почему второй такой памятник делает тот же человек. Почему определяет лицо нашего города он, а не другой человек.

В печать запустили миф, что якобы в соседнем доме на Кутузовском проспекте, окна которого смотрят на «Трагедию» упали цены при продаже квартиры. Появился хлесткий фельетон, где покупатель якобы рассказывает:

Я конечно сразу не 50, а 100 тысяч на цену скостил. Хозяева и не сопротивлялись. Им теперь самим хочется отсюда скорее убраться - кому охота видеть из окна то ли живых мертвецов, то ли мертвых жителей парка Победы.

Эту выдумку подхватил баллотировавшийся на выборах в президенты генерал Лебедь, решивший набрать предвыборные очки на критике "Трагедии народов":

Вон Церетели уродов наваял, цены на квартиры в том районе в два раза упали. Встал с утра, посмотрел в окно - на весь день настроение испортилось. Я так понимаю, что это была специально направленная акция.

Не знавший Москвы, не живший на Поклонной горе боевой генерал включился в кампанию по совету «политтехнологов», что доказывает политический характер той шумной кампании в прессе.

На самом деле ничего подобного быть не могло. Цены на квартиры не могли упасть из-за соседства с "Трагедией народов". Потому что из окон ближайшего дома, расположенного на расстоянии метров двухсот, фигуры композиции сливаются и ничего конкретного, никаких «уродов» разглядеть при всем желании было невозможно, если не вооружиться биноклем.

В который раз в нашей истории был использован давно испытанный прием, постоянно применявшейся советской пропагандой - "письма трудящихся", коллективные и индивидуальные.

Считаю недопустимым расходование средств из нашей и без того скудной казны на подобные выдумки. Это письмо, за подписью одного ветерана, который не знал, что автор эту композицию дарил городу.

"За трагедии я денег не беру", - сказал он тогда.

Мы, простые люди, не всегда можем до конца оценить замыслы архитектора, но все же главная аллея символизирует собой долгую и трудную дорогу от начала войны до Победы. Уместно ли размещать памятник "Трагедия народов" на ней? Не логичнее было бы установить его хотя бы рядом с аллей Памяти?

Это строчки из письма коллективного, подписанное ветеранами войны муниципального округа «Дорогомилово», где находится памятник Победы. Они повторяют высказанную в письме префекта мэру Москвы идею - перенести композицию на аллею подальше от главной площади. И шлют свой протест по адресу: "Москва, Кремль" - президенту России. Просят его "навести порядок на Поклонной горе".

Появился тогда и другой коллективный отзыв, подписанный членами президиума Российской академии художеств. Прежде чем ставить автографы под письмом в инстанции, академики вышли из автобуса, который подвез их к Поклонной горе. Они осмотрели со всех сторон композицию, стоявшую на видном месте перед главным входом в музей Отечественной войны. И дали "Трагедии народов" высокую оценку. Другую экскурсию на Поклонную гору провел президиум Академии архитектуры и строительства. И ее отзыв зазвучал в унисон с мнением Академии художеств.

"Произведение имеет большую силу эмоционального воздействия, передает глубокие идеи, заложенные в содержании памятника: темы страшной трагедии народов, скорби и вечной памяти. Поражает выраженная в нем боль за человека.

Памятник звучит как апофеоз человечества, прошедшего через ужасы войн, трагедий, насилия".

Поклонная гора - памятное место Москвы и всей России в целом. Поклонная гора впервые упоминается в документах XVI века, правда тогда она называлась несколько иначе - Поклонная гора при Смоленской (Можайской) дороге. Считается, что Поклонная гора получила свое название благодаря старинной традиции: каждый человек, прибывавший в Москву и уезжавший из города, кланялся ему на этом месте. Именно здесь с поклоном встречали важных лиц-князей, высоких сановников, послов иностранных государств. Наполеон такой чести не удостоился. "Напрасно ждал Наполеон, последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной с ключами старого Кремля: Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою..." Эти незабываемые строки величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина связаны с русско-французской войной 1812 года, когда французский император, дошедший со своими войсками до стен столицы, тщетно пытался дождаться от властей города ключей от Москвы.

Мемориальный комплекс на Поклонной горе

Поклонная гора являлась испокон веков одним из святых мест и Москвы, и всей земли Русской. Отсюда православные творили поклоны ее святыням. Прошли годы, десятилетия, и Поклонная гора стала настоящим символом, олицетворяющим русскую душу, русский характер с такими его качествами, как радушие и гостеприимство с одной стороны, свобода и независимость - с другой. И в первую очередь, конечно же, это связано с возведением здесь мемориального комплекса в честь Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Этот мемориальный комплекс и сама Поклонная гора в настоящее время прочно ассоциируются у россиян с бессмертным подвигом советских людей, совершенным во имя спасения Отечества.

Решение о строительстве памятника Победы было принято еще 31 мая 1957 года. 23 февраля 1958 года на Поклонной горе был установлен гранитный закладной камень с надписью: "Здесь будет сооружен памятник Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг." В 1961 году на Поклонной горе был разбит парк Победы. А вот активное строительство других составных частей мемориального комплекса (монумент Победы и Центральный музей Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.) началось только в 1985 году.

9 Мая 1995 года, в день 50-летия Победы, мемориал был торжественно открыт. На его открытии присутствовали руководители 56 стран мира. На сегодняшний день он состоит из нескольких экспозиционно-выставочных комплексов - художественной галереи, площадки боевой техники, военно- исторической экспозиции, диорам, киноконцертных залов, обеспечивающих все необходимые условия для научной, воспитательно-патриотической и образовательной работы. Экспозиционные площади занимают 44 тысячи квадратных метров, на которых представлено более 170 тысяч экспонатов.

Музей богат не только своими уникальными экспонатами. Здесь в торжественной обстановке проходят церемонии приведения к Военной присяге молодых солдат, встречи с прославленными ветеранами Великой Отечественной войны.

Храмы-памяти на Поклонной горе

Достояние Мемориального комплекса представлено не только музеем Великой Отечественной Войны. Каждый памятник, каждое сооружение напоминает о подвиге таких разных, но единых людей Советского Союза.

На территории мемориального комплекса находятся три храма, которые принадлежат разным религиям. Это еще раз характеризует многонациональность освободителей нашей Родины.

Первым был построен храм Георгия Победоносца. В 1995 году состоялось его торжественное освящение. Святыня храма - частица мощей великомученика Георгия Победоносца, подаренные Иерусалимским Патриархом Диодором.

Через два года, в сентябре 1997 года, была открыта мемориальная мечеть. Это событие пришлось на день празднования 850-летия Москвы.

Храм Памяти - Синагога, был торжественно открыт 2 сентября 1998 года. Здание синагоги строилось на основе концепции архитектора Израиля Моше Зархи. На открытии присутствовал Президент России. В цокольном этаже и на галерее молельного зала была оформлена выставочная экспозиция, посвященная еврейской истории и холокосту.

В 2003 году Мемориальный комплекс дополнила часовня, возведенная в память об испанских добровольцах, погибших во время Великой Отечественной войны. Кроме того, на Поклонной горе в Москве планируется строительство буддийской ступы, армянской часовни и католического храма.

Монументальные памятники на Поклонной горе

В Парке Победы, который является частью Мемориального комплекса, возвышается обелиск высотой 141,8 метров. Эта высота характеризует 1418 дней и ночей Великой Отечественной войны. На стометровой отметке закреплена бронзовая фигура богини Победы - Ники.

У подножия обелиска, установлена скульптура святого Георгия Победоносца, который копьем поражает змея - символ зла.Обе скульптуры были выполнены Зураба Церетели.

На Аллее партизан в 2005 году открыт памятник солдатам стран-участниц антигитлеровской коалиции. В открытии участвовал Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан. Автор памятника является Михаил Переяславец.

В Парке Победы - есть еще одна красивейшая достопримечательность - цветочные часы - самые большие в мире, диаметр циферблата которых составляет 10 м, длина минутной стрелки 4,5 м, часовой - 3,5м. Общее количество высаженных цветов на часах 7910 шт. Часовой механизм основан на принципах электромеханики и управляется электронным кварцевым блоком.

Ближайшей станцией метро к Поклонной горе является "Парк Победы". Сразу же при выходе со станции перед вами предстанут Московские Триумфальные ворота, или просто Триумфальная арка.

Она была сооружена в 1829-1834 годах по проекту архитектора О. И. Бове, в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года. Изначально арка была установлена на площади Тверской заставы, на месте деревянной арки, сооружённой в 1814 году для торжественной встречи русских войск, возвращавшихся из Парижа после победы над французским войсками. В настоящее время Триумфальная арка расположена на площади Победы, которую пересекает Кутузовский проспект, совсем недалеко от Поклонной горы. На это место она была перенесена в 1966-1968 годах. Московские триумфальные ворота своей архитектурой напоминают Нарвские Триумфальные ворота в Санкт-Петербурге.

Поклонная гора стала традиционным местом сбора ветеранов Великой Отечественной войны. Поскольку неумолимое время все дальше и дальше уводит нас от тех героических событий, важно использовать каждую возможность обратиться к тем памятным дням, рассказать и показать молодежи, как сражались их прадеды, отстаивая свободу и независимость нашей Родины. Экспозиции мемориала на Поклонной горе позволяют это сделать.

Фото Мемориальный комплекс на Поклонной горе