Что такое витраж или мозаика. От мозаики до витражей: как использовали стекло в архитектуре прошлого

Мозаика, витраж должны сохранять общую структуру архитектурного ансамбля иначе они просто потеряют сой смысл. Самой трудоемкой и самой древней техникой стенной живописи является фреска («al fresco» - по-сырому), т.е. роспись по сырой штукатурке.

В качестве краски для росписи фреской мастера использовали специальный пигмент, разведенный водой. При этом одновременное высыхание красок и основы гарантировало долговечность и прочность покрытия. Этот эффект достигался из-за пленки, образующейся при высыхании карбоната кальция, что и служило своеобразным закрепителем краски. Цветовая палитра фрески отличается от мозаики и представлена натуральными пастельными тонами. Опытный фрескист знает, что после высыхания фресковая роспись становится бледнее, причем, фреска только частями, пока штукатурка еще влажная. В случае каких-то оплошностей в росписи ничего исправить уже нельзя, можно лишь снять весь слой испорченной штукатурки. Именно это сделал великий Микеланджело, и мир теперь восторгается его творением в Сикстинской капелле.

Мозаика

Не менее популярной техникой живописи была мозаика - изображение, которое держалось на цементирующей основе и представляло собой плотно пригнанные друг к другу кусочки разноцветных материалов (мрамор, галька, смальта, полудрагоценные камни, цветное стекло) различной формы.

Первые античные мозаики украшали полы дворцов и знатных домов Рима и Помпей. На них изображались копии картин греческих мастеров и создавались ландшафтные композиции. Постепенно мозаика, сложенная из цветных стекол (смальта), с полов переместилась на своды и стены храмов. Для того, чтобы свет играл и лучился, кусочки смальты ложились на поверхность неровно, что давало большой эффект светоотражения. Именно из-за этого свойства мозаики в средневековых соборах и сегодня сохранилась особая световая аура.

Витраж

Название "витраж" в переводе французского означает оконное стекло. Как утверждает история, первые витражи украшали храмы католической церкви еще в первом веке нашей эры. Из-за использования цветных стекол свет, проходящий сквозь витраж, окрашивается и создает атмосферу, оптимальную для культовых сооружений.

Самыми древними работами в Европе считаются пять фрагментов витражей Аугсбургского Собора. Они сделаны из ярких разноцветных стекол с применением техники тонального оттенения и закрашивания, что могли сделать только мастера высочайшей квалификации.

Панно

Под панно подразумевается фрагмент стены, выделенный любой окантовкой и заполненный внутри скульптурным или живописным изображением. Как вид монументальной живописи, панно может быть исполнено в виде картины или рельефного изображения. Панно может быть изготовлено или плитки, в виде резьбы по дереву, чеканки, гипсовой лепнины и пр. Можно приобрести уже готовое панно из плитки или обоев, или же самому воплотить в жизнь собственную смелую идею.

Введение

Витраж и мозаика, основным своим назначением в прошлом имели служение архитектуре. Они дополняли и поясняли язык ее образов. Они своим тематическим содержанием служили целям церковной и политической пропаганды; смягчали своими яркими красками суровый мрак готических храмов.

Аналогия между витражом и мозаикой заключается в общности материала, из которого выполняются изображения этих двух жанров. Это - цветное стекло, но в мозаическом искусстве стекло заглушённое, а в витражном - прозрачное. Мозаика пользуется эффектом отраженного света, а витраж - проходящего. Стекло, особенно полированное, обладает высоким коэффициентом отражения, и яркость мозаических красок превосходит все, что может дать живопись по любому непрозрачному материалу. Именно в этом - главнейшее преимущество мозаичных монументальных изображений над фресковой, масляной и иными видами живописи.

Однако насыщенность и сочность цветовых оттенков, которые наблюдаются в окрашенном прозрачном стекле при рассматривании его в проходящем свете, ни с чем не может сравниться. Искусство витража, в основе которого лежит полное использование непревзойденных оптических свойств прозрачного стекла, блестяще разрешило декоративную задачу.

Витраж

Термин "витраж" происходит от французского слова "vitre" (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом. Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами. Наконец, некоторые элементы оконной арматуры, как, например, рама, окаймляющая всю композицию, делаются обыкновенно из железа или дерева.

Витражами называются прозрачные картины, рисунки, узоры, выполняемые из стекла или на стекле. Они обычно устанавливаются в световых проемах окнах, дверях, фонарях. В наше время, в связи с усовершенствованием художественной обработки стекла, расширено и понятие витраж. Витражами называют любое декоративное стеклянное заполнение оконных и дверных проемов, фонарей, плафонов, сводов, куполов, сплошных плоскостей стен и даже специальных украшений художественных изделий.

Витражи в виде орнаментальных композиций, узоров или картин выполняются из бесцветных или цветных стекол, с росписью отдельных деталей или всей плоскости стекла керамическими красками или без росписи. Витражи из отдельных стеклянных деталей армируются свинцовой лентой, монолитные стекла арматуры не требуют.

Назначение витражей разнообразно: они являются богатым декоративным украшением зданий и отдельных помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность изолировать помещения первых этажей от посторонних взглядов.

Отражая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ, витражи играют значительную роль в оформлении интерьера.

Витражное искусство берет свое начало в далеком прошлом. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения; с течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.

Витражи, применявшиеся главным образом в декоре церквей и монастырей, постепенно проникают в жилые и общественные здания. Религиозную тематику витражей вытесняет светская, отражая современное течение в искусстве, следуя эстетическим требованиям и духу эпохи.

В мире сохранилось много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Однако, немало замечательных витражей создано руками мастеров, чьи имена остались для нас неизвестными. Художник принадлежит своей эпохе, но произведения искусства часто перерастают свою эпоху, становятся вечными. Подобные витражи-шедевры сохранились во Франции, Германии, Италии, Швейцарии, Англии, Нидерландах, Чехословакии и других странах. Достойны внимания витражи, хранящиеся в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

Витражи выигрывают не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Что касается искусственного освещения витражей, хотя бы и лампами дневного света, то установлено, что такое освещение придает витражам как бы застывшее выражение, оно не может вызвать той игры света и теней, тех световых и цветных эффектов, которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года. Возможно, конечно, в отдельных случаях применение специальных установок с синхронно сменяющимся искусственным освещением, но это уже относится к области дорогостоящего оборудования и едва ли оправданных эффектов.

Когда были созданы первые витражи, сказать трудно. Во всяком случае, нет основания утверждать, что они появились вскоре после изобретения стекла. Известно только, что мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи (первое столетие до н. э. начало н. э.) и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора а Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.

По одним литературным источникам известно, что при раскопках городов древней Италии Помпеев и Геркуланума, погибших в 79 году н. э. при извержении Везувия, обнаружены цветные стеклянные мозаичные полы, настенная живопись и фрагменты витражей. По другим источникам в Помпеях обнаружена только стеклянная мозаика полов и стен, так как в домах окон было мало и то большей частью без стекол. Но употребление оконного стекла подтверждается найденными при раскопках кусками матового или, быть может, непрозрачного стекла.

Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах. Весьма вероятно, что в больших окнах краски применялись интенсивные и яркие, в малых окнах бледные и спокойные.

Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства.

С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, возникла и развилась в конце Х века живопись по стеклу. С развитием живописи по стеклу стеклянная мозаика стала отходить на второй план, но окончательно она вытеснена не была, а продолжала существовать в сочетании с живописью по стеклу.

Для изготовления витража с человеческими фигурами применяли свинец и черную краску.

Стеклом украшались керамические и каменные изделия, а также украшения, когда цветное стекло имитировало драгоценные камни.

После того, как римляне в I в. до н.э. захватили Сирию и Египет, развитые центры стеклоделия, производство стекла быстро распространилось по всей территории Римской империи. Стеклянные изделия, хлынувшие в Рим с завоеванных территорий, получили высокий спрос, а приток рабов и материальных ресурсов способствовали небывалому расцвету ремесел, изобразительного искусства и, конечно, архитектуры.

Римские зодчие создавали великие произведения искусства, используя новые приемы и конструкции, пышно украшая интерьеры. Строились дворцы, храмы, театры, термы, акведуки, триумфальные арки. Стеклянными пластинками украшали стены, колонны, полы и потолки – так свидетельствовал Плиний.

Особенно широкое распространение получила мозаика

Наиболее ранние ее образцы найдены на территории Южной Месопотамии и относятся к IV тысячелетию до н. э. Сохранилась мозаика Красного храма в Уруке (Двуречье, III тысячелетие до н. э.), представляющая собой глиняную обмазку стен, инкрустированную цветными шляпками глиняных конусов. Одна из находок в Кносском дворце, относящаяся к раннему минойскому периоду, указывает на то, что мозаичные работы были известны во времена крито-микенской культуры.

В эпоху эллинизма мозаичное искусство достигло высокого уровня.

Хорошо известны мозаичные полы домов античных городов Олинфа, Делоса, Приены, Помпеи, замечательные галечные мозаики древнего города Пеллы. В мозаиках, украшавших храмы и дворцы, часто использовались драгоценные и полудрагоценные камни.

К этому периоду, который охватывает про-межуток с III в. до н. э. до I в. н. э., относят начало применения греками смальты и стеклянной мозаики.

Цветные стекла не только обогатили мозаику, но и придали этому древнему виду искусства новые художественные возможности.

Красота стекла сделала этот материал самым популярным для мозаики; камень остался только в мозаиках пола.

В этот период в Египте, входившем в состав монархии Птолемеев, под влиянием культуры и ремесел Греции в стекольных мастерских Александрии начали изготавливать мозаику. От стеклянных прутов различных цветов отрезали тонкие пластинки, которыми украшали посуду, а значительно позднее – стены и полы зданий.

Известны наиболее ранние из стеклянных мозаик, найденные в Нижнем Египте. Во времена Римской империи мозаикой повсеместно украшали бассейны фонтанов, стены терм и нимфеев, полы и стены дворцов и особняков.

С III – IV вв. начали широко использовать смальты, придававшие мозаике глубину цветов, звучность и мерцание тонов благодаря золотому подстилающему слою. В IV – V вв. создаются поразительные по декоративному богатству мозаики; примером могут служить мозаики в ротонде св. Георгия в Фессалониках.

Но особого расцвета мозаичное искусство достигло на территории Византийской империи в V – VI вв.

В этот период создаются великолепные мозаики собора св. Софии и Большого дворца императоров в Константинополе, а также церквей г. Равенны на Севере Италии. Византийское влияние сказалось на характере равеннских мозаик – они имеют золотой фон. Мозаики на внутренней поверхности купола мавзолея Галлы Плацидии относятся к лучшим среди ранних равеннских мозаик.

С IX в. начали бурно развиваться местные школы мозаики. Искусство мозаики распространяется на новые территории.

Мозаика использовалась во внутреннем убранстве Софийского собора и Михайловского монастыря в Киеве в XI в. Полы, стены, колонны и своды Софийского собора были выложены мозаиками, которые долгое время считались утраченными. В конце XIX в. уцелевшие фрагменты были вновь открыты.

В Киевской Руси мозаика использовалась для украшения храмов в Новгороде, Переяслав-Хмельницком, Полоцке, Чернигове и др. Раскопки в Киеве в 1951 г. обнаружили мастерские по изготовлению смальты, мозаики, эмалей, стеклянных изделий, относящиеся ко второй половине XI в.

С XII в. бурно развивается венецианская школа мозаики.

В этот период создаются мозаики собора св. Марка (XIII – XIV вв.). Мозаика поднимается на высоту самостоятельного декоративного искусства.

История донесла до нас множество великолепных мозаичных произведений. В наши дни прекрасные мозаики украшают современные здания.

Среди других видов архитектурно-художественного стекла, служащих для облицовки и декорирования интерьеров, можно назвать применяемое издавна зеркальное стекло, листы цветного стекла, стеклянные элементы убранства интерьеров, появившиеся сравнительно недавно стеклянные плиты и др.

Первое зеркало появилось в Венеции в XIV в., а в XVII в. производство зеркального стекла стало массовым. Его широко и пользовали для декорирования интерьеров. В XVIII в. цветное и молочно-белое стекло использовалось при отделке помещений.

В конце XVII и начале XVIII вв. венецианская стекольная промышленность начала выпускать люстры из прозрачного стекла. Производство люстр, бра, торшеров из стекла и хрусталя особенно популярно стало во Франции и России. С начала XVIII в. спрос на такие изделия резко возрос. Архитекторы широко применяли стекло и хрусталь для убранства интерьеров. Выдающиеся русские архитекторы использовали стекло для решения самых различных декоративно-монументальных задач, особенно в эпоху классицизма.

В наши дни стекло широко используется для внутренней отделки зданий. Наряду с выполнением утилитарных функций такая отделка, как правило, обладает высокими декоративными качествами, позволяет сделать интерьер более выразительным.

Наиболее значительным направлением применения стекла в строительстве является использование стекла в конструкциях остекления

Остекление окон впервые применили римляне незадолго до новой эры. Освещение и вентиляция ранних римских домов осуществлялись через дверные проемы, открывающиеся в атриум. Однако уже во времена Римской Республики (VI в. до н. э. – 27 г. н. э.) окна широко применяются в жилых домах, дворцах, общественных зданиях. Появляется первое остекление.

Построенные в Помпеях «терры форума» (80 г. до н. э.) имели довольно большие остекленные окна. Остекление представляло собой толстое литое стекло с оплавленными краями в бронзовой раме.

При возведении жилых домов все большее внимание уделялось связи внутреннего пространства с окружающей средой. Внутренние помещения раскрывались внешнему миру через галереи, окна, портики или широкие проемы во внутренние дворики с садом, фонтанами и скульптурами.

В континентальной Европе, Шотландии и Ирландии шло развитие окон из дверных проемов, когда тот использовался и для освещения, и для прохода. Позднее такое решение приняло вид веерообразного окна над дверью и полуостекленных дверей. Постепенно стекло заменяло в дверных проемах слюду, мрамор, пергамент, алебастр и прочие непрозрачные материалы. Распространение стеклоделия в странах Европы ускорило применение стекла в оконных проемах.

Однако стекло из мастерских Западной Европы по качеству было ниже египетского и древнеримского. Оно имело трещины, пузырьки и иные пороки; цветовая гамма его была ограничена, а ассортимент изделий был более чем скромный.

И только стекольное производство Византии, возникшее еще до римского господства в VI в. до н. э. и достигшее расцвета к IV в. н. э. при императоре Константине Великом, давшем стеклоделам большие привилегии, могло по качеству изделий и по мастерству ремесленников сравниваться с производствами Египта и Рима. Особенно славилось византийское цветное и золоченое стекло.

В 1688 г. во Франции, а позднее в Англии появился метод получения толстого стекла с помощью литья, которое затем шлифовали вручную. Это стекло использовалось для остекления окон и изготовления зеркал. Способ литья позволил изготовлять листы достаточно большого размера. Переплеты окон из дерева, камня, гипса, бронзы, стали приобретают современный вид. Складывается традиционный способ использования листового стекла – в виде остекления в рамах, заполняющих проемы в массивных стенах.

За 19-вековый период сменилось несколько архитектурных стилей, окна принимали разную форму однако всегда оставались проемами в массивной несущей стене. При этом стеклу отводилось скромное место заполнения световых проемов и оно не играло доминирующей роли в формирован архитектурного облика фасада зданий.

Романская архитектура была основана на применении арок сводов. Ее характерные черты – массивные каменные стены с небольшими, редкими окнами в глубинах ниш, из-за чего освещения внутри помещений не хватало. Решить эту проблему был призван готический стиль, который сменил романскую архитектуру.

Ведущий тип здания в готической архитектуре – величественное сооружение, городской собор. Размеры соборов и богатство их отделки служили выражением могущества и богатства городов. С появлением стрельчатых арок и аркбутан размеры окон значительно увеличились, однако пролет окна определял высоту этажа. В соборах высота этажа могла быть значительной, но в гражданских зданиях окна оставались узкими и небольших размеров.

Особое место в архитектуре прошлого занимали декоративные витражи

Впервые цветные витражи появились в VI в. в Византии, украсив окна собора св.Софии.

Витраж представлял собой фрагменты цветного плоского стекла, вырезанные по определенному рисунку и соединенные вместе свинцовым профилем.

Стекло для витражей вырабатывалось вначале литьем, а после - методом выдувания. Листы имели толщину около 1 см, поверхность их была неровной и шероховатой, стекло было недостаточно прозрачным.

В Средние века ремесленник варил стекло в керамическом горшке, а затем изготовлял лист стекла с помощью литья или выдувания. Вероятно, художник присутствовал при варке стекла или выбирал стекло необходимых цветов из заранее заготовленного ремесленником. Рисунки и эскизы выполнялись углем на досках, а позднее на пергаменте. Резка стекла по рисунку осуществлялась так: стекло нагревали в нужном месте раскаленным металлическим прутом, а затем охлаждали водой, при этом образовывалась трещина. Развивая трещину в нужном направлении, получали стекла необходимых очертаний. Каждый кусок стекла окончательно подгоняли по рисунку с помощью инструмента, который являлся прообразом современного стеклореза.

В X в. витражи стали расписывать керамическими красками.

Фрагменты стекла временно скрепляли и прорисовывали основные элементы изображения и детали: лица, складки одежды, руки и т. п. Разрисованные куски стекла обжигали в печи при температуре ниже точки плавления стекла. Свинцовый Н-образный профиль выплавляли в витражной мастерской. Готовые куски витража собирали по рисунку. Стыки свинцового прутка соединяли пайкой с двух сторон. По периметру витраж обрамлял массивный свинцовый профиль, который крепился к стойкам в окне.

На протяжении VI – IX вв. техника изготовления витража распространилась в странах Европы. Трактаты Григория Турского и Фортуна свидетельствуют о том, что технология изготовления витражей в VI в. была хорошо известна в Галлии.

Особого расцвета витражное искусство достигло в XII в. на территории Франции.

Этот период совпал с возникновением в архитектуре готического стиля. Наиболее ранним называют витражи церкви аббатства Сен-Дени, относящиеся к началу XII в. Почти во всех крупных городах сооружаются храмы, которые украшаются витражами:

  • собор Парижской Богоматери в Париже (1163-1196 гг.),
  • собор в Лане (1180-1220 гг.),
  • церковь Сен-Реми в Реймсе (1170-1181 гг.),
  • собор в Шартре (около 1200 г.),
  • собор в Мане (середина XI – середина XIII вв.),
  • Амьенский собор (1218 г.),
  • собор в Пуатье (около 1215 г.),
  • собор в Анжере (вторая половина XII в.) и др.

Шартрский собор – единственный, в котором сохранились в целости почти все витражи.

По мере развития готического стиля окна в зданиях становились все больше, изображения же фигур в узких окнах все более вытягивались.

Одним из распространенных элементов украшения фасадов готических соборов становится круглое витражное окно, «роза». Однако увеличение размеров окон готических соборов не улучшало освещенность внутри, потому что к середине XIII в. витражи выполнялись из интенсивно окрашенных стекол, их рисунок был сложным и насыщенным.

К началу XIV в. появляется т ехника выполнения витражей «гризайль», при которой вся поверхность бесцветного стекла покрывалась легким монохромным сплошным узором, и уже по нему наносился более интенсивный и более рельефный узор.

Дальнейшее развитие готического стиля привело к увеличению размеров окон, при котором стены практически перестали существовать. Стеклянные плоскости соборов почти сплошь украшались витражами. Пример – Святая капелла в Париже, XIII в.

В Германии живопись на стекле появилась в X в., к середине XI в. она получила широкое распространение.

К одним из ранних относятся витражи Аугсбургского собора, относящиеся к XI в. К XIV в. роспись стекол достигла своего расцвета. В этот период были созданы витражи в окнах Эрфуртского, Кельнского соборов, церкви Кенигсфельден в Ааргау и др.

Среди наиболее значительных образцов английских витражей следует назвать окна коллегии Мертона в Оксфорде, относящиеся к XIII в., окна Уэлльского, Йоркского соборов.

В XIV – XV вв. появились декоративные витражи с изображениями светского содержания, витражи все чаще употребляются в зданиях нерелигиозного назначения. Развивалась и обогащалась техника витража, увеличивалась палитра красок. В середине XVII в. витражное искусство пришло в упадок и возродилось только в начале XIX в.

В Средней Азии и странах Среднего Востока цветные стекла применялись в орнаменте в жилых постройках, дворцах и храмах с древнейших времен и до наших дней. Цветные витражи в орнаментальном обрамлении являлись органическим продолжением стенного декора.

Витражи, выполненные древними зодчими Востока существенно отличаются от европейских. В них присутствуют в основном голубые и синие стекла насыщенных тонов с небольшими включениями красных стекол, что создает общую цветовую гамму интерьера в холодных тонах и в сочетании с росписью стен и потолка, выдержанной также в холодных голубых тонах, вызывает ощущение прохлады.

Функции цветных витражей мнообразны

Прежде всего они, как и обычное остекление, пропускают свет, защищают от непогоды. Витражи, дополняя художественный образ сооружения, играют значительную роль в формировании интерьера и более того - являются средством эмоционального воздействия. Это их свойство издавна использовалось в культовых сооружениях для создания религиозно-мистического настроения.

В светских зданиях цветное остекление создавало ощущение прохлады или тепла, компенсируя таким образом недостатки внешней среды.

О том, как появилось стекло, читайте

Не пропустите: как использовалось стекло в архитектуре 19-20 века и какие трансформации ждут архитектурное стекло в

Происхождение термина Витраж

Термин « витраж » происходит от французского слова « vitre » (оконное стекло). Витраж представляет собой предназначенную для заполнения оконного проема декоративную орнаментальную или тематическую композицию, выполненную из кусков разноцветного стекла, часто расписанного красками, которые закрепляются на стекле обжигом.

Отдельные, фигурно вырезанные куски стекла скрепляются между собой обычно свинцовыми перемычками, образующими сложный узорчатый переплет. В особенно больших окнах, площадь которых измеряется десятками квадратных метров, переплет вырезается из камня, например мрамора или известняка, а отдельные части его соединяются между собой металлическими штырями и скобами. Наконец, некоторые элементы оконной арматуры, как, например, рама, окаймляющая всю композицию, делаются обыкновенно из железа или дерева.

Витраж и мозаика

Витраж, точно так же как и мозаика, основным своим назначением в прошлом имел служение архитектуре. Он дополнял и пояснял язык ее образов. Так же, как и мозаика, витраж своим тематическим содержанием служил целям церковной и политической пропаганды; смягчал своими яркими красками суровый мрак готических храмов.

Наконец, аналогия между витражом и мозаикой заключается в общности материала, из которого выполняются изображения этих двух жанров. Там и здесь это – цветное стекло, но в мозаическом искусстве стекло заглушённое, а в витражном – прозрачное. Мозаика пользуется эффектом отраженного света, а витраж – проходящего. Стекло, особенно полированное, обладает высоким коэффициентом отражения, и яркость мозаических красок превосходит все, что может дать живопись по любому непрозрачному материалу. Именно в этом – главнейшее преимущество мозаичных монументальных изображений над фресковой, масляной и инымивидами живописи.

Однако насыщенность и сочность цветовых оттенков, которые мы наблюдаем в окрашенном прозрачном стекле при рассматривании его в проходящем свете, ни с чем не может сравниться. Искусство витража , в основе которого лежит полное использование непревзойденных оптических свойств прозрачного стекла, блестяще разрешило декоративную задачу.

Век витражного искусства в два-три раза короче века мозаического. Тем не менее исторические судьбы этих двух жанров монументальной живописи сходны между собой. И мозаика и витраж получили наибольшую распространенность в период средневековья и, достигнув апогея своего совершенства в эпоху Возрождения, стали быстро утрачивать значение как самостоятельные ветви прикладного искусства, составлявшего неотъемлемую часть архитектуры.

Начиная с XVII в. и мозаика и витраж откровенно становятся на путь копирования масляной живописи и постепенно уступают свое место гораздо менее сложной фресковой технике.

История витража

Познакомимся теперь с историей витражного искусства. Начнем с технологических вопросов. Вполне понятно, что развитие витража, точно так же как и мозаики, должно было идти в ногу с успехами стеклоделия.

Однако в мозаике требования к стеклу были очень скромными. Достаточно было иметь небольшие куски разноцветного непрозрачного стекла любой формы, раскалывая которые молотком, как это делалось с природными камнями, художник получал нужные ему кубики для набора картины. Варить цветное стекло в кусках небольшой величины люди научились очень давно, и стеклянная мозаика получила возможность широкого распространения еще в конце старой эры летосчисления.

Требования витража к стеклу

Требования витража к стеклу значительно более строгие . Во-первых, стекло должно быть прозрачным, а прозрачность была достигнута значительно позже. Во-вторых, нужно было иметь стекло в виде сравнительно тонких листов, что люди научились делать только в начале средних веков, да и то на первых порах еще очень неискусно: стекло получалось неодинаковым по толщине, с шероховатыми поверхностями и в листах очень небольшой величины.

Монах Теофил в своем известном труде, написанном в XII в., дает довольно подробное описание современного ему метода изготовления листового стекла, не указывая, к сожалению, времени изобретения этого метода.

Наиболее древняя техника витража представлена в окнах христианских базилик в первые столетия средневекового периода. История не сохранила нам ни одного из редкостных памятников такого рода, но по некоторым литературным источникам мы можем догадываться, что это был примитивный набор из разноцветных кусков стекла разной величины и неоднородной толщины, образовывавший рисунок коврового типа. Куски стекла укреплялись, по-видимому, при помощи замазки в прорезях деревянных, мраморных или каменных досок, вставлявшихся в оконные проемы.

К этому времени люди уже научились варить прозрачное окрашенное стекло, но не умели еще придавать ему форму тонкого листа, однако цвета были настолько разнообразны и ярки, что, по свидетельству греческих и латинских писателей IV-VI вв., такого рода окна в храмах производили на посетителей огромное впечатление.

Так, например, Фортунах, епископ г. Пуатье, живший в VI в., в торжественных стихах прославляет лиц, украсивших базилики цветными стеклами, и описывает эффект первых лучей утренней зари, играющих в окнах Парижского собора. Один из латинских поэтов VI в. воспевает магическую игру солнечных лучей, проходящих сквозь цветные стекла в окнах храма Софии в Константинополе. Римский поэт Пруденций (IV-V вв.), посетивший двор императора Гонория, сравнивает цветные стекла в окнах базилики апостола Павла с весенним лугом, усеянным яркими цветами.

Узорчатые, контурные, мозаичные, живописные витражи

Любое помещение требует своего цветового наполнения. Мы привыкли, что эту функцию обычно несут обои, ковры, светильники или, на худой конец, картины либо панно. Напомним еще об одном элементе декора – витраже, который способен внести наиболее яркие и решающие акценты в цветовой ансамбль.

Узорчатые витражи – собираются из кусков прозрачного бесцветного стекла с фактурной узорчатой поверхностью. Сборка в виде узора или геометрического орнамента производится по заранее подготовленному рисунку. С помощью подбора стекол с различной фактурой удается создать очень привлекательные узоры. В случаях применения стекла с одинаковой фактурой рисунок или орнамент может быть получен различным расположением стеклянных деталей. В формировании узора витража большую роль играют контуры свинцового обрамления и размеры отдельных стекол.

Контурные (силуэтные) витражи – собираются из стеклянных дисков, похожих на днища бутылок, одноцветного, но чаще зеленоватого или бесцветного стекла. Эти диски укладываются горизонтальными и вертикальными рядами, промежутки между ними заполняются кусками стекла другой конфигурации, а весь набор скрепляется свинцовой жилкой.

Мозаичные витражи – собираются из цветных стекол и имеют вид геометрического и растительного орнамента или коврового узора. Для мозаичных витражей часто применяется инкрустация из готовых литых стекольных розеток. Кроме овладения техникой резки стекла, гнутья и пайки свинцовых жилок, мастер должен иметь представление о цвете и свете, уметь подбирать стекла по цветам и оттенкам в зависимости от расположения проема, намеченного для установки витража.

Живописные витражи – собираются из цветных стекол с росписью керамическими красками и с последующим обжигом отдельных деталей. Живописные витражи могут быть орнаментальными или сюжетными, но преимущественно в виде сочетания данных видов. Полированное зеркальное стекло для этой цели малопригодно, так как краски плохо кроют его. После обжига стеклянной картины, краски спекаются со стеклом и представляют как бы одно целое. Любая живопись на стекле спекающимися красками во многом уступает про чистоте и яркости цветов и светопроницаемости витражам, сделанным из цветных стекол, окрашенных во время их изготовления.

При росписи стекла, несмотря на то, что после обжига оно представляет одно целое с расплавленными красками, остается тончайшая пленка вроде патины, образующейся на поверхности металлических изделий в результате их окисления.

Витражи диапозитивы – изготовливаются при помощи фотографической техники, фотопечати на стекле или фототравления. Они применяются для остекления небольших проемов выставочных павильонов, витрин по просвещению. Фотопечать на стекле и фототравление – способы относительно новые.

Комбинированные витражи – это сочетания витражей различных видов и стилей. Для этого вида витражей могут применяться отдельные готовые детали, литые стеклянные розетки и многослойное стекло, обработанное травлением кислотами или иными способами.

Назначение витражей разнообразно: они являются декоративным украшением зданий и помещений, заменяют оконные стекла и дверные филенки, пропускают свет и дают возможность спратать помещения первых этажей от посторонних глаз.

Новейшие технологии производства стекла значительно расширили возможности функционального использования витража. Наряду с привычной ролью витража в качестве заполнения проема все чаще стали встречаться приемы, где стекло используется в самых непредсказуемых вариантах: как декор подвесных потолков; как разграничивающие пространство перегородки, ширмы; как оформление плафонов, бра; как вставки в мебель (буфеты, шкафы) или столешницы; или как декоративное оформление помещений в виде панно или вообще сплошных плоскостей.

Благодаря повышенному вниманию к ценности «чистого» материала, его поверхности, фактуре изделия из стекла становятся не только драгоценной вставкой в оправу, но и совершенно самостоятельным, самоценным произведением.

Современный витраж рассчитан на электрическое освещение, что значительно расширило возможности его применения в архитектуре – не только в окнах, но и в интерьерных перегородках и подвесных потолках.

Широкое применение стеклопакетов в современном строительстве потребовало внедрения новейшей витражной технологии на основе цельного стекла, специального цветного ламината и свинцового профиля различного сечения.

Витражи, собранные по этой технологии, внешне ничем не отличаются от классических. Этот метод можно использовать не только при реставрации, но и для создания эффекта старины.

Не думайте, что витражи к месту только в церквях или, на худой конец, в ресторанах, клубах и магазинах. Уникальные характеристики витража особенно интересны именно в жилом интерьере . Им можно украсить окно, сохранив прозрачность, а можно сделать ярким пятном, несущим функции защиты от посторонних взоров.

Благодаря своей светопропускной способности плоскость витража может служить прекрасным приемом зонирования, не нарушающим целостности восприятия пространства.

Стоит особенно отметить, что только витраж способен создавать в интерьере особую световоздушную среду, изменчивую и непредсказуемую игру цвета . Витраж немыслим без света, поэтому способность стекла рассеивать свет, но не поглощать его позволяет создавать в интерьере с помощью витража необычные цветовые решения.

Современный витраж, виды витражей

Пескоструйный витраж

Пескоструйный витраж – вид витража, представляющий собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к пескоструйной обработке, и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Мозаичный витраж

Мозаичный витраж – наборный витраж, как правило, орнаментальный, имеющий геометрическое построение; может напоминать мозаику с примерно одинаковым по размеру модулем смальты. Мозаичный набор использовался как фон, но может применяться и самостоятельно, сплошным ковром перекрывая пространство окон. В качестве модулей при мозаичном наборе нередко используются отлитые в форму фигурные детали сложного рельефа, кабошоны, шлифованные вставки и др.

Наборный витраж

Наборный витраж – простейший вид витража, как правило, без росписи, который создается на наборном столе из кусочков сразу вырезаемых или заранее нарезанных стекол.

Спечной витраж (фьюзинг)

Спечной витраж или фьюзинг – витражная техника, в которой рисунок создается путем совместного запекания разноцветных кусочков стекла или путем впекания в стекло инородных элементов (например, проволоки).

Расписной витраж

Расписной витраж – витраж, в котором все (или почти все) стекла расписаны, независимо от того, на цельном стекле написана картина или она собрана в оправу из расписных фрагментов. Возможны незначительные вкрапления фацетных, граненных, прессованных стекол.

Травленый витраж

Травленый витраж – витраж представляет собой группу стекол (филенок), выполненных в одном техническом приеме, относящемся к технике травления и объединенных общей композиционной и смысловой идеей, а также расположением в секциях рам.

Паечный витраж

Свинцово-паечный (паечный) витраж – классическая техника витража, появившаяся в средние века и послужившая основой для всех других техник. Это витраж, собранный из кусочков стекол в свинцовую оправу, запаянную в стыках.

Стекла могут быть цветными и расписанными краской из легкоплавкого стекла и окислов металлов, которая далее обжигается в специально устроенных печах. Краска накрепко вплавляется в стеклянную основу, составляя с ней единое целое.

Фацетный витраж

Фацетный витраж – витраж, выполненный из стекол со снятой по периметру стекла фаской (фацетом, фасцетом) или объемных, шлифованных и полированных стекол, имеющих огранку. Чтобы получить широкую фаску (это усиливает эффект от преломлений света) требуется более толстое стекло, что увеличивает вес витража. Поэтому готовые фацетированные детали собирают в более прочную (латунную или медную) оправу. Подобный витраж лучше размещать в межкомнатных дверях, дверцах мебели, т.к. такая оправа в состоянии выдержать нагрузки открывания/закрывания, а свинец в этом случае провисает. Золотистый оттенок медной или латунной оправы придает вещам драгоценный вид, будучи видимым не только на просвет, но и в отраженном свете, что особенно важно для мебельных витражей.

Комбинированный витраж

Комбинированный витраж – витраж, сочетающий в себе несколько приемов, например: расписной медальон и технику мозаичного набора, фацетное остекление в качестве фона. В старину такие сочетания достигались путем подгонки уже готовых, часто купленных витражей под более широкий оконный проем, когда недостающие части просто доставляли, придавая этому остеклению вид орнамента.

Комбинированный витраж сегодня очень популярен: он позволяет добиться богатства фактур, оптических эффектов, декоративной насыщенности при создании абстрактных композиций, при решении сложных образных задач, создании атмосферы, построенной на контрастах.

Кабошон

Кабошон – рельефная фигурная вставка в витраже, в основном прозрачная, часто прессованная или отлитая (моллированная) в форму, внешним видом напоминающая каплю воды или стеклянную пуговицу. Витражный кабошон может быть полусферой или слегка приплюснутой полусферой с бортиком для крепления в оправу, а также более сложной формы.

Узор «Мороз»

Узор «Мороз» – фактура стекла, получаемая при помощи нанесения столярного клея или желатина (годится также рыбий клей) на заранее запескоструенную, зацарапанную, протравленную или затертую абразивом поверхность. При данной технике используется свойство высыхающего клея уменьшаться в объеме. Горячий клей затекает и въедается в шероховатости соответственно обработанной поверхности, а по мере высыхания, он начинает отскакивать, выдирая тонкие пластинки стекла. Получается фактура, своим рисунком напоминающая морозные узоры на окне.

Нацвет

Нацвет – тонкий слой цветного стекла, лежащий на более толстом (обычно бесцветном) в цельном изделии. Нацвет изготавливается при «горячем» формовании. Снятие этого слоя гравировкой, методом пескоструйной обработки или травлением позволяет получать очень контрастный, силуэтный рисунок (белый на цветном фоне или, наоборот).

Травление

Травление – техника, основанная на способности плавиковой кислоты взаимодействовать с диоксидом кремния (главным компонентом стекла). При таком взаимодействии с кислотой стекло разрушается. Защитные трафареты дают возможность получать рисунок любой сложности и необходимой глубины.

Многослойное травление

Многослойное травление – травление специальными составами в несколько планов, достигаемое постепенным протравливанием стекла на разную глубину, поэтапным снятием защитного лака или постепенным его нанесением. Получается более объемный рисунок, даже ощутимый рельеф на стекле, а не просто заматовка поверхности по трафарету. Матовый трафаретный рисунок, выполненный в один прием – наиболее простой способ травления, не требующий дополнительного снятия или нанесения лака, т.к. повторно стекло не травится.

Обозначения оправы

Оправа, оплетка, протяжка, шинка, профиль – профессиональные обозначения оправы, в которую вставляются фигурные детали (стекла), образующие витраж. В классическом витраже материалом для оправы является свинец. В XVI в. для производства свинцового профиля придумали вальцы, что повысило качество работы и значительно ускорило процесс создания витражей. С тех пор оправа принимает свой профиль путем проката через механические вальцы из свинцовых отливок, отлитых заранее в деревянную или металлическую форму.

Рюмочная плитка

Рюмочная плитка – специально изготавливаемая для сборки витража декоративная деталь в виде плоского круга с характерными радиальными свилями (неровностями в стекле, образующимися от вращения в процессе изготовления). Технология изготовления та же, что и при производстве рюмочных плиток (пятаков) – круглая плоскость, на которую ставится рюмка. Внешне часть ноги рюмки и деталь витража почти не отличаются.

Транспарант

Транспарант (транспарантные или транспарентные стекла) – просвечивающиеся стекла, прозрачная живопись на стекле, воспринимающаяся на просвет. Транспарантная живопись – это, как правило, живопись безобжиговыми составами, например, пигментом с каким-либо связующим, живопись масляной или темперной краской, часто по матовому стеклу. Транспарантная живопись была популярна на заре всплеска витражного искусства в России в силу не особенно сложной технологии исполнения (по сравнению с живописью стекольными красками с обжигом).

Витраж в технике «Тиффани»

Подавляющее большинство витражей выполнено в технике Тиффани. Стекло, благодаря своим уникальным свойствам, открывает бесконечные возможности для творчества и реализации новых идей. Техника Тиффани позволяет изготавливать объемные витражи, в которых отдельные элементы витража сделаны выпуклыми или вогнутыми. Это придает витражу дополнительную оригинальность и неповторимость. При работе в этой технике каждый кусочек стекла обтачивается, оборачивается в медную ленту, а затем спаивается с другими элементами витража. Техника Тиффани позволяет использовать больше мелких деталей, при этом линии рисунка на витраже получаются быть тонкими и изящными.

Современные витражи в технике «тиффани» выполняются по эрзац-технологии. Нарезанные по картону, калькам или шаблонам цветные стекла оборачиваются по краям полоской тонкой медной фольги с нанесенным на нее клеем. Затем все стекла соединяются, спаиваются между собой и облуживаются оловянным припоем и тонируется специальными препаратами.

Витраж на латунной арматуре
В сравнении с витражами на свинцовой арматуре латунный витраж значительно прочнее. Однако относительно твердая и жесткая латунь уступает свинцу в пластичности. Это свойство латуни не позволяет изгибать арматуру по сильно изогнутой образующей. Поэтому для витража на латунной арматуре характерны композиции с использованием стекол, имеющих, главным образом, прямолинейную конфигурацию или слабо выраженную кривизну.

Живопись по стеклу
Один из самых трудоемких видов витражного искусства. От художника и исполнителя требуется углубленная общехудожественная и специальная подготовка, а главное – совершенное владение техническими приемами живописи. Особенность живописи на стекле состоит в том, что поверхность стекла лишена пор, и следовательно, обладает низкой адгезией к красочным поверхностным покрытиям. Для обеспечения качественного сцепления живописного слоя с поверхностью стекла, используют специальные краски и печи для их обжига.

Витраж в стиле флора
Украшение окружающей среды – такое же древнее искусство, как фольклор или музыка. Растительные орнаменты во все времена украшали одежды и жилище. В основе многих стилей лежит флористическая основа.

Фьюзинг
Фьюзинг – это техника, которая исключает использование металлического профиля. На отдельном листе стекла собирается рисунок из его кусочков, а затем все спекают в печи в единый пласт. Зачастую детали, созданные таким образом, используются также в классическом витраже. Технологией Фьюзинг достигается необыкновенный декоративный эффект витражного стекла, которое прекрасно вписывается в современный интерьер. При использовании этой технологии можно заполнять большие проемы любой формы и практически любого объема.

Эту процедуру можно осуществлять несколькими способами, но наиболее распространенный из них – это «формование». То есть для того, чтобы придать уже сплавленному стеклу форму чаши, используют молдинг (форму). Существуют и другие методы, основывающиеся на принципе технологии фьюзинг:

комбинированное прочесывание, при котором используется инструмент для деформации формы стекла, пока оно горячее;

огневая полировка, при которой используется печь для нагревания стекла, чтобы в результате придать ему гладкость и блеск.

Часто мы говорим: все части мозаики сошлись. Конечно мы имеем ввиду, что все события идеально собрались в единую картинку. Правда, без нашей помощи вряд ли бы головоломка событий сложилась настолько удачно. В этом мозаика нашей действительности не сильно отличается от настоящей мозаики - картин выложенных из десятков, сотен и даже тысяч мельчайших кусочков. Как создают такие картины, мне посчастливилось увидеть в одной из мастерских студии витража «Александрия», куда меня пригласила главный художник студии Лейла Аль-Нуман ( elenaleila ) .

1


Двадцать лет назад «Александрия» создавалась как студия витража, и я уже рассказывал о том, . При создании витражей используется самое разное стекло - от прозрачного, до плотного. Со временем остатков плотного, непрозрачного стекла накопилось достаточно много, и в студии решили попробовать пустить их в дело - начать выкладывать мозаику. С этого момента прошло шесть, лет, и теперь мозаику можно смело назвать второй основной специализацией студии. Для такой важной работы были обучены мастера и оборудованы мастерские.

2

В одной из таких мастерских - просторном помещении с высокими потолками - я и увидел, как собирают мозаику. Свет, лившейся из высоких окон освещал огромные столы, на которых были разложены картины разной степени готовности. По краям каждого стола среди разбросанных кусочков стекла лежали всевозможные инструменты: плоскогубцы, хитрой формы кусачки, стеклорезы, ножи и маркеры. Над двумя мозаиками, склонившись, работали мастера.

3

4

5

У стен стояли высокие стеллажи с ваннами, в каждой из которых лежали готовые модули - небольшие прямоугольные кусочки стекла. Узкая, прижатая к стене лестница вела на небольшой балкон. При каждом шаге под ногами поскрипывали и хрустели кусочки стекла - мастера, чтобы не отрываться от работы, кидали обрезки прямо на пол.

6

7

8

9

На первый взгляд мозаика не сильно отличалась от витража - те же самые кусочки стекла, которые надо вырезать и вписать в картину. Но если присмотреться внимательнее, то открывается целое море различий. «Всё начинается с картона - рисунка будущей мозаики. Только если к витражистам он приходит с отмеченными цветами - здесь будет желтый, здесь - синий, то мы просто видим общие линии и эскиз», - Рассказал мне один из мастеров Андрей.

10

11

Сегодня мозаику выкладывают двумя основными способами. При одном стекло вырезается точно в размер какой-то области - лепестка цветка или крыла стрекозы - сродни флорентийской мозаике. При другом, более близком к римской мозаике, картинка собирается из небольших прямоугольных кусочков. «Я не люблю стекло резать - ты сразу зависишь от тех цветов, которые есть на готовом листе. Смальта ближе к живописи - каждый модуль как мазок кисти. И здесь у нас гораздо больше свободы - мы сами себе художники. Предположим, я решил, что на мозаике волосы должны быть золотыми - и я их делаю золотыми».

12

13

14

15

Но это далеко не единственное различие между мозаикой и витражами. Работа здесь гораздо тоньше - иногда приходится выкладывать модули размером немногим больше ресницы. А их ещё надо вырезать из стекла и, при необходимости, отшлифовать. Подгонять модули друг к другу приходится плотно, с мельчайшими зазорами. Неспроста мастера называют такую работу ювелирной.

16

17

18

19

При необходимости модуль можно подшлифовать на специальном станочке

«Модули мы обычно выкладываем, начиная с какого-то конкретного элемента. Вот, например, ягода, - и Андрей показал мне эскиз новой мозаики и начал водить пальцем вокруг угловатой стилизованной ягоды, - Я в начале выложу её, потом ряд вокруг неё, потом ещё ряд. Но иногда бывает и по-другому - вот посмотри, как работает Андрюха, - и Андрей кивнул в сторону другого мастера, работавшего над мозаичной иконой Николая Угодника, - он вначале выложил лик и кисти, закрепил их и вставил в общее панно. А теперь уже вокруг них достраивает всё остальное».

20

21

22

Большинство мозаичистов в мастерской имеют художественное образование, но Андрей на мой вопрос о том, как он начал заниматься мозаикой, с ухмылкой ответил: «Я сюда вообще в гараж пришел работать, у меня образования художественного нет. Прихожу, а у меня спрашивают: «Мозаику когда-нибудь выкладывал?» Ну я ответил, что нет. Ничего, говорят, научим. Так научили, что я уже шестой год здесь работаю».

23

Модули выкладывают на монтажной плёнке - самоклеющемся листе, который держит кусочки стекла на месте. Когда вся картина собрана, поверх неё лицевой части наклеивают аракал - ещё один самоклеющийся лист. После этого мозаику переворачивают и снимают монтажную пленку, а на её место ставят основу - особую ткань, на которую окончательно приклеивают связанные аракалом элементы мозаики. Когда модули прочно закрепятся на основе, ставший ненужным аракал снимают.

24

Мозаика по мотивам картины Густава Климта "Водяные змеи". Над этой мозаикой Андрей безвылазно работал три месяца

25

26

Такие хитрые манипуляции делаются для того, чтобы художник при наборе видел лицевую часть мозаики - такую, какой она станет после монтажа на основу. Существует, правда, и так называемый обратный набор, когда мозаику собирают зеркально прямо на аракале. Только вот стекло для мозаики - прихотливая вещь: часто одна сторона может разительно отличаться от другой по рисунку и цвету, и предугадать. Предугадать, как будет выглядеть мозаика в итоге, при обратном наборе будет очень сложно.

«А после этого начинается самое интересное - затирание швов. Затирку подбирают под цвет модулей и при необходимости подмешивают нужный колер. Но после этого работа может измениться до неузнаваемости: отдельные участки посветлеют, другие потемнеют, а некоторые цвета могут слиться. И сделать с этим ничего нельзя - остаётся только каждый раз представлять, что получится в итоге».

27

Работа шла своим чередом — маленькие кусочки стекла один за другим ложились на стол, складываясь в будущую картину. Я закончил снимать, ещё немного посмотрел за работой мозаичистов и потом вышел из мастерской. Перед уходом я заглянул в офис студии и встретил там Лейлу. Мы разговорились — об искусстве, о фотографии, о внутренних делах студии. «От любой работы можно устать, даже от творческой. Любой художник может вымотаться, и тогда ему понадобится перерыв. Если мы видим, что человек впал в ступор, то стараемся дать ему какую-то другую работу — разобрать образцы, съездить куда-нибудь».

28

Под конец разговора Лейла достала из под стола большую черную коробку с образцами стекла: «Сейчас я что тебе покажу... если они тебе не понравятся, то ничего святого у тебя нет». С этими словами она откинула картонную крышку, и моему взгляду предстали ровные ряды тонких пластинок. С горящими глазами Лейла начала перебирать их, и вскоре вынула одно стёклышко: внутри тонкого прозрачного квадратика растекались причудливые разноцветные разводы. В толще следующего квадратика будто бы выросла колония плесени, а ещё один образец пронизали воздушные белые перья.

«Когда уже всё надоело и нет сил, то именно это помогает не опустить руки и двигаться дальше». И в словах этих прозвучали чувства гораздо более глубокие, чем простая преданность профессии.

29

Взят у anton_agarkov в Мозаика: живопись стеклом

Если у вас есть производство или сервис, о котором вы хотите рассказать нашим читателям, пишите на [email protected] Лера Волкова ([email protected] ) и Саша Кукса ([email protected] ) и мы сделаем самый лучший репортаж, который увидят не только читатели сообщества, но и сайта http://bigpicture.ru/ и http://ikaketosdelano.ru

Подписывайтесь также на наши группы в фейсбуке, вконтакте, одноклассниках и в гугл+плюс , где будут выкладываться самое интересное из сообщества, плюс материалы, которых нет здесь и видео о том, как устроены вещи в нашем мире.

Жми на иконку и подписывайся!