docx - Курс лекций. История скульптуры

Представьте себе скульптуру Александра Великого. Представили? Так его изображают на всех известных скульптурах. Известно, что македонский царь Александр Великий (356 — 323 гг. до н. э.) имел особую посадку головы: подбородок приподнят, лицо повернуто вправо, а голова и шея отклонены влево. Подробно эта характерная черта великого императора описана Плутархом. Он отмечает, что личный скульптор Александра Лисипп создавал статуи царя с лицом, обращенным к небесам. На это указывали и другие, более поздние, авторы. Так, Tzetzes (XII век) утверждал, что Александр предпочитал скульптуры Лисиппа работам Стазикрата из Битинии, который изображал императора с безупречно прямой шеей, очевидно, из лести. Археологические находки, являющиеся, вероятно, копиями утерянных медных статуй, созданных Лисиппом, также демонстрируют характерный поворот головы и шеи. Первая из таких статуй была найдена Шевалье Азара в Тиволи в 1797 г. и преподнесена в дар Наполеону. В настоящее время она хранится в Лувре.

Во время раскопок в Вирджинии, где располагалась древняя столица Македонии, в 1977 г. была найдена статуя из слоновой кости, в которой эти особенности императора особенно подчеркнуты. Примечательно, что эта статуя была создана при жизни Александра и, должно быть, одобрена им. Некоторые исследователи, в частности Е. Schwarzenberg, поддерживали версию о том, что Лисипп в своих произведениях скорее подчеркивал определенные черты характера императора, а именно гордость и несгибаемую волю, чем его физические особенности. Kiilerich предположил, что сам Аристотель указывал Лисиппу, как изображать Александра в скульптурах с тем, чтобы наилучшим образом представить величайшего из живущих. Leibach, напротив, полагает, что работы Лисиппа были наиболее реалистичными. А Schreiber и Stewart после детального изучения проблемы даже пришли к заключению, что скульптор скрывал некоторые (врожденные или приобретенные) дефекты своей модели.Существует несколько медицинских объяснений неправильной посадки головы Александра. Dechambre считал, что у него была ортопедическая кривошея; Schachermayer высказывал предположение, что искривление шеи было обусловлено кифозом, возникшим в результате травмы. Первое из этих предположений выглядит наиболее правдоподобным. Автор этой теории провел тщательное анатомическое исследование статуи, обнаруженной Шевалье Азара. Это позволило выявить гемиатрофию лица, что характерно для ортопедической кривошеи. Однако наиболее логичным и, следовательно, вероятным является объяснение этой особенности императора с офтальмологической точки зрения. Компенсаторное изменение положения головы отмечается при различной офтальмологической патологии — параличах, ограничении движений глаз, двустороннем птозе и т. д. Положение головы Александра можно объяснить либо односторонним параличом левой нижней косой мышцы глаза, либо синдромом Брауна. Эти состояния обычно являются врожденными, но могут также возникать в результате травмы глазницы. Александр участвовал в битвах с ранней юности и его биографы указывают на множественные ранения, одно из которых привело к временной потере зрения. И хотя Dechambre выявил гемиатрофию лица, она все же была не столь выраженной, как гемиатрофия, отмечающаяся обычно при ортопедической кривошее. Кроме того, при исследовании статуи Азара, так же как и других, не отмечалось утолщения или напряжения грудино-ключично-сосцевидной мышцы. Существует еще один аргумент в пользу глазной кривошеи — полная свобода движений головы и шеи. При ортопедической кривошее, напротив, ригидность грудино-ключично-сосцевидной мышцы приводит к стойкому изменению положения головы и шеи, которое не может быть пассивно или активно исправлено. Такое состояние делает невозможной какую-либо военную деятельность, особенно верховую езду.

Таким образом, вероятнее всего, абнормальное положение головы Александра, представленное в скульптурах и описанное его биографами, обусловлено глазной кривошеей, возникшей в результате паралича нижней косой мышцы левого глаза или синдрома Брауна.

Лисипп считается последним скульптором древнегреческой классики. Его работы до сих пор вызывают восхищение. О самом художнике известно немного. Однако современники знали, что единственным учителем, которого признавал великий грек, была природа.

Как начинал великий скульптор?

На заре своей карьеры работал обычным медником Лисипп. Скульптор, конечно, мечтал стать кем-то великим, но у него не было денег на учителя.

Возможно, скульптор так бы и остался безвестным человеком, который жил в IV веке до нашей эры, если бы однажды он не услышал речи живописца по имени Евломп. Тот заверял, что лучшим учителем может быть только природа, а никак не человек. Художник, выслушав эту речь, сделал для себя выводы и пошел наблюдать за природой.

Именно Лисипп в свое время научился создавать более правдоподобные скульптуры. Он сделал ноги своих персонажей длинней, а голову - меньше. Кроме того, как Скопас, художник работал над передачей движений в своих работах.

Кстати, именно эти великие скульпторы - Скопас, Лисипп - являются последними представителям древнегреческой классической эпохи.

Особенности работ

С одной стороны, классические произведения художник не отвергал. Героизм прослеживался в работах Лисиппа. С другой стороны, новатор оживлял у него получались более динамичными, даже драматичными, а лица напоминали лица современников.

Любимым материалом у него была бронза. К сожалению, этот сплав меди часто переплавляли. Если бы не римляне, сегодня никто бы и не знал, кто такой скульптор Лисипп. Его работы можно изучать только по копиям. Считается, что римские художники более правдиво смогли воссоздать скульптуру атлета Апоксиомена.

Возвращаясь, к особенностям произведений художника, стоит отметить, что он изображал людей не такими, какие они есть, а такими, какими их представлял сам Лисипп. Скульптор Древней Греции больше всего любил работать над характерами. Кроме того, это первый художник, который разбил тело человека на плоскости. Благодаря этому его работы стали выглядеть легче и живей, чем, допустим, монументальные статуи Поликлета.

Скульптуры Лисиппа

Сложно до конца понять, как выглядели работы художника при его жизни. Возможно, римским копиям удивился бы и сам Лисипп-скульптор. Его произведения тем не менее сегодня разделяют на более и менее удачные.

К самым популярным относят:

  1. Статую «Апоксиомен». Эта композиция завоевала признание во всем мире. Хотя мотив произведения достаточно прост: спортсмен после соревнований чистит свое тело скребком.
  2. Скульптуры, изображающие Геракла. Были увековечены все подвиги героя. В наши дни в Эрмитаже можно полюбоваться самым первым из них. Там находится копия скульптуры «Геракл, борющийся со львом».
  3. «Отдыхающий Гермес». Бог Лисиппа очень похож на обычного человека.
  4. «Эрот». Изображение пропорциональной детской фигуры.
  5. Колоссальная в Таренте. Работа достигала 20 метров в высоту.

Кроме того, считается, что первым обратился к жанру портрета также Лисипп. Скульптор в основном работал над воссозданием образа Александра Македонского. Также ему приписывают портреты Сократа и семи мудрецов.

Знаменитый "Апоксиомен"

Статуя «Апоксиомена» считается самой известной работой, которую оставил нам в наследие великий Лисипп. Скульптор, фото это подтверждает, не просто создал статую, но и умудрился передать все переживания уставшего атлета.

Даже на иллюстрации видно, что Апоксиомен - это молодой человек, который все еще возбужден после борьбы. Он словно переступает с ноги на ногу, а волосы, убранные рукой набок, позволяют догадаться о том, что спортсмен вспотел. По открытому рту видно, что атлет еще не успел перевести дыхание, а в запавших глазах - усталость.

При этом искусствоведы уверены, что мраморная копия не смогла передать всю глубину работы Лисиппа. Мало того, когда в XIX веке скульптура попала к римскому реставратору Тенерани, художник предположил, что в руке Апоксиомена находится Вскоре археологи нашли доказательство того, что в оригинале атлет просто чистит себя скребком. Игральную кость из работы убрали.

Разноплановый "Геракл"

Практически у каждого древнегреческого автора был свой любимый мифический герой. Лисипп в свое время выбрал Геракла. Искусствоведы полагают, что художник в нем видел своего героя-покровителя. И задаются вопросом, какие качества Геракла подчеркнул древний скульптор Лисипп?

В одних работах герой сражается, другие скульптуры показывают уставшего полубога, на третьих сын Зевса просто отдыхает от земных тягот жизни. Проследить эволюцию греческого богатыря можно на трех произведениях автора.

  1. «Геракл, борющийся со львом».

Говорят, если обойти скульптуру с четырех сторон, то можно прожить известный подвиг героя вместе с ним. Фронтально зритель оценит начало поединка. Геракл и лев готовы к схватке, оба уверены в победе. При взгляде с правой стороны кажется, что полубог вот-вот потеряет равновесие. Со спины становится заметно, что сила на стороне героя. Слева - зверь практически сражен.

  1. «Отдыхающий Геракл».

Тут уже герой после подвига. Он устал и бездействует. Кажется, что если бы полубог не опирался на палицу, покрытую львиной шкурой, то он бы упал без сил.

  1. «Молодой Геракл пирует на Олимпе» (статуэтка).

Герой уже совершил все свои подвиги, закончил земной путь, и, наконец, попал на Олимп. Он беспечен, никуда не спешит, а просто наслаждается пиршеством.

Если верить историкам, именно третью статуэтку Лисипп подарил Александру Македонскому. Правителю так понравилась работа, что он до самой смерти с ней не расставался.

Боги в работах Лисиппа

Также уделил много внимания великий скульптор Лисипп. Его работы, с одной стороны, делают жителей Олимпа более живыми и близкими к людям, с другой стороны, - сразу видно, что это небожители.

К примеру, «Отдыхающий Гермес». и красноречия сидит на краю скалы. Он устал, тяжело дышит, кажется, это обычный мужчина, который сейчас продолжит нелегкий путь. Однако пряжки на его ступнях выдают бога, в них нельзя ходить - можно только летать.

Статуя Сатира. Лицо этого рогатого бога напоминает старичка. Он бородат, лоб в глубоких морщинах, глаза прищурены. Лесной бог поднялся на цыпочки и, кажется, куда-то устремился. Но если присмотреться, можно заметить, что он танцует свою вакхическую пляску, только сдержано.

Посейдон в работах Лисиппа выглядит величественным, как и подобает владыке. При этом художник смог изобразить подводного царя частью моря. Складки на лбу, кудри на голове, движения рук - все напоминает волны.

Очень сильно Зевс Лисиппа выделяется на фоне изображений главного олимпийского бога в работах других авторов. Его Зевс не просто властелин мира, но и очень трагичный и даже уставший персонаж. Бог, на плечах которого лежит огромная ответственность.

Попытка изобразить детскую фигуру в скульптуре

Как известно, художники не сразу научились изображать детей. Обычно они за основу брали лицо и фигуру взрослого человека и просто ее «уменьшали». Первым в Древней Греции нарушить эту традицию решился Лисипп. Скульптор изобразил молодого Эрота похожим на ребенка.

Тело получилось нежным, еще не развитым. Голова больше, чем у взрослого человека, пухлые губы, небольшой рот и щечки, - все говорит о том, что бог еще очень юн.

При этом видно, что Эрот напряжен. Мальчик пытается натянуть тетиву, но это дается ему с большим трудом. Вот он уже согнулся, вытянул руки и повернул голову.

И тут можно проследить находку скульптора - автор изображает фигуру в разных плоскостях. Что придает статуе глубину и пространство.

Придворный художник Македонского

Современники ценили и восхищались работами самородка. Не смог пройти мимо и сам Александр Великий. Скульптор Лисипп был удостоен чести стать личным художником Македонского.

К сожалению, в наше время по достоинству невозможно оценить работы скульптора, изображающие полководца в полный рост. Они, как и другие произведения, не дошли до наших дней. Хороших их копий римляне также сделали.

Говорят, самой известной была скульптура «Александр с копьем». На ней полководец смотрел в сторону левого плеча, левой же рукой опирался на копье, правая рука при этом была на боку. Позже художники часто заимствовали мотив этого произведения, изображая царей и полководцев в такой же позе. Все великие правители хотели быть похожими на Македонского.

В наши дни на «Александра с копьем» можно посмотреть в Эрмитаже. Там находится копия великой статуи, правда, ее размер не превышает нескольких сантиметров.

Портретный жанр

Больше повезло портретам Практически основоположником портретной скульптуры в Древней Греции стал Лисипп. Скульптор настолько мастерски изображал полководца, что Македонский не разрешал больше никому делать свои портреты.

В своих работах великого царя Лисипп изображал с одной стороны как сильную личность, с другой стороны - как человека, потерявшего покой и уверенность. Часто полководец выглядит как человек, многое переживший и порядком уставший от жизни.

Скульптор не идеализировал своего правителя. Он изображал человека, а не классического героя.

Искусствоведы полагают, что Лисипп в свое время слепил портреты Сократа, семи мудрецов и Эврипида. Это были работы не с натуры, а сделанные по воспоминаниям, описаниям и ранним нарисованным портретам.

Также есть основание полагать, что найденная римская бронзовая голова, портрет неизвестного атлета, принадлежала руке великого скульптора. Мало того, вероятно, это автопортрет. Тут автор показал простого человека с грубым лицом.

Последние годы жизни

Нашим современникам сложно понять, что же был за человек великий скульптор Лисипп. Биография художника практически неизвестна.

При этом историки уверены, что с ним в мастерской трудились его ученики, помощники и сыновья. Поэтому о точной причине смерти Лисиппа говорить сложно.

Еще одно предание гласит, что после каждой удачно проданной работы великий грек откладывал себе по золотой монете. После его кончины выяснилось, что монет более 1500.

Многогранное творчество художника принесло ему известность за пределами Древней Греции. Тогда же его начали сравнивать с величайшим классиком - Фидием.

Вклад скульптора в мировую культуру

Подводя итоги, можно сказать, что художник «легкими движениями рук» создал революцию в мире искусства. Он:

  • изменил пропорции тела в скульптуре, удлинил руки, уменьшил голову;
  • научился в движениях своих персонажей изображать их внутренние порывы;
  • пытался в скульптуре изобразить саму жизнь с ее тревогами и сомнениями;
  • в его работах юные герои лицом и телом похожи на детей;
  • открыл дорогу портретной скульптуре;
  • создавал идеал человека - изображал персонажей не такими, какие они есть, а такими, какими художник их представлял.

Лисипп был самым известным скульптором античности. В каждой работе художник старался изобразить беспокойный характер своей эпохи. И у него это получилось.

(4 век до н.э.)

Лисипп был величайшим греческим скульптором IV века до нашей эры. Он сумел поднять греческое искусство на еще большую высоту. О жизни Лисиппа известно не так много.

Как пишет Вилл Дюрант: «Лисипп Сикионский начинал как скромный медник. Он мечтал быть художником, но у него не было денег на учителя; он, однако, набрался смелости, когда услышал речи живописца Евпомпа, заявлявшего, что лучше всего подражать не художникам, а природе. После этого Лисипп обратился к изучению живых существ и установил новый канон скульптурных пропорций, который пришел на смену строгому уставу Поликлета; он удлинил ноги и уменьшил голову, вытянул члены в третье измерение и придал фигуре больше жизненности и легкости».

Главное достижение скульптора состояло в том, что от изображения типического он переходит к передаче характерного. Лисипп интересуется в первую очередь уже не постоянным, устойчивым состоянием явления. Наоборот, его более всего привлекает своеобразие.

Одна из самых известных работ скульптора - статуя Апоксиомена. Ярко рассказывает об этом произведении Лисиппа Г. И. Соколов: «Лисиппу удалось пластически совершенно передать возбуждение юноши, еще не остывшего после борьбы, подвижного, переступающего с ноги на ногу. В изваянии Апоксиомена нет ни одной спокойной части тела: торс, ноги, руки, шея не могут долго оставаться в положении, в каком показал их скульптор. Голова Апоксиомена чуть склонена набок, волосы показаны будто слипшимися от пота, одна прядь их взметнулась. Рот приоткрыт в тяжелом дыхании, лоб прорезает морщина, глубоко запали глаза с запечатленной в них усталостью. Трепетную нервозность возбуждения, которую не смог передать римский копиист в мраморном лице Апоксиомена, сохранила бронзовая статуя Эфеба из Антикиферы, сделанная, возможно, каким-нибудь современником Лисиппа. Лисипп предпочитал работать в бронзе, и в оригинале статуи Апоксиомена не было подпорок, которые, возникнув в римской мраморной копии, портят вид изваяния и уменьшают легкость и подвижность фигуры. Блики на бронзовом оригинале также создавали дополнительное впечатление дробности объемов и беспокойства образа.

Значительно усложняет Лисипп и постановку тела: правая нога отставлена вбок и чуть назад; руки выставлены вперед, одна прямо, другая согнута в локте. Продолжается завоевание пространства статуей, начатое Скопасом сложным разворотом Менады. Лисипп идет дальше своего предшественника: если Менада была подвижна в пределах воображаемого цилиндра, то Апоксиомен разрывает его невидимые границы и стремится выйти в ту пространственную среду, где находится зритель. Пока, однако, мастер ограничивается лишь движением руки атлета.

Новыми, по сравнению со статуями Поликлета, воспринимаются пропорции лисипповских изваяний: фигура Апоксиомена кажется удлиненной, а голова небольшой. Ярко выступает профессионализм персонажа: здесь более конкретно, чем в статуе Дорифора, представлен атлет. Но если Копьеносец концентрировал в себе качества не только атлета, но и гоплита, а также идеального, совершенного эллина, то образ Апоксиомена менее многогранен и целостен, хотя и более динамичен и подвижен.

Скульптор уже значительно полнее использует возможность показать с разных точек зрения различные состояния человека. Со спины Апоксиомен кажется усталым, спереди воспринимается возбужденным, слева и справа внесены иные нюансы в эти его состояния, и созданы мастером другие впечатления».

По свидетельству древних писателей, Лисипп изваял для города Ализии в Акарнании (западная часть средней Греции) серию скульптурных групп, изображавших главнейшие подвиги Геракла. Исполненные в бронзе в натуральную величину, они позднее были перевезены в Рим. Здесь с них изготовили многочисленные копии.

Борьба с немейским львом - первый и один из наиболее трудных подвигов Геракла. В Немейской долине Геракл подстерег льва у входа в его пещеру. Стрела, пущенная Гераклом, не причинила вреда льву, запутавшись в густой шерсти. Когда разъяренный зверь бросился на Геракла, тот сначала оглушил льва дубиной, а потом, схватив его за шею, вступил с ним в смертельную схватку.

Композиция группы имеет вид пирамиды, образуемой фигурами Геракла и льва, которая позволяет рассматривать группу со всех сторон.

Г. Д. Белов рассказывает о статуе: «Поза героя устойчива - его ноги широко расставлены, он чувствует под собой твердую опору. Геракл схватил льва за шею руками и душит его. Руки Геракла - это постепенно сжимающееся кольцо. Удастся ли зверю вырваться из этого смертельного кольца, сможет ли лев освободиться из крепких объятий Геракла?

Борьба достигла уже своего наивысшего напряжения. Геракл с огромной силой сжимает шею льва. Все его мышцы вздулись до предела - на груди, на руках и на ногах они выступили упругими буграми. Даже на спине - и там все мускулы пришли в движение; здесь скульптор намеренно преувеличивает их, на самом же деле на спине они менее развиты и не достигают таких размеров. Но художнику необходимо было показать это чрезмерное вздутие мускулов для выражения того напряжения, которого достигла борьба двух могучих противников.

Если поза Геракла устойчива и уверенна, если герой еще полон неисчерпанных сил, то положение льва совсем иное. Передними лапами лев упирается в Геракла, пытаясь всеми силами оторваться от него, но задние ноги зверя и длинное туловище создают впечатление неустойчивости. Стоять на задних лапах, а тем более бороться в таком положении льву несвойственно. Намерением льва было прыгнуть с такой силой, чтобы ударом своего грузного тела опрокинуть противника на землю и в лежачем положении загрызть его. Но сделать это льву не удалось - противник оказался достаточно сильным, чтобы выдержать страшный удар льва, и не только выдержать и устоять на ногах, но и перейти от обороны к активной борьбе. Геракл, перехватив прыжок льва, заставил вступить его в единоборство в невыгодной для льва позиции, это обстоятельство сразу же отразилось на развитии борьбы - перевес в ней оказался на стороне Геракла».

Сохранилась еще одна копия с оригинала мастера. Небольшая статуэтка Геракла изображает героя сидящим на львиной шкуре, наброшенной на скалу.

Молодой Геракл пирует на Олимпе, среди богов, куда он был чудесным образом перенесен по окончании своей земной жизни.

Статуэтка стала подарком Лисиппа Александру Македонскому. Предание гласит, что Александр так любил эту статуэтку, что не расставался с ней даже в походах, а будучи при смерти, велел поставить ее перед своими глазами.

К школе Лисиппа относят статую отдыхающего Гермеса. Последний тяжело дышит, опустившись на краешек скалы. Вероятно, отдохнув, он снова продолжит быстрый бег. И только сандалии Гермеса с пряжками на ступнях, в которых нельзя бежать, но можно только летать, указывают на божественность образа.

В такой же сложной напряженной позе показывает Лисипп и Эрота, натягивающего тетиву своего лука. Вот как описывает это произведение Г. Д. Белов: «Эрот изображен в виде обнаженного мальчика, держащего в руках лук, на который он пытается натянуть тетиву. Для осуществления этого действия потребовалось очень большое усилие, которое и обусловило композицию фигуры. Эрот сильно согнулся, его ноги и торс находятся в одной плоскости, руки же вытянуты в левую сторону, в том же направлении повернута и голова. Параллельные линии пересекаются с линией ног и плоскостью торса, нижняя часть фигуры направлена вперед, плечи же и торс наклонены вправо; одни силы противодействуют другим, все это сообщает фигуре движение, делает ее динамичной. Кроме того, построенная в различных плоскостях, фигура Эрота требует глубины и пространства. Композиция статуи Эрота в некоторых своих частях напоминает постановку фигуры Апоксиомена.

Отроческое тело Эрота отличается характерными чертами: оно еще не вполне развившееся, нежное, с большой головой, с полными щеками, с пухлыми губами небольшого рта. Эрот - одна из первых попыток изображения детской фигуры в греческом искусстве».

Расставшись с типом ради индивидуума, с условностью ради импрессионизма, Лисиппу удалось совершить прорыв в новые области, едва не став основоположником греческой портретной скульптуры. Александру Македонскому так нравились бюсты его работы, что он назначил Лисиппа своим придворным скульптором, как он прежде предоставил эксклюзивное право писать свои портреты Апеллесу и вырезать их на геммах Пирготелю.

О царских портретах скульптора сохранились стихи:

Полный отважности взор Александра и весь его облик
Вылил из меди Лисипп. Словно живет эта медь.
Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье:
«Землю беру я себе, ты же Олимпом владей».

В дошедших до нас поздних копиях можно увидеть портрет сильного человека, сознание которого всколыхнули внутреннее смятение и волнение. Тревога проступает в патетических чертах полководца. Она воспринимается то как предвестник драматических веков эллинизма, то как вспышка тоски по некогда свойственным классическому человеку и утраченным теперь уверенности и покое.

Художественное наследие Лисиппа было огромным и по своему количеству. Античное предание гласит, что Лисипп из платы, получаемой за каждое свое произведение, откладывал по одной золотой монете. После его смерти их насчитали 1500! И это при том, что некоторые произведения Лисиппа были многофигурными. Такова, к примеру, группа Александра и его воинов, участников сражения при Гранике - первого большого сражения с персами во время похода Александра в Азию. Там изображено двадцать всадников. Некоторые же из статуй Лисиппа и вовсе достигали колоссальных размеров: статуя Зевса в Таренте (в южной Италии) достигала высоты свыше 20 метров.

Вполне вероятно, что предание преувеличивает число произведений Лисиппа. В его мастерской также работали его сыновья, помощники и ученики. Но не вызывает сомнения огромная творческая энергия Лисиппа. В том же предании говорится: стремясь закончить свое последнее произведение, мастер довел себя до истощения, вследствие которого и умер.

Характер творчества Лисиппа обеспечил ему известность далеко за пределами греческого мира. Его часто сравнивали с самим Фидием. Марциал а одной из эпиграмм писал:

Про Алкида у Виндекса спросил я:
«Чьей рукою он сделан так удачно?»
Как всегда, улыбнувшись, подмигнул он:
«Ты по-гречески что ль, поэт, не знаешь?
На подножии здесь стоит ведь имя».
Я «Лисиппа» прочел, а думал - Фидий».

Древнегреческий скульптор.

Начинал как литейщик; мастерству ваятеля учился, изучая пропорции скульптур Поликлета .

Основную массу его произведений составляли бронзовые статуи, изображающие богов, Геракла, атлетов и других современников, а также лошадей и собак. До нас его статуи не дошли, но известны по описаниям античных авторов и римским копиям.

Согласно Плинию Старшему , изображал людей не «такими, как они есть, а какими представляются (нашим чувствам)».

«Список скульпторов этого века заключает блестящее имя Лисиппа. Исследователи относят его к аргосской школе и уверяют, что у него было совсем иное направление, чем в школе афинской.
В сущности, он был прямым её последователем, но, восприняв её традиции, шагнул дальше. Ему в молодости художник Евпомп на его вопрос: «Какого выбрать учителя?» - ответил, указывая на толпу, теснившуюся на горе: «Вот единственный учитель: натура».
Слова эти запали глубоко в душу гениального юноши, и он, не доверяя авторитету Поликлетова канона , взялся за точное изучение природы. До него лепили людей, сообразуясь с принципами канона, то есть в полной уверенности, то истинная красота состоит в соразмерности всех форм и в пропорции людей среднего роста. Лисипп предпочёл высокий, стройный стан. Конечности у него стали легче, стан выше. Необычайная плодовитость помогла ему создать до 1500 статуй.
Он высекал и лил Зевсов, Аполлонов, Посейдонов, героев, полубогов. Особенно славился его Гелиос в колеснице, запряжённой четверкой лошадей.
Нерон его даже приказал вызолотить и тем испортил группу. Большую известность стяжала его статуя «Удобный случай». Это очень милая аллегория. Юноша, с только что пробившимся пухом, катится на шаре. Ноги у него крылатые (случай мимолетен), в руках весы и бритва, - ведь счастье случая колеблется, висит на острие бритвы. На лбу у него клок волос, а остальные коротко острижены: случай надо ловить за волосы с размаху, сразу, ускользнет - не поймаешь.
Порой Лисипп делал колоссальные группы.
По заказу Александра Великого он сделал «Битву при Гранике», которая состояла из тридцати пяти фигур, из них 26 конных. Александр позволил только ему лепить с себя бюсты. Превосходнейший образец его лепки дошел до нас в статуе Апоксиомена - атлета, счищающего с себя после борьбы грязь железной скребницей».

Гнедич П.П., Всемирная история искусств, М., «Современник», 1996 г., с. 103-104.

«Установленный Поликлетом идеал прекрасного господствовал в течение почти ста последующих лет - до времен Лисиппа, автора портрета Александра Великого и создателя нового канона.
Фигуры Лисиппа стройные, длинноногие и малоголовые. Пропорции легки. Вот как определил сам Лисипп разницу между идеалом Поликлета и своим каноном: «Поликлет изображал людей такими, какие они есть на самом деле, а я такими, какими они кажутся».
Этот момент иллюзорности связан с определёнными стремлениями к патетике. Олицетворением этого идеала является статуя Апоксиомена, юноши, лопаткой соскребающего со своего тела смесь оливкового масла с песком и грязью.
Мраморная римская копия с бронзового оригинала Лисиппа находится в Ватиканском музее в Риме. Согласно новому канону, голова изображённой фигуры укладывалась на длине изваяния 8,5 раза».

Алиция Кучиньская, Прекрасное. Миф и реальность, М., «Прогресс», 1977 г., с. 97-98.

Расцвет творчества Лисиппа приходится на период правления Александра Македонского (336–323 годы до н.э.), придворным художником которого он состоял. Александр Македонский, по преданию, никому, кроме Лисиппа, не дозволял себя изображать…

Плиний Старший утверждал, что всего Лисиппом создано 1500 статуй, но это число преувеличено и, вероятно, основано на легенде, согласно которой, скульптор при создании каждой статуи складывал в сундучок по одному драгоценному камню, где после его смерти обнаружили более 1500 камней...

Лисипп называл своим учителем Поликлета . Среди многочисленных учеников Лисиппа были и три его сына. Его ученик, Харес из Линдоса, создал Колосса Родосского - одно из семи чудес древнего мира.

(IV век до н. э.)

Лисипп был величайшим греческим скульптором IV века до нашей эры. Он сумел поднять греческое искусство на ещё большую высоту. О жизни Лисиппа известно не так много.

Как пишет Вилл Дюрант: «Лисипп Сикионский начинал как скромный медник. Он мечтал быть художником, но у него не было денег на учителя; он, однако, набрался смелости, когда услышал речи живописца Евпомпа, заявлявшего, что лучше всего подражать не художникам, а природе После этого Лисипп обратился к изучению живых существ и установил новый канон скульптурных пропорций, который пришёл на смену строгому уставу Поликлета; он удлинил ноги и уменьшил голову, вытянул члены в третье измерение и придал фигуре больше жизненности и лёгкости».

Главное достижение скульптора состояло в том, что от изображения типического он переходит к передаче характерного. Лисипп интересуется в первую очередь уже не постоянным, устойчивым состоянием явления. Наоборот, его более всего привлекает своеобразие.

Одна из самых известных работ скульптора - статуя Апоксиомена. Ярко рассказывает об этом произведении Лисиппа Г. И. Соколов:

«Лисиппу удалось пластически совершенно передать возбуждение юноши, ещё не остывшего после борьбы, подвижного, переступающего с ноги на ногу. В изваянии Апоксиомена нет ни одной спокойной части тела: торс, ноги, руки, шея не могут долго оставаться в положении, в каком показал их скульптор. Голова Апоксиомена чуть склонена набок, волосы показаны будто слипшимися от пота, одна прядь их взметнулась. Рот приоткрыт в тяжёлом дыхании, лоб прорезает морщина, глубоко запали глаза с запечатлённой в них усталостью. Трепетную нервозность возбуждения, которую не смог передать римский копиист в мраморном лице Апоксиомена, сохранила бронзовая статуя Эфеба из Антикиферы, сделанная, возможно, каким-нибудь современником Лисиппа. Лисипп предпочитал работать в бронзе, и в оригинале статуи Апоксиомена не было подпорок, которые, возникнув в римской мраморной копии, портят вид изваяния и уменьшают лёгкость и подвижность фигуры. Блики на бронзовом оригинале также создавали дополнительное впечатление дробности объёмов и беспокойства образа.

Значительно усложняет Лисипп и постановку тела: правая нога отставлена вбок и чуть назад; руки выставлены вперёд, одна прямо, другая согнута в локте. Продолжается завоевание пространства статуей, начатое Скопасом сложным разворотом Менады. Лисипп идёт дальше своего предшественника: если Менада была подвижна в пределах воображаемого цилиндра, то Апоксиомен разрывает его невидимые границы и стремится выйти в ту пространственную среду, где находится зритель. Пока, однако, мастер ограничивается лишь движением руки атлета.

Новыми, по сравнению со статуями Поликлета, воспринимаются пропорции лисипповских изваяний: фигура Апоксиомена кажется удлинённой, а голова небольшой. Ярко выступает профессионализм персонажа: здесь более конкретно, чем в статуе Дорифора, представлен атлет. Но если Копьеносец концентрировал в себе качества не только атлета, но и гоплита, а также идеального, совершенного эллина, то образ Апоксиомена менее многогранен и целостен, хотя и более динамичен и подвижен.

Скульптор уже значительно полнее использует возможность показать с разных точек зрения различные состояния человека. Со спины Апоксиомен кажется усталым, спереди воспринимается возбуждённым, слева и справа внесены иные нюансы в эти его состояния, и созданы мастером другие впечатления».

По свидетельству древних писателей, Лисипп изваял для города Ализии в Акарнании (западная часть средней Греции) серию скульптурных групп, изображавших главнейшие подвиги Геракла. Исполненные в бронзе в натуральную величину, они позднее были перевезены в Рим. Здесь с них изготовили многочисленные копии.

Борьба с немейским львом - первый и один из наиболее трудных подвигов Геракла. В Немейской долине Геракл подстерёг льва у входа в его пещеру. Стрела, пущенная Гераклом, не причинила вреда льву, запутавшись в густой шерсти. Когда разъярённый зверь бросился на Геракла, тот сначала оглушил льва дубиной, а потом, схватив его за шею, вступил с ним в смертельную схватку.

Композиция группы имеет вид пирамиды, образуемой фигурами Геракла и льва, которая позволяет рассматривать группу со всех сторон.

Г. Д. Белов рассказывает о статуе:

«Поза героя устойчива - его ноги широко расставлены, он чувствует под собой твёрдую опору. Геракл схватил льва за шею руками и душит его. Руки Геракла - это постепенно сжимающееся кольцо. Удастся ли зверю вырваться из этого смертельного кольца, сможет ли лев освободиться из крепких объятий Геракла?

Борьба достигла уже своего наивысшего напряжения. Геракл с огромной силой сжимает шею льва. Все его мышцы вздулись до предела - на груди, на руках и на ногах они выступили упругими буграми. Даже на спине - и там все мускулы пришли в движение; здесь скульптор намеренно преувеличивает их, на самом же деле на спине они менее развиты и не достигают таких размеров. Но художнику необходимо было показать это чрезмерное вздутие мускулов для выражения того напряжения, которого достигла борьба двух могучих противников.

Если поза Геракла устойчива и уверенна, если герой ещё полон неисчерпанных сил, то положение льва совсем иное. Передними лапами лев упирается в Геракла, пытаясь всеми силами оторваться от него, но задние ноги зверя и длинное туловище создают впечатление неустойчивости. Стоять на задних лапах, а тем более бороться в таком положении льву несвойственно. Намерением льва было прыгнуть с такой силой, чтобы ударом своего грузного тела опрокинуть противника на землю и в лежачем положении загрызть его. Но сделать это льву не удалось - противник оказался достаточно сильным, чтобы выдержать страшный удар льва, и не только выдержать и устоять на ногах, но и перейти от обороны к активной борьбе. Геракл, перехватив прыжок льва, заставил вступить его в единоборство в невыгодной для льва позиции, это обстоятельство сразу же отразилось на развитии борьбы - перевес в ней оказался на стороне Геракла».

Сохранилась ещё одна копия с оригинала мастера. Небольшая статуэтка Геракла изображает героя сидящим на львиной шкуре, наброшенной на скалу.

Молодой Геракл пирует на Олимпе, среди богов, куда он был чудесным образом перенесён по окончании своей земной жизни.

Статуэтка стала подарком Лисиппа Александру Македонскому. Предание гласит, что Александр так любил эту статуэтку, что не расставался с ней даже в походах, а будучи при смерти, велел поставить её перед своими глазами.

К школе Лисиппа относят статую отдыхающего Гермеса. Последний тяжело дышит, опустившись на краешек скалы. Вероятно, отдохнув, он снова продолжит быстрый бег. И только сандалии Гермеса с пряжками на ступнях, в которых нельзя бежать, но можно только летать, указывают на божественность образа.

В такой же сложной напряжённой позе показывает Лисипп и Эрота, натягивающего тетиву своего лука. Вот как описывает это произведение Г. Д. Белов:

«Эрот изображён в виде обнажённого мальчика, держащего в руках лук, на который он пытается натянуть тетиву. Для осуществления этого действия потребовалось очень большое усилие, которое и обусловило композицию фигуры. Эрот сильно согнулся, его ноги и торс находятся в одной плоскости, руки же вытянуты в левую сторону, в том же направлении повёрнута и голова. Параллельные линии пересекаются с линией ног и плоскостью торса, нижняя часть фигуры направлена вперёд, плечи же и торс наклонены вправо; одни силы противодействуют другим, всё это сообщает фигуре движение, делает её динамичной. Кроме того, построенная в различных плоскостях, фигура Эрота требует глубины и пространства. Композиция статуи Эрота в некоторых своих частях напоминает постановку фигуры Апоксиомена.

Отроческое тело Эрота отличается характерными чертами: оно ещё не вполне развившееся, нежное, с большой головой, с полными щеками, с пухлыми губами небольшого рта. Эрот - одна из первых попыток изображения детской фигуры в греческом искусстве».

Расставшись с типом ради индивидуума, с условностью ради импрессионизма, Лисиппу удалось совершить прорыв в новые области, едва не став основоположником греческой портретной скульптуры. Александру Македонскому так нравились бюсты его работы, что он назначил Лисиппа своим придворным скульптором, как он прежде предоставил эксклюзивное право писать свои портреты Апеллесу и вырезать их на геммах Пирготелю.

О царских портретах скульптора сохранились стихи:

Полный отважности взор Александра и весь его облик

Вылил из меди Лисипп. Словно живёт эта медь.

Кажется, глядя на Зевса, ему говорит изваянье:

«Землю беру я себе, ты же Олимпом владей».

В дошедших до нас поздних копиях можно увидеть портрет сильного человека, сознание которого всколыхнули внутреннее смятение и волнение. Тревога проступает в патетических чертах полководца. Она воспринимается то как предвестник драматических веков эллинизма, то как вспышка тоски по некогда свойственным классическому человеку и утраченным теперь уверенности и покое.

Художественное наследие Лисиппа было огромным и по своему количеству. Античное предание гласит, что Лисипп из платы, получаемой за каждое своё произведение, откладывал по одной золотой монете. После его смерти их насчитали 1500! И это при том, что некоторые произведения Лисиппа были многофигурными. Такова, к примеру, группа Александра и его воинов, участников сражения при Гранике - первого большого сражения с персами во время похода Александра в Азию. Там изображено двадцать всадников. Некоторые же из статуй Лисиппа и вовсе достигали колоссальных размеров: статуя Зевса в Таренте (в южной Италии) достигала высоты свыше 20 метров.

Вполне вероятно, что предание преувеличивает число произведений Лисиппа. В его мастерской также работали его сыновья, помощники и ученики. Но не вызывает сомнения огромная творческая энергия Лисиппа. В том же предании говорится: стремясь закончить своё последнее произведение, мастер довёл себя до истощения, вследствие которого и умер.