Федотов павел андреевич - русский офицер и художник. Презентация на тему "федотов павел андреевич" На акварельных и масляных портретах однополчан военные лишены обычного для той поры романтического ореола героической личности


Федотов Павел Андреевич - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен. Федотов Павел Андреевич - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен.


Из биографии художника Родился Павел Андреевич в Москве 22 июня 1815 г. на одной из окраинных улицах Москвы в Огородниках в семье титулярного советника. Отец художника, мечтал о военной карьере для сына. На всю жизнь запомнились Павлуше рассказы отца, в прошлом суворовского солдата, о походах и сражениях.


Из истории кадетских корпусов России При Николае I складывается наиболее стройная и рациональная система устройства кадетских корпусов и управление ими. В 1824 г. в Екатерининских казармах г. Москвы размещается прибывший из Ярославля Смоленский кадетский корпус. Тогда же корпус переименовывается в 1-й Московский кадетский корпус, который был отнесен к военным учебным заведениям первого класса.


Федотов - офицер Началась полковая жизнь. В первые месяцы Федорова увлекла жизнь гвардейского офицерства – пирушки, карты, веселые песни. Но прошло немного времени, новизна утратила свою прелесть. Все чаще за внешним блеском парадов он видел пустую, бездумную жизнь гвардейского офицера.


На акварельных и масляных портретах однополчан военные лишены обычного для той поры романтического ореола героической личности. Товарищи по полку предстают перед зрителями буднично, без всякой позы, они скромны и интелли-гентны, художник относится с симпатией к своим героям, но трезво и объективно. Много зарисовок Федотов делал из солдатской жизни. Он рисовал карикатуры и портреты друзей, сцены из полковой жизни.


Академия художеств. Санкт- Петербург. Года через три - четыре службы в полку, молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии Художеств, на Набережной Невы. Там он старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободной и послушной в передаче видимой природы. Часто Федотов как ученик Академии посещал Эрмитаж.


Федотов - живописец Свободного времени становилось все меньше, все чаще закрадывалось в душу сомнение: может быть, никогда не будет он настоящим художником? Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 г. в отставку. Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи. Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок и заняться исключительно бытовым жанром. Так Федотов и поступил.


«Вдовушка» Работая над этой картиной, Федотов думал о младшей сестре Любочке. У нее умер муж-офицер и ничего кроме долгов, ей не оставил. Что ожидает ее в будущем? Голод, нищета, горькая судьба русской женщины – офицерской вдовы. Вот она стоит у комода, лицо у нее грустное, задумчивое и покорное. Может быть, вчера похоронила она мужа, а сегодня в дом пришли кредиторы. Как жить?


«Свежий кавалер» Первой значительной работой Федотова была небольшая картина «Свежий кавалер» (1846; ГТГ) - сатирическое изображение полнейшего нравственного и духовного ничтожества чиновничьего мира Петербурга и Москвы 40-х гг. Здесь представлена оживленная перебранка между чиновником, только что поднявшимся с постели после пирушки, и его кухаркой, развязной молодой женщиной. Во всем облике этого заспанного, неряшливо одетого в рваный халат человека со свежеполученным орденком на груди - неописуемая смесь чванства и ограниченности.


Есть на свете старая-престарая пословица: «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты таков». Есть на свете старая-престарая пословица: «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты таков». С неменьшим смыслом можно, пожалуй, сказать: «Покажи мне твоё жильё, а я определю твои привычки, твой характер».


Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме; вот он играет в карты с полковыми товарищами; вот он пишет портрет собачонки Фидельки; его портрет изображен на комоде рядом с вдовушкой… И каждый раз, изображая себя, он как будто смеется над собой, то добродушно, лукаво, то печально.


Это последний автопортрет Федотова – мрачный и безнадежный, глаза художника беспокойные, настороженные, больные. «…Я увидел себя в страшной безнадежности, потерялся, чувствовал какой-то бред ежеминутный» - так писал он тогда в неотправленном письме Юленьке Тарновской. Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства. 14 ноября художника не стало.


Вывод: Имя этого художника хорошо известно любителям живописи. Его знают в основном по его юмористически-саркастичным картинам. Неслучайно, Федотова называли «Гоголем в русской живописи», а его творческое кредо «живописным анекдотом». Жизнь его, как и у большинства живописцев того времени, была тяжелой: бедность, болезни, постоянная борьба за существование и трагический ранний конец. Нам осталось его интересное творчество.


Итоги Какие факты жизни Федотова вас заинтересовали? Кто из великих современников Федотова оказал влияние на его жизнь и творчество? Назовите самые известные полотна художника. Основателем какого направления русской живописи стал Федотов?


Библиография Федотов: Альбом /Авт-сост. Э.Д. Кузнецов. – М.: Изобраз. искусство, 1990. - 64 с. БЭКМ – большая компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл..- М.: Дрофа. 2006. Карпова Т. Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни. // «Крестьянка».- 1997.-№4 Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. М.: Дет. Лит. – 1966.- С.7-52 Белошапкина Я. Анкор, ещё анкор! // Искусство.- №13.-2009. Белошапкина Я. Завтрак аристократа // Искусство.- №13.-2009. Белошапкина Я. Павел Федотов // Искусство.- №13.-2009. Белошапкина Я. Свежий кавалер // Искусство.- №13.-2009. Белошапкина Я. Сватовство майора // Искусство.- №13.-2009.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "История"

Готовые презентации по истории предназначены как для самостоятельного изучения учениками, так и для учителей при проведении уроков. При использовании презентации по истории в учебном процессе учителя тратят меньше времени на подготовку к уроку и повышают усваиваемость материала у учеников. В данном разделе сайта Вы можете скачать готовые презентации по истории для 5,6,7,8,9,10 класса, а также много презентации по истории отечества.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №17

Василеостровского района Санкт-Петербурга

Урок- презентация
«Художник Павел Андреевич Федотов»

Учитель: Бакулина Галина Алексеевна,

Цель урока:


  • В контексте развития русского изобразительного искусства 1-ой половины XIX века познакомить учащихся с творчеством П. А. Федотова, петербургский период жизни которого связан с Васильевским островом.
Задачи урока:

  • Дать основные сведения о биографии П. Федотова, а также адреса его пребывания на Васильевском острове;

  • Познакомить с особенностями творческого метода художника на примере картины «Сватовство майора»;

  • Формировать навыки основ анализа художественного произведения;

  • Формировать потребность общения с подлинными произведениями искусства в залах музеев.
Оснащение урока : ноутбук, мультимедийный проектор, экран, презентация, доска (с эпиграфом и проблемным вопросом).
Ход урока:

  1. Организационное начало.

  2. Основная часть.

  1. Повторение ранее пройденных тем.
Вопрос : Какие художественные стили и направления существовали в русской живописи

1-ой половины XIX века?

1 слайд . Картина Ф.А. Бруни «Смерть Камиллы, сестры Горация».

Ответ: классицизм.

2 слайд . Картины О.А. Кипренского: портрет Е.Давыдова, портрет Пушкина А.С..

Ответ: романтизм.

3 слайд . Картина А.Г. Венецианова «На жатве. Лето».

Ответ: сентиментализм.

4 слайд . Картины П.А. Федотова «Сватовство майора», «Завтрак аристократа».

Обратите внимание, что эти картины отличаются по стилистике и по тематике от ранее представленных произведений. Автор этих картин – П.А. Федотов, который отразил в своих произведениях оригинальное видение современной ему жизни.

Сегодня мы познакомимся с творчеством этого художника, одним из основоположников реализма в русском изобразительном искусстве 1-ой половины XIX века, жизнь которого связана с Васильевским островом.


  1. Новая тема.
На доске:

Эпиграф – «Федотов … затронул такие глубокие ноты, каких до него еще никто не брал в русском искусстве» (В. В. Стасов).

Проблемный вопрос : Чем отличалось творчество П.Федотова? Кто главный герой его произведений?

Начало презентации.

1 слайд . Тема: «Художник Павел Андреевич Федотов»

2 слайд . Автопортрет П.А. Федотова.

Коротко биографию до жизни в Петербурге.

3 слайд . Казармы Императорского лейб-гвардии Финляндского полка (Набережная

Лейтенанта Шмидта, дом 43).

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1838 года».

«Игра в карты (П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку)». 1840 год.

Здесь в одной из офицерских квартир жил П.Федотов во время службы в Императорском лейб - гвардии Финляндском полку.

Коротко о службе. Начало творчества. Федотов – полковой художник. Он рисует события полковой жизни, портреты друзей и товарищей по службе. (Сообщение одного из учеников).

4 слайд . Здание Академии художеств (Университетская набережная, дом 17).

Необычным путем пришел в искусство офицер Финляндского полка П. Федотов.

В свободное от службы время он посещал рисовальные классы Академии художеств, которая находилась недалеко от казарм полка. Здесь он впервые получил профессиональные навыки художника.

5 слайд . Картины «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест». 1846 год.

Вопрос: Кто главный герой этих картин?

В центре внимания художника жизнь маленького человека.

Федотов привнес в искусство не только новые темы и сюжеты, но и своеобразную их интерпретацию. Его работы носят камерный характер. Сюжет представлен как «окно» в мир реальной жизни этих людей. Взгляд художника полон внимания и сочувствия.


  • Федотов решает сцену таким образом, что зритель становится ее участником;

  • При реалистической трактовке сцены он очень внимателен к деталям, которые раскрывают более глубоко контекст сюжета;

  • Добротность и основательность рисунка;

  • Сдержанность колорита, построенного на тонких нюансах цвета;

  • Сдержанная светотень, которая позволяет не только выявить форму и пространство, но и расставляет смысловые акценты.
6 слайд . «Сватовство майора». 1848 год.

Самая популярная картина художника. В 1849 году она была выставлена на выставке в Петербурге. За нее Федотов получил звание академика бытовой живописи.

Анализ картины.

Художник вводит нас в дом купца, в котором все готовятся к приему жениха. Обычный, ничем не примечательный эпизод из жизни купечества, приобретает в этом произведении обобщающее значение. Федотов не просто высмеивал тщеславие купца, корысть майора, жеманство невесты или грубость матери. Он сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий. «Сватовство майора» - это сатира, сатирическое обличение нравов того времени, превративших брак в сделку. Но художник мудро воспринимает жизнь, видя в ней как темные, так и светлые стороны. Он бичует эти темные стороны, но в тоже время насмешка его соединена с откровенным сочувствием и грустью. Рассказывая свою историю, художник любуется каждой мелочью в картине, мастерски выписывая все детали.

7 слайд . «Портрет Н.П.Жданович за клавесином».1850 год.

Портрет называют жемчужиной русского портретного искусства.

Федотов не замкнулся в рамках бытового жанра. Обращение к портрету – показатель многогранности его творчества.

Поздний период творчества связан с состоянием собственного опустошения, что вносит трагические нотки в его произведения.

8 слайд . Картина «Анкор, еще анкор!», «Игроки».

Эти картины, написанные в год смерти художника, не вызвали интереса у современников, остались не замеченными.


  1. Ответы учеников на проблемный вопрос.
Выводы. Мы познакомились с творчеством художника Павла Федотова. Он первым среди русских художников обратился к жизни и проблемам обычных людей. Своим творчеством он проложил дорогу реализму. Особо следует еще раз отметить, что петербургский период жизни этого замечательного художника связан с Васильевским островом.

  1. Закрепление материала в форме игры «Сегодня на уроке я узнал, что …»

  2. Подведение итогов.

  3. Домашнее задание :

  • Подготовить рассказ о любой понравившейся картине П. Федотова.

  • Где на Васильевском острове находится мемориальная доска, посвященная Федотову? Какие еще адреса В.О. связаны с именем художника?

  1. Список литературы:

  • Г. Гор, В. Петров «Художник Федотов», Москва, 1951 г.

  • Г.А.Загянская « Павел Андреевич Федотов», Москва, Искусство, 1977 г.

  • МХК. Романтизм и реализм. Пособие под редакцией Л.В. Пешиковой, Владос, 2004

  • Д. В. Сарабьянов «П.А.Федотов», 1985г.

  • Э. Кузнецов «Павел Федотов», Ленинград, Искусство, 1990 г.

Слайд 2

Федотов Павел Андреевич - высокоталантливый рисовальщик и живописец, родоначальник юмористического жанра в русской живописи, сын очень бедного чиновника, бывшего воина Екатерининских времен.

Автопортрет. П.А.Федотов

Слайд 3

Из биографии художника

Родился Павел Андреевич в Москве 22 июня 1815 г. на одной из окраинных улицах Москвы в Огородниках в семье титулярного советника. Отец художника, мечтал о военной карьере для сына. На всю жизнь запомнились Павлуше рассказы отца, в прошлом суворовского солдата, о походах и сражениях.

Главный фасад Кадетского корпуса Екатерининского дворца в Лефортове. Антонио Ринальди.

П.А.Федотов Портрет отца

Одиннадцати лет от родуПавел Федотов был определен в воспитанники Первого Москов-скогокадетского корпуса.

Слайд 4

Из истории кадетских корпусов России

При Николае I складывается

наиболее стройная и рациональная

система устройства кадетских

корпусов и управление ими.

В 1824 г. в Екатерининских казармах г. Москвы размещается прибывший из Ярославля Смоленский кадетский корпус. Тогда же корпус переименовывается в 1-й Московский кадетский корпус, который был отнесен к военным учебным заведениям первого класса.

Николай I

Слайд 5

В 1830 г. он был сделан унтер-офицером, в 1833 г. произведен в фельдфебели и в 1833 г. окончил курс первым учеником, при чем его имя, по заведенному

обычаю, внесено на почетную

мраморную доску в актовой зале корпуса.

П.А. Федотов окончил корпус в звании поручика и получил самое престижное назначение: в лейб-гвардии Финляндский полк, в Санкт-Петербург.

Кадет Федотов. портрет Стромилова. 1828

Слайд 6

Финляндский лейб-гвардии полк, был сформирован в декабре 1806г. в Стрельне и Петергофе как Батальон Императорской милиции, а уже в 1808г. причислен к гвардии. В октябре 1811г. его переформиро-вали в три батальона и назвали лейб-гвардейским полком. В России армия распадалась на армейские и гвардейские корпуса.

ИЗ ИСТОРИИ ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПОЛКА

Комплекс казарм ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ ПОЛКА

Гвардия – отборная часть войска, пользующаяся некоторыми служебными преимуществами перед армейскими полками.

Служба в гвардии могла обеспечить Федотову карьеру, успех и деньги на всю жизнь.

Слайд 7

Федотов - офицер

Началась полковая жизнь. В первые месяцы Федорова увлекла жизнь гвардейского офицерства – пирушки, карты, веселые песни. Но прошло немного времени, новизна утратила свою прелесть. Все чаще за внешним блеском парадов он видел пустую, бездумную жизнь гвардейского офицера.

Семейный портрет

Слайд 8

На акварельных и масляных портретах однополчан военные лишены обычного для той поры

романтического ореола героической личности. Товарищи по полку предстают перед зрителями буднично, без всякой позы, они скромны и интелли-гентны, художник относится с симпатией к своим героям, но трезво и объективно.

Много зарисовок Федотов делал из солдатской жизни. Он рисовал карикатуры и портреты друзей, сцены из полковой жизни.

«Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку»

Слайд 9

Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича

Слайд 10

Академия художеств. Санкт- Петербург.

Года через три - четыре службы в полку, молодой офицер начал посещать вечерние рисовальные классы Академии Художеств, на Набережной Невы. Там он старался строже изучить формы человеческого тела и сделать свою руку более свободной и послушной в передаче видимой природы.

Часто Федотов как ученик Академии посещал Эрмитаж.

Эрмитаж. Набережная Невы

Слайд 11

Крестьянский мир А.Г.Венецианова

Автопортрет

  • «На пашне. Весна».
  • «Пастушок с дудкой»
  • «Пастушок»
  • «На жатве.Лето»
  • «Гумно»
  • Слайд 12

    К. П. Брюллов

    Автопортрет

    Большое впечатление на Федотова произвела картина Брюллова «Последний день Помпеи». Она была выставлена в Академии Художеств. И в 1840 году Федотову разрешено было стать учеником Брюллова. Но учеником Брюллова Федотов так и не стал: он еще не верил в свой талант.

    «Последний день Помпеи»

    Слайд 13

    Федотов - живописец

    Свободного времени становилось все меньше, все чаще закрадывалось в душу сомнение: может быть, никогда не будет он настоящим художником?

    Испытывая неодолимое влечение к искусству и приняв совет И. А. Крылова (который был одним из любимых его писателей), он выходит в 1844 г. в отставку.

    Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов думал посвятить себя батальной живописи.

    Гениальный старец, видевший некоторые из работ Федотова, убеждал его бросить солдатиков и лошадок и заняться исключительно бытовым жанром. Так Федотов и поступил.

    И. А. Крылов.

    Слайд 14

    Полотна Федотова

    Художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии Художеств, они привели его в восхищение; благодаря ему, а еще больше своим достоинствам, они доставили Федотова от академии звание назначенного в академики.

    «Разборчивая невеста».

    Чтоб в одиночестве не кончить

    Красавица пока совсем

    не отцвела,

    За первого. кто к ней

    присватался, пошла:

    И рада, рада уж была, что вышла за калеку.

    И.А. Крылов

    «Разборчивая невеста»

    Слайд 15

    "Сватовство майора»

    Главное произведение Федотова - картина «Сватовство майора» (1848), изображающая сцену приема жениха -офицера купеческим семейством. Здесь подмечено одно из характернейших явлений русской жизни 40-х гг.- стремление части купечества подняться на общественной лестнице ступенью выше и с другой стороны, желание многих представителей разоряющегося дворянства поправить свои дела выгодной женитьбой.

    «Сватовство майора» (1848),

    Слайд 16

    «Завтрак аристократа»

    …Утро. В богато убранной комнате завтракает молодой барин. На завтрак у него – кусок черного хлеба, а рядом на стуле - объявление о продаже устриц. Конечно, он предпочел бы есть устрицы, но денег нет, и он набил рот черным хлебом. Вдруг почуял гостя пудель – «аристократическая собака», которую принято было держать в светских домах. Гость еще за дверью, но видна его рука в перчатке, взявшаяся за занавес. У молодого человека на лице испуг: глядя на дверь, он прикрывает хлеб книгой.

    Кто он, этот молодой человек? Пустой бездельник, для которого самое главное в жизни – слыть богатым барином, блистать в свете, быть одетым по последней французской моде. Живет он обычно в долг, за чужой счет.

    Слайд 17

    «Вдовушка»

    Работая над этой картиной, Федотов думал о младшей сестре Любочке. У нее умер муж-офицер и ничего кроме долгов, ей не оставил. Что ожидает ее в будущем? Голод, нищета, горькая судьба русской женщины – офицерской вдовы. Вот она стоит у комода, лицо у нее грустное, задумчивое и покорное. Может быть, вчера похоронила она мужа, а сегодня в дом пришли кредиторы. Как жить?

    Слайд 18

    «Анкор, еще анкор!»

    Маленькое, как и всегда у Федотова, полотно неоконченной картины «Анкор, еще анкор!» представляет зрителю будни офицера николаевской армии, отбывающего службу в каком-то глухом углу России. Бессмысленность и бесцельность существования этого человека, убивающая в нем всякое живое чувство,- вот тема картины, осуждающей губительное влияние, которое оказывала на человека система николаевской военщины, столь хорошо знакомая Федотову по собственному опыту.

    Расслабленная поза лежащего ничком на лавке офицера, красный, горячечный свет одинокой свечи создают ощущение безысходного одиночества и пустоты существования.

    Слайд 19

    «Свежий кавалер»

    Первой значительной работой Федотова была небольшая картина «Свежий кавалер» (1846; ГТГ) - сатирическое изображение полнейшего нравственного и духовного ничтожества чиновничьего мира Петербурга и Москвы 40-х гг. Здесь представлена оживленная перебранка между чиновником, только что поднявшимся с постели после пирушки, и его кухаркой, развязной молодой женщиной. Во всем облике этого заспанного, неряшливо одетого в рваный халат человека со свежеполученным орденком на груди - неописуемая смесь чванства и ограниченности.

    Слайд 20

    Есть на свете старая-престарая пословица: «Скажи мне, с кем ты знаком, и я скажу, кто ты таков».

    С неменьшим смыслом можно, пожалуй, сказать: «Покажи мне твоё жильё, а я определю твои привычки, твой характер».

    Александр Иванович Куприн

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме; вот он играет в карты с полковыми товарищами; вот он пишет портрет собачонки Фидельки; его портрет изображен на комоде рядом с вдовушкой… И каждый раз, изображая себя, он как будто смеется над собой, то добродушно, лукаво, то печально.

    Слайд 25

    Это последний автопортрет Федотова – мрачный и безнадежный, глаза художника беспокойные, настороженные, больные. «…Я увидел себя в страшной безнадежности, потерялся, чувствовал какой-то бред ежеминутный» - так писал он тогда в неотправленном письме Юленьке Тарновской.

    Постоянная нищета, многолетнее переутомление, нервное напряжение и крушение прекраснодушных иллюзий сказались роковым образом. Весной 1852 г. у Федотова обнаружились признаки психического расстройства.

    Последний автопортрет художника.

    Слайд 26

    Вывод:

    Имя этого художника хорошо известно любителям живописи. Его знают в основном по его юмористически-саркастичным картинам. Неслучайно, Федотова называли «Гоголем в русской живописи», а его творческое кредо «живописным анекдотом». Жизнь его, как и у большинства живописцев того времени, была тяжелой: бедность, болезни, постоянная борьба за существование и трагический ранний конец. Нам осталось его интересное творчество.

  • Слайд 32

    Библиография

    • Федотов: Альбом /Авт-сост. Э.Д. Кузнецов. – М.: Изобраз. искусство, 1990. - 64 с.
    • БЭКМ – большая компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия
    • Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл..- М.: Дрофа. 2006.
    • Карпова Т. Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни. // «Крестьянка».- 1997.-№4
    • Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. М.: Дет. Лит. – 1966.- С.7-52
    • Белошапкина Я. Анкор, ещё анкор! // Искусство.- №13.-2009.
    • Белошапкина Я. Завтрак аристократа // Искусство.- №13.-2009.
    • Белошапкина Я. Павел Федотов // Искусство.- №13.-2009.
    • Белошапкина Я. Свежий кавалер // Искусство.- №13.-2009.
    • Белошапкина Я. Сватовство майора // Искусство.- №13.-2009.
  • Посмотреть все слайды

    1 слайд

    ПОДБОРКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РЕАЛИСТОВ. П. А. ФЕДОТОВ (1815-1852) МОУ СОШ №36 Выполнила: Корельская Наталья, 11 класс

    2 слайд

    Подборка наиболее выдающихся произведений живописи художника-реалиста Павла Андреевича Федотова. Реализм - направление в искусстве, характеризующееся изображением социальных, психологических, экономических и прочих явлений, максимально соответствующих действительности. В сфере художественной деятельности значение реализма очень сложно и противоречиво. Его границы изменчивы и неопределённы; стилистически он многолик и многовариантен. В рамках направления формируются новые жанры - бытовая картинка, пейзаж, натюрморт, портрет в жанре реализма. Термин «реализм» впервые употребил Ж.Шанфлери для обозначения искусства, противостоящего романтизму и символизму. Рождение реализма чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе(1819-1877), открывшего в 1855 г. в Париже свою персональную выставку «Павильон реализма».

    3 слайд

    Павел Андреевич Федотов- выдающийся русский живописец и рисовальщик. Родился он в Москве 22 июня 1815 года, в приходе Харитония, что в Огородниках. У отца его был маленький деревянный домик; человек он был бедный, семья была большая, и дети, в том числе и Павлуша, росли без особенного надзора. Одиннадцати лет его отдали в кадетский корпус. Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде. Начав военную службу прапорщиком лейб-гвардии гренадерского Финляндского полка в Санкт-Петербурге, Федотов занимается музыкой, переводами с немецкого, пишет эпиграммы на товарищей, рисует на них карикатуры. Средств у него не было никаких, в свободное от службы время он занялся карикатурами и портретами, которые были чрезвычайно удачны и обратили на себя внимание ценителей. После долгих убеждений он даже решился оставить службу и с пенсией в 28 рублей 60 копеек в месяц вышел в отставку. Он на эту пенсию не имел права: ему она была назначена только по особенной милости государя Николая Павловича, оценившего его талант и предполагавшего, что из него выйдет хороший батальный живописец. Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию. Большое влияние на него оказал К.Брюллов. В академических классах, под руководством профессора Зауервейда, тоже, по-видимому, сомневавшегося в его таланте, он изучал батальную живопись. Дома он изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора. Иван Андреевич Крылов, увидев эскизы Федотова, написал ему письмо, в котором советовал перестать работать в жанре баталий и перейти к изображению обыденной жизни. Федотов поверил баснописцу и бросил Академию. В1847 году им была написана первая картина, которую он решился представить на суд профессоров. Картина эта называлась «Свежий кавалер». Другая картина "Разборчивая невеста", была написана на текст известной басни Крылова. В этих произведениях не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении. На выставке 1849 года впервые появились и эти две картины, и новая, гораздо более совершенная - "Сватовство майора". За последнюю картину художника удостоили званием академика. Публика с нескрываемым удивлением и восторгом стояла перед этими картинами: это было новое откровение, новый мир, открытый художником. До сих пор русская жизнь, как она есть, во всей ее реальной откровенности, не появлялась еще в живописи. Она принесла художнику и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его здоровье. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни. Весной 1852 года им была задумана новая картина "Возвращение институтки в родительский дом". Но художник становился все более ненормален и нуждался в строгом надзоре. Его пришлось поместить в лечебницу для душевнобольных, и там он окончил свое грустное существование. Хоронили его 18 ноября 1852 года. После Федотова картин осталось немного.

    4 слайд

    "Разборчивая невеста" 1847 г. П.А.Федотов взял известную басню Крылова «Разборчивая невеста» о привередливой красавице, которая год за годом отказывала всем претендентам, пока вдруг не спохватилась: «Красавица, пока совсем не отцвела, За первого, кто к ней присватался, пошла, И рада, рада уж была, Что вышла за калеку». Избран был тот решающий момент, который позволял все понять - и судьбы людей, объясняющихся друг с другом, и суть самого объяснения, и то, что вслед за этим последует. Персонажи на самом деле проживают столь важную для них ситуацию, всецело отдаваясь своим чувствам. Вещи вокруг строго отобраны, и ни одна из них не кажется лишней: и цилиндр с положенными в него перчатками, опрокинутый Женихом, когда он резво бросился к ногам Невесты, и предметы обстановки.

    5 слайд

    "Разборчивая невеста" 1847 г. Третьяковская галерея, Москва

    6 слайд

    "Свежий кавалер" 1848 г. Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки, данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. Под столом виден один из вчерашних гостей, спросонья наблюдающий за домашней сценой.

    7 слайд

    "Свежий кавалер" 1848 г. Третьяковская галерея, Москва

    8 слайд

    "Сватовство майора" 1848 г. Эта картина- высокохудожественный образ из московской купеческой жизни. Центр картины занимает невеста, одетая в широкое кисейное платье 1840-х годов, кинувшаяся из комнаты при известии, что приехал жених. Мать, одетая по-купечески, в шелковом повойнике, поймала ее за платье; старик отец наскоро запахивает свою сибирку; ключница, нянька и горничная суетятся у закусочного стола. Сваха в шелковом шугае, с неизбежным платочком в руках, стоит в дверях, оповещая о женихе. Сам жених виден в открытую дверь: это бравый усатый майор, в котором отчасти можно уловить черты лица самого художника. Равнодушным к общему переполоху остается только котенок, занимающий самый первый план картины и беззаботно умывающийся на паркете купеческой гостиной.

    9 слайд

    "Сватовство майора" 1848 г. Третьяковская галерея, Москва

    10 слайд

    «Все холера виновата!» 1848 г. Долго провозился Федотов с сюжетом «Все холера виновата», набросанным по горячим следам недавних печальных событий, все еще не потерявших некоторую остроту. Впрочем, этот сюжет задумывался в духе скорее ироническом. Небольшая домашняя пирушка, один гость свалился со стула, перебрав в напитках, а вокруг него суета: женщина растирает ему щеткой грудь, хозяин тянется со стаканом чаю, между двумя дамами идет жаркий, чуть ли не до драки, спор о необходимых средствах, а потерпевший меж тем лежит пластом, раскинув руки,- серьезное перемешано с комическим. «Как лукавого в грехах Наш брат укоряет Так, когда холеры страх В городе гуляет Все всему она виной Все холеры. Так иной Чуть до вкусного дорвется Не утерпит - так напрется, Что в здоровую-то пору Переварить желудку в пору. Так подчас забывши страх На приятельских пирах Выпьют одного вина По полдюжины на брата Смотришь худо кто ж вина Все холера виновата»

    11 слайд

    12 слайд

    «Жена-модница»(«Львица») 1849 г. На картине изображена светская дамочка, стоящая посреди гостиной в «модной» позе. Она нарядно одета, чего нельзя сказать о её муже. Во рту тонкая папироска, все мысли её заняты только одним- модой, одеждой, внешним лоском. Среди домашнего развала, грязи и серости все это смотрится весьма иронично. «Прежде барыней была И примерною слыла, В рынок с поваром ходила, Огурцы, грибы солила И огарки берегла. Погуляла за границей Да в Париже пожила - Возвратилась львицей».

    13 слайд

    14 слайд

    «Завтрак аристократа» 1851 г. После успеха картины «Сватовство майора», Федотов, перебирая свои наброски, решил остановиться на теме, подсказанной фельетоном. Представленная в картине ситуация сама по себе не уродлива, не безобразна. Сюжет, как всегда у Федотова, читается достаточно ясно: обедневший аристократ сидит в роскошном показном интерьере. Заслышав шаги гостя, он прячет кусок хлеба, который составляет весь его завтрак. Нам не виден гость, а лишь пола его сюртука и рука в перчатке, отодвигающая портьеру. Шум в прихожей застал «аристократа» врасплох и он второпях пытается книжкой прикрыть улику. Перед нами одна из любимых федотовских тем - ложь, надувательство, скрывающиеся за видимым благополучием. Великолепно написанный интерьер с устоявшейся красотой предметов, его населяющих, противопоставлен миру обмана, в который ввергнут герой. В этом сопоставлении и содержится нравоучительный смысл. Федотов придал ему оттенок комичности, недаром он вспомнил в связи с картиной мудрое народное изречение: «на брюхе шелк, а в брюхе щелк».

    15 слайд

    16 слайд

    «Вдовушка» 1851 г. "Вдовушка" отмечена особенной, намеренной простотой. В картине только одна фигура и нет никакого действия. В полутемной, незатейливо убранной комнате стоит, облокотившись на комод, молодая беременная женщина в черном траурном платье. На ее лице застыло выражение глубокой печали и задумчивости. На комоде, рядом с иконой, стоит портрет молодого офицера в гусарском мундире - покойного мужа вдовушки. В темном углу комнаты, возле кровати, горит забытая с ночи свеча; она освещает корзину, в которую кое-как сложены немногочисленные вещи, еще принадлежащие молодой женщине; мебель уже не ее - она описана, и к ней привешены казенные печати. Муж оставил в наследство одни долги, кредиторы описали имущество, и вдове предстоит покинуть тот уютный мирок, в котором еще недавно она была хозяйкой. Безрадостное будущее открывается перед ней. Сцена, написанная Федотовым, отмечена той же непринужденной естественностью, которая характеризует и его сатирические картины. В облике вдовушки нет ничего показного, ничего нарочитого, никакой позы; в ней та же неприкрашенная жизненная правда, которая составляет самое существо федотовской живописи.

    17 слайд

    18 слайд

    «Игроки» 1852 г. В картине Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. Несколько часов, проведенных во взаимном обмане, соперничестве и борьбе игроки были вместе. Но вот свершилось то, что должно было свершиться. Выигравшие со своими тяжелыми головами, затекшими поясницами и ноющими суставами оказались в одном мире, а проигравший с охватившим его чувством полной безысходности - в другом. Свет, пространство и движение разделили их в картине. Он спокоен и неподвижен. Они извиваются и шевелятся. Сокрушенный и низвергнутый, он застыл, одна рука его продолжает сжимать стакан с вином. Проигравший почти смешон: недокуренная сигарета глупо торчит изо рта, он похож на сумасшедшего и, видимо, близок к тому. Игроки безлики, безжизненны. В них нет никакого чувства, ничего человечного. Только низость и опустошенные души.

    Федотов Павел
    Андреевич русский офицер и
    художник

    Федотов Павел
    Андреевич -
    высокоталантливый
    рисовальщик и живописец,
    родоначальник
    юмористического жанра в
    русской живописи, сын
    очень бедного чиновника,
    бывшего воина
    Екатерининских времен.
    Автопортрет. П.А.Федотов

    Из биографии художника

    Родился Павел Андреевич в Москве 22
    июня 1815 г. на одной из окраинных улицах
    Москвы в Огородниках в семье
    титулярного советника. Отец художника,
    мечтал о военной карьере для сына. На
    всю жизнь запомнились Павлуше рассказы
    отца, в прошлом суворовского солдата, о
    походах и сражениях.
    Одиннадцати лет от роду
    Павел Федотов был определен в
    воспитанники Первого Московского кадетского корпуса.
    Главный фасад Кадетского корпуса
    Екатерининского дворца в
    Лефортове. Антонио Ринальди.
    П.А.Федотов
    Портрет отца

    Из истории кадетских корпусов России

    При Николае I складывается
    наиболее стройная и рациональная
    система устройства кадетских
    Николай I
    корпусов и управление ими.
    В 1824 г. в Екатерининских казармах г. Москвы
    размещается прибывший из Ярославля Смоленский
    кадетский корпус. Тогда же корпус
    переименовывается в 1-й Московский кадетский
    корпус, который был отнесен к военным учебным
    заведениям первого класса.

    В 1830 г. он был сделан
    унтер-офицером, в 1833 г.
    произведен в фельдфебели и
    в 1833 г. окончил курс первым
    учеником, при чем его имя, по
    заведенному
    обычаю, внесено на почетную
    мраморную доску в актовой
    зале корпуса.
    П.А. Федотов окончил корпус
    в звании поручика и получил
    самое престижное
    назначение: в лейб-гвардии
    Финляндский полк, в СанктПетербург.
    Кадет Федотов.
    портрет Стромилова.
    1828

    ИЗ ИСТОРИИ
    ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ
    ПОЛКА
    Комплекс казарм
    ФИНЛЯНДСКОГО ЛЕЙБ-ГВАРДИИ
    ПОЛКА
    Финляндский лейб-гвардии полк,
    был сформирован в декабре 1806г.
    в Стрельне и Петергофе как
    Батальон Императорской милиции,
    а уже в 1808г. причислен к гвардии.
    В октябре 1811г. его переформировали в три батальона и назвали
    лейб-гвардейским полком. В
    России армия распадалась на
    армейские и гвардейские корпуса.
    Гвардия – отборная часть войска, пользующаяся некоторыми служебными
    преимуществами перед армейскими полками.
    Служба в гвардии могла обеспечить Федотову карьеру,
    успех и деньги на всю жизнь.

    Федотов - офицер

    Федотов офицер
    Началась полковая
    жизнь. В первые месяцы
    Федорова увлекла жизнь
    гвардейского офицерства
    – пирушки, карты, веселые
    песни. Но прошло немного
    времени, новизна
    утратила свою прелесть.
    Все чаще за внешним
    блеском парадов он видел
    пустую, бездумную жизнь
    гвардейского офицера.
    Семейный портрет

    На акварельных и масляных портретах однополчан военные лишены обычного для той поры романтического ореола героической личности. Товарищи

    «Федотов и его товарищи по лейб-гвардии
    Финляндскому полку»
    Много зарисовок Федотов
    делал из солдатской жизни.
    Он рисовал карикатуры и
    портреты друзей, сцены из
    полковой жизни.
    На акварельных и масляных портретах
    однополчан военные лишены обычного
    для той поры романтического ореола
    героической личности. Товарищи по полку
    предстают перед зрителями буднично,
    без всякой позы, они скромны и интеллигентны, художник относится с симпатией к
    своим героям, но трезво и объективно.

    Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского
    полка великого князя Михаила Павловича
    8 июля 1837 г.
    1838. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

    Академия художеств. Санкт- Петербург.

    Эрмитаж. Набережная Невы
    Года через три - четыре
    службы в полку, молодой
    офицер начал посещать
    вечерние рисовальные
    классы Академии
    Художеств, на Набережной
    Невы. Там он старался
    строже изучить формы
    человеческого тела и
    сделать свою руку более
    свободной и послушной в
    передаче видимой
    природы.
    Часто Федотов как ученик
    Академии посещал
    Эрмитаж.

    Крестьянский мир А.Г.Венецианова

    «Гумно»
    «На жатве. Лето»
    Автопортрет
    «Пастушок с дудкой»
    «На пашне. Весна».
    «Пастушок»

    К. П. Брюллов

    Большое впечатление на Федотова произвела картина
    Брюллова «Последний день Помпеи». Она была выставлена
    в Академии Художеств. И в 1840 году Федотову разрешено
    было стать учеником Брюллова. Но учеником Брюллова
    Федотов так и не стал: он еще не верил в свой талант.
    Автопортрет
    «Последний день
    Помпеи»

    Федотов - живописец

    Свободного времени становилось все
    меньше, все чаще закрадывалось в душу
    сомнение: может быть, никогда не будет он
    настоящим художником?
    Испытывая неодолимое влечение к
    искусству и приняв совет И. А. Крылова
    (который был одним из любимых его
    писателей), он выходит в 1844 г. в отставку.
    Сначала, учась у А. И. Зауервейда, Федотов
    думал посвятить себя батальной живописи.
    Гениальный старец, видевший некоторые
    из работ Федотова, убеждал его бросить
    солдатиков и лошадок и заняться
    исключительно бытовым жанром.
    Так Федотов и поступил.
    И. А. Крылов.

    Полотна Федотова

    Художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению
    приемов живописи и к весне 1848 г. написал одну за другой, по имевшимся уже в его
    альбоме наброскам, две картины: «Свежий кавалер» и «Разборчивая невеста». Будучи
    показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии Художеств, они привели его в
    восхищение; благодаря ему, а еще больше своим достоинствам, они доставили Федотова
    от академии звание назначенного в академики.
    Чтоб в одиночестве не кончить
    веку,
    Красавица пока совсем
    не отцвела,
    За первого. кто к ней
    присватался, пошла:
    И рада, рада уж была, что
    вышла за калеку.
    И.А. Крылов
    «Разборчивая невеста»
    «Разборчивая невеста».

    "Сватовство майора»

    "Сватовство майора»
    Главное произведение
    Федотова - картина
    «Сватовство майора»
    (1848), изображающая
    сцену приема жениха офицера купеческим
    семейством. Здесь
    подмечено одно из
    характернейших явлений
    русской жизни 40-х гг.-
    стремление части
    купечества подняться на
    общественной лестнице
    ступенью выше и с
    другой стороны, желание
    многих представителей
    разоряющегося
    дворянства
    поправить свои дела
    выгодной женитьбой.
    «Сватовство майора» (1848),

    «Завтрак аристократа»

    …Утро. В богато убранной комнате
    завтракает молодой барин. На завтрак у
    него – кусок черного хлеба, а рядом на
    стуле - объявление о продаже устриц.
    Конечно, он предпочел бы есть устрицы, но
    денег нет, и он набил рот черным хлебом.
    Вдруг почуял гостя пудель –
    «аристократическая собака», которую
    принято было держать в светских домах.
    Гость еще за дверью, но видна его рука в
    перчатке, взявшаяся за занавес. У
    молодого человека на лице испуг: глядя на
    дверь, он прикрывает хлеб книгой.
    Кто он, этот молодой человек? Пустой
    бездельник, для которого самое главное в
    жизни – слыть богатым барином, блистать
    в свете, быть одетым по последней
    французской моде. Живет он обычно в
    долг, за чужой счет.

    «Вдовушка»

    Работая над этой картиной,
    Федотов думал о младшей
    сестре Любочке. У нее умер
    муж-офицер и ничего кроме
    долгов, ей не оставил. Что
    ожидает ее в будущем?
    Голод, нищета, горькая
    судьба русской женщины –
    офицерской вдовы. Вот она
    стоит у комода, лицо у нее
    грустное, задумчивое и
    покорное. Может быть,
    вчера похоронила она
    мужа, а сегодня в дом
    пришли кредиторы. Как
    жить?

    «Анкор, еще анкор!»

    Маленькое, как и всегда у Федотова,
    полотно неоконченной картины
    «Анкор, еще анкор!» представляет
    зрителю будни офицера николаевской
    армии, отбывающего службу в какомто глухом углу России.
    Бессмысленность и бесцельность
    существования этого человека,
    убивающая в нем всякое живое
    чувство,- вот тема картины,
    осуждающей губительное влияние,
    которое оказывала на человека
    система николаевской военщины,
    столь хорошо знакомая Федотову по
    собственному опыту.
    Расслабленная поза лежащего
    ничком на лавке офицера, красный, горячечный свет одинокой свечи создают
    ощущение безысходного одиночества и пустоты существования.

    «Свежий кавалер»

    Первой значительной
    работой Федотова была
    небольшая картина «Свежий
    кавалер» (1846; ГТГ) -
    сатирическое изображение
    полнейшего нравственного и
    духовного ничтожества
    чиновничьего мира
    Петербурга и Москвы 40-х гг.
    Здесь представлена
    оживленная перебранка
    между чиновником, только
    что поднявшимся с постели
    после пирушки, и его
    кухаркой, развязной молодой
    женщиной. Во всем облике
    этого заспанного, неряшливо
    одетого в рваный халат
    человека со
    свежеполученным орденком
    на груди - неописуемая
    смесь чванства и
    ограниченности.

    Александр Иванович Куприн
    Есть на свете стараяпрестарая пословица:
    «Скажи мне, с кем ты
    знаком, и я скажу, кто ты
    таков».
    С неменьшим смыслом
    можно, пожалуй, сказать:
    «Покажи мне твоё жильё,
    а я определю твои
    привычки, твой
    характер».

    Художник очень часто пишет и рисует себя: вот он молодой блестящий гвардеец в парадной форме; вот он играет в карты с полковыми товарищами;

    Художник очень часто пишет и рисует
    себя: вот он молодой блестящий гвардеец в
    парадной форме; вот он играет в карты с
    полковыми товарищами; вот он пишет
    портрет собачонки Фидельки; его портрет
    изображен на комоде рядом с вдовушкой… И
    каждый раз, изображая себя, он как будто
    смеется над собой, то добродушно, лукаво,
    то печально.

    Последний автопортрет художника.
    Это последний автопортрет
    Федотова – мрачный и
    безнадежный, глаза художника
    беспокойные, настороженные,
    больные. «…Я увидел себя в
    страшной безнадежности,
    потерялся, чувствовал какой-то
    бред ежеминутный» - так писал он
    тогда в неотправленном письме
    Юленьке Тарновской.
    Постоянная нищета, многолетнее
    переутомление, нервное
    напряжение и крушение
    прекраснодушных иллюзий
    сказались роковым образом.
    Весной 1852 г. у Федотова
    обнаружились признаки
    психического расстройства.
    14 ноября художника не стало.

    Вывод:

    Имя этого художника хорошо известно
    любителям живописи. Его знают в основном
    по его юмористически-саркастичным
    картинам. Неслучайно, Федотова называли
    «Гоголем в русской живописи», а его
    творческое кредо «живописным анекдотом».
    Жизнь его, как и у большинства живописцев

    Библиография

    1.
    2.
    3.
    4.
    5.
    6.
    7.
    8.
    9.
    10.
    Федотов: Альбом /Авт-сост. Э.Д. Кузнецов. – М.: Изобраз. искусство,
    1990. - 64 с.
    БЭКМ – большая компьютерная энциклопедия Кирилла и Мефодия
    Данилова Г. И. Мировая художественная культура: от XVII века до
    современности. Профильный уровень: учеб. Для 11 кл..- М.: Дрофа.
    2006.
    Карпова Т. Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни.
    // «Крестьянка».- 1997.-№4
    Шер Н.С. Рассказы о русских художниках. М.: Дет. Лит. – 1966.- С.752
    Белошапкина Я. Анкор, ещё анкор! // Искусство.- №13.-2009.
    Белошапкина Я. Завтрак аристократа // Искусство.- №13.-2009.
    Белошапкина Я. Павел Федотов // Искусство.- №13.-2009.
    Белошапкина Я. Свежий кавалер // Искусство.- №13.-2009.
    Белошапкина Я. Сватовство майора // Искусство.- №13.-2009.