Главные темы и сюжеты народного эпоса. Миф и героический эпос разных народов

Эпос - это дословно с греческого "повествование". Его основная задача - описывать события со стороны. На протяжении долгого времени эпосом не затрагивались события, относящиеся к внутренним переживаниям человека. И даже когда ситуация изменилась, описание чувств и внутренней жизни продолжало быть отстраненным, рассудительным.

Задачи эпоса в литературе

Эпос - это взаимное размышление над событиями как автора, так и его читателей. А они, в свою очередь, требуют трезво оценивать вещи. Это позволяет лучше увидеть связь между причинами и следствиями, сопутствующими человеческой жизни. Он позволяет взглянуть за занавес повседневной спешки и объединить то, что на первый взгляд кажется случайностью, а в действительности является закономерностью.

Эпос, как жанр литературы

Объем произведения, написанного в жанре эпос, - это и маленькие рассказы, и большие романы, эпопеи. Основную роль в таких произведениях возлагают на самого рассказчика. Повествуя о персонажах и событиях, он отстраняется, как будто не участвует в этом, благодаря чему и создается уникальная атмосфера произведения. Кроме того, такие рассказы оставляют не только след описываемых событий, но и сохраняют память о самом рассказчике, его образе мышления и манере разговора. Стоит отметить, что эпическое произведение заключает в себе всевозможные литературные средства. Благодаря использованию повествовательной формы в эпических произведениях, у читателей есть возможность проникнуть глубоко во внутренний, скрытый от посторонних глаз, мир человека.

Развитие эпической литературы в истории культуры

Рассматривая эпическую литературу до XVIII века, можно смело говорить о том, что поэма была самым распространенным жанром в этой отрасли. Основным источником ее сюжета являлись народные предания. Все образы обобщались и идеализировались, информация предоставлялась в стихотворной форме.

А вот основной жанр, в промежутке с XVIII по XIX век, который представляет собой эпос, - это роман. В прозаической форме описывается современность, происходит индивидуализация образов, речь становится отражением общественного сознания. А вот полное отображение жизни касалось больше рассказов, повестей и новелл.

Первоначальная суть эпоса заключалась в пересказах подвигов. Таким образом, передовыми персонажами были положительные, отважные, смелые герои и их противники, представляющие собой зло. Герои эпоса в основном идеализировались, им приписывались мистические свойства, но при этом они продолжали быть людьми, которые заботятся о своих близких и соотечественниках. В героическом эпосе в основном сочетается война и любовь. Главный герой вступает на тропу войны с силами зла, проявляет доблесть, честь, достоинство и доброту. И в итоге, пройдя все преграды и преодолев все зло, он получает чистую и светлую любовь.

Мистификация и приписывание героям сверхъестественных способностей позволяет сделать повествование более интересным для читателей, знакомит их с иным миром, в котором нет серой обыденности. Он наполнен событиями, подвигами и эмоциями героев, показанных со стороны. Таким образом, эпос является одним из древнейших жанров литературы и повествования. Он способен показать читателю не только события, давно ушедшие, но и душу рассказчика. А с учетом того, что эпос до сих пор является одним из самых распространенных жанров у современных писателей и поэтов, можно сделать вывод, что это одна из самых значимых форм литературы. А благодаря его многогранности каждый читатель сможет найти эпическое произведение, соответствующее его внутренним культурным и духовным потребностям.

Народный героический Эпос возник в эпоху разложения первобытнообщинного строя и развивался в античном и феодальном обществе, в условиях частичного сохранения патриархальных отношений и представлений, при которых типичное для героического изображение общественных отношений как кровных, родовых могло не представлять ещё сознательного художественного приёма.

В классических формах Эпос богатыри-вожди и воины представляют историческую народность, а их противники часто тождественны историческими «захватчикам», иноземным и иноверным угнетателям (например, турки и татары в слав. Эпос ). «Эпическое время» здесь уже - не мифическая эпоха первотворения, а славное историческое прошлое на заре национальной истории. Древнейшие государственные политические образования (например, Микены - «Илиада», Киевское государство князя Владимира - былины, государство четырёх ойротов - «Джангар») выступают как обращенная в прошлое национальная и социальная утопия. В классических формах Эпос воспеваются исторические (или псевдоисторические) лица и события, хотя само изображение исторических реалий подчинено традиционным сюжетным схемам; иногда используются ритуально-мифологические модели. Эпический фон обычно составляет борьба двух эпических племён или народностей (в большей или меньшей мере соотнесённых с реальной историей). В центре часто стоит военное событие - историческое (Троянская война в «Илиаде», битва на Курукшетре в «Махабхарате», на Косовом Поле - в сербских юнацких песнях), реже - мифическое (борьба за Сампо в«Калевале»). Власть обычно сосредоточена в руках эпического князя (Владимир - в былинах, Карл Великий - в «Песне о Роланде»), но носителями активного действия являются богатыри, чьи героические характеры, как правило, отмечены не только смелостью, но и независимостью, строптивостью, даже неистовостью (Ахилл - в «Илиаде», Илья Муромец - в былинах). Строптивость приводит их порой к конфликту с властью (в архаической эпике - к богоборчеству), но непосредственно общественный характер героического деяния и общность патриотических целей большей частью обеспечивают гармоническое разрешение конфликта. В Эпос рисуются преимущественно действия (поступки) героев, а не их душевные переживания, но собственный сюжетный рассказ дополняется многочисленными статическими описаниями и церемониальными диалогами. Устойчивому и относительно однородному миру Эпос соответствует постоянный эпический фон и часто размеренный стих; цельность эпического повествования сохраняется при сосредоточении внимания на отдельных эпизодах.

Основные черты античного эпоса

1) в центре повествования – человек, его судьба и участие в судьбе государства (города и т.д.);

2) форма повествования – путешествие с приключениями и совершением подвигов;

3) образ героя – образ воина: победителя, героического человека;

4) обязательное наличие героев особого плана – сверхсилы (в Греции и Риме этой силой являются боги);

5) язык и стиль очень тяжеловесны, громоздки; медленное развитие сюжеты, множество авторских отступлений;

6) автор в ходе повествования занимает разные позиции: то наблюдатель, то участник событий, то историкописец (но в средневековом эпосе авторское начало ослаблено в связи с существованием большинства произведений в устной форме).

4. Зарождение и становление древнегреческого исторического эпоса. Гомер и «гомеровский вопрос»

Памятники героического эпоса составляют ценнейшую часть культурного наследия и предмет национальной гордости народов. История национальной литературы начинается с эпоса,
а книжные героические эпопеи восходят обычно к устно-поэтическим образцам этого жанра. Фольклор - колыбель словесного искусства. Если выяснение генезиса
того или иного эпического памятника оказывается чрезвычайно важным для понимания путей формирования
национальной литературы, то исследование происхождения
и ранних форм героического эпоса в целом - важнейший
аспект в изучении «предыстории» мировой литературы.
Именно в этом плане в настоящей работе
рассматриваются древнейшие герои и сюжеты архаических
эпических памятников.
В истории литературы можно выделить целую «эпическую
» эпоху, заслуживающую специального изучения
в фольклористическом и теоретико-литературном плане.
Анализ архаических эпических памятников в сопоставлении
с фольклором культурно отсталых народов дает возможность
в свою очередь выделить в этой «эпической»
эпохе древнейшую ступень, на которой «прометеевский»
пафос защиты первых завоеваний цивилизации человечества
(наивно отождествляемого со своим племенем) в
борьбе со стихийными силами природы еще не отступил
перед воинской богатырской героикой в собственном
смысле слова. Этой стадии свойственны известная ограниченность
мировоззрения и примитивность поэтических
средств, но вместе с тем, как всегда в искусстве, ей присуща
своеобразная неповторимая красота.
Перейдем к краткому обзору основных концепций
происхождения эпоса в современной науке.
В духе исторической школы трактуют происхождение
героического эпоса К. и М. Чэдвики, авторы многотомного
труда по эпосу «Становление литературы»1 . Центральный
тезис Чэдвиков - историческая достоверность, хро-
никальность эпоса. В качестве примера они указывают на
то, что «Беовульф» более точно определяет Хигелака
как короля геатов (а не данов), чем франкская хроника.
Чэдвики не сомневаются в том, что ирландский эпос,
«Илиада» или Библия могут быть надежным источником
для установления личности Конхобара, Агамемнона или
Давида. Буквально всех эпических героев авторы сопоставляют
с лицами, упоминаемыми в хрониках и летописях,
и, в частности, принимают без тени сомнения все гипотезы
Вс. Миллера о русских богатырях. Даже для Ми-
кулы Селяниновича они находят исторический прототип
в лице некоего Микулы из Пскова.
Неисторические элементы эпоса, по мнению Чэдвиков,
служат художественным целям и не ставят под сомнение
его историческую достоверность. Чэдвики находят,
что многие элементы утрачивают историзм вследствие постепенного
забвения того или иного события, что приводит
к хронологической путанице (Эрманарих, Теодорих,
Аттила рисуются в германском эпосе как современники);
смешиваются похожие исторические имена и события
(Владимир Святославич и Владимир Мономах; убийство
сына Иоанном IV и Петром I), подвиги менее известного
исторического лица приписываются более известному,
наконец появляются чудесные истории о рождении
героя.
Отклонение от исходного исторического факта и развитие
поэтического вымысла знаменуют, согласно взглядам
Чэдвиков, переход к мифу, т. е. миф оказывается не
первой, а последней стадией формирования эпоса.
Прямолинейное сопоставление эпоса с сообщениями
летописей о событиях и лицах, рассмотрение мифа как
стадии разложения эпоса и утверждение аристократического
происхождения эпоса - весь этот комплекс идей
полностью совпадает с установками русской исторической
школы.

Гомеровский вопрос - совокупность проблем, относящихся к авторству древнегреческих эпических поэм «Илиада» и «Одиссея» и личности Гомера. Острая постановка этих проблем была произведена вышедшей в 1795 году книгой Фридриха Августа Вольфа «Пролегомены к Гомеру».

Многие ученые, названные «плюралистами», доказывали, что «Илиада» и «Одиссея» в настоящем виде не являются творениями Гомера (многие даже полагали, что Гомера вообще не существовало), а созданы в VI в. до н. э., вероятно, в Афинах, когда были собраны воедино и записаны передаваемые из поколения в поколение песни разных авторов. Так называемые «унитарии» отстаивали композиционное единство поэмы, а тем самым и единственность ее автора.

Новые сведения об античном мире, сравнительные исследования южнославянских народных эпосов и детальный анализ метрики и стиля предоставили достаточно аргументов против первоначальной версии плюралистов, но усложнили и взгляд унитариев. Историко-географический и языковой анализ «Илиады» и «Одиссеи» позволил датировать их примерно VIII в. до н. э., хотя есть попытки отнести их к IX или к VII в. до н. э. Они, по-видимому, были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов.

Разные ученые по-разному оценивают, насколько велика была роль творческой индивидуальности в окончательном оформлении этих поэм, но превалирует мнение, что Гомер ни в коем случае не является лишь пустым (или собирательным) именем. Неразрешенным остается вопрос, создал ли «Илиаду» и «Одиссею» один поэт или это произведения двух разных авторов, хотя современный компьютерный анализ текста обеих поэм показал, что у них один автор.

Этот поэт (или поэты) был, вероятно, одним из аэдов, которые, по меньшей мере, с микенской эпохи (XV-XII вв. до н. э.) передавали из поколения в поколение память о мифическом и героическом прошлом. Существовали, однако, не пра-Илиада или пра-Одиссея, но некий набор устоявшихся сюжетов и техника сложения и исполнения песен. Именно эти песни стали материалом для автора (или авторов) обеих эпопей. Новым в творчестве Гомера была свободная обработка многих эпических традиций и формирование из них единого целого с тщательно продуманной композицией. Многие современные ученые придерживаются мнения, что это целое могло быть создано лишь в письменном виде.

5. Иллиада и её герои. Черты эпоса в поэме.

Илиа́да - эпическая поэма в 15 700 гекзаметров, приписываемая Гомеру, древнейший из сохранившихся памятников древнегреческой литературы. Поэма описывает события Троянской войны. Кроме того, в основу поэмы, вероятно, легли фольклорные сказания о подвигах древних героев.

Илиада начинается с конфликта в стане осаждающих Трою ахейцев (называемых также данайцами). Царь Агамемнонпохитил дочь жреца Аполлона, за что в войске ахейцев начинается мор. Ахилл выступает с критикой Агамемнона. Но тот соглашается заменить одну пленницу на Брисеиду, которая принадлежит Ахиллу. 9-летняя осада (I, 259) на грани срыва, но ситуацию исправляет Одиссей.

Во второй песне Гомер описывает силы противоборствующих сторон. Под предводительством Агамемнона к стенам Трои приплыло 1186 кораблей, а само войско насчитывало свыше 130 тыс. солдат. Свои отряды прислали различные области Эллады: Аргос (под началом Диомеда), Аркадия (под началом Агапенора), Афины и Локрида (под предводительством Аякса Великого), Итака и Эпир (под началом Одиссея), Крит (под началом Идоменея), Лакедемон (спартанцы Менелая), Микены,Родос (под началом Тлеполема), Фессалия (мирмидоняне Ахилла), Фокида, Эвбея, Элида, Этолия и пр. На стороне троянцев под предводительством Гектора сражались ополчения дарданцев (под началом Энея), карийцев, ликийцев,меонов, мизы, пафлагонцев (под началом Пилемена), пеласгов, фракийцев и фригийцев.

Поскольку троянская война началась с похищения Елены, то в третьей песне в единоборство вступают её юридический муж Менелай с фактическим - Парисом. В поединке побеждает Менелай, однако богиня Афродита спасает Париса и раненого уносит с поля боя. Из-за того, что поединок не закончился смертью одного из соперников он считается недействительным. Война продолжается. Однако ни ахейцы, ни троянцы не могут одержать верх. Смертным помогают бессмертные боги. Ахейцам покровительствует Афина Паллада, троянцам Аполлон, Арес и Афродита. Однако пятая песньповествует как в жестокой сече даже бессмертные Арес и Афродита получают ранения от руки ахейца Диомеда. Видя силу Афины Паллады, предводитель троянцев Гектор возвращается в Трою и требует принести богине богатые жертвы. Заодно Гектор стыдит скрывшегося в тылу Париса и обнадеживает свою жену Андромаху.

Возвратившись на поле боя, Гектор вызывает на поединок сильнейшего из ахеян и его вызов в седьмой песне принимает Аякс Великий. Герои бьются до поздней ночи, но никто из них не может одержать верха. Тогда они братаются, обмениваются дарами и расходятся. Тем временем воля Зевса склоняется на сторону троянцев и лишьПосейдон остается им верен. Ахейское посольство отправляется к Ахиллу, чье войско бездействует из-за ссоры их предводителя с Агамемноном. Однако рассказ о бедствиях ахейцев, прижатых троянцами к морю, трогает лишь Патрокла - друга Ахилла. Контратакуя, троянцы едва не сжигают ахейский флот, но благосклонная к ахейцам богиня Гера обольщает и усыпляет своего мужа бога Зевса, чтобы спасти своих фаворитов. Видя подожженный троянцами ахейский корабль, Ахилл отправляет в бой своих солдат (2500 человек) под управлением Патрокла, однако сам уклоняется от сражения, держа гнев на Агамемнона. Однако Патрокл гибнет в битве. Сначала его в спину копьем поражает Эвфорб, а затем Гектор наносит ему смертельный удар пикой в пах. Желание отомстить за друга возвращает в игру Ахилла, который, в свою очередь, убивает Гектора, поразив его копьем в шею. В конце Илиады разворачивается тяжба за тело Гектора, которое Ахилл первоначально отказывался выдаватьотцу погибшего для погребения.

Боги Илиады

Сакральным значением в Илиаде обладает гора Олимп, на которой восседает верховный бог Зевс сын Кроноса. Его чтут как ахейцы, так и троянцы. Он возвышается над противоборствующими сторонами. У Зевса упомянут брат черновласый Посейдон, который однозначно поддерживает ахейцев (XIII, 351). У Зевса есть жена Гера (также дочь Кроноса, которая и Океана почитает отцом - XIV, 201) и божественные дети: Аполлон (обителью которого назван Пергам), Арес, светлоокая Афина Паллада,Афродита, Гефест. Гера и Афина выступают на стороне ахейцев, а Аполлон и Афродита - на стороне троянцев.

ЭПИЧЕСКИЙ СТИЛЬ. Поэмы отличает эпический стиль. Его определяющие особенности: строго выдержанный повествовательный тон; неторопливая обстоятельность в развитии сюжета; объективность в обрисовке событий и лиц. Подобная объективная манера, беспристрастность, почти исключающая субъективизм, так последовательно выдержана, что, кажется, автор нигде не выдает себя, не выказывает своих эмоций.

В «Илиаде» нередко видим, как Зевс оказывается не в состоянии сам распорядиться судьбой героя, берет в руки весы и кидает на них жребий героев - Гектора (XXII, 209-213) и Ахилла и двух войск - троянского и ахейского (VIII, 69-72, ср. XVI, 658); так же решается участь Сарпедона и Патрокла (XVI, 435-449; 786-800). Нередко боги принимают и непосредственное участие в боях: чтобы

ахейцы могли успешнее действовать против троянцев, Гера усыпляет Зевса (XIV). А в последнем бою сам Зевс позволяет богам принять участие (XX). В «Одиссее» участие богов имеет более формальный характер: Афина находит и снаряжает корабль для Телемаха (II, 382-387), освещает перед ним зал светильником (XIX, 33 сл.) и т. д. Обещание Зевса покарать Агамемнона, данное в начале «Илиады» (I), осуществляется лишь долгое время спустя. Даже гнев богов - Зевса и Аполлона в «Илиаде», Посейдона в «Одиссее» - не имеет органического значения в ходе действия поэм. В своем повествовании поэт сохраняет величавое спокойствие, и очень редки такие места, как сцена с Ферситом во II песни «Илиады», где автор явно проводит свою тенденцию. Вообще изложение его отличается объективностью, он нигде не раскрывает своего лица и не говорит о самом себе.

6. Одиссея героическая поэма странствий.

«Одиссея» - более поздняя из двух великих поэм древнегреческого героического эпоса. Как и «Илиада», с которой «Одиссея» связана и тематически и мировоззренчески, «Одиссея» возникла не ранее VIII в. до н. э., родина ее - ионийские города побережья Малой Азии, автор, если условно применить это слово к народному сказителю, - по преданию, слепой певец Гомер.

Герои и героика гомеровских поэм - едины и целостны, многосторонни и сложны, как целостна и многостороння жизнь, увиденная глазами сказителя, умудренного опытом всей предшествующей традиции эпического познания мира.

О взятии с помощью хитрости ахейцами Трои рассказывалось в одной из песен "Одиссеи". Слепой певец Демодок, воспевая хитроумного царя Одиссея, излагал всю историю сооружения огромного деревянного коня, внутри которого спрятались храбрейшие из ахейцев. Ночью, после того, как троянцы втащили чудовищного коня внутрь крепостных стен, ахейские воины вышли из конского чрева, захватили и разрушили "священную" Трою. Известно, что у древних греков были апокрифичные поэмы, в которых подробно описывались дальнейшие события троянской войны.

Там говорилось о смерти доблестного Ахилла, погибшего от стрелы Париса, виновника троянской войны и о сооружении рокового для троянцев деревянного коня. Известны названия этих поэм - "Малая Илиада", "Разрушение Илиона", но до нашего времени они не дошли.

Вначале Одиссей со своими спутниками попадает в страну диких людей - киконов, потом к мирным лотофагам, затем на остров киклопов, где киклоп Полифен, дикарь и людоед, съел нескольких спутников Одиссея и чуть было не уничтожил его самого.

Далее Одиссей попадает к богу ветров Эолу, потом попадает к разбойникам лестригонам и к волшебнице Кирке, которая удерживала его в течение целого года, а потом направила его в подземное царство для узнавания его будущей судьбы.

Путем особого хитрого приема Одиссей проезжает мимо острова Сирен, полуженщин, полуптиц, завлекавших к себе всех путников своим сладострастным пением и затем пожиравших их. На острове Тринакрии спутники Одиссея пожирают быков Гелиоса, за что бог моря Посейдон уничтожает все корабли Одиссея; и спасается только один Одиссей, прибитый волнами на остров нимфы Калипсо. У Калипсо он живет 3 года, и боги решают, что ему уже пора вернуться домой на Итаку. В течение нескольких песен описываются все приключения Одиссея на пути домой, где в это время местные царьки ухаживают за Пенелопой, верной женой Одиссея, ждущей его в течение 20 лет.

В итоге Одиссей все же добирается до дому, вместе со своим сыном Телемахом перебивает всех женихов, и, подавив мятеж сторонников женихов, воцаряется в своем собственном доме и начинает счастливую мирную жизнь после 20-летнего перерыва.

Несмотря на то, что путешествие Одиссея домой длилось 10 лет, "Одиссея" охватывает еще меньше времени, чем "Илиада" и действие развертывается в течение 40 дней.

"Одиссея" тоже может излагаться по отдельным дням, в течение которых происходят изображаемые в ней события.

Совершенно очевидно, что составитель или составители поэмы разделяли изображение происходящего по дням, хотя у Гомера это разделение кое-где не вполне точно выражено.

Если подвести итог распределению действия по дням в "Одиссее", то необходимо отметить, что из 40 дней, по крайней мере, 25 дней не находят для себя подробного изложения. Т.е. из 10 лет странствования Одиссея поэма изображает только последние дни перед Итакой и несколько дней на Итаке. Обо всем остальном времени, т.е. в сущности, о 10 годах, либо рассказывается самим Одиссеем на пиру у Алкиноя, либо о них только упоминается.

Несомненно, что "Одиссея" куда более сложное произведение античной литературы, чем "Илиада".

Исследования "Одиссеи" с литературной точки зрения и с точки зрения возможного авторства ведутся и по сей день.

В результате обзора критики "Одиссеи" можно придти к следующим выводам:

1. В "Одиссеи" обнаруживается соединение элементов двух самостоятельных поэм. Из них одну можно назвать собственно "Одиссеей", а другую "Телемехией".

2. "Одиссея" представляла возвращение Одиссея от Калипсо через Схерию на родину и его месть женихам в заговоре с сыном так, как она изображена в XVI песне. Пенелопа узнавала здесь мужа уже после того, как женихи были им перебиты.

3. Автор этой древней "Одиссеи" уже сам пользовался более древними песнями: он соединяет отдельную песнь "Калипсо", свободную фантазию на тему "Кирка", с "Феакидою", заметна его переработка рассказа в третьем лице в рассказ самого Одиссея.

4. В "Телемахии", рассказывающей о путешествии Телемаха в Пилос и Спарту, замечается упадок искусства композиции по сравнению с "Одиссеей". Соединение "Калипсо" с "Феакией" сделано настолько искусно, что связность и последовательность рассказа вполне безукоризненна. Напротив в "Телемахии" само путешествие Телемаха и рассказы ему Нестора и Менелая весьма слабо связаны с остальным действием поэмы и для внимательного читателя здесь открываются даже прямые противоречия.

5. Эпилог "Одиссеи" представляет контаминацию отдельных частей двух вышеупомянутых поэм и более древнего происхождения, чем окончательная редакция "Одиссеи".

6. Деятельность последнего редактора "Одиссеи" заключалась в соединении частей древней "Одиссеи", "Телемахии" и той обработке эпилога, о которой было упомянуто. Вставки редактора характерны некоторыми особенностями языка, заимствованием многих стихов из древних поэм, неясностью и непоследовательностью изложения. В некоторых случаях вставки составлены по отрывкам древних источников. Также редактор вносит в "Одиссею" содержание циклических поэм.

7. Дидактический эпос Гесиода.

Родовая община быстро разлагалась, и если Гомер был кануном классового общества, то Гесиод отражает уже ориентацию человека в пределах классового общества. Гесиод-писатель 8-7 веков д.н.э. Дидактизм его сочинений вызван потребностями времени, конца эпической эпохи, когда героические идеалы иссякали в своей яркой непосредственности и превращались в поучение, наставление, мораль. В классовом обществе людей объединяло то или иное отношение к труду. Люди задумывались о своих идеалах, но т.к. пока еще не созрели чисто торгово-промышленные отношения и не умерли старые домашне-родственные, сознание людей превратило последние в мораль, систему поучений, наставлений. Классовое общество разделило людей на имущих и неимущих. Гесиод является певцом населения разорившегося, не наживающегося на распаде древней общины. Отсюда обилие мрачных красок. «Труды и дни» написаны в наставление брату Персу, который через неправедных судей отнял у Гесиода принадлежавшую ему землю, но в дальнейшем разорился. Поэма-образец дидактического эпоса, развивает несколько тем. Первая тема построена на проповеди правды, со вставными эпизодами о Прометее и мифе о пяти веках. Вторая посвящена полевым работам, земледельческому орудию, скоту, одежде, пище и пр. атрибутам быта. Поэма пересыпана разнообразными наставлениями, рисующими образ крестьянина, знающего как и когда можно выгодно устроить свои дела, сметливого, дальновидного и расчетливого. Гесиоду тоже хочется быть богатым, т.к. «взоры богатого смелы». Мораль Гесиода всегда сводится к божественным авторитетам и не идет дальше устроения хозяйственных дел. Гесиод очень консервативен и по своему умственному горизонту весьма узок. Стиль Гесиода-противоположность роскоши, многословию и широте гомеровского эпоса. Он поражает своей сухостью и краткостью. Вообще по стилю-эпос со всеми его отличительными чертами (гекзаметр, стандартные выражения, ионийский диалект). Но эпос не героический, а дидактический, ровное эпическое повествование прерывается неведомым Гомеру драматизмом мифологических эпизодов, а язык пестрит простонародными выражениями, традиционными формулами оракулов и вполне прозаичной моралью. Моралистика настолько сильна и интенсивна, что производит очень скучное и монотонное впечатление. Но Гесиод наблюдателен и порой рисует очень живые картинки древнего быта. У него встречаются и черты некоторой поэзии, но поэзия переполнена моральными и хозяйственными указаниями. На примере его творчества можно наблюдать общественные сдвиги и противоречия. Поэмы Гесиода поражают обилием разного рода противоречий, которые однако не мешают воспринимать его эпос как некое органичное целое. Гесиод после наступления рабовладельческого строя с одной стороны бедняк, с другой-его идеалы связаны с обогащением то в старом, то в новом смысле. Оценка жизни у него полна пессимизма, но в то же время и трудового оптимизма, надежд что благодаря постоянной деятельности наступит счастливая жизнь. Природа для него прежде всего источник выгод, но Гесиод большой любитель её красот. Вообще Гесиод явился первым исторически реальным поэтом древней Греции, отразил бурную эпоху развала родовой общины

8. Античная лирика, ее основные формы, образы и средства выразительности .

Античная лирика возникла с появлением поэта-индивида, т.е. когда личность осознала свою самостоятельность, отделив себя от природы и коллектива. Термин “лирика” заменил более ранний – “мелика” (от “мелос” – мелодия). По Платону, мелос состоит из трех элементов – слова, гармонии и ритма. Под мелосом древние понимали соединение музыки, поэзии и орхестики (танцевального искусства). Слово “лирика” подразумевает аккомпанемент музыкальным инструментом – лирой, кифарой или флейтой. Лирика классического периода дошла до нас в виде фрагментов или цитат, приводимых античными авторами. Первое произведение античной лирики относится в VII веку: в апреле 648 года было затмение солнца, упоминаемое у Архилоха. Расцвет античной лирики относится к VI веку до н.э.

Греческая лирика делится на декламационную и песенную (мелос), которая, в свою очередь, делится на монодическую и хоровую.

Декламационная лирика включает в себя элегию и ямб.

Элегия – это заплачка, причитание, исполняемое в сопровождении флейты. Впоследствии скорбный характер сменяется наставительным, побуждающим. Исполнялась на пирах и народных сходках. Следы траурного характера сохранились в надгробных надписях – эпиграммах.

Наиболее распространена была гражданская, военно-патриотическая элегия. Известным ее представителем был Каллин из Эфеса:

Существует легенда о том, как во время П Мессенской войны (671 г. до н.э.) спартанцы попросили у афинян полководца. Афиняне в насмешку прислали одноглазого и хромого Тиртея, школьного учителя и поэта, но он своими воинственными элегиями так вдохновил спартанцев, что они победили. Известна и легенда о том, как афинский законодатель Солон, из знатного рода, разорился, много путешествовал и вернулся в Афины, когда мегарцы отвоевали у афинян остров Саламин. Под видом безумца Солон встал на площади и стал взывать к чести и патриотизму афинян, после чего, по Плутарху, афиняне вернули Саламин. Элегии Солона носят гномический, т.е. нравоучительно-афористический характер.

Представителем любовной элегии был Мимнерм (ок.600 г. до н.э.), который предпочитал смерть старости и отсутствию наслаждений, называл любовь “золотой Афродитой” и воспевал любовь к флейтистке Нанно. Он мечтал, чтобы человек жил всего 60 лет, но без болезней и забот. На что Солон возражал, что если уж без забот и болезней, то почему не 80? Мимнерм считается и первым представителем эротической элегии. Сочетание общественной и личной тематики отмечается в лирике Феогнида из Мегары. Из его 1400 стихов только 150 составляют любовные элегии. Феогнид – ярый и злобный враг демократии, он делит людей на “добрых” – аристократов, и “подлых” – демос. Отдельный сборник стихов Феогнида составляют наставления в благочестии мальчику Кирку.

На земледельческих праздниках плодородия, характеризующихся разгулом и сквернословием, исполнялись насмешливые песни, направленные против отдельных лиц – ямбы, как средство выражения личных чувств. Ямбы метрически составлялись собственно ямбом (~ –) и трохаями, т.е. хореем (– ~).

Симонид Аморгский воспевал бодрость перед лицом бедствий жизни. Он выделяет 10 типов женщин, происшедших от 10 животных, причем хорошими считает только тех, кто произошел от пчелы. Гиппонакт считается отцом пародии, творит на языке улицы и притонов, изображает себя нищим попрошайкой,он высмеивает богов, живописцев, женщин.

Поэта Архилоха сопоставляли с Гомером.Сын аристикрата и рабыни, т.е. “деклассированный”, он в качестве наемного воина участвовал в сражении с фракийцами, позже погиб в бою. Известен его неудачный роман с Необулой, дочерью Ликамба, которого Архилох своими ямбами довел до самоубийства. Кроме ямбов, он писал элегии (веселые, отважные, жизнерадостные), эпиграммы, эпитафии, музыкальные сочинения для флейты. Он воин, женолюб, “гуляка праздный” и философ, остроумный и беспощадный к врагам.

Монодическая лирика представлена тремя великим поэтами. Это Алкей, Сапфо и Анакреонт.

Алкей – поэт эпохи борьбы демоса против аристократии, бежавшей с материковой Греции на острова, в частности на остров Лесбос. Он повествует о превратностях своей судьбы. Государство изображается в виде корабля в бушующих волнах (этот образ впоследствии заимствовал Гораций). Настроение его агрессивно, ощущение жизни – трагично, при этом его любимые темы – природа, любовь, женщины и вино. Вино – средство от всех горестей, “зеркало для людей”, в нем – единственное утешение. Известно его четверостишие, посвященное “фиалкокудрой” Сапфо.

На Лесбосе мужчины и женщины составляли замкнутые содружества и проводили время вне семьи. Во главе женского содружества – “дома служителей Муз” – стояла поэтесса Сапфо (или Сафо). Круг интересов содружества составлял и тематику ее поэзии – женские культы, любовь, ревность. По одной легенде, она бросилась со скалы от любви к юноше Фаону. По другой – дожила до старости, была замужем, имела дочь Клеиду. Несмотря на существуюшие домыслы о нравственности Сапфо, Алкей называл ее “чистой". Сапфо писала гимны к Афродите, плачи по Адонису. Известны ее эпиталамы – свадебные песни после пира, перед спальной молодых, девушки жалуются, что жених отнял у них подругу, хвалят ее, затем и его.

Анакреонт примыкает в лесбийской лирике Алкея и Сапфо (П пол VI века). Его поэзия полна веселого, изящного и игрового эротизма. Он описывает игры Эрота, любовное безумие. Анакреонт фиксирует один момент, без философских рассуждений. Характерные черты его поэзии – живость, ясность, простота, изящество послужили примером для подражаний во все века.

Хоровая лирика возникла из гимнов богам – это ном, пеан, просодий (Во время процессий), парфений (девичья песнь), гиперхема (в честь Аполлона), пиррихия (в честь Ареса).

В конце VI – начале V века, в эпоху расцвета хоровой лирики наиболее распространенным жанрами были дифирамб (порывистые, экзальтированные песни в честь Диониса, исполнялись хором из 50 человек, одетых в козлиные шкуры и маски), эпиникий (песнь в честь победителя на ежегодных спортивных состязаниях) и энкомий (песнь в честь определенного лица).

Наиболее известными представителями хоровой лирики были Стесихор, Ивик, Симонид, Пиндар и Вакхилид.

Стесихор писал гимны, пеаны, буколические и эротические стихи. Существует легенда о том, что он изобразил Елену Прекрасную в дурном свете и ослеп, потом написал, чыо это был призрак Елены – и прозрел.

Ивик, странствующий поэт, был убит разбойниками. Писал энкомии, посвященные разным личностям, гимны любовного содержания.

Симонид Кеосский воспевал героические события греко-персидской войны. Известно, что он победил Эсхила в состязании эпиграмм в честь погибших при Марафоне. Он писал эпиникии, френы (похоронные плачи), дифирамбы, эпиграммы. Его выражения в виде афоризмов цитировали Ксенофонт, Платон, Аристофан: “ Все – игра, и ни к чему не стоит относиться слишком серьезно”, “я не ищу того, чему невозможно быть”.

Пиндар – самый знаменитый из всех классических лириков. До нас дошли 4 книги его эпиникиев, в каждой из которых воспеваются победител разных игр: олимпийских, пифийских, немейских и истмейских. Стиль Пиндара – торжественный, величавый, особенно в патриотической лирике.

Вакхилид – племянник Симонида Кеосского – писал оды, дифирамбы (его “Тезей” – единственный дифирамб, дошедший до нас целиком). Вакхилиду чужд непреклонный аристократизм Пиндара, он восхваляет доблесть человека вообще.

9. Мелическая поэзия. Алкей, Сапфо, Анакреонт.

Местом возникновения литературной мелики, т. е. индивидуальной песенной поэзии, является большой остров Лесбос у западного берега Малой Азии, где раньше, чем в других местах Греции, начался культурный подъем. Здесь уже в VII в. появился ряд выдающихся поэтов. Терпандр был известен своими «номами» (см. гл. VI, о. 135), Арион из Мефимны на Лесбосе считался родоначальником «дифирамбов», песнопений в честь Диониса, послуживших впоследствии основой трагедии (см. гл. VIII). Арион жил в Коринфе при тиране Периандре. Введение этим тираном культа Диониса в Коринфе (Геродот, I, 23) было демократическим мероприятием, и потому можно думать, что Арион был проводником такого же направления. Оба эти поэта пользовались дорийским диалектом.
Простейшие формы мелической поэзии дает монодийная, т. е. одноголосая, лирика. Ею занимались эолийские (лесбосские) поэты Алкей и Сапфо и иониец Анакреонт.
Богатству и разнообразию мелодий песенной поэзии соответствовало и богатство стихотворного оформления. От простых форм элегической и ямбической поэзии мелика отличается тем, что допускает комбинации стоп разного количества мор. Особенно часто встречаются так называемые «логаэды», представляющие соединение трохеических стоп с дактилическими. Простейшими видами Логаэдов являются «гликонов» стих (по имени неизвестного нам поэта), имеющий форму: - U - UU - U - (-), и часто примыкающий к нему «ферекратов» стих (по имени поэта конца V в. до н. э.), схема которого - U - UU - U. Иногда стихи комбинируются в целые строфы. Большим распространением не только в греческой, но и в римской литературе пользовались строфы, изобретенные лесбосскими поэтами Алкеем и Сапфо. Сапфическая строфа имеет следующую схему:

Первые три стиха строфы состоят каждый из одного дактиля в середине с двумя трохеями спереди и сзади, а четвертый стих состоит из одного дактиля и одного трохея. В «алкеевской» строфе первые два стиха имеют одинаковую структуру: начинаются безразличным слогом, за которым следуют два трохея, дактиль и еще два трохея с усечением последнего слога; третий стих состоит из четырех ямбов, а четвертый представляет собой сочетание двух дактилей с двумя трохеями. Схема его следующая.

Герои эпосов олицетворяют собой целые народы (Ахилл, Одиссей), а их судьбы – судьба всего народа и государства. Герой всегда силен силой своего народа, олицетворяет как лучшее, так и худшее в своем народе. Эп.герой – звено между отдельным человеком и всем человечеством. Герой гомеровских поэм живет в особом мире, где понятия «все» и «каждый» означают одно и то же.

В основе художественных эпосов лежит величественная героика. Герои эпоса - особый герой, «заменяющий собой целое войско», его судьба есть судьбы общества и государства (монументальная картина мира). Героем в эпосе выступает род и человек, но он несёт в себе как бы всё эпическое человечество.

В Гомеровском эпосе между человеком и человечеством есть связывающее звено – эпический герой. Человек оказывается героем потому, что он лишён мелких эгоистических черт, но всегда является и внутренне, и внешне связанным с общенародной жизнью и общенародным делом. Он мужественный в плане силы духа (как говорят учёные «нравственно беспроблемный»). Он стоически относится ко всему, прекрасно понимает, что смертен, что всё зависит от судьбы. Но при этом он радуется жизни, принимает свою смерть спокойно. Он может быть победителем или побежденным, сильным или бессильным, он может любить и ненавидеть – словом, обладать разнообразными свойствами человеческой личности, но всё это при одном условии: он должен быть един с общенародной и общеплеменной жизнью.

Эпический герой – вовсе не тот, кто лишен свойственной ему личной психологии, но эта психология в основе своей должна быть у него общенародной. Это и делает его героем монументального эпоса.

Так же все герои создаются по определённому принципу: обладают одинаковым количеством качеств – эпических доблестей, однако они развиты по-разному. Эти «доблести» даны герою от рождения и могут развиваться на протяжении всей его жизни.

Гектор - храбрейший вождь троянского войска, сын Приама и Гекубы.

Гектор у Гомера: беззаветно своему народу его вождь, пламенный патриот и бесстрашный солдат, наивный, нерешительный и не всегда удачливый полководец, излишне самонадеянный, хвастливый человек, нежнейший семьянин, герой, знающий свое роковое предназначение и, тем не мене, открыто идущий в бой.

Гектор - особый герой. Порой кажется, что он сражается в одиночку, так как при описании батальных сцен он как бы заменяет собой целое войско (как впрочем и Ахилл).

«Тою порой от судов, между рвом и стеною, пространство

Всё наполнено было и коней и воев толпа ́ ми

Страшно теснимых данаев: теснил их, подобно Арею,

Гектор могучий, когда даровал ему славу Кронион.

Он истребил бы свирепым огнем и суда их у моря…»

Одиссей – «многохитрый муж»; герой, известный своим умом, хитростью, дипломатичностью, ораторским искусством.

Одиссей у Гомера: человек, который может выйти из любого тяжелого положения. Прежде всего, Одиссей очень предан интересам своей родины и не может её забыть в течение 20 лет. Вторая черта, без которой Одиссей немыслим – это его невероятная и бесчеловечная жестокость. Прибавив к этому его постоянную храбрость, отвагу как в мелких, так и в больших делах, бесстрашие перед смертью, неистощимую терпимость и вечные страдания, нужно признать, что этот Гомеровский характер далёк от какого-либо скучного однообразия и полон самых глубоких противоречий. В приключениях ему помогают не столько воинская доблесть, сколько ловкость, находчивость и изворотливость.

Генрих Шлиман родился в 1822 году в Германии в семье бедного пастора. На свое семилетие он получил красочную энциклопедию мифов и после этого заявил, что найдет Трою. Он не получает образования. История его юности очень бурная: он нанимается на шхуну юнгой, шхуна терпит кораблекрушение, Шлиман попадает на необитаемый остров. В 19 лет он попадает в Амстердам и устраивается там работать мелким клерком. Оказывается. Что он очень восприимчив к языкам, поэтому скоро он отправляется в Санкт-Петербург, открывает свое дело – поставка хлеба в Европу. В 1864 году он закрывает свое дело, а все деньги использует на открытие Трои. Он едет в те места, где она могла бы быть. Весь ученый мир производил раскопки в Бунарбаши в Турции. Но Шлиман ориентировался на Гомеровские тексты, где было сказано, что троянцы несколько раз в день могли ходить на море. Бунарбаши было слишком далеко от моря. Шлиман нашел мыс Гиссарлык и выяснил, что реальной причиной троянской войны была экономика – троянцы взимали слишком большую плату за проход через пролив. Шлиман вел раскопки по-своему – не раскапывал слой за слоем, а раскопал сразу все слои. В самом низу (слой 3А) он нашел золото. Но он боялся, что его непрофессиональные рабочие разворуют его, поэтому велел им идти праздновать, а сам с женой перетаскал золото в палатку. Больше всего Шлиман хотел вернуть Греции былое величие, соответственно и это золото, которое он считал кладом царя Приама. Но по законам клад принадлежал Турции. Поэтому его жена – гречанка София – спрятала золото в капусту и перевезла через границу.

Доказав всему миру, что Троя реально существовала, Шлиман на самом деле ее уничтожил. Позднее ученые доказали, что нужный временной слой был 7А, этот слой Шлиман разрушил, доставая золото. Потом Шлиман вел раскопки в Тиринфе и откопал родину Геракла. Потом раскопки в Микенах, где он нашел золотые ворота, три гробницы, которые он посчитал захоронениями Агамемнона (золотая маска Агамемнона), Кассандры и Клитемнестры. Он опять ошибся – эти захоронения относились к более раннему времени. Но он доказал существование древнейшей цивилизации, так как обнаружил глиняные таблички с письменами. Также он хотел вести раскопки на Крите, но у него не хватило денег выкупить холм. Совершенно нелепа кончина Шлимана. Он ехал домой на Рождество, простудился, упал на улице, его отвезли в приют для бедных, где он замерз до смерти. Хоронили его пышно, за гробом шел сам греческий король.

Аналогичные глиняные таблички были найдены на Крите. Это доказывает, что очень давно (12 век до н э) на Крите и в Микенах была письменность. Ученые называют ее «линейное догреческое доалфавитное слоговое письмо», причем существует две разновилности: а и б. А не поддается расшифровке, Б расшифровали. Нашли таблички в 1900, а расшифровали уже после второй мировой. Франц Зиттини расшифровал 12 слогов. Прорыв совершил Майкл Вентрис, англичанин, который предположил, что за основу надо брать не критский, а греческий диалект. Так он расшифровал почти все знаки. Перед ученым миром встала проблема: почему в момент своего расцвета на Крите писали по-гречески? Точно определить дату уничтожения Трои сначала попытался Шлиман – 1200 г до н э. Он ошибся всего на десять лет. Современные ученые установили, что ее разрушили между 1195 и 1185 годом до н э.

Транскрипт

1 12 ноя урока. Тема урока. Тип, форма урока. Содержание урока. Виды и формы. контроля. Герои и темы народного эпоса. Фронтальный дек Презентация по МХК на тему: Карело-финский эпос Калевала.. данное поэме Лённротом, это эпическое имя страны, в которой живут и действуют финские народные герои. Суффикс. методические разработки, презентации и конспекты. Презентация к уроку геометрии в 8 классе Урок английского языка на тему Селиванов Василий Андреевич Колесова Я.Н. Данная. Разработка урока и электронное приложение знакомит с народным. В данной работе представлен план-конспект урока по живописи, где Мировая художественная культура Обществознание. Предлагаю конспект урока литературы в 6 классе, где используется коллективная. прочитать башкирский народный эпос «Урал-батыр» и киргизский эпос «Манас».. эпос, в чем особенности его поэтики, как народ представлял своих героев. (Запись Предстиавлен конспект урока ИЗО по теме Выполнение графического образа героев олонхо. Урок по изобразительному искусству в 3-м класе Мамин Методическая разработка по МХК (9 класс) по теме: Конспекты уроков МХК. Средневековье. Опубликовано:59 - Тренкунова Светлана окт Предмет МХК систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные на уроках музыки, литературы, истории, изобразительного мар Методическая разработка (мировая художественная культура, 9 класс) по теме: Конспекты уроков по МХК. Культура Востока Презентация Гэсэр. Опубликовано:28 - Аюрова Лариса Доржиевна. Презентация к занятию по теме Бурятский героический эпос Гэсэр Преподавание МХК и ИЗО, Урок литературы по творчеству А.Н. Островского на тему А.Н. Островский. Методы и приёмы урока способствуют умению анализировать характер действий героев,... Приводится план-конспект урока литературного чтения по теме башкирского народного эпоса Урок изобразительного искусства по теме: Разноцветные краски Сергеева Т.В... и характере национальных построек, костюмов, народных праздников.. к вечным темам, работа над сопоставительной характеристикой героев.. Представлен конспект урока мировой художественной культуры на дек Презентация по МХК на тему: «Герой народного эпоса Илья Муромец». богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.. методические разработки, презентации и конспекты. На уроке литературного чтения мы ознакомились с былинами и прочитали План-конспект урока по МХК (10 класс) по теме: Интегрированный урок по МХК и английскому языку. Опубликовано:34 - Субоч Раиса окт План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Итоговый. Итоговый урок в форме КВН в 8 классе по теме Народные песни сен Этот урок-презентация станет открытием для учащихся 6-7 классов: ребята узнают историю слова, жанра; вспомнят тех былинных героев, с которыми встречались раньше,. ФОЛЬКЛОР (УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО)... методические разработки, презентации и конспекты уроков конспект урока мхк герои и темы народного эпоса п/п, Тема. уроков. Дидактическая модель. обучения. Педагогичес-. кие. Презентация «Задачи предмета МХК и основные понятия».. «Страна героев и богов»... Герои и темы народного эпоса.. Составление конспекта Конспекты уроков для 11 класса PPTX MP3 DOCX DOC JPG JPEG... их образы Гильгамеша и Энкиду древних эпических героев Двуречья... Тема: Художественные памятники Руси как отражение ее истории и традиций... Среди предметов народного искусства представлены: сундуки, прялки, санки, Методическая разработка урока по теме Почтовая марка (виртуальная экскурсия. знакомящие с народным искусством, основанные на игровых приемах,. ЮНЕСКО якутского героического эпоса-олонхо 2005 г. шедевром устного. В ней представлен план-конспект урока, а так же фотографии и чертежи май По теме: методические разработки, презентации и конспекты. Презентация выполнена к уроку окружающего мира 4 класс. Раздел:. Презентация по МХК на тему: «Герой народного эпоса Илья Муромец» сен Программа по МХК для 8 класса. Мировая художественная культура 5-11 классы составитель Данилова Г.И.. Методы и формы, технологии обучения: Основной формой организации учебно-воспитательного процесса является урок.. Герои и темы народного эпоса. Конспекты уроков План-конспект урока ИЗО по иллюстрированию сказаний адыгског эпоса.. Статья отнесена к разделу: Преподавание МХК и ИЗО. К числу таких уникальных ценностей народного творчества относится древнейший. художественного образования Республики Адыгея. А рисование на темы сказаний о авг Наиболее приемлемой формой работы по программе «Мировая художественная культура» являются урок-лекция с

2 использованием мар Тип: Урок; Размер: Kb.; Цель урока: Познакомить с жанром народного творчества эпосом, его элементами,. Рабочая программа учебного курса «Мировая художественная культура. 10 класс... Герои и темы русского народного эпоса Форма проведения; урок-концерт.. Конспект Это третий урок в общей теме 3-й четверти Живопись края.. пространственного восприятия, интереса к народным традициям и различным культурам.. Планконспект урока ИЗО по иллюстрированию сказаний адыгског эпоса Нарты о подвигах главного его героя Саусоруко нацелен прежде всего на сен Урок литературы в 7 классе. Тема урока: «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные идеалы и заветы Древней Руси Предмет «Мировая художественная культура» ориентирован на воспитание духовного мира,... Итоговый урок года. 1. Герои и темы народного эпоса


Методическая разработка по МХК (9 класс) по теме: Конспекты уроков по МХК. Культура XIX века. Опубликовано 11.03.2013-0:32 - Тренкунова. 8933794257 Проект к уроку музыки Романтизм в музыке. Шопен. Данная.

Примерная программа конкретизирует содержание образовательного... Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (в сокращении) (6 час). Материал изучается обзорно с кратким изложением жизни и творчества. 29921324074

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Белоярского района «Центр развития ребёнка - детский сад «Сказка» город Белоярский» Проект на тему: «Богатыри - защитники земли русской» Срок

Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования

Сочинение на тему художественные особенности русских былин 7 класс Подготовка к сочинению Художественные особенности русских. 7 класс. Универсальное * Подготовка к сочинению на тему История России. Учебная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 13» УТВЕРЖДЕНА приказом директора МБОУ СШ 13 от 29.08.2017 195 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мировой художественной культуре (наименование учебного

Гдз по литературе 6 класс ладыгина ответы на вопросы >>> Гдз по литературе 6 класс ладыгина ответы на вопросы Гдз по литературе 6 класс ладыгина ответы на вопросы Уметь устанавливать аналогии, ориентироваться

Пояснительная записка Рабочая программа по МХК составлена на основе авторской программы Даниловой Г.И. "Мировая художественная культура " 7-9 классы, для общеобразовательных учреждений 12 издание, Дрофа,

Мировая художественная культура 8 класс (68ч) Тема урока Кол-во часов Тема года: Художественная культура народов мира I. В мире художественной культуры 6 Художественные символы народов мира. Архитектурные

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕН- НЫЙ

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Саратовский национальный исследовательский государственный университет

Дата Тема урока Колво часов 1 Введение. Роль художественной литературы в жизни человека Раздел 1. Пролетая над снами. В. А. Жуковский. Баллады. 2-3 Место мистики в мире художественной литературы В.А.Жуковский

Аннотация к рабочей программе по литературе 5-9 класс (основное общее образование) Составитель: Чудова М.В., учитель МБОУ Тарутинская сош от 30.08.2014г Нормативно методические материалы Реализуемые УМКа

Презентация по МХК: «Средневековая архитектура в Норвегии». среди всех ценителей средневекового архитектурного искусства. Норвегия в. Строители раннего Средневековья многое восприняли от архитектуры древних.

Рабочей учебной программой по музыке 6 класс предусмотрено 35 часа, 1 час в неделю. Распределение учебного материала по четвертям с учетом календарного учебного графика и расписания уроков. Календарно-тематическое

Неделя Номер Что пройдено на уроке Тип урока Виды учебной Форма контроля Домашнее задание урока деятельности сентябрь 1 Введение Проектная деятельность на Комбинированный ОСЗ УО С.3-4 уроках МХК Соотношение

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти «Школа 34» Рабочая программа Литература 6 АВ классы Программа составлена на основе: Программы по литературе для 5 11 классов

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Базинская основная общеобразовательная школа «Социокультурный центр» РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей- предметников Протокол от «28» августа 2015

Аннотация к рабочей программе по литературе. Основное общее образование. Наименование Рабочая программа по литературе. Основное общее образование. программы Составители программы МО учителей русского языка

Страница 3586: Жуковский спящая царевна презентация. Презентация щелочноземельные металлы Презентация по русскому языку 5 класс. 088335109 5 класс. Тема: «В.А. Жуковский-сказочник. Сказка «Спящая царевна».

Данная небольшая тема публикуется в связи с тем, что на этой неделе у нас не. Сочинение-описание картины Васнецова «Богатыри» Современники о картине. Слева от Ильи Муромца На белом коне грозно вынимает

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.18 к ООП ООО ФК ГОС МАОУ лицей г.бор Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение лицей г. Бор Рабочая программа по Мировой Художественной культуре 8-9 класс г. Бор 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ

1. Пояснительная записка Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне; программы курса Мировая художественная

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 8 Гусева Елена Викторовна, музыкальный руководитель город Армавир, 2014 г. Цель проекта: Расширять кругозор о героическом прошлом

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Васильчиновская средняя общеобразовательная школа Утверждаю Директор И.А. Корнеева Приказ от 2017 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по мировой художественной культуре

Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» 5 класс Рабочая программа по учебному предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России» для 5 класса

Деловая игра в рамках системно - деятельностного подхода. Урок художественно-эстетической направленности Условия игры: представьте, что вы учащиеся 5 класса, вы находитесь на уроке изобразительного искусства,

ИЗУЧЕНИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ Латыпова Н.Х. Нижневартовский государственный университет Нижневартовск, Россия Научный руководитель Т.А. Дергунова. STUDYING

Аннотация к рабочей программе по литературе в 5 классе Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе следующих документов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта

Информация о реализации предметной области ОДНКНР в общеобразовательных учреждениях Выборгского района Наименование общеобразовательного учреждения ГБОУ школа-интернат 1 Выборгского района СПб Класс Общее

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа с углублённым изучением английского языка 1354» Департамента образования города Москвы Рабочая программа Мировая художественная

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.21 к ООП ООО МАОУ лицей г.бор Рабочая программа по Мировой художественной культуре 8-9 класс г. Бор 2016 г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Создание данной программы вызвано актуальностью интеграции

9 мар 2013. Тематическое планирование МХК 11 класс (34 часа). 9 класс Календарно- тематическое планирование По мхк в 10 и 11 кл. 103615954661 24 сен 2011. Тематическое планирование по мхк 10 11 классы

Рабочая программа по мировой художественной культуре для _9 класса основного общего образования, (базовый уровень) Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса разработана на основе:

Лист корректировки Раздел тематического планирования Кол-во часов отмены занятий Дата по плану Форма изучения пропущенного материала Самост. Две темы за изучение темы урок Кол-во часов Причина корректировки

Илья Муромец и Соловей Разбойник. про трех русских богатырей «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» - вышел в 2007. Путешествие в республику Перу. это удивительное место легенд, одно из самых древних на земле.

Сейчас новых русских народных сказок не появляется, но старые. Фольклор каждого народа неповторим, так же, как его история, обычаи, культура.. как народную художественную культуру, как устное поэтическое

Образовательный проект «Великая Отечественная Война глазами детей» "Земной поклон, солдат России, за ратный подвиг на земле". Проблема: Современные дети не знают, что такое война. Поэтому важно рассказать

И. З. Суриков. Детство. Вот моя деревня,. Вот мой дом родной;. Вот качусь я в санках. По горе крутой;. Вот свернули санки,. И я на бок хлоп! Кубарем. 2554149416 Творческая мастерская учителей начальных

Контрольная работа по литературе 9 класс античная литература уроков литературы для 6 класса. дата Античная литература. Чтение отрывка. Мифологические сюжеты античной литературы. 9 36. Система персонажей.

Рабочая программа по искусству (МХК) для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по мировой художественной культуре

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С. МАРИИНСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН «Рассмотрено» на заседании ШМО

6 июн 2013. 6 класс. Тема: «Объём основа языка скульптуры» (2 часа). познакомить учащихся с выразительными возможностями объёмного. которого является линия и светотень, а роль цвета ограничена и условна..

Администрация города Магнитогорска Муниципальное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат 4» города Магнитогорска 455026, Челябинская обл., г. Магнитогорск,

Начальное общее образование (5 - дневная учебная неделя) 1 А, Б, В, Г класс 2 А, Б, В, Г класс Русский язык 5 5 Литературное чтение 4 4 Английский язык 2 Математика 4 4 Окружающий мир/обж 2 2 ИЗО 1 1 Музыка

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа 2 г. Навашино» УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Средняя школа 2 г.навашино» от _сентября 208 г. _363_ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ

1. Пояснительная записка 1.1. Место предмета в учебном плане: согласно Образовательной программе школы, на изучение учебного предмета «Музыка» в пятом классе отводится 34 часа в год, 1 час в неделю. Предмет

2 Рабочая программа учебного предмета «Живое слово» для обучающихся 5 общеобразовательного класса. Планируемые результаты. Осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА (на русском языке) основного общего образования 5-7 классы 2017 год Планируемые результаты освоения предмета «Литература» Предметные результаты изучения

Рабочая программа по МХК для 8 класса к учебнику Даниловой Г.И. «Искусство» издательство Дрофа, 2015 год. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая программа «Мировая художественная культура 8 класс» создана

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 123 г. Перми» «Согласовано» Заместитель директора по УВР от августа 20... года «Рассмотрено» на заседании педагогического

Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением иностранного языка при Посольстве России в Болгарии Рассмотрена на заседании МО учителей гуманитарного цикла Протокол 1 «28» августа 2017 г. Согласована

Таблица 7 Оснащенность образовательного процесса учебно-наглядными обучения по реализуемым программам Учебные предметы федерального компонента, предусмотренные учебным планом программы начального общего

Обобщающий урок-путешествие в 4 классе по теме Русские народные сказки.. Учить самоопределять эмоциональное состояние, составлять план. Занкова Л.В., составленная по всем заявленным требованиям ФГОС..

Проблема. Не достаточно сформированы патриотические чувства детей к событиям ВОВ, к празднованию дня Победы и героико-патриотическое воспитание в семье. Актуальность проекта. Дошкольный возраст это время,

1.Планируемые результаты: Музыка как вид искусства наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения

Проект с детьми 6-7 лет. Паспорт проекта п/п Наименование проекта «Танцы народов мира» 1. Разработчик проекта Педагог дополнительного образования (хореограф), первой квалификационной категории 2. Проект:

Рабочая программа по искусству (базовый уровень) 9 «Б» класс Составитель: Невинчанная Елена Андреевна, учитель искусства первой категории 2017 год 1. Пояснительная записка Рабочая программа по искусству

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа 7» Утверждена приказом директора МБОУ «Школа 7» от 3.08.208 269 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Мировая художественная культура» Уровень

Комитет по образованию Администрации города Подольска Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад 5 «Медвежонок» Проект по краеведению в старшей группе «С чего

«Согласовано» Руководитель МО Филиппова Л.Л.. Протокол от августа 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР Кобылянская А.В. августа 2016 г. «Утверждаю» Директор ГБОУ СОШ 3 Евгущенко А.М.

Готовые сочинения по литературе: 6 класс.. которые получили высокие оценки по литературе и русскому языку и. Три поездки Ильи Муромца.. 9029612962 Финального продукта будет выше текущего атмосферу той

Пояснительная записка. Рабочая программа по мировой художественной культуре для 9 класса разработана на основе: Федерального компонента государственного стандарта общего образования; авторской программы

Участники проекта: дети подготовительной группы 10, родители, воспитатели: Сергеева В.А., Соловьева Н.Ф. Актуальность: Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, является

1 из 24

Презентация - Герои и темы народного эпоса

Текст этой презентации

Тема: Герои и темы народного эпоса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое с.Лозовое Тамбовского района Амурской области
МХК. 8 класс Составила учитель русского языка и литературы Ефимова Нина Васильевна

Проверка домашнего задания. Что такое героический эпос? Как проявился героический эпос у русского народа? Что такое «олонхо»? Назвать литературные произведения русского эпоса. В каких жанрах искусства, кроме литературы, проявился героический эпос? Какие музыкальные произведения вы знаете созданные на эпическую тему? Какие художники обращались к героическому эпосу?

Словарная работа Ру́ны - письменность древних германцев, древних славян и древних тюрков. Ка́нтеле -карельский и финский щипковый струнный инструмент, родственный гуслям. На кантеле играют соло, аккомпанируют рунам народного эпоса «Калевала».
Страница из рунической рукописи Codex Runicus
Карело-Финские музыканты играющие на ка́нтеле. 1949 год.

Героический эпос у разных народов слагался в разные времена и в разной исторической обстановке, но он имеет много об­щих черт и сходных признаков: повторяемо­сть тем и сюжетов, общность характеристик главных героев.

Сюжеты героических эпосов: сотворение мира, чудесное рождение героя, первые подвиги героев в юности, сватовство героя и его испытания, описание битв, защита и освобождение отчизны, прославление верности и дружбы.
Бурятский героический эпос

Героический эпос часто включает в себя сюжет сотворения мира. В нём рассказывается, как боги создают гармонию мира из первоначаль­ной бездны хаоса.

В исландском эпосе «Старшая Эдда» рассказывается о сотворении мира и Миро­вом Древе - ясене Иггдрассиле. Отвоевав пространство у мировой без­дны, боги приступают к созданию космоса, упорядоченного мира гар­монии.
Иггдрасиль

У славян и у некоторых угро-финских народов существует легенда о том, что землю для сотворения суши достаёт со дна океана птица.
Легенда о Гамаюне

Выразительна и поэтична легенда о сотворении мира в индийском эпо­се. В нем говорится, что сначала появились воды, породившие огонь. Огнём в них рождено Золотое яйцо. Из зародыша яйца возник Прародитель Брахма, надвое расколовший скорлупу. Верхняя часть - небо, а нижняя - земля. Пространство между ними - воздух.
Брахма

Излюбленным сюжетом эпоса становится чудесное рождение героя и его первые подвиги в юности. богатырь Манас рож­дён от вкушения его матерью яблока, герой осетинского нартского эпоса родился из камня, Вяйнямёйнен – герой «Калевалы» родился от мате­ри воды.
Вяйнямёйнен
Манас

Распространённым сюжетом народного эпоса становится сва­товство героя, во время которого перед ним ставят трудновыполни­мые условия (добывание огня, изго­товление орудий труда и т. д.).

Зна­чительную часть эпоса составляет описание битвы, в которой герой являет подлинные чудеса отваги, находчивости и мужества.
Калмыцкий народный эпос Джангар

Часто герои гибнут в неравной схватке с противником. Ахилл и Гектор – герои гомеровского эпоса. доблестный рыцарь Роланд, защищая Францию. Зигфрид и рыцари-нибелунги – герои германского эпоса. убит после победоносного похода Манас.
Гибель Ахилла. П.П.Рубенс
Гибель Роланда

Трагична судьба братьев Пандавы из индийского эпоса «Махабхарата». Лишь самому старшему из братьев удаётся достигнуть желаемой цели. Он с честью выдержал все испытания, а потому боги оставили его рядом с собой на небесах.
Братья Пандава из эпоса «Махабхарата»

Герои народного эпоса защищают Отчизну, но не менее значимы для них собственные свобода и независимость. Один на один готовы они сразиться с врагом в чистом поле. Для русского богатыря смерть в бою не страшна и «не писана», в конечном счёте, богатырь одерживает победу.
Илья Муромец. В.Васнецов
Илья Муромец и Идолище поганое. Георгий Юдин.

Героический эпос прославляет верность дружбе, великодушие и честь. В эпосе о Гильгамеше рассказывается о верной и преданной дружбе, способной облагородить человека. Чтобы вернуть погибшему другу Энкиду жизнь, Гильгамеш отправляет­ся в подземный мир. Плач Гильгамеша по Энкиду - одно из самых поэтичных мест эпоса
Иллюстрации к эпосу «Гильгамеш»

Карело-финский эпос «Калевала»
Много веков назад в краю лесных озёр и рек, шумящих елей и сосен, под суровым небом северных земель Карелии и Финляндии сложил народ удивительные по красоте предания. Просто и торжественно звучат руны о далёких временах мира и о первых героях.

Главный герой «Калевалы» Вейнямёйнен - старый певец и мудрый прорицатель, пахарь, охотник и умелый мастеровой. Выше всего в жизни он ценит воинскую доблесть, трудовые подвиги и приобретённые знания. Вейнямёйнен - первый творец мира, постигший жизненную мудрость и снискавший славу у своего народа.

Основу сюжета «Калевалы» составляет борьба Вейнямёйнена и его товарищей за Сампо - маленькую волшебную мельницу - источник изо­билия. Вместе с двумя своими друзьями Вейнямёйнен отправляется по морю в лодке в Похъелу в надежде добыть Сампо.

Герои прибывают в Похъёлу, но хозяйка не соглашается отдать Сампо. Тогда Вейнямёйнен берёт в руки кантеле и начинает играть, погру­жая в сон всех собравшихся. Вместе с товарищами он разыски­вает Сампо, достаёт его из каменной горы, кладёт в лодку и отправляется в путь. На третий день пробудилась хозяйка и обнаружи­ла пропажу

Но хо­зяйка Похъёлы не унимается: она насылает на Калевалу ужасные болез­ни. И снова Вейнямёйнен приходит на помощь людям.

Карело-финский эпос «Калевала» 1 руна
Народный эпос «Калевала» был собран и записан в середине XIX века Э. Ленротом

Закрепление материала. Что вам известно о героическом эпосе народов мира? Каковы главные темы и сюжеты произведений народного эпоса? Что пред­ставляют собой главные герои героического эпоса? Кто они? Какие черты героического эпоса присущи карело-финскому эпосу «Калевала»?

Литература. Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Ю.Е.Галушкина. Волгоград. Учитель. 2007 год. Мир художественной культуры (поурочное планирование), 8 класс. Н.Н.Куцман. Волгоград. Корифей. 2009 год. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D0%B0 http://briefly.ru/_/kalevala/

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт: