Качества необходимые для работы в команде. Умение работать в команде

Наши мотивационные потребности определяют характер нашего взаимодействия с другими людьми в процессе работы. Если быть более точными, мы стремимся спроецировать наши собственные потребности на других людей независимо от того, импонируют ли они им или вызывают всего лишь отдаленный отклик. Например, человек с высокой потребностью в порядке и регламенте склонен проецировать эту потребность на других. При этом ход его подсознательных мыслей прост: «Я нуждаюсь в этом и буду относиться к тебе так, как будто у тебя тоже высока эта потребность».

Легко представить себе, что если у обоих работников потребности одинаковы, их совместный труд принесет успех. Проблемы начинаются там, где сталкиваются люди с разными потребностями и пытаются проецировать их друг на друга. Человек с низкой потребностью в структурировании всего и вся, столкнувшись с требованиями, предполагающими наличие у него высокого уровня данной потребности, может воспринимать предъявляемые к нему структурные требования как оскорбление, здесь незамедлительно возникает почва для конфликта или по крайней мере отсутствие взаимопонимания. Для того чтобы продуктивно взаимодействовать с другими людьми, особенно для того, чтобы мотивировать их, следует глубоко спрятать свои собственные потребности и сосредоточить внимание на удовлетворении потребностей других людей. Причем для каждого фактора мотивации характерна своя особенная ситуация, а значит, следует рассмотреть каждый фактор в отдельности в отношении его влияния на способность к межличностному взаимодействию.

Фактор 1 (высокий заработок и материальное поощрение)

С точки зрения проекции такой фактор, как высокий заработок и материальное поощрение, обладает всеми свойствами разъедающей кислоты. Он влияет на все. На одном конце спектра высокая потребность в факторе 1 поддерживает у своего обладателя уверенность, что деньгами можно мотивировать кого угодно. Те, кто разделяет это мнение, воспринимаются как единомышленники - дескать, мы и других будем оценивать соответственно; в противном случае отношение становится потенциально эксплуататорским. Другой вариант представляет собой чисто практический подход, а именно мы взаимодействуем настолько, насколько это финансово оправданно. И наоборот, если человек делает что-то, не приносящее ему финансового результата, тогда он считается недалеким и его, вероятнее всего, эксплуатируют. У подобных действий имеется скрытый мотив, и позже, вероятно, воздастся. «Все в мире имеет свою цену», - вот девиз и пароль обладателей высокой потребности в факторе 1. Царь Мидас был прав - все обращается в золото, независимо от того, хорошо это или плохо. Миром правит цинизм.

На другом конце спектра располагаются те, для кого деньги не являются главным мотиватором. Их мировоззрение может быть комбинированным. Они могут пытаться спроецировать свои неденежные потребности на других, но при этом окажутся в положении эксплуатируемых и будут вынуждены усвоить жестокий урок. Большинство же либо сожалеет, что в отличие от других не может делать деньги и поэтому находится в неблагоприятном положении, либо постараются окружить себя такими же бессребрениками и вытеснить проблему денег на периферию своего сознания.

Конечно, найдутся и те, кто не мотивирован деньгами, но имеет их в достатке. Вероятно, они считают себя далекими от тех проблем, что заботят многих других, и могут обладать более мягкими взглядами, хотя, возможно, уже научились отгораживаться от тех, кто нуждается в деньгах и готовы драться за них. В середине находятся те, кто обладает умеренной потребностью в деньгах. Они, естественно, хотели бы иметь достаточно звонкой монеты, чтобы поддерживать тот уровень жизни, который полагают достойным для себя, но при этом не готовы и не могут ради этой цели пожертвовать другими потребностями, которые они считают важными для себя. В этой категории могут оказаться преподаватели университетов. Вполне вероятно, что они, сознавая свою неспособность добиться большого заработка, проецируют на других свое чувство обиды или ощущение несправедливости.

Здесь уместно отметить, что в современном обществе определяющим фактором выбора и вообще взглядов людей являются деньги независимо от того, сильно они в них нуждаются или не очень. Даже те, кто в высшей степени равнодушен к деньгам, вынуждены приспосабливаться к тому образу жизни, который соответствует их финансовому положению.

Фактор 2 (физические условия работы)

Вероятно, в рамках рабочей среды трудно сделать какие-то конкретные выводы, отражающие последствия наличия или отсутствия по-требности в факторе 2. Вполне возможно, что руководитель с низкой потребностью в комфортных физических условиях работы разместит свой персонал в помещении, похожем на свинарник. Но, если для успешного ведения бизнеса необходимо создание комфортной обстановки в офисе, такой руководитель, скорее всего, сделает свой офис уютным и удобным. И наоборот, если у руководителя высока потребность в факторе 2, он может оборудовать для себя роскошный офис, но полагать при этом, что расходы на соответствующее помещение для персонала слишком высоки и финансово неоправданны. Тем самым он станет подавлять свое стремление спроецировать эту потребность на других!

Фактор 3 (структурирование)

Рассмотрим сначала последствия крайнего проявления этой потребности в поведении людей, а затем перейдем к более распространенным случаям. Представим человека, к счастью, таких весьма немного, который обладает исключительно высокой потребностью в правилах, регламенте, инструкциях. У него настолько сильна потребность в структурировании, что ему почти необходимо, чтобы жизнь подчинялась строгому порядку, чтобы он мог следовать жестким, детально расписанным правилам поведения. Как они могут спроецировать эту потребность на окружающих? Если речь идет о тех, кто в силу жизненных обстоятельств или вследствие своего служебного положения облечен правом управлять жизнью рассматриваемого человека, то последний спроецирует на них свою потребность в строгой регламентации. Он как будто стоит и выжидает, когда же ему дадут инструкции, укажут, что следует делать. Что же касается других людей, которые находятся за пределами контроля и подчинения, то на них будет проецироваться полная пассивность, инертность, бездействие. Он полагает, что они сами знают, что следует делать.

Человек с подобной сильной потребностью в следовании правилам, которая не удовлетворяется, склонен проецировать ее на всех, с кем вступает в контакт. Он может предпочесть работу в организации, деятельность которой самым строгим образом регламентирована. Его речь всегда будет изобиловать вспомогательными глаголами, отражающими долженствование, категорическую необходимость, обязательность. Те, кто имеет несчастье сталкиваться с ним, могут ощущать себя жертвами, попавшими под чей-то жесткий контроль. Вам, вероятно, приходилось испытывать на себе это неприятное чувство, когда постучавшийся в вашу дверь незнакомец из религиозной секты пытался обратить вас «в истинную веру».

Те, кто не имеет никакой потребности в порядке и структурировании, представляют собой другую крайность. Они не проецируют на окружающих никаких своих ожиданий и, вероятно, поэтому исключительно терпимы. Если представится возможность, они могут организовать, например, частную школу, где отсутствие всяческих правил и ограничений будет возведено в культ, и где учащиеся могут делать все, что им вздумается. (Такие школы существуют, но их названия не приводятся здесь по соображениям конфиденциальности.) Подобный человек может учиться, если, конечно, пожелает, а может хоть целый день предаваться безделью или гонять во дворе мяч, если, кончено, убедит кого-то составить ему компанию. Им зачастую предоставлена возможность искать свой собственный путь в жизни, и, вероятно, что они установят самый минимум жизненных правил для себя и своих спутников жизни. Если в исследовании этого феномена быть последовательным до конца, следует отметить, что подобная терпимость должна распространяться даже на тех, кто может принести вред самому человеку. Но поскольку это маловероятный вариант, за исключением случаев, когда речь идет о личностях с выраженными мазохистскими наклонностями, то следует спросить себя: «А как же тогда все происходит?» На деле, вероятнее всего, подобные люди просто избегают или отдаляются от тех, чье поведение может причинить им вред. Они отдают предпочтение тем, у кого столь же низка потребность в структурировании и порядке и кто своим поведением не станет наносить им ущерба.

Люди с низкой потребностью в структурировании не ощущают нужды в порядке, но некоторые из них все же обладают отличными способностями к организованности, необходимой для выполнения своих рабочих функций. Справедливо утверждать, что введение порядков и процедур не относится к числу их пристрастий. Другие, конечно, просто не в состоянии ввести хотя бы минимальный порядок. Те, кто находятся в середине, способны проецировать свою сдержанную потребность в порядке на тех, у кого эта потребность очень ярко выражена, но при этом немедленно «отыграют назад» при малейшей попытке последних втянуть их под свое влияние. Аналогичная ситуация возникает при проецировании названной потребности на тех, кто вообще не нуждается в структурировании и правилах.

Для того чтобы мотивировать других, следует принимать во вни-мание их потребность в структурировании независимо от наших соб-ственных предпочтений. Чтобы быть полностью успешными, следует уравновешивать их персональную потребность в структурировании с потребностью рабочего места, которое они занимают; иногда это пред-ставляется весьма непростым делом.

Фактор 4 (социальные контакты)

Крайне общительные люди, естественно, всегда распространяют свою общительность на других. Те, кто имеет ту же склонность, будут в ответ не менее общительны. Даже не столь коммуникабельные, вероятнее всего, склоняются в пользу ответной реакции. Так, некоторые в ответ на проявляемую общительность могут вопреки своей натуре идти на встречную коммуникабельность; другие же спешно отступят под напором общительности, чтобы восстановить свое внутреннее равновесие и спокойствие. Те, кто в высшей степени общителен, но наделен сочувствием и пониманием, будет реагировать благожелательно. Другие, менее чуткие, будут продолжать проявлять свою общительность, пока не приведут в бешенство объект своих притязаний. Малообщительные, вероятно, придерживаются практичного, потребительского отношения к окружающим. Они ожидают, что все будет идти как положено, но любые попытки втянуть их в постоянные разговоры, не касающиеся работы, поддержаны не будут.

Фактор 5 (взаимоотношения)

Это весьма интересный фактор. Все попытки сформировать социальные взаимоотношения требуют взаимности. Если речь идет о факторе 4, это может не составить особой проблемы. Коммуникабельный работник просто переходит от одних к другим. Однако для длительных взаимоотношений необходимо время. Те, у кого высока потребность в факторе 5, без сомнения постоянно проецируют эту свою потребность на других. Дело в том, что взаимоотношения могут строиться на той основе, что потенциально они могут продолжаться длительное время и, вероятно, содержать элемент коммуникабельности. Человек с высокой потребностью в длительных взаимоотношениях будет поощрять окружающих снова и снова обращаться к нему. Нет сомнений, что это будет сопровождаться постоянным чувством разочарования, но, вероятно, оно в силу своей природы не будет слишком уж тяжелым.

Те, у кого потребность в факторе 5 низка, могут быть как коммуникабельными, так и не очень. Их контакты с людьми не сопровождаются ожиданиями более длительных взаимоотношений. Они могут иметь узкий круг людей, с которыми поддерживают длительные прочные взаимоотношения, скажем родственники или один-два товарища, но в ходе работы не проявляют стремления устанавливать длительные взаимоотношения. Вероятно, в той степени, в какой работа предполагает длительность взаимоотношений, они будут существовать, хотя и менее активные, и действия работника будут соответственными. Нет, конечно, работа будет выполнена и, возможно, вполне хорошо, но работник не будет бороться за результаты до последнего.

Фактор 6 (признание)

Потребность в получении признания, которая может рассматриваться как борьба за самоуважение, - важный движущий фактор жизни. Те, кто обладает исключительно высокой потребностью в факторе 6, строят свои взаимоотношения с окружающими на компенсационной основе, что в конечном счете выливается в постоянный вопрос: «Ну что, не правда ли, я хорошо это сделал?» Ответ на этот вопрос зависит от того, к кому он обращен. Если объект обладает аналогично высокой потребностью в признании, вопрос будет несомненно проигнорирован или даже возвращен назад. И тогда мы либо получим диалог, напоминающий разговор глухих, не слишком неинтересный окружающим, которые постараются побыстрее отойти в сторону, либо взаимное восхищение. В наиболее удачном варианте правила крайне просты. Каждый берет себе за правило выражать одобрение всем остальным, заботясь о том, чтобы не преуменьшать одобрение других. Это последнее условие выполнить труднее всего, одобрение, высказанное в адрес других, часто рассматривается как недоданное себе самому и в коллективе нередко возникают ссоры.

Высокая потребность в признании вносит во взаимоотношения элемент конкурентности. Общение с людьми воспринимается не как источник удовольствия, а как инструмент в борьбе за всеобщее внимание к своей персоне. Неспособность удовлетворить эту потребность может спровоцировать вызывающее поведение, если его будут терпеть, или же глубоко уязвленный человек пойдет на вынужденные уступки, продиктованные чувством потери. Неудовлетворенная высокая потребность в признании является предпосылкой плохих личных взаимоотношений в трудовом коллективе.

Те, кто имеет низкую потребность в признании, в случае крайнего ее проявления, могут выказывать полное равнодушие к тому, как происходит общение. Подход такого человека выражается девизом: «Факты есть факты». Однако низкая потребность в признании предполагает отсутствие конкуренции с другими в погоне за вниманием и, следовательно, способствует более продуктивному подходу к работе, а в целом, в общении всегда следует учитывать потребности того, с кем общаешься, в том числе и потребность в признании. Если те, кто имеет среднюю по силе потребность в признании, не получают его, это может привести к легкому чувству разочарования. Жизнь для них будет не так хороша, как могла бы, но они легко справятся с этим. Если же признание оказано, их жизнь внезапно расцвечивается всеми красками радуги.

Фактор 7 (стремление к достижениям)

В некотором смысле проекция не составляет особой проблемы применительно к фактору 7 (стремление к достижениям), ведь он выражается в желании все делать самому. Если другие не хотят ничего достигать, это только их проблема. Но с точки зрения комфортности общения, человек, стремящийся к достижениям, может предпочитать общество единомышленников, обладающих такой же потребностью. В конце концов все они говорят на языке достижений. Какова бы ни была реакция окружающих, человек с высокой потребностью в достижениях никогда не откажется от желания все делать самому. Так, в общении с другими людьми, обладающими сильным стремлением к достижениям, можно заметить элементы конкуренции и соперничества - «давайте посмотрим, кто сделает это лучше всех». Обе стороны будут довольны такой постановкой вопроса.

При взаимодействии с теми, у кого потребность в достижениях средняя, накал конкуренции будет не достаточно выражен, или вызов вообще не будет принят; задачу перехватит и выполнит тот, у кого стремление к достижениям сильнее. Тот, у кого потребность в достижениях не так сильна, будет разочарован, но сможет пережить свою неудачу. Тот, у кого стремление к достижениям выражено слабо, пропустит вперед других - «ты хочешь добиться этого, что ж, тем лучше для меня, мне есть о чем помечтать и без этого». И снова обе стороны будут вполне довольны сложившимся положением. Те, кто обладает высокой потребностью в достижениях, считают тех, кто не стремится к ним, скучными. Они не испытывают ни возбуждения от прилагаемых усилий, ни радости от достигнутого.

Положение человека с низкой потребностью в достижениях является более сложным. Отсутствие стремления к достижениям само по себе может подразумевать тенденцию проецировать на других малые ожидания. Однако в сочетании с сильным стремлением к влиятельности эта тенденция может проявляться в попытке переложить обязанности на других. Эта ситуация более подробно рассматривается ниже.

Фактор 8 (власть и влиятельность)

Фактор 8 (стремление к власти и влиятельности) по определению включает проекцию. В главе, посвященной власти и влиятельности, мы обсуждали, как можно использовать эту потребность, во зло или во благо, для делегирования полномочий или для доминирования или вообще ради влияния как такового. Там, где влияние направлено на достижение цели и достаточно сильное, оно может возбудить в других желание достигать целей. Достижение - это важное завершение замысла. Аналогично стремление к влиятельности может использоваться для того, чтобы заразить энтузиазмом окружающих и поддержать действие прочих факторов мотивации. Например, оно может усилить стремление человека к высокому заработку, или к разнообразию, или к структурированию, словом, к тому, что более всего необходимо в данном контексте для реализации конкретного замысла. Если человек обладает крайне высоким целевым стремлением к влиятельности, его проекция может по своей силе перекрыть все прочие проецируемые на других стремления данного индивидуума.

Когда стремление к власти и влиянию сильно выражено, но при этом не имеет цели, оно более проявляется в виде доминирования, а не разумной передачи полномочий. Особенно неблагоприятна ситуация, когда работник облечен властью и занимает руководящий пост. Его стремление к влиятельности как таковой может привести к разрушению мотивационных стремлений подчиненного ему персонала. В этом случае проекция носит явно негативный характер. Законные попытки сотрудников достичь необходимых результатов будут наталкиваться, например, на намеренное нежелание такого руководителя дать четкие указания, грамотно сформулировать разумные цели, что превращает провал в достижении цели в повод для встречных обвинений. Потребность других сотрудников во влиятельности, которая при благоприятных обстоятельствах могла бы способствовать реализации замыслов и достижению целей, в рассматриваемой ситуации будет подавляться как нежелательная инициатива. Можно также ожидать, что подобный работник в роли руководителя будет стремиться к введению излишних структурных требований, единственный смысл которых заключается в моральном подавлении сотрудников. Цель, лежащая в основе подобных действий, ясна - это желание доминировать и поставить свой персонал в зависимое положение.

Если стремление к влиятельности имеет среднюю степень интенсивности, то его проекция на окружающих будет конкурировать с проекцией других факторов мотивации, присущих данному человеку. Так, например, оно будет конкурировать с проекцией потребностей в структурировании или достижении целей. Можно утверждать, что стремление к влиятельности ослабляется в той степени, в какой его подрывает проекция прочих конкурирующих с ним потребностей, некоторые из которых могут действовать в направлении, нежелательном с точки зрения мотивации.

Фактор 9 (разнообразие и перемены)

Проекция данной потребности однозначна и действует напрямую. Те, кто имеет высокую потребность в разнообразии и переменах, проецируют ее на окружающих, ожидая от них ответной благожелательности. Если желаемой ответной реакции не последует, человек с высокой потребностью в разнообразии переключится на других или у него возникнет едва скрываемое чувство раздражения из-за того, что не удалось получить столь необходимую стимуляцию. Те, у кого низка потребность в разнообразии, проецируют желание стабильности, и если не получают ожидаемого, могут испытать стресс, стараясь по возможности избегать человека, который способен вызвать его. Здесь ситуация проста - те, кто энергично переключается с одного на другое, используют возможность стимуляции от тех, кто обладает таким же свойством, и аналогично, те, кто предпочитает погружаться в задумчивость, предпочитают себе подобных. Это совсем не означает, что энергичные, стремящиеся к новому не могут поддерживать хороших отношений с теми, кто непохож на них. Очень даже могут. Классическим примером могут служить госпожа Тэтчер и ее супруг Дэннис. Маргарет Тэтчер всегда окружала себя теми, кто энергичен и стремится к разнообразию и переменам. Понятно, что Дэннису отводилась роль в удовлетворении другой мотивационной потребности экс-премьера Великобритании.

Фактор 10 (креативность)

Так же как и обладатели потребности в разнообразии, креативные работники склонны окружать себя единомышленниками. От них они как бы заряжаются энергией. Те, у кого низка потребность в креативности, находятся в ином положении. Не испытывая потребности в собственной креативности, они могут получать удовольствие от креативных проявлений других, рассматривая это как увлекательный спектакль. С равной степенью возможности они могут быть вполне довольны окружением тех, кто также испытывает недостаток этого качества.

Фактор 11 (самосовершенствование)

Потребность в личном развитии и совершенствовании и в достаточной самостоятельности и независимости относится к числу мощных движущих стимулов. Подобный работник проецирует на окружающих вполне четкий призыв: «Помоги мне усовершенствоваться». Одной из крайностей проявления проекции этой потребности является отношение к окружающим людям как к источнику познания нового. При крайнем проявлении этой потребности и ее проекции можно было бы говорить о сообществе ученых. Они воспринимали бы самосовершенствование как возможность усилить свою независимость и самодостаточность. Это не эквивалент утверждения Cogito, ergo sum («Я мыслю, значит, я существую»), а скорее формула: «Если я уверен в себе, я более терпим в своем отношении к тебе».

Проблема состоит в том, что это стремление редко достигает насыщения. Всегда остается что-то еще не изученное, всегда найдется тот, кто интеллектуально развит и образован, более чем мы. Едва наступает кратковременное состояние, когда кажется, что дальнейшее обучение невозможно, как тут же новые горизонты познания манят нас дальше, и борьба возобновляется. В худшем случае обладатель высокой потребности в самосовершенствовании проецирует на других беспокойство: «Я еще не достиг желаемого» или «Прочь, ты ущемляешь мою независимость». В лучшем случае этот стимул может служить поддержкой сотрудничества - «давайте работать вместе, так оба мы будем совершенствоваться». Если эта потребность проецируется на тех, у кого отсутствует данный стимул, то призыв к партнерству отклика не находит. «Тебе нечего мне дать», - означает эта ситуация, и взаимоотношения между двумя работниками не получают развития.

Фактор 12 (интересная и полезная работа)

Как мы уже отмечали, этот фактор имеет самое высокое среднее значение. Во взаимоотношениях работника с высокой потребностью в факторе 12 с окружающими четко прослеживается тенденция к проекции и ожиданию позитивной реакции на призыв: «Да, мы разделяем заботу о том, чтобы наша работа была полезна и интересна». Естественно, мнения о том, что полезно, а что интересно, весьма разнообразны. Вероятно, наибольшего резонанса можно ожидать от тех, кто «настроен на одну волну». Но даже среди тех, о ком нельзя так сказать, можно встретить симпатию, если не сопереживание. Сталкиваясь с теми, кто мало заботится о пользе или интересности выполняемой работы, работник с высокоразвитой потребностью в факторе 12 сначала удивится, как можно жить в таком интеллектуальном и моральном вакууме, а затем просто отойдет в сторону.

Выводы

Межличностные взаимоотношения можно рассматривать как дарвиновскую борьбу конкурирующих проекций. Среди всех мотивационных стимулов именно стремление к власти и влиятельности является тем стимулом, который открыто стремится доминировать, подчинить себе все прочие стимулы, будь то во благо или во зло. Прочие стимулы также стараются, хоть и не так явно, реализовать себя, накладывая на поведение людей продиктованные их сущностью императивы. «Я нуждаюсь в порядке и правилах, следовательно, тебе они тоже необходимы» - вот механизм проекции на окружающих мотивационного фактора 3. Ответная реакция может варьировать от «Да, конечно, давайте действовать вместе» до «Прочь, лучше я буду работать на своих условиях, а они совсем не такие, как твои». Постоянное взаимодействие при благоприятном стечении обстоятельств приводит к возникновению мотивации, при неблагоприятном - к разочарованию и неудовлетворенности. Путь к успеху в деле мотивации проходит через использование мотивационных потребностей других, но никак не своих собственных! Однако путь этот труден и тернист, а наши потребности сильны. И в итоге мы игнорируем мотивационные потребности других, вследствие чего многие из нас влачат на работе тихое бесцветное существование, испытывая горькое разочарование.

А если руководитель хочет изменить эту ситуацию, если он стремится достичь благодатной земли взаимного признания разнообразия интересов и мотивационных потребностей, то как ему поступить?

Прежде всего следует начать с признания того факта, что разнообразие потребностей имеет право на существование. Одно это позволит вам прекратить мотивировать сотрудников при помощи стимулов, установленных по вашему собственному разумению. Руководитель должен предлагать в качестве мотивационного стимула то, что ценно для работника с его точки зрения, и так, чтобы это соответствовало тому, что работник считает приемлемым для себя. Например, если предложить сотруднику более высокий оклад только потому, что вам хотелось бы, чтобы и вам предложили повышение оклада, то это не будет мудрым решением, если согласно шкале ценностей этого сотрудника деньги не занимают высокого положения. В лучшем случае это не произведет на него никакого впечатления, в худшем же - заставит отделаться от предлагаемого вами нового задания. Чтобы добиться успеха в мотивации, следует отложить подальше собственную шкалу ценностей и предлагать сотрудникам такие стимулы выполнения работы, которые отражают их собственные потребности.

В сфере мотивации вы не должны поступать с другими так, как вам хотелось бы, чтобы поступали с вами. Мотивация - это не благотворительность и не сделка; мотивация предполагает необходимость поставить себя на место мотивируемого сотрудника и постараться понять, как он смотрит на мир. И это - самое первая, существенно важная стадия успешного преодоления подводных рифов мотивации.

Приложения

Приложение 1

Теоретические основы

В этом приложении мы хотим рассказать о более чем 60 годах исследований и работы наших предшественников, что помогло нам вывести собственное определение мотивации, которое формулируется следующим образом: мотивация - это побуждения, устремления, возникающие следом за удовлетворением основных человеческих потребностей, и притом специфические для каждого индивидуума. Мы рассмотрим трудности, присущие работе в области мотивации, расскажем, как мы и наши предшественники пытались преодолеть их. Поскольку нас более всего интересуют прикладные аспекты мотивации, применимые в рамках работы, мы рассмотрим основные теории, соотнося их друг с другом и с нашими исследованиями, приведем краткое описание того вклада в эту область, на который мы дерзнули претендовать. А начнем мы с рассмотрения наиболее общих проблем мотивации.

  • В деловых контактах помогает умение распознавать невербальные сигналы
  • в) Умение учеников работать с тестом – важный компонент умения учиться
  • Вас облагают налогами даже после того, как вы перестаете работать
  • Внимание как ресурс учебного успеха ученика. Умение человека сосредоточиться на каком-либо одном раздражителе, выделить из хаотичного потока раздражителей нужный раздражитель – вот наиболее обобщенное

  • Мало кто понимает, как работать в команде , хотя регулярно отмечает в резюме это качество. Вначале надо определиться, как вам в принципе привычней работать, в коллективе или одному. И только после этого искать подходящую работу.

    Что такое командная работа

    Под командой обычно понимают группу людей, объединенных одной целью, имеющих один взгляд на ее решение и умеющих сотрудничать между собой для ее реализации. В результате командная работа помогает достичь цели намного быстрее, чем если бы люди работали поодиночке. Достигается это четким распределением ролей и обязанностей, где каждый делает то, что у него лучше всего получается.

    Принципы командной работы заключаются в следующем:

    Абстрагироваться от личных предпочтений, уметь управлять своими эмоциями;
    оказывать помощь другим, не идти на поводу у личных эмоций;
    действовать в соответствии с поставленными задачами;
    находить убедительные аргументы для своей точки зрения;
    соблюдать общий ритм работы, быстро адаптироваться к нему;
    уметь наладить диалог с каждым членом коллектива;
    уметь принимать чужую точку зрения, признавать свои ошибки.

    Крайне важно умение работать в команде для менеджеров и руководителей, которые должны не только управлять коллективом, но и знать, на кого и в каком объеме переложить определенные обязанности. Для этого надо уметь общаться с подчиненными и другими руководителями, быть готовым протянуть им руку помощи и принять ее от них.

    Умение работать в команде предполагает умение избегать и предотвращать конфликтные ситуации. Наиболее актуально это для масштабных задач, краткосрочных проектов. Но в некоторых случаях дух соперничества дает тоже немалые результаты. Когда у компании избран агрессивный метод ведения дел, ей важнее иметь на руководящей должности человека, который не столько умеет правильно работать в команде, сколько грамотно конфликтовать с целью реализации поставленных компанией целей.

    Как составить резюме

    Отдельный вопрос, и как грамотно отметить там свое умение работать в команде. Многие считают, что указывать в разделе «личные качества» свои высокие навыки командной работы нет смысла, поскольку эта информация не воспринимается серьезно. Более положительно эта информация воспринимается, если она ненавязчиво указывается в основных разделах или в сопроводительном письме. Например, при указаниях своих достижений на должности, можно отметить, что во многом этому способствовала эффективная командная работа .

    Надо понимать, что навыки командной работы – это не те качества, о которых надо говорить прямо. Они должны логично вытекать из ваших достижений, косвенно напоминать о себе в вашем резюме. Для этого достаточно упоминания того, что ваш отдел был лидером в компании по реализации поставленных задач.

    Как определяется командная работа

    Умение работать в команде определяется различными методами, в зависимости от того, на какую должность претендует соискатель. Например, с кандидатом проводят биографическое собеседование, когда его расспрашивают об увлечениях в детстве. О коллективистском духе говорит увлечение командными видами спорта. Также могут провести интервью по компетенциям – просьба рассказать о своих достижениях по жизни или на предыдущих местах работы. Далее анализируется, на что кандидат ставит акценты в своих рассказах, как позиционирует себя в коллективе. Также принимаются к сведению рекомендации с прошлого места работы.

    Оценить, как человек умеет работать в команде, можно посредством специальных ситуационных коллективных игр, когда моделируется бизнес-ситуация и коллективу предлагается ее решить совместными усилиями. В процессе игры наблюдают за каждым участником, определяя, как он ведет себя в рабочей обстановке, умеет взаимодействовать с незнакомыми людьми.

    Надо отметить, что командная работа в западных и российских компаниях имеет свои различия. В первых больше внимания уделяется тимбилдингу, а во вторых приходится работать в условиях конкуренции и интриг. Об этих нюансах обычно предупреждают кандидата на этапе собеседования, а затем внимательно следят за тем, как ему удается работать в команде на этапе испытательного срока.

    Аналогично и кандидат должен постоянно задавать волнующие его вопросы по поводу работы на всех этапах собеседования и испытательного срока, потому что предусмотреть все нюансы он не в силах.

    Какими бывают команды

    Как мы уже говорили, команда – это коллектив людей, которые работают над реализацией одной конкретной задачи или проекта. Это могут быть долгосрочные задачи или краткосрочные. Иногда на конкретные проекты приглашают уже готовый рабочий коллектив, в котором давно налажена командная работа. Но в этом случае по завершению поставленных задач весь коллектив может уйти. Поэтому часто руководители предпочитают формировать свою команду.

    Чтобы эффективно работать в команде, каждый руководитель подбирает команду под свои потребности, ведь часто прежняя команда агрессивно настроена против нового руководителя. Особенно, если кто-то из прежнего коллектива претендовал на эту должность. В этом случае, чтобы научиться работать в команде , руководитель должен не принимать скорых решений и завоевывать авторитет.

    Кем вы являетесь?

    Иногда профессионалу, который привык работать самостоятельно, сложно работать в команде, из-за чего у него резко снижается эффективность. Такому человеку надо или научиться работать в команде , или искать работу, не связанную с коллективной деятельностью. Поэтому, перед составлением резюме, честно ответьте себе на вопрос, сможете вы правильно работать в команде , или вам комфортнее опираться только на себя? Подумаете, способны ли вы научиться работать в команде. Возможно, вам стоит пройти специальные тренинги, которые помогут вам в дальнейшем найти подходящую работу.

    Когда нужна эффективная командная работа

    Иногда вопрос, как работать в команде , не принципиален. Если цели и ответственность ориентированы на одного человека, вполне можно обойтись без этого качества. Это актуально для специалистов узкого профиля, которые работают на конкретный результат. В этом случае вопрос, как работать в команде, за него решают другие сотрудники коллектива.

    Однако даже в такой ситуации сотрудник должен обладать хотя бы минимальным пониманием, как работать в команде. Ведь он работает не изолированно, и ему придется, как минимум, общаться с бухгалтерией, руководителями, юристами компании. И с чем большим количеством людей сотруднику придется иметь дело, тем больше ему потребуется знаний, как работать в команде.

    Вы были на интервью и не назвали себя «командным игроком»? На вопрос рекрутера: «Какие ваши сильные стороны?», вы не ответили, что умеете работать в команде? Если с такого собеседования вы ушли с пустыми руками, то причина отказа лежит на поверхности.

    Срочно работайте над исправлением этой досадной ошибки. Во-первых, не забывайте указать в резюме, что вы умеете работать в команде. Во-вторых, напишите в своем сопроводительном письме к резюме, что вы командный игрок. В-третьих, вы должны в обязательном порядке продемонстрировать вашу способность к сотрудничеству и взаимодействию с другими членами команды на всех этапах собеседований.

    Навык «Работа в команде» занял второе месте в рейтинге ТОП 10 навыков, . Поэтому необходимо уделить этому навыку особое внимание и приложить все усилия, чтобы получить высокую оценку на собеседовании. В статье я рассказала, как поработать над навыком № 1 из этого рейтинга. Сегодня вы узнаете, как показать свое умение ладить со всеми членами команды и добиваться результата совместными усилиями.

    Список вопросов, при ответе на которые вы сможете продемонстрировать свой навык работы в команде.
    Расскажите о себе.
    Какие ваши сильные стороны?
    Ваши главные достижения?
    Почему мы должны взять вас на работу?
    Расскажите мне об успешном проекте, когда вы работали в составе команды.
    Расскажите мне о ситуации, когда вам пришлось работать с трудным клиентом.
    Приведите примеры, когда вы достигли результата, благодаря работе в команде.
    Что делает вас хорошим сотрудником/ менеджером?
    Как бы вы определили продуктивную атмосферу для своих сотрудников?
    Чему, по вашему мнению, вы обязаны своим успехам?
    Вы когда-нибудь имели конфликт с сотрудником?
    Расскажите мне о последней конструктивной обратной связи, которую вы получили от своего руководителя.

    Что делает вас хорошим игроком в команде?

    Вот несколько качеств, которые характеризуют вас, как сотрудника, умеющего работать в команде:

    Стремление достичь общих результатов
    Умение слушать
    Уважение всех членов коллектива
    Высокая оценка работы коллег
    Коммуникативные навыки
    Способность принимать конструктивную обратную связь
    Высокий уровень эмоционального интеллекта
    Эмпатия
    Этичное поведение

    Определите для себя является ли «работа в команде» одной из ваших сильных сторон. Ниже приведены главные критерии оценки этого навыка:

    • Сотрудники постоянно просят вашей помощи.
    • Люди хотят, чтобы вы присоединились к работе в их проектные группы.
    • Вас часто приглашают на обед.
    • К вам обращаются за помощью, чтобы узнать ваше мнение в трудной ситуации.
    • Вы часто являетесь посредником в улаживании разногласий между коллегами.
    • Вы можете найти способ установить контакт с трудным клиентом.

    Командный игрок умеет продуктивно работать с разными типами личности и может улаживать конфликты и разногласия. Сплоченной команды можно добиться только, если достижение общих целей и задач стоит намного выше личных предпочтений и индивидуальных задач каждого члена команды.

    Как показать навык «работа в команде» в ответе на вопрос : Какими достижениями вы больше всего гордитесь?
    Для ответа на этот вопрос необходимо приводить примеры своих достижений, а также подробно рассказать, как вы их добились. Говорите о тех достижениях, которые непосредственно связаны с вашей работой. Возможно, вы взяли на себя подготовку мероприятия, от которого остальные отказывались и успешно с этим справились или вы были частью команды, работающей над крупным проектом. Не преувеличивайте свой вклад в какие-либо события — разделите этот успех со своими коллегами и в глазах интервьюера вы будете выглядеть отличным командным игроком. Например, вы можете ответить так:

    «Хотя я думаю, что мои главные достижения еще впереди, тем не менее я очень горжусь, что был причастен к созданию новой программы для менеджеров. Я вложил много сил и энергии, являясь одним из участников этой группы и многому научился в процессе работы у своих более опытных коллег».

    Что делать тем, у кого нет опыта работы в команде?

    Для студентов и выпускников или кандидатов с небольшим опытом работы, очень важно показать менеджеру по персоналу, что вы сможете работать в коллективе. Если вы еще не имели возможности поработать в команде, то вы, должны быть готовы говорить об участии в групповых проектах, в семинарах, тренингах, общественной работе.
    Если Вы имеете ограниченный опыт совместной работы или чувствуете, что это ваше слабое место, то есть простые способы улучшить этот навык.

    Рассмотрите следующие варианты развития навыка «работа в команде»:
    1 ) Станьте волонтером. Заявите о своем желании работать в нескольких командных проектах. Используйте возможности участия в совместной деятельности и за пределами работы.
    2) Найдите себе наставника. Посмотрите вокруг и найдите человека, который является «душой коллектива». Вы можете многому научиться, просто наблюдая и подражая ему. Если вы начнете наблюдать более внимательно, вы заметите, что люди в команде играют различные, роли — например, один человек является мотиватором и вдохновляет остальных, а другой — активным деятелем, способным найти способ выполнить любую задачу. Пройдите тест онлайн Р. М. Белбина «Командные роли» и определите свою роль в команде. Так же вы можете использовать формулировки ответов этого теста при подготовке собственных ответов на вопросы собеседования.
    3) Оцените себя и коллег. Попробуйте исследовать себя и своих коллег, используя известные типологии личности, такие как профиль DISC или индикатор Майерс-Бриггс (MBTI) . Эти оценки личности могут быть полезны для понимания ваших собственных предпочтений и особенностей других. Например, если ваш босс является рассказчиком, а вы -мыслителем, результаты теста помогут узнать, как взаимодействовать с таким типом личности и разговаривать с ним на его языке коммуникации.

    Часто среди требований к соискателю, перечисленных работодателями в тексте вакансии, можно встретить такое как «умение работать в команде». Что подразумевается под этими словами? И вообще, может, составители объявления «для солидности и объема» упомянули это требование? Разбираемся!

    Начнем с того, что команда - это сообщество доверяющих друг другу и работающих на достижение единой цели людей. Общеизвестно: производительность коллектива, который напоминает хорошо отлаженный механизм, где каждый сотрудник - на своем месте и при этом умело взаимодействует с коллегами, намного выше, чем у компании, где, как говаривал Иван Андреевич Крылов, «в товарищах согласья нет».

    Что значит «уметь работать в команде»?

    Человек, умеющий работать в команде,

    • быстро находит верный тон в общении с новыми коллегами (и индивидуальный подход к каждому из них!), становится своим;
    • не требует длительной раскачки и быстро приноравливается к принятому в коллективе рабочему ритму;
    • может признать, что был неправ, и одобрить идею оппонента. Если же он твердо уверен в собственной правоте, ему хватает настойчивости, такта и умения грамотно подобрать аргументы, чтобы переубедить коллег;
    • в интересах дела сегодня он может быть руководителем проекта, а завтра влиться в команду, работающую над новым заданием, в качестве рядового участника;
    • помогает коллегам и не стесняется принимать помощь от них;
    • старается избегать конфликтов;
    • личные амбиции не мешают ему блюсти интересы компании.

    «Так умеете или нет?»

    Но вот вопрос: как на собеседовании убедить работодателя, озабоченного поисками командного игрока, что вы - именно тот, кто ему нужен? Здесь будет недостаточно рассказов о том, как на предыдущем месте работы вы каждый обеденный перерыв усаживались с коллегами лакомиться плюшками и обсуждать любимые сериалы.

    То, что вы можете гармонично влиться в коллектив и стать его частью, должно быть подтверждено не эмоциями, а фактами. Кроме того, рассказывая о своих достижениях, не забывайте использовать, помимо местоимения «я», также и «мы», «наш» («мы сдали этот проект в срок», «наш отдел победил в соревновании»), при этом поясняя, какой вклад в общий успех внесли именно вы. Таким образом, вы и о своих победах проинформируете собеседника, и продемонстрируете ему, что осознаете значимость слаженных командных действий, умеете успешно действовать сообща с коллегами.

    Но, конечно, главное - понять самому: командный ли вы игрок или профессионал-одиночка, который скорее предпочтет соревноваться с коллегами (и, кстати, многие работодатели высоко ценят таких сотрудников). Это позволит вам выбрать наиболее комфортные для себя условия работы и избежать конфликтных ситуаций: никто не будет обвинять вас в том, что вы «тянете одеяло на себя» или, напротив, «безынициативны и не настроены на борьбу за лидерство».

    Впрочем, если вдруг работа мечты требует от вас смены амплуа, никогда не поздно внести коррективы в свое поведение, воспользоваться советами профессионалов, походить на тренинги и семинары.

    А мы со своей стороны всегда рады предложить вам !

    Удачного трудоустройства!

    Мало сгруппировать людей, нужно грамотно организовать работу в команде. О проблемах взаимоотношений в команде читайте в статье.

    Из статьи вы узнаете:

    Что означает работа в коллективе и команде?

    Команда - круг людей, отличающихся по критериям: полу, возрасту, профессиям, целям и прочему. Но их основная задача заключается в одном - своевременном выполнении проекта общими усилиями.

    Принимаемые участниками решения традиционные. Нестандартные подходы к работе пресекаются отдельными людьми или отвергаются группой. Инновационные технологии положительно воспринимаются молодыми и активными сотрудниками, стремящимися пересмотреть устаревшие способы работы.

    Участники не всегда слаженно работают, так как могут преследовать разные интересы. Учитывайте это еще на этапе формирования коллектива, в противном случае не избежать постоянных конфликтов, которые могут переходить в настоящие корпоративные войны. Чтобы этого не происходило, каждый человек должен знать алгоритм работы в команде.

    Алгоритм работы в команде

    Не воспринимайте группы как команды. Они формируются стихийно, поэтому невозможно предугадать, чем завершится очередной проект. Не жалейте времени на создание сплоченного коллектива, в котором будут поделены роли, права и обязанности, а ответственность будет восприниматься каждым участником.

    Отличия рабочей группы от команды


    Эффективная работа в команде возможна только в том случае, если участники положительно воспринимают друг друга, пытаются найти компромисс в сложных вопросах. При объединении людей учитывайте не столько профессиональные, сколько личностные качества сотрудников. Не пытайтесь помирить враждующих лиц, поручая им работу над одним проектом.

    Организация работы в команде

    Формирование коллектива - длительный процесс. Приступайте к нему заранее, а не перед самым началом выполнения проекта. Менеджеры, имеющие сплоченный состав сотрудников, который ранее выполнил не один проект, дорожат им. Связано это с тем, что проще удержать профессионалов, прошедших все этапы налаживания взаимоотношений, чем создать новый коллектив.

    Если вы только формируете коллектив, участникам предстоит пройти несколько этапов до того момента, пока они станут единым целым: привыкание, группирование, объединение, создание норм, наблюдение и оценку. Отбирая сотрудников, учитывайте навыки, которые необходимы.

    Навыки работы в команде, без которых не добиться положительного результата:

    • профессиональные качества, нужные для выполнения задач;
    • умение решать проблемы, принимать решения;
    • развитая аналитическая деятельность;
    • коммуникабельность.

    На умении работы в команде сказывается:

    • понимание общих целей, задач организации, подразделения;
    • стремление работать вместе ;
    • отсутствие личных целей, не заявленных руководителю и коллегам;
    • способность интегрировать знания, умения с потенциалом коллектива;
    • готовность к обучению, изменению поведения, если оно противоречит правилам;
    • стремление к общению.

    Чтобы организация работы в команде прошла быстро и успешно, принимайте непосредственное участие во всех процессах. Направляйте коллектив, помогайте занять позиции, распределить роли, но не подавляйте сотрудников. От вашего поведения зависит психологический климат. Если менеджер напряжен, участники нервничают, ругаются. Они пытаются завоевать расположение руководителя, занять лидирующие позиции, что в корне неправильно.

    Работа в проектной команде успешная, если участники имеют равные права, четко знают обязанности, умеют перераспределять работу. Координируйте их действия. Следите, чтобы не появился неформальный лидер, который может испортить отношения внутри коллектива, настроить сотрудников против вас.


    Не ставьте перед сотрудниками невыполнимых задач, иначе они не оценят преимущества работы в команде. При неудачах даже в сплоченном и сильном коллективе не исключены разногласия - сотрудники тратят много сил, но не видят результата. Накапливается общее недовольство, ведь каждый винит другого. Если проект не выполнить за месяц, не ограничивайте временные рамки этим сроком. Адекватно оценивайте силы работников, чтобы избежать негатива.

    Отвечает Оксана Вилинская,
    эксперт по управлению персоналом, заместитель главного редактора журнала «Кадровое дело».

    Мы переманиваем топ-менеджера из другой компании. Он готов принять предложение, но только если ему разрешат привести с собой команду с предыдущего места работы. Как поступить?

    Технология работы в команде

    Придерживайтесь простой технологии работы в команде , которая позволит быстро справиться с поставленной задачей. Не применяйте сложные методики, если коллектив только недавно сформировался. В противном случае возникнет недопонимание, сотрудники дезориентируются. Чем легче принцип взаимодействия, тем меньше возникнет проблем.

    Технология работы в команде:

    • постановка задачи участникам;
    • сбор мнений сотрудников, в том числе лидеров;
    • обсуждение возможных способов работы, поиск компромисса;
    • составление плана действий;
    • работа по плану;
    • выявление недочетов, их устранение;
    • завершение работы;
    • обратная связь.

    Обязательно обсуждайте каждый проект. Если этого не делать, эффективность работы в команде снизится. Выделяйте отличившихся сотрудников, говорите, что они сделали правильно. Не ругайте тех, кто не смог добиться хорошего результата. Разберите ошибки, направьте участников.

    Отвечает Леонид Мазурик,
    главный редактор action-media.ru.

    «Казалось, это сумасшествие с командообразованием ушло в прошлое. Но нет, в кризис опять заговорили, что нужно превращать сотрудников в команду», - недоумевал знакомый коуч. Он убежден, что лучшие идеи выдают не группы, а отдельные люди. И наивысших результатов добиваются лишь некоторые личности. Создавать команду незачем, и она - пустая выдумка. Но я не мог согласиться с таким утверждением…

    Как повысить эффективность сотрудников при работе в команде?

    Регламентируйте правила работы в команде, ознакомьте с ними сотрудников. Объясните нормы поведения, общения, стиль одежды, способ взаимодействия с клиентами. Пресекайте конфликты, сплетни. Разработайте систему наказаний, понятную участникам. Не забывайте о поощрении.

    Объясните сотрудникам суть работы в команде, цель. При смене проекта просматривайте результаты предыдущего. Если в нем были недочеты, выявляйте проблемы и устраняйте их. Ведите переговоры с коллегами, спрашивайте о трудностях, с которыми они столкнулись.

    При распределении обязанностей и задач имейте в виду следующие моменты:

    • сочетается ли задача с ролями исполнителей;
    • кто из членов коллектива имеет нужные знания, опыт для эффективного выполнения работы;
    • какой сотрудник сможет развить навыки, извлечь пользу.

    Если задача отличается срочностью, важностью, доверяйте ее самому опытному специалисту. Чтобы другие сотрудники развивались, назначайте их помощниками. Следите, чтобы опытные члены команды не перекладывали работу на новичков. Иначе исход проекта непредсказуем. Научите людей распределять роли.

    Создавайте доверительную обстановку, без которой невозможна эффективная работа в команде. Сотрудники должны делиться наработками, ценными идеями, новыми подходами к выполнению задач. Если есть недомолвки, члены команды напряжены. Они не могут раскрыть творческий потенциал.

    Проведите тренинг «Работа в команде». Пригласите эксперта, если вы не знаете на чем делать упор. Правильно организовав взаимодействие участников, вы сможете выполнять крупные проекты в сжатые сроки. Помните, что без вашей поддержки члены команды не смогут достичь хороших результатов.