Общественная оценка качества образовательной программы. Васильченко А.И

Сегодня в России и в других странах активно развиваются различные методы оценки качества образования. В условиях уточнения содержания федеральных государственных образовательных стандартов в России особенно актуальной становится задача формирования системы оценки качества работы организаций, оказывающих образовательные услуги. Важность этой темы в России усиливается тем, что год были приняты основополагающие нормативно-правовые документы, регламентирующие механизмы и критерии оценки качества образования. Ключевой темой данной главы станут подходы и требования к оценке качества образования на уровне высшего образования.

Проблема оценки качества образования является центральной в образовательном процессе организаций высшего образования. В последнее время появилось множество публикаций о повышении качества образования и необходимости введения объективных оценок этого качества. Вместе с тем, механизмы оценки качества образования рассматриваются весьма упрощенно: оценка индивидуальных достижений обучающихся, процедуры лицензирования и аккредитации образовательных организаций. Формирование системы оценки качества образования стало одним из ключевых приоритетов развития образования многих стран мира, в том числе и Российской Федерации.

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет качество образования как комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающую степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы. При этом качество образования – это степень соответствия результата образования ожиданиям (степень удовлетворения запросов) различных заинтересованных групп субъектов образования (обучающихся, преподавателей, родителей, работодателей, органов управления образованием, общества в целом), так или иначе влияющих на политику и процессы в области образования.

Задача формирования и развития системы оценки качества образования нашла отражение в государственной программе Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы». Целью подпрограммы «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» стало «обеспечение надёжной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения высокого качества образования через формирование общероссийской системы оценки качества образования». В перспективе предполагается формирование современной и сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования.

Происходит уверенное становление общероссийской системы оценки качества образования как важнейшего институционального компонента системы образования России. Данная система оценки качества образования включает:

  • процедуры государственной регламентации образовательной деятельности (лицензирование, аккредитация, государственный контроль (надзор) в области образования);
  • действующие и апробируемые государственные аттестационные процедуры;
  • процедуры независимой оценки качества образования, включая внутреннюю оценку качества образования, а также внешнюю − международные, всероссийские, региональные, муниципальные мониторинговые исследования;
  • процедуры оценки качества образования, охватывающие все уровни образования, в том числе процедуры самооценки.

Развитие процедур общественной (независимой) оценки отражены в стратегических и нормативных документах, определяющих построение государственной политики в области образования:

Данной подпрограммой определены приоритетные задачи в сфере оценки качества образования :

  • формирование и развитие единого образовательного пространства на основе целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых на федеральном и региональном уровнях;
  • обеспечение соответствия международным стандартам качества контрольно-измерительных материалов и технологий обеспечения безопасности экзаменов высокой значимости;
  • создание системы мониторингов качества образовательных результатов и факторов , на них влияющих, включая многолетние исследования образовательных, трудовых, жизненных траекторий детей и молодежи;
  • обеспечение максимально возможной прозрачности и доступности информации о системе образования , о качестве работы отдельных организаций;
  • привлечение к оценке качества внешних заинтересованных лиц и организаций (общественных экспертов и общественно-профессиональных организаций);
  • интеграция России в международное пространство оценки качества образования через участие в международных обследованиях качества образования, углубленный анализ их результатов и совместные исследования;
  • создание с участием общественности независимой системы оценки качества работы образовательных организаций и введение публичных рейтингов их деятельности;
  • введение механизмов общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ высшего профессионального образования;
  • развитие систем оценки качества образования на уровне образовательного учреждения , ориентированных на формирующее оценивание и учет индивидуального прогресса обучающихся (учебные и внеучебные достижения);
  • создание в регионах, муниципалитетах и школах систем обеспечения качества , базирующихся на получении своевременной и содержательной информации для принятия управленческих решений, на вовлечении общественных органов управления.

Политика в области образования определена стратегическим документом «Государственная политика в области развития образования до 2020 года». Одной из важных задач стало создание современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности прозрачности, общественно профессионального участия. Реализация данной задачи предусматривает разработку и внедрение национальной системы оценки качества образования, мониторинговых исследований в образовании и расширение участия работодателей и общественности в оценке качества образования.

Оценить качество образования возможно с помощью внутренней и внешней оценки качества образования, при этом оценка осуществляется по основным компонентам образовательного процесса.

Внутренняя система оценки качества образования субъектами образования представляется более важной. В центре внимания должно быть качество содержания образования, которое обеспечивается качеством образовательного процесса. И в данном направлении ведущая роль предоставляется главным субъектам образовательного процесса – обучающимся.

Качество образования зависит от степени соответствия представлений субъектов образовательного процесса (преподавателей и студентов) реалиям образовательного процесса. При этом факторами, влияющими на оценку качества образования, становятся представления и знания цели образования, содержания, методологии и организации образовательного процесса.

Зарекомендовавшей формой оценки качества образования стал системный мониторинг или периодические опросы обучающихся относительно удовлетворенности образовательным процессом и качеством работы преподавателей. Оценка качества деятельности преподавателей – важная часть системы внутренней оценки качества образовательного процесса. Она позволяет получить объективную информацию о преподавательской деятельности сотрудников; установить степень соответствия ее содержания и качества требованиям, зафиксированным в уставе и образовательных стандартах.

Оценка качества образования – процесс взаимодействия администрации вуза и обучающихся для повышения условий и качества получаемых образовательных услуг, основанный на системном мониторинге образовательного процесса. При этом оценка качества базируется на определенных критериях, отраженных в следующей таблице.

Одной из ключевых задач системы оценки качества образования является выявление и изучение реальных целей образовательного процесса (запросов, ожиданий, потребностей). Потребности представлены в следующей таблице.

Характеристики подтверждают факт, что субъекты образовательного процесса имеют различные интересы и различные критерии в задачах управления качеством. Поэтому система оценки качества образования становится многофакторной и многофункциональной . Таким образом, качество образования – интегральная характеристика, имеющая отношение ко всему деятельностному циклу, включающему проектирование, реализацию и контроль образовательного процесса, инфраструктурное обеспечение и самоообследование образовательной организации.

Более подробно рассмотрим процедуры и механизмы общественной оценки качества образования, их нормативно-правовую регламентацию, цели, задачи и объекты оценки. Новый федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определил 3 формы (процедуры) участия

общественности в оценке качества образования. Кроме того, в связи с принятием федерального закона № 212-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», нормативно закреплено участие общественности в процедуре государственной аккредитации образовательных учреждений с присвоением статуса «общественный инспектор».

Дадим определения и характеристику процедур оценки качества образования, основываясь на нормативных документах (№ 273-ФЗ и № 212-ФЗ).

Независимая оценка качества образования – определение соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, оказание содействия в выборе образовательной организации, повышение конкурентоспособности организаций и реализуемых образовательных программ.

Общественная аккредитация организаций – признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.

Профессионально-общественная аккредитация программ – признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших образовательную программ в организации, образовательная деятельность которой отвечает требованиям стандартов, рынка труда к специалистам, рабочим и служащим профиля.

Общественный контроль в процедурах государственной аккредитации – соблюдение законодательства в сфере образования, а также помощь образовательной организации в реализации рекомендаций по устранению выявленных недостатков.

Общие критерии оценки качества образовательной деятельности определены Приказом Минобрнауки России от 5 декабря 2014 года № 1547 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Объекты независимой оценки качества образования представлены на следующей схеме.

Развитие института независимой оценки качества, главным образом, сопровождается обеспечением открытости и доступности системы образования. В соответствии с Приказ Минфина России № 116н от 22 июля 2015 года «О составе информации о результатах независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность, оказания услуг организациями культуры, социального обслуживания, медицинскими организациями, размещаемой на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и порядке ее размещения» с 1 сентября 2015 года осуществляется размещение информации о результатах независимой оценки качества оказания услуг организациями социальной сферы, соответствующими органами государственной власти и местного самоуправления на официальном сайте www.bus.gov.ru. При этом официальным информационным ресурсом в области оценки качества образования на данный момент остается специальный раздел «Независимая система оценки качества» официального сайта Минтруда России, где представлены нормативно-правовые акты, итоги реализации независимой системы оценки (обзоры практики и результатов).

Второй процедурой оценки качества образования стала общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность . Общественная аккредитация, в отличие от государственной, выполняющей функцию контроля, имеет своей целью совершенствование системы образования и его дальнейшее развитие. Проводится на добровольной основе.

Третья процедура оценки качества образования – профессионально-общественная аккредитация образовательных программ .

Существенное влияние оказывает профессионально-общественная аккредитация образовательных программ. Она означает, что качество и уровень подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, отвечают требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

Другим, не менее важным, механизмом вовлечения общественности в процедуры аккредитации стало создание института общественных инспекторов при органах по контролю и надзору в сфере образования. Это стало возможным благодаря принятию Федерального закона Российской Федерации от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации». Прежде всего, право осуществлять такой контроль получили общественные палаты и общественные советы.


Предметом (критерием) общественного контроля на уровне высшего образования стал:

  • контроль качества подготовки;
  • проверка качества образовательной деятельности организаций;
  • проверка соблюдения организациями законодательства в области лицензирования образовательной деятельности;
  • проверка требований законодательства в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию;
  • выполнение объектами рекомендаций для улучшения работы организаций.

Характеристика предмета и метода оценивания критерия дана в следующей таблице.

Таким образом, цели, задачи, формы, механизмы и направления общественного контроля должны:

  • влиять на качество высшего образования и его доступность для всех слоев населения, эффективность деятельности системы высшего образования, ее открытости;
  • способствовать выявлению отклонений и улучшению деятельности организаций, устранению правонарушений, коррупции;
  • соединять интересы и потребности всех субъектов и объектов общественного контроля в процедурах государственного контроля (надзора) за образовательными организациями в единую систему;
  • гарантировать исполнение образовательной организацией социальных, правовых норм и обязательств перед государством и обществом;
  • развивать диалог, социальное партнерство в сфере высшего образования.

В данной процедуре выделяют следующие группы субъектов общественного контроля, представленные на схеме.

Отметим, что в соответствии с действующим законодательством общественные инспекторы имеют право проводить общественный контроль образовательной организации только в рамках процедур государственного контроля (надзора), т.е. в составе государственной комиссии.

Ниже представлены формы общественного контроля в процедурах государственного контроля (надзора) за образовательными организациями высшего образования:

Общественное наблюдение – сбор информации о положении дел в образовательной организации высшего образования, при котором происходит направленное, систематическое, непосредственное, визуальное, слуховое восприятие (прослеживание) и регистрация значимых ситуаций, фактов, подвергающихся контролю и проверке – осуществляет инспектор.

Общественный контроль – оценка соответствия общественным потребностям, правам, интересам деятельности образовательной организации высшего образования – осуществляет инспектор.

Общественная проверка комплекс мероприятий по установлению фактов и обстоятельств, касающихся деятельности образовательной организации высшего образования, в целях определения ее соответствия закону и общественным интересамосуществляет инспектор .

Общественное информирование – донесение до общества необходимых знаний, фактов, информации о положении дел в образовательной организации высшего образования – осуществляют субъекты-организаторы общественного контроля.

Общественная агитация – распространение идей, фактов, информации о положении дел в образовательной организации высшего образования для воздействия на сознание, настроение, стимулирование общественной активности масс с помощью устных выступлений, обращений, средств массовой информации – осуществляется гражданами и институтами гражданского общества.

Общественная экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую и (или) реализуемую образовательную и иную деятельность образовательной организации высшего образования, общеобразовательным требованиям высшего образования, установленным регламентам и законодательству – осуществляет общественный эксперт.

Общественный мониторинг – сбор, регистрация, хранение и анализ информации о ключевых (явных или косвенных) признаках работы образовательной организации высшего образования для вынесения суждения о состоянии и динамике развития данной организации – проводят эксперт и инспектор .

Общественное расследование – комплекс мероприятий по сбору, анализу, документированию сведений о произошедших нарушениях (коррупции) в работе образовательной организации высшего образования, противоречащих общественным интересам – осуществляют эксперт и инспектор.

Общественное слушание – выявления общественных предпочтений в намечаемой (реализуемой) образовательной и иной деятельности образовательного учреждения высшего образования с целью их учёта в планируемой (реализуемой) работе – проводят граждане и институты гражданского общества с участием инспектора и эксперта .

Общественное обсуждение – организация общественных конференций, семинаров, публичных дискуссий по проблемам высшего образования, выявление учет общественного мнения по вопросам организации и качества высшего образования в регионе (области, округе) для принятия общественно ориентированных решений – проводят граждане и институты гражданского общества с участием инспектора и эксперта.

Общественный контроль в образовательной организации высшего образования может осуществляться в двух видах и следующими общественными структурами.

Общественный контроль основывается на принципах, содержащихся в следующей схеме, а также способствует достижению определенных результатов.

Участие студенчества в оценке качества образования в системе высшего образования дает возможность:

  • поиска причин недостатков и путей их устранения в работе организации, возможность участия в разрешении спорной ситуации между участниками образовательного процесса;
  • способствовать улучшению качества подготовки обучающихся и условий образовательного процесса;
  • внести предложения по реформированию и совершенствованию системы образования в стране или отдельном регионе;
  • стать участником общественного контроля в других сферах (социальная защита, здравоохранение).

Рассмотрев основные процедуры общественной оценки качества образования, мы можем сделать следующие выводы.

ВЫВОД ПЕРВЫЙ

Объектом оценки качества образования может стать образовательная организация в целом, отдельные программы, группы программ, система гарантии качества образования.

ВЫВОД ВТОРОЙ

В процедуре общественной аккредитации существует ряд проблем и противоречий:

  • отсутствие понимания целей, задач и методологии содержания общественной и общественно-профессиональной аккредитации;
  • отсутствие обоснованной методики и инструментария проведения общественной аккредитации;
  • подмена процедур общественной аккредитации консалтингом в процессе подготовки образовательных организаций к государственной аккредитации.

ВЫВОД ТРЕТИЙ

Перспективы развития общественной и общественно-профессиональной аккредитации:

  • формирование общественных аккредитационных агентств ассоциаций образовательных организаций;
  • определение направлений деятельности образовательных организаций, подлежащих обследованию: удовлетворенность потребителей услуг, общественная оценка деятельности, международные связи и программы; оценка работодателей и связь с рынком труда;
  • формирование и обучение сообщества экспертов;
  • формирование информационно-аналитического центра по сбору и анализу исследуемых данных;
  • комплексная оценка деятельности на основе интегральной характеристики государственной, общественной и общественно-профессиональной аккредитаций.

ВЫВОД ЧЕТВЕРТЫЙ

Существует ряд проблем и трудностей, не позволяющих обучающимся (объединениям обучающихся) в полной мере участвовать в процедурах общественного контроля и повышения качества высшего образования:

  • отсутствие единых критериев и механизмов оценки качества образования для улучшения образовательной среды вуза;
  • неопределенность понятий и критериев оценки «качества образования» и «качества образовательных результатов»;
  • неполная осведомленность студенчества по вопросам, связанным с обеспечением образовательного процесса.

ВЫВОД ПЯТЫЙ

Механизмами участия обучающихся (объединений обучающихся) вузов в оценке качества образования могут стать:

  • создание советов (комиссий) по качеству образования (обучающиеся и администрация вузов) для совместной работы по совершенствованию образовательного процесса и созданию условий для эффективного обучения;
  • вовлечение руководителей советов по качеству образования в межрегиональные и всероссийские объединения для обеспечения преемственности и общей координации деятельности.
  • реализация образовательных программ или курсов, позволяющих провести экспертную оценку качества образования и образовательных результатов в вузе;
  • создание системы рейтингования вузов обучающимися, общественностью, работодателями по единым критериям и параметрам оценки;
  • вовлечение обучающихся в общественный контроль в сфере высшего образования в качестве аккредитованных общественных экспертов или инспекторов.

ВЫВОД ШЕСТОЙ

Необходимо принять меры для включения обучающихся (объединений обучающихся) в оценку качества образования:

  • разработать единый критериальный аппарат оценки, позволяющий выбирать критерии или методики оценки для вузов различной направленности;
  • дать определения понятий «качество образования» и «качество образовательных результатов» и критерии оценки качества;
  • создать экспертные группы в регионах, состоящие из обучающихся, представителей образовательных организаций, работодателей и экспертов в данной области для проведения оценки качества образования в двух направлениях: общественная и общественно-профессиональная аккредитации.

ВЫВОД СЕДЬМОЙ

Результаты участия обучающихся (объединений обучающихся) вузов в оценке качества образования позволят:

  • определить потребности обучающихся вуза и улучшить образовательные условия;
  • сделать вуз конкурентоспособным в соответствии с потребностями будущих работодателей;
  • сформировать объективную систему оценки качества образования и образовательных результатов.

Список литературы

Нормативно-правовые акты:

1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации»

2. Указ Президента Российской Федерации № 597 от 7.05.2012 года «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

3. Федеральный закон № 256 от 21.07.2014 года «О внесении изменений отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования».

4. Федеральный закон № 212-ФЗ от 2.07.2014 года «Об основах общественного контроля».

5. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»

6. Постановление Правительства Российской Федерации № 286 от 30.03.2013 года «Правила формирования независимой системы оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги».

7. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 12 декабря 2013 года.

8. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 4 декабря 2014 года.

9. Распоряжение Правительства РФ от 29 ноября 2014 года № 2403-р «Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года».

10. Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2014 года № 2765-р «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 гг.».

11. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 от 15.04. 2014 года.

12. Подпрограмма 3 «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации № 295 от 15.04. 2014 года.

13. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.10.2013 года «Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций».

Методические материалы:

1. Государственно-общественное управление в образовательных учреждениях: информационно-справочные материалы. – М: МГПИ, 2010. – 56 с.

Аналитические материалы

1. Авраамов Ю. С. Проблемы оценки качества высшего профессионального образования // Аккредитация в образовании, 2008. − № 20. – С. 51-53 .

2. Болотов В. А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика. – 2006. − № 1. − С. 22-31.

3. Горбашко Е. А. Обеспечение качества высшего образования: перспективы развития // Стандарты и качество. – 2008. − № 11. − С. 68-72.

4. Харченко Л. Н. Научно-методическое обеспечение качества образовательных услуг. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 211 с.

Процедура государственной аккредитации образовательной деятельности нашла достаточно подробное отражение в действующем законодательстве. Все же действующая система аккредитации сегодня представляется не совсем эффективной в смысле обеспечения и контроля качества образования. При существующей системе аккредитации оценку качества подготовки студентов производит академическое сообщество и при этом никак не участвует профессиональное сообщество. В этом смысле российская модель государственной аккредитации близка континентальной модели, основанной на наделении государственной власти функцией контроля за качеством образования. Как верно отмечает ректор Тверского государственного университета А.В. Белоцерковский, «…если целью обучения является подготовка к профессиональной деятельности, то кто, кроме уважаемых и признанных представителей профессии, может лучше оценить качество подготовки…». Надо отметить, что государственный, а не общественно-государственный характер аккредитации выступает одним из самых главных недостатков российской модели аккредитации. В настоящее время многие вузы стремятся получить общественную аккредитацию.

Отсутствие взаимодействия между профессиональным образованием и работодателями выступает серьезной проблемой на всех стадиях организации профессионального обучения. Этой проблемой озадачены многие. Так, первый заместитель председателя Комитета по образованию Государственной Думы прежнего созыва Ю Карабасов, отметил, что «отсутствие отраслевого управления в стране подрывает систему профессионального образования. Отраслевые вузы недобирают абитуриентов, сокращаются научно-педагогические школы…, а отрасль, для которой в учебных заведениях готовятся кадры, за этим не следит. Сообщества производителей не интересует, например, сколько осталось «отраслевых» профессоров по направлениям подготовки в России….» - совершенно точно отмечает Ю. Карабасов. Эта проблема проявляется при разработке образовательных стандартов профессионального образования, при установлении контрольных цифр приема, при непосредственной организации учебного процесса и, наконец, при оценке качества подготовки выпускника образовательного учреждения.

Несомненно, российским законодателем проделана огромная работа по внедрению и совершенствованию системы государственной аккредитации образования. С момента принятия Закона РФ «Об образовании» прошло чуть более 20 лет, и мы уже начали понимать необходимость широкого привлечения общественности к столь важной социальной сфере, как образование (для сравнения в США система общественной аккредитации действует на протяжении 150 лет). Сложившаяся система государственной аккредитации получила признание, как в России, так и за рубежом. Так система государственной аккредитации получила признание Европейской ассоциации гарантии качества в высшем образовании. Однако, как отмечает Г.Н. Мотова, «государственная аккредитация из механизма отбора достойных вузов стала массовым и обязательным явлением. И перестала быть механизмом мотивации для вузов страны….». Несмотря на широкое признание российской системы аккредитации, руководство страны серьезно задумалось о необходимости «широко привлекать к аккредитации общественные организации, профессиональные объединения, работодателей….». В условиях реформирования всей системы образования, главной целью которого выступает обеспечение качественного образования, механизмы обеспечения качества образования должны претерпевать самые серьезные изменения.

Федеральный закон об образовании предлагает несколько инструментов по привлечению общественности к качеству образования. Это такие инструменты, как проведение педагогической экспертизы, независимая оценка качества образования, общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

1. Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания в целях выявления и предотвращения установления ими положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Проведение педагогической экспертизы проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания, организуется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию. Заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в тридцатидневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются на официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет. Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством Российской Федерации.

2. Независимая оценка качества образования проводитсяв отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ в целях определения соответствия предоставляемого образования потребностям физического лица и юридического лица, в интересах которых осуществляется образовательная деятельность, оказания им содействия в выборе организации, осуществляющей образовательную деятельность, и образовательной программы, повышения конкурентоспособности организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ на российском и международном рынках.

Независимая оценка качества образования осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее – организация, осуществляющая оценку качества). Организация, осуществляющая оценку качества, устанавливает виды образования, группы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализуемых ими образовательных программ, в отношении которых проводится независимая оценка качества образования, а также условия, формы и методы проведения независимой оценки качества образования и порядок ее оплаты.

Независимая оценка качества образования осуществляется по инициативе юридических лиц или физических лиц. При осуществлении независимой оценки качества образования используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и о реализуемых ими образовательных программах. Независимая оценка качества образования осуществляется также в рамках международных сопоставительных исследований в сфере образования.

Результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

Система оценки качества в НИУ ВШЭ строится на сочетании различных оценочных механизмов:

  • внешней оценке качества образовательных программ,
  • внутренних процедур оценивания образовательного процесса и его результатов,
  • процедур получения обратной связи от различных участников образовательных отношений о качестве образовательных услуг.

Внешние оценочные процедуры качества образовательных программ:

  • разные типы аккредитации и сертификации;
  • независимая экспертиза образовательных программ, в том числе с привлечением международных экспертов.

Аккредитация — это процесс признания качества образования соответствующим нормам и стандартам качества аккредитующей организации. Если эти нормы задаются государством (через федеральные государственные образовательные стандарты), то аккредитация называется государственной. Большинство образовательных программ НИУ ВШЭ получили на 6 лет в 2014 году.

Узнать, есть ли у конкретной образовательной программы государственная, международная, общественная или профессионально-общественная аккредитация, можно на этой программы:

Общественная аккредитация

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию. (Пункт 4, статья 96 Федерального закона № 273)

Профессионально-общественная аккредитация

Профессионально-общественная аккредитация основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения и (или) дополнительных профессиональных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такие образовательные программы в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля. (Пункт 4, статья 96 Федерального закона № 273)

Международная аккредитация

Международная аккредитация - это признание авторитетной международной организацией соответствия высшего учебного заведения, набора его программ или отдельной образовательной программы определенным международным стандартам качества образования.

Список образовательных программ НИУ ВШЭ, имеющих международную общественную аккредитацию

Код направления подготовки Аккредитационное агентство Год получения аккредитации Срок аккредитации Филиал НИУ ВШЭ
1 Финансы 38.04.08 EFMD/EPAS 2019 3 Cанкт-Петербург
2 Программная инженерия 09.03.04 ABET 2018 Москва
3 Политология 41.03.04 ZEvA 2018 5 Москва
4 Прикладная политология 41.04.04 ZEvA 2018 5 Москва
5 Политика. Экономика. Философия. 41.04.04 ZEvA 2018 5 Москва
6 38.03.04 EAPAA 2017 7 Москва
7 Государственное и муниципальное управление 38.04.04 EAPAA 2017 7 Москва
8 Экономика 38.04.01 ACCA 2017 5 Нижний Новгород
9 Финансы 38.04.03 ACCA 2017 6 Нижний Новгород
10 Экономика 38.03.01 ACCA 2017 5 Пермь
11 Международный бизнес 38.04.02 AKKORK 2016 6 Москва
12 Экономика 38.03.01 ACCA 2016 4 Москва
13 Экономика и статистика 38.04.01 ACCA 2016 4 Москва
14 Корпоративные финансы 38.04.01 ACCA 2016 5 Москва
15 Прикладная математика 01.03.04 ENAEE EUR-ACE 2016 5 Москва
16 Информатика и вычислительная техника 09.03.01 ENAEE EUR-ACE 2016 5 Москва
17 Системы управления и обработки информации в инженерии 01.04.04 ENAEE EUR-ACE 2016 5 Москва
18 Компьютерные системы и компьютерные сети 09.04.01 ENAEE EUR-ACE 2016 5 Москва
19 Экономика 38.03.02 ACCA 2015 5 Санкт-Петербург
20 Финансы 38.04.01 ACCA 2015 5 Санкт-Петербург
21 Инжиниринг в электронике 11.04.04 ENAEE EUR-ACE 2015 5 Москва

Список образовательных программ НИУ ВШЭ, имеющих российскую общественную и профессионально-общественную аккредитацию

Международная сертификация

Особым типом аккредитации является сертификация — в этом случае образовательная программа признается соответствующей нормам качества и ведущей подготовку такого уровня, которые необходимы для получения ее выпускниками профессиональных сертификатов (либо с последующей сдачей сертификационных экзаменов без дополнительного обучения, либо с освобождением от них).

Список образовательных программ НИУ ВШЭ, имеющих международную сертификацию

Наименование образовательной программы Код направления подготовки Аккредитационное агентство Год получения аккредитации Филиал НИУ ВШЭ
1 Бизнес-информатика 38.04.05 IIBA 2013 Москва
2 Электронный бизнес 38.04.05 AAPM 2013 Москва
3 Электронный бизнес 38.04.05 ICECC 2013 Москва
4 Бизнес-информатика 38.03.05 AAPM 2013 Москва
5 Бизнес-информатика 38.03.05 ICECC 2013 Москва
6 Финансы и кредит 38.04.08 CFA 2012 Москва

Независимая экспертиза

Независимая экспертиза — это вариант внешней оценки качества образовательных программ, своеобразный «аудит», который проводится экспертной комиссией, состоящей из признанных в данной научной и/или предметной области профессионалов. Зачастую подбор экспертов и организацию экспертизы берет на себя внешняя по отношению к университету организация-оператор (для НИУ ВШЭ такими операторами выступали Российская экономическая школа и Всемирный банк). Для проведения независимой экспертизы с помощью международных экспертов была разработана методика оценки и самообследования образовательной программы.

Список образовательных программ НИУ ВШЭ-Москва, прошедших независимую экспертизу

Наименование образовательной программы Код направления подготовки Аккредитационное агентство Год получения аккредитации Филиал НИУ ВШЭ
1 Государственное и муниципальное управление 38.03.04 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва
2 Государственное и муниципальное управление 38.04.04 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва
3 Управление и экономика в здравоохранении 38.04.04 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва
4 Социология 39.03.01 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва
5 Комплексный социальный анализ 39.04.01 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва
6 Политология 41.03.04 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва
7 Прикладная политология 41.04.04 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва
8 Логистика и управление цепями поставок 38.03.02 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва
9 Стратегическое управление логистикой 38.04.02 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва
10 Управление в высшем образовании 38.04.02 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва
11 Управление образованием 38.04.04 РЭШ-Всемирный банк 2013 Москва

Полезные ссылки и материалы

Внутренняя оценка качества образования Подробнее...

Государственная аккредитация

Значение сферы профессионального образования для экономики любой страны чрезвычайно велико. Развитие торгово-экономического, инвестиционного и научно-технического потенциала страны невозможно без главной ресурсной составляющей –высокопрофессиональных кадров. В связи с этим одним из ключевых направлений деятельности Русского Регистра является независимая оценка гарантий качества образования, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации и с учетом международного опыта.

Многие вузы и ссузы страны имеют многолетнюю историю, десятилетиями складывающуюся культуру, традиции и образовательные технологии, позволяющие им сегодня предлагать рынку труда выпускников, компетенция которых превосходит зарубежных специалистов. Современные тенденции развития образования и рынка труда диктуют образовательным организациям требования по повышению качества и доступности профессионального образования. В условиях роста уровня контроля и требований к образовательным организациям со стороны государства, рынка труда и потребителей, демографического спада организациям образовательной сферы постоянно приходится доказывать свои преимущества.

Законодательство РФ в области образования предопределяет тенденции в оценке качества образования - профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ и общественную аккредитацию образовательных организаций.

На базе Русского Регистра функционирует агентство по оценке качества образования, которое предлагает услуги по оценке соответствия качества образования как на институциональном, так и на программном уровнях, требованиям международных стандартов на системы менеджмента, европейских стандартов и рекомендаций по гарантиям качества образования ENQA, законодательным требованиям в области гарантий качества образования.

Русский Регистр предлагает образовательным организациям услуги в области независимой экспертизы качества образования:

  • сертификация соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 c международной аккредитацией RvA, члена Международного аккредитационного форума IAF, Международной сети органов по сертификации IQNet,
  • профессионально-общественная аккредитация образовательных программ в соответствии с требованиями ст. 96 ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации»,
  • независимая экспертиза качества образования в соответствии с требованиями стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сопоставимыми с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA , требованиями международного стандарта ISO 9001, национальных и международных профессиональных стандартов, объединений работодателей, заказчика,
  • оценка на соответствие менеджмента информационной безопасности, менеджмента IT-сервисов, необходимых при проведении НИР и ОКР,
  • сертификация интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2-х и более стандартов, в т.ч. ENQA, профессиональных стандартов,
  • сертификации персонала (квалификаций),
  • интегрирование вышеуказанных процедур – возможность получить комплексную услугу, в т.ч. с использованием процедуры трансферта,
  • обучение сотрудников образовательных организаций.

Благодаря тому, что требования стандарта ISO 9001 на системы менеджмента качества коррелированны с требованиями европейских стандартов и рекомендаций к внутренней гарантии качества образования ENQA, Русский Регистр может провести совмещенную процедуру оценки качества образования.

Совмещенная процедура сертификации системы менеджмента качества и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ в Русском Регистре позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение экспертизы и получить документы:

  • сертификат соответствия системы менеджмента качества требованиям стандарта ISO 9001;
  • свидетельство о профессионально-общественной аккредитации заявленных основных профессиональных образовательных программ.

Цели и принципы работы

В своей работе по оценке качества образования мы руководствуемся общепризнанными целями и принципами, сформулированными профессиональным сообществом и принципами гарантии качества в европейском образовательном пространстве.

Более подробно с Основными целями и принципами Русского Регистра по оценке качества образования Вы можете познакомиться в разделе сайта «Цели и принципы при оценке качества образования».

Основные документы

  • Правила и условия профессионально-общественной аккредитации
  • Форма отчета образовательной организации о самообследовании образовательной программы
  • Эксперты, участвующие в Программе по независимой оценке качества образования

Институциональный уровень оценки качества образования

Оценка качества образования на институциональном уровне в Русском Регистре предполагает:

  • независимую экспертизу качества образования в соответствии с требованиями стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр» сопоставимыми с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальных и международных профессиональных стандартов, объединений работодателей, заказчика,
  • сертификацию соответствия системы менеджмента качества требованиям ISO 9001 c международной аккредитацией RvA, члена Международного аккредитационного форума IAF, Международной сети органов по сертификации IQNet,
  • сертификацию соответствия системы менеджмента требованиям различных международных стандартов
  • сертификацию интегрированной системы менеджмента на соответствие требованиям 2-х и более стандартов, в т.ч. стандартов и рекомендаций ENQA.

Критерии оценки

  • Критерии оценки соответствия стандартам на системы менеджмента отражены в требованиях соответствующих стандартов.
  • Критерии оценки соответствия требованиям к внутренним системам гарантий качества образования отражены в стандартах и рекомендациях ENQA, часть 1.
  • Критерии экспертизы качества образования (системы гарантии качества образования) отражены в требованиях стандарта Ассоциации по сертификации «Русский Регистр», сопоставимых с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальными требованиями к системам гарантий качества образования, и предполагают оценку уровня зрелости системы гарантии качества образования.

Программный уровень оценки качества образования (профессионально-общественная аккредитация образовательных программ)

Оценка качества образования на программном уровне в Русском Регистре предполагает проведение аккредитационной экспертизы образовательных программ в целях профессионально-общественной аккредитации в соответствии с требованиями ст. 96 ФЗ-273 “Об образовании в Российской Федерации”.

Критерии оценки

Критерии оценки образовательных программ отражены в требованиях стандарта Ассоциации по сертификации “Русский Регистр”, сопоставимых с Европейскими стандартами гарантии качества образования ENQA, требованиями международного стандарта ISO 9001, национальными требованиями к качеству образовательных программ, и предполагают оценку уровня зрелости образовательной программы.

Реестр образовательных организаций, успешно прошедших оценку качества образования на институциональном уровне

Русский Регистр имеет многолетний опыт проведения работ по оценке качества образования на институциональном уровне, т.е. оценке внутривузовских систем менеджмента качества образовательных организаций.

В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ, среди которых: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Южный федеральный университет, Юго-Западный государственный университет, Курский государственный медицинский университет, Мордовский государственный университет им. Н.П.Огарева и др.

Реестр образовательных программ, успешно прошедших профессионально-общественную аккредитацию

В реестре образовательных организаций, успешно прошедших профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ более 200 образовательных программ, среди которых образовательные программы Курского государственного медицинского университета, Мордовского государственного университета им. Н.П.Огарева, Вологодского государственного университета.

  • Сведения об аккредитованных образовательных программах

Выгоды от услуги для образовательных организаций

  • Укрепление имиджа образовательной организации на рынке образовательных и научно-исследовательских услуг.
  • Повышение конкурентоспособности образовательной организации и реализуемых основных образовательных программ на рынке образовательных услуг.
  • Укрепление гарантий качества и повышение качества результатов обучения.
  • Удостоверение профессиональным сообществом и работодателями соответствия уровня подготовки выпускников и условий реализации образовательных программ современным запросам рынка труда.

Преимущества сотрудничества с Русским Регистром

  • Многолетний опыт проведения работ по оценке внутривузовских систем менеджмента качества образовательных организаций. В реестре сертифицированных организаций Русского Регистра более 250 записей по образовательным и научным организациям РФ и стран СНГ, среди которых: Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Петербургский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ», Южный федеральный университет, Юго-Западный государственный университет и др.
  • Русский Регистр включен в реестр аккредитующих организаций и организаций, осуществляющих аккредитационную экспертизу образовательных программ для целей профессионально-общественной аккредитации. Реестр сформирован в рамках автоматизированной информационной системы «Мониторинг профессионально-общественной аккредитации», созданной по заказу Министерства образования и науки Российской Федерации с целью обеспечения эффективной информационной поддержки процесса осуществления процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ, реализуемой в Российской Федерации.
  • Русский Регистр является полноправным членом Международной Сети Агентств Гарантий Качества в Высшем Образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in HigherEducation) и Азиатско-Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN – Asia Pacific QualityNetwork), а также имеет аффилированный статус в Европейской Ассоциации по гарантии качества в высшем образовании (ENQA) – всемирных ассоциаций, активно занимающихся теоретическими и практическими решениями в области гарантий качества высшего образования.
  • Русский Регистр включен в APQR – Реестр агентств Азиатско-Тихоокеанской сети по качеству образования (APQN). Реестр агентств APQR учрежден Азиатско-Тихоокеанской сетью по качеству образования (APQN) и является реестром агентств внешней гарантии качества, которые демонстрируют свою деятельность, как соответствующую определенному уровню зрелости по критериям APQR, что подтверждается через независимую внешнюю экспертную оценку агентств.
  • Русский Регистр имеет двусторонние соглашения с Независимым агентством аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating), немецким агентством FIBAA (Foundation for International Business Administration Accreditation), Агентством по науке и высшему образованию Хорватии (ASHE - Croatian Agency for Science and Higher Education), являющимися полными членами ENQA, и Открытым университетом Швейцарии ABMS (ABMS Open University of Switzerland), который аккредитован зарубежными организациями, имеющими аффилированный статус в ENQA.
  • Полномочия от Российского союза промышленников и предпринимателей в области оценки качества образования.
  • Возможность получить комплексную услугу путем совмещения процедур по независимой экспертизе качества образования, что позволит образовательным организациям сократить затраты (человеческие, временные, финансовые) на проведение экспертизы.
  • Единственный орган по сертификации (среди национальных и зарубежных), предлагающий на российском рынке уникальный набор международных, национальных и отраслевых аккредитаций и нотификаций, и обеспечивающий клиентам полное признание, как в России, так и во всем мире. На сегодняшний день клиентами Русского Регистра являются более 4000 организаций, которые расположены на территории России, СНГ, стран Балтии и дальнего зарубежья.
  • Независимость и объективность Русского Регистра, а также компетентность персонала подтверждена многочисленными национальными и зарубежными аккредитациями и признаниями, положительной практикой многолетней деятельности. На базе Русского Регистра подготовлено более 100 экспертов по оценке качества образования и профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.
  • Обширная сеть официально зарегистрированных представительств Русского Регистра позволяет минимизировать затраты образовательных организаций на командировочные расходы экспертов, оперативно согласовывать рабочие вопросы, обеспечивать методической и информационной поддержкой, привлечь квалифицированных аудиторов ближайшего из филиалов или представительств, находящихся не только на территории РФ и СНГ, но и за рубежом.
  • Ассоциация по сертификации «Русский Регистр» сотрудничает с Общероссийскими отраслевыми объединениями работодателей «СоюзМаш России» и «ЖЕЛДОРТРАНС» по вопросу процедуры профессионально-общественной аккредитации образовательных программ.

Партнеры

Партнеры на национальном уровне:

  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей железнодорожного транспорта «Желдортранс»;
  • Общероссийское отраслевое объединение работодателей «СоюзМаш России»;
  • Региональное объединение работодателей « Союз промышленников и предпринимателей Ленинградской области»;
  • Ассоциация кулинаров и рестораторов Свердловской области;
  • Региональное объединение работодателей «Союз работодателей Ростовской области»;
  • Союз «Волгоградская торгово - промышленная палата»;
  • Торгово – промышленная палата г. Кронштадта;
  • Общероссийская общественная организация «Российская медицинская ассоциация»;
  • Общероссийская общественная организация «За качественное образование»;
  • ФГБОУ ВО «Московский государственный юридический университет им. О.Е. Кутафина»;
  • ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики»;
  • АНОО ВО «Межрегиональный институт экономики и права при МПА ЕврАзЭС».

Партнеры на международном уровне:

  • Международная сеть агентств гарантий качества в высшем образовании (INQAAHE – International Network for Quality Assurance Agencies in Higher Education);
  • Азиатско-Тихоокеанская сеть по качеству образования (APQN – Asia-Pacific Quality Network);
  • Европейская ассоциация по гарантии качества в высшем образовании (ENQA – European Association for Quality Assurance in Higher Education);
  • Независимое агентство аккредитации и рейтинга Казахстана (IAAR – Independent Agency for Accreditation and Rating, Kazakhstan);
  • Немецкое агентство FIBAA (FIBAA – Foundation for International Business Administration Accreditation, Germany;
  • Агентство по науке и высшему образованию Хорватии (ASHE - Croatian Agency for Science and Higher Education, Croatia);
  • Открытый университет Швейцарии ABMS (ABMS Open University of Switzerland).

Федеральное законодательство предусматривает целый ряд инструментов, которые обеспечивают эффективное государственно-общественное взаимодействие в сфере образования. Они появились сравнительно недавно, и нельзя говорить о каком-то существенном опыте их использования, накопленной практике. Однако тот факт, что в правовые нормы, регламентирующие указанные вопросы, регулярно вносятся изменения, свидетельствует о стремительном развитии данных инструментов.

В первую очередь ст. 95 Закона об образовании закрепляются нормы, регламентирующие такой институт, как независимая оценка качества образования. Исходя из положений статьи, независимая оценка качества образования направлена на получение сведений об образовательной деятельности, о качестве подготовки обучающихся и реализации образовательных программ.

Независимая оценка качества образования включает в себя:

  • 1) независимую оценку качества подготовки обучающихся;
  • 2) независимую оценку качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

В целом проведение такой оценки не было запрещено (и выполнялось) и до принятия указанного Закона. Однако с формализацией требований к независимой оценке были введены отдельные нормы, которые имеют существенное значение.

В частности, ч. 4 указанной статьи предусмотрена обязанность организаций, осуществляющих независимую оценку качества образования, размещать в сети Интернет информацию о порядке проведения и результатах независимой оценки качества образования. Тем самым принципы открытости и информационной прозрачности распространяются на эту деятельность в полной мере.

Кроме того, впервые закрепляется положение о том, что поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.

До недавнего времени органы государственной и муниципальной власти не были никаким образом связаны в своих решениях позицией третьих лиц. В данный момент они также принимают решения по собственному усмотрению, однако если им была направлена информация о результатах независимой оценки, она в обязательном порядке должна быть рассмотрена и должна учитываться при выработке мер но совершенствованию образовательной деятельности. Это весьма важная норма, и независимая оценка приобретает новую значимость.

Вместе с тем результаты независимой оценки качества образования не влекут за собой приостановление или аннулирование лицензии на осуществление образовательной деятельности, приостановление государственной аккредитации или лишение государственной аккредитации в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

На основе результатов независимой оценки качества образования могут формироваться рейтинги организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и (или) реализуемых ими образовательных программ. Место в таком рейтинге зачастую важно как результат оценки деятельности образовательной организации - такие результаты предлагается использовать учредителям исходя из существующих политических решений.

При этом когда речь идет о независимой оценке качества подготовки обучающихся, такая оценка должна проводиться лишь по инициативе участников отношений в сфере образования в целях подготовки информации об уровне освоения обучающимися образовательной программы или ее частей, предоставления участникам отношений в сфере образования информации о качестве подготовки обучающихся. Подобная оценка не может быть выполнена третьим лицом по своей инициативе (что выглядит логично, поскольку без согласия участников образовательных отношений выполнить такую оценку крайне сложно либо невозможно).

Впервые в законодательство включено упоминание о том, что оценка качества подготовки обучающихся осуществляется в том числе в рамках международных сопоставительных исследований.

Независимая оценка качества образовательной деятельности проводится в целях предоставления участникам отношений в сфере образования информации об уровне организации работы по реализации образовательных программ на основе общедоступной информации. Координация деятельности и общее методическое обеспечение проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере образования проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, в порядке, установленном Правительством РФ.

Статьей 95.2 Закона об образовании в целях создания условий для проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций предусмотрен специфический механизм. В частности, предусматривается, что федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с участием общественных организаций, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) формирует общественный совет по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций и утверждает положение о нем. Аналогичные общественные советы формируются на уровне регионов и могут быть сформированы на уровне муниципальных образований. В случае если при органах управления образованием уже существуют общественные советы, функции совета по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций могут быть возложены на них.

В качестве критериев для независимой оценки качества образовательной деятельности организаций названы:

  • открытость и доступность информации об организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • доброжелательность, вежливость, компетентность работников;
  • удовлетворенность качеством образовательной деятельности организаций.

При этом показатели, характеризующие данные критерии, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим

функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, с предварительным обсуждением на общественном совете. Такое решение делает роль государственных органов весьма значимой при проведении подобной оценки.

Независимая оценка качества образовательной деятельности организаций проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года. Фактически предполагается регулярная процедура с весьма значимыми для образовательной организации результатами.

При этом предусмотрена публикация результатов оценки в сети Интернет, что делает ее общедоступной информацией. Состав информации и порядок ее размещения на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях в сети Интернет определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Государственные же и муниципальные органы обязаны обеспечить на своих официальных сайтах в сети Интернет техническую возможность выражения мнений гражданами о качестве образовательной деятельности организаций.

Закрепленные нормы, таким образом, создают предпосылки для того, чтобы независимая оценка качества приобрела ключевую роль в оценке деятельности образовательных организаций.

Статьей 96 Закона об образовании регламентированы такие институты, как общественная аккредитация организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и профессионально-общественная аккредитация образовательных программ.

Под общественной аккредитацией понимается признание уровня деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, соответствующим критериям и требованиям российских, иностранных и международных организаций.

Общественная аккредитация может быть получена в различных организациях. Порядок проведения общественной аккредитации, формы и методы оценки при ее проведении, а также права, предоставляемые аккредитованной организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливаются общественной организацией, которая проводит общественную аккредитацию.

Профессионально-общественная аккредитация профессиональных образовательных программ представляет собой признание качества и уровня подготовки выпускников, освоивших такую образовательную программу в конкретной организации, осуществляющей образовательную деятельность, отвечающими требованиям профессиональных стандартов, требованиям рынка труда к специалистам, рабочим и служащим соответствующего профиля.

при проведении указанной аккредитации, а также права, предоставляемые реализующей аккредитованные профессиональные образовательные программы организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) выпускникам, освоившим такие образовательные программы, устанавливаются работодателем, объединением работодателей или уполномоченной ими организацией, которые проводят указанную аккредитацию.

Организации, которые проводят общественную аккредитацию и профессионально-общественную аккредитацию, обязаны обеспечить открытость и доступность информации о порядке проведения соответствующей аккредитации.

Общественная аккредитация и профессионально-общественная аккредитация проводятся на добровольной основе и не влекут за собой дополнительные финансовые обязательства государства. Однако сведения о такой аккредитации представляются в аккредитационный орган и рассматриваются при проведении государственной аккредитации.

Таким образом, законодательно закреплена возможность проведения общественной аккредитации и профессионально-общественной аккредитации, а также содержится указание о том, как могут быть использованы ее результаты - в частности, в рамках процедуры государственной аккредитации.

Немаловажным институтом, предусмотренным Законом об образовании, является педагогическая экспертиза. Ей посвящена ст. 94 Закона.

Педагогическая экспертиза проводится в отношении проектов нормативных правовых актов и нормативных правовых актов, касающихся вопросов обучения и воспитания. Целями ее проведения является выявить и предотвратить установление положений, способствующих негативному воздействию на качество обучения по образовательным программам определенного уровня и (или) направленности и условия их освоения обучающимися. Организуется проведение экспертизы уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (Минобрнауки России). Порядок проведения педагогической экспертизы устанавливается Правительством РФ.

В настоящий момент правила проведения педагогической экспертизы утверждены постановлением Правительства РФ от 17.02.2014 № 120. Именно в этом документе дается понимание негативного воздействия на качество обучения. В частности, это:

  • введение не соответствующих возрастным, психофизическим особенностям и потребностям обучающихся форм, средств и методов обучения и воспитания;
  • установление педагогически необоснованных требований, влияющих на объем и содержание образования, а также на планируемые результаты при организации и осуществлении образовательной деятельности.

К проведению педагогической экспертизы на общественных началах привлекаются физические и юридические лица, имеющие необходимую квалификацию. Для обеспечения этой квалификации указанными правилами предусматривается формирование перечня экспертов (формируется по предложениям государственных и муниципальных органов, общественных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования, ведущих образовательных и научных организаций, научно-педагогических сообществ, учебно-методических объединений, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием).

К имеющим необходимую квалификацию относятся физические лица, имеющие высшее образование и стаж педагогической или научно-педаго- гической работы не менее пяти лет, и юридические лица, имеющие в своем штате не менее трех работников, отвечающих требованиям, предъявляемым к физическим лицам, привлекаемым к проведению педагогической экспертизы.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона об образовании заключение, составленное по результатам проведения педагогической экспертизы, подлежит обязательному рассмотрению федеральным органом исполнительной власти, разработавшим проект нормативного правового акта или принявшим нормативный правовой акт, являвшийся объектом педагогической экспертизы, в 30-дневный срок со дня получения этого заключения. Результаты рассмотрения этого заключения размещаются па официальном сайте указанного федерального органа исполнительной власти в сети Интернет. Данная норма обеспечивает значимость результатов педагогической экспертизы.

Обобщая сказанное, в настоящее время в законодательстве об образовании появились новые инструменты государственно-общественного взаимодействия. Однако практика их работы на данный момент невелика, поэтому, представляется, что выработка эффективных механизмов реализации правового регулирования в этой сфере является актуальной задачей для системы образования в целом.