Сергей трофимов личная жизнь. Сергей трофимов краткая биография артиста, клип

Дверь тесной студии за нами захлопывается, и мы идем по длинному школьному коридору, спускаемся по лестнице, на первом этаже проходим мимо стендов с фотографиями, среди которых и его крупный портрет, выходим на улицу. «Рабочее место» автора-исполнителя Сергея Трофимова находится в здании одного из московских центров дополнительного образования. Мы садимся на лавочку во дворе, вокруг шумно.

– Узнают вас тут дети?

– Да.

– Чувствуете на себе восхищенные взгляды?

– Да нет, мы ровня, коллеги – тут же занимаются ребята творческие. А взгляды чувствую, скорее, заинтересованные, типа, так вот ты какой, северный олень.

Ну и какой же он, парадоксальный, лиричный и ироничный Сергей Трофимов?

Сергей Трофимов – композитор, поэт, музыкант, исполнитель своих песен. Родился 4 ноября 1966 года в Москве. С детства делал успехи в музыке, играл на гитаре и пианино, десять лет был солистом Московской государственной хоровой капеллы мальчиков при академии им. Гнесиных. В подростковом возрасте получил два тяжелейших перелома Галеацци, после чего несколько лет восстанавливался.
Учился в Институте культуры и в Московской Консерватории. Участвовал и получил диплом XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве в 1985 году. В середине 80-х вместе с певицей Светланой Владимирской пел в ресторане, где любила отдыхать Ореховская ОПГ. В начале 90-х был певчим в одном из московских храмов.
Работал с такими исполнителями, как Александр Иванов, Вахтанг Кикабидзе, Лайма Вайкуле, Лада Дэнc, Александр Маршал, Николай Носков, Елена Панурова, Лев Лещенко и др.. На сегодняшний день выпустил более пятнадцати сольных альбомов, выступал в качестве композитора для кино. Руководит этно-проектом молодых исполнителей «КАЛИНА folk».Член Союза писателей России. Заслуженный артист России.
Отец троих детей: Анна (1988 г.р.), Иван (2003 г.р.), Елизавета (2008 г.р.).

Самое главное, что вынес из детства, – любовь мамы и бабушки и дворовое братство. Отцовское влияние на Сергея закончилось, когда ему было три года. С тех пор папа и сын встречались всего несколько раз, один раз – на популярном ток-шоу.

— Не обижаетесь на отца?

— За что обижаться-то? Взрослые люди. Зачем жить без любви?

— Это вы сейчас так рассуждаете. А тогда, в детстве?

– Не знаю, не могу сказать, что отца не хватало. Я учился в школе, где были одни мальчишки, все жестко, и это компенсировало недостаток мужского воспитания. А теперь понимаю, что, может быть, будь он рядом, каких-то ошибок в жизни не наделал бы.

Сам Сергей дважды уходил из своей первой семьи. Женился совсем молодым. В 22 стал отцом. Развелся, потом снова воссоединился с семьей, а когда дочери Ане было 15, ушел окончательно. Девочка, конечно, переживала, но, повзрослев, поняла: у каждого своя жизнь. И приняла все как есть.

– Вы чувствуете себя виноватым перед дочкой?

– Да. Надо было раньше уходить, не тянуть, не жить в этой фальши. Ее ведь все чувствуют, а ребенок – в первую очередь.

— В одной из ваших песен есть такие строки: «И когда тоскою защемит сердце, я спешу на встречу со своим детством». Что же там, за туманом десятилетий?

– Знаете, это у любого человека бывает, глубоко-глубоко детское, когда ты понимаешь, что это чудо встречи с Творцом, с Создателем, с той самой Любовью, которая пронизывает все вокруг. Это может быть капля росы, которая на листке сияет, – и ты вдруг понимаешь, что ты не один. Или божья коровка, которая прилетела и села на руку. Представляете, какое чудо! Или ты на камере от автомобильного колеса катаешься летом на пруду.

– Вы учите своих детей так чувствовать мир?

­ А они настоящие, зачем их учить? Это у них надо учиться – не заморачиваться на всяких незначительных вещах. Надо стараться в душе оставаться немного ребенком, и собственные дети в этом очень помогают.

– Помните момент, когда почувствовали себя отцом?

– Да я и сейчас себя до конца отцом не чувствую. Мы больше партнеры что ли, друзья. Бывают такие отцы, которые вот прям – ОТЦЫ! Но я не такой. Я сам-то что знаю в этой жизни? Чему я могу научить? Надо просто чтоб доверительные отношения были, это самое ценное.

Я не считаю себя идеальным или хорошим отцом. Очень мало времени провожу с детьми. У меня работа такая – постоянные разъезды. Но, когда мы вместе, мы непобедимы!

– В чем, по-вашему, проявляется мужчина? Чему должен отец научить сына?

– Мужчина – это в первую очередь дух. Он должен быть духовитым. А это значит, надо быть твердым и разумно распоряжаться своей твердостью. Мне бабушка говорила, что мужчина проявляется в трех ипостасях: охотник, воин, учитель. Вот этому я и стараюсь сына научить.

– А дочери что отец должен передать?

– Как с девочками быть, я вообще не понимаю. Только любить.

— Получается хоть иногда путешествовать всей семьей?

— Конечно. Если концерты где-то поблизости – не дальше Питера, – я беру детей с собой. И в свободное время мы стараемся куда-то выбраться отдохнуть все вместе — не только за границу, но и в небольшое село Дедово в Нижегородской области.

— Что для вас деревня? Отдушина?

— Деревня – это неосуществимая мечта. Переехать? Но как? Город, конечно, утомляет ужасно, но здесь образование, работа, движение, возможности. А там вымирает все. По всей России так. У меня уже столько знакомых пыталось деревню спасать. Может, это и возможно, но для этого в сознании у людей должно что-то поменяться. Сейчас везде непросто, весь мир на каком-то изломе. Но у нас такая особенность – даже когда трещит фундамент дома, мы продолжаем своих тараканов подсовывать соседу по коммунальной квартире. Все время думаем о том, что кругом враги, а не о том, что нужно своей страной заняться.

– Детям нравится в деревне?

– Очень. Когда мы первый раз приехали, был чистый снег, глубокий-глубокий, и стоял настоящий русский холод. А они у меня с полутора лет в прорубь ныряют. Поэтому им сразу понравилось. Ну и плюс, они же видят и перенимают наше отношение ко всему.

– Вообще трудно находить общий язык с детьми? Чувствуете разницу поколений?

– Чувствую, конечно. Мы-то росли по-другому. У них гаджеты, айпэды и всякие компьютерные игрушки. А ты пытаешься привить любовь к чтению, потому что ребенок должен мыслить не только виртуальными образами. Но самое главное – постараться уберечь их от вещизма. Сложно противостоять современной идеологии потребления. А как объяснить маленькому человеку, что смысл не в этом?

— Что плохого в гаджетах?

­ Гаджеты предусматривают действия в заранее заданных параметрах. А человек тем и уникален, что его сознание способно выходить за рамки стереотипов. Именно так рождаются эйнштейны, менделеевы. С одной стороны, гаджеты – это подспорье, а с другой – остается все меньше людей, которые способны на прорыв в какой-то области. А тот поток информации, который отовсюду вливается в наши головы, постепенно заменяет индивидуальное сознание коллективным бессознательным. Вот этого я очень опасаюсь. Потому что сознание – это дар Божий. Это единственное, что ведет тебя к развитию. Мне бы хотелось, чтобы мои дети понимали, что они более парадоксальны, чем даже самая новая игрушка в этом их айпэде.

– Сергей, вы создаете впечатление человека далекого от бизнеса. А занимаетесь коммерческими проектами. В этом нет внутреннего противоречия?

– Знаете, это же ремесло. Ты можешь любую мысль обернуть так, как в голову придет. Хочешь – сделаешь рок-н-ролл, хочешь – попсу, хочешь – джаз. Все зависит оттого, какое у тебя настроение в данный момент. И некоторые вещи ты специально делаешь попроще. У нас программа такая: от рока до откровенного стеба.

Трофимов удивительно разноплановый артист. Его произведения в 90-е звучали из всех торговых палаток и занимали верхние строчки в хит-парадах. Сложно поверить, что разухабистая песня певицы Каролины: «Мама, на кой сдались нам эти Штаты, мама, здесь тоже можно жить богато, мама, не стоит плакать, я русского люблю» и проникновенная «Боже, какой пустяк…» Александра Иванова написаны одним и тем же человеком, выступавшим тогда под сценическим именем Трофим.

– Почти 20 лет назад вышел альбом Александра Иванова «Грешной души печаль». Почти все песни в нем написаны вами, но об этом далеко не все знают. Не расстраиваетесь, что остаетесь в тени?

– Меня это не слишком волнует. Интересно творить, искать – новый звук, новые стихотворные формы. Для меня процесс важнее, чем результат. Я и песни-то свои потом очень редко слушаю. Важно то, что происходит в текущий момент.

В его жизни были и алкоголь, и с наркотики. Сейчас тяжелый этап позади. На вопрос, как уберечь собственных детей от соблазнов, музыкант отвечает: «Нужно проговаривать заранее, что такое алкоголь, что такое наркотики. Уже сейчас, пока они еще маленькие. Ну а дальше только уповать на Бога».

– Ваши дети музыкой занимаются?

Сын Сергея Трофимова Иван

– К сожалению, да.

– К сожалению?

– Я бы хотел, чтобы они стали математиками (улыбается) . Понимаете, хлеб музыканта – тяжелый хлеб. Но Лизка классно поет. Ванька очень хорошо на барабанах играет, гитару осваивает.

– Понимают, кто у них папа?

– Наверное, понимают, но папа для своих детей всегда остается просто папой.

– Вы бываете перед ними неправы?

– Бываю, бываю. Извиняюсь тогда, на равных обсуждаем ситуацию.

– А можете прикрикнуть?

– Если что-то выходит из-под контроля – в основном, это касается их внутренних разборок – надо на обоих сразу рыкнуть. Но в меру. И сразу воцаряется тишь да гладь. А потом они по отдельности ко мне приходят, и тут уже начинается педагогика.

– Если у детей возникают конфликты со сверстниками, вмешиваетесь?

– Мы их обсуждаем дома, но вмешиваться, я считаю, нельзя. Ребенок должен сам найти выход. Вот у Вани, например, был конфликт с мальчиком из старшего класса. Супруга уже хотела идти разбираться. Но мы с сыном поговорили – и конфликт был исчерпан.

– Наказываете детей?

– Нет. Когда старшая была маленькой, я пытался по молодости быть суровым отцом. А потом понял, что все это бесполезно, работает только собственный пример.

– Бывает, наверное, что пришли домой, хотите поработать, а дети мешают. Что делаете?

– Прошу папу не трогать. Они привычные. Вообще любой отец – не обязательно с творческой профессией – должен иметь возможность побыть один, подумать «о судьбах человечества».

– Дети не всегда это понимают.

– Ну, бывает, что и жены не понимают.

– А ваша?

– Моя Настюха все понимает!

— Хотите сказать, что у вас с женой конфликтов не бывает?

– Не бывает. Все мирно. Семья должна быть тихой заводью.

– Каково вообще жить с творческим человеком?

– Нормально. Правда, творческий человек в какой-то момент может уйти в себя. Но супруга моя тоже умеет уходить в себя, она тоже творческий человек *.

– Может быть, в этом секрет семейного счастья?

– Секрет счастья никто вам не скажет.

– Ну, есть какие-то правила, помогающие вам сохранять мир в семье?

– Семья – это способ существования, основанный на взаимном компромиссе.

– На словах-то понятно. Но почему же тогда не все семьи счастливы?

– Счастье нужно выстрадать. Чтобы душа состоялась, она должна страдать.

– Что в вашей жизни было тяжелого?

– А сейчас легко?

– Нет, но отношение изменилось. В юности мы все максималисты, а с возрастом понимаешь: то, что ты считал главным, возможно, вовсе и не главное. Просто надо не быть самовлюбленным идиотом, а почаще наблюдать за собой и за тем, что происходит вокруг. А Господь всегда направляет и дает подсказки.

– Детям своим тоже позволите страдать и ошибаться?

– Да, они на своих ошибках должны выучиться.

– Родителям сложно бывает это принять. Особенно мамам.

– Поэтому папа должен удерживать маму, отвлекать ее и почаще возить отдыхать (смеется) .

*До замужества Анастасия была танцовщицей в балете Лаймы Вайкуле. После рождения детей не работает, но увлеклась фотографией.

Беседовала Александра Оболонкова.

Это интервью – часть , реализуемого интернет-журналом «Батя», Фондом Андрея Первозванного и издательством «Никея». Полную версию интервью вы можете прочесть в

Ранние годы Сергея Трофимова

Сергей Вячеславович Трофимов родился в 1966 году в столице Советского Союза. Тот «раздолбайский» имидж, который сейчас закреплен за певцом благодаря его же стараниям, на самом деле не очень-то соответствует действительности: с раннего детства Сережа был серьезным мальчиком, увлеченным музыкой. С семи до семнадцати лет будущий шансонье был солистом Московской Государственной хоровой капеллы мальчиков при Российской Академии музыки им. Гнесиных.

После окончания школы Сергей поступает в Институт Культуры и в Московскую Государственную Консерваторию на кафедру теории и композиции. В 19 лет, в 1985 году Сергей Трофимов становится дипломантом XII Всемирного московского фестиваля молодежи и студентов. Тяжелое финансовое положение во время обучения заставляет Сергея пойти работать в один из московских ресторанов, однако работает там Трофимов недолго.

Начало творческой карьеры Трофима

В 1987 году Сергей Трофимов знакомится с музыкантами, собирающими новую рок-группу «Эроплан» и начинает сотрудничество с коллективом. Следующие три года Трофимов в качестве рок-барда дает концерты и работает над записью альбома «Эроплана» «Такая ранняя весна». К 1991 году альбом записан, однако группа распадается и пластинка не издается.

Следующие три года своей жизни Сергей не очень любит вспоминать. Неизвестно, что заставило его, уже довольно успешного музыканта, работающего в перспективной группе, бросить практически полностью готовый альбом и уйти из коллектива на службу в церковь. Три года Трофимов служил иподьяконом (певчим регентом) в одной из московских церквей. При этом деятельность в шоу-бизнесе Сергей не прекратил, хоть и немного сменил ее направленность.


С 1992 года Трофимов в качестве музыканта сотрудничает с поп-певицей Светланой Владимирской, записывая ее дебютный альбом «Мальчик мой». Альбом выходит в свет в 1993 году. Одновременно с этим Трофимов пишет песни на стихи собственного сочинения и активно ищет исполнителя для них. Вокалист находится в 1994-м: песни Сергея исполняет Александр Иванов, записывая альбом «Грешной души печаль».

«Аристократия помойки»

1994 год становится для Сергея Трофимова переломным. Не все песни, написанные Трофимовым, взял тогда в работу Александр Иванов. Песня «Вот и всё, сказал мудрец и в воду канул» была забракована Александром, и Трофимов решает показать ее Степану Разину. Разину песня понравилась, и он предлагает помощь в ее раскрутке. Став продюсером Трофимова, Разин убеждает его в необходимости продолжения работы в таком стиле. В итоге Сергей в течение месяца создает хиты «Бьюсь как рыба», «Про рекламу», «В такую тьму», «Василий», «Братва», «Алкаш», которые ложатся в основу альбома «Аристократия помойки» (1995). Сергей начинает концертные выступления в новом амплуа под сценическим псевдонимом Трофим, прочно закрепившимся за ним с тех пор.

Сергей Трофимов - Аты-баты

Продолжает Трофим и работу с другими исполнителями в качестве сессионного музыканта: в 1995 году выходят в свет пластинки Светланы Алмазовой «В десяточку» и Каролины «Мама, все ОК», записанные с участием Сергея, а в 1996 году – «Голос» Аллы Горбачевой. За это время Сергей Трофимов успевает выпустить и несколько альбомов Трофима – «Аристократия помойки-2», «Эх, я бы жил». Песни Трофимова также звучат в исполнении Лады Дэнс, Николая Носкова, Вахтанга Кикабидзе. В 1998 году Сергей выпускает второй альбом Каролины «Королева», альбом Трофима «Аристократия помойки-3» и сольный альбом неавторских песен «Вести из колючего далёка», активно гастролирует по России и за рубежом. В 1999 году Трофиму предлагают написать музыку к кинофильму «Ночной перекресток». В ноябре Трофим становится одним из первых русских шансонье, приглашенных на телевидение – он выходит на «Музыкальный ринг» против «отца русского шансона» Михаила Круга.

Признание в России и за рубежом

В 2000 году Сергей Трофимов совершает поездку в охваченную вторым конфликтом Чеченскую республику, выступая с концертами перед солдатами. В том же году Сергей вошел в Попечительский совет ГУИН России, став заместителем его председателя. Помимо общественной деятельности и концертных выступлений, Трофимов активно пробует себя в литературе, выпускает несколько сборников стихотворений. В 2001 году Сергей становится членом союза писателей России, в 2005 поэт становится лауреатом Всероссийской литературной премии имени Суворова, чуть позже выходит в свет самое полное на тот момент собрание стихотворений «240 страниц».


В рамках празднования 10-летнего юбилея творческой деятельности Трофима в 2005 году в Кремлевском дворце проходят два больших сольных концерта музыканта с участием известных эстрадных исполнителей – друзей и соратников Трофима: А. Розенбаума, А. Маршала, А. Иванова, Т. Овсиенко, В. Маркина, И. Понаровской и др.

С 2007 года Сергей Трофимов в течение четырех лет становится лауреатом музыкальной премии «Золотой граммофон». В 2008 году Трофим дебютирует в кинематографе, снимаясь в сериале «Платина-2».


В 2010 году Сергей Трофимов отправляется на длительные гастроли в США, по возвращении с которых певец получает почетное звание заслуженного артиста Российской Федерации.

В 2012 году в Кремле состоялись еще два больших аншлаговых концерта Трофима, посвященных сорокапятилетию артиста – сольный 21 апреля и с участием друзей 22 апреля. Поздравить шансонье с юбилеем пришли И. Кобзон, А. Розенбаум, А. Иванов, В. Пресняков, А. Варум, М. Шуфутинский и другие звезды российской эстрады.

В данный момент Сергей ведет работу над своим семнадцатым номерным альбомом, активно гастролирует по России и СНГ. Не оставляет Трофим и общественно-политическую деятельность - в 2012 году певец стал доверенным лицом Владимира Путина.

Сергей Трофимов (Трофим) «Бубль-Гум»

«Сергей Трофимов собирает друзей»

С 2004 года Трофим проводит ежегодный музыкальный фестиваль, направленный на поддержку и развитие молодых исполнителей. Фестиваль получил название «Сергей Трофимов собирает друзей». Место проведения его неизменно вот уже почти десять лет – это город Навашино Нижегородской области. Идея фестиваля принадлежит самому Трофиму, его с воодушевлением поддержали друзья и участники форума официального сайта певца.

Благодаря этому фестивалю многие талантливые, но не имеющие широкую известность исполнители получают возможность представить свое творчество довольно широкому кругу зрителей. Кроме того, фестиваль насыщен живой, дружелюбной атмосферой непринужденного общения между исполнителями и слушателями, Трофимом и его поклонниками. Неотъемлемой частью фестиваля является костер – обычный костер, вокруг которого Трофим и все желающие, поют песни под гитару по кругу. Фестиваль проводится на майские праздники, и участие в нем совершенно бесплатное.

Певца, поэта, композитора Сергея Трофимова с детства называли просто – Трофим. Так что проблем с поиском звучного сценического имени не было. Жесткий музыкальный формат певец не приемлет, он сторонник своего природного творческого стиля. Как Окуджава: каждый пишет, как он слышит, не стараясь угодить. Песни у него могут быть такими разными, что его можно признать как рок-бардом, так и поп-музыкантом и приверженцем шансона. На сегодняшний день Трофимов – автор около десяти сольных альбомов с «говорящими» названиями в разных жанрах: шансон, романс, рок-бард. Смутные времена перестройки ознаменовались «Аристократией помойки». Материала было так много, что хватило на четыре выпуска. Потом пришли иные времена, душа настроилась по камертону «горячих точек», и после первой поездки в Чечню были написаны песни для альбома «Война и мир». Дальше – все не менее определенно: «Я рождаюсь вновь», «Я скучаю по тебе». Крайний альбом назывался тоже очень жизненно и честно – «Ветер в голове». Песни к нему писались на стыке временных восприятий. С сейчас у многих тот ветер мистически перешел в разряд урагана, который помаленечку сносит бутафорские наслоения нынешнего «культурного слоя». Сегодня у Сергея Трофимова на подходе «обойма» песен для нового альбома. Он получился одновременно очень личным и – для всех, потому что призван настроить сердца на тональность любви, заставить задуматься о личной сопричастности каждого к будущему России. Встретиться с певцом на страницах «Звездочки» просили многие наши читатели. Сегодня Сергей ТРОФИМОВ – наш гость.
- Для армейского слушателя творчество певца Трофима в первую очередь ассоциируется с любимой многими песней «Аты-баты». В ней – весь Сергей Трофимов, все жестко и конкретно. И по справедливости. «Россия нас не жалует ни славой, ни рублем, но мы – ее последние солдаты. И значит, надо выстоять, покуда не помрем, аты-баты, аты-баты». По-моему, эти строчки, как говорится, – в самое яблочко, слова ваши вскрыли все червоточины нынешней ситуации в войсках.

- Никогда ничего не пишу и не писал на заказ или специально. Не могу сказать, что я такой уж знаток армейской жизни, но впечатлений, которых получил во время своих поездок в Чечню, хватит еще на много песен. Я ездил туда к ребятам из Калининградского СОБРа «Тайфун», приходилось бывать и в войсках, в том числе с концертами. Людей в погонах не просто уважаю, а горжусь, что у меня много друзей среди военного братства. Проблем в армии хватает, так что никакого открытия, например, в моих строчках «ни дома, ни пристанища, какая ж тут семья» нет. И спасибо, что кирпичики такого понятия, как «Россия», цементируют на голом порой патриотизме наши настоящие защитники Отечества.

В армии реформы все же идут. Медленно, но служба переводится в том числе и на контрактную основу. Значит, больше профессионалов встанет в строй. Кстати, а вы, Сергей, в армии служили в каких войсках?

Если бы была возможность, просился в морпехи. Но мне не повезло. В 13 лет неудачно приземлился с дерева, сломал обе руки, кости собирали буквально по кусочкам. Так что призыву не подлежал. А по поводу перевода армии на контрактную основу скажу так. Чтобы в войска шли профессионалы, людям надо достойно платить. Думаю, от двадцати тысяч и выше в зависимости от должности и звания. Надо, чтобы они были спокойны за свои семьи в случае, если случится беда. Чтобы инвалидность, не дай Бог, полученная во время прохождения службы, не легла тяжким бременем на их близких, не выбросила ребят за борт жизни.

Давайте, Сергей, вернемся к вашему творчеству. Знаю, что вы уже в 5 лет были солистом в своем детском саду, играли на аккордеоне…

Однажды к нам в группу пришли незнакомые дяди, всех просили что-нибудь спеть. Я им спел что-то из репертуара «Биттлз» и про безымянную высоту. В результате прослушивания меня взяли в школу при институте им. Гнесиных, с 1973 по 1983 год я состоял солистом Московской государственной хоровой капеллы мальчиков при «Гнесинке». А в принципе меня можно назвать певцом московского двора на Самотеке. Помню, как в три года пел с дворовым «авторитетом» дядей Витей, который аккомпанировал нам на старенькой «семиструнке». Так что мое участие в проектах радио «Шансон» с его народными, дворовыми корнями – родом из детства.

Законченного музыкального образования вы так и не получили. Хотя учились на кафедре народного хора в Институте культуры, на кафедре теории и композиции Московской консерватории. Виною лень или желание полной творческой свободы?

Может, и так. В консерваторское время у нас была своя группа «Кант», мы играли акустический арт-рок. Потом были и выступления в ресторанах, и работа на гастролях вместе с «Миражом» и «Ласковым маем» – одно отделение было мое. Это был конец 80-х, я выступал как рок-бард.

А потом «ушли от мира». Служили певчим, регентом, подъячим в церкви, на основе русского классического распева писали музыку для Пасхальной всенощной в Москве. Это что, тоже свидетельство своеобразного творческого поиска?

Вспомните начало 90-х. Переворот в стране и умах… В роду у меня был священник, служил он в Тульской губернии. И именно в церковь я ушел искать ответы на извечные вопросы бытия: что, куда, зачем? Искал своего Бога. Не истоки вечности, а хотел понять, где же мое место на жизненных скрижалях.
За два года я открыл для себя самобытный пласт русской культуры. По какому принципу складывались былины, определялся размер стиха, о чем они на самом деле, правильно ли их перевели? Я вообще уверен, что знаменитое «Слово о полку Игореве» еще ищет своего шифровальщика. Старославянский язык необычайно интересен и полон загадок. Неспроста служба в православной церкви идет на старославянском языке, а не адаптирована к современному русскому. К православию я шел длинным путем: в юности серьезно увлекался лингвистикой и восточной философией, потом прочитал книгу православного священника Серафима Роуза из Америки, которая серьезно повлияла на мое мировоззрение.

Это тема отдельного разговора. Открою нашим читателям совершенно неизвестную страницу творческих исканий певца. Своего часа ждет труд не менее чем в семьсот страниц, связанный с изысканиями Сергея по поводу загадок русского слова и его истоков. Но вернемся к сцене: с какого момента можно реально говорить о рождении вашей популярности?

Из церкви я снова пришел в светский мир. В 1993 году помог выпустить альбом певицы Светланы Владимирской. Я был ее первым композитором. А в 1994 году написал альбом «Грешной души печаль» для солиста группы «Рондо» Александра Иванова. Песни эти до сих пор пользуются популярностью. (Сергей Трофимов писал альбомы еще и для Аллы Горбачевой, Светланы Алмазовой, Каролины, отдельные песни для Лаймы Вайкуле, Вахтанга Кикабидзе, Лады Дэнс, Никола Носкова, Александра Маршала и многих других. – Авт.). И тогда же моя гастрольная деятельность пошла под известным ныне псевдонимом. Само имя Трофим весьма универсально и разнопланово. Оно ассоциируется с массой образов: от надежного тароватого мужичка до хулигана-расстриги, эдакого скомороха.

Это скоморошество в чем-то и перекрыло путь к вашему быстрому успеху. Альбом «Аристократия помойки-1» оказался острее даже безбашенной в то перестроечное время пресловутой «свободы слова». Хотя строчку «Россия открывает путь к успеху крутому и отвязанному чмо» можно считать состоявшейся. Песня «Судьба», с героем которой вас часто ассоциируют, родилась тогда же? Там есть такие слова: «Судьба моя – змеюка подколодная, ужалит в тот момент, когда не ждешь…»

Дальше вы должны обязательно спросить, согласен ли я, когда меня называют автором блатных песен! Ерунда, конечно. Я часто пишу песни, которые основаны на реальном материале. «Судьба» тоже имеет такую основу. Человек мне рассказал, как он оказался в тюрьме. В ней все, как в жизни. В чем-то я проживаю через песни жизни своих героев. Шансонное исполнение – это ведь не «блатняк», не воспевание псевдоромантики жизни за решеткой. В таких песнях нет «воздуха», необходимой дозы самоиронии, правды. Я же пишу, как живу. Фальшь мне слушатели не простят. И (смеется) мой кенарь Гелиос. Он – птица певчая, начинает звучать песня – аж заливается. Но если ему в ней что-то не нравится, замолкает напрочь. Так что все строго. Мне повезло, со мной работают талантливые люди, это значительно облегчает процесс записи песни. Это ведь тяжелый труд, к которому я подхожу основательно. Я вообще (снова смеется) – мужчина основательный. И постоянный. Большинство музыкантов, с кем я выступаю на концерте, со мной уже по 10-15 лет. Это Вадим Назаров – клавишник, Гена Гордеев – барабаны, Игорь Козлов – бас-гитара, Юра Андропов – звук, Володя Федоренко – соло-гитарист.

Здорово, что в наш компьютерный век мне пишут письма не только по е-mаil. Вот недавно ребята из Чечни написали, что стали слушать не только мои «военные» песни, а все чаще «Я скучаю по тебе». Это – о любви. Нам всем сейчас ее не хватает. Духовная пустота все больше заполняется злом. Когда меня спрашивают, можно ли что-то изменить в мире к лучшему и как, я отвечаю: можно. Начать с самокультуры и, например, уступить место в общественном транспорте женщине. Это ведь начало уважения к Родине, как ни пафосно звучит. Я – оптимист. Ведь не раз у России бывали тяжелые времена, но всякий раз страна наша иррациональным образом поднималась, расцветала вновь.

Для написания песен, как ваши, которые получают душевный отклик слушателей, требуется особое напряжение сердца. В чем находите отдохновение от созидательных забот?

Грешен: люблю попариться в баньке с веничком. Но строго без алкоголя. Иначе тело может и очиститься, а вот тяжести в нем только прибавится. Свободы духа с алкоголем не достичь. А баня настоящая, правильно протопленная – это бессуетное парение мысли.

Ваш «непопсовый» подход к творчеству не предполагает больших доходов. Домашние не ворчат, не требуют виллу на Карибах? В наш век ведь все покупается, все продается… Может, пришла пора ловить момент, приспособиться, ведь талантливые люди требуются для разных проектов?

Именно, что для разных. И мое имя можно использовать в каких-то «благоухающих» делах. Да денег не хватит купить Сергея Трофимова! (Хохочет). Мои проекты – это мои песни и дети. У меня дочке скоро 17, сын подрастает, двух годиков еще нет. Фамилия Трофимов уже продолжается.

- Трофимов-младший в армию пойдет?

Если, надеюсь, здоровье позволит – с нашей нецивилизованной экологией, то служить Отечеству будет. Я считаю, что сохранить российскую армию – это значит сберечь наше великое государство! И под этими словами могу подписаться безо всякой иронии.

Первой жене певец должен миллионы рублей

В этом году исполнителю шансона Сергею ТРОФИМОВУ (более известному под прежним брендом Трофим) исполнилось 45 лет. На юбилейную программу «Пусть говорят» пришли все: мама, вторая жена Настя, дети, даже отец, с которым Сергей не виделся почти всю жизнь. И лишь встречи с одним человеком певец категорически не хотел - со своей первой супругой Натальей.

Сын поставил условие: если будет в зале Наташа, он покинет студию, - рассказала мама артиста Галина Трофимова . - Для Сережи и так был шок, когда в зал вошел отец. Сын побледнел и потерял дар речи.
Отец артиста Вячеслав Трофимов последние годы искал сына, чтобы попросить у него прощения за то, что когда-то оставил маленьким на руках матери. Как оказалось, Вячеславу Владимировичу есть что замаливать.

Отец ненавидел

Поженились мы с отцом Сережи рано, - вспоминает Галина Трофимова. - Слава приехал из армии в отпуск и говорит: «О, какая ты теперь красивая, я буду переживать, что меня нет рядом». Тогда я предложила ему расписаться. 31 декабря, накануне отъезда, оформили наши отношения. В этот же день я забеременела.
Молодой папаша оказался не готов к рождению ребенка, и это стало причиной ссор.
- Родился Сережа очень похожим на папу, - продолжает Галина Федоровна. - Другой бы обрадовался, а у него сын вызвал ненависть и зависть. Как потом объяснили врачи, такое бывает. В два года у Сережи была клиническая смерть из-за отравления просроченным детским питанием. На пятые сутки врачи пообещали: «Будет жить». Для восстановления нужны были икра, фрукты. У моего родственника жена работала в «Метрополе» и доставала дефицитные продукты. Муж не понимал, что это для ребенка, и обижался, когда ему не давала лакомство. А он мог съесть последний банан.
Серьезный разлад между супругами произошел после того, как Вячеслав стал поднимать руку на сына.

- В три года у мальчика образовалась грыжа. Боли страшные, он плачет. Захожу как-то на кухню, а Слава нагибает Сережу и приговаривает: «Хоть бы тебя скорее разрезали! Как же ты мне надоел!» Сына прооперировали, но тут другая беда - отек гортани, но в отделении ветрянка. Врачи сказали, что сына отпустят домой только при условии абсолютного покоя. А наш папа в загуле: устроила его на Завод им. Хруничева в контрольно-испытательный центр, да не учла, что там есть спирт. Сказала свекру: «Надо собирать Славины вещи». Тот согласился. Слава унес все вплоть до изоленты.
Во время развода Вячеслав присутствовал только на одном заседании. После его заявления: «Мне ее ублюдок не нужен» - он стал свободным.
- Судье меня жалко стало, на реплику Трофимова она ему ответила: «Пишите заявление, что не можете присутствовать на заседаниях!» Сереже тогда было четыре годика, вот с этого времени мы его не видели и помощи от него не получали. А сейчас он хочет купаться в лучах славы артиста Трофимова. Вспомнил о единственном сыне: видите ли, песни он его знает и поет.

Влюбился в эстонку

Музыкальный талант у мальчика проявился в раннем детстве. Еще в музыкальной школе учителя отмечали его способности писать музыку.
- Стихи сочинять сын начал в десять лет, после того как упал с дерева в пионерском лагере, - утверждает Галина Федоровна. - Это была трагедия. У него в правой и левой кистях рук - лавсановые нити. Играть на музыкальных инструментах сын не мог - кисти какое-то время были малоподвижными, а сочинять стихи можно. Первые вирши сын посвятил мне.
Первое увлечение сына Галина Федоровна вспоминает с теплотой.
- В десять лет Сережа влюбился в девочку-эстонку Катрин, когда мы отдыхали на курорте. Ее мать смеялась: «Смотри, влюбился, штаны меняет четыре раза на день!» Сейчас Катрин живет в США, и, когда Сережа ездил с женой Настей в Нью-Йорк, останавливался у нее.

На Наташе женился дважды

Будущая супруга, которую Сергей привел домой, не понравилась Галине Федоровне с первого взгляда.
- Первый брак сына был неудачным, - уверена Галина Федоровна. - С Наташей Герасимовой он познакомился после выступления в кафе. Влюбился без памяти! Эта женщина как будто обладала какой-то магической силой: Сережа дважды состоял с ней в браке по пять лет. Я ему говорила: «Какая же она сволочь!» А он: «Да, но мне такая и нужна». Пока она жила с Сережей, не работала. Она его и по имени никогда не звала, а только Трофимом. Сын не брал ее никуда: выйти с ней - стыдоба. Красивая, но могла такое выкинуть... Родители Наташи не понимали моего сына. Мама ее работала на кладбище, говорила: «Иди ко мне могилы копать. Знаешь, сколько тут получают?»
Вскоре у певца родилась дочь, которую Трофимов назвал Анной в честь бабушки. Но когда девочке исполнилось три года, родители развелись.
- Сын Аню обожает. Когда малышка лежала в Институте педиатрии, Сережа ездил три раза в день, возил молоко, - вспоминает Галина Федоровна. - До 21 года Сергей платил алименты - 1000 долларов, одежду покупал. Затем давал по 5000 рублей. Но потом решил, что пора ей самой зарабатывать.

Ради дочери Трофимов предпринял еще одну попытку сойтись с Натальей.
- В 98-м году снова сошелся с Наташей. Любил ее, но больше его судьба дочери беспокоила, которая росла у бабушки. Хотел, чтобы Анна жила с ним. Но уже через две недели после второй свадьбы написал песню «Крылья», где есть такие слова: «Мы были нищими, мы были святы, небо лучилось от нашей любви, но, искушением жизни объятые, мы стали просто чужими людьми». Услышав эту песню, в консерватории сказали: «Чтобы написать такое, надо жизнь прожить». А сын ответил: «Вы же не знаете, сколько я пережил».
Оказалось, былое счастье не вернуть.
- Сережа мучился, к Наташе приходил редко, жил в студии. Говорил: «Мужики, найдите мне кого-нибудь, не буду же я ходить по проституткам», - вытирает глаза мама певца.
В 2001 году Трофимов познакомился с Юлей Мешиной , ставшей впоследствии женой Александра Абдулова .
- С Юлей сын расстался из-за ее отца - крупного бизнесмена. Тот поставил условие: никаких песен, только бизнес. А для Сергея музыка - воздух. В итоге Юля вышла замуж за Абдулова, который без компании ни одного дня не проводил. То, что песню «Снегири» сын посвятил Юле, - правда.
В 2003 году сын решил уйти от Наташи. В это время он стал встречаться с Настей Никашиной из коллектива Лаймы Вайкуле . Та забеременела: «Я в положении, что делать?» Лайма посоветовала оставить: «Рожай, тебе уже 27».
Тогда Настя призналась Сергею, что ждет ребенка. Певец не стал в тот момент разводиться, но поддержал решение любимой.
- Выяснилось, что у Насти родится мальчик, а Сережа мечтал о наследнике, - говорит Галина Федоровна.

Развод не давала

В тот период Трофимов предпринял последнюю попытку сохранить брак ради дочери, которой исполнилось 14 лет.
- Они полетели на каникулы Ани в Турцию. Сын говорил: «Поеду ради дочери». Ночью звонит, плачет: «Не могу Наташу видеть, мама», - переживает Галина Федоровна. - Развод тянулся с ноября 2003-го по март 2004-го. Наташа не давала согласия. Настя переживала жутко. Понять ее можно: ждет ребенка от женатого человека. Наверное, от нервов мой внук Ванечка родился раньше времени. Сережа сильно волновался, а мне было жалко всех.
Уходя от Наташи, Сергей оставил ей машину, всю обстановку. Но главной ценностью была земля, которую певцу когда-то подарили.
- У Сережи есть альбом «Война и мир» - о второй чеченской кампании. Во время презентации диска офицеры подарили ему землю в Подмосковье, - объясняет Галина Федоровна. - Когда землю оформляли, Наташу вызывали подписать документы. Потом сын начал строить на участке дом.
Когда встал вопрос о разводе, Наташа потребовала половину стоимости коттеджа - $200 000.
- Сереже жить было негде с Настей и Ванечкой. Он согласился: «Хотел бы достроить дом и жить в нем, а тебе выплачу половину». Прошло время, состоялся развод. Они оформили бумагу у нотариуса, по которой Наташа отказывается от части дома, а сын выплачивает ей и дочери ежемесячное содержание до конца 2006 года. А еще курсы повышения квалификации оплатил, чтобы она могла пойти работать бухгалтером.
Но вскоре Наташа потребовала всю сумму сразу. В противном случае обещала подать в суд иск на раздел имущества.
- Сережа вынужден был продать землю дешевле, чем она реально стоила. Водитель ей отвез три миллиона рублей, а Наталья обещала ликвидировать расписку. Сын глупость совершил: не оформил передачу денег.
В ноябре 2009 года Трофимов обратился в суд с требованием расторгнуть соглашение, подписанное им с Натальей и заверенное у нотариуса.
- Мы проиграли два суда о признании соглашения недействительным, хотя там стоит год ошибочный - не 2006-й, а 2016-й, - горюет Галина Федоровна.

Горькая правда

Об отце Трофимов узнал в зрелом возрасте.
- Он стал спрашивать, почему отец нас бросил, - рассказывает Галина Федоровна. - Видать, беспокоился, что и он такую же ошибку совершил. А тут нерадивый папаша вдруг объявился - в 2005 году был концерт в Кремле, и Сереже вместе с цветами передали записку от папаши: «Мне нужно с тобой поговорить». Ни извинений, ничего. Сережа позвонил моей сестре, и та ему рассказала, как отец однажды меня избил. Сережа был членом общественного совета при ГУВД Москвы, поднял документы и прочитал об этом. Понял, что ему не о чем с ним говорить. «Мама, как ты могла в него влюбиться?» - спросил сын меня.
Позже Вячеслав предпринял вторую попытку встретиться.
- Опять приперся на концерт. Слышу, мужик требует, чтобы его охрана пропустила, - возмущается Галина Федоровна. - Я говорю: «Что тебе, ублюдок, понадобилось? Тут 25 офицеров спецназа: или сам уйдешь, или тебя под белы ручки выведут». Потом, на концерте в Обнинске, он все-таки прорвался. Сын отрезал: «Нам говорить не о чем! Если бы я сидел не здесь, а во Владимирском централе, ты бы меня искал?» И все: не нашлось папику, что ответить.
После недавней программы «Пусть говорят» Вячеслав позвонил бывшей супруге, чтобы попросить прощения.
- Я сказала: «Ты предал не меня, а сына». После Сережиной клинической смерти он меня жутко избил ногами за незрелый арбуз. Три соседа не могли его утихомирить. У меня случился инфаркт, и это в 24 года. Ну как простить?.. Я и замуж после такого мужа больше не вышла. Всех мне заменил сын. У нас с ним психологически, как говорят, пуповина не развязана. Я болею, он заболевает. У меня депрессия, у него тоже. Были на кладбище, спросила: «Сережа, а где я буду лежать?» А он: «Мама, ты что, не поняла? Мы с тобой будем похоронены в один день, я жить без тебя не буду». Сын мне помогает, лечит, деньги дает.


С первой женой не развенчан

Мы разыскали Анну в страховой компании, куда девушка недавно устроилась.
- С папой не общались полтора года. Он не поздравил меня ни с днем рождения, ни с Новым годом. Хотя я его люблю, а он меня. То, что он не давал денег после того, как мне исполнился 21 год, - это мера воспитания, - считает Анна.
- Ты была обижена на отца?
- За то, что сообщил маме о разводе в Турции, во время каникул. Мы еще должны были остаться на неделю, а тут... Пришла в номер: мать - в истерике, я - в шоке. Мама замуж так больше и не вышла. Не знаю, зачем папа сменил ее на другую. Ушел из семьи и чего-то глобального не написал. Хиты родились в нашей семье. Тут без любимой женщины никуда. После регистрации второго брака они с матерью обвенчались. Папа утверждает, что развенчан, мама говорит - нет. А ведь без ее участия развенчать не могли.
- Мать сильно обижена на отца?
- Иначе бы не судилась. Даже не может слушать его песни.
- Вторую жену ты приняла?
- Первое время Настю ненавидела, долго не могла признать сводного брата. Но отец постарался нас примирить. Ваня вести себя, правда, не умеет, его воспитанием мама не занимается - поручила няне. Это какой-то кошмар.
- Переживаешь за папу?
- Еще как! Ему на 3 января назначена операция в Германии. Летом в Италии упал на мотоцикле. Ногу сломал, связки порвал и мениск.

Три месяца по пять тысяч

Все эти годы первая жена Трофима - Наталья хранила молчание и лишь «Экспресс газете» рассказала свою правду:
- Я узнала о существовании беременной Насти последней. Сказать, что я осталась у разбитого корыта, - ничего не сказать. На суд разводиться мы не ходили, а затянулся процесс так долго, потому что судья дала три месяца на примирение. Сергей сам предложил подписать нотариально заверенное соглашение об алиментах на содержание супруги и ребенка до 2016 года. Приехал ко мне, и я подписала. Все соглашения представлялись на бракоразводном процессе.
После того как Сергей перестал платить алименты, я обратилась к судебным приставам. Тогда Сергей подал в суд иск о расторжении соглашения. Когда подняли документы об алиментах, свекровь сама принесла сберкнижку, где видно, что он заплатил только три раза по 5000 рублей.
- Дом поделили пополам?
- Нет. 20 соток земли и коттедж в 2004 году оценили в 10 миллионов рублей, или почти 400 тысяч долларов по тогдашнему курсу. А заплатил Сергей мне 100 000 долларов. Суд я выиграла: каждый месяц Сергей теперь выплачивает по 1200 долларов и 1500 один раз в год дает на отдых. Но при его доходах это смешная сумма.

Известный под псевдонимом Трофим, композитор, поэт и певец Сергей Трофимов появился на свет в Москве, в ноябре 1966 года. Свои вокальные таланты он начал проявлять еще в детстве, учась в музыкальной школе, потом поступил в Московскую государственную консерваторию, участвовал в различных музыкальных конкурсах. Когда Трофимову было двадцать лет, он впервые выступил самостоятельно в ресторане. С того дня музыкальная карьера Трофима не прерывалась.

При финансовом благополучии и престижности Трофимова не устраивала судьба ресторанного певца. Он стремился к самосовершенствованию и к серьезной музыке. В начале девяностых Сергей принял решение: он устроился петь в церковный хор. Возможно, другой певец продолжал бы держаться за доходное место в ресторане, ведь в стране были тяжелые времена, но Трофим понимал простую вещь. Все его выступления оплачивались «новыми русскими», и такая «концертная» деятельность не сулила ничего хорошего. Выбрав другой путь, Трофим не ошибся. За годы хоровой практики он набрался опыта, а в 1994 году впервые выступил с сольным концертом. Вскоре у Трофима вышел альбом, завоевавший популярность. Началась активная концертная жизнь, а вот на личном фронте все складывалось не очень удачно.

Личную жизнь певца нельзя было назвать счастливой: из-за напряженного концертного графика Сергей понимал, что построить семью будет сложно. Правда, он нашел девушку, и тогда ему казалось, что выбирать не приходится из-за нехватки времени, поэтому надо «брать» то, что есть рядом. Избранницей стала Наталья, с которой Трофим познакомился, работая в ресторане. Чуть позже они начали встречаться, потом съехались и сразу решили, что надо пожениться. Правда, после свадьбы быстро пришло разочарование, и молодые поняли, что поторопились. Наталье не нравилось, что Трофим постоянно отсутствовал, но сама девушка работать не хотела. Рождение дочери на какое-то время сблизило супругов, но вскоре они поняли, что семья не может держаться только на детях. У Наташи и Сергея не было общих интересов, они начали ссориться, а потом решили развестись.

Спустя непродолжительное время они помирились и оформили свои отношения во второй раз! Но и после второй печати в паспорте продолжали мучать друг друга, не решаясь на развод. Каждый из супругов тешил себя надеждами, что все изменится, и они живут вместе ради дочери. Может быть, они были бы женаты и сейчас, но в жизни Трофима появилась другая: певец влюбился. У следующей избранницы Сергея, Анастасии, был знакомый, который знал Трофима. Он давно звал Настю на концерт певца, но она не соглашалась: творчество Трофима ей не казалось интересным. Однако знакомый был настойчивым, и Анастасия попала на концерт, а потом влюбилась в Сергея! После выступления она смогла пройти за кулисы и даже попыталась заговорить с Трофимом, но тот не обратил на девушку никакого внимания. Вокруг него постоянно кружились толпы фанаток, в личной жизни все было плохо, поэтому артист меньше всего хотел общения с поклонницами.

Для Насти и для Сергея началась их привычная жизнь. Анастасия продолжала работать на подтанцовке у Лаймы Вайкуле, а Сергей давал сольные концерты. Однако судьба распорядилась так, что молодые люди встретились еще раз, и только следующая встреча стала судьбоносной. Настин друг снова пригласил ее на концерт, и девушка уже не упустила возможности познакомиться с Трофимом. Они обменялись телефонами, но роман начался не сразу. Сергей не собирался изменять жене и предавать дочку, но со временем сдался и начал встречаться с Настей тайно. Девушка с самого начала знала, что ей рассчитывать не на что, и Трофим не бросит жену с дочерью. Когда Настя узнала, что ждет ребенка, она рассказала Трофимову, но была уверена, что он не поддержит ее и не бросит семью. Однако реакция была обратной: Трофим очень обрадовался и принял решение расстаться с Наташей. Он ушел из семьи, снял квартиру и начал жить с Настей. Однако поженились молодые люди только после рождения сына. Это случилось в 2005 году, когда Ване было уже полтора года.

Анастасия не смогла вернуться в шоу-бизнес и посвятила себя семье. Говорят, что она и не собиралась возвращаться в шоу-балет. Каждую минуту Настя по возможности проводила с сыном и мужем, гастролируя по стране. Она оказалась не из тех жен, которые вечно ждут супругов, сидя дома. Настю не смущало даже то, что на тот момент Ваня был совсем маленьким. В 2008 году у пары родилась дочь Елизавета, а Трофим исполнил свою заветную мечту – построил за городом большой дом. Теперь семейную чашу Трофимовых можно назвать полной: есть взаимная любовь, двое детей, теплый любимый очаг, а также головокружительная карьера, которой завидуют многие.