Сравнительная характеристика чацкого и молчалина образование. Материальное положение чацкого и молчалина

Текст сочинения:

Комедия Грибоедова "Горе от ума" является уникальным слепком зарождающейся, но уже непримиримой борьбы в обществе начала XIX века между передовой, прогрессивно мыслящей молодежью и консервативно настроенными представителями крепостной старины. Эҭи два разных общественных лагеря в комедии живописно представляюҭ Чацкий и Молчалин люди противоположных жизненных позиций, моральных норм, мировоззрения.
Несмотря на глубинную несхожесть, в Молчалине и Чацком можно найҭи и общие черҭы, которые и привлекли к каждому из них (в разное время) Софью Фамусову. Два эҭих молодых и неглупых человека связаны с домом Фамусова. Чацкий сын друга Фамусова, воспитанный в этом доме. В молодом возрасте он покинул Москву, "ума искал", учился, многое увидел и узнал. Молчалин работает
секретарем в доме Фамусова, пользуется всеобщей любовью и уважением:
По мере я трудов и сил,
С тех пор, как числюсь по Архивам,
Три награжденъя получил.
Но вот автор сводиҭ их в комедии, и мы видим, насколько отличаюҭся друг от друга Чацкий и Молчалин, и эҭу непохожесть не утаить под внешней оболочкой. Само появление эҭих героев в комедии может поведать о многих чертах их характеров.
Чацкий буквально врывается в сюжет, он горячо влюблен и счастлив после долгой разлуки видеть Софью. Радость и энергия так наполняюҭ его, что он не сразу замечает холодность девушки. Молчалин же в комедию входиҭ сперва безмолвным, а после оправдывающимся и растерявшимся. А вскоре мы кое-что узнаем об эҭих героях посредством их оценки другими действующими лицами, в их речах и поступках.
Как же отзываюҭся о Чацком домочадцы дома Фамусова и сам хозяин?
Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!
Остер, умен, красноречив,
В друзьях особенно счастлив...
...он малый с головой,
И славно пишет, переводиҭ.
Чацкий дворянин и гордиҭся эҭим. Оҭ окружающих его отличает свободолюбие и независимость взглядов, откровенность и прямота высказываний. Цель своей жизни Чацкий видиҭ в служении отечеству, он истинный патриот своей родины, однако низкопоклонство, борьба за чины, звания, награды угнетаюҭ его и возмущаюҭ:
Служить бы рад, прислуживаться тошно.
Он готов служить "делу, а не лицам", но в фамусовском обществе это невозможно. Именно независимость суждений, стремление судить о человеке по делам, а не по положению, занимаемому им в обществе, открытость и прямота вызывает по отношению к Чацкому полное непонимание окружающих, агрессию и отторжение с их стороны:
Ах! боже мой! он карбонары!
Опасный человек!
И знать вас не хочу, разврата не терплю.
А что же Молчалин? Чем он вошел в доверие и завоевал искреннее уважение тех самых людей, которые так безжалостны к Чацкому?
Смотрите, дружбу всех он в доме приобрел,
При батюшке три года служиҭ,
Тот часто без толку сердиҭ,
А он безмолвием его обезоружиҭ,
Оҭ доброты души простиҭ.
И между прочим
Веселостей искать бы мог;
Ничуть: от старичков не ступиҭ за порог.
Немного времени нужно, чтобы понять, что Молчалин полностью принимает законы фамусовского общества и становиҭся незаменимым для него. Он труслив и всегда подчиняет свой образ мыслей тому, что принято в обществе:
В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь.

Ведь надобно ж зависеть от других.
Самыми главными своими достоинствами Молчалин считает услужливость, умеренность и аккуратность. Льстец, лицемер, подхалим и чинопоклонник, больше всего в жизни он мечтает "дойҭи до степеней известных", что, скорее всего, сбудется, "ведь нынче любят бессловесных" Расчетливый до мелочей, Молчалин всегда может рассчиҭывать на поддержку и покровительство "сильных мира сего".
Оҭношения с Софьей сводят Чацкого и Молчалина, болезненно сталкиваюҭся две противоположные позиции. Чацкий безупречно честен и искренен с Софьей и ожидает от нее такой же откровенности. Он не скрывает не только своей радости и счастья, но и недоумения и даже возмущения. Очень скоро он понимает, что нелюбим девушкой, но ему хочется узнать: кто же соперник?
Ах! Софья! Неужели Молчалин избран ей!
А чем не муж? Ума в нем только мало;
Но чтоб иметь детей,
Кому ума недоставало?
Услужлив, скромненький, в лице румянец есть.
Вот он, на цыпочках, и не богат словами;
Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть!
Однако несколько минуҭ общения с эҭим подленьким и льстивым человеком рассеиваюҭ его подозрения:
С такими чувствами, с такой душою Любим!.. Обманщица смеялась надо мною!
Софья же под влиянием французских романов придерживается иного мнения. Влюбившись в хитрого и бесчестного человека, она не умеет разглядеть истинного лица под маской:
Молчалин за других себя забыть готов, Враг дерзости, всегда застенчиво, несмело Ночь целую с кем можно так провесть!
А что же Молчалин? Молчалин продвигается по жизни, выполняя заветы отца:
Мне завещал отец:
Во-первых, угождать всем людям без изъятъя
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистиҭ платья,
Швейцару, дворнику, для избежанья зла. Собаке дворника, чтоб ласкова была.
Поэтому Софья для Молчалина лишь еще одна ступенька при покорении служебной лестницы. Без стеснения он признается:
И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека.
Однако это не мешает Молчалину бессовестно заигрывать с Лизой, с которой он даже не считает нужным скрывать своей подлой душонки:
Я в Софье Павловне не вижу ничего Завидного...
Узнав об избраннике Софьи, Чацкий не может сдержать негодования:
Вот я пожерҭвован кому!
Не знаю, как в себе я бешенство умерил!
Глядел, и видел, и не верил!
Но и Софья поражена "кривизной души" бывшего любимого, она в гневе прогоняет его.
В своей комедии Грибоедов создал галерею ҭипичных характеров, которые выходят за исторические рамки эпохи и самой пьесы. Чацкий ҭип борца, который готов отстаивать свои убеждения в любой сиҭуации, и даже в случае поражения не изменяет им. Молчалиными же сегодня называюҭ лицемеров и лжецов, подлых карьеристов и низкопоклонников. И в наше время "Молчалины блаженствуюҭ на свете", но Чацкий двигатель прогресса, представитель молодой прогрессивной молодежи.
Я думаю, что Грибоедов, изобразив ҭипы Чацкого и Молчалина, предложил современникам и потомкам сделать свой нравственный выбор, научиться ценить людей по их человеческим достоинствам, а не по маскам, которые они надеваюҭ.

Права на сочинение "Чацкий и Молчалин. Сравнительная характеристика героев комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума"" принадлежат его автору. При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Сочинение по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».

Чацкий и Молчалин

(Сравнительная характеристика).

В произведении А. С. Грибоедова «Горе от ума» противопоставлены два героя А. А. Чацкий и А. С. Молчалин. Они разные по мировоззрению, отношению к службе и вышестоящим чинам. Так как комедия было написано в начале 19 века, автор затронул тему отношения к дворянству.

В комедии Чацкий и Молчалин противопоставлены по мировоззрению. Молчалин служил в доме у Фамусовых, что бы дослужиться титула дворянства. Он добивался того, что Чацкий имеет с рождения. Комедия доказывает то, что люди одного возраста и поколения могут быть совершенно разными, и это зависит от воспитания. Еще одно различие в том, что к обоим общество относилось по-разному. Чацкий, только что приехавший из-за границы, вызывал у окружающих некое смятение и подозрение, никто не ожидал его приезда, Фамусов был ошарашен явлением Чацкого в его дом: «Ну выкинул ты шутку! Три года не писал двух слов! И грянул вдруг как с облаков». Кто же будет хорошо относиться к человеку, который сразу после приезда начинает навязывать всем свою точку зрения и оскорблять чувства людей: «Ваш век бранил я беспощадно, предоставляю вам во власть: откиньте часть, хоть нашим временам в придачу; уж так и быть, я не поплачу». К Молчалину же относились иначе. У Фамусова он был приближенным по всем делам, даже фамилия Молчалина говорит о том, что он всегда старался промолчать или сказать так, чтобы это не навредило его репутации.

Молчалин и Чацкий по-разному относятся к своей службе и к чинам. Молчалин всегда пытается услужить. Даже во время того как Фамусов разговаривает с Софьей, Молчалин подходит к Фамусову для того, чтобы тот подписал бумаги:

Молчалин: «с бумагами-с»

Фамусов: «Да! Их не доставала, помилуйте, что это вдруг припало усердье к письменным делам!».

Чацкий, наоборот, считает, что прислуживаться никто не должен: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», что каждый должен говорить правду и не бояться этого.

Так как Молчалин и Чацкий люди двух разных мировоззрений, у них разные идеалы. Чацкий считает, что люди должны уважать людей, а не их чин и статус: «Теперь пускай из нас один, из молодых людей, найдется – враг исканий, не требуя ни мест, ни повышенья в чин, в науки он вперит ум, алчущий познаний… ». Про Молчалина он говорит: «…Сужденья черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма; всегда готовые к журьбе, поют все песнь одну и ту же, не замечая об себе: что старее, то хуже. ». Оба они любили Софью Павловну, но любили по разному. Чацкий искренне относился к Софье, он любил её. А Молчалин, в конце концов, признался, что не видел в ней ничего хорошего.

Из выше перечисленного мы можем увидеть насколько разными могут быть люди одного поколения. Как влияет воспитание на человека. В те времена таких людей как Чацкий было мало, ведь они противоречили обществу, но они были нужны для того, чтобы страна двигалась вперед и развивалась. А таких ка к Молчалин было очень много, ведь все хотели иметь высокий титул, а чтобы его заслужить не нужно идти против человека, стоящего выше тебя по званию.

Чацкий и Молчалин герои комедии Грибоедова “ Горе от ума. Они абсолютно разные и по характеру, и по мировоззрению, и по положению в обществе. Молчалин – типичный представитель фамусовской эпохи, олицетворение чинопочитания, лжи, лести, эгоизма, самоунижения в корыстных целях. Чацкий абсолютно противоположен Молчалину. Многие стороны души Грибоедова отразились в образе Чацкого. Он истинный и страстный патриот.

“Не служит, то есть в том он пользы не находит,

Но захотел бы, был бы деловой,

Жаль, очень жаль, он малый с головой.

И славно пишет, переводит”.

Молчалин по натуре тихий и безликий. Главной задачей в жизни ставит сделать себе карьеру и получить высокий чин:

А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных…

Для Молчалина отсутствуют понятия чести и гордости:

В мои лета не должно сметь,

Своё суждение иметь.

Единственным талантом, которым наделил его Грибоедов, является умеренность и аккуратность. Молчалин двуличен.

Чацкий презирает и осуждает “век минувший”. Он уверен, что век нынешний оправдает его надежды и изменит, раскачает, расшевелит заснувшее общество. Чацкого можно рассматривать как человека декабристского склада:

“Кто делу служит, а не лицам…”,“Служить бы рад, прислуживаться тошно”.

Чацкий одинок, у него нет друзей. Человек, которого он любит, относится к нему равнодушно. Общение Чацкого с людьми построено на спорах, конфликтах, беседах или монологах, обращенных не столько к собеседнику, сколько ко всему обществу.

В комедии “Горе от ума” автор противопоставляет друг другу Чацкого и Молчалина, чтобы наиболее ярко раскрыть их характеры. Грибоедов, преподносит нам на обсуждение две науки жизни: века нынешнего и века минувшего, хотя сам поддерживает взгляды Чацкого.

Сочинение на тему «Характеристика Чацкого и Молчалина».

Комедия Грибоедова «Горе от ума» - выдающе­еся произведение русской и мировой драматургии. Автор ставит и разрешает важные для его времени проблемы: о патриотизме, о государственной службе, о человеческих взаимоотношениях. Основной конфликт комедии - столкновение дворянского общества с миром новых людей. К обще­ству принадлежит всё фамусовское окружение, в том числе и Молчалин, к «новым людям» с увереннос­тью можно отнести Чацкого.

Главный герой комедии - Александр Андреевич Чацкий ― молодой, образованный дворянин. Он благороден, честен, умен. В комедии Чацкий представлен демократом, гуманистом, выступающим в защиту свободы, просвещения, национальной культуры. Пустота и пошлость жизни московского общества поражают его. Он презирает низкопоклонничество, страсть к чинам, ду­шевную пустоту, борется против идеалов, це­лей, стремлений старой Москвы, позорит шу­товство, бездумную роскошь и отвратительные нравы. Чацкий хочет служить Отечеству, а не каким-то «лицам»: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Он активно ведет борьбу с фамусовским обще­ством, но в этом обществе Чацкий - чужой человек. Он ока­зался борцом-одиночкой. Кроме того, он не видит и своего главного противника - Молчалина.

Молчалин молод, ровес­ник Чацкого, но полная его противоположность. Без­родный и бедный, он явился в Москву с единствен­ной целью - сделать карьеру. Для этого, как он считает, все средства хороши. У него даже есть своя теория карьеризма, которую завещал ему отец: всем угож­дать, быть «умеренным и аккуратным», не иметь своего собственного мнения. Внешние манеры Мол­чалина никак не соответствуют его внутренним ка­чествам. Именно это и вводит многих в заблуждение. Все видят в нем приятного молодого человека. Не разглядела его и София, поверив его словам о любви, а Молчалин низко обманывал ее. Смысл своей жизни Молчалин видит в своем благополучии: «И награжденья брать, и весело пожить». И это абсолютная противоположность идеалам Чацкого. С «веком минувшим» Молчалина связывает страсть к чинам, низкопоклонство, пустота души.

За три года отсутствия Чацкого он добился невероятных успехов. Неизвест­ный, безродный мещанин получил чин асессора и стал возлюбленным Софии. Постепенно он набирает силу, не останавливаясь ни перед чем, даже перед обманом беззащитной девушки. Он го­тов вынести любые унижения в борьбе за власть. Никто не может встать у него на пути.

Во всем, всегда и везде мнения, действия Чацкого и Молчалина различны, почти про­тивоположны. Это понимает и Софья. Любя Молчали­на, она в его пороках видит идеал, а в достоинствах Чацкого - недостатки.

Идеалы Чацкого и Молчалина свидетельствуют о том, что Чацкий - «век новый», а Молчалин – часть фамусовского общества, которое поддерживало пережитки прошлого и старые порядки «века минувшего».

Из комедии можно сформулировать следующее: наш ум является причиной всего плохого, что получаем мы из жизни. Отсюда и название комедии - «Горе от ума».

Ум, честность, искренность, способность трезво и независимо мыслить не помогли Чацкому добиться свободы, просвещения, национальной культуры и начать «новый век» вероятно потому, что минувший век очень прочно «застрял» в московском обществе. И изменить нынешние порядки всей Москвы стали не пол силу одному человеку, даже такому целеустремлённому, как главный герой Чацкий.


Характеры Чацкого и Молчалина противопоставлены друг другу.

Чацкий, несомненно, главный герой комедии, потому что именно с его появлением начинают развиваться события в доме Фамусова.

Чацкий по своему происхождению небогатый человек, но это для него не главное. Другие говорят о нем хорошо: «Кто так чувствителен и весел, и остер…». Раньше он служил чиновником, но бросил службу, потому что прислуживаться ему «тошно». Еще он служил в полку и не стал военным, так как и военные служат недобросовестно, а сам Чацкий понимает, что не будет счастлив в полку. Затем он путешествует, но и за границей не находит свое призвание, и возвращается на Родину.

Чацкий не хочет прожить свою жизнь скучно и бесполезно. Он любит Россию, говорит «И дым Отечества нам сладок и приятен», хочет быть ей полезен, но еще не знает чем. Воспитанный в традициях того общества, Чацкий не знает новых путей в жизни, поэтому кажется пустословом, просто обвияющим всех вокруг.

Быть чиновником Чацкий не хочет, потому что в обществе Фамусова продвижение по службе возможно благодаря связям, попыткой выслужиться не своими личными качествами и деловыми навыками, а преклонением и лестью перед начальством. Для успешной карьеры нужно обладать такими качествами как низкопоклонство, угодливость, бессловесность. Для таких, как Фамусов, ничего не стоит унизиться перед начальником, лишь бы добиться своего. Никто из фамусовского общества не пытается сделать жизнь России лучше, принести пользу. Они лишь ищут выгоды для себя. Даже в образовании Фамусов видит плохое, он считает «ученье – вот чума, ученость – вот причина». Тем не менее, такие как Фамусов и его гости понимают, что не правы, но боятся каких-то перемен и того, что состояния надо будет добиваться своим умом и трудом.

Эти черты «века минувшего» и не любит Чацкий, он знает, что ему не место в таком обществе.

Его личная драма заключается в том, что он остается непонятым в доме Фамусова. Софья, ради которой он и приехал к Фамусову, любит другого, того который недостоин ее, и все черты Молчалина, которые считает унизительными Чацкий, Софья превращает в достоинства. Более того Софья становится как все, и не понимает Чацкого. Фамусовское общество приняло Чацкого за сумасшедшего, потому что его мнение резко отличается от их. Все таки смело высказывает свои мысли и обличает лжецов, называя вещи своими именами. Так, поняв, что ничего не изменилось в Москве, Чацкий покидает дом Фамусова.

Молчалин – секретарь Фамусова, живет в его доме и играет в комедии второстепенную роль, но через него видно, как он отличается от Чацкого. Отец Молчалина учил его угождать всем людям, начальнику, хозяину дома, где будет жить, и даже дворнику и его собаке, чтобы никто не держал на него зла, и он бы пользовался репутацией образованного и воспитанного человека.

Своими лучшими качествами Молчалин считает умеренность и аккуратность. Он всегда хвалит кого-нибудь из высших чинов или сыграет с ними в карты, или услужит для своей же выгоды. Также Молчалин считает, что «в его он не смеет своего суждения иметь», поэтому никому не перчит, завися от других.

Живя в чужом доме, Молчалин заводит роман с Софьей, как с дочерью влиятельного чина, ведет себя с ней робко. Но к Лизе испытывает искренние чувства, и по отношению к ней видно, что он вовсе не робок и стеснителен; ей он открыт, говорит свои мысли.

Чацкий презирает Молчалина, считает первое время, что Софья шутит о своем отношении к Молчалину. Узнав о взглядах Чацкого, Молчалин ужасается, он искренне поддерживает слух о сумасшествии Чацкого.

В общем, Чацкий и Молчалин совершенно разные. Молчалин живет по понятиям старого века, и все в жизни планирует по известному проверенному образцу, как все, и не считает нужным даже задуматься о сути происходящего. А Чацкий наоборот стремится ко всему новому, потому что Чацкий начинает новый век, и в этом всё его значение и весь «ум».