Тургеневская девушка и чеховская дама. Тургеневские девушки - центральная городская библиотека кисловодска

Образ Аси как идеал «тургеневской девушки»

«Когда я перевернул последнюю страницу повести И. С. Тургенева "Ася", у меня появилось ощущение, что я только что прочел стихотворение или услышала нежную мелодию» - так отзываются многие об этой повести. И с этим вполне можно согласиться. Это прекрасная история любви, но, к сожалению, с печальным концом - возлюбленные расстались. Первая любовь Аси закончилась трагично.

Главная героиня Ася - это ярчайший образ в литературе. Миловидная девушка семнадцати лет со «смуглым кругловатым лицом, небольшим тонким носом, почти детскими щечками и черными, светлыми глазами. Она грациозно сложена, но не вполне еще развита».

Жизнь Аси складывалась трагическим образом: она дочь помещика и крепостной. Поэтому она застенчива и не умеет вести себя в светском обществе. Рано потеряла мать, а через несколько лет еще и отца. Это заставило ее рано задуматься о смысле жизни и разочароваться в некоторых вещах.

Но она не разлюбила жизнь, более того она хотела оставить свой след в истории. « Дни уходят, жизнь уйдет, а что мы сделали?» - говорит она. Ася стремится к чему-то особенному, к деятельной жизни, к совершению подвига. Она тонкая, романтическая натура, которой чуждо все обыденное и суетное. Не зря она хочет летать, как птица. Ей нравится романтические рассказы и легенды. А своим кумиром она считает Татьяну, героиню романа «Евгений Онегин».

Главная ее особенность - это непостоянство, загадочность и странность. Именно поэтому Н. Н. восклицает: «Что за хамелеон эта девушка!». Сначала она лазает по стене, как коза, поливает цветы на стенах, сразу после этого ведёт себя, как благовоспитанная барышня, шьёт и опять выказывает своё ребячество. Ася открытая, пылкая, благородная и непосредственная натура.

В этом произведении ее впервые охватывает такое чувство как любовь. Она полностью отдается этому ощущению. Любовь окрыляет ее и полету нет преград. Ася не умеет скрывать свои чувства или притворяться, и поэтому она первая, подобно пушкинской Татьяне, признается в любви Н. Н. Но его эти вести пугают и он не осмеливается связать свою жизнь с такой необычайной девушкой. Импульсивная и искренняя любовь Аси разбивается об робкую симпатию Н.Н., его нерешительность и боязнь противостоять общественному мнению. Обвинения Н.Н. глубоко ранят трепетную душу Аси, и она с Гагиным покидает город.

Образ Аси, безусловно, затронул каждого. Ее странное поведение, сила, с которой она влюбилась в Н.Н., поражает нас, а судьба Аси, та драматичность, с которой она рассталась с Н.Н., заставляет нас посочувствовать. Но меня изумляет ее отношение к жизни, те цели, которых она хочет добиться, то, что она стремиться достичь чего-то в жизни.

Условия типа «тургеневской женщины» в романах «Отцы и дети» и «Дым»

Тургеневских героинь - Наталью Ласунскую, Лизу Калитину, Елену Стахову, - по сложившейся в литературоведении традиции, принято относить к типу «тургеневской женщины», который развивает пушкинскую традицию «идеального» женского типа. По отношению к этим героиням справедливо утверждение Г. Б. Курляндской о том, что их «натура лишена противоположных начал, в той или иной степени отличается цельностью, поэтому их поведение, определяемое натурой, всегда однозначно и не страдает неожиданными поворотами» .

Однако в романах «Отцы и дети» и «Дым» происходит усложнение типа «тургеневской женщины». Об Анне Сергеевне Одинцовой и, особенно, об Ирине Ратмировой можно сказать, что по сплетению противоположных наклонностей и устремлений, приводящих их в состояние раздвоения и драматических колебаний, по некоторой доле инфернальности они соотносимы с героинями Достоевского.

Описание жизни Ирины в Москве дополняет то, о чем не говорит Тургенев относительно положения Анны Сергеевны после смерти отца. Бедность и унижение Ирина переносила «со злою улыбкою на сумрачном лице», и родители ее чувствовали себя «без вины виноватыми перед этим существом, которому как будто с самого рождения дано было право на богатство, на роскошь, на поклонение» .

Анна Сергеевна, оставшись совсем одна, с двенадцатилетней сестрой, «не потеряла голову и немедленно выписала к себе сестру своей матери, княжну Авдотью Степановну Х…ю», причуды которой выносила терпеливо, «занималась воспитанием сестры и, казалось, уже примирилась с мыслию увянуть в глуши…» . Для Ирины возможный брак с Литвиновым, которого она полюбила, можно сказать, тоже был бы «увяданием в глуши». Слишком далек был герой от символа «богатства, роскоши, поклонения». Его любовь Ирина принимает с «какой-то враждебностью, точно он обидел ее и она глубоко затаила обиду, а простить ее не могла». «Литвинов, - пишет автор, - был слишком молод и скромен в то время, чтобы понять, что могло скрываться под этой враждебностью, почти презрительною суровостью» . Когда героиня, полюбив, начинает строить различные планы о том, что она будет «делать, когда выйдет замуж за Литвинова», даже эти «светлые мгновения первой любви» омрачаются некоторыми «недоразумениями и толчками» . Однажды она назвала Литвинова «настоящим студентом», потому что у него «неблагородный облик»: он прибежал к ней прямо из университета, в старом сюртуке, с руками, запачканными в чернилах, и без перчаток . В другой раз Литвинов застает Ирину в слезах. Причина их была в ее единственном платье. «…У меня другого нет, - говорит она, - оно старое, гадкое, и я принуждена надевать это платье каждый день… даже когда ты… когда вы приходите… Ты, наконец, разлюбишь меня, видя меня такой замарашкой!» .

Невозможность терпеть тяжелое и унизительное положение толкает Анну Сергеевну выйти замуж за Одинцова, «очень богатого человека, лет сорока шести, чудака, ипохондрика, пухлого, тяжелого и кислого, впрочем, неглупого и не злого» . Разум побеждает страсть у Ирины, и она принимает предложение знатного родственника, хотя и «нелегко ей было разорвать связь с Литвиновым, она его любила и <…> чуть не слегла в постель, беспрестанно плакала, похудела, пожелтела» .

Можно сделать предположение, что и Анна Сергеевна пережила в своей жизни сильную страсть, которой не «отдалась вполне». Не случайно о ней говорят: «Прошла через огонь, воду и медные трубы» . Столкновение разума и страсти будет и в дальнейшем влиять на сознательный и самостоятельный выбор названных героинь Тургенева, причем разум будет побеждать страсть.

В связи с этим вряд ли справедливы утверждения тех исследователей, которые считают, что Одинцова так и не осмелилась «отдаться безвозвратно», ей так никогда и не «удалось полюбить», потому что «превыше всего ценила комфорт» . Упрекать Анну Сергеевну в неспособности и нежелании полюбить нельзя. Одинцова, у которой, по ее словам, «воспоминаний много, а вспомнить нечего» , готова полюбить (тем более, что Базаров «поразил ее воображение» ), однако, с одной стороны, по-своему понимает настоящую любовь, не возможную в реальной жизни, с другой, - любовь Базарова пугает ее.

Настоящая любовь для нее заключается в формуле «Или все, или ничего». Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо». Базаров на это говорит ей: «<…> - Я удивляюсь, как вы до сих пор… не нашли, чего желали.

А вы думаете, легко отдаться вполне чему бы то ни было?

Не легко, если станешь размышлять, да выжидать, да самому себе придавать цену, дорожить собою то есть, а не размышляя, отдаться очень легко.

Как же собою не дорожить? Если я не имею никакой цены, кому же нужна моя преданность?

Это уже не мое дело: это дело другого разбирать, какая моя цена. Главное, надо уметь отдаться.

<…> - Вы бы сумели отдаться?

Не знаю, хвастаться не хочу», - отвечает Базаров .

После этого разговора Анна Сергеевна серьезно задумывается. В борьбе страсти (символом которой, как и в романе Гончарова «Обрыв», является змея-коса) и разума победил последний. Базаров увидел на следующий день изменения в поведении Одинцовой и бледность ее лица, говорящие о бессонной ночи .

Настоящая любовь, по мысли героини, предполагает обязательное растворение своей жизни в жизни другого, однако, в реальной жизни оборачивается потерей цельности личности, утрате многообразных связей с миром, а значит, не может привести человека к полному счастью. Размышляя о лучших минутах жизни человека, Одинцова приходит к мысли об их неполноте, «вторичности». «Скажите, - спрашивает она у Базарова, - отчего, даже когда мы наслаждаемся, например, музыкой, хорошим вечером, разговором с симпатическими людьми, отчего все это кажется скорее намеком на какое-то безмерное, где-то существующее счастие, чем действительным счастием, то есть таким, которым мы сами обладаем?» .

Чувство, «внушенное Базарову Одинцовой», «мучило и бесило» его, «возмущало всю его гордость», он с «негодованием сознавал романтика в самом себе», «отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами, ломая попадавшиеся ветки и браня вполголоса и ее и себя», когда же ему казалось, что «в Одинцовой происходит перемена», он «топал ногою или скрежетал зубами и грозил себе кулаком» . Увидев проявление страсти Базарова, которая «в нем билась сильная и тяжелая», «похожая на злобу и, быть может, сродни ей», героиня почувствовала, что ей «стало и страшно и жалко его» . Одинцова поняла, что неотрывная от ненависти страсть может перерасти в ненависть к ней как к причине этой страсти, с которой Базаров не мог сладить.

После объяснения Базарова Анна Сергеевна промолвила: «Я виновата, <…> но я это не могла предвидеть» . Узнав Базарова, Одинцова не могла предположить, что он способен так полюбить. Ее же только на один миг охватывает тайна страсти: «Она увидела себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственной улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…» . «Она задумывалась и краснела, вспоминая почти зверское лицо Базарова, когда он бросился к ней…» . И в результате, уважая себя («Как собою не дорожить? Если я не имею никакой цены, кому же нужна моя преданность?»), понимая себя и Базарова («В нас слишком много было… однородного», «мы не нуждались друг в друге» ), она «заставила себя дойти до известной черты, заставила себя заглянуть за нее - и увидела за ней даже не бездну, а пустоту, («только намек на счастье») … или безобразие (« Я боюсь этого человека», - мелькнуло в голове Анны Сергеевны при расставании с Базаровым) , и впоследствии вышла замуж “не по любви, но по убеждению за человека «холодного как лед» .

Ирина в противоречивости своего характера еще более, по сравнению с Одинцовой, близка женскому типу «гордой красавицы» Достоевского. Она противопоставлена невесте Литвинова Татьяне. О Татьяне и сам Литвинов, и Потугин говорят как о милой, доброй, святой девушке, с постоянным «лучом солнца на лице», с золотым сердцем и истинно ангельской душой .

«Образ Ирины» же воздвигался перед Литвиновым «в своей черной, как бы траурной одежде» , «таинственные» глаза ее «как будто глядели <…> из какой-то неведомой глубины и дали» .

Е. Ю. Полтавец в статье “Сфинкс. Рыцарь. Талисман” проводит параллель между образами Одинцовой и княгини Р., основываясь на греческом мифе об Эдипе . Однако и Ирину Ратмирову можно отнести к этому типологическому ряду. Павел Кирсанов встретил княгиню на бале и «влюбился в нее страстно» . И Литвинов «влюбился в Ирину, как только увидал ее» , «оно» «налетело внезапною бурей» , «он чувствовал одно: пал удар, и жизнь перерублена, как канат, и весь он увлечен вперед и подхвачен чем-то неведомым и холодным. Иногда ему казалось, что вихорь налетал на него и он ощущал быстрое вращение и беспорядочные удары его темных крыл…» .

Оба героя понимают, что эта любовь не принесет им счастья, даже при взаимности, и невозможно будет от него освободиться. «Тяжело было Павлу Петровичу, - пишет Тургенев, - даже тогда, когда княгиня Р. его любила; но когда она охладела к нему, а это случилось довольно скоро, он чуть с ума не сошел <…>. Он вернулся в Россию, попытался зажить старою жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Как отравленный, бродил он с места на место…» . С ядом сравнивает и Литвинов свое чувство к Ирине. «Видно, два раза не полюбишь, - думал он, - вошла в тебя другая жизнь, впустил ты ее - не отделаешься ты от этого яда до конца, не разорвешь этих нитей! Так; но что ж это доказывает? Счастье. «Разве оно возможно? Ты ее любишь, положим… и она… она тебя любит…» . Образы судьбы-колеса и любви - бездны - смерти (настоящей или духовной) снова возникают в романе «Дым». Герой говорит Татьяне, что он «погиб», что «падает в бездну» , автор так объясняет сложность чувств Литвинова и его желание прийти к чему-то определенному: «Людям положительным, вроде Литвинова, не следовало бы увлекаться страстью; она нарушает самый смысл их жизни… Но природа не справляется с логикой, с нашей человеческою логикой; у ней есть своя, которою мы не понимаем и не признаем до тех пор, пока она нас, как колесом, не переедет» . Литвином проходит все стадии в любви, которые предсказывает ему Потугин: «Человек слаб, женщина сильна, случай всесилен, примириться с бесцветною жизнию трудно, вполне себя позабыть невозможно… А тут красота и участие, тут теплота и свет, - где же противиться? И побежишь, как ребенок к няньке. Ну, а потом, конечно, холод, и мрак, и пустота… как следует. И кончится тем, что ото всего отвыкнешь, все перестанешь понимать. Сперва не будешь понимать, как можно любить; а потом не будешь понимать, как жить можно» . Уезжает Литвинов из Баден-Бадена «закостеневшим», «иногда ему сдавалось, что он собственный труп везет» .

Ирина, являющаяся в романе символом этого «Неведомого», против которого не смог устоять «положительный» человек Литвинов (впрочем, и Потугин), представляет тип женщины-аристократки, находящейся во власти не только света, но и «каких-то тайных» сил. Связь Ирины с великосветским обществом - в ее крови, а также в своего рода «категорическом императиве» ее красоты, которая требует широкой и блестящей арены, где она могла бы себя показать в настоящем свете и действовать. Вне этой атмосферы она не смогла бы жить, и никакая любовь не в состоянии заполнить этого пробела. «Оставить этот свет я не в силах, - пишет она Литвинову, - но и жить в нем без тебя не могу» . А перед этим говорит ему, что любовь не может заменить все в жизни: «Я спрашиваю себя, может ли мужчина жить одною любовью?..»

В этом Ирина соприродна Одинцовой. Говоря Литвинову: «Ты знаешь, ты слышал мое решение, ты уверен, что оно не изменится, что я согласна на… как ты это сказал? … на все или ничего … чего же еще? Будем свободны!..” , сама не верит своим словам и на следующий день меняет свое решение. Ирина не может разрешить противоречие и выбрать любовь, так как считает, что ни женщина, ни - особенно - мужчина не может жить одною любовью. Иначе, как это показал Толстой в “Анне Карениной”, страсть сменяется борьбой эгоизмов и приводит к трагедии.

Ирина живет в обществе, которое презирает. В Баден-Бадене все встречи героев проходят в окружении великосветского общества (действительном или незримом, но все равно ощущаемом ими). Оно присутствует не только в образе появляющегося генерала Ратмирова, но и тогда, когда Ирина встречается с Литвиновым в «бальном платье, с жемчугом в волосах и на шее» перед званым обедом или на улице в тот момент, когда к ней «подлетает известный дамский угодник мсье Вердие и начинает приходить в восторг от цвета увядшего листа ее платья, от ее низенькой испанской шляпки, надвинутой на самые брови…» , или во время решительного объяснения, когда Ирина… перебирает кружева. «Не сердись на меня, мой милый, - говорит она Литвинову, - что я в подобные минуты занимаюсь этим вздором… Я принуждена ехать на бал к одной даме, мне прислали эти тряпки, и я должна выбрать сегодня. Ах! Мне ужасно тяжело!» - произносит она и в то же время отворачивается от картона, чтобы слезы не испортили кружева» .

Завершается роман сообщением автора о том, что госпожу Ратмирову «боятся и взрослые, и высокопоставленные лица, и даже особы», боятся ее «озлобленного ума», между тем «муж Ирины быстро подвигается на том пути, который у французов называется путем почестей» . « В общем, - отмечает Д. Н. Овсянико-Куликовский, - в лице Ирины Тургенев дал нам превосходный образчик великосветской женщины, умной, гордой, страстной, наделенной большими душевными силами, которые, однако же, подточены какой-то роковой порчей, - львицы «озлобленной» и страдающей, а главное - сумевшей уберечься от всесильной заразы пошлости» .

Таким образом, героини романов «Отцы и дети» и «Дым» представляют новый, по сравнению с типом «тургеневской женщины», женский тип. В отличие от Натальи Ласунской», готовой пойти за Рудиным к «великой цели», Лизы Калитиной и Елены Стаховой, пытающихся «в одиночку» найти гармонию между личным счастьем и общественным долгом (тем самым они становятся трагическими героинями и несут наказание «за превышение пределов человеческой компетенции» ), Анна Сергеевна Одинцова (как переходный образ) и Ирина Ратмирова пытаются обрести гармонию в личной жизни. И если Одинцова способна пойти на компромисс, то Ирина остается в ситуации, исключающей возможность любого выбора и становится трагической героиней в личностном плане.

Следовательно, внутри система женских образов Тургенева оказывается единой, основанной на концепции писателя о трагическом уделе человеческой личности, связанной с решением проблемы поисков идеала, необходимого России в переломный момент ее истории.

В конце романа Литвинов восклицает: «Ты мне даешь пить из золотой чаши, но яд в твоем питье и грязью осквернены твои белые крылья…» [ 14 ]. Она вышла замуж «не по любви, но по убеждению <…> . Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья… пожалуй, до любви» .

Ф отографии этих девочек говорят сами за себя. Это тип, я бы даже сказала, диагноз. Чистые и скромные, без яркого макияжа и вульгарности, но женственные и с хорошими манерами. У них строгие моральные принципы. Они готовы пожертвовать собой ради дела или любви. Мужчины часто называют их идеальными женами. Интересно, что они скажут посмотрев фотографии?

Б ельгийский фотограф Филипп Эрбе собирал их для своего проекта по всей России. С помощью своей подруги Ирины он искал их по всей России: тех, что не ругаются матом, любят классическую музыку и классическую же литературу, носят строгую одежду. Именно поэтому информации о том, девственницы ли они, нет — кто ж такое у дамы спросит — но, наверное, да. Или только по большой любви. Они не обязательно красавицы, но, как говорится, обладают огромной нравственной силой. В современной России живут они, непонятые никем, и носят юбки не короче, чем по колено. Смотрим портреты:


«...не была рассеянна: напротив, она училась прилежно, читала и работала охотно. Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она и в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь её огорчало» (Наталья Ласунская из романа «Рудин»)


«Слабость возмущала её, глупость сердила, ложь она не прощала «во веки веков»; требования её ни перед чем не отступали, самые молитвы не раз мешались с укором. Стоило человеку потерять её уважение,— а суд произносила она скоро, часто слишком скоро, — и уж он переставал существовать для неё.» (Елена Стахова из «Накануне»)


«Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности» (Лиза Калитина из «Дворянского гнезда»)


«Она была очень недурна собой, живого и кроткого нрава. Ее серые, светлые глаза глядели добродушно и прямо из-под ребячески приподнятых бровей; она почти постоянно улыбалась и смеялась тоже довольно часто. Свежий голос ее звучал очень приятно; двигалась она вольно, быстро - и весело краснела. (Лиза Ожогина из «Дневника лишнего человека»)


Вот и хочу спросить — вы бы влюбились в такую женщину?


Было бы вам с ней хорошо? Что вы вообще о них думаете? Анахронизм, или?



все фото с сайта

Вы когда-нибудь обращали внимание на то, что нет выражений типа «толстовская девица» или «чеховская барышня»? А уж перл вроде «достоевская» или «гоголевская» девушка совсем немыслим! Но выражение «тургеневская барышня» живет до сих пор! В чем же причина? И кто она такая, любимая героиня великого писателя?

Думаю, начать стоит с личности и судьбы самого И. С. Тургенева. Многим известно, что у прозаика была сильная страсть к французской певице Полине Виардо. Эта история неразделенной любви до сих пор волнует людей, о ней ставятся спектакли, снимаются фильмы. Сам писатель так и не женился.

Неудачи в личной жизни неизбежно наложили отпечаток на личность, мировоззрение и творчество классика. Когда-то А. С. Пушкин признался: «Я атеист счастья; я не верю в него» (позднее он свое мнение изменил). Так и Тургенева можно назвать атеистом счастливой любви. Но, в отличие от Пушкина, он своего мнения не изменил. Для Тургенева любовь — роковая сила, которая ломает личность. По его мнению, человек, столкнувшись с сильным чувством, уже не может оставаться прежним, любовь слепа, безжалостна и перемалывает любого. Она злой фатум, сама обреченность. Полюбив, герои Тургенева умирают или физически, или духовно. Страшная концепция: чувства человека не меняют к лучшему, не преображают, а именно губят! Но для некоторых читателей в этом есть какое-то очарование: они получают сильные впечатления от творчества Тургенева, находят в его трагизме источник катарсиса.

О, как убийственно мы любим!

Как в буйной слепоте страстей

Мы то всего вернее губим,

Что сердцу нашему милей!

Ф. И. Тютчев

Итак, герой умирает физически или духовно. Если с телесной смертью все понятно (а зачем «жить» такому герою, который самое главное уже почувствовал, понял? Автор просто его «убивает»), то с духовной все сложнее. Человек как будто исчерпывает все силы души и живет по инерции, его существование становится жалким. Так было, например, с Павлом Петровичем Кирсановым, героем романа «Отцы и дети». Он полюбил княгиню Р., но они не могли быть вместе. Безымянная героиня умирает, а опустошенный Павел Петрович не видит смысла в жизни. Во многом в его образе Тургенев отразил и свою судьбу. Прожив 38 лет в тесном общении с семьей Виардо, Тургенев чувствовал себя глубоко одиноким, не создав своей семьи. Но, несмотря на весь трагизм его понимания любви, в изображении чувств и идеальной женщины среди русских писателей практически нет ему равных. Появление особого типа девушки — это как будто писательский протест против трагедий любви и жизни. Его лучшие героини очень разные, но все же у них есть некоторые общие черты.

Имена этих девушек — Елена Стахова (роман «Накануне»), Наталья Ласунская (роман «Рудин»), Зинаида (повесть «Первая любовь»), Ася из одноименной повести, Лиза из повести «Дневник лишнего человека», Вера из повести «Фауст» и, конечно же, Лиза Калитина из романа «Дворянское гнездо». Но не каждая героиня в творчестве писателя воплощает его любимый тип. Анна Сергеевна Одинцова (роман «Отцы и дети») являет собой полную противоположность писательскому видению идеала. В этом произведении тургеневскими барышнями, скорее, назовешь сестру Анны Сергеевны Катю и Фенечку, вторую жену Николая Петровича Кирсанова.

Тургеневская девушка женственна, не всегда красива на первый взгляд, но при этом ее отличает какой-то особый шарм. Она в каком-то смысле «не от мира сего»: много читает, романтична, впечатлительна, живет в своем мире, яркий интроверт. Вот как автор представляет читателям Наталью Ласунскую из романа «Рудин»: «Она часто оставалась неподвижной, опускала руки и задумывалась; на лице ее выражалась тогда внутренняя работа мыслей… Она чувствовала глубоко и сильно, но тайно…» Идеальным примером тургеневской барышни, вышедшей, правда, из-под пера другого писателя и поэта, можно считать Татьяну Ларину.

Между любовью и нравственными нормами героиня выберет последние, она безукоризненно добродетельна. Для нее чистота совести, возможно, даже самый важный критерий счастья. Лишь только на первый взгляд тургеневская героиня слаба и беспомощна, на самом деле она обладает мощным потенциалом внутренней силы, основанном на чувстве нравственного долга.

Тургеневская девушка склонна к самопожертвованию, ради любимого человека может многое сделать. Ее запас силы может быть мощнее, чем у мужчины, а влечет вперед ее сила призвания. Необычный характер порождает необычную судьбу. Героини Тургенева смело идут на войну (Елена в «Накануне»), и в революцию (как Марианна в «Нови»), и в монастырь (Лиза Калитина в «Дворянском гнезде»). Тургеневская барышня служит либо любимому мужчине, либо идее, а порой и тому, и другому одновременно. Она может сочетать в себе на первый взгляд непримиримые качества: рассудочность в ней соседствует с порывами чувств и упрямством.

Героиня Тургенева не похожа на Прекрасную даму Средневековья, которая просто принимает внимание от своего рыцаря. Она, скорее, сама станет рыцарем и, подобно некоторым женщинам из русских сказок, пойдет спасать своего героя. Поэтому она не слаба и безвольна, как кажется на первый взгляд: «… От всего ее существа веяло чем-то сильным и смелым, чем-то стремительным и страстным», — так автор описывает Марианну (роман «Новь»). Удивительна внутренняя цельность, верность себе тургеневских героинь! Вспомним, например, Лизу Калитину: «Вся проникнутая чувством долга, боязнью оскорбить кого бы то ни было, с сердцем добрым и кротким, она любила всех и никого в особенности; она любила одного Бога восторженно, робко, нежно».

Не всем писателям был близок образ подобной девушки. Аркадий Аверченко в рассказе «Смерть девушки у изгороди» едко высмеивает потуги современных женщин быть похожими на героинь Тургенева. По мнению сатирика, тип подобной девушки невозможен в изменившихся реалиях.

Существует множество стереотипов о тургеневской девушке, современный мир дает этому типу собственную интерпретацию. Порой так называют простых романтических барышень, или тех, кто много читает и может с головой уйти в книжный мир. Есть также представление, что это девушка нервная, неуравновешенная, истеричная; или же очень скромная, чуть ли не забитая, или же просто несовременная. Но я все же думаю, что истинная тургеневская барышня гармонично сочетает в себе все те качества, о которых я писала выше. В современном мире таких, пожалуй, действительно мало.


Министерство образования и науки Удмуртской Республики
АОУ СПО УР «Экономико-технологический колледж»
Тема доклада выступления:

(коллекция одежды)
Автор: Коновалова Алиса Николаевна
Студентка 14гр. по специальности 261019
«Конструирование, моделирование и технология
изготовления швейных изделий»
Руководитель: Батинова Анастасия Игоревна
Ижевск
2014
Введение
«Что можно сказать о произведениях Тургенева? То ли, что после прочтения их легко дышится, легко верится, тепло чувствуется? Что ощущаешь явственно, как нравственный уровень в тебе поднимается, что мысленно благословляешь и любишь автора? Именно это впечатление оставляют после себя эти прозрачные, будто сотканные из воздуха образы, это начало любви и света, во всякой строке бьющее живым ключом», - так отзывался о творчестве Тургенева великий русский писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин.
Подобным образом воспринимали произведения Тургенева не только его современники, но и многие последующие поколения русских и зарубежных читателей. В его рассказах, повестях, романах, проникнутых гуманными, благородными чувствами, оживают для нас волнующие картины прошлого, картины русской природы.
«Тургеневская девушка» - это девушка, которая имеет сильный, независимый характер, способная совершить любой подвиг во имя любви и своего счастья. Искренность и честность – вот те качества, отличающие «тургеневскую девушку» от других женщин.
Тургенев был мастером своего дела – он смог разглядеть в девушке те возвышенные качества, которые до него не видел никто. «Тургеневская девушка» – это собирательный образ, можно сказать идеальный. Невозможно точно ответить на вопрос: «Существуют ли сейчас «тургеневские девушки»? Наверняка, они живут среди нас, не поддаются на провокации со стороны современного образа жизни. Учатся или работают, стремятся к своему идеалу жизни, где есть муж, который готовится совершить какое-нибудь открытие или переворот в науке, политике или обществе. Сегодня, правда, она уже мечтает не об общественно-политической деятельности или совершенствованию собственной личности, а о простом женском счастье – идеальная семья и дети.
Цель работы – определить на примерах из произведений Тургенева, кто такая «тургеневская девушка», создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке.
Задачи работы:
определить на примере героинь произведений Тургенева образ «тургеневской девушки» как историко-литературного понятия;
дать определение понятия «тургеневская девушка»;
определить какими стали «тургеневские девушки» сейчас;
создать коллекцию одежды, отражающую образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке.

«Тургеневская девушка» как историко-литературное понятие
Памяти И. С. Тургенева (фрагмент)
И там вдали, где роща так туманна,
Где луч едва трепещет над тропой,-
Елена, Маша, Лиза, Марианна,
И Ася, и несчастная Сусанна -
Собрались воздушною толпой.
Знакомые причудливые тени,
Создания любви и красоты,
И девственной, и женственной мечты,
Их вызвал к жизни чистый нежный гений,
Он дал им форму, краски, и черты.
Не будь его, мы долго бы не знали
Страданий женской любящей души,
Ее заветных дум, немой печали,
Лишь с ним для нас впервые прозвучали
Те песни, что таилися в тиши.
Он возмутил стоячих вод молчанье,
Запросам тайным громкий дал ответ,
Из тьмы он вывел женщину на свет,
В широкий мир стремлений и сознанья,
На путь живых восторгов, битв и бед.
Константин Бальмонт
В произведениях Тургенева любовь чаще всего имеет печальный, трагический оттенок, но героем доставляет, как и горе, так и радость, делая их более возвышенными. Это неслучайно, так как писатель искренне и бескорыстно любил замужнюю певицу и остался верен своей любви до конца своих дней. Героини его повестей и романов всегда необычны.
«Тургеневская девушка» - так называют особый тип героини, отличающейся своеобразным и глубоким внутренним миром. В основном это замкнутая в себе девушка, но тонко чувствующая, которая, как правило, выросла в поместье, нетронутая светом (городом). Очень чистая, скромная и образованная. Такой образ является явным интровертом, плохо ладит с людьми, но имеет очень глубокую внутреннюю жизнь. Такая девушка не отличается яркой внешностью, ей свойственно простота, зачастую её принимают за дурнушку. «Тургеневская девушка» считается обладательницей по истине сильного характера, который может быть сначала незаметен. Она та, которая ставит пред собой цель и идёт к ней. Ради достижения цели такая девушка может пожертвовать собой. Рассудочность в ней сочетается с порывами истинного чувства и упрямством. Также любит она упорно и неотступно.
Особенности литературного типа «тургеневская девушка»:
душа, которую невозможно не полюбить;
нежность, искренние чувства, отсутствие искусственности и кокетства;
сильный характер;
активность и самостоятельность;
замкнутость;
образованность;
целеустремленность, жажда служить и жертвовать собой ради какой-либо высокой идеи.

В книгах Тургенева можно увидеть следующие примеры представительниц образа «тургеневской девушки».
Наталья Ласунская из романа «Рудин»: девушка семнадцати лет. Автор отмечает в ней такие черты как скромность, сдержанность, аккуратность, а также некую мечтательность и задумчивость, в которою постоянно погружается героиня. Основными её занятиями являются прогулки, вышивка на канве, чтение не только исторических книг и назидательных сочинений, но и, тайно от матери и гувернантки, Пушкина. Также она увлекалась лошадьми. Описывая внешность Натальи, автор делает акцент на выражении ее лица, которое почти всегда отражало “внутреннюю работу мыслей”: “она чувствовала глубоко и сильно, но тайно; она в детстве редко плакала, а теперь даже вздыхала редко, и только бледнела слегка, когда что-нибудь ее огорчало”. Тем не менее сам Тургенев отмечает, что эта девушка вовсе не юная. Эта мысль подтверждается после встречи Натальи и Рудина. Она увидела в Рудине человека с богатой душой и интеллектом, способного на яркие, значительные, приносящие несомненную пользу поступки. Но странно относится к девушке главный герой, Рудин, и она замечает: “он обращается со мной, как с девочкой”. Но автор говорит голосом Лежнева в его беседе с Александрой Павловной: “Наталья - не ребенок; она, поверьте, чаще и глубже размышляет, чем мы с вами. И надобно же, чтобы эдакая честная, страстная и горячая натура наткнулась на такого актера, на такую кокетку!”, последняя фраза относится к Рудину. Даже будучи в расстроенном состоянии, Наталья находит в себе силы сказать Рудину замечательные слова: “...я до сих пор вам верила, каждому вашему слову верила... Вперед, пожалуйста, взвешивайте ваши слова, не произносите их на ветер. Когда я вам сказала, что люблю вас, я знала, что значит это слово; я на все была готова... Теперь мне остается благодарить вас за урок и проститься”. В этой реплике мы слышим боль в душе русской девушки, её печаль и разочарование.
Елена Стахова из романа «Накануне»: В этой героине определённо чувствуется стремление к «деятельному добру», сочувствие ко всем страдающим и угнетённым. В ней идеально сочетается смелость и решительность. Для достижения поставленной цели она порывает со своей преждней жизнью без всяких исключений. Ради своей любви к Инсарову, девушка отвергает всех. Она стала символом тех людей, которые нужны России. Несмотря на смерть мужа, она становится сестрой милосердия, чтобы практически участвовать в борьбе болгарского народа, в память о любимом.
Ася из повести «Ася»: один из самых поэтичных женских образов Тургенева. Она открытая, пылкая и самолюбивая девушка. Поражает читателя своей необычной внешностью и благородством. Также ей характерно застенчивость и неумение вести себя в обществе. В раннем возрасте в голову этой юной леди приходят мысли о противоречиях жизни. С остальными воплощениями образа «тургеневской девушки» её роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге.
В романе «Отцы и дети» Тургенев показал три основных женских образа.
Анна Одинцова Катя ФенечкаВнешность
Красива, стройна, с достойной осанкой. «…руки лежали вдоль стройного стана; спокойно и умно, именно спокойно, глядели светлые глаза; какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица». Нельзя сказать, что она была красавицей, но она много улыбалась и глядела как-то сурово, снизу вверх; темная брюнетка с большими чертами лица и задумчивыми глазами Молодая женщина, вся беленькая и мягкая, с темными волосами; опрятная
Характер
Гордая, даже высокомерная, дама из высшего общества.
Её ум был «пытлив и равнодушен в одно и то же время».
«Не будь она независима, могла бы броситься в битву».
Вышла замуж по убеждению.
Холодный рассудок и некоторая душевная холодность.
Героиня – яркая и сильная личность. Робкая, молчаливая.
Больше любит читать и размышлять.
Близка к природе, естественна.
Добра, нежна и проста.
Любит музыку и цветы.
Терпелива, нетребовательна, но упряма.
Индивидуальность раскрывается постепенно, в союзе с Аркадием будет главной.
Крестьянка, её положение в романе двойственно.
Автор больше всех сочувствует ей, старается защитить и показать, что она в своем материнстве выше всяких предрассудков.
Фенечка естественна, она - сильная личность с чувством собственного достоинства.
Образ «тургеневской девушки» в ХХІ веке
Какой могла бы быть «тургеневская девушка» сейчас? Вопрос этот в действительности довольно сложный, так как время меняет всё. Оно изменит всякого, но, я думаю, главные её черты остались бы прежними. Решительность и скромность было бы очень ей свойственны, это и отличает её от других. Мне кажется, такую девушку всегда будут характеризовать как мечтательную, образованную и очень скромную, даже немного отчуждённую. Ей сложно поладить с людьми, ведь зачастую её просто не понимают, так как её внутренний мир очень сложен. Многие никогда не смогут понять её жертвенность своему делу, её цели. С таким стремлением она может подняться до невероятных высот, но на каждой новой ступени ей будет препятствовать её же замкнутость. Сейчас мы живём в такое время, когда ты должен быть открыт миру, ты должен быть в ногу со временем, но для достижения своей цели тебе придётся плыть против течения и не врезаться в айсберг, как «Титаник», который при такой встрече потерпел кораблекрушение и пошёл ко дну. Да, ей бы пришлось не сладко в наше время, хотя, как и каждому.
В моём представлении она имеет волосы цвета красного дерева длиной до лопаток, которые ниспадают лёгкими волнами на её светлые плечи. Сложные причёски это не для неё, поэтому она довольствуется косой или свободным пучком на затылке. Цвет её кожи говорит, что её не задело южное солнце, и она не является любителем солнечных ванн. Также это девушка небольшого роста и с невзрачной фигурой, хороша, но не более. Лицо немного округлой формы, выражает образованность и скромность, и даже немного холодность. Высокий лоб прикрывают лишь пару выбившихся прядок, не очень густые брови идеально дополняют её глаза. Они карие с вкраплениями зелёного, излучают решительность. Ничем не примечательный нос и тонкие губы дополняли её образ. В макияже она не отличалась какой-либо экстремальностью. Максимально естественный, разве что ей приходилось добавлять немного румянца, чтобы не казаться слишком бледной. Она была той, которая мечтает носить лёгкие струящиеся платья в пол с кринолином. Ей не мешало бы это сделать общественное мнение, но ей мешала практичность. Гардероб её составляют в основном юбки, блузки и платья из летящих и нежных материалов (например, шелк, шифон и гипюр). Такой девушке нравятся бежевые и лиловые, розовые оттенки, либо благородные тёмно-красный и тёмно-зелёный.
Заключение
Таким образом, в результате проделанной работы мы пришли к выводу, что «тургеневская девушка» - это типичная героиня произведений Ивана Тургенева, литературный стереотип, сформировавшийся в русской культуре на основе обобщённого образа нескольких его женских персонажей из произведений с 1850-х до 1880-х годов.
«Тургеневские девушки» - сильные девушки. Они гораздо сильнее духом окружающих их мужчин. Тургеневский идеал заключается в умении любить и жертвовать собой ради любимого. Все эти героини, конечно, очень разные, у каждой из них своя жизнь, свои переживания, но всех их объединяет любовь и желание быть счастливой. Все это актуально и по сей день. И «тургеневские девушки», несомненно, существуют в нашем современном мире. Нужно лишь приглядеться.
«Тургеневская девушка» - романтичная и возвышенная, хрупкая и трогательная, женственная и утонченная. На протяжении долгих лет этот образ вдохновляет художников и дизайнеров и остается актуальным в современном мире.
Ключевыми составляющими современного образа «тургеневской девушки» являются:
Макияж, который еле заметен;
Прическа очень проста, коса или свободный пучок;
Одежда очень женственная, которая делает её ещё более нежной;
Характер сильной решительной девушки с чувствительной душой.
Список литературы
Танкова Н. С. «Тургеневская девушка» (Литература в школе. – 1996.-№5).
Юферова Н. Э. Будущее «тургеневской девушки» / Тургеневский архив.
Тургеневская барышня. Эксперимент //fashion.ru
Тургеневская девушка //ru.wikipedia.org