Юрий Симонов: женщина-дирижер перестает быть женщиной. Японская леди дирижер «Быть женщиной мне никогда не мешало»…

И в наши дни женщина-дирижер скорее исключение, чем правило. Виной тому отчасти традиции - к примеру, в Венской филармонии женщины не имели права даже играть в оркестре вплоть до 1993 года. Сегодня женщин в профессии по разным данным от 5 до 9%. И все же за последние двадцать лет они все чаще встают за дирижерский пульт. «Апрель» совместно с косметическим брендом NanoDerm вспоминает главных женщин-дирижеров - от первопроходцев до наших современниц.

На протяжении карьеры Надя Буланже руководила крупнейшими оркестрами, в том числе Нью-йоркским филармоническим оркестром, Бостонским симфоническим оркестром, Филадельфийским оркестром, а также английскими Халле-оркестром из Манчестера и Симфоническим оркестром Би-би-си.

Во время Второй мировой войны Буланже переехала в США, где преподавала в колледжах. Считается, что под влиянием Буланже, создавшей собственную уникальную методику преподавания, в Штатах сформировалась новая школа композиции.

2. Жанна Эврар



Француженка Жанна Эврар, как и Надя Буланже, окончила Парижскую консерваторию, где познакомилась с будущим мужем, скрипачом Гастоном Пуле. Несколько лет супруги выступали вместе в оркестрах под руководством выдающихся дирижеров того времени.

Однако вскоре брак Эврар и Пуле распался, и Жанна стала развивать собственную дирижерскую карьеру. В 1930 году ей удалось собрать и возглавить Парижский женский оркестр, который впоследствии исполнял произведения ведущих композиторов середины XX века, многие из которых посвящали произведения Жанне и доверяли ее оркестру первое исполнение.

3. Вероника Дударова



Первая женщина-дирижер в СССР, Вероника Дударова попала в Книгу рекордов Гиннеса как женщина, более 50 лет руководившая крупнейшими оркестрами. Будущий музыкант родилась в 1916 году в Баку, в 5 лет начала заниматься в музыкальной школе для одаренных детей, где приглашенный преподаватель, венгерский дирижер Стефан Штрассер привил ей любовь к будущей профессии.

В 1933 году, после того как отец девочки был репрессирован, а старшие сестры умерли, Вероника вместе с матерью переехала в Ленинград, где продолжила получать музыкальное образование. Еще через четыре года девушка переехала в Москву, а в 1944 году дебютировала как дирижер. В 1960 году Дударова стала главным дирижером и художественным руководителем Московского государственного академического симфонического оркестра.


Уйдя с этой должности в 1989 году, Вероника Борисовна осуществила еще одну мечту - создала собственный симфонический оркестр, который долгие годы носил название «Государственный симфонический оркестр России под управлением Вероники Дударовой». Помимо управления оркестром Дударова в разные годы организовывала музыкальные фестивали, концерты и конкурсы.

4. Симона Янг



Первая женщина - главный дирижер Венской оперы, Симона Янг родилась в Сиднее в семье выходцев из Ирландии и Хорватии. Окончив Сиднейскую консерваторию, Янг начала работать репетитором в Австралийской опере, а в 1985 году в Сиднейском оперном театре состоялся ее дирижерский дебют.

Вслед за оркестром в родной Австралии Янг покорились Баварская государственная опера, лондонский Ковент-Гардене, Опера Бастилия в Париже, Метрополитен-опера в Нью-Йорке. С 2003 года Симона - главный дирижер Гамбургской государственной оперы и Гамбургского филармонического оркестра, а также - первая женщина на этом посту.


В репертуаре Янг - оперы Пуччини, Верди, Штрауса, Бриттена, Доницетти, а также сочинения Моцарта, Малера, Копленда. Помимо работы в опере и филармоническом оркестре Симона Янг занимается преподаванием - в 2006 году она стала профессором музыки и театра в Гамбургском университете.

5. Глория Исабель Рамос



Глория Исабель Рамос родилась на Канарских островах, музыке училась сначала Санта-Крус-де-Тенерифе, а позже - в Барселоне. Изначально Рамос изучала виолончель и фортепиано, но позже решила сконцентрироваться на дирижировании. В 1991 году девушка получила престижную стипендию и уехала развивать мастерство в Бернской консерватории.

Глория завершила учебу в 1995 году и тогда же получила ряд престижных международных музыкальных премий. После Рамос вернулась на Родину, где стала первой в Испании женщиной-дирижером. Ее дебют состоялся в 1996 году с Симфоническим оркестром Тенерифе и Галисийским симфоническим оркестром.

В последующие годы Глории удалось поработать с симфоническим оркестром Люцерна, Цюрихским камерным оркестром, Камерным оркестром Великобритании, Венским камерным оркестром, Симфоническим оркестром Санкт-Петербурга, оркестром Государственного Эрмитажа, Лиссабонским оркестром Гульбенкяна. Помимо гастролей с оркестрами Рамос выступает и в качестве композитора.

6. Мария Эклунд



Россиянка Мария Эклунд музыкальную карьеру начала еще на Родине - в 2001 году она стала аспиранткой Московской консерватории под руководством профессора Геннадия Рождественского. Однако вскоре девушка вышла замуж за гражданина Швеции и переехала с ним в Стокгольм.

На новой Родине Мария стала самой молодой аспиранткой Стокгольмской Королевской академии музыки. Сегодня, вспоминая студенческие годы, Эклунд отмечает, что очень немногим девушкам, окончившим оркестровый факультет, удается работать по специальности.


Мария - одна из тех, кому удалось не просто войти в профессию, но и стать не менее востребованной, чем коллеги-мужчины: в разное время она руководила спектаклями в Пекинском Оперном театре и в Большом театре России, была дирижером Симфонического оркестра Стокгольма, Берлинской симфониетты, симфонического оркестра Московской филармонии, Российского национального оркестра, Государственной академической симфонической капеллой России.

Вместе с коллегами Мария создала общественную организацию женщин-дирижеров Швеции, цель которой - увеличить количество женщин за дирижерским пультом. «Уже есть первые результаты. Директор одного из оркестров после встречи с нами решил ввести квоту 15% на женщин-дирижеров на ближайшие три года. Это в 5 раз больше, чем было раньше,» - рассказывает Эклунд.

Подготовила Белла Адцеева

Расскажи друзьям.

Свой грандиозный концерт «Музыка без слов» артист готовил восемь лет

Гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя представил в Crocus City Hall премьеру новой концертной программы в сопровождении симфонического оркестра. Телеверсия концерта состоится 15 октября на телеканале ОТР.

Впервые современная российская инструментальная музыка представлена так масштабно и красочно. Концерт группы «ДиДюЛя», получивший название «Музыка без слов», был отыгран сопровождении симфонического оркестра при полном аншлаге, при участии ста музыкантов на сцене, с потрясающим светом и звуком.  Вся программа сыграна, ярко, с драйвом, практически на одном дыхании.

Молодые музыканты-виртуозы и маститые мастера жанра  необычайно эффектно исполнили концертную программу.  Маэстро Валерий ДиДюЛя и дирижер Ли Отта составили удивительный творческий тандем.

Девушка за дирижерским пультом - большая редкость, - делится своими впечатлениями Валерий ДиДюЛя. - Я рад, что нам удалось посотрудничать в рамках этого большого проекта. Мы вместе работали над оркестровками композиций. Ли Отта - одна из ярких представителей дирижерского сообщества, сотрудничала с проектами Gregorian, студиями Bollywood.

Редкий случай, когда такие концерты представляют на ТВ, - комментирует композитор и пианист Дмитрий Маликов , который так же, как и Валерий ДиДюЛя занимается инструментальной музыкой. - На таком уровне представить инструментальный жанр с поддержкой симфонического оркестра дорогого стоит! Мне, как никому другому известно, насколько это сложно и затратно - живьем исполнить с симфоническим оркестром двухчасовой концерт в самом крупном зале страны и еще при полном аншлаге! Я рад, что благодаря таким концертам как концерт Валерия ДиДюЛи «Музыка без слов» оркестровая современная музыка живет и развивается на больших, престижных площадках, транслируется на федеральных каналах.

Концертную программу в сопровождении симфонического оркестра коллектив готовил восемь лет. Все это время композитор, автор инструментальных композиций, исполнитель собственных произведений и продюсер проекта «Дидюля» в одном лице скрупулезно вел работу по подбору музыкантов и музыкального материала.

По словам Валерия ДиДюЛи, процесс, связанный с подготовкой концерта, был действительно долгий и сложный - начиная от самой идеи, написанием музыки и созданием партитуры, заканчивая репетициями и непосредственно самим выступлением. Результат превзошел все ожидания - запоминающиеся и красивые мелодии ДиДюЛи в жанре фолк и фьюжн с влиянием стиля нью-эйдж в оркестровом звучании приобрели особое очарование.

Очень непросто было найти грань, баланс между академическим звучанием и современностью исполняемой музыки, с тем чтобы главную роль на сцене играла именно сама музыка, а не академизм исполнения или драйв музыкантов, - комментирует ДиДюЛя.

Белорусский гитарист-виртуоз Валерий ДиДюЛя является наиболее известным и ярким представителем жанра современной инструментальной музыки. Еще до премьеры концерта музыкальные критики отметили, что инструментальное шоу ДиДюЛи - событие, значимое  как в музыкальной жизни страны, так и мира.

Телеверсия симфонического шоу станет большим подарком не только многочисленным поклонникам ДиДюЛи в стране и за рубежом, но и всем тем, кто любит и слушает современную инструментальную музыку.


Томоми Нисимото (Tomomi Nishimoto) родилась в Осаке 4 апреля 1970 года. Любовь к музыке ей привила мать, она была певицей и с трех лет учила Томоми игре на фортепьяно.

В детстве Томоми много слушала музыку, в том числе иностранную - немецкую, французскую. Ей было около 4 лет, когда она впервые услышала русскую музыку и подумала, что обязательно когда-нибудь поедет в Россию.

В 1994 году Томоми окончила Осакскую консерваторию по классу композиции. Работала в Осакской опере ассистентом дирижера. Официально ее карьера дирижера началась в 1998 с Киотским симфоническим оркестром. После этого она руководила многими известными японскими оркестрами и получила несколько наград - премии Idemitsu и имени Станиславского в 1999, премию Sakuya Konohana в 2000, ABC Music Award и Osaka Century XXI Special Award в 2002, и так далее.

В Россию Томоми приехала 1999 году, учиться в Ленинградской консерватории. Училась у великого Ильи Мусина .

«Из Японии в Россию учиться приезжают как-то редко. Особенно это касается дирижирования – все-таки это исключительная специальность. Что касается моего выбора, он был обоснован тем, что я чувствую притягательную силу России не только в музыке, но и в культуре в целом».

В 2002 году она была назначена главным дирижером Большого симфонического оркестра "Миллениум". Кроме того, она служила главным приглашенным дирижером в Михайловском театре (2004-2006), приглашенным дирижером Государственного Академического Симфонического Оркестра России им. Е.Ф. Светланова, а также была назначена на должность главного дирижера и художественного руководителя Большого симфонического оркестра им. П.И.Чайковского (2004-2007).

Именно Томоми шесть лет назад руководила в Москве первым исполнением недописанной симфонии Чайковского "Жизнь". Петр Ильич Чайковский начал работу над этой симфонией в 1891 году и успел написать только ее первую часть. Две последние остались в виде плана и большого количества набросков. Фонд имени Чайковского попросил группу музыкантов завершить эту работу, и в ноябре 2005 года симфония была впервые исполнена Русским большим симфоническим оркестром под управлением Томоми Нисимото.

В 2007 она отправилась покорять Европу (хотя бывала там и раньше на многочисленных музыкальных фестивалях) и успешно концертировала с такими оркестрами, как филармонический оркестр Монте-Карло, Филармонический оркестр Будапешта, британский Королевский филармонический оркестр, Румынский государственный филармонический оркестр, Литовский национальный симфонический оркестр и Латвийский Национальный симфонический оркестр.

В дополнение к своей оркестровой деятельности, Томоми известна как дирижер оперы. Ее послужной список включает в себя успешное сотрудничество с Венгерским государственным оперным театром и Пражской государственной оперой.

Также Томоми довелось поработать на Всемирном экономическом форуме, который проводит ежегодные встречи в Давосе, Швейцария. В 2007 году она была выбрана членом «Форума новых глобальных лидеров» . Этот форум объединяет известных руководителей не старше 40 лет, «продемонстрировавших приверженность улучшению положения в мире». Тогда, благодаря своей активной работе, Томоми привлекла внимание всего мира.

По США она тоже концертировала, с неизменным успехом. В 2010 году она провела свой первый тур, руководя американским симфоническим оркестром в Карнеги Холле, Нью-Йорк.

Ближайшие три года (2011-2014) Томоми проведет в долгожданных гастролях по Японии, а также будет руководить Городским центром Olympus Hall города Хатиодзи , префектура Токио, который должен создать новый музыкальный и культурный облик города.

P.S.: отрывок из интервью с Томоми:
«- В России очень мало женщин-дирижеров. В Японии это тоже редкость?
- Есть женщины - дирижеры камерных оркестров или хора, довольно много. А симфонических и оперных, по-моему, тоже очень мало.

-Какими качествами должна обладать женщина, чтобы управлять оркестром, в котором играют столько мужчин?
- На самом деле не так важно, кто дирижер – мужчина или женщина, главное для дирижера – это умение держать удар. То есть ты не принимаешь удар, а посылаешь его. Ты должен все время об этом помнить, а это самое сложное. Приведу для понимания очень простой пример: на репетиции в оркестре тебе в любой момент могут задать вопрос, и ты всегда должен уметь на него быстро ответить. Во время исполнения я стараюсь особенно не акцентировать дирижирование телом, хотя, конечно, если мне нужно получить от оркестра какой-то сильный звук, я могу сделать акцент, но без форсировки. В дирижировании я больше всего ценю естественность, тогда и возникает настоящий диалог».















101 год назад, 5 декабря 1916 года, родилась Вероника Дударова - первая российская женщина-дирижер. Да что там, и на сегодняшний день единственная.

Фигура в нынешнем понимании совершенно не медийная. Ни скандалов, ни громких заявлений, ни какой-никакой интриги, за которую можно было бы зацепиться въедливому биографу. Но при этом судьба такая, что сразу понятно: да, невероятная. Подтверждения? Их долго искать не нужно. Вот хотя бы: имя Вероники Дударовой занесено в Книгу рекордов Гиннесса - шутка ли, более 50 лет проработать с крупнейшими оркестрами мира.

Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши

Все ее решения в жизни выверены, словно бы никогда она не мучилась сомнениями.

Родилась в Баку, в осетинской семье. Мама, как теперь принято говорить, домохозяйка. Отец - инженер-нефтяник. Но важно не это, а вот что: уже с пяти лет Вероника обучалась игре на фортепиано в детской музыкальной школе для одаренных детей при Бакинской консерватории, следом - в музыкальном училище при Ленинградской консерватории. Так что стоит ли удивляться, что, переехав в 1937 году в Москву, юное дарование отправилось поступать в консерваторию уже Московскую.

Говорят, для экзаменационной комиссии это был шок. Вот сидят они - мэтры Лео Гинзбург и Николай Аносов. Вот заходит она - невысокая худенькая брюнетка, с порога решительно заявляющая о своем желании быть дирижером. И это при том, что до нее женщин в этой профессии в мире было всего две - Жанна Эврар и Надя Буланже. А в Советском Союзе такое и вовсе представить было невозможно без наводящих вопросов.

Вот вопросы и посыпались: мол, кто такая, зачем, отчего именно этот факультет, отчего бы не пойти на фортепиано поучиться поиграть?

Что ответила? Да вот что: "Я не помещаюсь на фортепиано". И добавила, увидев растерянность что Гинзбурга, что Аносова: "Я слышу музыку исключительно от оркестра. Лучше всего - от симфонического".

Может, снова говоря современным языком, выпендривается? Может, конечно. Вот преподаватели и просят абитуриентку продемонстрировать свои умения. В наличии имеются: пианино и виолончель, ноты симфонии Моцарта, музыканты и она, экзаменуемая Дударова с дирижерской палочкой в руках.

Палочку эту, однако, она откладывает спустя несколько минут, объясняя: музыканты играют поверхностно, не понимая сущности этой музыки. Еще несколько минут спустя она становится студенткой.

Вспоминали историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году. Во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга

От наглости ли это? Откуда там наглость, у этой девушки из кавказской семьи. Скорее уверенность в себе и выбранном жизненном пути. Дударова настолько уперта, что в 1941-м она отказывается уезжать из Москвы в эвакуацию, остается в городе и продолжает репетировать.

В 1944-м, когда в столицу из эвакуации возвращается Центральный детский театр, дебютирует в нем в качестве дирижера. Не бог весть пока что, всего тридцать музыкантов. Но Дударова, все еще студентка консерватории, берется за дело со всей серьезностью.

Серьезность была замечена: через год Вероника Дударова становится ассистенткой главного дирижера оперной студии Московской консерватории. Еще несколько лет, и она - дирижер, а после - худрук Московского государственного академического симфонического оркестра.

"В России, например, я единственная женщина-дирижер и руководитель симфонического оркестра, - говорила она позже. - Человек, который стоит за пультом, должен решать много проблем, быть очень волевым и самое главное - иметь талант. В этом смысле между женщиной и мужчиной нет никакой разницы".

"Дударова опровергла своим искусством мнение, что дирижирование - мужская профессия, - подтверждал и экс-министр культуры РФ, профессор столичной консерватории Александр Соколов. - Она первой в нашей стране встала за дирижерский пульт и добилась выдающихся успехов на этом поприще".

Из официального: за годы управления оркестром Вероника Дударова исполнила и записала огромное количество произведений разного репертуара, от музыки барокко до современной симфонической. Она осуществила первые записи произведений таких композиторов, как Свиридов, Хачатурян, Хренников, Эшпай, Щедрин, Таривердиев, Шнитке, сотрудничала с выдающимися исполнителями: Спиваковым, Коганом, Гергиевым, Крайневым, Кремером, Плетневым.

Из неофициального: ее называли "огненным дирижером", "железной Вероникой", "Чингисханом в юбке". И с восторгом рассказывали о невероятном упорстве и силе воли. Вспоминали, например, историю, случившуюся с ней в Андорре в 1993 году: во время одного из выступлений Дударова так увлеклась, что упала с пульта. И не вставая с пола, лежа, улыбаясь, продолжила дирижировать, чтобы не создавать паузы, не помешать оркестру. Тогда зал буквально взорвался от восторга.

Восторгались ею и газеты. В 1986-м испанская La Vanguardia писала: "Само присутствие в зале Московского оркестра стало событием, особенно потому, что за пультом женский авторитет, сила и темперамент. Вероника Дударова ведет оркестр скрупулезно, с полной отдачей своей профессии. Кисти ее рук настолько отзываются на музыку, что, кажется, она ими вычерчивает мелодическую линию. Она не просто ведет, она контролирует каждый шаг, каждое движение по разложенной перед ней партитуре, чтобы ни одна деталь произведения не ускользнула от внимания, чтобы не было ни малейшей фальши".

Дударова, конечно, тяжело переживала, когда в эпоху перестройки ей, 75-летней, пришлось оставить свой оркестр. Могла на все плюнуть. Могла взять и уехать в любую страну мира.

Но признавалась: "В свое время меня называли лягушкой-путешественницей, потому что я очень любила путешествовать и объездила много стран и континентов. Я даже стала записывать названия стран и городов, где побывала, чтобы не забыть. Но сколько бы меня ни приглашали в другие страны, я всегда говорю, что никогда в жизни никуда из России не уеду. Я ее очень люблю. Она мне дорога и как место моего рождения, и как место моего формирования. Всему, что умею, я научилась именно в России".

Она не опустила руки ни в прямом, ни в переносном смысле. В 1991 году Дударова создала новый симфонический оркестр России, собрав под свое крыло 110 музыкантов.

Вероника Дударова умерла 15 января 2009 года на 92-м году жизни. За 23 года до этого ее именем была названа одна из малых планет. И это тот случай, когда подобный жест не выглядит чрезмерным: быть звездой было бы для нее слишком пошло, а вот планетой - в самый раз.

Владимир Борисов

Он такой же человек, как и мы с вами. Получает удовольствие от простых вещей - любит водить машину, путешествовать, радуется тёплым лучам солнца, пению птиц, запаху скошенной травы... Но с первых аккордов его композиций понимаешь, что это не простой талант, божественный. Кто он - самобытный композитор или виртуозный музыкант? Знакомьтесь, в гостиной «Петровки, 38» ДиДюЛя.

Ещё с юных лет у меня было огромное желание играть красивую музыку и дарить её людям. Подаренная мамой гитара примагнитила меня быстро и навсегда. Основы техники игры я получил на курсах. В своё 16-летие у меня появилось чёткое представление о том, в каком стиле я должен играть на гитаре. Сегодня я делюсь музыкальными откровениями, и в какой-то степени ощущаю себя проводником этих мелодий, гармоний и своих творческих впечатлений.

Выступления музыкантов на улицах - это многовековой пласт культуры всех народов. Именно с улицы, на Арбате начался мой творческий путь в Москве. Это было хорошей практикой. Уличный музыкант свободен от рациональности и раздражительности, открыт и доверчив. Поэтому разные люди шли на контакт, и в их числе оказался Сергей Кулишенко, который помог мне в дальнейшем сделать первые шаги на большую сцену. Началась моя студийная работа, были выпущены дебютный альбом и музыкальный видеоклип под названием «Айседора». А дальше как будто было всё предопределено. Я приехал на встречу с продюсером Иосифом Пригожиным в его офис, и в тот самый момент, когда я вошёл к нему в кабинет, звучала моя музыка. Уже через 10 минут был подписан контракт.

Вообще, я пережил массу мистических моментов. Думаю, что когда-нибудь напишу о своём творческом пути, и эта книга сможет быть использована в качестве руководства, пособия для музыкантов, которые пытаются найти себя.

Любое творческое произведение ассоциируется у меня с маленьким ребёнком. И очень важно, в какой студии зарождается мелодия, с какими аранжировщиками, продюсерами, под какими рекорд-лейблами создаётся пластинка. Каждое произведение рождается со своей эмоциональной историей - необычной, трудной, лёгкой, загадочной, но обязательно мистической. Музыка и есть та мистическая великая энергия, которая подарена человечеству, чтобы оно не погибло. Я люблю по крупицам собирать музыкальные бриллианты: колебания звука струн, унисон звучания. В такие моменты я как будто сливаюсь с гитарой, становлюсь одним целым. В моём понимании инструментальная музыка может жить ярко, самостоятельно и без участия вокалистов. Но, тем не менее, я получил большое удовольствие, работая с такими певцами, как Авраам Руссо, Кристина Орбакайте и Дмитрий Маликов.

Музы моего творчества - это и космос, и любимый человек, и мечты из детства. У меня больше тридцати гитар. Все они - ручная работа лучших мастеров мира. С помощью инструментов я делюсь музыкальными находками и дарю гармонию, вдохновляю и наполняю радостью, а когда душа откликается на музыку, она уносит тебя в неизведанные дали. Если соотнести характер моей музыки с образными картинами природы - это лунные, степные среднерусские пейзажи, безбрежный океан, величественный Эверест или заснеженный Монблан. Не скрою, есть произведения, которые написаны под впечатлением уклада повседневной жизни. Это тоже немаловажно.

Работа с симфоническим оркестром была моей давней мечтой. И она сбылась, когда группа ДиДюЛя выступила с симфоническим оркестром на сцене «Крокус Сити Холла». Альбом, представленный публике в день концерта, мы записывали в Нью-Йорке почти восемь лет. Оркестром дирижировала Ли Отта - человек, знакомство с которым перевернуло моё мировоззрение. Молодая девушка-дирижёр в музыкальном мире большая редкость. Ли Отта уникальна. Она композитор, автор оркестровок, теоретик музыки, продюсер мирового уровня, сотрудничала с известными группами Enigma и Gregorian.

Впервые попал в большое кино в 2001 году, сыграл сам себя - музыканта-гитариста в фильме «Дом дураков» Андрея Кончаловского. Партнёром был легендарный рок-музыкант Брайан Адамс. В фильме также снималась Юля Высоцкая и целая плеяда известных актёров.

Для меня «Петровка, 38», помимо того, что это некий адрес, воспетый нашим советским кинематографом, ещё и бренд, символ правды и честности. Мне хочется поблагодарить стражей порядка за их бесценный труд и подарить им свою музыку. К сожалению, я не принимал участие в концертах, посвящённых Дню сотрудника органов внутренних дел, но с удовольствием бы это сделал.

Музотерапия. Прослушивание таких композиций, как «Красиво, хорошо, блаженно», «Голос сфер», «Айседора» - это хороший способ релаксации. Я уверен, что подобная музыка несёт позитивный заряд и по-особенному сказывается на психологическом состоянии слушателя. Ведь когда-то Гиппократ и Пифагор тоже прописывали курсы лечения музыкой. Более того, известно, что музыкальные творения, исполненные на гитаре, могут уменьшать симптомы некоторых заболеваний, например, они оказывают благотворное воздействие на работу сердечно-сосудистой системы. Доказано, что такой струнный инструмент, как гитара, пробуждает в человеке чувство сострадания. А через музыку можно разгадать эту удивительную красивую загадку под названием Жизнь.

Айрин ДАШКОВА, фото Ксении ИВАНИТЫ