Зевс Олимпийский. Одно из древних чудес света

Третьим чудом света считалась статуя Зевса Олимпийского – огромная великолепная скульптура «царя богов и людей» работы известного греческого скульптора Фидия. Она находилась в Олимпии. На вопрос художника Панэна, каким Фидий задумал изобразить верховного бога, скульптор ответил: «…Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах “Илиады”:

Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп
многохолмный».

Олимпия – древнегреческий город, располагавшийся на территории Пелопоннесского полуострова, в котором каждые четыре года проводились спортивные состязания и игры. В преддверии праздника прекращались все войны и распри. Никто не имел права вступить на территорию Олимпии с оружием.

Олимпия почиталась греками как одно из главных святилищ. Согласно мифу, именно здесь Зевс одержал победу над своим отцом Кроном (Кроносом). Последнему было предсказано, что его сын свергнет его так же, как он когда-то сверг своего отца Урана.

Чтобы обмануть судьбу, Крон проглатывал всех детей, которые рождались у его супруги богини Реи. Чтобы спасти хотя бы одного ребенка от страшной участи, Рея скрылась на острове Крит и тайно родила сына Зевса. Мужу вместо ребенка она подала завернутый в пеленки камень, и он проглотил его, не заметив подмены.

Младенца выкормила коза Амальтея (Амалфея). Когда малыш начинал плакать, охранявшие его стражники громко звенели оружием, чтобы заглушить крики. Зевс вырос и восстал против жестокого отца. Он заставил его извергнуть назад всех проглоченных ранее детей. С братьями Аидом и Посейдоном Зевс поделил власть над миром.

В честь победы Зевса и устраивались регулярно Олимпийские состязания. На эти празднества собирались атлеты и паломники не только со всей Греции, но и из других стран. Все они обязательно посещали главную святыню Олимпии – великолепный храм Зевса со статуей божества, созданной величайшим скульптором Греции Фидием из Афин.

Прославленный скульптор Фидий

Статуя Зевса Олимпийского была не единственной его знаменитой работой. Прославила Фидия статуя Афины-Девы, ставшая главной святыней его родного города. Им же были созданы великолепные рельефы на стенах Парфенона, на которых представлена священная процессия во время праздника Панафиней. Среди сотен созданных скульптором фигур нет ни одного повторения лица, жестов, позы, даже складок одежды!

Долгое время о необыкновенном чуде света было известно лишь по сочинениям древних авторов. Лишь в середине XIX века в Олимпии начались археологические раскопки, которые то прерывались, то возобновлялись вновь. Во время раскопок в мастерской скульптора были найдены некоторые его инструменты и материалы: матрицы из терракоты, бесцветное стекло, фрагменты слоновой кости.

Благодаря матрице удалось практически полностью восстановить фигурку богини Ники, которая находилась в правой руке статуи Зевса. В конце концов из небытия восстал Альтис – центр состязаний Древней Греции. По остаткам колонн, зданий и обломкам статуй ученые смогли восстановить внешний облик знаменитого святилища.

Фидий был учеником скульптора Агелада и живописца Полигнота. Совместно с Периклом – афинским государственным деятелем – они разработали план перестройки Афин в один из красивейших городов Греции. Но самым знаменитым творением мастера стала колоссальная статуя Афины-Девы, достигавшая 12 метров в высоту.

Скульптор изобразил богиню в полный рост, с золотым шлемом на голове. Левой рукой она опиралась на щит, а в правой держала фигурку Ники – богини победы. Щит богини был украшен сценами сражений греческих воинов с легендарными женщинами-воительницами амазонками. Среди греческих воинов Фидий изобразил себя и Перикла. Это вызвало возмущение афинян. Скульптора обвинили в безбожии, заявив, что изображение портретов на статуе божества, перед которой совершаются богослужения, недопустимо. Кроме того, скульптор был обвинен в хищении золота и слоновой кости, полученных им для изготовления статуи Афины.

Храм Зевса Олимпийского и его статуя

Против Фидия начался судебный процесс. В это время его пригласили в Олимпию для создания статуи Зевса. Под большой денежный залог Фидия отпустили. За несколько лет Фидий создал свою вторую знаменитую статую – Зевса Олимпийского. До наших дней она не сохранилась, так как в V веке н. э. по приказу византийского императора Феодосия II была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара в императорском дворце. Но по описаниям древних авторов мы можем представить себе, как выглядели храм Зевса Олимпийского и сама статуя.

Храм был построен архитектором Либоном в V веке до н. э. Среди обломков украшавших храм статуй были найдены знаменитая статуя Гермеса с младенцем Дионисом на руках работы скульптора Праксителя и статуя богини Ники – скульптора Пеония.

Сам храм находился на площади Альтиса. Сооруженный из белого мрамора, в длину он достигал 64 метров. Его окружали 34 дорийские колонны. На восточном и западном фронтоне размещались статуи, изображавшие сцены из мифов о битве лапифов с кентаврами и о состязании между царем Эномаем и героем Пелопсом.

Мифы в скульптуре

Первый миф повествует о борьбе между фессалийским племенем лапифов и мифическим племенем кентавров – полулюдей-полулошадей. Решающее столкновение между ними произошло на свадьбе одного из лапифов, кентавры были окончательно побеждены. Этот сюжет был очень популярен к моменту постройки храма, так как незадолго до того греки одержали победу над персами. В образе кентавров для греков воплотилась жестокая сила персов, стремившихся поработить свободные греческие города.

Второй миф рассказывает о том, как коварный Эномай, опасаясь интриг, не хотел выдавать замуж дочь, и придумал для претендентов на ее руку заведомо невыполнимое испытание – одержать над ним верх в беге на колесницах. Но обогнать его никому было не под силу, так как у Эномая были волшебные кони. Побежденных женихов царь пронзал копьем. Так погибло тринадцать претендентов. Четырнадцатым оказался Пелопс. Он сумел подкупить возницу колесницы царя, и тот вынул из оси чеку.

В результате колесница Эномая рассыпалась во время состязания, и царь погиб под обломками. Пелопс женился на красавице Гипподамии и стал царем. А страна с тех пор стала называться Пелопоннесом.

На наружных стенах храма помещались барельефы с изображением подвигов Геракла. Пол храма был украшен мозаикой. А в центре его располагалась огромная статуя Зевса, увидеть которую каждый грек считал для себя за счастье.

Статуя Зевса олимпийского работа Фидия

Царь богов и людей восседал на богато украшенном троне. В левой руке он сжимал статуэтку богини Ники, в правой – жезл с изображением орла. Голову бога-громовержца венчал оливковый венок, торс Зевса был обнажен, а с левого плеча ниспадал плащ, прикрывавший часть ног.

Статуя поражала огромными размерами: голова Зевса почти касалась потолка храма, а в целом фигура достигала 17 метров. Статуя Зевса Олимпийского была выполнена в хрисоэлефантинной технике (от греч. chrysos – «золото», elephantinon – «слоновая кость»): тело и голова Зевса и фигурка Ники – из слоновой кости, а одежда и венки Зевса и Ники – из золота.

Каждый, кто видел фигуру Зевса, непременно попадал под ее воздействие. В образе божества непостижимо сочетались мощь и величие, с одной стороны, и доброта и умиротворение – с другой. Всю Грецию облетело двустишие, написанное восхищенным поэтом:

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ
Или на небо ты сам бога узреть восходил?

Согласно легенде, Фидий, обессиленный проделанной им работой, пришел в храм после того, как статуя была установлена на предназначенном для нее месте. В сумерках он долго вглядывался в лицо божества, словно сверяя его с тем образом, что он нарисовал в своем воображении. Затем, словно по наитию, Фидий воскликнул: «Доволен ли ты, Зевс!» Ответом ему стал громовой удар, возвестивший утвердительный ответ бога.

Несомненно, такая титаническая работа не могла быть проделана Фидием в одиночку. Над созданием статуи трудилось множество учеников скульптора и мастеров-ремесленников: ювелиров, чеканщиков, плотников, резчиков по слоновой кости. Работа была сложной и кропотливой. Разумеется, в природе невозможно было найти бивни слона такого размера, который позволил бы выточить голову и части тела этой огромной статуи.

Как создавалась статуя

Основа создавалась из дерева. Затем на те ее части, которые не были прикрыты одеждой, накладывали пластины из слоновой кости. Для того чтобы идеально подогнать пластины друг к другу и сделать незаметными места соединения, требовалось большое искусство.

Следует отметить, что слоновая кость – чрезвычайно капризный материал. Она боится как излишней сухости, так и чрезмерной влажности. Если статую Афины для сохранения влаги поливали водой, то в сырой Олимпии статую Зевса для предохранения от чрезмерной сырости смазывали оливковым маслом.

На те части статуи, которые закрывались одеждой, накладывали пластины из чеканного золота.

Из золота и слоновой кости был сделан и трон Зевса. Подножие трона, спинка и подлокотники были украшены рельефами с изображением богов и богинь, а также с изображением состязаний. Надпись у ног божества гласила: «Афинянин Фидий, сын Хармида, создал меня».

Так как при изготовлении статуи использовались особо ценные материалы, золото и слоновая кость, была организована специальная коллегия из ответственных лиц, которая занималась выдачей мастерам материала и несла ответственность за его использование. Помимо коллегии, был создан так называемый художественный совет, в который входили именитые граждане, жрецы, скульпторы, художники, архитекторы. Они обсуждали и принимали решения по всем проектам, предложенным Фидием.

Одной из серьезных проблем, которую пришлось решить Фидию в процессе работы над статуей, стала проблема освещения. В греческих храмах не было окон, и свет проникал лишь через дверной проем. Поэтому голова статуи, располагавшаяся под самым потолком, находилась в тени. Разными способами Фидий пытался добиться равномерного освещения всей статуи, но достичь желаемого эффекта никак не мог. Наконец он справился со сложной задачей.

Он решил выложить пол перед статуей темносиним элевсинским камнем, в котором был вырублен бассейн, наполненный оливковым маслом. Масло предохраняло статую от воздействия сырости. Кроме того, темная масляная поверхность превосходно отражала шедший из дверей поток света, освещая голову Зевса, мощный торс и складки плаща. Эффект был до того поразительным, что паломникам казалось, что свет излучает сама фигура Зевса.

Статуя Зевса, как говорилось выше, была вывезена в Константинополь, где и погибла во время пожара. А сам храм был разрушен, как и множество других греческих храмов, в результате землетрясения.

История появления статуи Зевса в Олимпии связана со спортивными играми, которые по традиции проводились один раз в 4 года. В это время земля Древней Эллады превращалась в особую территорию, ведь задачей Олимпийских игр были не только состязания – одной из их целей было объединение разрозненных городов-государств.

Их жители и становились участниками соревнований, которые состязались только с сильнейшими соперниками. Поскольку Олимпийские игры были масштабным событием и собирали на состязания представителей из Египта , Сирии , Малой Азии и Сицилии, для их проведения требовалось уже более вместительное сооружение. На основании этой потребности властями Олимпии было принято решение о строительстве большого храма, который смог бы свободно вмещать всех присутствующих, ведь первое святилище Зевса, построенное в 150 км от города Афины , уже не годилось для такой цели.

На возведение нового храма потребовалось около 15 лет, а руководил строительными работами архитектор Лебон. Наконец в 456 году Храм, или Дом Зевса предстал на обозрение горожан. Храм был построен в духе знаменитых святилищ Олимпии, но он значительно превосходил их все вместе взятые как по размеру, так и по оформлению. Так, здание Зевса красовалось на платформе прямоугольной формы, а его крышу удерживали 13 колонн 2-метрового диаметра. В высоту они достигали до 10 м. Всего для украшения новейшей конструкции понадобилось 34 колонны.

Однако каким бы величественным ни был храм, полноценным без своего божества он просто не представлялся, и в Афины по приглашению правительства поспешил еще один прославленный мастер – скульптор Фидий. Задача перед ним стояла такая – создать статую Зевса в лучшем виде, и скульптор не подвел.


Описание статуи Зевса Олимпийского

Когда работа мастера была окончена, жители Олимпии ахнули – перед ними стояла огромная статуя Зевса (согласно разным данным, в высоту скульптура громовержца занимала от 12 до 17 м). На изготовление конструкции небывалой красоты ушло около 200 кг золота. Если перевести их в денежный эквивалент, то сегодня такое количество драгоценного металла можно оценить в 8 млн долларов, и даже более.

Почитаемое олимпийцами божество занимало трон, изготовленный из слоновой кости, золота, драгоценных камней и черного дерева. Голову громовержца венчали ветви оливкового дерева – символ миролюбия. Сама статуя была изготовлена из слоновой кости розового цвета, поэтому она казалась живой, реалистичной. В одной руке Зевс держал фигурку богини Ники, а другой опирался о скипетр, декорированный золотым орлом.

Установленная на возвышении, статуя божества по высоте соответствовала 4-этажному зданию. Удивительно, насколько точно Фидий смог рассчитать размеры скульптуры, ведь она чуть ли не упиралась в потолок, но все-таки не задевала его. Величественный Зевс восседал на троне обнаженным по пояс, но его тело прикрывала золотая накидка, украшенная рисунками цветов и животных. Ноги бога-громовержца стояли на скамье. Трон был установлен на пьедестал, размеры которого также были внушительны (9,5 х 6,5 м).


К украшению трона мастер подошел не менее ответственно – он заполнил его изображениями, содержащими мифологические сцены древней греческой земли. На ножках трона было по 4 богини Ники. На перекладинах, соединявших ножки, изображались сцены спортивных соревнований или войн. За качество расписных работ на троне отвечал мастер Паненом – брат Фидия. В сценках, переданных через его мастерство, были задействованы образы известных грекам божеств: Прометея, Аполлона, Ахилла, Посейдона, Геракла, Геры, Артемиды, Афины, Афродиты и самого бога-громовержца.

Восхищению прихожан Дома Зевса не было границ, ведь каркас статуи был покрыт пластинками слоновой кости, играющими роль кожи, а так называемое одеяние было изготовлено из чистого золота. Но стыки между материалами были скрыты настолько тщательно, что статуя Зевса в Олимпии имела вид монолитного объекта. При взгляде на божество людям казалось, что если оно вдруг поднимется с трона, то проломит крышу храма. Строители как знали, что желающих рассмотреть Зевса будет бесчисленное количество, поэтому вдоль каждой стены храма они соорудили специальные площадки для зрителей. Так каждый человек, пришедший в храм, получал возможность увидеть лицо божества как можно ближе.

Согласно распоряжению Фидия, у подножья статуи обустроили бассейн и сначала наполнили его водой, а затем – оливковым маслом (сверху). Свет, проникавший сквозь открытые двери сооружения и ниспадавший на бассейн, отражался в маслянистой темной глади воды, таинственно окутывая лицо и плечи скульптуры. Вся фигура громовержца блестела из-за регулярной обработки оливковым маслом. Это делалось во избежание образования трещин на слоновой кости – она чутко реагировала на влажность. Такое занятие выполнялось жрецами ежедневно. По словам Павсания, масло было чрезвычайно полезным для статуи Зевса Олимпийского, поскольку оно предохраняло ее от порчи, которую мог принести болотистый воздух Альтиса. Пол, находящийся перед статуей, был выстлан черным мрамором, и это отделенное пространство было окаймлено приподнятой полосой, изготовленной из паросского мрамора. Она и задерживала сливающееся масло.

Величие статуи поражало настолько, что человек, стоявший рядом, испытывал одновременно два противоположных чувства. С одной стороны, это был животный страх перед божеством, с другой – благоговейный трепет. Наиболее впечатлительные паломники падали божеству в ноги и подолгу не поднимали головы – они боялись ощутить на себе строгий взгляд своего бога.


А что же знаменитый Фидий? Испытывая гордость за свое творение, он частенько наблюдал за реакцией посетителей, но делал это тайно, прячась в глубине храма. Особенно приятно ему было видеть то, как статуе подносят дары. Специального места для этой цели предусмотрено не было, поэтому дары прямо навешивались на трон или даже на саму скульптуру. Весть о прекрасной статуе, ставшей одним из семи чудес Древнего мира и достопримечательностью Олимпии, передавалась из уст в уста и быстро облетела весь античный народ.

Судьба статуи Зевса

О том, имелись ли покушения на статую удивительной красоты, можно сказать следующее. Зная о существовании шедевральной скульптуры, император Калигула отдал своим подчиненным приказ привезти из Греции статую Зевса и изображения других богов, которые имели художественную ценность. В его планы входило отнять у божеств головы, а на их место приставить свою собственную. Завоеватель Греции по имени Павел Эмилий тоже собирался увезти статую Зевса с собой в Рим . Однако ни у Калигулы, ни у Павла ничего не вышло – гигантская скульптура осталась на своем месте. Если верить легенде, статуя просто расхохоталась при попытке ее хищения, и испуганные рабочие, присланные повелителями, в ужасе разбежались.


В разные времена скульптура божества подвергалась реставрациям. Например, скульптор Дамафон Мессенский реставрировал ее в эллинистическую эпоху, а при Юлии Цезаре ее приводили в порядок после повреждения молнией. История статуи Зевса имеет и несколько попыток хищения ее некоторых частей. Факты исчезновения двух золотых локонов Зевса и кражи фигуры атлета в свое время были описаны Лукианом и Павсанием.

В целом статуя Зевса в Олимпии радовала глаз прихожан храма почти 800 лет. Но когда у власти со временем оказался Феодосий I – римский император, принявший христианскую веру, спортивные состязания в Олимпии были запрещены как языческое мероприятие. Этим и объясняется закрытие храма Зевса в середине III века. Он перестал представлять культурную ценность, и мародеры свирепствовали, обдирая со статуи драгоценные камни, золото и слоновую кость. Лица, наделенные властью, приняли решение сохранить ценную статую, и в 363 году ее благополучно переместили в Константинополь. Но в V веке при пожаре в византийском дворце римского императора уникальное творение талантливого Фидия сгорело.

В 1829 году группой французских археологов были проведены раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Им удалось отыскать очертания самого храма и некоторые фрагменты скульптур и барельефов, изображающие подвиги Геракла. Сегодня найденные экспонаты, представляющие историческую ценность, можно увидеть в Парижском Лувре .


Спустя 46 лет Олимпию посетили немецкие археологи, которым повезло немного больше – они нашли уже гораздо больше фрагментов легендарных скульптур, чем их предшественники, фундамент храма и даже бассейн, который для почитаемого Зевса был наполнен водой и оливковым маслом.

По сей день развалины храма Зевса остаются привлекательными для многочисленных туристов, однако былой таинственности и загадочности при нахождении в этом легендарном месте не ощущается. Всё, что дошло из древности до наших современников, - это несколько столбов, разрушенных наполовину.

В древнегреческом мире было воздвигнуто много храмов, посвященных Зевсу, важнейшему из греческих богов.

В одном из этих храмов, в древнегреческом полисе Олимпия, находилось одно из Семи чудес света Древнего мира – Статуя Зевса – величайшее из скульптурных достижений античной истории.

Интересно то, что это единственное чудо света, которое находилось в материковой части .

Олимпийские игры

История греческого города Олимпия тесно связана с мифами о боге-громовержце Зевсе. Согласно легендам, именно здесь он одержал победу над своим отцом титаном Кроносом и низверг его в Тартар.

Чтобы почтить эти события и величие верховного бога Олимпа, в VII веке до нашей эры, здесь были организованы состязания атлетов на силу и ловкость. Они проводились раз в четыре года и сначала не имели такого массового характера.

Затем Олимпийские игры стали широко известны по всему греческому миру и по другим странам, так религиозный ритуал стал носить и политический характер.

В Олимпию стали приезжать многие греки, чтобы поприсутствовать на Олимпийских играх.

И чтобы подчеркнуть их значительность, возникла необходимость построить большой храм для поклонения Зевсу, и еще более грандиозное изображение — изображение бога-громовержца, объекта культа.

Сначала был сооружён храм – место, где стояло третье из семи чудес света. Сооружение было возведено архитектором Лебоном из соседней Элиды в 466-456 годах до нашей эры.

Святилище было целиком изготовлено из мрамора, выполнено в дорическом стиле, преобладающем архитектурном стиле того времени.

В этой же манере был выполнен знаменитый . Вот только святилище в Олимпии было гораздо крупнее по размерам и величественнее, чем храмы, построенные в то же время.

Высота равнялась двадцати метрам, ширина – двадцати восьми метрам, а длина составляла шестьдесят четыре метра.

Мраморная крыша держалась на тринадцати десятиметровых колоннах. И все же этот грандиозный храм был лишь защитой для главного объекта поклонения – статуи Зевса.

Скульптура Фидия

Статуя Зевса Олимпийского – это работа известнейшего в то время скульптора Фидия, который был родом из Афин.

У себя на родине он уже создал великолепную статую богини Афины в Парфеноне. Но оказался в центре политического скандала и был обвинен в хищении материалов во время работы над изваянием богини.

Фидий даже был отправлен в тюрьму.

После того, как его выкупили из тюрьмы почитатели его творчества, творец был вынужден покинуть Афины и отправился в Олимпию. Он приступил к созданию скульптуры Зевса в 435 году до нашей эры.

Ему помогали способный ученик Колот и художник Панен, который был братом скульптора.

Фидий разработал уникальную скульптурную технику для создания столь величественного изваяния. Ведь высота фигуры Зевса составляла около пятнадцати метров.

Необходимо было что-то придумать, чтобы статуя не разрушалась под собственным весом. Похожую технику он использовал и при создании скульптуры Афины Парфенос.

Сначала Фидий установил деревянный каркас, затем покрыл его тонкими пластинами из слоновой кости, изображавшими кожу Зевса, волосы и наряд бога были изготовлены из листов золота.

Эти части были идеально подогнаны друг к другу.

Трон Зевса был столь же впечатляющим, построенным из кедра, инкрустированным слоновой костью и драгоценными металлами, расписанным художником Паненом картинами из мифов о богах и героях.

На каждой ножке было изображение Ники, богини победы, перекладины содержали сцены битв с амазонками и состязаний атлетов.

Голова и плечи бога распространяли свет, а глаза блестели так, как будто сверкали молнии. Этот эффект был достигнут Фидием весьма занятным способом.

У подножья изваяния был вырублен резервуар, заполненный водой, а сверху было разлито темное масло. Лучи солнца, попадавшие в храм из дверей, отражались от маслянистой поверхности и озаряли верхнюю часть бога-громовержца.

Статую Зевса Фидий созидал в особой мастерской, которая располагалось неподалеку от храма. Его обнаружили в ходе раскопок немецкие археологи.

Здесь были найдены орудия труда скульпторов, остатки литейного цеха, а также яма с бракованными деталями. Эта находка пролила свет на то, каким образом было создано одно и семи чудес света.

Дальнейшая история статуи

Статуе Зевса в Олимпии поклонялись более восьмисот лет. За ней тщательно ухаживали, чтобы материалы не портились, обрабатывали маслом слоновые пластины, а также проводили реставрацию.

За годы своего существования скульптура пережила много катаклизмов: в нее неоднократно ударяла молния, было много землетрясений, золотые пластины и драгоценности бывали украдены.

После покорения Греции Римской империей император Калигула пытался захватить статую и увезти в свой дворец. Но, по легенде, когда солдаты пришли в храм, Зевс рассмеялся им в лицо со своего трона и обратил в бегство.

В 391 году нашей эры, когда Греция полностью перешла в христианскую веру, римский император Феодосий I запретил Олимпийские игры и всяческое поклонение языческим богам, все храмы были упразднены.

Статуя Зевса тогда была разграблена, а то, что от нее осталось, увезено в Константинополь, где она полностью была уничтожена при пожаре в императорском дворце в 462 году нашей эры.

Воистину несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел в Олимпии статуи великого Зевса. Она служила главным украшением храма и еще в третьем веке до нашей эры попала в список семи чудес света.

Статуя Зевса Олимпийского. История

Историю величественного монумента лучше всего начинать с 776 года до н.э, пусть и задолго до создания самой статуи. В этот год впервые в храм, построенный в честь отца богов, прибыли участники очередных Олимпийских игр. Сам храм, постройка которого продолжалась более 15 лет, был установлен на высокой прямоугольной платформе. Его крыша опиралась на колонны высотой примерно в 10 метров и диаметром не менее двух. Проект храма был разработан античным архитектором Лебоном, прекрасное строение которого напоминало знаменитые греческие святилища, но было воздвигнуто с куда большим размахом.

Впрочем, храмы Эллады не казались древним грекам достойным звания чуда. И спустя годы правительство Эллады пригласило украсить храм прославленного афинского скульптора Фидия. Его руки и руки ассистировавших ему учеников, Колота и Панена, создали нечто превосходное. Для нового произведения искусства даже потребовалось оборудовать специальное помещение.

Весть о том, что появилась в храме статуя Зевса Олимпийского, стремительно облетела весь античный мир. Перед глазами публики она предстала в 435 году до нашей эры. Есть заметки, согласно которым творец и скульптор лично наблюдал за реакцией прихожан, пораженных величием монумента. Прошел слух, что к скульптору, чтобы попозировать перед мастером, спускался со светлого Олимпа сам Громовержец Зевс.

Статуя Зевса Олимпийского была покрыта шерстяной накидкой, окрашенной финикийским пурпуром и отделанной золотом. Сам занавес, вопреки устоявшимся традициям, не поднимался, а, напротив, опускался, открывая перед посетителями величественный образ главного бога Олимпа. Открывшаяся статуя вызывала вздохи и вскрики восхищения. Статуя Зевса Олимпийского выполнена была из золота и слоновой кости. Эта техника известна как хризоэлефантинная. 200 килограммов чистого золота пошло на то, чтобы должным образом украсить шедевр рук Фидия. В левой руке бог Зевс сжимал скипетр с орлом, а в правой – богиню победы Нику. Голову восседавшего на троне отца богов Зевса украшал венок. На плаще бога были изображены животные и цветы. Ноги Громовержца опирались на скамейку.

Кроме того, монумент поражал своими размерами. Общая высота статуи была 17 метров, а ее основание составляло метр в высоту и шесть – в ширину.

Чтобы вам легче было представить этого исполина, то говорится, что правая ладонь статую находилась на высоте колонн первого яруса древнего храма, а голова оказалась на уровне второго. Люди смотрели на статую Зевса снизу вверх, и у них создавалось впечатление, что встань сейчас Громовержец со своего золотого трона – и он проломит головой крышу храма.

Кстати, сам трон также заслуживает внимание. Ибо его украшение требовало кропотливой долгой работы. На каждой его ножке было четыре изображения Ники, а он сам был обильно украшен сценами древнегреческой мифологии. На перекладинах между ножками скульптор изобразил сцены баталий греческих герое и дев-воительниц амазонок. Присутствовали там и сцены спортивных соревнований.

Помимо непременно присутствовавшего в них Зевса, были «опознаны» среди фигур боги: Посейдон, Гера, Афина, Афродита, Гермес, Аполлон, Артемида, бог солнца Гелиос; и герои – Геракл, Тесей, Ахилл, титан Прометей.

Жрецы смазывали маслом статую, чтобы сохранить блеск слоновой кости. Это защищало ее и от сырости. Перед статуей был вырыт особый бассейн, покрытый мрамором, куда поверх воды стекали излишки оливкового масло после приведения монумента в порядок. А еще вода и масло в бассейне служили, что отражать солнечные лучи особым образом. Отраженный свет освещал голову и плечи монумента, создавая иллюзию, что светится именно бог, даря людям яркие лучи.

Есть легенда, что Громовержец, как минимум, одобрил труд Фидия. Так на вопрос окончившего работу мастера «Ты доволен, Зевс?», раздался удар грома, а пол у ног монумента треснул. Зевс был доволен.

Удивительно, но в памяти человечества запечатлелись не прекрасный храм, не таинственное святилище, а только величественная статуя, стоявшая внутри.

Судьба храма и статуи Зевса Олимпийского

Более семи веков восседал Зевс в своем храме, величественно взирая на благоговевших перед ним людей, пока не был сильно поврежден землетрясением, произошедшем во втором веке уже нашей эры.

За время своей жизни статуя Зевса Олимпийского пережила несколько реставраций. Случались даже кражи ее кусочков. Особого внимания статую удостоили римляне. В 40 году император Калигула был полон решимости собрать в Риме все изваяния и изображения наиболее значимых памятников павшей Греции. Разумеется, статуя Зевса была включена в этот список. Есть легенда, согласно которой при попытке снять статую с постамента, она расхохоталась. Все работники в страхе разбежались, и статуя осталась в Олимпии.

Ученые-историки утверждают, что сам Храм Зевса был закрыт во второй половине IV века н.э., по приказу римского императора Феодосия, по причине его неприязни, как христианина, к языческим верованиям греков. К этому же периоду относятся последние упоминания величественного монумента.

Упоминается, что примерно в начале V века статуя Зевса Олимпийского была перевезена в Константинополь, где, как сообщал в своих записях византийский историк Кедрен, она полностью погибает в результате пожара в 475 году.

Некоторые говорят, что даже христианские фанатики не посмели трогать статую Зевса Олимпийского, ведь даже византийские императоры позволяли себе на первых порах ценить высокое искусство.

После пожара ристианские проповедники торжествовали: кара их истинного бога настигла языческого соперника, а заодно проучила увлекшихся искусством и сошедших с праведного пути императоров.

Но есть также предположения, что памятник не доехал и до Константинополя, не пережив разграбления и разрушения храма, когда воры отдирали и тащили все, что плохо лежит, а не только драгоценные камни и золото.

Основные исследования легендарных строений велись уже в девятнадцатом веке. Удача улыбнулась французским археологам, проводившим раскопки в предполагаемом месте нахождения храма Зевса. Их «добычей» стали некоторые фрагменты барельефов с изображениями героев Древней Греции и осколки скульптур. Также смогли они представить очертания самого храма. Сегодня эти экспонаты, как представляющие историческую ценность, находятся в Парижском Лувре.

Спустя почти полвека потоптались на этих местах и археологи Германии, которым повезло даже больше, чем их французским коллегам. Они откопали еще часть фрагментов легендарных скульптур, фундамент храма и остатки бассейна, который находился перед статуей Зевса, как мы помним.

В 1950 году учеными и исследователями была обнаружена мастерская скульптора Фидия. Основательные поиски на месте, где был найден архитектурный памятник, позволили ученым воссоздать вид как самого Храма, так и статуи Зевса Олимпийского.

Некогда величественный храм Зевса – сейчас просто развалины, которые, тем не менее, привлекают множество туристов ореолом тайны и загадочности. Однако это совсем не то, что былое величие.

Поделись статьей с друзьями!

    Статуя Зевса Олимпийского. Третье чудо света

    https://сайт/wp-content/uploads/2015/05/zeus-olymp-150x150.jpg

    Воистину несчастными считались жители Древней Греции, кто не видел в Олимпии статуи великого Зевса. Она служила главным украшением храма и еще в третьем веке до нашей эры попала в список семи чудес света. Статуя Зевса Олимпийского. История Историю величественного монумента лучше всего начинать с 776 года до н.э, пусть и задолго до создания самой статуи....

Древнегреческий город Олимпия, расположенный в северо-западной части Пелопоннеса, был религиозным центром, местом культа верховного бога древних греков Зевса и проведения, посвящённых ему Олимпийских игр. Это был величайший художественный центр Древней Греции. Архитектурный ансамбль Олимпии в основном сложился в VII - IV веках до н.э. Здесь были возведены великолепные храмы богов - большие и малые.

Там находилось и одно из семи чудес света - Статуя Зевса Олимпийского - прославленная статуя царя богов и людей работы великого греческого скульптора Фидия.

Статуя помещалась в культовом центре Олимпийского святилища - храме Зевса, в священной роще Альтисе (единственное чудо света, оказавшееся на Европейском материке). По преданиям, храм был великолепен. Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Его окружали 34 массивные колонны из ракушечника. Каждая была высотой в 10,5 метров и толщиной более 2 метров. Площадь храма составляла 64x27 м. На наружных стенах храма располагались плиты с барельефами, с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

Спустя примерно 10 лет после начала строительства, храм был построен. Но статуи Зевса в нём не было. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия, для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос». К сожалению, ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось). По его приказу была построена мастерская в 80 метрах левее храма. Эта мастерская точно соответствовала размеру храма. Там он, с двумя своими помощниками, которые были ему нужны только как сборщики мусора, за огромным пурпурным занавесом, создал статую бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные каменья и 200 кг чистого золота. По современным расценкам стоимость одного только золота, пошедшего на отделку статуи, составляла около 8 миллионов долларов.


На вопрос художника Панэна, каким он (Фидий) задумал представить верховного бога, мастер ответил:

«...Так, как Зевс представлен Гомером в следующих стихах «Илиады»:
Рек, и во знаменье черными Зевс помавает бровями:
Быстро власы благовонные вверх поднялись у Кронида
Окрест бессмертной главы; и потрясся Олимп многохолмный».

В 435 г. до н.э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушел в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отраженные лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию. Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осужден и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6-7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Современник писал:
"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?".

Из золота были сделаны: накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы - Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены: кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла по разным данным от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека.

«Бог сидит на троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У нее на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица -орел. Обувь бога и верхняя одежда - также из золота, а на одежде - изображения разных животных и полевых лилий»
(Павсаний. «Описание Эллады».)

Когда Фидий закончил свою работу, он спросил: «Ты доволен, Зевс?». В ответ раздался удар грома, и пол перед троном треснул. Это, надо полагать, означало: Громовержец доволен.

Зевс Громовержец был самым главным богом у греков. Вместе с остальными богами - женой и детьми, он жил на высокой горе Олимп. А внизу, у самого подножья этой горы, люди построили город Олимпию, где проводили спортивные состязания. Греки считали, что сам Зевс завещал им состязаться в силе, быстроте и ловкости. Сначала в играх участвовали только окрестные жители, но очень скоро слава об Олимпийских играх облетела всю страну, и сюда стали приезжать воины. Но вооруженных людей не подпускали к Олимпии, объясняя им, что побеждать нужно силой и ловкостью, а не железом.

На время Олимпийских игр в Греции прекращались войны

Семь столетий Зевс, доброжелательно улыбаясь, наблюдал за спортсменами, пока во II в. н. э. не случилось мощное землетрясение, сильно повредившее статую. Но игры в Олимпии все равно продолжались: спортсмены верили, что им помогает если не храмовая статуя, то сам бог, восседающий на вершине горы. Конец спортивным состязаниям положил в 393 г. христианский император Феодосий. Он считал, что мужчины должны сражаться с оружием в руках I и убивать друг друга, а не тратить время на состязания в силе и ловкости.

После запрета Олимпийских игр воры обдирали статую Зевса, похищая золото и слоновую кость. Все, что осталось от знаменитой скульптуры Фидия, вывезли из Греции в город Константинополь, но там деревянная скульптура сгорела во время сильного пожара. Так погибло одно из чудес света, но основанные Громовержцем Олимпийские игры были восстановлены и сейчас собирают атлетов из разных стран, готовых померяться силой в разных видах спорта.