Что такое покаяние. Покаяние - это осознание грешником своих грехов перед богом Что означает покаяние

анализ и осознание допущенных ошибок, производимые с целью недопущения подобного впредь. Покаяние проводится по определенной форме и содержит, например, констатирующую, анализирующую, концептуальную и подводящую итого части.

Ассоциативный блок.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПОКАЯНИЕ

признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них; одно из таинств православной и католической церквей. У древних греков понятие покаяния означало раскаяние по поводу отдельных частных поступков. В Свящ. Писании оно обретает смысл сугубо религиозно-нравственный, определяя собою характер и направление всей личной жизни человека, его поведения. Существенное значение приобретает покаяние в учении Нового Завета: оно опосредствовано обращением (греч.) человека к Богу, через него достигается спасение человека, его переход из области греха в жизнь вечную. Покаяние предполагает не просто перелом в образе мыслей, обретение новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с его волей. Покаяние включает два момента, связанные между собой, - отрицательный и положительный; оно подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога - любящего и милостивого Отца, надежду на прощение. Покаяние и вера, неразрывно связанные, составляют две стороны одного нераздельного акта обращения человека ко Христу, и потому могут составлять единое словосочетание «покаянная вера»; если при совершении греховных поступков человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлен на служение только Богу, на самопожертвование ради Него - в этом суть религиозного смысла покаяния. Одно из семи христианских таинств, установленное самим Христом, покаяние, находит естественное выражение в исповеди. Первоначально оно состояло только во внешних очистительных жертвах; затем пророки стали требовать при покаянии и внутреннего изменения. В Евангелии покаяние понимается как духовное возрождение человека. Во времена апостолов было два вида покаяния: а) тайное перед священником и б) открытое, публичное - перед всем церковным обществом. Под исповедью подразумевался не только единичный акт устного изложения грехов, а определенный круг покаянных подвигов, иногда многолетних, основание которых составляла эпитимия - наказание за грехи.

Согласно христианскому учению, покаяние не достигается целеустремленным действием лишь собственных духовных сил человека; оно становится возможным только с помощью Божественной силы - благодати. Св. отцы подчеркивают, что покаяние происходит через благодать, дарованную Богом, т. е. через милость Господа. Необходимость покаяния существенна для всех при жизни - как для грешных, так и для праведных (Рим 3:23); по смерти его нет (Мф 9:6; Лк 13:24-25). Через приобретение крайнего смирения покаяние может возвести человека на самый верх добродетелей - оно может привести к святости. Как способствует покаянию смирение, так мешают ему страсти, противоположные смирению, - гордость и самооправдание. Если рассматривать покаяние как переживание духовного подвига, то его противоположностью, как считают отцы Церкви, является переживание отчаяния. Результатом покаяния становится победа человека над грехом, т. е. свободное преодоление греха и обращение к добродетели, - в этом состоит нравственное самоопределение человека. Под действием его свободной воли, с одной стороны, и Божественной благодати - с другой, происходит переход от «ветхого» состояния души в новое, человек самоопределяется в свободе. Психологический аспект покаяния состоит в свободно-сознательном отношении к нравственной норме, согласно которой человек оценивает свое наличное, эмпирическое религиозно-нравственное состояние и на основании добросовестного самоиспытания произносит приговор греховному содержанию своей жизни, определявшейся эгоизмом.

И. Н. Михеева

Смысл таинства покаяния состоит в том, что верующий, добровольно и искренне исповедавшись перед священником в своих грехах, получает от него прощение от имени Иисуса Христа. Необходимость этого таинства обосновывается тем, что человек не может быть безгрешным, а потому должен жаждать очищения души от скверны. Уже Иоанн Предтеча принимал, согласно Евангелию, исповедание грехов от приходивших к нему креститься. В первом соборном послании апостола Иоанна Богослова дается следующее разъяснение: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды. Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас» (1 Ин 1:9-10). Несомненно, что осознание человеком того, что он живет не так, как следовало бы жить, присуще людям: противоборство склонностей и нравственного долга испытывает каждый. Отсюда раскаяние и потребность новой жизни. Церковное покаяние обязывает к устному исповеданию всех грехов, к осознанию вины и твердой решимости исправления. Покаяние именуется «вторым крещением», примирением с Ботом и своей совестью. С покаяния начинается возрождение. Церковное покаяние требуется от всех, кроме младенцев (в православии кроме детей до 7 лет). По решению Тридентского собора покаяние должны совершать все католики, достигшие «разумного возраста», под угрозой отлучения и лишения христианского погребения. Особую позицию по отношению к покаянию, как и другим таинствам, занимают протестантские церкви и секты. Они признают в основном только два таинства - крещение и причащение, но и им придается символическое значение как знакам общения с Богом. Устная исповедь перед священником отвергнута, но личная исповедь и покаяние перед Ботом считаются важнейшим средством очищения души.

Богословы и религиозные философы проводят различие между раскаянием и покаянием, В покаянии есть раскаяние. Но раскаяние может быть разного рода, можно раскаиваться в том, что упустил выгоду или высказал правду во вред себе. Если раскаяние не переходит в покаяние и не сопровождается верой и надеждой на прощение, то оно может привести к отчаянию, к самоубийству или ко вседозволенности («в рай мне все равно не попасть»). Покаяние, по церковному учению, дает очищение от грехов, но не гарантирует само по себе праведности в дальнейшем. Необходимы усилия самого верующего. «...Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф 11:12). Христианское учение о покаянии, несомненно, выразило общечеловеческое содержание, которое требует философского и психологического осмысления. Человек, не признающий за собой никакой вины и считающий себя во всем правым, должен быть отнесен к дурным, безнравственным людям. От таких людей произошло и происходит много бедствий и зла. Поэтому есть правда в словах: «Не покаешься - не спасешься».

Помимо церковного покаяния и исповеди, существует и внецерковное. Родион Раскольников и на каторге не испытывал мук совести, но однажды к нему пришло глубокое осознание неверности своего жизнепонимания и он почувствовал, что возвращается к «живой жизни». Потребность исповедаться в своих грехах может находить разное выражение - в горячем признании своей вины перед близким или даже случайным человеком, напр. попутчиком в дороге. Существует литературный жанр исповеди: под таким названием известны сочинения Блаженного Августина, Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого.

Такого рода публичные исповеди выражают не только признание своих грехов, но и имеют целью помочь другим людям избежать ошибок и встать на путь истинной жизни.

В. Н. Шердаков Лит.: Брянчаиинов И. Поучение второе в неделю мытаря и фарисея. О молитве и покаянии.- Он же. Аскетические опыты, т. 4. M., 1993; En. Варнава (Беляев). О боголюбезном и духовном покаянии.- Он же. Основы искусства святости, т. 1, отд. 3. Нижний Новгород, 1995; Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению, . М., 1996.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Покаяние – слово известное абсолютно каждому человеку, и ассоциируется оно, как правило, с христианством, религией, церковью, исповедью и т.п. Но мало кто понимает, что такое Покаяние и для чего оно необходимо абсолютно каждому человеку. Ещё меньше людей осознаёт, какую силу несёт Покаяние, если человек всё делает правильно.

Всем известно, что невозможно изменить прошлое, не возможно вернуть умерших близких и родственников, не повернуть время вспять, и те роковые ошибки, которые совершил в прошлом, тоже не исправить в прямом понимании этого слова. Всё так, да не совсем!

Хороший эзотерик и продвинутый христианин знает, что прошлое, в его эзотерическом понимании (как опыт хранимый в душе) – можно изменить! Как? Технически это происходит следующим образом. И эзотерики и христиане, и представители других верований знают, что у каждого человека (у каждой ) есть Книга Жизни, в которую человек сам пишет историю своей жизни через все воплощения своей души (все го помыслы, поступки, добрые и злые дела, заслуги и грехи). Так вот, грехи человека, совершённые и тысячу лет назад, никуда не деваются, и каждый грех человеку рано или поздно нужно будет осознать и искупить через покаяние или добрые дела (реже, через ).

Что самое важное в вышесказанном? А то, что при правильном покаянии (если всё сделано искренне и правильно), после снятия с человека грехов, книга жизни человека в данном месте переписывается (где и когда был совершён грех, злодеяние). То есть тёмные страницы в книге () убираются, а светлые – появляются (прошлое, в данном месте, как бы переигрывается и в нём разворачиваются уже совсем другие события, где всё происходило благополучно и человек поступил достойно не совершая греха).

Вот так своё прошлое и все, даже самые ужасные события, возможно изменять, если знать как!

Так что же такое Покаяние? Определения и эзотеричекий смысл

Покаяние – это, по сути – принесение Извинений пострадавшей стороне и Высшим Силам (), то есть осознание степени своего греха, понимание совершённого и причинённого зла, а также общепринятый внешний ритуал (произнесённые слова, др.).

Что обязательно входит в Покаяние (составляющие):

1. Осознание причинённого зла, то есть в чём именно грех, какие Духовные Законы или принципы были нарушены

2. Признание своего Греха, признание Вины перед пострадавшей стороной и Высшими Силами (перед ). Для этого необходима достаточная степень Искренности перед собой и Совести (ощущение что хорошо, а что плохо в своём сердце)

3. Принесение Извинений словесно – “Я прошу меня простить за…, я был не прав в…, я раскаиваюсь…, я осознал… “ . Извинения приносятся как на физическом уровне (попросить прощения у человека), так и в (перед Богом, душой человека, например если его уже нет в живых и т.д.). Но бывает так, что просто попросить прощения оказывается не достаточно! Человек полностью прощается, то есть с него снимается грех и все негативные последствия (воздействия) по судьбе, по телу и т.д., если он осознал степень своего греха и готов внутренне измениться на столько, чтобы не совершать его больше.

4. В идеале, за покаянием должны следовать какие-то действия для внутренних и внешних изменений. Какие-либо перемены в человеке и его жизни. Именно это будет основным подтверждением для Высших Сил, что человек понял где был не прав, действительно осознал свой грех и больше не совершит подобного зла.

Основные 5 ошибок покаяния, когда покаяние не будет работать!

Очень много людей ходят в Церковь, молятся, каятся, молятся, но большинство их молитв остаются без ответа , и грехи их не прощаются, а болезни и несчастья не уходят из их жизни. Почему?

Потому что большинство людей – эгоистичные попрошайки , они воспринимают Бога, как золотую рыбку, которая должна исполнить любое их желание, даже самое нелепое. А сами для достижения своей цели даже палец о палец не хотят ударить!

Основные ошибки Покаяния:

1. Извиниться лишь бы извиниться – совершенно не сознавая своего греха. В этом случае покаяние не будет искренним и соответственно оно не будет принято Высшими Света. Это холостое сотрясание воздуха!

2. Не признание своего греха , просто упрямое нежелание признавать степень Зла! Таким страдают гордецы, им вообще сложно извиняться и признавать свои ошибки! Они накапливают грехи до тех пор, пока не дождутся очень большой дубины от жизни, и думать начинают часто уже на больничной койке.

3. Извинился, вышел из Церкви или из молитвы и тут же побежал снова грешить. Пустословов Бог тоже не прощает просто так, а только после того, как человек изменится внутренне и перестанет повторять свой грех.

4. Подмена покаяния виной , то есть когда человек съедает себя , вместо того, чтобы один раз извиниться, осознать где был не прав, принять решение, как дальше действовать и больше к этой теме не возвращаться. Жить себе и наслаждаться жизнью.

5. Бездумное повторение каких-то молитв, текстов без осознания и чувства раскаяния. Быть роботом, автоматом не очень-то умно. Хотя это может работать и даже могут быть результаты, но нужно понимать, что кто-то ведь ваши желания (молитвы) выполняет, и в большинстве случаев это будут не Светлые Силы (если молиться тупо). А если это силы тёмные или серые (даже если по тексту молитва обращена к Богу), они возьмут плату за исполнение молитвы. Плата всегда будет не маленькая (тёмные и серые всегда берут на много больше, чем дают), а расплачивается человек чаще всего свободой своей Души, судьбой своей и своих детей. Так что хорошо подумайте, прежде чем читать на автомате различные тексты молитв.

Молитва Покаяния или как правильно молиться чтобы это работало – !

Слово греческого происхождения «покаяние» неразрывно входит в понятие христианства. Покаяние - воздыхание о грехах и непременное желание не совершать их вновь, такое определенное состояние души, к которому прибавляется искренняя молитва, сокрушение и последующая радость. Но без осознания греховности человеческого естества невозможно принести истинное подводит к необходимости понимания, что же такое грех.

Христианское восприятие греха

Многие святые подвижники неоднократно описывали суть греха, стараясь объяснить его природу и дать конкретное определение. Очевидно, что грех - это отступление от заповедей, данных Богом. Безусловно, грех является добровольным выбором, независимо от тех обстоятельств, в которых он совершается, потому как будучи от рождения абсолютно свободным в действиях, человек может удерживаться от зла и порока или, наоборот, поддаться и в свое сердце, создавая духовную болезнь. Она будет разрастаться и охватывать всю душу, подчиняя через определенную страсть, дурную привычку или наклонность всего человека, отдаляя тем самым от Бога.

Существует ошибочный подход к духовной стороне жизни, при котором выполняется формальное соблюдение определенных заповедей, рассматривающихся лишь как строгие правила. И если внешнее проявление подобной жизни может показаться благочестивым и основанным на серьезных нравственных сваях, то глубокий анализ показывает наличие огромной гордыни, самолюбования, тщеславия, маловерия и других «скрытых» пороков.

Другими словами, человек может не лгать, не грубить, не красть, быть всегда нарочито добрым и отзывчивым, регулярно посещать богослужения и соблюдать посты, но в душе иметь презрение, ненависть и, самое важное, в нем может не найтись места для любви.

Условно грехи можно подразделить на несколько типов: против Бога, против ближнего и против самого себя.

Грехи против Бога

Часто возникает мнение, что любой грех - это противоборство Богу, но при всей неопровержимости данного утверждения следует различать особенные отступления, напрямую задевающие Божественную сущность.

Таковыми являются отсутствие веры, суеверие и маловерие. Иногда происходит формальное посещение храма, без страха или как некий ритуал, что тоже недопустимо в христианстве. ропот, нарушенные обеты, произнесенные сгоряча клятвы, оскверненные иконы, мощи, книги Святого Писания, кресты и просфоры - все подобные действия могут происходить совершенно случайно, но должны привести к мысли о принесении покаяния.

Это важно и для тех прихожан храмов, которые ведут светские беседы во время богослужений, отпускают шутки и разражаются громким смехом, опаздывают на службу и покидают ее раньше окончания без уважительных причин. Недопустимо намеренно утаивать грехи, совершая таинство покаяния, ведь в таком случае грех остается не только нераскаянным, но и приумножает дополнительные. Прямым богоотступничеством можно считать обращение к различным экстрасенсам и подобным людям, увлечение колдовством, магией и примыкание к сектантским вероучениям.

Грехи против ближнего

Одной из основных заповедей является любовь к ближнему. Подразумеваются не только родные и близкие друзья под призывом «возлюбить», Господь имеет в виду любого человека, даже врага, за которого истинный христианин должен находить силы произнести молитву. В современном мире людям крайне тяжело прощать, не злорадствовать и не осуждать. Каждая личность испытывает огромное давление от потоков непрекращающейся негативной информации, пошатнувшихся нравственных ориентиров, среди которых находится место иногда самым непристойным и отвратительным вещам. Человек постоянно в напряжении и в стрессовых ситуациях, на работе, дома, в пути.

Непросто противостоять реалиям, большинство ожесточается, позволяя охладевать сердцу. Вошли в привычку насмешки, оскорбления, рукоприкладство, равнодушие к чужим горестям и бедам, жадность и полное нежелание делиться с нуждающимися, подобные грехи ежедневно совершаются многими христианами и укоренились настолько, что зачастую их уже не замечают. Все чаще люди надевают маску лицемерия и лести, прибегают к корысти, лжи и клевете, обманывают и завидуют, такие отрицательные качества поощряются в наши дни и считаются непременными задатками лидера. Можно также отметить очень тягостный грех, им является добровольное прерывание беременности - аборт.

Грехи против самого себя

Взращивая непомерную любовь к самому себе, человек поощряет очень коварный грех - гордыню. Сама по себе гордыня - это совокупность других пороков, тщеславия, отчаяния, уныния, высокомерия. Душа, втянутая в подобные пороки и качества, разрушается изнутри.

Отодвигая на второй план настоящие обуреваемая бесконечными услаждениями и увлечениями, быстро пресыщается и старается найти нечто большее. Нередко в поисках дополнительных наслаждений человек находит привязанность к наркотическим веществам или алкоголю. Постоянная праздность, лень и тревога лишь о телесном комфорте полностью ослабляют нравственные начала, излишне раскрепощают и создают ощущение главенства тела над душой.

Раскаяние проповедуется во многих дает возможность своим последователям принести истинное покаяние. Души людей, отягощенные дурными поступками и пороками, нуждаются в подобной духовной, неосязаемой помощи. Чинопоследование данного таинства начинается с выноса Креста и Евангелия и выставления их на аналой.

Священник произносит молитвы и тропари, которые настраивают людей, готовящихся исповедоваться, на определенный, очень тонкий лад. Далее исповедник подходит к священнику, происходит личная исповедь, которая является абсолютной тайной, ее разглашение недопустимо.

Священник может задать вопросы или сказать слова напутствия, затем он накрывает голову исповеднику епитрахилью и, прочитав разрешительную молитву, осеняет Далее прихожанин целует Крест и Евангелие. Следует отметить, что покаяние - это важный шаг к Причастию, к которому без исповеди допускают лишь в строго определенных случаях. В каждой конкретной ситуации решение принимает священник и берет на себя всю ответственность.

Архимандрит сравнивал не кающегося человека с тем, который подолгу не смывает материальную грязь с тела. Покаяние - это основа жизни духовной, своеобразный инструмент, с помощью которого достигается очищение души, ее успокоение. Без него невозможно почувствовать близость Бога и искоренить греховные черты и наклонности. Исцеление являет собой длинный и сложный путь. Покаяния никогда не бывает слишком много, потому что человеку всегда есть в чем раскаяться, внимательно всмотревшись в себя, без самооправдания и прочих присущих «уловок», он способен разглядеть нелицеприятные уголки своей души и вынести их на исповедь.

Но, к сожалению, совсем не редкость формальное перечисление грехов при полном отсутствии покаяния и раскаяния.

Такое отношение не сможет принести человеку облегчения. Без испытания стыда и боли, измерения глубины падения оставление греха, и тем более его прощение, невозможно. Очень важно твердо решить для себя бороться, один за другим искореняя пороки и нравственные «дыры». Покаяние должно нести изменение, оно призвано переменить мировоззрение и мировосприятие.

Связь поста и покаяния

Самым подходящим временем для разбора собственных прегрешений и душевных недостатков является пост. Покаяние в грехах и пост ставят одну и ту же задачу перед христианином - очищение души и изменение ее к лучшему. Оба этих понятия следует рассматривать как некое оружие, которое можно использовать для противоборства собственным страстям. Пост призывает к телесному и душевному воздержанию, это время для искренней молитвы, глубокого анализа своего духовного полотна, чтения наставляющих книг и писаний. Время поста можно представить как небольшой подвиг, каждый верующий человек проходит его по очень индивидуальному пути, при абсолютно разном эмоциональном и психологическом фоне и душевном настрое.

Крайне важна рассудительность и понимание, что главным является не отказ от определенного вида пищи, походов в кино и прочих мирских увеселений, а духовная кротость, обращение взора только на внутреннего себя, отказ от осуждения, жестокости, грубости. Когда человек на несколько недель погружается в относительную «тишину», отстранившись по возможности от «мира», он получает время приблизиться к осознанию греха и использовать это понимание для истинного покаяния.

Покаяние в православии

Православный христианин кается исключительно по собственной воле. Его личность осознает греховность натуры, совесть обличает дурные поступки и мысли, но в нем присутствует надежда на милость Бога, он приносит покаяние не как преступник, боящийся лишь наказания, а искренне как сын у отца. Именно как Отца следует воспринимать Бога, этому учит Православная церковь и православное покаяние, хотя очень часто отношение и ощущение Бога останавливаются на видении в Нем строгого и жесткого наказующего судьи. И ввиду такого неправильного подхода покаяние происходит лишь по причине страха страшной расплаты, тогда как раскаяние должно исходить из любви к Богу и желания приблизиться к нему более праведным образом жизни.

Заключение

Покаяние - это, несомненно, понятие религиозное. Но многие трактуют данный вид внутреннего очищения и духовного саморазвития как некую способность вынести тайны сугубо личные на обозрение, подавить себя и уничижить. Следует понимать, что покаяние само по себе имеет полное соответствие с человеческой природой, потому как природа была повреждена и теперь нуждается в регулярном врачевании.

Покаяние – это начало христианской новой жизни, или христианского нового бытия, бытия во Христе.

Так и началось Евангелие словами св. : “Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное “. И проповедь Христа после Крещения была: “Покайтесь и веруйте во Евангелие “.

Но в наше время ставится вопрос: почему нужно покаяние? С социальной точки зрения неуместно говорить о покаянии. Есть, конечно, какое-то подобие покаяния, особенно в странах восточного тоталитаризма: когда отступил кто-нибудь от линии партии, то от него требуют “покаяния “, или когда руководители партии сами отступают от своего первоначального плана – только это называют не покаянием, а какой-то “реформой ” или “перестройкой ” … Тут действительного покаяния нет. Кто из вас видел фильм Абуладзе ““? Там именно речь о ложном покаянии, и только в конце фильма видно, что такое истинное покаяние. Фильм разоблачает ложное покаяние, как своего рода изменение “идеала “, или “стиля ” власти, которая остается такой же по существу. И действительно, такое “покаяние ” ничего не имеет общего с истинным покаянием.

В Священном Писании есть (в греческом тексте) два разных выражения для покаяния. Одно выражение – метанойя , а другое – метамелия . Иногда это второе выражение переводится не словом “покаяние “, а словом “раскаяние “. Задумал я, к примеру, поехать во Франкфурт и “раскаялся “, то есть передумал: не поеду. Вот это в Священном Писании называется “метамелия “, это просто перемена намерения. Это никакого духовного значения не имеет. Есть и в социальном или психологическом смысле нечто вроде “раскаяния “, то есть перемены. В области психологии есть “перестройка ” своего характера, своего невроза… В глубинной психологии у Адлера, или у Фрейда, и даже у Юнга нет понятия покаяния.

Покаяние – это религиозное понятие

Каяться надо перед кем-то. Это не значит просто изменить стиль жизни или свое внутреннее чувство или свой опыт, как имеется в виду, скажем, в восточных религиях и культурах. Эти религии говорят о том, что человек должен получить свой собственный опыт, должен познать себя, самоосуществиться, чтобы свет, его сознания пробудился. Но для такой перемены не нужно Бога. А христианское покаяние непременно перед кем-то.

И вот вам пример. Один из наших сербов – теперь ему уже 60 лет – был в молодости коммунистом и делал, как и все они, много зла народу. Но потом он обратился к вере, к Богу, к Церкви и говорил, когда ему предлагали причаститься: “Нет, я много зла сделал “. – “Ну пойди, исповедуйся “. – “Да нет , – говорит, – я пойду исповедоваться у священника, а я перед народом согрешил, мне надо открыто перед народом исповедоваться “.

Вот это выражение полного сознания того, что есть покаяние. Здесь вы видите церковное восприятие, древнехристианское и подлинно библейское, что человек никогда не один в мире. Он стоит, прежде всего, перед Богом, но и перед людьми. Поэтому в Библии согрешение человека перед Богом всегда имеет отношение к ближнему, а это значит, что оно имеет социальные, общественные измерение и последствия. И это чувствуется и в нашем народе, и у великих русских писателей. У православного народа есть чувство, что какой-то вор или тиран, или делающий зло ближнему своему – то же, что безбожник. Пусть он верует в Бога, но это ни к чему, он на деле просто похулит на Бога, раз его жизнь расходится с верой.

Отсюда – целостное понимание покаяния, как исправного стояния и перед Богом, и перед людьми. Покаяние не может быть измерено только социальными или психологическими масштабами, а всегда есть богооткровенное, библейское, христианское понятие.

Христос начинает свое Евангелие, свою благую весть, свое поучение человечества с покаяния. Святой Марк Подвижник, ученик святого Иоанна Златоуста, живший в IV-V веке в Малой Азии пустынником, – учит, что Господь наш Иисус Христос, Божия сила и Божия Премудрость, промышляя о спасений всех, из всех своих различных догматов и заповедей оставил один единственный закон – закон свободы, но что к этому закону свободы приходят только через покаяние. Христос заповедал апостолам: “Проповедуйте всем народам покаяние, ибо приблизилось Царство Небесное “. И Господь этим хотел сказать, что в силе покаяния содержится сила Царствия Небесного так, как в закваске содержится хлеб или в зерне содержится все растение. Так покаяние начало Царствия Небесного. Вспомним Послание св. апостола Павла к евреям: те, кто покаялись, почувствовали силу Царствия Небесного, силу будущего века. Но как только они обратились к греху, они потеряли эту силу, и надо было снова возрождать покаяние.

Итак, покаяние не просто социальная или психологическая способность ужиться с другими людьми без конфликта. Покаяние – онтологическая, то есть бытийная категория христианства. Когда Христос начал Евангелие с покаяния, он имел в виду онтологическую реальность человека. Скажем словами святителя Григория Паламы: данные Господом заповедь покаяния и прочие заповеди полностью соответствуют самой человеческой природе, ибо в начале Он создал эту природу человека. Он знал, что потом придет Сам и даст заповеди, и потому создавал природу согласно заповедям, которые будут даны. И наоборот, Господь дал такие заповеди, какие отвечали природе, которую Он в начале создал. Таким образом, слово Христа о покаянии не клевета на природу человека, это не “навязывание ” природе человека чего-то чуждого ей, а самое естественное, нормальное, соответствующее природе человека. Дело только в том, что природа человека – падшая, а поэтому находится сейчас в ненормальном для себя состоянии. Но именно покаяние и есть тот рычаг, которым человек может исправлять свою природу, возвращать ее в нормальное состояние. Поэтому Спаситель и сказал: “Метаноите ” – то есть “перемените свой ум “.

Дело в том, что наша мысль ушла от Бога, ушла от себя и других. И в этом – больное, патологическое, состояние человека, которое по-славянски называется словом “страсть “, а по-гречески словом “пафос ” (патология). Это просто болезнь, извращение, но еще не уничтожение, как болезнь не есть уничтожение организма, а просто порча. Греховное состояние человека – порча его природы, но человек может восстановиться, принять исправление, и поэтому покаяние приходит как здоровье на больное место, на больную природу человека. И раз Спаситель сказал, что надо каяться, даже если мы не чувствуем в себе потребности покаяния, то мы должны Ему верить, что действительно нам надо каяться. И на самом деле, великие святые чем больше приближались к Богу, тем сильнее чувствовали потребность покаяния, поскольку чувствовали глубину падения человека.

Другой пример из современности. Некий перуанский писатель Карлос Кастанеда написал уже 8 книг про какого-то индийского мудреца и мага, Дон Хуана в Мексике, который научил его принимать наркотики, чтобы получить состояние второй, особой реальности, войти в глубину тварного мира и почувствовать ее духовность, встречаться с духовными существами. Кастанеда – антрополог, и возбудил большой интерес среди молодежи. К сожалению, и у нас перевели уже 8 томов. На днях в Белграде было обсуждение: что такое Кастанеда – принять его или отвергнуть. Один психиатр говорил, что принятие наркотиков с целью галлюцинаций – это опасный путь, с которого вряд ли можно вернуться. Один писатель хвалил Кастанеду. Я оказался самым строгим критиком.

В диагнозе Дон Хуана писателя Кастанеды ведь нет ничего нового. Человечество – в трагическом, ненормальном состоянии. Но что предлагает он, чтобы выйти из этого состояния? Почувствовать другую реальность, освободиться немножко от наших ограничений. А что получается? Ничего! Человек остается трагическим существом, не искупленным и даже не выкупленным. Не может он, вроде барона Мюнхаузена, сам себя из болота за волосы поднять. Апостол Павел указывает: ни другие небеса, ни другое творение, ни потусторонний свет, ни седьмое небо не могут человека спасти, ибо человек не безличное существо, нуждающееся лишь в мире и спокойствии. Он – живое лицо, и ищет живого общения с Богом.

Один сербский крестьянин-коммунист довольно грубо сказал: “Ну, где Бог, чтобы я Его взял за горло?” Он безбожник? Нет, он не безбожник, а живо чувствует Бога, ссорится с Богом, вроде Иакова. Конечно, безобразие со стороны этого серба так говорить, но он чувствует живую жизнь… А считать, что спасение находится в каком-то уравновешенном блаженстве, в нирване, во внутреннем мире концентрации и медитации – никуда не выводит человека. Это даже закрывает возможность его спасения, потому что человек – существо, созданное из небытия в бытие и приглашенное на общение…

В Песни песней или в псалмах мы видим экзистенциальный диалог между Богом и человеком. Они страдают оба. И Богу жалко человека, и человеку жалко. Достоевский особенно ясно показал, что когда человек удаляется от Бога, теряется что-то драгоценнейшее, великое. Такой промах, неприход на встречу с Богом – всегда трагедия. Трагедия – сознание потери того, что мы могли постичь. Когда человек теряет любовь, удаляется от Бога, он трагически это чувствует, потому что создан он – для любви. Покаяние нас возвращает к этому нормальному состоянию, или, по крайней мере, к началу нормального пути. Покаяние, так говорил отец Иустин (Попович), как землетрясение, которое рушит все, что лишь казалось стабильным, а оказывается ложным, и тогда надо все изменить, что было. Затем начинается подлинное, постоянное созидание личности, нового человека.

Покаяние невозможно без встречи с Богом. Поэтому Бог и идет навстречу человеку. Если покаяние было бы просто рассмотрением, раскаянием, расположением по-иному своих сил, оно было бы перестройкой, но не переменой по существу. Заболевший, как говорит святой Кирилл Александрийский, не может исцелить себя, а нужен ему исцелитель – Бог. А в чем болезнь? В порче любви. Не должно быть односторонней любви. Любовь должна быть, по крайней мере, двусторонней. А для полноты любви, собственно, нужны трое: Бог, ближний и я. Я, Бог и ближний. Ближний, Бог и я. Это – перехорисис, взаимопроникновение любви, круговращение любви. Оно-то и есть жизнь вечная. В покаянии человек чувствует, что он больной, и ищет Бога. Поэтому покаяние имеет в себе всегда возродительную силу. Покаяние – не просто жалость к себе, или депрессия, или комплекс неполноценности, а всегда сознание и чувство, что потеряно общение, и сразу поиск и даже начало восстановления этого общения. Вот пришел блудный сын в себя и говорит: “Вот в каком я состоянии. Но у меня есть отец, и я пойду к отцу! ” Если бы он просто осознал себя заблудившимся, это бы еще не было христианским покаянием. А он пошел к отцу! По Священному Писанию можно предположить, что отец уже вышел навстречу ему, что отец как бы сделал первый шаг, и это отразилось на побуждении сына вернуться. Не надо, конечно, анализировать, что первое, что второе: встреча бывает двойная. И Бог, и человек в покаянии вступают в активность любви. Любовь ищет общения. Покаяние и есть сожаление о потерянной любви.

Только когда начинается самое покаяние, тогда человек и чувствует в нем потребность. Казалось бы, что сперва надо человеку почувствовать, что он нуждается в покаянии, что оно для него – спасение. А на деле парадоксально получается, что лишь, когда человек уже испытывает покаяние, тогда и ощущает потребность в нем. Это означает, что бессознательное сердца глубже сознания, что Бог дает хотящему. Христос говорил: “Кто может вместить, да вместит “. Святой Григорий Богослов спрашивает, а кто может вместить ? И отвечает: тот, кто хочет . Конечно, воля не просто сознательное решение, а гороздо глубже. Достоевский тоже почувствовал это, и православное подвижничество знает, что воля гораздо глубже ума человека, она коренится в ядре человека, которое называется сердцем или духом. Как в 50 псалме: “Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей “. Это параллелизм: сердце чисто – дух прав; создай – обнови; во мне – во утробе моей, то есть только другими словами подтверждается то, что уже в первой части было сказано. Сердце или дух -это существо человека, глубина богообразной личности человека. Можно даже сказать, что любовь и свобода содержатся в самом центре, в ядре человека. Любовь Бога вызвала человека из небытия. Зов Бога осуществился, и получился ответ. Но ответ этот – личный! То есть человек – это ответ на зов Божий.

Св. Василий Великий говорит (и это вошло в службу св.Архангелам), что все ангельские силы стремятся любовью неудержимою ко Христу. Пусть они и ангелы, пусть великие духовные существа, почти боги, но и у них пустота без Христа, без Бога. Достоевский вложил в уста Версилова в “Подростке ” образ, что человечество осуществило социальную правду, любовь, солидарность, альтруизм, но изгнав с земли великую идею Бога и бессмертия. И когда Христос в Своем Втором пришествии явился, то все вдруг почувствовали, – те все счастливые, осуществившие царство земное, “рай на земле “, – почувствовали, что у них была пустота в душе, пустота отсутствия Божия. Значит, и любви-то не было. И Достоевский с правом сказал, что любовь к человеку невозможна без любви к Богу.

Две заповеди любви – соединены. Любовь к Богу полностью, бытием своим, и любовь к ближнему полностью, как себя любишь. Не могут они существовать одна без другой, и вместе только создают христианский крест: вертикаль и горизонталь. Если отнимешь одну, то не получается больше креста, и нет христианства. Любовь к Богу – не довольно, и любовь к ближнему – не довольно.

Покаяние и любовь

Покаяние же сразу возбуждает человека и на любовь к Богу, и на любовь к ближнему.

Феофан Затворник в “Пути ко спасению ” говорит (но это и опыт всех Отцов), что когда человек пробуждается к покаянию, то сразу чувствует, что любит ближнего. Уже не гордится, не считает себя большим. Всем желает спасения. Это уже знак подлинной христианской жизни. Значит, покаяние открывает нам в ненормальном состоянии, в греховном, в отчужденном состоянии путь, поворот к нормальному состоянию, поворот к Богу и исправление перед Богом. Оно раскрывает полную истину о состоянии человека. И покаяние сразу переходит в исповедь. Исповедь – раскрытие истинного человека. Иногда даже нам. православным христианам, кажется, что покаяние – некий “долг ” человека, который нам “следует исполнять “. Но нет, это слишком низкое понимание исповеди. А исповедь подобна тому, о чем рассказывала мне одна русская старушка, которая стерегла маленького внука. За какие-то проделки, она его отшлепала по рукам; он ушел в угол и с обидой плакал. Она на него больше внимания не обращала, а работала дальше. Но, наконец, внук приходит к ней: “Бабушка, меня вот тут побили и у меня здесь- болит “. Бабушка так этим обращением растрогалась, что сама заплакала. Детский подход победил бабушку.

Он открылся ей. Итак, исповедь-покаяние – некое раскрытие себя перед Богом. Как те слова из псалма, которые перешли и в ирмос: “Молитву пролию ко Господу “… вроде бы имеешь кувшин грязной воды и просто выливаешь его пред Богом… “И Тому скажу печали моя, ибо душа моя исполнися зол и жизнь моя дошла до дна ада “. Он просто чувствует, что провалился до глубины ада, как Иона в ките, и теперь открывает себя пред Богом.

Исповедь как продолжение покаяния есть истинное самораскрытие человека. Да, мы грешные, поэтому-то мы раскрываем раны свои, болезни, грехи. Человек видит себя в отчаянном, безвыходном положении. Но подлинно то, что он смотрит не только на себя, а как говорил св. Антоний Великий: ставь свой грех перед собой и смотри на Бога по ту сторону грехов. Через грехи смотри на Бога! Но тогда грех не выдержит конкуренцию встречи с Богом. Бог все побеждает: что такое грех? Ничего! Чепуха пред Богом. Но это – пред Богом! А сам по себе он для меня – пропасть, погибель, ад. Как говорит Давид Псалмопевец: “Из глубины воззвах к Тебе – из пропасти возведи живот мой! “. Душа наша жаждет Бога, как олень в пустыне жаждет текущей воды.

Как св. Августин почувствовал: нигде сердце человека не успокоится – только в Боге. Как когда что-то случается с ребенком, он бежит и ищет мать, и никого другого, и больше ничего он не хочет, кроме матери, а как падет в объятия своей матери, он успокаивается.

Поэтому Евангелие именно книга основных отношений: там говорится про дитя, про отца, про сына, про дом, про семью. Евангелие – не теория, не философия, а выражение экзистенциальных отношений – наших между собой, и наших с Богом.

Итак, исповедь – раскрытие истины о себе. Не надо на себя клеветать, то есть ругать больше, чем действительно грешен, но и не надо скрывать. Если мы скрываемся, мы этим показываем, что нет в нас искренней любви к Богу. – это записанный живой опыт, взятый из реальности. Много в Библии показано, много грехов есть, и богоотступничество, и богоборчество, но во всем этом вы не найдете одного, это – неискренности. Там нет области в жизни, где бы не присутствовал Бог. Надо знать, говорил отец Иустин, как знали святые пророки, что много зла в человеке, и мир пропадает во зле, но что есть спасение такому именно миру и такому именно человеку. В этом наша радость! Есть возможность спасения, и есть реальный Спаситель.

Отец Иустин показал это однажды таким примером (очень он любил пророка Илию и Иоанна Крестителя!). По его словам, Предтеча был самый несчастный человек в мире, ведь он еще ребенком ушел с матерью в пустыню, а когда мать умерла, он там остался, и Бог его защищал Ангелами. Итак, он жил в чистой пустыне, с чистым небом, чистыми камнями, чистым дождем и не знал греха, жил, как Ангел Божий в теле. Но вот, когда ему исполнилось 30 лет, Бог ему говорит: иди на Иордан и крести людей. И тогда приходят люди к нему и начинают исповедоваться… они выливают на Предтечу грехи, которые становятся холмом… горой… И не может выдержать Предтеча этих грехов. Знаете, какие грехи люди имеют и носят в себе! И Предтеча начинает отчаиваться: “Господи, и это человек, которого Ты создал? Это плод Руки Твоей? ” Предтеча начал утопать. А массы идут исповедоваться – сколько же еще грехов должно нагромоздиться? И когда Предтеча уже больше не может выдержать, вдруг Бог ему говорит: “Вот Агнец Божий, между этими грешными Один, вземляй (берущий) грехи всех этих и всего мира “. И тут самый несчастный человек становится самым счастливым. Слава Тебе, Господи! Значит, есть спасение от этих грехов и от всех грехов.

Есть Спаситель! Это отец Иустин выражает уже, конечно, из своего опыта, что за покаяние там Предтеча пережил. И действительно, скажу из своего маленького опыта возле отца Иустина. Он был человеком, жившим вроде Предтечи: чистый, большой подвижник, и он сострадал, вроде митрополита Атония (Храповицкого), сострадал грешным, сострадал всякому человеку, всей твари, и Бог ему дал за это сострадание великий дар слез. И это не было чем-то чуждым нам. Слезы человеческие всегда близки каждому из нас. Возле человека, искренне кающегося, можно почувствовать, что покаяние и нам нужно, что слезы – это натуральная вода, драгоценная, как кровь, это новая кровь христианская, это новое крещение, как говорили отцы. Через слезы мы возобновляем крещальную воду, которая становится теплой и полной благодати.

Пост и покаяние

И к такому покаянию присоединяется пост.

Святой Иоанн Кронштадский в “Моей жизни во Христе ” пишет, что когда человек ненавидит, взор его мешает другому даже ходить. Грехом человек не только сам страдает, но страдает все вокруг него, вплоть до природы, и когда человек начинает каяться и поститься, то и это отражается на всем вокруг него.

Разрешите такое отступление: если бы современное человечество больше постилось, не было бы столько экологических проблем. Отношение человека к природе совсем не постническое, не подвижническое. Оно брутальное, насильническое. Человек уже – эксплуататор, или оккупатор. Маркс так и учил: надо просто наброситься на природу и использовать ее, овладеть законами и репродуцировать. Это и будет “история ” и так далее. Такое отношение все другое, только не человеческое, не гуманное.

Святые отцы подвижники говорили, что мы не плотоубийцы, а страстоубийцы. Пост не борьба против плоти, как создания Божия. И Христос плоть, и Причащение Его тоже плоть. Но борьба должна идти с извращенностью плоти. Каждый из нас может осознать и почувствовать, что если человек не владеет собой, своим телом, то он становится уже рабом пищи, или пития, или других удовольствий. Начинает вещь владеть человеком, а не человек вещью.

Падение Адама в том и было, что он не захотел сдержать себя: когда он съел плод, он ничего не получил нового. Заповедь была не в том, чтоб запретить ему есть этот плод, будто в нем что-то было опасное, а чтобы научить дисциплинировать себя, чтобы поставить на путь подвига. В этом подвиг свободы и подвиг любви. Никто, кроме человека, не может это сделать, и поэтому он призван это сделать. Чтобы участвовать в свободе и любви Божией, человек должен быть подвижником.

К примеру, спортсмен, футболист, должен быть подвижником. Он не может пить и есть, и делать, что хочет, и быть хорошим спортсменом. Не может. Это ясно, как день, как солнце.

Христианин же еще больше должен укротить свое тело, чтобы оно служило (по-гречески литургисало), то есть чтобы было в “литургии “. А “литургия ” значит: полная, нормальная общая функция, общая деятельность. Когда мы говорим о святой Литургии, то это служение людей Богу, но общий смысл этого слова – нормальное функционирование всего, что дано человеку.

Поэтому христианин, который идет каяться, также употребляет и пост. Надо ради этого поститься, а не для того, чтобы просто исполнить долг или даже, как некоторые думают, заслужить от Бога награду, венец. Никакая жертва, которая ищет награды, не есть жертва, а просто работа, ждущая оплаты. Наемники могут так думать, а не сыновья. Христос, когда пошел на жертву ради нас, не искал от Бога Отца награды за это, а пошел из любви. Как говорит митрополит Филарет, из любви к Богу Отцу распялся Сын; из любви Сына к нам Он распялся и из любви Духа Святого победил смерть Своим распятием. Только любовью можно это понять.

В этом и заключается правильное понимание поста.

Кроме того, пост помогает нам исправить испорченную человеческую природу, внести нужный порядок, который Бог дал. Это питаться прежде всего словом Божьим, а потом – хлебом. Хлеб, безусловно, необходим. Без хлеба мы не можем жить. Но хлеб – на втором месте. Как Христос ответил диаволу, искушавшему Его в пустыне: “Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих “. Словом Божиим, это значит – общением с Богом.

Помню одного русского страдальца, бывшего библиотекарем у нас на факультете.

Он сидел четыре года в Дахау. Он принял и воспитал одного сербского сироту, потом женил его. А жена эта выгнала старика из дома. Старик потом умер очень бедным. Он рассказывал, что в Дахау по лицу можно было видеть, кто имеет живое общение с Богом. Там лицемерия не было. Он сказал мне, между прочим, что, по его мнению, Бердяев никогда живого контакта с Богом не имел. Конечно, Бердяев – трагическая фигура, страдалец, своего рода мученик, и нельзя просто отвергать его. Но слишком он претенциозный, он не знал смирения, даже ругал смирение.

Смиряться не из комплекса неполноценности

А перед Богом нужно смиряться, но совсем не из “комплекса неполноценности “. Иов был больной, многостраждущий, но не был “инфериорный ” перед Богом. Он был смиренный, и это смирение давало ему дерзновение. “Сойди с небес “, говорил Богу Иов, и Бог сошел. Не нужно нам принимать психологические или социальные категории: смирение – не бессилие, а именно дерзновение. Например, я приехал к владыке Марку, у меня нет денег, я бы тут умер, но я уповаю, что владыка меня будет питать и меня не оставит. Это – дерзновение. В обратном случае я буду недооценивать не только себя, но и владыку.

А вот как христиане древние молились. Один египетский монах говорил: “Я как человек согрешил. Ты же, как Бог, помилуй “. Смирение и дерзновение идут рядом, вместе.

Все вместе, начиная с покаяния, – предполагает ли покаяние веру или же рождается в вере – все равно, они идут вместе. Вера в Бога включает покаяние сразу в мою трагедию, в мою проблему, в мою жизнь. Я никак не соглашаюсь решать свою проблему без Бога. Ищу, значит, общения. А Бог показал через Христа, что Он хочет общения с нами. Сына Своего дал! Возлюбил нас прежде, чем мы возлюбили Его. Значит, Он тоже ищет общения. Это Бог действительно человеколюбивый, Бог активный, Бог, Который называется у некоторых отцов “предваряющий эрос “. Чтобы войти в свое всемогущество, Он выходит навстречу нам, и этим Он ограничивает Себя в нашу меру, чтобы принять нас. Это называется “кенозис “. Если бы Он шел прямо к нам, то… как если бы нас обожгло солнце, мы бы просто исчезли. А Он умалил Себя из любви, ища нашего общения не принудительно, просто – Он Сам так хочет. И это нам дает сразу достоинство. Поэтому в нашей православной христианской традиции есть большое основание для дерзновения, для надежды на Бога. Человек грешен, но все равно: Бог больше, чем грех! В “Бесах ” Достоевского старец Тихон так сказал Ставрогину: “У вас только один шаг до святых “. И действительно, этот один шаг человек может сделать и встретит Бога. Никогда нет невозможного. Человеку невозможно, но Богу возможно. А Бог вошел в эту связь с нами и не хочет, чтобы мы решали свои проблемы без Него. И мы не имеем основания сомневаться в этом, раз Он дал Сына Своего.

Мощные причины для покаяния

Вот какие у нас мощные причины для покаяния. Это не какое-то только моральное поучение человека, что надо-де быть хорошим, и поэтому надо каяться. Нет, покаяние возобновляет в нас самые основы христианской веры. Бог хочет нашего спасения, ищет его и жаждет его, и ждет его. С нашей стороны надо только, чтобы мы хотели, и тогда мы сможем, не собой, но Богом.

Покаяние со всеми сопровождающими его христианскими добродетелями, как исповедь, смирение, дерзновение, надежда, пост, молитва… покаяние уже есть предвкушение воскресения, даже начало воскресения. Это первое воскресение человека. Второе будет результатом, завершением во время Второго пришествия Христова.

Такого опыта покаяния не существует ни в какой религии, ни в каком духовном опыте, ни в какой мистике. Даже, к сожалению, и в западном христианстве почти потерялось это чувство, это переживание, это событие.

Нам рассказывал отец Иустин, что он был с начала 1917 по 1919 гг. в Оксфорде, он там учился. И вот один англиканский монах после двух лет дружбы сказал ему: “Все вы молодые, веселые, как и мы, но одно у вас есть, чего у нас, как церкви, нет – это покаяние, мы этого не знаем… “. “Дело в том , – говорил отец Иустин, – что мы с ним однажды поссорились по-настоящему. А потом я уже не мог выдержать и пошел к нему просить прощения, бросился ему в ноги, плакал, и человек это принял… Вот он и увидел покаяние “.

У отцов есть указания, что не надо страсти раздувать, не надо даже никому “на тень наступать “… но для того, чтобы это было действительным смирением, это должно исполняться с любовью, то есть не должно быть просто безразличием к состоянию брата. Иначе это не смирение и не бесстрастие, а просто какое-то конвенциональное отношение, “хороший тон “, то есть лицемерие, официально установленное: не надо-де вмешиваться в чужие дела. (Пускай во Вьетнаме, в Югославии или на Кубе народ умирает). Все сводится к внешним приличиям… Как отец Иустин любил говорить: культура очень часто политура, а внутри – червь. Конечно, не надо быть и агрессивными. Но нас, православных, Бог через историю так водил, мы так открывались Ему, что без проблем мы никогда не могли. Но признание статуса кво, признание режима ненормального нормальным – это не христианство. Покаяние же, это именно протест против ненормального состояния. В семье бывают трудности, в приходе, в епархии, в государстве, в мире – христианин не может с этим “примириться “. Он непременно борется. Но начинает он с себя, поэтому покаяние – это самоосуждение, самоограничение или, как говорил Солженицын, или что Тарковский говорил – стыд, стыд как религиозное понятие, в смысле того, что человек возвращается в себя и начинает стыдиться. В конце фильма “” Абуладзе видно, что такое истинное человеческое покаяние. Человек начинает стыдиться своих дел и сразу появляется решимость изменить это. Можно сказать, что только в православных странах, в России, в Сербии, в Греции существует покаяние как тема (и даже в литературе). У нас вышел недавно роман Лубардо “” – об отношениях сербов, мусульман и католиков в Боснии. И в его романе только сербы каются. И сербы не только говорят, но и творят покаяние.

Слава Богу, это значит, что мы – грешные. И тут не гордость, мы не хвалим сами себя, но именно не можем примириться с таким положением, ни нашим, ни других. Отец Иустин это назвал подлинной революционностью христиан против греха, против зла, против диавола, против смерти. Это бунт человека против ложного себя, и бунт против ложного в другом человеке, а в религии – бунт против ложных богов и борьба за истинного Бога. Покаяние ищет подлинного видения мира, Бога, человека, ищет правую веру.

Меня лично потрясает, что в России сейчас массами молодые люди возвращаются к Богу, к Православию. У нас это тоже так. Это не просто найти веру в какого-то бога, отбросить атеизм и найти какую-нибудь мистику, а найти живого Бога, включиться в подлинную жизнь Церкви. На днях я читал хорошую статью Владимира Зелинского “Время Церкви “. Видно, как человек нашел Бога, нашел Христа, нашел Церковь. Если человек просто как-нибудь покаялся и хочет жить, все равно к какой церкви принадлежа, тогда я сомневаюсь в подлинности даже этого его изначального покаяния. Это какая-то “метамелия “, а не “метания “. Это не подлинное восстановление жизни. Поэтому отцы так ревностно стояли за веру.

Но нельзя забывать за этим и то, что любовь – первый догмат нашей веры. Любовь – это подлинный крест, но не бойтесь любви, если она ведет на крест. Не забывайте никогда, что когда любовь находится на кресте, она остается все равно любовью. Если бы Христос не сказал: “Отче, прости им! “, то не был Христом, поверьте мне. Он был бы героем, идеальным человеком, но не истинным Христом Спасителем. И у Достоевского в “Великом инквизиторе ” Христос целует даже инквизитора. Это не сентиментальность, не романтизм, это – подлинная любовь, которая не боится. Поэтому мы, православные, чувствуем всегда, что наша сила и непобедимость не в нас самих, а в подлинности того, что мы ищем, желаем, во что мы веруем и для чего мы живем.

Словарь Ушакова

Покаяние

покая ние , покаяния, ср.

1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке (книж. ).

2. Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником (церк. ).

3. Налагавшееся дореволюционным судом за некоторые преступления наказание, состоявшее в принудительной и подконтрольной молитве (дорев. ). Приговорить к церковному покаянию.

Отпустить душу на покаяние (разг. шутл. ) - оставить кого-нибудь в покое, перестать донимать кого-нибудь перестать приставать к кому-нибудь.

Католическая Энциклопедия

Покаяние

В таинстве Покаяния (или Примирения) христианин, искренне кающийся в своих грехах, посредством Церкви получает от Бога прощение грехов, тем самым примиряясь с Богом и с Мистическим Телом Христа – Церковью, от которой верующего отлучает всякий тяжкий грех.

Одним из важных требований покаяния является признание, исповедание своих грехов. Поэтому существенным элементом церковного покаяния оказывается исповедь – исповедание кающимся своих грехов перед лицом Божиим в присутствии священника: верующий исповедуется Богу, а священник – только свидетель его исповеди (об этом действии священника говорится "принимать исповедь", "исповедовать"). Священник, принимающий исповедь, называется исповедником (священник, у которого верующий исповедуется постоянно, именуется духовником; его можно называть также называть духовным отцом, или духовным наставником – особенно в тех случаях, когда он действительно осуществляет наставничество; духовным отцом, или духовным наставником называется также постоянный духовник в монастыре или в семинарии). Верующий, который приступает к таинству Покаяния (совершает покаяние в Церкви) называется кающимся, или исповедующимся. Прощает кающемуся грехи не кто иной, как Сам Бог, но священник, властью, данной ему Христом через апостолов, дает кающемуся разрешение [от] грехов, или отпущение грехов. При этом он произносит над кающимся разрешительную молитву, которая представляет собой тайносовершительную формулу таинства Покаяния: "Бог, Отец милосердия, смертью и воскресением Сына Своего примиривший мир с Собою и ниспославший Святого Духа для отпущения грехов, посредством Церкви Своей пусть дарует тебе прощение и мир. И я отпускаю тебе грехи во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь".

Еще одним важным элементом таинства Покаяния является епитимия – предлагаемые священником кающемуся действия "удовлетворения" в виде молитв, дел благочестия или милосердия (священник назначает епитимию, а кающемуся надлежит исполнить епитимию).

В последнее время для верующих нередко организуются специальные покаянные богослужения, которые именуются также литургиями покаяния. В чрезвычайных ситуациях, особенно в случаях угрозы для жизни многих людей разрешается общинное совершение таинства Примирения, с общей исповедью (когда кающиеся не исповедуются в грехах перед священником, а лишь раскаиваются в них в душе) и общим отпущением грехов.

Педагогический терминологический словарь

Покаяние

признание в проступке, исповедание в грехах и отвращение от них. У древних греков понятие "П." означало раскаяние по поводу отдельных поступков. В Святом Писании оно обретает сугубо религиозно-нравственный смысл. Призывом к П. начинается проповедническая деятельность Христа. П. предполагает не просто обретение человеком новых целей и мотивов, но вступление в такие отношения с Богом, которые не находятся более в противоречии с его волей; т.о., П. становится основой нравственного и религиозного возрождения человека. П. подразумевает не только воздержание от зла, но и совершение добра, любовь как веру в Бога, надежду на прощение. В отличие от раскаяния, которое также означает признание своих грехов, П. содержит в себе важный момент их практического преодоления. П. и вера составляют две стороны нераздельного акта обращения человека ко Христу. Если в состоянии грехопадения человек ставит в центр бытия самого себя, то в покаянной вере он, наоборот, устремлён на служение только Богу - в этом суть религиозного смысла П. - одного из семи христианских таинств. П. находит естественное выражение в исповеди. Результатом П. становится свободное преодоление греха и обращение к добродетели - в этом состоит нравственное самоопределение человека.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. С. 203-204)

Библейская энциклопедия арх. Никифора

Покаяние

(Мк 1:4,5, 2 Кор 7:10) - есть таинство, в котором верующий при устном исповедании грехов своих пред священником получает чрез него невидимое разрешение грехов от самого Иисуса Христа. Покаяние было отчасти и в ветхозаветной Церкви. Приносившие жертву о своих грехах по закону Моисееву раскаивались в них пред Богом и получали очищение их. Равным образом и приходившие к Иоанну Крестителю для крещения предварительно исповедывали ему грехи свои. Но, как таинство новозаветной Церкви, покаяние установлено самим Иисусом Христом. Сначала Он обещал апостолам даровать власть разрешать грехи: «что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф 18:18). По воскресении же Своем Он на самом деле даровал им эту власть, когда сказал: «приимите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин 20:22-23). От кающегося требуется: искреннее сокрушение о грехах и устное исповедание их, твердое намерение исправить свою жизнь, вера во Христа и уверенность в Его милосердии. Кроме того, как приготовительное средство к покаянию, необходимы пост и молитва, которые могут расположить кающегося к сокрушению о грехах и к уверенности в милосердии Божием. Истинно кающиеся могут получить разрешение всех грехов своих, потому что нет такого греха, который превысил бы милосердие Божие. Если же грехи против Духа Святого (упорное отрицание явных обнаружений Божественной силы, крайнее ожесточение сердца и отчаяние) признаются непростительными, то не по недостатку милосердия Божия, а потому что люди, впадающие в них, сами, по своему ожесточению и упорству, не способны обратиться к Богу с раскаянием в них.

Православие. Словарь-справочник

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Покаяние

, я , ср.

Добровольное признание в совершенном проступке, в ошибке; исповедь перед священником.

* [Катерина :] Умереть мне без покаяния . // Островский. Гроза // *

◘ ОТПУСТИТЬ ДУШУ НА ПОКАЯНИЕ.

Энциклопедия иудаизма

Покаяние

(Видуй )

Заступаясь за Израиль перед Господом, сказал Ему пророк Шмуэль: "Вседержитель, ведь не осуждаешь Ты человека, пока не скажет он Тебе: "Безгрешен я" [если не сознается в грехе своем]". И сказано (Иер. 11,35): "Вот Я осуждаю тебя за сказанное тобою: безгрешен я". Мидраш* толкует стих "Смерть и жизнь во власти языка" так: язык человека приводит его к жизни в будущем мире. За что удостоился Давид жизни в будущем мире? - За то, что сказал: "Грешен я".

Тора обязывает грешника уйти с пути греха и покаяться в грехах перед Господом, и сказано: "Мужчина или женщина, совершившие какой-либо из грехов человеческих, [...] пусть покаются в грехе своем..." (Чис. V, .-7).

Нет в Торе "канонического" текста П. Каждый сам находит себе подходящие слова. Однако в мидрашах галахи* мы уже находим формулы П. Краткая формула: "Я грешил, я нарушал, я преступал", - очевидно, самая древняя. Она служила началом П. первосвященника в Храме в Йом Кипур*. И так говорил первосвященник: "Смилуйся, Господи, я грешил, нарушал, преступал пред Тобою, я и дом мой; смилуйся, Господи, прости грехи, нарушения и преступления, совершенные пред Тобою мной и домом моим". Есть и более поздний вариант текста П. Амораим* ввели новые формулы покаяния, часть из которых вошла в наши традиции. Полностью сохранились П. Рава*, начинающиеся словами: "Ты знаешь тайны мира" и "Но мы согрешили". Существует специальный текст П., который произносит больной при смерти.

Библейский Словарь к русской канонической Библии

Покаяние

пока’яние - осознание своей греховности, переживание, связанное с таким осознанием. Это не только сожаление о проступках, о всем неистинном в своей жизни, в самом себе, но нечто большее - осуждение всего этого и отход от него (2Кор.7:10 ). Покаяние не может быть без обращения (Деян.26:20 ), упования на Бога и стремления приносить добрый плод (Мат.3:8 ). Праведники не имеют нужды в покаянии (Лук.15:7 ) (но есть ли праведные на земле?). Покаяние есть дар Божий (Деян.5:31 ; Деян.11:18 ; 2Тим.2:25 ). (см. )

Православный энциклопедический словарь

Покаяние

одно из семи христианских таинств, установленное Самим Иисусом Христом. В нем исповедующийся Господу (при свидетельстве священника и при чтении священником соответствующих молитв) получает от Самого Иисуса Христа прощение исповедуемых грехов. Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправиться, вера в Господа и надежда на Его милосердие (См. также ).

Культура речевого общения: Этика. Прагматика. Психология

Покаяние

добровольное признание в совершенном проступке. Положительное явление. Покаяние должно быть искренним, идти от внутренних духовно-нравственных соображений, а не вынужденным практическими соображениями, в последнем случае оно оценивается людьми отрицательно.

* Ср. покаяние Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф. Достоевского. *

Библия: Тематический словарь

Покаяние

скорбь от совершенного греха и обращение к Богу

А. Темы в Библии

ПОКАЯНИЕ как тема:

Иоиля:

Захарии:

Б. Заповедь о покаянии

Бог призывает всех людей покаяться:

Иер 18:11; Иез 18:30–32; Деян 17:30; 2Пет 3:9

Христос призывает людей покаяться:

Мк 1:14,15; Лк 13:1–5; Откр 2:5,16; Откр 3:3

Иоанн Креститель призвал народ покаяться:

апостолы призвали народ покаяться:

Мк 6:12; Деян 2:38; Деян 3:19,20; Деян 26:20

призыв должен звучать и сегодня:

В. Существенные аспекты покаяния

признание того, что мы погибли во грехе:

скорбь от греха:

Лк 5:32; Деян 2:37,38; Деян 8:22; 2Кор 7:9,10

возвращение к Отцу:

вера в Иисуса Христа:

Мк 1:15; Деян 20:21; Откр 3:19,20

добрые дела:

Иер 18:11,12; Мф 3:8; Деян 26:20; Откр 2:4,5

Г. Результаты покаяния

предотвращение бедствий:

прощение:

3Цар 8:46–50; Деян 2:38

спасение:

новое сердце и новый дух:

знание истины:

вечная жизнь:

сожаление без покаяния приносит смерть:

Мф 27:3–5; 2Кор 7:10

Вестминстерский словарь теологических терминов

Покаяние

/ Раскаяние

♦ (ENG repentance)

(др.-евр. Shub, греч. metanoia, лат. poenitentia)

акт, выражающий искреннее раскаяние в грехе . Лингвистические корни этого термина указывают на его теологическое значение: изменение направления разума и жизни как начальный шаг выражения христианской веры (Деян. 26:20).

Словарь Ожегова

ПОКАЯ НИЕ, я, ср.

1. Добровольное признание в совершённом проступке, в ошибке (книжн.). Принести п.

2. То же, что (в 1 знач.). Церковное п. П. в грехах.

Отпустить душу на покаяние (разг. шутл.) оставить когон. в покое, перестать донимать чемн.

Словарь Ефремовой

Покаяние

  1. ср.
    1. :
      1. Добровольное признание в совершенном проступке.
      2. Признание своей вины в чем-л., какой-л. ошибки.
    2. Признание в своих грехах перед священником; исповедь.
    3. разг. Раскаяние в чем-л.

Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

Покаяние

Одно из семи христианских таинств, установленное самим И. Христом (Иоан. XX, 21-23: Mф. XVI, 19; XVlII, 17-18). В нем, по православному учению, исповедующий изустно грехи свои перед священником при видимом изъявлении от него прощения невидимо разрешается от всех грехов самим И. Христом, так что снова делается невинным и освященным, как после крещения. Для действенности таинства необходимы искреннее сердечное раскаяние и твердое намерение исправить свою жизнь, вера в И. Христа и надежда на его милосердие, устное изложение грехов пред священником и разрешение священника, также устное, по известной формуле ("Чин" исповеди печатается в "Требнике", а также отдельно). В Ветхом Завете П. сначала состояло во внешних очистительных обрядах, посте и т. п.; позже пророки возвысили понятие о П. и требовали, кроме внешних очищений и жертв, сердца Богу сокрушенного и смиренного (Псал. LI, 19) и перемены жизни к лучшему (Исаия I, 16-17; Иезекииль XXXIII, 14-15). Евангелие понимает П. не просто как раскаяние, но и как возрождение, полное изменение (μετανοία) существа. Во времена апостольские обозначаются два вида П.: тайного, перед священником, и открытого, публичного, перед всем обществом церковным (Деян. XIX, 58; Иак. V, 16). Во II и III вв. о существовании публичного П. говорят Ириней, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, Киприан. В III в. П. было подробно регламентировано для так называемых падших (lapsi), т. е. отрекшихся от Христа во время гонений, но после снова возвращавшихся в церковь. Для них определено было четыре степени П. (по мнению некоторых ученых - три или пять): плачущих (προσκλαίωντες), слушающих (άκροώμενοι), припадающих (προσπιπτοντες, ύποπίπτοντες) и предстоящих, или вместе стоящих (συνισταμενοι). "Плачущие", стоя на коленях во внешнем притворе церкви, просили входящих в храм помолиться о них и ходатайствовать о скорейшем принятии в церковь; "слушающие" стояли во внутреннем притворе храма, впереди оглашенных, и вместе с ними удалялись из храма; "припадающие" стояли в самом храме, при входе, перед вдовицами и старцами; по выходе "слушающих" они "припадали" ниц, исповедовали грех свой и затем удалялись из храма; "предстоящие" занимали в церкви место слева впереди и отличались от верных только тем, что не могли ни делать приношений в церковь, ни причащаться св. таин. Публичному П. в древней церкви подвергались не только lapsi, но также впавшие в ересь и в особенно тяжкие грехи. Срок публичного П. был иногда очень продолжителен: П. падших продолжалось по правилам Петра Александрийского 4 года, по правилам Анкирского собора - 6 лет, по правилам Первого Вселенского собора - 20 лет. По просьбам и настояниям гражданских властей срок публичного П. иногда сокращался; иногда такое сокращение делалось и по усмотрению самой церкви. Были случаи добровольного публичного П., как особый вид подвижничества благочестивых, по смирению, а не по действительной виновности. Грехи, от которых очищались публичным П. по суду церкви, были: святотатство, убийство, блуд, кровосмешение, оскорбление величества и делание фальшивой монеты. Так как исповедь перед всеми представляла некоторые неудобства, то с половины III в. в церквах был учрежден особый чин священника-духовника (πρεσβιτερος επί της μετανοίας, poenitentiarius), который наедине выслушивал. исповедь подлежавшего публичному покаянию; но это учреждение скоро было отменено, а вслед за тем перестало существовать на Востоке и публичное П. (около 400 г.). На Западе оно прекратилось не ранее VII века. Место его занимают усиленные молитвы, особые дела благотворительности и другие подвиги благочестия, совершаемые под надзором и руководством пресвитера, и в крайнем случае - отлучение от причащения на тот или другой срок (см. "Исповедание веры Восточной церкви" Митрофана Критопула и "Ответ патриарха Иеремии лютеранам" по поводу аугсбургского исповедания). IV-й Латеранский собор определил, чтобы к таинству П. однажды в год непременно приступали все пришедшие "в разумный возраст", под угрозою отлучения от церкви и лишения христианского погребения. Это определение подтвердил собор Триентский, предписавший то же самое и священникам. В XII в. на Западе устная исповедь с перечнем грехов не всеми считалась необходимою для получения прощения; некоторые признавали достаточным одно внутреннее раскаяние. Ричард Сен-Викторский учил, что священник может освободить от наказания за грех, но не от виновности; Фома Аквинат - что священник не может освободить от грехов, но может освободить от виновности и наказания. Кафары и вальденцы отвергали устную исповедь. С XII в. прежняя формула разрешения: "misereatur tui omnipotens Deus et dimitiat tibi omnia peccata tua, et perducet te in vitam aeternam" заменена словами священника: "ego absolvo te". Лютер сначала удержал П. в числе таинств, сохранив и устную исповедь (хотя и не считал необходимым полный перечень грехов исповедующимся), и разрешение пастора для готовившихся к причащению (Аугсбургск. исповед. II, 12, 25), но потом признал разрешение пастора не необходимым, усмотрев сущность П. в истинном раскаянии и скорби о грехе. С течением времени изустное исповедание грехов вышло из обычая у лютеран; позднейшие усилия восстановить его были безуспешны. В настоящее время в ортодоксальном лютеранстве существует лишь общее публичное П. и общее же разрешение, преподаваемое пастором. В церкви реформатской устной исповеди не существует вовсе; по ее учению, нужно исповедоваться лишь одному Богу, все равно, общею ли исповедью или единолично, в храме. Позволяется также исповедоваться кому-либо из своих близких или пастору, чтобы выслушать от них наставление или утешение (Confessio Helvet., 1,14); ныне, однако, такая исповедь не практикуется. В православной церкви существует правило, по которому каждый православный должен приступать к таинству П. не менее одного раза в год (обыкновенно - в Великом посту, а также в другие три поста- Рождественский, Успенский и Петров). Священник обязан хранить исповедь в тайне - за огласку исповеданных ему грехов он подвергается по духовному регламенту лишению сана. Если бы, однако, кто-либо на исповеди объявил о своем злом умысле против государя и общественного порядка и при этом не выразил бы раскаяния и решимости оставить свое намерение или тайно, но умышленно произвел в народе соблазн, могущий иметь вредные последствия для церкви и общества (напр. вымышленное чудо) и, исповедуясь, не изъявил намерения уничтожить соблазн публичным раскаянием в обмане, священник должен немедленно обо всем донести архиерею; подробности исповеданного, однако, он сообщает не ранее, как на формальном суде. Священник не имеет права исповедовать несколько человек разом, даже малолетних. Священнику запрещается пользоваться исповедью как средством для каких-либо вымогательств и личных просьб. Плата священнику за исповедь запрещена и государственными, и церковными постановлениями. Из монашествующих исповедовать могут только имеющие сан не ниже иеромонаха, и не иначе, как с разрешения архиерея. Ср. Исповедные книги (росписи). См. В. И. Долицкий, "Об исповеди" ("Христианское чтение", 1842); "Покаяние" (там же, 1825); "Церковное запрещение и разрешение" ("Православный собеседник", 1860); А. Шостьин, "Превосходство исповеди православной пред католической" ("Вера и разум", 1887, 1); Алмазов, "Тайная исповедь" (1894).