Горизонтальной социальной мобильности. Каналы и факторы социальной мобильности

Понятие «социальной мобильности» было введено П. Сорокиным. Социальная мобильность означает перемещение индивидов и групп из одних социальных слоев, общностей в другие, что связано с изменением положения индивида или группы в системе социальной стратификации, т.е. речь идет об изменении социального статуса.

Вертикальная мобильность - это изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса, переход к более высокому или низкому классовому положению.

В ней разграничивают восходящую и нисходящую ветви (например, карьера и люмпенизация). В развитых странах мира восходящая ветвь вертикальной мобильности превосходит нисходящую на 20%. Однако большинство людей, начиная свою трудовую карьеру на одинаковом с родителями уровне, лишь незначительно продвигаются вперед (чаще всего, на 1-2 ступени).

а) Восходящей межпоколенной мобильности.

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность предполагает, что дети занимают иное положение по отношению к положению своих родителей.

Например, родители крестьяне, а сын академик; отец рабочий на заводе, а сын, управляющий банком. И в первом и во втором случае, подразумевается, что дети по сравнению с родителями имеют более высокий уровень дохода, социального престижа, образования и власти.

б) Низходящей групповой мобильности.

Групповая мобильность - изменение социального положения целого класса, сословия, касты, группы. Как правило, при групповой мобильности, перемещения происходят в силу каких-то объективных причин, и при этом происходит коренная ломка всего уклада жизни и изменение самой системы стратификации.

Например, изменение положения дворянского сословия и буржуазии в России в результате революции 1917 г. В результате различного рода репрессий (от принудительного изъятия имущества, вплоть до физического уничтожения) наследственная аристократия и буржуазия утратили свои ведущие позиции.

в) Групповой географической.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (например, смена рабочего места с сохранением прежней заработной платы, уровня власти и престижа).

Географическая мобильность не связанная с изменением статуса или группы, является разновидностью горизонтальной мобильности. Например, групповой туризм. Туристические поездки российских граждан, например, в Европу с целью ознакомления с историческими и культурными достопримечательностями.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, как в рассмотренном выше примере, то географическая мобильность превращается в миграцию.

Миграция может быть добровольной. Например, массовая миграция жителей деревни в город, или массовый исход евреев под руководством Моисея из Египта в поисках земли обетованной, описанный в Библии.

Также миграция может носить насильственный характер. Например, переселение диаспоры поволжских немцев в годы правления И.В. Сталина на территорию Казахстана.

Анализ причин всегда влечет за собой вопрос, может ли индивид сам добиться повышения своего и влиться в состав социального слоя, расположенного выше его собственного на шкале обеспеченности и престижа. В современном обществе принято считать, что стартовые возможности всех людей равны и индивид непременно добьется успеха, если приложит соответствующие усилия и будет действовать целеустремленно. Часто эту мысль иллюстрируют примерами головокружительной карьеры миллионеров, начавших с нуля, и пастушек, превратившихся в кинозвезд.

Социальной мобильностью называется перемещение индивидов в системе с одного слоя на другой. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в состоянии проконтролировать естественное распределение талантов и способностей, поэтому высшие слои неизбежно пополняются за счет талантливых выходцев из низших слоев.

Социальная мобильность проявляется во множестве форм:

Вертикальная мобильность — изменение положения индивида, которое вызывает повышение или понижение его социального статуса. Например, если автомеханик станет директором автосервиса, это проявление восходящей мобильности, но если автомеханик станет мусорщиком, такое перемещение будет показателем нисходящей мобильности;

Горизонтальная мобильность — изменение положения, которое не приводит к повышению или понижению социального статуса.

Например, если автомеханик получит работу слесаря, такое переметение будет означать горизонтальную мобильность;

Межпоколенная (интергенерационная) мобильность — выявляется сравнением социального статуса родителей и их детей в определенный момент карьеры тех и других (по рангу их профессии в приблизительно одинаковом возрасте). Исследования показывают, что значительная часть российского населения, возможно даже большинство, перемещается хотя бы немного вверх или вниз в классовой иерархии в каждом поколении;

Внутрипоколенная (интрагенерационная) мобильность — предполагает сравнение социального статуса личности в течение продолжительного времени. Результаты исследований свидетельствуют о том, что многие россияне в течение своей жизни меняли род занятий. Однако мобильность у большинства из них носила ограниченный характер. Перемещения на короткое расстояние являются правилом, а на большое — исключением.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность — довольно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом, на при мер, дед — крестьянин, отец — сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию.

Сегодня в России каналы вертикальной мобильности при декларируемом равенстве всех перед всеми для многих слоев населения ограниченны, что соответствует сильной социальной дифференциации российского общества по экономическому и социальному признакам: весной 2006 г. 16 % россиян оценивали свой социальный статус в обществе как хороший, ровно столько же — как плохой, а остальные 68 % — считали его удовлетворительным. Не удивительно, что при опросе молодежи относительно ее основных жизненных опасений выявилось следующее (табл. 1): то, что всегда и во все времена ценилось выше всего, — любовь и дружба, в жестких условиях выживания для молодых россиян перестаю быть поводом для переживаний или опасений (а может, наша молодежь очень уверенно чувствует себя в личностной сфере).

Сильное социальное расслоение, характерное для современного российского общества (рис. 1), воспроизводит систему неравенства и несправедливости, в которой возможности самостоятельной жизненной самореализации и повышения социального статуса Офаниченны для большей части молодого поколения (рис. 2).

Таблица 1. Динамика различных опасений молодежи,%

Опасения в жизни

Не встретить любимого человека

Проблема с устройством на работу

Остаться без материальных средств к существованию

Опасения за свою жизнь и близких из-за роста преступности

Не суметь создать свою семью

Невозможность получить хорошее образование

Потерять работу

Боязнь ограничений со стороны государства, не позволяющих жить так, как хочется самому (самой)

Остаться без друзей

Рис. 1. Численность различных социальных слоев в российском обществе, %

Из ответов молодежи становится ясно, что молодые люди, высоко оценивая значимость личных качеств, умений, квалификации, четко понимают, что в России при устройстве на работу знакомства и связи играют очень важную роль. Отметим позитивный момент: по сравнению с ответами молодежи на данный вопрос в 1997 г. современная молодежь более оптимистична и уверена в своих силах и возможности самостоятельного успеха и мобильности по сравнению с молодежью, профессиональное становление которой пришлось на тяжелые 1990-е гг.

Рис. 2. Что в первую очередь помогает получить хорошую работу, по мнению представителей разных поколений россиян, (допускалось не более 3 ответов): 1 — молодежь (2007); 2- молодежь (1997); 3- старшее поколение (2007); 4 — старшее поколение (1997)

В закрытых системах социальная мобильность практически исключена. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных и в то же время — длинные генеалогические цепи знатных родов. Об однообразии такой социальной действительности свидетельствуют приведенные в исторических источниках названия улиц: улица лудильщиков, улица жестянщиков и т.д. Ремесленники не только передавали из поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.

Каналы социальной мобильности

В обществах с открытой системой стратификации существуют установившиеся каналы социальной мобильности. Например, получение высшего образования — простейший и довольно верный канат, двигаясь по которому человек из необразованной семьи может повысить свой статус и получить возможность заниматься квалифицированным престижным трудом. Девушки, стремящиеся выгодно выйти замуж, пытаются воспользоваться другим каналом мобильности — повысить свой статус через брак. Любой военный знает, что служба в отдаленных и опасных местах является каналом мобильности, потому что позволяет быстро дослужиться до высоких чинов.

В закрытых системах тоже существуют свои — очень тесные — каналы мобильности. Например, судьба Золушки из сказки Ш. Перро, крепостной актрисы Жемчуговой, ставшей графиней Шереметевой, говорят о том, что изредка были возможны головокружительные прыжки благодаря межсословному браку. Другим каналом могла быть духовная карьера: великий философ кардинал Николай Кузанский родился в бедной рыбацкой семье, но принял монашество, получил образование и приобрел высокий социальный статус, примкнув к высшему сословию. В царской России высшее образование автоматически влекло за собой получение личного дворянства.

Семейный капитал является важным фактором принадлежности к доминирующему классу. Он может иметь различные формы: крупные финансовые и промышленные предприятия, сеть экономических. политических, социальных и семейных отношений, привилегированный доступ к средствам культуры и т.д. Именно эти три основных элемента — значительное экономическое наследство, широкий круг отношений и существенная семейная поддержка — обеспечивают наличие политической и экономической власти у господствующих классов. Например, во Франции, отмечает Д. Берто, финансовая олигархия — ограниченное число семей — владеет и управляет фантастическими богатствами и имеет в обществе огромную власть. Эти люди связаны друг с другом деньгами и родством. Чаще всего члены доминирующего класса заключают браки между собой, учатся в одних и тех же школах или престижных университетах, входят в административные советы предприятий и т.д. Они не только стоят во главе экономики, но и
удерживают власть. Специалисты по истории банковского дела и олигархии указывают, что в течение последних 170 лет «во Франции деньги, а значит, и реальная политическая власть находятся в руках одних и тех же семейств с момента государственного переворота, приведшего к власти в 1799 г. Наполеона Бонапарта, переворота, который финансировался основоположниками государства». Чтобы быть в составе господствующего класса, лучше в нем родиться или заключить брак с представителем этого класса.

Специфика и важность социального капитала в российском обществе проявляются при анализе социального капитала, адекватное и эффективное использование которого является залогом успеха как молодых людей, так и всего общества.

Сравнительный анализ данных за последние 10 лет по овладению различными навыками в молодежной среде позволил сделать вывод о почти двукратном росте компьютерной грамотности, однако прошедшее время мало сказалось на увеличении распространенности практики вождения автомобиля или общения на иностранных языках — важных компетенциях в современном мире. При этом среди молодых людей сократилась популярность приобретения навыков вождения мотоцикла или пользования оружием (рис. 3).

Рис. 3. Динамика владения представителями российской молодежи различными навыками, %

Уверенность современной молодежи и се оптимизм проявляются в опенках своих жизненных перспектив и планов. В целом, как показали результаты исследования Института социологии РАН, проведенного в 2007 г., более половины молодых россиян устойчиво уверены в том, что смогут добиться большего, чем их родители. Из рис. 4 видно, что за последние 10 лет структура этих оценок практически не изменилась, а незначительная динамика отражает скорее некоторый рост оптимизма. В целом в 2007 г. 76 % (в 1997 г. — 68 %) российской молодежи уверены в том, что они способны по меньшей мере воспроизвести тот социальный статус, который имеют их родители, и лишь считаные проценты (2 %) думают, что им и это не под силу. К тому же доля таких молодых людей и девушек за последние 10 лет уменьшилась вдвое (рис. 4).

Рис. 4. Оценка молодыми россиянами своих жизненных шансов, %

В современной России бедные слои населения оказываются полностью исключенными из спектра возможностей получения качественного образования как основы дальнейшего жизненного успеха, а нуждающиеся и собственно малообеспеченные лишь в редких случаях могут оплачивать посещение детьми платных кружков или свое посещение платных курсов. Основными потребителями платных образовательных услуг оказываются благополучные слои населения. Иногда в подобной ситуации обвиняют самих малообеспеченных в том, что они просто не стремятся получить качественное образование и не делают для этого все возможное. Однако данные социологического исследования, проведенного ИС РАН в 2008 г., опровергают подобные утверждения. Как видно из рис. 21.5, основная масса не только малообеспеченных, но и бедных хотела бы получить качественное образование. Но на это у них гораздо меньше шансов, чем у благополучных.

Рис. 5. Наличие установки на получение хорошего образования в различных социальных слоях, % работающих их представителей: 1 — уже добились; 2- хотят, но пока не добились; 3 — хотелось бы, но вряд ли смогут добиться; не было в жизненных планах

Нереализованные возможности, недостигнутые цели многих россиян коррелируют с чувством несправедливости, которое они испытывают по отношению ко всему происходящему в современной России. Это чувство, свидетельствующее о нелегитимности в глазах россиян сложившегося в России миропорядка, сегодня испытывает подавляющее большинство (свыше 90 %) россиян; при этом 38 % испытывают его часто. Так как в российской культуре роль справедливости-несправедливости очень велика, эти показатели — очень серьезный «звонок». Более всего устойчивое чувство несправедливости всего происходящего вокруг испытывают представители возрастных групп старше 40 лет (свыше 40 %) и сельские жители (48 %).

Таким образом, путь в высшие сферы социальной иерархии нелегкий. Большое влияние на социальную мобильность оказывают конъюнктура (ситуация кризиса или экономического роста) и структура общества. Ответ на вопросы о мобильности дает анализ социальной организации. В закрытых обществах социальные классы закрыты для представителей других классов, социальная мобильность в них невозможна. В обществах, подобных нашему, классы более открыты, а но социальной лестнице можно подниматься или опускаться.

Некоторым индивидам из народной среды удается добраться до вершины социальной пирамиды даже в условиях жестко ограниченной системы социальной мобильности, поскольку играют свою роль индивидуальные факторы — воля, энергия, талант, семейная среда, удача. Однако индивиды из низших классов должны проявлять эти качества в большей мере, чем индивиды из привилегированных слоев, поскольку первые изначально имеют меньше преимуществ в плане экономического, культурного и социального капитала.

Каналы и механизмы социальной мобильности

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы — условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» — используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-кла- новые связи (действовали факторы домашнего воспитания, социального авторитета семьи, частной собственности, семейной поддержки в целом).

В традиционном обществе перечисленные каналы социальной мобильности использовались весьма широко. В современном же обществе роль некоторых из этих структур как каналов социальной подвижности снижается (например, церкви, семьи), но усиливается значение других каналов, в рамках которые отрабатываются новые формы социальной мобильности. Поэтому приведенный список следует конкретизировать, выделив в качестве каналов мобильности сферу финансово-банковской деятельности, техническое творчество, активность в области массовой информации и компьютерных технологий. Выделим также действие устойчивого в разные эпохи в разных странах канала повышения статуса представителей определенных слоев за счет причастности к теневой или криминальной деятельности. Ныне этот канал представлен как в развитом обществе (транснациональные мафиозные ассоциации в области распространения оружия, наркотиков и др.), так и в традиционном обществе (семейно-клановые и бандитские группировки).

Механизмы социальной мобильности

Указанные каналы социальной мобильности (за исключением криминального, притягивающего определенные социально-психологические типы людей), как правило, тесно переплетены между собой, т. е. они действуют одновременно, то конфронтируя, то дополняя друг друга. Взятые в целом, каналы социальной мобильности создают систему институционально-правовых требований, организационных возможностей, конкретных правил продвижения людей вверх или вниз по социальной лестнице, образуя, таким образом, сложные механизмы социального отбора людей на те или иные позиции и статусные роли. Совокупное действие этих механизмов на разных стадиях жизни человека облегчает ему возможность сохранения аскриптивного или достижения лучшего статуса, но положительный результат само по себе не гарантирует — используя эти механизмы, человек должен прилагать немалые собственные усилия, чтобы добиться лучшего.

В прошлом ведущими в этих механизмах оставались наследственно-сословные связи, что позволяло подавляющему большинству молодого поколения сохранять аскриптивное статусное положение. При этом сохранение высших аскриптивных статусов сопровождалось выполнением немалого числа социальных обязанностей. Переход из одного сословия в другое хотя и был затруднен, также оставался возможным. Так, в средневековом императорском Китае, в Российской империи представитель средних слоев (включая зажиточных крестьян, торговцев, детей священнослужителей) мог продвигаться на государственной службе при наличии высокого уровня образования.

Процесс обучения, овладение ребенком книжной премудростью во многом определялось семейными обстоятельствами. Но во время учебы и затем на службе многое зависело от самого человека — он должен был продемонстрировать лояльность к профессиональной среде, проявлять настойчивость, сообразительность. В других обществах роль школы и образования в смене статуса были ограничены, на первый план по значимости могла выйти либо армейская, либо религиозная среда. При этом оставались важными роль семьи, поддержка окружающих, личные качества самого человека.

Иллюстрацией сказанному может служить жизненный путь русского реформатора М. М . Сперанского (1772-1839). Будучи выходцем из семьи бедного сельского священника, получив образование в провинциальной семинарии, он рано обнаружил блестящие способности самостоятельного мышления, был трудолюбив, начитан, даровит. Все это выделяло его из круга семинаристов, что позволило церковному начальству рекомендовать его на службу к государственному вельможе, которому потребовался секретарь для деловой переписки. Вхождение в высший круг российской бюрократии вывело Сперанского на широкую дорогу государственного служения.

В условиях современного общества основной акцент в механизмах социальной мобильности переносится на образовательно-профессиональную подготовку, при этом повышается роль индивидуальных качеств человека, стремящегося улучшить свое положение. Рассмотрим процесс профессиональной селекции на примере научно-творческой деятельности. Чтобы общество признало молодого человека ученым, необходимо, хотя этого и недостаточно, наличие у него диплома о высшем образовании, который позволяет ему начать научную карьеру. Профессиональная среда тогда признает его научный статус, когда результаты его самостоятельной работы будет квалифицированы коллегами как значительные. При этом результаты его труда будут постоянно подвергаться придирчивому анализу. Сам он должен овладеть искусством вести научную полемику, находить сторонников, добиваться практического внедрения своих открытий. Должностное и квалификационное продвижение поможет ему утвердиться в профессиональной среде, в которой помимо официального статуса весьма важной предпосылкой становления человека как ученого выступает круг общения, единомышленники. Но главным фактором признания являются научные результаты, признанные широкими общественными кругами. На этом пути ученый должен обрести сторонников в практических сферах; ему не помешает известность среди широкой публики, достигнутая через СМИ. Члены семьи должны терпеливо помогать в его творческом развитии, не ожидая быстрой материальной отдачи и публичного признания. В совокупности все эти обстоятельства и составляют механизмы социальной селекции в сфере научно-исследовательской деятельности.

Таким образом, можно видеть, что «сито» многократного прохождения человеком через механизмы социального отбора было в прошлом и продолжает существовать ныне в любой сфере жизнедеятельности, особенно ужесточаясь в тех случаях, когда речь идет о возможности достижения относительно высокого положения в обществе. Указанные механизмы селекции не гарантируют безошибочного распределения всех людей по социальным стратам и позициям в соответствии с их реальными способностями. Однако взятые в целом, они позволяют более или менее удовлетворительно перераспределять социальную энергию, не допуская острой конфронтации и уравновешивая интересы разных групп.

Факторы социальной мобильности

Если каналы и механизмы социальной мобильности представляют собой наиболее устойчивые, массовые способы достижения или утраты нового статусного положения, то факторами мобильности выступают общие — исторические, социально-политические, культурные и др. — предпосылки, конкретные условия, стимулирующие действие указанных механизмов или ограничивающие их. Учет различных факторов позволяет более глубоко охарактеризовать процессы мобильности в той или иной ситуации, определить их характер в различных социальных средах. Иногда значение масштабного фактора накладывает отпечаток на место в социальной иерархии целой социальной группы. Когда говорят о «военном поколении», подразумевают влияние военного времени на жизненные установки и социальную активность определенной возрастной когорты.

На качества социальной мобильности конкретных групп и индивидов, как правило, воздействует множество факторов разного характера и масштаба: хозяйственно-отраслевые институты, этническая или религиозная среда, место жительства, возраст и пол человека, меняющего статус, и др. Например, для мобильности, связанной со вступлением в брак людей современного общества, характерна следующая тенденция: женщины чаще заключают брак с мужчинами, имеющими более высокое образование, профессиональную квалификацию, работающими на более высокой должности, в то время как для мужчин эта ситуация имеет обратный характер.

Еше одна закономерность, связанная с корреляцией между ранней социализацией людей и их последующей профессиональной активностью: выходцы из сельских поселений, из провинциальной, слабо дифференцированной среды демонстрируют в среднем меньший темп социального продвижения и более узкие возможности варьировать области приложения своего труда, чем выходцы из городских поселений, из урбанизированных центров.

Социальная мобильность может быть вертикальной и горизонтальной. При горизонтальной мобильности социальное перемещение индивидов и социальных групп происходит в иные, но равные по статусу социальные общности. Таковыми можно считать перемещение из государственных структур в частные, перемещение с одного предприятия на другое и т. п. Разновидностями горизонтальной мобильности являются: территориальная (миграция, туризм, переселение из деревни в город), профессиональная (смена профессии), религиозная (смена религии), политическая (переход из одной политической партии в другую).

При вертикальной мобильности происходит восходящее и нисходящее перемещение людей. Примером такой мобильности является понижение рабочих из «гегемона» в СССР до простого класса в нынешней России и, наоборот, подъем спекулянтов в средний и высший класс. Социальные перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими изменениями в социально-экономической структуре общества, появлением новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию более высокого социального статуса, а во-вторых, -- со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.

Для количественной характеристики социальной мобильности используют показатели ее скорости. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция и число страт (экономических, профессиональных, политических и т. п.), которые проходят индивиды в их движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Например, молодой специалист после окончания института может в течение нескольких лет занять должности старшего инженера или заведующего отделом и т. п.

Интенсивность социальной мобильности характеризуется числом индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном положении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов дает абсолютную интенсивность социальной мобильности. Например, за годы реформ в постсоветской России (1992-1998) до одной трети «советской интеллигенции», составлявшие средний класс Советской России, стали «челноками.

Совокупный индекс социальной мобильности включает в себя ее скорость и интенсивность. Таким путем можно сравнить одно общество с другим, чтобы выяснить, (1) в каком из них или (2) в какой период социальная мобильность по всем показателям выше или ниже. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной, политической и иной социальной мобильности. Социальная мобильность -- важная характеристика динамичности развития общества. Те общества, где совокупный индекс социальной мобильности выше, развиваются значительно динамичнее, особенно если этот индекс относится к управляющим слоям.

Социальная (групповая) мобильность связана с появлением новых социальных групп и влияет на соотношение основных социальных слоев, чей статус перестает соответствовать сложившейся иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали управляющие (менеджеры) крупных предприятий. На основе этого факта в западной социологии сложилась концепция «революции управляющих» (Дж. Бернхейм). Согласно ей, административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и вытесняя класс собственников средств производства (капитанистов).

Социальные перемещения по вертикали интенсивно идут во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по лестнице социальных статусов. Паление социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, теряюших свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание ценностей и норм, ранее сплачивавших их и определявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Маргиналы - это социальные группы, утратившие прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычной деятельностью, оказавшиеся неспособными адаптироваться к новой социокультурной (ценностной и нормативной) среде. Их прежние ценности и нормы не поддались вытеснению со стороны новых норм и ценностей. Усилия маргиналов для адаптации к новым условиям порождают психологические стрессы. Поведение таких людей отличается крайностями: они либо пассивны, либо агрессивны, а также легко преступают нравственные нормы, способны на непредсказуемые поступки. Типичный лидер маргиналов в постсоветской России -- В. Жириновский.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социальной структуры может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, события 1917 г. в нашей стране привели к низвержению старых правящих классов (дворянства и буржуазии) и быстрому подъему нового правящего слоя (коммунистической партийной бюрократии) с номинально социалистическими ценностями и нормами. Такая кардинальная замена высшего слоя общества всегда протекает в обстановке крайнего противостояния и жесткой борьбы.

Вопрос № 10 «Понятие социального института, его признаки»

Социальный институт в социологической интерпретации рассматривается как исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей; в более узком смысле -- это организованная система социальных связей и норм, призванная удовлетворить основные потребности общества, социальных групп и личности.

Социальные институты (insitutum -- учреждение) -- ценностно-нормативные комплексы (ценности, правила, нормы, установки, образцы, стандарты поведения в определенных ситуациях), а также органы и организации, обеспечивающие их реализацию и утверждение в жизни общества.

Все элементы общества связаны между собой общественными отношениями -- связями, возникающими междусоциальными группами и внутри них в процессе материальной (экономической) и духовной (политической, правовой, культурной) деятельности.

В процессе развития общества некоторые связи могут отмирать, некоторые -- появляться. Связи, которые доказали свою пользу для общества, упорядочиваются, становятся общезначимыми образцами и в дальнейшем повторяются из поколения в поколение. Чем стабильнее эти полезные для общества связи, тем устойчивее само общество.

Социальными институтами (от лат. institutum -- устройство) называются элементы общества, представляющие стабильные формы организации и регулировании общественной жизни. Такие институты общества, как государство, образование, семья и т.д., упорядочивают социальные отношения, регулируют деятельность людей и их поведение в обществе.

Основная цель социальных институтов -- достижение стабильности в ходе развития общества. В соответствии с этой целью выделяют функции институтов:

· удовлетворение потребностей общества;

· регуляция социальных процессов (в ходе которых обычно эти потребности удовлетворяются).

Потребности, которые удовлетворяются социальными институтами, многообразны. Например, потребность общества в безопасности может поддерживаться институтом обороны, духовные потребности -- церковью, потребности в познании окружающего мира -- наукой. Каждый институт может удовлетворять несколько потребностей (церковь способна удовлетворять собственно религиозные, моральные, культурные потребности), а одна и та же потребность -- удовлетворяться разными институтами (духовные потребности могут удовлетворяться искусством, наукой, религией и т.д.).

Процесс удовлетворения потребностей (скажем, потребление товаров) может институционально регулироваться. Например, существуют правовые ограничения на покупку ряда товаров (оружия, алкоголя, табака). Процесс удовлетворения потребности общества в образовании регулируется институтами начального, среднего, высшего образования.

Структуру социального института образуют:

· социальные группы и социальные организации, призванные удовлетворять потребности групп, личности;

· совокупность норм, социальных ценностей и образцов поведения, которые обеспечивают удовлетворение потребностей;

· система символов, регулирующих отношения в экономической сфере деятельности (торговая марка, флаг, бренд и т.д.);

· идеологические обоснования деятельности социального института;

· социальные ресурсы, используемые в деятельности института.

К признакам социального института относятся:

· совокупность учреждений, социальных групп, целью которых является удовлетворение тех или иных потребностей общества;

· система культурных образцов, норм, ценностей, символов;

· система поведения в соответствии с этими нормами и образцами;

· материальные и человеческие ресурсы, необходимые для решения задач;

· общественно признанная миссия, цель, идеология.

Рассмотрим признаки института на примере среднего профессионального образования. Оно включает в себя:

· преподавателей, чиновников, администрации учебных заведений и т.д.;

· нормы поведения студентов, отношение общества к системе профессионального образования;

· сложившуюся практику отношений между преподавателями и студентами;

· здания, аудитории, учебные пособия;

· миссию -- удовлетворение потребности общества в хороших специалистах со средним профессиональным образованием.

В соответствии со сферами общественной жизни можно выделить четыре основные группы институтов:

· экономические институты - разделение труда, собственность, рынок, торговля, заработная плата, банковская система, биржа, менеджмент, маркетинг и т.д.;

· политические институты -- государство, армия, милиция, полиция, парламентаризм, президентство, монархия, суд, партии, гражданское общество;

· институты стратификации и родства - класс, сословие, каста, половая дискриминация, расовая сегрегация, дворянство, социальное обеспечение, семья, брак, отцовство, материнство, усыновление, побратимство;

· институты культуры -- школа, высшая школа, среднее профессиональное образование, театры, музеи, клубы, библиотеки, церковь, монашество, исповедь.

Число социальных институтов не ограничивается приведенным списком. Институты многочисленны и разнообразны по своим формам и проявлениям. Крупные институты могут включать в себя институты более низкого уровня. Например, институт образования включает в себя институты начальной, профессиональной и высшей школы; суд -- институты адвокатуры, прокуратуры, судейства; семья -- институты материнства, усыновления и т.д.

Поскольку общество представляет собой динамичную систему, одни институты могут исчезать (например, институт рабства), а другие -- появляться (институт рекламы или институт гражданского общества). Формирование социального института называется процессом институционализации.

Институционализация -- процесс упорядочения общественных отношений, формирования стабильных образцов социального взаимодействия, основанного на четких правилах, законах, образцах и ритуалах. Например, процесс институционализации науки -- это превращение науки из деятельности одиночек в упорядоченную систему отношений, включающую в себя систему званий, ученых степеней, исследовательских институтов, академий и т.д.

Общества не остается незыблемой. В обществе происходит медленное или быстрое увеличение численности одного и сокращение численности другого социального слоя, а также подъем или снижение их статусов. Относительная устойчивость социальных слоев не исключает миграции индивидов по вертикали. По определению П. Сорокина, под социальной мобильностью понимается переход индивида, социальной общности, ценности из одного социального статуса в другой".

Социальная мобильность — это переход человека из одной социальной группы в другую.

Выделяются горизонтальная мобильность, когда человек переходит в группу, находящуюся на том же иерархическом уровне, что и предыдущая, и вертикальная , когда человек перемещается на более высокую (восходящая мобильность) или низкую (нисходящая мобильность) ступень в социальной иерархии.

Примеры горизонтальной мобильности : переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, переход из одной семьи в другую после распада брака, смена гражданства, переход из одной политической партии в другую, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность.

Примеры вертикальной мобильности : смена низкооплачиваемой работы на высокооплачиваемую, превращение неквалифицированного рабочего в квалифицированного, избрание политика президентом страны (эти примеры демонстрируют восходящую вертикальную мобильность), разжалование офицера в рядового, разорение предпринимателя, перевод начальника цеха на должность бригадира (нисходящая вертикальная мобильность).

Общества, где социальная мобильность высока, называют открытыми , а общества с низкой социальной мобильностью — закрытыми . В самых закрытых обществах (скажем, в кастовой системе) восходящая вертикальная мобильность практически невозможна. В менее закрытых (например, в сословном обществе) имеются возможности для перемещения наиболее амбициозных или удачливых людей на более высокие ступени социальной лестницы.

Традиционно институтами, способствовавшими выдвижению людей из «низких» сословий, выступали армия и церковь, где любой рядовой или священник при наличии соответствующих способностей мог достичь самого высокого социального положения — стать генералом или церковным иерархом. Еще одним способом подняться выше в социальной иерархии были выгодные женитьба и замужество.

В открытом обществе основным механизмом повышения социального статуса является институт образования. Даже представитель самых низких социальных слоев может рассчитывать на то, что он добьется высокого положения, но при условии, что он получит хорошее образование в престижном университете, продемонстрировав при этом высокую успеваемость, целеустремленность и высокие интеллектуальные способности.

Индивидуальная и групповая социальная мобильность

При индивидуальной социальной мобильности возможно изменение социального статуса и роли отдельного человека в рамках социальной стратификации. Например, в постсоветской России бывший рядовой инженер становится «олигархом», а президент превращается в богатого пенсионера. При групповой социальной мобильности изменяется социальный статус какой-то социальной общности. Например, в постсоветской России значительная часть учителей, инженеров, ученых стала «челноками». Социальная мобильность предполагает также возможность изменения социального статуса ценностей. Например, при переходе к постсоветским отношениям у нас возвысились ценности либерализма (свобода, предприимчивость, демократия и т. п.) и упали ценности социализма (равенство, исполнительность, централизм и т. п.).

Горизонтальная и вертикальная социальная мобильность

Социальная мобильность может быть вертикальной и горизонтальной. При горизонтальной мобильности социальное перемещение индивидов и происходит в иные, но равные по статусу социальные общности. Таковыми можно считать перемещение из государственных структур в частные, перемещение с одного предприятия на другое и т. п. Разновидностями горизонтальной мобильности являются: территориальная (миграция, туризм, переселение из деревни в город), профессиональная (смена профессии), религиозная (смена религии), политическая (переход из одной политической партии в другую).

При вертикальной мобильности происходит восходящее и нисходящее перемещение людей. Примером такой мобильности является понижение рабочих из «гегемона» в СССР до простого класса в нынешней России и, наоборот, подъем спекулянтов в средний и высший класс. Социальные перемещения по вертикали связаны, во-первых, с глубокими изменениями в социально-экономической структуре общества, появлением новых классов, социальных групп, стремящихся к завоеванию более высокого социального статуса, а во-вторых, — со сменой идеологических ориентиров, системы ценностей и норм, политических приоритетов. В этом случае наблюдается движение наверх тех политических сил, которые смогли уловить изменения в умонастроениях, ориентациях и идеалах населения.

Для количественной характеристики социальной мобильности используют показатели ее скорости. Под скоростью социальной мобильности понимается вертикальная социальная дистанция и число страт (экономических, профессиональных, политических и т. п.), которые проходят индивиды в их движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Например, молодой специалист после окончания института может в течение нескольких лет занять должности старшего инженера или заведующего отделом и т. п.

Интенсивность социальной мобильности характеризуется числом индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном положении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов дает абсолютную интенсивность социальной мобильности. Например, за годы реформ в постсоветской России (1992-1998) до одной трети «советской интеллигенции», составлявшие средний класс Советской России, стали «челноками.

Совокупный индекс социальной мобильности включает в себя ее скорость и интенсивность. Таким путем можно сравнить одно общество с другим, чтобы выяснить, (1) в каком из них или (2) в какой период социальная мобильность по всем показателям выше или ниже. Такой индекс может быть рассчитан отдельно по экономической, профессиональной, политической и иной социальной мобильности. Социальная мобильность — важная характеристика динамичности развития общества. Те общества, где совокупный индекс социальной мобильности выше, развиваются значительно динамичнее, особенно если этот индекс относится к управляющим слоям.

Социальная (групповая) мобильность связана с появлением новых социальных групп и влияет на соотношение основных , чей перестает соответствовать сложившейся иерархии. К середине XX столетия такой группой, например, стали управляющие (менеджеры) крупных предприятий. На основе этого факта в западной социологии сложилась концепция «революции управляющих» (Дж. Бернхейм). Согласно ей, административная страта начинает играть решающую роль не только в экономике, но и в социальной жизни, дополняя и вытесняя класс собственников средств производства (капитанистов).

Социальные перемещения по вертикали интенсивно идут во времена структурной перестройки экономики. Появление новых престижных, высокооплачиваемых профессиональных групп способствует массовому передвижению по лестнице социальных статусов. Паление социального статуса профессии, исчезновение некоторых из них провоцируют не только движение вниз, но и появление маргинальных слоев, теряюших свое привычное положение в обществе, утрачивающих достигнутый уровень потребления. Происходит размывание ценностей и норм, ранее сплачивавших их и определявших их устойчивое место в социальной иерархии.

Маргиналы - это социальные группы, утратившие прежний социальный статус, лишенные возможности заниматься привычной деятельностью, оказавшиеся неспособными адаптироваться к новой социокультурной (ценностной и нормативной) среде. Их прежние ценности и нормы не поддались вытеснению со стороны новых норм и ценностей. Усилия маргиналов для адаптации к новым условиям порождают психологические стрессы. Поведение таких людей отличается крайностями: они либо пассивны, либо агрессивны, а также легко преступают нравственные нормы, способны на непредсказуемые поступки. Типичный лидер маргиналов в постсоветской России — В. Жириновский.

В периоды острых социальных катаклизмов, коренного изменения социальной структуры может произойти почти полное обновление высших эшелонов общества. Так, события 1917 г. в нашей стране привели к низвержению старых правящих классов (дворянства и буржуазии) и быстрому подъему нового правящего слоя (коммунистической партийной бюрократии) с номинально социалистическими ценностями и нормами. Такая кардинальная замена высшего слоя общества всегда протекает в обстановке крайнего противостояния и жесткой борьбы.

Сущность социальной мобильности

Ранее мы уже отмечали сложность, многоуровневость социальной системы. Теория социальной стратификации (смотри предыдущий раздел "Социальная стратификация ") призвана описать ранговую структуру общества, основные ее особенности и закономерности существования и развития, выполняемые ею социально значимые функции. Однако очевидно, что, единожды получив статус, человек далеко не всегда остается носителем этого статуса на протяжении всей жизни. Например, статус ребенка, рано или поздно, теряется, а на смену ему приходит целый набор статусов, связанных с взрослым состоянием.
Общество находится в постоянном движении, развитии. Меняется социальная структура, сменяются люди, выполняющие те или иные социальные роли, занимающие определенные статусные позиции. Соответственно в постоянном движении находятся и индивиды как основные элементы социальной структуры общества. Для описаний этого перемещения индивида по социальной структуре общества и существует теория социальной мобильности. Ее автором является Питирим Сорокин, который в 1927 году ввел в социологическую науку понятие социальная мобильность .

В самом общем смысле под социальной мобильностью понимается изменение статуса индивида или социальной группы, вследствие чего он (она) изменяет свое положение в социальной структуре, приобретает новые ролевые наборы, изменяет свои характеристики на основных шкалах стратификации. Сам П. Сорокин определил социальную мобильность как любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую.

В процессе социальной мобильности происходит постоянное перераспределение индивидов в рамках социальной структуры в соответствии с существующими в этой системе принципами социальной дифференциации. То есть та или иная социальная подсистема всегда имеет фиксированный или закрепленный в традиции набор требований, которые предъявляются к желающим стать акторами этой подсистемы. Соответственно, в идеале, в наибольшей степени преуспеет тот, кто в большей степени соответствует этим требованиям.

Например, обучение в вузе требует от молодых людей и девушек усвоения учебной программы, при этом основным критерием выступает эффективность этого усвоения, что проверяется во время зачетной и экзаменационной сессий. Тот, кто не удовлетворяет минимальному уровню требований к его знаниям, теряет возможность продолжать обучение. Тот же, кто успешнее остальных усваивает материал, повышает свои шансы на эффективное использование полученного образования (поступление в аспирантуру, приобщение к научной деятельности, высокооплачиваемая работа по специальности). Добросовестное выполнение своей социальной роли способствует изменению к лучшему социального положения. Таким образом, социальная система стимулирует желательные для нее виды индивидуальной и коллективной деятельности.

Типология социальной мобильности

В рамках современной социологии выделяют несколько типов и видов социальной мобильности, которые призваны дать возможность полного описания всей гаммы социальных перемещений. В первую очередь, выделяют два типа социальной мобильности - горизонтальную мобильность и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое, но расположенное на том же социальном уровне. Например, смена места жительства, смена вероисповедания (в религиозно терпимых социальных системах).

Вертикальная мобильность - это переход из одного социального положения в другое со сменой уровня социальной стратификации. То есть, при вертикальной мобильности происходит улучшение или ухудшение социального статуса. В связи с этим выделяют два подтипа вертикальной мобильности:
а) восходящая мобильность - перемещение вверх по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, улучшение своего статуса (например, получение военным очередного звания, переход студента на старший курс или получение диплома об окончании ВУЗа);
б) нисходящая мобильность - перемещение вниз по стратификационной лестнице социальной системы, то есть, ухудшение своего статуса (например, урезание заработной платы, влекущее за собой смену страты, отчисление из ВУЗа за неуспеваемость, что влечет значительное сужение возможностей дальнейшего социального роста).

Вертикальная мобильность бывает индивидуальной и групповой.

Индивидуальная мобильность имеет место, когда отдельный член общества изменяет свое социальное положение. Он покидает свою старую статусную нишу или страту и переходит в новое состояние. К факторам индивидуальной мобильности социологи относят социальное происхождение, уровень образования, физические и умственные способности, внешние данные, место жительства, выгодный брак, конкретные поступки, которые зачастую могут сводить на нет действие всех предыдущих факторов (например, уголовное преступление, геройский поступок).

Групповая мобильность особенно часто наблюдается в условиях изменения самой системы стратификации данного общества, когда изменяется социальная значимость больших социальных групп.

Можно также выделить организованную мобильность , когда перемещение человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали социальной структуры санкционируется государством или является целенаправленной государственной политикой. При этом такого рода акции могут осуществляться как с согласия людей (добровольные наборы строительных отрядов), так и без него (урезание прав и свобод, переселение этнических групп).

Кроме этого, большое значение имеет структурная мобильность . Она обуславливается структурными изменениями всей социальной системы. Например, индустриализация обусловила значительный рост потребности в дешевой рабочей силе, что, в свою очередь, привело к значительной перестройке всей социальной структуры, которая позволила рекрутировать эту самую рабочую силу. К причинам, могущим вызвать структурную мобильность, можно отнести смену экономической структуры, социальные революции, смену государственного строя или политического режима, иностранную оккупацию, нашествия, межгосударственные и гражданские военные конфликты.

Наконец, в социологии выделяют внутрипоколенную (внутригенерационную ) и межпоколенную (интергенерационную ) социальную мобильность. Внутрипоколенная мобильность описывает изменения статусного распределения в рамках определенной возрастной группы, «поколения», что позволяет отслеживать общую динамику включения или распределения данной группы в социальную систему. Например, очень важной может быть информация о том, какая часть современной украинской молодежи обучается или прошла обучение в ВУЗах, какая часть хотела бы пройти обучение. Такая информация позволяет проводить мониторинг многих актуальных социальных процессов. Зная общие особенности социальной мобильности в данном поколении, можно объективно оценить социальное развитие конкретного индивида или малой группы, входящих в это поколение. Путь социального развития, который проходит индивид за свою жизнь, называется социальной карьерой .

Межпоколенная мобильность характеризует изменения социального распределения в разнопоколенных группах. Такой анализ позволяет проводить мониторинг долгосрочных социальных процессов, устанавливать закономерности осуществления социальной карьеры в различных социальных группах и общностях. Например, какие социальные слои в наибольшей или наименьшей степени подвержены восходящей или нисходящей мобильности? Объективный ответ на такой вопрос позволяет раскрыть способы социального стимулирования в отдельных социальных группах, особенности социальной среды, обуславливающие стремление (или его отсутствие) к социальному росту.

Каналы социальной мобильности

Каким же образом в рамках отличающейся стабильностью социальной структуры общества происходит социальная мобильность , то есть перемещение индивидов по этой самой социальной структуре? Очевидно, что такое перемещение в рамках сложно организованной системы не может происходить спонтанно, неорганизованно, хаотично. Неорганизованные, спонтанные перемещения возможны только в периоды социальной нестабильности, когда социальная структура расшатывается, теряет стабильность, разрушается. В стабильной социальной структуре значимые перемещения индивидов происходят в строгом соответствии с развитой системой правил таких перемещений (стратификационная система). Чтобы изменить свой статус, индивид чаще всего должен не только иметь на то желание, но и получить одобрение со стороны социального окружения. Только в этом случае возможно действительное изменение статуса, что будет обозначать изменение индивидом своей позиции в рамках социальной структуры общества. Так, если юноша или девушка решат стать студентами определенного ВУЗа (приобрести статус студента), то их желание будет лишь первым шагом на пути к статусу студента этого ВУЗа. Очевидно, что кроме личного стремления важно и соответствие абитуриента тем требованиям, которые предъявляются ко всем, кто изъявил желание проходить обучение по данной специальности. Только после подтверждения такого соответствия (например, во время вступительных экзаменов) соискатель добивается присвоения ему желаемого статуса - абитуриент становится студентом.
В современном обществе, социальная структура которого весьма сложна и институциализирована , большинство социальных перемещений связано с определенными социальными институтами. То есть большинство статусов существуют и имеют значение только в рамках конкретных социальных институтов. Статусы студента или преподавателя не могут существовать в отрыве от института образования; статусы врача или пациента - в отрыве от института здравоохранения; статусы кандидата или доктора наук - вне института науки. Отсюда возникает представление о социальных институтах как своеобразных социальных пространствах, в пределах которых происходит большая часть изменений статусов. Такие пространства и получили название каналов социальной мобильности.
В строгом смысле под каналом социальной мобильности понимаются такие социальные структуры, механизмы, способы, которые могут быть использованы для осуществления социальной мобильности. Как было сказано выше, в современном обществе чаще всего в качестве таких каналов выступают социальные институты. Основное значение имеют органы политической власти, политические партии, общественные организации, экономические структуры, профессионально-трудовые организации и союзы, армия, церковь, система образования, семейно-клановые связи. Большое значение сегодня имеют и структуры организованной преступности, которые обладают собственной системой мобильности, но часто оказывают сильное влияние на «официальные» каналы мобильности (например, коррупция).

В своей совокупности каналы социальной мобильности действуют как целостная система, дополняя, ограничивая, стабилизируя деятельность друг друга. В результате можно говорить об универсальной системе институционально- правовых процедур перемещения индивидов по стратификационной структуре, которая представляет собой сложный механизм социального отбора. В случае любой попытки индивида улучшить свое социальное положение, то есть повысить свой социальный статус, он будет в той или иной степени «протестирован» на соответствие предъявляемым к носителю данного статуса требованиям. В качестве такого «испытания» могут выступать формальные (экзамен, тестирование), полуформальные (испытательный срок, собеседование) и неформальные (решение принимается исключительно в силу личных склонностей тестирующих, но на основе их представлений о желательных качествах испытуемого) процедуры.
Например, для поступления в ВУЗ необходимо сдать вступительные экзамены. Но для того, чтобы быть принятым в новую семью, нужно пройти длительный процесс знакомства с существующими правилами, традициями, подтвердить свою лояльность по отношению к ним, получить одобрение главенствующих членов этой семьи. Очевидно, что в каждом конкретном случае присутствует как формальная необходимость соответствовать определенным требованиям (уровень знаний, специальная подготовка, физические данные), так и субъективная оценка усилий индивида со стороны испытующих. В зависимости от ситуации большее значение имеет либо первая, либо вторая компонента.