Икт для детей развития речи. «Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ОНР» (из опыта работы)

В современных условиях при широком внедрении новых информационно-коммуникационных технологий актуальной остаётся проблема развития речи дошкольника. Ведь от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.

Думаю, многие согласятся с тем, что современные дети мало проявляют интереса к художественной литературе, их диалоговая речь не отличается особой выразительностью, ограничивается простыми односложными предложениями. Из-за неразвитости речи, бедного словарного запаса у детей часто пропадает интерес к занятиям по развитию речи, отсутствует учебная мотивация.

В таких условиях нам в помощь приходят современные компьютерные технологии, как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Из всего многообразия компьютерных программ предлагают:

1. Развивающие программы мультимедийного издательства «Новый диск», куда входит программно-методический комплекс (ПМК) по «Развитию речи». ПМК используется в работе на занятиях по развитию речи и подготовке к обучению грамоте, на логопедических занятиях и в коррекционной работе с детьми.

2. Программа «Готовимся к школе» с Зайкой Всезнайкой». Кроме компьютерного диска с заданиями в продукции содержатся наглядные пособия-карточки с яркими картинками, песенками, которые помогают ребёнку быстрее закреплять полученный материал.

3. Интерактивные DVD - это замечательный продукт из серии «Чудо-малыш - Учись как в сказке», состоит из 5 интерактивных DVD дисков. Интерактивные диски DVD комплектуются аудиодиском с записью текстов сказок. После каждой мульт-сказки предлагаются интерактивные упражнения, соответствующие возрасту детей.

3. Система мультимедийных презентаций - одна из составляющих ИКТ на занятиях. Наиболее доступным средством для собственных компьютерных обучающих продуктов является программа Power Point - мастер создания презентаций.

4. Компьютерные игры-серии «Маленький гений» издание БУКА.

5. Широкие возможности раскрываются благодаря использованию интернет-ресурсов.

Идя в ногу со временем, педагоги нашего детского сада применяют технологии с использованием компьютера и специальных развивающих программ.

Из-за невозможности приобрести предлагаемые DVD диски, мы активно используем Интернет-ресурсы, подбираем игры, очень интересны для детей игры — презентации с использованием загадок, ребусов, кроссвордов, соответствующие возрасту и содержанию из других DVD-дисков. Для повышения моего профессионального уровня приобрела DVD диск «Развиваем и исправляем речь ребёнка». Изучив его, предложила детям некоторые игровые упражнения на развитие фонематического слуха, слоговой структуре слова. Предварительно провела консультацию с родителями «Ребёнок и развивающие игры», после чего порекомендовала ряд игровых заданий родителям для занятий с детьми дома. С одной стороны дети в детском саду получают знания, а в домашних условиях идет закрепление материала - это вдвойне полезно. Так у детей повысился интерес к обучению, активизировалась речевая и познавательная активность, повысилось качество усвоения программного материала.

Изучив диски с игровыми заданиями, организовали экскурсию к компьютеру с целью обогащения представлений детей о нём.

Мультимедия «Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия» рекомендуется для возраста 7 — 12, поэтому отобрали некоторые развивающие игры: «Времена года», «Составь цепи питания», «Орудия труда», «Что лишнее» и другие. Игры проводили в паре. Благодаря заданиям проводилась большая словарная работа, работа над формированием грамматически правильной речи с использованием фрагментов иллюстраций.

Хорошо зарекомендовал себя «Сказочный учебник для дошкольников», программа издательства «Новый диск». Он включает в себя 11 сказок. Знакомство с этими сказками происходило по подгруппам, по 4-5 человек. Подгруппы формировались по дифференцированному принципу. Детям предлагались разнообразные задания. Такие как «Опиши картинку», «Поможем Снегурочке», «Составь рассказ», «Приготовим варенье», «Найди медвежонка» и другие. Детям по ходу сказки предлагались задания от различных героев (гномика Тирли, Феи, Дракоши, Хвастуна) дети отвечали, а затем сравнивали с данными в игре ответами. В ходе выполнения некоторых заданий выяснилось, что у детей есть свои интересные варианты. Это говорит о развитии воображения детей и о неплохом словарном запасе. Когда описывали картинку, дети выбирали разные способы:по одному, цепочкой. Данная работа показала, что детям нравится эта игровая форма, что усиливает творческую активность детей.

Интересна и занимательна электровикторина «Родная речь». Данная игра развивает звуковую культуру речи, фонематический слух, совершенствует навыки анализа слов. На первом этапе познакомила детей с правилами и вариантами игры. Вначале дети играли индивидуально в присутствии воспитателя, затем в паре, подгруппами.

После того, как дети хорошо усвоили правила, предложила игру с усложнением: найти не только правильный ответ, но, вытянув игровой жетон, справиться с предложенным заданием: ответить ещё на один вопрос, объяснить свой ответ; ответить на любой вопрос по желанию.

Наблюдая за детьми, пришла к выводу: что необходимо подбирать карточки, используя дифференцированный подход, так как некоторые дети читают, им не составляет труда справиться с заданиями, требующими знания букв.

Но такие дети, играя в паре со сверстником, не знающим букв, помогают ему, объясняя свой выбор. Такое общение детей способствует развитию диалогической речи, пополнению словарного запаса детей, повышению интереса к обучению.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно - воспитательных целях в дошкольных учреждениях следует строить с учётом здоровьесберегающих технологий. Поэтому в своей работе придерживаемся таких правил:

1. Занятия проводим непродолжительными по времени - 10-15 минут, в дни наиболее высокой работоспособности - вторник, среда, четверг.

2. Не чаще 3 раз в неделю;

3. Следим за осанкой ребёнка;

4. Проводим физминутки, гимнастику для глаз после работы с компьютером.

Формы использования компьютера в качестве обучающего средства различны. Это работа со всеми детьми, подгруппами, индивидуально.

В своей работе по развитию речи с применением ИКТ используем следующие варианты:

  • Составление предложений из слов по картинке, опорным словам;
  • для развития фонематического слуха - выделение картинок на заданный звук, «Найди 2 предмета с одного звука»;
  • для развития навыков фонематического анализа — «Подбери слово к схеме», «Найди картинку», «Выбери картинку в названии которой 5 звуков»;
  • развитие слухового внимания, дифференциация неречевых звуков-игра «Угадай, что звучит»;
  • Рассказы по цепочке;
  • «Познавательные беседы Тётушки Совы. Прослушав и просмотрев, затем беседуем на различные темы: о безопасности, правилах поведения, этикете.
  • Используя вышеперечисленные варианты подбирали материал разной степени сложности,учитывая зону ближайшего развития.

Особое внимание в применение ИКТ уделяем мультимедийным средствам.Мультимедийные презентации мы создаём и подбираем в соответствии с комплексно-тематическим планом.В процессе работы мною были составлены презентации с элементами игры «Занимательные рассказы», «Осень в произведениях русских художников», «Угадай какая сказка».

В рамках тематической недели «Сказки», мы решили активно применить ИКТ, причём не только на подгрупповых занятиях с детьми, но и в индивидуальной работе (работе на компьютере), а также в работе со специалистами ДОУ. С воспитателем ИЗО дети познакомились с творчеством художника Васнецова через показ слайдов репродукций «Три богатыря», «Иван царевич на сером волке», «Алёнушка», «Сивка-бурка», «Ковёр-самолёт», рисовали сказки на выбранную тему, рассказывали о своих героях.

На музыкальном занятии прослушали отрывки из произведений «Баба Яга» П.Чайковского, «В пещере горного короля» Э. Грига, «Колдун», «Океан море синее» Н.Римского-Корсакого и другие. После просмотра музыкальных произведений дети смотрели иллюстративный материал на слайде, делились впечатлениями от услышанного, обыграли сказочного героя, его действия.

В процессе данной работы дети стали более самостоятельными, общительными. Многие дети перестали стесняться задавать вопросы, у них обогатился активный словарь.

Данная работа интересна всем участникам. Результат, который мы получили, ещё раз доказывает эффективность применения и использования ИКТ в развитии речи детей.

Безверхова Н.В., воспитатель 2 младшей группы «Ромашка»

МБДОУ БГО ЦРР ДЕТСКИЙ САД № 18.

Выступление на педагогический совет.

Тема: «Использование современных информационных коммуникационных технологий в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Выполнила:

воспитатель

подготовительной к школе группы

Паршикова Е.А.

Борисоглебск

Для решения задач по развитию речи дошкольников педагогу необходимо использовать в практике разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, а также применять современные образовательные технологии, включая информационные и цифровые образовательные ресурсы, которые помогают эффективно осуществить воспитательно-образовательную работу с дошкольниками.

С детьми ИКТ я использую в процессе ООД по развитию речи в качестве современного наглядного материала.

ООД с использованием ИКТ может быть:

Фронтальной;

Индивидуальной;

Групповой .

Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Так как ИКТ имеет ряд преимуществ.

ИКТ имеют ряд преимуществ:

Практика показывает, что предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход;

Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала.

ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;

Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;

Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;

В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, у него повышается самооценка.

В случае применения ИКТ нужно выполнять следующий ряд требований:

При использовании компьютера на занятиях с детьми 5–7 лет необходимо проводить в течение дня не более одного такого занятия. Возможно их применение не более трех раз в неделю в дни большей работоспособности: во вторник, в среду и в четверг.

После завершения занятия с детьми проводится гимнастика для глаз.

Продолжительность непрерывной работы за компьютером на развивающих занятиях в виде игры: для детей 5 лет должна не превышать 10 минут, а для детей 6–7 лет 15 минут.

Положение экрана видеомонитора должно соответствовать уровню глаз или быть немного ниже, но находится на расстоянии не ближе 50 см.

Ребенок, который носит очки, должен работать за компьютером в них.

На занятиях детей с компьютером обязательно должен присутствовать воспитатель .

В нашей группе формируется банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ для работы воспитателя в развитии речи детей по следующим направлениям:

1. Воспитание звуковой культуры речи.

2. Формирование лексико-грамматических средств языка: формирование морфологической стороны речи (изменение слов по родам, числам, падежам), способов словообразования и синтаксиса (освоение разных типов словосочетаний и предложений), развитие словаря.

3. Развитие связной речи (диалогической и монологической речи).

4. Подготовка детей к обучению грамоте.

Приведём примеры использования ИКТ по каждому направлению работы.

Опыт использования ИКТ в развитии речи детей.

1. Работу над ЗКР начинаю с восприятия неречевых звуков, аудио-техника помогает воссоздать необходимые слуховые ассоциации, например такие: «вода капает», «часы тикают», «молоток стучит» и т.д. Для развития дикции, правильное звукопроизношение использую скороговорки, представленные в виде мнемотаблиц.

2. Для активизации и обогащения словаря использую электронный вариант картинок «Противоположности», данная игра учить ребёнка не путать противоположные понятия (антонимы). Интерактивная игра «Путешествие Тани» позволяет формировать умение называть действия героев, увеличивает глагольный словарь. Для отработки употребления предлогов в самостоятельной речи используется интерактивная игра «Где птичка?». Отдельного внимания заслуживают игры направленные на формирование грамматических представлений - навыков словоизменения и словообразования. Примером таких игр, являются игры «Назови ласково», «Один-много» по лексическим темам: «Деревья», «Грибы», «Дикие и домашние животные», «Домашние птицы», «Зимующие и перелётные птицы», «Овощи и фрукты», «Цветы и ягоды».

3. Развитие связной речи.

При составлении описательных рассказов использую опорные картинки в виде слайдов презентации. При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стихов использую электронный вариант мнемотаблиц.

Очень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов.

4. Для овладения элементами грамоты мы используем электронный вариант пособия Е.В. Колесниковой «Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет», а так же интерактивный тренажер «Учим гласные звуки и буквы (звуки [а] [у] [о])», «Собери слово по слогам», «Звукарик», включающий в себя такие игры как «Найди слова с заданным звуком», «Твёрдый-мягкий», «Измерь слово», «Гусеница», «Подбери слова».

Эти игры помогают, упражнять детей в выборе слов с заданным звуком, развивать умение дифференцировать согласные звуки на твёрдые и мягкие, упражнять в определении первого и последнего звука в слове, развивать навыки звукового анализа слов, дифференциации звуков на гласные, твёрдые и мягкие согласные.

Так же используем электронный вариант пособия Н.П. Кочугова «Звуки и буквы. Картинный материал для усвоения слоговой структуры слова».

Таким образом, использование ИКТ позволяет проводить занятия:

На высоком научно-познавательном, эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка);

Обеспечивает наглядность;

Позволяет использовать большое количество дидактического материала, в целом, способствует повышению качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Список литературы:

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.

2. Легачева Е. Н., Кочелакова О. Д. Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий // Молодой ученый. - 2016. - №7. - С. 666-669.]

«Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников»

Воспитатель

В настоящее время в системе дошкольного образования произошли значительные перемены, связанные с введением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса. Изучив педагогическую литературу и передовой опыт, у меня возник вопрос – эффективно ли использовать ИКТ в процессе развития речи детей дошкольного возраста? Так родилась тема моего опыта: «Информационно-коммуникационные технологии как средство развития речи дошкольников».

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования ёловой, И. Пашелите, Б. Хантер и др.). Важность и необходимость внедрения ИКТ - технологий в процесс обучения отмечаются международными экспертами во «Всемирном докладе по коммуникации и информации 1999 – 2000 годы», подготовленном ЮНЕСКО и изданным в конце прошлого тысячелетия агентством «Бизнес-Пресс».


Для меня, как воспитателя, ИКТ полезны для п овышения профессиональной компетентности через сеть Интернет (это поиск информации, обмен опытом работы и дистанционное обучение). Ведения электронного портфолио, документации. Проведения методической работы: консультаций, семинаров.

Я использую ИКТ в процессе совместной коммуникативной деятельности с детьми в качестве современного наглядного материала. Еще заметил: «Детская природа требует наглядности». Но часто возникают проблемы. Где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать? Имеющийся в детском саду наглядный материал устаревает. А приобретение нового требует немалых материальных затрат. Изготовление своими руками требует наличия способностей, да и не всегда соответствует необходимым требованиям к наглядности. Необходимость в повышении качества наглядного материала – самая веская причина задуматься об использовании компьютерных технологий. Эти технологии представляют для меня большой интерес и являются дополнительным набором возможностей в развитии речи воспитанников. В поисках новых путей и методов организации коммуникативной деятельности, я обратилась к стандартным средствам Microsoft Office, а именно, к программе PowerPoint.

Совершенствование образовательного процесса при помощи ИКТ в работе с детьми, определяет актуальность данной проблемы. Основная идея моего педагогического опыта заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка. Осуществление, которой я вижу через решение следующих задач :

изучить нормативные документы, психолого-педагогическую литературу по вопросу использования ИКТ в работе с дошкольниками;

обосновать формы и методы работы при использовании ИКТ в коммуникативной деятельности с детьми;

использовать средства ИКТ для взаимодействия с родителями по вопросам развития речи детей;

создать банк компьютерных дидактических и методических материалов по использованию ИКТ в работе воспитателя.

Конструирование образовательной деятельности с детьми с использованием ИКТ требует соблюдения определенных дидактических принципов, которые я сегодня наполняю новым содержанием.

Принцип активности ребенка в процессе обучения был и остается одним из основных в дидактике. Используя ИКТ, я стимулирую познавательную активность детей, тем самым, повышая интерес к занятиям за счет новизны, реалистичности и динамичности изображения, использования анимационных эффектов.

Руководствуясь принципом научности, педагогической целесообразности я преследую одну цель – помочь детям усвоить реальные знания, правильно отражающие действительность. ИКТ дают мне возможность представлять в мультимедийной форме реалистичные, не искаженные информационные материалы (репродукции картин, фотографии, видеофрагменты, звукозаписи). Я думаю, что вы со мной согласитесь что, различные игры и презентации, находящиеся в открытом доступе в сети Интернет не всегда соответствуют по своему содержанию этим принципам. Поэтому я стараюсь быть особо внимательной при отборе материала.

Реализуя принцип доступности, я отбираю наглядный материал, формы и методы организации образовательной деятельности, чтобы они соответствовали уровню подготовки детей, их возрастным особенностям.


Принцип систематичности и последовательности обучения состоит в том, что усвоение учебного материала идет в определенном порядке, системе. Мультимедийные презентации я создаю и подбираю в соответствии с комплексно-тематическим планом.

Принцип наглядности. Именно дошкольникам, с их наглядно-образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. В связи с этим, я в своей работе использую мультимедийные презентации - это программа, которая может содержать текстовые материалы, фотографии, рисунки, слайд-шоу, звуковое оформление и дикторское сопровождение, видеофрагменты и анимацию, трехмерную графику. Использование презентационных инструментальных средств позволяет мне, привнести эффект наглядности в занятия и помогает детям усвоить материал быстрее и в полном объеме.

Образовательная деятельность с использованием ИКТ является комплексной, так я сочетаю традиционные и компьютерные средства обучения, а также интеграцию образовательных областей.

Я считаю, что использование в работе мультимедийных презентаций, предотвращает утомление детей, поддерживает у них познавательную активность, повышает эффективность моей работы в целом. Их применение на занятиях по развитию речи интересно детям и, что немаловажно, мне самой. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при групповой работе с детьми.

Начиная работу по данной теме, предполагаю достичь следующие результаты:

1. Расширятся представления воспитанников об окружающем мире, обогатится словарный запас.

2. Дети более логично и последовательно будут излагать свои мысли, более глубоко понимать значения слов.

3. Сформируется умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.

4. Дети будут использовать в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявят желание самостоятельно создавать их.

5. Использование данных приемов позволит поэтапно подвести ребенка к индивидуальному сочинению стихов, загадок, сказок.

6. В данном подходе оправдают себя предусмотренная взаимосвязь групповых и подгрупповых, совместных и индивидуальных форм организации работы с детьми.

Работая по данной теме мною создан банк мультимедийных презентаций по следующим направлениям работы: формирование произношения; развитие фонема тического восприятия, овладение элементами грамоты; для развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка; развитие связной речи; развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания; здоровьесберегающие технологии.

Работу по развитию фонематического слуха у дошкольников я начала с развития восприятия неречевых звуков, для этого в соответствии с комплексно-тематическим планом подобрала презентации: «Подарки Деда Мороза», «Звуки дома», «Инструменты» и др. Они не только демонстрируют какие-то явления или предметы, но и воссоздают необходимые слуховые ассоциации, например такие как: «вода капает», «дверь скрипит», «стучит молоток».

Особенно необходимы, на мой взгляд, презентации для развития и обогащения словаря, формирование лексико-грамматических средств языка развития словаря, формирования навыков словообразования . Так появились презентации по лексическим темам: «Детская одежда», «Головные уборы», «Посуда», «Мебель», «Каждой вещи свое место», «Профессии», которые знакомят детей с предметами и их назначением. По лексической теме: «Профессии» мы вместе с родителями создали презентацию в помощь каждому ребенку для составления рассказа о профессии своего родителя. Это форма работы была показана на родительском собрании.

Для формирование произношения, развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, ознакомления детей с готовыми художественными образцами родного языка я использовала методику разучивания скороговорок в игровой форме.

Мной были разработаны мультемидийные презентации «Скороговорки от Егорки». Материал предлагается детям в доступной (игровой) форме, представляет собой систему и хорошо усваивается. Яркие, объемные картинки, расставленные в последовательности согласно тексту, привлекают внимание детей и помогают легко и быстро запомнить содержание скороговорки.

Проделанная работа расширила представления детей о художественных средствах языка, обогатила словарный запас, позволила плавно перейти к следующему шагу на пути к формированию навыков творческого рассказывания.

Для развития умения соотносить образные обороты речи с предметом, я использовала методику отгадывания и сочинения загадок с использованием картинок.

Мной были разработаны мультимедийные презентации «Овощи», «Фрукты». Игровая форма которых пробуждает у детей интерес к заданию, способствует ориентировки в окружающем, использованию слов, относящихся к разным частям речи . Воспитанники стали активно употреблять антонимы , узнали и запомнили много загадок, научились понимать и соотносить изображаемое на картинках с содержанием текста. Были сделаны первые шаги по сочинению собственных загадок.

Для обучения детей поддерживать беседу, инициативно высказываться, задавать вопросы, обобщать в речи свои знания и представления об окружающем я использую методику «Отгадывание загадок с использованием игры «Да-нет». Если загадка отгадана верно, то на экране появляется картинка-отгадка.

Мультимидийный образ оказался очень эффективным, привлек внимание детей, способствовал созданию позитивной атмосферы, проявлению инициативности во время игры. Дети приобрели опыт правильного построения вопросов, совершенствования точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря в процессе отгадывания загадок.

В своей работе по развитию связной речи, совершенствованию структуры предложения, формированию умения точно излагать свои мысли, высказываться и рассуждать в форме небольшого текста-описания или повествования я использую красочные мультимедийные презентации по рассказам Сутеева, Л. Бондаренко, А. Дементьева.

Красочные картинки на юмористические темы на экране активизировали стремление детей к импровизации, в результате чего дети научились составлять короткие сюжетные рассказы, опираясь на наглядно представленную ситуацию. Стали использовать в речи предложения разной структуры.

Составление описательных рассказов по предметным, сюжетным, пейзажным картинам и натюрморту, представленных в большом формате, позволяет воспитанникам рассмотреть художественное произведение более четко, учит детей правильно понимать содержание, точно передавать сюжет, самостоятельно и целесообразно использовать языковые средства. Для этого мной подобраны произведения русских художников классиков по временам года и сказкам. Собранный мультимедийный материал широко используется коллегами детского сада.

Осознавая, как важно учить детей не только видеть то, что изображено на картинке, но и вообразить предыдущие и последующие события, я использую сочинение небольших сказок по открыткам с различными сюжетами, но делаю это в интересной для современных детей мультимедийной форме.

Накануне новогоднего праздника во время рассматривания поздравительных открыток ребятам было предложено придумать по ним сказку. Первые сюжеты появились как отклик на воспринимаемую картинку. У некоторых детей получились короткие сказки, в которых я начинала предложение, а они заканчивали. У других сказка получилась почти без моего участия.

Аналогичная работа была проведена по темам согласно комплексно-тематическому плану: домашние и дикие животные, мамы и их детеныши, зимние развлечения, морские обитатели и т. д.

Таким образом, детьми был приобретен опыт по сочинению сказок-импровизаций. Сюжеты, которых воплотились в игре драматизации.

Развитие связной речи очень эффективно осуществляется через такую форму работы как составление рассказов из личного опыта. Воспитанники с удовольствием составляют короткие рассказы по сюжетам семейных фотографий. Из собранных фотоматериалов, сделана презентация «Наше лето».

С целью профилактики зрительного утомления детей после просмотра презентаций я предлагаю детям выполнить комплекс упражнений для глаз. Для большей привлекательности провожу их в игровой форме.

Использование электронных физкультминуток для глаз снимает зрительное утомление и повышает настроение.

Использование презентаций играет важную роль в психолого-педагогическом просвещении родителей моих воспитанников. На одной из встреч клуба «Заботливые родители» во время проведения консультации о важности роли совместных игр в развитии речи дошкольников были представлены разработанные мной схемы-опоры сочинения загадок. Важность совместных игр со словами и рифмами как своеобразное экспериментирование и условие развития речи детей была принята родителями, они были настолько заинтересованы предложенным материалом, что с удовольствием совместно с детьми сочиняли загадки по предложенным схемам. Семейные схемы-загадки вошли в мультимедийный и печатный сборник «Загадки от гномиков», который представлен педагогическому коллективу детского сада и вошел в методическую копилку.

На одном из собраний клуба «Заботливые родители» в качестве одной из форм совместной деятельности после просмотра части мультфильма родителям было предложено вместе с ребенком придумать свой конец незаконченной истории. Все сказки получились индивидуальны, с неожиданным сюжетом. Работы напечатаны в сборнике «Наши сказки», по некоторым подготовили показ кукольного театра, в рамках недели театрализованной деятельности.

В следующем учебном году я конечно продолжу работу в данном направлении по авторской методике заслуженного учителя РФ «Игра-путешествие «К себе в гости». Мои воспитанники станут на год старше, и я уверенна, что их увлечет яркое и красочное путешествие, которое откроется перед ними на экране.

Эффективность использования информационно-коммуникационных технологий в развитии речи дошкольников доказывают полученные результаты за последние 2 года.

font-size:14.0pt;line-height:150%"> Наблюдая за своими воспитанниками, я с уверенностью могу сказать, что знания, полученные в детском саду , помогут им быть успешными в школе, а чистая, правильная речь придаст им уверенности.

Накопленный опыт по работе с ИКТ позволяет сделать вывод что, использование ИКТ в коммуникативной деятельности позволяет повысить эффективность работы по развитию речи, оптимизировать образовательный процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями речи, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.

Подводя итог, постараюсь обосновать основные положения.

Применение ИКТ усиливает:

· положительную мотивацию обучения;

· активизирует познавательную деятельность детей;

·

Использование ИКТ позволяет проводить образовательную деятельность на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (фотографии, анимация, музыка); обеспечить наглядность; привлечь большое количество дидактического материала; способствует повышению качества образования.

Говоря о перспективе, я планирую освоить другие компьютерные программы. «ПервоЛого» - это открытая творческая среда, «компьютерный альбом», разработанный специально для дошкольников позволяющий в полном объеме реализовать применение современных информационных и коммуникационных технологий в рамках занятий по обучению грамоте и развитию речи, навыков общения и творческих способностей детей.

С появлением интерактивной доски у меня появится возможность более «плотно» использовать некоторые специфические интерактивные возможности создавая презентации в среде специального программного обеспечения , входящего в комплект интерактивных досок.

Список использованной литературы.

Нормативно-законодательные документы:

1. Закон Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об образовании».

2. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.01 года № 000.

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.01.01 года № 000 «Об утверждении и введение в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 000 «Об утверждении федеральных государственных требованиях к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования»

5. Федеральный закон от 01.01.2001 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Методическая литература:

1. Антошин работать на компьютере. М.: Айрисс-пресс, 2008.

2. , Поддьяков информационные технологии в дошкольном образовании. М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1998.

Журнал «Управление ДОУ». №6 2008г

3. Иванова ИКТ – компетентности педагогов. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения». №12 2009

4.Ковалько технологии: школьник и компьютер. М., 2007.

5. 33 игры для развития глагольного словаря дошкольников. С.-П.: Каро,2005.

6. Арушанова и речевое общение дошкольников. Формирование грамматического строя речи. М., 2005.

Интернет-ресурсы:

1. www . iteach . ru

2. http :// www . solnet . ee

3. http :// www . detsat . ru

4. http : // sch 1 38. ***** /Infomatic/ PowerPoint/L 1. htm

5. http:// http://www. *****

6. http:// festival.1 ***** / articles

Использование информационно-коммуникационных технологий на занятиях по развитию речи в детском саду

Кива Ирина Юрьевна , учитель-логопед,
МОУ детский сад № 278 , Волгоград

В своей практике по работе с детьми я также использую электронный учебник, который можно найти в системе Интернет на сайтах для дошкольных учреждений или составить самим.

Детский электронный учебник или детская электронная книга (ДЭК) имеет ряд принципиальных отличий от книги, изготовленной типографским способом:

1. Возможность мультимедиа
2. Обеспечение виртуальной реальности
3. Высокая степень интерактивности
4. Возможность индивидуального подхода к ребенку.

Создание электронного учебника представляет собою свободный творческий процесс преподавателя, но необходимо придерживаться определенных методических требований (возрастные особенности, требования программы, индивидуальные особенности).

Электронный учебник состоит из основного материала с текстом или словесным сопровождением.

1. Раздел (художественная литература)
2. Выбор источников (книги, раскраски, фотоматериалы, рисунки)
3. Работа над текстом.
4. Составление презентаций, включение текста.
5. Анимация
6. Вопросы по тексту.

Интерактивные технологии прочно входят в жизнь нашего дошкольного учреждения. ИКТ значительно расширяют возможности предъявления учебной информации, игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся, усиливают воздействие изучаемого материала, способствуют более успешной подготовке детей к обучению в школе.

ЛИТЕРАТУРА

1.Богатырева Ю.И., Косарев Информационные технологии в научной деятельности.-
2.Баловсяк Н. Компьютер и здоровье.- Санкт- Петербург, 2008 г.
3.Машбиц Е.И. Психолого-педагогические аспекты компьютеризации
4.Полат Е.С. Новые педагогические технологии.- М., 2000г.
5.Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании. - М., Школа-Пресс, 1994.
6.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., Владос, 1999г.
7.Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.

Другие интересные статьи.

«Использование ИКТ в коррекции речевых нарушений

у детей дошкольного возраста с ОНР» (из опыта работы)

воспитатель высшей квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №32 г. Ельца «Солнышко»

Компьютер активно вошел в нашу жизнь и стал необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Использование современных коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста обусловлено необходимостью значительных перемен в системе .

Введение в действие ФГОС ДО предполагает развитие ДОУ как новой образовательной системы, ориентированной на воспитание и развитие у детей новых качеств и ценностей, а так же внедрение современных подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

Информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это создание единого информационного образовательного пространства дошкольного учреждения, использование в воспитательно-образовательном процессе, разработка интегрированных занятий, .

Отечественные и зарубежные исследования использования компьютера в дошкольных образовательных учреждениях убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этих технологий, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребёнка (исследования, И. Пашелите, Б. Хантер и др.).


В основу использования ИКТ в отечественной педагогике положены базовые психолого-педагогические и методологические положения, разработанные, и др.

Теоретическую основу моего опыта составили: концепция системного подхода к изучению и коррекции речевых расстройств (,), деятельностный подход в обучении (,), концепция применения компьютерных учебных средств (, и др.), концептуальные основы применения информационных технологий в специальном образовании ().

В настоящее время использование в с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с ограниченными возможностями здоровья.

Чтобы обеспечить устойчивый интерес дошкольников к получению новых знаний, образовательная деятельность должна стать эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и . Всё это может обеспечить с её мультимедийными возможностями.

По сравнению с традиционными формами воспитания и обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

Повышает интерес к занятиям;

Стимулирует познавательную активность;

Помогает в реализации индивидуального подхода;

Создает «ситуацию успеха»;

Сокращает сроки реабилитации.

Использование большого и разнообразного спектра заданий способствует расширению кругозора дошкольников, развитию их познавательных процессов. Но вместе с тем необходимо помнить, что компьютер не заменит эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Он только дополняет воспитателя, а не заменяет его.

Широкое применение компьютерные технологии нашли и в дошкольных образовательных учреждениях. Воспитатели коррекционных групп МБДОУ детский сад №32 г. Ельца «Солнышко» не остались в стороне, а активно включились в процесс широкого использования ИКТ в с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

Данные нарушения характеризуются сложной структурой. В связи с этим процесс их коррекции, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому применение воспитателями групп специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей, позволило повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Использование компьютерных программ воспитателями логопедических групп нашего детского сада в работе с воспитанниками, позволяет решать ряд коррекционных задач:

1. Постоянно совершенствовать , тонкую и общую моторику.

2. Закреплять произношение поставленных логопедом звуков.

3. Целенаправленно активизировать отработанную лексику.

4. Упражнять в правильном употреблении сформированных грамматических категорий.

5. Развивать память, внимание, логическое мышление в играх и упражнениях.

6. Формировать связную речь.

7. Закреплять навыки чтения и письма.

Помимо коррекционных задач применение компьютерных технологий в образовательном процессе воспитанников, помогает нам решать задачи творческого характера – развивать воображение и творческое мышление, а также познавательную активность.


В своей работе мы используем компьютер, как на фронтальных занятиях, так и в индивидуальной коррекционной работе с воспитанниками. Использование ИКТ на фронтальных занятиях позволяет вызвать интерес у детей, активизировать внимание, повысить познавательную активность, предотвратить утомление. Чтобы образовательная деятельность давала больший результат, стараемся каждое занятие сделать комплексным, сочетающим в себе традиционный подход и наличие компьютерных средств коррекционного обучения. Для этого в качестве наглядности используются презентации по лексическим темам: «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Профессии», «Домашние и перелетные птицы», «Животные жарких стран», «Деревья наших лесов», «Артикуляционная гимнастика», «Звуки и буквы» и многие др. Некоторые из них создаем сами. Помимо презентаций во время образовательной деятельности используется материал, созданный на основе дидактических игр, способствующий развитию внимания и наблюдательности «Сравни картинки», «Что изменилось», «Что лишнее» и др., развитию словесно-логического мышления «Выдели главное», «Узнай и подбери схему», «Составь схему», формированию навыков анализа и синтеза «Что сначала, что потом» и т. п.

Очень нравится детям, когда в образовательную деятельность включаются компьютерные игры. Здесь нам на помощь приходят готовые компьютерные программы. Одна из таких программ - «Игры для Тигры», предназначенная для коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Все упражнения данной программы построены в игровой форме и направлены на активизацию лексики, употребление сформированных грамматических категорий, формирование связной речи, закрепление навыков чтения. Со стороны компьютера выступает веселый и забавный компьютерный герой Тигренок, который объясняет ребенку цель и правила выполнения задания, дает итоговую или промежуточную оценку выполненного действия. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет выбрать задание, соответствующее реальному уровню и построить коррекционную работу в соответствии с индивидуальной коррекционно-образовательной программой.

Второй помощник - программно-методический комплекс «Развитие речи. Учимся говорить правильно». Программа содержит четыре раздела: неречевые звуки, звукоподражание, речевые звуки, развитие связной речи. Виды заданий разнообразны: «послушай – определи нужный звук (изолированный, в слоге, в слове)», «распредели картинки по наличию звука», «посчитай слоги». Работая с такими заданиями, дети учатся быть внимательными, не смешивать схожие по каким-либо параметрам звуки. На диске имеется также раздел «Развитие связной речи», где ребёнку предлагается алгоритм создания описательного рассказа и рассказа по серии картинок. В легкой, веселой и ненавязчивой форме эта программа учит ребенка верно ориентироваться в звуках окружающего мира, правильно говорить и внимательно слушать. Увлекательные задания помогают расширить кругозор, увеличить словарный запас, развить логическое мышление, зрительную и слуховую память, сообразительность.

Для автоматизации поставленных логопедом звуков используется программа «Домашний логопед», в которой предоставлены красочные слайды-картинки и образцы правильного звукопроизношения (изолированный звук, чистоговорки, скороговорки). Ребёнок сам или с помощью воспитателя находит слова-названия на определённый звук.

Для подготовки к обучению грамоте используем компьютерную игру «Букварик-Смешарик», содержащую четыре раздела: гласных-согласных, деление на слоги, выделение первого звука, игра на закрепление образов букв. Приключения вместе с любимыми героями помогают детям сделать звуко-буквенный анализ слова, выделить определённую букву во всех словах текста, разделить слова на слоги, запомнить графическое изображение букв. Оживающая картинка-иллюстрация указывает ребенку на правильность выполнения задания. Результат работы – у детей закрепляется в сознании образ буквы и звуки, которые буква обозначает. «Букварик-Смешарик» - игра с воспитательным моментом. Программа не пропустит на следующий уровень (новая буква), если не все нужные буквы в тексте будут отмечены.

Таким образом, целенаправленное системное полисенсорное воздействие, интерактивные формы обучения, а также создание психолого-педагогических условий развития положительной мотивации, позволило нам достичь в коррекционной работе с воспитанниками, имеющими общее недоразвитие речи значительных успехов. Это видно из результатов коррекционной работы за последние 4 года. Так в 2012 году при поступлении в логопедическую группу высокий уровень речевого развития не был диагностирован ни у кого, средний - имели 46% воспитанников, а низкий – 54%. На выпуске в школу в 2013 году эти же дети показали следующие результаты: высокий уровень речевого развития вырос с 0% до 16%, средний поднялся с 46% до 52%, а низкий снизился с 54% до 32%. В 2014-2015 учебных годах в коррекционной работе стали широко применяться ИКТ, что значительно улучшило качество обучения: выпускники 2015 года имели высокий уровень речевого развития 19% (2010 -16%), средний показатель подрос с 52% до 61%, а низкий снизился с 32% до 20% по сравнению с 2013 годом.

В заключении хочется отметить, что применение информационно-коммуникационных технологий в образовательной деятельности в логопедической группе ДОУ позволяет преодолеть интеллектуальную пассивность детей, дает возможность повысить эффективность коррекционно – развивающей деятельности педагога, является обогащающим и преобразовывающим фактором развития предметной среды и всех компонентов речи. Инновационные технологии делают коррекционную работу более интересной для дошкольников и более радостной для педагогов. При этом эффективность работы высока в том случае, если ИКТ является частью продуманной, заранее спланированной системы работы по коррекции и предупреждению речевых дефектов у детей дошкольного возраста.

Литература:

Вренёва информационно-компьютерных технологий в обучении дошкольников с нарушениями речи. – Журнал «Логопед»

№ 5, 2010, с. 46

Лизунова технология коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста. Пермь, 2005 Киселькова - коммуникационные технологии как средство коррекции речи дошкольников» Кострома, 2012 Фисенкова -коммуникационные технологии в коррекционно-развивающей работе логопеда ДОУ. Екатеринбург, 2010