Как правильно молиться дома, в церкви, перед иконой, мощам, чтобы Бог нас услышал и помог: православные церковные правила. Можно ли и как правильно молиться своими словами? Какие основные молитвы надо знать и читать православному христианину: список, слов

Как научиться обращаться к Богу? Читать молитвы по молитвослову, хотя бы даже и внимательно, — это ведь еще не значит обращаться к Нему. Очень часто ловишь себя на том, что просто их читаешь или, запомнив уже наизусть, произносишь, как некие монологи, но внутренне не адресуешь к Создателю. Потому и рассеян, и сердце холодно, и заставляешь себя подняться на молитву с трудом… Что надо сделать, чтоб молитва стала живой и горячей? Об этом мы беседуем с игуменом Нектарием (Морозовым).

— Отец Нектарий, обратиться к Богу — это ведь совсем не то, что к человеку? Когда мы обращаемся к человеку, у нас этой проблемы нет — мы видим перед собой человека, знаем цель своего обращения и обращаемся, и это представляется совершенно естественным. А вот к Богу — это всегда проблема, всегда та или иная трудность.

— Я не согласен с таким сравнением: к человеку обратиться — без проблем, а к Богу — проблема. Огромное количество людей, обращаясь к другим людям, делают это так, как на самом деле делать не стоит. И результаты такого обращения бывают достаточно плачевными. Иной человек, читая молитвы, полагает, что он молится, а на самом деле, как вы говорите, к Богу не обращается. Но бывает ведь и так, что человек обращается к человеку и говорит ему: мне от тебя нужно то-то и то-то. Но сердечного контакта между обратившимся и тем, к кому он обратился, не возникает. Человек, которого таким образом о чем-то просят, может это сделать только в силу своего христианского милосердия, добросердечия. А если он нашей просьбы не выполнил, то это в силу нашего жестокосердия. Нам нужно в равной мере учиться — и тому, как обращаться к Богу, и тому, как обращаться к человеку.

Прежде чем ответить на вопрос, как научиться обращаться к Богу и к людям, нужно сказать: человек может научиться только тому, чему он хочет научиться. Если желание есть, то особых сложностей не возникнет. Почему? Потому что если человек ощущает потребность в Боге, потребность в Его помощи, он будет искать способ эту помощь получить, милости Божией сподобиться. Каждый человек, который верит в Бога, знает, что у Бога можно просить помощи в молитве и что просить нужно так, чтобы собственное сердце откликалось. Так и происходит научение — человек сам, сердцем откликается на слова молитв. Вся суть в желании.

— В желании обратиться к Богу и обрести Его помощь?

— Конечно. Иногда происходит странная вещь: человек вроде бы верующий, православный, но, когда в его жизни что-то случается, не молится Богу, помощи Его не просит. Почему? Не по скромности, не по смирению. А потому, что ему как-то страшно вмешивать Бога в свои дела. Он хочет сам со своими делами разобраться. Худо-бедно, плохо, но — сам. Потому что вдруг Господь вмешается в его дела и сделает все совсем не так, как он сам хочет. Вот такой человек никогда не научится обращаться к Богу. Потому что для того, чтобы по-настоящему к Нему обратиться, нужно быть готовым принять Его волю о себе, какой бы она ни была. Любая молитва должна заканчиваться словами: впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк. 22, 42). Но вот это-то и не хочется говорить человеку, и он предпочитает подчас ничего не говорить.

Если же у человека есть желание исполнять волю Божию, если он нуждается в исполнении этой воли — что можно ему подсказать, как ему учиться обращаться к Богу, чтоб это было не формально, а от сердца? Наша жизнь состоит из ситуаций, в которых мы чувствуем свою человеческую недостаточность, неразумие, немощность, греховность. И каждая такая ситуация должна становиться поводом для обращения к Богу. Как говорил преподобный Никодим Святогорец: ты встал вечером молиться Богу, и ты должен вытеснить из своего сердца все, что тебя занимало в течение дня. Но если ты не смог все это вытеснить, не в силах оказался забыть все это ради молитвы, то преврати это все в повод для молитвы. Потому что если для тебя это важно, то это нельзя мимо Него пронести.

Сколько у нас случается всякого, в том числе и того, что нас ранит! Непредвиденные обстоятельства ломают наши планы, разрушают то дело, которым мы занимаемся, дело вроде бы хорошее и богоугодное; от этого страдают люди. Как с этим быть? Нужно сказать: Господи, то, что от меня зависит, я постараюсь сделать, а остальное в Твоих руках, как Тебе угодно, так и будет. И примириться с этим. Как говорил старец Паисий: прежде чем что-то сделать, я зажигаю лампадку и воздеваю руки к Богу, а потом делаю то, что в моих человеческих силах. Это очень хороший урок нам. Нужно делать все, от нас зависящее, но прежде, чем делать, обращаться к Богу. И предавать все Его воле и о прочем не беспокоиться. Когда у нас преобладает такое отношение ко всему происходящему с нами и к Богу — это означает, что ниточка (тоже выражение Паисия Святогорца) доверия связала нас с Ним. Но доверие приходит именно через молитву.

— Но чтобы в час скорби сказать «…не моя воля, но Твоя» — нужно подумать, что эта скорбь, эта боль на самом деле нам зачем-то нужна. Так я Вас понимаю?

— Как говорил преподобный Исаак Сирин, нет другого способа приблизиться к Богу, кроме как через скорби. В ровной, беспечальной, бесскорбной жизни не было бы тех моментов, которые заставят нас к Богу воззвать. Когда с нами что-то случается, это мобилизует нас, это все наши силы собирает. Святитель Феофан Затворник говорил: если ты молишься Богу, ты должен чувствовать в сердце своем некую «болячку», которая заставляет тебя свое сердце чувствовать, из его глубины взывать. А когда с нами что-то случается, эта болячка образуется сама собой. Боль наше внимание в сердце собирает, и мы молимся уже из сердца, а не откуда-то — невесть откуда.

Скорбь может приблизить нас к Богу, а может и оттолкнуть. Чтобы приблизиться, нужно сказать: Господи, мне плохо, мне больно, но если Ты мне это попустил, значит, мне это нужно, я благодарю Тебя. Если человек нашел в себе силы на это, он сделал огромный шаг вперед. Если же человек скажет иначе: «Да что же это такое, Господи, почему Ты так ко мне несправедлив!» — он сделает огромный шаг назад. По большому счету, нужно радоваться тем ранящим нас ситуациям, которые Господь нам Сам посылает и в которых мы можем Ему довериться. Нужно радоваться, что разыгралась буря и мы можем ступить за борт лодки и пойти по бурной воде — к Нему. Не было бы этой бури, мы не узнали бы, что это возможно. Хотя, конечно, любому из нас свойственно желать, чтоб погода на нашем море была хорошая.

— Значит, Гефсиманская молитва — это для нас для всех вечный образец?

— Да, и, следуя этому как образцу, нужно принять во внимание вот что: если Спаситель в Гефсиманском саду взывал к Богу трижды, борясь и орошая землю кровавым потом, то нам нужно взывать — не трижды, а триста, может быть, раз. Потому что наша борьба — это борьба с собственным нашим грехом, малодушием, леностью. Из этой борьбы нам нелегко выходить победителями. Но, выйдя, мы всегда становимся сильнее, потому что возрастаем в доверии к Богу. Один из древних святых говорил: если и небо приклонится к земле, мой ум не поколеблется. Таково было его доверие к Богу. Нам до такой меры далеко, но, шаг за шагом к этой мере приближаясь, можно стать очень сильным и счастливым человеком.

— Говорят, однако, что путь духовного возрастания — это бег вверх по эскалатору, идущему вниз. Стоит остановиться…

— Стоит человеку, навыкшему уже в покаянии и доверии к Богу, расслабиться, позволить себе жалобы и ропот — и вот, он стал слабее и неразумнее, чем был. Расслабился раз, другой, третий — и стал уже совершенно неразумным человеком, не понимающим путей Божиих и неспособным с ними примириться.

— Когда мы во власти какого-то острого переживания, когда мы в слезах, в состоянии крайнего эмоционального стресса, мы именно расслабляемся и зачастую совершенно не помним о Боге. Если мы способны-таки оглянуться на себя — хотя бы в силу того, что к вечерней молитве себя приучили и даже в этом состоянии не можем ее опустить, — мы осознаем, что все это время Бога для нас словно и не было. И очень трудно вновь собраться и к Нему вернуться.

— А на самом деле эта мучительная для нас ситуация имеет своей целью о Боге нам напомнить. В подобных случаях действительно бывает трудно справиться с возбужденными нервами. Но как оно возникает, нервное возбуждение? Оно имеет причину во множестве помыслов, которые у нас в голове толкаются и нас дергают туда-сюда. О том, какова бывает брань с помыслами даже у святых, говорит нам эпизод из жизни Макария Александрийского: его так измучил помысл куда-то непременно пойти, что он лег на пороге своей кельи и сказал: кто хочет, может понести меня, а сам я никуда не пойду. И лежал так до тех пор, пока не ушел помысл. Помыслы расшатывают нервную систему, а борьба с ними — это, во-первых, вопрос веры, а во-вторых, дисциплины. Дисциплина ведь во всем нужна. Если человек привык вставать вовремя, он будет вставать вовремя. Привык позволять себе полежать «пять минут», будет лежать час. Привык при любой приключившейся скорби говорить: Господи, да будет воля Твоя, благая прияхом, злых ли не стерпим (ср.: Иов 2, 10) , значит, так и будет говорить. А если человек сначала позволяет себе помалодушествовать, предается жалости к себе и лишь потом пытается взяться за себя, то, конечно, ему трудно будет справиться с собой.

— Стащило вниз, попробуй выберись теперь наверх…

— Да, я знаю это по собственному опыту, потому что меня тоже постоянно туда стаскивает. Эскалатор не просто вниз идет, он еще и очень быстро движется. Но бывают случаи, когда все же не даешь себя стащить.

— В течение всей нашей жизни, изо дня в день нашим вниманием владеет наша же собственная ситуация со всеми ее проблемами, радостями, надеждами, страхами… Мы обращены к себе, внутрь себя, может быть, а к Богу — лишь постольку, поскольку это имеет отношение к той же нашей ситуации. Когда нам плохо и страшно, мы готовы вскричать «Господи, помилуй!», когда нам что-то до зарезу надо, мы готовы это у Него просить, вымаливать, но постоянной обращенности ко Творцу у нас нет. Потому и не можем толком молиться… Как развернуть себя на некое количество градусов?

— Это верная мысль, к Богу нужно не просто обращаться время от времени, к Нему нужно постоянно самого себя разворачивать. Почему это так трудно? Трудно оставить все то, к чему обращен человек, за что он держится, что владеет его душой и вниманием. С чего начать? У Антония Великого есть хороший совет: прежде чем отходить ко сну, обязательно поблагодари Бога за все, что было в этот день. Даже если в этот день, по рассуждению человеческому, не было хорошего вообще ничего, а было только плохое. Все равно нужно поблагодарить Бога — сначала лишь устами, а следом за этой устной благодарностью — может быть, даже через силу произнесенной — появится осознание того, за что мы Бога благодарим. За то, что Он дал нам прожить еще этот день. За то, что, хотя мы и впадали в грехи, от многих иных грехов нас Господь сохранил. За то, что Он как-то меняет, образовывает, учит нашу душу. Только начни благодарить — и сердце подскажет за что. И с такой же благодарности Богу важно свой день начинать. Тогда не будет этого мгновенного погружения в собственные обстоятельства, проблемы, скорби — сразу после пробуждения. Тогда — открыл глаза, и первая твоя мысль не о будильнике, не о работе, не о деньгах, не о службе даже — потому что ведь мы умудряемся и в храм бежать, совершенно о Боге не думая, — а именно о Нем. Если человек навыкает, едва открыв глаза, сразу говорить: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты даешь мне еще один день», тогда со временем эти слова очень глубоко в сердце проникнут.

— И так возможно научиться все время видеть Бога, иначе говоря, реагировать на Него как на постоянно присутствующее в нашей жизни обстоятельство?

— Для того чтобы все время Его видеть, просто не надо от Него отворачиваться. Ведь в этом мире, в нашей жизни нет ничего такого, что не напоминало бы нам о Боге. Им мы живем, дышим и существуем. Если в какой-то момент Его воля, поддерживающая наше бытие, станет иной, мы перестанем существовать. Поэтому нет такого момента, в который у нас не было бы повода о Нем вспомнить.

Но сила памятования человека о Боге может быть различной. Это как отношения с человеком: когда-то они бывают ровными и привычными, а когда-то захватывают нас целиком. Очень важно, чтобы это чувство — что всё вокруг, всё, что с нами происходит, есть дело рук Божиих и Промысла Его о нас — присутствовало в нас постоянно. В нашей жизни нет ничего, что не имело бы отношения к Богу!

— Вы говорите: «Если есть желание, особых трудностей не будет», но как все же трудно, практически невозможно себя перестроить! У кого это получается? У Вас получается, например?

— Каждого из нас на пути духовном ждут маленькие открытия. И эти открытия свидетельствуют — не о преуспеянии, нет, но о том, что человек каким-то образом все же нащупывает для себя некий путь. Мы очень разные, и Господь, когда хочет чего-то от нас добиться, употребляет разные способы воздействия на наши души. Разные способы призвания. Каков был, например, способ призвания апостола Петра? Неожиданно богатый улов рыбы (см.: Лк. 5 , 4-7). А с апостолом Матфеем это произошло иначе (см.: Мф. 9 , 9). И с апостолом Павлом (см.: Деян. 9 , 3-9). К каждому сердцу Господь подбирает свой ключ. Вот и мы — каждый к своему сердцу — должны какие-то ключи подбирать. Потому что сердце каждого из нас — оно, с одной стороны, человеку принадлежит, а с другой — будто и не его, настолько не управляемо им.

Я, например, нашел для себя такой ключик: когда я оказываюсь в ситуации, которая для меня тяжела, которая может разрушить меня — и не только мою нервную систему, не только мою жизнь, но и — самое страшное — мои отношения с Богом, — я стараюсь представить себе последствия. Каким я стану, если я позволю этой ситуации себя преодолеть, если не найду в себе сил смириться с волей Божией и благодарить Его за все, что Он мне послал? Я останусь ни с чем. С истрепанными нервами, с разрушенной жизнью, с явными признаками моральной и интеллектуальной деградации. А главное — я окажусь в удалении от Бога. И как мне такому жить? Вот эта мысль об ужасе, в который я могу сам себя ввергнуть, — она помогает мне преодолеть мучительную ситуацию и жить, хотя не всегда помогает сразу.

— Скажите, в чем еще должен состоять наш труд? Мне кажется, что перестраивать нужно очень многое, например отношение к людям.

— С внешней стороны, все постигающие нас испытания приходят от людей. Господь устраивает нашу жизнь, но непосредственно создают наши жизненные обстоятельства все же люди. Иногда мы говорим себе так: «Да, конечно, я смиряюсь с тем, что мне Бог посылает, но вот именно с этим человеком я мира найти не могу, потому что он — орудие неправды». Но мы не должны так говорить на самом деле; в этом случае мы, по слову аввы Дорофея, становимся похожими на собаку, в которую бросили палку, а она, вместо того чтобы разобраться, откуда и почему эта палка прилетела, хватает ее и грызет как причину своей беды. А причина нашей беды — не человек и не Бог. Причина — это, с одной стороны, наша испорченность, с другой — испорченность окружающего нас мира. И это надо принимать — не как что-то, имеющее к нам лишь косвенное отношение, а как то, в чем мы непосредственно живем. Когда нас обвиняют, притесняют, как нам кажется, несправедливо, вспоминать заповедь о левой щеке (см.: Мф. 5 , 39), вспоминать те наши неправды, за которые нас никто не обличил и не наказал, которых, кроме нас и Бога, никто не знает. Да, можно сказать: это очень трудно, это сложно — жить так, как вы предлагаете сейчас. Но опыт показывает, что жить иначе, не делать всего этого — гораздо труднее.

— Молитвы, оставленные нам святыми отцами Церкви, — они как бы сшиты не по нашей мерке. Мы не испытываем того, что испытывали они, мы до этих переживаний просто не доросли. Знакомство с их наследием нам, безусловно, полезно, более того, необходимо: без этого маяка мы найти верный курс не сможем; но как нам молиться их словами? Как быть, если та или иная молитва не становится своей?

— Ребенок учит стихи Пушкина, или Тютчева, или Блока, не понимая их глубинного смысла; но, если он читает стихи с интересом и вниманием, душа его понемногу преображается, и постепенно он может прийти к пониманию поэзии. И со временем, может быть, поймет больше, чем Пушкин или Тютчев, бывает и такое. Нечто сродное можно сказать и о чтении молитв. Человек, читающий их внимательно, всегда найдет в них что-то, отвечающее его собственным внутренним запросам. Молясь по молитвослову, мы просим у Бога прощения, милости, и это вполне соответствует нашей мере. Но там же, действительно, есть вещи, которые нашу меру превосходят. Например: святые гораздо лучше нас видят собственную греховность, свое недостоинство и облекают это в такую словесную форму, что нам кажется — мы лучше их. Или: мы понимаем, что мы намного хуже, но скорбим оттого, что, в отличие от них, никак по-настоящему почувствовать это не можем. Но если человек молится внимательно и усердно, если он сообразует свою жизнь с молитвой, изменения в нем происходят. Человек вырастает — если не в меру святых, то, во всяком случае, в меру понимания, внутреннего принятия тех слов, с которыми они к Богу обращались. Молитва воспитывает человека.

Мы нередко исходим в своих рассуждениях из того, что святые — совсем не такие люди, как мы, куда нам до них. Это, с одной стороны, так; но душа человека, душа любого из нас изначально создана удивительно хорошей, чистой, светлой. И в ней — поскольку человек создан по образу и подобию Божию — все лучшее уже заключено. Да, она испорчена, искажена грехом. Но лучшее в ней все равно есть, и это лучшее, безусловно, способно откликаться на слова святых, жить этими словами и воспринимать их как свои. Наша душа похожа на измученного, забитого узника, а когда мы молимся, мы выпускаем ее на свободу. У нее есть крылья, и когда мы молимся, мы даем ей их расправить, и она снова получает возможность летать.

— Значит, нужно ждать и надеяться, что слова молитв, сложенных святыми отцами, станут когда-нибудь нашими?

— Ждать не надо. К этому надо идти каждый день. Это ведь как искорки — сегодня одна искорка блеснет и осветит нашу жизнь, завтра другая. Сегодня одно слово молитвы вдруг переживется сердцем как наше собственное, завтра другое. Просто нужно это помнить, не забывать случившихся уже озарений. Складывать этот опыт в своем сердце и дальше им жить. А еще важно — не бояться переживать то, что переживали святые. Человек нередко этого боится, потому что переживать это больно; сердце приходится глубоко раскрывать и обнажаться перед Богом и перед самим собой. Здесь необходим отказ от самозащиты, ощущение собственной беззащитности. Потому что только тогда, когда мы не защищаем себя сами, нас защищает наш Защитник.

— Но в повседневной своей жизни мы так привыкли защищаться, что расстаться с этой привычкой кажется невозможным.

— Да, человек — существо, зависимое от своих привычек, но привычки можно менять. Вредную привычку курить человек может сменить на полезную привычку — бегать по утрам. Привычки должны зависеть от человека, а не человек от привычек. Мы привыкли обижаться и страдать, если нам говорят какую-то неприятную правду о нас; а почему? Почему первично страдание, а не радость от того, что нам указали на что-то дурное в нас и тем самым помогли измениться? Молитва призвана изменить наше сердце, а защищая себя, мы сердце свое защищаем от нее. Здесь нужно выбирать и нужно знать, что зависит это не от возможности или невозможности, а от желания или нежелания. Есть, к примеру, такая вещь, как балет: можем мы с вами сделать то, что делают артисты балета на сцене? Вряд ли. А они ведь такие же люди, как и мы, просто они годами упражняли свое тело — потому, что хотели в балете танцевать. Мы призваны не тело упражнять, а душу, и если у нас это плохо получается, то только потому, что мы плохо хотим.

И еще один важный момент: не бояться правды окружающей нас жизни. Не прятаться, не бежать от нее, не приукрашивать, а иметь смелость встречать ее лицом к лицу — со всей ее болью, ужасом, тяжестью. И не ужасаться от этого, не изнемогать от этой боли, а принимать жизнь такой, как она есть. Только так относясь к жизни, можно увидеть человеческую боль и попытаться уврачевать ее. Только видя жизнь такой, как она есть, можно кому-то помочь и не пройти в конечном итоге мимо Христа. Нередко человек отказывается видеть жизнь такой, как она есть, и пытается формализовать ее. И тогда все становится формальностью, в том числе и отношение к Богу. В начале нашей беседы вы сравнивали отношение к Богу с отношением к человеку: а всегда ли мы к людям относимся не формально? Всегда ли мы готовы человека принять таким, каков он есть, принять в свое сердце, а не отвернуться от него? Как часто мы отворачиваемся от человека, потому что он боль какую-то нам причиняет — самим фактом своего существования! А закрывшись от человека, мы почти всегда закрываемся от Бога. А если мы однажды свое сердце для Него закрыли, оно не раскроется потом автоматически. Для того чтобы оно раскрылось, нужны будут особые усилия, труд покаяния. Почему преподобный Силуан Афонский говорил, что молиться за мир — это кровь проливать? Потому что для молитвы за мир надо такое сердце иметь — любящее, чувствующее, милующее. Вот почему старец Силуан плакал над змеей разрубленной, над летучей мышью, которую кипятком обварил случайно. Это трудно — так жить. Жить и плакать над чужою болью. С точки зрения современного человека такие слезы — признак расшатанной нервной системы, истеричности и т. п. А с точки зрения христианства это норма — такое отношение ко всему живому. Обнаженное.

Есть еще одно хорошее правило, правда, его не так легко соблюдать. Когда что-то случается такое, ранящее нас, когда мы вдруг о чем-то узнаем, не реагировать на это сразу, а сделать как бы шаг назад и дождаться, дать произошедшему отозваться в сердце, откликнуться — и реагировать уже после этого сердечного отклика. Ведь мы очень часто лишь по поверхности событий, явлений скользим, и это тоже мешает нам подлинной сердечной жизнью жить. А если человек не живет подлинной жизнью, то и молитва его не может быть подлинной.

Журнал «Православие и современность», № 29 (45)

Марина Бирюкова

Как правильно обращаться к Богу с просьбой, с желаниями, чтобы они сбылись?

    Совсем недавно разговорились с одним мужчиной, продавцом. Он человек верующий и как раз-таки на эту тему он сказал, что обращаться нужно со слов Всевышние силы. Но мне пока не помогает...

    Иногда Бог отвечает нет, а мы принимаем это за неответ.Вы готовы к такому повороту событий?

    Бога не существует как вы это не поймете человека создала природа а не бог

    А мне стали молитвы помогать только тогда.когда я научилась БЛАГОДАРИТЬ за все события в своей жизни.У меня был очень трудный период в течение 2 лет,Юно я все смогла выдержать и извлекла хороший урок,приобрела бесценный опыт.Вот именно за это я и благодарила Господа.а теперь стала замечать,что он помогает мне,хотя молюсь своими словами,от всей души.Перед сном я обязательно благодарю Господа,за все,что случилось днем.Кстати, очень часто у меня текут слезы в эти минуты и так сразу на душе спокойно становится,не передать.Главное-благодарить,а уж потом просить

    Бог существует я это точно знаю, не знаю откуда, но вот знаю и вс тут, а вот поверить до сих и не выходит (ранее в юношеские годы ещ говорил, зачем верить - я итак знаю), а теперь просто хочу верить, не смотря на то что я инвалид в плане чувств и не только...

    Не знаю вот откуда эти знания, словно высшая сила вложила их или просто логический вывод, ведь я как машина в вечном поиске себя и бога!!! Да и ещ, природа не сможет создать душу.

    Бессмертную душу может создать только бог, как то так.

    Итак знаю, не знаю откуда, но просто знаю (возможно это и есть вера, как думал раньше я, но нет знание холодное - оно не согреет) и вот устал я жить словно без души, а просто хочется верить!!!

    P.S. от самого бездушного создания во...

    Попросить от всей души то, что тебе действительно необходимо. Говорят, что сначала надо поблагодарить за все то, что уже есть в твоей жизни, за саму жизнь, и за плохое, которое стало уроком и смогло вразумить, научить чему-то (ведь без воли Бога и волос с головы человека не упадет).

    Затем, нужно попросить прошения за все то, что сделал плохого, за то, что редко о Боге вспоминаешь и приходишь к нему часто только в случае беды, а в радости забываешь за нее Его поблагодарить.

    А потом уж от души прсите то, что вам необходимо.

    Обратиться к Творцу очень искренне,с душевным порывом.Нужно действительно ХОТЕТЬ,если Вы хотите,чтобы Ваша просьба была исполнена.Сначала надо поблагодарить,за все что в жизни имеете(даже если имеете немного),потом попросить прощения за грехи.И уже после этого обратиться с Просьбой.Молиться не обязательно в Церкви,можно где угодно,лишь бы Молитва шла от Души.

    Я не верю, что бог может помочь, помогает себе лишь сам человек, а церковь не контора для просьб, бог в душе или есть или его нет. Да, мы идем в церковь обычно с бедой, когда уже ни во что не веришь,и это последняя соломинка.

    Бог это наш Всевышний Отец. Друг и Учитель.Высшее благо. Сунум бонум.Общение с Ним никогда не приведет к плохому. Просто станьте очень дорогим для Него. Предайтесь Ему и делайте что-то для Него. Соблюдайте сухой пост на одиннадцатый день после полнолуния и новолуния. В экадаши.

    Обращайтесь со смирением. И имейте правильные желания, которые пойдут на пользу Вам как бессмертной душе. такие желания Господь исполняет в первую очередь. И молитесь о помощи и покровительстве святой личности.Которая может ходатайствовать за Вас перед Богом. Такого человека Ведическая литература называет духовным учителем.Или сад гуру.

    Господи дай мне силы принять то, что ты в своей неисчерпаемой милости и мудрости сочтешь возможным мне дать. И дай мне разума приняв твой дар, и понять всю его ценность и обратить его в большее благо во славу Твою.

    Вот как то так...

    P.S.

    Бог -не золотая рыбка,чтобы исполнять ваши желания. Ведь желания бывают разные. Но для того, чтобы ваша жизнь была успешной и процветающей, нужно принять Иисуса Христа своим Господом и Спасителем, изучать Слово Божье, одним словом заключить Завет с Господом.Взаимоотношения ваши с Богом будут расти, укрепляться в вере, и тогда вы сами увидите, как изменяется ваша жизнь. Ведь Богу нужно ваше сердце, которое умеет любить и прощать.Иисус, в детстве возрастал и укреплялся духом,исполняясь премудрости, и благодать Божья сошла на Него.Вот так и нам нужно возрастать в вере,быть сильными духом, иметь Божью мудрость и благодать.И по благодати Божьей Господь нас будет благословлять и восполнять все наши нужды. Слава Ему!

Каждый человек в определенные моменты своей жизни обращается к Богу за помощью или советом. Поэтому необходимо каждому знать, как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал ваши слова. На сегодняшний день, пожалуй, подавляющее большинство людей неуверены в том, что они правильно молятся, а ведь порой так хочется услышать ответ, на поставленный вопрос.

Как правильно молиться дома, чтобы Бог услышал?

За каждым жизненным поворотом судьбы нас могут подстерегать непреодолимые трудности или опасности:

  • страшные заболевания;
  • отсутствие денег;
  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • страх за близких и родных людей.

Редко кому удается избегать таких поворотов. Все, что нам остается, так это помолиться Богу, рассказать ему о своих невзгодах и попросить помощи. Если вы хотите услышать ответ и почувствовать руку помощи, то необходимо, чтобы просьба была искренней и исходила из глубина вашего сердца.

К сожалению, в современности к молитве прибегают лишь в самых крайних обстоятельствах, отчаянно нуждаясь в поддержке, защите или помощи. Но стоит помнить, что молитва — это непросто набор, связанных между собой слов, а разговор с Богом , поэтому монолог должен исходить от души. Молитва является единственным способом общения с Творцом, именно поэтому каждый человек должен знать о том, как правильно молиться.

Для того, чтобы быть услышанным вовсе не обязательно покорять горные вершины, ездить по святым местам или ходить по пещерам, достаточно сильно и искренне верить. Если Бог видит все, то зачем нам куда-то ходить для того, чтобы обратиться к нему?

Но как правильно читать молитвы, чтобы быть услышанным? Что можно просить у Творца? Обращаться с просьбами к Всевышнему можно обо всем. Исключениями являются просьбы, которые влекут за собой горести, печаль и слезы других людей.

Божественный Молитвослов на сегодняшний день хранит в себе просто невероятное множество молитв, которые охватывают различные жизненные ситуации верующего человека. Это молитвы:

Как мы сказали ранее, этим молитвам просто нет числа. Нет числа словам, с которыми можно обратиться к нашему Спасителю, моля о помощи. Помните лишь о том, что Господь снисходителен по отношению к вам, понимайте всю серьезной вашего обращения, оценивая свою недостойность.

Даже если вы не знаете слов молитвы, но подошли к обращению со всей искренностью и серьезностью, то Господь вас не оставит и обязательно направит на правильный путь .

Хочется также добавить что обращение к Всевышнему не является панацеей от всех заболеваний и не относится к числу магических ритуалов. Поэтому относитесь к обращению соответственно. Помните о том, что Бог сам знает, кто чего в этой жизни достоин. Не стоит просить его навредить кому-то или наказать, это грешно! Никогда не просите его о свершении несправедливости.

Когда именно можно читать молитвы?

У современного человека нет возможности весь день читать молитвы, поэтому следует выделять для этого определенное время . Просыпаясь утром, даже самый занятой в жизни человек, может стать перед иконами на несколько минут и попросить у Бога благословения на предстоящий день. В течение всего дня человек может про себя повторять молитвы к своему Ангелу-Хранителю, Господу или Богородице. Обращаться к ним можно про себя, чтобы этого не заметили окружающие вас люди.

Стоит отметить, что особое время — это время перед сном. Именно в это час можно поразмышлять о том насколько этот день был духовным, в чем вы согрешили. Обращение к Господу перед сном успокаивает, позволяет забыть суеты прошедшего дня, настраиваясь на спокойный и тихий сон. Не стоит забывать благодарить Господа за все, что произошло с вами в течение дня, и что он прожил его вместе с вами.

Просить у Господа помощи можно по-разному , невзирая на то, где вы находитесь — дома или в храме. Икона всегда окажет положительное действие.

Как правильно просить о помощи перед иконой? Какому образу лучше отдать предпочтение? Если ты не имеешь представления как правильно читать молитву и перед какой иконой, то лучше всего помолиться перед образами Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа. Эти молитвы можно назвать «универсальными», поскольку помогают в любом деле и просьбе.

Главными составляющими домашних молитвослов является начало и завершение. Обращаться к Святым и просить о помощи необходимо правильно , следуя нижеперечисленным простым советам:

Молитва будет услышана Господом, если соблюдать следующие правила:

В чем отличие церковной и домашней молитвы?

Православный христианин призван постоянно молиться, делая это где угодно. На сегодняшний день у многих возникает вполне обоснованный вопрос, а зачем иди в церковь, чтобы помолиться? Существуют определенные различия между домашним и церковным молением . Давайте их рассмотрим.

Церковь была основана нашим Иисусом Христом, поэтому еще тысячелетия назад православные христиане собирались в общины, чтобы прославлять Господа. Церковная молитва обладает невероятной силой и существует множество подтверждений верующих о благодатной помощи после церковной службы.

Церковное общение предусматривает и обязательное участие в богослужениях. Как молиться, чтобы Господь услышал? Прежде всего необходимо посетить церковь и вникнуть в суть богослужения. В самом начале все покажется невероятно трудным, практически непостижимым, но, спустя время, в ваших головах все прояснится. Стоит также отметить, что в помощь каждому начинающему христианину издается специальная литература, которая проясняет все происходящее в церкви. Приобрести их можно в любой иконной лавке.

Молитва по соглашению — что это такое?

Помимо домашних и церковных молитв, в практике православной церкви есть . Их суть заключается в том, что в одно и то же время люди читают одно и то же обращение к Господу или Святому. Однако, стоит отметить, что этим людям вовсе не обязательно находиться рядом, они могут быть в разных частях света, это не имеет никакого значения.

В большинстве случаев подобные деяния совершаются с целью помочь близким в крайне сложных жизненных ситуациях. Например, при тяжелом недуге у человека его родные собираются и молят Господа, чтобы тот исцелил страждущего. Сила этого воззвания очень велика, поскольку, по словам самого Бога «Где двое или трое собрались во имя Мое, там и Я среди них».

Но не стоит рассматривать это обращение, как некий ритуал, который исполнит все ваши желания. Мы уже говорили ранее о том, что Господь знает все наши нужды , поэтому, обращаясь к нему за помощью, мы должны делать это, уповая на Его святую волю. Порой бывает так, что молитвы не приносят желаемого плода, но это не значит, что вас не слышат, причина очень проста — вы просите то, что станет крайне неполезным для состояния вашей души.

Подведя итоги всего вышеизложенного, хочется отметить, что главное — не просто молиться, а быть по-настоящему искренним и верующим человеком с чистыми помыслами и сердцем. Мы настоятельно вам рекомендуем молиться каждый день, чтобы вы скорее были услышанным Богом. Если вы решили начать праведную жизнь, то вам прежде необходимо очиститься от всех грехов, причастившись и исповедовавшись. Перед началом молитв рекомендуется ровно девять дней вести не только духовный, но и физический , отказавшись от мяса.

О МОЛИТВЕ. КАК МОЛИТЬСЯ, КАК ОБРАЩАТЬСЯ К БОГУ?

Во времена действия древнего закона, высеченного на камне, закона, данного через Моисея, люди обращались к Богу по имени. Поэтому, в Священном Ветхозаветном Писании Святое имя Всевышнего Бога встречается около семи тысяч раз (тетраграмматон).

В Новозаветных Священных Писаниях тетраграмматон – отсутствует. Когда Божий закон пишется на сердцах людей, тогда люди обращаются к Богу не по имени, а – ОТЧЕ, ОТЕЦ.

«Господи, научи нас молиться»,- попросили Христа ученики. Ответ Господа хорошо всем известен. Это – молитва «Отче наш». Она и показала, как нужно обращаться к Богу. Не по имени, а «Отче», Отец Небесный. Все, верующие в Иисуса Христа, есть дети Божьи. Дети не обращаются к Отцу по имени. По имени обращаются слуги, рабы. А дети обращаются «Отец, папа». Мы, как ученики Христа, обращаемся к Богу «Отче», если, конечно, чувствуем себя Божьими детьми, если мы усыновлены Богом через веру в Иисуса Христа, посредством получения Святого Духа.

«Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти; ибо, если живете по плоти, то умрете, а если духом умершвляете дела плотские, то живы будете. Ибо, все водимые Духом Божьим, суть сыны Божьи; потому что вы не приняли духа рабства, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии». (Римл. 8:12-16).

…Господь в Нагорной проповеди учит, какая должна быть молитва, и даже дает примерный текст молитвы.

…Краткость молитвы.

…Тайна молитвы. Молитва в тайне: «Войди в комнату, запри за собой дверь…».

…Не нужно в молитве доходить до самоистязания. Любящий Отец Небесный этого не требует от Своих детей.

…Длинные, эмоциональные, громкие (криком) молитвы – из язычества.

(Вот, что я писал о молитве в книге «Премудрость Любви»).

«…Молитва, это – самое святое, самое глубинное, интимное. Никому не хотел бы показывать. Только Богу одному. Для меня молитва всегда, насколько я себя помню, была как теплый, доверительный, откровенный разговор с отцом, а часто даже как с другом. Само собой разумеется, что Бога я боялся, и боюсь, и чем дальше, тем, наверное – больше. Но – не в молитве, и не во время молитвы. В молитве я приходил к Богу, ну – как к себе домой. Никогда мои молитвы не были длинными, длительными, назойливыми, надоедливыми. Почему-то слова Христа «молясь, не говорите лишнего», и – «знает Отец ваш Небесный прежде вашего прошения…» всегда приходили мне на память.

Еще одно (как я это понимаю): По какому бы поводу не была молитва, с какой бы проблемой не приходил я к Богу в молитве, сам факт молитвы, само это деяние было и остается деянием чрезвычайно светлым, радостным и приятным. Даже когда сам себе противен, даже когда сделал явную глупость, согрешил, все равно, обращаясь к Богу, я приходил к Нему как к своему, родному, любящему, в полной уверенности, что обязательно Он услышит мои слова. Часто я говорил: «Отче, видишь, опять я вляпался. Опять мне стыдно… Прости меня, Отче…» Слезы? Да, слезы были, даже не редко. Как по поводу ошибок, так и по поводу проблем, для разрешения которых произносилась молитва. Но многословия не было. И самоистязания не было. А был как разговор с хорошим другом, который все хорошо понимает, и который, конечно не бросит в трудную минуту, не предаст, но поможет, поддержит, и не станет упрекать: «во-от, опять ты…»

Часто мы сами, до конца не понимая происходящего, доводим себя до мучений в молитвах. Именно это случилось с пророком Даниилом, который в течение долгих дней постился и молился, не зная, что Бог мгновенно услышал его молитву, сразу, как только он стал молиться, послал к нему Ангела с ответом. Но Ангел не пришел вовремя по другой причине, о которой Даниил ничего не знал. (Дан. 10:12,13). Какую бы молитву из Псалмов мы не взяли, она, по длительности, уложится в несколько минут. А сколько времени заняла молитва пророка Илии на горе Кармил пред сотнями пророков Ваала?

Но, что говорится в Евреям 5:7? О какой молитве Иисуса там идет речь? Мне думается, что там не говорится обо всех молитвах Иисуса, которыми Он молился, живя на земле, что, все Его молитвы были такими. Там речь идет о молитве перед распятием. И записано об этой молитве не для того, чтобы мы подражали ей, а для того, чтобы мы немного могли представить себе, какой подвиг совершил Иисус Христос, отдав Себя на распятие. Мы не сможем так молиться. Никакой человек не сможет молиться, как молился Господь Иисус. И нам не нужно так молиться, потому что наше спасение не зависит от горячности нашей молитвы, а от веры во Христа. Даже, если бы не то что пот с кровью, но и вся кровь наша стекла бы во время молитвы, нам не будет пользы, если у нас нет веры во Христа. Но, если у нас имеется вера во Христа, то нам нет никакой необходимости так молиться. Достаточно, в принципе, произнести молитву «Отче наш».

Правда, о Христе неоднократно говорится, что Он «ночь провел на горе в молитве…» Мне думается, что в данном случае речь не идет о молитве, как о просьбе, а как о приятном общении с Отцом Небесным. Почему я так предполагаю? Потому что нам не дан текст тех молитв. Значит, это было Его, Христа, личное общение с Богом. И людям подробностей знать не положено. Указан лишь сам факт, чтобы мы, как усыновленные и удочеренные Богом, как Его дети, понимали, что также можем, и должны иметь с Ним, со Своим Небесным Отцом такое личное общение. Но это – другое. Это – больше, чем просто молитва. И текст такого «общения», думаю, никто не станет публиковать, как не опубликованы и слова Христовых молитв. Мы можем в сердце, во время такого разговора с Богом, благодарить Его за все, можем радоваться Его чудным делам, хвалить, радовать Его, даже петь Ему песни! Все это, естественно, временем не ограничивается. Так бывает у духовных Божьих детей.

Но мы то – и буквальные, телесные люди. И нам никак не выпрыгнуть из своего тела. А оно – и болит… Но, увы, приходится терпеть, страдать, мучиться. И никуда нам не деться. «Претерпевший до конца спасется». Одно утешение, что Господь все видит, все знает, и не оставляет без внимания все наши проблемы, вздохи и слезы. Вот, расскажу Ему обо всем ночью – и легче станет. А ночь длинная, много успею рассказать». (Конец цитаты)

Желание молиться Богу, беседовать с Богом, духом общаться с Ним, есть главная черта праведного человека. Кто молится Богу, тот угоден Ему. Бог всегда с ним. Никакой грех, никакая ошибка или промах в жизни не причинят непоправимого вреда тому, кто всегда молится Богу, кто не прекращает молиться ни при каких обстоятельствах.

«В молитве будьте постоянны».

«Ибо семь раз упадет праведник, и встанет…». - Библия.


Молитва - это способ беседы человека с высшими силами. Обращаясь к Богу, Богородице, святым или ангелу-хранителю, человек кается в грехах, просит о содействии или благодарит за помощь. Каждое из таких обращений-молитв имеет свои особенности и правила.

Покаянная молитва освобождает от переживаний

Покаянная молитва - та, в которой человек признает свою вину, раскаивается в поступках, за которые стыдно перед Богом и людьми. По православным канонам, если человек не осознал свои ошибки, другие его обращения высшие силы могут оставить без внимания. Поэтому прежде всего важно покаяться в совершенных грехах. При этом признание вины должно быть искренним и действенным, иначе покаянная молитва не будет иметь никакого смысла. Такая молитва освобождает душу человека от груза переживаний, помогает обрести душевный покой и силы.

Молиться можно и своими словами, но хорошо бы знать хотя бы одну покаянную молитву, написанную подвижниками или святыми, так как их слова имеют особые вибрации. Одна из самых известных покаянных молитв - «Боже, будь милостив ко мне, грешному!». К покаянным также можно отнести некоторые разновидности канонов - молитв, посвященных какому-либо святому.

Хвалебную молитву произносите первой

Хвалебная молитва существует для того, чтобы человек мог прославлять Бога и святых, выразить им свою любовь. Во время таких молитв просьбы и другие обращения к высшим силам неуместны. Согласно православным традициям, хвалебную молитву следует всегда читать первой, даже раньше покаянной. Одну из них - «Слава Богу» - мы произносим очень часто, и делаем это в большинстве случаев машинально, даже не задумываясь над ее смыслом. Также хвалебную молитву принято произносить по окончании какого-либо дела. К хвалебным обращениям относятся каноны и акафисты - молитвы, посвященные Богу, Богородице или святому. Хвалебными молитвами обычно начинаются и заканчиваются все церковные богослужения.

Просительная молитва поможет в трудные минуты

Просительная молитва позволяет человеку обратиться за помощью или высказать свои желания. Просительные молитвы помогают человеку смирить свой эгоизм и гордыню. Ведь для многих очень непросто попросить о помощи. Да и просительная молитва - не совсем обычная просьба. Чтобы быть услышанной, она должна быть чистосердечной. Самые известные короткие просительные молитвы - это «Господи, благослови», которая произносится в начале любого дела, и «Господи, Иисусе Христе, помилуй нас». Они являются универсальным обращением к высшим силам при опасности или в трудные минуты. К просительным молитвам относится также ектения - особое обращение к Богу, которое читают во время службы в церкви.

Благодарите высшие силы за все

Благодарственная молитва дает человеку возможность вознести благодарность Богу или святым за помощь. Ее принято читать независимо от того, получил ли человек то, что просил у высших сил. Даже если его просьба осталась без внимания, все равно нужно произнести благодарственную молитву - возможно, то что человек не получил, принесло бы ему только неприятности. В православии принято даже в трудные минуты жизни возносить благодарность Богу, так как любые испытания делают нас сильнее и мудрее. Самая распространенная короткая благодарственная молитва - «Спасибо, Господи, за все».

Молитвы лечат

Сравнительно недавно ученые стали изучать феномен молитвы и установили, что слова, обращенные к высшим силам, нормализуют все процессы в организме, снижают уровень холестерина в крови, помогают при депрессиях. Кроме того, молитвы «лечат» наше биополе и благотворно влияют на электрические импульсы мозга.